Cвятая Тереза из Лизье. Святая Тереза из Лизье: биография, история и интересные факты

В истории христианского мира известны несколько монахинь с таким именем: величайшая миссионерка мать Тереза, умершая в 1997 году прошлого века, одна из лучших писателей испанского золотого века кармелитка Тереза Авильская (1515-1582), а также маленькая Тереза из Лизье, история и деятельность которой не такая грандиозная или известная, но при этом не менее важная.

Маленький цветок Иисуса

Так называют Терезу из Лизье - французскую монахиню, силой своей веры в Бога ставшую святой. Также ее называют Тереза Малая, Тереза Младенца Иисуса и Святого Лика, хотя до пострига она звалась просто Тереза Мартен.

Прожившая всего 24 года, эта девушка своей любовью к Богу доказала, что можно жить вечно в сердцах людей, даже если при жизни мало кто тебя знал.

О семье

Биография Терезы из Лизье (маленький городок на севере Франции) не блистает особыми подвигами или впечатляющими поступками, но, несмотря на это, юной девушке удалось привлечь внимание к Богу многих людей. Родилась она в 1873 году в простой семье, в которой ее отец Луи содержал небольшой часовой бизнес: лавку и мастерскую, а мать Зели была кружевницей, изготавливающей потрясающие алансонские кружева. Примечательно, что до бракосочетания оба родителя всерьез подумывали об монашеском обете, но, видимо, судьба распорядилась иначе.

У малышки Терезы из Лизье было еще четыре сестры, которые впоследствии (так же, как и она) приняли монашество. Более того, еще четыре ребенка (два сына и две девочки) умерли во младенчестве, так что у будущей святой была довольно большая семья, которая являлась образцом христианской любви в ближнему. Все семейство активно помогало обездоленным, посещало одиноких умирающих в госпиталях и больницах, стараясь прививать любовь к людям всем охочим. До первого значимого события в своей жизни Тереза и ее семья жили в Алансоне, но, когда малышке исполнилось четыре года, ее мама скончалась от рака, и семье пришлось переехать в Лизье.

Краткое жизнеописание

С этого момента озорная и веселая, но при этом категоричная и своевольная Мария-Франсуаза-Тереза совершенно меняется: она становится слишком ранимой, чувствительной и принимающей все близко к сердцу. О таких людях часто говорят: делает из мухи слона. Малейшее слово или косой взгляд могли маленькую Терезу на длительное время, превращая в робкий комочек, который стремился быть невидимым для мира. Такое состояние будет длиться около девяти лет, истязая психику ребенка, но при этом закаляя дух. Ее сестра Полина (Паолина) берет на себя воспитание девочки, которая все меньше контактирует с внешним миром, но вдруг решает уйти в монастырь. Терезе из Лизье в это время исполняется десять лет, для нее это новый удар и новое испытание веры. Но совсем скоро ее озаряет: она тоже должна стать кармелиткой, как и ее любимая Полина.

В это же время ее сражает невиданный недуг, который не могут охарактеризовать медики: ее посещают странные галлюцинации, накатывают приступы панической атаки и необъяснимые истерики. Семья пытается помочь, заказывая многочасовые молебны и делая щедрые пожертвования, но все тщетно: ребенок находится на грани смерти. По ее просьбе в комнату приносят статую Пресвятой Богородицы, чтобы можно было молиться, ведь встать у Терезы уже не было сил. В один из приступов девочка стала истово молиться, прося помощи и защиты. И по словам самой Терезы, в какой-то момент она увидела оживший Святой Лик Богородицы и ее ангельскую улыбку, уверявшую, что все будет хорошо. Чувство восторга и неземного счастья пронзило душу Терезы из Ливье, с этого момента она чудом выздоровела.

Путь истинной и нерушимой веры

Именно этот момент укрепил веру девушки, и она твердо решила стать монахиней- кармелиткой. Настолько сильно было ее желание, что она решилась на поездку в Рим, к самому папе Льву Тринадцатому, дабы просить разрешения. Сначала ей было отказано ввиду юного возраста, но буквально в следующем году, когда ей исполнилось пятнадцать лет, духовенство, видя ее неугасимую тягу к сану, дает согласие: Тереза из Лизье становится послушницей монастыря. В это же время ее отец переносит удар, вследствие которого частично теряет рассудок, отчего Терезу и ее сестер за глаза обзывают «дочки сумасшедшего». Это ее еще больше ввергает в беспокойство, которое она лечит молитвами и служением церкви. Через год она постриглась в монахини, выбрав для себя имя сестра Тереза Младенца Иисуса и Святого Лика.

Уже в это время ее постигают высокие мысли: она хочет стать великой святой и делится этими размышлениями со своим духовником, который предупреждает ее о гордыне, которой не место в сердце монахини. Но Тереза точно знает, что это не гордыня вовсе, а огромное желание донести до человечества силу божественной любви, которая может проявляться в чем угодно. Она начинает писать стихи, пьесы, в которых выражает свою исключительную любовь к Богу. Ее слова: «Я поняла, что любовь заключает в себе все призвания, все времена и пространства и что она вечна» - становятся ее дальнейшим девизом по жизни. В 23 года девушке, страдающей несколько лет от боли в груди и кашля, врачи ставят неутешительный диагноз "туберкулез легких". Всего через семь лет пребывания в монастыре св. Тереза из Лизье умирает в муках. Это случилось 30 сентября 1897 года.

"История одной души"

Тереза из Лизье в последние годы своей жизни по твердому побуждению настоятельницы монастыря, матери Агнессы, пишет автобиографическую повесть, в которой львиная доля отдана размышлениям о Боге, вере, а также мыслям из детства. По большому счету, это дневник молодой девушки, с которым она делится самым сокровенным. Этот труд назван «История одной души» именно настоятельницей и издан через год после смерти автора тиражом всего в две тысячи копий. Это был своеобразный посмертный подарок, который неожиданно снискал ошеломляющий успех сразу среди духовенства, но вскоре и среди простых людей. Тиражи множились, распространялись, и в начале двадцатого века книгу перевели на все ведущие языки мира. Только через несколько лет миру открылось, что мать Агнесса и Полина, сестра Терезы, - это одно лицо. Первоначально об этом знали только служащие монастыря.

