Где обитают русалки в реальной жизни. Кто такие русалки

Никто не может с уверенностью сказать, каков же истинный мир, где обитают русалки. Откуда и почему они время от времени появляются среди людей. Возможно в том привычном для них мире что-то изменилось в худшую сторону и они вынуждены хотя бы на какое-то время оставлять его и приходить к нам, людям.

Русалок часто видели у берегов Шотландии. В одном только 1890 году их встречали около трех раз неподалеку от Оркнейских островов. Сотни свидетелей могли наблюдать за русалкой в одном из многочисленных заливов у берегов Шотландии, которая без опаски плавала в море, несколько раз отдыхая на подводных камнях. Многие очевидцы рассказывали о том, как выглядела русалка, и достоверно описывали ее внешность и рост, равный росту взрослого человека. Все указывали на черные волосы, белую кожу и отмечали, что руки русалки были точь-точь как у людей. Некоторые наблюдатели даже отмечали, что русалка двигала руками как человек. Почему-то именно Оркнейские острова больше всего привлекают русалок.

Так, возле острова Хой, второго по величине в группе этих островов, в лимане Портленд в 1913 году неоднократно появлялись русалки.

Один из исследователей подобных неизученных явлений встречался в Шотландии с очевидцами русалок, среди которых были вполне уважаемые люди.

Один из них рассказал исследователю о своей встрече с этим существом в 1900 году. Как-то пришлось этому землевладельцу отправиться со своей собакой к дальнему оврагу, чтобы вытащить угодившую в него овцу. Двигаясь вдоль оврага в поисках овцы, он заметил неестественное беспокойство собаки, которая к тому же стала испуганно выть. Взглянув в овраг, землевладелец увидел русалку с рыжеватыми вьющимися волосами и глазами цвета морской волны. Русалка была ростом с человека, очень красивой, но с таким ожесточенным выражением лица, что человек в ужасе бросился прочь от нее. Убегая, он понял, что русалка попала в овраг из-за отлива и вынуждена была там же дождаться прилива, чтобы уплыть в море. Однако возвращаться к оврагу ему не захотелось.

На побережье Шотландии русалки часто встречались и у Гебридских островов. В 1947 году не так давно одному из рыбаков удалось увидеть русалку, плывущую на ящике из-под крабов. Почувствовав на себе пристальный взгляд, русалка резко обернулась и тут же ушла под воду. После этого случая многие пытались убедить рыбака в том, что все это ему померещилось, но тот твердо стоял на своем и твердил, что ясно видел русалку.

Довольно курьезный случай произошел в 1926 году в США. Русалка облюбовала один из ручьев, впадающий в Миссисипи и часто стала появляться там. Она так надоела одному из жителей здешних мест, под окнами которого и протекал этот ручей, что тот даже пожаловался в издательство местной газеты на беспокойную особу, которая досаждала своим появлением не только ему, но и проезжающим вдоль берега по шоссе водителям.

Один из известных мореплавателей Эрик де Бишоп решил осуществить плавание на самодельном плоту от берегов Полинезии до Чили вдоль Тихого океана после того как Тур Хейердал совершил кругосветное путешествие на легендарном «Кон-Тики» в 1947 году. После своего путешествия Эрик де Бишоп оставил подробный отчет о тяготах и опасностях встреченных на пути. Среди описания встречается эпизод совершенно фантастический. Однако де Бишоп указывает точное время и дату произошедшего случая. После полуночи 3 января 1957 года он решил выйти на палубу, чтобы проверить вахтенного матроса, которого на месте не оказалось. Через какое-то время матрос появился. Он был в невменяемом состоянии, но вполне трезвым. Сбивчиво матрос рассказал капитану, что услышав необычный шлепок на носу плота, решил проверить, что там случилось. Он ожидал увидеть там большую рыбу или дельфина. Но перед ним, опираясь на хвост, во весь рост стояла русалка, в волосах которой запутались водоросли. Не помня себя от шока, матрос решил, что существо ему померещилось, и протянул руку, чтобы убедиться в своей правоте и потрогал существо. Разгневанная русалка выпрыгнула обратно в море, успев при этом сбить с ног наглого матроса, посмевшего к ней прикоснуться. Слушая сбивчивый рассказ испуганного матроса, де Бишоп готов был не поверить ему, если бы не увидел на рукаве и на руке матроса рыбьей чешуи.

