Исаакиевский собор надписи над входами. Богатое украшение фасадов

2003-04-21T19:54Z

2008-06-05T19:16Z

https://сайт/20030421/370013.html

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

На фасады Исаакиевского собора возвращаются позолоченные надписи

1204

На фасады Исаакиевского собора после реставрации возвращаются позолоченные бронзовые надписи. На фризе каждого из четырех фронтонов храма расположены надписи: на северном - "Господи, силою Твоею возвеселится царь"; на южном - "Храм Мой храм молитвы наречется"; на восточном - "На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во веки"; на западном - "Царю царствующих". Как рассказал РИА "Новости" директор Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" Николай Нагорский, позолоченные надписи с фасадов храма Исаакия Далматского - в честь этого святого был освящен Исаакиевский собор - были демонтированы в конце 2002 года, впервые за всю историю существования собора. В реставрационных мастерских бронзу надписей вычистили и заново вызолотили. В понедельник начались работы по их монтажу. Работы по реставрации Исаакиевского собора, которые начались во второй половине 2001 года, планируется завершить в конце апреля. По словам Николая Нагорского, общая сумма, потраченная на реставрацию храма,...

С.-ПЕТЕРБУРГ, 21 апреля. /Корр. РИА "Новости" - Северо-Запад Анна Новак/. На фасады Исаакиевского собора после реставрации возвращаются позолоченные бронзовые надписи.

На фризе каждого из четырех фронтонов храма расположены надписи: на северном - "Господи, силою Твоею возвеселится царь"; на южном - "Храм Мой храм молитвы наречется"; на восточном - "На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во веки"; на западном - "Царю царствующих".

Как рассказал РИА "Новости" директор Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" Николай Нагорский, позолоченные надписи с фасадов храма Исаакия Далматского - в честь этого святого был освящен Исаакиевский собор - были демонтированы в конце 2002 года, впервые за всю историю существования собора. В реставрационных мастерских бронзу надписей вычистили и заново вызолотили.

В понедельник начались работы по их монтажу.

Работы по реставрации Исаакиевского собора, которые начались во второй половине 2001 года, планируется завершить в конце апреля. По словам Николая Нагорского, общая сумма, потраченная на реставрацию храма, составляет 150 млн рублей, причем все работы музей ведет за счет собственных средств.

По адресу: Исаакиевская площадь, дом 4.

Ближайшее метро: Адмиралтейская.

Исаакиевский собор один из самых красивых и значительных купольных сооружений не только в России, но и в мире.

Высота храма – 101, 5 метра.

Общий вес храма достигает трех сот тысяч тонн.

Площадь храма более 4000 кв. м.

Храм может вместить до 12000 человек.

Возле Исаакиевского собора есть Исаакиевский сквер, с одной стороны и Александровский сад с другой. В жаркую погоду это излюбленное место отдыха горожан.

До революции 1917 года Исаакиевский собор был главным кафедральным собором Санкт-Петербурга. После 1937 года собор преобразовали в историко-художественный музей.

Собор можно посетить купив билет. В стоимость билета входит экскурсия - у входа в храм Вам предложат провести групповую экскурсию.

На высоте 43 метра находится колоннада Исаакиевского собора. Доступ на колонаду по отдельным билетам. Отсюда замечательные виды на город. Подняться на колоннаду можно только пешком. Лифта здесь нет. До площадки колоннады 211 ступенек. Подъем может и тяжеловат для нетренированного человека, но вид того стоит.

В музее экспонируется модель лесов для подъема колонн, выполненная в 1826 году. При помощи такого устройства была произведена установка 48 колонн портиков. Подъем монолитов весом в 114 тонн продолжался 45 минут.

В здании храма экспонируется деревянная модель храма, которая была выполнена бывшим крепостным резчиком М. Т. Салиным из липового дерева. Первая деревянная модель была сделана Максимом Салиным в 1835 году. Позже эту модель император Николай I подарил прусскому королю. К 1846 году Салин изготовил новую модель собора (ее масштаб - 1:166 к размеру самого Исаакия), которую архитектор Монферран назвал «весьма полезною во время производства строения». Деревянная модель Салина использовалась тогда как рабочий макет строящегося собора, а также - для показа именитым гостям. За изготовление макета Салин получил 500 рублей (в то время дополно большие деньги).

