Кто такая мать тереза кратко. Кто такая мать Тереза? Биография матери Терезы

5 сентября 1997 года все газеты сообщили, что матери Терезы больше нет. Она умерла от остановки сердца, оставив после себя только два сари, Библию, молитвенник, несколько дневников и карандашей. Мать Тереза не доделала столько дел…

Узнав о гибели принцессы Дианы 1 сентября, мать Тереза сказала: "Я не всегда понимаю пути Господни. Наверное, эта трагическая утрата значит гораздо больше, чем мы можем предположить". Она умерла от болезни сердца через четыре дня.

Мать Тереза намеревалась произвести молитву за упокой души леди Дианы. Прощание с принцессой должно было состояться в соборе Святого Томаса в субботу 6 сентября, но до субботы мать Тереза не дожила один день. Утром 5 сентября она написала послание сестрам, братьям, отцам, миссионерам. Письмо оставалось только подписать…

Мать Тереза страдала болезнью сердца уже много лет. Впервые она попала в госпиталь с сердечным приступом в августе 1983 года. В 1989 году последовал еще один, гораздо более серьезный, сердечный приступ. Именно тогда врачи вживили ей электронный стимулятор сердца. В1990 году мать Тереза почувствовала себя настолько плохо, что должна была отказаться от должности главы ордена сестер милосердия. Ватикан искал новую кандидатуру, но так и не нашел. И мать Тереза, подлечившись, продолжила свою работу. 1991 год - снова госпиталь, на этот раз - кардиологический центр в Калифорнии. В1993 году во время поездки в Рим мать Тереза сломала три ребра, этот случай окончательно подорвал здоровье монахини.

С августа 1996 года она лежала в больнице шесть раз. Она просила докторов, чтобы ей дали спокойно умереть. "Я не могу пользоваться дорогостоящим медицинским обслуживанием, когда миллионы моих подопечных лишены такой возможности",- говорила мать Тереза. Она никогда не принимала обезболивающих препаратов, считая, что испытывать боль - значит приносить жертву Христу.

Монахини ордена милосердия, как могли, старались оберегать хрупкое здоровье матери Терезы. Ее любимым временем суток было утро. Утренняя месса начинается в 6 утра. Каждый вечер мать Тереза ставила будильник на 4. "Я хочу проснуться первой, чтобы увидеть Иисуса",- говорила она. Сестры просили ее поберечь себя, не вставать так рано. Им приходилось даже прятать будильник, чтобы мать Тереза поспала подольше. Когда она умерла, одна из монахинь сказала: "Теперь ей не нужен будильник, чтобы успеть увидеть Иисуса, Она сама отправилась к Нему. Теперь они навсегда вместе".

Похороны матери Терезы были величественны и помпезны. В Индии был объявлен всенародный траур. Так здесь хоронили только президентов и премьер-министров. Сама мать Тереза предпочла бы, наверное, скромную церемонию. Но друзья прославленной монахини, католическая Церковь и индийские власти настояли на том, чтобы похороны прошли с максимальными почестями.

В первые же часы после смерти тело матери Терезы было забальзамировано, но калькуттская 40-градусная жара и стопроцентная влажность все же давали основания для беспокойства. Мать Тереза умерла в штаб-квартире ордена сестер милосердия, поэтому сначала ее тело поместили в маленькую часовню при ордене. Там, в окружении живых цветов и молящихся монахинь, гроб простоял всего сутки. Часовня была слишком мала и не подходила для церемонии прощания.

Ранним воскресным утром 7 сентября гроб с телом прославленной монахини был перевезен в собор Святого" Томаса. Люди начали собираться у собора еще до рассвета, и к тому времени, когда гроб прибыл, часовню собора окружала толпа. Индийские касты и привилегии принимались во внимание даже здесь. Политики и высокопоставленные чиновники подъезжали к собору Святого Томаса на больших белых машинах и проходили в часовню через отдельный вход. Студенты, владельцы магазинов и лавок, дети, женщины терпеливо ждали, когда подойдет их очередь и можно будет хотя бы на несколько минут войти в часовню, чтобы проститься с матерью Терезой.

Собор Святого Томаса посетил премьер-министр Индии И.К. Гуджал. Он сказал, что мать Тереза была человеком, который посвятил свою жизнь бедным Индии. Именно И.К. Гуджал настоял на том, чтобы мать Терезу похоронили с почестями, которых в Индии удостаиваются только главы государства. Премьер-министр написал стихи, посвященные матери Терезе, в которых назвал ее "апостолом любви к человечеству".

Стеклянный гроб с телом матери Терезы находился в соборе Святого Томаса в течение целой недели, а затем был перевезен на стадион "Натаджи Индоор", где состоялась церемония похорон. Более миллиона человек вышли на улицы Калькутты, когда тело матери Терезы перевозили на стадион.

Гроб, покрытый национальным флагом Индии, везли по городу на том же орудийном лафете, на котором когда-то хоронили Махатму Ганди и Джавахарлала Неру - первого премьера независимой Индии. За гробом шла толпа длиной в семь километров. Под звуки траурного марша гроб с телом матери Терезы плыл по калькуттским улицам. В почетном кортеже были 12 монахинь, которые помогали матери Терезе создавать орден сестер милосердия в 1950 году.

На похороны приехала племянница покойной монахини Аги Бояджиу. Она сказала, что впервые увидела свою тетю, уже будучи двадцатилетней, но после они часто виделись в Риме, куда мать Тереза приезжала по делам ордена. "Я никогда не думала, что ее так почитают во всем мире, - сказала мисс Бояджиу. - Для меня она всегда была просто тетей".

Босоногие бедняки, знаменитые киноактеры и государственные мужи плакали и молились у гроба матери Терезы "Мать Тереза, мы никогда тебя не забудем!" - листок с такой надписью висел на шее у маленького мальчика. Ребенок горько плакал, слез было так много, что его самодельный плакатик совсем промок и буквы на нем расплылись.

Обитателям домов милосердия не разрешили прийти на стадион, чтобы попрощаться с матерью Терезой. Они наблюдали за церемонией по телевизорам, взятым напрокат. Многие из них смотрели телевизор впервые в жизни.

Мать Терезу похоронили во дворе штаб-квартиры ордена сестер милосердия, расположенной неподалеку от городских трущоб. При погребении присутствовали только близкие друзья покойной, несколько монахинь и высокопоставленные религиозные деятели из Индии и других стран, Вокруг "Дома Матери" собрались тысячи людей, чтобы хотя бы мельком увидеть, что происходит внутри. Мать Тереза была любима жителями Калькутты, почитаема за заботу о бедных, бездомных и брошенных. Эти люди уже давно считали ее святой.

Ватикан объявил, что потребуется по меньшей мере пять лет, чтобы решить, причислять ли мать Терезу к лику святых. В течение этих лет Церковь будет внимательно изучать жизнь матери Терезы и ее труды, чтобы не допустить ошибки. "Мы должны быть уверены, что эти труды находятся в полном соответствии с учением Христа", - заявил представитель Ватикана.

Однако многие священники, не дожидаясь официального решения, уже провозгласили ее святой. Так сделал, рискуя навлечь на себя недовольство папы римского, кардинал Нью-Йорка Джон О"Коннор. "Мы потеряли женщину, которая была в ореоле святости, как никто другой на свете", - сказал он.

Папа Иоанн Павел II не пытался скрыть слез, когда говорил о матери Терезе. Он назвал ее жизнь одним из величайших событий этого века. Американские мормоны назвали ее источником вдохновения для всего мира. Президент Ирана объяснил причину ее величия тем, что она возвратила достоинство и уважение падшим, черпая силы в своей искренней вере. Русская православная церковь особо отметила, что милосердие почившей монахини Терезы не знало границ, национальностей и рас: для нее всякий человек носил образ и подобие Божие. А глава армянской церкви сказал, что "она действительно была матерью для многих обездоленных людей".

