Душа человеческая. Что такое душа человека в православии и с научной точки зрения? Представления о душе человека в разных теориях


Что такое душа человека? Почему душа человека и его духовное развитие являются приоритетными? В разделе «Душа человека» мы осветим эти и многие другие вопросы, касательно души человека. Извините за небольшое отступление, но я думаю, здесь будет уместно процитировать Клайва С. Льюиса «У тебя нет души! Ты – душа! У тебя есть тело!».



Первое – видимое для нас физическое тело, состоящее из миллиардов клеток.


Второе – эфирное тело, точная копия физического, физическое тело получает через него жизненную энергию, эфирное тело поддерживает форму физического тела, его уже давно фотографируют по методу Кирлинга.


Третье – астральное, в котором протекает процесс желаний и эмоций, частота его вибраций так высока, что оно невидимо для физических органов зрения. Астральное тело немного больше физического (на несколько дециметров). Связь между физическим, эфирным, астральным телами осуществляется с помощью «серебряной нити» (библейский термин), которая находится возле сердца, а при смерти она исчезает. Во время сна астральное тело выходит из физического и начинает путешествовать в пространстве. Если уметь управлять своими снами, то можно предвидеть грядущие события.


Четвёртое – ментальное тело, оно планирует разумную структуру поведения. В состоянии глубокого сна, без сновидений, ментальное тело отделяется от физического. Физическое, эфирное, астральное, ментальное тела не являются составными частями вечной души, они временны.


К вечной части души относятся пятое, шестое, седьмое тела.


Пятое – это тело абстрактного мышления.


Шестое – тело духовного разума (тело Будды).


Седьмое – высшее тело, представляет собой частицу Бога (наше высшее «Я»), которое заключено в тело духовного разума, т.е. шестое тело – надсознание, дающее человеку возможность прозрения, наделяющее его интуицией. Седьмое и шестое тела образуют вечную монаду (Монада – это живые, духообразные единицы, из которых всё состоит), одинаковую у всех людей, являющиеся бессознательной основой души каждого человека. Вокруг монады – тело абстрактного мышления (пятое), которое является хранилищем результатов жизненных опытов, переживаний. Там хранятся приобретенные умственные и нравственные качества, а иначе они не могли бы возрастать в процессе духовного развития.


Каков же механизм эволюции души человека? – проходит по определённому плану Творца. Согласно этому плану, человек проживает каждую жизнь, как один урок школы вечной жизни. Условно говоря, вечная жизнь каждого из нас разбита на несколько классов, каждый из которых имеет свои задания, свои уроки жизни.


К первому классу относятся люди, для которых темой урока является резкое снижение уровня эгоизма. Умственное развитие таких людей находится в зачаточном состоянии. Рождаются они в полуцивилизованных обществах, многократно воплощаются в одной и той же подрасе, имеют небольшой перерыв между воплощениями.


Второй класс – люди ограниченного кругозора, их интересы не выходят за пределы семьи, национальности, но задание им уже меняется – человек должен учиться делиться с другими. Перевоплощаются многократно, между перевоплощениями имеют небольшой отдых, продолжительность которого зависит от их успехов в духовном развитии при земной жизни. В первых двух классах в настоящее время «обучается» большинство человечества.


Третий класс – это культурные люди, стремящиеся постичь возвышенное, с высокими идеалами, их умственное развитие позволяет осознать единство человечества, они принимают участие в судьбах других людей, стремятся помочь им. Между перевоплощениями их душ может проходить сто, даже тысячу лет.


Четвертый класс – люди, достигшие космического сознания, осознавшие свой место во Вселенной. Для ускорения своей духовной эволюции они сознательно отказываются от пребывания в астральной плоскости, перевоплощаясь сразу же после смерти.


Пятый класс – люди, достигшие высокого развития души, обладая огромными способностями, возможностями, они помогают группам людей, всему человечеству. Это Великие учителя: Христос, Будда, Магомед, Моисей. Они воплощаются лишь по своему желанию, когда возникает реальная угроза существованию человечества.


Таким образом, духовное развитие для каждого из нас определено волей Бога, но скорость его духовной эволюции зависит от степени прилагаемых усилий. Если эти усилия будут недостаточны, то в первых двух классах земного обучения они проведут большую часть своих жизней, испытывая постоянные физические, моральные страдания. Если усилия человека будут направлены на интенсивное духовное развитие, то это позволит ему большую часть жизни прожить в гармонии со Вселенной, не испытывая физических, духовных неудобств. Эти усилия, направленные на ускорение духовной эволюции, называются самосовершенствованием.


