Карл маркс - биография, информация, личная жизнь. Биография карла маркса кратко

Биография и эпизоды жизни Карла Маркса . Когда родился и умер Карл Маркс, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты социалиста, изображения и видео.

Годы жизни Карла Маркса:

родился 5 мая 1818, умер 14 марта 1883

Эпитафия

«Не могу я жить в покое,
Если вся душа в огне,
Не могу я жить без боя
И без бури в полусне.

Мой удел - к борьбе стремиться,
Вечный жар во мне кипит,
Тесны жизни мне границы,
По теченью плыть претит»
Из раннего стихотворения К. Маркса

Биография

Многие десятилетия имя Карла Марса в нашей стране знал каждый школьник. Улицы, названные в его честь, были едва ли не в каждом городе. После распада Союза к Марксу, как и к прочим идеалистам коммунизма, стали относиться в лучшем случае презрительно, в худшем - определённо негативно. А ведь знаменитый на весь мир идеолог социализма был отнюдь не глуп, и многие из его взвешенных и разумных идей остаются актуальными по сей день.

Только поступив в университет, молодой Карл столкнулся с реакционностью и косностью европейского общества той поры. Вольнодумие было наказуемо, и в традиционно наиболее свободной студенческой среде от него страдали и молодые люди, и преподаватели. В юности Маркс был идеалистом, поклонником Гегеля, хотел стать университетским профессором. Но реакционная критика и гонения на выдающихся философов, таких как Фейербах, заставили его отказаться от этой идеи. Маркс основал оппозиционную газету, которая просуществовала год: с каждым выпуском материалы в ней становились всё более резкими, и в конце концов само издание закрыли, а Марксу пришлось отправиться в изгнание.

Скитания Маркса и его преданной супруги продлились много лет. Семья жила в разных городах, и из каждой страны, где Маркс продолжал заниматься своей деятельностью, его в конце концов изгоняли. Но политолог не сдавался. К тому времени он уже был знаком с Энгельсом, в соавторстве с которым написал несколько работ по социологии. Карл Маркс вообще очень тщательно работал над своими идеями, и главные его работы по мировой экономике (в первую очередь, конечно, знаменитый «Капитал») основывались на довольно обширных теоретических исследованиях.

Маркса принято считать основоположником исторического материализма в философии. Кроме того, именно он разработал экономическую теорию прибавочной стоимости, которая многие десятилетия точно описывала происходящее в стремительно развивающемся обществе. Наконец - за что Маркс был наиболее почитаем в СССР, - он стал автором теории классовой борьбы.

Но Маркс не был фанатичным революционером, каким его портрет случалось видеть в советской литературе. Он отводил особое место в обществе будущего науке, считая её основной производительной силой. Он считал, что то, каким образом люди в обществе создают материальные блага, напрямую отражается на образе их жизни. Посему Маркс был уверен, что классовые различия в конце концов неизбежно нивелируются в ходе развития социума. И, кстати, именно Маркс обращал внимание на то, что в обществе, где практикуется разделение труда, человек становится отчуждённым, «перекошенным», обделённым.

Маркс успел завершить труд всей своей жизни, трёхтомный «Капитал», но не дожил до его полного издания. При жизни автора только первый том увидел свет. Карла Маркса подкосили два удара: в 1881 г. - смерть жены, с которой он прожил более 40 лет, а в 1883 г. - смерть любимой старшей дочери. Маркс пережил её только на пару месяцев.

Линия жизни

5 мая 1818 г. Дата рождения Карла Генриха Маркса.
1830-1835 гг. Учёба в гимназии Фридриха-Фильгельма.
1835 г. Поступление в Берлинский университет.
1837 г. Тайное обручение с Женни фон Вестфален.
1841 г. Окончание Берлинского университета экстерном. Работа в оппозиционной газете «Rheinische Zeitung».
1843 г. Венчание с Женни фон Вестфален. Переезд в Париж, знакомство с Фридрихом Энгельсом.
1845 г. Высылка из Парижа, переезд в Брюссель.
1848 г. Высылка из Бельгии, возвращение в Германию. Первая публикация «Манифеста коммунистической партии».
1849 г. Высылка из Германии, переезд в Лондон.
1864 г. Основание «Международной рабочей ассоциации» (впоследствии - Первый интернационал).
1867 г. Первая публикация первого тома «Капитала».
14 марта 1883 г. Дата смерти Карла Маркса.
1885 г., 1894 г. Посмертное издание второго и третьего томов «Капитала» Ф. Энгельсом.

Памятные места

1. Дом № 10 (ранее - № 664) по ул. Брюкергассе в Трире, где родился Карл Маркс (ныне - музей).
2. Дом № 8 по Симеонштрассе в Трире, где семья Маркса жила с 1819 г.
3. Гимназия Фридриха-Вильгельма в Трире, которую окончил К. Маркс, — Friedrich-Wilhelm-Gymnasium (FWG).
4. Боннский университет, где Маркс отучился 2 месяца.
5. Берлинский университет, где до 1841 г. учился Маркс.
6. Париж, где Маркс с женой жили с 1843 г. по 1845 г.
7. Брюссель, куда переехал Маркс в 1845 г. и где написал совместную с Энгельсом работу «Немецкая идеология».
8. Кёльн, куда Маркс переехал в 1848 г.
9. Британский музей в Лондоне, в библиотеке которого работал Маркс, окончательно поселившись в Лондоне в 1849 г.
10. Хайгейтское кладбище в Лондоне, где похоронен К. Маркс.

Эпизоды жизни

После окончательной эмиграции в Лондон К. Маркс жил в очень стеснённых условиях. Из-за британского климата жена и дочь социалиста часто болели, семья неделями питалась только хлебом и картошкой.

Карл Маркс был хорошо образованным человеком. Помимо того, что он прекрасно говорил на трёх главных европейских языках, он ещё и читал по-русски, по-испански, по-итальянски и по-румынски. Энгельс, готовя к изданию два последних тома «Капитала», признавался, что с трудом понимает написанное там.

Многие из предсказаний Карла Маркса относительно дальнейшего развития капиталистического общества оказались пророческими. Например, Маркс был убеждён, что тенденция переоценивать продукцию (товары), в которой нет реальной необходимости, превратит людей в рабов ненормальных, выдуманных и в действительности не своих желаний.


Документальный фильм «Карл Маркс. Философ, изменивший историю»

Заветы

«Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым учёным, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком».

