Мифы древних славян о сотворении мира. Славянские мифы о сотворении мира

К сожалению, славянская мифология зародилась в те времена, когда письменности еще не было, и никогда не была записана. Но кое-что удается восстановить по древним свидетельствам, устному народному творчеству, обрядам и народным верованиям.

Миф о сотворении Родом мира

Сперва не существовало ничего, кроме хаоса, все было едино. Тогда древнейших бог Род сошел на землю в золотом яйце и принялся за дело. Сначала решил он разделить свет и тьму, и из золотого яйца выкатилось солнце, осветив все вокруг.
Следом появилась и луна, заняв свое место в небе ночном.
После сотворил прародитель необъятный водный мир, откуда позже поднялась суша – огромные земли, на которых тянулись к небу высокие деревья, бегали разные звери, и птицы пели свои дивные песни. И создал он радугу, чтобы разделить сушу и море, Правду и Кривду.
Тогда поднялся ввысь Род на золотом яйце и огляделся, понравились ему плоды труда своего. Выдохнул бог на землю – и зашелестел в деревьях ветер, а из дыхания его появилась на свет богиня любви Лада, обернувшаяся птицей Сва.
Разделил Род мир на три царства: небесное, земное и преисподнюю. Первое он создал для богов, которым должно следить за порядком на земле, второе стало обителью людей, а последнее – пристанищем для мертвых. И сквозь них произрастает исполинский дуб – Мировое древо, которое выросло из брошенного творцом семени. Корни его таятся в мире усопших, ствол проходит сквозь царство земное, а крона поддерживает небо.
Заселил Род царство небесное сотворенными им богами. Вместе с Ладой создали они могучего бога Сварога. Вдохнув в него жизнь, даровал ему бог-творец четыре головы, дабы тот смотрел во все концы света и приглядывал за порядком.
Стал Сварог верным помощником прародителю: проложил он путь Солнца по небосводу и путь луны по небу ночному. С тех пор и встает солнце на рассвете, а ночью на освещенное звездами небо выплывает луна.

Как Чернобог хотел Вселенную захватить

Зародился в незапамятные времена злой бог Чернобог – повелитель мрака. И стала Кривда ум его в думы мрачные погружать да на дела недобрые наводить. Поддался он соблазнам и замыслил весь мир себе подчинить, обратился Змеем Чёрным и выполз из логова своего.
Сварог же, который за миром приглядывал, почуял неладное. Сделал себе в кузнице молот огромный и с размаху опустил его на Алатырь, чтобы помощников себе сотворить. Полетели искры во все стороны, из которых боги тотчас появились. Первым родился небесный бог Даждьбог. Затем явились Хорс, Симаргл и Стрибог.
Подполз Змей к Алатырю и хвостом о камень высек искры серебряные, которые превратились в нечисть земную и подземную. Увидел то Даждьбог и послал Симаргла, вестника между небом и землей, Сварогу обо всем рассказать. Улетел тот к отцу и поведал, что грядет битва великая между злом и добром. Выслушал сына Сварог и принялся в небесной кузнице оружие ковать для войска своего.
И настало время битвы – встретились силы света с силой нечистой. Долго длилась та битва нелегкая. Темные силы пробились в небесный чертог и почти что проникли в сварогову кузницу. Тогда выковал плуг Сварог и в Чернобога его запустил, едва тот в дверях появился. Позвал он на помощь детей, и все вместе запрягли они Змея в плуг да всю нечисть пленили.
Взмолился тогда темный бог, попросил пощадить своих отпрысков. Был Сварог справедлив и отходчив, обещал пощадить народ навий, только если никто из богов всей Вселенной править не будет. И велел он прокопать Межу великую меж мирами двумя. И Межа та пройдет сквозь весь мир людей, по одну сторону будет царство сварогово, по другую же будут земли темные. Согласился Чернобог, ведь все равно не было выбора – так пришли боги к согласию.
Стали боги плугом царства свои разделять, справа стал мир богов светлых, слева же – Нави. Посреди мира людей прошла та борозда, потому-то и хорошего и плохого на земле одинаково. Мировое Древо объединило три мира. Справа в ветвях его сидит Алконост – птица райская. Слева – темная птица Сирин.
Стали Сварог с богиней плодородия Ладой зверями да птицами мир заселять. Посадили деревья они и цветы.
А после всех трудов они на поляне лесной играть принялись. Начали через плечо метать камешки. Мать Сыра Земля росой их смочила, отчего те людьми обернулись. Те, что от Лады упали, стали девицами, а свароговы – молодцами. Не хватило тогда того Ладе, стала веточки одна о другую тереть. Появились искры божественные, из которых явились девы и парни прекрасные. Доволен был Род, потому что вновь расцветал тот мир, что он когда-то создал. Наказали людям боги по заветам жить, на Алатырь-камне высеченным. А Мокошь принялась прясть нити судьбы, всякому свой срок определяя.