"Мать Тереза была единственным человеком на Земле, который смел в какой угодно аудитории говорить о своем неприятии абортов. Даже папа римский не мог себе такого позволить, - говорит одна из сестер ордена милосердия. - Когда Иоанн Павел II обличал аборты в выступлении на специальной конференции ООН, он много цитировал мать Терезу. Видимо, ему так было удобнее".

Как только стало известно о смерти матери Терезы, в адрес миссий ордена сестер милосердия в разных странах стали приходить телеграммы и письма с соболезнованиями:
"Искренние соболезнования от жителей Бангалора (Индия) по случаю кончины нашей Матери Терезы. Она была Матерью каждого человеческого существа, Матерью бедных, Матерью больных, Матерью одиноких, Матерью нерожденных".
"Мать Тереза была бриллиантом в короне Индии. Она была живой святой. Сейчас она отправилась к Богу, чтобы молиться там за тех, для кого она жила и работала на земле".
"Она была послана в наш скорбный мир, чтобы одаривать милосердием больных, утешать безнадежных, кормить голодных, провожать в последний путь умирающих. И учить нас и тех, кто придет после нас, как следует отвечать на любовь, дарованную Богом человечеству".

Кто ты, золотая Афродита? В каком облике ты предстаешь перед нами в это темное, жестокое время, время, когда каждый сам за себя, время, когда правят материальные ценности, время одиночества и равнодушия, время войн и эпидемий, время богатых и нищих, время страдающих и несчастных людей, время людей больных душой? Как нам уподобиться тебе? Где черпать силы, для того чтобы нести твою Великую Любовь всем, потому что в ней нуждаются все, потому что без нее не было бы ничего на нашей Земле? Счастлив тот ребенок, который рождается в любви, счастлив тот человек, который в любви уходит на небо Урании.

Мы знаем один из твоих обликов — это Мать Тереза. Дама с огромным, чистым сердцем, осененная любовью Бога и несущая ее в самые темные и самые грязные уголки. Сколько детей, обреченных на самое страшное нищенское существование, нашли хлеб, кров и самое главное — любовь благодаря ей. Сколько нищих, бездомных, больных и гниющих в канавах приняли из ее рук миску с рисом, были отмыты и самое главное — почувствовали любовь и обрели Бога. Сердца скольких изгоев общества: прокаженных, больных СПИДом, наркоманов и алкоголиков, — освещенные ее любовью, познали полное преображение. Сколько людей, изголодавшихся по любви, получили ее перед самой смертью и ушли счастливыми, такими счастливыми, какими они, возможно, не были всю свою жизнь.

Она целовала каждого умирающего в лоб. Вопреки всем представлениям о нормальной человеческой брезгливости. Эта женщина излучала свет, она несла свет Бога, которым была освещена сама.

Она могла приготовить обед на шесть тысяч человек; не спать много суток подряд; всегда улыбаться; зайти в посольство Ирана и оставить там записку на столе с просьбой срочно ей позвонить, чтобы обсудить проблему заложников; забыть медаль лауреата Нобелевской премии мира где-то в гардеробе королевского дворца.

Матери Терезе открывались двери и хижин, и дворцов. №05 Она завоевала дружбу с великими мира сего — папами, президентами, королями. Но несмотря на все это, будучи человеком огромной известности и популярности, в своем Ордене она продолжала совершать самую обыденную работу. Но делала ее с великой Любовью.

Она говорила с королями и нищими, держала речь перед полными залами. И никогда не писала речей. Ей нужно было просто помолиться, чтобы знать, что сказать.

Почетный доктор теологии Оксфордского университета, она украшала свой быт статуэтками девы Марии, лечилась от усталости и от болезней молитвой и постом, ей можно было позвонить ночью — в любой час — и удостоиться беседы.

В XX веке она стала не просто символом милосердия, но вместе со своими послушницами являла реальную силу, с которой не могли не считаться даже сильные мира сего. Ею восхищались, перед ней преклонялись, ее боготворили.

Как? Почему? Откуда берутся идеи и силы? Кто помогает? Кто советует? Кто поддерживает? «Иисус Христос», — неизменно отвечала Мать Тереза. Журналисты были разочарованы. А Мать Тереза говорила правду. Она всегда чувствовала в своей жизни присутствие Христа. И достаточно долго строила с ним свои отношения.

Кто же эта скромнейшая женщина, такая маленькая и такая хрупкая, которую считали святой еще при жизни? «Агнес была такой хорошенькой. Прекрасно пела, играла в спектаклях, писала для католической газеты. И вот передо мной стоит женщина, которую больше, чем годы, состарили лишения», — прибывшая в Калькутту миссис Куни, владелица магазинчика из Мельбурна, расплакалась, увидев любимую кузину, бывшую Агнес Бояджиу. Они не виделись целую жизнь, лет сорок.

Агнес Бояджиу, будущая мать Тереза, родилась в Скопье в албанской семье 26 августа 1910 года и была младшим, третьим по счету ребенком обеспеченных родителей. Ее отца снабжал врачей Скопье лекарствами. Потом он торговал товарами, привезенными из Италии.

Скопье — городок на Балканах со всеми признаками турецкого наследия: с базарами, минаретами и невероятно пестрым населением. Все религии и секты были представлены в маленьком Скопье. Семья Бояджиу добавляла этому букету пестроты: эти албанцы были католиками. Большая редкость. То есть представляли абсолютное религиозное меньшинство и среди албанцев, которые, как известно, в основном мусульмане, и среди православных сербов. А с лежащей неподалеку католической Хорватией Сербию разделяла долгая вражда.

Агнес была хорошая, послушная, внимательная, доброжелательная. Прекрасно пела в церковном хоре, помогала маме и отстающим. Была набожной и романтичной. То хотела быть писательницей, то музыкантшей, то миссионером в Африке. Африку вскоре вытеснила Калькутта, куда в 1924 году отправилась группа католиков с Балкан.

Ни Первая мировая война, ни перекройка границ, ни провозглашение независимости Албании не потрясли семью так, как внезапная кончина отца. Агнес тогда было четырнадцать, и она смогла сполна оценить мужество и предприимчивость матери, которая сумела сама не только зарабатывать, чтобы прокормить семью, но и заботиться о бедных соседях.

Впоследствии житие матери Терезы любили представлять в живых картинах послушницы основанного ею Ордена. Сцена, когда семнадцатилетняя Агнес просит благословения матери стать монахиней и отправиться в Калькутту, удавалась им лучше всего. Мама пережила шок. Агнесс, такая тихая, такая разумная, такая домашняя, покладистая! Откуда эта прыть? Ах, и где эта Калькутта, на каком краю земли?! Отдать дочь Богу, а тем более в Калькутту, означало, особенно по тем временам, расстаться с ней навсегда. Шок длился двадцать четыре часа. Потом мать благословила.

Брат Лазарь, который учился в военной академии где-то в Австрии, счел решение своей младшей сестренки девической блажью, о чем ей и написал. Ответ Агнес бесконечно цитируют все ее многочисленные биографы: «Ты считаешь себя значительным, потому что будешь офицером и станешь служить королю с двумя миллионами подданных? Я же буду служить королю всего мира».

26 сентября 1928 года Агнес вошла в поезд, идущий из Скопье в Загреб. Мама Драна была права: больше она свою Агнес так и не увидела. Агнес через всю Европу едет в Дублин, в монастырь сестер ордена Лорето, где за два месяца ей предстояло выучить английский. На пароходе прочь из Европы, через Суэцкий канал, в Красное море, в Индийский океан плыла навстречу своей судьбе уже не милая Агнес, а сестра Тереза.

