Был ли иисус христос плотником. Иосиф, земной отец Иисуса Христа, - плотник ли

Господь Иисус был плотником, сыном плотника (Мк. 6:3; Мф. 13:55). Несмотря на то что Господь был потомком царского рода Давида, Он был сыном плотника. Отсюда видно, что царский род опустился с высокого уровня до низкого, до уровня плотника. Господь Иисус был Сыном Человеческим, презренным назарянином и плотником, сыном плотника.

Только в Евангелии от Марка Господь Иисус назван плотником. Отвергавшие Его люди сказали: «Разве это не плотник?» Они назвали его «плотником» в презрительном смысле. Их изумляли Его учение, Его мудрость и Его явления силы, но они считали Его человеком, занимающим низкое положение. Выражаясь современным языком, их интересовало, какова Его квалификация и есть ли у Него учёная степень.

В Мк. 6:3 говорится, что те, кто, считая Господа Иисуса простым плотником, отверг Его, «претыкались из-за Него». Почему они претыкались из-за Него? Они претыкались из-за Него потому, что, с одной стороны, они слышали из Его уст удивительные слова и видели некоторые Его замечательные дела, а с другой - считали, что Он не обладает ни высоким положением, ни степенью. Они видели в Нём только плотника. Поэтому они претыкались из-за Него и презирали Его.

В Мк. 6 мы видим Господа Иисуса как плотника. Он не занимал высокого положения в обществе. Но у Него, разумеется, было богатство Триединого Бога, и Он также знал глубины истины в Писаниях. Его слушателей очень удивляло Его знание Библии.

Повествование в Мк. 6 должно побудить нас спросить себя, чего мы хотим и что мы ценим. Может быть, мы хотим иметь учёную степень или занимать высокое положение в обществе? В Господнем восстановлении мы хотим иметь Иисуса и богатство Христа. Нам нужны не просто поверхностные доктрины в Библии, а глубины божественных истин в Слове Божьем. Мы хотели бы следовать за Господом Иисусом, преподнося людям богатство Триединого Бога и представляя им глубины божественной истины в Писаниях. Однако мы не должны думать, что, поскольку у нас есть богатство Христа и глубины истины, нас ждёт тёплый приём. Нет, сейчас не тот век, когда истину Господа тепло принимают на земле. Наоборот, в этом веке Господа и Его учеников презирают и отвергают.

Никто не может сравниться с Господом Иисусом. У Него было богатство Триединого Бога, и у Него были глубины истины. Но как бы богат Он ни был и как бы Он ни знал истину в Святых Писаниях, вместо того чтобы оказывать Ему тёплый приём, Его презирали и отвергали.

4. Принял вид раба, служа Богу и людям

В Своём человеческом житии Христос принял вид раба, служа Богу и людям (Флп. 2:7; Деян. 3:13; Мк. 10:45). Он был рабом не только для Бога, но и для человека. В Новом Завете слово «раб» обозначает того, кто продал себя в рабство и потерял все человеческие права. Таким был Господь Иисус, когда Он был на земле как человек. Он был рабом, не имевшим никаких прав.

В Флп. 2:7 о Христе говорится, что Он «опустошил Себя, приняв вид раба, став в подобии людей». Слову «вид» в этом стихе соответствует то же греческое слово, что и слову «вид» в Флп. 2:6 в выражении «в виде Бога». При воплощении Господь не изменил Свою божественную природу; Он поменял лишь Своё внешнее выражение, сменив вид Бога на вид раба. Изменилась не сущность, а внешность.

В Евангелии от Марка Господь Иисус показан как Раб Божий. Поскольку Марк показывает Христа как раба, он ничего не говорит о Его родословии и статусе, потому что предки раба не заслуживают упоминания. Кроме того, в отличие от Матфея, который показывает Его чудесные учения и притчи о небесном царстве, и Иоанна, который показывает Его глубокие откровения о божественных истинах, Марк стремится запечатлеть в нас не удивительные слова Раба, а Его дела в Его благовестническом труде. Об этом Евангелие Марка сообщает больше подробностей, чем другие Евангелия, чтобы изобразить старательность, верность и другие добродетели Христа в служении спасения, в котором Он служил грешникам для Бога. В Евангелии Марка показаны исполнение содержащихся в Ис. 42:1-4, 6-7; 49:5-7; 50:4-7; 52:13-53:12 пророчеств о Христе как о Рабе Иеговы и подробности содержащегося в Флп. 2:5-11 учения о Христе как о Божьем Рабе. Этот Раб служил грешникам как их Спаситель, отдав Свою жизнь как выкуп за них (Мк. 10:45), чтобы исполнить вечный замысел Бога, Рабом которого Он был.

