Значение философии в современном мире кратко. Роль философии в развитии и жизни человека и общества

(вместо заключения)

Как мы уже знаем, философия - это форма духовной дея­тельности, направленной на постановку, анализ и решение ко­ренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на человека. К ним относятся та­кие проблемы, как постижение своеобразия человека и его мес­та в универсальном целостном бытии, смысл и назначение че­ловеческой жизнедеятельности, взаимоотношения бытия и соз­нания, субъекта и объекта, свободы и детерминизма и многие другие. Соответственно определяются основное содержание и структура философии, ее функции. Причем сама внутренняя структура философского знания является очень сложно органи­зованной, одновременно целостной и внутренне дифференци­рованной. Существует, с одной стороны, некоторое теоретиче­ское ядро, складывающееся из учения о бытии (онтология), теории познания (гносеология), учения о человеке (философ­ская антропология) и учения об обществе (социальная филосо­фия). С другой стороны, вокруг этого теоретически системати­зированного фундамента достаточно давно сформировался це­лый комплекс специализированных отраслей или ветвей философского знания: этика, эстетика, логика, философия нау­ки, философия религии, философия права, политическая фи­лософия, философия идеологии и др. Взятая во взаимодейст­вии всех этих структурообразующих компонентов, философия выполняет в жизни человека и общества самые разнообразные функции. К числу важнейших из них относятся: мировоззрен­ческая, методологическая, ценностно-регулятивная и прогно­стическая.

В ходе почти трехтысячелетнего развития философской мысли представление о предмете философии, об ее основном содержании и внутренней структуре постоянно не только уточ­нялось и конкретизировалось, но нередко и существенно изменялось. Последнее происходило, как правило, в периоды кру­тых социальных перемен. Именно такой период радикальных качественных преобразований переживает современное челове­чество. Поэтому закономерно возникает вопрос: как и в каком направлении изменится представление о предмете, об основ­ном содержании и назначении философии в том новом, как его чаще всего называют, постиндустриальном, или информацион­ном, обществе? Ответ на этот вопрос в наши дни остается от­крытым. Он может быть дан только в общей и предварительной форме, никак не претендующей на какую-либо категоричность и однозначность, но в то же время это достаточно ясный ответ. Речь идет о выдвижении на первый план проблем человека, языка в его обобщенном современном понимании, оснований и универсалий культуры. Все это суть разные попытки открыть в философии новые аспекты человеческого опыта, дающие воз­можность лучше понять как собственное содержание филосо­фии, так и ее предназначение в обществе. Думается, что эта тенденция носит устойчивый, доминирующий характер, опре­деляя общую перспективу и конкретные направления развития философии на десятилетия вперед.


По всей видимости, под философией, как и прежде, будет пониматься специфическая форма духовной деятельности че­ловека, ориентированной на решение коренных мировоззрен­ческих проблем. Она по-прежнему будет опираться на иссле­дование глубинных оснований человеческой деятельности, и прежде всего - продуктивной творческой деятельности, взя­той во всем многообразии ее типов и форм, а также на иссле­дование природы и функций языка в его современном обоб­щенном понимании. В частности, предстоит значительно глубже и основательнее разобраться в особенностях того спе­цифического типа реальности, каковой является так называе­мая виртуальная реальность, существующая и выражаемая средствами современных электронных технологий, в том числе при помощи Всемирной электронной паутины (Интернета и его аналогов).

Наконец, выскажем предположение, что в ближайшем буду­щем усилится тенденция к обретению философией своего ста­туса как некоего свода жизненно-практической мудрости. В пе­риод своего становления и первоначальных этапов европейская философия обладала этим статусом, но затем утратила его, сконцентрировав усилия на создании очень сложных, относи­тельно законченных систем преимущественно чисто теоретиче­скими, логическими средствами и методами. В итоге она во многом абстрагировалась от реальных запросов и нужд кон­кретного живого человека. Философия, по-видимому, попыта­ется вновь стать - конечно, с учетом всех реалий нашего вре­мени - необходимой человеку в осмыслении и решении про­блем, возникающих в ходе его повседневной жизни.

Литература и источники

А.В. Апполонов, Н.В. Васильев и др. Философия. Учебник. – М.: Проспект, 2009 – 672 с.

Алексеев П.В., Панин А.В., Философия. Учебник. – М.: Проспект, 2008- 592 с.

Спиркин А.Г., Философия. Учебник.- М.: Гардарика, 2009 – 736 с.

Гришунин С.И. Философские науки. Основные концепции и проблемы. Учебное пособие.- М.: Книжный дом «Либроком» 2009 -224 с.

Философ просыпается внутри каждого человека индивидуально, как отмечал К. Ясперс. Поэтому, как известно, можно быть сапожником или стекольщиком и войти в историю философии под именами Якоба Бёме или Бенедикта Спинозы.

Кто есть философ — интеллектуал, читающий тексты или крестьянин, знающий основы основ?