В 1977 году 20 декабря в пригороде столицы Замбии Лусаке в коллекторе для сбора воды была обнаружена русалка, которую сначала увидели местные ребятишки. Они и сообщили взрослым о странной белой женщине, плавающей в коллекторе. Поглазеть на русалку собрались почти все жители пригорода. Очевидно, русалка попала в бассейн с водой из-за проливных дождей, вызвавших половодье в реках и озерах, которое наблюдается в этой местности постоянно в период с декабря по март.

Об этом происшествии сообщалось в южноафриканской газете «Претория Ньюз» в том же году. Правда, не уточнялось, куда девалась русалка из коллектора. Смогла ли она оттуда выбраться самостоятельно, или местные аборигены поймали ее и съели, но факт остается фактом: русалку видели многие местные жители.

В австралийской газете «Мельбурн Сан» от 15 июля 1978 года появилась заметка о филиппинском рыбаке, которому русалка помогала вытаскивать из воды сеть с уловом. Со слов 41-летнего рыбака голубоглазая русалка была довольно хороша собой. После случившегося над этим рыбаком все его знакомые стали подшучивать и отпускать в его адрес насмешки. Поэтому, сообщалось в газете, вряд ли кому захочется рассказывать о подобном приключении, даже если оно и произойдет на самом деле.

В не таком далеком 1991 году один из австралийских стражников береговой охраны в своем отчете о происшествиях на его дежурстве сообщал, что во время прилива у берега, где он нес вахту, появлялась русалка.


В России свидетельства о русалках появляются в отдаленных северных краях и в Сибири. Как правило, очевидцами выступают деревенские жители. Вполне понятно желание этих существ укрыться подальше от людского глаза. Вот и забираются они в глухие леса, болотистые озера и отдаленные реки.

О встречах с русалками свидетельствуют многочисленные записи этнографов и фольклористов, которым по долгу службы приходится часто встречаться и беседовать с жителями отдаленных деревень. Один из жителей Читинской области Дружинин рассказывал о встрече с русалкой, приключившейся с ним в 1977 году. Как-то пришлось ему ехать ночью возле омута. Взглянув в сторону водоема, он увидел на камне существо, похожее на женщину, расчесывающую свои золотые волосы. Мужик кашлянул, но русалка продолжала сидеть на камне и расчесываться. Тогда он решил подойти к ней, но как только Дружинин направился в сторону русалки, она тут же исчезла в омуте.

В 1980 году в той же Читинской области довелось встретить русалку одной из деревенских женщин. Вечером, когда хозяйка управилась по дому, решила она сходить к реке ноги помыть. Глянула на воду, а оттуда русалка выплывает. Испугалась женщина и поскорее домой убежала. Бабушка ее на пороге встретила и стала спрашивать, отчего она такая испуганная. Но женщина не стала рассказывать о русалке на ночь глядя, а поведала о том, что увидела на следующее утро. Бабушка, выслушав рассказ, ничуть не удивилась, а вспомнила, что русалку многие издавна на той речке видели. С той поры женщина та на речку вечером перестала ходить.

Запись одного из этнографов 1977 года, сделанная в той же Читинской области, свидетельствует о том, что русалки облюбовали эти края. Воспоминания одного из деревенских жителей о своем детстве тесно переплетаются с воспоминаниями о русалках. Как-то сидели ребятишки вечером на бережку речки и увидели на противоположном берегу девушку, которая подходила к воде и пела. Потом она нырнула в реку и поплыла к ближайшему камню. Села на него и стала свои длинные волосы расчесывать. Как завороженные дети смотрели на русалку, а когда подбежали к ней, она в воду нырнула, оставив на камне гребень. Одна девочка Шура Попова этот гребень и подобрала. А дома мать ее отругала и велела гребень на место обратно отнести, чтобы русалка за ним к ним в дом не явилась. Дети и отнесли гребень к тому камню. А через день гребня не стало. Вернулась видимо за ним русалка. А Шура Попова долго возле этого камня ходить одна боялась.

Один из очевидцев русалки в селе Ушаково Новгородской области тоже описывал встречу с ней, которая произошла не так давно — в 1989 году. Как-то подходя к озеру, он увидел на берегу русалку, которая сидела там с распущенными длинными волосами. Когда мужчина подошел ближе, русалка сразу бросилась в воду. Ему даже не удалось полностью разглядеть ее. Видел ее только со спины.

