Анна кашинская святая о чем просят. Святая благоверная княгиня анна кашинская

Святая преподобная благоверная княгиня Анна Кашинская была дочерью князя Ростовского Дмитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшее мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере. Побратимом деда благоверной Анны был святой Петр, царевич Ордынский, крещеный татарин, канонизированный Русской Православной Церковью.
Князья ростовские отличались благочестием, и Анна росла в традициях православной веры, любви к Церкви, почитания родственников-мучеников за веру. Она жила в те времена, когда Святая Русь несла суровые подвиги исповедничества и мученичества под татаро-монгольским игом, а также страдала от междоусобных войн.
В 1294 году скончался ее отец, когда Анне было около семнадцати. В тот же год ее выдают замуж за князя Михаила Тверского. Княгиня Ксения, мать князя Тверского, узнав о красоте и добродетелях Анны, послала сватов в Ростов. Анну привезли в Тверь, где сразу же состоялось бракосочетание. Жених и невеста увидели друг друга в первый раз, стоя в храме под венчальными венцами, но их брак был уготован на небесах: взаимную любовь и уважение, преданность и понимание пронесли супруги сквозь года, несмотря на все тяготы, выпавшие на их долю.

Много скорбей выпало на долю святой Анны. Весной 1295 г. сгорел весь город Тверь, весной 1298 г. сгорел дотла весь княжеский терем со всем имуществом, князь с княгиней спаслись от огня, выпрыгнув из окна. В тот же год была великая засуха, горели леса, погибал скот. Князь тяжко заболел. В 1299 г. было грозное солнечное затмение; родившийся в этот год самый первый ребенок Анны, дочь Феодора, умирает во младенчестве. У Анны затем было еще четыре сына.
В 1304 г. князь Тверской Михаил получил ярлык (особую грамоту, подтверждавшую права князя) на великое княжение Владимирское, но вместе с почетом первенства среди других князей он приобрел смертельного врага в лице князя Юрия Московского, также претендовавшего на великое княжение. В 1313 году в Орде воцарился новый хан Узбек, и князю Михаилу пришлось ехать к новому хану для получения ярлыка. Михаил пробыл в Орде около двух лет, княгиня же ждала, плакала и скорбела, не зная, что думать.
Вернувшись, князь вел войну с Новгородом, которая закончилась для него тяжелым поражением. В 1317 г. коварный Юрий приехал из Орды с ярлыком на «старшинство»; князь Михаил смирился и уступил ему свои права. Однако Юрий этим не удовлетворился и пошел войной на Тверь. Михаил был вынужден дать отпор и разгромил своего противника, захватив в плен татарского посла Кавгадыя и сестру хана Узбека, жену Юрия, которая, на беду, скоропостижно скончалась в Твери.
Оклеветанный врагами, в 1318 г. князь Михаил, только что одержавший блестящую военную победу, но не желавший воспользоваться ею в ущерб другим, вновь едет в Орду, чтобы отвратить от родного города угрозу татар-ского погрома и стать невинной жертвой. Князь Михаил был готов ко всему, исповедался и причастился. Все присутствующие плакали. Но святая Анна воодушевляла мужа на подвиг: «И если ты, господин мой благоверный князь, хочешь пойти в Орду и добровольно пострадать за имя Господа Иисуса, то поистине блажен будешь во все роды и память твоя будет навеки».
Через полтора месяца св. блгв. князь Михаил Тверской принял мученическую кончину в Орде, но тело святого было доставлено в Тверь только через год. Оно не истлело, хотя его везли и в жару, и в мороз, то на телеге, то на санях, и целое лето оно оставалось в Москве непогребенным. Все заботы о княжестве, о сыновьях легли на плечи Анны; посыпались все новые беды, начались набеги татар. В 1325 году ее старший сын, горячий и вспыльчивый Димитрий Грозные Очи убил в Орде князя Юрия Московского, которого считал виновником смерти отца, и за это был казнен ханом.
В 1327 году, когда в Тверь с большой свитой прибыл татарский посол Шевкал, двоюродный брат хана Узбека, жители Твери подняли стихийный мятеж и перебили всех татар. После этого вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда. Анне Кашинской с близкими пришлось бежать и долго скрываться в изгнании, а возвращаться домой - уже на голое пепелище. Второй сын княгини Александр после многолетнего изгнания поехал испрашивать милости у хана, но в 1339 году был казнен в Орде вместе со своим сыном Феодором.
Страдания княгини достигли предела человеческих возможностей. Тем не менее, кроткое, терпеливое перенесение страданий не ожесточило глубоко верующую душу, но облекло ее великим смирением. Святая решила уйти от мира в тверской Софийский монастырь и постриглась в монахини с именем Софии (по некоторым источникам Евфросинии), святая начала подвизаться в молитве и посте. Впоследствии младший сын княгини Василий упросил мать переехать в Кашин, где был его удел. Специально для нее он построил Успенский монастырь, где многоскорбная княгиня-инокиня могла пребывать в безмолвии и затворе. Здесь преподобная приняла схиму, с прежним именем Анна. Здесь она и преставилась в 1368 году в схиме, тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.