Да, у бедняжки почти не было багажа, и она плохо знала английский… На самом деле у сестры Терезы все было при себе. Она везла в свою землю обетованную самое важное, что можно было захватить из родного балканского захолустья, — стихийный экуменизм, которому впоследствии дивились передовые умы теологии. Экуменизм, выросший из традиций добрососедства, из материнского хлебосольства, из открытости дома Бояджиу. И из здравого смысла, подарившего наблюдение: главное, чтобы человек был хороший, а кто он — христианин, мусульманин, иудей, — не так уж важно.

Чистота и непосредственность восприятия Евангелия, которое для нее было всем: и таинством, и инструкцией, и отдохновением, — тоже балканское наследство. Католическая община Скопье была малой и сплоченной. Всех можно было пересчитать по головам. И слово Евангелия казалось обращенным к каждому человеку, как во времена первых христиан. А рано овдовевшая мама Драна, на которую с возрастом все больше и больше, вплоть до жестов и выражений, становилась похожа мать Тереза, преподала ей урок трудолюбия, жизненной стойкости и деятельной любви.

В Калькутте сестра Тереза стала учительницей в школах ордена Лорето. Целых шестнадцать лет она преподавала бенгальским девочкам на бенгальском языке историю и природоведение. Целых шестнадцать лет она верой и правдой старалась образованием победить бедность в полном соответствии с концепцией ордена Лорето. И у нее хорошо получалось. Она и тут занималась с отстающими. И пела в церковном хоре. И пользовалась заслуженным уважением учительского, равно как и ученического коллектива. Стала даже директрисой одной из школ. И вдруг...

10 сентября 1946 года: «Я ехала в поезде из Калькутты в Дарджилинг, чтобы принять участие в духовных упражнениях, и мирно молилась, когда вдруг ясно ощутила в себе другое призвание внутри того, которому я следовала. Эта весть была абсолютно недвусмысленной. Я должна была оставить монастырь и полностью посвятить себя помощи беднякам и жизни среди них. Это было повеление. Я знала цель пути, но не знала ни самого пути, ни средств вступления на него».

А незадолго до откровения в жизни матери Терезы случился один эпизод, ужасная и обычная для Калькутты история. Мать Тереза увидела, как покрытую коростой, заживо гниющую, обездвиженную женщину в городскую больницу привез на тачке сын и оставил у входа. Мать Тереза попыталась ее в эту самую больницу пристроить. Но женщину в больницу не взяли. Мать Тереза попыталась помочь умирающей. Но не все в человеческих силах: «Я не могла возле нее находиться, ее коснуться, переносить ее запах. Я убежала. И стала молиться: «Святая Мария! Дай мне сердце, полное чистоты, любви и смирения, чтобы я могла принять Христа, Христа коснуться, любить Христа в этом разрушенном теле». Я вернулась к ней, я к ней прикоснулась, я вымыла ее, я помогла ей. Она умерла с улыбкой. Это был для меня знак, что любовь Христова и любовь к Христу сильнее, чем моя слабость».

Годы спустя у одного журналиста, наблюдавшего по заданию редакции ежедневную «возню» матери Терезы и сестер с умирающими, вырвалось: «Я бы не сделал этого и за миллион долларов!» — «За миллион и я бы не сделала, — ответила Мать Тереза. — Только бесплатно. Из любви к Христу».

С этого момента начался путь Матери Терезы к тому предназначению, которое ей назначила Судьба на эту жизнь.

«Господин Гомес! Мне нечего есть. Дайте мне, пожалуйста, поесть» — такие записки до сих хранятся у Альфреда Гомеса, который по рекомендации местного священника пустил к себе в пустующий верхний этаж монахиню Терезу. Поселившись на матрасике у господина Гомеса, Мать Тереза совершенно не знала, что же ей дальше делать, как же служить беднейшим из бедных. Никаких дальнейших указаний «сверху» не поступало.

Целыми днями она скиталась по улицам, время от времени пытаясь просить подаяния. Основала «школу» среди мусорных куч. Учила никому не нужных детей мыть руки и писать на асфальте. (Тогда она, конечно же, не знала, что тем самым положено начало системе детских приютов Ордена милосердия Shishu Bhavan для нежеланных и ненужных детей — младенцев из мусорных ящиков, маленьких инвалидов, сирот.)

Еще она стаскивала куда-нибудь под крышу умирающих бездомных и старалась облегчить им страдания. Она не знала, что пройдет время, и молва о блаженной монахине достигнет городских властей, которые никак не могли запретить миллионам бездомных умирать где попало, и за это их критиковали газеты. Тогда ее найдут и предложат «подряд»: развернуться в огромном полутемном помещении, примыкающем к храму богини Кали, где некогда содержался жертвенный скот и было достаточно места умирать. Так появился дом для умирающих в Калькутте, названный местными жителями «Домом Чистого Сердца». Этот приют больше никогда не будет пустовать.

До момента основания Ордена миссионерок милосердия прошло четыре года. Это был трудный и болезненный период. Не так просто было Матери Терезе покинуть сестер-лоретанок, еще сложнее было получить разрешение из Рима и добиться индийского гражданства. И еще очень тяжело было быть одной: в 1946-м Мать Тереза писала в своем дневнике: «Господь! Что за муки одиночества сегодня». И только в 1949 году у нее появилась первая ученица, одна из ее бывших учениц. Она стала первой монашенкой еще не существующего Ордена. Вслед за ней в том же 1949 году к матери Терезе присоединились еще одиннадцать последовательниц, в основном ее бывших учениц. А в 1950 году после долгих сомнений Рим дает разрешение на основание Ордена миссионерок милосердия.

Кто мог стать Миссионером Милосердия или Миссионеркой Милосердия? Вот как говорит об этом сама Мать Тереза: «Чтобы быть Миссионером или Миссионеркой Милосердия, нужно обладать физическим и душевным здоровьем, способностью учиться, нужной долей здравого смысла и радостным темпераментом». Как пишет Мать Тереза, чтобы быть членом Ордена, не обязательно совершать что-то из ряда вон выходящее, достаточно просто полностью принадлежать Богу, то есть «Он может делать со мной, что хочет». И в этом настоящее счастье! Это предполагает любовь, а любовь предполагает полное доверие. Читая строки, написанные этой Дамой, понимаешь, что такое
Преданность и какое счастье отречься от себя со своими глупостями, своими маленькими удовольствиями ради того, чтобы обрести истинное счастье единения с Богом. С каким счастьем и какой легкостью она об этом говорит: «Отрекаясь от себя, я отдаю себя Богу, чтобы Он мог жить во мне. Как бы мы были нищи, если бы Бог не наделил нас способностью отдавать себя Ему! И сколькими богатствами мы обладаем теперь! Как легко завоевать Бога! Мы отдаемся Ему, Он становится нашим, и мы не обладаем больше ничем, кроме Него». Сестры Ордена милосердия, которые кроме традиционных монашеских обетов (бедности, безбрачия, послушания) дают еще обет служения беднейшим из бедных, живут так же, как и их подопечные: нет у них ни холодильников, ни стиральных машин, они более чем неприхотливы в еде, моются простым мылом, ездят только на общественном транспорте. Их собственность — сари, сандалии, зонтик на случай дождя, тощий матрас. Но от беднейших из бедных монахинь отличает только маленькое распятие у левого плеча.

В 1953 году «Наводняя небеса своими молитвами», сестры добились возможности купить первый дом. Этот просторный дом стал генеральным штабом Ордена. На той же улице сестры открыли приют для сирот: часто это дети местных жителей, умерших в хосписе. «Я согласна принять любого ребенка, в любое время, будь то ночью или днем. Только скажите мне, и я приду за ним», — пишет Мать Тереза.

