Как переводится хеврон. Хеврон

:  /  (G) (O) 31.535 , 35.098611 31°32′06″ с. ш. 35°05′55″ в. д.  /  31.535° с. ш. 35.098611° в. д. (G) (O)

Географические данные

Хеврон находится в Иудейских горах (930 м над уровнем моря) в 36 км к юго-западу от Иерусалима , на границе между Иудейскими горами и Иудейской пустыней. Горный климат благоприятен для выращивания плодовых деревьев и виноградников.

Население - около 170 тысяч человек, в основном - арабы-мусульмане. В еврейских кварталах Хеврона проживает около 800 евреев (начало 2014 г.).

История

В древние времена

Хеврон - один из древнейших непрерывно населенных городов мира. Городские стены Хеврона существовали уже около 1700 г. до нашей эры.

Впервые Мамре упоминается в самом начале Библии (Быт. 13:18) как место, где поселился Авраам и где он сделал жертвенник Богу. Названию Мамре постоянно сопутствует упоминание дубравы или одного дуба, около которого Авраам встретился с тремя ангелами (Быт. 18). Дуб, согласно традиции, растущий здесь с момента сотворения мира (см. Быт. 23:2, 23:19; ИбН. 15:13 и др.), - так называемый мамрийский дуб.

В средние века

В римский период Хеврон назывался Аврамиус и был небольшим городом. В византийский период начался его подъем, поскольку город был важным пунктом на пересечении дорог из Иерусалима в Египет и через Петру в Иорданию .

В 7 в. при арабском вторжении в Эрец-Исраэль Хеврон стал называться Халил ал-Рахман (по-арабски `друг Бога` - принятое в исламе обозначение Авраама); кроме того, по имени Авраама (по-арабски - Ибрахим), в Коране - Меджид Ибрахим (по-арабски - `молельня Авраама`) или Хабрун (по-арабски - `цветущий город`).

Ранний арабский период (638–1110) связан с возобновлением присутствия в Хевроне еврейской общины и ее активной деятельности, о чем свидетельствуют многочисленные работы историков, а также документы и иллюстрации, обнаруженные в генизах . Халиф Омар Ибн Ал-Хаттаб разрешил евреям построить синагогу возле пещеры Махпела .

В этот период Хеврон развивался, его население торговало с бедуинами Негева и народами, жившими к востоку от Мертвого моря . Арабский географ и путешественник Мукаддаси, посетивший Хеврон в 10 в., отмечает оживленную торговлю свежими фруктами. Есть свидетельства существования в Хевроне в 1001 г. общины караимов .

В 1540 г. рабби Малкиэль Ашкенази фактически создал заново еврейскую общину в Хевроне, найдя компромисс между духовной и практической сторонами жизни местных евреев. Прежде всего он купил обширный участок земли (сейчас там расположен оптовый рынок), и это положило начало кварталу города, в котором обосновались евреи Хеврона и селились новоприбывшие. Разговорным языком евреев Хеврона был в то время еврейско-испанский . Дома еврейского квартала были построены в виде замкнутого круга с тремя радиально расположенными арками, а в центре его находилась сефардская синагога «Аврахам Авину».

Еврейский квартал пользовался широкой внутренней автономией, и со временем он превратился в гетто , его контакты с внешним миром были незначительными, хотя большая часть населения постоянно зависела от помощи, получаемой в виде пожертвований от евреев Эрец-Исраэль или собираемой хевронскими посланцами в других странах. В середине 17 в. община была мала и бедна, полностью зависела от халуки , из которой Хеврону доставалась малая часть (одна восьмая).

Образование благотворительного фонда Ихац (назван по первым буквам названий городов: Иерусалим, Хеврон и Цфат) не улучшило тяжелого экономического положения евреев Хеврона, главной проблемой был огромный долг общины Хеврона, постоянно возраставший в результате различных декретов турецких властей. Несмотря на экономические трудности, эпидемии и стихийные бедствия, духовная жизнь в еврейской общине Хеврона продолжалась.

В конце 16 в. – начале 17 в. в Хеврон переселились из Цфата некоторые крупные каббалисты , среди которых наиболее известен ученик Моше Кордоверо Элияху де Видас (1518–92), автор книги «Решит хохма» («Начало мудрости», 1575). Увлечение каббалой и мистикой оказало большое влияние на духовную жизнь общины Хеврона, придав ей значительный аскетизм.

В 1659 г. филантроп из Амстердама раввин Аврахам Перейра (?–1699) основал в Хевроне иешиву «Хесед ле-Аврахам», ставшую главным фактором в превращении Хеврона в духовный центр.

В 1807 г. и 1811 г. евреи Хеврона купили и арендовали более 80 га земли. Финансовую помощь они получали из диаспоры: филантроп З. Вертхаймер учредил крупный фонд поддержки бедноты Иерусалима, Хеврона и Цфата; в 1814 г. опекуном Хеврона стал Хаим Барух из Остравы, организовавший сеть фондов, регулярно и значительно помогавших Хеврону; М. Монтефиоре , посетивший Хеврон в 1839 г., был поражен красотой города и сделал большие пожертвования. Члены еврейской общины Хеврона занимались виноделием, ремеслами и торговлей.

В 1834 г. армия египетского наместника Ибрагима-паши подавляла восстание местных арабов, захватила Хеврон и три дня его громила. Действия египтян не были специально направлены против евреев, но евреям тоже досталось, тем более, что в отличие от мусульман, евреям бежать было некуда.

С середины 19 в. состоятельные евреи Хеврона стали селиться за пределами еврейского квартала, и население гетто стало сокращаться.

В 1879 г. стамбульский филантроп и поставщик продовольствия для турецкой армии Романо построил в Хевроне большое здание «Бейт-Романо», в котором, наряду с жилой частью для его семьи, находились гостиницы для паломников, а также так называемая «Стамбульская синагога» и иешивы .

В 19 в. важнейшую роль в развитии еврейского поселения в Хевроне внесла община Хабада , возглавлявшаяся рабби Симоном Менахемом Хайкином, переехавшим в Хеврон из Цфата в 1840 г. Внутренняя жизнь еврейского населения была хорошо организована, между группами сефардов и ашкеназов существовало согласие.

В середине 19 в. Элияху бен Сулейман Мани основал в Хевроне несколько общественных учреждений, в том числе две иешивы: «Мидраш Элияху» и «Маасе ниссим», и реорганизовал сефардский колел ; при нем он стал организационно и духовно независимым от иерусалимского колела. Мани внес в устав общины пункт, согласно которому колел субсидировал лишь тех, кто серьезно занимался изучением Торы .

Это вынудило многих жителей Хеврона начать работать, что улучшило экономическое положение еврейской общины. К концу 19 в. она насчитывала 1500 человек.