При строительстве храма было использовано сорок три породы минералов. Цоколь собора облицован гранитом, а стены, достигающие местами пятиметровой толщины, - серым мрамором. Колонные портики украшены фигурами двенадцати апостолов. Фигуры ангелов расположены вокруг главного купола и над крышей храма. Со всех сторон здания располагаются фронтоны, украшенные горельефами. С южной стороны горельеф «Поклонение волхвов», горельеф северного фронтона – «Воскресение Христа». На восточной стороне горельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом», а на западном горельефе – «Святой Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия». Автор горельефов – скульптор К.П. Витали.

Здание собора с четырех сторон окружено 8 и 16-колонными портиками с фронтонами, украшенными статуями и горельефами. Гранит для колонн Исаакиевского собора привозили с побережья Финского залива.

Иногда храм называют неофициальным музеем цветного камня. Внутренние стены здания и пол выложены плитами русских, итальянских и французских мраморов и также поражают своим великолепием. Стены храма облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. Главный купол изнутри украшен росписью «Богоматерь во славе», работы К.П. Брюллова и П.В. Басина. Под куполом на стальном тросе парит посеребренный голубь, символизирующий святой дух. Здесь мы видим десятки мозаичных и живописных картин работ лучших художников: П.В. Васина, Василия Шебуева, Карла Брюллова, Фёдора Бруни. Храм украшают более 300 статуй, скульптурных групп и рельефов работы Ивана Витали, С.С. Пименова, П.К. Клодта, А.В. Логановского и других мастеров. Здесь более 60 мозаичных произведений русских мастеров. Для мозаики использовалось более 20 видов декоративных камней - порфир, малахит, ляпис-лазурит, различные сорта мрамора. Колонны иконостаса храма облицованы малахитом и бадахшанским лазуритом.

В храме три алтаря. Главный алтарь посвящен Исаакию Далматскому, алтарь справа – святой Великомученице Екатерине, а левый алтарь - святому благоверному князю Александру Невского. Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен малахитовыми колоннами, за ним мы видим цветной витраж «Воскресение Христа». Царские врата украшают также колонны и скульптурная группа «Христос во славе».

Историческая справка об Исаакиевском соборе

Проектировать Собор начали после Отечественной войны 1812 года по приказу Александра I. Император остановил свой выбор на проекте пятиглавого храма в классическом стиле, автором которого был О. Монферран. Строительство было начато в 1818 году и продолжалось 40 лет.

В советское время в храме был установлен маятник Фуко, показывающий, что земля вертится.

В 1991 году было принято решение об использовании храма верующими. Здесь регулярно совершаются церковные службы.

Изображения

Исаакиевский собор Исаакиевский собор Смотровая площадка Купол
Фрагмент свода Главный алтарь

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – выдающийся образец русского культового искусства. Он является одним из самых красивых и значительных купольных сооружений не только в России, но и в мире. По своим размерам храм уступает лишь соборам Святого Петра в Риме , Святого Павла в Лондоне и Святой Марии во Флоренции . Высота храма – 101, 5 метра, а общий вес достигает трех сот тысяч тонн. Площадь составляет 4000 кв м. Храм может вместить до 12000 человек. До революции 1917 года Исаакиевский собор был главным кафедральным собором Санкт-Петербурга, и только после 1937 года превратился в историко-художественный музей.

История строительства Исаакиевского собора

Петр Первый родился 30 мая, в день святого Исаакия Далматского, византийского монаха. В его честь в 1710 году и был отдан приказ построить рядом с Адмиралтейством деревянную церковь. Здесь Петр венчался со своей женой Екатериной. Позже, в 1717 году, было начато строительство новой каменной церкви, которую из-за оседания грунта разобрали.

В 1768 году по приказу Екатерины II начинается строительство очередного Исаакиевского собора по проекту А. Ринальди, который был возведен между Исаакиевской и Сенатской площадью. Строительство было завершено уже после смерти Екатерины II к 1800 году. Позже храм стал ветшать и пришелся «не ко двору» императору.

