Церковный Православный праздник августа. Обряды, приметы и традиции на Ильин день


2 августа 2006 года, в день святого пророка Божия Илии , в столице прошли торжества, посвященные 400-летию Ильинского набата.
Ильин день — последний летний праздник. Считается сердитым, даже опасным. Грозный белобородый старец Илья — повелитель дождей, грома и молний, разъезжающий на громыхающей колеснице и карающий неправедных. Одновременно Илья — щедрый, так как посылает на землю плодородие.
Пророк Илья, один из самых «строгих пророков» . Его молитвы, согласно Святому писанию, возвращали к жизни людей.
Святой пророк Илия, родом из Фесвы (Палестина), был сыном Саваха из колена Левиина и жил в IX веке до Рождества Христова. По преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение, что мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.

Действительно, святой Илия был одним из самых пламенных ревнителей истинной веры и благочестия .
К пророческому служению св. Илия был призван Богом при израильском царе Ахаве. Для вразумления этого нечестивого царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, молитвою небеса заключив. После этого он, по глаголу Божию, скрылся при потоке Хорафе, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.
Через год божественный пророк чудесно напитал Сарептскую вдовицу, молитвою умножив горсть муки и сосуд масла, а затем сына ее молитвенно воскресил. Чуть позже Илия огонь с небес свел на жертву на горе Кармильской, показав тем народу, что Иегова есть истинный Бог. После этого он усиленной молитвою вызвал дождь на жаждущую землю.
На горе Хориве великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцать лицом к лицу Бога. Современники, ясно видя в нем человека Божия, при встрече повергались на землю. За святую жизнь и пламенную ревность по славе Божией святой Илия был взят живым на Небо. Это таинственное событие уверяет мертвых возстание и преложение живых в последний день суда. По верованию Церкви святой Илия вместе с Енохом будут предтечами второго пришествия Христова и тогда-то познают телесную смерть по общечеловеческому закону.
Илья — единственный из пророков, который был взят живым в Царство Небесное.
Единственный из ветхозаветных пророков, которого с почтением признает православная церковь. Первая церковь , построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. После Крещения святая равноапостольная княгиня Ольга построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты. Илью пророка молили о ниспослании дождей (Илья мокрый), о прекращении дождей (Илья сухой). К нему обращались и с другими просьбами: об охране от ружейных ран, умножении урожая хлебов и лекарственных растений.
Помогает кладоискателям, охотникам на пушных зверей. Защищает и исцеляет от колдовства и сглаза, порчи и болезней, кровотечения, лихорадки. Спасает от нечистого духа, разбойников, молодоженов от порчи, скот от бед. По приданию Илья посылает тридцать ангелов с луками и стрелами. Летчики в наши дни считают его своим покровителем — оберегающим их в небе. Но Илья пророк может и справедливо наказать — продавцов, которые обвешивают.
У многих народностей Илия считается громовержцем, подобно древнему Богу грома и молнии Перуну. Такая ассоциация объясняется тем, что колесница пророка Илии мчась по небу издает громкий звук.
Имя Илия означает крепость Господня (евр.).
Хотя на Ильин день не работали, к нему старались сделать многие сельскохозяйственные работы. Старались высушить сено и убрать его в стога.
В день памяти пророка Илии всегда идет дождь . Этот дождь благодатный — нужно умыться целебным дождем, чтобы избавиться от болезней и сглаза.
У евреев существует такой обычай: после пасхальной трапезы налить бокал дорого вина для Ильи пророка, и открыв дверь произнести «Излей гнев свой на язычников, которые не знают Тебя». Илья непременно посетит этот дом.
С Ильина дня устанавливается умеренное тепло. Световой день идет на убыль, а ночь — на прибавление. «Илья пророк два часа светлого времени уволок», «С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна». На Илью обыкновенно бывают «воробиные ночи», когда в течение целой ночи гремит гром, сверкает молния. После Ильина дня перестают купаться : «Илья воду остудил». Дождь в Ильин день, а также на Маккавея (14 августа) и на Воздвижение (27 сентября) — к обильному урожаю на следующий год.
Святой пророк Божий Илия — небесный покровитель воздушно-десантных войск России.

Вот какие пословицы придумал русский народ на Ильин день:

  • Илья зажинает, лето кончает; первый сноп, первый осенний праздник.
  • Илья-пророк — косьбе срок.
  • Петр с колоском, Илья с колобком (круглым хлебцем из новой ржи).
  • На Илью лето до обеда, осень после обеда.
  • Придет Илья, принесет гнилья (дождей).
  • До Ильи и под кустом сушит, а после Ильи и на кусту не сохнет.
  • На Ильин день где-нибудь да загорается от грозы.
  • С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна.
  • До Или мужик купается,а с Ильи с рекой прощается.
  • В Ильин день собак и кошек в дом не пускают (молнию притянут).
  • На ильин день грех возить сено — Илья сожжет его.
  • За Ильину ночь конь наедается, а мужик высыпается.
  • Петр и Павел на час день убавил, а Илья-Пророк — два уволок.