В 1868 г. Русская духовная миссия в Иерусалиме приобрела участок земли в Хевроне, на котором растет легендарный мамрийский (в русской традиции мамврийский) дуб (см. выше). Рядом с дубом был основан православный монастырь Святого Авраама и церковь Святых Праотцев.

В связи с общей деградацией Османской империи с 19 в. значение Хеврона как крупного регионального центра неуклонно снижалось, европейские путешественники описывали его как «дикое арабское гнездо».

В 1895 г. на пожертвования евреев из Северной Африки была построена больница, в которой перед 1-й мировой войной организация Хадасса стала содержать медицинский персонал, после чего больница стала называться «Хадасса».

В XX веке

Важный вклад в духовную жизнь общины внесли цадик Шолом Дов из Любавичей), разместивший в 1912 г. основанную им иешиву «Торат Эмет» в приобретенном любавичскими хасидами здании «Бет-Романо», и раввин А. Мелини, основавший в 1904 г. иешиву для молодежи.

Из-за возросших экономических трудностей к 1910 г. начался резкий упадок Хеврона, сопровождавшийся массовой миграцией его жителей в Иерусалим . Еврейское население Хеврона снизилось до семисот человек, а в 1914 г., с начала 1-й мировой войны, когда молодые жители Хеврона были призваны в армию, пути финансовой помощи блокированы, евреи, подданные России и других враждебных Османской империи государств, насильственно выселены, к тому же на Хеврон обрушились голод и чума, - община почти перестала существовать.

В конце 1917 г. войска Великобритании заняли Хеврон. После окончания 1-й мировой войны еврейская община Хеврона начала восстанавливаться. С помощью Сионистской организации в Хевроне были открыты мужская и женская школы и детский сад. Численность евреев была значительно ниже предвоенной (в 1922 г. проживало 430 евреев из 16 тыс. общего населения Хеврона).

Духовная жизнь общины была в упадке - в иешивах училось всего 17 человек. Ситуация улучшилась в 1925 г., когда рабби М. Эпштейн из Литвы основал иешиву «Слободка». Еврейское население стало расти, и к 1929 г. насчитывалось 700 человек (из 18 тыс. общего населения Хеврона), все - исключительно представители ультраортодоксальных общин .

В 1929 г. еврейская община Хеврона пострадала от жестокого погрома со стороны арабского населения. Нападение было запланировано и имело целью положить конец еврейскому заселению Хеврона. В это же время арабы предприняли нападения и на другие еврейские населенные пункты, но их атаки были успешно отражены еврейскими силами самообороны .

Узнав о готовящемся нападении на евреев Хеврона, руководство Ѓаганы предложило направить в город вооруженный отряд. Но ультраортодоксальное руководство еврейских общин Хеврона, настроенное резко антисионистски , отказалось принять помощь нового ишува . Было убито 67 человек, ранено 60, еврейский квартал был разрушен, синагоги разграблены, свитки Торы сожжены. Многие бежавшие и уцелевшие от погрома евреи Хеврона (35 семей) не смирились с уничтожением общины и вернулись в 1931 г. в город для ее возрождения. Во время арабских беспорядков в 1936 г. британские власти эвакуировали еврейское население Хеврона, и до 1947 г. там проживал лишь один еврей.

В ходе Войны за независимость Хеврон был оккупирован Иорданией . Иорданские власти и местные жители предприняли систематическую кампанию по ликвидации каких-либо доказательств еврейского присутствия в городе. В 1953 г. они разрушили еврейский квартал, на его большей части построен оптовый рынок. Они осквернили еврейское кладбище и устроили хлев на развалинах синагоги "Авраам Авину".

После освобождения в 1967 г.

В ходе Шестидневной войны 8 июня 1967 г. израильская армия овладела Хевроном без боя. Среди арабского населения Хеврона началось массовое бегство (из-за страха мести за погром 1929 г.), остановленное израильскими властями.

Главный раввин ЦАЃАЛа Шломо Горен вывесил израильский флаг над Маарат Махпела и внёс туда свиток Торы , но министр обороны Моше Даян приказал вернуть пещеру мусульманам.

После Шестидневной войны евреи стали предпринимать попытки возвращения в Хеврон, что вызвало бурную полемику: одни считали акт возвращения исторически справедливым и общественно и духовно необходимым, другие усматривали в еврейском заселении Хеврона препятствие мирному урегулированию арабо-израильского конфликта. В 1967 г. был отменен существовавший 700 лет запрет на молитвы евреев в пещере Махпела и установлены израильским правительством дни и часы молитв для евреев и мусульман.

В мае 1968 г. группа молодежи - члены сионистского национально-религиозного движения Гуш Эмуним во главе с раввином М. Левингером (родился в 1935 г.) - поселилась в гостинице в Хевроне, но вскоре была переведена израильской военной администрацией в здание военной комендатуры, где к ним присоединились двадцать учащихся иешивы «Ор Эцион». Их действия вызвали общенациональную дискуссию и получили поддержку всего политического спектра.

Поселенцы требовали предоставления им права вселиться в принадлежавшие евреям дома, но муниципалитет Хеврона возражал; в качестве компромисса израильское правительство начало строить новый еврейский жилой массив к северо-востоку от Хеврона (ныне Кирьят-Арба). Первые 105 единиц жилья были готовы осенью 1972 г.

С 1976 г. участники движения Гуш Эмуним во главе с раввином Левингером предпринимали попытки поселиться в пустующем здании «Хадассы», которые пресекались израильскими силами безопасности. В 1979 г. в связи с 50-летием погрома в Хевроне в здание «Хадассы» проникли 15 женщин из Кирьят-Арбы с 45 детьми. Правительство не решилось выдворить их, а Геула Коэн оказала им поддержку.

После террористического нападения в мае 1980, при котором шесть евреев, возвращающихся с молитвы на гробницы патриархов были убиты и 20 ранены, правительство под руководством Менахема Бегина согласилось на ремонт Бейт-Хадасса, а также разрешило евреям переехать в смежные здания Бейт-Хасон и Бейт-Шнеерсон в старом еврейском квартале. Дополнительный этаж был построен на Бейт-Хадасса, и 11 семей переехали в течение 1986 За следующие два десятилетия многие другие принадлежащие евреям здания в Хевроне были отремонтированы и восстановлены.

Позже еврейское присутствие в Хевроне сосредоточилось также близ восстановленной синагоги «Авраhам Авину», в «Бейт-Романо» и в Рамат-Ишай (Тель-Румейда), таким образом в Хевроне образовались три еврейских квартала. Еврейская община Хеврона растет крайне медленно, несмотря на множество желающих поселиться в городе, что связано с причинами политического характера.