Кроме того, у них есть замысел основать дом для прокаженных, но население не любит прокаженных, особенно в Индии, где эту болезнь считают проклятием, посланным Богом за грехи. На благую весть об открытии лепрозория население отреагировало градом камней. После многочисленных попыток Мать Тереза поняла, что Бог категорически против стационара. Чтобы услышать Божью волю, она углубилась в молитвы. И Бог выразился яснее. В течение двух месяцев Матери Терезе пожертвовали 10 тысяч рупий, крупнейший в Индии специалист по проказе предложил матери Терезе свои услуги и, наконец, из Америки прибыла машина скорой помощи. И мать Тереза догадалась, что Богу угодно вместо стационарной открыть передвижную лепроклинику! Позже были открыты лепроцентры в Титагаре и в Шанти-Нагаре, в пригороде Калькутты.

В 1965 году в Ордене было триста сестер, приехавших со всех концов света, а также несколько домов. В Риме Папа Павел VI, по рекомендации епископов Азии, объявил Орден «достойным похвал» и утвердил за ним полную каноническую действительность во всех инстанциях. Немедленное приглашение епископа Баркизимето, в Венесуэле, открыть там приют, отметило собой начало невероятного миссионерского успеха.

Вступая в Орден, они говорили Богу: «ДА». В этом «да» открывается суть обещания: «Мы должны в совершенстве знать, что означает «да», когда мы говорим это «да» Богу. Это «да» означает «я отдаюсь» полностью, безоговорочно, не думая о цене, безо всяких рефлексий вроде: «Правильно ли это? Так ли следует делать?» Наше «да», сказанное Богу, должно быть безоглядным». Задача Ордена состояла в том, чтобы говорить людям о Любви Бога, нести им ее через заботу, теплоту и нежность, проявленную к ним. Жизнь этих добровольцев трудна, однообразна, скучна. Это бесконечный тренинг любви с перерывами на работу. Работать — значит для них чистить, мыть, стирать, бинтовать, проявлять чудеса терпения, выносливости и отсутствия брезгливости (омерзительных ран прокаженных сестры ордена касаются без перчаток), иногда находиться под пулями (как, например, в Белфасте или в Эфиопии). Все это, конечно, можно совершить (еще не то совершали), вопрос в том, как при этом самим получить и другим передать заряд радостной бодрости?

С 1965 по 1971 годы по всему миру — по приглашению местных епископов — открываются новые дома: в Африке, в Австралии, в Европе. Члены Ордена проявляют любовь, которая превосходит международные, межнациональные и межрелигиозные барьеры. Божественная Любовь к людям не имеет никаких границ. «Высшая любовь не меряет себя, она довольствуется тем, чтобы давать». В любом ли состоянии сестры Ордена могли проводить эту любовь? Эту готовность Мать Тереза определяла безошибочно — по улыбке тихой радости, отражающей душевную собранность и покой: «Если я вижу, что какой-то из сестер не хватает спокойствия, я запрещаю ей идти к бедным. У них достаточно причины печалиться; разве мы можем осмелиться обременить их еще и нашей собственной меланхолией? Существует столько бед и горестей. Наша природа — настолько человеческая — неотъемлема от нас от начала до конца. Мы должны каждый день совершать тяжелый труд, чтобы восторжествовать над самими собой». Именно для этого, ради этих обездоленных, нищих и отверженных сестры вели жизнь, исполненную молитвы и жертвы, что подразумевало сознательную борьбу с попустительством самому себе, с любовью к комфорту. Для этого надо было стать воинами, одетыми в сари. Для этого надо проявлять больше любви друг к другу, для этого надо просить благодати прощать друг друга. Для этого они начинали свой день с причастия и времени для размышлений, а заканчивали день общим поклонением Богу.

Бог выбрал Мать Терезу для того, чтобы нести свою любовь людям, не потому что она была очень сильная, умная или какая-то особенная. Просто она не представляла свою жизнь без него: «Я думаю, нет никого, кто в такой степени нуждался бы в помощи и благодати Божией, как я. Мне случается чувствовать себя такой слабой и безоружной. Но я думаю, что именно поэтому Бог использует меня. Поскольку я не могу рассчитывать на собственные силы, я прибегаю к Нему 24 часа в сутки. И если бы в сутках было больше часов, мне следовало бы обращаться к Нему за поддержкой и благодатью все эти часы. № 16 Мы все должны держаться Бога через молитву». Вся жизнь Матери Терезы — это молитва, молитва как единение с Богом, то единение, которое приносит плод, плод — это все то, что мы делаем, «что мы производим своими руками: пища, одежда, деньги, что угодно». Для этой Дамы молитва и любовь неразделимы: «Давайте не забывать, что тот, кто хочет уметь любить, должен уметь молиться». Мать Тереза учит этому, и в очередной раз поражаешься естественности и простоте:

  • Люби молиться. Старайся чаще ощущать это желание в течение дня. Молитва расширяет сердце, делая его способным принять тот дар Божий, которым является Он Сам. Проси, ищи, и твое сердце вырастет настолько, что сможет принять Его и хранить как твое достояние.
  • Если хочешь молиться лучше, молись больше. Бог принимает наши неудачи, но не хочет нашего отчаяния и обескураженности. Он хочет видеть нас все больше детьми, все более смиренными, все более исполненными благодарности в молитве. Освободим свой ум. Не будем молиться долго, не надо, чтобы наши молитвы длились бесконечно; пусть они будут короткими и полными любви.
  • Наши молитвы должны были бы состоять из горячих, пылких слов, переплескивающихся из сердец, переполненных любовью. В своих молитвах обращайся к Богу с великим почтением и великим доверием.
  • Не медли, но и не спеши, не ударяйся в восклицания, но и не будь безгласен. С величайшей кротостью, в простоте, безо всякой аффектации приноси Богу свою хвалу от всего сердца и от всей души.
  • Мы не сможем встать перед лицом Божиим, если не проживем на практике молчание, как внутреннее, так и внешнее. Установить в себе безмолвие совсем нелегко, но это усилие необходимо.
  • Бог говорит в безмолвии сердца. Если ты предстанешь перед лицом Бога в тишине и молитве, Он будет говорить с тобой. И тогда ты познаешь, что ты — ничто. Только когда ты познаешь свое небытие, свою пустоту, Бог сможет исполнить тебя Собой.
  • Безмолвие позволяет нам все увидеть по-другому. Мы нуждаемся в тишине, чтобы суметь коснуться других душ. Ведь главное — не то, что говорим мы, а то, что говорит Бог: что Он говорит нам и через нас. В подобном безмолвии Он будет слушать нас, обращаться к нашей душе; и мы услышим Его голос.
  • Бога нельзя найти в шуме, в суете. Посмотри на природу: деревья, цветы, полевые травы растут в тишине; звезды, луна, солнце движутся в тишине. Главное — не в том, что можем сказать мы, а в том, что Бог говорит нам и другим людям через нас. В безмолвии Он слушает нас; в безмолвии говорит с нашей душой, в молчании нам дано право услышать Его голос: Молчание глаз. Молчание ушей. Молчание уст. Молчание ума. И в молчании сердца Бог заговорит.
  • Молчание сердца необходимо тебе для того, чтобы слышать Бога повсюду — в закрывающейся двери, в зовущем тебя человеке, в поющих птицах, в животных, в растениях.

Молитва нужна, чтобы слиться с Богом, чтобы распространять его свет, и тогда ощущение тьмы, подавляющее современный мир, будет уходить. Призвание человека — любить мир и распространять свет. Молитва нужна не для приобретения необычного опыта или переживания, она нужна для того, чтобы выполнять свои заурядные задачи с незаурядным пылом. Бог, как пишет Мать Тереза, присутствует и проявляет свою нежную любовь к людям в последних мелочах жизни. «Будь всегда верен в малом, в мелочах, ибо в них заключена наша сила. Для Бога нет ничего малого. Он ничего не преуменьшает. Для Него все бесконечно. Будь верен в мельчайших вещах, не ради них самих, но ради великой воли Божией, которую я сама бесконечно уважаю».

И чтобы уподобиться ему, надо слиться с ним. Она задает вопрос: устремляется ли к нему твое сердце, твой ум сразу, как ты просыпаешься? «А ведь это и есть молитва: обратить сердце и ум к Богу».