Благоверная княгиня умерла 2(15) октября 1368 г. Ей было 90 лет. Сын ее Василий умер от горя на следующий день, хоронили их вместе в Успенском соборе.

Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно, и только в 1611 году вследствие явления ее благочестивому клирику пробудилось в жителях города Кашина особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения.
В Смутное время (1606-1611 г.) Польско-литовские войска три раза подступали к Кашину, однако не только не смогли взять город, но и не причинили ему особого вреда. В то же время возник в Кашине сильный пожар, но быстро прекратился. Невольно богобоязненные горожане стали задумываться: какой же святой охраняет их город? Но вот в 1611 г. княгиня явилась во сне тяжело больному пономарю Успенского собора Герасиму, обещала его исцелить и сказала: «Гроб мой народом ни во что вменяется. Разве вы не знаете, что я молю Всемилостивого Бога и Богородицу, дабы не предан был город ваш в руки врагов ваших, и что я сохраняю вас от многих зол и напастей?» Наутро Герасим был здоров. С этого дня исцеления и чудеса при гробе преподобной Анны не прекращались. Народ сразу же стал почитать гроб благоверной княгини Анны как великую святыню.
Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивою царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе 1649 года постановлено было открыть мощи княгини Анны. В 1649 г. мощи ее были освидетельствованы. Тело и одежда Анны не истлели, а правая рука лежала на груди «согбенна, яко благословляюща» (указательный и средний палец вытянуты, т. е. сложены двуперстным крестом).
Перенесение мощей благоверной Анны Кашинской из ветхой деревянной соборной церкви в каменный Воскресенский собор при участии самого царя Алексея Михайловича состоялось 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.
Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, когда во второй половине XVII века начался старообрядческий раскол, и многие стали смущаться тем, что нетленные персты, по преданию, были сложены согласно обычаю, существовавшему на Руси в XIV веке (к тому же прп. Анна и на иконах иногда изображалась с рукой, сложенной для двуперстного крестного знамения). Святость благоверной княгини никто не подвергал сомнению, но чтобы не подавать повода к соблазну, Патриарх Иоаким и отцы Соборов 1677-1678 гг. уничтожают канонизацию святой, запрещают поклонение святым мощам Анны Кашинской, отменяют молебны и службы святой до времени, «пока Бог не объявит и не утвердит». Это необычайное событие - единственное в истории Русской Православной Церкви.
Хотя церковная развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятии, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны.
12 (25) июня 1908 г. Император Николай II, по воле Божией, вновь прославил благоверную княгиню, восстановив должное почитание святой.
И уже в 1909 году в городе Грозном в области Тверского казачества возникла женская община в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской. В 1910 году был освящен храм во имя святой Анны Кашинской в Петербурге.
В тревожные годы войны и революции образ благоверной княгини Анны стал русским людям даже ближе и понятнее. Вспоминалось, что благоверная Анна тоже провожав мужа и сыновей в ту опасную неизвестность, откуда часто не возвращаются, хоронила и оплакивала их, тоже принуждена была бежать и скрываться, в то время как враги громили и жгли ее землю.

Молитвы преподобной великой княгине Анне Кашинской.

