Без брачной одежды. О брачном пире

(Мф. 22:1-14)

Притча о брачной одежде преподносит нам урок величайшего значения. Под свадьбой подразумевается союз человеческого с божественным; брачная одежда представляет здесь тот характер, каким должны обладать все, кто удостоился чести быть гостем на свадебном пире.

Эта притча, как и притча о великой вечере, говорит о евангельском призыве, отвергнутом еврейским народом, и об обращении этого призыва милосердия к язычникам. Но, указывая на тех, кто отверг призыв, эта притча говорит о еще более наглом оскорблении и о еще более ужасном возмездии. Приглашение на пир - это в данном случае призыв царя. Он исходит от того, кто облечен властью и силой повелевать. И это приглашение означает высокую честь. И все же оказанная честь оказалась не оцененной. Авторитетом царя пренебрегли. Если в притче о великой вечере приглашение хозяина дома было встречено с безразличием, то приглашение царя в настоящей притче было встречено оскорблениями и убийством. Слуг царя встретили с презрением, безжалостно обошлись с ними, а потом убили.

Хозяин в притче о брачной вечере, видя пренебрежительное отношение приглашенных к нему, объявил, что никто из них не будет присутствовать на вечере. В этой же притче те, кто обнаружил свое презрение к царю, заслужили гораздо большее наказание, чем просто исключение из числа приглашенных гостей: “Царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их”.

В обеих притчах на пиру в конце концов оказывается множество гостей, но вторая показывает, что присутствующие там должны были сделать некоторые приготовления. Те же, кто пренебрег приготовлением к пиру, были изгнаны. “Царь, вошед посмотреть возлежащих …увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов”.

Приглашение на пир было передано людям учениками Христа. Господь послал двенадцать апостолов, а затем еще семьдесят возвестить о том, что Царство Божье близко, и призвать людей покаяться и поверить Евангелию. Но призыв этот остался без внимания. Те, кого пригласили на пир, не пришли. Слуги в притче были посланы еще раз, чтобы сказать. “Вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир”. Это была весть к иудейской нации после распятия Христа; но народ, который провозглашал себя Божьим, особым народом, отверг Евангелие, принесенное ему в силе Святого Духа. Многие отвергли его с презрением. Другие же были настолько раздражены призывом к спасению и предложенным прощением за их отвержение Господа славы, что во гневе обратились на принесших им эту весть. “Произошло великое гонение” (Деян. 8:1 ). Многие люди были брошены в тюрьму, а некоторые из вестников Господа, Стефан и Иаков, были убиты.

Еврейский народ подтвердил таким образом свое отвержение милосердия Божьего. Христос в Своей притче предсказал последствия этого: “Царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их”. Произнесенный здесь приговор исполнился и в судьбе еврейского народа: Иерусалим был разрушен, а нация рассеяна по всему свету.

Третье приглашение на пир символизирует в притче распространение Евангелия среди язычников. Царь сказал: “Брачный пир готов, а званые не были достойны; итак, пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир”.

Слуги царя, “выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых”. Это было весьма пестрое общество. У иных из них было не больше уважения к хозяину пира, чем у тех, кто с самого начала отверг его приглашение. Как приглашенные в первый раз не могли, как им казалось, пожертвовать земными делами ради участия в пире царя, так и откликнувшиеся на последнее приглашение в большинстве своем тоже думали только о своих земных удовольствиях. Они пришли попировать без малейшего желания почтить позвавшего их царя.

Когда царь вышел взглянуть на гостей, ему открылся истинный характер каждого из них. Для каждого из приглашенных была приготовлена брачная одежда. Это одеяние было даром царя. Облачаясь в этот наряд, гости демонстрировали свое уважение к хозяину пира. Но один из гостей был одет в обычную одежду. Он не захотел подготовиться к пиру так, как требовал царь. Он пренебрег одеянием, приготовленным для него и стоившим больших затрат. Этим он оскорбил господина. На вопрос царя: “Как ты вошел сюда не в брачной одежде?” - он не смог ответить ничего и таким образом вынес себе приговор. “Тогда сказал царь слугам: "Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю"”.

Знакомство царя с гостями в данной притче символизирует суд. Гости на евангельском пире - это те, кто заявляет, что служит Богу, те, чьи имена записаны в книге жизни. Но не все, считающие себя христианами, являются истинными учениками Христа. Прежде чем им будет дано окончательное вознаграждение, должно быть решено, кто из них достоин разделить наследие праведных. Это решение должно быть принято прежде Второго пришествия Христа на облаках небесных; ибо когда Он придет, Он уже принесет Свою награду или возмездие, “чтобы воздать каждому по делам его” (Откр. 22:12 ). Еще до того, как Он придет, достоинства дел каждого человека будут определены и оценены, и каждому из последователей Христа будет определено воздаяние в соответствии с его делами.

В то время когда люди еще живут на земле, в небесных дворах уже происходит следственный суд. Бог обозревает жизни каждого, называющего себя последователем Христа. Дело каждого рассматривается в соответствии с записями в небесных книгах, и, согласно записанным там делам, определяется вечная участь каждого.

Под брачной одеждой в притче символически представлен чистый, незапятнанный характер, которым будут обладать истинные последователи Христа. Церкви дано было “облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых” (Откр. 19:8 ), чтобы быть “не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного” (Еф. 5:27 ). Виссон - это праведность Самого Христа, Его Собственный безупречный характер, который через веру дается всем, кто принимает Христа как своего личного Спасителя.

Белые одежды непорочности носили наши прародители, когда были поселены Богом в святом Едеме. Они жили в полном согласии с волей Божьей. Вся сила их любви принадлежала их Небесному Отцу. Дивный мягкий свет, свет Божий окутывал святую пару. Это одеяние из света было символом духовных одежд Адама и Евы, их небесной непорочности. Если бы они всегда оставались верными Богу, одеяние света вечно продолжало бы окутывать их. Но когда вошел грех, они разорвали свой союз с Богом, и окружавший их свет исчез. Нагие и чувствующие стыд, Адам и Ева попытались прикрыть свою наготу сшитыми фиговыми листьями.

Это же пытаются делать все, кто преступает Божий закон еще со времен неповиновения наших прародителей. Они сшивают фиговые листья, чтобы прикрыть свою наготу, вызванную грехом. Они носят одежды своего собственного изобретения, и своими собственными делами они пытаются упрятать свои грехи и сделаться приемлемыми для Бога.

