Храмы дивеево. Источник преподобной Александры Дивеевской

Адрес: Россия, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево
Дата основания: 1780 год
Основные достопримечательности: собор Троицы Живоначальной (1875 год), собор Спаса Преображения (1916 год), церковь Казанской иконы Божией Матери (1780 год), Колокольня (1901 год), церковь Рождества Христова (1829 год)
Святыни: святая Канавка, икона Пресвятой Богородицы «Умиление», ковчег с мощами старцев Глинской пустыни, вещи преподобного Серафима Саровского
Координаты: 55°02"24.2"N 43°14"44.0"E

Согласно православному преданию, четыре духовных обители на Земле Божья Матерь взяла под своё особое покровительство. Известны её земные уделы — Иверская земля в Грузии, греческая гора Афон, Киевская Лавра и Дивеево, на которые Царица Небесная изливает свои божьи милости, бывая Сама лично по три часа в день в каждом из этих мест.

Монастырь с высоты птичьего полёта

История монастыря в селе Дивеево началась в 1760 году, когда странствующей монахине Александре, в миру Агафье Семёновне Мельгуновой, Богородица явилась во сне со словами: «Здесь твой предел, предназначенный тебе Божественным Промыслом .

Живи и угождай здесь Господу до конца своих дней. И я всегда буду с тобой и в пределе твоего жительства я создам обитель, равной которой нет на всём свете.

Вид на Серафимо-Дивеевский монастырь со стороны реки Вичкинза

Это мой четвёртый земной удел во Вселенной». С этого времени началось устроение общины. В 1773 — 1774 годах матушка Александра на собственные средства воздвигла церковь Казанской иконы Божьей Матери. В 1788 году местная помещица Жданова, услышав об обители, обетованной свыше, пожертвовала 1300 кв. сажен своей усадебной земли, прилегающей к Казанскому храму. На этой земле матушка Александра построила несколько келий с общей оградой, где поселилась сама с четырьмя послушницами. Сёстры жили по строгому Саровскому уставу, проводя дни в усердном труде и ежечасно (то есть 24 раза в сутки) вставая на молитву.

Собор Спаса Преображения

Скудная пища привозилась один раз в день с трапезной Саровского монастыря. Незадолго до своей смерти, в 1789 году игуменья Александра постриглась в Великую Ангельскую схиму и поручила принять попечение о Дивеевском монастыре иеродиакону Серафиму, известному своими духовными подвигами. В 1794 году Серафим удалился в лес в 5 км от Дивеево и устроил там маленькую келью, посвятив себя аскетическому житию. В продолжение 30-летнего подвижничества иеродиакон зимой и летом носил одну и ту же убогую одежду, питался картофелем, свёклой и снятью, выращенными на своём пустынном огороде. В начале отшельничества отец Серафим брал хлеб из обители, и из своей недельной порции часть отдавал медведям и другим диким зверям, которые приходили к месту его молитвословия.

Собор Троицы Живоначальной

Позднее отец Серафим принял подвиг столпничества и прожил 1000 суток на каменном валуне. Выдержав трёхлетний обет молчания, Серафим сподобился явления Богородицы, повелевшей ему выйти из затвора. За покаянные подвиги преподобный получил дар исцеления и прозорливости, и люди со всей России потянулись к нему за советом.

Однажды келью Серафима посетил помещик Михаил Васильевич Мантуров в сопровождении слуг. Михаил страдал от тяжёлой болезни ног. Лучшие врачи из Москвы и Петербурга не могли остановить раздробление костей. После того, как старец помазал Михаилу Васильевичу ноги елеем, страждущий неожиданно почувствовал, что впервые за многие годы может стоять.

Колокольня

В благодарность за исцеление помещик обрёк себя на добровольную нищету, продал своё имение и стал преданным учеником Серафима. При содействии Мантурова была основана Мельничная община, возглавляемая сестрой помещика — Еленой Васильевной Мантуровой. В 1842 году, через 9 лет после смерти преподобного Серафима две общины объединились в одну, а в 1861 году обитель получила статус монастыря. В 1903 году в Дивеево приезжал император Николай II и беседовал с блаженной Пашей Саровской, предсказавшей ему рождение наследника, царевича Алексия, революцию 1917 года и крах династии Романовых .

Святая канавка

Паломничество в Серафимо-Дивеевский монастырь - в гостях у Серафима Саровского

Главная дивеевская святыня — Святая Канавка — вырыта вдоль тропы, по которой ступала сама Богородица, явившаяся преподобному Серафиму . Эту канавку, окружавшую Мельничную общину, сёстры вырыли своими руками, обнесли валом и обсадили крыжовником. По преданию, когда Антихрист придёт на Землю, Святая канавка будет высока до небес и преградит ему путь. Серафим говорил, что паломник, идя по канавке, должен прочесть 150 раз молитву «Богородице Дева радуйся!». Также посетителям разрешается прихватить с собой горсть целебной земли с канавки.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

У конца канавки есть часовня имени отца Серафима, где паломникам раздают «лечебные» сухарики, окроплённые святой водой и освящённые молитвой — это придаёт им благословение. В монастырь едут, чтобы поклониться чудодейственным мощам Серафима Саровского, совершить омовение в купальнях с целебной водой . Но даже неверующему человеку всё-таки стоит сюда приехать. Дивеевская обитель потрясает великолепием храмов, особенно красивы Троицкий и Преображенский соборы. В Троицком соборе, за ракой с мощами установлены витрины, где хранятся личные вещи батюшки Серафима: кожаные рукавицы, богослужебное облачение, нательный железный крест.

Слева направо: церковь Александра Невского, колокольня, собор Троицы Живоначальной, собор Спаса Преображения

Территория монастыря утопает в цветущих розах, а обходя Святую Канавку, за оградкой можно увидеть огромную лиственницу. Это дерево сёстры посадили в 1904 году в память о рождении царевича Алексея, о чём свидетельствуют иконы царской семьи, подвешенные на стволе и оградке.

Все православные люди России и Ближнего зарубежья знают о селе Дивеево . Истинно верующие совершали сюда паломничества. Именно в Дивеево расположен четвёртый и последний удел Пресвятой Богородицы — святая земля, которая находится под особенным покровительством Божией Матери. Остальные три удела — это Иверия (Грузия), Святая Гора Афон (Греция) и Киево-Печерская лавра (Украина). Но только Дивеево считается единственным местом, куда Богородица является ежедневно . Также в Дивеево покоятся мощи одного из самых почитаемых русским народом святых — Серафима Саровского.

В Дивеево очень сильная и чистая энергетика. Говорят, что тот, кто проведёт в селе сутки, получит особое благословение Небесной Царицы и подпадет под ее покровительство.

Православные христиане едут в Дивеево зимой и летом, но особенно популярным село становится в конце июля-начале августа. В это время традиционно отмечается очередная годовщина прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского. В 2013 году отмечалось 110-летие со дня канонизации преподобного Серафима.