Причисление к лику святых

Папа Пий Десятый в 1907 году изъявил первое желание канонизировать Терезу, что позже завершил Пий Одиннадцатый в 1925 году, всего через 28 лет со дня смерти девушки. Такой чести удостаивались единицы.

Более того, в 1997 году папа Иоанн Второй удостоил святую Терезу из Лизье звания Учителя Церкви, которое кроме нее имеют всего три женщины и 35 человек в целом по всему миру.

Маленький путь

Именно так называла свое служение Маленькая Тереза, объясняя тем, что не обязательно доказывать любовь к Богу великими геройствами или эпичными действиями - можно всего лишь ежеминутно, ежесекундно генерировать любовь к людям в самых различных проявлениях и самых незначительных с виду поступках. Она прислуживала и покорно улыбалась самой противной из монахинь, которая кормила ее только объедками, натирала полы и лестницы монастыря, страдая в то же время от приступов туберкулеза, дарила и внимание самым ущербным и обездоленным, молясь за их здравие. Душевное фиолетовое пламя Терезы из Лизье ни на секунду не угасало, подпитываясь самоотверженной и жертвенной любовью к Богу, которую она выражала таким простым, но при этом сложным способом. Любовь и только любовь, утверждала она, способна возвысить душу человека и даровать ей небесное царство.

Она продолжает помогать, даже покинув этот мир

Одна из самых известных цитат Терезы: «Мои небеса будут на Земле». Таким образом она давала понять, что никогда не перестанет помогать страждущим, даже после того как ее дух оставит физическое тело. Многие верующие утверждают, что это действительно так, чувствуя ее незримое присутствие.

Существует много историй, рассказывающих о чудесных явлениях святой Терезы в разных местах и ее защите, помощи и поддержке. Ее письменные труды до сир пор являются важнейшими столпами веры для многих людей:

  • Манускрипты А, В, С рассказывают о ее детстве, становлении веры и приобретении духовного опыта, показывающих читателю всю тонкость ее души.
  • Письма: 266 обращений к верующим, прихожанам, родственникам в письменном виде передают глубину ее веры.
  • 54 четыре поэмы о любви к Богу, самые весомые из которых - «Почему я люблю тебя, Мария» и «Любовью жить».
  • Театральные композиции Pious Recreations религиозного свойства для определенных праздников, а также собрание изречений и цитат «Последние беседы».

Наследие святой Терезы

В маленьком городке, который стал местом паломничества миллионов верующих ежегодно, была построена базилика святой Терезы. В Лизье, куда стекаются прихожане, дабы почтить память великой святой и набраться ее силы веры, храм начали строить в далеком 1929 году, через четыре года после ее канонизации. Строительство продолжалось вплоть до 1954 года, так как паломники к могиле Терезы шли неиссякаемым потоком, что несколько затрудняло строительные работы.

В итоге оказалось, что интерьер храма разрабатывали три поколения архитекторов: отец, сын и внук Кордоньеры. Базилика имеет высоту девяносто метров и длину более ста, все ее стены щедро украшены мозаикой, это второе по значимости святое место во всей Франции.

Несколько фактов о святой Терезе

  • 25 декабря 1886 года (как утверждала сама святая) она достигла единения с Богом, того, что сейчас называют состоянием просветления. Это случилось тогда, когда девушка увидела отца, тайно подкладывавшего подарки в рождественский носок (один из символов Рождества у католиков).
  • Всемирно известная мать Тереза Калькуттская взяла себе монашеское имя Тереза именно в честь маленького цветочка из Лизье, вдохновившись ее верой и силой любви к ближнему.
  • В 2011 году гробница с мощами Терезы Малой была выставлена в Израиле и находилась там около двух месяцев.
  • Ее последними, предсмертными словами стали: «Боже мой, я так тебя люблю!»

Тереза Мартен , Тереза из Лизье (Франция) стала известна как автор бестселлера. Ее причислили к лику святых в 1925 году, провозгласили Учителем Церкви в 1997 году. Небольшая автобиография «История одной души» вышла в первый раз через год после смерти Терезы в 1898 году, к 1915 году была переведена на 9 языков и по сей день публикуется едва ли не ежегодно.

Сравнительно легко понять, чем Тереза привлекательнее многих других святых. Большинство святых доживали до седых волос, а Тереза умерла молодой и ее прозвание «малая» воспринимается как юная. Ее полюбили как песчинку, потому что XX век оказался веком, когда обнаружилась хрупкость скал. Все гениальные проекты обернулись в лучшем случае ничем, в худшем – Освенцимом и ГУЛАГом. Песчинка же оказалась из кремния. Песчинка самое твердое, что есть в скале. Это скала освобожденная от всего самого нестойкого.

Я хочу привести здесь самые яркие ее жизненные воспоминания, отражающие этапы ее духовного пути.

Тереза родилась 2.01.1873 года в маленьком городке Алансоне на севере Франции. Ее отец - Луи Мартен содержал часовой магазин, мать Зели Герен занималась производством кружева. До встречи друг с другом родители Терезы всерьез думали о монашестве. Но призвание оказалось иным: у Терезы была большая семья – 4 старшие сестры (еще 2 брата и 2 сестры умерли в младенчестве). Все сестры в последствии станут монахинями.

Мартены – деятельные христиане. Они помогают беднякам, навещают одиноких больных и умирающих. Воспитанная в благочестивой, но не в ханженской обстановке, Тереза очень рано стремиться очень рано «угождать» Господу. Став взрослой, она скажет, что «никогда сознательно не говорила «нет» благому Богу с 3-х летнего возраста».