Но этого они никогда не смогут сделать. Человек не может создать ничего, что могло бы заменить утраченную им одежду непорочности. Ни в одеянии из фиговых листьев, ни в любой мирской одежде невозможно воссесть рядом со Христом и ангелами на брачном пире Агнца.

Лишь в одеянии, приготовленном для нас Самим Христом, можем мы предстать перед Богом. В такое облачение, в одежду Своей Собственной праведности Христос оденет каждую кающуюся, верующую душу. “Советую тебе, - говорит Он, - купить у Меня… белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей” (Откр. 3:18 ).

В этом одеянии, сотканном на небесах, нет ни одной нити, сотворенной усилиями человека. Христос, принявший человеческую природу, выработал совершенный характер, и этим характером Он предлагает наделить и нас. “Вся праведность наша - как запачканная одежда” (Ис. 64:6 )”. Все, что мы можем сделать сами, запятнано грехом. Но Сын Божий “явился для того, чтобы взять грехи наши; и в Нем нет греха”. Грех есть “беззаконие”, Христос же был послушен каждому требованию Закона. Он сказал о Себе: “Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце” (Пс. 39:9 ). Пребывая на земле, Он говорил Своим ученикам: “Я соблюл заповеди Отца Моего” (Ин. 15:10 ). Своим совершенным послушанием заповедям Божьим Он предоставил каждому человеку возможность соблюсти их. Когда мы подчиняемся Христу, наше сердце сливается с Его сердцем, наша воля растворяется в Его воле, наш разум приходит в единство с Его разумом, все наши мысли сосредотачиваются на Нем: мы живем Его жизнью. Это и означает быть облаченным в одежду Его праведности. Когда теперь Господь вновь смотрит на нас, Он видит уже не одежду из фиговых листьев, не наготу и не изуродованность грехом, но Свою Собственную одежду праведности, которая есть совершенное послушание Закону Иеговы.

Царь оглядел гостей брачного пира. Только те из них, кто подчинился его требованиям и оделся в брачные одежды, были оставлены. То же случится и с гостями брачной вечери Агнца. Все должны предстать перед испытующим взором великого Царя, и приняты будут лишь те, кто оделся в одежды праведности Христа.

Праведность есть праведные дела, и именно по ним все будут судимы. Наш характер проявляется в том, что мы делаем. Наши дела доказывают искренность нашей веры.

Недостаточно верить, что Иисус не был самозванцем и что библейская религия не является искусно построенным мифом. Мы можем верить, что имя Иисуса является единственным именем под небесами, которым человек может быть спасен, но так и не признать Его своим личным Спасителем. Недостаточно верить в теорию истины. Недостаточно провозгласить себя верующим во Христа и быть записанными в церковной книге. “Кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам”. “А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди” (1 Ин. 3:24; 2:3 ). Таково истинное доказательство обращения человека. Что бы мы сами ни говорили о своей праведности, она ничего не стоит, если в наших делах не будет явлен Христос.

Истина должна укорениться в нашем сердце, она должна управлять нашим разумом, контролировать наши чувства. Все наше естество должно нести отпечаток Божественного. Каждая йота Слова Божьего должна воплотиться в наших повседневных делах.

Тот, кто становится причастником Божеского естества, будет находиться в гармонии с Божьим великим мерилом праведности, Его святым Законом. Бог оценивает действия людей согласно этому великому эталону, и именно он будет мерилом испытания нашего характера на суде.

Многие считают, что смерть Христа привела к отмене закона; но они тем самым противоречат словам Христа: “Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков… Доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все” (Мф. 5:17, 18 ). Для того, чтобы искупить человека от последствий нарушения Закона Христос отдал Свою жизнь. Если бы закон мог быть изменен или отменен, Христу не нужно было бы умирать. Своей жизнью на земле Христос возвеличил Божий Закон. И Своей смертью Он утвердил его. Он отдал Свою жизнь в жертву не затем, чтобы уничтожить Божий Закон, не затем, чтобы создать какой-то иной, более низкий эталон, но для того, чтобы поддержать справедливость, чтобы показать непреложность закона и укрепить его навечно.

Сатана говорил, что человеку не по силам соблюдать заповеди Божьи; и это действительно невозможно для нас, если мы надеемся только на свои собственные силы. Но Христос, приняв человеческую природу, Своим совершенным послушанием доказал, что в союзе с Богом человек может повиноваться каждому Божьему предписанию.

“А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими” (Ин. 1:12 ). Эта сила - не человеческая. Это - Божья сила. Когда душа принимает Христа, она получает и силу, чтобы жить жизнью Христа.

Бог требует от Своих детей совершенства, эталон которого Он определил в Своем Законе, запечатлев в нем Свой Собственный характер. Этот безошибочный стандарт был явлен всем, чтобы не могло быть никакой ошибки относительно тех качеств, которыми будут обладать люди в Его Царстве. Жизнь Христа на земле была совершенным выражением Закона Божьего. Поэтому когда те, кто называют себя детьми Божьими, будут подобны Христу в характере, они будут послушны и Божьим заповедям. Только тогда Господь сможет сделать их членами небесной семьи. Одетые в славные облачения Христовой праведности, они получат место на брачном пире Царя. Они по праву присоединятся к сонму омытых кровью.

Человек же, явившийся на пир не в брачной одежде, олицетворяет духовное состояние многих людей в современном мире. Они считают себя христианами и заявляют о своем праве на благословения и привилегии Евангелия, но не испытывают нужды в преобразовании характера. Они не пережили истинного покаяния. Не осознают они своей нужды во Христе и не укрепляются в вере в Него. Такие люди не преодолели своих врожденных и приобретенных наклонностей ко злу. И все же они считают себя вполне добропорядочными и находят возможным полагаться только на свои собственные силы вместо того, чтобы довериться Христу. Это те, кто, услышав Слово Божье, пришел на пир, но не одел одежду Христовой праведности.

Многие из называющих себя христианами являются просто моралистами в чисто человеческом смысле. Они отказались от дара, который один только может сделать человека способным прославить Христа, представив Его миру. Работа Святого Духа для них - странное дело. Они не являются исполнителями Слова. Для них стали почти неразличимыми те небесные принципы, которые проводят различие между теми, кто находится в единстве со Христом, и теми, кто соединен с миром. Так многие, называющие себя последователями Христа, уже не являются отделенным и особенным народом. Различия между верующими и неверующими стали практически незаметными. Люди подчинили себя миру, его обычаям, его самолюбию. Сама Церковь вместо того чтобы привести мир к повиновению Закону Божьему, в нарушении этого закона уподобилась миру. Церковь все более превращается в мирскую организацию.

