Бог господь тропарь праздника триоди антипасхи. «Днесь весна благоухает, и новая тварь ликует» Антипасха

[Кратко] Фомина неделя – Антипасха.

Особенности:

Отмена воскресной службы (как в 12 праздники)

Нет паремий

Нет праздничных антифонов

Особенности служб от Фоминой (понед) до отдания Пасхи:

Начало: Христос воскресенье

Вместо «видихом свет истинный» «Христос воскресе.»

После «слава тебе Христе Боже» «Христос воскресе» – 3р.

В воскресения не поют минею, кроме великих святых (Георгия Победоносца, св. Николая и др.)

В воскресения: «Воскресенье Христово» 3 р., в будни 1 раз.

Недели:

2 -Фомина.

3 – Мироносиц (Иосиф Аримофейск),

4 – расслабл.,

5 – самарянка:

6 – о слепом,

7 – св. отцев вселю. Соборов

1-я по 50-цы – Всех святых

2-я по 50-цы – Всех святых в земле российской просиявших.

В среду 4-й недели – преполовение Пасхи

В среду 5-й недели – отдание преполовения

В среду 6-й недели – отдание Пасхи

В четверг 6-й недели – Вознесение

В пятницу 7-й недели – отдание Вознесения

В суб. 7-й недели – Троицкая Вселенская панихида.

1-й день по 50-цы – Св.Духов день.

В суб. 1-й нед по 50-цы – отдание 50-цы

[*] Неделя Антипасхи (Фомина). Светлая седмица заканчивается Фоминым воскресеньем, являющимся как бы заменой (повторением) самого Пасхального дня, отчего оно и названо еще Антипасхою (в переводе с греческого – «вместо Пасхи»).

В этот день в первый раз обновляется память Воскресения Христова, т.е. воспоминаются те события, при которых Христос являлся женам-мироносицам, апостолам. В девятый день Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым явлением апостолам, в том числе и Фоме, который осязанием язв Господа удостоверился в действительности Его Воскресения. (В воспоминание этого события сама Неделя получила название «Неделя о Фоме»).

Вся служба в Неделю Фомину побуждает верующих пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды – Христу, укрепить в себе веру и вместе с ап. Фомою искренно, радостно воскликнуть: «Господь мой и Бог мой».

Уставные особенности в Неделю Антипасхи . Богослужение посвящено главным образом воспоминанию явлений Христа по Воскресении апостолам, а в том числе и Фоме. Согласно Уставу, в Неделю Антипасхи воскресные песнопения из Октоиха не поются, вся служба – праздника (по Цветной Триоди). Не поются и пасхальные песнопения, за исключением тропаря «Христос воскресе...» в начале и конце служб и ирмосов пасхального канона на катавасии.

Начиная с Фомина воскресенья, возобновляется на службах (на вечерни и утрени) стихословие Псалтири, полиелей и прочее последование, Восстанавливается обычная структура всенощного бдения, а также часов и литургии (за исключением некоторых особенностей). Земные поклоны во время богослужения до дня Святой Троицы Устав отменяет.


В Неделю Антипасхи, в начале великой вечерни, перед шестопсалмием, после начального возгласа литургии и после отпуста ее поется (трижды) тропарь «Христос воскресе...». На утрени – «Бог Господь...» и тропарь праздника трижды: «Запечатану гробу...». По полиелее тропари: «Ангельский собор...» не поются, а сразу величание: «Величаем Тя, Жизодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго». Степенна – 1-й антифон – 4-го гласа. Прокимен: «Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога твоего, Сионе». Евангелие от Мф., зач. 116-е. После Евангелия – «Воскресение Христово» (трижды). «Слава: Молитвами апостолов...», «И ныне: Молитвами Богородицы...» , «Помилуй мя. Боже...», «Воскрес Иисус от гроба...».

Канон праздника Антипасхи: «Поим вси людие...» Припев к тропарям канона: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Катавасия – пасхальные ирмосы: «Воскресения день...». На 9-й песни «Честнейшую» не поем; диакон, совершая обычное каждение, перед местным образом Божией Матери запевает ирмос: «Тебе светлую свещу…». Хор продолжает: «И Матерь Божию, пречудную славу и высшую всех тварей, песньми величаем».

На литургии – изобразительны. По входе – тропарь: «Запечатану гробу...», «Слава, и ныне» – кондак: «Любопытную десницею...». Прокимен: «Велий Господь наш и велия крепость Его и разума Его несть числа». Стих: «Хвалите Господа, яко благ псалом; Богови нашему да усладится хваление». Апостол – Деян., зач. 14-е. Евангелие от Иоанна, зач. 65-е. Задостойник: «Ангел вопияше... Светися, светися...». В конце литургии вместо «Видехом Свет истинный» поется тропарь «Христос воскресе...» (один раз). По возгласе: «Слава Тебе, Христе Боже...» – «Христос воскресе...» (трижды).

Отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш...». Этот же отпуст бывает и на утрени до отдания Пасхи.

Неделя Антипасхи имеет попразднство , которое продолжается до субботы, а в субботу – отдание . В течение всей Фоминой седмицы тропарь, кондак, прокимен и причастен – праздника (Недели Антипасхи) и святому.

В Фомино воскресенье вечером совершается великая вечерня, которая предваряется 9-м часом. После начального возгласа чтец читает (трижды) тропарь: «Христос воскресе...», Трисвятое по «Отче наш», «Приидите, поклонимся...» и прочее последование 9-го часа. На вечерни кафизмы нет. Вход с кадилом. Великий прокимен: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса». После прокимна – сугубая ектения, «Сподоби Господи...» и просительная ектения. Далее обычное последование великой вечерни. По «ныне отпущаеши...» – тропарь святого Минеи, «Слава, и ныне» – тропарь праздника.

В прочие воскресные дни вечером (до Пятидесятницы) вечерня бывает без входа и великого прокимна – обычная.

Во вторник (или в понедельник) Фоминой седмицы бывает служба с поминовением усопших (этот день известен под названием «радоница»). В Триоди нет специального последования этой службы. Обычно после вечернего богослужения или после литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. После литургии бывает великая панихида.

Порядок ее следующий. Начальный возглас: «Благословен Бог наш...», «Христос воскресс...» (трижды), стихи: «Да воскреснет Бог...» с пением тропаря: «Христос воскресс...». В это время – малое каждение. Мирная заупокойная ектения. Затем пасхальный канон (ирмосы без тропарей, без припева: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих»). После 3-й песни – малая ектения и ипакои: «Предварившия утро...». По 6-й песни – малая ектения заупокойная, кондаки «Со святыми упокой...» и «Аще и во гроб...». По 9-й песни – малая заупокойная ектения. Затем: «Плотию уснув...» и воскресные тропари: «Благословен еси, Господи... Ангельский собор...». Совершается полное каждение. Далее – стихиры Пасхи, сугубая ектения, «Премудрость», «Христос воскресе...» (трижды). Затем священнослужители запевают до половины «Христос воскресе...», а хор заканчивает, и бывает отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш...». Далее диакон возглашает: «Во блаженном успении...». Пением «Вечной памяти» служба заканчивается.

Поминовение усопших в этот день совершается также и на кладбищах, куда верующие вместе с молитвой приносят близким усопшим и всем православным христианам радостную весть о Воскресении Христовом, предвозвещающем общее воскресение умерших и жизнь «в невечернем дни Царствуя Христова».