В Мк. 10:45 Господь Иисус говорит: «Сын Человеческий пришёл не для того, чтобы Ему послужили, а чтобы послужить и отдать Свою жизнь как выкуп за многих». Это очень яркое высказывание, показывающее, что Христос, как Сын Человеческий в Своём человечестве, является Рабом Божьим, который служил грешникам - служил даже тем, что отдал Свою жизнь, Свою душу. Кроме того, слово «выкуп» здесь показывает, что даже искупление Господа было Его служением, в котором Он служил грешникам для Божьего плана.

Библия очень мало говорит о жизни Иисуса до того периода времени за несколько лет до Его смерти на кресте. Означает ли это, что жизнь Иисуса не была такой важной до этого момента?

Нет, напротив. Это время, которое Иисус проводил в обычных обстоятельствах, которые мы тоже встречаем в своей ежедневной жизни, было решающим для Него. Для Его развития и Его борьбы с греховными желаниями и наклонностями, которые Он унаследовал, приняв на себя человеческую плоть и кровь.

Предполагается, что Иисус был плотником, как и Иосиф. Судя по тому, что мы знаем о Иисусе и о Его жизни, мы можем допустить, что с Ним было очень легко работать, и Он был способным работником.

Но что, если Иисус не обладал особенными способностями к этой профессии? Что, если Его результат не соответствовал ожиданиям, и Он искушался к унынию или раздражению так же, как и мы? Что, если Иисусу вообще не хотелось быть плотником, но Ему приходилось выполнять эту работу?

Те же обстоятельства, что и у нас

Мы не находим в Библии описания способностей Иисуса к столярному мастерству, и это на самом деле и не важно. То, что важно знать о Иисусе – это то, что мы читаем в Евр. 4:15: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха.» Мы видим, что на своём рабочем месте Иисус переживал те же самые обстоятельства, что и мы, и Он не согрешил. Иисус искушался к раздражению и нетерпению, искушался к унынию и разочарованию, но Он не поддавался этим грехам.

Иисус искушался к раздражению и нетерпению, искушался к унынию и разочарованию, но Он не поддавался этим грехам.

Важной частью служения Иисуса было уничижение самого себя. В Филип. 2:5-8 мы читаем: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.» Несмотря на то, что Иисус был Сыном Божьим, Он захотел взять на себя задания, которые, возможно, были трудными, грязными и неприятными.

Что это значит для меня?

Возможно мне не нравится моя работа. Может быть у меня плохо складываются отношения с моим начальником или с коллегами. Означает ли это, что у меня нет выбора и каждый день идя на работу, я должен быть недовольным и обиженным? Конечно же нет! Я могу получить покой и радость! «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.» 1 Фесс. 5:16-18

«За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.»

Когда у меня те же помышления, которые были у Иисуса, тогда я могу быть благодарным и я могу служить другим, несмотря на то, в каких бы обстоятельствах я ни находился. Моя жизнь будет наполнена радостью, независимо от моего положения. Если я думаю, что могу быть довольным только тогда, когда получу повышение, или если мне не нужно больше будет работать с моим коллегой, тогда мне будет постоянно хотеться большего. Я не смогу получить полного удовлетворения.

Как я использую свой рабочий день?

Мы проводим много времени на работе, и это время не проходит бесследно, не оказывая влияния на нашу христианскую жизнь. Находясь на работе, я вижу много из моей собственной воли и моей склонности ко греху. Я вижу гордость, гнев и нетерпение. Все это может выглядеть «мелочами», не имеющими большого значения в общей картине. Однако конечный результат всех этих маленьких решений прокладывает путь, по которому я следую в своей жизни.

Я не могу прийти к развитию, если я не понимаю, что во мне должно произойти изменение. Это то, что должно происходить во мне в каждой ситуации, в которой я нахожусь. Если я знаю, что мне необходимо больше терпения, тогда я получаю возможность получить это, например, когда я искушаюсь к нетерпению на работе.