На Ильин день первый сноп жницы ставили в «красном» углу , со словами: «Это Илье на бороду» или «Вот тебе, Илья, борода, а на будущий год уроди нам хлеб города».
Особо торжественно выпекали «зажиточный хлеб» — хлеб первого урожая. Соблюдали ритуал разрезания и раздачи первого каравая: самому старшему — первый ломоть — как «батюшке-пахарю».

Дорогие боголюбцы! Сегодня мы поведем разговор о величайшем человеке в истории мира, одной из самых значимых фигур Ветхого и Нового Завета – о пророке Божием Илии, память которого сегодня совершает Православная Церковь.

Начну с того, что в нашей, восточнохристианской традиции Православия, в частности в русском Православии – не очень знаю, как у грузин и сербов, но мне кажется, у них так же, как и у нас, – нет традиции, к сожалению, посвящать храмы Божии святым персонажам Ветхого Завета. Например, я не знаю у нас ни одного прихода в честь Моисея, ни одного прихода в честь Исаии, ни одного прихода в честь Иеремии, что, в общем-то, встречается в западной традиции. У нас тут некая лакуна, пробел почему-то… А был бы, например, праздник пророка Иеремии, ежегодно торжественно празднуемый на приходе пророка Иеремии, мы бы читали его книгу, мы бы проповедовали о нем, мы бы больше о нем знали, мы бы любили его больше. Так же было бы и с Исаией, и с Моисеем, и с другими пророками Ветхого Завета. И это заполняло бы наше незнание Ветхого Завета. А это незнание поражает. Очень многие из нас не только не знают, а считают, что и не нужно знать Ветхий Завет. Это огромная ошибка!

Исключением является пророк Илия.

Ильинские храмы на Руси есть – и их много. И один из самых главных храмов – тот, что на нынешнем киевском Подоле: он выполнил историческую миссию, с ним связано принятие Русью христианства, тут крестились русичи.

Илия известен нам и любим нами. При этом он чрезвычайно известен и любим евреями. Достаточно сказать, что евреи до сегодняшнего дня, когда обрезывают своих мальчишек – в восьмой день младенцев мужского пола, – специально ставят пустое кресло для Илии, чтобы посмотреть, не придет ли Илия помазать этого человека и указать на его избранничество. Вспомните, что когда Господь возопил на кресте: «Или, Или, лама савахфани» – «Боже мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?», евреи стали говорить друг другу: «Илию зовет. Посмотрим, придет ли Илия спасти Его». Как видим, есть твердое убеждение, что Илия должен вмешиваться в самые значимые исторические события, во всё то, что касается конечных судеб мира. И душа этого человека настолько широка и горяча, что вмещает в себя проблематику самых важных – крайней степени важности – явлений. И он силен влиять на события мировой истории.

Жизнь его прошла на фоне тяжелейших испытаний для Божиего народа и глубочайших отпадений от правды и истины. Вообще жизнь святых проходит на фоне – как в театре актер играет на фоне задника, какой-нибудь декорации. А декорацией для святого часто выступает абсолютное нечестие. Для Авраама такой декорацией, жутким задником является Содом. Авраам действует на фоне Содома, куда ушел его племянник; Авраам воюет с содомскими князьями; Авраам принимает трех ангелов, идущих в Содом испытать его и найти, так ли всё там происходит, как на небе слышно, потому что вопль содомский до неба поднимается. Авраам и Содом связаны по контрасту. Каждый святой человек живет на фоне жуткого безобразия. Точно так же и Илия.

Илия живет на фоне Ахава и Иезавели. Ахав, израильский царь, открыто ввел культ Ваала в своей стране, насадил священные рощи, поставил истуканов и идолов, и от стола Иезавели, его жены, кормились исчисляемые сотнями пророки и жрецы Ваала и Астарты, чьи так называемые богослужения сопровождались ритуальным блудом, кровопролитием и всем таким, что у нас никак не совмещается с понятием богослужения. В это время имя Божие забывается. В это время люди массово впадают в идолопоклонство. А идолопоклонство – это не просто бросить семечко на жертвенник перед истуканом. Идолопоклонство – это обязательно блуд и разврат. Это праздники, которые заключаются в музыкальных процессиях, неких сатанинских антиподах крестных ходов. Это кровосмешения, это неестественная мужская и женская проституция, это жертвоприношения, в том числе и детские, это такой вихрь беззаконий, в котором человек теряет образ не только Божий, но и человеческий, забывает всё святое. Люди погружаются в мистической глубины разврат. Разврат – мистика, идолопоклонство – это духовный блуд. Духовный блуд приводит к блуду физическому в разных сатанинских формах. И вот в это время, когда имя Божие забывается, его едва-едва произносят избранные, да и то шепотом и тайком, приходит Илия – приходит прямо к Ахаву.

Имя «Илия» составлено из двух слов: «Элийя» и «Яхве». «Элийя» – это Бог, а «Яхве» – это Господь. То есть имя значит «Бог мой Господь». Имя это говорит: нет другого Бога, кроме Яхве. И Илия берет на себя эту миссию – утверждать, что нет другого Бога, кроме Яхве. И любой, призывающий Илию по имени, по сути призывает имя Бога Живого.

