Климент папа римский. Обретение мощей св

14/27 февраля Православная церковь отмечает день памяти Святого Кирилла – одного из авторов славянской азбуки, а за две недели до этого 30 января/12 февраля празднуется событие, сыгравшее важнейшую роль в истории славянского мира – обретение в Херсонесе мощей Святого Климента Римского.

Чудо Святого Климента

Справедливости ради надо заметить, что не существует ни одного убедительного исторического свидетельства о пребывании в Херсонесе легендарного римского папы Климента.

Христианское предание утверждает, что Климент был учеником апостола Петра, третьим по счету его преемником на римской кафедре. За проповедь христианства он был сослан властями на окраину Римской империи, в Крым, где претерпел мученическую смерть в 103 г. РХ. Святого подвижника сбросили в море с якорем на шее.

Древняя церковь ничего не знала ни о мученичестве папы Климента, ни о его ссылке в Херсонес Таврический. Греческий и латинский житийные тексты, в которых приводится эта легенда, были составлены не ранее конца IV века – начала V века, то есть спустя 400 лет, после описываемых в них событий, и имеют мало связи с реальностью. (1)

Однако нельзя отрицать того, что на островке недалеко от Херсонеса действительно находилась гробница с мощами почитаемого Святого по имени Климент, позже обнаруженная Константином Философом (впоследствии принял монашество и причислен к лику Святых как Святой Кирилл). Свидетельства об этом слишком многочисленны, чтобы можно было отвергнуть их все как недостоверные.

Авторитетный российский эллинист Дмитрий Спиридонов предполагал, что в Херсонесе был свой местночтимый Святой Климент, образ которого в церковных преданиях позже слился с Климентом Римским, а также с другими известным святым - Климентом Анкирским, принявшим мученическую смерть недалеко от современной Анкары во время гонений на христиан в начале IV века. (2). Нелишне упомянуть и о византийской традиции, согласно которой Климент Римский умер там же, где и Климент Анкирский – в Анкаре. Позже ученики перевезли его мощи в Херсонес, где они были выброшены идолопоклонниками в море, и с тех пор совершили немало чудес. (3)

Так или иначе, к V веку уже прочно сформировалась легенда о том, что римский папа Климент похоронен где-то на острове недалеко от Херсонеса Таврического, где ежегодно совершается чудо. Как говорит «Мученичество Климента Римского», молитвами его учеников Корнелия и Фива море расступилось и открыло путь к мраморной гробнице, в которой лежали мощи святого Климента. Якорь, с которым мученик был брошен в море, лежал возле него. (4) С тех пор чудо совершалось каждый год. Море отступало на 20 стадий (3.75 километра) на семь дней, и паломники пешком ходили к гробнице.

Рисунок 1. Раннехристианский крест в форме якоря.

Масштабы чуда со временем росли. В VI столетии дьякон Феодосий писал: «Также город Херсон, что у моря Понта; там претерпел мучения святой Климент; гробница его в море, где было брошено его тело; этому святому Клименту был привязан на шею якорь, и теперь, в день его памяти, все, народ и священники, садятся в ладьи, и когда приплывают туда, море высушивает шесть миль, и на месте, где находится сама гробница, раскидываются шатры и сооружается алтарь, и в течение восьми дней служатся там литургии, и Господь совершает там много чудес: там изгоняются бесы, и если кто из одержимых получит возможность прикоснуться к якорю и прикоснется, то сейчас исцеляется».(5)

В XIX веке археологи обратили внимание на небольшой островок в бухте Казачьей, размером примерно 60 на 60 метров, соединенный с берегом узким часто затапливаемым перешейком. На нем нашли остатки крошечного храмика с криптой, в которую некогда был открыт доступ. Это крипту и было предложено считать местом упокоения Святого Климента. (6). Однако расстояние от островка до берега лишь несколько метров, а не десятки стадий, как это утверждают легенды.

В VIII веке крипта оказалась заброшенной. В это время уровень моря поднялся на 1-1.5 метров, в результате чего островок почти полностью затонул, а могилу святого подвижника занесло песком. Кроме того, в VIII-IX веках у власти в Византии находились императоры-иконоборцы, при которых почитание мощей хоть и не запрещалось, но и не приветствовалось. Местные духовные власти, выполняя директивы из Константинополя, скорее всего, не благословляли верующих на паломничество к островку. (7). Через несколько поколений о могиле святого подвижника все забыли. Скорее всего, о ней никогда бы и не вспомнили, если бы в 861 году в Херсонес не приехал молодой священнослужитель Константин, по прозвищу Философ.

Царский посол

Константин вместе с братом Мефодием направлялись с дипломатической миссией в Хазарский каганат. Зиму 860-61 гг. он решил провести в Херсоне, изучая еврейский язык, необходимый для ведения богословских диспутов с хазарскими иудеями.

Однако молодой ученый не удовлетворился филологическими занятиями в сонном зимнем Херсонесе, инициировав поиски мощей Святого Климента.

Рисунок 3. Зимний Херсонес. Фото Дмитрия Метелкина (1997).

В современной научной литературе нередко пробуют приуменьшить заслуги Константина. Идею с поиском мощей приписывают то константинопольскому двору (8), то местному духовенству. Самому же просветителю славян отказывают не только в праве участвовать в обретении мощей, но даже обвиняют его в том, что он тайно похитил их часть! Главный аргумент в пользу пересмотра роли Константина Философа в том, что он не принадлежал к числу сильных мира сего (9), не был обладателем пышных званий, санов и титулов.

Маловероятно, однако, что события, произошедшее в Херсонесе зимой 861 года, были организованы Константинопольским двором, стремившимся к дипломатическому соглашению с папским Римом. Хорошо известно, что ни в одной византийской хронике они не нашли своего отражения, и о них, судя по всему, были плохо осведомлены в имперской столице.

Для подтверждения версии об инициативе херсонесских клириков обычно цитируют текст «Прологов» так называемой «второй русской редакции» «Слова на перенесение мощей святого Климента из глубины моря в Корсунь». В нем действительно говориться, что Херсонесский епископ Георгий, обеспокоенный утерей важной Святыни, лично отправился к патриарху в Константинополь с просьбой содействовать в ее обретении. О роли Константина в этом тексте не упоминается. Однако автор редакции, живший спустя много лет после описываемых событий, был очень плохо осведомлен о них, путал имена, факты, даты, поэтому вряд ли стоит опираться на столь зыбкое основание для построения новых научных гипотез.

Тем более, что у нас имеются свидетельства современников. Кстати, из источников известно, что Константин, сам старался скрыть свое участие в перенесении мощей св. Климента, боясь «греха гордыни» (10), и даже не упомянул о нем в составленном им самим описании событий. Однако его роль была слишком важной, чтобы ее можно было проигнорировать.

Так, согласно свидетельству Смирнского митрополита Митрофана, который в это время находился в ссылке в Крыму, именно Константин побуждал Херсонесского епископа, священнослужителей и народ взяться за «разыскание столь драгоценных мощей святого и апостолика». (11)

Константин был универсально начитан. Еще в молодости, приняв священнический сан, он получил назначение в патриаршью библиотеку в Константинополе, где хранилось огромное количество древних текстов в том числе «отреченных» или апокрифических (12). Из свидетельств современников известно, что Константин, видимо, захватил с собой в Херсонес какие-то манускрипты, в которых содержалась информация о мучении, чудесах, сочинениях блаженного Климента и о постройке храма для его мощей недалеко от Херсонеса. Эти книги он и предъявил местному священноначалию.

Многие херсонеситы вдохновились идеей поиска древней святыни. Константин, руководствуясь воспоминаниями местных жителей, провел предварительное и целенаправленное исследование берегов будущей Севастопольской бухты, пока, наконец, не нашел то место, которое подходило под описание гробницы св. Климента.

О дальнейших событиях мы знаем из «Слова на перенесение мощей преславного Климента» (13), которое, возможно, написал сам Константин Философ. (14)

Обретение мощей

Ранним утром 30 ноября 861 года от Херсонесской пристани отошел корабль. На его борту находились императорский посол Константин Философ, епископ Херсона Георгий со своим причтом, певчие, несколько знатных горожан со слугами. Так началась экспедиция с целью поиска мощей Святого Климента Римского, которой суждено было изменить историю всего славянского мира.

Главный ее организатор Константин, будущий учитель словенский, с тревогой смотрел в темное беззвездное небо, вслушиваясь в молитвенные просьбы екетении.