Каждая попытка евреев поселиться в пустующем здании (даже законно ими купленном с соблюдением всех правил) превращается в скандал с судебными процессами и силовыми акциями по их выселению. Порой масс-медийное эхо таких событий выходит за всякие разумные рамки как со стороны ультралевой и арабской пропаганды, так и со стороны радикально настроенных поселенческих кругов.

Пещера патриархов (Махпела)

В 1994 г. врач Барух Гольдштейн вошёл в Пещеру Патриархов с заряженным автоматом в то время, когда там молились мусульмане, и начал стрелять в молящихся. В результате погибли 29 человек и десятки были ранены. Барух Гольдштейн был растерзан толпой, а созданная израильскими властями комиссия признала его поступок преднамеренным и необоснованным убийством.

Тем не менее, есть сведения, что молящиеся арабы готовились к вооруженному нападению на еврейский квартал Хеврона, чему Б. Гольдштейн помешал.

Вечером, в канун праздника, главное командование округа созвало на заседание важных должностных лиц для согласования действий. Был там и врач Барух Гольдштейн, чья работа приобретала жизненно важное значение в обстановке чрезвычайного положения. Были и другие люди, занимавшие ответственные посты. От них я и знаю, что обсуждалось на том заседании.


Присутствующим сказали, что ожидается нападение на еврейских жителей Хеврона с целью убийства – в размерах, намного превышающих те, к которым на сегодняшний день " привыкли." Гольдштейну было велено развернуть полевой медпункт чрезвычайного положения и доложить, имеется ли достаточный запас крови, плазмы и прочих медикаментов. Гольдштейн спросил высших офицеров, почему, если так, они не вводят комендантский час. Ответ был прост и ясен:
" У нас сейчас идёт мирный процесс. Это просто невозможно."
Для жителей Кирьят-Арбы чудовищное, вызывающее дрожь выражение Переса – "жертвы мирного процесса" – имело самый реальный и осязаемый смысл, и доктор Барух Гольдштейн изо дня в день сталкивался с этой живой расплатой за авантюру Осло. Можно не сомневаться, что ответ командования звучал для Гольдштейна смертным приговором, вынесенным некоторому количеству евреев, которые завтра будут принесены как жертвы на алтарь "мирного процесса".

Некоторые города влюбляют в себя, какие-то разочаровывают. Иногда, погуляв по улицам нового места, у тебя остаётся множество вопросов. В Хевроне всё по-другому. Город задаёт вопросы тебе.

Очень странные ощущения. Писать рассказ про Хеврон непросто. Наверное, это самый странный город на планете. Он практически вымер. Город-призрак. И в то же время - живее всех живых, всё здесь бурлит, как в мегаполисе. На 250 тысяч арабов - 600 человек еврейского населения. Но их присутствие заметнее, чем где-либо в Израиле.

Огромное поселение физически разделёно надвое: одна и та же улица может быть разрублена напополам, между евреями и арабами. Берлинская стена отдыхает.

1 Если заезжать в Хеврон с арабской стороны - ничего необычного, обыкновенный палестинский город. Повсюду базар и торговля, чтобы ездить в таких условиях - нужны железные нервы и стальные яйца.

2 Хевронцы живут своей жизнью, верблюжатинкой вот торгуют. Это местный деликатес. Тушёный верблюд по-хевронски - знаменитое блюдо. А каждый день можно забить только лишь одного верблюда.

3 Сегодня город расположен на территории Палестинской Автономии, однако он разделён на две части, H1 и H2, арабскую и еврейскую. И тем, и другим запрещено переходить границу, город существует как два отдельных. Вот типичная улица арабского Хеврона. Стоит посмотреть наверх, увидите большой израильский флаг и будку-башню на крыше. Блокпост израильской армии. Большой брат следит.

4 Когда-то эти улицы были единым целым, и даже не было отдельных кварталов. И арабы, и евреи жили вместе, соседствовали помаленьку, торговали друг с другом, и даже иногда ходили в гости. Теперь же сделать это, скажем так, проблематично. Лестницы завалены мотками колючей проволоки егозы, улицы просто-напросто перекрыты бетонными блоками.

5 Здесь была шумная торговая улица. Сегодня эта лавка - последняя. Торговец-араб указывает в сторону высокой стены, в которой есть бронированная дверь на еврейскую территорию. Изнутри она не открывается.

6 Хевронцы, кажется, почти свыклись с таким положением дел. Но они всё очень хорошо помнят. Любая искра вызовет новый, ещё более сильный взрыв.

7 Из-за чего возник конфликт и почему город оказался разрезан надвое? Из-за общих корней евреев и арабов. Конкретнее - из-за могил праотцов, известных каждому по Библии: Аврааму, Исааку и Якову. Кости эти значимы для всех трёх мировых религий, особенно для иудеев и мусульман. Для последних это и вовсе четвёртое по святости место, после Мекки, Медины и Иерусалима.

Так, исторически Хеврон был более арабским городом (хотя ислам пришёл сюда позже, но засел в головы людей плотнее), но иудейская община существовала в нём с самого основания. И жили они относительно тихо-мирно. До 1929 года, когда здесь, в Хевроне, случился еврейский погром. Как вы знаете, в двадцатые-тридцатые годы многие люди возвращались со всего света сюда, на Святую землю, хотя до создания государства Израиль были долгие годы. Но арабам очень не по нраву был резкий приток эмигрантов. В результате стычки погибло 67 евреев, было сожжено около сотни домов. Жители испугались и начали убегать, переселяться в другие города.

8 Почти сорок лет арабы радовались одиночеству: сперва, после войны за независимость Израиля, весь Западный берег, включая Хеврон, отошли Иордании. Связь евреев со своими святынями была прервана не только здесь, но и в Иерусалиме (как помним, Храмовая гора, например, до сих пор в иорданских руках). А вот в 1967-м, в ходе Шестидневной войны, территории эти вернулись под израильский контроль. Третье возвращение евреев арабским жителям совсем не понравилось, с тех пор началась самая кровавая страница в истории города. Которая, на самом деле, не дописана до сих пор.

9 Дозорные башни - совсем не просто так. В бронированных будочках дежурят солдаты ЦАХАЛа. Вот этот парень долго наблюдал за тем, как я бродил по улицам и снимал их с разных ракурсов. Солдат наблюдал с еврейской высоты, я гулял по арабской части. В какой-то момент я вылез на крышу одного из домов и наши взгляды встретились. Ничего, ровным счётом ничего. Посмотрел и отвернулся. Человек с большой камерой его не заинтересовал. В этих краях это значит турист, а не шпион.

10 Здесь была обыкновенная городская улица. При разделении города она осталась в арабской части, перпендикулярная ей - в еврейской. Поэтому улицу просто загородили блоками. Но до блоков ещё двадцатиметровая полоса безопасности, колючая проволока и забор.

11 “Второй этаж” одной из арабских улиц. Железные навесы защищают торговые ряды от солнца, не более того.