О преподобная и преблаженная мати Анно! Смиренно припадающе к честным мощем твоим, молимся со слезами прилежно: не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. О преблаженная великая княгине Анно! Не забуди присещати чад твоих, аще бо телом и преставилася еси от нас, но и по смерти жива пребываеши и не отступаеши от нас духом, сохраняющи нас от стрел вражиих, всякия прелести бесовския и козней диавольских. Молитвеннице наша усердная! Не престай молящися за ны ко Христу, Богу нашему, аще бо мощей твоих рака пред очима нашима выну видима есть, но святая душа твоя, со Ангельскими воинствы у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. К тебе убо припадаем, тебе молимся, тебе мили ся деем: молися, преблаженная Анно, Всемилостивому Богу нашему о спасении душ наших, еже испросити нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, мытарств горьких и вечныя муки избавится и Небесному Царствию наследником быти со всеми преподобными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже слава, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобной великой княгине Анне Кашинской.

Тропарь, глас 3

Днесь восхваляем тя, преподобная мати, великая княгине инокине Анно: яко бо лозо плодовита посреде терния, процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми, всех удивила еси чудным твоим житием, темже Христу Богу угодила еси, и ныне, радующися и веселящися, пребываеши с лики преподобных жен, наслаждающися райския красоты и веселия. Молим убо тя: моли о нас Человеколюбца, Христа Бога нашего, даровати нам мир и велию милость.

Кондак, глас 4

Яко пресветлая звезда, явилася еси в Российстей земли, во граде Кашине, преподобная мати Анно, во всех благочестивых и верных женах, аки крин процвела еси чистым и непорочным твоим житием, во инокинях же совершенными твоими труды и подвиги, и возшла еси к Вышнему граду, радующися и веселящися, яко добре совершивши твое течение, и ныне честныя твоя мощи, аки бисерие драгое, явишася на исцеление всем, приходящим с верою. Тем и вопием ти: радуйся, всекрасная душею, и моли Христа Бога о спасении душ наших.

Величание

Ублажаем тя, преподобная мати, великая княгине Анно, и чтим святую память твою, наставнице инокиням и собеседнице Ангелом.

Значение имени Анна

Анна – это древнееврейское имя знакомо и любимо на всем земном шаре. Ведь во всем христианском мире почитается святая Анна, мать Богородицы. В оригинале оно звучит как חַנָּה (Ханна) и переводится как «милость» или «благодать». С принятием христианства это имя пришло на Русь в греческой транскрипции «Анна». В то время как в Европе оно имело распространение и в древнееврейском варианте - Ханна. Анна, Ханна, Аннетта, Анита, Анинья, Энни, Нэнси, Хэн, Нетхе, Нанни и Аннуш. Всё это имя Анна на английском, французском, немецком, португальском, венгерском и многих других европейских языках. В России это имя было всесословным. Дворянки и крестьянки носили его с одинаковым достоинством. Оно появлялось в литературных произведениях, чего стоит один роман графа Толстого «Анна Каренина», или бытовало в фольклоре. Здесь невозможно не вспомнить популярную комическую сценку про услужливую прислугу Анюту, у которой всегда наготове ответ: «Что барыня, я тута». Это имя звучало в пословицах, поговорка, присказках, шуточных рифмах, да что говорить, даже в ботанических названиях растений: Анютины глазки. Это имя так часто упоминалось в святцах - 12 раз в год, что имя стало широко распространено.

И хотя интерес к этому имени в России не ослабевает уже много веков, пик популярности его зафиксирован в 1920 году. Каждую тринадцатую новорожденную девочку в тот год родители назвали Анной. Казалось, что имя это будто звучит в воздухе. Во многом такая популярность была связана с редким в истории Церкви событием - повторной канонизацией святой благоверной княгини Анны, пришедшейся как раз на десятые годы ХХ века. Это событие вызвало большой интерес, в честь святой княгини возводились новые храмы в Петербурге и Москве, например, на новом Донском кладбище. Даже пущенный в Москве по бульварному кольцу («кольцо А») в 1911 году электрический трамвай с буквенным обозначением «А» москвичи прозвали «Аннушкой».

Память святой Анны Кашинской Русская Православная Церковь отмечает трижды в год, в том числе 15 октября (2 октября).

Сегодня имя Анна входит в десятку самых популярных имен среди россиян.

Святая благоверная княгиня Анна Кашинская

Терпение, смирение, кротость - вот те добродетели, которые предстояло стяжать в замужестве молодой ростовской княгине Анне, принявшей предложение от тверского князя Михаила Ярославича. Она была просватана за него в 1294 году. Это было неспокойное время татаро-монгольского ига, время междоусобных распрей, предательств, борьбы за великокняжеский ярлык, но брак ростовской княгини и тверского князя был счастливым. У них родилось пятеро детей. Дмитрий, Александр, Константин, Василий и Феодора (она умерла во младенчестве) воспитывались в доброте, благочестии, христианской любви и страхе Божием. Примерами для подражания были для детей и сама княгиня Анна, и князь Михаил Ярославич - оба крепкие в вере.