Из этого следует вывод: , развитие, а цель его земного воплощения – достижение как можно более высокого уровня развития души посредствам самосовершенствования.

Тело человека изучено вдоль и поперек, и все же остается неисследованная область, о которой можно только размышлять и строить догадки. Много веков люди задаются вопросом: что такое душа? Если ее нельзя увидеть, значит ли, что ее не существует вовсе?

Что такое душа и где она находится?

С подачи религии понятие понимается, как находящееся в человеке «нечто», которое вселяется в тело в начале жизни и покидает с наступлением смерти. Что такое душа человека в общем смысле? Это человеческое сознание, мысли, образы и видения, особенности характера. Но место, где находится незримая сущность, разные народы определяют по-разному:

  1. В Вавилоне отводили для нее место в ушах.
  2. Древние евреи рассуждали, что носителем является кровь.
  3. Эскимосы полагают, что душа располагается в шейном позвонке, как самом жизненно важным органе.
  4. Но самое распространенное мнение: она живет в частях тела, задействованных в дыхании. Это грудь, живот, голова.

Что такое душа с научной точки зрения?

До сих пор неизвестно, из чего состоит душа, сколько она весит и в какой части тела располагается. Однако неоднократно совершались попытки докопаться до истины. В 1915 году американский врач Мак Дугалл измерял вес человека до и сразу после смерти. Колебания составили всего 22 грамма - такой вес присвоили «душе». Подобные опыты проводили и другие доктора, но данные не подтвердились. Точно одно: в момент отхода в мир иной и даже во время сна тело человека становится легче. Исследователи околосмертного состояния фиксировали аномальные движения и неясные всплески энергии.


Что такое душа в психологии?

Термин «психология» можно перевести, как «наука о душе». Хотя понятие это абстрактно, не имеет ни формы, ни доказательства, для психологии оно играет важнейшую роль и является главным предметом изучения. Несколько веков теологи и философы пытаются дать ответ на вопрос «Что такое человеческая душа?». Один из основоположников психологии, Аристотель, отрицал представление о ней, как веществе, но видел ее в разрыве от материи. Основной функцией сущности он называл реализацию биологического существования организма. Другой известный философ, Платон, выделяется три начала души:

  • низшее, неразумное – роднит человека с животными и растениями;
  • разумное – противодействующее стремлениям первого, господствующее над ним;
  • «яростный дух» - то, ради чего человек борется со всем миром, его стремления.

Что такое душа человека в православии?

Только церковь не ставит вопрос: . Священное Писание называет ее одной из двух составляющих каждого человека наравне с телом. Что такое душа в православии? Это основа жизни, бестелесная сущность, бессмертное незыблемое начало, сотворенное Господом. Тело можно умертвить, а душу – нет. Она невидима по природе, но одарена разумом, и ум принадлежит ей.

Неприкаянная душа – что это значит?

Люди проходят свой путь в этом мире, отмеренный им свыше. Верующие считают, что такое понятие, как душа после смерти покидает тело и отправляется в дальнейшее путешествие в другой мир. Но иногда сущность не находит покоя, если дела человека на земле не завершены. Что значит неупокоенная душа? Она привязана к месту, людям, событиям, не может отпустить тело и мир живых. Согласно поверьям не могут найти покой самоубийцы, трагически погибшие или те, кого «не отпускают» родные. Они как бы зависают между мирами и иногда являются живым в виде призраков.


Дух и душа - в чем разница?

Ступенью из сознания в реальности является душа, помогая адаптироваться в мире. Человеческое «я» определяется в этом мире духом, личностью. С точки зрения философии эти понятия друг от друга неотделимы, и оба находятся в теле, но все-таки различаются. И остается открытым вопрос: что такое дух и душа?

  1. Душа – нематериальная суть личности, двигатель жизни для человека. С ней вместе начинается всякий жизненный путь с самого зачатия. Ей подвластна область чувств и желаний.
  2. Дух – высшая степень всякой сущности, который ведет к Богу. Благодаря духу люди выделяются из мира животных, становятся на ступеньку выше. Дух – это самопознание, область воли и знания, и формируется в детском возрасте.