12 По сравнению с шумным или туристичным , здесь немноголюдно. Как почти везде в палестинских городах, почти каждая улица базар. Но здесь торговля вялая, за клиентов буквально дерутся.

13 Камень из прошлого. Эта мемориальная доска на иврите висит до сих пор. Арабы её почему-то не трогают.

14 Есть сувенирные ряды, предлагают всё подряд. Нужно же чем-то заинтересовать немногочисленных иностранных туристов. Иностранных - потому что израильтянам сюда нельзя. Какие здесь сувениры? Ну вот, например, первоклассные поделки, сделанные руками палестинских женщин. Ещё монетки старые: сегодня в автономии в ходу обыкновенные израильские шекели, а когда-то у них были и свои деньги.

15 Одна из палаток очень странная. Здесь показывают фотографии израильских поселенцев, занявших арабские дома : просто фотографии обычных людей. И рядом - араб в инвалидном кресле.

16 Ещё мужчина-торговец показывает видеозапись с камеры, где израильская армия разгоняет еженедельное мирное шествие хевронских арабов . На видео, в самом деле, видно, как открываются ворота и с израильской стороны приходят люди в касках и бронежилетах. Дальше всё это напоминает то, чем заканчивается почти что каждый российский митинг: ОМОНовцы тащат народ в автозаки. Куда тащат здесь - непонятно. Видео начинается непосредственно с винтилова, что ему предшествует, нам не показали. Нужно понимать, что и солдаты не ангелочки, и арабы - не безвинные ягнятки.

17 Хеврон очень старый город. Настоящий, подлинный Middle East. Здесь много закоулков и дворов-колодцев. Реалии сегодняшнего дня заставили подпортить вид: небо теперь в клеточку. Каждый такой дворик закрыт сеткой: говорят, поселенцы-израильтяне балуются и сбрасывают на арабов всякий мусор.

18 Я делаю эту фотографию с палестинской части. Там, где стоит будка - уже Израиль. В некоторых местах арабы и евреи до сих пор соседствуют, но через дверь им в гости не сходить. Через окно тоже.

19 Многие кварталы почти полностью заброшены, такая красота пропадает.

20 Улицы оказались отрезанными друг от друга, некогда шумный проходной двор становится тупиковым. Арабам тоже не нравится жить в постоянном напряжении, многие уезжают, оставляя после себя пустые дома.

21 Страшнее всего понимать, что это вряд ли когда-то закончится. Смотришь на этих ребятишек, обычные мальчишки идут из школы. Там, по другую сторону стены, возвращаются из своей школы еврейские ребята. Они могли бы дружить, но они даже не могут встретиться. Зато с самого детства они слышат об оккупантах и врагах, что с одной, что с другой стороны.

22 В компьютерном клубе они играют в стрелялки. Помню, была такая игра, “Контр-Страйк”. Мне она никогда не нравилась, чего не скажешь о подавляющем большинстве. Там все играли по сети, друг с другом. Одни - на стороне террористов, другие за полицейский спецназ. И декорации были такие похжие на Хеврон.

Так что, в каком-то смысле стена помогает. Не претворить компьютерную игру в жизнь. Здесь это кажется совсем простым.

23 В дозорной будке сегодня дежурит кот.

25 А вот рыночная улица. Несмотря на разгар дня, совсем пустая. Все лавки закрыты. Причём, мне кажется, много лет.

26 Стальная клетка КПП между двумя Хевронами. К туристам не особенно пристают, у меня даже не проверили паспорт. Видно, что чекпоинт сделан прямо в арке бывшей улице, видите всё те же торговые лавки по обе стороны?

27 Куда более строгий контроль нас ждёт через сто метров от КПП. Здесь вход в Пещеру Праотцов: то самое здание, из-за которого и поделили весь город напополам. Вооружённые до бровей полицейские проверяют документы, спрашивают вероисповедание и отбирают острые предметы.

28 Мы входим на мусульманскую сторону, здесь мечеть. Возле входа очень необычные ворота: здесь могут прятаться солдаты на случай нападения. И всё это - неспроста. Именно здесь, ровно двадцать лет назад, в 1994-м, случилась кровавая бойня. Поселенец Барух Голштейн, обычный врач, ворвался в мусульманскую часть Пещеры в ночь перед Рамаданом и расстрелял кучу народу. История крайне мутная, если хотите - прочтите в интернете хронологию и последствия. Но именно после того случая между двумя частями одного здания построили внушительные ворота.

29 С этой стороны - обыкновенная мечеть. “Домики” изображают могилы. На самом деле, люди похоронены глубоко внизу. Собственно, в пещере.

30 Пещера - место сакральное для иудеев, мусульман и христиан. Кроме Авраама, Исаака, Иакова здесь похоронены их жёны. А ещё, если верить легенде, именно здесь покоятся Адам и Ева. Но попасть туда нельзя никак, считается святотатством. Можно посмотреть на огонёк свечи глубоко внизу, через эту дырку. С израильской стороны посмотреть нельзя.

31 В особых круглых комнатах, с окнами, но без дверей, стоят саркофаги. Как раз они и олицетворяют могилы древних “патриархов”. Окно напротив - еврейская часть. Между ними - пуленепробиваемое стекло. На всякий случай.

32 А вот и двери, разделяющие здание. Совсем близко, но попасть “на ту сторону” местные не могут никак. Только такие как я, туристы с паспортом третьей страны.

33 Туристов в Хеврон не возят. Некоторые добираются самостоятельно, но обычно они смотрят либо один, либо другой Хеврон: то ли времени не хватает, то ли военные не пускают, как в случае с израильтянами. Разумеется, я не смог отказаться от возможности посмотреть обе стороны баррикад. Израильские полицейские вежливо проверяют документы, видят, что я не имею отношения к сторонам конфликта и разрешают пройти в еврейскую зону.

34 Отсюда всё вообще совершенно не кроваво смотрится. Но как-то отпускает. В арабской части испытываешь напряжение, и не только в Хевроне, а вообще. Там вечный базар, шумиха: это интересно и колоритно, но быстро приедается. Приставучие торговцы не добавляют комфорта. На израильской стороне - почти полная тишина.

35 Мицва-мобиль. Это иудеи всего мира переняли из Америки, где проповеди с колёс популярны у всех цекрвей. В данном случае это мобильная синагога. Можно подойти, поговорить с раввином, взять религиозную литературу.

36 Пещера праотцов, Махпела, с другой стороны. Есть основания полагать, что это самое древнее ныне существующее здание, не утратившее своего первоначального назначения. Говорят, этому строению две тысячи лет, и построено оно было во времена Ирода Великого. Комплекс никогда не достраивался и не перестраивался.