- Ἐν εἰρήνῃ τοῦ Κυρίου δεηθῶμεν. Миром Господу помолимся! – возгласил иерей херсонесского храма св. Прокопия Соломон.
- Κύριε ἐλέησον. Господи помилуй! – ответил хор.
- О свышнем мире, и спасении душ наших, Господу помолимся – Господи помилуй… О мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся. – Господи помилуй…. О Богохранимей стране нашей, властех и воинтсве ея, Господу помолимся….

Константин тихо молился Святому Клименту. Мысль об обретении мощей подвижника, которого он считал покровителем дела всей жизни, жгла его давно, будто искра, попадающая в кучу угля. Еще во время пребывания в монастыре на далеком Олимпе душа его желала голубиных крыльев, чтобы долететь до гроба Святого и отдохнуть на нем.

Рисунок 4. Обретение мощей священномученика Климента, менологий императора Василия II.

«Не отврати ны посрамлены, Клименте, верою припадающа к твоему гробу, Святый», - повторял молодой священник.

Корабль уже входил в бухту, ранее указанную одним из херсонесских верных старожилов, сохранившим память о месте, где находилась почитаемая ранее святыня. Но случилось то, что и должно было произойти в пасмурное зимнее утро. Небеса разверзлись мощными дождевыми потоками. Священник Соломон был смущен. В темноте, под проливным дождем он не видел находившийся у него в руках текст с песнопениями, и не мог вести хор.

Внезапно облака рассеялись, проглянула луна, вокруг которой возникло яркое сияние. Вознеся хвалу Святому Клименту, участники экспедиции сошли на берег с факелами и светильниками. Больного и немощного епископа Георгия служки несли на переносном кресле. Поклонившись до земли, начали слушать утреню, которую служил сам архиерей.

Затем, обойдя остров, увидели небольшой курган, где и решили начать раскопки под пение псалмов и молитв. Копать пришлось долго. Некоторые потеряли надежду и не видели смысла продолжать работу. Но тут один из служек наткнулся на реберную кость.
Это придало силы участникам благочестивой экспедиции. Теперь рабочие уже без понуждения копали землю.

Когда хор пел 33-й псалом, в котором есть такие слова «Много скорбей у праведных, но от всех их Господь избавит их. Господь хранит все кости их, ни одна из них не сокрушится», в раскопе показался череп Святого мученика.

Воцарилось всеобщее ликование. Некоторые плакали от радости. Ребра, голова, руки, бедра Святого и даже мельчайшие частицы костей - все было сложено в специально подготовленный ковчег. Епископ Георгий, несмотря на преклонный возраст, возложил ковчег себе на голову, и поднялся на борт судна под пение благодарственных молитв. Вместе с мощами Святого на корабль погрузили и якорь, который по преданию был орудием казни Климента Римского.

Рисунок 5. Смерть св. Климента Римского и обретение его мощей, с русской иконы XVIII века.

Благочестивые паломники вместе со своей драгоценной находкой отправились в обратный путь. Когда корабль приближался к Херсонесу, они увидели огромную толпу народа у западных городских ворот со светильниками и свечами. Во главе процессии находился городской стратиг Никифор со своими приближенными.

Он вышел на встречу мощам, облобызал раку и просил епископа поставить ее на время на специально сооруженный столп, дабы она была доступна для обозрения всем херсонеситам. Архиерей совершил благодарственный молебен, а Константин Философ прочитал торжественную речь на обретение мощей Святого Климента Римского.

Толпа все росла, встречать мощи вышли все христиане города, и процессия столкнулась с неожиданной проблемой. Из-за большого количества народа невозможно было продолжать движение. Шедший во главе молодой стратиг Никифор в силу неопытности не смог организовать городскую стражу так, чтобы она обеспечила проход в толпе.

В связи с этим мощи изначально были доставлены в загородный храм Святого Созонта. Затем, когда стало уже совсем темно, и народ начал расходиться по домам, их перенесли в храм Святого Леонтия у западной оборонительный стены, где и оставили на ночь.

Рисунок 6. План западных кварталов Херсонеса, храм Святого Леонтия (42).

На следующее утром, затемно начался крестный ход с мощами по всему городу, в котором приняло участие множество херсонеситов. После его, их доставили в кафедральный собор (Уваровскую базилику), где была отслужена Божественная литургия.

Херсонес. Рим. Киев

Дальнейшая судьба мощей Святого Климента позволяет нам несколько под иным углом зрения взглянуть на историю их обретения. Голова Святого осталась Херсонесе, в кафедральном Соборе города. Оставшиеся частицы забрал с собой Константин Философ, который вернулся в Константинополь.

Показательно, что солунские братья не афишировали в византийской столице, что являются обладателями мощей столь почитаемого Святого (15) и не спешили передать их в один из константинопольских храмов.

В 862 или 863 году Кирилл и Мефодий направились в Моравию, где находились несколько лет, занимаясь переводом на славянский язык богослужебных текстов. В распоряжении миссии находились мощи Климента Римского, обретенные братьями во время пребывания в Херсонесе.

Моравия, населенная славянами, находилась в церковной юрисдикции Римского папы. В католической церкви богослужение велось на латыни, и попытки его перевода на славянский язык, предпринятые Кириллом и Мефодием, вызвали со стороны германских клириков многочисленные протесты и апелляции к авторитету Рима. В результате святым братьям пришлось направиться в апостольскую столицу, куда они прибыли весной 868 года. С собой они привезли мощи Святого Климента, которые передали римскому папе Адриану II, объяснив что их миссия находится под покровительством папы-мученика. Климент как непосредственный ученик апостола Петра был очень почитаем в Риме, и неожиданное обретение его мощей в глазах римского первосвященника автоматически освящало просветительскую деятельность солунских братьев, включая изобретение ими славянской азбуки и перевод на церковнославянский язык книг Священного писания.

Рисунок 7. Встреча мощей св. Климента в Италии. Базилика св. Климента ок. 1080 года.

Инициатива, которая на первый взгляд могла показаться еретической (многие иерархи того времени считали, что богослужение может вестись только на двух языках – греческом и латыни) приобрела посредством мощей свт. Климента характер божественного откровения. (16).

Папа Адриан II освятил «славянские книги», рукоположил Кирилла и Мефодия в епископы, а их славянских учеников в пресвитеры. Это был поистине революционный шаг. Многие западные и южные славяне к тому моменту уже приняли христианство, но у них не было своей иерархии. И в Риме, и в Константинополе рассматривали славянские народы лишь как объект культурно-политической экспансии. Византия ставила им греческих священников, которые вели богослужение на греческом языке с целью быстрейшей эллинизации славян. Славяне Моравии и Иллирака, находившиеся под юрисдикцией Рима были вынуждены приглашать служивших на латыни франкских миссионеров, пытавшихся начать процесс онемечивания славянских земель.
Благодаря Константину (Кириллу) и Мефодию славяне получили общий язык, возможность богослужения на нем, свою национальную церковную иерархию и тем самым щит от греческой или франкской ассимиляции. И все это произошло только потому, что у солунских братьев вовремя оказались мощи святого Климента Римского.

Рисунок 8. Святые Кирилл и Мефодий с учениками. Фреска. Охрид. Македония.

Однако было ли их обретение случайностью? Те немногочисленны факты, которые известны нам о Константине Философе, характеризуют его как целеустремленного человека, замечательного филолога и полиглота, образованного философа, который всю свою недолгую жизнь (он умер в возрасте 42 лет, приняв схиму под именем Кирилла), посвятил служению одной идее. Некоторые исследователи предполагают, что работу по созданию славянской азбуки он начал с братом Мефодием еще во время пребывания на Олимпе в 857-860 годах. (17).

Если это действительно так, то тогда и все дальнейшие события складываются в одну цепочку. Отправка с дипломатической миссией Хазарию через Крым могла натолкнуть Константина на мысль о поиске мощей Климента Римского для получения небесного покровительства своей миссии. Отсюда становится понятным его желание найти могилу папы-мученика во что бы то ни стало. После возвращения в Константинополь братья вплотную приступили к созданию славянского алфавита. Неслучайно об их деятельности в 861-63 гг. почти ничего неизвестно. Затем отправились в Моравию, так как осуществить план на территории, входящей в состав Византийской империи, представлялось нереальным. Кульминацией же миссии стала поездка в Рим и официальное признание славянского богослужебного языка как Боговдохновенного, чему в немалой степени помогли мощи св. Климента.