Болит душа – что делать?

Пусть увидеть внутренний духовный мир невозможно, но можно ощутить, в особенности почувствовать . Это происходит, когда человек испытывает сильные эмоции негативного характера, например, страдает после смерти близкого или тяжелого расставания. Люди не пришли к единому мнению, что делать если болит душа от любви или горя. Нет лекарств, чтобы унять страдания (в отличие от физической боли). Только время является самым надежным лекарем. Справиться с болью поможет поддержка близких. Они помогут в нужную минуту, дадут совет, отвлекут от грустных мыслей.

Доказательство, что есть душа

Скептики не дают однозначного ответа на вопрос: что такое душа, потому что ее нельзя узреть, измерить и потрогать. Однако есть доказательство, что душа существует, и не одно. Все они принадлежат к разным областям жизни.

  1. Историко-религиозное доказательство в том, что идея духовного начала заложена во всех мировых религиях.
  2. С точки зрения физиологии душа существует, так как ее можно взвесить. Это и пытались сделать многие ученые со всего мира.
  3. Как биоэнергия человеческая душа тоже проявляет себя и ее снимок – это невидимая аура, которую определяют специальные приборы.
  4. Доказательство Бехтерова в идее материальности мыслей и преобразовании их в энергию. Когда человек умирает, носитель мысли остается жить.

Что делает душа после смерти?

Нет единого мнения по поводу путешествия духовной сущности после смерти. Все знания об этом продиктованы Библией. Когда процессы жизнедеятельности прекращаются и мозг перестает работать, мысль покидает тело. Но это нельзя измерить и можно только принимать на веру. Согласно Библии душа после смерти проходит несколько этапов очищения:

  • на третий день отмирает эфирное тело;
  • на девятый – погибает астральное;
  • ментальное и казуальные тела покидают человека на сороковой день, и душа очищается.

Если верить древним писаниями, духовная сущность перерождается и находит новое тело. Но Библия говорит, что после смерти человек (то есть душа) попадает в рай или ад. Доказательство этому – показания людей, переживших клиническую смерть. Все они рассказывали о странном месте, в котором пребывали. Для одних оно было светлым и легким (рай), для других – мрачным, страшным, наполненным неприятными образами (ад). Пока продолжает оставаться одной из главных загадок человечества.

Встречаются и еще более интересные истории о выходе души из тела – во время сна и не только. Применяются даже специальные практики, с помощью которых можно астральное начало отделить от физического и отправиться в путешествие по хрупкой материи. Вполне вероятно, что все без исключения люди способны на сверхъестественные вещи, но еще не до кона изучили науку жизни и смерти.

О том, что такое Душа, написано очень много, постоянно ведутся споры и дебаты, проводятся даже научные конференции. Но сейчас, на много более важно то, что большинство людей и прогрессивных учёных уже признают существование Души. Ведь без существования души абсолютно всё, сама жизнь и само существование человека, было бы бессмысленным. О некоторых доказательствах и обоснованиях в пользу существования души – читайте .

Рассмотрим духовные и эзотерические Знания о Душе.

Что же такое Душа Человека? Только самое главное

Душа – это Сознание , бессмертная часть человека, которая развивается, приобретает свой опыт, воплощаясь на Земле в теле человека и обучаясь в .

Душа (Сознание) – состоит и 12 основных чакр, двойников (центральных и дополнительных), информационных каналов, энергетических потоков, тонких тел, духовного существа и божьей искры (в сердце духовного существа).

Душа создаётся при помощи богов () из высоких самых сильных и быстрых божественных энергий в течение, примерно, 50000 лет, и создаётся она, как и сказано в Библии, по образу и подобию Творца .

По образу и подобию – означает, что в душе человека заложен практически неограниченный потенциал, и возможность в будущем, пройдя эволюцию на Земле, потом в Космосе – стать Творцом Вселенных (создавать вселенные, их миры и существа).

Из-за своего высокого предназначения душа имеет возможность обрести бессмертие , которое изначально заложено в её природе. Но нужно сказать, что далеко не каждая душа, проходя эволюцию, получает такое право. Если душа, на определённом этапе пути не выбирает Путь Света (вход в Иерархию Света и Служение Богу), а выбирает тёмный путь (служение ), и после множественных попыток Высших Сил вернуть человека на путь истинный, душа всё равно выбирает путь Зла – она лишается бессмертия и полностью разрушается (когда в сознании накапливается критический объём зла и шансы вернуть, и исцелить Душу становятся равны нулю).

