Митрополит марк вятский родная сестра владыки елена. Возмущение народа ценовой политикой правящего архиерея

Новости

Мар 01 | 12:20

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (Ин.13:34-35).

История мрачной епархии.

Смертельный гнев владыки Марка

Ольга Базина

RusHUB, 15.06.11 http://www.debri-dv.ru/article/3973


Марк

Такого в новейшей истории Русской православной церкви еще не бывало. Недавно в своем доме в Кирове повесился священник отец Петр Шак, который еще два месяца назад был настоятелем крупнейшего на Вятке Успенского кафедрального собора Трифонова монастыря.
Прихожане на местных интернет-форумах сходятся во мнении: к содеянию великого греха батюшку привела отставка, в которую Петра отправил новоиспеченный Вятский и Слободской владыка Марк. Минувшей весной новый управляющий Вятской епархией РПЦ МП архиепископ Марк (Алексей Тужиков), прибывший из Хабаровской епархии, запретил протоиерея Петра в священнослужении, в результате чего тот с сердечным приступом попал в реанимацию. Источники в епархии утверждают, что отец Петр «стал жертвой наушничества», вызвавшего гнев архиерея.
По словам кировчан, с приходом Марка старых священников стали лишать должностей. «Начали снимать священников, которые больше всего сделали для города, у народа возникли вопросы, у владыки было взято интервью. На вопрос, почему столько выведено за штат, он ответил: «Ну, во-первых,- экономические преступления, а во-вторых, я хочу работать со своей командой».
Правда, о каких именно экономических преступлениях идет речь, пока так и неясно. Портал RusHub обратился за комментариями в пресс-службу РПЦ и даже к бывшему руководителю Дальневосточной духовной семинарии, ныне ректору Российского православного университета Петру Еремееву. Но ответа пока нет.
Вот предположение одной из прихожанок отца Петра: «У нас все пребывают в шоке с момента приезда нового владыки Марка. Он у нас уволил самых лучших и проверенных священников, публично оклеветав их, уволил уважаемых старцев и многих дьяконов, запретив выезжать в другие области под страхом снятия сана. У меня в голове не укладывается, как православный человек может обречь на голодную смерть семьи клириков, не оставив никакой возможности для заработка? Если он хочет работать со своей командой, о чем заявил публично, то зачем губить наших священников??? Столько есть храмов, куда можно перевести батюшек, а не гнобить, хулить и кричать в приемной. Отец Петр Шак стоял у истоков возрождения православия на Вятке после советского периода. Что нужно было наговорить этому мягкому и замечательному человеку, чтобы сначала довести до инфаркта, а потом до повешения?»

Отца Петра с должности настоятеля убрали в апреле. Через некоторое время священник попал с инфарктом в реанимацию. Когда оклемался, снова попытался попасть на прием к владыке, но безуспешно. Тем временем по Вятке пошли слухи, что не только из-за отставки так осерчал батюшка. Через несколько часов после известия о смерти Петра аноним на одном из кировских сайтов написал вот что: «Отец Петр вчера вечером вынес еще одно «благословение» владыки Марка. Со своей семьей он жил в казенном доме епархии, а вчера от владыки Марка пришла делегация, которая заявила о том, что если Петр не покинет дом в короткое время, то его посадят в тюрьму. У отца Петра два сына в армии и жена, и идти ему было некуда. Он об этом сказал, молил о пощаде, но ему грубо ответили, что это его проблемы. Квартиры казенные сейчас отдают хабаровским, которые приезжают к владыке».
- Епархия никак не комментирует эти события. Простите, до свидания, - ответил сотрудник Вятского епархиального управления протоиерей Владимир Путинцев на вопрос газеты «Известия» и повесил трубку.
Родные священнослужителя не смогли сдержать эмоций у гроба и несколько раз выкрикивали: «Вот что делает с хорошими людьми хабаровская мафия! Не священники они, а настоящие воры и бандиты! Довели! Довели человека!»
О чем именно шла речь, никто не пояснял, но было ясно, что все друг друга понимали без слов.
Так изложила версию творящихся в Кирове событий после переезда туда бывшего хабаровского архиепископа Марка корреспондент газеты «Московский комсомолец» Екатерина Петухова.
В Московском патриархате сожалеют, что бывший настоятель вятского Успенского собора протоиерей Петр Шак не смог использовать себе во благо отстранение от должности, сообщило агентство «Интерфакс-Религия».
- Архиепископа Марка я знаю очень давно. Мы с ним вместе учились. Это жесткий человек, жесткий администратор. Он любит побуждать людей к тому, чтобы они периодически меняли вид деятельности, - заявил «Интерфаксу» глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
Как отметил отец Всеволод, насколько ему известно, в Вятской епархии были случаи, когда люди «радикально путали церковную кассу и свою личную кассу». «Не знаю, что было в этом случае. Может быть, нужно было проявить большую мягкость, большее человеколюбие и личное участие», - выразился он по отношению к жестким мерам архиепископа Марка.