«Политическая власть в собственном смысле слова - это организованное насилие одного класса для подавления другого».

«Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

«Филисофы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

Соболезнования

«Ни один человек не оказал на мир большего влияния, чем Карл Маркс в XX веке».
Жак Аттали, французский экономист, политик и писатель

«И имя его, и дело переживут века».
Фридрих Энгельс, единомышленник Маркса

«Ему посчастливилось: он не увидел ни одной сделанной революции. Но сделал всё, чтобы революции делали».
Фридрих Энгльс, единомышленник Маркса

«Маркс представлял из себя тип человека, сложенного из энергии, воли и несокрушимого убеждения. Он имел вид человека, имеющего право и власть требовать уважения, каким бы не являлся перед вами и что бы ни делал».
Павел Анненков, литературный критик

Биография

Родился в семье евреев, принявших христианство. Его отец - Генрих Маркс (урожденный Хешель Маркс Леви Мордехай) - был адвокатом и судьей в Саарлуисе, затем в Трире. Мать - Генриетта Пресбург - родилась в семье раввина из Неймегена (Нидерланды). Брак был заключен в 1814 году, и Карл был третьим ребенком в семье (всего детей было девять, двое из которых не дожили до совершеннолетия).

До 1830 Карл учился в частном порядке. С 1830 по 1835 Карл Маркс посещал гимназию в Трире, отличающуюся либерализмом, а в 1835 году поступил в Университет Бонна. Он планировал изучать философию и литературу, но отец настоял на более практичной юриспруденции. Через год по настоянию отца он перевелся в Берлинский университет.

В 1836 году Карл был помолвлен с Женни фон Вестфален, баронессой. Брак был очевидно неравным по статусу - Маркс имел еврейское происхождение и к тому же был младше невесты. Но отец Женни - Людвиг фон Вестфален - одобрил будущий брак, став ментором и другом юноши. Именно Людвиг был первым, кто познакомил Маркса с социалистическим учением . В это время юный Маркс стал интересоваться философией , чьи идеи широко обсуждались в философских кругах Европы. Маркс примкнул к группе . В 1839-1841 один из лидеров движения, был учителем и близким другом Карла.

Карл Маркс окончил юридический факультет Берлинского университета в 1841 г. с получением ученой степени - доктор философии. Его докторская диссертация называлась «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура». Защита прошла в Йенском университете.

Первоначально Маркс планировал преподавать в Университет Бонна, где работал его друг Бауер. Однако в связи с приходом к власти консервативного прусского короля Фридриха Вильгельма IV в 1840 году младогегельянцы лишись возможности продвигаться по академической лестнице, а Бауер был уволен, а, следовательно, он не мог помочь своему другу Марксу с работой в университете.

В 1842 году Маркс переезжает в Кёльн, чтобы заняться журналистикой. Он пишет для оппозиционной газеты «Rheinische Zeitung», а чуть позднее становится ее редактором. Острая критика существующих порядков привлека внимание цензоров к газете. После того, как газета опубликовала статью, критикующую монархию в России, царь Николай I, союзник Пруссии, просит о закрытии издания. Из-за возрастающего давления на редакцию со стороны цензоров Карл Маркс уходит с должности редактора газеты 17 марта 1843 года, а через две недели газету закрывают.

В июне 1843 года Карл Маркс женится на Женни фон Вестфален и уезжает в свадебное путешествие по Германии.

В это время был запрещен немецкий журнал, являвшийся основым печатным органом «младогегельянцев» - «Немецкий ежегодник науки и искусства». Издававший его немецкий философ решает основать новый радикальный журнал «Deutsch–Französische Jahrbücher», печатать который из-за прусской цензуры пришлось во Франции, в Париже. Маркс с женой решают перебраться в Париж, где участвуют в создании журнала. Молодая семья живет первоначально живут вместе с четой Руге, затем после рождения дочери Дженни в 1844 переезжает в отдельную квартиру.

В Париже Маркс подружился с Генрихом Гейне и Фридрихом Энгельсом. С последним его до конца жизни связывали узы дружбы и совместная работа.

Увидел свет только один (сдвоенный) номер журнала «Deutsch–Französische Jahrbücher». Он был достаточно успешен, но все же издание решено было не продолжать по финансовым причинам и из-за разногласий между Марксом и Руге. Маркс остался в Париже и стал писать для единственного в то время издания на немцком языке, не подвергавшегося цензуре - «Вперёд!» («Vorwärts!»). Там же печатались и Гейне, и Энгельс, и Руге, и русский анархист . Газета выходила два раза в неделю, и была связана с активистами революционной социалистической группы «Союз справедливых». Позднее «Союз справедливых» будет преобразован в марксистский « ».

Энгельс в 1844 году показал Марксу свою книгу «О положении рабочего класса в Англии», которая убедила последнего в том, что именно рабочий класс будет основным проводником будущей революции. Энгельс и Маркс совместно критикуют взгляды бывшего друга - Бруно Бауера - и в 1845 публикуют эту критику в книге «Святое семейство». В 1844 году Маркс работает над своими «Экономико-философскими рукописями», основной темой которых является в труде. «Рукописи» были опубликованы лишь в 1927 году в Советском Союзе.

Однако, вызывающие статьи в газете «Вперёд!» не могли не раздражать власти. В 1845 году по просьбе прусского короля французское правительство закрывает издание и, более того, выдворяет Карла Маркса из страны.

Маркс вынужден покинуть Францию, но он не хочет и не может возвращаться в Германию. Он переезжает в Брюссель, в Бельгию. Условием въезда в страну для него было не писать ничего, касающегося современной политики. Вскоре в Брюссель приезжает и Энгельс. Вместе они пишут работу «Немецкая идеология», являющуюся наиболее полным отражением их взглядов, касающихся теории истории - исторического материализма. В 1847 году Маркс пишет работу «Нищета философии» в ответ на книгу «Система экономических противоречий, или философия нищеты».

В связи с тем, что прусское правительство начало требовать выдачи Маркса, в декабре 1845 года Марксу пришлось официально выйти из прусского подданства.

На первых этапах своей научной деятельности испытал сильное влияние философских систем и . Критическое переосмысление теоретического наследия впервые представлено во «Введении в критику гегелевской философии права» и «Экономическо-философских рукописях 1844 г.». Самыми известными теоретическими трудами являются « » и « ».

Принимал активное участие в создании и деятельности, а также был одним из лидеров таких политических объединений как « » (1847 - 1852 гг.) и «Международное товарищество трудящихся» (так называемый, «I Интернационал») (1864 - 1872 гг.).