Мать Тереза является примером того человека, вся жизнь которого была молитвой. Молитвой в мыслях, в действиях, молитвой в каждом слове, взгляде и даже в каждом жесте.

Предназначение Матери Терезы было нести любовь и заботу самым бедным, самым заброшенным, тем, о ком некому позаботиться: сиротам, умирающим, прокаженным. Наше предназначение лечить души и тела всех тех, кто к нам приходит. И самое первое лекарство, в котором нуждаются люди, — это Любовь. Любовь — тот Принцип, который руководит Вселенной. Учителем Матери Терезы был Иисус: «Иисус пришел в этот мир с единственной целью. Он пришел принести нам Благую Весть о том, что Бог любит нас, что Он есть Любовь, что Он любит тебя и меня, отдав Свою жизнь»; «Тысячью разных способов в нем (Евангелии) говорится одно и тоже: «Любите друг друга». «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, и всем разумением твоим» (Второзаконие 6, 5). Это повеление Великого Бога, а Он не может требовать невозможного». Каждый человек может прийти к любви, важно желать этого и идти. У каждого свой путь к любви через размышление, через дух молитвы и жертвы, через интенсивную внутреннюю жизнь. Важно ощутить в себе эту потребность и начинать ее проводить. № 23 «Мы нуждаемся в том, чтобы любить, не иссякая. Как горит светильник? Благодаря постоянному потреблению крохотных капелек масла. Что же такое эти капельки масла в наших собственных светильниках? Самые незначительные вещи повседневной жизни: верность, доброжелательное слово, мысль о других людях, наша манера молчать, смотреть, говорить, действовать. Не ищи Иисуса далеко от себя. Он не где-то вне, Он в тебе. Храни светильник зажженным, и ты узнаешь Его».

Проводя эту любовь, Мать Тереза совершила огромное множество чудес, хотя сама так никогда не считала. Она просто говорила: «Видите, что может совершить любовь!»

«Однажды я подобрала человека, валявшегося в канаве. Его тело было покрыто червями. Я дотащила его до нашего хосписа, и как вы думаете, что он сказал? Никаких проклятий. № 09 Он никого не хулил. Он просто сказал: «Я жил, как животное, на улице, а умру, как ангел, как человек, которого любили и о котором позаботились!» Нам понадобилось три часа, чтобы его отмыть. Потом, наконец, он поднял глаза на сестру и сказал: «Сестра, я возвращаюсь домой — к Богу». И скоро умер. Я никогда не видела такой сияющей улыбки, как на лице этого человека. Он действительно вернулся домой — к Богу». ВИДИТЕ, ЧТО МОЖЕТ СОВЕРШИТЬ ЛЮБОВЬ! Людям очень тяжело, когда они чувствуют себя нелюбимыми, одинокими, отверженными, больными и забытыми. Рецепт Матери Терезы очень прост: «…вспомни, что ты драгоценен для Него. Он любит тебя. Прояви, в свою очередь, эту любовь к другим…» И сама она понимала, как она, такая слабая и хрупкая, чрезвычайно важна для Бога, и не уставала повторять, что Бог ее нежно любит и постоянно преподает уроки любви. «Я никогда не забуду тот день в Венесуэле, когда я пришла навестить семью, которая подарила нам барана. Я пришла, чтобы поблагодарить их, и там увидела ребенка-калеку, очень сильно изувеченного. Я спросила у матери: «Как его зовут?» Ее ответ был прекрасен: «Мы называем его Учителем Любви, потому что он постоянно учит нас любить. Все, что мы делаем ради него, есть наша любовь к Богу в действии».

Чтобы приносить миру любовь, надо уметь видеть не негативные стороны существования, что свойственно человеку, а научиться видеть доброе и прекрасное в том, что нас окружает, и в тех, кто нас окружает. В бедняках она в первую очередь видела мужество жить той жизнью, которой они живут. Она поражалась щедрости женщины, которая отнесла половину принесенного ей риса соседям, которые тоже голодали. Несмотря на то что ее дети не ели уже восемь дней. Она рассказывала об эфиопском малыше, который отдал кусочек шоколада для бедных детей Индии. А ведь это для него было бесконечно драгоценно. Но самое главное — она видела во всем и в каждом Бога.

Нетрудно любить кого-то на другом конце света, но гораздо труднее любить того, кто с нами рядом. Она мечтала, чтобы сердца всех людей были переполнены любовью до краев. № 02 Как важно, чтобы любовь изливалась на других через добрую улыбку и ласковое слово, начиная с тех, кто рядом.

«Не думай, что любовь, чтобы быть истинной и поглощающей, должна быть чудесной. Нет. Она требует постоянного желания любить Того, кого мы любим». Иногда это требует больших усилий, иногда это требует времени, иногда молитвы, но если это желание в нас живет, мы обретаем любовь. Ухаживая за больными и нуждающимися, Мать Тереза видела в каждом изувеченном теле и под грязными лохмотьями прекраснейшего из сынов Человеческих — Христа, именно это помогало ей преодолеть естественную для человека склонность к отвращению. Она обладала руками Христа и ими касалась тел, искалеченных болью и страданием.

№ 10 «Любовь Бога должна порождать служение — безоговорочное, бескорыстное». И Мать Тереза служила, служила не человечеству, а человеку. Для нее был важен и уникален каждый человек с его болью, одиночеством, нищетой, отверженностью, грехами… «Я никогда не мыслю в категориях массы, группы, всегда только об отдельных людях. Если бы я думала о многих, о массе, я бы никогда ничего не предпринимала. Для меня важна личность. Я верю во встречи лицом к лицу».

В 1969 году Павел VI утвердил Устав Соработников, который стал тем самым связан с Орденом. Эта международная организация мирян росла с поразительной быстротой, так что счесть ее членов всегда было затруднительно. Не христиане работали вместе с христианами в хосписах и заботились о прокаженных.

Огромное количество людей предлагали пожертвования для нуждающихся. Мать Тереза не все принимала, она не хотела, чтобы давали от избытка: «Я не хочу и того, чтобы люди давали для своего удобства, чтобы «расчистить место». В Калькутте есть люди, у которых столько денег, что они попросту желают от них избавиться — то есть, иначе, скрыть… Давать — это нечто совсем иное. Это делиться». Она хотела, чтобы дающий познал радость дара, чтобы он почувствовал, что он тоже в чем-то нуждается. «Самое важное — это та любовь, которую ты вкладываешь в свой дар». Для нее было важно, чтобы люди научились смотреть друг другу в глаза, научились улыбаться, научились принимать и прощать друг друга. «Будем искренни в своих отношениях друг с другом. Будем иметь мужество принимать друг друга такими, какие мы есть. Не будем удивляться, не позволим себе озаботиться личными поражениями; лучше будем видеть добро, которое есть в каждом из нас, найдем его, потому что каждый из нас был создан по образу Божию». Мать Тереза получила несколько международных наград: Премию Доброго Самарянина в США, Темплтонскую Премию в Англии, Премию Иоанна XXIII за труд на благо мира в Италии.

В 1979 году Матери Терезе вручили Нобелевскую премию. В своей речи 10 декабря она сказала, что принимает ее только во имя бедных, которым посвятила свою жизнь.

С 1980 по1985 год открывается все больше новых домов Ордена Миссионеров Милосердия: 18 в 1981 году, 12 в 1982-м, 14 в 1983-м. Орден основан в Ливане, Германии, Югославии, Мексике, Бразилии, Перу, Кении, на Гаити, в Испании, Бельгии и т. д. И с 1986 по 1989 годы основан в странах, которые обычно закрыты для миссионеров: в Эфиопии, Южном Йемене и в Советском Союзе. Вот что отвечала Мать Тереза по поводу критериев открытия новых домов Ордена: «На самом деле нынешний спрос далеко превосходит наши средства. Как правило, и в согласии с нашим Уставом, когда мы получаем приглашение, то сначала мы выезжаем на место, чтобы узнать, каковы там условия жизни бедняков. Мы решаем открыть новый дом только с одной целью — служения бедным. Поэтому обычно решение принимается после сбора информации, кроме экстренных случаев, то есть случаев крайней нужды».