Миф о волшебном ландыше

Решил Перун в жены взять богиню дождя Додолу. Многих богов на свадьбу позвали, не забыли и Велеса. Надеялся громовержец примириться с давним противником. В небесном царстве свадьбу сыграли, и начался пир в райском саду.
Радовались боги празднику, хмель пили за здравие. Один только Велес сидел мрачней тучи – приглянулась невеста ему, весь пир с нее глаз не сводил. Разъедала сердце ему зависть к Перуну, что такую красавицу в жены себе взял.
Спустился тогда Велес на землю из Ирия и долго бродил по дремучим лесам. Однажды Додола на землю отправилась по лесам да лугам погулять. Приметил Велес ее, и вспыхнули чувства, и едва он рассудок от них не потерял. Обратился он ландышем у самых ног ее. Сорвала Додола цветок и понюхала. И родила потом она сына Ярилу.
Узнал о том муж ее и праведным гневом тотчас разошелся. Хотел уничтожить он подлого Велеса, который так отблагодарил за добро. И в битве тогда те два бога сошлись. Три дня и три ночи длилась та битва, пока громовержец с трудом не победил Велеса. Притащил Перун его на Алатырь-камень, чтобы боги судили того. И боги тогда на веки вечные изгнали из Ирия Велеса в царство подземное.

Как Велес украл небесных коров

Ыло это, когда Велес уже жил в подземном царстве. Яга уговаривала его похитить небесных коров у богов. Долго противился бог, но потом вспомнил, что когда в Ирие обитал, то лучше всех за коровами ухаживал. И никто сейчас лучше его за ними не присмотрит. Подняла тогда Яга вихрь от земли и до самого неба, который коров всех в подземное царство унес. Там Велес укрыл их в большой пещере и стал присматривать за ними.
Когда узнали о том звери лесные, решили, что им теперь можно все. Больше всех разошлись волки – всякий страх потеряли и скотину начали домашнюю загонять. А люди стали друг у друга животных красть. Но и это не все беды, что на земле начались. Засохли все пастбища и все посевы, все потому что вместе с коровами небесными и тучи исчезли.
Люди богов стали молить, чтобы Велес коров вернул, чтобы кончилась засуха, и все стало как раньше. Перун и Дажьбог молитвы услышали и решили помочь. Спустились на землю, к вратам царства подземного. А там их уже поджидает воинство Велеса. А сам он в корнях Мирового Древа укрылся, чтобы незаметно напасть на богов.
Но Перун его первым заметил и метнул свою молнию в корень. Сильно молния в Древо ударила, зашаталось оно, задрожала земля. Остановил громовержца Дажьбог, испугавшись, что упадет Древо, а с ним и весь мир.
На честный бой вызвал Перун Велеса, и не смог отказать бог из-за гордости. Обратился он Змеем огнедышащим, и сошлись они в битве. И на битву ту из царства подземного смотреть вышли все его обитатели, отворив двери каменные.
Проскочил Дажьбог в царство подземное, стал небесное стадо искать. Долго бились два бога, и с трудом одолел Перун Змея. Принял тот тогда свой облик истинный и пустился бежать. Громовержец преследовал Велеса и пускал стрелы-молнии вслед. И услышал Перун голос Дажьбога, что просил метнуть молнию в гору, чтобы вызволить стадо небесное. Расколол Перун гору выстрелом, и вернулись коровы небесные в Ирий.

Как Велес запер подземные воды

Много лет люди почитали молитвами да жертвоприношениями разных богов, но про Велеса, повелителя мира подземного, позабыли. В запустение пришел идол его, а священный костер, куда некогда дары приносили, почти что погас.
Оскорбило тогда Велеса, что забыли о нем люди, и замками закрыл он воды все источники. На земле тогда началась засуха, скот стал болеть, потому что засохли все пастбища. А люди стали богов молить о помощи. Один род даже оставил дома родные и направился в лес к перунову идолу просить дождем землю сухую смочить.
Ворон услышал людские мольбы и взмыл ввысь, в самый Ирий, обитель богов небесную. Отыскал он Перуна и поведал о беде, которая с людьми приключилась. Выслушал ворона бог и разозлился на Велеса. И решил проучить его за то, что воды подземные запер замками крепкими. Взял он лук свой и стрелы-молнии, оседлал коня белоснежного и отправился Змея искать.
Велес тогда землю осматривал, на которую наслал засуху, и доволен был тем, что людей наказал. Но увидел он в небе Перуна летящего, испугался и хотел под землей было спрятаться. Но громовержец ему помешал, из лука молнией выстрелив. В дупло старого дуба тогда решил Змей заползти. Но успел добрый бог поджечь дерево, пустив стрелу свою с неба высокого. Под валун решил тогда Велес спрятаться, но разлетелся тот на маленькие камушки, когда Перун в него из лука попал.
Понял Змей, что не скрыться ему от гнева перунова, стал тогда о пощаде молить. Обещал показать все замки, на которые он источники подземные запер. Смилостивился тогда громовержец и согласился. Повелитель мира подземного указал все места укромные, в которых запер он воду. Вот только ключи потерял, пока от молний перуновых прятался. Перун разбил все замки своей палицей, и вернулась вода в родники да реки, и наполнились снова колодцы, озера.
Так и кончилась засуха, проросли зеленой травой пастбища. А люди больше не забывали почитать Велеса наравне с другими богами.