После Отечественной войны 1812 года по приказу Александра I начинается проектирование нового храма. Проект архитектора Монферрана предполагал использовать часть конструкций собора А. Ринальди: сохранение алтарной части и подкупольных пилонов. Разборке подлежали колокольня, алтарные выступы и западная стена собора. Южная и северная стены сохранялись. Собор увеличивался в длину, а его ширина оставалась прежней. Здание в плане приобрело прямоугольную форму. Высота сводов тоже не изменялась. С северной и южной сторон планировалось построить колонные портики. Сооружение должны были венчать один большой купол и четыре малых по углам. Император остановил свой выбор именно на проекте пятиглавого храма в классическом стиле, автором которого был Монферран.

Строительство было начато в 1818 году и продолжалось 40 лет. Было построено одно из высочайших купольных сооружений в мире.

Колокольня и купол Исаакиевского собора

Исаакиевский собор, как и практически все православные храмы, пятиглавый. Главный купол состоит из трех частей: нижней, средней и наружной. Диаметр наружного купола – 25 метров, внутреннего – 22,15 метра. На портиках вокруг барабана купола установлены 72 колонны из гранитных монолитов весом от 64 до 114 тонн. Впервые в строительной практике колонны такого размера были подняты на высоту более 40 метров.

На позолоту главного купола и куполов пяти колоколен ушло в общей сложности около 100 килограмм червонного золота. Все конструкции купола выполнены из металла. Венчает его фонарик с греческим золотым крестом.

Звонницы Исаакиевского собора расположены по углам основного здания. Колокола изготовлены из сплава меди, олова и серебра. В 1848 году на северо-западной колокольне собора установлен главный колокол весом около 30 тонн, украшенный изображениями государей России.

Наружное убранство храма

При строительстве храма было использовано сорок три породы минералов. Цоколь собора облицован гранитом, а стены, достигающие местами пятиметровой толщины, - серым мрамором. Колонные портики украшены фигурами двенадцати апостолов. Фигуры ангелов расположены вокруг главного купола и над крышей храма. Со всех сторон здания располагаются фронтоны, украшенные горельефами. С южной стороны горельеф «Поклонение волхвов», горельеф северного фронтона – «Воскресение Христа». На восточной стороне горельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом», а на западном горельефе – «Святой Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия». Автор горельефов – скульптор К.П. Витали.

Здание собора с четырех сторон окружено 8 и 16-колонными портиками с фронтонами, украшенными статуями и горельефами. Гранит для колонн Исаакиевского собора привозили с побережья Финского залива. Перевозка и установка огромных гранитных блоков стоила неимоверного труда рабочих и была связана с опасностью. Установка монолитных колонн выполнялась до возведения стен Исаакиевского собора. Для их сооружения применялись огромные гранитные блоки, которые привозили на специальных судах. Огромные колонны были установлены к 1830 году.

Внутреннее убранство храма

Иногда храм называют неофициальным музеем цветного камня. Внутренние стены здания и пол выложены плитами русских, итальянских и французских мраморов и также поражают своим великолепием. Стены храма облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. Главный купол изнутри украшен росписью «Богоматерь во славе», работы К.П. Брюллова и П.В. Басина. Под куполом на стальном тросе парит посеребренный голубь, символизирующий святой дух.

Здесь мы видим десятки мозаичных и живописных картин работ лучших художников: П.В. Васина, Василия Шебуева, Карла Брюллова, Фёдора Бруни. Храм украшают более 300 статуй, скульптурных групп и рельефов работы Ивана Витали, С.С. Пименова, П.К. Клодта, А.В. Логановского и других мастеров. Здесь более 60 мозаичных произведений русских мастеров. Для мозаики использовалось более 20 видов декоративных камней - порфир, малахит, ляпис-лазурит, различные сорта мрамора. Колонны иконостаса храма облицованы малахитом и бадахшанским лазуритом.