Философ просыпается внутри каждого человека индивидуально, как отмечал К. Ясперс. Поэтому, как известно, можно быть сапожником или стекольщиком и войти в историю философии под именами Якоба Бёме или Бенедикта Спинозы. Можно окончить философский факультет самого престижного университета и так и не стать философом, получив однако специальность — преподаватель философии. Данный пример не означает, что для того, чтобы стать философом, надо принципиально отказаться от обучения философии. Последняя установка часто порождает так называемое популярное философствование. Гегель так его характеризовал, обозначая как «царский путь» в изучении философии. Для этого надо, прежде всего, не читать никаких философских книг полностью, а лишь смотреть оглавление и пару рецензий, тогда в любом салоне, отмечал мыслитель, вы сможете выступать как философ. Таким образом, отвечая на Ваш вопрос, философ должен и обязан читать много текстов, хотя бы для того, чтобы не изобретать велосипедов. Но одновременно он должен уметь прежде всего философски мыслить, а это внутреннее состояние. Типичная ошибка, когда обращаясь к философу надеются на то, что он всё объяснит, но именно философ в большей степени может посеять не столько знание, сколько незнание как знание того, что мы в принципе ничего не можем знать абсолютно. Я просто расширил здесь известное положение Сократа «Я знаю только то, что ничего не знаю». Философ, как никто, понимает предметную ограниченность (опредмеченность) получаемого знания, ибо учёный смотрит на мир сквозь призму предметных очков. Биолог видит, например, в человеке совокупность неких биохимических процессов, физик может интерпретировать человека через физические параметры, социолог рассматривает человека как элемент социальной системы, выполняющей те или иные функции. Но никто из них не говорит о человеке как таковом, о его сущности. Философия же стремится раскрыть сущность исследуемого объекта, конечно, опираясь и на позитивные знания о мире, но не ограничиваясь лишь этим. Ибо человек как познающий субъект не только мир познает, но и переживает его, являясь в то же время частью этого мира.

Какова роль философа в современном мире?

С одной стороны, философ — это хранитель традиций той или иной культуры, вырабатывающий основания для системы ценностей. А с другой стороны, философия «конструирует миры будущего» (В.С. Степин), тем самым подвергая сомнению то, что есть в настоящем, и в этой ипостаси философ может выступать как разрушитель ценностей. Отсюда такое непростое отношение философии и власти. Когда философская система власть устраивает, она всячески поддерживает философов, но когда философы её критикуют, она их достаточно жёстко, со времён Сократа, осуждает. А иногда, как было в истории нашего университета, власть даже закрывает философские факультеты, опираясь на известную резолюцию, которую предоставил царю Министр Просвещения князь Ширинский-Шихматов: «Польза от философии сомнительна, а вред очевиден». Действительно философия может не приносить непосредственной пользы, ибо она выступает изначально как незаинтересованное знание, но как было бы трудно нам жить если бы вокруг нас было бы только то, что полезно. Философия ставит предельные вопросы о бытии и человеке, что мы иногда обозначаем как вечные вопросы. И как бы ни было развито позитивное знание о мире, всегда остаётся пласт таких метафизических проблем, о которых рассуждает именно философ.

Кто философ в обществе — пророк или белая ворона?

Известный философ Зеньковский вёл начало русской философии от юродивых, которые надевали маску безумия, чтобы донести истину до власти. И это могло спасти от расправы. Я не думаю, что задачей философии являются пророчества, для этого в античной Греции вас бы направили к оракулу, философ лишь предлагает варианты решений, в том числе некие сценарии развития событий. Поэтому для обывателя, ждущего результат, это, безусловно, отождествляется с понятием «белая ворона». Обыватель всегда ждёт простых ответов и идёт к философу за рецептом, а в ответ может получить ещё большее расширение сферы незнания. Именно так насмехался над Сократом Аристофан в своей комедии, выводя такой образ философа, который задаёт глупые вопросы, типа: «Пищит комар гортанью или задницей? На сколько стоп блошиных блохи прыгают?»

Как рождается философ — из призвания или следуя своему выбору?

Любое призвание должно сопровождаться выбором, иначе оно не будет реализовано.

На какие слои реальности распространяется философская рефлексия?

Философия в близком для меня метафизическом варианте исследует предельные основания бытия, частью которого является и сам человек. В науке исследуемое явление опредмечено и объём знания все время расширяется, стремясь ко все более точному отражению природы. Именно поэтому здесь последняя по времени научная теория будет наиболее адекватно отражать мир. В философии же иная ситуация. Философия выступает как особое смысловое пространство, границами которого являются те самые предельные вопросы о сущности истины, о понимании и критериях прекрасного, о бытии и т.д. А вот ответы, внутри этого философского пространства могут быть самые разные, в том числе и противоположные. Поэтому развитие философии не осуществляется векторным образом от прошлого к будущему, и Платон может при решении той или иной проблемы оказаться более актуальным, чем современный философ. И это обеспечивает диалог внутри философии, в том числе, и с теми идеями, которые были выдвинуты много столетий назад.

Какова компетентность философа — меняет ли он мир или он меняет себя в мире?

Слово компетентность плохо применимо к философу, как, например, и к художнику или поэту. Кто более компетентен Рембрандт или Рафаель? Философ, как и художник в определённом смысле создаёт уникальные творения. Именно поэтому философии не следует учить по подобию изучения обычных дисциплин, как, к сожалению, это происходит, ибо в философии, вопрошание может быть гораздо ценнее ответа.

Насколько должен быть эрудирован человек, претендующий на то, чтобы быть философом?

"Многознание уму не научает", - говорили древние, а Гегель вообще выступал против эрудитства в философии. Эрудиция, говаривал он, основана на множестве ненужных знаний. Это знание ради знания. Человек, выигрывающий в викторины и отгадывающий кроссворды, то есть внешне обладающий большой совокупностью знаний, может быть при этом абсолютно глупым. Правда, это не означает, что философ не должен в принципе ничего не знать. Кант называл подобный способ философствования, основанный на принципиальном незнании — "мисологией". В этом случае философствовать очень просто. Надо просто делать свои мысли непонятными как можно большему числу людей, а в идеале, наверное, непонятными и для диалога самого себя с зеркалом (но это уже случай из психиатрии). К сожалению, такая псевдосложность очень популярна. И люди не понимают, что говорить сложно гораздо проще, чем говорить просто о сложных вещах, что, как мне кажется, и должна делать философия.