С Фоминой Недели начинастся обычное ежедневное поминовение усопших (панихиды, сорокоусты и проч.), а также совершается таинство Брака.

Особенности служб от Фоминой Недели до отдания Пасхи . В состав воскресных богослужений от Недели Фоминой до Пятидесятницы входят песнопения: 1) пасхальные, 2) воскресные (по гласу Недели) и 3) Цветной Триоди. Все эти песнопения помещены последовательно в Цветной Триоди. Пасхальные песнопения обозначаются в богослужебных книгах словом «Пасха», например: «канон Пасхи». Воскресные песнопения обозначаются словом «воскресны», например: «стихиры воскресны». Песнопения Триоди обозначаются словами: «Триоди», «праздника», «праздника Триоди», «настоящия Недели», или названием Недели: мироносиц, расслабленного, слепого, или словом «дне», например: «седален дне». Но после Преполовения (т.е. в дни попразднства Преполовения, которое продолжается 7 дней) слово «праздника» указывает на песнопения Преполовения, а не Недели расслабленного или самаряныни.

Во все Недели (воскресенья) Цветной Триоди Минея оставляются, за исключением служб св. вмч. Георгия, св. апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, святителю Николаю и храмового праздника. Службы остальным святым (полиелейным) и бдением завершаются на повечериях. В седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пасхи службы Цветной Триоди соединяются с Минеей, причем песнопения Триоди (стихиры, тропари, каноны) всюду предваряют песнопения Минеи.

Уставной порядок пения и чтения тропаря «Христос воскресе...» . От Фоминой Недели до отдания Пасхи все службы начинаются (после возгласа иерея) троекратным пением или чтением тропаря: «Христос воскресе...». Так, в начале всенощного бдения «Христос воскресе...» поется трижды священнослужителями, причем третий раз они поют половину тропаря, а хор доканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». Перед шестопсалмием этот тропарь трижды поет хор. На литургии, после возгласа: «Благословенно Царство...», священнослужители в алтаре поют два с половиной раза тропарь: «Христос воскресе...», хор доканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». (Царские врата в это время открываются). «Христос воскресе...» поется (один раз) также вместо «Видехом свет истинный...» и после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже...» (трижды). Но в конце всех прочих служб (вечерни, утрени и др.), после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже...» – конец обычный: «Слава, и ныне...» и прочее.

Тропарь «Христос воскресе...» поется также в начале молебна, панихиды, таинства Крещения, венчания, отпевания и других служб.

На воскресном всенощном бдении, после прочтения Евангелия, «Воскресение Христово видевше...» поется трижды. В седмичные дни «Воскресение Христово видевше...» поется на утрени один раз (после кафизмы).

Канон Пасхи с Богородичными поется (в соединении с каноном Цветной Триоди) в Недели: жен-мироносиц, о расслабленном, о самаряныне и о слепом. К Богородичним тропарям припев: «Пресвятая Богородице, спаси нас». К тропарям Триоди припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Заключительное «Христос воскресе...» (трижды) в конце каждой песни не поется. 9-я песнь поется следующим образом. После 8-й песни – ирмос: «Светися, светися», припев «Христос воскресе из мертвых» и тропарь: «О Божественного, о любезного», затем припев и тропарь: «О, Пасха Велия»; после этого Богородичны тропаря с припевом: «Пресвятая Богородице, спаси нас» и затем читаются тропари канона Триоди с припевом к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

После канона – светилен Пасхи и Триоди. В седмичные дни канон Пасхи не поется, но и в полиелейные праздники на катавасии поются только ирмосы Пасхи. Указание Типикона относительно пения в седмичные дни (от Недели Фоминой до отдания Пасхи) «канона праздника» следует понимать в том смысле, что в эти дни поется из Цветной Триоди канон настоящей Недели (Фоминой, жен-мироносиц и т.д.) или Преполовения (от праздника Преполовения до отдания его).

Во все Недели (воскресенья) до отдания Пасхи «Честнейшую» не поется, после катавасии 8-й песни сразу следует ирмос 9-й песни. Но в седмичные дни «Честнейшую» поется. Экзапостиларий «Плотию уснув» поется в тех же неделях, когда поется и канон Пасхи. Во время пения канона и экзапостилария царские врата открыты.

На 1-м часе принято петь вместо «Взбранной Воеводе...» кондак: «Аще и во гроб...».

В воскресные и седмичные дни – в период пения Цветной Триоди – на литургии поются изобразительны. После малого входа (в воскресенья) – тропарь воскресный, «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак Пасхи. Вместо «Достойно» – «Ангел вопияше... Светися, светися...». Причастен Пасхи – «Тело Христово приимите» (во все дни от отдания Пасхи, кроме седмиц Фоминой и Преполовения с его попразднством).

В воскресные и седмичные дни отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш...». Пасхальный отпуст произносится только после литургии в день отдания Пасхи.

Во многих храмах Москвы прихожане стараются подпевать, в некоторых храмах даже практикуется «народное пение». Участвовать в богослужении можно и молча. Но в любом случае богослужебные тексты хорошо бы понимать, удобно следить глазами за текстом ключевых богослужебных песнопений.

Уверение Фомы. Из праздничного чина Благовещенского собора Московского Кремля

ОСНОВНЫЕ ТЕКСТЫ СЛУЖБЫ И ПЕСНОПЕНИЯ ДЛЯ ОБЩЕНАРОДНОГО ПЕНИЯ Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы Антипасха

БЛАЖЕН МУЖ
Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет. Аллилуиа (трижды) .
Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуиа (трижды) .
Блажени вси надеющиеся нань. Аллилуиа (трижды) .
Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой. Аллилуиа (трижды) .
Господне есть спасение и на людех Твоих благословение Твое. Аллилуиа (трижды) .
Слава, И ныне: Аллилуиа (трижды)
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. Слава Тебе, Боже (трижды)

СТИХИРЫ на Господи воззвах
[АНТИПАСХИ и св.ап.ФОМЫ]
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. / Услыши мя, Господи.
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: / вонми гласу моления моего, / внегда воззвати ми к Тебе. / Услыши мя, Господи.
Да исправится молитва моя, / яко кадило пред Тобою, / воздеяние руку моею / - жертва вечерняя. / Услыши мя, Господи.
Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему.

Мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне.
Дверем заключенным, / учеником собранным, / вшел еси внезапу всесильне Иисусе Боже наш, / и став посреде их / мир дав, исполнил еси Святаго Духа: / ждати же повелел еси, / и никакоже разлучатися от Иерусалима, / дондеже облекутся еже с высоты силою. / Темже вопием Ти: / просвещение и Воскресение и мире наш, слава Тебе.
Из глубины воззвах к Тебе Господи, Господи, услыши глас мой.

Да будут уши Твои, внемлюще гласу моления моего.
По днех осмих востания Твоего Господи, / явился еси учеником Твоим / на месте, идеже бяху собрани, / и возгласив им: мир вам, / неверующему ученику руце показал еси, / и пречистое ребро. / Он же веровав вопияше Тебе: / Господь мой и Бог мой, слава Тебе.
Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит; / яко у Тебе очищение есть.

Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое, / упова душа моя на Господа.
Фома, глаголемый Близнец, не бе с ними, / егда вшел еси, Христе, заключенным дверем: / темже и не вероваше реченным ему, / от неверия в веру извествуя. / Не несподобил же еси Блаже, / показати ему пречистое ребро Твое, / и руку и ногу язвы: / он же осязав и видев, / исповеда Тебе быти Бога не нага, / и Человека не проста, и вопияше: / Господь мой и Бог мой, слава Тебе.
От стражи утренния до нощи, от стражи утренния, да уповает Израиль на Господа.