Конечный результат всех этих маленьких решений прокладывает путь, по которому я следую в своей жизни.

Когда я принимаю решение жить той жизнью, которой жил Иисус, тогда каждый день у меня есть возможность получить преобразование во всех обстоятельствах жизни. Пребывая твердым и верным по отношению к своей цели, я вижу, как моё «я», которое всегда жалуется, склонно к унынию и дискутирует на рабочем месте, упраздняется и уступает место новому естеству, которое каждый день излучает любовь, покой и радость.

В российском христианском сообществе закрепилось устойчивое мнение, что Иисус Христос был плотником, унаследовав эту профессию от отца, Иосифа. Этот образ удобен, так как он делает нашего Спасителя человечнее, ближе к простому труженику. Если Иисус освоил простую профессию, значит, Он способен понять простого работягу, человека «некнижного».

Вот два текста, которые говорят нам об этом.

Матф.13:55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?

Не хочу ставить под сомнение сам факт, что Иисус имел, какую-либо профессию. Не имею так же ни какого намерения разрушить в ком-то веру в богодухновенность Писания. Но я хотел бы все-таки присмотреться и понять каким же все-таки трудом занимался Спаситель мира, пребывая в человеческом теле.

Первое что нам нужно – это обратиться к языку оригинала к греческим текстам, из которых и состоит Новый Завет.

Ματθαι̃ον 13: 55 ου ̓ χ ου ̔ ̃τός ε ̓ στιν ο ̔ του̃ τέκτονος υι ̔ ός ου ̓ χ η ̔ μήτηρ αυ ̓ του̃ λέγεται Μαριὰμ καὶ οι ̔ α ̓ δελφοὶ αυ ̓ του̃ ’Ιάκωβος καὶ ’Ιωσὴφ καὶ Σίμων καὶ ’Ιούδας

Μα̃ρκον 6:3 ου ̓ χ ου ̔ ̃τός ε ̓ στιν ο ̔ τέκτων ο ̔ υι ̔ òς τη̃ς Μαρίας καὶ α ̓ δελφòς ’Ιακώβου καὶ ’Ιωση̃τος καὶ ’Ιούδα καὶ Σίμωνος καὶ ου ̓ κ ει ̓ σὶν αι ̔ α ̓ δελφαὶ αυ ̓ του̃ ω ̔ ̃δε πρòς η ̔ μα̃ς καὶ ε ̓ σκανδαλίζοντο ε ̓ ν αυ ̓ τω̃ ̨

Как мы видим в обоих случаях стоит одно и тоже существительное в разных формах. Это существительное τέκτων ( тЭктон ). Именно это существительное дало корень некоторым заимствованным словам, которые употребляются в русском языке: «тектоника», «тектонический».

Эти слова употребляются в одном из разделов геологии, изучающим развитие структуры земной коры.

Существительное τέκτων ( тЭктон ), как это свойственно греческому языку, имеет несколько значений. Но основное его значение – «строитель» или «мастер строительного дела».

Иногда это слово вставлялось в различные словосочетания и приобретало иную смысловую нагрузку. Например, νεων τέκτονες , что означало «кораблестроитель», или τέκτων κεραοξόος - мастер, изготовляющий изделия из рога и даже τέκτων νωδυνιαν – врач или исцелитель.

Как мы видим это слово было очень широкого употребления.

Можно увидеть, как это слово употребляется в Септуагинте. Во избежание нагромождения греческих слов, весь остальной текст я привожу в русском Синодальном переводе. Полный текст Септуагинты вы сможете найти самостоятельно.

1Царст .13:19 Кузнецов ( τεκτων σιδηρου – мастеров железа ) не было во всей земле Израильской; ибо Филистимляне опасались, чтобы Евреи не сделали меча или копья.

2Царст.5:11 И прислал Хирам, царь Тирский, послов к Давиду и кедровые деревья и плотников ( τεκτονας ξυλων ) и каменщиков (τεκτονας λιθων ), и они построили дом Давиду.

Дословно « τεκτονας ξυλων » и « τεκτονας λιθων » следует переводить как «строители (мастера) дерева» и «строители (мастера) камня». По-русски, конечно, предпочтительнее перевести это как «плотники» и «каменщики».

Еще одно место.