Немного об истории Дивеево

Село возникло в 1559 году. Название, скорее всего, получило по имени первого владельца — татарского мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова. После победы над татарами Иван Грозный за военные заслуги возвел Дивея в княжеский титул и подарил ему земли с пахотными угодьями на реке Вичкинзе́.

Но свою известность в качестве православной святыни село приобрело столетия спустя, когда в 1760 году к матушке Александре (в миру — Ага́фье Семёновне Мельгуно́вой) возле деревянной Стефановской церкви явилась Богородица и сказала, что именно здесь будет её “четвёртый жребий во вселенной”. Так появилась Казанская община в Дивеево.

В 1789 году попечение над общиной взял молодой иеродиакон Серафим (в миру Про́хор Исидо́рович Мошни́н, в некоторых источниках — Машни́н). Позже, после явления ему в 1825 году Матери Божией, преподобный Серафим Саровский основал Мельничную общину, над которой также взял попечительство. В 1842 году, через 9 лет после преставления Серафима, обе общины насильственно были объединены в одну — Серафимо-Дивеевскую. В 1861 году община получила статус монастыря.

В Дивеево много святых мест, посещаемых паломниками со всего мира. Я расскажу лишь о наиболее значимых.

Дивеевский монастырь

Самой известной святыней села является (полное название: Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь) — четвёртый и последний удел Богородицы, помещаемый ею ежедневно.

Монастырь строился на протяжении полутора веков. Сначала матушкой Александрой около деревянной Стефановской церкви была возведена каменная (1773-1780).

По благословению преподобного Серафима в 1829 году у паперти Казанской церкви был построен двухэтажный каменный храм во имя Рождества Христова , в нижнем этаже которого в 1830 году расположился храм во имя Рождества Богородицы .

Троицкий собор. Фото: Сергей Духанин

В июне 1848 года епископ Нижегородский Иаков (Вечерков) заложил первый камень в основание Троицкого храма. Огромный пятипрестольный , ставший летним, сооружался 27 лет и был освящён 28 июля (9 августа) 1875 года.

В 1893 году начали строить пятиярусную колокольню . Первые колокола подняли на нее в октябре 1901 года.

Трапезный храм во имя св. благоверного князя Александра Невского. Фото: Владимир Меркушев

О строительстве трапезного корпуса пророчески говорил сестрам сам преподобный Серафим и даже отметил его на плане будущей Дивеевской лавры. Каменный Трапезный храм был построен в 1895 году и освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского.

Преображенский собор. Фото: Сергей Духанин

10 июня 1907 года был заложен второй, зимний, собор. В 1916 году строительство собора было закончено. Собор украсили золочёными крестами — даром петербуржцев. Однако иконостас и отопление были не готовы, поэтому освещение храма перенесли на 1917 год. Но произошла революция, и и освятить собор не смогли. Так что до конца ХХ столетия в нем не было ни одной службы. Называли его просто Новый собор, а освящать хотели во имя иконы Божией Матери “Умиление” и преподобного Серафима Саровского.

В 1991 году собор передали возрожденному монастырю, и его восстановление продолжалось несколько лет. Освящение главного престола состоялось 3 сентября 1998 года. Новый собор освя тили в че сть Преображения Господня . Освещение пределов проходило с 1998 по 2006 годы. А роспись храма закончили накануне праздника Святой Троицы 2008 года. Таким образом, более 100 лет ушло на строительство и восстановление Преображенского собора.

1 августа 2013 года состоялась закладка нового храма — собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы . Его строительство предсказывал еще преподобный Серафим Саровский. Именно поэтому Святую Канавку сёстры монастыря копали разомкнутой, оставляя место для будущего храма.

За основу нового собора взяты параметры главного храма Киево-Печерской лавры. В белокаменном соборе будет восемь приделов, главный — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Высота храма составит 62 м, длина — 36 м, ширина 24 м, он сможет вместить до 2 тысяч верующих.

“Этот большой труд — это исполнение завета батюшки Серафима. Строительство храма в Канавке — это еще один кирпичик в деле возрождения святой Руси”, — сказал митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Святые мощи преподобного Серафима Саровского

В храмах монастыря покоятся святые мощи преподобного Серафима Саровского, преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены, а также других небесных покровителей дивеевской обители.

Святая Канавка

За Преображенским собором находится начало Святой Канавки — особой дивеевской святыни.

Святая Канавка

25 ноября 1825 года преподобному Серафиму явилась Богородица и повелела основать Мельничную общину, указав как нужно обнести это место канавой и валом. Копать Канавку должны были только сёстры общины, а миряне могли помогать носить землю и насыпать вал.

Обустройство Канавки смогли начать лишь весной 1829 года, когда общине было официально пожертвовано три десятины земли. На радостях батюшка Серафим приказал сестрам собраться и обойти эту землю, отмечая ее камушками, которые останутся на земле после схода снега. Когда снег растаял, по этим камушкам землю опахали сохою по одной борозде три раза. Когда земля высохла, преподобный приказал обрыть ее канавкой в три аршина глубиной (2 м 15 см) и три аршина шириной, а также велел вынимаемую землю бросать во внутрь обители, чтобы образовался вал высотою тоже в три аршина. Для укрепления вала он указал посадить на нем крыжовник.

Надо сказать, сёстры медлили копать. Тогда накануне праздника Святой Троицы, 2 июня 1829 года, дух Преподобного перенёсся в Дивеево и положил начало Святой Канавке. После этого чуда сёстры начали рыть Канавку и летом, и зимой. Свой труд они завершили лишь к празднику Рождества Христова 1833 года. Первая Канавка не была трёхаршинной: сёстры вырыли её где на аршин, а где и на поларшина.

По словам батюшки Серафима, Канавка эта — стопочки Божией Матери. По ней ежедневно проходит Богородица, обходя Свой удел. Он говорил, что Святую Канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила: Канавка эта до Небес высока. Она всегда во веки будет стеной и защитой от антихриста. “Кто Канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!” . Также благословлял преподобный брать глину с Канавки — на исцеление.

Канавка в первозданном виде не дошла до нас: её уничтожали и в XIX веке, и в советское время. Традиция обхода канавки возобновилась только в 1992 году. А с 1997 по 2006 годы Канавка была восстановлена.

Сейчас со словами Богородице, Дево, радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобою… монахини и богомольцы проходят вдоль канавки, 150 раз обращаются к Божией Матери и просят Её помощи в избавлении от душевных и телесных болезней, от прочих бед, а также благословения на все благие дела. Паломники берут землю с Канавки, вспоминая слова Преподобного: “Будут к нам приезжать посетители, глинку-то с нее брать у вас на исцеление и будет нам она вместо золота!” .

Дивеевские святые источники

Вода для христианина имеет особое, таинственное значение, связанное с очищением от грехов. Образ воды символизирует дарованные Богом благоденствие и благополучие.

На территории Дивеево и близ села находится святые источники . Я расскажу о самых известных.