Яко у Господа милость,и многое у Него избавление,и Той избавит Израиля от всех беззаконий eго
Учеником сомнящимся, / во осмый день предста Спас, идеже бяху собрани, / и мир дав, Фоме возопи: / прииди апостоле, / осяжи длани, в нихже гвоздия вонзоша. / О доброе неверие Фомино, / верных сердца в познание приведе, / и со страхом возопи: Господь мой и Бог мой, слава Тебе.

Глас 2: Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие.
По востании Твоем Господи, / собранным учеником Твоим, и дверем заключенным, / посреде стал еси, мир подая им. / Веровав же и Фома зрением руку и ребр Твоих, / Господа и Бога Тя исповеда, / спасающаго уповающия на Тя Человеколюбче.
Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век.
Дверем заключенным, / представ Иисус учеником, / безстрашие и мир даяше, / таже глаголет Фоме: / почто Мне не веруеши, яко воскресох из мертвых? / Принеси семо руку твою, / и вложи в ребра Моя, и виждь. / Тебе бо неверующу, / вси навыкоша страсти и Воскресение Мое звати с тобою: / Господь мой и Бог мой, слава Тебе.

Дверем заключенным, / пришел еси Христе ко учеником, / тогда Фома смотрительно не обретеся с ними. / Глаголаше бо: не иму веры, / аще не увижду и аз Владыки. / Увижду ребро, отонудуже изыде кровь, вода, крещение. / Увижду язву, от неяже исцеле великий струп человеческий. / Увижду, како не бе, якоже дух, но плоть и кости. / Смерть поправый, и Фому уверивый, / Господи слава Тебе.

СВЕТЕ ТИХИЙ (Вечерняя песнь Сыну Божию)
Свете тихий святыя славы, / Безсмертнаго, Отца Небеснаго, / Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе. / Пришедше на запад солнца, / видевше свет вечерний, / поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. / Достоин еси во вся времена / пет быти гласы преподобными, / Сыне Божий, живот даяй, / темже мир Тя славит.

Прокимен, глас 6: Господь воцарися, / в лепоту облечеся.
Стихи: Облечеся Господь в силу и препоясася.
Ибо утверди вселенную, яже не подвижется
Дому Твоему подобает святыня Господи, в долготу дний.

Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь.
Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими.
Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

СТИХИРЫ на стиховне - Антипасхи и св.ап.Фомы:
О преславнаго чудесе! / Неверие веру известную роди. / Рек бо Фома: аще не вижду, не иму веры. / Осязав же ребра, богословит воплотившагося, / Тогожде Сына Божия позна, / яко пострадавша плотию, / проповеда воскресшаго Бога, / и возопи светлым гласом: / Господь мой и Бог мой, слава Тебе.

Похвали Иерусалиме Господа хвали Бога твоего Сионе.
О преславнаго чудесе! / Огню сено коснувшееся спасеся / вложив бо Фома во огненная ребра руку / Иисуса Христа Бога, / не опалися осязанием. / Души бо зловерство преложи на благоверие, / тепле возопи от глубины душевныя: / Владыка Ты еси и Бог мой, / из мертвых воскресый, слава Тебе.

Яко укрепи вереи врат твоих, и благослови сыны твоя в тебе.
О преславнаго чудесе! / Иоанн на перси Слова возлеже, / Фома же ребра осязати сподобися: / но ов убо отонуду страшно / богословия глубокое извлече смотрение: / ов же сподобися тайнонаучити нас. / Представляет бо показания ясно / востания Его, вопия: / Господь мой и Бог мой, слава Тебе.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Человеколюбче, велие и безприкладное множество щедрот Твоих: / яко долготерпел еси, от иудей заушаемь, / от апостола осязаемь, / и от отметающихся Тебе многоиспытуемь, / како воплотился еси? / Како распялся еси безгрешне? / Но вразуми ны яко Фому вопити Тебе: / Господь мой и Бог мой, слава Тебе.

Ныне отпущаеши
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Тропарь Антипасхи, глас 7 (трижды) :
Запечатану гробу, / Живот от гроба возсиял еси, Христе Боже, / и дверем заключенным, / учеником предстал еси, / всех Воскресение, / дух правый теми обновляя нам, / по велицей Твоей милости.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав

КОНЕЦ ВЕЧЕРНИ. НАЧАЛО УТРЕНИ (выключается свет, читается шестопсалмие: 3, 37, 62, 87, 102, 142 псалмы)

Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне

Тропарь Антипасхи, гл.7:

Величаем Тя, живодавче Христе, / нас ради во ад сшедшаго /
и с Собою вся воскресившаго.

Псалом избранный:
Господь воцарися, в лепоту облечеся. / Облечеся Господь в силу и препоясася. / Ибо утверди вселенную, яже не подвижится. / Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его? / Да исповедятся Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим. / И извел еси ны от тмы и сени смертныя. / Яко сокруши врата медная, и вереи железныя сломи. / И избави я от растлений их, и узы их растерза. / Яко услыша убогия Господь. / И окованныя Своя не уничижи. / Воста яко спя Господь, и порази враги Своя. / Яко очи Господни на уповающия на милость Его. / Услышати воздыхание окованных. / Разрешити сыны умерщвленных. / Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его. / Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь. / Воскресени, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца. / Господи Боже мой, в век исповемся Тебе.

Седален Триоди, глас 1:
Видя Моя ребра, и язвы гвоздей, Фомо, / что не веруеши Моему Воскресению? / Господь глаголаше, воскрес от гроба, / являяся апостолом неизреченно. / Близнец же веровав, вопияше Создателю: / Бог мой еси и Господь.

ПРОКИМЕН, глас 4: Похвали Иерусалиме Господа, / хвали Бога твоего Сионе
Стих: Яко укрепи вереи врат твоих.
Всякое дыхание / да хвалит Господа.
Стих: Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его в утвержении силы Его

Евангельское Чтение
от Матфея, гл. 28: 16 - 20 (перевод на русский язык)
Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Воскресение Христово видевше:
Воскресе́ние Христо́во ви́девше, поклони́мся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое пое́м и сла́вим. Ты бо еси Бог наш, ра́зве Тебе ино́го не зна́ем, Имя Твое имену́ем. Приидите, вси ве́рнии, поклони́мся святому Христову Воскресению; се бо прии́де Кресто́м радость всему миру; всегда́ благословя́ще Господа, пое́м Воскресение Его, распятие бо претерпе́в, смертию смерть разруши́.

Молитвами апостолов, Милостиве, очисти множество согрешений наших.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти множество согрешений наших.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость.

После полиелея и канона - СТИХИРЫ на хвалитех:
Всякое дыхание да хвалит Господа.
Хвалите Господа с небес, / хвалите Его в вышних. / Тебе подобает песнь Богу.
Хвалите Его, вси Ангели Его, / хвалите Его, вся Силы Его. / Тебе подобает песнь Богу.
Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его.

Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех.
По еже из гроба Твоем страшном, Жизнодавче, востании, / якоже печатей не разрушил еси, Христе, гробных, / тако заключенным дверем вшел еси к преславным апостолом Твоим, / радостотворя их, и Правый Твой Дух подая им, / за безмерную Твою милость.
Хвалите Его в тимпане и лице, / хвалите Его во струнах и органе.
Фома иже и Близнец не бе пришел, / егда Ты учеником явился еси, Господи. / Темже не верова Твоему Воскресению, / и видевшим Тя вопияше: / аще не вложу перста в ребра Его и гвоздей язвы, / не верую, яко востал есть.
Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания: / всякое дыхание да хвалит Господа.
Якоже хощеши, осяжи, Христос Фоме вопияше: / вложи руку, и познай Мя кости имуща и земное тело, / и не буди неверен, равно же со инеми уверися. / Он же возопи: / Бог мой и Господь Ты еси, / слава востанию Твоему.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
По днех осмих востания Твоего, Иисусе Царю, / единородный Слове Отчий / явился еси учеником Твоим, заключенным дверем, / мир Твой подая, / и неверующему ученику знамения показал еси: / прииди и осяжи руце и нозе, и нетленная Моя ребра. / Он же веровав, вопияше Тебе: / Господь мой и Бог мой, слава Тебе.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Преблагословена еси, Богородице Дево, Воплощшим бо ся из Тебе ад пленися, Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, смерть умертвися, и мы ожихом. Тем воспевающе вопием: благословен Христос Бог, благоволивый тако, слава Тебе.

ОСНОВНЫЕ ТЕКСТЫ И ПЕСНОПЕНИЯ Литургия Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха Воспоминание уверения апостола Фомы. Девятити мучеников Кизических (286-299). Прп. Мемнона чудотворца. Прп. Нектария Оптинского (1928). Свт. Василия Острожского (1671). Прп. Амфилохия Почаевского (1970).

Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в

1-й антифон:
Благослови, душе моя, Господа, Благословен еси, Господи.
Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его.
Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его.
Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя.
Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами.
Исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя.
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.
Благослови, душе моя, Господа, и вся внутреняя моя, имя святое Его.
Благословен еси, Господи.

2-й антифон:
Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь.
Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения.
Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его.
Блажен, емуже Бог Иаковль помошник его, упование его на Господа Бога своего,
сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них;
хранящаго истину в век, творящего суд обидимым, дающаго пищу алчущим.
Господь решит окованныя; Господь умудряет слепцы;
Господь возводит низверженныя; Господь любит праведники;
Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит.
Воцарится Господь во век. Бог твой, Сионе, в род и род.
Единородный Сыне, и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотиться от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.

Блаженны:
Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
Блажнени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени плачущии, яко тии утешатся.
Блажени кротции, яко тии наследят землю.
Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Во время малого входа с Евангелием:
Приидите, поклонимся и припадем ко Христу.
Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти: Аллилуия.

Тропарь Антипасхи, глас 7
Запечатану гробу, / Живот от гроба возсиял еси, Христе Боже, / и дверем заключенным, / учеником предстал еси, / всех Воскресение, / дух правый теми обновляя нам, / по велицей Твоей милости.

СЛАВА И НЫНЕ:
Кондак Антипасхи, глас 8
Любопытною десницею / жизноподательная Твоя ребра Фома испыта, Христе Боже, / созаключенным бо дверем яко вшел еси, / с прочими апостолы вопияше Тебе: / Господь еси и Бог мой.

Прокимен, глас 3: Велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа.
Стих: Хвалите Господа яко благ псалом: Богови нашему да усладится хваление.

Деяния святых Апостолов (глава 5:12-30)
В те дни руками Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все. Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.

Аллилуиа (трижды) : Приидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему
Стих: Яко Бог велий Господь, и Царь велий по всей земли.

Воскресенье, 15 Апреля 2007 года (2 Апреля 2007 по ст.ст.)
Неделя 2-я по Пасхе, Антипасхи или ап.Фомы

Прп. Тита чудотворца (IX). Мчч. Амфиана и Едесия (306). Мч. Поликарпа Александрийского (IV). Прп. Григория Никомидийского. Прп. Георгия Мартскверского (Груз. ). Св. Никиты Лионского (Галл. ). Мц. Феодоры девы, Палестинской (Греч. ).

На 6-м часе: Ис., XLV, 11-17. На веч.: Быт., XXII, 1-18. Притч., XVII, 17 - XVIII, 5.

Тропари и кондаки дня: [скрыть ]

Неделя Антипасхи. Тропарь, глас 7.

Запечатану гробу, / живот от гроба возсиял еси Христе Боже, / и дверем заключенным, / учеником предстал еси, / всех воскресение: / дух правый теми обновляя нам, / по велицей Твоей милости.

Богослужебные указания: [скрыть ]