Кто, кроме самого философа, нуждается в добываемом философией знании?

Тот, кто усматривает в таком знании пользу, в том числе и пользу для самого себя, то есть незаинтересованную пользу.

И, соответственно, кто платит философу? И за что?

Если Вы имеете ввиду преподавательскую деятельность, то именно за неё и платит, в нашем случае, государство. Но это не имеет непосредственного отношения к философии. Конечно, в истории человеческой культуры бывали случаи, когда философу платили, скажем так, за оказание консультационных услуг. И надо сказать, что философы часто стремятся к такому положению. Моё же мнение, что философ должен быть дистанцирован от власти. Как иронично отмечала Х. Арендт в письмах к Хайдеггеру, что тем не менее философы, начиная с Платона и Аристотеля, да и сам Хайдеггер, стремятся прислониться к какому-нибудь тирану. Понятна логика такого сближения. Это попытка реализовать некоторые свои идеи практически. Но, как правило, заканчивается это плачевно для самих философов и очень редко способствует реализации их идей, а скорее выступает средством оправдания тех субъектов, к которым они прислонились.

Профессия ли это — философ — или это целая гроздь профессий? Какие ниши имеются для существования выпускников?

Философ не профессия. Это призвание и даже образ жизни. А профессия, которую приобретают на факультете, называется «преподаватель философии». Однако если при этом хоть кто-то приобщится к философии не в школярском, по выражению И. Канта, а в её всемирно-историческом значении как науке, определяющей цели человеческого разума, то это большая удача.

Является ли практика полит-технологии формой вульгаризации философского знания?

Политехнология не имеет никакого отношения к философии. Это некая совокупность, в данном случае, действий, позволяющих достичь соответствующих результатов. В отличие от философии, она не имеет никакого отношения к истине или сущности объекта, в том числе и такого сложного, как политика. Именно поэтому рецепты политехнологов так хорошо работают в стабильном обществе и мгновенно теряют эффективность в нестабильной ситуации.

Какие задачи ставит перед собой преподаватель философии в университете?

Приобщить человека к тому знанию и, главное, к умению размышлять над сложными предельными вопросами бытия, которое было накоплено человечеством, научить студента уметь задавать философские вопросы или, иначе говоря, философствовать.

Вопросы задала Эльмира Давыдова

В конце XX и начале XXI вв. человечество оказалось на пороге больших перемен. Уже сегодня можно проследить некоторые контуры развития мировой цивилизации в будущем: невиданные возможности информационных технологий, новых способов коммуникаций, ускоренную интеграцию мира, его разнообразие и многополярность. Перед каждой страной встала проблема выбора: как войти в будущую цивилизацию и занять в ней достойное место, обеспечить высокое качество жизни и развитие личности? Выбор пути развития всегда предусматривает определение определённых мировоззренческих ориентиров, в формировании которых важную роль играет философское мышление. Философия непосредственно и тесно связана с общественной практикой, вплетается в неё, отвечает на её запросы и потому играет огромную роль в обществе, социальных столкновениях, формировании человеческой личности.

Философия играет значительную роль в решении глобальных проблем. Главная её функция – формировать мировоззрение и тем самым оказывать опосредованное влияние на процесс выработки практических решений.

1. Философия формирует мировоззрение, задаёт ценностные установки, которые определяют направленность человеческой деятельности.

2. Её обобщающие теории принципиально необходимы, т. к. способствуют интеграции научного знания.

3. Она формирует наиболее общие законы развития общества природы.

4. Есть возможность видеть общую тенденцию развития глобальных проблем, динамику их взаимодействия и взаимообусловленность.

5. Философия дает возможность развить культуру теоретического мышления.

6. Результатом видения и толкования исторического процесса является возможность более четкой ориентации в потоке научной информации по глобальным проблемам.

7. Философия ставит вопросы смысла жизни человека, смерти и бессмертия.

Наконец, вся человеческая жизнь в целом становится в философском отношении все более насыщенной. Чем больше в мире новаций, творчества, тем больше философия необходима человеку. Подлинная философия носит напряженный характер, она заложена в потребностях и запросах человеческого существования. Отсюда ее жизненная значимость и востребованность.

Философия должна рассматриваться как социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней.

5. Сравните образ мыслей людей, стоящих на трех различных мировоззренческих позициях (мифологической, религиозной, философской) в одной и той же проблемной ситуации: им нужно выбрать одну из альтернатив - разбогатеть, обманом заставив работать на себя других людей, или не разбогатеть, но трудиться наравне со всеми. Как они могли бы рассуждать? Что думали бы о последствиях своего выбора?

Мировоззрение - это система верований, убеждений, жизненных ценностей, знаний, которая формируется в течении всей жизни.

Если говорить о мифологическом мировоззрении, то следует учитывать эпоху, в которой оно создавалось. Миф выступал в качестве универсальной, нерасчлененной формы сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях. Природные силы как элемент религиозно-мифологического мировоззрения интересуют человека в той степени, в какой они вторгаются в его жизнь и определяют эту жизнь и само человеческое существование, его предметно-практическое отношение к природе. Человек этого времени отличался цельностью и примитивной всесторонностью. Он не осознавал своей духовной индивидуальности, да ее практически и не было. Мифология находилась в тесном взаимодействии с религией, поэтому человек с мифологическим мировоззрением разбогател бы, ссылаясь на то, что этот факт является провидением судьбы. Силы природы олицетворялись, человек - игрушка в руках божественных сил, поэтому всё происходящее с ним воспринималось как неизбежная судьба, фатум.