«Я хочу быть монахиней», - повторяет Тереза вслед за своей сестрой Полиной. Однако, она совсем не безупречный ребенок, за которого через много лет будут выдавать ее сестры. Своевольная и послушная, веселая и плаксивая, нежная и категоричная, - ее характер слишком противоречив, чтобы быть ангельским. Ее сердце и ум развивались слишком быстро, тогда как восприятие оставалось детским, что обостряло природную чувствительность.

В 4 года Тереза теряет мать, и, несмотря на то, что в семье сохранялась атмосфера нежности, веры и мира, в ее жизни наступает «самое скорбное время». Этот период продлиться 9 лет. Характер Терезы резко меняется. Из живой непосредственной она становиться застенчивой, робкой и до крайности чувствительной. Когда Терезе исполнилось 10 Полина, заменившая ей мать поступает в Кармель.

«Я не знала, что такое Кармель, но понимала, что Полина покидает меня. Я теряю свою вторую маму… Как описать весь ужас моего сердца?.. В одно мгновение я поняла, что такое жизнь. До сих пор она не казалась мне столь грустной, теперь же я познала ее во всей суровой действительности, увидела, что это постоянная разлука. Я горько плакала, ибо еще не понимала той радости, которую приносит жертвенность».

Свое первое причастие Тереза (ей было тогда 11 лет) описывает так: «Наконец наступил наиболее прекрасный день. Какие непередаваемые воспоминания оставили в моей душе самые незначительные подробности этого небесного дня… Этот день подобен всему тому, что, оказавшись на воздухе, теряет благоухание, он подобен мыслям души, которые нельзя передать земным языком, ибо они сейчас же теряют свой глубокий и небесный смысл. Как же сладко было душе моей это первое лобзание Иисуса!...

Это было лобзание любви. Я чувствовала себя любимой и говорила: «Я люблю Тебя и вверяю Тебе себя навеки». Не было ни прошений, ни борьбы, ни жертв: уже давно Иисус и маленькая бедная Тереза, взглянув друг на друга, поняли все… Этот день принес не обмен взглядами, а слияние, когда больше не было двух, и Тереза исчезла, словно капля воды, потерявшаяся в океанских глубинах. Остался один Иисус.

На следующий день после причастия я почувствовала, как в сердце рождается великая жажда страдания. Я ощутила прилив величайшего утешения, которое расцениваю, как одно из самых больших благодатей в жизни. Страдание влекло меня, его очарование, еще незнакомое мне, восхищало меня. До сих пор я страдала, но не любила страдание; с этого дня я почувствовала настоящую любовь к нему. Часто во время причастия я повторяла слова: «Боже мой, неизреченная сладость, обрати мне в горечь всякое плотское утешение!..» И Господь исполнял это желание и был моей единственной неизреченной радостью.

Мое чувствительное любвеобильное сердце с легкостью предалось бы другому сердцу, если бы оно смогло его понять… Но, увы, как узко и непостоянно человеческое сердце!!!.. Как я благодарна Иисусу за то, что Он дал мне обрести «лишь горечь в земных привязанностях».

Эта встреча с Господом навсегда определило их отношения. Ад, смерть, Страшный Суд – все эти «ужасные вещи», которые Тереза узнала из катехизиса и рассказов священника, после причастия больше не пугают. Господь открылся Терезе как Бог любви, ожидающий в ответ не добродетелей и подвигов, а бесконечного доверия к Его милосердию.

Через 2 года, в Рождественскую ночь, Господь исцеляет ее от мучительной слабости и детской чувствительности. Этот день она считает переломным моментом, открывающим «самый прекрасный» период ее жизни. Тереза вновь обрела душевную силу, которую потеряла со смертью матери и которую ей, как она сама говорила, «теперь уже предстояло сохранить навсегда».

Всеблагой Бог совершил чудо, чтобы я в мгновенье ока выросла. В ту светозарную ночь Рождества сладчайший младенец Иисус, которому исполнился всего лишь час, претворил ночь моей души в потоки света, став слабым и страдающим из любви ко мне, в эту ночь Он соделал меня сильной и смелой. Он облек меня в Свои доспехи, и, начиная с этой благословенной ночи я не проиграла ни одного сражения. Более того, я шла от победы к победе и начала, так сказать «бег исполина»!

В 1887 году Тереза принимает окончательное решение поступить в Кармель. Получив благословение своего отца, она получает в Кармеле отказ: Терезе всего 15 лет и супериор Кармеля категорически против поступления в монастырь столь юной послушницы. Вмести с отцом Тереза едет в Рим, чтобы получить благословение Папы Льва XIII.

Тереза была очень хороша собой и вызывала восхищение окружающих. Среди поломников было много представителей французской аристократии. Тереза свободно и живо беседовала со всеми, одновременно понимая, что все эти мирские регалии не имеют никакой ценности перед сокровищем небесным. «Я поняла, что подлинное величие принадлежит душе, а не имени. И только на небе мы узнаем наше «дворянское звание»».

«Все великие истины религии и тайны вечности погружали мою душу в неземное блаженство, уже предвосхищая то, что Господь уготовил любящим Его, я видела (не человеческими глазами, а очами сердца), что вечные награды совершенно несравнимы с легкими жертвами этой жизни, и я желала любить, безмерно любить Иисуса, подавать Ему тысячи знаков любви, пока это мне еще доступно».

Паломничество по святым метам сопровождалось созерцанием красот природы. «Какой поэзией наполнялась моя душа, созерцая все то, на что я смотрела первый и последний раз в жизни!...Я не испытывала сожаления, видя, как все это исчезает, мое сердце жаждало иных чудес. Оно уже достаточно насмотрелось на земные красоты, теперь предметом его стремлений были красоты небесные, и ради того, чтобы дарить их другим душам, я пожелала стать узницей!..»

«Я ощутила огромное желание трудиться ради обращения грешников, желание, которое ощущала как никогда живо… Одним словом, я почувствовала желание забыть о себе, чтобы радовать других, и любовь к ближнему вошла в мое сердце, и с тех пор я счастлива!