Таким образом, обретение мощей святого мученика сыграло колоссальную роль в истории славянства, позволив славянам обрести общую письменность и тем самым сохранить свою культуру и самобытность, избавившись от опасности поглощения другими народами.

Когда князь Владимир захватил Херсонес, где принял крещение, в числе взятых в Киев христианских святынь были голова Святого Климента и тело его ученика Фива. Их положили в особую раку в храме Богородицы, в котором служило корсунское духовенство. По мнению историков в этом акте рельефно проступает намерение Святого равноапостольного князя учредить церковь Киевской Руси на мощах папы-мученика, тем самым подчеркнув авторитет своей власти, святость своей столицы и ее кафедрального храма. (18). И Владимиру действительно удалось добиться своей цели, так как в ближайшие десятилетия молодое Киевское получило всеобщее признание в Европе, а его правители получили легитимность во всем христианском мире.

Андрей Васильев, председатель «Общества Святого Феодора Гавраса»

(1) Виноградов А. Миновала уже пора языческого безумия. Церковь и церкви Херсона в IV веке по данным литературных источников и эпиграфики. – М: Русский Фонд Содействия образованию и науке, 2010. – с.160.

(2) Спиридонов Д. С. К вопросу о мучении Св. Климента, Папы римского в Крыму // ИТУАК. – 1909. – № 43. – C. 115–124.

(3) Франко I. Святий Климент у Корсуні //Зібрання творів в 50 томах. – т.34. – К.: «Наукова думка», 1981. – с.146.

(4) Невоструев К.И. Херсонские святители//ЗООИД. – 1875. – т 11. – с 168.

(5). Сорочан С.Б. Византийский Херсон. - Ч.2. – Харьков, 2005. - с. 1283-1289.

(6) Маркевич А.И. Островок в Казачьей бухте как предполагаемое место кончины св. Климента, папы римского. // ИТУАК. - 1909.- №43.

(7) Сорочан С.В. Указ соч. – с.1433, прим 923 и далее с.1439, прим.960.

(8) Уханова Е. В. Обретение мощей в визатийской церкви: По материалам Слова Константина Философа на обретение мощей св. Климента Римского//. - Византийский временник, №84 (2000). - с.132-148

(9). Сорочан С.В. Указ.соч. – с. 1418, прим. 858. О тайном вывозе мощей см. там же – с.1475-76, прим. 1153

(10) Письмо Анастасия библиотекоря епископу Гаудериху// Сорочан С.Б. Византийский Херсон. - Ч.2. – Харьков, 2005. - с.1437.

(11) Там же. – с.1439.

(12). Сорочан С.В. Указ.соч. – с. 1444, прим.905.

(13) Слова на перенесение мощей преславного Климента// Сорочан С.Б. Византийский Херсон. - Ч.2. – Харьков, 2005. - с.1457-1475.

(14) Ю.К.Бегунов. Св. Климент Римский в славянской традиции: Некоторые итоги и перспективы исследования// Clementiana Nordica: Почитание Св. Климента Римского на севере христианского мира. -Спб.: Византинороссика, 2006. -с.5.

(15) Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменной культуры: Истоки древнерусской книжности. М., 1994.- с.14.

(16) Хабаргаев Г.А. Указ.соч. – с.55.

(17) Хабаргаев Г.А. Указ.соч. – с.71

(18) Ю.К.Бегунов. Указ. соч. -с.10-11.

Священномученик Климент - Апостол от 70-ти, четвертый епископ (папа) Рима родился в очень знатной семье, состоявшей в родстве с императорской фамилией. Будучи разлучен в младенчестве с родителями и братьями, он вырос среди чужих людей. Как и все знатные римские юноши, Климент получил блестящее образование, но светские науки его не увлекали. Едва став совершеннолетним, он покидает Рим. В Святую Землю, в Палестину, где жил и страдал Христос и проповедуют его Апостолы - вот куда влечет юного Климента.

Приехав в Александрию, он слушает проповеди ученого благовестника Варнавы и становится горячим приверженцем нового учения. По прошествии некоторого времени Климент в своих странствованиях встречает апостола Петра, принимает от него святое крещение, становится одним из его ближайших учеников (Филипп IV. 3). Евангельская проповедь помогла Клименту чудесным образом обрести свою семью, которую он считал погибшей: среди учеников первоверховного апостола оказываются два его брата-близнеца, чуть позже он находит родителей. Надо ли говорить, что вся семья после этого приняла христианство и стала проповедовать спасительное учение.

Незадолго до своей мученической кончины апостол Петр рукополагает Климента во епископа. После смерти св. Петра, св. Лина и св. Анаклета, с 92 по 101 год Римским епископом является апостол Климент. Добродетельная жизнь и святительский подвиг Климента являли благотворный пример для гордых римских граждан, многие из которых стали последователями Христа. Житие сщмч. сохранило нам пример того, как однажды на праздник Пасхи после проповеди апостола крестилось сразу 424 человека, среди которых были представители всех римских сословий - от рабов до членов императорской семьи.

Обеспокоенные успехами христианского иерарха, язычники донесли о нем императору Траяну, обвинив святителя в неуважении к римским богам. Разгневанный император велит изгнать Климента из столицы, приговорив его к ссылке. Многие из учеников апостола последовали за ним в Инкерманские каменоломни, находящиеся недалеко от Херсонеса Таврического, предпочитая добровольную ссылку разлуке с духовным отцом.

Инкерманские каменоломни были традиционным местом ссылки христиан. Нелегкая жизнь подвижников была особенно тяжела из-за отсутствия питьевой воды. По молитве святителя Климента, Ангел Господень, явившийся в виде Агнца, указывает место источника. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по пятьсот и более человек. Там же в каменоломнях был вырублен храм, в котором он проповедовал. В 101 году священномученик Климент был умерщвлен по приказу императора; его утопили, бросив в море с грузом на шее. Климент прославился многими чудесами, череда которых не прекратилась и после его кончины. По молитвам его верных учеников - Корнилия и Фивы и всего христианского населения Херсонеса море отошло, и они нашли на дне, в нерукотворной «Ангельской » церкви нетленное тело своего учителя. После этого, каждый год в день мученической кончины Климента море отступало и в течение семи дней люди молились у мощей праведника.

Так было до начала IX века. В это время мощи стали недоступны, море не отступало. В начале 60-х годов IX века мощи чудесным образом появились на поверхности моря, этому предшествовала соборная молитва Херсонесского духовенства и пришедших в город ученых проповедников - Константина-философа и его брата Мефодия. Константин-философ считал, что сщмч. Климент покровительствует его миссионерской деятельности и делу просвещения славянских народов. Как показало время, это действительно было так. Когда через несколько лет братья принесли к папскому престолу переведенные на славянский язык и написанные славянскими письменами богослужебные книги, навстречу им вышел сам папа Адриан, узнав о том, что они принесли в Рим мощи их святого соотечественника - апостола Климента. Во многом благодаря принесенным мощам миссия моравских братьев закончилась удачно: славянские книги были освящены папой и в святом городе впервые на богослужении наряду с латынью зазвучала славянская молитва. Это было равносильно чуду! В Западной церкви в ту пору была распространена так называемая «трехъязычная» ересь, когда только три языка считались богослужебными: древнееврейский, греческий и латынь. Константин, придя в Рим, постригся в монахи, приняв имя Кирилл, и вскоре умер. Памятуя о заслугах просветителя перед престолом Св. Петра, его по настоянию папы Адриана хоронят в церкви Св. Климента.

Крестившись в Херсонесе, князь Владимир Святой переносит часть мощей сщмч. Климента (голову) и мощи св. Фивы, его ученика, с собой в Киев, положив их в Десятинной церкви в приделе во имя сщмч. Климента. Таким образом, мощи сщмч. Климента были первой христианской святыней, появившейся на Руси. Этим-то и была вызвана его исключительная популярность на Руси.

С началом процесса канонизации древнерусских святых ситуация изменилась: наиболее почитаемыми становятся древнерусские подвижники и мученики.

После закрытия в 1935 году Климентовского храма там был размещен филиал Российской государственной библиотеки, что, наверное, тоже можно считать не случайным совпадением. Покровительствующий славянской книжности Климент сохранил под сводами своего храма церковные книги из монастырских и частных собраний. Годы лихолетья не нанесли существенного вреда зданию храма и иконостасам, сохраненным заботами сотрудников библиотеки.