Илия приходит к Ахаву и грозит ему засухой и голодом на земле, говоря: «Жив Господь, пред Которым я стою». Ахав боялся Илию, всегда воспринимал его как врага, потому что присутствие святого обжигало его и мучило.

Илия зеркально соотносится с пророком Иоанном Предтечей: в том же духе потом придет Иоанн. Они и одевались похоже: во власяницу, препоясанную кожаным поясом. Они обычную пищу не ели, вели образ жизни аскетический и были девственниками. И тот, и другой обличали царей: Илия обличал Ахава, Иоанн обличал Ирода. Цари эти взяли нечестивых жен: Иродиада – точная копия Иезавели. И та, и другая гнались за пророками, только Иезавель не догнала Илию, а Иродиада пролила кровь Иоанна своей хитростью и блудной пляской своей дочери. Как видим, всё чрезвычайно похоже и зеркально отображается – ветхое в новом, а новое в ветхом.

Илия проповедует голод и заключает молитвой небо на 3 года и 6 месяцев. 3 года и 6 месяцев – это очень важный срок, и не зря это подчеркивается, потому что это время царствования антихриста. Апокалипсис открывает нам конечное нечестие мира, беззаконие исчисляя именно этим сроком: 3,5 года будет нечто жуткое и труднопереносимое на земле, как это было во дни Илии и Ахава.

Заметим, что апостол Иоанн в Соборном послании говорит: Илия был подобный нам человек. Но он помолился, и небо не давало дождя 3 года и 6 месяцев. А потом опять помолился – и небо дало дождь. Так что он все же необычный человек, отличающийся чрезвычайной ревностью о Господе, могущий видеть нечестие и молящийся Богу Живому.

Во время засухи Илию питает вдовица в Сарепте Сидонской – некая финикиянка. Об этом в Своей первой проповеди – в назаретской синагоге – вспоминает Господь Иисус Христос: Он говорит, что много было вдовиц в Израиле, но ни к одной из них не был послан Илия, только ко вдовице в Сарепту Сидонскую (см.: Лк. 4: 25). Это жутко разозлило тогда евреев, потому что напомнило им: Бог милует и язычников. И они хотели сбросить Христа с горы, на которой Назарет основан, но не было еще время Христу страдать, да и не так нужно было Ему страдать.

Так вот, Илия живет у вдовицы в Сарепте Сидонской, и у нее не исчезает, по благословению Божию, масло в сосуде и небольшое количество муки, которым питается она, ее сын и Божий человек. А до того, прежде чем пересох поток Хораф, возле которого в пустынном месте жил Илия, Божиего человека кормит ворон, принося ему хлеб и мясо. Очень важный момент: ворон – плотоядная птица, она мясо ест. Но по повелению Господню она кормит Божиего человека, принося ему хлеб и мясо. Животные кормят Илию, женщина кормит Илию и не оскудевает у нее пища… Даже ангелы кормят Илию. Перед тем, как пойти на гору Хорив разговаривать с Богом, Илия вкусил принесенной ангелом чудесной пищи – лепешки и питья. В крепости пищи этой он прошел 40 дней, не останавливаясь.

Но прежде смирил жрецов вааловых и совершил нечто чудное для нашего ума: показал им, Кто Господь, вызвав жрецов на духовный поединок. Это очень распространено было между святыми, когда святые встречаются с волхвами, демонослужителями или поклонниками диавола – не играющими в это, а настоящими служителями темных сил, обладающими силой, энергией, бесовской прозорливостью, злой властью над жизнью. Когда святые сталкиваются с ними, происходит духовная война. Илия воевал со жрецами вааловыми. Он сказал, чтобы они низвели огонь на жертву, если смогут, если их бог это может. И они до заката солнца кололи себя ножами, прыгали вокруг жертвенника и молились: «Услыши нас, Ваал, услыши нас, Ваал». И Илия доказал, Кто есть настоящий Бог. По слову его положили на каменный жертвенник жертву, окопали ее рвом, вылили воды… Илия сказал: «Удвойте». Налили еще воды на жертвенник. «Утройте». Утроили налитую воду. И вот во время, когда в храме приносится вечерняя жертва, что очень важно – потому что это время действия Божия: времена богослужения – это времена особого действия Божия… так вот, во время, когда в храме приносится вечерняя жертва, Илия воззвал к Богу, и Бог услышал его: огонь сошел на жертву, и пожрал и жертву, и камни, и воду, и всё вокруг.

А потом Илия заколол жрецов вааловых. И пусть не смущается этим христианская совесть. Дело тут даже не в различии нравов во времена Ветхого и Нового Завета, а в другом: перед Илией находилось несколько сот настоящих служителей сатаны, вряд ли способных к покаянию, которые стали как ягнята, потеряв свою силу, и он совершил своей рукой божественное возмездие. Такие эпизоды в истории бывают. Не нам их повторять, потому что у нас нет Илииной силы, но знать о том, что Бог является Богом – карателем и мстителем, а не только Богом милующим, мы тоже должны. Потоп – дело Божие, сожжение Содома – дело Божие, нож в руке Илии над жрецами вааловыми тоже дело Божие. Это страшно, это странно, но тут истина. И совершив этот великий подвиг, Илия изнемог.