Публикации раздела Традиции

Как славяне представляли сотворение мира

К ак пятна на луне наши предки связывали с легендой о Каине и Авеле? Как Бог и дьявол вместе создали волка и почему на Руси было запрещено есть медвежатину? Читайте наш материал о том, как славяне представляли себе сотворение мира, человека и животных.

Космогонические мифы на Руси

Разные версии происхождения мира существовали у многих народов. Как правило, они оставляли след в языках и ритуалах, преданиях и сказках , заговорах и песнях. Сюжеты о создании мира в фольклорных текстах исследователи называют космогоническими, а те, которые рассказывают о появлении человека - антропогоническими.

Борис Ольшанский. Берендеи. 1997. Частное собрание

Многие мировые мифологии сходны в представлениях о том, что было до происхождения земли: небытие или бесконечный хаос. У него не было структуры и формы, а его природа, по представлениям многих народов, близка водной стихии. Но главное - в хаосе присутствовала божественная энергия, способная создать жизнь. Основные сюжеты легенд о сотворении мира строились вокруг появления дня и ночи, земли и неба, растений и животных.

О преданиях древних славян известно не очень много: письменных источников почти не сохранилось. Большинство из них возникли на Руси уже после принятия христианства . Вместе с новым вероучением появились неканонические духовные книги, в которых содержались теории и сюжеты, непринятые христианской религией: их называли апокрифами или отреченными книгами. В таких рукописях часто описывали разные модели сотворения мироздания, человека и животных. Церковь запрещала подобные книги, однако у народа на Руси они были очень популярны. Апокрифические сюжеты в фольклоре соединились с христианскими мотивами и традиционными поверьями - так появились легенды, сказания и предания о происхождении мира.

Земля и небо из бездны океана

Мотив сотворения космоса и земли из мирового океана встречается в разных мифологиях, но в фольклорном переложении апокрифов на Руси появлялись свои сюжеты и персонажи. По легенде, мир был сотворен из ила, песка или земли, а создало его существо божественной космической природы - иногда его представляли в виде птицы, животного, или же темной силы. Оно якобы ныряло в бездну первородного океана и доставало оттуда землю.

Иван Айвазовский. Сотворение мира. 1864. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В некоторых вариантах сказаний творцами выступают две стихийные силы, темная и светлая, враждебные друг другу, - Бог и черт. Сатана в легендах и преданиях часто выступал помощником Бога, но при этом творил с недобрыми намерениями. По приказанию Бога он доставал землю со дна океана, но оставлял часть себе. Темная сила не знала точно, как устроит новый мир, и все ее действия приобретали негативную окраску. Именно она, по народным разумениям, создавала болота, плохие дороги, табак и водку.

Бог позвал черта, велел ему нырнуть в бездну водяную, чтобы достать оттуда горсть земли и принесть ему. Он нырнул, достал в руку земли и набил ею свой рот… Господь куда ни бросит землю - она вдруг является такая ровная-ровная… Сатана хотел что-то сказать и поперхнулся. Бог спросил, чего он хочет? Черт закашлялся и побежал от испугу. Тогда гром и молния поражали бегущего Сатану, и он где приляжет - там выдвинутся пригорки и горки, где кашлянет, - там вырастет гора…

Константин Юон. Царство растительности. 1908. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Важную роль в космогонических мифах занимали представления о мировом древе, обычно его отождествляли с дубом, березой или кипарисом. Весь мир разделялся на небо, землю и подземное царство - крону, ствол и корни. С каждой из частей соотносились животные и мифологические персонажи . В ветвях и кроне обитали птицы, ствол связывали сначала с копытными, а позднее с человеком, а у корней древа брал начало священный источник: здесь обитали лягушки, змеи и фантастические чудища.

У разных народов, в том числе и у славян, встречается еще одна модель сотворения мира, в ней творец выступал как ремесленник: гончар или пекарь, ткач или кузнец. На протяжении тысячелетий люди считали работу мастеров, изменявших материалы и предметы с помощью огня и «магических» знаний, сродни божественной. Поэтому думали, что, как гончар лепит и обжигает горшки, пекарь печет хлеб, а ткач создает полотна, так и Бог создает мир и человека из глины, теста и нитей.

Небесные светила и звезды

Александр Афанасьев, собиратель и исследователь фольклора, писал, что по народным представлениям небо было «теремом Божьим, а звезды - очами взирающих оттуда ангелов» . Плоская как тарелка земля якобы соединялась по краям с небом, напоминавшим огромный сводчатый потолок. Считалось, что кроме видимого небосвода есть еще несколько. В разных местностях крестьяне считали, что их от трех до одиннадцати, и на самом высоком, по поверьям, обитал Бог.