Крымский полуостров, чья территория совпадает ныне с Симферопольской и Крымской епархией, является самым первым из регионов нашего Отечества, где еще в I веке по Р.Х. прозвучала первая христианская проповедь. Тогда здесь побывал святой апостол Андрей Первозванный, который затем отправился вверх по Днепру и предсказал появление на берегах этой реки великого христианского града – Киева. Преемником апостола Андрея в миссионерском служении на Крымской земле стал святой Климент. В этом году исполнилось 1910 лет со дня мученической смерти и 1150-летие со дня обретения его мощей святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием.

Став, по благословению самого святого апостола Петра, епископом Рима, он был сослан за исповедание веры Христовой в Крым, который был тогда окраиной Римской империи. Но и на чужбине святой Климент продолжал обращать ко Христу множество людей, за что по императорскому приказу был утоплен в море вблизи Херсонеса.

Развалины этого древнего города и доселе возвышаются на окраине нынешнего Севастополя. В IX веке святые равноапостольные Кирилл и Мефодий обрели мощи мученика, а после своего крещения в Херсонесе великий киевский князь Владимир перенес честную главу святого Климента в Киев. Прошло девятнадцать веков с того момента, когда святой Климент засвидетельствовал свою пламенную веру в Спасителя подвигом мученичества и стал небесным ходатаем за нас пред Господом.

Приняв крещение от первоверховного апостола Петра, святой Климент стал его учеником и постоянным спутником

Священномученик Климент Римский подвизался на благословенной земле Тавриды, спустя 30 лет после апостола Андрея Первозванного, и внес вклад в дело становления христианства в Крыму. Святой Климент родился в Риме в период его античного расцвета, в знатной и богатой семье. Имея незаурядные способности, он получил блестящее образование. Многие жизненные пути открывались юному Клименту. И многие соблазны древней столицы мира – почести, богатства, развлечения. Все это было нормой жизни знатных патрициев, и этого вожделели честолюбивые юноши. Но не этого искал святой Климент.

Когда весть о Христе и Его Крестном Подвиге достигла Рима, Климент оставил дом, родных, друзей и отправился в те места, где проповедовали апостолы, чтобы встретиться с самовидцами Слова. Прибыв в Палестину, он принял крещение от первоверховного апостола Петра, стал его учеником и постоянным спутником. Вместе с ним он возвратился в Рим, куда апостол Петр волею Божьей был направлен для завершения своего земного поприща.

«… отправить на вечную каторгу в каменоломни Тавриды»

Незадолго до своей мученической кончины апостол Петр рукоположил Климента во епископа Рима. Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг святого Климента обратили многих его сограждан ко Христу.

Однажды, в день Пасхи, им были крещены сразу 424 человека; среди них были люди всех сословий – рабы и свободные, плебеи и патриции и даже члены императорской фамилии. Донос об этом немедленно поступил к императору Траяну (98-117), лютому гонителю христиан. По его повелению святой Климент был отдан под суд. Суд предъявил ему стандартные в отношении христиан обвинения: во-первых, в святотатстве, во-вторых, в оскорблении его величества императора и, в-третьих, в чародействе.

Доказать вину святого Климента суд не мог, но по приказу императора вынес ему суровый приговор – лишить всех прав, состояния и отправить на вечную каторгу в каменоломни Тавриды. Вместе с ним были сосланы большинство его учеников, а многие другие последовали за ним добровольно, предпочтя каторгу разлуке с духовным отцом.

Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу

Прибыв на место ссылки, в Крым, святитель Климент «... обрете тамо паче двух тысящ христиан». Это огромная по тем временам (конец I века по Р.Х.) православная община состояла частью из тайных христиан, обращенных в веру еще апостолом Андреем, а частью – из ссыльных каторжников, которые содержались и работали в каменоломнях в очень тяжелых условиях, практически не имея воды. Видя их страдания, святой Климент помолился вместе с осужденными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излился целый поток. Это чудо привлекло к нему множество людей.

Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. По свидетельству Метафраста, каждый день принимали крещение по 500 и более человек. В каменоломнях был вырублен храм, в котором святой Климент священнодействовал. А всего в этот период в окрестностях Херсонеса Таврического было сооружено 75 небольших по современным понятиям, в основном домовых храмов, которые святой Климент освятил. Апостольская его деятельность в Крыму стала известна Траяну и вызвала страшный гнев императора. По его приказу поздней осенью 101 года священномученик был утоплен. С якорем не шее, он был брошен в воды бухты, которая сейчас называется Казачьей. Скорбь охватила всех христиан.

Мощи святого Климента стали недоступны для поклонения на целых 50 лет

По молитвам всего народа и верных учеников святителя Корнилия и Фивы море отступило, и люди нашли на дне нерукотворную часовню («Ангельскую церковь»), а в ней – тело своего пастыря. С тех пор ежегодно в день мученической кончины священномученика Климента море отступало, и в течение семи дней христиане могли поклоняться его нетленным мощам.

Только в IX веке, в царствование Константинопольского императора Никифора (802-811) по Божьему попущению мощи святого Климента стали недоступны для поклонения на целых 50 лет.

Обретение мощей мученика святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием

Но при императоре Михаиле и его благочестивой матери Феодоре (855-867) Херсонес посетили равноапостольные учителя словенские Кирилл и Мефодий. Они побудили епископа Херсонеского Георгия к соборной молитве об открытии мощей святого Климента. После соборного служения на берегу моря и усердной молитвы святых Мефодия и Кирилла, прибывшего с ними из Цареграда духовенства и херсонеситов, в полночь на поверхности моря чудесно появились мощи святого Климента. Их торжественно положили в церкви святых апостолов. Часть мощей была перенесена святыми Кириллом и Мефодием в Рим, на родину священномученника, а честная глава его впоследствии была перенесена святым равноапостольным князем Владимиром, крестителем Руси, в Киев и положена вместе с мощами святого Фивы, ученика священномученика Климента в Десятинной церкви, где был устроен придел во имя святого Климента.

Так повествует Священное Предание о славной жизни и мученической кончине святого Климента Римского, третьего епископа Рима и второго апостола Тавриды. Но картина будет неполной, если мы не скажем несколько слов о том, что представляла собой…

Таврида в дохристианские времена

Исторических свидетельств о ней сохранилось немало. О Тавриде писали и Геродот, и Плиний, и Страбон, и Птолемей почти одинаково: «Живут тавры грабежом и войной». Дикие и жестокие языческие нравы, кровавые жертвоприношения, постоянные разбойничьи нападения делали Тавриду в глазах цивилизованных греков и римлян местом, пригодным лишь для ссылки преступников. И первые христиане попадали сюда, в основном, как осужденные.

Но впоследствии православные миссионеры, такие как епископы херсонеские IV века Василий, Капитон, Ефрем, Елпидий, Еферий, Евгений, Агафадор и другие, приходят сюда уже добровольно. Приходят, чтобы потрудиться в поте лица на ниве Божьей и даже, если Господь сподобит, принять мученическую кончину. Такова удивительная логика поступков верных учеников Христа, которым Он заповедал: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7,13,14). Жизненный подвиг священномученика Климента Римского является для всех последующих поколений душеспасительным примером.

СВЯТО-КЛИМЕНТОВСКИЙ ИНКЕРМАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

В одном из живописнейших мест Крыма, неподалеку от Севастополя, на берегу реки Черной, впадающей в Северную бухту, в древнем пещерном городе Каламита находится Инкерманский монастырь во имя св. священномученика Климента. Место это тесно связано с истоками христианства. Здесь в I в. н. э. трудился св. Климент, епископ Римский, ученик апостола Петра. За распространение христианства по повелению римского императора Траяна он был сослан в Крым. Одним из мест ссылки в то время была инкерманская каменоломня в окрестностях Херсонеса, на берегу реки Чёрной, где и поныне добывают строительный камень-известняк. Св. Климент, прибыв на место ссылки, нашёл здесь более двух тысяч христиан, осуждённых, как и он, тесать камни в горах.

Из жития его мы знаем, что римский епископ и в положении раба действовал как архиерей. В скалах Инкермана в ходе работ по ломке камня образовались пещеры. Одну из них святитель Климент расширил и устроил в ней церковь. Духовная сила, присущая св. Клименту, объединила вокруг него всех христиан, как узников, так и свободных.

Слух об успешной миссионерской деятельности святого в Херсонесе дошёл до императора Траяна, и император отдал тайный приказ утопить в море св. Климента, привязав якорь к его шее. Мученическая кончина святого последовала в 101 году. Смерть постигла и племянницу императоров Тита и Домициана Флавию Домитиллу, которая была сослана сюда за веру вместе со священномучеником Климентом.