3Царс.7:14 сына одной вдовы, из колена Неффалимова. Отец его Тирянин был медник ( τεκτων χαλκου – мастер меди ) ; он владел способностью, искусством и уменьем выделывать всякие вещи из меди. И пришел он к царю Соломону и производил у него всякие работы:

Мы видим, что во всех этих местах существительное τέκτων ( тЭктон ) не употребляется как "плотник". Самое прямое значение этого слова - "мастер". Если бы авторы имели ввиду именно плотника, то в оригинале бы стояло τεκτονας ξυλων (тЭктонас ксУлон) - мастер по дереву .

Дело в том, что в момент самого перевод, перед переводчиками стояло несколько задач. Одна из них это сделать перевод максимально доступным для широких масс населения. Поэтому непонятное слово «строитель-мастер» было переведено на более понятное «плотник», потому что в основном в то время почти все здания были из дерева (до 90%)и для их строительства нужны были именно плотники, а не каменщики, кузнецы или монтажники.

В Иудеи же наоборот дома делали в основном из глины и камней. Плотники (не в нашем современном понимании) могли мастерить только крыши. Поэтому, скорее всего и Иосиф, отец Иисуса, и сам Иисус были строителями, возможно, сегодня мы их назвали бы каменщиками или подсобный рабочий, мастером на все руки.

Хотя наверно легитимнее было бы назвать Иисуса - Мастером, Мастером душ человеческих, который работает с особой глиной. С глиной наших сердец. Он остается Великим Горшечником.

«Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем» Мк. 6:1-3.

Господь Иисус пришел исполнить Божий план, проект спасения, установленный от вечности. Всё что совершал Иисус, Его действия и поступки являются пророческими, даже его профессия была пророческой. И какова же была Его профессия? Он был плотником.

Основной материал, с которым работает плотник – это дерево. В Библии мы находим не мало отрывков которые отождествляют человека с деревом: «...праведник, как дерево посаженное при потоках вод...», «...праведник цветет как пальма (пальмовое дерево)...» и т.п.

Господь в Своем всеведении, в плане спасения человека, посылает Иисуса, который родился в простой семье. В этой семье содержание дома зависело от труда Иосифа (мужа Марии) в его мастерской. Иисус жил в этом доме до самого начала Своего служения, трудясь вместе с Иосифом, обрабатывая дерево для различного применения и использования в работе.

Как и любому плотнику, Ему приходилось сдирать кору, обрезать ветки (сучки), строгать доски, перетаскивать необработанные еще кругляки, превращая древесное сырье в полезную древесину. Наверняка были и очень тяжелые бруски, это пророчески указывало на Голгофу, что Он Сам понесет Свой крест. Но в этой проповеди, хотелось бы показать красоту Слова Божьего, полного, пророческого и совершенного.

Иисус пробуждал любопытство и восхищение, радость и удивление в окружающих Его людях. Для Своего окружения, Он был плотником и сыном плотника, обычным сыном Марии и Иосифа. Но люди видели силу Божью в Его делах и словах. В связи с этим у них возникала дилемма, настоящий парадокс:

  • Они видели бедного человека и в то же время сильного в делах.
  • Они видели человека простого и в тоже время богатого мудростью
  • Они видели человека смиренного и в тоже время наделенного властью свыше
  • Они видели простого человека и в тоже время исполненного благодатью Божьей.

Возникал вопрос: Откуда это все? Разве такое может быть в Назарете? Откуда такая мудрость, которой Он обладал? Этому в Галилейских школах не учат. Как такие чудеса совершаются Его руками? Этому в плотническом ремесле не научишься. Эти люди были знакомы с естественными способностями Иисуса в Его плотническом ремесле, но они не понимали чудесных способностей, которыми Он обладал. Чудеса совершались руками, которые при них делали стулья и столы в мастерской Назарета.

Они знали Иисуса как человека плотника, но они не знали Его как плотника человеков. Снова мы убеждаемся, насколько человек ошибочен в своем понимании Божьего плана для своей жизни. У них было плоское, горизонтальное видение, основанное на земном, житейском уровне. Им не хватало вертикального видения, понимания того, что нисходит свыше. Неверие этих людей не позволило Господу совершить большие чудеса среди них.