№ 17 Она приехала в Нью-Йорк в 1985-м, в самый разгар истерии, связанной с эпидемией СПИДа. Посетила тюрьму, где умирали трое инфицированных преступников. Ужаснулась. Посетила мэра Нью-Йорка. И он после встречи с ней в двадцать четыре часа умирающих освободил. К Рождеству в Гринидж-виллидж открылся первый приют для больных СПИДом (она любила преподносить Христу ко дню рождения дорогие подарки). И пока обывателей трясло от страха, а священники недоумевали, при чем тут христианское милосердие (по отношению к лицам, совершившим содомский грех! За то и наказание!), Gift of Love («Подарок любви» — так называется приют для больных СПИДом в Нью-Йорке) принял первых постояльцев. И мать Тереза рассказала американцам в телевизионном интервью, что СПИД — это предостережение Господне, это знак. Это знак, что следует, в конце концов, нам открыть сердца и возлюбить друг друга. Обыватели от такого просвещения просто обалдели. И «Подарок любви» Матери Терезы как-то незаметно превратился в подарок любви горожан своим несчастливым собратьям. На стене при входе в приют написано: «Жизнь — это шанс, не упусти его. Жизнь — эта красота, удивляйся ей. Жизнь — это мечта, осуществи ее. Жизнь — это долг, исполни его. Жизнь — это игра, так играй! Жизнь — это любовь, так люби. Жизнь — это тайна, разгадай ее. Жизнь — это трагедия, выдержи ее. Жизнь — это приключение, решись на него. Жизнь — это жизнь, спаси ее! Жизнь — это счастье, сотвори его сам. Жить — стоит. Не уничтожай свою жизнь!»

В 1988 году Миссионеры Милосердия открыли в Риме большой приют для бездомных; он назван «Дар Марии» — в честь года, посвященного Марии. «Я думаю, что нетрудно накормить голодного или предоставить постель бездомному, но чтобы утешить, изгладить горечь, гнев и одиночество, коренящиеся в духовном отчуждении, требуется бесконечное терпение».

№ 01 В 1988 году Мать Тереза дважды попадала в больницу — из-за проблем с сердцем, требовавших установки стимулятора. Это отнюдь не первый раз, когда она подрывала свое здоровье неустанной, бьющей через край деятельностью. Несмотря на свой возраст и состояние, Мать Тереза вынуждена была снова включиться в деятельность Ордена.

В1991 году незадолго до военного вторжения в Ирак Мать Тереза призвала Джоржа Буша и Саддама Хусейна пощадить «ни в чем не повинных». После окончания войны группа сестер поехала в Багдад, чтобы позаботиться о пострадавших во время конфликта. Состояние здоровья Матери Терезы ухудшилось. № 03 Дважды, в Мехико и в Дели, она при всех теряла сознание. Однако это не помешало ей отправиться в Пекин в 1993 году.

В апреле 1996 года Мать Тереза была госпитализирована с переломом ключицы, вызванным падением.

В августе того же года она вновь оказалась в больнице из-за приступов малярии, которые усугубили ее состояние осложнениями на легкие. Сразу по выходе она вновь приступила к своей повседневной работе с бедняками трущоб. № 12Бедняки были смыслом ее жизни, только им она ее посвящала. У нее было всего три заношенных платья и сандалии, она ела грубую пресную кашу, ходила пешком, спала на тонком матрасике — жила в тех же условиях, как и они. № 06 В глазах мира кажется совершенным безумием, «что нам доставляет такое Удовольствие чистить уборные и выскребать нечистоты, как если бы речь шла о самом прекрасном в мире занятии, — и что все это мы называем воздавать хвалу Богу! Сколько людей, так думающих, считающих, что мы понапрасну тратим свою драгоценную жизнь, зарывая свои таланты!

Да, действительно, с точки зрения одного только разума наши жизни растрачены попусту. Да, наши жизни не имеют смысла вне Христа во всей очевидности Его нищеты. Наше прекрасное дело, которое мы делаем для бедных, — привилегия, дар. Я думаю, что если мы пойдем к бедным с этой любовью, с единственным желанием принести им Бога, принести радость Христа (Который и есть наша сила) под их кров и если, глядя на нас, они увидят в нас Иисуса, № 11 Его любовь и Его сострадание — то мир, наверное, скоро познает любовь и покой», — писала Мать Тереза.

5 сентября 1997 года Мать Тереза умерла. Весь мир оплакивал ту, кого международная пресса назвала современной святой. Незадолго до её смерти один журналист задал ей вопрос: «Вы боитесь смерти?» Мать Тереза ответила: «Нет, совершенно не боюсь. Умереть — значит вернуться домой. Разве вы боитесь возвращаться домой к своим близким? Я с нетерпением ожидаю смерти, ведь тогда я встречу Иисуса и всех людей, которых во время своей земной жизни я старалась одарить любовью. (...) Это будет чудесная встреча, разве не так?» Когда Мать Тереза говорила это, её лицо светилось радостью и покоем.

Десятки тысяч людей ушли из жизни, познав прекрасную смерть. Они, изголодавшиеся по любви при жизни, получили ее перед смертью.

«В час смерти мы будем судимы не по количеству совершенных дел, а по любви, какую мы в них вложили, любви, которая рождается из самопожертвования, любви, испытанной до боли», — говорила Мать Тереза.

19 октября 2003 года Папа Иоанн Павел II обеатифицировал Мать Терезу. Сама она писала о святости: «Святость — не роскошь, предназначенная для некоей элиты; она уготована отнюдь не для некоторых избранных. Мы все призваны к ней: и ты, и я, и все остальные. И это нетрудная задача, потому что, учась любить, мы учимся святости». Чтобы стать святым, первое, что надо, — это хотеть этого и просить Бога о помощи быть святым, добрым и научиться любить. «Сказать: «Я хочу быть святым» значит: «Я хочу освободиться от всего, что не есть Бог. Я очищу сердце от всего материального. Я откажусь от своей собственной воли, от своих вкусов, от своих фантазий, от своего непостоянства; и я стану пылким рабом Божественной воли»». № 15 Для того чтобы идти к святости, нужно обновление, а для этого нужно смирение признать, что именно в нас нуждается в обновлении. Как мало в нас любви, сострадания, милосердия, нежности, поэтому мы не можем идти в одиночестве, но мы можем вложить свою руку в Его руку, он нас любит — со всеми нашими убожествами, слабостями, грехами и добротой тоже, пишет Мать Тереза.

Ее молитвы, ее книги можно читать бесконечно, потому что они бесконечно глубоки, каждое слово выстрадано и прожито. № 08 Ее дела, ее переживания трогают сердце, отзываются в нем, дают надежды и силы. Нечто невидимое затрагивает струны Души, и хочется звучать в унисон. Хочется открыть глаза и увидеть, как много тех, кто нуждается в любви, и подчас они совсем рядом. Хочется дарить улыбку из самого сердца, проявлять нежность и мягкость, которых так ищет мир, разделить чужие страдания, научиться все принимать с радостью, научиться слышать и людей и Бога, научиться служить, быть преданным и, самое главное, лечить от этого страшного недуга — от нехватки Любви.

В октябре этого года, не только в армянской, но и в зарубежной прессе появились материалы, рассказывающие об армянском происхождении Матери Терезы. Эту информацию в одном из своих интервью подтвердил предстоятель Арцахской епархии Армянской Апостольской церкви архиепископ Паргев Мартиросян.

По словам архиепископа, об этом Мать Тереза рассказала в ходе своего визита в Армению во время спитакского землетрясения в 1988 году.