Все эти люди ожидают обрести спасение благодаря смерти Христа, отказываясь в то же время жить Его жизнью самопожертвования. Они расхваливают богатства безвозмездно дарованной благодати и пытаются создать видимость праведности, надеясь таким образом скрыть изъяны своего характера, но все их усилия будут тщетны в великий день Божий.

Праведность Христа не покроет ни один лелеемый грех. Бывает так, что человек нарушает закон в своей душе, хотя внешне не совершает никакого преступления. Мир может считать его человеком безупречной честности, но Закон Божий открывает тайники его сердца. О всяком поступке человека судят по вызвавшим его мотивам. Оправданными будут только те человеческие побуждения, которые согласуются с принципами Божьего Закона.

Бог есть любовь. Эту Свою любовь Он явил, подарив миру Христа, отдав “Своего Сына Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3:16 ). Он ничего не пожалел для тех, кого Он выкупил для Себя. Он отдал нам все небо, откуда мы можем черпать силы и способности, чтобы нам не отступить и не быть побежденными нашим врагом. Но любовь Бога не означает, что Он извиняет грех. Он не извинил ни грех сатаны, ни грех Адама или Каина; не оправдывает Он никакой из грехов любого другого человека. Он не будет смотреть сквозь пальцы на наши грехи или потворствовать слабостям нашего характера. Он хочет, чтобы мы победили их во имя Его.

Отвергающие дар праведности Христа отказываются приобрести такие качества характера, которые позволили бы им стать сыновьями и дочерьми Божьими. Они отказываются от того, что одно только может принести им право на участие в брачном пире.

В этой притче на вопрос царя: “Как ты вошел сюда не в брачной одежде?” человек тот молчал. Так будет и в день великого суда. Здесь, на земле, человек может пытаться оправдать те или иные свои пороки, но в судный день никаких извинений у него не найдется.

Современным христианским церквам даны величайшие возможности. Господь открылся нам во все возрастающем свете. Сегодня наши преимущества намного превышают те, которыми обладал народ Божий в древности. Мы обладаем не только великим светом, который когда-то был дарован Израилю, но у нас есть еще большее свидетельство безграничного дара спасения, данного нам через Христа. Все, что было для евреев лишь символом и прообразом, для нас стало реальностью. У них был только Ветхий Завет; мы, кроме этого, обладаем и Новым Заветом. Нам дано обещание Спасителя, Который уже приходил, Спасителя, Который был распят, воскрес и над гробницей Иосифа провозгласил: “Я - воскресение и жизнь”. Через познание Христа и Его любви Царство Божье установлено среди нас. Христос открывается нам в проповедях и песнопениях. Духовный пир представлен перед нами во всем изобилии его богатства. Брачная одежда, приобретенная бесконечной ценой, предлагается даром каждому. Вестники Божьи раскрыли нам многие драгоценные истины: праведность Христа, оправдание по вере, обильные и бесценные обетования Слова Божьего, свободный доступ к Отцу через Христа, утешение Духа Святого, надежное заверение в вечной жизни в Царстве Божьем. Что еще мог бы сделать Бог, чего Он еще не сделал для приготовления великой вечери, небесного пира?

Ангелы на небесах сказали: “Мы исполнили порученное нам служение. Мы оттесняли армии ангелов зла. Мы вселяли в души людей свет, обостряли их разум для осознания любви Божьей, явленной в Иисусе. Мы направляли их взоры к Голгофскому кресту. Их сердца были глубоко потрясены силой греха, который распял Сына Божьего. Они обратились. Они видели тот путь, который вел их к обращению; они чувствовали силу Евангелия; их сердца смягчились, когда они вкусили сладость Божьей любви. Они увидели красоту характера Христа. Но для многих все это оказалось напрасным. Они не отказались от своих привычек и своего характера. Они не сбросили мирских одеяний, чтобы быть одетыми в небесные одежды. Их сердца остались в плену корыстолюбия. Дружба с миром была для них дороже любви к Богу”.

Суровым будет для них день окончательного решения. Апостол Иоанн так описывает его в пророческом видении: “И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими” (Откр. 20: 11, 12 ).

Перед лицом вечности страшно им будет оглянуться назад. Вся их жизнь предстанет перед ними такой, какой она была. Мирские удовольствия, богатства и почести покажутся теперь ничтожными. Люди увидят, что единственной подлинной ценностью была и остается праведность, которую они презирали. Они увидят, что сформировали свой характер под влиянием обманчивых обольщений сатаны. Одежды, которые они предпочли, будут говорить об их преданности первому великому отступнику. И тогда они увидят последствия своего выбора. Они поймут тогда, к чему приводит нарушение заповедей Бога.

Но нового испытательного срока для приготовления к вечности уже не будет. Лишь в этой жизни нам дается возможность облечься в одежду Христовой праведности. Это - наша единственная возможность сформировать свой характер для того дома, который Христос приготовил для соблюдающих Его заповеди.

Дни, предоставленные нам для испытания, быстро истекают. Их конец близок. Это для нас звучит предупреждение: “Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно” (Лк. 21:34 ). Остерегайтесь, чтобы день тот не застал вас неприготовившимися. Будьте внимательны, чтобы не оказаться на царском пире без брачной одежды.

“В который час не думаете, приидет Сын Человеческий”. “Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его” (Мф. 24:44; Откр. 16:15 ).

Спрашивает ВОВА
Отвечает Александра Ланц, 03.06.2011


Вопрос : И КТО ЖЕ ВСЕ-ТАКИ ТОТ, КТО ПРИШЕЛ НА БРАЧНЫЙ ПИР НЕ В ПРАЗДНИЧНОЙ ОДЕЖДЕ? И СТОИТ ЛИ ЗАДАВАТЬСЯ ВОПРОСАМИ О ТОМ, ЧТО НЕПОНЯТНО. МОЖЕТ, НУЖНО ПРОСТО ЧИТАТЬ? ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРЕН.
Мир вам, Вова!