Жизнь в теле необходима Душе для ускоренного развития, за счёт возможности накапливать большие объёмы энергии (благодаря физическому телу). Развитие, таким образом, может ускоряться в сотни раз.

Кто ещё сомневается по поводу духовного начала и существования души – внимательно читайте .

Иллюзии и заблуждения о Душе – развенчание

1. Души – нет!

Это не правда! 95% людей земли, включая передовых учёных верят в существование души. Зафиксированы десятки тысяч явлений, подтверждающих существование Души, которые не в состоянии объяснить материалистичная наука. Сотни духовных качеств, которыми обладает Человек и которым нет места в физическом теле – прямое подтверждение того, что душа существует. Подробнее об этом – читайте .

2. Душа – это бесформенное энергетическое облако, которое невозможно как-то измерить или определить, так как она не имеет структуры!

Это бред! Абсолютно любая энергия имеет свою структуру. Душа человека тем более. Душа – имеет очень чёткую и сложнейшую структуру (энергетическое строение), механизмы формирования и развития. Душу можно воспринимать, видеть во всех подробностях и изучить так же подробно, как анатомию физического тела человека (только душа по структуре на несколько порядков сложнее, чем тело). Её изучение – это следующий этап развития общества в познании Человека.

3. Что душа воплощается один раз, а потом куда-то уходит безвозвратно, становится безличностной (она полностью растворяется в энергии вселенной или Бога), т.д.

Это не так! О воплощениях души подробнее читайте . Душа не теряет свою индивидуальность никогда (личностную форму и суть), даже когда соединяется с Творцом (достигая духовного, абсолютного уровня развития и выше). У каждой души есть своя особая индивидуальность (предназначение) по рождению (с момента её создания), и есть своё заранее предначертанное место в космосе, где она должна будет выполнять своё предназначение после эволюции на Земле.

Основные характеристики Души Человека

  • Душа – создаётся Богом (Абсолютом) по образу и подобию (потенциально имеет такую же структуру, как душа Бога)
  • Душа – бессмертна, неразрушима и неуничтожима (если только не разрушается Богом за Служение Злу, читайте выше)
  • Душа – чистая и светлая изначально по своей природе (создана из светлых божественных энергий)
  • Душа Человека имеет чёткую чёткую структуру, которую можно познать
  • Душа имеет почти бесконечный потенциал для развития и возможность когда-то стать Творцом Вселенных
  • Душа – тонко материально , то есть невидима для физических глаз, но хорошо видима с помощью астрального видения
  • Каждая Душа имеет свою индивидуальность , которая определяется особым предназначением, заложенным при создании Души
  • Душа развивается на Земле через физическое тело ускоренно , но может развиваться и без него в (намного медленнее)
  • Каждая душа обладает всеми способностями и сверх способностями , которые были проявлены хотя-бы в одном человеке (что есть в одном, то есть в каждом)
  • Душа – может стать тёмной и быть разрушенной (потерять бессмертие), через очень продолжительное накопление зла человеком (много воплощений подряд

Душу человека можно описывать бесконечно, мы сказали лишь суть, без подробностей. Верьте же в свою бессмертную Душу и сделайте всё, чтобы научиться её слышать! Делайте всё в интересах своей Души, и никогда не поступайте против неё!

прот.
  • прот.
  • прот.
  • диакон Андрей
  • прот.
  • прот. Григорий Дьяченко
  • священник Андрей Лоргус
  • Энциклопедия изречений
  • святитель
  • Душа – это то, что болит у человека, когда все тело здорово.
    Ведь говорим же мы (и ощущаем), что не мозг болит,
    не сердечная мышца – душа болит.
    диакон Андрей

    Душа́ 1) составная, субстанциональная часть человеческой , обладающая свойствами, отображающими Божественные совершенства (); 2) отличная от часть человеческой (); 3) человек (); 4) животное (); 5) жизненная сила животного ().

    Душа человека самостоятельна, поскольку, по слову св. , она не есть проявление иной сущности, иного существа, а сама есть источник явлений от нее исходящих.