Сюда же в VII в. был сослан св. епископ Мартин. В VI в. византийцами была построена здесь крепость Каламита, а позднее, в VIII–IX вв. в скале над крепостью начали вырубать пещерные помещения, церкви и кельи, где обосновывались монахи-иконопочитатели из Византии, преследовавшиеся в период иконоборчества. Руины крепости сохранились до наших дней.

После вторжения в XIII в. на полуостров монголо-татар христиане Крыма переживали тяжкие времена, а с конца XV в., когда пала столица православной Византии - Константинополь, в Крыму господствующей религией стало мусульманство. Многие монастыри и храмы были разрушены.

Восстанавливаться Инкерманский монастырь начал одним из первых, в 1852 г., усердием причисленного в 1997 г. к лику святых святителя Иннокентия (Борисова). Древняя церковь во имя св. Климента, высеченная в скале, стала первым действующим храмом обители. Предание говорит о том, что этот храм был высечен руками самого св. Климента. Это древнейшая из пещерных церквей Инкермана. Храм повторял в своих основных чертах архитектуру наземных церквей.

Начавшаяся Крымская война помешала восстановлению обители. Монастырь оказался в центре ужасных событий - рядом с ним в 1854 г. произошла Инкерманская битва, называемая современниками «Голгофой русской армии». После семичасового боя здесь погибли тысячи людей. Пострадала и древняя пещерная церковь - новый иконостас и дверь были пробиты пулями, а в одной из стен засело ядро.

После войны был выстроен братский корпус, часть келий разместилась в старых пещерах, построили домик для приезжих. В 1867 г. рядом с храмом св. Климента вырубили второй храм - во имя св. Мартина. В его стенах и полу были высечены усыпальницы. В уютном монастырском дворе с небольшим садиком под сенью золоченого креста бил фонтан.

В 1907 г. на Инкерманской скале в память о Крымской войне был построен большой Николаевский собор. В канун Октябрьской революции в монастыре было семь церквей.

С 1926 г. в Инкерманском монастыре стали закрывать монастырские церкви. Пещерный храм был передан музею. Во время обороны Севастополя 1941–42 г.г. были разрушены многие наземные постройки монастыря, пещерные же храмы уцелели. Тогда же в монастырских пещерах располагался штаб 25-й Чапаевской стрелковой дивизии.

Обитель снова открылась в 1992 г. В древней церкви вновь проводятся богослужения, восстановлен дом настоятеля и братский корпус, приводится в порядок кладбище. И сегодня можно увидеть высеченные средневековыми монахами в толще скального массива коридор-тоннель, ведущий к трем древним пещерным храмам: св. Мартина исповедника, св. апостола Андрея Первозванного, и главному монастырскому храму-базилике, носящему имя священномученика. В монастыре хранятся частицы мощей честной главы священномученика Климента, переданные из Киево-Печерской лавры. Восстанавливается Спасский скит вблизи села Терновка под Севастополем.

Святыни Киево-Печерской Лавры: мироточивая глава сщмч. Климента, Папы Римского

О подвигах и страдальческой кончине святого.

Когда мы говорим Папа Римский, сразу представляем католический Ватикан, однако до раздела Церкви христианство было едино и уже тогда епископ Рима именовался Папой, а потому в Православной Церкви канонизировано несколько Римских Пап, которые служили в Риме до раздела Церкви на Восточную и Западною.

Один из Пап, которых Православная Церковь почитает святым, и есть священномученик Климент. Он считается четвёртым от апостола Петра епископом Рима. Католическая Церковь именует его Папой Климентом Первым.
Климент происходил из знатной римской семьи. Вскоре после его рождения (30-е годы по Р. Х.) его мать и два брата отправились по морю из Рима в Афины, попали в кораблекрушение, выжили, но потеряли друг друга. Мать Климента, оплакивая потерю детей, осталась на одном из островов Восточного Средиземноморья; малолетние же братья оказались в Иудее и были там усыновлены. Через некоторое время отец Климента отправился разыскивать пропавших членов семьи, решил не возвращаться в Рим, пока не найдет их. Климент же взрослел в Риме, изучая науки и скорбя о пропавших родичах. Ни языческая религия, ни философия не могли дать ему удовлетворительного ответа на вопрос о том, что происходит с людьми после смерти. Когда Клименту исполнилось 24 года, он услышал о пришествии Христа в мир и решил узнать подробнее о Его учении, для чего отправился на восток. В Александрии он слушал проповеди апостола Варнавы, а в Иудее нашёл святого апостола Петра, принял от него Крещение и присоединился к его ученикам (среди которых оказались и пропавшие братья Климента, им не узнанные). По Промыслу Божию во время путешествия апостола Петра нашлась мать, а потом и отец Климента; при участии апостола семья воссоединилась, родители приняли Крещение. Климент стал одним из ближайших сподвижников Петра и был рукоположён им в епископы, а после смерти епископа Анаклета возглавил Римскую Церковь и был ее Главой с 92 по 101 годы.

Мудро управляя Церковью во времена волнений и усобиц в Риме, Климент прославился многочисленными обращениями ко Христу, благодеяниями и исцелениями.

В период очередной волны гонений на христианство Климент был поставлен перед выбором: принести жертву языческим богам или отправиться в изгнание на каторжные работы. Прибыв в каменоломни возле крупного античного города Херсонес Таврический (нынешний Севастополь), отождествляемые обычно с инкерманскими каменоломнями, Климент обнаружил большое число ранее осужденных христиан. Работая среди них, он утешал их и наставлял. Близ места работы не было воды, вследствие чего каторжане терпели значительные неудобства. По молитвам святого Господь открыл водный источник. Слух о чуде распространился по всему Таврическому полуострову, и многие туземные обитатели приходили креститься. Климент всякий день крестил до 500 язычников, и число христиан настолько увеличилось, что для них потребовалось устроить до 75 новых церквей.

Таким образом, святой Климент, Папа Римский, стал одним из самых первых христианских проповедников на территории современной Руси за более чем 7 веков до Крещения Руси князем Владимиром. Правда, в то время Севастополь являлся частью Византии.

Апостольская деятельность святого вызвала гнев императора Траяна, и он приказал утопить святого Климента. Мученика ввергли в море с якорем на шее. Это произошло в 101 году.

Обретение мощей сщмч. Климента. Минологий императора Василия II. X век

По молитвам верных учеников святителя, Корнилия и Фивы, и всего народа море отошло, и люди нашли на дне в нерукотворном храме («Ангельской церкви») нетленное тело своего пастыря. После этого ежегодно в день мученической кончины святителя Климента море отступало и в течение семи дней христиане могли поклоняться святым его мощам. Только в IX веке, во время царствования Константинопольского императора Никифора (802-811), по Божиему попущению мощи святого Климента стали недоступны для поклонения на 50 лет. При императоре Михаиле и матери его Феодоре (855-867) Херсонес посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий. Узнав о сокрытых мощах святого Климента, они побудили епископа Херсонесского Георгия к соборной молитве ко Господу об открытии мощей священномученика. После соборного служения святых Кирилла и Мефодия и прибывшего с ними из Царьграда духовенства и усердной молитвы всех собравшихся на поверхности моря в полночь чудесно появились святые мощи епископа Климента. Их торжественно перенесли в город в церковь святых апостолов. Часть мощей была принесена святыми Кириллом и Мефодием в Рим, а святая глава впоследствии принесена в Киев святым равноапостольным князем Владимиром (+ 1015) и положена в Десятинной церкви вместе с мощами святого Фивы, где был устроен придел во имя святого Климента.

В наши дни благоуханная глава священномученика Климента хранится в Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры и мироточит.

Известно много случаев исцеления по молитвам святому.

Потеряв последнюю надежду, люди обретают ее вновь здесь, у главы священномученика, который сам прожил жизнь, полную трудностей и опасностей, но при этом самоотверженно помогал другим, утешая их. И сегодня святой продолжает помогать нам, молитвенно обращающимся к нему за утешением. Он просит Господа об укреплении наших душ, о даровании нам сил проходить все жизненные испытания.

Святитель Климент, которого относят к мужам апостольским, оставил нам духовное наследие: два Послания к коринфянам – первые после Писаний святых апостолов письменные памятники христианского учения (они изданы в русском переводе в «Писаниях мужей апостольских»).