Основные сочинения

  • 1841 - Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура
  • 1842 - Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции
  • 1844 - Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании
  • 1845 - Тезисы о Фейербахе
  • 1846 - Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице её представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков
  • 1847 - Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона
  • 1848 -
  • 1850 - Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.
  • 1851 - Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта
  • 1859 - К критике политической экономии
  • 1867 - Капитал (том 1)
  • 1885 - Капитал (том 2)
  • 1894 - Капитал (том 3)

Что же было в учении К. Маркса, что оказало такое влияние на ход истории?

Фундаментальными открытиями Маркса общепризнанны: во-первых, материалистическая диалектика; во-вторых, теория прибавочной стоимости; и, наконец, в-третьих, учение о коммунизме как стадии общественного развития.

Диалектика как искусство спора стала известной благодаря Сократу. Его метод можно выразить формулой: «Тезис»+«Антитезис»=«Синтез». Свое дальнейшее развитие она получила в системе немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Он первый отметил, что суть процесса развития - это появление нового через снятие противоречия в старом. Именно эту гениальную догадку применил в своих исследованиях капиталистического общества К. Маркс. Но, отбросив умозрительный характер гегелевской диалектики, он обратил ее на материальное основание общественной жизни - экономику.

Для Маркса развитие социума происходит благодаря разрешению противоречий между уровнем развития производительных сил и сложившимися производственными отношениями, ядром которых являются отношения собственности. Основой капиталистического системы производства выступает формула «деньги-товар-деньги». При этом Маркс создает так называемую трудовую теорию стоимости, согласно которой любой товар представляет собой воплощенный труд. Рабочий производит товар, который, будучи обменян на деньги (стоимостное воплощение товара), создает прибавочную стоимость. Ее появление обусловлено тем, что труд рабочего, создающего новый товар, оплачивается не в полном объеме. Это позволяет владельцу присваивать часть труда рабочего в виде прибавочной стоимости. В этом суть капиталистической системы эксплуатации. Впрочем, это открытие Маркса не потеряло своего значения и сегодня. За усложнившимся и глобализованным производством стоит все то же стремление собственников получать прибыль за счет труда других. Любой наниматель рабочей силы (будь то частник, или современное государство) стремилось, стремиться и будет стремиться к получению за ваш счет прибыли (а еще лучше сверхприбыли). Причиной же этого становится то, что работник отделен от средств производства, он не является их собственником. А почему? Да потому, что современное государство законодательно закрепляет право собственности на сырье и средства производства за небольшой группой граждан общества. В этом сущность права частной собственности.

До тех пор, пока существующий порядок вещей не привет работника к осознанию того, кто жирует за его счет, и кто защищает такое положение, он так и будет влачить нищенское существование. И это не просто теория. Есть крылатая фраза Маркса: «Теория только тогда становиться силой, когда она овладевает массами». Но, даже воплотившись в движение масс, это не всегда приводит к революциям в общественном развитии. Необходимы условия для их осуществления. Но это уже было теоретически обосновано гениальным учеником Маркса - В. И. Ульяновым (Лениным).

Развитие капитализма в европейских странах ближе к середине XIX века, в особенности, многочисленные выступления рабочих, заставили многих мыслителей (экономистов, философов, социологов) искать корни общественных проблем. Основой менталитета становится критическое восприятие действительности. Немцы с их склонностью к умозрительным конструкциям прошли путь от «критической» философии И. Канта до неогегельянства Б. Бауэра и антирелигиозного материализма Л. Фейербаха. Англичане с их практичностью окунулись в сферу политической экономии (А. Смит и Д. Рикардо). Французы с их любовью к жизни потянулись к утопическим построениям будущего общества (К. А. Сен-Симон и Ш. Фурье). И если учения немцев и англичан воплотились в экономическом обосновании Марксом противоречий капиталистического развития, то французы дали пищу идеям о том, а какое же общество придет на смену капиталистической эксплуатации рабочих.

Мечта об обществе, где человек будет чувствовать себя человеком и будет счастлив, сопутствовала человеку со времен первых цивилизаций. Первоначально это воплощалось в религиозных представлениях о рае. Но рай обещался человеку не в этой жизни, а после нее. И это не устраивало многих. Поэтому стали появляться теории о рае земном, который якобы существует на неизведанных землях. К первым попыткам обрисовать их относятся город Солнца итальянского мыслителя Томмазо Кампанеллы и остров Утопия англичанина Томаса Мора (именно из-за его фантазии то, что не осуществимо стали называть утопией). Однако эпоха великих географических открытий внесла коренные изменения в эти воззрения. Люди поняли, что справедливого общества на земле не существует, а раз так, то его нужно создать самим.

На заре XIX века возникает целый ряд учений о будущем справедливом обществе. Их назвали социалистическими. Наиболее известными считаются социалистические теории Шарля Фурье (1772-1837 гг.), Клода Анри Сен-Симона (1760-1825 гг.) и Роберта Оуэна (1771-1858 гг.). Все они по-разному объясняли причины социальной несправедливости, но их объединяет понимание необходимости устранить ее. Устройство будущего социума у этих «патриархов социализма» (так их называл Маркс) различно, как различны их судьбы. Подробности их жизни заслуживают отдельного рассказа во многом поучительного, познавательного и удивительного. Но отметим лишь некоторые выдающиеся прозрения этих авторов.

Фурье считал, что нет порочного в человеческих страстях (чувстве дружбы, честолюбии, любви, отцовстве, страсти к интриге, стремлении к разнообразию, к объединению в группы) - порочно само общество. Поэтому общество должно создать условия для удовлетворения этих страстей должным образом. Труд должен стать потребностью человека. Но он не должен быть ограничен какой-то одной областью. Человек вправе менять его в зависимости от своих желаний, стремлений и, если хотите, от настроения. Вознаграждение за труд должно распределяться также справедливо. Чтобы создать такое социальное устройство необходимо, чтобы те, у кого в руках капитал, осознали эту необходимость. В своем стремлении претворить в жизнь свою мечту Фурье дошел до того, что предлагал 4/12 доходов «фаланги» (так он называл первичную общественную ячейку), тем, кто вложит в ее создание деньги.

