Что такое кондак и икос, в чем их различие и схожесть? Что такое тропарь и когда его читают.

В молитвословах есть и каноны, которые отличается от тропаря и кондака. Можно сказать, что тропарь, кондак, канон и акафист – это жанры церковной песенной поэзии, иначе называемой гимнографией. Важными составляющими богослужения являются тропари и кондаки.

Акафист — (в переводе с греч. — «неседальное пение») — молитвословие, состоящее из 1-го кондака, который поётся, и из 12 кондаков и икосов (поровну), которые читаются. Из них 1-й кондак и все икосы оканчиваются восклицанием «радуйся»…, а 12 кондаков припевом «аллилуия». Происхождение слова «акафист» указывает на то, что означенные песнопения исполняются молящимися стоя. Кондак — (в переводе с греч. — «домик»)- краткая песнь в похвалу святого или праздника.

Что такое тропарь и когда его читают?

Икосы вместе с кондаками составляют акафист. Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Представляя или прозаическую или стихотворную форму, каждый канон по содержанию своему выражает суть празднуемого события и внутреннее его значение.

Говоря просто, тропарь и кондак – это небольшие молитвословия, которые содержат в себе не только саму молитву, но и краткое объяснение праздника или прославление святого

Тропарь — краткая песнь, в коей прославляются дела Бога или святых Его. Это слово в обширном смысле означает всякое церковное песнопение, хотя бы оно и имело другое, отличное наименование. В теснейшем смысле тропарь есть песнопение, составленное в честь праздника или святого. Ирмос — (от греч. «связываю», «соединяю») — так называется первый тропарь в ряду других тропарей, составляющих одну какую-либо песнь канона.

Из таких размышлений возникли песнопения, именуемые «седальнами». Впоследствии стали сидеть и во время чтения псалмов, а название «кафизма» (то есть «седален», «седальный») перенесли и на псалмы. В славянском Уставе слово «кафизма» оставлено для разделов Псалтири, а богослужебные песнопения названы славянским словом «седальны». Седален, как показывает само наименование, есть песнопение, приуроченное для сидения верующих во время его исполнения.

Обычно, тропарь и кондак составляют парное песнопение, исполняемое хором на службе

Поэтому седальны и являются такими моментами отдыха братии и молящихся. Церковные службы проходят по одному сценарию и состоят из отдельных частей. Они могут быть посвящены Иисусу Христу, Богородице и святым угодникам. Изначально тропари писались прозой, и их главным предназначением было почтение памяти мучеников и сподвижников.

Тропарь с греческого языка переводится как мелодия или трофей. Под этим понятием понимают краткое песнопение, которое раскрывает главную сущность праздника, а еще в нем может прославляться какой-то святой.

Например, есть тропарь-стихира, который повторяет текст псалма. Еще один вариант – кафизма, такое песнопение является вставкой между основными песнями. Кондак – также краткое песнопение, в котором изложено определенное событие.

В переводе с греческого языка слово «кондак» означает палочку, на которую наматывается пергамент. Основоположником этого жанра песнопения является Рома Сладкопевец. Еще кондаками называют строфы акафиста.

Канон обыкновенно состоит из 9 частей-песен, заключающих в себе каждая по 1 ирмосу и несколько тропарей. По своим функциям еще выделяют кондак – тропарь третьей и шестой песни канона. Считается, что кондак дополняет и как бы развивает главную тему тропаря.

С начала времен человек имеет потребность обращаться к Богу. В христианской культуре для такого обращения, наряду с привычными молитвами, служат акафисты. Первый был придуман во славу Богородицы и читался на пятой неделе Великого поста во время осады Константинополя в 626 году. Положение было безвыходное, но Богородица спасла город. Cоставление первого акафиста приписывают Георгию Писидийскому. Вскоре этот своеобразный и красивый вид вознесения молитвы распространился среди христиан, и постепенно люди стали слагать новые.

Особенности служения

Акафист - это вид хвалебных песнопений , обращённых к Христу, Богородице или определённому святому. В переводе с греческого это слово означает «неседельная песнь»: исполнять и слушать его необходимо стоя. Исключением являются беременные женщины и немощные люди, им при чтении разрешается сидеть.

Чтение акафиста может происходить не только в храме на богослужении. Любой верующий может делать это дома, причём так часто, как требует душа. Кто-то любит читать каждый день, кто-то раз в месяц - никаких ограничений нет. Кроме единственного: хвалебную песнь нельзя возносить во время Великого поста, когда верующие молятся исключительно об искуплении грехов.

Акафист читают, стоя лицом к иконе святого или праздника, в честь которого он придуман. При вознесении молитвы дома, если нужной иконы нет, можно встать лицом к востоку. Перед первым прочтением дома лучше послушать в церкви , как звучит произведение. Станет понятно, какими должны быть интонация, темп, как правильно произносить слова и где в них ставить ударение.