Константин Юон. Сотворение светил ночи. Из цикла «Творение мира». 1908–1919. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Традиционно главным светилом славяне считали солнце, которое называли «царем неба». Версии о его происхождении отличаются, но многие крестьяне верили, что оно создано из огня. Считалось, что эту огромную искру, огненный шар или колесо перед закатом можно достать рукой.

Когда Бог выпустил из-за пазухи солнце, дались все диву, смотрят на солнышко и ума не приложат… А пуще бабы - повынесли они решета, давай набирать света, чтобы внести в хаты да там посветить: хаты еще без окон строились. Поднимут решето к солнцу, оно будто и наберется света полным-полно, через край льется, а только что в хату - и нет ничего. Вздурели бабы… хоть света и не добыли, а тут еще солнце жжет - и вышло такое окаянство: начали на солнце плевать! Бог прогневался и превратил нечестивых в камень.

Из книги Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу»

Месяц считали вторым по значимости светилом после солнца. В народе его традиционно представляли младшим братом, освещавшим землю ночью, когда старший отдыхает. Пятна на луне крестьяне толковали по-разному. Одна из легенд, к примеру, была связана с библейским сюжетом о Каине и Авеле: работавшие на лугу братья поссорились, Каин убил Авеля, убийцу не могла приютить ни суша, ни вода, лишь месяц ослушался Бога и дал ему пристанище. Владимир Даль в книге «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» писал: «Есть поверье о том, что означают видимые на луне пятна: туда посажены навсегда братоубийца и жертва его, в том самом положении, как преступление было совершено: и воображение народа видит на луне двух людей, из коих один закалывает вилами другого» .

Клавдий Лебедев. Каин и Авель. 1908. Церковно-археологический кабинет при Московской Православной духовной академии РПЦ, Москва

Звезды в народе считали свечами, которые зажигает Бог, или же душами праведников и младенцев, наблюдающими с небосвода за родными. В некоторых районах их называли детьми солнца и верили, что они свободно перемещаются по небу по своему желанию. Крестьяне узнавали по расположению звезд время в течение ночи, а по их яркости предугадывали погоду и даже урожай. В старину верили, что с рождением ребенка звезда зажигается, а после смерти человека гаснет или падает на землю.

Животные и птицы от Бога и дьявола

По народным поверьям, многих животных Бог и сатана сотворили вместе. Например, волка слепил из глины и грязи черт, но оживить его мог лишь творец. А собаку, верного друга и охранника, Бог якобы создал из глины, которая осталась после создания человека.

Дьявол, по поверьям, сотворил нечистых животных: сычей, сов, филинов, мышей и ворон, жаб и лягушек, которые якобы были связаны с подземным миром. Однако на севере Руси верили, что лягушки в прошлом были людьми, первой из них стала душа проклятого матерью младенца. По другим версиям, жабы произошли от людей, утонувших во время всемирного потопа.

Василий Верещагин. Всемирный потоп. 1869. Государственный Русский музей, Санкт Петербург

Чистым животным считали медведя - верили в его божественную природу и то, что если снять с него шкуру, то внутри окажется обычный человек. Есть медвежатину было запрещено. По другим преданиям, Бог обратил людей в медведей в наказание за грехи: превратил в животных целую деревню, жители которой не пустили странника на ночлег.

По поверьям, от человека происходили также чайки, ласточки, аисты, кроты. В сказаниях говорилось, что медведь среди людей был пекарем или мельником, голубь - портным, аист - косарем, а дятел - плотником. Таинственной птицей считали кукушку. В легендах говорилось, что изначально птица была молодой девушкой или женщиной. Например, вдовой, тоскующей по погибшему мужу, или же дочкой, которую прокляла мать.

В сказаниях о происхождении животных встречался мотив соперничества Бога и дьявола. Бог сотворил пчел, а сатана пожелал создать таких же, но у него получались лишь шмели. По другой версии, вышли осы: дьявол смог создать только две половины насекомого, а затем слепил их вместе.

Константин Юон. Царство животных. 1908. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Владимир Даль писал, что наши предки находили в земле кости мамонтов, но не могли представить, что это останки древнего животного. Они придумали объяснение: под землей живет огромной слон, он роет землю, словно крот, и никогда не показывается на поверхности. Только после смерти земля «изрыгает» его кости. Даль отмечал, что, по всей видимости, легенды о великанах и волотах связаны с такого рода находками.

Миф «Рождение мира» повествует о том, как зародилась земля и ее заселили люди. Как славяне в древности представляли процесс мироздания, какие были распространены сказы об этом?

Миф о мироздании

У славян существовало несколько легенд о сотворении мира:

  1. В одном из них рассказывается о царевне, подземном мире и трех золотых яйцах . В мифе описывается история о том, как герой спустился в темный мир мертвых, затем перешел в серебряное и золотое царствия. В последнем он встретил прекрасную царевну, которая дала ему три яйца, олицетворяющих зарождение жизни. Вернувшись в мир живых он разбросал их по разным концам света – так появилось 3 царства.
  2. Еще один славянский миф о сотворении мира гласит, что в самом начале в мире существовал лишь безбрежный океан , над которым летала утка – именно она уронила в воду яйцо, которое, раскрывшись, породило мир. Нижняя часть – это земная твердь, а верхняя его часть образовала небесный свод.
  3. Совсем иная легенда касается борьбы героя и змея , сражавшегося за золотое яйцо. Когда добрый молодец поборол злого змия и разбил напополам золотое яйцо – возникло три мира-царствия: земное и небесное, а также темное мертвых.