Неделя 2-я по Пасхе, о Фоме. Антипасха.
Прп. Тита чудотворца.
Вся служба праздника (по Триоди).
Примечание. Службы святых, случившиеся в воскресенья периода святой Пятидесятницы, переносятся на повечерие (см. Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи», 4-е «зри»); это указание Типикона, впрочем, не относится к службам бденных и полиелейных святых.
В субботу вечером перед 9-м часом (и малой вечерней) затворяются царские врата . 9-й час читается обычный трехпсалмный. На нем тропарь воскресный 8-го гласа: «С высоты снизшел еси...» и кондак Пасхи: «Аще и во гроб...».
На великой вечерне по возгласе: «Слава Святей, и Единосущней...» поется «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), и предначинательный 103-й псалом. («Приидите, поклонимся» обычно опускается.)
«Блажен муж» - кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 1-й и глас 2-й - 10. «Слава, и ныне» - праздника, глас 6-й: «Две́рем заключе́нным, пришел еси, Христе...».
Вход. «Свете Тихий». Прокимен дня.
На литии стихиры Триоди, глас 4-й и глас 8-й. «Слава, и ныне» - Триоди, глас 8-й: «Две́рем заключе́нным, ученико́м собра́нным...».
На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й. «Слава, и ныне» - Триоди, глас 5-й: «Человеколюбче, ве́лие и безприкладное...». (Стихиры Пасхи не поются.)
По Трисвятом - тропарь праздника, глас 7-й: «Запечатану гробу...» (трижды).
По возгласе: «Благословение Господне на вас...», певцы: «Аминь».
Примечание. Здесь, по Уставу, полагается чтение: «Чту́тся же Дея́ния от нача́ла или́ бесе́ды Златоу́стаго от нача́ла» (Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи»). «Ве́домо же бу́ди, я́ко от Неде́ли Святы́я Па́схи, да́же до Неде́ли всех святы́х, по благослове́нии хле́бов, чту́тся Дея́ния святы́х апо́стол. В про́чия же Неде́ли всего́ ле́та чту́тся седмь Собо́рная Посла́ния апо́стольская, и четырена́десять Посла́ний свята́го Па́вла, и Открове́ние свята́го апо́стола Иоа́нна Богосло́ва» (Типикон, гл. 2, 1-е «зри»). Порядок чтения Типикон при этом не оговаривает.
Чтение совершается следующим образом. Чтец: «Деяния святых апостол благослови, отче, прочести́». Священник: «Молитвами святых отец наших...». Чтец: «Аминь», и начинается чтение. По окончании чтения чтец: «Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки веков». Другой чтец (по Типикону - предстоятель): «Аминь».
«Христос воскресе из мертвых...» (трижды), и начинается шестопсалмие: «Слава в вышних Богу...».
На утрене на «Бог Господь» - тропарь праздника, глас 7-й: «Запечатану гробу...» (дважды). «Слава, и ныне» - тот же тропарь.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны праздника (Триоди).
Полиелей. (Воскресные тропари «Ангельский собор» не поются.) Величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго». Седален Триоди, глас 1-й: «Видя Моя ре́бра и язвы гвоздей...». «Слава, и ныне» - тот же седален. Степенны - 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4-й: «Похвали́, Иерусалиме, Го́спода...». Евангелие воскресное 1-е - Мф., зач. 116. «Воскресение Христово видевше...» (трижды). По 50-м псалме: «Слава» - «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...» (единожды).
Канон праздника (Антипасхи), глас 1-й: «Пои́м, вси людие...», со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды).
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия Пасхи: «Воскресения день...».
По 3-й песни - ипакои, глас 6-й: «Яко посреде́ учеников...» (единожды).
По 6-й песни - кондак, глас 8-й: «Любопытною десницею...», и икос, глас тот же: «Кто сохрани учени́чу длань...».
На 9-й песни «Честнейшую» не поем.
По 9-й песни - «Свят Господь Бог наш». Светилен праздника: «Моих удо́в...» (дважды). «Слава, и ныне» - ин светилен праздника: «Днесь весна благоуха́ет...».
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й - 4. «Слава» - Триоди, глас 6-й: «По днех осми́х востания Твоего...», «И ныне» - «Преблагословенна еси...».
Великое славословие. По Трисвятом - тропарь праздника, глас 7-й: «Запечатану гробу...» (единожды). Ектении и отпуст: «Воскресы́й из ме́ртвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святаго славнаго апостола Фомы и всех святых...» (святые храма и дня не поминаются).
Перед 1-м часом: «Слава, и ныне» - стихира евангельская, глас 1-й: «На го́ру ученико́м...».
Примечание. «Начина́ются же от днесь лити́и, си́речь исхожде́ния в притво́р. Та́кожде и Оглаше́ния преподо́бнаго отца́ на́шего Фео́дора Студи́та, в ни́хже пое́м: «Сла́ва, и ны́не», стихи́ру ева́нгельскую...» (Триодь Цветная, в Неделю Фомину, на утрене, указание перед евангельской стихирой). «Внемли́, я́ко лити́и в притво́ре пре́жде 1-го часа́ быва́ют и Оглаше́ния Студи́това. Пото́м час 1-й, и про́чее обы́чно, и соверше́нный отпу́ст» (Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи», 3-е «зри»). Иными словами: 1) временно прерванные исхождения в притвор по воскресным дням для чтения Оглашений Студитовых и 1-го часа (в последний раз такое исхождение было в Неделю ваий), а по седмичным - для пения лити́и по усопшим (прекратилось с Великого Четверга) возобновляются с нынешнего дня, т. е. с Недели Антипасхи; 2) когда бывает чтение Оглашений (т. е. по воскресным дням), в притворе сначала произносятся Оглашения Студитовы и поется тропарь прп. Феодора Студита, а потом читается 1-й час; в седмичные же, непраздничные дни раньше читается 1-й час, и притом в храме, а затем уже бывает исхождение в притвор и в нем пение литии о усопших (В. Розанов. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 676).
Часы читаются обычные, трехпсалмные; по возгласе троекратное «Христос воскресе...». Трисвятое и прочее (на 3-м и 9-м часе). «Царю Небесный» не читается. На часах - тропарь и кондак праздника.
Литургия свт. Иоанна Златоустого.
По возгласe «Благословено Царство...» - «Христос воскресе...» (трижды). На пение тропаря, по традиции, отверзаются царские врата. Великая ектения.
Антифоны изобразительны.
Блаженны праздника Триоди, песнь 3-я - 4 (со ирмосом) и 6-я - 4.
На входе: «Приидите, поклони́мся... воскресы́й из мертвых, поющия Ти...».
По входе - тропарь, глас 7-й: «Запечатану гробу...». «Слава, и ныне» - кондак, глас 8-й: «Любопытною десницею...».
Прокимен, глас 3-й: «Велий Господь наш и велия крепость Его, и разума Его несть числа»; стих: «Хвали́те Господа, яко благ псалом, Бо́гови нашему да услади́тся хваление».
Апостол - Деян., зач. 14. Евангелие - Ин., зач. 65.
Задостойник - «Ангел вопия́ше...» и «Свети́ся, светися...».
Причастен: «Похвали́, Иерусалиме...».
По возгласе иерея «Со страхом Божиим...» - певцы: «Благословен Грядый...». Иерей: «Спаси, Боже, люди Твоя...». Певцы вместо «Ви́дехом...» поют: «Христос воскресе из мертвых...» (единожды). По возгласе иерея «Всегда, ныне и присно...» певцы поют: «Да исполнятся уста наша...». По возгласе «Слава Тебе, Христе Боже...» поется: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды). Отпуст, как и на утрене.
Попразднство Недели Антипасхи продолжается до субботы.

Статья из т. II «Православной Энциклопедии», Москва. 2001 г.

В переводе с греческого «то, что вместо Пасхи», 2-я неделя (т. е. воскресенье) после недели Пасхи; др. названия: Новая неделя, Фомина неделя. Одно из наиболее ранних употреблений термина «Антипасха» в значении недели, следующей за неделей (воскресеньем) Пасхи, содержится в приписываемых Патриарху Константинопольскому Иоанну Постнику канонических правилах.

Древнейшие источники упоминают о дне Антипасхи, связывая его, с одной стороны, с Воскресением Христовым, т. к. с IV в. он служил завершением 8-дневных пасхальных торжеств, с другой стороны - с таинством Крещения, т. к. в этот день или накануне неофиты, крещенные на Пасху или в Великую субботу, снимали белые крещальные ризы. С этим обычаем связано древнее латинское название дня Антипасхи - Dominica in Albis. Блж. Августин Иппонский († 430) в слове, посвященном «октаве Пасхи» (т. е. Антипасхи), говорит: «Сегодняшней радостью завершаются пасхальные торжества, потому что сегодня переменяются одежды неофитов, но таким образом, что белизна, слагаемая с одеждой, навсегда остается в сердце».

Важнейшим основанием для объединения Антипасхи с Пасхой является читаемое в этот день (по крайней мере с IV в.) как в восточном, так и в западном обрядах Ин. 20, 19-31. Это евангельское повествование связывает два явления Воскресшего Спасителя апостолам: в «первый день недели вечером» (Ст. 19), т. е. в сам день Воскресения, когда Господь Иисус Христос показал им Свои раны, послал их на проповедь и, сообщив им дар Св. Духа, дал им власть прощать и удерживать грехи, ... и «после восьми дней» (Ст. 26), когда Спаситель, вторично явившись ученикам, призванием к осязанию Своих ран уверил ап. Фому (он не видел первое явление Воскресшего Христа и отказывался верить рассказам др. апостолов), и тот немедленно исповедал свою веру в Богочеловечество Воскресшего Христа, воскликнув: «Господь мой и Бог мой!» Истолкованию Ин. 20, 19-31 посвящено «Слово на Неделю Новую», приписываемое свт. Иоанну Златоусту, по византийским Типиконам одно из уставных чтений праздника Антипасхи. Повторное явление Господа Иисуса Христа ученикам здесь объясняется необходимостью уверения ап. Фомы, чье «неверие» (в данном случае - стремление к достоверному, подтвержденному опытом знанию) оправдывается и даже восхваляется, ибо результатом его стало исповедание ап. Фомы.