Я не могу понять, что вы имеете ввиду, говоря «может, нужно просто читать». Что значит «просто читать»? Просто бегать глазами по строчкам и словам? А для чего? Каков смысл? Неужели Бог даровал Библию человечеству, предусмотрел путь сохранения её книг и даже перевод этих книг почти уже на все языки мира только для того, чтобы человечество просто водило глазами по её словам, не понимая смысла написанного? Простите, но рассуждая так, вы вступаете в противоречие с её же словами, которые вы, наверняка, в состоянии понять... если заставите ваш мозг обрабатывать информацию, полученную от того, что видят ваши глаза:

«Все Писание богодухновенно
и полезно для научения,
для обличения,
для исправления,
для наставления в праведности,
да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ().


Каков смысл существования Писания? «да будет совершен Божий человек».

Как достигается это совершенство? Через то, что, когда мы читаем Писание мы можем чему-то из него научиться, при этом оно обличает нас в том, что мы делаем или думаем неправильно, оно исправляет нас и учит нас праведности.

Но как оно всё это делает? За счёт того, что человек бездумно водит глазами по строчкам, или за счёт того, человек стремится понять написанное?

Глава 17 книги «Деяния» повествует нам о том, что вера появлялась именно от усердного исследования Писания () . Сам Иисус повелел людям исследовать Писание () . Понимаете? Не просто читать его, бегая глазами по строчкам, в надежде, что это «беганье» как-то магическим образом будет воздействовать на вас, но исследовать , т.е. сопоставлять тексты, искать ответы на свои вопросы, проще говоря, напрягаться, тратить силы и время на то, чтобы понять, о чём оно, собственно, говорит.

Со страниц Библии Бог объясняет нам, падшим существам, Самого Себя и план нашего спасения! Он желает, чтобы у нас была возможность понять Его и поклониться Ему не из страха перед наказанием, а из-за того, что всё наше существо поймёт Его, осознает, что Он действительно Единственный, Кто по-настоящему справедлив и милостив, и поэтому достоин поклонения. Понимаете? Бог не просто приходит к вам и заявляет: теперь ты будешь поклоняться Мне. Нет! Он приходит к вам и говорит: позволь Мне объяснить, почему ты можешь доверять Мне, позволь, Я объясню тебе, каким Я задумал тебя, каким Я могу сделать тебя, приклони своё ухо и послушай, что Я делаю для того, чтобы вытащить тебя из ямы смерти, в которую попало всё человечество.

Апостол Пётр ясно говорит о том, что Писание – это светильник, к которому мы должны обращаться постоянно () , и здесь он вторит Давиду, сказавшему: «Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей». А почему Слово Бога могло быть светильником ноге Давида? Потому что...

Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною.

Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих.


Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню.


От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое...


Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим.


Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи.


Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей.
()

Может ли кто-то, кто просто бегает глазами по строчкам Библии, сказать, что становится от этого мудрее и разумнее, что хранит повеления Бога, что Слово Бога слаще мёда для него? Нет, это невозможно. Если не размышлять над Словом, если не тратить силы на понимание сказанного, если не молить Автора о даровании вам разумения, то Слово будет для вас скучным и мёртвым, оно не принесёт вам никакой пользы и не станет для вас ОСВОБОЖДАЮЩИМ от греха, страха и смерти.

Каждый, кто открывает Библию, должен открывать её с молитвой о вразумлении, о том, чтобы Бог помог подключить к чтению Его Слова все интеллектуальные способности читающего, а иначе нет смысла открывать её:

Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем ().

Руки Твои сотворили меня и устроили меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим ().


Я раб Твой: вразуми меня, и познаю откровения Твои ().


Правда откровений Твоих вечна: вразуми меня, и буду жить ().

Вы задаёте конкретный вопрос о том, кто именно подразумевается под человеком, который пришёл на брачный пир не в праздничной одежде. Вы задавали этот вопрос Иисусу? Ведь, я думаю, вы согласитесь, что именно Ему надо задавать вопрос о словах, записанных в Его книге, да ещё явно изошедших их Его уст. Зачем бы Он рассказал эту притчу, если бы её невозможно было бы понять тем, кто слушал её тогда и читает её сейчас? Иисус никогда не занимался пустословием.

Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:

Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти.

Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; 6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили [их].







Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных ().

Царство Небесное (т.е. То Царство, в котором правит Сам Бог) подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов (т.е. тех людей, которые верой и правдой служат Истинному Богу) своих звать званых (тех, кто изначально знал, что принадлежит Богу, а именно израильтян) на брачный пир; и не хотели придти. (читая Евангелия, мы можем увидеть, что даже перед распятием Иисус посылал Своих учеников (рабов) для того, чтобы проповедовать приближение Царствия, т.е. того самого брачного пира, и посылал их с проповедью именно среди израильтян, но мало кто соглашался слушать и тем более придти)

Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили [их]. (Люди, для которых предназначалось Царствие Божие, оказались слишком занятыми собою, а сердца их были уже настолько ожесточены, что они возненавидели и сам призыв, и посланников Бога, подняв на них руку)

Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.

Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. (В связи с тем, что избранный народ в подавляющем своём большинстве отказался придти на пир, Бог, оставив их в покое, отправил Своих вестников туда, где о Нём даже не слышали)

И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. (таким образом, на пиру оказались все, кто захотел придти. Вы хотите быть там? Значит, и вы будете. Однако для того, чтобы действительно начать пировать, т.е. участвовать в бракосочетании Сына и Его невесты, вам необходимо быть одетым соответственно события, не так ли? Ведь вы уважаете, почитаете и даже любите и Отца, и Сына, не так ли? А если так, то вы обязательно позаботитесь о том, чтобы оказаться на этом пиру в брачной одежде, которая во всём будет соответствовать грандиозности и пышности события. Судя по тому, что мы читаем дальше, далеко не все люди, решившие придти на брачный пир, приняли это событие как наиважнейшее в их жизни, поэтому они не позаботились о том, чтобы обзавестись правильной одеждой. Они решили, что и так сойдёт, что Бог не такой уж и требовательный, а событие не такое уж и важное, что можно проскользнуть в Небесное Царствие и в фиговых листьях, и в грязных штанах)

Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.

Вторая часть притчи, та, о которой вы спрашиваете, – о тех, кто называет себя христианами. Есть христиане, которые, приняв приглашение на пир, сразу же начали заботиться о чистоте и правильности своей одежды для этого великого события, а есть те, кто просто начали назвать себя христианами, но при этом так и остались в том, в чём были.

Что же это за брачная одежда , о которой говорит притча,
чем она отличается от того, в чём ходят люди этого мира ,
и где её взять ?