Основным определяющим признаком религиозного мировоззрения является его связь с верой в сверхъестественное - нечто такое, что стоит над закономерностями мирового порядка. Религиозное мировоззрение распространяется, прежде всего, через такие основные институты, как церковь и мораль. Я считаю, что человек, действительно придерживающийся религиозных идеалов, норм и установок, не выбрал бы путь обогащения неправедным путём, ведь цель человека - служение Богу, соблюдение заповедей и достижение прозрения. И главными ценностями как раз и являются честность, справедливость, долг, сострадание, доброта, терпимость, любовь к ближнему, милосердие. Поскольку религиозный человек верит в особые способности сверхъестественных сил положительно или отрицательно влиять на его жизнь, то страх перед наказанием является ещё одним фактом, подтверждающим маловероятность корыстного выбора. Ведь обман не останется незамеченным, наказание неизбежно, он привлечёт к себе Божью кару.

Философское мировоззрение характеризуется теоретическим отношением к действительности. Оно как бы биполярно: его смысловые «узлы», «пункты напряжения» - мир и человек. Философия всегда ориентирует человека на самостоятельный анализ тех или иных проблем, именно разум выносит окончательный вердикт. Теоретическое выражение получили в ней социальное самосознание людей, их общие ценности и идеалы. Поэтому философ может выбрать любую из предложенных альтернатив. Всё зависит от собственных интересов человека, его потребностей, нужд. Ведь философское мировоззрение предполагает, что человек сам строит свою жизнь в соответствии с личными жизненными установками, идеалами, ориентирами, ценностями. И если главным предпочтением человека будет богатство, то он, не задумываясь, сделает выбор в пользу обмана.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Философия, ее предмет и назначение в современном обществе

2. Роль философии в современном обществе

3. Философия техники

4. Основные проблемы философии техники. Техника и этика

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Способность мыслить, духовность, умение и стремление создавать предметы искусства - отличают человека от других живых существ живущих на планете. При этом ритм современного мира и современного общества заставляет человека быстро и беспрерывно действовать, принимать решения, совершать поступки, которые отражаются как на жизни самого человека, так и на жизни окружающих. Зачастую мы не находим время на то, чтобы вдумчиво оценить необходимость и последствия совершаемых действий.

В такие моменты особенно важно вспомнить о философском подходе к жизни. Определить, что же действительно важно для тебя, для окружающих, для общества в целом. Эти проблемы духовного выбора никогда не утратят своей актуальности, а значит, не утратит актуальности тема роли философии в современном мире. Особенно эти знания важны для специалиста в области естественных и технических наук, так как они позволяют ему не замкнуться на узкой специализации, а сформироваться в гармоничного, духовно развитого человека.

Целью исследования является доказательство актуальности философии в современном мире.

Задачами реферата является изучение современного взгляда на философию, на ее роль в современном обществе и на взаимосвязь философии и техники. Значимость изучаемой темы заключается в том, что философский подход к изучению окружающей среды, общества, общественных и политических явления является основой здравого и гуманистического управления.

Данная проблема изучалась и продолжает изучаться как философами, так и другими учеными на протяжении всего времени существования философии. При этом каждая эпоха дает свой ответ на вопрос о роли философии в современном мире.

1. Философия, ее предмет и на значение в современном обществе

Философия- древнейшая область знаний, которая возникла в середине первого тысячелетия до новой эры в Греции, Индии и Китае. Существует множество определений философии, которую рассматривают и как науку, и как духовное знание, и как мировоззрение. Но есть определения, данные давно, которые наиболее точно и емко отражают суть философии и ее значение, и которые не утратили своей актуальности в современном мире.

Так само слово «философия» имеет древнегреческое происхождение, оно было введено в оборот Пифагором и в буквальном переводе означает «любовь к мудрости». В этой связи характерно, что на Руси философию называли любомудрие.

Одно из самых кратких определений философии, данное Гегелем, определяет ее как квинтэссенцию, то есть самое главное, в духовной жизни человека.

Современные определения расшифровывают эти понятия. Так в современных словарях дано следующее определение. Филосомфия-- наука, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.

Однако сам термин мало говорит о содержании науки и требует определенного пояснения. Философия- совокупность ключевых выводов из основного содержания культуры определенной эпохи. Философия выступает как особый теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его соотношении к человеку и отношение человека к миру. Таким образом, любые изменения мира и в мире оказывают влияния на философию в целом.

Способность к разумному мышлению не является врожденной, ее необходимо формировать и развивать, и один из лучших путей к этому - усвоение достижений философской культуры. Ее главное назначение связано с решением коренных вопросов самой жизни. В центре философии стоит вопрос о человеке и его месте в мире, его месте в обществе, о смысле его жизни. И здесь каждый ищет ответы, приемлемые для него, важные для его восприятия действительности.

К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично -- материя или сознание?» и другие.

Хотя иногда философию определяют более узко, в качестве науки с определённым предметом изучения, такой подход встречает возражения современных философов. Они настаивают на том, что философия представляет собой скорее мировоззрение, общий критический подход к познанию всего сущего, который применим к любому объекту и к любой концепции. В этом смысле каждый человек хотя бы изредка занимается философией. Если развивать эту мысль дальше, то такая домашняя философия имеет бесконечное множество проявлений, так как каждый человек уникален и, следовательно, каждый имеет собственный взгляд на мир. Другими словами, каждый социализированный нормальный человек обладает жизненно-практическим миропониманием, мировоззрением. Как правило, оно складывается стихийно, опираясь на опыт предыдущих поколений. Однако бывает, что человек сталкивается с проблемами, с которыми это его мировоззрение не справляется. Для их решения может оказаться нужным более высокий, критико-рефлексивный уровень мировоззрения. Именно на этом уровне находится философия, как наука.