    Душа человека сотворена бессмертной, поскольку не умирает подобно телу, пребывая в теле, может разлучаться с ним, хотя подобное разлучение и противоестественно душе, есть печальное следствие . Душа человека есть личность, ибо сотворена как неповторимое и уникальное личное существо. Душа человека разумна и , ибо обладает разумной силой и свободной . Душа человека отлична от тела, поскольку не обладает свойствами видимости, осязаемости, не воспринимается и не познается телесными органами.

    Раздражительная сила души (παρασηλοτικον, irascile) есть ее , эмоциональная сила. Св. называет ее душевным нервом, сообщающим душе энергию для утруждения в добродетелях. Этой части души свв. Отцы приписывает гнев и яростное начало. Однако в данном случае гнев и ярость означают не страсти, а ревность (рвение, энергию), которая в своем первозданном состоянии была ревностью к добру, а после падения должна использоваться как мужественное отвержение . «Дело раздражительной части души гневаться на дьявола», – говорят свв. Отцы. Раздражительная сила души также именуется .

    Вожделевательная часть души (επιθυμητικον, concupiscentiale) также называется желательной (пожелательной) или деятельной. Она позволяет душе стремиться к чему-либо или отвращаться от чего-либо. К вожделевательной части души относится , которой свойственно действовать.

    «Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную воздержанием увядь, разумную молитвою окрыли…» /Каллист и Игнатий Ксанфопулы/.

    Все силы души суть стороны ее единой жизни. Они неотделимы друг от друга и непрестанно взаимодействуют. Наибольшего единства они достигают, когда подчиняются духу, сосредотачиваясь на созерцании и познании Бога. В этом познании, по слову св. , от их разделения не остается и следа, они пребывают в единстве подобно единству .

    Человеческая душа соединена с телом. Это соединение есть неслиянное соединение. В результате этого соединения в человеке присутствуют две природы – душевная и телесная, которые, по слову св. , срастворенны неслиянно. Из двух природ Богом образовано одно человеческое существо, в котором «ни тело не прелагается в душу, ни душа не изменяется в плоть» (св. ). При всем такое соединение является неслиянным, но не является нераздельным и неразлучным, поскольку человеческое тело приобрело смертность и разделение с душой в результате греха.

    Понятие души

    Душа – это некая особая сила, присутствующая в человеке, которая составляет высшую его часть; она оживляет человека, дает ему способность мыслить, сострадать, чувствовать. У слов «душа» и «дышать» общее происхождение. Душа создана дыханием Бога, и она обладает неуничтожимостью. Нельзя сказать, что она бессмертна, потому что бессмертен по природе только Бог, душа же наша неуничтожима – в том смысле, что она не теряет своего сознания, не исчезает после смерти. Однако у нее есть своя «смерть» – это неведение Бога. И в этом отношении она может умереть. Потому и сказано в Писании: «Душа согрешающая, она умрет» ().

    Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по природе своей невидимая для телесных глаз, разумная и мыслящая. Не имеющая формы, пользующаяся снабженным органом – телом, предоставляющая ему жизнь и возрастание, чувствование и порождающая силу. Имеющая ум, но не иной, по сравнению с ней самой, а как чистейшую часть ее – ибо как глаз в теле, так и ум в душе. Она самовластная и способная желать и действовать, изменчивая, т.е. добровольно меняющаяся, поскольку сотворена. Получивши все это по природе от благодати Создавшего ее, от Которого она и получила свое бытие.

    Некоторые сектанты, такие как Свидетели Иеговы и Адвентисты седьмого дня, отвергают бессмертие души, считая ее просто частью тела. И они при этом лживо ссылаются на Библию, на текст Екклесиаста, где ставится вопрос о том, подобна ли душа человека душе животных: «Потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета!» (). Потом Екклесиаст сам и отвечает на этот вопрос, чем пренебрегают сектанты, он говорит: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (). И здесь как раз мы понимаем, что душа неуничтожима, но может и умереть.