Источник преподобного Серафима в посёлке Цыгановка

Источник батюшки Серафима

Наиболее известный дивеевский источник. Он открылся на берегу реки Сатис в 60-х годах ХХ века, когда источники батюшки Серафима в Сарове стали недоступны для посещения из-за расположенного там военного объекта. По преданиям, этот источник дух Серафима Саровского перенес из Сарова к доступному для всех верующих посёлку Цыгановка в километре от села Дивеево.

В 1994 году русло реки Сатис изменили, и источник образовал целое озеро из святой ключевой воды. В 2009 году на нем построили часовню. На праздник Крещения здесь совершается великий чин освящения воды.

Казанский источник

Казанский источник

Этот дивеевский источник является самым древним. Полагают, что он был с самого основания села Дивеево. Сохранилось предание, что именно сюда являлась Царица Небесная 3 раза. Ещё во времена Иоанна IV после явления иконы Божией Матери в Казани в июле 1579 года пробился источник из под земли.

В 1991 году над источником были устроены часовня и купальня, перестроенная в 1997 году. Здесь совершается таинство крещения. На праздники Крещения и Казанской иконы Пресвятой Богородицы на этом источнике освящается вода.

В начале ХХI века рядом с Казанским источником устроили и освятили еще два источника — Источник в честь великомученика Пантелеимона и Источник в честь иконы Божией Матери “Умиление” .

Источник преподобной Александры Дивеевской

Источник матушки Александры

До 60-х годов XX века источник матушки Александры находился на берегу реки Вичкинза. По дивеевскому преданию, он истек из могилы матушки Александры, похороненной у алтаря Казанской церкви. В начале 60-х годов на реке устроили запруду, и прежний источник был затоплен. Современный источник возник под горою сам. Говорят, что сюда перешел прежний источник, когда сдвинулись доломитовые плиты под давлением воды в запруде.

На Крещение, на праздники иконы Божией Матери “Живоносный источник”, Преполовение Пятидесятницы сюда совершаются крестные ходы и освящается вода.

Иверский источник

Иверский источник

Этот источник основательница монастыря матушка Александра выкопала сама для утоления жажды рабочих, добывавших камень на строительство Казанской церкви.

По преданию, местные жители молились на источнике о дожде. Народ считал этот источник целебным и приносил купать в нем больных детей. В XIX веке там построили маленькую часовню, и по находившейся в ней иконе Иверской Божией Матери источник получил название “Иверский”.

После изменения русла реки Вичкинзы в 60-е годы XX века источник стал зарастать, а его название перешло на несколько разрозненных ключей близ старого кладбища. В народе они были известны под названием “Киров источник”.

На Иверском источнике так же, как и на других дивеевских источниках, устроены колодец и купальня. На праздник Преполовения Пятидесятницы здесь совершается освящение воды.

Подробную информацию о Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре, о его святых, храмах, источниках и святынях Вы можете получить на сайте Дивеевского монастыря или непосредственно в Дивеево, если совершите туда паломничество.

А Вы уже посещали Дивеево или иные святые места ? Что Вам больше всего запомнилось? Были ли с Вами и Вашими близкими случаи чудесного исцеления? Поделитесь с нами!

Интересно? Расскажите друзьям!

В России можно найти немало монастырей и храмов, история которых насчитывает не одну сотню лет. Многие из них разрушались, восстанавливались, перестраивались, но всегда хранили свою чистоту и святость. Таким является Серафимо-Дивеевский монастырь. Он признан одним из самых значительных в истории православной России и отличается особым укладом жизни, строгим иноческим правилом.

Познакомимся с историей основания, преданиями и современной жизнью обители, с ее святынями и реликвиями. А также узнаем, где находится Дивеевский монастырь и как удобнее добраться до него паломникам.

История

В 1758 году в Киев приехала богатая помещица из рязанской области Агафья Мельгунова. В 30 лет она овдовела, позднее умерла ее 9-летняя дочь. Тогда женщина решила вступить на духовный путь. В Киево-Флоровском монастыре она постриглась в монахини и стала матушкой Александрой. Однажды во время пребывания в Киево-Печерской Лавре после ночной молитвы ей было видение Пресвятой Богородицы. Она повелела Александре обойти все великорусские места на севере России и там, где укажет Божья Матерь, основать новую святую обитель. Старцы Лавры приняли за истину видение монахини и, дав благословение, отпустили ее в долгое и нелегкое странствие по Руси.

И вот когда матушка Александра в 1760 году направилась в Саровскую пустыню из Мурома, остановилась она отдохнуть в селе Дивеево. Ей вновь привиделась Богородица с указанием, что именно это место положено монахине для основания обители и служения Богу до окончания своей жизни. С этого момента и начинается история Дивеевского монастыря.

Уже через четыре года здесь, рядом с деревянной Стефановской церковью, на собственные средства монахини был заложен фундамент Казанского храма. А в 1780 году прошло освящение церкви. В ней было два алтаря (или придела). Левый устроен в честь святителя Николая, а правый - (по указанию Божьему) в память о первомученике архидиаконе Стефане.

Изначально Казанский храм был приходским. Однако отец Серафим (Саровский) предвидел, что это будет монастырский собор. И в 1788 году матушка Александра с благословения саровских старцев получила у местной помещицы почти 2,5 тысячи кв. м усадебной земли вблизи храма. Там был построен большой дом с надворными постройками. В нем вместе с матушкой Александрой поселились еще четыре послушницы. С годами община росла. В 1789 году попечение над ней взял Серафим Саровский, тогда еще носивший сан иеродиакона. А в 1826 году по его благословению была устроена Мельничная община, находящаяся недалеко от Казанской.

Серафимо-Дивеевский монастырь

Через девять лет после смерти старца Серафима обе общины объединили и назвали Серафимо-Дивеевской. Статус монастыря она получила гораздо позже, в 1861 году. Казанская церковь с приделами действовала отдельно.

В течение последующих 50 лет обитель достраивали и расширяли. Так был возведен игуменский корпус, позднее в восточной части была устроена домовая церковь в честь равноапостольной Марии Магдалины.

К началу 20 в. Серафимо-Дивеевский монастырь превратился в крупное иноческое общежитие. По списку здесь проживало в три раза больше людей, чем в селе Дивеево.

Во время революции многие храмы были разрушены, а священнослужители изгнаны из своих обителей, либо преданы мученической смерти. Не обошла стороной эта ужасная пора и Дивеевский монастырь. Матушка Евдокия (Шикова) и ее три послушницы были убиты в 1918 году. Сегодня в их честь отстроен и освящен придел в Казанском храме.

Годом позже обитель приобрела статус трудовой артели (хотя и продолжала еще действовать). А через восемь лет ее закрыли вовсе. Послушницы расселились по округе, пытаясь сохранить дивеевские святыни. В военные годы закрыли и Казанский храм, частично он был разрушен.

Современная жизнь

Возрождение монастыря началось в 1988 году. Тогда зарегистрировали церковный приход. Год спустя он был освящен в честь иконы Казанской Божьей Матери. Также был выкуплен дом (в прошлом свечная мастерская), к нему пристроили алтарь и деревянную колокольню. Перед освящением в церковь внесли икону преподобного Серафима Саровского и его полумантию.