Сен-Симон первый отметил значение собственности как источника общественного развития. Именно ее перемещение от одного класса к другому порождает социальные пертурбации. Общество же будущего должно быть основано на планово организованной крупной промышленности со справедливым распределением собственности. Развитие промышленности должно идти в интересах большинства, особенно беднейшей его части. Общество должно обеспечить всем право на труд и каждый должен трудиться по своим способностям. «Политическое управление людьми должно превратиться в распоряжение вещами и в руководство процессами производства». Как в развитии промышленности, так и в переходе к справедливому общественному устройству ведущая роль принадлежит ученым (исследователям, аналитикам, просветителям, пропагандистам). Революционный способ изменения действительности для Сен-Симона был неприемлем.

Роббер Оуэн был одним из тех, кто попытался на деле проверить свои теоретические построения. Будучи управляющим одним из крупных промышленных предприятий в Шотландии, он сократил рабочий день до 10,5 часов (против обычного 13-14 часового), улучшил условия труда и быт рабочих, создал образцовую школу, организовал детские ясли и сад. От частичной реорганизации капиталистического производства он пришел к идее организации коммуны (социальной группы с общей собственностью). Полигоном для проверки ее дееспособности он выбрал американский континент. И… потерпел неудачу. Но от своей идеи не отказался. Его роль в рабочем профессиональном и кооперативном движении не остались незамеченными. Маркс отмечал, что «все общественные движения, которые происходили в Англии в интересах рабочего класса, и все их действительные достижения связаны с именем Оуэна».

Маркс, как и социалисты, понимал необходимость изменения существующего порядка вещей. К этому подталкивал его не только умозрительный анализ действительности, но и обострившееся классовое противостояние. Развитие капитализма углубило пропасть между бедными и богатыми, обострило социальные противоречия, чего только стоила революция 1848 г. Но он прошел путь обратный Оуэну: не от практики к теоретическим построениям, а от экономических исследований к действенному участию в рабочем движении. Так, с 1847 по 1852 гг. он, наряду с К. Шаппером, И. Моллем, Г. Бауэром, был руководителем и идейным лидером «Союза коммунистов». Именно для этой организации им был написан знаменитый на весь мир «Манифест коммунистической партии» (1848 г.). С 1864 по 1872 гг. был деятельным участником Международного товарищества рабочих, так называемого Интернационала, в который входили такие выдающиеся теоретики и практики революционного движения как Вильгельм Либкнехт, Август Бебель, Михаил Бакунин и др. Кстати, наш соотечественник Бакунин был первым, кто перевел «Манифест компартии» на русский язык, и, одновременно, теоретиком русского анархизма.

Маркс, в отличие от теоретиков социализма, не строил моделей будущего общества. Его коммунизм опирался на изменение основных параметров капитализма, порождающих эксплуатацию человека человеком. В первую очередь, это относится к изменению отношений собственности. На смену частной собственности должна прийти общая собственность всех трудящихся. Уничтожив частную собственность, рабочий класс уничтожает не только классовое разделение общества, но и себя как обособленный класс. На смену государству, защищающему интересы класса частных собственников, придет государство трудящихся. Но все это не уничтожит разделения труда, индивидуальных особенностей, склонностей и стремлений человека. Для Маркса неприемлем принцип уравниловки, характерный для плоского понимания коммунизма. Поэтому принцип «каждому по труду» будет действовать до тех пор, пока развитие средств производства не сделает возможным осуществление другого принципа распределения - «каждому по потребностям». Но и в последнем случае уравниловка невозможна.

По мнению критиков марксизма в своей теории Маркс, используя термины классовой теории, упускает из внимания человека. Такое утверждение приемлемо лишь для тех, кто не знаком с «Экономическо-философскими рукописями 1844 года». В них Маркс рассматривая категорию «отчуждения», приходит к следующим выводам. Человек в процессе производства создает продукт, который в условиях капиталистического общества ему не принадлежит, не смотря на то, что в него он вкладывает и физический труд, и умения, и знания, и, если можно так выразиться, душу. Следовательно, в товар он отчуждает свою сущность как человека. Это происходит из-за господствующей при капитализме частной собственности. Уничтожив ее, человек сможет обрести свою сущность, увидеть в себе человека, а не орудие труда. В этом суть марксова гуманизма и коммунизма. Это - та коммунистическая идея, которая, овладев массами, способна изменить мир.

Учение Маркса уже при его жизни обрело как много сторонников, так и противников. О противниках говорить много не стоит. Любой, кто отстаивает и защищает право частной собственности, видел и видит в марксизме угрозу собственных интересов. Но если раньше критика Маркса велась открыто, путем оспаривания либо всего его учения, либо отдельных его положений (что только добавляло ему популярности), то сейчас марксизм стараются замолчать, а идеи коммунизма подменить практикой ошибок в первом в мире эксперименте по воплощению этих идей в жизнь, в истории СССР. Практика современной борьбы против марксизма стала утонченней. Помимо элементарного замалчивания и подмены понятий, в ход идут оболванивание населения путем снижения его гуманитарной культуры, промывание мозгов с помощью продажных средств массовой информации.

Как бы то ни было, но никто не станет отрицать, что идеи Маркса распространились по всему миру. Они привлекательны людей везде, где существует эксплуатация человека человеком. Следуя им, менялся и продолжает меняться общественный строй многих государств (если отвлечься от России, то среди них и Китай, и Куба, и Венесуэла и др.).

К современному миру теория Маркса применима в такой же степени, как почти 200 лет назад. И это, не смотря на существенные изменения процесса капиталистического производства - его глобализацию. В сущности своей современное капиталистическое общество точно также базируется на частной собственности, товарном производстве, производстве прибавочной стоимости и эксплуатации человека человеком (правда, эта эксплуатация приобретает все более изощренные формы).

Приложимо это и к современной России. Для человека мало-мальски неглупого понятно, что сам факт существования «богатых» и «бедных» указывает на присвоение одной, немногочисленной частью общества труда другой, представляющей большинство населения. Кстати, часто упоминаемый в теле- и радиопрограммах термин «период первоначального накопления капитала» происходит от названия (и, конечно же, содержания) последней главы 1 тома «Капитала», хотя, употребляя его, не говорят о его создателе. Варварский, грабительский характер этого этапа развития капитализма был описан еще в 1867 г. (русский перевод 1 тома «Капитала» увидел свет в 1872 г.).

Современное российское государство, защищающее интересы крупного капитала, само, являясь одним из них, борется с марксизмом всеми, доступными ему способами. Контролируя и искажая информацию, оно способно не только замалчивать марксизм, но и смещать акцент с сути его на частности, извращать его.