Некоторые верующие практикуют чтение акафистов по соглашению, когда несколько человек договаривается между собой читать определённый текст одновременно . Считается, что эффект в этом случае гораздо сильнее.

Кондак и икос в Акафисте

Акафист содержит 25 песен, включая 13 кондаков и 12 икосов. Кондак - это небольшое произведение, содержащее в себе суть события или хвалебную речь святому. В конце всегда говорится слово « ». Икос - произведение, прославляющее святого или праздник, заканчивается словом «Радуйся».

В целом кондак и икос похожи: у них аналогичный смысл и одинаковый стихотворный размер. Разница лишь в том, что кондак короче, он задаёт тему, а икос уже её раскрывает. Поэтому икос читают только следом за кондаком и один не читается вовсе.

Часто вместе с акафистами читают тропари. Даже те, кто знает, что такое тропарь и кондак, иногда их путают между собой. Это тоже небольшой гимн, посвящённый святым или празднику. Только он обычно раскрывает другую сторону праздника (или жизни святого): если тропарь говорит о его внешней стороне, то кондак - о внутренней. И наоборот. Кондак описывает всё полнее - в этом и есть различие.

Молебны и хвалебные песни

Молебны - это небольшие богослужения , совершаемые священником. Они могут быть:

  1. Общественными (обычно совершаются для всех прихожан после литургии, могут проходить как утром, так и вечером);
  2. Частными (совершаются в индивидуальном порядке по предварительной договорённости с батюшкой не только в храме, но и дома).

Многие прихожане не знают, что такое молебен с акафистом. Так называются хвалебные молебны в честь определённого святого, в конце этому святому читается молитва. Служатся они по особым дням или заказываются прихожанами заранее.

Разница в том, что служить молебен может только духовное лицо, а вот обычные акафисты читаются мирянами свободно.

Зачем же люди читают акафисты? Верующие обращаются к хвалебным песнопениям по различным причинам, которые условно можно разделить на две большие группы:

  1. Потребность в выражении чувства искренней радости и благодарности;
  2. Желание заручиться помощью и поддержкой в сложных жизненных ситуациях.

Кроме гимнов Христу и Пресвятой Богородице популярны среди верующих акафисты святым: Николаю Чудотворцу, Архангелу Михаилу , Спиридону Тримифунтскому, Матроне Московской и другим. С какими просьбами и к кому чаще всего взывают миряне:

Вариантов обращения к Богу существует великое множество. Главное - помнить о том, что читать молитву в любой её форме - значит верить всем сердцем. И по вере этой воздастся.

Священные церковные гимны, исполняемые во время религиозных праздников, были сложены давно, во времена первых христиан. Впоследствии их состав обогатился творениями талантливых священнослужителей, наделённых глубокой, искренней верой в Господа и поэтическим даром.

Знакомство с кондаками

Давайте разберёмся, кондак - что это такое? Так называли в Греции, точнее в Византийской империи, торжественные гимны, посвящённые Богородице, празднику Рождества Христова, различным святым. Церковные песни были, как правило, возвышенного, патетического содержания и прославляли то духовное лицо, о котором шла речь. Таким образом, кондак - что это? Хвалебная песнь религиозного содержания. Создавалась она по определённым правилам и имела строго регламентированную форму исполнения. Первые авторы пользовались силлабической системой стихосложения, добиваясь чёткого ритма в поэтическом тексте, чтобы его было легче и удобнее петь. Строфы должны были содержать поучения и наказы для паствы. Их произносил с амвона священник. А припев (рефрен) исполнялся хором певчих и народом, присутствующим в церкви.

Из истории термина

О том, как возник жанр кондак, что это такое, мы узнаём из древней христианской легенды. Некогда в Константинополе (5-6 века) при церкви Богоматери служил богобоязненный, искренне верующий человек по имени Роман. Был он настоящим праведником, чем заслужил уважение и доброе расположение тогдашнего патриарха Евфимия. И хотя у Романа ни слуха не было, ни голоса, патриарх именно его просил прислуживать ему на клиросе во время торжественных служб. Завистники постарались опозорить скромного пастора. Однако тот смиренно молился Господу и Богородице, и случилось чудо. Святая Дева явилась Роману и наделила его восхитительным голосом и стихотворным даром. Вдохновение снизошло на служителя Божия, и он сочинил первый в кондак. Что это, вы поймёте, прочитав известные строки торжественного гимна в честь Рождества, который начинается такими словами: «Дева днесь Пресущественнаго раждает…» Переведённый на языки всех народов, исповедовавших христианство, кондак стал образцом гимнотворчества. А сам Роман получил прозвище Сладкопевца, под таким именем и войдя в историю.