Однажды я рассматривала репродукцию с изображением нашего Господа на кресте и была поражена видом крови, стекавшей с одной из Его божественных рук. Какое страдание я испытала при мысли, что эта кровь стекает на землю, и нет никого, кто поспешил бы собрать ее. Тогда я решила мысленно встать у подножия креста, чтобы принимать эту истекающую божественную росу, и я знала, что потом мне придется окроплять ею человеческие души…

Также в моем сердце все время звучал вопль господа на кресте «Жажду!» От этих слов во мне разгоралось доселе неизведанное мною и очень живое пламя… Я хотела дать напиться моему Возлюбленному, я тоже чувствовала себя снедаемой жаждой душ человеческих… Души великих грешников притягивали меня, я сгорала от желания вырвать их из вечного огня».

Она начала с молитв о преступнике, казненного за убийства. «Все шло к тому, что он умрет нераскаянным. Во что бы то не стало я хотела избавить его от низвержения в ад и использовала все мысленные средства... На следующий день после казни из газеты я узнала подробности: отказавшись от исповеди осужденный взошел на эшафот как вдруг охваченный внезапным озарением, внезапно обернулся, схватил протянутое ему распятие и три раза приложился к священным ранам. И затем душа его отправилась получать милосердный приговор того кто провозгласил, что на небе радости будет больше об одном кающемся грешнике, нежели о 99 праведниках, не имеющих нужды в покаянии!

Я получила знамение: уста «моего первенца» припали к священным ранам!!! Какой неизъяснимо кроткий ответ.

В то время, когда Достоевский мучался тем, как можно верить, когда в мире есть убивающие, Тереза мучалась тем, что вера не полна, если такие убийцы не войдут в Царство Божее. Разрешение этого мучительного вопроса помогло Терезе более четко определиться в ее призвании. Она посвятила свою жизнь спасению грешников. «Я жажду, чтобы мы все вместе однажды собрались в Небесной Отчизне».

Селина (родная сестра) стала ближайшей наперсницей моих размышлений. Иисусу было угодно, чтобы мы вместе продвигались вперед, и Он соединил наши сердца узами более крепкими, чем узы крови. Какими радостными были наши беседы. Мы вглядывались вдаль и все, что мы видели, возносило наши души к Небу, прекрасному Небу. Как прозрачна и легка была завеса, скрывающая Иисуса от наших взоров. Путь, по которому я шла, был такой прямой, такой светлый, что у меня не было необходимости в ином наставнике кроме Иисуса.

И если бы ученые, которые провели всю свою жизнь в научных исследованиях, пришли бы расспросить меня, то, несомненно, удивились бы при виде четырнадцатилетнего ребенка понимающего тайны совершенства.

«Раньше я не чувствовала глубину сокровищ, сокрытых в Нерукотворном Лике Иисуса (по преданию Нерукотворный Лик Иисуса чудодейственно отпечатался на плате, поданном Ему Вероникой, по пути на Голгофу)». В Кармеле мне открылась тайна любви, сокрытая в Лике. Тот чье Царство не от мира сего, показал мне, что истинная Премудрость заключена в том, чтобы «желать, чтобы не знали тебя и ни во что не вменяли». И мне хотелось, чтобы мое лицо, подобно лику Иисуса было сокрыто, чтобы никто на земле меня не узнавал. Я жаждала страдать и быть забытой.

Тереза понимает, что она не похожа на великих аскетов и мучеников. Слишком она не совершенна и мала и потому ищет «лифт», который поднял бы ее прямо к Иисусу. Однажды в священных текстах попались такие слова: «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас: на руках буду носить вас и на коленях ласкать». Руки Господа вот путь для нее! И для того, чтобы быть носимой на руках Божиих, ей нужно оставаться маленькой, приняв свою нищету и бессилие, доверив все одному Богу. Только доверие может привести к любви.

Беззаветно доверив себя любви, Тереза находит свое призвание: «В сердце матери моей Церкви я буду любовью. ЛЮБОВЬ ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ ВСЕ ПРИЗВАНИЯ, ВСЕ ВРЕМЕНА И ПРОСТРАНСТВА, ОНА – ВЕЧНА!»

В 23 года Тереза заболевает туберкулезом. К физическим страданиям добавляются духовные. «Я вижу стену поднявшуюся до неба. В мой ум проникают суждения самых отъявленных материалистов: мысль о том, что в будущем, благодаря постепенному прогрессу, наука найдет естественное объяснение всему и мы узнаем конечную причину всего сущего… Но я приношу в жертву эти жестокие страдания, чтобы уверовали бедные неверующие». Тем временем болезнь необратимо развивалась. Сестры, ухаживавшие за Терезой, стали обращаться с ней как с ребенком (хотя признавали ее духовную зрелость и превосходство). Она смиренно принимала их заботы, зная, что ей предстоит самое трудное испытание: свидетельствовать об истине своего учения, о «пути малых душ», проходя крестный путь страдания и смерти.

Тереза умерла после мучительной агонии в 1897 году. Ее последними словами были слова благодарности и любви: «Я бы не хотела страдать меньше… Боже мой… я… Тебя люблю!...»

Стихотворения Терезы.

Любовью жить.

Любовью жить – не значит ставить кущи,

Поднявшись даже на гору Фавор.

Смотреть на Крест не отрывая взор.

На Небе радость будет неземная

Никто не в силах нас ее лишить,

Но на земле желаю я, страдая,

Любовью жить, любовью жить.

Любовью жить – дарить себя без меры,

Любовь такая не перестает.

И я дарю себя с простою верой,

Когда ты любишь – ни к чему расчет.

Все, что имела, много или мало,

К Твоим ногам смогла я положить.

Одно богатство у меня осталось –

Любовью жить, любовью жить.

Любовью жить и, страхи изгоняя,

Забыть ошибки всех минувших дней.

Любовь сильней греха. Она святая:

В короткий миг грехи сгорели в ней.

О дивный пламень посреди горнила,

Где самый жар, мне место приготовь.

И я спою о том, как полюбила

Тебя любовь, Тебя любовь.

С любовью жить и умереть я рада,

Чтоб разрешились узы навсегда.