И все же, как говорил В. И. Ленин: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно».

Карл Генрих Маркс (нем. Karl Heinrich Marx; 5 мая 1818, Трир - 14 марта 1883, Лондон) - немецкий философ, социолог, экономист, писатель, поэт, политический журналист, общественный деятель.

Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике - теорию прибавочной стоимости, в политике - теорию классовой борьбы. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название «марксизм». Автор таких работ, как «Манифест коммунистической партии» (впервые опубликован в 1848 году), «Капитал» (впервые опубликована в 1867 году). Некоторые его работы написаны в соавторстве с единомышленником Фридрихом Энгельсом.


Карл Маркс был третьим ребёнком в семье трирского адвоката еврейского происхождения Генриха Маркса (1777-1838), происходившего из рода раввинов.

Родился в Трире по адресу Брюккергассе/Brückergasse, 664 (теперь Brückenstraße, 10 - музей).

15 октября 1819 года их семья переехала в новый дом по адресу Симеонштрассе/Simeonstraße, 8 (теперь на этом месте установлена памятная плита).

Мать - Генриетта Маркс, урожд. Прессбург (или Пресборк, нем. Henrietta Pressburg, нидерл. Henrietta Presborck) (1787-1863), происходила из г. Нимвегена (современный Неймеген, Нидерланды) из семьи раввинов.

Незадолго до рождения Карла, его отец в 1817 году принял христианство (лютеранство), чтобы не лишиться звания судебного советника. Его дети, в том числе сын Карл, крестились в 1824 году, жена приняла христианство в 1824 году после смерти её родителей, которые, как семья раввинов, были против такого шага.

В 1830-1835 годах Карл посещал гимназию Фридриха-Вильгельма (Friedrich-Wilhelm-Gymnasium (FWG)) города Трир, которую закончил в 17-летнем возрасте.

В гимназическом сочинении «Размышления юноши при выборе профессии» в 1835 г. Карл Маркс написал: "Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым учёным, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком".

Окончив гимназию в Трире, Маркс поступил в университет, сначала в Боннский, где проучился два семестра, потом в Берлинский, где изучал юридические науки, историю, историю искусств и философию.

В 1837 году тайно обручился с Женни фон Вестфален (нем. Jenny von Westphalen), 1814 года рождения, происходившей из аристократического рода, которая позже стала его женой. Женни была подругой его старшей сестры Софи.

В 1839 году Карл Маркс написал работу «Тетради по истории эпикурейской, стоической и скептической философии».

В 1841 году Карл Маркс окончил Берлинский университет экстерном, представив докторскую диссертацию под названием «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура». Диссертацию он защитил в Йенском университете из-за материальных трудностей её защиты в Берлинском университете.

По своим взглядам Маркс был тогда гегельянцем-идеалистом. В Берлине он примыкал к кружку младогегельянцев (Бруно Бауэр и др.), которые были склонны делать атеистические и революционные выводы из философии Гегеля. Позднее уже 40-летний Маркс писал Энгельсу: «По части метода обработки материала большую услугу оказало мне то, что я по чистой случайности перелистал „Логику“ Гегеля, - Фрейлиграт нашёл несколько томов Гегеля, принадлежавших прежде Бакунину, и прислал мне их в подарок. Если когда-нибудь снова наступит время для подобных работ, я охотно изложу на двух - трёх печатных листах в доступной обыкновенному человеческому рассудку форме то рациональное, что есть в методе, который Гегель открыл, но в то же время и мистифицировал».

По окончании университета Маркс переселился в Бонн, рассчитывая стать профессором.

Он собирался преподавать вместе с Б. Бауэром философию в Боннском университете, проектировал издание при участии Людвига Фейербаха журнала под названием «Архив атеизма», хотел писать работу о христианском искусстве. Но реакционная политика правительства и семья заставили Маркса отказаться от учёной карьеры. В это время рейнские радикальные буржуа, имевшие точки соприкосновения с левыми гегельянцами, основали в Кёльне оппозиционную газету «Rheinische Zeitung» (начала выходить 1 января 1842 года).

В 1842-1843 годах Карл Маркс работал журналистом и редактором этой газеты, зарабатывая 500 талеров. В начале Маркс высказывался за отмену цензуры, затем перешёл к открытой критике правительства (многие его статьи были либо запрещены цензурой, либо подвергались жёсткой правке).

К началу января 1843 года в своих статьях Маркс почти открыто призывал к революционному свержению прусской монархии и замене её демократией. Это переполнило чашу терпения правительства, и в марте 1843 года газету закрыли. Маркс ещё раньше был вынужден оставить должность редактора, но и его уход не спас газету. Работа в газете показала Марксу, что он недостаточно знаком с политической экономией, поэтому он усердно принялся за её изучение, продолжая работать журналистом.

Летом 1843 года Маркс написал работу «К критике гегелевской философии права», посвященную критике идеалистических взглядов Гегеля на общество.

После попытки прусского правительства подкупить Маркса, предложив ему перейти на прусскую государственную службу, под угрозой ареста молодая семья переезжает в Париж в конце октября 1843 года, где Маркс подружился с и Фридрихом Энгельсом. С последним его до конца жизни связывали узы дружбы и совместная работа. Именно Энгельс обратил внимание Маркса на положение рабочего класса.

В Париже Маркс вступил в непосредственный контакт с рабочими организациями, как французов, так и немецких эмигрантов, познакомился с П. Ж. Прудоном, русскими эмигрантами , В. П. Боткиным. Он завязал широкие знакомства с французскими радикальными кругами, с представителями революционных кругов различных стран, жившими в Париже.

В 1844 году совместно с Арнольдом Руге выпускает единственный сдвоенный номер журнала «Немецко-французский ежегодник», после издания которого расходится с Руге из-за политических взглядов.

В начале февраля 1845 г. Маркс был выслан из Парижа и переехал в Брюссель (куда приехал и Энгельс). В Брюсселе Маркс и Энгельс написали работу «Немецкая идеология», в которой выступили с критикой идей Гегеля и младогегельянцев. Весной 1847 года Маркс и Энгельс примкнули к тайному пропагандистскому обществу, международной организации «Союз справедливых» (был преобразован в «Союз коммунистов»), организованной немецкими эмигрантами. По поручению общества они составили программу коммунистической организации - знаменитый «Манифест коммунистической партии» , опубликованный 21 февраля 1848 года в Лондоне.