Однако, продолжил представитель церкви, нормальный священник, даже если он отстранен от своего служения «не то что не повесится из-за этого, а просто скажет: ну вот, благодарение Богу, больше появилось времени для молитвы, пастырской работы».
- В церкви вообще не правильно бороться за власть. Если посмотреть на аскетическую литературу, люди как раз уступали друг другу властные полномочия, позиции, потому что знали и знают сегодня, что быть руководителем - это значит быть чуть-чуть под большим риском для собственной души и собственного спасения», - привел слова отца Всеволода «Интерфакс-Религия».
В комментариях на кировских форумах о причинах самоубийства отца Петра есть довольно острые. «Никогда такого не было. Не было путания». «Повесился он не из-за того, что его отстранили. Пора уже всем это понять. Он сам знал о финансовых проблемах прекрасно еще за месяц до приезда Марка. Его довели. Это самая главная причина».
«Может, Чаплин подаст пример своему однокурснику Леше Тужикову и со смирением уйдет со своего властного и руководящего места, глядишь, и «Мрак» уйдет с Вятской земли, не место жестким людям и администраторам в церкви, которая должна делать людей мягче, добрее, душевнее, а не вынуждать лезть в петлю!».

«Что-то от этих тем про РПЦ начало уже смердить несвежим! Считаю, что лучшие времена Русская Православная Церковь пережила во времена большевистских гонений и фашистской оккупации. Тогда РПЦ была оплотом веры и человеческого подвига! Сейчас это саморазлагающийся и агонизирующий организм, пожираемый той же коррупцией, чревоугодием, стяжательством, короче - грехом! Трагическая кончина отца Петра как нож патологоанатома вскрыла эту зловонную требуху. Светлая ему память и Царствие Небесное. Человеком он был цельным, добрым в помыслах и поступках, всепрощающим, но и нетерпимым к нашему великосветскому хамству. Боль об утрате отца Петра пройдет не скоро... Земля ему пухом... Угомонитесь уже все и помолитесь о спасении его души. Для этого не обязательно идти в церкву, тамошним служителям сейчас не до него и не до нас».
«Это очень печально, что батюшка решился на самоубийство... Но очень хотелось бы знать, что ему наговорили по телефону, после чего он решился на такой страшный шаг! Думаю, сказали ему что-то очень ужасное».
Как пишут независимые СМИ, проститься с отцом Петром пришли тысячи кировчан - фойе ДК, площадка перед ним и тротуар близлежащего Октябрьского проспекта были забиты до отказа.
Патриархия направила в Киров комиссию разбираться. Но уже ясно, что новый архиепископ триумфально «прошелся» по всем крупным храмам города, отстранив от работы старых заслуженных священников и поставив на их места «своих». В интервью ГТРК-Вятка он так откровенно и сказал, что любой человек предпочтет окружить себя «теми людьми, с которыми он будет более плодотворно работать... Это нормальный процесс. Когда есть понимание того или иного вопроса, он решается быстрее».

«Свои» священники, возможно, не менее заслуженные, чем старые вятские, вот только поверить в то, что все уволенные уличены «в серьезных финансово-хозяйственных, экономических нарушениях, а подчас преступлениях» (слова архиепископа Марка из того же интервью), довольно трудно. Или следует признать, что русская церковь - это банда воров.
Главное слово тут «серьезных», мелкие-то нарушения есть практически во всех храмах, где по традиции существуют «черные кассы», помогающие немного увеличить официальные (то есть те, с которых платятся налоги) зарплаты работающих в церкви людей - регентов, певчих, поваров, учителей воскресных школ и др. Конечно, если архиепископ Марк решил бороться за полную прозрачность церковного бюджета, то такую принципиальность можно только приветствовать.

Но есть сомнения в том, что владыка готов руководствоваться теми же принципами в своем управлении епархией. Во всяком случае, люди пока не видели полной финансовой отчетности вятской кафедры. Так что намерения вырисовываются скорее коррупционно-бюрократические: со «своими» решать вопросы легче и быстрее. Вот и летят щепки...

Ко всем бедам отца Петра попросили освободить казенную квартиру, где он жил с женой и двумя сыновьями (своего жилья у священника-расхитителя не было). В блогах пишут, что те, кто пришел с печальным известием, попросили заплатить по миллион рублей за каждый год проживания в служебной квартире. Еще пишут, что результаты работы новой команды архиепископа Марка уже вовсю ощущаются в жизни города: повысились цены на крещение и отпевание, на молебны и панихиды. Раньше бабушка могла подать записку об упокоении за 10-15 рублей, а по новому «тарифу» требуется аж 100! «Это шок!» - ужасается блогер.

Конечно, большая часть этой информации основана на незнании реальных причин гибели отца Петра и жесткого, можно сказать, непримиримого отношения архиепископа Марка ко всей этой ситуации. Остается ждать официальных комментариев РПЦ. Ведь от государственных органов, в частности, правоохранительных таковых не последовало. Почему? Наверное, потому что церковь у нас отделена от государства?