Так что не перевелись еще русалки ни в России, ни по всему свету и в наши дни. Возможно, кому-нибудь из читателей тоже доведется встретиться с ними. Везением это назвать или по-другому, кто знает?

Видео: Настоящая Русалка на скалах — Amazing Mermaid On The Rock «Sirena» (Animal Planet, Special Analysis 100% TRUE)

Видео: найдена мертвая русалка — DEAD MERMAID FOUND!

Видео: живая русалка приплыла к людям — Live Mermaid Melissa Sighting & Pool Party Events

Видео: как девочка превратилась в русалку — Jenna is a Mermaid!

Русалки — правда или вымысел — MERMAIDS — REAL OR FAKE?

Больше доказательств существования русалок можно узнать пройдя по .

В Польше сделаны фотографии настоящей русалки, которую от посторонних глаз скрывают военные…

Русалки – существа, сказания о которых можно найти в мифологии народов, живущих во всех концах света. Везде, где есть какие-то водоемы – озера, моря или океаны, местная мифология хранит истории о таинственных жительница глубин. Назвать их сказочными персонажами со стопроцентной уверенностью не могут даже атеисты и религиозные деятели, ведь хотя бы раз в десятилетие появляются шокирующие доказательства существования русалок.

Откуда берутся и как выглядят русалки?

Сирена, ундина, наяда, мавка – множество имен одного и того же создания, которого в славянской истории называли «русалкой». Родоначальником этого термина стало слово «русло», обозначающее путь, проложенный речным потоком. Считалось, что именно там обитают заблудшие души некрещеных девочек-младенцев, умерших на Троицкой неделе, девушек, утонувших или совершивших самоубийство до замужества, а также решивших стать хранительницами вод по собственному желанию.

По сей день, в некоторых деревнях староверов живы сказания о том, что если представительнице слабого пола не мила жизнь на земле из-за одиночества, бедности или смерти родителей, она может попросить лесных духов забрать ее к себе на болото или в озеро, чтобы там обрести вечный покой.


Народные поверья приписывают русалкам способность перевоплощаться в животных – птиц, лягушек, белок, зайцев, коров или крыс. Но более привычен для них вид молодой девушки или женщины, у которой вместо ног можно увидеть длинный хвост, напоминающий рыбий. В Малороссии и Галиции люди считали, что русалка может превратить его в ноги, если пожелает. Кстати, у греков было аналогичное представление: сирен они изображали исключительно как прекрасных дев, ничем не отличающихся от обычных девушек. Понять, что перед ним – сирена, а не юная прелестница, моряк мог, лишь очутившись лицом к лицу с собственной смертью: сирены заманивали мужчин соблазнительным пением и беспощадно убивали.


По мнению всех народностей, русалки носят прически исключительно из распущенных волос. Этот признак в стародавние времена позволял отличить живых девушек от паранормальных существ. Дело в том, что христианки всегда покрывали голову платком, поэтому простоволосость - знак, что перед человеком стоит русалка. В церковных книгах Украины сохранилась запись о девушке, ушедшей из дома накануне свадьбы и ставшей русалкой. Ее отец все понял, когда увидел ее ночью возле дома с локонами, рассыпавшимися по плечам и «повенчал» ее со столбом, чтобы ее душа больше его не беспокоила.


Реальные истории очевидцев о русалках

Известно, что объектом своей охоты водяные нимфы выбирают исключительно мужчин. В Шотландии и Ирландии до сих пор некоторые из них всегда носят при себе иголку, чтобы уколоть русалку, боящуюся каленого железа как огня, при нападении, дабы спасти себе жизнь. Встреча с ней опасна для жизни, потому что это существо постарается заманить жертву на глубину и утопить или защекотать до смерти. Но истории известны рассказы счастливчиков, чудом выживших после общения с русалкой.

Первое документированное упоминание о ней относится к XII веку. Исландские хроники Speculum Regale сообщают о женщине с рыбьим хвостом, которую выловили и заточили в клетку жители прибрежной деревушки. Неизвестно, умела ли она говорить и выжила ли после встречи с суеверными крестьями, но очевидцы говорили, что ей успели дать имя Маргигр.