Да, лучший ракурс открывается с израильской стороны. А ведь долгое время, почти восемьсот лет, всё было совсем наоборот. Восемь веков место было закреплено за мусульманами. Евреям вход в пещеру был запрещён. До 1967 года евреи могли молиться снаружи, как у Стены Плача.. Молившимся было запрещено подниматься выше, чем на седьмую ступень. Израиль отменил запрет после Шестидневной войны, и "седьмая ступень” была разрушена. Однако, и после этого иудеям позволялось заходить внутрь лишь в определённые часы. Всё изменилось после теракта 1994 года, той самой бойни. С тех самых пор правительство Израиля разделило здание перегородкой, и на сегодняшний день мусульманам осталось лишь 35% площади.

37 Здание Махпела огромно, но для публики открыта лишь очень крохотная часть: в пещеры нельзя, на верхние этажи нельзя, на крышу - и тому подавно. По сути, доступен лишь один этаж: с арабской стороны это классическая мечеть, ну а с еврейской - типичная синагога.

38 Обстановка здесь - прямо противоположная мечети. Там всё тихо и чинно, люди молятся на коленях в одиночестве. У евреев - весёлый праздник, люди водят хоровод и поют песню.

39 А вот тот же самый саркофаг, что мы видели ранее. Обратите внимание на мусор на полу: поставили пуленепробиваемое стекло, а люди всё равно друг в друга кидаются.

40 Двери-перегородки с другой стороны. Замки именно с этой стороны, и здесь сидит вооружённый полицейский.

41 Но то, где мы были до этого - ещё не израильская сторона Хеврона, а лишь еврейская часть Пещеры Патриархов. Настоящий “Хеврон-два” начинается чуть дальше. Минуем ещё один пост, показываем паспорт и оказываемся в абсолютно мёртвой зоне: ни одного человека вокруг. Это зона отчуждения,

42 Хотя и “хеврон-два” сам по себе выглядит не очень живым. Так ведь и обитателей здесь, как писал выше, шестьсот человек. В этих домах жить просто некому. Балконы закрыты мелкой решёткой, чтобы не кидали камни и коктейли Молотова. Эти балконы - арабские, а сама улица - еврейская. Интересно, каково это - жить и смотреть в окно на мир, куда не можешь попасть? При том, что этот мир - соседняя улица.

43 Хевронская стена во всей красе.

44 На израильской стороне.

45 Ещё одна брошенная улица. Сегодня это ничейная земля.

46 Находясь на еврейской стороне, поднялся на крышу и подошёл к солдатской будке. Израильские солдаты никогда не запрещают себя фотографировать. Постоять и понаблюдать вместе с ним можно совершенно спокойно.

47 Не только солдаты, но и сотни видеокамер следят за тем, что происходит на арабской стороне Хеврона. Арабы под колпаком.

48 Палестинцы отвечают собственной “флаговой атакой”. Хотя смотреть на них некому, разве что туристам.

49 А вот одно из немногих живых зданий на еврейской стороне. Кажется, это синагога.

50 Так выглядит небольшое КПП между районами. Внутри - рамки металлодетекторов и солдаты. Когда вы выходите в арабский Хеврон, никто не спрашивает документы и даже не поворачивает голову на писк рамок. Там вы - сами за себя.

51 Гулять по Хеврону очень интересно как фотографу, но очень тревожно как человеку. Очень быстро осознаёшь, насколько мелкими могут быть твои собственные проблемы.

52 А ведь так со стороны может на минуту показаться, что мир уже достаточно взрослый и опытный, а история полна живых примеров. Но нет ещё, не навоевались. И планета доказывает это каждый день.

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Город Хеврон располагается в южной части Западного берега реки Иордан в Палестинской автономии , являясь столицей провинции Хеврон. Это один из древнейших городов на планете и, к сожалению, один из наиболее небезопасных. Он разделён на две части. В арабском секторе проживает немногим более 150 тысяч человек арабского происхождения, а в еврейском, восемь сотен израильтян и 30 тысяч палестинцев. Еврейская община уже долгое время живёт под охраной израильской армии, которая неусыпно следит за соблюдением порядка, поскольку регулярные вооружённые конфликты на религиозной почве давно стали отличительной чертой этого региона. Между секторами, имеющими условные обозначения H1 и H2, существует 16 контрольно-пропускных пунктов, пройти через которые можно только после полной проверки на наличие какого-либо оружия и предметов, представляющих угрозу местному населению, а также проверки паспорта.

В последние годы, из-за постоянных войн и столкновений, многие улицы Хеврона превратились в настоящее поле сражения. Выбитые стёкла домов, разрушенные взрывами бетонные основания, покореженные здания, вывернутая с корнем арматура и бесхозные деревянные балки, стали своеобразным символом этого старинного города, известного своими историческими достопримечательностями, являющимися к тому же важным культурным наследием для всего мира.

Хеврон находится всего в 30 километрах от Иерусалима, на высоте 927 метров над уровнем моря, и несмотря на довольно напряжённую политическую ситуацию, остаётся важнейшим религиозным центром для большинства верующих. Главной святыней города является знаменитая пещера Махпела , где согласно монотеистической традиции были захоронены Адам и Ева, а также некоторые библейские патриархи. Здание, где предположительно находятся захоронения, стоит здесь со времён Ирода Великого. На сегодняшний день в его стенах проходят и христианские и мусульманские богослужения. Данных по результатам исследования пещеры Махпела совсем немного, поскольку мусульманские власти всячески препятствуют её глубокому изучению. Однако сведения о существовании здесь многочисленных подземных гротов и лабиринтов имеют под собой серьёзные основания. 25 февраля 1994 года здесь произошёл всемирно известный теракт, когда коренной израильтянин Барух Гольдштейн (врач по профессии), убил из автомата 29 мусульман прямо во время молитвы, после чего был растерзан обезумевшей толпой. Через некоторое время на еврейском кладбище появилась его могила, с надписью, гласившей о том, что Барух Гольдштейн отдал свою жизнь за еврейскую нацию. Со временем, могила стала местом религиозного паломничества, но вскоре решением Верховного Суда была уничтожена, как нарушающая запрет об установке могильных памятников террористам.

Для русскоязычной части населения Хеврона важнейшим местом для поклонения является Монастырь Святой Троицы , украшающий арабский сектор. Ещё в позапрошлом столетии представителями Русской Духовной Миссии в городе был выкуплен небольшой участок земли, с произраставшим на нём Мамврийским дубом, имевшем историю свыше пяти тысяч лет. Согласно Библии именно у его подножия произошли события, описываемые в Ветхом завете, когда Аврааму явились три ангела. Через некоторое время после покупки земли, на священной территории появился красавец-монастырь, который идеально сочетался со священным растением. До двадцатых годов прошлого века дуб изобиловал ярко-зелёными листьями, которые на сегодняшний день все опали, а ветки высохли, превратив величественное дерево в сухую реликвию христианской эпохи. Во многом это произошло из-за того, что многочисленные паломники норовили оторвать кусочек коры или отломать небольшую ветку, что и привело к экологической катастрофе.