Ольга Базина

Владыка Марк не любит давать интервью. Объясняет это так: «Чем меньше мы говорим о себе, тем больше успеем сделать». А если и соглашается на встречу с журналистами, то только если видит подлинную заинтересованность в беседе. Нам посчастливилось. Снежным ноябрьским днём Митрополит Вятский и Слободской Марк добродушно улыбался и с неизменным прищуром наблюдал за нами, отвечая на наши вопросы.

– Владыка, каким для вас был уходящий 2013 год? Чем порадовал или, может быть, огорчил? Что важное удалось сделать?

– Сразу и не ответишь на этот вопрос! Радует то, что епархия продолжает развиваться. Вновь и вновь хотелось бы отметить подвижнические труды нашего предшественника Владыки Хрисанфа, который более 30 лет подвизался на Вятской земле. Им сделано очень и очень многое. Давайте вспомним, что епархия была в своё время разорена, и вернуть в лоно Церкви храмы – это длительный и кропотливый труд. И не просто вернуть, но и заложить основу к возрождению духовной жизни на нашей с вами земле, земле древней, с глубокими и интересными традициями. Я всегда говорю о том, что Владыка Хрисанф за время своего служения встретился не только с гонением, но и с потеплением взаимоотношений и возрождением епархии. Это не каждому удаётся.

Если говорить о делах этого года, радует, что во вновь строящемся жилом районе «Чистые пруды» у нас с вами заложен храм. Радует, что храмы продолжают восстанавливаться и количество прихожан увеличивается. Радует продолжение доброго сотрудничества с высшими учебными заведениями, плодотворная работа со светской властью, силовыми структурами.

– Хотелось бы подробнее узнать о ходе восстановления Спасского собора.

– Полностью готова и оплачена проектная документация. В наступающем году необходимо пройти экспертизу, получить разрешение на проведение реставрационных работ и идти дальше. Уже частично восстановлены фасады. Далее очень важно восстановить купольную часть Спасского собора, чтобы можно было переходить к кровле и внутреннему убранству.

Сейчас мы работаем над тем, чтобы создать попечительский совет при Спасском соборе для более активной работы. Реставрация – это, конечно, работа не одного года. Одними словами делу не поможешь. Надо прилагать усилия, труд, финансы.

– Кто войдёт в попечительский совет?

– Пока он формируется. Войдут туда не спонсоры, а именно благотворители, те, кто осознаёт, что, направляя свои средства на восстановление храма, закладывает серьёзную основу для будущего. Восстановленные храмы уже не являются нашим с вами достоянием. Они – достояние будущих поколений. А ведь очень важно, в какой среде человек воспитывается и формируется как личность. Приходя в благоустроенные храмы, люди будущих поколений по этому образу будут выстраивать и свою душу.

Кстати, именно в Спасском соборе сейчас пребывает святыня – икона с частицей мощей блаженной Матроны Московской. Также сейчас путешествует по нашей епархии икона с частицей мощей святой равноапостольной Марии Магдалины. Это первая святая, которая увидела воскресшего Христа и об этом событии возвестила Его ученикам и апостолам.

– Какие ещё храмы и святыни планируете реставрировать в ближайшее время?

– Каждая епархия имеет свои особенности. И наша – не исключение. На Дальнем Востоке, в Хабаровском крае, на Сахалине, Чукотке, где раньше я проходил своё служение, особенность в том, что храмов почти не осталось: они были уничтожены. Поэтому приходилось строить новые. А на нашей с вами вятской земле другая особенность: многие храмы сохранились, но использовались не по назначению. Какой храм, особенно старый, ни возьми – его нужно реставрировать! И в самой Вятке, и в Слободском, и в Орлове, и в Шестаково, и в других городах и весях… Везде стены есть, но их ещё надо благоукрасить.

– Вы неоднократно отмечали, что было бы хорошо построить в Кирове большой кафедральный собор. Эта тема остаётся пока на словах, или уже ведётся конкретная работа?

– Пока на словах. Мы прекрасно понимаем, что кафедральный собор нужен, что временное его размещение в стенах Трифонова монастыря не удовлетворяет нашим желаниям и потребностям. Я думаю, город должен иметь достойный кафедральный собор. Конечно, хотелось бы, чтобы он находился на историческом месте. Но мы прекрасно понимаем, что городу нужна и филармония. Я думаю, можно найти какой-то компромиссный вариант, но это вопрос времени. И если мы любим свой город и дорожим своей историей, я думаю, кафедральный собор должен быть построен.

Учение – свет

– В одном своём интервью вы сказали: «В каком состоянии пребывают святыни, в таком состоянии пребывают и наши души». Поясните, как возрождение святынь связано с преображением душ?

– Если человек не заботится о своём жилище, то со временем оно приходит в ветхость и запустение. Если же он постоянно его поддерживает, проявляет заботу, то это жилище пребывает в хорошем состоянии. Так же мы говорим и о душе. Если мы имеем попечение о своей душе, исповедуемся, причащаемся и внимательно относимся к нашей жизни, постоянно эту пыль, налёт с храмин своей души снимаем, то она пребывает в благочестии и чистоте. А внутреннее устроение, конечно же, имеет внешнюю форму выражения. И если человек не может обустроить свою душу, сможет ли он обустроить вокруг себя окружающий мир? Наверное, нет. Потому что окружающий мир мы устраиваем в соответствии со своим внутренним миром, своей душой и своим сердцем.