Это явно не что-то, сделанное из земных тканей и материалов, потому что мы знаем, что когда придёт День Суда, все дела рук человеческих обязательно сгорят () . Значит в притче речь идёт о чем-то очень и очень особенном. Вот те стихи Библии, которые помогут нам понять, какая именно одежда должна быть на тех, кто желает оказаться на брачном пире.

Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых [одеждах], ибо они достойны.

Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.

Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.

И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.

И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.

После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих.

И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли?Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.

Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его.

Просите Небесного Отца, направить ваши мысли и помочь вам понять, что это за одежда такая, которая так важна для нас с вами, желающих не просто оказаться на брачном пире, но и остаться на нём. Если вы будете искать водительства Бога в том, как вы размышляете, то вы обязательно увидите ответы.

Да пребудет с вами Святой Дух Божий.

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

22 ноя Соломон говорит старайся и работай, Иисус же говорил о том чтобы мы не заботились о завтрашнем дне. (Владислав)

Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Григорий Двоеслов

Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду

Поскольку вы, по щедрости Бога, уже вошли в дом брачного пира, то есть святую Церковь, то будьте внимательны, братья, как бы Царь, придя, не обнаружил изъяна в облачениях души вашей. С великим трепетом в сердце рассуждать надо о том, что последует: Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду .

Возлюбленные братья! Что, как вам кажется, обозначается брачной одеждой ? Если скажем, что брачная одежда - это крещение или вера, то кто же вошел туда без крещения и без веры? Человек, еще не поверивший, находится вне пира. Что же должны мы понимать под брачной одеждой, как не любовь? Человек приходит на брачный пир, но нет на том брачной одежды , кто, пребывая в святой Церкви, не имеет любви, пусть даже есть в нем вера. Мы правы, когда говорим, что брачная одежда - любовь, потому что это именно то, что имел наш Творец, когда пришел на брачный пир соединения Себя с Церковью. И только любовь Бога сделала возможным то, что Его Сын Единородный соединился с сердцами избранных Своих. Иоанн говорит: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16) .

Сорок гомилий на Евангелие от Матфея.

Свт. Григорий Палама

Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду

Омилия 27, произнесенная во время жатвы.

«Вшед Царь» , – говорит, – «видети возлежащих» , т.е. пришедших из числа званных. Пришествие же Его для того, чтобы видеть и судить возлежащих, является возвещением имеющего быть в свое время суда. Итак, «вшед Царь , – говорится, – виде ту человека не оболчена во одеяние брачное» . – Одеяние духовного брака это – добродетель, в которое если кто не облачится здесь, в этой жизни, тот не только будет найден недостойным оного брачного чертога, но и подвергнется узам и несказанным мукам. Если же одеянием всякой души является сочетанное с нею тело, то не сохранивший его, или не очистивший здесь (в этой жизни) воздержанием и непорочностью и целомудрием, найдет его тогда непотребным и недостойным нетленного сего брачного чертога, и заслуженно будет извергнут оттуда.

Омилия 41. На 14-е воскресное Евангельское чтение по ев. Матфею.

Прп. Симеон Новый Богослов

Ст. 11-13 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов

Видишь, что говорит Господь? Что на браки собираются те, кои прелагаются от зла и делаются добрыми и добродетельными; те же, которые имеют в себе какое-либо лукавство или зло, хотя и входят на браки, но извергаются и изгоняются со стыдом ангелами, которые здесь называются слугами. Те, которые остались седящими за брачною трапезою, суть святые. Впрочем, я знаю некоторых, которые думают, что под неимущим одеяния брачного должно здесь разуметь тех, которые осквернили тела свои блудами, прелюбодеяниями и убийствами, но это не так. Всякий оскверненный какою бы ни было страстию и греховною склонностию не имеет одеяния брачного. И что это справедливо, послушай, что говорит святой Павел: не лстите себе: ни блудницы… ни прелюбодеи… ни малакии, ни мужеложницы, ни лихоимцы (которые называются и идолослужителями), ни татие, ни пияницы, ни досадители, ни хищницы (но скажу и от себя, ни те, которые имеют ненависть или зависть к какому-либо брату), царствия Божия не наследят (1 Кор. 6:9-10) , и не имеют части и места в брачном торжестве Господа нашего Иисуса Христа. Видишь, как всякая страсть и всякий грех оскверняют одежду души нашей и изгоняют нас из царства небесного?

Слова (Слово 45-е).

Прп. Исаак Сирин

Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду

Если не очищен малый зрачок твоей души, не смей задержать свой взгляд на солнце, чтобы не лишиться тебе [и] обычного зрения и не быть брошенным в одно из тех умопостигаемых мест, которое есть тартар, представляющий собой образ (ṭupsā = τύπος) шеола. Это есть тьма вне Бога, в которой те, кто вышли за пределы естества в движениях своего ума, блуждают той разумной природой, которой они обладают. Поэтому и тот, кто дерзнул войти в грязных одеждах на пир, назначен быть брошенным в эту внешнюю тьму . Пиром называется видение духовного знания; тем, что приготовлено на нем, [называется] обилие Божественных тайн, исполненных радости и ликования и услаждения души; одеждой пира именуется облачение чистоты, грязными же одеждами - страстные движения, пачкающие душу; тьмой внешней - [то, что пребывает] вне всякого услаждения ведением истины и Божественным общением. Ибо тот, кто, облачившись в эти [т. е. грязные] одежды, дерзает вообразить в своем разуме (madʕā) вышняя Божия и ввести и поместить себя внутрь духовных созерцаний оного святого пира, который появляется только среди чистых, и, будучи охвачен наслаждением страстей, желает приобщиться его [т. е. пира] наслаждению, - тотчас поглощается, словно неким наваждением (šraḡraḡyāṯā), и извергается оттуда в место, лишенное сияния, - то, которое именуется шеолом и погибелью, которое есть неведение и отклонение от Бога.

Слово 76. Краткие главы.