О, мой Господь, Ты станешь мне наградой,

Я не ждала иного никогда.

Тебя увижу и сольюсь с Тобою,

Огня любви уже не потушить.

Мне было так начертано судьбою:

Любовью жить, любовью жить!

И страха нет во мне.

О, если б я упала в греховную бездну,

Уверенность в одном спасла бы меня,

Что эти преступления, словно капля, исчезнут,

Коснувшись Твоего палящего огня.

Где мне найти Того, чье сердце все покроет

И станет навсегда опорою моей?

А если я слаба, полюбит и такою

И будет с каждым днем любить еще сильней.

Но никакая тварь, рожденная от века,

Не может так любить, бессмертие храня!

Мне нужен Ты, Господь, Ты, ставший Человеком,

Ты Братом стал моим, страдая за меня.

Я знаю хорошо, что все дела и мысли,

И жертвы пред Тобой не стоит ничего.

Но чтобы им предать хотя б немнорго смысла,

Я все их положу у сердца твоего.

Ты даже в ангелах увидел недостатки,

А людям дал закон средь молний с высоты,

Но к сердцу Твоему спешу я без оглядки,

И страха нет во мне: закон мой - это Ты.

Радость моя.

Когда на небе нет просвета и все вокруг меня молчит,

Я рада, принимая это, смирять себя и жить в ночи.

Приму Твою святую волю, и страхи все уходят прочь,

Мне радостна такая доля: любить, как день, глухую ночь.

Радость моя, Иисус, Тебя любить!

Я рада малой оставаться, ведь если где-то оступлюсь,

Смогу тогда легко подняться, и будет рядом Иисус.

Собрав всю нежность, что имею, скажу Ему: Ты – жизнь моя.

А если вера ослабеет, еще нежнее буду я!

Я рада слезы лить украдкой и улыбаться всем опять,

Страданья не горьки. а сладки, когда умеешь их скрывать.

Тебя утешу – и наградой Твоя улыбка станет мне.

Лишь за нее стадать я рада и жить в чужой мне стороне.

Я счастлива в духовной битве за избранных Тобой стоять

И буду в пламенной молитве Тебе усердно повторять:

О, Брат Божественный, я рада прожить, страдая и скорбя.

И для меня одна отрада: возможность радовать Тебя.

Я буду жить, о мой Спаситель, пока не скажешь мне пора!

И я войду в Твою обитель, коль скоро Ты мне будешь рад.

В огне любви моей Отчизны хочу я непрестанно быть.

Не в смерти радость и не в жизни, а лишь в одном – Тебя любить!

Р.S. «Когда я уйду на Небо, на землю прольется дождь из лепестков роз»