    Силы души

    Если мы обратимся к святоотеческому наследию, то увидим, что обычно в душе выделяют три основные силы: ум, волю и чувства, которые проявляются в разных способностях – мыслительной, желательной и вожделевательной. Но при этом надо понимать, что у души есть и другие силы. Все они разделяются на разумные и неразумные. Неразумное начало души состоит из двух частей: одна непослушно разумная (разуму не повинуется), другая послушно разумная (повинуется разуму). К высшим силам души относятся ум, воля и чувства, а к неразумным относятся жизненные силы: сила сердцебиения, семенная, возрастательная (которая образует тело) и т.д. Действие силы души оживляет тело. Бог сознательно сделал так, чтобы жизненные силы были неподвластны разуму, чтобы человеческий разум не отвлекался на управление сердцебиением, дыханием и т.д. Существуют разные технологии, связанные с управлением человеческим телом, которые пытаются повлиять на эту жизненную силу. Чем усиленно занимаются йоги: они пытаются контролировать сердцебиение, изменять дыхание, контролировать внутренние процессы пищеварения? и страшно этим гордятся. На самом деле гордиться здесь абсолютно нечем: Бог сознательно освободил нас от этой задачи, и заниматься этим глупо.

    Представьте себе, что, помимо вашей обычной работы, вас заставят выполнять работу ЖЭКа: организовывать вывоз мусора, перекрывать крышу, контролировать подачу газа, электроэнергии и т.д. Сейчас многие люди в восторге от всяких оккультных, эзотерических искусств, они гордятся тем, что в какой-то степени овладели регулировкой этой жизненной силы души, которая неподвластна разуму. Фактически они гордятся тем, что поменяли работу преподавателя университета на работу ассенизатора. Это связано с глупой идеей, что будто бы разум лучше справится с телом, чем неразумная часть души. Я отвечу, что на самом деле справится хуже. Давно известно: всякие попытки рационально построить жизнь приводят к очень нерациональным последствиям. Если мы пытаемся силу нашего разума обернуть на то, чтобы правильно управлять нашим телом, получится полная глупость.

    По современным представлениям понятие души восходит к анимистическим понятиям об особой силе, существующей в теле человека и животного, а иногда - и растения. С древних времён человек задавался вопросом о различии живого и неживого. В ходе развития мифологического мышления сформировалось понятие о душе как о некотором атрибуте живого существа. Наблюдение за дыханием живого, которое после его смерти исчезало, способствовало возникновению древних представлений о душе, как о дыхании, происходящем извне. Соответствующие наблюдения над кровью и прекращении жизни при большой её потере привели к тому, что в крови видели носительницу души. Сновидения привели к представлению о душе как о субстанции, существующей независимо от тела.

    В связи с тем, что душа понимается как субстанция , ей сначала приписываются свойства тончайшего вещества, находящегося в крови, как было у большинства досократиков в греческой философии (Эмпедокл , Анаксагор , Демокрит). По Платону , душа является бессмертной и нематериальной и предшествует существованию в физическом теле. До рождения человека душа созерцает идеи в нематериальном мире, а после того, как вселяется в тело, «забывает» их. Отсюда суждение Платона о том, что все знания - лишь воспоминание забытых идей, познанных душой до рождения. Аристотель называет её первой энтелехией жизнеспособного тела; только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной.

    Понятие души в философии

    Средоточием душевной жизни человека является самосознание , сознание себя неповторимым человеческим существом, индивидуальностью.

    Душа начала рассматриваться в качестве философского понятия, доступного рациональному анализу, у древних греков . Все досократики задавались вопросом о душе и особенно о связи её и тела - двух фундаментальных измерений человеческого существования. С точки зрения Платона , душа и тело существуют отдельно друг от друга, в то время как для Аристотеля они неразрывно взаимосвязаны. «Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью. (…) Итак, душа неотделима от тела ; ясно также, что неотделима какая-либо часть её, если душа по природе имеет части, ибо некоторые части души суть энтелехия телесных частей», - пишет Аристотель , для которого «все естественные тела суть орудия души».

    Душа в авраамических религиях

    Иудаизм

    Согласно пониманию некоторых христианских писателей (например, Тертуллиана), душа материальна (трактат De anima ), другие же - Отцы Церкви, (например, Августин) считают её духовной, как и в классической патристике преобладает понимание души как непространственной, нематериальной субстанции.

    Против такого понимания, являющегося господствующим в христианстве , выступал Иммануил Кант . Апелляция к нематериальному принципу во имя разрешения вопроса о душе представляет собой, согласно Канту, «прибежище ленивого разума». Для него же душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, а не субстанция; теория же субстанциальности души должна уступить место теории о её актуальности.