Люди великие тоже изнемогают. И люди, совершившие великое, боятся малого. Не боявшийся жрецов вааловых и низводивший огонь с небес на землю, заключавший небо, Илия убоялся Иезавели. Он просил, чтобы Бог забрал его душу. Это тоже интересная, яркая черта. Великие часто просят смерти. Просил смерти Иеремия. Просил смерти Иов. Просил смерти и Илия. Он говорил: «Забери душу мою, Господи. Жертвенник Твой разрушен, пророков Твоих убили…» «Я больше не могу», – смысл его слов к Господу. На что Господь ответил ему чрезвычайно важными для нас словами: «Я сберег Себе семь тысяч мужей, которые не преклонили колена перед Ваалом и уста их не целовали его». Чем важны эти слова? А тем, что утверждают: всегда, даже при максимальном огустевании нечестия, в народе Божием, в Церкви Божией сохраняются некие тайные богоугодники, в лицо которых мы не знаем. Они могут не афишировать свою веру, но они хранят ее и исповедуют ее в своих молитвах, они уклоняются от зла и творят благо, они отсекают себя от среды законопреступников. Это нужно помнить. Мы не знаем в лицо всех праведников. Нам кажется, что грех всё заполонил. Не всё заполонил. Даже во времена Ахава были праведники, которые остались верны Богу отцов своих, Богу Живому, требующему святости, а не греха. Илия был утешен этим.

Я уже вспоминал о том, что до горы Божией Хорив Илия шел, не останавливаясь, в крепости съеденной от ангела пищи, 40 дней. Это говорит нам о нашей смерти. Перед смертью нам тоже надо будет съесть и выпить – вкусить Тела Христова и Крови Его, чтобы потом 40 дней идти, не останавливаясь, к Престолу Божию и на 40-й день повстречаться с Господом. И это время Церковь Божия будет молиться за нас, за наше странное, удивительное, единственное в своем роде путешествие.

Когда Илия стоял на горе (подобно как когда-то Моисей стоял на Синае, а перед ним шел Господь, и он прикрывался рукой, восклицая: «Господь Бог милосердный и милующий!», и видел Моисей «задняя Божия», то есть не Славу Его, а некий отблеск Славы), он чувствовал присутствие Господне. Было трясение камней, но в этом не было Бога; был страшный ветер, разрушающий перед собой всё, но в этом не было Господа; был ураган, буря, но в этом не было Господа… А потом подул тихий, прохладный ветерок, такой успокаивающий, и в этом был Господь. Это прохладное дуновение сродни той прохладной, шумящей росе, которая закрывала отроков в пещи Вавилонской.

Вскоре Илия был забран на небо. Он один из тех, кто не умер, кто до сих пор не вкусил смерти. Это было на глазах пророка Елисея, его ученика, сына Сафатова. Илия бросил ему свою верхнюю одежду – милоть (покрывало), вместе с которой физическим знаком передал свою силу и власть, даже умноженную, Елисею. А кони огненные и колесница огненная вихрем взнесли святого на небо. Он не видал смерти.

Не видал смерти Енох, восьмой от Адама. Не видал смерти Илия – пророк Божий. Енох жил до потопа, Илия жил во времена Закона. Впоследствии видел смерть, но воскрес из мертвых Господь Иисус, победивший смерть. И Матерь Божия пережила смерть, но была вознесена Сыном Своим и Богом. Возможно, это же самое было с Иоанном Богословом, потому что в гробу его нет, а судьба его нам не известна.

И два человека, которые смерти не видели, опять придут на землю проповедовать Евангелие, проповедовать Христово Царство Бога, Мессии истинного, во время царствования мерзкого антихриста, когда народ будет массово безумен и будет прельщен в многомиллионном количестве. Люди по всему миру будут любить зло, любить ложь, уклоняться от правды. Тогда Илия и Енох придут из того места, где они сейчас находятся, проповедовать Евангелие Правды. И тогда они будут убиты, то есть смерть им вкусить придется.

Илия – новозаветный святой в том числе и потому, что он так сильно хотел увидеть Славу Божию и истину, дождаться Мессию, что ему и Моисею была уделена такая милость: на Фаворской горе, где Христос преобразился перед учениками, пришли к Нему два собеседника из другого мира – Моисей поднялся из преисподней душою своей и Илия пришел из тайных, нам неизвестных мест, явился перед Иисусом Христом в теле, чтобы беседовать с Ним о Его исходе, который Он собирался совершить в Иерусалиме. Так на Фаворе со Христом собрались небесные, земные и преисподние: небесный – Илия, земные – апостолы, из преисподней – Моисей. И всякое колено поклонилось о имени Христовом, как и сказано: «Всяко колено поклонится», подтверждая и исповедуя, что Господь Иисус во славу Бога Отца.

Так Моисей на горе Синай, а Илия на горе Хорив увидели Славу Божию, а потом глазами своими видели воплотившуюся истину, которую чувствовали во время своих боговидений и богоявлений.