Плотник человеков

В Священном Писании мы можем увидеть, что Господь Иисус действует как «плотник человека» в жизненной истории Павла, тогда еще Савла из Тарса:

  • Господь определяет его как отборное дерево – «…он Мой избранный сосуд...» Деян. 9:15.
  • Иисус срубил и повалил его – «Он упал на землю и услышал голос...» Деян. 9:4.
  • Иисус обрабатывает сваленное дерево, т.е. трудится в его жизни, наставляя и даруя опыт. Кораблекрушение, тюрьмы, плети, гонения – « Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» Гал. 6:17.
  • Иисус делает из него сосуд в чести – «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа» 2 Кор. 1:1.

Для того чтобы человеку понять план Божий для своей жизни и иметь победоносную жизнь и хождение с Богом, необходимо чтобы он позволил Иисусу быть плотником в своей жизни земной и не был неверующим пред Божьей волей.

Только Плотник может вытащить дерево (человека) из леса (мира) и принести его в мастерскую (церковь, Его присутствие) для того, чтобы сделать из него что-то полезное.

Когда дерево срубается, то его корни остаются в земле. Таким же образом, Иисус трудится в жизни человека, оставляя наши корни позади нас. Человек оставляет все, чтобы следовать за Иисусом: «кто во Христе, тот новое творение, старое прошло теперь все новое». Необходимо отставить позади традиции, свое я, религиозный разум и т.д.

Еще очень многое нужно сделать. Необходимо очистить от коры, обрубить сучки, обработать, чтобы дерево было гладкое, без заноз. Мы все приходим к Нему со своими травмами и со своим прошлым, и Он трудится над нами, чтобы удалить все шероховатости, занозы, которыми мы раним окружающих. Он делает из нас новое творение, похожее на Себя.

Есть плотники, которые работают только с определенным видом и качеством дерева, но Иисус трудится со всеми – Он не лицеприятен. Бывает такое дерево, которое плотники отказываются обрабатывать, но Иисус не отвергает никого, потому что Он заплатил за всех нас. Теперь Он продолжает совершать чудеса, преображая людей.

Прежде чем плотник берется за дерево, он уже знает, что он будет делать. Желание Иисуса сделать из нас сосуды в чести, для Своей славы и хвалы.

По окончании своей работы, плотник знает, где и для каких целей будет использовано его изделие. Он знает место и дом, где будут пользоваться изготовленной им мебелью. Вот так и Плотник Иисус трудится в жизни человека для того, чтобы сделать из него что-то ценное и забрать в дом Свой, в вечность. Поэтому Он говорит: «в доме Отца Моего обителей много...».

И сегодня этот Чудесный Плотник человеков трудится в жизни нашей для того, чтобы придать ей новую форму. Чтобы изменить и приготовить нас, потому что для новой жизни уже приготовлено место в доме Отца. Человек сам по себе не имеет формы и совершенно пуст, но Иисус пришел в наш мир для того, чтобы мы имели новую жизнь и с избытком...

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

История отца. А был ли Иосиф плотником?

Задолго до того, как появились так называемые четыре Евангелия Матфея, Марка, Луки и Иоанна, апостол Павел создал свои письма. И евангелисты, и Павел создавали свои произведения, руководствуясь очень разными мотивами. В первые десятилетия после гибели Иисуса на кресте воспоминания многих современников были еще довольно свежи и болезненны. Рано было еще развивать миссионерскую активность. Но постепенно все в этом мире забывается, вот и настало время поведать миру о том, что тогда произошло, – и даже не о реальных событиях, а о том, во что хотелось верить. Павел очень много пишет об Иисусе, но принципиально умалчивает о его родителях, не упоминая ни о Марии, ни об Иосифе. Как будто и не было у Иисуса никаких родителей. В Евангелии от Марка тоже ни слова не сказано об отце Иисуса, Иосифе. И возникает вполне закономерный вопрос: признавал ли Иисус своим отцом Иосифа или же не признавал?

У Матфея некоторые персонажи, не проявляющие особой симпатии к Иисусу, спрашивают: «…не плотников ли Он сын? Не его ли мать называется Мария?» Имя отца не называется, указывается лишь имя матери. Евангелие от Марка как будто вторит Матфею. Здесь люди тоже спрашивают: «Не плотник ли Он, сын Марии?» Казалось бы, незначительный нюанс, но недооценивать его нельзя. Судя по свидетельствам евангелистов, выходит следующее: если отец Иисуса был «плотником», следовательно, и его сын пойдет по стопам отца.