– Но для восстановления святынь нужны средства. А среди верующих много людей бедных, которые не могут себе позволить больших пожертвований…

– А дело не только в средствах. Дело в отношении. Понимаете, храм восстанавливается всем миром. И в его восстановление каждый вносит свою лепту. Кто-то свои знания, кто-то своё умение, кто-то свой труд, а кто-то средства. Каждый в состоянии внести свой вклад! Всё не замыкается на финансах и внешних средствах.

– Как продвигается работа по возвращению Вятской епархии бывших корпусов КВАТУ? Известно, что в этих зданиях планируется возродить духовную семинарию. Какие задачи будут перед ней поставлены?

– Приказ министра обороны о передаче зданий подписан год назад. Оформляются документы. Пока разговор идёт о шести зданиях.

Мы прекрасно понимаем, что если не будет воспитываться достойное духовенство, грамотное, образованное, то будущего у нас не будет. Поэтому восстановление семинарии – одна из первоочередных задач. Тем более, что семинария – это вообще первое высшее учебное заведение, которое было на Вятке.

В настоящее время на территории нашей митрополии около 230 приходов. Есть перспектива открытия новых, и мы понимаем, что нужен приток новых сил. Как минимум, пять-восемь новых священников в год нам необходимы. Давайте не будем забывать и о том, что рядом с нами есть епархии, где нет высших духовных учебных заведений. Взять Сыктывкар, Йошкар-Олу, Вологду… Духовная семинария будет очень и очень востребована. Наша задача – вывести образование в ней на серьёзный уровень.

– Кстати, об образовании. Сегодня в России всё активнее ставится вопрос об открытии кафедр теологии в учебных заведениях. Как вы думаете, чем продиктована такая инициатива? Говоря языком рынка, на это есть спрос? Или планируется создать предложение, которое должно породить этот самый спрос?

– Это направление востребовано. Если мы хотим сформировать целостную личность, то молодому человеку, который готовится к вступлению в большую жизнь, необходимо дать знания и начальный опыт не только о материальном мире, но и о духовном. Если его не формировать духовно, то он получается ограниченным человеком. А важно целостное мировосприятие.

– Выходит, те, кто активно выступает против, не понимают этого?

На этом вопросе Владыка становится задумчив. Он закрывает глаза и упирается пальцем в переносицу. После отвечает медленно, проговаривая каждое слово.

– Они не только не понимают, но и не заботятся о будущем, потому что на плечи подрастающего поколения ляжет ответственность и забота о нашем с вами государстве. Я думаю, что передавать эту ответственность следовало бы человеку не просто высококультурному, образованному, но и высоконравственному, способному переживать за землю, за государство и за народ.

Врачевание тел и душ

– Вятская епархия ведёт активную работу по открытию домовых церквей при больницах, интернатах для больных детей…

– Человек двухсоставен. У него есть душа и тело. Поэтому если мы хотим действительно восстановить человека, то нужно врачевать и тело, и душу. Я уверен, что хорошо, когда человек, находясь в медицинском учреждении, будучи ограниченным в перемещении, имеет возможность помолиться в домовом храме и получить не только физическую, но и духовную поддержку.

– Но вот такой пример: 23 ноября в Санкт-Петербурге произошло ДТП, в котором пострадал младенец. И родители повезли его вместо больницы в церковь. Малыш умер. Как вы полагаете, такое действие родителей, скорее, истинная вера или всё-таки суеверие?

– Наверное, там просто была совершена ошибка. Хотел бы привести другой пример: как-то великий русский писатель Гоголь отказался принимать лекарства. Тогда его духовные отцы в Оптиной пустыни обратили его внимание на то, что тело лечится одними средствами, а душа врачуется в храме Божьем. Поэтому для врачевания тела необходимо обращаться в соответствующие заведения. В случае с аварией родителям необходимо было, наверное, везти ребёнка в больницу, а самим молиться о его врачевании.

– Вообще, по вашему мнению, как правильнее: обращать ребёнка в церковь с самого рождения или дать ему возможность вырасти и самому осознанно прийти (или не прийти) к Богу?

– Давайте сами честно ответим себе на такой вопрос: до совершеннолетия ребёнка вы с врагом рода человеческого, с дьяволом, договоритесь, чтобы он не трогал его бессмертную душу? Конечно, нет. Поэтому полезно и очень хорошо, чтобы человек со своего рождения воспитывался в лоне Церкви, под благодатным её молитвенным покровом, под её защитой. Важно не просто научить человека видеть, что такое хорошо и что такое плохо, но и научить делать правильный выбор в сторону добра. А это не с 16-ти или с 14-ти лет закладывается, а с самого рождения всем обществом – и государственными структурами, и церковью, и родителями. Это большой труд!