Илия – это могучий защитник всех обиженных, наставник и покровитель всех любящих Священное Писание, помощник всех ревнителей за истину, начальник всех монашествующих. У католиков есть даже орден кармелитов, который связывает свое название с горой Кармель, упоминаемой в Священном Писании в связи с подвигами и трудами пророка Илии, с той пещерой, где он жил какое-то время, молясь и подвизаясь. У нас нет такого «точечного» поклонения, таких связей с Илией, но он почитается, безусловно, проповедниками, монашествующими и всеми, у кого болит душа от того, что попирается правда и торжествует нечестие.

Илия – помощник, Илия силен, Илия велик, Илия до сегодняшнего дня защищает нас и помогает нам. Кстати, у нас есть то, чего нет на Западе: у нас в день пророка Илии празднуется День Воздушно-десантных войск. 2 августа 1930 года было первое десантирование наших воинов с парашютами – тогда еще они с крыльев прыгали. И с тех пор эта небесная пехота является славой наших Вооруженных сил, и мы с любовью думаем, насколько храбры и сильны эти парни, не боящиеся воевать с превосходящими силами противника. Так что Илия и здесь помогает: и летающим по воздуху, и берущим в руки оружие за правое дело, и берущим в руки Писание, подобно оружию за правое дело, и всем, кто чувствует дух антихриста и ненавидит его, кто хочет Духа Божия и призывает Его на душу свою.

Излагается жизнь Илии в 3-й Книге Царств. Святитель Иоанн Златоуст говорил и утверждал, что все желающие жить девственно чисто и молитвенно, то есть монашески, должны брать пример с пророка Божия Илии и с Иоанна Крестителя. Так часто в тропарях и поется: «Крестителю и Фесвитянину подражая, был еси, святе, пребогат духом». Так об Онуфрии Великом поется и о многих иных святых. И мы будем, по мере сил, подражать, но начнем с чтения. Прочтем из 3-й Книги Царств о пророке Илии, узнаем о нем. В день памяти пойдем в храм Божий послушать паремии, отстоять службу и призвать имя живого – не умершего – пророка на помощь нам, совершающим земное странствование.



    Поддержите Православных Добровольцев!

    Ваше пожертвование - единственный источник дохода нашего с Вами сайта. Каждый рубль будет немалой помощью в нашем с Вами деле.

    Поддержите Православных Добровольцев прямо сейчас!

Какого числа праздник Ильи, знает, пожалуй, каждый. Пророк Илья высоко почитается как христианством, так и другими мировыми религиями – иудаизмом и исламом.

Образ пророка Ильи представлен грозным старцем, повелителем грома и молний, который разъезжает на огненной колеснице по небу и беспощадно поражает грешников громом и молнией. Однако, несмотря на свою суровость, этот почитаемый Святой всегда щедр к праведникам. Именно он тщательно следит за исполнением людьми человеческих и божьих законов. Первая церковь, построенная на Руси, была посвящена Святому Илье.

Праздник Святого Ильи - история

Пророк Илья родился в Палестине, в г. Фисвы, в 9 в. до н.э. В момент появления Ильи на свет его отцу приходит видение, что старцы приветствуют младенца, а ангелы кормят огнем и пеленают в огненные пелена. Младенец должен был стать светочем веры. Именно так и вышло. Илья стал непримиримым врагом язычества, истинным ревнителем благочестия.

Почитание Ильи как Святого пришло к славянам из Византии. У славянского народа пророк Илия ассоциировался с Перуном, богом-громовержцем, молнии которого были оружием против любого зла. Разъезжая по небу на колеснице, Перун защищал законы среди людей и богов, был стражем небес.

Христиане наделили пророка Илью теми же самыми качествами, которые имел самый почитаемый бог Перун. День Ильи стал праздником воинов, а грозный Пророк Илья – стражем небес. У славян было принято 2 августа поминать павших в сражении воинов, приносить жертвы, освящать оружие, проводить ритуальные битвы.

Чудеса пророка Ильи

Известно очень много чудес, сотворенных Ильей. По слову этого Святого расступалась вода в реке Иордан. Илья для вразумления грешников и устрашения язычников низводил на землю небесный огонь. Он пророчествовал и открывал Божью волю. Илья имел способность вызывать дожди и даже воскрешать умерших. У него просили облегчения при или . Илья также мог защитить от разбойников. Этот святой стал покровителем воздушно-десантных войск и почитается лётчиками.

И в христианстве, и в иудаизме, считается, что Илью Бог забрал живым. Он стал единственным пророком Нового завета, за исключением Еноха, жившего до потопа, который попал живым на небо.

Святой пророк Илья - традиции

С датой 2 августа связано очень много поверий и запретов. На Ильин день нельзя ничего делать. Всякая работа считается грехом. Считается, если возить или складывать сено, пророк Илья сожжет его. Ко 2 августа важно закончить сенокос и начать осеннюю жатву. Исключение делалось только пасечникам. Они могут чистить ульи, подрезать соты, потому что пчела считается «божьей пташкой», собирающая на свечу воск. Люди знают, что Илья никогда не ударит молнией в улей, даже если за ним укрылся нечистый дух.