Лука и Иоанн тоже рассказывают о людях из Назарета и их неприязненном отношении к Иисусу. Но в этих евангелических текстах профессия отца не называется, зато появляется имя родителя: «…и говорили: не Иосифов ли это сын?»

Там, где в нашей Библии говорится о плотнике, в греческом тексте стоит слово «tekton». «Tekton» всегда переводилось как «плотник», причем на все языки. Судите сами:

– «Is not this the carpenter, the son of Mary?»

– «N’est-ce pas le charpentier, le fi ls de Marie?»

– «Non e costui il carpentiere, il fi glio de Maria?»

– «Dit is toch de timmerman, de zoon van Maria?»

– «Er denne ikke Tommermanden, Marias son?»

Удивительное единодушие! Но ни Иосиф, ни его сын Иисус никогда не занимались плотницким делом, потому что профессии плотника в эпоху Иисуса не существовало вообще. Так что никто теперь уже не сможет сказать, как в точности переводится слово «tekton».

Древесина же в стране Иудее в эпоху Иисуса была слишком редким материалом и к тому же очень дорогим. Поэтому работали с ней очень мало. Тем более что работы по дереву из-за финансовых обстоятельств не были распространены у простого народонаселения этой римской провинции. И если в конструкции крыши дома использовались деревянные детали, то с такой работой легко справлялись каменщики. Древесина только иногда использовалась и шла на двери домов. Следовательно, мы можем предположить, что Иосиф был строителем? Или каменщиком, который мог работать не только с камнем, но и с деревом? Но Юстин (ок. 100-165 гг. н. э.) отрицает этот факт. По его мнению, «tekton» – это ремесленник, изготавливающий плуги и хомуты.

Римский историк Тертуллиан (ок. 160-220 гг. н. э.) в своем произведении «De spectaculis» утверждает, что имя Иисуса довольно зло порочат в коротких сатирических произведениях. Особый интерес данные произведения представляли потому, что в них пытались развенчать божественное начало столь почитаемого христианами человека из Назарета. В те далекие времена люди почему-то не хотели верить в рождение богочеловека от девы и Святого Духа. А поэтому искали земное объяснение, используя язвительные выражения.

Происхождение Иисуса всегда волновало людей: «Hic est ille fabri et quaestuariae filius!» , – как говорит Тертуллиан. В привычном переводе с латыни это значит: «Вот он, знаменитый сын плотника и блудницы» . Вновь на сцену выходит плотник. А верен ли перевод? На самом деле латинское faber в большей степени означает «ремесленник», а иногда, в очень специфических ситуациях, – кузнец. Но кузнецом Иосиф точно не был. Кем же он был тогда? В Галилее семья, занимающаяся строительными работами, ценилась очень высоко. Впрочем, точного ответа дать уже никто не сможет.

Мы можем сказать лишь одно: то, что сегодня мы думаем об Иисусе, его жизни и деяниях, зачастую вообще не соответствует истине и библейским текстам. Как бы грустно это ни звучало, но мы слишком мало знаем о реальном историческом человеке по имени Иисус…

Через два часа они вышли из собора на свежий воздух. Небо было чернее чернил, а бисер звезд рассыпался красивыми узорами. Теплый ветерок играл с волосами и обволакивал приятной негой. В Соборе Маше понравилось. Эти торжественные стены и полное отсутствие туристов. Он был совсем другим, немного диким и пах временем.

– Здорово! Оказаться ночью в легендарном Кельнском соборе! – она была в неподдельном восторге. – Но, если честно, я ничего не слышала. Наверное, собор не хочет со мной говорить.

Старичок был искренне огорчен.

– А я надеялся…

– На что? – удивленно спросила она.

– Ничего, в этот раз не заговорил, – значит, еще не время. Ничего еще не потеряно!

«Наверное, он и в самом деле чокнутый», – подумала Маша. Годы способны сломать кого угодно, так что ничего удивительного. Она вспомнила дедушку, и ей снова стало грустно.

Сейчас бы увидеть его рядом, подержаться за его теплую и родную ладонь. Послушать байки обо всем на свете. Ни у кого не было такого замечательного дедушки, как у Маши! Как ужасно, что ничего и никого нельзя вернуть, а время никогда не обратится вспять!

Loading...Loading...