Власть и религия

– Неоднозначную реакцию жителей города вызывает процесс переименования улиц. Как вы к нему относитесь?

– Я думаю, негодования были и тогда, когда переименовывали эти исторические названия. Но давайте задумаемся: тот же Урицкий. Кем он был? Ну неужели улицы нашего с вами города должны носить имена палачей народа? Если уж есть такое желание, чтобы эти имена были на наших улицах – то строятся новые районы, давайте там эти имена!

Наша с вами история многолика, есть и светлые, и трагические моменты. Но её нужно знать, а не производить подмены понятий и ценностей. Я думаю, возвращение исторических названий – это правильное направление.

– Противники обратных переименований говорят, что советские названия – это тоже история.

– Вы ведь, наверное, на могилах своих предков другие памятники не ставите? А ставите их в другом месте, если хотите. Я считаю, не надо ругаться и попирать свою историю.

– Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл неоднократно подчёркивал, что речи о клерикализации государства или огосударствлении церкви нет. И, тем не менее, как вы думаете, может ли в нашей стране церковь стать некой действительно объединяющей силой?

– Церковь всегда являлась объединяющей силой. Да, каждый должен заниматься своим делом, но у нас и у государства есть точки соприкосновения для соработничества. Церковь занимается душепопечением. Государство должно заботиться о целостности наших границ, благополучии нашего народа, многонационального, многоконфессионального… Я думаю, в заботе о государстве у нас есть точки соприкосновения. Вспомните, кто являлся вдохновителем объединения многокняжеского государства вокруг Москвы? Митрополит московский Алексей, который эту идею вкладывал в своё духовное чадо, которым являлся Дмитрий Донской. Продолжателем этого стал преподобный Сергий Радонежский.

– И в завершение хотелось бы услышать от вас рождественское пожелание жителям Вятки.

– Давайте вспомним, какие молитвы и какие слова мы слышим в храме в дни Святок, в дни Рождества Христова: «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился». Поэтому я желаю всем нам, чтобы наша с вами вятская земля преображалась, благоукрашалась, чтобы наши с вами национальные святыни не только были восстановлены, но и приумножены.

Владыка ответил не на все наши вопросы. Например, он не стал говорить о проблемах радикальных течений исламского толка, отметив, что не хочет «наступать на их больную мозоль». Дескать, и у нас при желании таких больных точек можно найти немало. Он сравнил это с океаном: на его поверхности много грязи, а внутри – мир и спокойствие. И тут сложно не согласиться! Порой слишком много внимания мы придаём внешнему, напускному, формальному. Не разбираемся в настоящем и важном. И не замечаем действительно хорошее.

Беседовала Вера Елькина

Фото: За годы пребывания в Хабаровске епископ Марк «прославился» многими скандалами – об этом сообщал «Хабаровский Экспресс». В частности, в январе 2001 года по негласному «благословению» тогдашнего зама губернатора Юрия Оноприенко, Марк сорвал концерт органной музыки в Новоапостольской церкви, вызвав возмущение общественности

Недавний уход из жизни вятского священника Петра Шака потряс всю верующую Россию. Особенно близко к сердцу это восприняли православные Хабаровска, которые хорошо знали владыку Марка. Бывший настоятель вятского Успенского собора Петр Шак, как сообщили, повесился после того, как новый архиепископ Вятский и Слободской Марк отстранил его от служения в качестве настоятеля. Сегодня интернет полнится слухами о причинах смерти священника.

Кто довел батюшку до греха?

В городе Кирове (прежнее название - Вятка) 7 июня трагически ушел из жизни отец Петр Шак - настоятель Успенского кафедрального собора Трифонова монастыря. Но сегодня в этой драматической истории, похоже, стало даже больше темных пятен, чем первоначально. Как нам сообщили хабаровские прихожане, все точки над «i », видимо, расставят в конце июля, когда состоится Священный Синод.

В Вятской епархии категорически отказались от каких-либо комментариев. В СМИ сообщили: «тело отца Петра с петлей на шее обнаружили в 8 часов утра в цокольном этаже дома, где жил священник со своей семьей — у него была жена и двое сыновей, которые сейчас служат в армии».

Самоубийство само по себе производит очень тяжелое впечатление, а если на себя налагает руки православный священник, это не укладывается в голове. Для любого православного суицид – самый страшный грех, не подвластный покаянию...

Газета «Московский комсомолец» взяла на себя смелость первой огласить возможные причины беспрецедентного случая: «Прихожане на местных интернет-форумах сходятся во мнении: к содеянию великого греха батюшку привела отставка, в которую Петра отправил новоиспеченный Вятский и Слободской владыка Марк».

При этом отмечается, что новый управляющий Вятской епархией архиепископ Марк (Алексей Тужиков), прибывший из Хабаровской епархии, начал отправлять в отставку и других местных священников. В доказательство приведены слова прихожанки: «У нас все пребывают в шоке с момента приезда нового владыки Марка. Он у нас уволил самых лучших и проверенных священников, публично оклеветав их, уволил уважаемых старцев и многих дьяконов, запретив выезжать в другие области под страхом снятия сана».