Философия фактически существует в виде множества различных философских учений, которые противостоят друг другу, но при этом и дополняют друг друга.

Философия включает в себя множество предметных областей, от метафизики, эпистемологии, этики, эстетики, политической философии и философии науки до философии дизайна и философии кино.

Те области познания, для которых удаётся выработать ясную и работоспособную методологическую парадигму (Парадигма - это фундаментальная концепция, принятая в конкретном научном сообществе, в определенной области знания.), выделяются из философии в научные дисциплины, как, например, в своё время из философии выделились физика, биология и психология.

Таким образом, главное назначение философии - помочь человеку ориентироваться в жизни, дать ему представление о незыблемых принципах развития общества и человека. Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение философии и её предмета: философия - это наука об универсальных принципах и законах развития мира, материального и духовного бытия.

философия общество техника гуманистический

2. Роль философии в современном обществе

Роль философии определяется, прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Однако, рассматривая роль философии в обществе, следует помнить, что сама эта роль исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени приобретают иное, иногда противоположное, чем прежде, звучание. Например, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания роли философской мысли. Этот момент - историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам философии.

Второй момент состоит в том, что философские проблемы рассматриваются в философии, прежде всего как проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике. Понимание истории, как важнейшее приобретение философии, резко изменило подход к философским проблемам. Это понимание обнаружило переплетение философских проблем с общественной жизнью, и показало, что поиск путей и средств их решения следует вести в реальной жизни.

Философия должна рассматриваться как социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней.

Именно такой подход отводит философии значительную роль в решении глобальных проблем. Ведь в этом случае главная функция философии- формирование мировоззрения и оказание опосредованного влияния на процесс выработки практических решений.

Другими словами, философия формирует мировоззрение, задаёт ценностные установки, которые определяют направленность человеческой деятельности. А так как в основе любой человеческой деятельности лежит идея, то трудно переоценить значение философии именно в этом аспекте. Особенно это важно в современном мире, в котором технологии и вооружение, вставшие на службу негуманного мировоззрения могут не просто перекроить мировой порядок, но и полностью его разрушить.

Обобщающие теории философии принципиально необходимы, т. к. способствуют интеграции научного знания. Она формирует наиболее общие законы развития общества и природы. То есть философские подходы находят свое применение повсеместно и во всех областях современного общества и социума. Это, в свою очередь, дает возможность видеть общую тенденцию развития глобальных проблем, динамику их взаимодействия и взаимообусловленность.

Философия дает возможность развить культуру теоретического мышления. Результатом видения и толкования исторического процесса является возможность более четкой ориентации в потоке научной информации по глобальным проблемам. Философия, учитывая цикличность истории, взаимосвязь событий, значение личности и ее ответственность перед обществом, помогает оберегать человечество от повторения ошибок.

Философия ставит вопросы смысла жизни человека, смерти и бессмертия. А эти вопросы никогда не потеряют своей актуальности, так как не только каждая историческая эпоха, каждый общественный строй, каждая религия, но и каждый человек пытается найти ответы на эти вопросы.

3. Философия техники

Связь философии с различными направлениями культуры, религии и с гуманитарными науками очевидна. Именно философия дала основу всем гуманитарным областям жизни человека. Но мне, как будущему инженеру, интересна связь философии и техники. Есть ли она? Как философия влияет на развитие не науки в целом, а именно на технические науки, полезно ли это влияние?

Понятие техники встречается уже у Платона и Аристотеля в связи с анализом искусственных орудий труда. Греческое "технэ" переводится на русский язык как искусство, мастерство, умение. Техника в отличие от природы не является естественным образованием, она создается.

История становления современного человека связана с развитие техники, с усложнением и развитием различных технологий. Изначально в доиндустриальном обществе техника выступает как искусное ремесло. Технические умения передавались от мастера к ученику в рамках ремесленно-цеховой организации. Эти умения, навыки, знания, являющиеся достоянием замкнутого круга лиц, тщательно оберегались от посторонних, передавались в качестве основного наследства, однако, чаще всего не получали высокой общественной оценки.

Ситуация изменяется кардинальным образом в Новое время, когда общество в значительной степени начинает функционировать на машинной основе. Место мастера занимает инженер, наиболее компетентный в техническом отношении специалист. В отличие от техника, деятельность которого ограничивается обеспечением нормального функционирования технических устройств, инженер изобретает, использует научные методы, всесторонне развивает техническую парадигму, то есть использует всю совокупность фундаментальных научных установок и представлений, принимаемую и разделяемую научным сообществом и объединяющую большинство его членов на конкретном историческом участке времени. Этот подход обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества

Инженерное мышление становится не только наукой, но и своего рода философией. Оно формируется на машинной основе; оно рационально, выражается в общедоступной форме, имеет тенденцию к формализации и стандартизации, опирается не только на экспериментальную базу, но и на теорию, систематично формируется профессиональными инженерными дисциплинами, экономически рентабельно. Наконец, инженерное мышление имеет тенденцию к универсализации и распространению во все сферы человеческой жизни.

Значение техники стало в должной степени изучаться лишь последние 100-120 лет. Первые фундаментальные работы по философии техники появились в конце XIX в. Энергично же философия техники стала развиваться с 60-х-70-х годов прошлого столетия.

Философия техники стремится объединить узкое и широкое понимание техники. Техника есть совокупность артефактов (искусственно созданные объекты), создаваемых и используемых методами инженерной деятельности.