В 1403 году в Голландии автор книги «Чудеса натуры, или Собрание необыкновенных и примечания достойных явлений и приключений в целом мире тел, азбучным порядком расположенное» и собиратель редкостей Сиго де ля Фонд встречается с девушкой, которую люди нашли на берегу, когда она просила о помощи. У нее был плавник, к тому же ее выбросило во время шторма, поэтому ей дали имя Нереида. Русалку привезли в город, научили готовить еду, стирать и ухаживать за скотом. Известно, что Нереида провела с людьми более 15 лет – и каждый день пыталась вернуться домой, в морскую пучину. Однажды она все таки уплыла, так и не научившись говорить и понимать человеческий язык.


16 июня 1608 года мореплаватель Генри Гудзон, именем котором в дальнейшем был назван пролив, отправился в путешествие с группой моряков. В первый же день в открытом море, вдали от цивилизации, они увидели качающуюся на волнах девушку, поющую чарующим голосом.

«Юная красавица с голой грудью, черными волосами и хвостом макрели, к которой мы так и не решились приблизиться.»

Так позже записали моряки в бортовом журнале. Узнав об этом случае, Петр I просил совета у священнослужителей из Дании, можно ли верить в эти истории. Епискон Франсуа Валентин ответил ему, что на днях лично видел русалку и свидетелей тому – пятьдесят человек.

В 1737 году английская газета для мужчин Gentleman’s magazine выпустила заметку о том, как в прошедший уик-энд рыбаки вместе с барахтающейся в сети рыбой подняли на борт странное существо. Конечно же, они слышали о русалках, но в улов попался…мужчина с рыбьим хвостом! Странное существо так напугало бедняков, что они насмерть забили добычу. Труп монстра был выкуплен и на протяжении нескольких веков демонстрировался в музее Экстера.


Очевидцы сообщали:

«Это существо поражало воображение и издавало человеческие стоны. Когда мы пришли в себя, то увидели, что это мужчина с белым хвостом и перепончатым плавником, покрытым чешуей. Внешность существа была отталкивающей и удивительно похожей на человеческую одновременно.»

1890 год в Шотландии был ознаменован появлением неподалеку от Оркнейских островов целой семьи русалок. Три девушки купались в воде, хохотали и ловили рыбу, но никогда не подплывали близко к людям. Нельзя сказать, что они опасались человека – скорее избегали. В отсутствие рыбаков нимфы отдыхали на прибрежных камнях. Известно, что русалки прожили в этих краях более 10 лет. В 1900 одному шотландскому фермеру удалось застать одну из морских дев врасплох:

«Как-то пришлось мне отправиться со своей собакой к далекому оврагу, чтобы вытащить угодившую в него овцу. Двигаясь вдоль оврага в поисках овцы, я заприметил неестественное беспокойство собаки, которая стала испуганно выть. Взглянув в овраг, я увидел русалку с рыжими вьющимися волосами и глазами цвета морской волны. Русалка была ростом с человека, очень красивой, но с таким ожесточенным выражением лица, что я в ужасе бросился прочь от нее. Убегая, я понял, что русалка попала в овраг из-за отлива и вынуждена была там же дождаться прилива, чтобы уплыть обратно в море. Но прийти ей на помощь мне не хотелось.»

На протяжении XX века русалок видели в Чили, Соединенных Штатах Америки, Полинезии и Замбии. В 1982 году нимфы впервые были обнаружены в СССР, где раньше не верили в истории о потусторонних существах, обитающих в водоемах. Во время тренировки боевые пловцы на Байкале столкнулись под водой со стаей рыб с женским туловищем. После всплытия они рассказали об увиденном и получили приказ наладить контакт со странными обитательницами Байкала. Стоило им подплыть к русалкам, как ты выкинули их на берег будто взрывной волной, из-за которой аквалангисты умерли за несколько дней один за другим, а выжившие – стали инвалидами.

Последним упоминанием в прессе о русалках стали статьи, написанные журналистами множества стран после появления в интернете фотографий с военного полигона в Польше в 2015 году. На снимках отчетливо видно, что люди в защитных костюмах несут нечто размером с человека, но обладающее рыбьим хвостом. Весит их ноша довольно много, потому что носилки одновременно несли шесть человек.


Правительство Польши оставило фотографии без комментариев. Да и сможет ли консервативная наука найти объяснение существованию русалок?