Уже в 1305 году Михаил получил великокняжеский ярлык и всеми силами старался не только объединить князей и разоренные земли, но и хоть как-то сократить набеги татар на Русь. В дом князя беда пришла откуда не ждали. Московский князь Юрий перекупил у татар ярлык и начал сам разорять Тверское княжество. Потерпев поражение от Михаила Ярославича, Юрий оклеветал его перед татарами. Вскоре тверского князя вызвали на суд в Орду. Прощаясь с мужем, княгиня Анна понимала, что последний раз видит, слышит и может благословить любимого. Она не пыталась его остановить, но как верная жена и христианка смиренно укрепляла в вере. «Если уклонюсь, то отчина моя вся в полону будет. Придется же когда-нибудь умирать, не лучше ли мне ныне положить душу за многие души…»,- с истинно христианским смирением говорил князь, покидая родные пределы. Его ждала жестокая расправа, Анну – вдовство. Но узнала княгиня о случившимся лишь год спустя, в 1319 году, когда выкупала нетленные останки супруга у московского князя Юрия Даниловича. Гроб с телом был перенесен в Тверь и погребен в Преображенском соборе, где вскоре начали совершаться чудеса.

В те времена было принято, чтобы овдовевшие княгини уходили в монастырь. Княгиня Анна не спешила. Ее поддержка, помощь, мудрость нужна была взрослеющим сыновьям. Княживший в Твери после гибели отца Дмитрий Михайлович, пылкий, воинственный и отчаянный, уже в 1325 году в Золотой Орде насмерть зарубил виновника гибели отца – князя Юрия Даниилович. За это он сам лишился жизни от рук татарского хана. Эта уже вторая смерть людей, близких княгине, увы, была не последней. Вслед за Дмитрием княжить в Твери стал его брат Александр Михайлович. В 1327 году в Твери с молчаливого согласия князя произошло восстание против ханского посла Щелкана. Последний собирался уничтожить тверских князей, стать правителем, а заодно обратить людей в ислам. Народная расправа была быстрой и жестокой. Понятно, что татары не оставили бы безнаказанным этот инцидент. Князь бежал, долго скитался, жил в Пскове, потом в Литве. Но понимая, что если умрет на чужбине, то лишит детей наследства и принадлежавших им земель, князь решил вернуться и просить прощения у татарского хана Узбека. Получить-то он его получил, но тут же и лишился. Хана убедили, что не стоит прощать мятежного князя. Второй сын княгини Анны шел на верную смерть, исповедовавшись и причастившись. Татары жестоко расправились не только с князем Александром, но и с его сыном (внуком княгини Анны) Федором.

Вскоре от болезни умер третий сын Анны – Константин. Все эти смерти пришлись на 1339 год. Для пожилой княгини они были новой незаживающей раной. Чем могла помочь княгиня своему ушедшему мужу, дочери, трем сыновьям, внуку? Чем могла она помочь тем, кто остался рядом? Чем могла помочь родной земле, истерзанной и разоренной? Лишь своей непрестанной молитвой. Княгиня Анна приняла постриг в одном из монастырей Твери с именем Ефросиния, где подвязалась в строгом посте и молитве. Чуть позже, по просьбе младшего сына Василия она переехала в Успенский монастырь, специально отстроенный для нее в Кашине. Здесь незадолго до смерти приняла схиму с именем Анна. Преставилась святая княгиня в 1368 году и была погребена в Успенской монастыре.

В истории этой можно было бы поставить точку, ведь очень скоро княгиню забыли, да и к гробнице ее относились с небрежением. Если бы не видение Анны Кашинской тяжело болящему пономарю Герасиму в 1611 году. Это было Смутное время и Кашину разорением угрожали поляки. Буквально чудом город продолжал стоять. В видении Герасим увидел святую Анну, которая сказала ему, что непрестанно молиться о родном ее сердцу городе и его жителях. Наутро сам Герасим был здоров. Слух о произошедшем исцелении и видении быстро распространился. И вот уже к гробнице княгини начинает стекаться народ, а случаев исцелений становится все больше. Происходящее стало известно царю Алексею Михайловичу. По его повелению в 1649 году духовенство освидетельствовало гроб и письменно зафиксировало чудеса. Еще чуть позже на Поместном соборе, организованном патриархом Никоном, схимонахиня Анна Кашинская была причислена к лику святых. Также было определено вскрыть гроб княгини. При большом стечении народа и в присутствии царя гроб открыли и обнаружили нетленные останки. Службу святой Анне по повелению царя составил Епифаний Славинецкий. Память ее совершается 15 (2) октября (в день кончины) и 3 августа (21 июля) (в день обретения мощей).