На вопрос, почему выведено за штат так много священников, владыка ответил: «Ну, во-первых, - экономические преступления, а во-вторых, я хочу работать со своей командой».

Жесткая непреклонность владыки

В интернете сотни комментариев, в которых люди отзываются об отце Петре только добрым словом:

«Отец Петр Шак стоял у истоков возрождения православия на Вятке после советского периода. Что нужно было наговорить этому мягкому и замечательному человеку, чтобы сначала довести до инфаркта, а потом до повешения?» - недоумевает одна из его прихожанок.

Действительно, когда в апреле этого года отца Петра убрали с должности, которую он занимал почти 20 лет, священник попал с инфарктом в реанимацию. Когда немного поправился, вновь попытался попасть на прием к владыке. Но безуспешно.

И на этом его беды не закончились. Вот что написано на кировском форуме: «Отец Петр накануне вечером вынес еще одно «благословение» Марка. От владыки пришла делегация и сказала срочно освободить казенную квартиру, где батюшка жил с женой и двумя сыновьями (своего жилья у него не было). Он молил о пощаде, но ему грубо ответили, что это его проблемы. Казенные квартиры сейчас отдают хабаровским, которые приезжают к владыке». В интернет-блогах также пишут, что священника попросили заплатить по миллиону рублей за каждый год проживания в служебной квартире.

«Архиепископа Марка знаю очень давно. Мы с ним вместе учились. Это жесткий человек, жесткий администратор. Он любит побуждать людей к тому, чтобы они периодически меняли вид деятельности», - заявил информагентству «Интерфакс» глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. И добавил, что в Вятской епархии бывали случаи, когда люди «радикально путали церковную кассу и свою личную кассу». Кто именно путал, отец Всеволод не уточнил.

«У нас бедная область, нет таких миллионов, чтобы их воровать, тем более в храме. А в Успенском соборе, где настоятельствовал отец Петр, там вообще всей реставрацией, строительством и украшением монастыря занимался покойный владыка Хрисанф. Откуда теперь взялись какие-то экономические преступления?», - возмущается в интернете одна из прихожанок

Владыка не проявил милосердия к отцу Петру даже после его смерти. Петра Шака похоронили без отпевания и «должных почестей».

Новые неожиданные версии

Вскоре после похорон на кировских форумах появились довольно острые комментарии о причинах самоубийства отца Петра:

  • «Пусть Чаплин подаст пример своему однокурснику Леше Тужикову и со смирением уйдет со своего властного и руководящего места, глядишь, и «Мрак» уйдет с Вятской земли, не место жестким людям и администраторам в церкви!»
  • «Мой муж родом из Хабаровска, епископа Марка знает лично. Все, что он мне рассказывал о Марке - это то, что происходит сейчас в вашей епархии. В Хабаровске точно так же доводились до больницы настоящие священники-молитвенники, разрушались приходы, в храмах забеливались расписанные стены... Развалили приход протоиерея Сергия, в котором окормлялся мой муж. А храм, который был на территории больницы №3, отдали под мирское... Правда, самоубийств священников не было, но были несчастные случаи и ДТП... Епископа называли «Мрак». А полгода назад я увидела на видео интервью со священниками и прихожанами храмов Чукотской епархии, что там творилось после истории с владыкой Диомидом, когда управление их епархии временно поручили епископу Марку: милиция с наручниками, захват храмов, изгнание настоятелей, сжигание икон, бюрократия... Люди с болью и слезами говорили об этом в открытую телекамеру».

Еще пишут, что результаты работы новой команды архиепископа Вятского и Слободского Марка уже вовсю ощущаются в жизни города: повысились цены на крещение и отпевание, на молебны и панихиды. К примеру, по новым прейскурантам за крещение требуется брать 1000 рублей (было 250 руб.), за соборование – 300 рублей, Десятирублёвые свечи приказано продавать за 50 рублей. Раньше бабушка могла подать записку об упокоении за 10-15 рублей, а по новому «тарифу» требуется аж 100!

А вскоре в интернете бесцеремонно заявила о себе и новая версия случившегося - убийство.

Предсмертное письмо

Однако через семь дней после похорон вдруг обнаружили предсмертную записку отца Петра. На трех страницах рукописного текста он прощается с родными. Кроме того, отец Пётр обращается к своему другу с просьбой помогать семье. В записке есть упоминание об одном «страшном человеке» - том самом священнике, который, видимо, свел счеты с отцом Петром.

Так что основная версия все-таки – самоубийство. Но кто довел священника до самого страшного греха?