Легенда о божестве Роде

Еще в одном сказании идет повествование о том, что в самом начале существовал бог Род – прародитель всего живого и сущего , который был заключен в яйцо и обитал в непроглядной тьме. Он породил на свет Любовь – богиню Ладу и ее силой разрушил узы своей темницы. Так и появился свет, мир, который наполнился первозданной, чистой и светлой любовью.

Появившись в мире, Род сотворил небеса и небесное царствие, далее – земную твердь, отделив воды океана и неба. После он разделил меж собой Свет и Мрак, родил матушку – землю, погрузив ее в темные воды Океана. Лицо божества – это Солнце, а Луна – это его грудь, звезды – глаза, а утренняя зоря – брови. Темная ночь – это отражение всех мысле Рода, а ветер – его буйное дыхание, снег и дождь – слеза, которая скатилась с его глаз, а молния – олицетворение голоса и гнева.

Легенды о том, как появился человек

Славянский миф о сотворении мира заключает и легенду о том, как появился человек на земле. Летописи и сказания древних волхвов повествуют свою версию сотворения земли и человека – она отличается от привычного многим Библейского сказания о том, как появился на земле первый человек Адам и его жена Ева.

Согласно мифам древних славян, Бог парился в бане, а когда вспотел – обтерся тряпицей, бросив ее на землю. После этого заспорили меж собой Бог и Сатана о том, кому же из нее создать человека. После долгих споров Сатана сделал из нее тело, а уже Бог вдохнул в этот пустой сосуд душу – так и появился человек. Именно поэтому после смерти тело человека уходит вглубь земли, а душа возносится на небеса.

Помимо этого мифы народов мира и славянские мифы основаны также на истории о сотворении мужчины и женщины на земле из яйца. Бог, рассекая яйца пополам, бросал их на земную твердь. Именно из них и выходили люди, мужчины и женщины – они находили свою половинку и вступали в брак, образовывали единое целое, некоторые тонули в болоте и потому супруги, не найдя их, проживали всю жизнь одни, без своей пары.

Сотворение животного мира

По мифам наших предков в процессе сотворения всего живого принимали активное участие как Бог, так и Дьявол. Вот, что говорит древнее сказание о появлении собаки – именно ее бог и создал из остатка глины, которая пошла на создание первого из людей. В самом начале животное было абсолютно голым и не имело шерсти – сторожа первых из созданных Богом людей она попросту замерзла и, свернувшись в клубок, уснула.

Тихо подкравшись к первым людям, Дьявол стал на них плевать. Бог, увидев все это, стал корить животное, на что собака ответила, что она просто замерзла и попросила дать ей шерсть, чтоб стать надежным сторожем. Но по иной версии именно Дьявол покрыл собаку шерстью, попросив взамен возможность подойти к человеку.

У древних людей животные делились на чистых и нечистых – к последним относили мышей и зайцев, воронов и коршунов, сов и филинов, сычей. А вот светлыми, чистыми и божественными считали голубей и ласточек, соловьев и аиста. Среди животных, которые особо почитаемы у наших предков, были медведи – именно они считались одним из олицетворений среди живых существ на земле языческого бога Велеса. Славянский миф о зарождении мира, человека и животных, – красивые и увлекательные сказы, пришедшие из глубины веков, отражающие самобытность и культуру древних народов, живших на Руси.

В начале времен мир пребывал во тьме. Но Всевышний явил Золотое Яйцо, в котором был заключен Род - Родитель всего сущего.

Род родил Любовь - Ладу-матушку и, силою Любви разрушив свою темницу, породил Вселенную - бесчисленное множество звездных миров, а также наш земной мир.

Так Род породил все, что мы видим вокруг, - все, что при Роде, - все, что мы зовем Природой. Род отделил мир видимый, явленный, то есть - Явь, от мира невидимого, духовного - от Нови. Род отделил Правду от Кривды.

В колеснице огненной Род утвердил Гром гремящий. Бог Солнца Ра, вышедший из лица Рода, был утвержден в золотой лодочке, а Месяц - в серебряной. Род испустил из своих уст Дух Божий - птицу Матерь Сва. Духом Божьим Род родил Сварога - Небесного Отца.

Сварог закончил миротворение. Он стал хозяином земного Мира, владыкой Божьего Царства. Сварог утвердил двенадцать столпов, подпирающих небосвод.

Из Слова Всевышнего Род сотворил бога Барму, который стал бормотать молитвы, прославления, рассказывать Веды. Также Он родил Дух Бармы, его супругу Тарусу.