В храме три алтаря. Главный алтарь посвящен Исаакию Далматскому, алтарь справа – святой Великомученице Екатерине, а левый алтарь - святому благоверному князю Александру Невского. Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен малахитовыми колоннами, за ним мы видим цветной витраж «Воскресение Христа». Царские врата украшают также колонны и скульптурная группа «Христос во славе».
В храме установлен маятник Фуко, показывающий нам, что земля вертится.

Огюст Монферран завещал похоронить его в своём главном детище - Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. Но его желание не было исполнено Александром II. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, и вдова увезла его в Париж .

Во время Великой Отечественной войны немцы прямой наводкой не стреляли в купол здания, но осколки снарядов все же оставили следы на колоннах западного портика храма. По одной из легенд многие ценности из музеев города (скульптуры, мебель, книги, фарфор) хранились в подвалах здания и поэтому уцелели.

В 1991 году было принято решение об использовании храма верующими. Здесь четыре раза в год совершаются церковные службы.

В настоящее время многие туристы поднимаются на колоннаду Исаакиевского собора . Отсюда высоты 43 метра можно увидеть панораму города.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, купол которого виден ещё с Финского залива, является одним из символов Северной столицы. Храм является одним из шедевров мировой архитектуры.

Рельеф фронтона северного портика — это «Воскресение Христа», скульптор Ф. Лемер.

В центре композиции — поднявшийся из гроба Христос, справа и слева от него — ангелы трубят, а за ними перепуганные римские воины и потрясённые женщины.

Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым рускеальским мрамором.

Статуи, расположенные на углах и вершинах фронтонов, представляют 12 святых апостолов (скульптор Витали) — ближайших учеников Иисуса Христа, — причём вершины увенчаны статуями евангелистов, то есть авторов Евангелий — первых 4 книг Нового завета, повествующих об учении и жизни Иисуса.

Апостол Иоанн (с орлом)

Раньше эти светильники в темное время суток освещали дорогу к храму. Вернее освещали сам храм словно маяки, потому что дорога от них весьма далеко внизу. Не все знают что они газовые!


Вейерман К.Р. «Зажжение светильника на Исаакиевском соборе в полночь в Светлое Воскресение».

Светильники на соборе установили самыми последними, когда храм уже стоял и колоннада ангелов была. Ниже Исаакий еще без светильников.

Сами светильники имели форму не чаши, как сейчас, а полноценного фонаря.

Собор без светильников и с праздничной иллюминацией.

31 марта 1872 года с юго-западной стороны собора (угол напротив дома Мятлевых). В тот первый раз в светильнике зажгли не газ, а специальный состав из керосина, стеарина и спирта. Этим составом наполнили сосуд в виде сдвоенных медных котлов, с песком между стенками.

В июне 1873 года был заключён контракт на выполнение работ по «устройству аппаратов и проводки труб для освещения газом четырёх канделябр на углах аттика Исаакиевского собора». Врезка была осуществлена в четырёх местах в магистральную трубу Общества столичного освещения. Чугунные трубы шли под землёй, через фундамент собора. Снаружи по зданию собора также шли железные 2-х дюймовые трубы, которые были окрашены под цвет мрамора, гранита или бронзы.

Первый опыт одновременного горения всех четырёх светильников был осуществлен 30 августа 1873 года. Но мощности хватило только на полчаса горения, при этом давления не хватило и даже уличные фонари вблизи собора погасли. Тогда магистральные трубы вокруг собора заменили на имеющие больший диаметр и все заработало.

С картины художника С. Животовского гравировал Б. Луц

На каждом светильнике располагалось 2100 горелок, потребляющих 2-2,5 куб. футов газа. Это очень дорогое удовольствие, поэтому горение предполагалось лишь до 3-х часов и только 5 раз в год по праздничным дням, когда в столице зажигалась «большая иллюминация».

Кстати, почему бы сейчас не поставить там лампы имитирующие открытый огонь? Это было бы исторически верно и придало бы собору большего шика.

Вид на северную сторону города с колоннады.

Западный фасад

На фронтоне западного портика — барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», выполненный в 1842—1845 годах скульптором И. П. Витали. Его сюжетом является единение двух ветвей власти — царской и духовной (неслучайно портик обращён в сторону Сената и Синода).