«После Спитакского землетрясения 1988 года, когда Мать Тереза прибыла в Армению, она встречалась также с Вазгеном I. В ходе встречи Мать Тереза рассказала Католикосу о своем армянском происхождении. А сразу после встречи, когда мы, 20-25 представителей духовенства, собрались, Вазген I, которого это сообщение не только обрадовало, но и удивило, рассказал об этом нам» , - рассказал архиепископ Паргев Мартиросян.

Согласно имеющейся информации, Мать Тереза была армянкой по отцу. Ее отец – Никол Бояджян, был выходцем из Западной Армении, переселившимся в Албанию. Там он женился на албанке Дранфиле, матери Агнес (настоящее имя Матери Терезы).

Агнес Гондже Бояджиу (Бояджян) родилась 27 августа 1910 года в македонском городе Скопье (тогда это была территория Османской империи). В семье католиков, в которой выросла Агнес, большое внимание уделялось церкви, богослужениям, молитвам и благотворительности.

Никол Бояджян был совладельцем крупной строительной фирмы и преуспевающим торговцем. Он был также членом муниципального совета, знал много языков, часто путешествовал и очень интересовался политикой.

После смерти отца, мать Гондже – Дранфиле, приютила шестерых сирот. Она воспитывала 9 детей (трое своих) подрабатывая шитьем и вышиванием.

С детства Агнес пела в церковном хоре вместе со своей сестрой Агатой. Гондже проводила много времени в ордене Святой Девы Марии. Она помогала священнику, который не знал языков, много читала о словенских и хорватских миссиях в Индии. Каждый год девочка совершала паломничество в Черногорию. Там у иконы Пресвятой Девы Марии она впервые ощутила призыв к служению Богу. Но двенадцатилетней девочке тогда еще не хотелось становиться монахиней и она заглушила в себе внутренний голос.

После этого Агнес много молилась и рассказала о случившемся матери и сестре. Некоторое время спустя она спросила у священника, как она может быть уверена в том, что действительно слышала голос Божий, на что тот ответил: «Прислушайся к своей душе. Если ты на самом деле счастлива, что Бог призвал тебя служить Ему, Ему и ближнему твоему, значит, это действительно был зов. Радость в твоей душе - это тот самый компас, который укажет тебе дорогу в жизни».

Позднее тот же голос призвал юную девушку стать миссионеркой в Индии. Единственным путем, который давал возможность воплотить в жизнь эту мечту, было вступление в конгрегацию миссионерок. Гондже предстояло поехать в Дублин и вступить в ирландский орден сестер Лорето, имевший миссию в Индии.

В 1929 году Гондже добралась до Калькутты. 24 мая 1937 года Агнес приняла монашеский обет и стала директором бенгальского отделения в школе Св. Анны. Она взяла себе монашеское имя Тереза в честь Святой Терезы де Лизье - французской монахини XIX века, которая стремилась делать добро, с радостью выполняя самую неприятную работу.

В 1948 году Мать Тереза покинула монастырь и поселилась среди бедных. Так ей велел Божий голос. Долгие годы она прожила в нищете вместе с многотысячным населением, помогая им. С каждым годом у нее появлялось все больше последовательниц, также желающих помогать бедным и больным.

Осенью 1950 года мать Тереза получила разрешение Ватикана на создание ордена сестер милосердия.

С 1965 года деятельность монашеской конгрегации, основанной Матерью Терезой, переступила границы Индии, в настоящее время она имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Её миссии действуют как правило в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах.

В 1979 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».

Мать Тереза скончалась в 1997 году, в возрасте 88 лет. В 2003 году Католическая церковь причислила ее к лику блаженных.


Мать Тереза и Папа Римский Иоанн Павел II.

Мать Терезу называют одной из самых известных и влиятельных женщин ХХ века, а ее жизнь – достойной подражания. За свои деяния она получила немало всевозможных наград, а в 2016 году Папа Римский Франциск канонизировал Мать Терезу Калькуттскую. Но среди этой, казалось бы, всеобщей любви к ней, упорно всплывали факты, которые никак не вязались с идеальным образом аскетичной монахини.


Агнес Годже Бояджиу (Мать Тереза) в юности.

Агнес Годже Бояджиу родилась в 1910 году в Скопье (Албания). В 18-летнем возрасте она переехала в Ирландию и вступила в монашеский орден «Сестры Лорето». Ей дали имя Тереза и отправили с миссией в Калькутту (Индия). Поначалу женщина работала при католической школе Святой Марии, а затем Терезе случилось «видение». По ее словам, к ней явился Иисус Христос, приказал снять монашеское облачение, надеть сари и посвятить себя служению бедным и страждущим.

Удивительным образом католическая миссия, при которой находилась Мать Тереза, и местные власти одобрили решение женщины. В 1948 году в ее распоряжение отдали храм темной богини Кали. Мать Тереза учредила орден «Сестры миссионерки любви», в который входило 12 монахинь, а храм назвала Домом для умирающих. Через несколько лет деятельность ордена получила официальное одобрение и поддержку Ватикана.


Мать Тереза - основательница ордена «Сестры миссионерки любви».

Всемирной известности Матери Терезы в 1969 году поспособствовало телевидение. Журналист канала BBC Малкольм Маггеридж снял фильм «Нечто прекрасное для Бога», в котором описывал деяния монахини как чудо, а съемки в помещении без освещения – «божьим благословением». Любопытно, но оператор, который работал в паре с Маггериджом, утверждал, что для фильма была использована инновационная пленка Kodak, позволяющая снимать в темноте. Однако людям больше хотелось верить в чудеса, нежели в научный прогресс.

Фильм возымел свое действие, и представительства ордена открылись в более чем ста странах по всему миру. В Домах для умирающих, как их продолжала называть Мать Тереза, оказывали помощь тяжелобольным, бездомным. Многие благотворительные организации стали жертвовать средства ордену, восхищаясь самозабвенной деятельностью маленькой хрупкой женщины.


Дом для умирающих.

Однако во всей этой большой «бочке меда» то и дело всплывали «ложки дегтя». В документальном фильме Мэри Лаудон, некоторое время проработавшей в одном из таких заведений, показывалась отнюдь не идеальная картинка помощи страждущим. По ее словам, да и показаниям многочисленных проверок, люди содержались в ужасных условиях: они были побриты наголо, лежали на деревянных койках. Но самое ужасное то, что им не оказывалось практически никакой медицинской помощи. Из медикаментов был только аспирин, а иглы для инъекций и капельниц мыли в обычной воде и использовались многократно.


Однажды в Дом для умирающих попал мальчик с болями в почках. День ото дня его состояние ухудшалось. Мэри Лаудон предложила монахиням дать ему антибиотики и оказать квалифицированную медицинскую помощь. Ей сказали, что в этом случае так нужно будет поступать со всеми. По словам Матери Терезы, прежде всего исцеление исходит от веры.


Мать Тереза возле тяжело больного мальчика.

Сама монахиня склоняла людей принимать католицизм прямо на больничных койках. Им на лоб клали мокрую тряпку, произносили молитвы и ждали. Если человек поправлялся, это объявляли чудесным исцелением, а если больной уходил в мир иной, значит он не до конца уверовал в бога.


Мать Тереза держит за руку Папу Римского Иоанна Павла II.

Стоит отметить, что у Матери Терезы имелась мощная поддержка Ватикана, ведь она проповедовала католические постулаты. Несколько десятилетий на орден за участие в благотворительности сыпались премии как из рога изобилия. Считалось, что все эти средства уходили на нужды страждущих.

Только к концу 1980-началу 1990-х в прессе и на телевидении все чаще стали появляться материалы, объективно отображающие деятельность благотворительной организации. Когда в 1993 году в одной из индийских провинций случившееся землетрясение унесло жизни 8 тысяч человек, а еще несколько сотен тысяч оставило без крова, Мать Тереза отправилась туда, чтобы выразить свое сожаление и сфотографироваться на фоне отстроенных жилищ. К слову сказать, ее организация не выделила ни цента на отстройку домов и не послала ни одной монахини в помощь пострадавшим.