Кондак сегодня

Гимны, сочиняемые в православии по образцам святого Романа, носили первенствующий характер вплоть до 8 века. Они были длинными, в каждом примерно по 20-30 строф, разделённых припевами. Исполнение их во время служб занимало большое количество времени, что создавало некоторые неудобства. Поэтому примерно с 8 века на смену кондаку как жанру приходит канон. Однако это не значит, что гимны перестали звучать в и соборах. Они всё так же выполняли важную функцию прославления и чествования того праздника, для которого были написаны. Просто произошло некоторое видоизменение жанра. Значение слова "кондак" в современном богослужении таково: это 2 строфы торжественного песнопения, исполняемые вместе с икосами после канонов. Этот же термин используется для обозначения строф акафистов. Сейчас обычно поют полный кондак, только отпевая лиц духовного звания. В остальных же случаях ограничиваются его усечёнными, укороченными формами.

Благая весть

Праздник Благовещения - один из наиболее почитаемых в православии. Отмечается он Церковные службы в этот день проходят особенно радостно, приподнято, у прихожан в храмах просветлённые лица, и поистине ангельскими голосами звучит с клироса кондак Благовещения в честь Богородицы. Называется он «Взбранной воеводе…» и отличается трогательной красотой и умилением перед Великим Таинством. Ликованием и почтением, искренней надеждой исполнены слова кондака, в которых звучит просьба людская к Пречистой заступиться за нас, грешных. Помимо религиозного, произведения этого жанра имеют важное литературно-художественное значение.

Церковные службы проходят по одному сценарию и состоят из отдельных частей. Важными составляющими богослужения являются тропари и кондаки. Они могут быть посвящены Иисусу Христу, и святым угодникам. Важно понимать, что такое тропарь и кондак, поскольку эти жанры церковного песнопения имеют совершенно разное значение. Изначально тропари писались прозой, и их главным предназначением было почтение памяти мучеников и сподвижников. Только через какое-то время их стали писать рифмованными, еще спустя некоторое время начали прилагать мелодию.

Что такое тропарь и когда его читают?

Тропарь с греческого языка переводится как мелодия или трофей. Под этим понятием понимают краткое песнопение, которое раскрывает главную сущность праздника, а еще в нем может прославляться какой-то святой. Именно с тропаря начало развиваться гимнография христианской веры. Если песня предназначена для праздника, то в ней будет раскрыта сущность торжества, а если тропари посвящены конкретному святому, то в тексте будет рассказываться о его особенностях, подвигах, а также прославляться его жизнь и святость.

Разбираясь в том, что это такое тропарь, стоит упомянуть некоторую классификацию на определенные виды. Все дело в том, что с развитием литургии появилось несколько разновидностей этого вида песнопения. К примеру, есть деление по тематике: постные и праздничные тропари. Есть также «отступительное песнопение», которое в своих строчках указывает на конкретного святого, праздник или икону. Подобным термином принято называть своего рода музыкальные иллюстрации проповеди или службы в целом. Еще одно разделение тропарей учитывает их функциональность. Например, есть тропарь-стихира, который повторяет текст псалма. Еще один вариант – кафизма, такое песнопение является вставкой между основными песнями. По своим функциям еще выделяют кондак – тропарь третьей и шестой песни канона. Есть еще один вид называемый ирмосом, который поют в самом конце песнопения все люди, находящиеся в храме.

Кондак – также краткое песнопение, в котором изложено определенное событие. Появилось оно гораздо позже, а отличительной чертой можно назвать получение расширенной информации. Считается, что кондак дополняет и как бы развивает главную тему тропаря. В переводе с греческого языка слово «кондак» означает палочку, на которую наматывается пергамент. Основоположником этого жанра песнопения является Рома Сладкопевец. Еще кондаками называют строфы акафиста.

Тропари и кондаки на каждый день еще называют словесными иконами, поэтому у них существует непрерывная связь со святынями. В православном богослужении каждый день недели имеет свой тропарь, который посвящен определенной памяти:

Существуют гимны, которые стали очень популярными, что впоследствии их перевели на другой язык. К ним можно отнести тропарь под названием «Свете тихий», который создавали для вечерни. Этот красивый тропарь был отмечен латинской литургикой. Еще один известный тропарь посвящен Христову воскресению.

Новообращенных христиан часто сбивает с толку обилие непонятных терминов в молитвослове. В этой статье мы рассмотрим, что такое кондак и чем он отличается от других видов песнопений, тем более, что в современной церковной гимнографии его иногда бывает сложно отличить от тропаря или икоса.

Происхождение слова

Термин «кондак» происходит от греческого слова, которое обозначало палочку, на которую был намотан пергамент с текстом. Сборник подобных свитков назывался кондакарием.

Что такое кондак?