Церковь посвящает этот день также размышлению над обновлением всего творения через Воскресение Христово, о чем говорится в слове свт. Григория Богослова († 390) «На Неделю Новую», которое в византийских Типиконах стало одним из главных уставных чтений праздника. По мысли свт. Григория, подобно первому творению (сотворению мира), начавшемуся днем недельным (воскресным), так и новый, обновленный Воскресением Христовым мир начинается днем недельным. Этот день, 8-й по Пасхе, и празднуется как День обновления, т. к. в отличие от дня Пасхи, самого дня спасения, который является «пограничным между погребением и Воскресением», этот день есть день «воспоминания спасения», день «чисто нового рождения». Содержанием же празднования для каждого, его приношением Богу должно стать внутреннее обновление: «Обновитесь, отбросьте древнего человека... только ради того вспоминая древнее, чтобы его избегать». Совпадающее по времени с Антипасхой обычное весеннее обновление природы поэтому приобретает новое значение как видимое проявление и свидетельство внутреннего обновления всей твари: «Царица времен года триумфально шествует в честь царицы дней и преподносит ей дары от всего, что есть у нее самого прекрасного и радостного». Величие праздника подчеркивается согласием обновления видимого и невидимого мира, которое предваряет будущие «новое небо и новую землю» (Откр. 21, 1): «Ныне весна земная, весна духовная, весна душам, весна телам, весна видимая, весна невидимая; о, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь, и обновленные переправились к обновленной жизни во Христе Иисусе Господе нашем!».

В русском разговорном языке Антипасха часто называется «Красной горкой», т. к. это - первый день после многодневных Великого поста и Пасхи, когда позволяется совершать Таинство Брака.

Богослужение праздника в Православной Церкви. Праздник уверения Фомы зафиксирован уже в «Апостольских постановлениях» (предположительно ок. 380, Антиохия), где повествование об его установлении ведется от лица самого ап. Фомы (чтимый праздник восьмого дня, в который меня, не веровавшего Фому, [верой] в Воскресение исполнил).

В древнем иерусалимском богослужении в день Антипасхи совершалось торжественное последование. В 40-й гл. «Паломничества» Эгерии (ок. 400) Антипасха названа «октавой Пасхи» («октава» в позднейшей латинской литургической терминологии соответствует византийскому Отданию). Согласно описанию Эгерии, в этот день кроме обычных богослужений (литургии и проч.) после 6-го часа (ок. 12:00) совершалась особая процессия, аналогичная процессии в 1-й день Пасхи. Ее порядок: епископ вместе с народом совершал сопровождавшееся песнопениями торжественное шествие, с остановками на Елеонской горе и на Имвомоне (место Вознесения Господня), завершавшееся в храме Воскресения, где служили вечерню, после которой было шествие на Сион, где также пелись гимны, читался евангельский рассказ о явлении Спасителя ученикам в 8-й день по Воскресении и уверении ап. Фомы; все завершалось молитвой и благословением оглашенных и верных во 2-м часу ночи (ок. 20:00). Иерусалимский лекционарий V-VI вв. содержит следующие указания о службе Антипасхи: на литургии поется тропарь «Славное пришествие», прокимен из Пс. 9, вместо чтения из Ветхого Завета читается Деян. 5, 34-42, апостол - 1 Ин. 1, 1-7, евангелие - Ин. 1, 1-17 (читаемое ныне на литургии 1-го дня Пасхи); в 9-м часу (ок. 15:00) совершается вечерня, на которой в основном повторялся чин вечерни на Пасху (отличается пением тропаря Антипасхи. «Славное пришествие» и прокимна из Пс. 32) и читалось Евангелие об уверении Фомы (Ин. 20, 26-31).

В византийском обряде (константинопольском богослужении) тема уверения Фомы в службе Антипасхи уже значительно усилена по сравнению с древним иерусалимским, где служба Антипасхи во многом повторяла пасхальную. Евангельское повествование об уверении ап. Фомы в Константинопольской Церкви (а впоследствии и во всех Православных Поместных Церквах) по крайней мере с VIII в. читается не вечером в день Антипасхи, как в Иерусалиме в древности, а утром - на литургии.

В соборном богослужении Константинополя, отраженном в Типиконе Великой церкви X в., утреня на Антипасху совершалась такая же, как и во все воскресенья года (как и на Пасху). Типикон Великой ц. указывает на утрене в конце «Непорочных» петь пасхальный тропарь 3-го гласа ([Когда] творение было смущено), на 50-м псалме - тропарь Антипасхи «тяжелого» (7-го) гласа ([В то время, как] гроб был запечатан - церковнославянский «Запечатану гробу»); на литургии - вседневные антифоны (при этом 2-й антифон Типикон указывает петь не с «аллилуия», а с припевом: «Спаси ны, Сыне Божий,» - как в самые большие праздники), прокимен из Пс 146 («Велий Господь наш»), апостол - Деян. 5, 12-20, аллилуиарий со стихом 94-го псалма, евангелие - Ин 20, 19-31, причастны - «Хвалите Господа с небес» (Пс 148. 1) и «Похвали, Иерусалиме, Господа» (Пс. 147, 1); на вечерне в сам день праздника петь прокимен из Пс. 76 («Кто Бог велий»), такой же, как вечером в 1-й день Пасхи. Прп. Романом Сладкопевцем (V в.) был написан кондак на уверение Фомы (проимий: «Любопытною десницею»), который употреблялся в храмах Константинополя в неделю Антипасхи.

Во всех многочисленных редакциях 2 византийских монастырских уставов - Студийского и Иерусалимского (который является ныне основным богослужебным уставом Православной Церкви) - служба Антипасхи является праздничной. Состав службы со времен действия Студийского устава и до наст. времени весьма стабилен. Как студийскими, так и иерусалимскими Типиконами (кроме самых кратких) указываются следующие гимнографические тексты вечерни под Антипасху и утрени Антипасхи: отпустительный тропарь «тяжелого» (т. е. 7-го) гласа «Запечатану гробу» - как в Типиконе Великой церкви; кондак (точнее, проимий и 1 икос) 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа прп. Романа (проимий «Любопытною десницею»); написанные прп. Иоанном Дамаскиным (VIII в.) самогласные стихиры 1-го («По днехъ осмихъ», «Дверемъ заключеннымъ, ученикомъ собраннымъ, вшелъ еси», «Фома, глаголемый близнецъ») и 2-го плагального (т. е. 6-го) гласов («Дверемъ заключеннымъ, пришелъ еси Христе») и канон 1-го гласа (нач. 1-го ирмоса: «Поимъ вси людие»; нач. 1-го тропаря: «Днесь весна душамъ»), не имеющие атрибуции 3 самогласные стихиры 4-го гласа (начало каждой: «О преславнаго чудесе!»). Часть студийских и все иерусалимские Типиконы содержат также надписанную именем «Анатолия» стихиру 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа («Дверемъ заключеннымъ, ученикомъ собраннымъ, предста Спасе»); неатрибутированные стихиры 2-го («По востании Твоемъ Господи», «Дверемъ заключеннымъ, представъ Иисусъ»), 2-го плагального («По днехъ) осмихъ»), 1-го плагального (т. е. 5-го) («Человеколюбче, велие») и 1-го (подобен «Прехвальнии мученицы») гласов (3 стихиры, начало 1-й: «По еже из гроба»); ипакои 2-го плагального гласа («Яко посреде»), эксапостиларий («Моихъ удовъ»). Все Типиконы указывают для Антипасхи такие же, как в Типиконе Великой церкви, чтения на литургии; все студийские, а также ранние иерусалимские Типиконы предписывают петь на литургии вседневные антифоны, поздние иерусалимские - изобразительны антифоны. Тексты службы помещаются в Триоди.