В 1989 году во владение общины был передан Троицкий собор (построен в конце 19 в.). А через два года Священным Синодом утверждено решение о возобновлении монастыря. Сюда были привезены мощи Серафима Саровского, присоединены Казанская церковь, Никольский скит (Автодеево) и территория Кутузовского скита. С 1996 по 2007 гг. в обители проводились внешние и внутренние ремонтные и строительные работы по восстановлению фасада домовой церкви, купола, устроению восьми приделов, а также прошло установление креста. С 1989 года на территории Дивеево были восстановлены и освящены семь храмов. А центром духовной жизни здесь стал Свято-Троицкий собор.

Сегодня обитель именуется Серафимов Дивеевским во имя Святой Троицы женским монастырем. За 300 лет своей истории он прославился традициями старчества и духовными подвижниками. В обители живет чуть более 400 насельниц, трудящихся по Саровскому уставу. Также несколько сестер образуют хор Дивеевского монастыря, дивные голоса которого можно услышать в каждую субботу и воскресенье, а также в праздничные дни на службах в Троицком соборе.

В настоящее время Дивеевский монастырь в Нижегородской области почитается Православными церквями как четвертый «Удел Пресвятой Богородицы» вслед за Иверией, Афоном и Киево-Печерской Лаврой. Сюда ежегодно стекаются паломники со всей России и других стран.

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор является частью Дивеевского монастыря. Он был заложен в 1907 году и к началу революции его полностью достроили. Не было лишь отопления. Советская власть внесла изменения в привычный уклад жизни собора, превратив его сначала в гараж, а затем в тир. Удивительно то, что эти печальные события предвидела еще в момент закладки фундамента храма блаженная Прасковья Ивановна.

Возрожденному монастырю собор был передан в 1991 году, и восстановление его продолжалось еще несколько лет. Фотографии разрушенного храма сегодня можно увидеть на специальной памятной доске на территории Церкви Рождества Христова, здесь же в Дивеево.

В 2000 году храм приобрел святые мощи преп. Марфы Дивеевской. Тут также можно поклониться мощам блаженной Параскевы (или Паши Саровской), которая предсказала гибель династии Романовых и жестокие гонения на Церковь.

По давней традиции главную службу в праздник «Успения Божьей Матери» проводят в Спасо-Преображенском соборе.

Благовещенский собор

В 2012 году было принято решение о строительстве нового храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Это было сделано по завету Серафима Саровского. Попытки предпринимались еще столетие назад, однако тогда место, указанное старцем, было занято. Там стояла Тихвинская церковь, основанная Иваном Толстошеевым, лжеучеником батюшки Серафима, гонителем сестер Дивеевского монастыря. После революции в ней устроена была паровая мельница. Через год она сгорела, и на ее месте построили кирпичную столовую для школы-интерната. В 2011 году интернат перенесли в село Сатис. И место для возведения храма освободилось.

По плану размеры его определены священной реликвией Поясом Богородицы: 20 поясов в ширину (24 м), 30 - в длину (36 м) и 50 - в высоту (60 м). За основу был взят храм Заиконоспасского монастыря в стиле московского барокко 18 века. Белоснежные стены, стальная кровля, золотая главка и восемь приделов - именно таким предстанет храм перед прихожанами.

Святыни монастыря

Одной из главных святынь Дивеевского монастыря является Святая Канавка. С ней связано дивное предание о том, как Богородица явилась во время молитвы Серафиму Саровскому и повелела построить Мельничную общину. То место, на которое указала Божья Матерь, необходимо было обнести канавой и валом. Причем копать должны были исключительно сестры монастыря. Мирянам разрешено было только носить землю, насыпать вал. Работы были начаты накануне праздника Святой Троицы в 1829 году, а завершились перед Рождеством Христовым 1833 года. Более двух метров составляли глубина канавы и высота вала, лишь местами величины получились заметно меньше.

В 1900 году в конце святыни была поставлена звонница, позднее ее заменили на колокольню в пять ярусов.

Во время революции и войны Канавка частично была засыпана. А через южную ее часть провели канализационную трубу.

В 1992 году традицию обхода святыни во время вечернего богослужения с молитвой «Богородице Дево, радуйся…» возобновили.

К 2003 году восстановительные работы на Канавке были завершены. Вдоль вала была обустроена тропинка в виде бетонных плит с кованой оградкой. А годом позже по линии были установлены поклонные кресты из мрамора и деревянная часовня. Каждый человек, приезжающий сюда, может набрать святой земли. Она обладает целебными силами.

Другими святынями являются иконы Дивеевского монастыря. Самой главной из них признан образ Пресвятой Богородицы «Умиление». Перед ним молился и преставился Серафим Саровский. Сам старец называл икону «всех радостей Радостью», а для помазания больных он использовал елей из лампады перед образом.

Когда монастырь закрыли, настоятельница Александра (Траковская) вместе с послушницами перевезла икону в Муром. В 1991 году она попала к патриарху Алексию II. С тех пор находится в домовом храме его резиденции. А чудотворный список к образу можно обнаружить в правом киоте Свято-Троицкого собора.

Тысячи людей стремятся попасть в Дивеевский монастырь, чтобы поклониться мощам Серафима Саровского. В 1991 году крестным ходом из Москвы их доставили в обитель.

Также в храме Рождества Богородицы, относящемуся к монастырю, хранятся мощи преподобных Александры, Елены и Марфы. В Казанском соборе почивают блаженные Дивеевские жены Пелагия, Мария, Параскева и исповедница Матрона (Власова).

В 2009 году в дар Дивеевской обители передан ковчег с частицами останков святых Глинской пустыни.

Святые источники

Так, где находится Дивеевский монастырь, уже давно бьют из земли целебные источники. К ним тянутся болящие христиане со всего мира. Самым древним считается Казанский источник. Помимо него, здесь есть целебные родники Иверский, матушки Александры и целителя Пантелеймона.

Но наиболее почитаемым является источник преп. Серафима, который расположен возле реки Саровки, у поселка Цыгановка. Он явил немалые чудеса исцеления при жизни старца и после его смерти. В советские годы источник засыпали. Однако он чудесным образом пробился в другом месте. Засыпать его так и не смогли. К 2009 году здесь была построена часовня и три купальни.

Реликвии

В Дивеевский монастырь в 2008 году был возвращен колокол преп. Серафима. Старец купил его на Нижегородской ярмарке незадолго до своей кончины. Вес реликвии составляет 16 кг. Имеется гравировка имени заказчика. На данный момент колокол планируют поместить в экспозицию из-за трещины.

В 2009 году Дивеевскому монастырю был передан портрет матушки Александры - основательницы обители. Он был сделан ее послушницами. И после закрытия монастыря долгое время сохранялся крестьянскими семьями в деревне возле Йошкар-Олы. Реликвия была доставлена из Нижнего Новгорода в Дивеево. В антикварном салоне ее случайно обнаружили Сергей Малов и Герман Князев.