Святая Тереза из Лизье

Тереза умерла в возрасте 24 лет, уединенно прожив около 10 лет в монастыре кармелиток. Она никогда не занималась миссионерской деятельностью, не основывала какого-то религиозного ордена, не совершала великих деяний. После ее смерти была опубликована лишь единственная книга под названием «История одной души», представляющая собой краткий отредактированный вариант дневника Терезы. Несмотря на это, спустя 28 лет после ее смерти интерес к ней возрос настолько, что Тереза была канонизирована в ответ на настойчивые требования верующих.
Что же заставило римско-католическую Церковь причислить эту девочку к лику святых?
Св. Тереза из Лизье, в миру Тереза Мартен, родилась 2 января 1873 года во Франции в семье часовщика Луи Мартена. Семья была очень религиозная, и с детства Тереза и ее сестры впитали в себя искреннюю веру родителей.
Мать Терезы умерла, когда девочке было четыре года, через пять лет ее старшая сестра Полина, заменившая ей маму, ушла в монастырь кармелиток, а спустя еще несколько месяцев Тереза серьезно заболела. Никто уже не надеялся, что она поправится, но Тереза верила, что Бог спасет ее, и постоянно молилась перед ликом Девы Марии. Однажды Тереза внезапно увидела, что Дева Мария улыбнулась ей, и в тот же самый миг она выздоровела.
После своего неожиданного исцеления Тереза Мартен приняла решение посвятить свою жизнь служению Богу, но как ей было убедить всех, что она способна вынести трудности монашеской жизни, если она не могла справиться даже со своими эмоциональными взрывами? Как бы она не старалась сдерживать свои бурные эмоции, всякий раз, когда ее кто-то осуждал или делал малейшее замечание, Тереза заливалась слезами. Она молилась, чтобы Иисус помог ей, но в ответ ей не было никакого знака.
Отец Терезы не хотел, чтобы девочка взрослела, и до четырнадцати лет по традиции продолжал класть ей рождественские подарки в башмачок. Рождественским днем 1886 года четырнадцатилетняя Тереза и ее сестра вошли в дом и увидели, как отец клал подарки в башмачки. Все ждали, что Тереза разразится слезами, однако взрыва эмоций не последовало. С Терезой случилось что-то невероятное. Иисус снизошел в ее сердце и сделал то, что она сама сделать не могла. Он заставил ее почувствовать переживания отца сильнее, чем свои собственные. В своей автобиографии она называет это Рождество днем своего «обращения».
Терезу называли «маленьким цветочком», но у нее была стальная воля. В 1889 году, в возрасте 15 лет Тереза предприняла первую попытку поступить в монастырь, но настоятельница монастыря отказалась дать своё согласие, ссылаясь на юный возраст. Однако девочка пошла к епископу. Когда же и епископ сказал нет, она решила обратиться выше. Вскоре епископ, убедившись в том, что желание Терезы не минутная прихоть, изменил своё решение, и Тереза смогла реализовать свою мечту. Иисус трижды испытывал волю Терезы и проверял, насколько сильно ее желание посвятить себя служению ему.
Тереза понимала, что, будучи монахиней - кармелиткой, она никогда не сможет совершить великих деяний. «Любовь можно доказать поступками; а как я должна проявлять свою любовь? Я не могу совершить великих деяний. Единственный способ доказать мою любовь – это разбрасывать цветы, и эти цветы будут маленькими пожертвованиями, как и каждый мой взгляд, слово и все мои внешне непримечательные поступки, которые я буду совершать ради любви». Она пользовалась любым случаем, чтобы принести жертву, неважно, какой бы малой она не казалась. Она улыбалась сестрам, которые ей не нравились. Она ела все, что ей давали, не жалуясь, - поэтому ей часто давали худшие остатки. Однажды Терезу обвинили в том, что она разбила вазу. Несмотря на то, что это была не ее вина, Тереза не спорила, а упала на колени и молила о прощении.
Когда Полину избрали настоятельницей монастыря, многие сестры опасались, что семья Мартен захватит монастырь, поэтому она попросила Терезу о великой жертве – остаться послушницей. Это означало, что Тереза никогда не станет настоящей монахиней, не примет постриг, что она всегда будет вынуждена просить разрешение на все, что она делает.
Тереза постоянно думала о том, как можно достигнуть святости в своей жизни. Она не хотела быть просто хорошей, она хотела быть святой. Она думала, что должен быть путь для людей, которые проживали свои маленькие, незаметные жизни, подобные той, которую вела она. «Но я говорила себе: Бог не заставляет меня желать чего-то невозможного и поэтому, несмотря на мою малость, я могу стремиться к святости. Я буду искать какие-нибудь возможности, чтобы попасть на небеса, найдя свой собственный путь, пусть очень короткий и прямой, но совершенно новый».
Главным понятием в размышлениях святой Терезы стал «малый путь». Так она называла путь достижения святости, не подразумевающий совершения героических действий или подвигов во имя веры.
Тереза обратилась к Святому Писанию, чтобы почерпнуть из него, как достичь той жизни, к которой она стремилась, и прочла такие слова: «Кто бы ты ни был, приди ко мне». «Твои руки, Господи Иисус, вознесут меня к небесам. И поэтому мне не нужно больше расти: я должна остаться маленькой и становиться все меньше и меньше», - писала Тереза.
Она размышляла о своем предназначении, она чувствовала в себе призвание священника и Апостола. Мученичество было мечтой ее юности, и эта мечта росла вместе с ней. Любовь к ближнему дала ключ ее призванию. Тереза поняла, что у Церкви есть сердце, и это сердце пылает любовью. Она поняла, что любовь заключает в себе все призвания, она всеобъемлюща, она - вечна. Тогда, исполненная безумной радости, Тереза воскликнула: «О Господи, Любовь моя... мое призвание, наконец-то я нашла его! Мое призвание - это Любовь!»
В монастыре Тереза жила двумя тайнами: детством Иисуса (требующим послушания и простого, доверчивого предания себя Богу) и Его страстями (требующими сопричастности и жертвы). Поэтому она попросила позволения называться сестрой Терезой Младенца Иисуса и Святого Лика.
В 1896, у Терезы начал развиваться туберкулез, несмотря на это она продолжала работать, никому не говоря о своей болезни, но через год об этом узнали все. Боли были такими сильными, что Тереза писала, что если бы не вера, она отдала бы свою жизнь без колебаний. Она чувствовала, что умрет молодой и ничего после себя не оставит. И все же она старалась казаться улыбающейся и бодрой – и ей это удавалось так хорошо, что некоторые думали, что она всего лишь притворяется, что больна.
Тереза мечтала о работе, которую она будет делать после смерти, помогая всем, кто живет на земле. «Я вернусь», - сказала она. «Мои небеса будут на земле». Тереза умерла 30 сентября 1897 года в возрасте 24 лет. Она знала, что с благословения Господа умрет именно в этом возрасте. Ведь она чувствовала в себе призвание священника, и Господь позволил ей умереть в том возрасте, когда она приняла бы сан, будь она мужчиной, таким образом, ей не пришлось страдать. Последние годы жизни она посвятила автобиографической книге, где описывала свою жизнь и размышляла над богословскими вопросами.
Через год после смерти Терезы Полина опубликовала дневник Терезы под называнием «История одной души» тиражом всего 2 000 экземпляров, но ко всеобщей неожиданности книга имела потрясающий успех - епископы и ведущие богословы Франции выражали своё восхищение наряду с простыми читателями. В начале ХХ века «История одной души» была переведена на все ведущие европейские языки.
Святая Тереза из Лизье была канонизирована 17 мая 1925 года. В 1929 году, учитывая всё возрастающие масштабы паломничества на могилу святой, в Лизье была построена великолепная базилика святой Терезы. В 1997 году папа Иоанн Павел II провозгласил Терезу Учителем Церкви.
Тереза стремилась развить подход к духовной жизни, которая была бы понятной и поддающейся воспроизведению всеми, кто хочет ей следовать, независимо от их уровня образования. «Малый путь» веры в Господа, найденный Терезой для достижения святости, заключался в выполнении ежедневных маленьких обязанностей, а не великих деяний. Не одно поколение католиков преклонялось перед этой юной святой, названной «Маленьким цветочком», а ее короткая жизнь вдохновляла людей гораздо больше, чем тома, написанные учеными богословами.
Тереза из Лизье – одна из святых-покровительниц миссионеров, но не потому, что она когда-либо занималась миссионерской деятельностью, а из-за ее особой любви к миссионерскому движению, а также молитв и писем, которыми Тереза поддерживала миссии. Ее жизнь – это напоминание всем нам, кто чувствует, что ничего нельзя сделать, - именно такие «маленькие» дела, какие совершала Тереза, строят Царство Божие.

Господи, быть Твоей невестой, быть кармелиткой, быть в силу союза с Тобой матерью душ – всего этого мне должно было бы хватить. Но ведь это не так. Разумеется, эти три дара и есть мое призвание: кармелитка, невеста и мать. И все же я чувствую в себе и другие призвания: воина, священника, апостола, учителя Церкви, мученика, – наконец, я ощущаю необходимость, желание совершить ради Тебя, Господи, все самые героические подвиги. В своей душе я чувствую храбрость крестоносца, я хотела бы умереть на поле битвы, защищая Церковь.