Большинство людей прекрасно знают историю русалочки Ариэль благодаря сказке Ганса Христиана Андерсена и мультфильму студии Уолта Диснея. Однако русалки в восточнославянском фольклоре - явление не столь веселое и радостное и связано с «неправильной» смертью. Кстати, никаких хвостов они не имели.

«Неправильная» смерть

У восточных славян, как и у многих других народов, считалось, что покойники делятся на две категории: умершие «правильной» и «неправильной» смертью. Собственно, «правильно» умершие - те, кто умер естественной смертью, прожив отмеренный срок. Самоубийцы; убитые матерями младенцы; некрещеные; погибшие в результате несчастного случая; те, кого прокляли родители; колдуны (те, кто водил дружбу с нечистой силой) и т. п. - умерли «неправильно». Такие люди не попадают на «тот» свет, они «доживают» жизнь (в этом, кстати, наблюдается отличие от христианского понимания «неправильной» смерти, где самоубийца совершил страшный грех, а гибель в результате несчастного случая ни к чему «эдакому» не ведет). Все, кто умер «неправильно», опасны для живых, они не могут быть погребены обычным способом и недостойны поминовения. Такие покойники становятся русалками, кикиморами, упырями и различными мелкими демонами.

В науке «неправильных» мертвецов называют «заложными» или ходячими. Любопытно, что представления о таких покойниках были сформированы у славян в глубокой древности, но до сих пор сохраняются в слегка измененном виде. Кстати, к глубоким старикам тоже относились нехорошо, так как считали, что они «чужой век заедают», ведь дело не может быть только в крепком здоровье, тут однозначно присутствует колдовство, в результате которого ведьма/колдун питается жизненной силой цветущих растений, живых людей и даже сливками с молока.

Кого называют русалками?

Итак, кто становится русалкой? Девушка, умершая «неправильной» смертью; некрещеный или родившийся мертвым ребенок; редко - мужчина, если умрет во время Русальной недели (после или до праздника Троицы). Но все же, как правило, это утонувшая обрученная девушка или утопившаяся из-за любви. В этом смысле удивительно читается сказка Андерсена о русалочке Ариэль. Ведь она пожертвовала собой ради возлюбленного и стала морской пеной, вдобавок обретя душу. Как принято теперь говорить: «сломала систему».

Происхождение слова «русалка» - серьезный вопрос. Среди ученых существуют разные мнения на этот счет, но более или менее популярное в данный момент гласит, что это слово берет начало в античном празднике роз - rosalia, который был посвящен душам умерших. При этом образ русалки сложился в жизни древних славян. Но славяне, в зависимости от региона проживания, называли это существо и другими словами: «шутовка», «чертовка», «водяниха», «лоскотуха» (от укр. «лоскотать» - «щекотать»), «мавка», «купалка», «казытка» (от бел. «казычут» - «щекочут»).

Образ русалки

Русалка выглядит так: никакого рыбьего хвоста, белая (цвет траура в Древней Руси) одежда, длинные распущенные зеленые (как осока) или русые волосы и цветочный венок на голове (так хоронили незамужних девушек). Рыбьего хвоста у них нет - это явление, характерное для западноевропейских легенд и относится к морским людям, о которых мы писали . Восточнославянский образ русалок дополнялся красотой, бледным лицом, холодными руками и закрытыми, как у трупа, глазами, почти прозрачным телом. В некоторых поверьях говорится, что ростом они с деревья. Менее распространенный в народе образ русалки подчеркивает ее принадлежность к нечисти: страшная, безобразная, заросшая шерстью, горбатая, брюхастая, когтистая и с длинными, обвисшими грудями.

Живут русалки обыкновенно на дне водоемов, поэтому детей предостерегали не подходить в том числе и к колодцам. Русалки обычно опасны для людей, хотя не всегда, как любая нечистая сила, способны оборачиваться животными и предметами, используемыми в человеческом быту. Убивает русалка человека, защекотав его до смерти, но может и кусать, и душить, и щипать. Представления о деятельности русалок на суше радикально разнятся: то ли они вредят людскому хозяйству, то ли стерегут жито и помогают урожаю расти хорошо. Кстати, русалку, сидящую на дубе, Александр Сергеевич Пушкин придумал не сам. В народе говорили, что на Русальной неделе русалки селятся в лесах и особенно любят дубы и березы. Любовь русалок к растительности, особенно к деревьям, - дальний отголосок веры в то, что деревья связывают мир живых и мир потусторонний. Для молодого мужчины (русалки их особенно любят) верная погибель, если он присядет покачаться с такой русалкой на ветке или качелях. А кого убьет русалка - тот сам становится русалкой.