Род стал Небесным Родником и породил воды Великого Океана. Из пены вод Океана явилась Мировая Уточка, породившая многих богов - ясуней и демонов-дасуней. Род родил Корову Земун и Козу Седунь, из их сосцов разлилось молоко и стало Млечным Путем. Потом он создал камень Алатырь, коим он принялся сбивать это Молоко. Из полученного после пахтанья масла была сотворена Мать Сыра Земля.

Древнейшие мифы Земли послужили источником предания о Сотворении мира, о рождении различных составляющих Вселенной из частей Господа: у славян - Рода (Прадеда, Прадо), у индийцев - Праджапати, Пуруши, Брахмы, в изначальной древности - Рудры, у скандинавов - Имира, на Кавказе - Тха. Именно это единое чуть не для всех народов Земли предание, лучше всего сохраненное славянами, вошло в "Звездную Книгу Коляды".

Предания о Роде изначальны. Потому корень слова Род столь многозначен. Заметим, что в славянских языках Род означает также "племя", "семья". Ныне к этому слову восходят многие корни значимых русских слов: народ, природа, родители, рот, родник и другие.

Род был известен всем древним европейцам. Например, в английской языке слово "Rod" также значит "королевский скипетр" или "власть" (то есть Род - это Скипетр Власти Всевышнего). Есть в английском и созвучное слово "road" значащее "Путь" (Род также Млечный Путь, то есть Путь к Богу); есть и другое созвучное слово "root", "корень" (Род - это Корень Существования, Корень Мирового Древа); и есть слово "rood", "крест", означающее символ веры.

Лучше всего текст о Рождении Мира Родом сохранился в Изначальных Ведах (Праведах) у славян. Например, в различных изложениях "Голубиной книги" (где Рода именуют Христом). Наиболее полный свод этих духовных стихов дан в книге П. Безсонова "Калъки перехожiе", 2 т., 1863 г.

Существуют и богумильские предания о Сотворении мира. Так, в книге "Вопросы и ответы Григория, Василия и Иоанна Богослова", берлинский, болгарский сборник XIII века на вопрос: "Отъ что сътвори Господь небо и земля?" дан ответ: "Възята еа сметана от воды и сь сири сяу и сотвори бь небо и земля".

Подобный сюжет есть в Ведах Индии - пахтание молочного океана и взбалтывание масла горой Мандарой: "Вода океана превратилась в молоко, затем смешалась с превосходным соком и по-том уже из молока произошло сбитое масло (Земля)". (Сказание об Астике, гл. 15).

Близкие индийские ведические тексты - "Ригведа", X ман-дала, также "Лесная", кн. III, гл. 189. Также "Мокшадхарма";, кн. 12, гл. 182: "Из того лотоса возник Всеобъемлющий Брахма, из Вед состоящий. Горы - следует знать - его кости; земля - тук и мясо; его кровь - океаны; пространство - чрево; ветер - его дыхание; сила - огонь; (...) Сома, Солнце и Месяц слывут его глазами; небо сверху - его голова, его стопы - обитель земная; его руки -- стороны света".

Те же образы мы находим и в скандинавских преданиях - (см.: "Старшая Эдда", Прорицание вельвы, с. 39-41). Также схожие образы есть в "Речах Гринмира": "...плоть Имира стала землей, кости - горами, череп - небом, а волосы -лесом, из ресниц Имира построены стены Митгарда".

Не являются исключением и финские предания (смотри начало "Калевалы"), греческие (Аполлодор Афинский, "Мифологическая библиотека"), римские (Овидий. "Метаморфозы"). В кавказском нартском эпосе есть такие строки: "Господин над богами Тха (...) сказал (...): "Вот мной создано небо - оно вышло из уст моих..."

Можно стакже сравнить строки из "Голубиной книги" и из "Ригведы". Несмотря на то, что первый текст записан на Руси вXIX веке, а второй принадлежит к классическому ведическому периоду Индии (полагают, что это III тыс. до н.э.), общность их очевидна.