Мать Тереза из автомобиля приветствует людей.

«Бескорыстные» стремления Матери Терезы поддерживала премьер-министр Индии Индира Ганди. Именно поэтому финансы, поступавшие на счета ордена «Сестры миссионерки любви», несколько десятилетий никто не контролировал. В 1991 году разразился большой скандал, связанный с финансами ордена. Авторитетный немецкое издание «Штерн» («Stern») провело анализ документации, связанной с пожертвованиями. Оказалось, что только 7 % средств уходило на реальное лечение людей, а остальные деньги уходили на расчетные счета Банка Ватикана. В 1990-х состояние Домов для умирающих оставалось таким же, как в 1950-х, когда они только открывались. Никто и не собирался модернизировать эти приюты, продолжая пропагандировать спасение тела через душу.

Мать Тереза и принцесса Диана.

В 1998 году в Индии опубликовали рейтинг благотворительной деятельности социальных организаций. Орден Матери Терезы не попал даже в первые две сотни. Когда монахиня получала Нобелевскую премию мира, она во всеуслышание заявляла, что ее организация оказала помощь 36 тысячам жителям Калькутты, но дальнейшие проверки показали, что таких оказалось не более 700.


В 2016 году Мать Тереза была причислена к лику Святых.

После кончины Матери Терезы Ватикан не оставлял попыток канонизировать известную монахиню. Это можно сделать, если человек совершает чудо. В Ватикане занялись тщательным изучением биографии монахини, и «чудо» было найдено. У индианки Моники Бесра была диагностирована огромная опухоль. Сестра приложила к больному месту иконку, которой прикасались к матери Терезе в момент ее смерти. Спустя несколько часов от болезни не осталось и следа. Это произошло ровно через год после смерти монахини.

Это было действительно похоже на чудо, пока муж «исцеленной» после домашнего скандала не сообщил газетчикам, что у Моники диагностировали не рак, а кисту яичника. Более того, что предоставил медицинские документы о ее лечении. После этого инцидента Ватикану пришлось отложить канонизацию монахини. Только в 2016 году Мать Терезу причислили к лику Святых. По скромным подсчетам ее деятельность принесла Ватикану более 3 миллиардов долларов.

О чем мечтают многие? Об известности и достатке, о том, чтобы прожить яркую интересную жизнь, о том, чтобы машина была не хуже, чем у соседа... Она мечтала о том, чтобы служить бедным, чтобы накормить голодных и успокоить страждущих. Жизнь матери Терезы просто удивительна и неповторима. Такие, как она, рождаются один раз в тысячу лет. Память о ней будет жить еще очень долго, ее добрые дела продолжают последователи, во всем мире действуют ее приюты и больницы для нищих. Кто такая

Биография. Начало пути

В Македонии, в городе Скопье, 26 августа 1910 года в албанской семье родилась девочка Агнес. Ее отец Никола и мать Дранфиле были католиками. Глубоко набожные, они регулярно посещали церковь, много времени уделяли молитвам и благотворительности.

Отец Агнес погиб при невыясненных обстоятельствах в 1919 году. Мать осталась с тремя детьми на руках. Привыкшей к обеспеченности осиротевшей семье сначала приходилось трудно. Но Дранфиле не отчаялась. Она стала зарабатывать шитьем и вышивкой на пропитание, и не только вела с детьми безбедную жизнь, но и продолжала помогать бедным.

Агнесса Гонджа Бояджи была симпатичной, послушной и умненькой девочкой. Помогала маме, пела в церковном хоре, сочиняла стихи. Но уже с 12 лет знала, что хочет посвятить свою жизнь Богу. В 17 лет она попросила благословения у матери стать монашкой. Дранфиле испытала настоящий шок. Она осознавала, что больше никогда не увидит Агнесс, и всем сердцем не желала этой разлуки. Однако после ночи, проведенной в раздумьях и молитвах, все-таки пошла навстречу дочери и благословила ее на святые дела.

26 сентября 1928 года в путь через Индийский океан в Калькутту в Лоретто отправилась уже не Агнесса, а мать Тереза. Краткая биография не способна охватить всю гигантскую мощь ее деяний, ее неисчерпаемого милосердия и безоговорочной веры в Иисуса.

Служение

Достигнув обители ордена Лорето, сестра Тереза стала учительницей. Она преподавала детям уроки истории и природоведения, занималась с отстающими, много молилась. Она пела в церковном хоре, заслужила уважение и почет, заняла пост директора одной из школ. Так продолжалось целых 16 лет. А потом монахиня добилась одобрения Рима стать вольной миссионеркой и 16 августа 1948 года покинула орден.

Она ни в чем не знала нужды, легко справлялась с обязанностями, была довольна жизнью и вдруг решила все бросить. Почему так поступила мать Тереза? Краткая биография ее свидетельствует, что только к велению души прислушивалась монахиня, пожелавшая без остатка посвятить свою жизнь Богу - "Королю всего мира".

Кто такая мать Тереза

Это монахиня, которая, последовав велению сердца, отказалась от удобств и покоя жизни в общине, вместо этого купила дешевое белое сари и шагнула в трущобы Калькутты.

Тут ее ждал кошмар - зловонные грязные улицы, голодные нищие, гниющие тела, безнадежность умирающих, выброшенные на улицу оборванные дети и прочие ужасы. Первое впечатление повергло монахиню в шок, со слезами убежала она в свою обитель и обратила свой взор к Богу. Молитва матери Терезы была бесхитростной. Она просила у Всевышнего сил исполнить то, для чего Он ее предназначил. Бог ответил на горячее искреннее воззвание. Сердце монахини наполнилось решимостью, мужеством и горячей любовью ко всем обездоленным и забытым. В них она увидела Христа, буквально исполняя заветы Библии.

Вернувшись на улицу, миссионерка стала помогать бедным. Она выхлопотала у местных властей большой дом, который раньше был хлевом, вычистила его до блеска и стала приносить туда умирающих с улиц. Наркоманы, больные раком и СПИДом, прокаженные - все получили уход, приют и питание в свои последние дни. Выброшенные в мусорные ящики младенцы и никому не нужные старики также обретали здесь дом.

Мать Тереза вставала в 4 утра, готовила еду на сотни нуждающихся, обмывала, стирала, чистила. Всю эту тяжелую и монотонную работу она делала с улыбкой и безграничным терпением. Вскоре, вдохновленные ее примером, к миссионерке стали присоединяться другие монахини. Помощницы также видели свое призвание в служении беднейшим из бедных во имя Христа.

Кто такая мать Тереза? "Я - карандаш в руках Господа," - отвечала она на этот вопрос.

Плоды милосердия

За годы неустанных трудов Орден миссионерок милосердия разросся. В 1965 году он насчитывал 300 сестер, сегодня - несколько тысяч. Больницы, приюты, школы открыты по всему миру. Мать Тереза часто ездила в планеты, призывала к миру, выступала против абортов, осуждала феминисток и ни под каким предлогом не принимала сексуальные меньшинства, считая их отвратительным грехопадением, а СПИД называла карой небесной за гомосексуальные связи.

Кто такая мать Тереза? Это женщина, которая самым великим чувством назвала любовь. За свою благотворительную деятельность она получила несколько международных наград, в том числе Нобелевскую премию.

Она учила, что надо всегда проявлять доброту, терпимость и понимание, что в сердце не должно быть места мести и ненависти, что только вера и любовь могут спасти мир.

После смерти - 5 сентября 1997 года - ее причислили к лику святых. Дело ее живет и ширится. Миллионы последователей, восхищавшихся духовностью этой маленькой женщины, приняли у нее эстафету милосердия.

Loading...Loading...