Год спустя, 12 июня 1650 года в Кашин для перенесения останков святой из ветхого Успенского собора в новый, каменный Воскресенский собор, приехал царь Алексей Михайлович с супругой и сестрами. Вместе со своими боярами царь нес гроб княгини. А покров на гроб вышивала сама царица и царевны. Как говорят документы, процессия была столь пышной, а событие так торжественно и значительно для всех присутствовавших, что трудно в истории найти другой подобный случай.

Что такое деканонизация, или Как стать святым во второй раз

Точка просится и здесь. Но нет, не получается ее поставить. Ведь не прошло и тридцати лет, как в 1677 году комиссией патриарха Иоакима святая Анна была деканонизирована. Прежде всего, это было связано с эпохой борьбы со старообрядчеством. Дело в том, что благословлявший жест святой княгини, раскольники трактовали как двоеперстие. Да и саму святую сделали символом своей борьбы. Поэтому раку с мощами закопали, святую Анну вычеркнули из списка святых, житие предали анафеме, а церкви, возведенные в ее честь, переименовали. Запрещено было служить молебны святой Анне, только панихиды. Ничего подобного Русская Православная Церковь прежде не знала. Но почитание Анны Кашинской в Твери не прекратилось. Вера была крепка. Поэтому продолжали писаться ее иконы, совершаться крестные ходы до Нерли, где княгиня прощалась с мужем, отправлявшимся в Орду. Вплоть до 1769 года продолжали вестись записи исцелений от ее гроба. Именно поэтому в 1818 году решением Святейшего Синода святая Анна Кашинская вновь была внесена в месяцеслов.

Почти сто лет понадобилось для подготовки повторной канонизации святой Анны. Решающую роль в ней сыграл император Николай II, давший ход делу. В апреле 1909 года Святейший Синод установил днем ее памяти 25 июня (12 июня по старому стилю) (день перенесения мощей). В Кашине в этот день в честь восстановления почитания святой Анны Кашинской прошли большие торжества, на которых присутствовала великая княгиня Елизавета Федоровна. Еще год спустя в Санкт-Петербурге в честь святой княгини была освящена первая церковь.

Тропарь великой княгини Анны Кашинской

Днесь восхваляем тя, преподобная мати,/ великая княгине инокине Анно:/ яко бо лоза плодовита посреде терния,/ процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми,/ всех удивила еси чудным твоим житием,/ темже Христу Богу угодила еси,/ и ныне, радующися и веселящися,/ пребывавши с лики преподобных жен,/ наслаждающися райския красоты и веселия./ Молим убо тя:/ моли о нас Человеколюбца, Христа Бога нашего,/ даровати нам мир и велию милость.

Кондак великой княгини Анны Кашинской

Яко пресветлая звезда,/ явилася еси в Российстей земли, во граде Кашине,/ преподобная мати Анно,/ во всех благочестивых и верных женах,/ аки крин, процвела еси чистым и непорочным твоим житием,/ во инокинях же совершенными твоими труды и подвиги,/ и возшла еси к Вышнему граду, радующися и веселящися,/ яко добре совершивши твое течение,/ и ныне честныя твоя мощи,/ аки бисерие драгое, явишася,/ на исцеление всем, приходящим с верою./ Тем и вопием ти:/ радуйся, всекрасная душею,/ и моли Христа Бога/ о спасении душ наших.

На анонсе памятник святой Анне Кашинской в городе Кашине в Тверской области

Святая благоверная великая княгиня Анна - дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшее мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере. Побратимом деда благоверной Анны был святой Петр, царевич Ордынский, крещеный татарин, канонизированный Русской Православной Церковью. В 1294 году благоверная княжна Анна вступила в брак с князем Михаилом Тверским.