В более широком понимании техника выступает как особый, технический подход к любой сфере человеческой деятельности. Технический подход находится во взаимодополнительном отношении с естественно-научным подходом. В жизнедеятельности современного общества техника и технический подход имеют фундаментальное значение. Этим тривиальным обстоятельством объясняется необходимость философии техники.

Для дальнейшего изложения наряду с феноменом техники требует пояснения феномен технологии. Недостаточно определять технику всего лишь как совокупность артефактов. Последние используются регулярно, систематически, в результате осуществления последовательности операций. Технологией называется совокупность операций по целенаправленному использованию техники. Ясно, что эффективное использование техники требует ее включения в технологические цепи. Технология выступает как развитие техники, достижение ею стадии системности.

Первоначально, на этапе ручного труда, техника имела в основном инструментальное значение; технические инструменты продолжали, расширяли возможности естественных органов человека, увеличивали его физическую мощь.

На этапе машинизации техника становится самостоятельной силой, труд механизируется. Техника как бы отделяется от человека, который, однако, вынужден находиться рядом с ней. Теперь не только машина является продолжением человека, но и сам человек становится придатком машины, он дополняет ее возможности.

На третьем этапе развития техники, в результате комплексного развития автоматизации и превращения техники в технологию, человек выступает ее (технологии) организатором, творцом и контролером.

На первый план выходят уже не физические возможности человека, а сила его интеллекта, реализуемая посредством технологии. Происходит объединение науки и технологии, следствием которого является научно-технологический прогресс, называемый часто научно-технологической революцией.

Имеется в виду решительная перестройка всего технико-технологического базиса общества. Причем разрыв во времени между следующими друг за другом технико-технологическими перестройками становится все меньше. Более того, идет параллельное развитие различных сторон научно-технологического прогресса.

Если "революцию пара" от "революции электричества" отделяли сотни лет, то современные микроэлектроника, робототехника, информатика, энергетика, приборостроение, биотехнология в своем развитии дополняют друг друга, между ними вообще перестает существовать какой-либо временной зазор.

4. Основные проблемы философии техники . Техника и этика

Невозможно оспаривать необходимость технического прогресса. Он облегчает жизнь человека во всех сферах его жизни и даже продлевает саму жизнь. Высококлассный технический специалист ценился несколько десятилетий назад, цениться он и в наше время.

Не так давно клад техники в цивилизацию приветствовался безоговорочно. Казалось, что ее положительное значение неоспоримо. Однако в последнее время начало нарастать беспокойство по поводу последствий развития техники. Резко возрос интерес к ее социальным аспектам. К изучению феномена техники подключились экономисты, социологи, антропологи, философы. В результате проблемы техники были переведены из узкотехнологических в разряд междисциплинарных. Здесь как раз и был использован философский инструментарий. В результате были выделены основные философские проблемы техники, среди которых выделим основные.

Основной проблемой философии техники является соотношение естественного и искусственного в жизни общества и человека. Технику можно рассматривать как проявление символического бытия человека. Как некое отражение жизни человека. Какой оценки, положительной или отрицательной, заслуживает феномен технико-символического бытия человека? Как выясняется, поставленный вопрос не имеет однозначной оценки. Так ряд ученых считают, через технику человек как бы отказывается от своего подлинного существования и что развитие техники ведет человека ко все более неразрешимым проблемам. С другой стороны техника "вооружает" человека, она делает его более сильным, быстрым, высоким. Но есть отрицательные последствия техники, а они ослабляют человека в том или ином отношении, укорачивают продолжительность его жизни. Если допустить, что современный человек никогда не откажется от своих технических завоеваний, то придется признать необходимость оптимального сочетания разнообразных последствий технического бытия человека. Факт символического бытия человека в его артефактах с философских позиций является, пожалуй, самым фундаментальным. Впрочем, нет оснований считать, что он изучается достаточно интенсивным образом.

Наряду с вопросом о различении естественного и искусственного в философии техники часто обсуждается проблема взаимоотношения техники и науки, при этом, как правило, наука ставится на первое место, а техника на второе. Характерно в этом отношении клише "научно-техническое". Техника часто понимается как прикладная наука, прежде всего как прикладное естествознание. Однако в последние годы все чаще подчеркивается влияние техники на науку. Все в большей степени начинает оцениваться самостоятельное значение техники.

Философии хорошо известна такая закономерность: по мере своего развития "нечто" из подчиненного положения переходит в более самостоятельную стадию своего функционирования и конституируется как особый институт. Так случилось и с техникой, которая давно уже перестала быть всего лишь чем-то прикладным. Технический, инженерный подход не отменил и не вытеснил научные подходы. Техники, инженеры используют науку как средство в своей ориентации на действие. Действовать -- лозунг искусственно-технологического подхода.

В отличие от научного подхода он не охотится за знанием, а стремится к производству аппаратов и осуществлению технологий. Нация, не освоившая искусственно-технологический подход, страдающая избыточной научной созерцательностью, выглядит в нынешних условиях отнюдь не современной, а скорее архаичной.

К сожалению, в вузовских условиях всегда проще реализовать естественно-научный подход, чем искусственно-технический. Будущие инженеры внимательно изучают естественно-научные и технические дисциплины, причем вторые часто строятся по образу первых. Что касается собственно искусственно-технологического подхода, то его осуществление требует развитой материально-технической базы, которая во многих российских вузах отсутствует. Выпускник вуза, молодой инженер, воспитанный преимущественно на традициях естественно-научного подхода, не овладеет должным образом искусственно-технологическим подходом. Неэффективное культивирование инженерно-технического подхода -- одно из главных обстоятельств, не позволяющих встать России вровень с развитыми индустриальными странами. Эффективность труда российского инженера в несколько раз ниже эффективности труда его коллеги из США, Японии, ФРГ.