В нескольких километрах от Хеврона находится ещё одна известная библейская достопримечательность – колодец Авраама . В ходе исследовательских работ проводимых на территории колодца в XX веке, здесь был обнаружен фундамент жертвенника и руины здания, в котором тот находился. Находка датируется первым веком нашей эры. Сами стены колодца выложены из древних камней и производят сильное впечатление, особенно если заглянуть внутрь. Согласно приданию Авраам сам вырыл этот колодец. Сегодня, многие паломники посещают это место, почитая его как святыню.

Современный Хеврон можно одновременно считать как территорией Палестины, так и Израиля. Его улицы как-будто сошли с картин библейских сюжетов, настолько здешние здания и планировка улиц напоминают годы начала христианской эпохи. Прогуливаясь по городу, настоятельно не рекомендуется снимать на фотокамеру или видео, контрольно-пропускные пункты или административные здания. Более того, КПП стоит пересекать или проходить мимо, не останавливаясь и не привлекая внимания. В этом случае можно легко избежать проблем. А вот провоцировать людей в военной форме или тем более снимать их нельзя ни в коем случае, за это можно даже попасть в полицейское отделение. Постоянная напряжённость и угроза войны, сделала охранников очень мнимыми и настороженными.

Местность окружающая Хеврон изобилует виноградом, гранатами и финиками, поэтому здешняя кухня богата на изысканные фруктовые десерты и вообще отличается разнообразием. Посещение местных ресторанов, это одно из немногочисленных развлечений, доступных гостям города. Большинство туристов, обычно посещают Хеврон в качестве разовой экскурсии в области Иерусалима и предпочитают не находится здесь долго, тем более что атмосфера в городе действительно не предрасполагает к долгосрочному и безмятежному отдыху.

Хевро́н (ивр. חֶבְרוֹן ‎, Хеврон ; араб. الخليل ‎‎, Аль-Халиль ) — один из древнейших городов мира, почитаемый вторым по святости после Иерусалима и относящийся к четырем священным для иудаизма городов (наряду с Иерусалимом, Тверией и Цфатом), столица провинции Хеврон и округа Иудея. Расположен в 30 км южнее Иерусалима на высоте 927 м над уровнем моря.
В Писании также упоминается как Кирьят-Арба

Кроме того, в Библии Хеврон упоминается как Мамре , и первое упоминание относится еще к самому началу Библии (Быт. 13:18) как место, где поселился Авраам и где он сделал жертвенник Богу.

Сегодня Кирьят-Арбой называется израильское поселение, вплотную подходящее к Хеврону и отделяющееся от него одной неширокой дорогой.

Мы шли пешком из Кирьят-Арбы в Хеврон Дорогой Праотцев. Все окружающее, даже со стороны Кирьят-Арбы, было скорее арабским, нежели еврейским.

Популярные нынче у арабов крыши-пагоды

Один из символов Хеврона, стоящий на этой дороге - "Дом мира", он же "Дом раздора", пустой, без жителей, из-за вечных споров, кому он принадлежит.

История Хеврона богата событиями и именами. И пока мы идем Дорогой Праотцев к Пещере Патриархов, самое время слегка углубиться в историю.
До 1300 года до н. э. Хеврон был центром ханаанской культуры, местом жительства «великанов». Трех великанов изгнал из города Иисус Навин и, поразив мечом "все дышащее, что находилось в нем", отдал эти земли колену Иуды, потому что еще Иаков, когда делил землю Израиля между своими сыновьями, - то эти холмы и равнины, на которых росло так много винограду, он отдал Иуде, сказав: "Молодой лев Иуда!.. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего… моет в вине одежду свою и в крови гроздьев одеяние свое; Блестящи очи его от вина, и белы зубы его от молока". (Бытие 49: 9,11-12)

Еврейское население непрерывно жило в Хевроне в течение более 3 тысячелетий: с XIII в. до н. э. и по 1929 год.

Хеврон стал первой столицей царя Давида в 950 г. до н. э. В Хевроне сын Давида Авессалом провозгласил себя царем и поднял восстание против своего отца (2Цар.15:7-12). При Ровоаме Хеврон, как один из важнейших городов на юге Иудеи, был сильно укреплен.

После вавилонского пленения был заселён преимущественно идумеями. Затем вошёл в состав хасмонейского царства при Александре Яннае, затем, при Ироде Великом и его сыновьях, был частью Иудеи, и, наконец — частью римской провинции Иудея, позже переименованной в Палестину.

Византийцы превращают «Пещеру Патриархов» (Пещера Махпела) в церковь. В 614 году город был занят персидской армией Хосрова II, но вскоре вернулся к Византии. В 638 завоёван мусульманами. В 1100−1187 годах — находится под властью крестоносцев, затем — до 1517 г. — в руках мамлюков.

До Первой мировой войны — под османским управлением, по результатам войны — под британским мандатом.

Пока мы шли по улице, то возле нас то и дело останавливались армейские патрули и, поинтересовавшись, кто мы, откуда и зачем тут находимся, желали нам приятной прогулки, белозубо улыбались и ехали дальше. Наша армия. Наш великолепный ЦаХаЛь.

Арабы попали в Хеврон в VII в. При арабском вторжении в Эрец-Исраэль Хеврон стал называться Халил ал-Рахман (по-арабски "друг Бога" — принятое в исламе обозначение Авраама); кроме того, по имени Авраама (по-арабски — Ибрахим), в Коране — Меджид Ибрахим (по-арабски — "молельня Авраама") или Хабрун (по-арабски — "цветущий город").

Халиф Омар ибн ал-Хаттаб разрешил евреям построить синагогу возле пещеры Махпела.

В этот период Хеврон развивался, его население торговало с бедуинами Негева и народами, жившими к востоку от Мертвого моря.

Арабский географ и путешественник Мукаддаси, посетивший Хеврон в 10 в., отмечает оживленную торговлю свежими фруктами. Есть свидетельства существования в Хевроне в 1001 г. общины караимов.

И во всей этой древности и седой истории и сегодня живут люди...

Но много зданий разрушено и медленно рассыпается дальше

а ведь как было бы здорово, если бы всё это было восстановлено и превратилось в что-то подобное старому Яффо или Акко...