Много скорбей выпало на долю святой Анны. В 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел молодой князь. Во младенчестве умер первенец великокняжеской четы - дочь Феодора. В 1317 году началась трагическая борьба с князем Юрием Московским. В 1318 году благоверная княгиня прощается навечно со своим супругом, уезжающим в Орду, где он был зверски замучен. В 1325 году старший сын ее, Димитрий Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского - виновника смерти отца, убил его, за что был казнен ханом. Год спустя жители Твери перебили всех татар во главе с двоюродным братом хана Узбека. После этого стихийного восстания вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда. В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам.

Благоверная великая княгиня была приуготовлена к монашеству всей своей предыдущей жизнью. По кончине мужа испытания следовали одно за другим и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию, однако Анна вынесла все. В женском естестве мужескую крепость имела еси... - так ублажает Церковь святую Анну Кашинскую за ее душевную стойкость. Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество сначала в Твери, а затем, по просьбе младшего сына Василия, перебралась в специально выстроенный для нее монастырь. Здесь она и преставилась в 1368 году в схиме, тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.

Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно, и только в 1611 году вследствие явления ее благочестивому клирику пробудилось в жителях города Кашина особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивою царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе 1649 года постановлено было открыть мощи княгини Анны. Перенесение мощей благоверной Анны Кашинской состоялось 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.

Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, и Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Это необычайное событие - единственное в истории Русской Православной Церкви.

Хотя церковная развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятии, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны.

В 1908 году почитание благоверной княгини Анны было восстановлено, и уже в 1909 году в городе Грозном в области Терского казачества возникла женская община в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской. В 1910 году был освящен храм во имя святой Анны Кашинской в Петербурге.

В тревожные годы войны и революции образ благоверной княгини Анны стал русским людям даже ближе и понятнее. Вспоминалось, что благоверная Анна тоже провожав мужа и сыновей в ту опасную неизвестность, откуда часто не возвращаются, хоронила и оплакивала их, тоже принуждена была бежать и скрываться, в то время как враги громили и жгли ее землю.

, 2 октября , в Соборе Тверских святых

Много скорбей выпало на долю святой Анны. В году скончался ее отец. В году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел молодой князь. Во младенчестве умер первенец великокняжеской четы - дочь Феодора. В году началась трагическая борьба с князем Юрием Московским . В году благоверная княгиня прощается навечно со своим супругом, уезжающим в Орду, где он был зверски замучен. В году старший сын ее, Димитрий Грозные Очи , встретив в Орде князя Юрия Московского - виновника смерти отца, убил его, за что был казнен ханом. Год спустя жители Твери перебили всех татар во главе с двоюродным братом хана Узбека. После этого стихийного восстания вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда. Уже после ее смерти, 29 октября года в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам.

После страдальческой кончины мужа Анна удалилась в Тверской Софийский монастырь и приняла монашеский постриг с именем Евфросиния. Затем, переселившись в Кашинский Успенский монастырь , святая Евфросиния постриглась в схиму с именем Анна. 2 октября года она мирно отошла ко Господу.

Чудеса при гробе святой Анны начались в году, во время осады Кашина литовскими войсками. Святая княгиня явилась пономарю Успенского собора Герасиму и сказала, что она молит Спасителя и Пресвятую Богородицу об избавлении города от иноплеменников.

Молитвы

Тропарь, глас 3

Днесь восхваляем тя, преподобная мати, / великая княгине инокине Анно: / яко бо лоза плодовита посреде терния, / процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми, / всех удивила еси чудным твоим житием, / темже Христу Богу угодила еси, / и ныне, радующися и веселящися, / пребываеши с лики преподобных жен, / наслаждающися райския красоты и веселия. / Молим убо тя, моли о нас / Человеколюбца Христа Бога нашего, / даровати нам мир и велию милость .

Ин тропарь, глас 4

Просветившися Божественною благодатию, преподобная,/ и правостию умною душу твою привязавши в любовь Христову,/ тленныя, и красныя, и временный нивочтоже вменила еси./ Крестным знамением на мысленный враги мужески вооружившися,/ постническими подвиги, постом и молитвами/ углие страстей угасила еси, достославная Анно,/ и по смерти источавши благодать притекающим к мощем твоим./ И ныне, в Небеснем чертозе с мудрыми девами предстоящи Христу,/ моли о нас, почитающих святую память твою.