Спасение у попавшего к русалке одно - народные поверья гласят, что от нее можно откупиться: дать ей ткань или готовую одежду, чтобы она могла укрыться сама или укрыть своего ребенка. За такую добродетель русалка даже может наградить сверхъестественной способностью или дать волшебный предмет.

«Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит…» Эти пушкинские строки знакомы нам с детства – равно как и картинки, которыми их обычно иллюстрируют: красавица с рыбьим хвостом, восседающая на дереве… Тут возникает некий диссонанс: что русалка, которой положено обитать в реке или озере, делает в лесу на дереве, и как она смогла туда взобраться со своим рыбьим хвостом?

Ответить тут можно только одно: великий поэт прекрасно знал русский фольклор – в отличие от современных художников. Образ русалки как женщины с рыбьим хвостом появился у нас в позднейшие времена – под влиянием «морских дев» из западноевропейской фольклорной традиции, а вот исконно славянские русалки никогда не имели рыбьих хвостов. Они выглядели как обычные (или почти обычные) женщины – прекрасные девушки в южнорусских областях, безобразные старухи на севере. Но отличить их от земных женщин все-таки можно: они ходят с распущенными волосами – еще в XIX веке ни одна уважающая себя крестьянка не позволила бы себе такой вольности. А про тех, кто все-таки опускается до такого поведения, говорили: «Ходит, как русалка» – и это было отнюдь не комплиментом. Эта деталь – древняя, «магическая» прическа – указывает на связь с потусторонним миром.

В мифологическом образе славянской русалки присутствует некоторая двойственность. С одной стороны, они связаны с водой – могут обитать в реках и даже появляться в «свите» водяного, по ночам выходят на берег и расчесывают волосы гребешками из рыбьих костей, плетут венки из ивы и осоки. Одно из любимых занятий русалок – топить людей, купающихся в неположенное время. В то же время. Во многих быличках с русалками встречаются отнюдь не берегах водоемов, а в поле или в лесу. Образец такой былички приводит И.Тургенев в рассказе «Бежин луг» – там русалка, встреченная крестьянином в лесу, сидит на дереве (совсем как у А.Пушкина!).

Рассказывали и о русалках, танцующих в поле днем, точнее – в полдень (это время традиционно считалось не менее опасным, чем полночь). Встреча такая отнюдь не безопасна – русалки обожают щекотать людей до смерти (если находили труп еще не старого человека без признаков насилия, говорили, что человека «русалки защекотали»). Иногда танцующие в поле русалки задавали наткнувшемуся на них человеку странный вопрос: «Полынь или петрушка?» От правильного выбора зависела жизнь: скажешь «петрушка» – русалка воскликнет: «Ах ты моя душка!» и защекочет до смерти, скажешь «полынь» – воскликнет: «Сам ты сгинь!» – и исчезнет, не причинив человеку вреда.

Несколько иначе обстояло дело, если русалку встречала женщина. В таких случаях русалки просили себе одежду – и отказывать было нельзя. Если нет с собой ни лишней одежки, ни ткани – нужно оторвать рукав и отдать. Впрочем, не брезговали русалки и воровством – конечно, одежду и ткани они крали у тех женщин, которые ложились спать без молитвы.

Что же касается полыни, этого растения русалки почему-то боятся, потому-то его нужно было иметь при себе, отправляясь в лес или в поле на Троицкой неделе, которую в народе называли Русальной. Не рекомендовалось в это время и купаться.

Считалось, что на Русальной неделе русалки качаются на деревьях. Существовал обычай – «вспугивать русалок» пением песен с протяжным, пронзительным возгласом «Гу-у-у!» Эти обрядовые троицкие песни так и называются – гукальные.

В некоторых областях по окончании Русальной недели устраивались «проводы русалки». Эту роль исполняла либо девушка с распущенными волосами и в венке, которую с песнями уводили на ржаное поле, либо чучело, которое топили в реке… опять мы видим двойственность образа русалки! Впрочем, последняя делать выводит нас на обряд «похорон Костромы» – древнего божества плодородия, которое должно умереть, чтобы возродиться в новом урожае – как зерно… Возможно, изначально русалки были женскими духами природы вообще, которые населяли и леса, и поля, и воды, но именно водная их ипостась почему-то запомнилась больше.