Есть поверье, что в день Ильи бродят дикие звери, поэтому скот и вовсе не выгоняли на пастбище, иначе его загрызут волки. И даже если удастся избежать опасной встречи с хищниками, непослушный пастух будет наказан. Разгневанный пророк может наслать на скот и на ослушника молнию.

Властен Илья и над темными духами. Он поражает нечистую силу своими стрелами. Спасаясь, злые духи превращается в зверей - кошек, собак, зайцев, лисиц, поэтому животных в Ильин день домой не пускают.

Так как Илья считается повелителем гроз и дождей, многие приметы в этот день связаны с осадками. Дождь в день Ильи предвещает богатый урожай, а засуха – пожары.

Дождевая вода 2 августа имеет особенные свойства. Она смывает все болезни, защищает от сглаза и колдовства.

В этот день строго запрещается купаться. Такой запрет связан с тем, что Илья, катается по небу, и от быстрой езды одна лошадь роняет в воду подкову, после чего вода становится холодной.

2 августа Православная церковь почитает память библейского пророка Илии, проживавшего в Израиле в IX веке до н. э. Жил святой во времена правления нечестивого царя Ахавы. Это был тяжелый период в истории израильского народа. Жена правителя была язычницей. Ахава находился полностью под её влиянием. Он преследовал и убивал ревностных сторонников религии, а в стране насаждал культ поклонения языческим богам – Астарте, Ваалу и Молоху.

Однажды к Ахаву пришел Илия, который был родом из Фесвы и с юных лет вел в пустыни подвижническую жизнь. Пророк был одет в простую одежду отшельника и перепоясан веревкой. Он гневно упрекал правителя в отступлении от истинного Бога и предсказал, что за это его народ постигнет засуха и голод. После этих слов Илия удалился из столицы и, опасаясь мести Ахавы, скрылся в горах за Иорданом. Хотя места там были пустынные, пророк не голодал. Дважды в день вороны приносили ему мясо и хлеб, а воду он брал из потока.

Когда наступила засуха, поток высох. Тогда Илия, по Божьему велению, переселился в языческий город Сарепту, где его приютила в своём доме одна бедная вдова. Вскоре у вдовы тяжело заболел сын, который позже скончался. Тогда Илия взял тело мальчика, отнес в свою комнату и положил на постель. Он пламенно молился Богу, прося подарить ребенку жизнь. Молитва была услышана и отрок ожил.

Позже Илия опять вернулся в царство Израильское, по Божьей воле он избрал себе ученика в лице Елисея. Пророк повторно обратился к царю и предложил ему испытать, кто является истинным Богом. Для этого на горе Кармил собрали народ и жрецов Ваала. Первыми жертву приносили своему богу жрецы. Они поместили на жертвенник тельца и начали молиться Ваалу, чтобы он услышал их и подал знак, но у них ничего не вышло.

В полдень наступило время вечернего жертвоприношения, тогда Илия построил из 12 камней жертвенник, вырыл возле него канаву, сложил дрова и разрезал своего тельца. Он велел лить воду на жертвенник. Когда канава была переполнена водой, Илия начал молиться. Господь услышал его молитву и с неба сошел огонь, который поглотил не только тельца, но и камни с водой. После этого небо затянулось тучами, и пошел долгожданный дождь.

По легенде, Илия был взят на небо живым. С неба явилась огненная колесница, запряженная огненными лошадьми. На этой колеснице святой в вихре понесся на Небо. Это библейское повествование о вознесении на небо породило представления, что пророк должен вернуться на землю перед вторым пришествием Христа.

Отмечать Ильин день начали ещё в древней Византии. Позже этот обычай переняли на Руси, после того, как князь Владимир принял крещение.

Ильин день: приметы и поверья

Ильин день является последним летним праздником. Культ пророка Илии соединился на Руси с дохристианскими верованиями и получил народный характер. Святому приписывалась власть над громом, грозой, молнией, ветром и дождем, как Перуну-громовержцу. Существовало поверье, что гром появляется от стука по небесной дороге колесницы, на которой едет пророк-Илия. Поэтому день памяти пророка называют «громовым праздником».

Предания приписывают пророку происхождение родников и ручьев, не замерзающих зимой. В народе верили, что появились они от удара огненных стрел Илии о камень. Над этими святыми источниками устанавливали часовни с иконами Божьей Матери и святого Илии. Вода в них считалась целебной.

По народным поверьям, пророк Илья является покровителем грома. В Ильин день не стоит работать в поле, потому что может убить молнией.

В это время ночи увеличиваются, а день идет на убыль, становится холоднее. Это позволяло нашим предкам лучше отдохнуть. В народе говорили: «С Ильина дня работники высыпаются, а лошади наедаются» . Считалось, что Илья лето заканчивает. После этого дня начинают желтеть листья на деревьях, а трава перестает расти.