На фронтоне западного портика — барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», выполненный в 1842—1845 годах скульптором И. П. Витали. Его сюжетом является единение двух ветвей власти — царской и духовной, неслучайно портик обращён в сторону Сената и Синода. Хотя по мне, так северный портик к Синоду смотрит больше.

Не многие знают, что тут изображен сам император Николай I в лице Феодосия, императрица Александра Фёдоровна в лице жены Феодосия и митрополит Серафим в лице Исаакия Далмацкого

Тут находится и сам Монферран, держа свое детище в руках.

А еще стоит Фома (скульптор Витали) — с угольником в левой руке (как архитектор).
Варфоломей (скульптор Витали) — изображён с крестом и скребком, которым с него содрали кожу, а затем повесили вниз головой.

Евангелист Марк изображён со львом, символизирующим мудрость и отвагу. Проповедуя учение Христа, он принял мученическую смерть в Александрии.

Вид на западную сторону города с колоннады.

Южный фасад

На фронтоне южного портика помещён выполненный в 1839—1844 годах скульптором И. П. Витали барельеф «Поклонение волхвов». В центре изображена Мария с младенцем, сидящая на троне. Её окружают пришедшие на поклонение волхвы, среди них выделяются фигуры месопотамского и эфиопского царей.

Надпись по фризу — «Храм мой храм молитвы наречётся».

Иисус и волхвы... младенец словно пострадал от китайцев иглоукалывателей... это от голубей.

Андрей (скульптор Витали) — проповедовал во многих странах, даже в Русской земле. Его распяли на кресте особой формы, наподобие буквы Х, который с тех пор стали называть Андреевским. В России он считается покровителем флота; при Петре I был учреждён Андреевский флаг, а также Орден Святого апостола Андрея Первозванного.

Ниже Филипп (скульптор Витали) — скромный и незаметный, он ничем особенным среди учеников Христа не выделялся. Предание говорит, что он проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии и принял смерть, распятый на кресте.

Есть еще и Матфей (скульптор Витали) — евангелист изображён в момент работы, с ангелом за спиной, символом чистоты деяний и помыслов; он принял мученическую смерть за Христа: его побили камнями, а затем обезглавили.

Левая ниша — «Благовещение» (скульптор А. В. Логановский)

Правая ниша — «Избиение младенцев» (скульптор А. В. Логановский). Хотя какое тут избиение, тут вырезание просто...

Двери: скульптор Витали: «Сретение», «Бегство в Египет», «Христос объясняет св. писание в храме», Александр Невский, Архангел Михаил, Коленопреклонённые ангелы.

Такого высокого и мощного портика больше нет нигде в мире. Все остальные соборы ему уступают.

Вид на южную сторону города с колоннады.

Восточный фасад

На барельефе восточного портика, обращённого в сторону Невского проспекта: «Исаакий Далматский останавливает императора Валента» (1841—1845, скульптор Лемер). В центре барельефа — Исаакий Далматский преграждает путь императору Валенту, предсказывая ему скорую гибель...

Тут стоят апостолы Иаков, Симон и Лука. На мой взгляд наиболее примечателен симон. В руках у него пила. И не потому что он собирается строить, потому что пила символ мучений которые испытывали апостолы. т.е. она для "пилки" людей.

Все дороги в Санкт-Петербурге ведут к Исаакиевскому собору – расположившись в центре культурной столицы, он занимает лидирующие позиции в списке самых посещаемых достопримечательностей города.

Исаакиевский собор располагается в центре одноименной площади. Является одним из самых крупнейших православных храмов города. Службы проходят лишь по особым дням (например, религиозным праздников и восересеньям), однако с 1991 года храм получил статус музея и все богослужения совершаются лишь с разрешения администрации.

Храм назван в честь Исаакия Далматского – Петр Первый почитал этого святого и был рожден с ним в один день (30 мая по юлианскому календарю).

Строительство сооружения шло в период с 1818 по 1858 года. Руководил процессом Николай Первый. Проект был разработан архитектором Огюстом Монферраном.