Существует предание о том, что портрет менялся. Это зависело от того, какой человек находился в келье. После реставрации реликвии ею украсят придел матушки Александры.

В 2010 году для посещения паломникам был вновь открыт домик (музей) Параскевы Ивановны. В нем оборудованы три зала. Первый посвящен дивеевским блаженным и царю Николаю II, побывавшему здесь. Во второй комнате собраны материалы об игуменьях Марии (Ушаковой) и Александре (Траковской). Третий зал посвятили преп. Серафиму Саровскому. Здесь также воссоздали фрагмент кельи старца.

Среди экспонатов в музее представлены платье Параскевы, личные вещи известных настоятельниц и мебель Серафима Саровского.

Скиты и подворья

На скитах и подворьях Серафимо-Дивеевского монастыря действуют храмы. На первых сестры обители занимаются хозяйственными работами, а вторые выполняют представительскую функцию.

Монастыри Спасо-Зеленогорский, Серафимо-Понетаевский и Свято-Троицкий Белбажский теперь действуют еще и как скиты Дивеевской обители.

Как добраться паломникам

Для паломников уже давно не является тайной информация, где находится Дивеевский монастырь и какие богослужения и празднества в нем проходят. Он расположен примерно в 180 км от Нижнего Новгорода и одной частью граничит с Мордовией.

Согласно историческим данным, раньше эту землю населяли мордовские племена. Но Иван Грозный в борьбе за Казанское ханство вытеснил их. Тогда был образован город Арзамас и села в округе. Дивеево получило свое название по имени татарского мурзы Дивея, который выступал на стороне царских войск.

С юга до Дивеевской обители удобнее добраться через Рязань или Саранск, с востока - из Самары через Пензу или Ульяновск.

Из Арзамаса и Нижнего Новгорода в Дивеево ходят автобусы. Если добираться от Нижнего Новгорода, то в дороге придется провести почти 4 часа. Для этого с автовокзала, расположенного на площади Лядова, нужно пересесть на автобус, следующий в Дивеево. При этом следует помнить, что такие рейсы не ежедневные, поэтому в случае необходимости можно сделать пересадку в Арзамасе. Паломникам, отправляющимся в Серафимо-Дивеевский монастырь из Москвы на собственном автомобиле, лучше ехать по трассе, проходящей через Балашиху в сторону Владимира, после свернуть на Муром, а затем проехать через города Навашино и Ардатов до Дивеево. Адрес Дивеевского монастыря: Нижегородская область, село Дивеево Дивеевского района. Где он расположен, знает каждый местный житель области. Поэтому сложности с поиском просто невозможны. Епархией организуются поездки для желающих посетить монастырь трижды в неделю (из Нижнего Новгорода), для пенсионеров, ветеранов и инвалидов предусмотрены единичные поездки.

Где остановиться

Там, где находится Дивеевский монастырь, в настоящее время интенсивно развивается инфраструктура, в частности, есть магазины, гостиницы. Последние отдельно ориентированы на прием паломников и священнослужителей.

Также гостиничный центр есть на территории монастыря. Проживание и питание в нем предоставляются бесплатно. Взамен от паломников требуется послушание (выполнение определенных работ).


21.10.2015 г.

23243 0

Дивеевский монастырь почитается православными верующими как земля, которую сама Богородица определила как Четвертый Свой Удел. Основанная еще в XVIII веке, обитель пережила сложную историю, которая вобрала в себя немало трагических страниц, связанных с запустением и забвением монастыря, попранием его святынь. Но выйдя из всех испытаний, святая обитель возродилась и приумножила свою славу. Сегодня Дивеевский монастырь по праву считается одним из оплотов духовной жизни России. Тысячи паломников стекаются сюда со всей страны, чтобы приобщиться к вере и возрадоваться красоте обители.

Основание монастыря

Дивеевский монастырь был основан во второй половине XVIII века монахиней Александрой, бывшей богатой помещицей Агафьей Мельгуновой. По преданию, после явления Богородицы, велевшей монахине искать на севере России земли ее Четвертого Удела, матушка Александра отправилась в Саров. По пути Богородица указала ей на место, где должен был быть основан монастырь, этим местом и оказалось село Дивеево недалеко от Нижнего Новгорода.

В 1773-1774 гг. матушка Александра на собственные деньги возвела основание Казанской церкви. В 1780 г. церковь была освящена. В 1788 г. будущему монастырю была пожертвована земля у Казанской церкви. На ней и были возведены первые постройки, в которых матушка Александра поселилась с четырьмя послушницами. Маленькая община, названная Казанской, стала жить по строгому уставу Саровской обители.

Батюшка Серафим и Мельничная община

В 1789 г. молодой иеродьякон Серафим взял на себя попечение над общиной. Он благословил устроить возле нее еще одну общинку, названную Мельничной. В 1827 г. сюда перешли первые девушки, 8 монахинь соседней общины. Первой настоятельницей была Елена Мантурова. Обустройству общины сильно содействовал ее брат Михаил Мантуров, которого преподобный Серафим исцелил от неизлечимой болезни. На его средства была построена каменная двухэтажная церковь во славу Рождества Христова. В ее нижнем этаже позднее был устроен храм во имя Рождества Божией Матери.

Серфимо-Дивеевская обитель

В 1842 г. Дивеевская и Мельничная общины были объединены, а в 1861 г. община получила статус монастыря.

В XIX - начале XX-го вв. монастырь расширялся. В 1885 г. был сооружен игуменский корпус, к которому в 1902 г. пристроена домовая церковь во имя святой Марии Магдалины. В 1875 г. завершено возведение огромного Троицкого собора. К началу XX века монастырь стал одним из крупнейших в России. К началу революционных событий его населяли 270 монахинь и почти 1500 послушниц.

Годы упадка

Советская власть преобразовала монастырь в трудовую артель, но обитель продолжала действовать: велись службы, монахини соблюдали монастырский устав. В 1927 г. монастырь закрыли. Дивеевских сестер ждала тяжелая судьба: многие оказались в тюрьмах и лагерях. Уцелевшие монахини расселились по округе, оберегая сохранившиеся дивеевские святыни и ведя тайную монашескую жизнь.

В 1937 г. закрыли последний оплот обители - Казанскую церковь.

Современная жизнь обители

Возрождение Серфимо-Дивеевского монастыря началось в 1988 г. В октябре 1989 г. обители был возвращен Троицкий собор.

Главное же событие в восстановлении славы Дивеева произошло в 1991 г.: монастырю передали повторно обретенные мощи Серафима Саровского. Их нашли в хранилищах Казанского собора, бывшего в те годы музеем Санкт-Петербурга.

Началось восстановление сооружений монастыря, реставрация церквей и соборов. В 2012 г. начато строительство нового храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Обитель населяют более 400 монахинь. Вся духовная жизнь монастыря строится вокруг Троицкого собора, где покоится главное достояние обители - мощи преподобного Серафима.