После начала февральской революции 1848 г. Маркс был выслан из Бельгии. Он вернулся в Париж, а после мартовской революции переехал в Германию, в Кёльн. Там ему удалось в короткие сроки совместно с Энгельсом организовать выпуск большой ежедневной революционной газеты «Neue Rheinische Zeitung». Первый номер газеты вышел 1 июня 1848 года. В редакционный комитет газеты вошли: Карл Маркс - главный редактор, Генрих Бюргерс, Эрнст Дронке, Фридрих Энгельс, Георг Веерт, Фердинанд Вольф, Вильгельм Вольф - редакторы. Состав редакции определял характер газеты как направляющего и организующего органа Союза коммунистов.

«Neue Rheinische Zeitung» ставила своей целью представлять читателям глубокий анализ важнейших революционных событий в Германии и Европе. Газета прекратила своё существование после поражения майских восстаний 1849 года в Саксонии, Рейнской Пруссии и Юго-Западной Германии и начавшихся репрессий против её редакторов. 19 мая 1849 года вышел последний номер, отпечатанный красной краской.

Карл Маркс был выслан из Германии 16 мая 1849 года и со своей семьёй сначала отправился в Париж, но после демонстрации 13 июня 1849 года был выслан и оттуда. В конечном счете Маркс с семьей переехал в Лондон, где жил до самой смерти и создал свои главные экономические произведения, включая «Капитал».

Условия эмигрантской жизни были крайне тяжелы, Маркс с семьёй жил исключительно за счёт постоянной финансовой поддержки Энгельса, небольших наследств от родственников и случайных заработков от написания статей в газеты.

В одном из писем с просьбой о денежной помощи Маркс пишет: «Женни больна. Моя дочь Женни больна. У меня нет денег ни на врача, ни на лекарства. В течение 8-10 дней семья питалась только хлебом и картофелем. Диета не слишком подходящая в условиях здешнего климата. Мы задолжали за квартиру. Счета булочника, зеленщика, молочника, торговца чаем, мясника - все не оплачены».

Историк Н. И. Басовская отмечает, что в условиях крайней нужды Маркс сделал попытку продать некоторые предметы из семейного серебра фон Вестфален, но был задержан полицией, подозревавшей его в воровстве, и благополучно вызволен своей женой Женни.

В 1850-х годах Маркс приступил к систематической разработке своей экономической теории, интенсивно занимался в библиотеке Британского музея. Наряду с изучением политической экономии, социальной философии, права и других социальных наук, Маркс осваивал огромный фактический материал различных научных дисциплин (вплоть до математики, агрохимии и минералогии).

В Лондоне Маркс вёл активную общественную деятельность. В 1864 году он организовал «Международную рабочую ассоциацию» (International Workingmen’s Association, позднее переименована в Первый Интернационал) - первую массовую международную (секции этого товарищества рабочих были образованы в большинстве стран Европы и в США) организацию рабочего класса.

Вначале организация состояла из анархистов, британских тред-юнионистов, французских социалистов и итальянских республиканцев. Позже острые разногласия между Марксом и лидером анархистов Михаилом Бакуниным о сути коммунистического общества и пути его достижения привели к разрыву с анархистами, которые на Гаагском конгрессе в сентябре 1872 года были изгнаны из организации.

В 1872 году, после разгрома Парижской коммуны и в условиях нарастающей реакции, Первый Интернационал переехал в Нью-Йорк, однако 4 года спустя в 1876 году он был распущен на Филадельфийской конференции.

Все попытки восстановления организации на протяжении последующих 5 лет не увенчались успехом. Однако Второй Интернационал, в который входили левые партии Англии, Франции, Германии, Испании и многих других стран Европы, был учреждён через 6 лет после смерти Маркса, в 1889 году, как преемник Первого Интернационала.

В мае 1867 года вышел в свет первый том «Капитала».

Карл Маркс умер в Лондоне в 1883 году в возрасте 64 лет. Похоронен на Хайгейтском кладбище.

2-й (1885) и 3-й (1894) тома «Капитала» были изданы Энгельсом после смерти Маркса, который, готовя их к печати, писал: «я работаю над неструктурированными рукописями второго, третьего тома „Капитала“, я почти ничего не понимаю, работаю с трудом».

Дети Карла Маркса:

Маркс и Женни фон Вестфален (1814-1881) прожили в браке почти 40 лет и имели 7 детей, четверо из которых умерли в детском возрасте:

Женни (1844-1883), жена Шарля Лонге;

Лаура (1845-1911), жена Поля Лафарга;

Эдгар (1847-1855);

Генри Эдвард Гай («Гвидо») (1849-1850);

Женни Эвелин Фрэнсис («Франциска») (1851-1852);

Элеонора (1855-1898), жена Эдуарда Эвелинга;

Один ребёнок, который родился в 1857 году, умер до того, как ему дали имя.

Две дочери Маркса покончили жизнь самоубийством.

Также существует версия, что Маркс был отцом ребёнка, которого родила в 1852 году хозяйка-экономка его семьи Елена Демут («Ленхен»). Историк Н. И. Басовская отмечает, что причиной этих разговоров стало незамужнее положение Ленхен и её проживание в семье Маркса с ранних лет. Отцовство ребёнка, названного Фредди, взял на себя Энгельс. Через некоторое время мальчик исчез, поскольку вероятно был отдан на воспитание в другую семью.

Работы Карла Маркса:

Тетради по истории эпикурейской, стоической и скептической философии (1839)
Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура (1841)
К критике гегелевской философии права (1843)
Экономическо-философские рукописи (1844)
Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании (1844)
Тезисы о Фейербахе (1845)
Немецкая идеология (1846)
Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона (1847)
Наемный труд и капитал (1847)
Заработная плата (1847)
Манифест коммунистической партии (1848)
Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта (1852)
Очерк критики политической экономии (Grundrisse) (1857-1858)
Статьи об отмене крепостного права в России (1858)
К критике политической экономии (1859)
Статьи о Гражданской войне в США (1861)
Заработная плата, цена и прибыль (1865)
Капитал, т. 1. (1867)
Гражданская война во Франции (1871)
Критика Готской программы (1875)
Капитал, т. 2. (1885)
Капитал, т. 3. (1894)
Капитал, т. 4. (1905-1910)
Математические рукописи (изданы в СССР в 1968 г.)