Я чувствую в себе призвание священника! С какой любовью, Господи, я держала бы Тебя в руках, когда на мой голос Ты сходил бы с Небес. Но, увы! Желая быть священником, я восхищаюсь и преклоняюсь перед смирением святого Франциска Ассизского и чувствую призвание подражать ему, отказавшись от высокого сана священства.

О Господи! Любовь моя и жизнь моя... Как же сочетать эти противоречивые стремления? Как осуществить желания моей бедной маленькой души?

Да, невзирая на всю свою малость, я хотела бы просвещать души подобно пророкам и учителям Церкви. Мое призвание – быть апостолом... Я хотела бы обойти всю землю, проповедовать имя Твое и водрузить Твой прославленный Крест на земле язычников. Но, Возлюбленный мой, одной только миссии мне бы не хватило. Я хотела бы возвещать Евангелие одновременно в пяти частях света, вплоть до самых далеких островов... Я бы хотела быть миссионером не просто каких-нибудь несколько лет, но от сотворения мира и до скончания века. Но больше всего я хотела бы, о мой возлюбленный Спаситель, я желала бы пролить свою кровь за Тебя, всю, до последней капли...

Мученичество – вот мечта моей юности. Под сводами Кармеля она росла вместе со мной. Но и здесь я опять ощущаю все безумие моей мечты, ибо не сумела бы ограничиться желанием только одного рода мучений. Чтобы удовлетворить меня, мне нужны были бы все... Подобно Тебе, мой желанный Жених, я хочу, чтобы меня бичевали и распяли. Я хочу умереть с содранной кожей, как святой Варфоломей. Подобно святому Иоанну, я желаю быть погруженнои в кипящее масло; я желаю претерпеть все пытки, предназначенные мученикам. Вместе со святой Агнессой и святой Цецилией я желаю подставить шею мечу и, подобно моей любимой сестре Жанне д"Арк, желаю шептать на костре Твое имя, о Господи Иисусе... Размышляя о мучениях, которые станут уделом христиан во времена антихриста, я чувствую, как содрогается сердце, и хотела бы, чтоб эти мучения были уготованы и мне. Господи, Господи, если б я захотела написать все свои желания, – мне следовало бы попросить у Тебя книгу жизни, где изложены деяния всех святых, и я желала бы совершить эти деяния ради Тебя...

О Господи Иисусе! Что Ты ответишь на все мои безумства? Найдется ли душа еще меньше, еще немощней, чем моя! Именно из-за моей слабости Тебе, Господи, было угодно исполнять мои маленькие детские желания, а теперь Ты хочешь исполнить и другие, которые превосходят саму вселенную...

Во время молитвы я мучительно страдала от этих желаний и открыла послания апостола Павла, чтобы поискать какой-нибудь ответ. На глаза мне попались 12 и 13 главы Первого послания к Коринфянам. Там, в первой из них, я прочла, что все не могут быть апостолами, пророками, учителями Церкви, и что Церковь составляют различные члены, и что глаз не может быть одновременно рукой.

...Ответ был ясен, но желаний моих не исполнял и мира не приносил... Подобно Марии Магдалине, которая, продолжая склоняться к пустому гробу, все-таки обрела то, что искала (см. Ин. 20,11-18), я тоже, опустившись до самых глубин своей ничтожности, поднялась так высоко, что смогла достичь цели. Не отчаиваясь, я продолжала чтение, и вот фраза, которая принесла мне облегчение: «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» (1 Кор. 12, 31). Апостол объясняет, что все эти большие дары – ничто без любви... Что любовь к ближнему и есть тот превосходнейший путь, который непременно приводит к Богу. Наконец-то я обрела покой. Рассматривая мистическое тело Церкви, я не узнавала себя ни в одном из членов, описанных апостолом Павлом, или же, скорее, мне хотелось узнать себя во всех. Любовь к ближнему дала ключ к моему призванию. Я поняла, что, если у Церкви есть состоящее из разных членов тело, это означает, что самый необходимый, самый благородный из всех членов присутствует тоже. Я поняла, что у Церкви есть сердце, и это сердце пылает любовью. Я поняла, что только любовь побуждает ее члены к действию, и если любовь охладеет – апостолы больше не будут возвещать Евангелие, а мученики откажутся проливать кровь. Я поняла, что любовь заключает в себе все призвания. Что любовь – это все, и она охватывает собой все времена и пространства... одним словом, она – вечна!

Тогда, исполненная безумной радости, я воскликнула: «О Господи, Любовь моя... мое призвание, наконец-то я нашла его! Мое призвание – это Любовь!»

Да, я нашла свое место в Церкви. Это место, Боже мой, Ты дал мне его... в сердце моей Матери-Церкви я буду любовью... тогда я буду всем... и мечта моя осуществится!

Бедные женщины, как их презирают! Хотя их, любящих Господа Бога, гораздо больше, чем мужчин, а во время Крестных Страданий Господа нашего Иисуса Христа женщины оказались смелее апостолов: они не испугались оскорблений солдат и осмелились отереть благословенный Лик Иисуса... Конечно, только ради этого Он допустил, чтобы их участью на земле стало презрение, ибо именно его Он избрал для Себя Самого... На Небе Он сумеет показать, что Его мысли - не мысли мужчин (см. Ис. 55, 8) и тогда «последние будут первыми» (Мф. 20, 16).

Издание подготовлено на основе французских изданий:

SAINTE THERESE DE L"ENFANT-JESUS ET DE LA SAINTE-FACE
HISTOIRE D"UNE AME

Manuscrits autobiographiques
Editions du Cerf et Desclee De Brouwer, Paris,1992
OEUVRES COMPLETES
(TEXTES ET DERNIERES PAROLES)
Editions du Cerf et Desclee De Brouwer, Paris,1992

Пролог и эпилог к «Истории одной души» написаны монсеньером Ги Гоше.
(Editions du Cerf et Desclee De Brouwer, Paris,1994)

Перевод с французского Андрея и Ольги Дьячковых.