Прп. Иустин (Попович)

Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 11-12 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: «друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде»? Он же молчал

Царскую трапезу наполнили те, которые были приглашены из-под оград, с перекрестков, с улиц и различных мест. Но потом, когда вошел царь, чтобы увидеть возлежащих на пире своем (то есть успокоившихся на своей видимой вере (in sua quasi fide) подобно тому, как в день суда Он посетит пиршествующих и рассудит о заслугах каждого), то нашел человека, который не был одет в брачное одеяние. Под этим одним человеком нужно понимать всех тех, которые связаны между собой злобой, как союзники. А брачная одежда - это заповеди Божий, а также и дела, исполняемые согласно закону и Евангелию и составляющие одеяние нового человека. Итак, кто во время суда будет найден имеющим имя христианина, но не имеющим одеяния брачного, то есть одежды сверхнебесного (supercoelestis) [или: небесного - coelestis] человека, а имеющим одежду запятнанную, то есть броню ветхого человека, тот тотчас же получает наставление и ему говорится: Друг! как ты вошел сюда? Он называет его другом как приглашенного на брак; но обличает его в бесстыдстве, потому что грязной одеждой он осквернил чистоту брачного пира. Но он остался без ответа , ибо в то время уже не будет места раскаянию, ни возможности отрицать бывшее, потому что все ангелы и сам мир будут свидетелями против грешников.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 11-14 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов; ибо много званных, а мало избранных

Вход на брачный пир происходит без различия: все мы, добрые и злые, призваны только по благодати. Но затем жизнь подлежит испытанию, которое царь производит тщательно, и жизнь многих оказывается оскверненною. Содрогнемся же, братья, помыслив, что у кого не чиста жизнь, для того бесполезна и вера. Таковой не только извергается из брачного чертога, но и посылается в огонь. Кто же этот носящий оскверненные одежды? Это тот, кто не облекся в одежду милосердия, благости и братолюбия. Много таких, которые, обольщая себя тщетными надеждами, думают получить Царство Небесное и, высоко думая о себе, причисляют себя к лику избранных. Производя допрос недостойного, Господь показывает, во-первых, что он человеколюбив и справедлив, а во-вторых, что и мы не должны никого осуждать, хотя бы кто, очевидно, и согрешал, если таковой открыто не изобличен в суде. Далее, Господь говорит слугам, карающим ангелам: «свяжите ему руки и ноги» , то есть способности души к действию. В настоящем веке мы можем поступать и действовать так или иначе, а в будущем силы душевные будут связаны, и нельзя нам будет сотворить какое-либо добро для умилостивления за грехи; «тогда будет скрежет зубов» - это бесплодное раскаяние. «Много званных» , то есть Бог призывает многих, точнее, всех, но «мало избранных» , немного спасающихся, достойных избрания от Бога. От Бога зависит избрание, но стать избранными или нет - это наше дело. Господь этими словами дает иудеям знать, что о них сказана притча: они были призваны, но не избраны, как непослушные.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Вшед же царь видети возлежащих, виде ту человека не оболчена во одеяние брачное, и глагола ему: друже, како вшел еси семо не имый одеяния брачна

Лопухин А.П.

Ст. 11-12 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал

Когда собирались гости, царя не было во дворце. Он входит только тогда, когда уже начался пир. Контраст между выражениями “злые и добрые” и “возлежащие ” на пиру, т.е. принятые на царский пир в царский дворец гости, проведен, несомненно, намеренно и очень тонко. Хотя гости были “злые и добрые,” однако они удостоились царского приглашения и возлежали теперь на пиру в брачных, т.е. нарядных одеждах. Злые и порочные превращаются здесь в почетных гостей быстро и какою-то чудодейственной силой. Смысл, конечно, тот, что евангельские вести, принимаемые злыми и добрыми, быстро преобразовывают их. Но взор царя омрачается при виде одного человека, который сидел на пиру не в нарядной, а в рваной, грязной, “не в брачной” одежде, в лохмотьях. Виноват ли был этот человек, если пришел на пир прямо, так сказать, с улицы, и если у него не было средств для того, чтобы приобрести себе нарядную одежду? Вопрос этот разрешается очень просто, тем, что всякий, приходящий на пир, приготовляемый Царем Небесным, может взять для себя в приемной комнате царского дворца какие угодно нарядные одежды, и, таким образом, явиться в приличном виде на брачный пир Агнца. Это в притче, несомненно, предполагается. Наша церковная песнь “Чертог Твой, вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в он” выражает, с одной стороны, глубочайшее смирение христианина, а с другой - просьбу, обращенную к Богу, дать приличную одежду в духовном смысле: “просвети одеяние души моей, Светодавче, и спаси мя.” Таким образом, от грешника требуется только желание приобрести себе нарядные одежды, которые будут ему, несомненно, даны, и притом безвозмездно. Человек не в брачной одежде, очевидно, сам не захотел воспользоваться этой царской милостью, и, не стыдясь ни Царя, ни гостей, явился на пир в своих лохмотьях. Ст. 11 -14 имеют прямое отношение к пророчеству Соф. 1:7,8. Под рабом, пришедшим на пир не в брачной одежде, разумеется здесь не Иуда, а вообще плотский ветхозаветный человек (ср. Рим. 13:14; Гал. 3:27; Еф. 4:24; Кол. 3:12) . Выражение “он же молчал” Иероним толкует так: “в то время не будет места покаянию и способности к оправданию, когда все Ангелы и самый мир будут свидетельствовать о грехах.”

Толковая Библия.

– Друг! – однажды эти слова услышит каждый из нас, смотря Христу прямо в глаза. А дальше мы можем услышать следующие слова..
– Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?

Не думаю, что в Царстве Небесном существует дресс-код и для того, чтобы отличить друзей, там нужна униформа. Свойства нашей души и сегодня легко читаются по нашему лицу. Там же душа будет более осязаема и, следовательно, более видна ее суть. На нашем лице каждый может прочесть чем мы жили.

Мы знаем, что все мы воскреснем. Кто-то говорит, что тела нам будут даны те же, что имеем сейчас, но только молодые и здоровые. Но это странно. Зачем тогда умирать, чтобы обрести то же самое? Ведь если и воскреснем в том же теле, то временная жизнь после смерти до Суда вообще бессмыслица.

Апостол Павел пишет,​ что: «..не все мы умрем, но все мы изменимся». Значит, все-таки тела будут другими, преображенными, более легкими и светлыми. В самом деле, зачем волку в Раю зубы, а кошке когти? Зачем человеку тоже чрево для тяжелой пищи и все то, что ему досталось по родству от зверя?

Никто не знает меры телесности и преображения воскресшего тела. Будет ли это тонкое эфирное тело без кожаных риз или наше тело получит только косметический тюнинг, Один Бог знает..

Апостол Фома отказался испытать качество плоти Господа и не дотронулся до его ран. Апостолы видели Христа в образе человека, но они не знают как существует это тело сейчас. Ведь если оно такое же, то Ему нужна вода, свет и прочие условия существования на земле. То есть это вознесшееся тело должно пребывать на планете Земля-2 и ждать повторного десанта к нам. А это чепуха. Значит, здесь некая тайна.