5 мая 1818 года в городе Трире, относящемся к прирейнской Пруссии, родился Карл Маркс - будущий великий экономист, философ, социолог, а также общественный деятель, поэт, писатель и политический журналист. Биография Карла Маркса будет рассмотрена в этой статье.

Его отец был евреем, адвокатом. Он принял протестантство в 1824 году. Семья Маркса была довольно зажиточной и культурной, однако не революционной.

Университетские годы

Обучением в гимназии (1830-1835) продолжается биография Карла Маркса. Фото этого экономиста и философа представлено ниже.

Окончив в Трире гимназию, Маркс поступает сначала в университет в Бонне, а затем в Берлине. Он изучал юридические науки, однако больше всего - философию и историю. Курс был окончен в 1841 году. Философия Эпикура являлась темой университетской диссертации Маркса. По своим взглядам он был еще в то время гегельянцем-идеалистом. В Берлине Маркс примыкал к кружку так называемых левых гегельянцев (к которым принадлежал, в частности, Бруно Бауэр и др.). Его представители стремились из философии Гегеля делать революционные и атеистические выводы.

Переезд в Бонн

Биография Карла Маркса в молодые годы отмечена тем, что он по окончании университета переселился в Бонн. Он хотел стать профессором. Однако правительства того времени, которое лишило в 1832 году кафедры Л. Фейербаха и отказалось в 1836 году вновь пустить его в университет, а также отняло в 1841 право у Бруно Бауэра, молодого профессора, читать в Бонне лекции, заставила отказаться Маркса от карьеры ученого.

Развитие левого гегельянства в Германии

В Германии развитие взглядов сторонников левого гегельянства продвигалось очень быстро в это время. В особенности с 1836 года Людвиг Фейербах начинает критику теологии, стремясь повернуть ее к материализму, окончательно берущему верх у него в 1841 году ("Сущность христианства"). "Основные положения философии будущего" вышли в 1843. Об этих сочинениях Энгельс писал впоследствии, что левые гегельянцы сразу же стали "фейербахианцами".

Переезд в Кельн, "Рейнская газета"

Рейнские радикальные буржуа, которые контактировали с левыми гегельянцами, в Кельне основали оппозиционное издание под названием "Рейнская газета". Она выходила с 1842 года, с 1 января. Бруно Бауэр и Маркс были приглашены в ее редакцию как главные сотрудники. А в этом же году, в октябре, Маркс стал главным редактором. Он из Бонна переселился в Кельн, где продолжилась биография Карла Маркса.

При редакторстве Карла революционно-демократическое направление этого издания становилось со временем все определеннее. Сначала правительство подчинило газету тройной цензуре, а потом решило совсем закрыть ее (в 1843 году, 1 января). Марксу к этому сроку пришлось оставить редакторскую деятельность. Однако уход его газету все же не спас. В марте 1843 года она была закрыта. Энгельс отмечает из самых крупных статей Маркса в "Рейнской газете", например, статью о положении в долине Мозеля крестьян-виноделов. Газетная работа открыла Марксу, что он еще не знаком достаточно близко с политической экономией. Поэтому он начал усердно ее изучать.

Женитьба, переезд в Париж

Карл Маркс, биография которого нас интересует, в 1843 году женился на Дженни фон Вестафален в Крейцнахе. Это была подруга его детства, девушка, с которой он, еще будучи студентом, был обручен. Его супруга принадлежала к реакционной прусской дворянской семье.

Старший брат ее в Пруссии был министром внутренних дел в одну из наиболее реакционных эпох (с 1850 по 1858 год). В 1843 году, осенью, Маркс перебрался в Париж для того, чтобы за границей издавать совместно с левым гегельянцем Арнольдом Руге радикальный журнал - "Немецко-французский ежегодник". Однако вышел только один номер. Прекратилась дальнейшая работа из-за трудностей в Германии тайного распространения, а также из-за разногласий с Арнольдом Руге. Маркс в своих статьях, написанных в этом журнале, выступает как провозглашающий "критику всего существующего" революционер. В частности, он критиковал применение оружия, апеллируя к пролетариату и к массам.

Знакомство с Фридрихом Энгельсом

В Париж в сентябре 1844 года прибыл на несколько дней. С тех пор он стал ближайшим другом Карла Маркса. Вдвоем они участвовали в жизни различных революционных групп Парижа. Учение Прудона при этом имело особое значение. С ним решительно рассчитался Маркс в "Нищете философии", изданной им в 1847 году. Они выработали, борясь с учениями мелкобуржуазного социализма, тактику и теорию коммунизма (или марксизма) и революционного пролетарского социализма. Фото Энгельса представлено ниже.

Переезд из Парижа в Брюссель, "Союз коммунистов"

По настоянию правительства Пруссии в 1845 году был выслан из Парижа как опасный революционер Карл Маркс. Биография его продложилась в Брюсселе, куда он переехал вместе с семьей. Маркс и Энгельс весной 1847 года примкнули к обществу под названием "Союз коммунистов". Они во втором его съезде, проходившем в Лондоне в 1847 году, приняли выдающееся участие. По поручению этого общества Маркс и Энгельс составили партии", вышедший в 1848 году, в феврале. В данном произведении обрисован последовательный материализм - новое миросозерцание, охватывающее также область социальной жизни. Диалектика, считали они, - наиболее глубокое и всестороннее учение о развитии. Была представлена теория революционной роли и классовой борьбы пролетариата, творца нового, коммунистического общества.

Биография Карла Маркса в 1848-1849 гг.

В 1848 году началась Из Бельгии был выслан Карл Маркс. Краткая биография его в 1848-1849 гг. следующая. Он снова отправился в Париж, а затем, после мартовской революции, в Кельн. Здесь с июня 1848-го по май 1849 года выходила "Новая рейнская газета". Ее главным редактором являлся Карл Маркс, краткая биография которого в то время была отмечена несколькими важными событиями. Блестяще была подтверждена новая теория ходом революционных событий, состоявшихся в 1848-1849 гг. Впоследствии ее подтверждали все демократические и пролетарские страны мира.

Сначала победившая контрреволюция отдала под суд Маркса (он был оправдан в 1849 году, 9 февраля), а затем выслала его из Германии (в этом же году, 16 мая). Карл сперва отправился в Париж, откуда был выслан после демонстрации 13 июня, после чего уехал в Лондон, в котором жил уже до самой смерти.