Здесь начинаешь ощущать себя совсем дома, напряжение отпускает

После посещения Пещеры мы отправились гулять по городу, по печально знаменитой улице Шухада, разделившей Хеврон на две неравные части

Современный Хеврон разделен на две зоны - зону Н1, находящуюся под полным административным и военным контролем Палестинской автономии, и зону Н2, находящуюся под контролем Израиля. Насколько "справедливо" это деление, видно на этой карте (стоит заметить, что в зоне Н2 арабы тоже живут, а вот евреев в зоне Н1 нет ни одного)

Арабское население современного Хеврона составляет порядка 250.000 человек; а с учетом пригородов, наверное, и того больше. Рядом с ними живут 800 евреев. И всё. Всё... И только армия и полиция вокруг для защиты этих смельчаков и патриотов, не желающих отказываться от земли предков.
Перейти из сектора в сектор можно через любой из 16 израильских контрольно-пропускных пунктов, но схема переходов достаточно сложна:
* арабские жители сектора Н1 могут попасть в сектор Н2 только со специальным разрешением
* арабские жители сектора Н2 свободно проходят в сектор Н1
* изриальтяне не имеют доступа в сектор Н1
* туристы, не-граждане Израиля, могут свободно перемещаться между секторами.

Нас несколько раз просили показать наши удостоверения личности, и только потом пропускали дальше

Но это не сердило; все эти проверки преследуют единственную цель - защитить нас. Тем более не хочется возмущаться, когда все стены вокруг обвешаны подобными плакатами...

За углом разрушенный дом, возле которого сломанные велосипеды, домашняя утварь

Это дом Шальэвет Пас , двухлетней девочки, застреленной арабским снайпером 26 марта 2001 года.

Но... жизнь продолжается

И продолжается она в еврейском квартале Хеврона, как ни в чем не бывало - там играют дети, открыты синагоги, возле домов творится предшаббатняя суета.
Здесь три еврейских квартала - Авраам-Авину, Бейт-Хадасса и Тель-Румейда. Пройдемся сначала по кварталу Авраам-Авину, названному в честь , восстановленной благодаря профессору Бенциону Тавгеру.

"Мы сделаем страшную ошибку, если не заселим и не расширим Хеврон, превратив его. подобно Иерусалиму, в крупный еврейский город", - писал Давид Бен-Гурион в 1970 году. В эти годы начинается возвращение евреев в Хеврон. Среди них были и те, кто детьми пережили страшный погром 1929 года.

Мы поднялись на крышу, чтобы окинуть взглядом окрестности

В одном из этих зарешеченных окон сидела целая стайка детей и что-то нам кричала

Куда ни кинь взгляд - арабские районы

Отличить арабские дома от еврейских достаточно просто - по цвету бойлеров. У арабов они черные (серые), у евреев - белые.

Толпа на арабском кладбище всё увеличивалась, оттуда слышались какие-то громкие призывы и речь

Всё перемешано в этом городе... Еврейские улочки и кварталы, арабские кладбища...

Мы шли к следующему кварталу - Бейт-Хадасса

Почему так сжимается сердце и начинает пощипывать в глазах, когда видишь такое?...

Бейт-Хадасса. Бывшая больница, сегодня обычный жилой дом

Действительно обычный, насколько это определение может соответствовать духу и характеру Хеврона...
Но... тут катаются на качелях девчушки, здесь молодежь играет в баскетбол

Это не значит, что горожане забыли о прошлом. Они его помнят и не забудут, и гостю расскажут и покажут в , расположенном как раз в здании Бейт-Хадасса. Да и как можно забыть те страшные события почти вековой давности, тот кровавый погром 1929 года, когда при демонстративном невмешательстве английских солдат и полицейских, арабские погромщики убили 67 и ранили сотни евреев. Еврейская больница Бейт-Хадасса , в которой лечились все жители города, была разграблена и разрушена.
Британские власти под предлогом того, что они не в состоянии обеспечить безопасность общины, вывезли уцелевших евреев из города, и тем самым положили конец еврейской общине, непрерывно существовавшей в городе около 3000 лет. После эвакуации евреев арабы устроили в синагогах общественные туалеты и загоны для скота, но не решались селиться в еврейских домах, опасаясь возвращения законных хозяев (значительная часть этих домов стала активно заселяться арабами лишь в последний годы).

В 1948 году, незадолго до начала войны за независимость Израиль потерял блок еврейских поселений в Гуш-Эционе - между Иерусалимом и Хевроном. Жёсткое международное давление к концу войны, когда военное превосходство Израиля стало очевидным, не позволили руководству страны осуществить намеченное включение Хеврона вместе с Иерусалимом в еврейское государство.
В 1967 году город сдался израильской армии без единого выстрела - арабы боялись еврейской мести за погром 1929 года. По приказу министра обороны Моше Даяна была взорвана лестница, ведущая в здание над пещерой "Махпела", с той самой пресловутой седьмой ступенью, дальше которой не позволялось подниматься евреям, и которая стала символом бесправия и позора евреев на их древней Родине.
Еврейское население Хеврона стало возвращаться туда только после 1968 года в результате работы инициативной группы во главе с раввином Моше Левингером , которая решила возобновить еврейское присутствие в Хевроне.

В 1979 г. в связи с 50-летием погрома в Хевроне в здание «Хадассы» проникли 15 женщин из Кирьят-Арбы с 45 детьми. Правительство не решилось выдворить их, а израильский политический и общественный деятель Геула Коэн оказала им поддержку; через девять месяцев было получено официальное разрешение евреям жить в «Хадассе».

А мы, покинув это необычное место, свернули влево и вверх-вверх... В квартал Тель-Румейда

Крутая узкая тропинка, вьющаяся между домиками; увивающиеся рядом арабские товарищи, настойчиво и навязчиво втюхивающие браслеты и прочие украшения, с возмущением вопрошающие, почему нам совсем не хочется помочь местному населению...

С заросшей старыми оливами площадки открывались захватывающие душу виды на город

Древний город Хеврон находился на вершине холма, который арабы называют в настоящее время Тель Румейда. Квартал зовется так же, но имеет и второе имя - Рамат-Ишай: на этом кургане археологи обнаружили остатки древних, эпохи Праотцов, городских стен, сложенных из огромных камней. Со времен царя Давида сохранилось предание, определяющее на вершине Тель Румейда место погребения Ишая, отца Давида, и его прабабушки Рут. В эпоху крестоносцев над этими могилами была построена небольшая крепость, частично сохранившаяся до наших дней. Это место я тоже показывала в предыдущем посте про Хеврон.

Мы обошли оливковую рощицу и вышли на улицу квартала Тель-Румейда

Приветливые улыбающиеся люди, холодная вода для путников, жизнерадостные дети. Изобретательные дети!

Они устроили "штабы" на двух рядом стоящих деревьях

И передвигались между ними вот так:

И сколько радости и счастья от этого незамысловатого сооружения, от созидания, не разрушения...

А наша армия бережет нас и здесь

И жизнь продолжается...