И по студийским, и по иерусалимским Типиконам воскресная служба Октоиха в день Антипасхи не поется (что является главной отличительной особенностью Господских двунадесятых праздников; тем не менее Антипасха не причисляется к ним) и совершается служба только Антипасхи, имеющая характер праздничной; вечером в неделю Антипасхи (под понедельник) совершается праздничная вечерня со входом и великим прокимном «тяжелого» (т. е. 7-го) гласа из Пс. 76 («Кто Богъ велий»); Антипасха имеет продолжающееся до субботы попразднство.

Отличия студийских Типиконов от иерусалимских в уставе службы Антипасхи: 1) перенесение воскресной службы Октоиха 1-го гласа (или ее части) на понедельник (в иерусалимских она отменяется); 2) отмена, начиная с Антипасхи, пасхальных песнопений (в иерусалимских они поются до отдания Пасхи), за исключением тропаря «Воскресение Христово видевше» и катавасии Пасхи; 3) отсутствие всенощного бдения на праздник (в иерусалимских сохраняется). В южноитал. версиях Студийского устава - напр., в Мессинском Типиконе 1131 г.- две первые студийские отличительные особенности уже не отмечаются (что сближает их с позднейшими иерусалимскими): воскресная служба отменяется, а тропарь Пасхи «Христосъ воскресе» читается вместо Трисвятого на службах суточного круга вплоть до Вознесения Господня.

В первоначальной редакции студийской службы Антипасхи, зафиксированной в «Ипотипосисе прп. Феодора Студита» IX в., составленном одним из его учеников, «Диатипосисе» прп. Афанасия Афонского кон. X в. и Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., воскресная служба переносится на понедельник практически полностью, что выражается в пении воскресных стихир на Господи воззвах, отпустительного тропаря, седальнов, степенных антифонов, утреннего прокимна, «Всякое дыхание», канона, песнопения «Свят Господь Бог наш», хвалитных и стиховных стихир утрени 1-го гласа; в чтении 1-го воскресного утреннего евангелия; стихословии «Блажен муж» (всей кафизмы) на вечерне и кафизмы на утрене. В связи с этим на Антипасху поется служба только праздника с отменой всех кафизм (в т. ч. не поется и «Блажен муж») и евангелия, канон утрени начинается сразу после тропаря на Бог Господь (Студийско-Алексиевский Типикон указывает петь «Воскресение Христово видевше» и Пс. 50, обычно предваряющие канон, после 6-й песни и кондака; «Диатипосис» отмечает, что евангелие - неизвестно какое - читается в конце утрени, и это положение противоречит 2 др. Типиконам). В Студийско-Алексиевском Типиконе (до XV в. был основным Типиконом на Руси) к воскресной службе в понедельник добавляются пенсопения Антипасхи. Такому порядку службы в целом соответствует Орбельская Триодь, но на утрене Антипасхи перед каноном есть воскресное евангелие.

В более позднем константинопольском студийском Евергетидском Типиконе 1-й пол. XII в., послужившем образцом для многих других, на понедельник переносятся только часть воскресных песнопений: стихиры на Господи воззвах, стиховные стихиры вечерни, отпустительный тропарь, ипакои, канон, хвалитные и стиховные стихиры утрени, которые поются вместе с песнопениями Антипасхи; в сам праздник Антипасхи поются воскресные степенны антифоны, утренний прокимен, «Всякое дыхание»; читается воскресное утреннее евангелие; стихословятся обычные кафизмы (в т. ч. «Блажен муж») и полиелей; утреня оканчивается великим славословием. Сходный (но не идентичный) порядок службы содержится в одном из древнейших грузинских Типиконов - Типиконе прп. Георгия II Мтацминдели (†1096), составленном преподобным в Афонском Иверском монастыре.

В Мессинском Типиконе воскресная служба отменена полностью. Кроме того, студийские Типиконы различаются рядом частных указаний: несколько отличаются наборы стихир, седальнов, уставных чтений; Евергетидский Типикон говорит о пении перед утреней паннихис и предписывает петь на утрене катавасию Антипасхи, в то время как остальные Типиконы указывают катавасию Пасхи; Мессинский Типикон предписывает совершать перед утреней особый чин входа в храм, как на пасхальной утрене, но менее торжественно, петь на «И ныне» хвалитных стихир воскресную стихиру Богородице «Преблагословенна еси» и т. д.

В иерусалимских Типиконах под праздник Антипасхи предписывается совершать всенощное бдение, отменяется воскресное последование (за исключением утреннего воскресного евангелия), все службы начинаются с тропаря Пасхи «Христос воскресе». В ранних редакциях (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.) на утрене указываются непорочны, без тропарей, а на литургии - вседневные антифоны. В более поздних редакциях Иерусалимского устава, в т. ч. используемом и по сей день в РПЦ, служба Антипасхи почти идентична службам Господских двунадесятых праздников: под праздник совершаются малая вечерня и всенощное бдение (без паримий на вечерне, но с полиелеем и избранным псалмом на утрене), воскресная служба (за исключением воскресного утреннего евангелия, воскресной стихиры Богородице «Преблагословенна еси» на хвалитех и евангельской стихиры перед 1-м часом) полностью отменяется и не переносится на понедельник, в день Антипасхи поется служба только праздника (однако катавасия и задостойник Пасхи), вечером в праздник совершается великая вечерня со входом и великим прокимном. На трапезе в день праздника полагается «утешение велие».

Гимнографические тексты и указания чтений праздника в используемых ныне Цветной Триоди и Типиконе те же, что и в студийских Триодях и Типиконах (с незначительными дополнениями), т. о., они восходят к V-XII вв. С XIV в. в Триодях помещается Стишной синаксарь Никифора Каллиста Ксанфопула («В сей день, в неделю вторую после Пасхи, обновление празднуем Христова воскресения»).

С недели Антипасхи (включительно) и до отдания Пасхи все службы начинаются с пасхального тропаря «Христос воскресе», на утренях ежедневно поется «Воскресение Христово видевше», литургия имеет особое окончание.

Относительно порядка службы Антипасхи поздние редакции Иерусалимского устава различаются расстановкой стихир, а также некоторыми частными особенностями - напр., в первом печатном русском Типиконе 1610 г. есть праздничная стихира по 50-м псалме (глас 6-й «Дверем затворенном прииде Исус»), а по принятому ныне в РПЦ Типикону поется обычная воскресная стихира; на литургии по Типикону 1610 г. кроме кондака праздника поется кондак Пасхи и кроме причастна праздника -причастен Пасхи; некоторые Типиконы (напр., древнейший из сохранившихся Типиконов ТСЛ) указывают на Антипасху праздничный отпуст и т. д.

По Типикону Г. Виолакиса, в настоящее время являющемуся основным Типиконом в практике греческих Церквей, на Антипасху поется служба праздника без бдения (бдения по этому Типикону не совершаются), с чтением воскресного утреннего евангелия перед 9-й песнью канона (как и в др. воскресенья года), с отменой «Преблагословенна еси» и евангельской стихиры на утрене. Особенность литургии Антипасхи по этому Типикону состоит в употреблении праздничных антифонов и входного стиха Пасхи, а также задостойника праздника (ирмос 9-й песни канона «Тебе светлую свещу»).

Отмена или перенесение воскресного последования, великий прокимен на вечерне в день праздника и др. уставные моменты Антипасхи свидетельствуют о чрезвычайно большом значении, которое этот день издревле имеет в литургической жизни Церкви.