После Ильина дня меняется поведение птиц и насекомых:

  • мухи до 2 августа кусаются, а после – запасаются;
  • перестают кусаться комары;
  • комары и пауки с Ильина дня пропадают;
  • до этой даты грачи поодиночке летают, а после Ильи – в стаи собираются.

С этим днем связано немало примет:

  • чтобы избавиться от сглаза, нужно умыться ильинским дождем;
  • на Ильин день до обеда ещё лето, а после обеда – осень;
  • в Ильин день волчьи норы открываются;
  • с этой даты обычно начинается сезон дождей;
  • нечистая сила на Илью, боясь огненных стрел пророка, превращалась в разных животных – лисиц, зайцев, кошек, собак и др.

В этот день старайтесь реже смотреть в зеркало. Особенно это предупреждение касается пожилых и больных людей. Дело в том, что 2 августа, как и в день усиливается влияние зазеркалья, т.е. зеркало может вытягивать жизненную силу смотрящего в него человека.

Человек, рождённый 2 августа, сможет находить подземные клады и отводить нечистую силу. В качестве талисмана ему подходит янтарь.

Ильин день: почему нельзя купаться?

Многие слышали, что в Ильин день и после него купаться нельзя. Даже есть поговорка на этот счет: «До Ильи мужик купается, а после – с рекой прощается ». Считалось, что за неделю до праздника и после него купаться опасно, т. к. водяной или русалка могут утянуть в воду.

По другой версии, в свой праздник пророк выезжает на небесную дорогу в огненной колеснице, а один из его коней теряет подкову. Подкова, попадая в водоем, делает в нём воду ледяной.

Существует и третья версия, купаться в водоемах после Ильина дня нельзя, так как вода в них осквернена чертом, выкупавшимся в ней (в местных поверьях черт соотносился с водяным).

Видео: святой пророк Илия

Православные и греко-католики отмечают 2 августа праздник Ильи (Илии) - первого из наиболее уважаемых непорочных. В церквях в этот день происходят крестные проходы и водосвятие там, где присутствуют святилища в честь пророка.

Пророк Илья

Ежегодно православными отмечается 2 августа праздник Ильи - пророка, что проживал в Палестине в IX в. вплоть до н.э. С молодых лет он поселился в пустыне и жил там в посте и мольбе. Илья был вызван в вещее услужение в правление государя Ахава-идолопоклонника, который преклонялся Ваалу (солнцу) и принуждал население израильское действовать аналогичным образом. Бог отправил Илью к Ахаву и предписал сказать ему то, что в случае если население никак не обратится к реальному Господу, его королевство познает кризис. Ахав никак не послушался пророка, и в государстве наступила безводность и огромная беда.

Период опасных постов голодом пророк жил в пустыне. Затем нашел приют на два года у одной вдовы в городке Сарепте. После он возвратился в Израильтянское королевство и заявил повелителю и целому народу что все без исключения несчастья израильтян совершаются в связи с тем, что они позабыли подлинного Господа и начали преклоняться истукану Ваалу.

Ваалу

Сначала произвели алтарь Ваалу, накидали дров, зарезали быка, а жрецы Вааловы начали возносить молитву к собственному богу. В вечернее время Илья производил собственный алтарь, возложил поленья, брызнул их водою и начал возносить молитву к богу Господу. Внезапно с небосклона опустилось пламя и попалило не только лишь на поленья и жертву, а и на водичку, и камешки алтаря. Население, заметив данное волшебство, прославило подлинного Господа и вновь в него поверило.

Илья пророк (праздник 2 августа) был забран на небеса в пламенной колеснице. Очевидцем данного дивного восхождения был провидец Елисей. Потом в Преображении Господнем некто предстал совместно с пророком Моисеем и появился перед Иисусом Христом.

По преданию, провидец станет Предтече 2-го пришествия Христа и в период проповеди приобретет физическую гибель.

История

Илья провидец - наиболее известный из числа обычного люда блаженный. И по этой причине безусловно то, что 2 августа (праздник Ильи) обеспечено традициями, обычаями и поверьями. Во всенародных поверьях Илюша-провидец представляется в варианте мощного седоватого старика, что в собственной колеснице разъезжает по безграничному небосводу. Его наказывающая рука отправляет пламенные стрелы, потрясая демонов и людишек, какие никак не придерживаются указа Господнего. В каком бы месте ни возникал провидец, он повсюду обдает пламя, кошмар, гибель и распад. Он символизирует собою ярость господнюю и согласно целой Руси Илью пророка именовали не иначе, как суровым.

Традиции

Традиции 2 августа, праздника Ильи, имеют языческие истоки. В данный период древнейшие славяне уважали господа-громовержца Перуна. И только лишь после крещения Руси под воздействием православного храма облик языческого божества со временем сменился в общенародном сознании Ильей-пророком. Он воплотил в себе все без исключения функции Громовержца.

В абсолютно всех преданиях описывалось, что Илья-провидец высказывает господнюю ярость. Его наказывающая справедливая рука карала духов темени, а в особенности злобных бесов. Согласно верованию людей, вся нечисть уберегается от его грозных стрел, трансформируясь не только лишь в необузданных животных (зайцев, лисиц) и низкопоклонничающих, но и в бытовых: псин, кошек и других.