Храмы и святыни Дивеевского монастыря

Дивеевские храмы имеют удивительную историю, каждый из них уникален по-своему. Почти все они пережили годы упадки и запустения. После возрождения обители к изначальному комплексу добавились новые церкви. Сейчас Серафим-Дивеевский монастырь включает десять храмов, еще четырнадцать - на подворьях и скитах.

Святая Канавка Пресвятой Богородицы

Самая удивительная святыня монастыря - Святая Канавка . Это семиугольник длиной 777 метров по периметру, выкопанный и обнесенный валом. По легенде, указания об устройстве Канавки дала преподобному Серафиму сама Богородица. Канавка должна была быть вырыта самими сестрами вдоль тропы, по которой прошла сама Царица Небесная. Указания святого старца были выполнены, однако впоследствии Канавка пришла в запустение. После возрождения монастыря святыню полностью восстановили к 100-летию прославления Преподобного Серафима. Сейчас это место паломничества тысяч верующих. Земелька со святой Канавки считается целебной и чудодейственной.

По словам самого преподобного Серафима, Канавка для всех верующих станет защитой от антихриста: «Кто Канавку эту с молитвой пройдет да полтараста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!». И сегодня паломники с молитвой идут вдоль Канавки, а монахини на пасхальной неделе и в праздничные дни обходят ее с крестным ходом.

Икона Божией Матери «Умиление»

Эта икона была любимой иконой преподобного Серафима Саровского, перед ней он и скончался в молитве. Елеем из лампады, освещавшей икону, он исцелял больных. После смерти старца образ был передан в Мельничную общину, где хранился в почитании долгие годы. И после разгона монастыря дивеевские монахини сумели сохранить его и увезти в Муром. Затем в 1991 г. икона была передана Патриарху Алексею II. Ныне икона хранится в резиденции Патриарха при его домовом храме. А в Троицком соборе Дивеевского монастыря находится список иконы, также ставший чудотворным.

Другие святыни

  • Вещи преподобного Серафима Саровского , почитаемые как святыни, выставлены в Троицком соборе. Многие из них долгие годы хранились дивеевскими сестрами после закрытия монастыря в 1927 г. Сегодня эти вещественные напоминания о святом и его подвижнической жизни привлекают тысячи паломников, желающих прикоснуться к святыням. В котелке, принадлежавшем преподобному Серафиму, освящают сухарики, считающиеся целебными. Мотыжкой святого крестообразно прикасаются к больным местам паломников.
  • Святые мощи дивеевских подвижников хранятся в обители и открыты для преклонения. Святые мощи преподобного Серафима Саровского сохраняются в Троицком соборе. В храме Рождества Богородицы хранятся мощи преподобных Александры, Марфы и Елены. В Казанском соборе находятся святые останки Пелагии, Параскевы и Марии и Матроны (Власовой).

Храмы Дивеевского монастыря

Казанский собор - старейшая каменная церковь монастыря, строительство которой было начато еще в 1773 г. основоположницей обители матушкой Александрой. В годы советской власти храм лишился куполов и крестов, здесь располагались различные службы. С 1992 г. началось его возрождение. Накануне 250-летия со дня рождения преподобного Серафима главный престол Казанской церкви был торжественно освящен.

Троицкий собор. Земля для постройки этого собора, расположенного восточнее Казанской церкви, была куплена у помещика Жданова по особому распоряжению преподобного Серафима. Начало строительства состоялось в 1848 г., однако активные работы начались только в 1865 г. Строительство сопровождалось многими чудесами. В 1874 г. собор был освящен, а один из его приделов был освящен в честь преподобного Серафима после его прославления. Сегодня здесь хранится копия иконы «Умиление», принадлежавшей старцу.

Спасо-Преображенский собор, заповеданный быть построенным в конце святой Канавки, с самого начала ожидала трудная судьба. Полностью выстроенный и обустроенный, он так и не был освящен из-за начала революции. Много лет он простоял в запустении. Освящение храма состоялось лишь спустя без малого столетие после начала его строительства, в 1991 г.

Благовещенский собор - это самый новый собор в храмовом комплексе монастыря. Его строительство начато в 2012 году по завещанию преподобного Серафима. Этот храм должен встать в одну линию с колокольней и Троицким собором и завершить комплекс церквей у Святой Канавки.

Святые источники Дивеева

В селе Дивеево находятся пять источников:

  • Источник преподобной матушки Александры.
  • Иверский источник (в 15-ти минутах ходьбы от монастыря).
  • Казанский (самый старинный из дивеевских источников, известный с XVIII века).
  • Пантелеимоновский источник.
  • Источник иконы Божией Матери «Умиление» (в получасе ходьбы от монастыря).

Наиболее чтимым является дальний источник преподобного Серафима Саровского у поселка Цыгановка. Он открылся в 1960-е гг. на реке Сатис, по преданию, при чудесном явлении самого святого.

Добраться до него можно автобусом, который отходит в 12:00 в будние дни и в 13:00 в воскресные и праздничные дни от паломнического центра. Здесь же можно приобрести билеты. Летом автобус ходит чаще:

  • в будние дни в 10:00, 12:00 и 14:00.
  • в воскресенье и праздничные дни в 11:00, 13:00, 15:00.

Для купания в источнике женщинам необходима хлопчатобумажная сорочка, мужчинам - короткая сорочка или нательная рубашка. Купание в голом виде или в купальнике недопустимо. В источнике можно набрать святую воду, для этого нужно иметь с собой бутыль. Все необходимое можно приобрести в Дивеево, рядом с монастырем.

Другие источники:

Жизнь обители сегодня

Настоятельницей Серафимо-Дивеевского монастыря с 1991 г. является игуменья Сергия (Конкова), которая неустанно несет бремя забот о восстановлении обители.

Обитель относится к Нижегородской и Арзамасской епархии.

Контакты Серафимо-Дивеевского монастыря

  • Адрес: 607320, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.
  • Телефон: +7 (8831-34) 3-00-23
  • Тел./факс: +7 (8831-34) 4-34-45

Расписание Богослужений Дивеевского монастыря

Соборы монастыря открыты с 8:00 до 16:00 (летом - до 17:00). 1 августа и 15 января (дни памяти покровителя монастыря преподобного Серафима Саровского) монастырь работает круглосуточно.

Богослужения в Троицком соборе проходят каждый день:

  • 7:00 - Молебен с акафистом преподобному Серафиму.
  • 7:45 - Общая исповедь.
  • 8:00 - Литургия.

В субботу:

  • 5:15 - Общая исповедь.
  • 5:30 - Литургия.

В воскресенье:

  • 8:00 - Параклис.
  • 9:00 - Литургия.
  • 16:00 (летом в 17:00) - вечернее богослужение.

Богослужения в Преображенском Соборе проходят

В субботу:

  • 8:00 - Поздняя Литургия.

В воскресенье:

  • 5:30 - Ранняя Литургия.