Молитвословия

Тропарь, глас 4

И́же от Бо́га чудоде́йствы/ пресла́вно удивля́я вселе́нныя концы́ ми́ра,/ свяще́нный страда́льче,/ па́че естества́ мо́рю соста́вы вода́м содева́еши разделе́ние/ в честне́й па́мяти твое́й/ всегда́ притека́ющим усе́рдно в Богозда́нную ти́ це́рковь/ чуде́сным твои́м моще́м,/ и по всенаро́дном хожде́нии/ мо́ре во еди́но тече́ние чудоде́тельне твори́ши,/ Кли́менте преди́вный,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2. Подобен: Твердыя:

Боже́ственнаго виногра́да священнооде́янна/ всем лоза́ яви́ся,/ ка́плющи сла́дость прему́дрости,/ моли́твами твои́ми, всече́стне,/ да тебе́ истка́ну, я́ко багряни́цу,/ пе́снь мы́сленную принесе́м,/ Кли́менте свя́те,// спаси́ рабы́ твоя́.

Тропарь, глас 2 , на обретение мощей

Не отврати́ нас посрамле́нных, Кли́менте,/ ве́рою припа́дающия ко твоему́ гро́бу, свя́те,/ но приими́ раб свои́х сердца́/ приступа́ющих ра́це святы́х твои́х моще́й моля́щеся,/ я́ко да блаже́нных и ще́дрых твои́х улучи́м/ наслади́тися ста́ду твоему́ ми́лостию,/ Бо́гу даю́щу ве́рным исцеле́ние/ и грехо́м оставле́ние и очище́ние,/ моли́твами твои́ми, сла́вне,// и ве́лия ми́лости.

Ища связи Русского Севера и Русского Юга, с удивлением узнаешь, что одна из связей, соединяющих Север и Юг Руси, — это почитание святого Климента, проповедовавшего в Крыму.

Святой Климент родился в 30-х годах первого века в Риме, был апостолом от семидесяти и епископом Рима. Его почитают в православии как одного из первых христианских проповедников в Северном Причерноморье. С его именем связан Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь в Крыму, расположенный рядом с городом-героем Севастополем на месте старых каменоломен. В те места Святой Климент был сослан императором Траяном за проповедь христианства. Он продолжил проповедь там, и был убит близ Херсонеса по тайному приказу императора в 101 году.

Епископ Рима

Святой Климент был рукоположен в епископы святым Петром. А в 91 году, после смерти епископа Анаклета, он возглавил Римскую церковь и прославился своей жизнью, посвященной Христу, благодеяними и исцелениями. Во время очередных гонений на христиан в Римской империи, он отказался принести жертву языческим богам, и был отправлен на каторжные работы в каменоломни около расположенного на краю империи города Херсонеса Таврического (его развалины находятся в центре города Севастополя). Считается, что это были Инкерманские каменоломни. Там святой Климент окормлял и утешал большое количество осуждённых христиан.

В ккменоломнях не было пресной воды, из-за чего каторжане терпели значительные неудобства, однако, по молитве св. Климента Господь открыл водный источник. Слух об этом чуде распространился по всему полуострову, и многие местные жители стали приходить креститься к святому.

Благодаря подвижничеству святого Климента, количество христиан значительно увеличилось, а языческие идолы были разбиты. В ответ на это, император Траян отправил в Херсонес специального посланника для наведения порядка, который приказал привязать св. Климента к якорю и утопить в море. Позже, по молитвам учеников святого и остальных людей, море отступило и были обретены мощи священномученика.

Святой Климент на Руси

Живший задолго до разделения церквей, святой Климент Римский почитается и православной, и католической церквями. Святой широко почитался на Руси, ему посвящены храмы в Москве (Церковь Климента, папы Римского), Торжке и других местах. Это связано с тем, что мощи св. Климента были обретены, по преданию, святым равноапостольным Кириллом (по некоторым источникам, совместно с братом — святым равноапостольным Мефодием) в крымской Корсуни (Херсонесе) около 861. В честь обретения мощей святой Кирилл написал на греческом языке краткую повесть, похвальное слово и гимн. Первые два произведения дошли до нас в славянском переводе, «Слово на перенесение мощем преславнаго Климента, историческую имущи беседу» (ряд исследователей называ ет его «Корсунской легендой»). Мощи святого Климента были перенесены в римскую Базилику Святого Климента. Здесь же был похоронен святой Кирилл, скончавшийся в феврале 869 года.

Часть мощей святого Климента была оставлена в Херсонесе. После захвата города князем Владимиром Великим в 988 или 989 году, мощи святого вместе с мраморным саркофагом были перенесены в Киев и помещены в Десятинной церкви.

Распространившись на Руси, традиция почитания святого Климента на Русском Севере шла из Новгорода, где в ΧΙΙ веке стоял храм, посвящённый святому. Почитание святого Климениа распространилось и в подчиненных Новгороду землях. Житие священномученика, связанное с морем, было близко поморам, живущих морской стихией.

Инкерманский монастырь

Основные помещения Инкерманского монастыря высечены в обрыве Монастырской скалы, наверху которой, на плато сохранились руины крепости четвертого века Каламита. Время основания монастыря ясно не определено: от VIII-IX до XIV-XV веков.

Кажется, история тут в самих скалах, сжатое в камень время. Огромная стена, в которой открываются пещеры, в которых жили монахи, поражает. Помещения, вырубленные в скале, балкончики и окна. Напротив, вдалеке через долину реки — тоже скалы, а дальше открывается Инкерманская бухта, где река Черная впадает в море. Это место завораживает своим масштабом и красотой.

Возле монастыря находился тот самый источник, по преданию открытый святым Климентом для облегчения участи каторжан. В 1970-х источник пересох (возможно, в связи с проводившимися строительными работами), а его вода постепенно затопила карьер по добыче инкерманского камня, находящийся по другую сторону Монастырской скалы.

В 1475 году крепость Каламита (развалины которой находятся на плато Монастырской скалы) была захвачена турками и переименована в Инкерман, монастырь угас, и только в 1850 году был возрожден. С 1920 г. храмы обители становятся приходскими, а к 1931 г. закрываются. Во время Великой Отечественной войны тут размещался штаб героической 25-й Чапаевской дивизии, погибшей в июле 1942 года (знамёна дивизии утопили в Чёрном море). В июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах сдерживали врага, рвавшегося к Севастополю.

Крым — место множества ратных подвигов наших воинов, Севастополь — город русской воинской славы, а тут, на Инкерманских высотах, подвиг ратный и духовный проявились в одном месте.

В 1991 году трудами настоятеля архимандрита Августина, братии и мирян началось возрождение монастыря, восстановлены храмы и келейные корпуса. Главная святыня обители — часть мощей Небесного покровителя монастыря апостола от 70-ти, святаго священномученика Климента, папы Римского. Также в обители имеются частицы святых мощей: вмч. Георгия Победоносца, свт. Мартина исповедника, папы Римского, великомученика и целителя Пантелеимона и многих других святых.

В Климентовский монастырь в Инкермане можно попасть из Севастополя общественным транспортом, например, от остановки «5-й километр», откуда отходят автобусы от Севастополя в разные части Крыма.

Свя-щен-но-му-че-ник Кли-мент - апо-стол от 70-ти, чет-вер-тый епи-скоп (па-па) Ри-ма ро-дил-ся в очень знат-ной се-мье, со-сто-яв-шей в род-стве с им-пе-ра-тор-ской фа-ми-ли-ей. Бу-дучи раз-лу-чен в мла-ден-че-стве с ро-ди-те-ля-ми и бра-тья-ми, он вы-рос сре-ди чу-жих лю-дей. Как и все знат-ные рим-ские юно-ши, Кли-мент по-лу-чил бле-стя-щее об-ра-зо-ва-ние, но свет-ские на-у-ки его не увле-ка-ли. Ед-ва став со-вер-шен-но-лет-ним, он по-ки-да-ет В Свя-тую Зем-лю, в Па-ле-сти-ну, где жил и стра-дал Хри-стос и про-по-ве-ду-ют его апо-сто-лы - вот ку-да вле-чет юно-го Кли-мен-та.