Ирина Харитонова

Мнения хабаровчан о владыке Марке

♦ Архиепископ Марк прослужил на хабаровской земле 15 лет. Своим здесь не стал. За первых пять лет пребывания на кафедре в Хабаровске присутствовал (приехал-уехал) около двух лет, остальное время проводил в Москве. Верит только своему окружению. Действует только чужими руками, поэтому всегда выходит сухим из воды. Довести человека до крайней степени отчаяния - обычная практика. Любит контролировать все и всех, но опять же через доверенных лиц. Любит автомобили и антиквариат. В храме во время владычних служб было нечем дышать, такой шел прессинг. Когда мы узнали о его переводе - вздохнули, но что такое случиться, мы не ожидали. Я лично воспринимаю случившуюся трагедию, поступок о. Петра как последнюю каплю в переполненной чаше терпения. Прости Господи, прими и упокой о. Петра в Царствии Твоем!

♦ Соболезную вам вятичи в связи с гибелью о.протоиерея. Про дальневосточников не надо думать плохо, хотя и встречаются "отмороженные". С арх. Марком нет хабаровских священников, а только пришлые, которые и на нашей земле много лиха творили. Смена руководства всегда дело болезненое и колеблет устои. Не то важно с чего начинается, а то важно чем кончается. Арх. Марк при всей своей суровости труслив и грозен только с подчиненными. Но "нет власти не от Бога, всякая же власть от Бога суть" и посему примите то, что Господь вам послал. Про многочисленный десант из нашей епархии не страшитесь, то весьма преувеличено и если кто и приедет, то немногие преподаватели из семинарии, опять же не нашего разлива. Марк может простить многое, кроме одного - финансовой распущенности на приходах, для него это самое тяжкое преступление. Он первым делом как приехал в Хабаровск, перетряхнул всю бух.отчетность на приходах и установил жесточайший контроль за каждой копейкой, поэтому и 2 бухгалтеров с собой привез к вам. У каждого свой стиль руководства и наплевательское отношение к духовенству присущ арх.Марку, а если гибель протоиер. сойдет ему с рук, то остается вам только посочувствовать и пожелать терпения и молитвенного предстояния за землю вятскую. Помоги вам Господь!

♦ Марка я знаю давно, в самом начале своего служения в Хаб. Епархии было все скажем неплохо, и человек он другой был, но где-то после 2000 года, начала возрастать епархия, и следовательно власть и экономическое влияние. Начали строиться соборы, здания, стены, но все это было без внутреннего «наполнения»- показуха сплошная. Там даже в семинарии в одно время было преподавателей больше чем учащихся, и преподаватели все засланцы- с Москвы, Питера, которые приезжали на отработку, и уезжали, в общем текучка конкретная…

♦ «Да, священникам придется тяжело. Владыка Марк капризен, самовлюблен и непредсказуем. Людей не ценит. Своего слова не хранит. Храмы в Хабаровске новые и дорогие, а жизни в них нет. Дни правления Хрисанфа будут воспоминаться как благие.»

♦ «Он пользуется человеком если он ему нужен и выгоден (впрочем прогматизм сейчас в моде), а потом все... Он очень любит, когда его самого хвалят и т.д. По большому счету в его окружении те, кто исправно ему подыгрывает. Привез он с собой из Хабаровска весь гадюшник, за исключением о. Феодора(его он использует как палочку- выручалочку)»

♦ "У владыки есть одна своеобразная фишка, которая уже считается уделом советского прошлого, это перетусовывание священства по приходам. раза два в год, происходило массовое, ничем необоснованное перемещение духовенства. Делалось это так. Архиерей утром улетал в Москву, а днем зав.канцелярии вызывала священников и раздавала им подписанные указы о новом назначении."

Mar. 5th, 2015 06:06 pm Хороший прецедент

Не судитесь, да не судимы будете
(совет наглым попам)

Вятский митрополит Марк (Тужиков) проиграл суд , который сам же и начал. История процесса: Митрополит подал в суд иск о защите чести и достоинства. Его оскорбила статья Елены Овчинниковой "Тайны вятского кира ". Оскорбленный поп также раскатал губы на денежную компенсацию в размере 300 тысяч рублей. И первый суд иск удовлетворил. Коротко решение суда : "Обязать Издательский дом «Особый» разместить опровержение сведений порочащих честь и достоинство Алексея Тужикова (Митрополита Марка). Взыскать с Издательского дома «Особый» в пользу Алексея Тужикова компенсацию морального вреда 250 000 рублей. Взыскать с Елены Овчинниковой в пользу Алексея Тужикова компенсацию морального вреда 50 000 рублей" . Затем был второй суд, который закатал губы митрополиту обратно. Третий суд оштрафовал попа-сутяжника на 15 тысяч. На том и сказочке конец. Под катом статья, оскорбившая митрополита.

Статья "Тайны вятского клира " (мои примечания выделены сним шрифтом ) :
"Ранним утром дня Рождества Пресвятой Богородицы скончался кирово-чепецкий благочинный, настоятель Всехсвятского собора митрофорный протоиерей Николай Федько. 24 сентября – в день погребения отца Николая возле алтаря Всехсвятского собора – паства роптала, ставя смерть протоиерея в вину правящему митрополиту Марку.