Требы

Справки о требах можно получить по тел. +7 (831-34) 3-00-11.

Заказать требы можно по электронной почте: [email protected] . В письме нужно указать требу (о здравии или о упокоении) и прикрепить скан квитанции о перечислении пожертвования.

Размеры пожертвований:

  • Псалтирь на 12 месяцев: 1 имя - 1000 руб.
  • Псалтирь на 6 месяцев: 1 имя - 500 руб.
  • Поминания без Псалтири (чтение синодиков во время вечернего богослужения и полунощницы):
    • 12 месяцев: 1 имя - 400 руб.
    • 6 месяцев: 1 имя - 200 руб.
  • Сорокоуст (поминание на протяжении 40 дней во время литургии)
    • без вынимания частицы: 1 имя - 200 руб.
    • с выниманием частички из просфоры: 1 имя - 400 руб.
  • Заказная обедня (с выниманием частички из просфоры): 1 имя - 10 руб.
  • Простая обедня (чтение синодиков за литургией): записка до 15 чел. - 20 руб.
  • Молебны:
  • С акафистом преп. Серафиму ежедневно: до 25 чел. - 100 руб.
  • С водосвятием по понедельникам: до 15 чел. - 80 руб.
  • Простой по понедельникам: 1 имя - 60 руб.
  • Панихида: 1 имя - 10 руб.

Информация для паломников

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь считается четвёртым и единственным в России (после Иверии (современная Грузия), Святой горы Афон (на севере Восточной Греции) и Киево-Печерской лавры (Украина)) «земным Уделом Пресвятой Богородицы».

Место туристически-популярно по нескольким причинам:
1) Красота самого монастыря
2) Мощи преподобного Серафима Саровского
3) Канавка Божией Матери
4) Святые источники

Основательницей Дивеевской монашеской общины была матушка Александра (в миру — Агафья Семёновна Мельгунова)

Родилась в благочестивой семье Симеона и Параскевы старинного рязанского рода дворян Степановых, известного с середины XVI века. Её отец рано умер, и мать выдала свою ещё юную дочь за сына соседей-помещиков Мельгуновых. Но судьба распорядилась так, что Агафья недолго была замужем, супруг её скончался, и она осталась одна с маленькой дочкой и обширным поместьем в 700 душ крестьян. По примеру жены родного дяди её мужа Агафья со своей дочерью отправилась в Киев, где приняла монашество в Киево-Флоровском монастыре и взяла имя Александра.

Как-то во время ночной молитвы к Александре явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою: так тебе ныне глаголю: иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все Великорусские места святых обителей Моих, и будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь, и прославлю Имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную обитель великую Мою, на которую низведу все благословения Божии и Мои, со всех трех жребиев Моих на земле: Иверии, Афона и Киева. Иди же, в путь твой, и благодать Божия, непрестанно да будут с тобою !» (из летописи Серафимо–Дивеевского монастыря)

Посоветовавшись со старцами, монахиня отправилась в путь из Киева на север России. И вот, не доходя 12 верст до г. Сарова, она решает отдохнуть в селе Дивеево. Усевшись на лужайке у западной стены небольшой деревянной Стефановской церкви, Александра задремала, и снова ей явилась Пресвятая Богородица: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России, и вот здесь живи и угождай Господу Богу до конца дней твоих, и Я всегда буду с тобою и всегда буду посещать место это. » (из летописи Серафимо–Дивеевского монастыря)

С тех пор произошло много событий: Александра похоронила свою 10-летнюю дочь, продала все свои Рязанские имения и переехала в Дивеевское село. В 1767 г. она начала строительство Казанской каменной церкви в том самом месте, где явилась ей Пресвятая Богородица. Строительство шло в трудное для России время и заняло более 10-ти лет — вплоть до 1780 г. Изначально Казанская церковь была приходской, однако отец Серафим запрещал сёстрам так её называть, говоря, что в будущем она станет монастырским собором. В 1829 г. к Казанской церкви был пристроен храм Рождества Христова так, что алтарь Рождественской церкви оказался на паперти (на крыльце) Казанской. Теперь этот белокаменный собор каждый посетитель видит самым первым при посещении монастыря.

В 1788 г. матушка Александра получила в дар от помещицы Ждановой 1300 кв. сажень земли рядом с храмом, где построила три кельи с надворными строениями. Через год в 1789-ом матушки Александры не стало, и шествие над общиной взял иеродиакон (монах в чине диакона) Серафим , ранее служивший тут послушником и монахом. Великая старица мать Александра с особенным уважением обращалась к Серафиму, провидя в нем исполнителя начатого ею Божьего дела. Именно ему Пресвятая Дева Мария указала создать особую общину из восьми девиц, которых сама выбрала и назвала по именам. Так, в 1826 г. рядом с Казанской , была устроена Мельничная община , а в 1829 г., как было написано ранее, к Казанской церкви пристроили Храм Рождества Христова. Земля, на которой располагалась новая община, принадлежала Баташёвым, но в 1830 г. одна из наследниц этой земли уступает 400 кв. сажень Дивеевской общине. В 1842 г. обе общины объединились в Серафимо-Дивеевскую . А в 1861 г. община получила статус монастыря, коим является по сей день.

В монастыре действуют свои несложные правила, о которых лучше знать заранее. Первое правило: мужчина всегда и везде первый. При входе на территорию монастыря (в ворота) первыми проходят мужчины, за ними заходят женщины. Стоя у мощей Серафима Саровского женщины безоговорочно пропускают вперед любого подошедшего без очереди мужчину, даже незнакомого. Если вы пришли парой, то в храме женщина стоит за плечом мужчины (за мужем). Это нам объяснили тем, что в Иисус в каждом мужчине, а все женщины — жены Божьи.

Второе правило: дересскод. Как и в любом подобном месте следует заранее позаботиться о соответствующей одежде, особенно в наши дни это касается девушек, которые в холодное время предпочтут платью брюки, а в теплую погоду не берут с собой шарфики и платки. За неподобающий вид вас могут попросить покинуть территорию храма или даже всего монастыря. Но не отчаивайтесь, у входа стоит множество палаток, где недорого продаются и платочки, и юбочки, и пустые банки для набора воды из источника, и свечи, и сувениры.

Проходим вглубь монастыря через арку в колокольне.

Колокольню начали строить в 1893 г., а первые колокола подняли в 1901 г. Колокольня состоит из 5-ти ярусов, по бокам примыкают трехэтажные корпуса для проживания сестёр обители.

Сразу напротив колокольни расположился Троицкий собор, первый камень которого был заложен в 1848 г. К началу XX в. нём проживало 270 монахинь и 1474 послушницы при населении села Дивеево 520 человек.


На воротах золотые изображения Божией Матери и Серафима Саровского.

Сейчас в Троицком соборе находятся мощи преподобного Серафима Саровского, ради чего люди отстаивают огромную очередь, начинающуюся еще на улице с левой стороны от собора.

Рядом находится ларек, где продают свечи и прочую атрибутику, но все это лучше купить за воротами монастыря, по более приемлемым ценам.