Гимнография праздника тематически очень разнообразна. Наряду с главными темами - Воскресения Христова, уверения ап. Фомы, обновления можно выделить также некоторые сопутствующие смысловые мотивы.

Большая часть гимнографического материала посвящена теме человеколюбия и крайнего снисхождения Божия: «Человеколюбче, велие и безприкладное множество щедрот Твоих: яко долготерпел еси, от иудей заушаем, от апостола осязаем, и от отметающихся Тебе многоиспытаем, како воплотился еси; како распялся еси безгрешне» (славник на стиховне) - посредством сопоставления раскрывается смысл празднуемого события: всесильный Господь, Воскресший из мертвых «запечатану гробу» и явившийся ученикам «дверем заключенным» (отпустительный тропарь), снисходит по Своему человеколюбию к немощи нашей настолько, что допускает прикосновение к Своей плоти, столь же уничижительное для Него, как и Крестные страдания, и «неправедное убиение», и еретические измышления, ради того, чтобы человек приобрел веру в Воскресение. Господь не только снисходительно допускает прикосновения ап. Фомы, но и Сам призывает апостола получить твердое основание веры в Воскресение: «Почто Мне не веруеши, яко воскресох из мертвых; принеси семо руку твою, и вложи в ребра Моя, и виждь» (6-я стихира на «Господи воззвах» великой вечерни).

Множество песнопений обращено к удивительной тайне дерзкого «Фомина неверия», рождающего твердую веру как самого апостола, так и укрепляющего веру всех христиан: «о доброе неверие фомино, верных сердца в познание приведе» (4-я стихира на «Господи воззвах» великой вечерни), «о преславнаго чудесе! Неверие веру известную роди» (1-я стихира на стиховне).

Часть текстов напоминает о тесной связи Антипасхи с событиями дня Воскресения Христова: «Дверемъ заключенным, учеником собраннымъ, вшел еси внезапу, всесильне Иисусе Боже наш, и став посреде их мир дав, исполнил еси Святаго Духа: ждати же повелел еси, и никакоже разлучатися от Иерусалима, дондеже облекутся еже с высоты силою» (1-я стихира на «Господи воззвах»).

Тема обновления творения Воскресением Христовым поэтически осмысляется в связи с ежегодным весенним возвращением к жизни и обновлением природы: «Днесь весна душам, зане Христос от гроба якоже солнце возсияв тридневный, мрачную бурю отгна греха нашего» (тропарь 1-й песни канона утрени), «Днесь весна благоухает, и новая тварь ликуетъ. Днесь взимаются ключи дверей, и неверия Фомы друга вопиюща: Господь и Бог мой» (2-й ексапостиларий).

8-й день по Воскресении Христовом, становясь первым в череде Дней Господних - воспоминаний дня спасения и обновления,- является, т. о., символом и предвосхищением буд. вечного 8-го дня: «Яко первый есть дней и господственный светоносный сий... приноситъ бо и века образ, яко осмица совершая будущаго» (тропарь 7-й песни канона утрени).

Èñò.: Greg. Nazianz. Or. 44; Aug. Sermo 172; Joan. Chrysost. In nov. dom.; Joan. Jejun. Poeniten.; Maraval, P. Égérie: Journal de Voyage (Itinéraire) // SC. 296; La grande Lectionaire de Jerusalem / Tarchnischvily M., ed. // CSCO. 1960. T. 188; Кекелидзе К., прот. Литургические груз. памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тбилиси, 1908; Maas P., Trypanis C. Sancti Romani Melodi Cantica: Cantica genuina. Oxf., 1963; Mateos. Typicon. T. 2; Дмитриевский. Описание; Arranz. Typikon; Око Церковное [Устав церковный]. М., 1610; Òðèîäü Öâåòíàÿ. Л. 34-46 об.; Ирмологий. Т. 1. С. 180; Òèïèêîí. Ò. 2. C. 957-963; TupikÒn tÁj toà Cristoà Meg£lhj "Ekklhs...aj / œkd. G. Biol£khj. "AqÁnai, s. a.; Messale Romano. R., P. 254-257; Breviarium Romanum. R., 1902. P. 373-377; Missale Hispano-Mozarabicum. Toledo, 1991. P. 474-481; Missale Hispano-Mozarabicum: Liber Commicus. Toledo, 1991. P. 342-348; Férotin M. Le Liber Mozarabicus Sacramentorum et les manuscrits mozarabes. R., 1995.

Лит.: Скабалланович. Толковый Типикон. С. 291-293; Карабинов И. Триодь постная. М., 1910. С. 224; Мирковиž Л. Хеортологиjа или историjски развитак и богослужение празника православне источне цркве. Београд, 1961. С. 212-215; Löwenberg B. Weißer Sonntag // LTK. Bd. 10. Col. 1012-1013; Bieritz K.-H. Das Kirchen Jahr. Union Ferlag. B., 1986. S. 128-131.

Празднование Антипасхи на исходе Светлой седмицы имеет особенное значение для православных: это вновь обретённая возможность общения с воскресшим во плоти Христом, торжество для тех, кто, подобно апостолу Фоме, не видел, но уверовал. Именно поэтому богослужение совершается по чину Господского праздника. Подчёркивают его чрезвычайно важную роль для литургической жизни церкви особенности уставных моментов службы, неотъемлемой частью которой являются тропарь и кондак Антипасхи.

Тропарь - главная и особенно выразительная часть общей системы церковно-богослужебных песнопений. Изначально это краткое песнопение писалось прозой. В процессе развития литургии текст стал рифмованным. И в настоящее время он не только читается, но и поётся. При этом используются восемь распевов, или гласов. Гласы чередуются по неделям, от первого до восьмого.

Антипасха имеет свой тропарь, который раскрывает главную сущность праздника и представляет собой мелодическую иллюстрацию службы. Кондак Антипасхи по содержанию близко примыкает к тропарю, дополняя и развивая его основную тему. За нерасторжимую духовную связь со святынями эти песнопения называют словесными иконами.

В совокупности и чередовании молитвенных гимнов последовательно раскрываются все основные темы Фомина дня:

Небольшое по объёму и формально посвящённое апостолу Фоме, это произведение по существу исполнено глубокими размышлениями о том, что даровало человечеству Воскресение Господне.

Канон праздника, включая заимствованный более ранний кондак на Воскресение, был написан богословом VIII в. Иоанном Дамаскиным и является почти неизменившимся со временем образцом литургических песнопений.

Когда и как правильно читать тропарь

Так как богослужение Фомина воскресения проходит в соответствии с чином двунадесятых праздников, утреня в этот день читается по Цветной Триоди: кроме псалма 117 трижды на седьмой глас поют тропарь Антипасхи «Запечатана гробу». По окончании полиелея (пения псалмов и возжигания всех лампад в храме) вместо молитвенного гимна «Ангельский собор» поют величание «Величаем тя».

На литургии по входу также поют тропарь Антипасхи и праздничный кондак на 8-й глас «Любопытною десницею». Вечерняя служба после сугубой и просительной ектений следует обычным чином великой вечери. После слов «Слава и ныне» вновь звучит тропарь праздника. Фомина неделя имеет попразднство, которое длится до субботы. В течение всей этой седмицы читают тропарь и кондак, посвященные Антипасхе.

Возвышенные слова и настроение этих гимнов через описание явления воскресшего Господа апостолу Фоме прославляют обновление духа и возрождение к вечной жизни.

Loading...Loading...