Это один из жанров византийских церковных песнопений. Как правило, кондак - это короткая песнь, состоящая из одной или двух строф, которая вместе с тропарем раскрывает суть праздника, посвящением которому и является.

Тропарь - это древнейшее песнопение, давшее начало развитию всей церковной гимнографии. Он отражает в своих строфах сущность праздника (или святого, если посвящен ему, раскрывая особенности его святости и жития). Кондак же является логичным дополнением к тропарю, рассматривая незатронутые элементы основной темы.

Обычно он размещается в каноне сразу после шестой или третьей песни, а следом за ним идет икос (вместе с ним эти две песни образуют так называемый акафист). Они традиционно читаются на часах.

Узнав, что такое кондак, перейдем к другим вопросом, но прежде отметим следующее. Чаще всего он бывает посвящен какому-либо церковному празднику, Господу Богу, Божией Матери или некоему святому.

Чем кондак отличается от икоса?

Прежде, чем разобраться с этим вопросом, обратимся к другому. Попытаемся выяснить, что такое кондак и икос. Итак, икос - это также песнопение, прославляющее праздник или святого. Его отличие от кондака состоит в том, что он является пространным развитием темы, поэтому гораздо длиннее. Соответственно, икос никогда не читается отдельно. Внешний вид песнопений также является схожим - обычно они написаны в одном стиле, одним размером, поются в одной тональности и заканчиваются одними и теми же фразами.

История создания кондака

Зачинателем данного церковного жанра традиционно считается Роман Сладкопевец, певец в Святой Софии Константинопольской, живший в шестом веке - современник императора Анастасия I. По легенде, свой первый кондак, посвященный Рождеству Христову, он создал, исполнившись Божественным вдохновением. К нему были приложены двадцать четыре икоса. Роман Сладкопевец изначально был диаконом в сирийском городе Бейруте, затем служил псаломщиком в Святой Софии и не выделялся среди других исполнителей ничем особенным, но он горячо молился Богородице, прося одарить его талантом. Однажды во сне Богородица явилась к нему, вручила свиток и велела Роману проглотить его. Пробудившись ото сна, он ощутил вдохновение и исполнил первый кондак «Дева днесь…».

Произведения, приписывающиеся этому автору, во многом походят на качественные богословские проповеди, чем разительно отличаются от нынешних вариантов кондаков. Сам жанр не был привязан к какой-либо теме библейской песни, как позже это произойдет с каноном, поэтому отсутствие определенной темы давало автору свободу творчества, позволяя ему спокойно развивать тематику праздника в образах, удобных лично ему.

Первоначальный вид

Итак, в отличие от современных, древние кондаки отличались большим количеством строф - от двадцати до тридцати, они объединялись единым рефреном, который исполнял народ. Чтением строф занимался канонарх. Первая строфа была вступлением к теме и обычно была написана специфическим слогом, который не повторялся в остальных частях произведения, последняя же часть содержала в себе назидательное наставление и была больше похожа на молитву. Часто первые буквы строк составляли так называемый акростих - то есть вполне осмысленное предложение.

Первоначально кондак уподоблялся постройке, состоящей из множества отдельных комнат, поскольку «икос» можно перевести с греческого как «дом».

Изменение статуса и вида

С 9 века жанр кондака (что такое этот жанр, мы уже разобрали) постепенно был вытеснен каноном. Он тоже является литургическим произведением, но являющимся дополнением к библейским песням, поэтому количество тем этого жанра несколько ограничено. Кстати, с греческого "канон" переводится как "норма". Количество строф сократилось, и поэтому в современном богослужении кондаком и икосом называют лишь две строфы. Исключение составляет лишь песнопение, сохранившееся полностью - его читают и поют, когда отпевают священников. Таким образом, со временем кондак стал занимать достаточно скромное место в ряду других песенных церковных жанров. Однако в древности он считался наиболее почитаемым, и представлял собой чуть ли не целую поэму на богословскую тематику по своему объему и масштабу. В качестве примера, поясняющего, что такое кондак, можно рассмотреть различные песнопения, посвященные Рождеству, Вознесению или Преображению Христову. Во многом современный кондак похож на тропарь, что неудивительно, ведь от первоначального облика песнопения осталась только его первая строфа (которая называется «кукуль»). А в русской гимнографии он даже поется по мелодии, аналогичной тропарной. Но если приглядеться, то можно заметить разницу - как правило, кондак отражает внутреннюю суть праздника, причем делает это полнее, а тропарь - внешнюю (или наоборот).

Итак, в данной статье мы разобрали, что такое кондак, икос и тропарь. Надеемся, что у читателя больше не возникнет трудностей с определением жанра церковных песнопений. Впрочем, помимо вышеперечисленных, существует еще много иных видов песен и возгласов.

Loading...Loading...