Совершенно логично, что образ нового тела будет связан с личной мерой святости или, хотя бы, благочестия. Очевидно, что брачная одежда друзей Христа, которые соберутся на Его Пасхальный пир в Царстве Небесном будут украшены нашей личной добродетелью.

Святость будет определять то, что там можно будет назвать одеждой. Вряд ли это будет этническая одежда древней Палестины или одежды греков, в которые иконописцы одевают святых.

Это условность иконописцев, которые очень смело утверждают, что свидетельствуют об образе преображенного бытия. Сандалии, хитоны, фелони, шапочки в виде рюмочки есть условность графики.

Разумеется, что за отсутствие свадебного халата не выбросят гостя во тьму внешнюю пришедшего на пир не в брачной одежде. Разве Христос смотрит, кто как одет? И не за то свяжут ангелы душу, что Христу жалко будет Небесных яств или то, что Он честолюбив и обидчив. А за то, что на вопрос Спасителя:

– Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?

Этот «друг» ответил молчанием. Так уже было, когда Бог Отец пошел искать согрешившего Адама, а тот сперва прятался от Него, а потом принялся оправдываться и врать. То есть обман и нежелание быть честным и любящим сыном привело праотца на лицо земли, где смерть и земля в волчцах.

Это место в Евангелии можно трактовать тремя способами. Самый популярный - укорение и назидание на примере древнего Израиля, отвергнувшего свое призвание. Но часто такое толкование больше походит на сюжет учебника истории древнего мира. Отвергнувшие давно в земле, и от них, в лучшем случае, остались только зубы или осколки костей. На Страшном Суде Господь точно не спросит с нас за их грех

Второй - перенесение притчи на нас. Ведь Евангелие – вневременной поток информации. Оно - благая весть для каждого из тех, кто его читает. Здесь уместно вспомнить о новых призванных на пир Христа - всех христианах всего света.

Ну, или конкретно о России. Тут опять ловушка. Вспоминая антихристианскую революцию в России думают, что иноземец-масон одурачил русского мужика и он наломал дров. Но, мне кажется, что русские не такие уж дети, чтобы их можно было одурачить и подбить сжечь свой дом. Другие, уверены, что революция сломала хребет русскому народу окончательно и бесповоротно. Они ждут гибели империи и находятся в смертной панике.

Я думаю, что если хочешь научить уму и пророчествовать о своем городе, то сначала нужно стать как местночтимый святой. Как наша рязанская блаженная Любовь. Если хочешь знать, что Бог написал о России - стань преподобным Серафимом или Сергием.

Если хочешь знать о чашах, уготованных миру - будь как Иоанн Богослов

Нет в тебе такого духа - внимай себе, как советуют святые люди. Это третий способ.

Таким образом, примем к себе обращение Христа «друг» и посмотрим, а что сделал не так этот упоминаемый Спасителем евангельский «друг» и «друзья друга».

Мы не знаем, что натворил этот «друг» из притчи, но косвенно можем догадаться о проблеме из реакции озлобившихся законников. Они приняли укор притчи на свой счет и решили убить Христа. Они огорчились словами Христа оттого, что их отношения с Богом были легкими.

Закон проще любви. Их закон, с натяжками, но позволял им убить пророков. Строгость закона всегда компенсируется возможностью обойти его уловками в параграфах. Закон вообще не предполагает любовь. Ни к вышним, ни к нижним. За законом можно спрятать сердце. И это удобно.

И мы так поступаем: судимся, живем по расчету и с понятием того, что не запрещено, то можно. Устранив из своей жизни любовь, а следовательно и Бога, человек находит радость в простых вещах: в еде, автомобилях, деньгах, в противоположном поле, в вине и даже убийствах. Радость греха реально существует. Точнее не радость, а опьянение пороком и следующее за ним похмелье.

Сначала грешить трудно, а потом человек навыкает и живет от греха к греху, украшая пороками свою жизнь и вытолкнув из нее Бога. Грех как наркотик привязывает к себе преступника. Без греха злодею плохо. Наскучивая одним грехом, злодей переходит к другому до тех пор, пока неизбежно не дойдет до вражды на Бога или самоубийства.

С Богом порочному человеку скучно. Молиться, то есть беседовать с Богом, неохота и не о чем.

Но рано или поздно эта встреча произойдет. О чем мы будем с Ним говорить? О наследстве, болезни, еде, автомобилях и деньгах? В самом деле, что у меня есть сказать Богу? Или о чем мы будем беседовать с Его друзьями за пасхальным столом? Вот, обнял нас Христос и говорит:

Садись, сын мой, давай поговорим.

А говорить и не о чем. Жили разными интересами, часто путая добро и зло со своей прихотью.

Мы одновременно и добрые и злые. Очень редко бываем по временам, даже, святыми, но больше скучными и холодные сердцем. Но вот и таких Христос любит и ждет. У нас есть еще время оглянуться и посмотреть, а как так получилось, что «обычная» жизнь обычных людей, привела к тому, что им пришлось услышать: «…царь разгневался, и, послав войска’ свои, истребил убийц оных и сжег город их».

Ничего нет дурного в том, что человек любит свою работу, землю или жену. Плохо то, что жена, работа, деньги или здоровье становится богом. Жена-бог рано или поздно задаст перца. Работу-бога, все равно, всю не переделаешь и всех денег не заработаешь.

Но жизнь пройдет, жена постареет, здоровье, нужное для работы, кончится, и жизнь потеряет смысл. Она теряет смысл не только на земле, но и на небе. Придет время и станет вокруг нас тихо и строго. И мы зададим себе простые и важные вопросы.

В самом деле, зачем тысячи поколений как заведенные куклы непрестанно женятся, пашут землю и ищут деньги? Где эти деньги царя Ксеркса и красота Нефертити? В лучшем случае ломанное золото древнего мира выставлено в Эрмитаже, а мумия египетской красавицы в виде жалкой перебинтованной куклы лежит в стеклянном ящике на всеобщем обозрении. Крутится эта карусель истории, и сегодня наша очередь недолго покружиться на ней.

Но в руках у нас билет на Пир Бога. И с этим билетом надо прервать вековечное кружение и пойти во дворец Небесного Царя на пир. Это пир не в изобилии еды и вина. А он в радости. Ведь, душа питается радостью. Прав. Иоанн Кронштадтский писал, что если на сердце нет радости, значит там прилег враг Христов.