Но бдительность еще никому не вредила

А мы снова спускаемся на Шухаду, рядом с микве и вдоль кладбища, мимо покосившихся и стареньких, но очень стойких дверей

И смотришь на всё окружающее, и восхищаешься, и восторгаешься, не в силах осознать силу духа этих людей и их преданность своей земле

Потому что Хеврон для евреев - "издревле и навсегда!"

И в праздничные особенные дни сюда идут и едут евреи со всего Израиля, дабы расписаться в своей верности земле предков

История евреев Хеврона, насчитывающая уже 37 веков, продолжается, несмотря на все трудности...

География Израиля не менее удивительна, чем его история, и не менее парадоксальна, чем его характер. На маленьком клочке, поистине удивительной земли собраны и реки и озера и моря и горы и пустыня. Снежные вершины легко сменяются жаркими пляжами, причем не со сменной времени года, а всего через несколько сот километров. Всю территорию страны, 27 800 квадратных километров, как правило, делят на четыре основных географических региона.

Средиземноморская прибрежная равнина, растянувшаяся по береговой линии Средиземного моря, гранича с Ливаном в северной части и Сектором Газа (Аза) на юге. Довольно узкая полоса, от пяти километров в ширину на севере и до сорока км. на юге, с плодородными землями, повышенной влажностью воздуха и большой опасностью периодически возникающих эпидемий малярии, так как на заболоченных ранее почвах роилось много малярийных комаров. В нестоящее время эпидемии малярии остались в прошлом, а плодородие земли сохранилось в настоящем.

Иорданская рифовая равнина образует уникальную впадину, часто именуемую Иорданской в честь реки здесь протекающей и являющей собой границу с Иорданией. Входящая в состав района большого геологического разлома, называемого Сирийско-Африканским рифом. На территории равнины находятся озеро Кинерет (важнейшие запасы пресной воды) и Мертвое море,

Пустыня Негев покрывает юг государства, раскинувшись на 12 тысяч километров, и будучи продолжением Синайской пустыни, образует треугольник, основанием которому служит полоса между Беер-Шевой и Мертвым морем и вершиной у Иудейских холмах.

Центральные холмы, они же Иудейские – горный хребет, растянувшийся на востоке от Прибрежной долины и образующие на севере плато – Галилею. Наивысшая точка хребта – гора Мерон высотой 1208 метров над уровнем моря. На юге, на Западном берегу реки Иордан расположены Самарийские холмы, а к югу от Иерусалима – иудейские холмы со средней высотой 610 метров. Здесь же располагается гора Хеврон, значительно выше среднего показателя, высотой 950 метров. Несмотря на то, что этой местности характерно складчато-глыбовую структуру, рельеф не отображает ярко выраженную складчатость, поскольку на формирование ландшафта максимальное влияние оказали поздние течения, геологически сформировав глыбовую и разломанную поверхность. Круто спускающиеся массивы множественно прорезаны глубокими долинами.

Гора Хеврон издревле считалась местом благословенным, обещанным праотцу Аврааму самим Господом, и на самом деле природа этой местности всячески подтверждает Божье благословение своим разнообразием и богатством. Игумен Даниил, описывая свои странствования, писал о горе Хевроне, как о месте богатым «всем добром»: здесь в изобилии и пшеница и вино, и масло и всякие овощи, и скот домашний. Овцы и домашняя скотина, в соответствии с работами Даниила, рождаются летом дважды, под каждым камнем прекрасной горной местности, богато украшенной полевыми цветами, роятся пчелы, дающие сладкий мед. Виноградники рассажены на склонах горы и цветут сады с многочисленными плодородными деревьями: рожки и маслины, смоквы и яблоки, черешня и персики, и овощи всякие, лучше который не встречал игумен ранее. Источники и пресноводные ручьи, имеющие большое значение для этих мест, пригодны для питья и добры для здоровья, и все здесь благостно. Красотой и богатством удивительна земля горы Хеврон.

На горе Хеврон расположился город с одноименным названием – , один из богатейших своей глубокой историей, уходящей в ветхозаветные времена, а если быть точнее то к самым первым людям Адаму и Еве. Находящийся в окружении прекрасных пейзажей, на вершине горы, Хеврон обладает на меньшей притягательностью, чем красавица , расположенная в Прибрежной долине и входящая в агломерацию , или седой Акко, неустанно притягивающий туристов в свои чертоги.

Хеврон, будучи одним из самых святых и почитаемых городов страны, притягивает взоры еврейской (и не только) общественности не только красотой и святостью своих мест, но и сложной напряженной обстановкой и накаленными отношениями между многотысячным арабским и немногочисленным еврейским населением. Это город непрерывной борьбы еврейского народа за право присутствия на Обетованной Земле. Расположенная здесь, одна из самых больших святынь, как еврейского, так и арабского народов – , в христианстве известная, как Пещера Патриархов, много веков была камнем преткновения для обоих народов, причем доступ к святыни евреи обрели вновь лишь в 1967 году, после перерыва в семьсот лет. Пещера Махпела – первое место, приобретенное Авраамом для захоронения своей жены и себя впоследствии. Здесь же похоронены потомки Авраама с женами: Исаак со своей женой Ривкой и Иаков со своей – Лией, а так же здесь захоронены первые люди, сотворенные Богом и положившие начало роду человеческому Адам с Евой, о чем говорится в Книге Зоар. По Писанию, Адам проводя возле пещеры, увидел пробивающееся наружу свечение Рая, из которого был изгнан, и завещал упокоить останки его в этой Пещере. Авраам же обнаружил особенность пещеры, когда знался за волом, что бы накормить трех странников, встретившихся ему в дубовой роще Ветхозаветных времен «Мамре». По основной версии, это Господь предстал пред ним в образе трех ангелов. Этот эпизод изображается в православной иконописи как Святая Троица, беседующая с Авраамом.

Пещера представляет не меньшую святость и для христиан, и для представителей мусульманства, почитающих Авраама и своим родоначальником.

Дуб, под которым Авраам беседовал с Господом в образе Святой Троицы и получал обетования от Бога – остаток пышной древней дубравы, сохранился и поныне, и называемый , стоит на участке земли принадлежащем Русскому православному подворью, на территории Свято Троицкого мужского монастыря. Христианское присутствие в Хевроне, не смотря на высокое значение этих мест и для православного мира, не большое и ограничивается территорией, купленной ранее Русской Православной Церковью и переданной ныне Российской Духовной Миссии. На этой территории расположены . Нельзя умолчать о том, что это единственный участок, принадлежащий Русскому православию, имеющий отношение к Ветхозаветным временам. На сегодняшний день, страсти еще не давно бушевавшие вокруг подворья улеглись и христианские паломники, вновь получили возможность приезжать на вершину горы Хеврон, что бы поклониться праотцам и преклонить колени земле, обещанной Богом и благословенной.

Loading...Loading...