При-е-хав в Алек-сан-дрию, он слу-ша-ет про-по-ве-ди уче-но-го бла-го-вест-ни-ка и ста-но-вит-ся го-ря-чим при-вер-жен-цем но-во-го уче-ния. По про-ше-ствии неко-то-ро-го вре-ме-ни Кли-мент в сво-их стран-ство-ва-ни-ях встре-ча-ет апо-сто-ла , при-ни-ма-ет от него Свя-тое Кре-ще-ние, ста-но-вит-ся од-ним из его бли-жай-ших уче-ни-ков (). Еван-гель-ская про-по-ведь по-мог-ла Кли-мен-ту чу-дес-ным об-ра-зом об-ре-сти свою се-мью, ко-то-рую он счи-тал по-гиб-шей: сре-ди уче-ни-ков пер-во-вер-хов-но-го апо-сто-ла ока-зы-ва-ют-ся два его бра-та-близ-не-ца, чуть поз-же он на-хо-дит ро-ди-те-лей. На-до ли го-во-рить, что вся се-мья по-сле это-го при-ня-ла хри-сти-ан-ство и ста-ла про-по-ве-до-вать спа-си-тель-ное уче-ние.

Неза-дол-го до сво-ей му-че-ни-че-ской кон-чи-ны апо-стол Петр ру-ко-по-ла-га-ет Кли-мен-та во епи-ско-па. По-сле смер-ти св. Пет-ра, и св. , с 92 по 101 год Рим-ским епи-ско-пом яв-ля-ет-ся апо-стол Кли-мент. Доб-ро-де-тель-ная жизнь и свя-ти-тель-ский по-двиг Кли-мен-та яв-ля-ли бла-го-твор-ный при-мер для гор-дых рим-ских граж-дан, мно-гие из ко-то-рых ста-ли по-сле-до-ва-те-ля-ми Хри-ста. Жи-тие сщ-мч. со-хра-ни-ло нам при-мер то-го, как од-на-жды на празд-ник Пас-хи по-сле про-по-ве-ди апо-сто-ла кре-сти-лось сра-зу 424 че-ло-ве-ка, сре-ди ко-то-рых бы-ли пред-ста-ви-те-ли всех рим-ских со-сло-вий - от ра-бов до чле-нов им-пе-ра-тор-ской се-мьи.

Обес-по-ко-ен-ные успе-ха-ми хри-сти-ан-ско-го иерар-ха, языч-ни-ки до-нес-ли о нем им-пе-ра-то-ру Тра-я-ну, об-ви-нив свя-ти-те-ля в неува-же-нии к рим-ским бо-гам. Раз-гне-ван-ный им-пе-ра-тор ве-лит из-гнать Кли-мен-та из сто-ли-цы, при-го-во-рив его к ссыл-ке. Мно-гие из уче-ни-ков апо-сто-ла по-сле-до-ва-ли за ним в Ин-кер-ман-ские ка-ме-но-лом-ни, на-хо-дя-щи-е-ся неда-ле-ко от Хер-со-не-са Та-ври-че-ско-го, пред-по-чи-тая доб-ро-воль-ную ссыл-ку раз-лу-ке с ду-хов-ным от-цом.

Ин-кер-ман-ские ка-ме-но-лом-ни бы-ли тра-ди-ци-он-ным ме-стом ссыл-ки хри-сти-ан. Нелег-кая жизнь по-движ-ни-ков бы-ла осо-бен-но тя-же-ла из-за от-сут-ствия пи-тье-вой во-ды. По мо-лит-ве свя-ти-те-ля Кли-мен-та Ан-гел Гос-по-день, явив-ший-ся в ви-де Агн-ца, ука-зы-ва-ет ме-сто ис-точ-ни-ка. Это чу-до при-влек-ло к свя-ти-те-лю Кли-мен-ту мно-же-ство лю-дей. Слу-шая рев-ност-но-го про-по-вед-ни-ка, сот-ни языч-ни-ков об-ра-ща-лись ко Хри-сту. Каж-дый день кре-сти-лось по пять-сот и бо-лее че-ло-век. Там же, в ка-ме-но-лом-нях, был вы-руб-лен храм, в ко-то-ром он про-по-ве-до-вал. В 101 го-ду свя-щен-но-му-че-ник Кли-мент был умерщ-влен по при-ка-зу им-пе-ра-то-ра; его уто-пи-ли, бро-сив в мо-ре с гру-зом на шее. Кли-мент про-сла-вил-ся мно-ги-ми чу-де-са-ми, че-ре-да ко-то-рых не пре-кра-ти-лась и по-сле его кон-чи-ны. По мо-лит-вам его вер-ных уче-ни-ков - Кор-ни-лия и Фивы и все-го хри-сти-ан-ско-го на-се-ле-ния Хер-со-не-са мо-ре ото-шло, и они на-шли на дне, в неру-ко-твор-ной "Ан-гель-ской" церк-ви нетлен-ное те-ло сво-е-го учи-те-ля. По-сле это-го каж-дый год в день му-че-ни-че-ской кон-чи-ны Кли-мен-та мо-ре от-сту-па-ло и в те-че-ние се-ми дней лю-ди мо-ли-лись у мо-щей пра-вед-ни-ка.

Так бы-ло до на-ча-ла IX ве-ка. В это вре-мя мо-щи ста-ли недо-ступ-ны, мо-ре не от-сту-па-ло. В на-ча-ле 60-х го-дов IX ве-ка мо-щи чу-дес-ным об-ра-зом по-яви-лись на по-верх-но-сти мо-ря, это-му пред-ше-ство-ва-ла со-бор-ная мо-лит-ва Хер-со-нес-ско-го ду-хо-вен-ства и при-шед-ших в го-род уче-ных про-по-вед-ни-ков - и его бра-та . Кон-стан-тин-фило-соф счи-тал, что сщ-мч. Кли-мент по-кро-ви-тель-ству-ет его мис-си-о-нер-ской де-я-тель-но-сти и де-лу про-све-ще-ния сла-вян-ских на-ро-дов. Как по-ка-за-ло вре-мя, это дей-стви-тель-но бы-ло так. Ко-гда через несколь-ко лет бра-тья при-нес-ли к пап-ско-му пре-сто-лу пе-ре-ве-ден-ные на сла-вян-ский язык и на-пи-сан-ные сла-вян-ски-ми пись-ме-на-ми бо-го-слу-жеб-ные кни-ги, на-встре-чу им вы-шел сам па-па Адри-ан, узнав о том, что они при-нес-ли в Рим мо-щи их свя-то-го со-оте-че-ствен-ни-ка - апо-сто-ла Кли-мен-та. Во мно-гом бла-го-да-ря при-не-сен-ным мо-щам мис-сия мо-рав-ских бра-тьев за-кон-чи-лась удач-но: сла-вян-ские кни-ги бы-ли освя-ще-ны па-пой, и в свя-том го-ро-де впер-вые на бо-го-слу-же-нии на-ря-ду с ла-ты-нью за-зву-ча-ла сла-вян-ская мо-лит-ва. Это бы-ло рав-но-силь-но чу-ду! В За-пад-ной церк-ви в ту по-ру бы-ла рас-про-стра-не-на так на-зы-ва-е-мая "трехъ-языч-ная" ересь, ко-гда толь-ко три язы-ка счи-та-лись бо-го-слу-жеб-ны-ми: древ-не-ев-рей-ский, гре-че-ский и ла-тынь. Кон-стан-тин, при-дя в Рим, по-стриг-ся в мо-на-хи, при-няв имя Ки-рилл, и вско-ре умер. Па-мя-туя о за-слу-гах про-све-ти-те-ля пе-ред пре-сто-лом св. Пет-ра, его по на-сто-я-нию па-пы Адри-а-на хо-ро-нят в церк-ви св. Кли-мен-та.

Кре-стив-шись в Хер-со-не-се, князь пе-ре-но-сит часть мо-щей сщ-мч. Кли-мен-та (го-ло-ву) и мо-щи , его уче-ни-ка, с со-бой в Ки-ев, по-ло-жив их в Де-ся-тин-ной церк-ви в при-де-ле во имя сщ-мч. Кли-мен-та. Та-ким об-ра-зом, мо-щи сщ-мч. Кли-мен-та бы-ли пер-вой хри-сти-ан-ской свя-ты-ней, по-явив-шей-ся на Ру-си. Этим-то и бы-ла вы-зва-на его ис-клю-чи-тель-ная по-пуляр-ность на рус-ской зем-ле.

С на-ча-лом про-цес-са ка-но-ни-за-ции соб-ствен-но рус-ских свя-тых си-ту-а-ция из-ме-ни-лась: наи-бо-лее по-чи-та-е-мы-ми ста-но-вят-ся рус-ские по-движ-ни-ки и му-че-ни-ки.