Еще одна проблема философии техники -- это оценка техники и выработка в этой связи определенных норм. Оценка техники не может проводиться иначе, как с опорой на идеалы. Философия техники выявляет эти идеалы. Технические проекты должны быть разумными, полезными, безвредными для человека, соответствовать истинно человеческому, их временные горизонты должны быть обозреваемыми. Эксперт по вопросам техники в силу необходимости использования разнообразных знаний тяготеет к философии, к философским обобщениям. Он и есть философ, но не просто философ, интересующийся исключительно проблемами максимальной общности, а философ техники, представитель особой философской дисциплины -- философии техники. Современная философия приобретает все более технический характер.

В оценке феномена техники существует множество подходов. Согласно натуралистическому подходу, человеку в отличие от животных недостает специализированных органов, поэтому он вынужден компенсировать свои недостатки созданием артефактов. Согласно волевой интерпретации техники, человек реализует посредством создания артефактов и технологических цепей свою волю к власти. Естественно-научный подход рассматривает технику как прикладную науку. В рациональном подходе техника рассматривается как сознательно регулируемая деятельность человека. Рациональность рассматривается как высший тип организации технической деятельности и в случае ее дополнения гуманистическими составляющими отождествляется с целесообразностью и планомерностью. Это означает, что в научное понимание рациональности вносятся коррективы социокультурного порядка.

Их развитие приводится к этическим аспектам технической деятельности, которые заслуживают особого обсуждения, ведь человек может и склонен сделать больше, чем он имеет на то право. Техноэтика -- это заслон от технологических катастроф. Заслуживает порицания тот, кто беззаботно движет технику вперед, фактически отставая в нравственности. Правильный призыв к технику, инженеру гласит: не "Твори!", а "Сотвори добро!". Будь смелым и изобретательным, но и ответственным за свои действия.

Заключение

Современная философия не довольствуется понятийным постижением мира. Она руководит действиями человека, реализуя, таким образом, его мировоззрение. Это действие реализует философские ценности, каковыми являются, например, стремление к нравственному совершенству, свобода, справедливость, полезность.

На первый взгляд, философия оперирует идеями, далекими от насущных практических задач. Но это впечатление крайне обманчиво. Дело в том, что в силу универсального характера философских идей их реализация охватывает все и вся, дает себя знать эффект преумножения, наложения философских идей на различные сферы жизни. Философская идея, овладевая умами правителей, находит свое воплощение во всех сферах жизни общества. В современном мире, наполненном многочисленными противоречиями и крайностями, особенно важен гуманистический философский подход в решении задач.

Изучения философии будущими инженерами, крайне важно. Так как в процессе миропонимания человек обобщает свои знания, достижения, навыки, умения. Придает им компактную форму, которая была бы доступна его ограниченному по своим возможностям сознанию. Философские идеи в этом плане являются самыми смыслоемкими, основополагающими, а значит необходимыми для изучения в современном мире, в том числе и в технической сфере.

Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, над самим собой, над своими инстинктами. Ее назначение в обеспечении универсальных условий для совершенствования каждого человека в отдельности и общества в целом. Философия нужна нам для обеспечения самого лучшего состояния человечества.

Список использованной литературы

1. Электронный ресурс http://any-book.org/download/13814.html

2. Электронный ресурс http://eurasialand.ru/txt/kanke/124.htm

3. Новейший философский словарь:3-е изд., исправл. -- Мн.: Книжный Дом. 2003.-- 1280 с. -- (Мир энциклопедий).

4. Спиркин А.Г. Философия // Большая советская энциклопедия. -- Москва: Советская энциклопедия, 1977. -- Т. 27. -- С. 412--417.

5. Т. И. Ойзерман. Философия как история философии. Издательство «АЛЕТЕЙЯ». Санкт-Петербург, 1999.

6. Электронный ресурс https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A 4%D0% B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F

7. Электронный ресурс http://www.philosoff.ru/rus/philosophy/exam/ lectures/ ponjtie_fi151.shtml

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Философия как наука, самая древняя область знаний, предмет и направления ее исследования, история становления и развития, место в современном обществе. Главные проблемы и функции философского учения. Содержание мировоззренческой функции философии.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2013

    Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия как особый тип мировоззрения. Основные определения философии. Познание необъятного как цель философии. Предмет и аспекты философии. Функции философии в культуре. Структура философского знания.

    контрольная работа , добавлен 13.09.2010

    Геоэкология как комплекс наук, отражающий различные аспекты биосферного развития. Проблема выживания человечества, загрязнения окружающей среды и разрушения биосферы. Философия и социальная экология, роль философии в решении экологических проблем.

    реферат , добавлен 02.06.2011

    Круг проблем философии, ее роль в обществе. Дофилософское мировоззрение и картина мира. Характер восприятия как основное отличие мифологического сознания от научного и философского. Предмет и метод философии. Место и роль философии в научном познании.

    реферат , добавлен 14.11.2014

    Философия и мировоззрение. Миропонимание, мироощущение, мироотношение. Предмет и функции философии. Философия и наука. Мифология и религия - истоки философии. Различные философские теории и дисциплины. Отрасли философского знания.

    реферат , добавлен 24.04.2007

    К вопросу о философии. Философия и мировоззрение. Проблема метода в философии. Функции философии и ее место в обществе. Специфика философии. Изучение философии можно сравнить со вхождением в храм мудрости. Стремление к высшему познанию.

    реферат , добавлен 13.12.2004

    Определение предмета философии мыслителями разных эпох, разнообразие подходов. Основной вопрос философии. Дифференциация философских методов. Функции философии и их диалектическая взаимосвязь. Природа проблемы бытия. Соотношение философии и экономики.