Трифонова Л.В. (г.Петрозаводск) Традиционная крестьянская одежда Пудожья середины XIX – первой трети XX столетия. ПОВСЕДНЕВНАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ОДЕЖДА Повседневная одежда пудожан в указанный период в основном была домотканой. Качество домашней выработки холста зависело от разновидности и назначения одежды, для шитья которой он изготавливался. Из серого или отбеленного домотканого холста саржевого или редкого полотняного переплетения шились женские кафтанушки – разновидность сезонной женской одежды. Иногда холст окрашивался домашним способом: «Домотканы соткут куртки, закрасят…в каку краску, хоть в черну, хоть в синь…ольховой коры накипятят, да в этой ольховой коры (и красят. – Л.Т.)» . Жительница д.Кубово М.Я.Голодова вспоминала, как надевала кафтанушку, отправляясь с отцом в лес на ловлю рябчиков, куниц и лисиц . Шилась кафтанушка из перегнутого по утку полотнища домотканины с разрезом спереди, прямыми рукавами, без застежки. В бока вставлялись клинья. Носилась с запахом справа налево и подпоясывалась кушаком. Из белого плотного холста полотняного переплетения шили рубахи и станушки – нижнюю часть женских рубах (местное название «становица»). Подолы рубах девушек и женщин детородного возраста украшались вышивкой (рис.1). Традиционная расцветка пудожской вышивки монохромная – красным по белому. Поли–хромная гамма бытовала в районе Колодозерской волости. Вышивка выполнялась по подолу в виде широкой полосы. По сведениям 1854 г., «Девушки и девицы при работах в летнее время держат одне рубашки, вышитые по подолу красною бумагою от 3-х до 5-ти вершков различными цветами (узорами)» (рис.2) Повседневные женские рубахи во второй половине XIX в. были холщовыми. С конца XIX в. рукава повседневных рубах начинают шить из фабричной ткани – ситца или сатина . Пудожские женские рубахи второй половины XIX – начала XX в. имели прямые вставки – полики и рукава до локтя. Древний бесполиковый тип рубахи встречался в этот период только в районе Водлозера и Колодозера . Повседневный костюм пудожанки состоял из рубахи, сарафана и передника. По свидетельству В.Желаева, в середине XIX в. пудожские сарафаны шились из холста домашней выработки. «Женское зимнее обыкновенное платье состоит … из сарафанов холщовых, крашеных или же печатных; … женское летнее обыкновенное платье состоит из простого крашенинного сарафана и белой холщовой рубашки» (рис. 3 а, б). В конце XIX – начале XX в. сарафаны шились из ситца, с оборками, нашитыми чуть выше края подола («с верховой оборкой» по выражению одной из информанток) . «Сарафаны и юбки одевали с уборкамы. Обшивали, обшивочки такие, кружевца, кто беленьки, кто оранжевеньки, всякие» . На пошив сарафана требовалось не менее пяти метров материи. Сверху на сарафан надевался передник. Рубаха под сарафаном опоясывалась шерстяным или холщовым пояском, концы которого завязывались на левом боку. «И поясок внизу по рубахе, вот по сорочке. Это уж досюльно было, не ходили без пояса…Раньше кушаки домотканы носили, у кого домотканый кушак, а у кого ремень. Уж всю жизнь накруг себя надо (было. – Л.Т.) что неб опоясывать» . Пудожские сарафаны имеют небольшой разрез и застежку посреди грудины. Это характерно для сарафанов из деревень Пяльма, Авдеево, Колодозеро. Эту же особенность применительно к водлозерским сарафанам отметил карельский этнограф К.К.Логинов . Расцветка будничных сарафанов у пожилых женщин была темной, у молодых – более светлой. «Старушечьи» сарафаны шились на узеньких лямочках, без оборок , старообрядческие – «долгоплечими» , с боковыми клиньями, темной расцветки. К ним полагалась рубаха с длинными рукавами и темный, завязанный наперед концами платок . Излюбленным видом ткани домашнего изготовления в крестьянском быту была пестрядь, из которой чаще всего шились юбки и передники. Повседневной будничной обувью пудожанок были кожаные сапоги с пришитыми голенищами (местное название «пришитки») . Шили такие сапоги сапожники, переходившие из деревни в деревню. Бродячий сапожник, по словам М. Н. Суховой из д. Каршево, «сидит неделю в заднюхе и шьет» . Кожу для шитья сапог приобретали на ярмарках. По свидетельству М.Ф.Соколовой (1898 г.р.) из д.Кубово: «На Покров в Корбозере была ярмонка. На меха кожи наменяют. Ведь шитого не было, обуви, черной кожи. Там к ботинкам таки заготовки были скроены…были мастера, сами шили» . Сапоги шили из белой коровьей кожи. Такие сапоги были известны с середины XIX в. Рабочей обувью пудожанок были лапти. Пудожские лапти имели специфическую форму (глубокий нос, низкий задник, открытые борта) и были очень удобны для работы на пожне или в лесу. На голень надевались «наголенки» , вокруг которых обматывались длинные завязки – оборы. В фототеке музея «Кижи» хранится фотография 1916 г. , на которой запечатлена жена пудожского священника З.В.Глазачева с детьми брата и девушкой–прислугой. На фотографии все кроме босоногой прислуги обуты в лапти с длинными оборами и белыми онучами (см. рис.4). Лапти для себя и своей семьи пудожане плели сами. Подтверждение этому мы находим у исследователя культуры Водлозерья К.К.Логинова: «Сплести лапти к сенокосу в старину могли в каждой во–длозерской семье» . Житель д. Климово Авдеевской волости И.Т.Фофанов (1871 г.