В год завершения всех работ собор освятили (30 мая, конечно) – Огюст умер примерно в это же время. Перед смертью он просил похоронить его в стенах Исаакиевского, однако просьба не была удовлетворена.

Внешний вид. В итоге здание получилось почти 102 метра в высоту, а по площади превышает 4 тысячи метров квадратных. Длина и высота приблизительно равняется 100 метрам.

Внешний вид собора является ярким образцом позднего классицизма – в образе уже виден синтез стилей (византийского, неоренессанского и эклектики). Диаметр купола равен 25,8 метрам. Монолитные гранитные колонны визуально удлиняют сооружение, всего вертикальных столбов 112. Стены собора облицованы мрамором нескольких оттенков серого – такой материал необычно переливается как в дождливую, так и в солнечную погоду (что в Питере гораздо реже).

Северный фасад. Северный фасад украшает надпись «Господи, силою твоею возвеселится царь» - пожалуй, это предложение в полной мере выражает главную идею постройки. В этой части храма скульптор Лемер разместил рельеф под названием «Воскресение Христа». Центр композиции – Христос, поднимающийся из гроба. Образ дополняют ангелы (по обе стороны от Иисуса), а также перепуганные стражники на заднем плане.

На дверях северного фасада изображены Святой Николай Чудотворец и Преподобный Исаакий Далмацкий, а также сюжеты «Вход в Иерусалим», «Бичевание Христа» и «Се Человек».

Западный фасад. Западный фасад можно отличить по барельефу на котором изображен Исаакий Далмацкий во время встречи с Императором Феодосием – скульптор И. П. Витали изрядно потрудился над ним в течении трех лет. Он же работал и над украшением дверей – сюжеты «Нагорная проповедь», «Воскрешение Лазаря» «Исцеление расслабленного». Изображены здесь апостолы Павел и Петр.

Южный фасад. Все тем же талантливым Витали выполнен барельеф «Поклонение волхвов». Центром композиции является Мария с младенцем на троне. На дверях он изобразил Архангела Михаила и Александра Невского. Сюжетными рельефами стали «Бегство в Египет» и «Сретение».

Восточный фасад. Здесь барельеф был выполнен Лемером. Композиция «Исаакий Далмацкий останавливает императора Валента» готовилась в период с 1841 по 1845 года.

Интерьер. Интерьером занялись в 1841 году – над ним работали все выдающиеся русские художники того времени.

Изначально витражами украшали католические храмы, однако этот элемент идеально вписался и в интерьер Исаакиевского собора – различные святые и сюжеты из Библии переливаются теперь разными цветами от дневного света.

Внутри можно увидеть разные панно и картины , которые датируются (самое раннее) 19 веком – монументальная живопись в этих произведениях является уникальной в своем роде.

Посетив Исаакиевский собор, необходимо обязательно встать в центр зала и посмотреть на верх – восхитительной красоты купол заставит ахнуть. Барабан купола расписан изображениями 12 апостолов, а в самом центре размещен образ белого голубя . Эта птица – символ святого духа. Ее разместили под самым сводом и поэтому для посетителей она кажется совсем небольшой (на высоте 80 метров). Но на самом деле размах крыльев составляет чуть менее двух метров, а длина (от головы до кончика хвоста) аж 2 метра 7 сантиметров! Сооружение точно не упадёт (пугаться не стоит) – оно изготовлено из меди и внутри является полым. Общий весь голубя равен примерно 18 килограммам.

Некогда на месте белой птицы весел маятник , которыйдоказывал посетителям теорию Фуко – Земля вращается вокруг своей оси. Идея разместить маятник в храме принадлежала советскому астроному Каменщикову.

История. Рассматривая внешний вид собора, можно то тут, то там увидеть изъяны – следы от снарядов на колоннах и лестницах можно увидеть до сих пор. Восстанавливать повреждения не стали, дабы посетители помнили о страшном времени.

Туристам можно подняться на колоннада – высокая винтовая лестница ведет на смотровую площадку купола. Вид отсюда открывается необыкновенный: крыши старых домов, узкие улочки, каналы и даже лайнеры, которые ожидают путешественников.

Loading...Loading...