Кондак, глас 4

Яко пресветлая звезда,/ явилася еси в Российстей земли, во граде Кашине,/ преподобная мати Анно,/ во всех благочестивых и верных женах,/ аки крин, процвела еси чистым и непорочным твоим житием,/ во инокинях же совершенными твоими труды и подвиги,/ и возшла еси к Вышнему граду, радующися и веселящися,/ яко добре совершивши твое течение,/ и ныне честныя твоя мощи,/ аки бисерие драгое, явишася,/ на исцеление всем, приходящим с верою./ Тем и вопием ти:/ радуйся, всекрасная душею,/ и моли Христа Бога/ о спасении душ наших.

Ин кондак, глас 8

Скоропослушную помощницу, вси, сущии в бедах,/ благочестно воспоем, Анну святую,/ днесь любовию сошедшеся во обретение честных мощей ея./ Воспоем песнь Единому в Троице Богу, радующеся,/ сподобльшему нас видети пречистое сокровище честных мощей ея:/ от мног бо лет сокровены быта,/ напоследок же нам явлены/ и источают многа и различна исцеления./ Яко да молитвами ея к Богу/ от всяких находящих зол избавимся,/ радостною душею и веселием сердца благодарная воспоем, глаголюще:/ радуйся, утверждение граду нашему.

Святая благоверная Анна Кашинская (ок. 1280 — 2 октября 1368)— тверская княгиня, дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского.

В 1294 году благоверная княжна Анна вступила в брак с князем Михаилом Тверским, сыном великого князя Ярослава Ярославича. У супругов родилось пятеро детей, но дочь Феодора умерла в младенчестве. Четверо же сыновей: Дмитрий, Александр, Константин и Василий росли и воспитывались родителями, в подражании лучшим примерам своего рода (в родах и Михаила, и Анны были князья, отдавшие жизнь за веру и родную землю, причисленные к лику святых: это святые благоверные князья Михаил Черниговский, Василий Ростовский, Александр Невский).


По лествичному праву наследования в 1305 году Михаил стал великим князем Владимирским. Получив Владимирский престол, он пытался объединять разрозненные русские земли воедино. В период великого княжения вёл борьбу с московским князем Юрием Даниловичем, занимавшим ярко выраженную проордынскую позицию и Новгородом. Князь Юрий Данилович Московский, "перекупив" в Орде право на великое княжение, в 1317 г. пришел с отрядом татар на Тверскую землю и стал разорять ее. Михаил выступил против них и наголову разбил объединенные войска. Юрию же удалось бежать. Тогда Юрий оклеветал Михаила перед ханом, и тот был вызван на суд.

Кончина Михаила Тверского в Золотой Орде

Михаил, несмотря на уговоры детей и бояр, поехал. Анна провожала мужа до Нерли. В Орде, после неправедного суда, Михаил Ярославич был зверски убит. Только через год Анна и тверитяне узнали о случившемся.

Много скорбей выпало на долю святой Анны. В 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел молодой князь. В 1317 году началась трагическая борьба с князем Юрием Московским. В 1318 году благоверная княгиня прощается навечно со своим супругом, уезжающим в Орду, где он был зверски замучен. В 1325 году старший сын ее, Димитрий Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского — виновника смерти отца, убил его, за что был казнен ханом. Год спустя жители Твери перебили всех татар во главе с двоюродным братом хана Узбека. После этого стихийного восстания вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда. В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам.

По кончине мужа испытания следовали одно за другим и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию, однако Анна вынесла все. Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество в Тверском Софийском монастыре с именем Евфросиния. Младший сын Василий построил для неё в городе Кашине Успенский монастырь, куда она и перебралась, по просьбе Василия. Там в непрестанной молитве она провела остаток дней. За три года до её смерти всю княжескую семью выкосил страшный мор. У княгини не осталось никого из родных, кроме Василия. Неразлучные в жизни, они и умерли в один год — 1368. Перед смертью она приняла схиму с именем Анна и преставилась 2 октября 1368 года . Тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.

Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно. Чудеса при гробе святой Анны начались в 1611 году, во время осады Кашина литовскими войсками. Святая княгиня явилась пономарю Успенского собора Герасиму и сказала, что она молит Спасителя и Пресвятую Богородицу об избавлении города от иноплеменников. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивою царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе 1649 года постановлено было открыть мощи княгини Анны. Перенесение мощей благоверной Анны Кашинской состоялось 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.