Богословский консультант русского текста свящ. Георгий Чистяков.

Использованы фотографии из архива монастыря кармелиток в Лизье


Св. Тереза из Лизье (2 января 1873 года, Алансон, Франция - 30 сентября 1897 года, Лизье) (фр. Thse de Lisieux), Св. Тереза Младенца Иисуса и Святого Лика (фр. Sainte Thse de l’Enfant sus et de la Sainte Face), Св. Тереза Малая, в миру Тереза Мартен - католическая святая, кармелитская монахиня, одна из трёх женщин, удостоенных титула Учитель церкви. День памяти в Католической церкви - 1 октября.
Биография
Тереза родилась в 1873 году, в Алансоне, в семье часовщика Луи Мартена и его жены Мари-Зели Мартен. Семья была очень религиозная, и с детства Тереза и её четыре сестры (которые также стали монахинями) впитали в себя искреннюю веру родителей.
Когда Терезе было четыре года, её мать умерла от рака. Семья переехала в Лизье. В возрасте девяти лет Тереза тяжело заболела и находилась на грани смерти. После неожиданного выздоровления девочка окончательно решила посвятить свою жизнь служению Богу и Церкви в кармелитском монастыре.
В 1889 году, в возрасте 15 лет Тереза сделала первую попытку поступить в монастырь, однако епископ отказался дать своё согласие, ссылаясь на юный возраст. Не помогла и поездка в Рим, на аудиенцию к папе Льву XIII. Вскоре, однако, епископ, убедившись в том, что желание Терезы не минутная прихоть, изменил своё решение, и Тереза смогла реализовать свою мечту - стать кармелиткой.
Через 7 лет после поступления в монастырь у Терезы начал развиваться туберкулёз. 30 сентября 1897 года Тереза скончалась, оставаясь никому не известной монахиней из удалённого монастыря. Последние годы жизни она посвятила автобиографической книге, где описывала свою жизнь и размышляла над богословскими вопросами.
После смерти
Через год после смерти Терезы настоятельница монастыря выпускает автобиографический труд Терезы под называнием «История одной души» тиражом всего 2 000 экземпляров. Однако, неожиданно для всех, книга имела потрясающий успех - тиражи следовали один за другим, епископы и ведущие богословы Франции выражали своё восхищение наряду с простыми читателями.
В начале XX века «История одной души» была переведена на все ведущие европейские языки.
В 1907 года Папа Пий Х впервые выразил желание, чтобы Тереза была прославлена. На одной частной аудиенции он, предвосхищая будущее, называет её «величайшей святой нашего времени».
Св. Тереза из Лизье была беатифицирована 29 апреля 1923 года и канонизирована 17 мая 1925 года папой Пием XI.
В 1929 году, учитывая всё возрастающие масштабы паломничества на могилу святой, в Лизье была построена великолепная базилика святой Терезы.
Автором книги о Терезе из Лизье («Маленькая Тереза») был русский писатель и христианский мистик Дмитрий Мережковский; он и его жена Зинаида Гиппиус относились к её личности и сочинениям с большим почтением.
В 1997 году папа Иоанн Павел II провозгласил Терезу Малую Учителем Церкви.
Малый путь
Главным понятие в размышлениях святой Терезы - «малый путь». Так она называет путь достижения святости, не подразумевающий совершения героических действий или подвигов во имя веры.
Она писала: «Любовь можно доказать поступками; а как я должна проявлять свою любовь? Я не могу совершить великих деяний. Единственный способ доказать мою любовь - это разбрасывать цветы, и эти цветы будут маленькими пожертвованиями, как и каждый мой взгляд, слово и все мои внешне непримечательные поступки, которые я буду совершать ради любви».
Часто «Малый путь» Терезы упрекают в излишней сентиментальности и ребяческой духовности, на что сторонники Терезы указывают, что она стремилась развить подход к духовной жизни, которая была бы понятной и поддающейся воспроизведению всеми, кто хочет ей следовать, независимо от их уровня образования.

Н О В О С Т И
Французская святая в Израиле - через 104 года после смерти

В Израиль привезены останки французской святой – так называемой Терезы из Лизье, она же Тереза Малая. Гробница католической святой будет выставлена в различных христианских общинах в течение двух месяцев.
В аэропорту гробницу французской монахини-кармелитки, одной из трех женщин, удостоенных Ватиканом звания "Учитель Церкви", встречала представительная делегация священников. После прибытия процессия, возглавляемая папским нунцием Антонио Франко и предстоятелем римско-католической церкви в Святой Земле, Фуадом Тавилем, отправилась в Иерусалим, в Латинский Патриархат.
Антонио Франко сказал, что святая Тереза Малая - в миру Мария Франциска Тереза Мартен - занимает важное место в католической традиции, поскольку она, среди прочего, посвятила свою жизнь достижению мира и понимания среди людей: "Так как она была объявлена святой недавно, во множестве уголков мире просили о получении этой реликвии, чтобы иметь возможность совершить паломничество, выказав ей преданность".
Тереза Малая, получившая это имя за то, что проповедовала малый путь постижения Бога, стала известна во всем католическом мире после того, как спустя год после ее смерти, в 1898 году, вышла в свет ее духовная автобиография «История одной души». В 1944 году папа Пий XII провозгласил её второй, наряду с Жанной д’Арк, покрови­тельницей Франции.
Гробница будет выставлена до 31 мая 2011 года в различных христианских общинах в Израиле и Палестинской автономии, в том числе в секторе Газа.
После пребывания в Иерусалиме христианская реликвия будет перевезена в Храм Благовещения в Нацерете.
Ватикан, организовавший это мероприятие, среди прочего, стремится морально поддержать своих собратьев-христиан на Ближнем Востоке. Католики, как и другие национальные и религиозные меньшинства в нашем регионе, подвергаются все более мощным атакам исламского фундаментализма. В жестоких ближневосточных реалиях проповедь ненасилия и любви к ближнему, возможно, спасет души, но вряд ли спасет тела.

Loading...Loading...