Потому возникла традиция не выпускать на улицу псин и кошек и других бытовых любимчиков, для того чтобы духи темноты, обнаружившие убежище в них и спасающиеся от стрел, не пробрались в жилье, и в дом не угодил разряд, направленный на них.

В Ильи, 2 августа, непременно моются родниковой водой. Она оберегает от заболеваний и ухудшения здоровья.

В особенности в этот день необходимо остерегаться сосен с 2-мя вершинами. Если идет гроза, то все без исключения двери и окошки в жилье прикрываются, перед иконами зажигают лампадки и свечки. Уже после грозы собирают дождевую водичку. Она имеет лечебную мощь и защищает от сглаза.

В православный праздник 2 августа Илья пророк предписывает не трудиться в огороде. Провидец способен сразить работающего молнией, либо сжечь траву. Только один вид работы официально разрешен - это обследование ульев и первое убавление сотов в пчельнике. Согласно преданию, нечистая сила опасается пчел и никак не приближается к ним.

Приметы

Тот факт, что Провидец является властителем грома, молний, вихрей и дождевых облаков послужил основанием для возникновения множества предвестий. В праздник Ильи 2 можно верить, как правило, они правдивы. Следует обратить внимание на следующие предвестия.

  • С Ильина дня окунаться не следует - он в водичку написал.
  • С Ильина дня вся жидкость остужается.
  • До Ильи мужчина купается, а с Ильи - с речкой прощается.
  • Гром громыхает - в таком случае Илюша в собственной колеснице по небосводу двигается.
  • Илья жатву принимает, а сезон завершает.
  • Нельзя трудиться в Ильин период в земле, иначе лазурным пламенем пожжет.
  • До Ильи тучи идут согласно ветру, а с Ильи принимаются идти вопреки.
  • До Ильи священник ливня никак не умолит, а уже после Ильи женщина фартуком пригонит.
  • После Ильина дня в огороде сива лошади никак не найдешь - смотри вплоть до чего же непроницаемы ночи.
  • С Ильина дня ночка долга: рабочий высыпается, а жеребцы наедаются.
  • Кто угодил в Ильин период в дождь, тот постоянно в отличной форме будет.
  • Кто в Илью копны сочтет - этот все без исключения благо утратит.

Что можно делать?

Приметы в праздник Ильи 2 августа просты и понятны. Работать в этот день нельзя. Но что можно делать, несмотря на народные поверья?

Каждый религиозный человек в этот день обязательно пойдет в храм. Так как именно второго августа в них проходят праздничные богослужения в честь Кроме того, устраиваются крестные проходы. После богослужений семьи собираются за торжественным обедом. Люди, специализирующиеся на землепашестве, имеют все шансы в данный период запросить у Илии отличного урожая.

Что нельзя делать?

Что нельзя делать в праздник Ильи 2 августа, чтобы не наслать на себя беду? В период грозы запрещено быть в воде, около деревьев, около сосны с 2-мя вершинами, бежать по улице, звонко говорить, напевать, вопить.

Бабушки обучали потомков в такую непогоду вплотную прикрывать дверь, завешивать окошки, пред иконой поджигать либо лампадку, либо свечу (крещенскую либо четверговую), затем перекрестить себя и всех без исключения, упрашивая Илью-пророка освободить их близких от трясучего грома, от нестойкой стрелы. При данном обряде непременно должен быть платочек. Чтобы сберечь от молнии собственное жилье и двор, степь, животных, люди окуривали все без исключения ладаном в вечерний период перед праздником, и в дневное время следующих суток.

Считается, что в данный период невозможно осуществлять практически никакую работу, связанную с землей и жилищем, чтобы никак не разгневать святого пророка. В народе имеется легенда, что деятельность в огороде имеет все шансы послужить причиной гибели урожая. Не запрещается в этот день только осуществлять деятельность, связанную с пчелами и уходом за ними. Разрешают в праздник проводить заготовку воска с целью производства свеч.

Почему нельзя лезть в воду?

Купаться после 2 августа, церковного праздника Ильи, невозможно, так как провидец, согласно легенде, к этому моменту водичку охладил. В народе известна также пословица: "Провидец в реках водичку мутит".

Второе мнение, отчего плавать уже после Ильина дня не следует, оповещает о том, что этим наносится вред самочувствию. Так как с данного периода вода в прудах принимается цвести - это не наилучшим способом скажется на теле.

В народе общепринято полагать, что 2 августа купальный сезон завершается, температура воздуха в ночное время делается значительно ниже дневной. Подобные перепады отражаются и на воде.

Еще один из факторов, отчего общество в старину опасалось окунаться уже после Ильина дня - одичавшие животные и злобные силы. В случае если доверять общенародным суевериям, то в ночь на второе августа у водоемов встречается нечистая сила - водяные, русалки, бесы. Будто бы они и принимаются заправлять в реках и озерах с этого времени. По этой причине угроза утонуть очень велика - никак не поспеет человек одуматься, как нелюдь возьмет его и утянет за собою.

Loading...Loading...