    контрольная работа , добавлен 10.11.2009

    Научная ориентация философии. Мировоззренческая и методологическая функция философии. Чувственно-эстетическая ориентация философии. Гуманистическая функция философии. Назначение философии. Античная философия. Онтология как учение об общих законах бытия.

    курс лекций , добавлен 24.04.2009

    Философия и наука. В существовании философии и науки состоит общая социальная и человеческая потребность. Философия и культура. В этом мире только от человека зависит, какую культуру он создаст и в какой мере она облагородит. Функции философии.

    статья , добавлен 09.09.2003

    Характеристика системы представлений правовых знаний в Древней Индии, ее особенности и отличительные черты, история развития. Место буддизма в современном обществе. Роль и место немецкой классической философии в становлении философии права как науки.

Введение

Каждый человек, когда-либо, задавался вопросом: «Что такое философия ? И зачем она нужна?» Философия, как наука основывается на познании существа всего мироздания. В своем отражении она плотно переплетается со всеми областями науки, искусства, религии, помогая человеку познать себя и окружающий мир. Современная форма философии значительно отличается от более ранних форм.

Есть такое мнение, что философия - не школьная наука. Ее может постичь только человек, с большим жизненным опытом и долгими размышлениями. Конечно, ни то, ни другое не помешает. Но, может быть, именно детство и юность - лучшее время для начала. Философия любит спрашивать, для нее вопросы часто оказываются важнее ответов. Но детство и юность спрашивают чаще, чем другие эпохи жизни, а вопросы их бывают острее, фундаментальнее и чем вопросы людей зрелых.

Подросток еще не включился в «систему», он зачастую критически относится к миру взрослых, хочет его понять и оценить. Но и здесь его союзник - философия. Он наивен, и философия, в сущности, наивна; он непрактичен, но и философия отвлекается от непосредственной пользы. Он идеалистичен, и философия тоже ищет идеалы. Философия борется с предрассудками, но у юных их еще нет.

Роль философии в обществе. Функции философии

Все функции философии можно разделить на две группы: мировоззренческие и методологические.

В свою очередь в мировоззренческих функциях можно выделить следующие:

Гуманистическая функция. Философия помогает нам осмыслить жизнь, укрепить свой дух. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийству, наркомании, алкоголизму, преступлениям. На протяжении многих столетий значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности, власти, продуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощенным физически и духовно.

Политизация общественной жизни и особенно все более дающая о себе знать тенденция к тоталитаризму подавляет человека, ведет к конформистской личности, негативно действует на философию. Все больше мыслителей обращает внимание на оскудение личности, к чему приводит много факторов, например, рост специализации во всех сферах человеческой деятельности, усиление технизации общества, быстрый рост безликого естественнонаучного знания;

Социально-аксиологическая функция расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункция. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале. С конструктивно-ценностными задачами философии переплетаются и составляют единство задачи по интерпретации социальной действительности и по критике ее структур, состояний, тех или иных социальных действий.


Интерпретация и критика связаны с ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. Философия критична по своему существу;

Культурно-воспитательная функция. Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречий, изменяющейся сущности явлений;

Отражательно-информационная функция. Одна из главных задач философии - разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации.

Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация конкретизируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему.

Внутри этой системы выделяются разделы философского знания:

Онтология - учение о бытии;

Гносеология - учение о познании;

Социальная философия - учение об обществе;

- этика - учение о морали;

- эстетика - учение о прекрасном;

- логика - учение о законах мышления;

Философская антропология - учение о человеке;

Аксиология - учение о природе ценностей;

Методология - учение о методе;

История философии - учение о развитии философских знаний.

Кроме того, можно выделить прикладные аспекты философского знания:

Философия науки - раздел философии, включающий исследования структуры научного знания, средств и методов научного познания, способов обоснования и развития знания;

Философия техники - раздел философии, связанный с интерпретацией феномена техники в современном мире;

Философия истории - раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания;

Философия политики - раздел философии, исследующий общие вопросы политической сферы общественного устройства;

Философия права - раздел философии, включающий общие вопросы правоведения и государствоведения;

Философия культуры - раздел философии, исследующий сущность и значение культуры;

Философия религии - это философия в ее отношениях с религией. Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую, логико-гносеологическую.

Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказаний теоретико-мировоззренческого или общеметодологического характера. Рассмотрение эвристической функции философского метода показывает, что роль философии в развитии частных наук значительна, особенно в отношении формирования гипотез и теорий.

Координирующая функция философии состоит в координировании методов в процессе научного исследования. Потребность в координации частных методов возникает на фоне значительно усложнившихся соотношений предмета и метода в силу необходимости иметь противовес негативным факторам, связанным с углубляющейся специализацией ученых. Такая специализация ведет к тому, что происходит разделение между учеными по методам и методикам работы; отдельные исследователи оказываются неизбежно ограниченными в реализации методологических возможностей науки. В результате возникает опасность забвения познавательной силы ряда методов, преувеличения одних и недооценки других.

Интегрирующая функция связана с объединяющей ролью философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность. Взаимное размежевание наук явилось ведущей тенденцией в сфере науки вплоть до XIX века. Несмотря на большие успехи, достигнутые наукой, происходит рост рассогласования научных дисциплин. Возник кризис единства науки. В основе решения проблемы интеграции знания лежит, прежде всего, философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство. Философия выступает в качестве одного из необходимых факторов интеграции научного знания.

Логико-гносеологическая функция заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания. Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы обогащать истинностное представление об объекте. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания.

Loading...Loading...