Убитые горем матушка и дети священника, ушедшего в иной мир на 56-м году жизни, хранят скорбное молчание, отказываясь отвечать на вопросы о последних днях покойного и возможных причинах его скоропостижной кончины. «Служащие Вятской епархии не особенно скрывают, что незадолго до смерти благочинный встречался с архиепископом, после чего был глубоко и печально задумчив.

Полагают, что Марк сообщил отцу Николаю о его смещении, что не могло не вызвать тяжёлых чувств у человека, фактически стоявшего у истоков возрождения веры в Кирово-Чепецком районе. Также в епархии утверждают, что на замену вятскому священнику уже прибыл батюшка из Южно-Сахалинской епархии. И в ожидании назначения проживает в доме Кстининской церкви», – рассказывает источник «Особой».

На смену почившему настоятелю прибыло вот это:

Новый настоятель Всехсвятского храма 27-летний Виталий Лапшин - уроженец Хабаровска, и с 10 летнего возраста был иподиаконом у Марка (Тужикова). Можно сказать "мальчик митрополита".
- Это ваш мальчик?
- Конечно мальчик! Кто скажет, что это девочка, пусть первый бросит в меня камень!
(И. Ильф, Е. Петров "Двенадцать стульев")

При этом, по словам близких, смещение было не единственной новостью, которая потрясла отца Николая и ускорила его кончину. Был ещё некий «финансовый конфликт»: якобы митрополит потребовал у благочинного деньги – значительную сумму, переданную под честное слово местным бизнесменом на восстановление или строительство храма.

До денег митрополит жаден, хотя это для попов порядке вещей. По прибытии в Вятскую епархию он резко поднял цены на магические услуги для населения. Вот что пишут : "Со сменой правящего архиерея в Вятке цены на благодать подскочили так, что мама не горюй".

Некоторые утверждают, что слышали, как в отчаянии священник повторял: «Что я скажу, куда ушли деньги?». «Добиться от матушки или детей отца Николая правды о причинах его кончины не удастся, так как сразу после смерти семья была грозно предупреждена о том, что «если кто-то откроет рот», то в четверть часа всех выкинут из дома. Сегодня родные священника отказываются говорить даже с близкими друзьями семьи и его самого. Поневоле задумаешься: а что скрывать, если батюшка умер вследствие болезни?», – удивляются друзья покойного.

Как рассказал источник из правительства Кировской области, громкие скандалы вокруг Вятской епархии, то и дело возникающие после приезда Марка, тревожа умы и души верующих, беспокоят не только руководство области, но обсуждались даже в Кремле. «Слышали, что не так давно Патриарх призывал вашего Владыку и, сердясь, устроил ему крепкий нагоняй. Говорят, что речь, в том числе, шла о гонениях на отца Георгия, уголовных делах и прочем, что неуместно для РПЦ», – сообщили в Московской Патриархии. И добавили, что имеется информация о недавно поданном митрополитом Вятским и Слободским прошении о выводе за штат: «А что тут удивительного? Человек собрался на покой... Нет, нам не известна реакция Патриарха».

Вот что говорят об этом инциденте (комментарий в ЖЖ Андрея Кураева): "Отец Петр вчера вечером вынес еще одно "благословение" владыки Марка. Отец Петр жил в казенном доме епархии,вчера вечером от владыки Марка пришла делегация, которая заявила о том, что если о.Петр не покинет дом в короткое время, то его посадят в тюрьму. У о. Петра два сына в армии и жена и идти ему было некуда он об этом сказал, молил о пощаде, но ему грубо ответили что это его проблемы.Квартиры казенные сейчас отдают хабаровским, которые приезжают к владыке". ()

Этапы большого пути
...25 июля 2008 года Владыка Марк обратился с заявлением в прокуратуру Анадыря, нарушив пункт 9 главы 1 Устава РПЦ, запрещающего «должностным лицам и сотрудникам канонических подразделений, а также клирикам и мирянам обращаться в органы государственной власти и гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность», требуя возбуждения уголовного дела по факту хищения уставных документов. В чём ему было отказано.

25 июля 2008 года иеромонах Спиридон (Бахарев) и миряне Анадырской епархии направили обращение в Церковный суд Русской православной церкви, в котором архиепископ Марк обвинялся в имущественных и финансовых злоупотреблениях, самоуправстве и сожжении икон храма Преображения Господня в Анадыре. .

Сожжение икон после приезда Марка Тужикова на Чукотку:

При вступлении в управление Вятской епархией архиепископом Марком были произведены кадровые перестановки. В частности, протоиерей Пётр Шак был лишён должности настоятеля Успенского собора. Отец Пётр тяжело воспринял потерю должности, перенёс инфаркт, а 7 июня 2011 года повесился в своём доме. Газеты «Известия» и «Московский комсомолец» сообщили о самой распространённой версии происшедшего: отец Пётр «был затравлен» Владыкой и покончил с собой сразу после того, как ему передали приказание архиепископа немедленно выехать из занимаемого им епархиального дома – с угрозами посадить в тюрьму в случае отказа.

В июне 2011 года архиепископ Марк издал указ

Loading...Loading...