Жизнь в эмиграции в Лондоне

Крайне тяжелы были условия эмигрантской жизни. Они видны особенно наглядно из переписки с Энгельсом Карла Маркса, изданной в 1913 году. Маркса и его семью душила нужда. Если бы не денежная поддержка Энгельса, Карл не только бы не смог закончить главный свой труд, "Капитал", но и погиб бы неминуемо под гнетом нищеты. Маркс, сторонясь эмигрантских кружков, разрабатывал в ряде исторических работ материалистическую теорию, главным образом посвящая свои силы изучению политической экономии.

I Интернационал

Начавшаяся в конце 50-х и продолжавшаяся в 60-е годы эпоха оживления различных демократических движений вновь призвала Карла Маркса к практической деятельности. Им был основан в Лондоне 28 сентября 1864 года I Интернационал. После падения в 1871 году а также раскола Интернационала в Европе его существование стало невозможным. Тогда Карл Маркс после конгресса в Гааге (1872 год) перенес в Нью-Йорк его Генеральный совет.

Последние годы жизни Карла Маркса

Активная работа в Интернационале, а также усиленные теоретические занятия подорвали уже окончательно здоровье над "Капиталом" и переработку поэтической экономии он продолжал, собирая множество материалов и изучая целый ряд языков (в том числе русский). Однако болезнь не дала ему окончить "Капитал".

Его жена умерла в 1881 году, 2 декабря. А через 2 года, 14 марта 1883 года, Карл заснул навеки в кресле. Он был похоронен в Лондоне, на вместе с женой.

Несколько детей Маркса умерло в Лондоне в детском возрасте во времена, когда сильно бедствовала его семья. Три дочери - Дженни Лонгэ, Лаура Лафарг и Элеонора Эвелинг - вышли замуж за социалистов Франции и Англии. Сын Дженни Лонгэ - член социалистической партии Франции.

Итак, мы рассказали вам о таком великом человеке, как Карл Маркс. Биография (краткое содержание его жизни, деятельности и творчества) дает лишь поверхностное представление о нем. Мы описали основные события с целью побудить читателя к дальнейшему знакомству с этим интересным человеком.

Биография Карла Маркса и Фридриха Энгельса в советское время входила в обязательную программу многих учебных заведений. Сейчас изучением жизни этих людей занимаются в основном историки и экономисты. Однако выработанные ими идеи представляют большой интерес. Было бы весьма любопытно поближе познакомиться с таким человеком, как Карл Маркс. Биография, интересные факты о нем, труды и идеи - все это страницы истории, которые можно долго изучать.

Маркс Карл (1818 - 1883гг.)

Наиболее значительный из всех социалистических мыслителей, создатель системы мысли, называемой марксизмом.

Карл Генрих Маркс родился 5 мая 1818 г в семье среднего достатка в немецком городе Трире (в прирейнской Пруссии). Его предками по материнской и отцовской линии были целые поколения раввинов, его отец, хотя и был типичным рационалистом, согласился на крещение в евангелической церкви, чтобы не потерять должность. Карл был крещен в шестилетнем возрасте.

В 17 лет поступил в Боннский университет на юридический факультет. Спустя год отец Маркса направил его в более престижный Берлинский университет, где он проучился четыре года. В Берлине он оставил романтические взгляды и испытал влияние философии Гегеля, а позднее Фейербаха. Представил докторскую диссертацию о различии натурфилософии Демокрита и Эпикура.

В 1839 г. обратился к журналистике и сотрудничал в кельнской «Рейнской газете». Вскоре Маркс стал редактором газеты, однако в мае 1843 г. она была закрыта властями, что заставило Маркса от чистой политики перейти к изучению экономики и далее к социализму.

Летом 1843 г. он женился на Женни фон Вестфален, с которой прожил всю жизнь и имел шестерых детей (до взрослого возраста дожили три дочери). Не найдя работы в Германии, он решил эмигрировать в Париж.

Париж был идеальным местом для начинающего социалиста. За лето он написал несколько работ, известных как «Экономическо-философские рукописи 1844 года».

В сентябре того же года Маркс познакомился с Ф. Энгельсом, который благодаря отцу - компаньону в текстильной фирме в Манчестере - снабжал Маркса практическими сведениями о капиталистическом производстве и оказывал постоянную финансовую поддержку. Прочная дружба с Энгельсом согревала Маркса всю его жизнь.

После высылки из Парижа осенью 1844 г. Маркс три года провел в Брюсселе и совместно с Энгельсом написал «Святое семейство» и трактат «Немецкая идеология». В 1847 г. в Брюсселе вышла работа Маркса с критикой взглядов Прудона - «Нищета философии». В 1847 г во время поездки в Англию он встретился с лидерами Лиги справедливых, полулегальной группы главным образом немецких эмигрантов-ремесленников, и вступил в члены этой организации, на основе нее был образован международный Союз коммунистов, и его 2-й конгресс поручил Марксу и Энгельсу составить программу Союза.

«Манифест коммунистической партии» был только составлен, как начались революции во Франции, Италии и Австрии. Маркс был выслан из Бельгии и вернулся в Париж по приглашению либерального временного правительства.

Маркс выехал в Кельн и начал энергичную журналистскую деятельность в «Новой рейнской газете», призывая к конституционной демократии и войне с Россией. После поражения революции Маркс был отдан под суд, а затем выслан из Германии. Он вернулся в Париж, однако в июле 1849 г. бил вновь выслан и в августе отправился в Англию.

По прибытии в Лондон Маркс присоединился к Союзу коммунистов и возобновил журналистскую деятельность. В 1864 г. он начал работать в Международном товариществе рабочих (более известном как 1-й Интернационал). После кровавого подавления Парижской коммуны Маркс написал опубликованный в Лондоне памфлет «Гражданская война во Франции».

Раскол в Интернационале между сторонниками Маркса и анархистами во главе с М. Бакуниным привел к ослаблению организации после переезда ее штаб-квартиры в Нью-Йорк, а затем и к роспуску в 1876 г.

Последние десять лет жизни Марксу уже не нужно было заботиться о хлебе насущном. Проданная Энгельсом доля в манчестерском хлопчатобумажном бизнесе обеспечила Марксу приличное содержание. Однако после того, как в 1873 г. с Марксом случился удар, его творческие способности ослабли. Впрочем, он продолжал работать над новым изданием «Капитала» и внимательно следил за развитием немецкой социал-демократии. К этому периоду относится его работа «Критика Готской программы».

Смерть жены и старшей дочери лишила его всякого желания продолжать жизнь, и 14 марта 1883 г Маркс скончался в Лондоне.

Loading...Loading...