    Бессмертие души

    Учение о бессмертии души является составной частью вероучения всех христианских конфессий, за исключением адвентистов седьмого дня , свидетелей Иеговы и некоторых немногочисленных деноминаций.

    Основная идея этого вероучения заключается в том, что душа продолжает сознательное существование в период времени между смертью и всеобщим воскресением. Она либо сразу идет в рай или ад , либо же некоторое время пребывает в некотором промежуточном месте. Это может быть либо так называемое лоно Авраама , либо чистилище (для некоторых душ, учение католической церкви). Согласно этим взглядам судьба души при этом решается на так называемом частном суде, непосредственно после смерти человека. А после всеобщего суда душа соединяется с воскресшим телом и её ждет или вечная жизнь или вечное мучение в аду (геенне огненной).

    Отрицание бессмертия души

    Отрицание безусловного бессмертия души (как присущего самой природе человека) иногда встречается в ранней патристике. В частности, Татиан писал в своей «Речи против эллинов»:

    Душа сама по себе не бессмертна, эллины, но смертна. Впрочем она может и не умирать. Душа, не знающая истины умирает и разрушается вместе с телом, и получает смерть через нескончаемые наказания. Но если она просвещена познанием Бога, то не умирает, хотя и разрушается на время. Сама по себе она есть ни что иное, как тьма, и нет в ней ничего светлого. К этому относятся слова: «тьма не объяла света». Ибо не душа сохранила дух, но сама им сохранена, и свет объял тьму. Слово есть Божественный свет, а тьма душа чуждая ведения. Посему если она живёт одна, то уклоняется к веществу и умирает вместе с плотию; а когда она соединена с божественным духом, то не лишена помощи, но восходит туда, куда возводит её дух. Ибо жилище духа на небе, а душа имеет земное происхождение. (Татиан. Речь против эллинов 1:17)

    Представления об условном бессмертии души содержатся в произведении Феофила Антиохийского «Послание к Автолику»:

    Но кто-нибудь спросил нас: смертным ли по природе сотворен человек? нет. Значит, - бессмертным? Не скажем и этого. Но скажет кто-нибудь: итак, он сотворен ни тем, ни другим? и этого не скажем. Он сотворен по природе ни смертным и ни бессмертным. Ибо если бы Бог сотворил его вначале бессмертным, то сделал бы его Богом; если же наоборот сотворил бы его смертным, то Сам оказался бы виновником его смерти. Итак, Он сотворил его ни смертным и ни бессмертным, но, как сказали выше, способным к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие, и сделался бы Богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти. Ибо Бог создал человека свободным и самовластным. Итак, что человек навлек на себя своим нерадением и непослушанием, то Бог ныне прощает ему по Своему человеколюбию и милосердию, если человек Ему повинуется. Как непослушанием человек навлек на себя смерть, так повиновением воле Божией желающий может доставить себе вечную жизнь. Ибо Бог дал нам закон и святые заповеди, исполняя которые всякий может спастись и, достигнув воскресения, наследовать нетление. (Феофил 2:27)

    Во время Реформации отрицание бессмертия души встречалось среди некоторых анабаптистов. Известным сторонником убеждений об условном бессмертии души (представления о «спящей душе») был Мартин Лютер , за что он подвергался критике со стороны Жана Кальвина .

    В настоящее время некоторые религиозные направления, в числе которых Адвентисты седьмого дня и Свидетели Иеговы , имеют отличные от других христианских конфессий представления о природе души. Главная особенность этих представлений - душа сама по себе не обладает бессмертной природой, душа смертна .

    Свидетели Иеговы верят, что душа перестает существовать, когда человек умирает. Эти взгляды обосновывают следующими стихами из Библии: «Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают» (Еккл. ); «Всё,что найдет рука твоя сделать, делай по силам твоим; потому что в преисподней, куда ты пойдешь,нет ни дела, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. ), «Душа согрешающая, та умрёт» (Иез. ),

    Спасение души

    В христианстве понятие «душа» неразрывно связано с понятием спасения . Спасение души человека понимается как спасение самого человека и от смерти, которая тоже считается последствием греха, и от вечного наказания за грех (в аду или геенне огненной). Большинство христиан считает, что после воскресения умерших души спасённых воссоединятся с телами и в этих телах спасённым будет гарантирована вечная жизнь .