Соборная площадь украшена обильной клумбой с кустами всевозможных роз, прогуливаясь вокруг которой можно наблюдать почти все постройки монастыря.


Красиво! И даже не верится, что в настоящий момент находишься в самом обычном Русском селе с покосившимися от старости деревянными домами. Помимо цветов клумба украшена маленькими ангелочками.

В 2012-ом году на этом месте для всех гостей монастыря была поставлена Водосвятная часовня в честь преподобного Серафима Саровского. Теперь каждый желающий может попить или набрать с собой воды.


Сразу за Водосвятной часовней виднеется Трапезный Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского.

Спасо-Преображенский собор был заложен в 1907 г. Строительство закончилось через 9 лет. Внутри собора бесплатно разливают масло из лампады преподобного Серафима Саровского, там же можно купить пустой бутылёчек.

Благовещенский собор — самый молодой из всей тройки соборов. Его строительство началось по завету преподобного Серафима, который говорил, что должен быть в обители ещё один храм, который встанет в одну линию с колокольней и Троицким собором, в конце Святой Канавки. Строительство началось в 2012 г. и вот-вот должна закончиться отделка.

Габариты храма измеряются не в метрах, а в поясах Пресвятой Богородицы, длина которого составляет 1,2 м. Так, высота храма 50 поясов, а ширина — 20. Можете пересчитать. 😉 Благовещенский собор действительно отличается от всех остальных, за его основу взят храм московского Заиконоспасского монастыря по стилю близкому к барокко.

Маленький садик с фигурками — ещё одно украшение монастыря, где каждый турист норовит залезть на камушек и сфотографироваться.

У сестёр же есть своё укромное местечко для уединения и отдыха, скрытое от посторонних ног за высоким забором.


Напротив Благовещенского собора стоит небольшой фонтанчик с тремя ангелами, который так и называется «Ангелы». Одна девочка спросила: «Мама, а в центре наша Земля?» Очень прозорливый ребёнок. 🙂


Канавка Божией Матери в Дивеевском монастыре

Ещё одна особенность Дивеевского монастыре — Канавка Божией Матери . Когда Пресвятая Богородица явилась к преподобному Серафиму с повелением создать Мельничную общину, она указала обнести это место канавой в 3 аршина (2 м. 15 см.) глубиной и валом такой же высоты. Копать Канавку должны были только сёстры общины, а миряне могли лишь помогать носить землю и насыпать вал. Сёстры медлили начать наказ батюшки, до тех пор, пока как-то ночью не увидели, как преподобный Серафим в белом балахоне сам начал копать Канавку. Выбежали сёстры и упали к нему в ноги, а когда подняли свой взор, батюшки уже не было. Именно с этого места, где батюшка Серафим выкопал аршин земли, и считается начало Канавки. Как говорил он сам: «Канавка – это стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит! »

Работы завершились уже после смерти преподобного Серафима. Во многих местах канавка была вырыта всего на 1-2 аршина, и после этого её никогда не углубляли до требуемого размера. Хоть батюшка Серафим и говорил: «Эту канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила » (напомню — 1,2 м.), всего сёстры прокопали 777 метров из общей длины, при этом сделали лишь 6 из 7 сторон многоугольника, так что в реальности он оказался не замкнутым.

По рассказам сестер Канавку нужно пройти 3 раза, читая молитву «Богородице Дево, радуйся» 150 раз. 15 десятков молитв символизируют 15 ступеней, по которым трехлетняя Богородица Мария взошла во Святая святых Иерусалимского храма.

Начало Святой Канавки.

Тут же возникает третье правило: тишина на Канавке. Если вы не читаете молитву, то ходите по Канавке молча (хотя бы ради того, чтобы не мешать другим), наслаждайтесь великолепными видами или подумайте о чем-нибудь — столь длинный путь позволяет это сделать.

Внизу Канавки сёстры сделали красивый садик цветов и переплетённых дорожек.


В монастыре есть свой яблоневый сад. Ветви деревьев ломаются под весом яблок!



Больничная церковь в честь иконы божией матери «Целительница»


У сестёр не только яблоневый сад, но и маленькие парнички.

И вновь дорога поднялась к Канавке, где видно последний поворот.

Маленькая желтая деревянная часовенка — часовня во имя преподобного Серафима, где бесплатно можно взять сухариков, которые кушал сам батюшка Серафим в дни своего отшельничества и кормил ими приходящих к нему зверей.

Справа на фотографии девушка в красной куртке набирает землю, как написано, из Святой Канавки. Нам рассказали, что эту землю потом используют как оберег, хранят дома в мешочке или на работе.

Небольшие мешочки и для сухариков, и для земельки можно тут же купить в ларьке.

«Не отходя от кассы» расскажу о четвёртом правиле: с экскурсоводом вход запрещён. На территории монастыря есть свои экскурсоводы, разумеется, за некоторую плату. За соблюдением этого правила пристально следят и, как рычажок управления толпой, используют фразы типа: «Этот грех останется на вас.» К сожалению, такая «мода» начала распространяться во многих туристических местах России.

Святой целебный источник в честь преподобного Серафима Саровского.

После посещения Серафимо-Дивеевского монастыря, можно съездить к святым источникам. Всего их в Дивеево 6 штук, но мы побывали лишь на одном.

Источник находится в 12 км. от Дивеево на берегу реки Сатис. Самый большой среди всех остальных, с несколькими купелями, раздельными раздевалками и каменными лестницами, ведущими с берега в воду.

Существует несколько историй происхождения родника. Рассказывают, что солдатам, которые несли службу в Саровском лесу, на границе охраняемой зоны (Саров до сих пор является закрытым городом), явился старец. Пограничники рассказали ему, что им очень хочется пить, в ответ старичок ударил посохом, и с того места забила вода.

По другой истории мимо реки шел солдат с оторванными миной руками, он очень хотел пить, но крутые берега не позволяли ему подойти к воде. И тогда перед ним явился старец и спросил: «Что ты бегаешь тут, как белка?» Солдат ответил: «Очень хочу пить, а рук нет. Может, ты меня напоишь?» На что старец сказал: «Ты эту землю защищал, вот пусть она тебя сама и поит.» Ударил посохом о землю и оттуда пошла вода.

Перед источником стоит небольшая часовенка.

Температура воды в источнике круглый год колеблется от +3 до +5 градусов. В закрытых купелях окунаются нагишом (будьте осторожны, там скользкие ступеньки), а с берега заходят в х/б сорочках. Сорочки можно купить на подъезде к источнику. Окунаются в три подхода по три раза, погружаясь в воду с головой.

Нам очень повезло, весь день небо было хмурое, а к приезду на источник выглянуло долгожданное солнышко и ветер даже ветер стих!

Для боязливых малышей поставлены горки. По личному опыту скажу — купание очень бодрит, приводит в тонус и поднимает настроение на весь оставшийся путь домой. Всем приятных купаний 🙂

Loading...Loading...