В христианскую эпоху образ русалки – как и все языческое и потустороннее – приобретает мрачноватые черты и начинает ассоциироваться с «заложными покойниками», т.е. с самоубийцами и вообще людьми, умершими неестественной смертью и лишенными погребения. Учитывая ассоциацию с водной стихией, отсюда недалеко было до того, чтобы отождествить русалок с утопленницами, отчасти – с некрещеными умершими детьми.

Встречались фольклористам и совсем неожиданные «свидетельства» – о русалках, живущих… в домах крестьян. В Белоруссии они иногда даже выполняли работу по дому. В Смоленской губернии записан рассказ о человеке, который якобы поймал русалку на Русальной неделе, надел на нее крест и привел домой. Целый год потусторонняя пленница жила у него и работала по дому, но на следующей Русальной неделе убежала обратно в лес…

Что в этих рассказах правда, а что – вымысел? Можно с уверенностью сказать, что те, кто рассказывал все это собирателям фольклора, сознательными лжецами себя не ощущали. И в этом была своя особая правда: наши предки ощущали природу – реки, леса, поля – как нечто живое.

По всеобщему представлению, русалка - это необычное существо, главная особенность которого заключается в человеческой верхней части туловища и рыбьем хвосте вместо ног. Из-за постоянного нахождения под водой их кожа имеет бледный, практически белый цвет. Они обладают манящим темпераментом и удивительным глубоким голосом, при этом умеют петь. Так кто такие русалки? Существуют ли они на самом деле? Попробуем разобраться.

Как стать русалкой?

В народе известно несколько гипотез появления русалок. Так, по одной из легенд, мифическими существами невозможно стать, ведь настоящие русалки - это дочери Нептуна, бога воды.

Но часть населения верила, что русалками становятся девушки, которые собирались выйти замуж, да так и не сделали этого по каким-либо причинам. Также особы женского пола могли обрести рыбий хвост из-за разбитого любимым человеком сердца. Иногда, по легендам, русалками становились и некрещенные дети. Также такая участь могла постигнуть девочку, которую по каким-либо причинам однажды прокляли.

Так кто такие русалки? Это красивейшие создания с манящим голосом и добрым сердцем? Или, возможно, это злые нимфы, основная цель которых - затянуть больше молодых людей в темную пучину вод? И существуют ли они вообще?

Разберемся, кто такие русалки

В старину люди не просто верили в существование русалок, нисколько не сомневаясь в этом. Называли этих существ по-разному: ундины, сирены, чертовки, нимфы, вилы, купалки. Но суть была одна - русалок боялись. Люди верили, что их излюбленное место - это русло реки. Таким образом, настоящие русалки, как видите, предпочитают пресную, а не соленую воду, вопреки всеобщему мнению.

Как считали в старину, водяные красавицы манили к себе молодых мужчин с помощью прекрасного мелодичного голоса. Парни были очарованы, подходили к ундине, которая начинала их щекотать, пока жертва не потеряет сознание. Затем сирены уносили их в морскую пучину. Но молодые люди, которые были осведомлены о таких проделках, всегда носили с собой иголку. Считалось, что нимфы боялись каленого железа.

Ошибочное мнение о том, кто такие русалки, - что это существа, стремящиеся погубить как можно больше людей. Во-первых, русалки затягивали только мужчин. Во-вторых, они никогда не трогали детей. А по некоторым источникам, русалки даже часто помогали заблудившимся малышам найти верную дорогу.

Все эти красавицы имеют собственный характер и прихоти. Так, в зависимости от желания или настроения, они могут и спасти тонущего человека, и, наоборот, утащить его на дно. Также они жадные к ярким вещам. Некоторые русалки их просто воруют, а некоторые могут попросить отдать.

Кроме того, красавицы любят различные шалости. Они запутывают рыбацкие сети, утаскивают на дно лодки и даже ломают мельницы. Особенно они становятся шаловливыми в июне во время «русалочьей недели». Сейчас это время, на которое выпадает праздник Троица.

Существуют ли они на самом деле?