    О душе в Библии

    В богословии выделяются следующие значения слова «душа» в Библии:

    1. Человек.

      И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою

      Быт.2:7(сродни Пет.3:20; Рим.13:1; Деян.2:41)

    2. Живое существо.

      И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной

      Быт.1:20(сродни Быт.1:24)

    3. Жизнь.

      Сберегший душу (жизнь) свою потеряет её; а потерявший душу (жизнь) свою ради Меня сбережет её

      Мф.10:39(сродни Лев.17:11; Мф.2:20; 16:25; Ин.13:37; 15:13)

    4. Внутренний мир человека.

      У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее

      Деян.4:32(сродни Пс.102:1)

    5. Одна из трёх сущностей человека.

      Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

    6. Дух (жизненная сила) тяготеет к Богу, а душа (человек) - к вещественным началам :

      Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.

    7. Бессмертный дух человека. Душа, в качестве духа, мыслится и без тела:

      Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.

      2Кор.12:2(сродни:2Пет.1:14)

    Душа, в качестве духа, вечна и бессмертна:

    Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется… видимое временно, а невидимое вечно.

    2Кор.4:16,18(сродни Мф.22:32)

    И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить.

    Отношение к смерти Апостолов:

    Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас.

    Флп.1:21-23(сродни: 2Кор.5:8)

    Душа и царь Соломон

    Книга Екклесиаста (Соломона) в Библии уникальна в своём роде, так как здесь даётся много промежуточных и ограниченных рассуждений, взглядов на жизнь плотского человека-скептика, который принимает только то, что «делается под солнцем», всё испытывает, опираясь исключительно на собственный ум. Первоначальные предпосылки Екклесиаста о душе пессимистичны и приземлённы: И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться (Еккл.8:15). Всему и всем - одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому (Еккл.9:2). Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению (Еккл.9:5).

    И всё-таки после философских размышлений окончательные выводы, к которым приходит Екклесиаст, следующие: Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд (Еккл.11:9). Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека (Еккл.12:13). И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (Еккл.12:7).

    Душа в других религиях и учениях

    Буддизм

    Теософия

    Попытки обнаружения материального проявления души

    В 1854 году с гипотезой о существовании особой «субстанции души» на физиологическом конгрессе в Геттингене выступил немецкий анатом и физиолог Рудольф Вагнер (англ.) русск. , что, впрочем, не имело никаких последствий в научном мире.

    В 1901 году американский врач Дункан Макдугалл поставил серию экспериментов по прямому взвешиванию души в полном соответствии с научной методологией своего времени. Макдугалл использовал напольные рычажные весы, позволявшие взвешивать грузы от одной унции (28,35 г) до 250 фунтов (113,4 кг). Врач выполнил 6 измерений души умирающих людей с их согласия. В пяти измерениях он обнаружил посмертную потерю веса в диапазоне от 15 до 35 г. Один раз ему не удалось точно зафиксировать момент смерти и эксперимент был отбракован. Позднее Макдугалл 15 раз повторил свой эксперимент на собаках - и на этот раз с нулевым результатом. Макдугалл сделал вывод, что при жизни человек обладает материальной душой, в то время как животные души не имеют. Результаты своих экспериментов Макдугалл опубликовал только через 6 лет. Их напечатали в известных журналах, таких как American Medicine и American Journal of the American Society for Psychical, а позднее эти публикации пересказала Washington Post и New York Times . При этом Макдугалл подчеркнул, что для научной оценки его выводов нужны новые точные эксперименты в большом количестве. Однако новых научных экспериментов в этой области опубликовано не было.

    О душе в художественных произведениях

    Виктор Гюго в книге «Человек, который смеется» написал:

    В воздухе чувствовалось приближение бури… Наступила минута того тревожного предчувствия, когда кажется, будто стихии вот-вот станут живыми существами и на наших глазах произойдёт таинственное превращение ветра в ураган… Слепые силы природы обретут волю, и то, что мы принимаем за вещь, окажется наделённым душою. Кажется, что все это предстоит увидеть воочию. Вот чем объясняется наш ужас. Душа человека страшится встречи с душою вселенной

    Виктор Гюго, собрание сочинений в 10 томах, М.1972, Т.9, стр. 55-56

    См. также

    • Диалог Платона
    Loading...Loading...