По-сле за-кры-тия в 1935 го-ду Кли-мен-тов-ско-го хра-ма там раз-ме-щен фили-ал Рос-сий-ской го-судар-ствен-ной биб-лио-те-ки, что, на-вер-ное, то-же мож-но счи-тать не слу-чай-ным сов-па-де-ни-ем. По-кро-ви-тель-ству-ю-щий сла-вян-ской книж-но-сти Кли-мент со-хра-нил под сво-да-ми сво-е-го хра-ма цер-ков-ные кни-ги из мо-на-стыр-ских и част-ных со-бра-ний. Го-ды ли-хо-ле-тья не на-нес-ли су-ще-ствен-но-го вре-да зда-нию хра-ма и ико-но-ста-сам, со-хра-нен-ным за-бо-та-ми со-труд-ни-ков биб-лио-те-ки.


Поводом к написанию Послания к коринфянам были разделения и споры, возникшие в коринфской церкви. Еще во времена апостолов, как видно из 1-го Послания ап. Павла к коринфянам, в этой церкви появилось ложное направление некоторых членов ее, превозносившихся своею мудростью, слишком высоко ценивших чрезвычайные дарования духовные и внешние подвиги благочестия в ущерб истинной христианской любви и святости...

(†~101)

Предварительные сведения

Климент Римский родился в I столетии по Рождестве Христовом. В древней Церкви он почитался как один из наиболее значимых и выдающихся христианских святых.

О его почитании в первые века существования Церкви говорит хотя бы тот факт, что в его память и честь в Риме была воздвигнута базилика. Несмотря на известность святого Климента среди современников, в последующую эпоху сведения о деталях его жизни и деятельности стёрлись временем, обросли ложными слухами и легендами.

На сегодняшний день одним из ярчайших бесспорных свидетельств о его личности и служении является дошедшее до нас (в списках) послание к Коринфской общине, написанное святым Климентом в связи произошедшим там возмущением местных христиан. Помимо авторитета автора послание обнаруживает его ревность, любовь и духовную мудрость.

Согласно ранним историческим источникам, Климент Римский есть одно и то же лицо, что и Климент, упоминаемый апостолом Павлом в послании к Филиппийцам . В этом Писании о Клименте говорится как об апостольском сотруднике. Приведенное утверждение вполне согласуется с данными предания, указывающими на то, что Климент Римский был мужем апостольским, страдал за веру в Филиппах.

Сообразно другой точке зрения, святого Климента должно отождествлять с известным консулом Титом Флафием Климентом, родственником императора Домициана (гонителя Церкви). Известно, что в правление Домициана консул был обвинен в безбожии (атеизме) и казнён.

Разумея под этой политической фигурой Климента Римского (который был верующим христианином, но не атеистом), обвинение в безбожии интерпретируют и оценивают как обвинение в отрицании существования языческих богов.

Между тем в названное суждение не встраивается тот факт, что Тит Флавий Климент подвергся наказанию в 96-м году, тогда как святой Климент Римский руководил христианской паствой до третьего года правления Траяна (101-й год).

Несмотря на замечания критиков, что стиль составленного Климентом послания к Коринфянам якобы не даёт оснований видеть в нём представителя высшей аристократии, на основании его жития утверждается, что он принадлежал к знатной, богатой фамилии. Там же указывается, что его родители, Фавст и Матфидия, держались языческого мировоззрения.

В молодости, на протяжении нескольких лет, Климент жил в Риме без родителей, и очень страдал от того, что не имеет о них ни малейших вестей. Ни материальное благополучие, ни заботливость слуг не могли погасить его сыновнюю скорбь.

Обращение ко Христу

Однажды Божественный Промысл свёл Климента с христианином, который поведал ему о Пришествии в мир Искупителя, будущем воскресении, Страшном Суде, вечном мучении грешников и вечном блаженстве святых. Тронутый услышанным до глубины сердца, Климент оставил Римское жилище и отправился в Палестину.

Здесь, в Кесарии Палестинской, он познакомился с первоверховным апостолом Петром. После того как Петр просветил его светом Евангельской Истины, Климент принял Святое Крещение и вошёл в круг его учеников. Вскоре, помощью Божьей, нашлись его родители. Они тоже приняли Крещение от апостола Петра.

Епископское служение

Незадолго до своей мученической кончины, Пётр возвёл Климента на епископскую кафедру Рима. Так он стал третьим Римским архиереем после Лина и Анаклета.

Добродетели Климента встречали уважение как среди верующих, так и среди язычников. Это способствовало распространению веры и успеху Благовестия. Число верующих в Риме росло.

Успешная деятельность Климента Римского вызывала у языческих фанатиков лютую ненависть, чувство вражды. В какой-то момент некий Торкутиан, движимый злобой, инициировал против него возмущение и втянул в это дело градоначальника.

Градоначальник вызвал епископа для объяснений, а во время беседы напомнил ему о благородном происхождении и укорил в провоцировании беспорядков. В ответ Климент Римский попросил тишины и выступил с проповедью о Христе. Выслушав речь, градоначальник признался, что не нашёл в нём вины, но поскольку тот явился виновником народных волнений, постольку он вынужден доложить о случившемся императору Траяну.

Император ответил, что Клименту надлежит принести жертву богам. В противном случае он должен быть наказан и как негодный раб отправлен в ссылку в Херсонес. Когда Климента поставили перед выбором между предательством и страданием, он, не раздумывая, предпочел первому второе.

Ссылка

Прибыв на место, Климент обнаружил среди ссыльных около двух тысяч Христиан. В основном все они были осуждены, как и он, за твёрдость убеждений. Как епископ он взял их под свое окормление.

Братиям приходилось трудиться в Инкерманских каменоломнях. Помимо физических перегрузок и унижений они испытывали трудности от жары, изнывали от недостачи питьевой воды. Тогда Римский епископ предложил обратиться к Богу в соборной молитве, чтобы Господь явил им источник. Во время молитвы пред святителем предстал Агнец. Святитель, приняв это видение за Божье знамение, ударил в то место, на которое было указано Агнцем, и из камня пробился поток свежей, прохладной воды. Это чудо привлекло внимание многих и способствовало массовому обращению язычников ко Христу.

После добычи камня в местных скалах образовывались большие пустоты, напоминавшие пещеры. В одной из таких полостей Климент вырубил помещение для храма. В этом помещении братия стали устраивать богослужения (со временем на том месте образовался Православный монастырь).

Примеру епископа следовали и другие христиане. По некоторым свидетельствам, во время пребывания Климента Римского в Херсонесе, там было организовано более 70 церквей.

Конечно, эти древние храмы имели ограниченную площадь и вмещали небольшое количество людей, но и в этом усматривалось торжество Правды Божьей над злом. Климент Римский поставлял пресвитеров, и они помогали ему в распространении веры.

Весть о развернутой в Херсонесе ссыльным епископом миссионерстве дошла до ушей императора Траяна. И он не оставил её без внимания. В соответствии с его тайным распоряжением, святого Климента вывезли в море и утопили, привязав к шее тяжёлый морской якорь. Так он увенчался славой мученика. Это событие произошло в 101 году.

Чудесное развитие дальнейших событий

Смерть Климента лишила верующих архиерея, но его светлый образ продолжал жить в чутких сердцах. Ученики Климента, Корнелий и Фив, совместно с другими братиями предались молитве и стали упрашивать Бога явить им тело учителя.

По их искренней вере Господь совершил чудо: морские волны отступили и в одной из пещер, освободившейся от воды, были обнаружены нетленные мощи святого. Впоследствии за этой пещерой закрепилось название «Ангельская церковь».

С тех пор в течении нескольких лет, ежегодно, в день гибели Климента, море освобождало Ангельскую церковь от вод и люди, молясь при мощах, воздавали Богу хвалу.

Среди сочинений, приписываемых Клименту Римскому, достоверным признано одно: . Другое произведение, хотя и считается плодом его творческой мысли, однако не единогласно.

Тропарь священномученику Клименту, папе Римскому, глас 4

Иже от Бога чудодействы / преславно удивляя вселенныя концы мира, / священный страдальче, / паче естества морю составы водам содеваеши разделение / в честней памяти твоей / всегда притекающим усердно в Богозданную ти церковь / чудесным твоим мощем, / и по всенародном хождении, / море во едино течение чудодетельне твориши, / Клименте предивный, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Loading...Loading...