Про русалок написано множество легенд и сказок. Точных доказательств их существования пока нет, но многие люди уверены, что не бывает дыма без огня. Ведь в культуре самых разных народов мира упоминаются одни и те же барышни прекрасного внешнего вида и с рыбьим хвостом.

Известна также легенда о том, что если русалка захочет обрести душу, ей нужно навсегда отказаться от воды. Мало кто из нимф на такое решался. Например, одна из русалочек когда-то всем сердцем полюбила священника, причем ее любовь была взаимной. Она очень долго плакала и думала о приобретении души. Даже ее возлюбленный молил ее об отказе от воды. Но нимфа так и не смогла предать море.

Есть очень похожая на эту легенду сказка о русалке Ариэль. Возможно, это всего лишь умелая копия прекрасной истории, а может, сказочная красавица и вправду существовала.

Источники рассказов

Первые истории о русалках были рассказаны мореплавателями. Даже скептически настроенный Колумб был уверен, что водяные нимфы - это реальность. Он неоднократно рассказывал о существах с человеческим верхом и рыбьим низом.

Возможно, эти истории - всего лишь воображение мужчин-мореплавателей, которые давно не видели женщин, из-за чего их подсознание нарисовало такую замечательную картину. Но если настоящие русалки и существуют, то они никому не вредят, по крайней мере, за последнее столетие об этом никто не слышал.

Стоит ли верить в их существование?

Несмотря на то что сейчас обнародовано множество фотографий русалок, ни один источник не может гарантировать, что они не поддельные. Кроме того, далеко не всегда нимфы описывались как прекрасные и обворожительные создания с манящим голосом. По некоторым источникам, общее у этих существ со старинными легендами одно - хвост русалки. Туловище же у нее мужеподобно, а вместо прекрасного лица - огромный рот и торчащие наружу острые зубы.

Русалочки из восточных легенд

Не только современные девушки задаются вопросом о том, как стать русалкой. Об этом думали в свое время и восточные славяне. Но после долгих размышлений люди пришли к выводу, что специально стать русалкой невозможно.

Рождение нимфы происходило уже в загробном мире. И ею могла стать девочка, мать которой покончила с собой, будучи в положении. При этом из нее вырастала утонченная, чрезвычайно привлекательная русалочка с длинными волосами цвета морской тины и венком на голове.

Жили нимфы не только в водоемах. По легендам, они могли облюбовать облака, подземное царство и даже гробы. И только во время «русалочьей недели» красавицы выходили из своих убежищ, чтобы как следует пошалить.

Стоит ли знакомиться с русалкой?

Существует множество сказаний на эту тему, но самое популярное все же состоит в том, что русалки обожают детей и молодых мужчин. А вот женщин и стариков попросту не переносят.

Чтобы не попасть в сети русалки, нужно быстро убираться с опасного места, пока она не начала петь. Определить же скорое ее появление можно по звуку, который напоминает стрекотание сороки.

Также легенды гласят, что спасение от русалки всегда мнимое. Если мужчина познал ее любовь, или она успела его поцеловать и отпустила, то совсем скоро он или сильно заболеет, или покончит собой. Спасением от таких последствий были специальные обряды и амулеты. Особо настойчивые парни могли попытаться самостоятельно спугнуть русалку, ударив палкой по ее тени.

Также поверья гласят, что нимфы как огня боятся крапивы.

Русалочка из сказки

Выше уже упоминался сказочный образ русалочки Ариэль. Это персонаж из экранизации Уолта Диснея. Там русалочка выходит из моря ради прекрасного принца и любви к нему. Преодолев все препятствия, они женятся и живут долго и счастливо.

А вот сказка Ганса Христиана Андерсена не так оптимистична. Русалочка спасает жизнь прекрасного принца во время шторма и без памяти влюбляется в него. Ради любимого она заключает с колдуньей сделку. Обретя возможность ходить по суше, девушка теряет свой волшебный голос, который так запомнился принцу. При этом каждый шаг приносит ей нестерпимую боль. В итоге Русалочка проигрывает и превращается в морскую пену. Пожалуй, это самая известная сказка о мифической девушке.

Русалки - крайне популярные герои мифов, легенд, сказок, мультфильмов, фильмов и преданий. Верить или не верить в существование нимф, решать нужно самостоятельно. Но даже признанные исследователи считают, что неспроста образ русалки настолько въелся в существующие истории.

Loading...Loading...