р.) вспоминал, как, работая пастухом, драл бересту для плетения лаптей . Бересту драли «от момента распускания листьев на березе (в конце мая) до середины июня» . Были и профессионалы кустари, которые занимались берестяным промыслом. Зимой пудожане, мужчины и женщины, в отличие от заонежан носили валенки. По свидетельству М.Н.Суховой (1911 г.р.) из д.Великодворская Каршевской волости: «В новых валенках ходили к обедне..лта свадьбу, а уж по избе не в новых, а в старых. Вот как берегли обутку» . Мастер по изготовлению валенок назывался каталем. Катали валяной обуви уходили на заработки после Покрова или чуть позже, с установлением санного пути. Они жили по крестьянским семьям, выполняя свои работы из материала заказчика . В экспедиционном отчете 1982 г. научного сотрудника музея «Кижи» Б.А.Гущина упомянут профессиональный каталь из д. Куганаволок А.В.Левин (1915 г. р.) . Интересно, что в Пудоже еще в 1941 г. существовала промартель по изготовлению валенок. Работали в артели в связи с военным временем подростки, которых обучал профессиональному мастерству житель д. Ряпусово С.П.Фофанов (1893 г.р.). Валенки назывались в Пудожье «каньгами» (от финского «кепка» – мягкая обувь). Они действительно были мягкими, теплыми, но быстро протирались и требовали более частой починки, чем аналогичные среднерусские изделия . Верхней повседневной одеждой пудожанок зимой были овчинные полушубки. Их упоминает В.Желаев еще в 1854 г: «Женское зимнее обыкновенное платье состоит из полушубков или коротеньких шуб» . Подобные полушубки начала XX в. представлены в собрании пудожской одежды музея «Кижи» .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru] Сведений по мужскому повседневному пудожскому костюму крайне мало. В конце и середине XIX в. повседневной верхней мужской одеждой был кафтан, рабочей – балахон (рис.8). Житель д. Ранина Гора Ф.М.Ефимов (1865 г.р.) свидетельствовал: «Родился на пожни, отец нес в балахоне да потерял, да бегом обратно, принес потом» . Балахон шился из домотканого холста саржевого или редкого полотняного переплетения. Отсюда второе название балахона в Пудожье – «рядница», т.е. изделие, изготовленное из редкой холщовой ткани. Подтверждением этому служат слова жительницы д. Пога Е. М. Левиной: «…а на себе балахон одет, рядница така» . Балахон имел туникообразный покрой, запахивался справа налево . Носили его поверх основной одежды, подпоясывая сыромятным ремешком . Шился он из серого или отбеленного, реже крашеного холста. В таком белом балахоне запечатлен на фотографии 1928 г. пожилой крестьянин, отправляющийся вместе со своей семьей на уборку сена . Эта фотография из д. Кривцы позволяет составить представление о летнем рабочем костюме пудожанина: балахон, надетый поверх рубахи, порты, заправленные в сапоги, пояс, картуз и рабочие рукавицы (рис.9). По свидетельству В.Желаева, в 1850–х гг. пудожские крестьяне в летнее время носили белые холщовые рубашки, подпоясанные кушаком или платком, и холщовые же порты. Во время работ, особенно коллективных, более состоятельные крестьяне облачались в красные ситцевые или пестрядинные рубахи, подпоясанные шелковыми поясами. Пояса завязывали таким образом, чтобы концы оставались длинными. Менее состоятельные носили белые холщовые рубахи, обшитые по вороту ситцем или красной пестрядью. Ворот рубах завязывался при помощи хлопчатобумажной тесьмы. По словам В.Желаева – «ленточек бумажных разного вида и цветов» . Платков околошейных в будни пудожане не носили. Летними головными уборами являлись войлочные шляпы и фуражки. Иногда во время работы голову обвязывали платком наподобие колпака. Повседневной обувью пудожан были сапоги из белой кожи с круглыми носами, зимней – валенки, летней рабочей обувью – лапти. Мужское зимнее повседневное платье состояло из овечьих полушубков и тулупов. Люди помоложе носили короткие шубы до колен, отрезные, со сборками сзади по талии, с карманами и застежкой на крючках, крытые нанкой или бумажной материей, именуемые «поддевками». Зимняя одежда опоясывалась шерстяными или хлопчатобумажными кушаками. На руки надевали рукавицы из белой кожи, смазанные дегтем для прочности. На голове носили четырехугольные шапки с опушкою, а также суконные картузы домашней работы синего или черного цвета с козырьками . Повехр портов надевали штаны из домашнего сукна. К концу XIX – началу XX столетия в костюме пудожанина происходят некоторые изменения. Выходит из моды поддевка, порты заменяются брюками, поверх рубашки мужчины всех возрастов начинают носить пиджаки – разновидность одежды, пришедшая из города. В целом, образ пудожанина остается прежним до середины XX столетия. В характеристике пудожского сказителя Н.А.Ремизова конца 1930-х гг. читаем: «Ремизов – старик небольшого роста, очень моложавый с черными как смоль[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru] волосами, ходит всегда в войлочной шляпе с загнутыми полями, в пиджаке и брюках, вправленных в высокие сапоги» . Таким образом, как верно подметила Е.Дмитровская еще в 1902 г., мужской повседневный костюм Пудожья мало чем отличался от одежды крестьян средней полосы России. Разницу составляла только шапка: зимой она была из оленьего меха с наушниками, летом заменялась полотняным головным убором, плотно обхватывавшим голову и оставлявшим свободной только небольшую часть лица. Этот убор назывался «кукелем» и надевался во время лесных и полевых работ для защиты от укусов комаров, оводов, мелкой мошки .

Loading...Loading...