В повести о перенесении мощей святой Анны Кашинской рассказывается о случившемся тогда чуде. Когда гробница внесена была уже на паперть Воскресенского собора, несшие ее вдруг остановились, потому что не могли дальше двинуться ни на шаг. Тогда царь Алексей Михайлович обратился к Анне Кашинской с умиленной молитвой, в которой просил ее пребывать тут, пока на месте обретения ее мощей не будет воздвигнут каменный храм в ее имя. После этого гроб с мощами без затруднения внесли в Воскресенский собор и с молебным пением поставили на правой стороне вблизи алтаря.

Рака с мощами Анны Кашинской

На средства Алексея Михайловича в 1666 году был построен каменный Успенский собор с приделом во имя святой Анны Кашинской. По его повелению была изготовлена серебряная позолоченная рака для ее мощей. Руками его сестер-царевен были вышиты покровы на раку мощей святой Анны Кашинской. В Успенском соборе до начала XX в. хранился запрестольный крест - дар царя.

Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников (из-за того, что пальцы правой руки её нетленного тела были сложены для двуперстного крестного знамения, а приказано было креститься тремя пальцами), и Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Это необычайное событие - единственное в истории Русской Православной Церкви.

Несмотря на деканонизацию (которая длилась 230 лет), почитание Анны в Тверской епархии сохранялось, и тверские епископы этому не препятствовали; писались иконы, устраивались крестные ходы к месту прощания Анны с Михаилом Ярославичем, велась запись исцелений и т. п. Уже в 1818 году Святейший Синод разрешил включить имя Анны в месяцесловы, а в 1899—1901 годы началась негласная подготовка к восстановлению церковного почитания, в частности, возобновилась запись исцелений и иных чудес.

В 1908 году почитание благоверной княгини Анны было восстановлено. На повторную канонизацию было дано согласие Николая II.


Парад в день празднования святой Анны кашинской. Фото В.Колотильщикова. Нач. XX в

Ныне святые мощи почивают во вновь открытом после реставрации Вознесенском соборе , ставшем кафедральным, т.е. главным собором города Кашина . Начиная с 1994 г. 25 июня, в День города и День почитания святой благоверной княгини Анны Кашинской, после литургии совершается Крестный ход с ее мощами по маршруту: Вознесенского собор, церковь святых Петра и Павла, Воскресенский собор, Пролетарская площадь, Вознесенский собор.


Кашин. Рака с мощами Анны Кашинской

В октябре 2011 года ковчег с мощами святой княгини Анны Кашинской был помещен в новую серебряную раку. Рака весом 54 килограмма была изготовлена на пожертвования жителей Москвы, Твери, Санкт-Петербурга и других городов. Благодаря общим усилиям было собрано более 3,5 млн. рублей и создано настоящее произведение искусства. Изготовил раку опытный мастер из Сергиева Посада.


Величание
Ублажаем тя, преподобная мати, великая княгине Анно, и чтим святую память твою, наставнице инокиням и собеседнице Ангелом.

Молитва преподобной княгине Анне Кашинской
О, преподобная и преблаженная мати Анно! Смиренно припадающе к раце честных мощей твоих, молимся со слезами прилежно: не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. О преблаженная великая княгине Анно! Не забуди присещати чад твоих: аще бо телом и преставилася еси от нас, но и по смерти жива пребываеши, и не отступаеши от нас духом, сохраняюще нас от стрел вражиих, всякия прелести бесовския и козней диавольских. Молитвеннице наша усердная! Не престай молящися за ны ко Христу, Богу нашему: аще бо мощей твоих рака пред очима нашима выну видима есть, но святая душа твоя, со Ангельскими воинствы у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. К тебе убо припадаем, тебе молимся, тебе мили ся деем: молися, преблаженная Анно, Всемилостивому Богу нашему о спасении душ наших, еже испросити нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследником быти со всеми преподобными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже слава, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь
Днесь восхваляем тя, преподобная мати, великая княгине инокине Анно:
яко бо лоза плодовита посреде терния, процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми, всех удивила еси чудным твоим житием,
темже Христу Богу угодила еси, и ныне, радующися и веселящися,
пребываеши с лики преподобных жен, наслаждающися райския красоты и веселия. Молим убо тя, моли о нас Человеколюбца Христа Бога нашего,
даровати нам мир и велию милость.

Loading...Loading...