Зов Бога мы можем услышать сердцем, принимающим благодать. Эта благодать нам дается не только в храме и в таинствах, но и за его оградой. Она везде. Благодать принимается от честной работы, от верности людям, от всего того, что без Бога - губит и ведет к греху и одиночеству безбожия.

Лучший способ испортить себе настроение - начать думать о себе. Лучший способ испортить себе жизнь - жить только для себя. А лучший способ кануть с головой во тьму внешнюю - принести на небо свои проблемы.

Дом Божий - это весь мир. В нем ежедневно совершается Литургия. Пасха бывает не в мае или в апреле. Она всегда в вечности. И пир, он везде. Только на небе мы будем с Богом лицом к лицу, а сейчас мы всего лишь чувствуем Его руку на своем плече.

Пусть нас не обманывает древнее заблуждение и антураж внешнего благочестия и ложное мнение, что с Богом можно договориться как с деловым партнером. Мало просто ходить в храм. Мало читать и вычитывать. Мало спорить в блогах.

На этом уже попались те, кто выслушав притчу хотели убить Христа. Надо жить и любить. В этом случае Закон всего лишь инструмент усиления любви, но никак не смысл жизни. Кто же любит инструмент больше дела? Закон сам по себе охлаждает и высушивает душу С холодным и тяжелым сердцем не слышащим голоса Христа даже в храме можно быть чужим. Чужим можно быть, даже причащаясь на малом пиру литургии.

Однажды, человек любящий Бога достигает в своем развитии такого этапа, когда он понимает и видит, что мир полон радости. Так человек находит ее везде. И ему становится стыдно своего счастья среди простых и измученных людей. Не потому счастлив праведник, что все у него есть или он совсем здоров.

Нет. Он счастлив тем, что ему не нужно земное богатство. Он счастлив тем, что к чему он ни прикасается открывает ему источник благодати. Он счастлив, видеть, что на все, на что падает его взор полно этой благодати с избытком. Все это происходит потому, что у него в работе, и в семье, во сне и бодрствовании на первом месте Бог. И все это земное счастье и небесные дары, и вечная радостная жизнь дается нам ни за что, а просто даром по любви. Так почему бы это не взять?

Так жить хорошо. Христианину этот мир прекрасен. А за границей жизни он еще лучше.

Что такое брачная одежда? В православной традиции это понятие имеет важный смысл – как мирской, так и духовный. Истоки его лежат в притче о брачном пире, изложенной в Евангелии от Матфея.

Притча о брачном пире

В древнем христианском сказании говорится о царе, устроившем брачный пир для своего сына и позвавшем гостей на этот великий праздник. Однако вместо того, чтобы откликнуться, многие люди отказались прийти на царское торжество. Они сослались на свои более важные дела и занятия и проигнорировали почетное приглашение. А некоторые встретили посланников насмешками и даже, чтобы досадить царю, убили его слуг.

Тогда царь, видя, что его ожидания напрасны, сказал слугам: «Дом мой полон, все на столах, все приготовлено. Что же я буду один в пустом доме находиться? Будет мой праздник мрачен. Пойдите по всем улицам! Всех бродяг, всех нищих, кого встретите на дороге – всех зовите, чтоб был зал наш полон» .

И пошли они по улицам и созвали людей, так что царский дом наполнился. Конечно, каждый человек из уважения к царю и его празднику постарался одеть свою лучшую одежду и привести себя в порядок. А один гость не побеспокоился об этом и, как был в рваной, грязной рабочей одежде, так и сел за праздничный стол. Обходя столы по время пира, царь заметил этого человека, подошел к нему и сказал: «Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде? Почему ты спокоен и ничего не предпринимаешь, как будто у тебя уже все хорошо? Откуда такое дерзновение, на что ты надеешься? Я нашел тебя на обочине какой-то дороги, всеми забытого и негодного, Я привел тебя сюда, а ты Меня оскорбляешь своим пренебрежением» . И велел слугам вывести вон этого человека и наказать его.

Житейское толкование

Если толковать притчу в житейском, бытовом понимании, то брачная одежда – это самая красивая и аккуратная, которая есть у человека. Гость, которого позвали на свадебное торжество, естественно, старается надеть самое лучшее одеяние, чтобы своим видом отдать дань уважения хозяевам праздника и остальным гостям и подчеркнуть значимость этого события. Некоторые люди, особенно женщины, и вовсе пользуются такими поводами, чтобы блеснуть новым шикарным нарядом. Даже бедные родственники или друзья, приглашенные на свадьбу, стремятся одеться нарядно и красиво в меру своих возможностей.

Если же кто-то на свадебный обед придет в рваной, грязной рабочей одежде или даже обычной, повседневной, то этим он может оскорбить жениха и невесту, обидеть их родственников и родителей. Да и прочие гости наверняка осудят такого человека за неприличное поведение и пренебрежение к хозяевам и приглашенным.

У некоторых толкователей Евангелия также существует версия, что брачная одежда – это особые церемониальные одеяния, которые выдавались всем приглашенным к царю на брачный пир. И тот, кто ее не надевал, бросал вызов обычаям и традициям того времени. В любом случае, эти толкования не противоречат друг другу, и их смысл в том, что на брачном пире каждый должен выглядеть наилучшим образом.

Духовное толкование

В христианском понимании Бог Отец позвал всех на брачный пир Его Сына Иисуса Христа с Церковью. Поэтому люди должны сделать все зависящее от них, чтобы предстать перед Богом чистыми и нарядными душой.

В духовно-нравственном смысле брачная одежда означает любовь. Любовь к Богу даже самого отъявленного грешника способна сделать прекрасным. Добродетель меняет человека, украшает его: светятся глаза, на лице – улыбка, и поступки его наполнены добротой.

Еще брачную одежду можно понимать в качестве покаяния. Такая добродетель доступна каждому, она прикрывает духовную нищету и облагораживает людей в глазах Бога, несмотря на прошлые грехи и внутренние пороки.

Вторая часть притчи, таким образом, говорит о том, что Бог призывает к себе всех людей, несмотря на их недостатки, и нельзя отвечать Ему пренебрежением. Нужно задуматься над своим внутренним миром: есть ли в нас та самая любовь, покаяние, доброта и другие достоинства? Только при трезвом взгляде на себя, признав свои слабости и ошибки, можно начинать «ткать» ту самую духовно-нравственную брачную одежду, которая очистит душу и прикроет греховный срам.

Loading...Loading...