Мощи святых. Св

Кирилл Туровский - белорусский писатель и мыслитель двенадцатого века, православный святой, епископ. Он родился и вырос в небольшом городке на в Турове. Туровский - средневековый русский богослов, один из самых видных духовных деятелей православия двенадцатого века.

Туров

Город Туров расположен в в Житковичском районе. Это один из самых древних Туров находится в тридцати километрах от райцентра города Житковичи и в 263 километрах от города Гомеля.

До нынешнего времени былое величие города, к сожалению, не сохранилось. Хотя даже без архитектурных достопримечательностей у него отличный туристический потенциал. В Туров приезжают не только белорусы, но и многие россияне, чтобы поклониться святому кресту. Многих паломников интересует и недавно установленный памятник Кириллу Туровскому. Он освящен по традиции православной церкви и привлекает многих паломников.

Туровское княжество было очень развитым в культурном, в политическом и экономическом смысле. А Туров являлся его административным центром. Епархию в нем основали еще в десятом - начале одиннадцатого веков. В дальнейшем после разрушения турками ее перенесли в Пинск. Во второй половине двенадцатого века Туровское княжество стало феодально-раздробленным. Политическое значение было утрачено. А Туров вошел на некоторое время в княжество Литовское.

Семья, ранние годы

Кирилл Туровский, биография которого начинается с 1130 года (даты рождения), всю свою жизнь никуда не переезжал из родного города Турова. Несмотря на то, что его родители были очень состоятельными людьми, богатство он не любил. Кирилла больше привлекали божественные книги, богословие.

Он получил отличное домашнее воспитание. Позже учился науке и искусству у греческих преподавателей. В совершенстве овладел старославянским и некоторыми народными диалектами. Отдельно обучался красноречию. Любил и хорошо знал византийскую культуру. Поэзию особенно уважал.

Послушничество

Послушником Кирилл стал рано. Будучи зрелым мужчиной, в 1161 г. принял постриг в Почти сразу же ушел в затворничество, закрывшись в столпе. Там он некоторое время жил в молитвах, строго соблюдая все посты. Много размышлял. Именно во время этого затворничества написал несколько своих первых произведений.

Епископство

Кирилл Туровский (биография сохранила дату его возведения в сан епископа - 1169 год) получил церковное повышение благодаря местному князю Юрию Ярославовичу. После этого, будучи уже священником, принял активное участие в церковно-политической борьбе. В его Житие описано, что именно Кирилл явился обличителем лжеепископа Феодорца, который был обвинен в ереси и казнен.

Литературное наследие Кирилла Туровского

Кирилл Туровский оставил после себя большое литературное наследие. За талантливые произведения в этой области его прозвали «вторым Златоусом». Многие издания Кирилла, сохранившиеся до нынешнего времени, «говорят» о большой тяге святителя к писательской деятельности.

Он прекрасно владел слогом, стилем, образом речи. Умел очень грамотно и доступно излагать свою мысль. Благодаря этому внимание читающего не ослабевало до конца произведения. Он пропагандировал византийских священников, чьи трактовки святого писания в двенадцатых-тринадцатых веках были очень популярны. Особое внимание уделяется и до сих пор одному из его сочинений «Притче о человеческом теле и душе».

Литературное призвание

Произведения Кирилла были настолько же популярны, как и рукописные сборники многих церковных отцов. В сочинениях Туровского прослеживалась глубина содержания, высокая духовность и литературное мастерство. Исследователи его творчества отмечали, что толкование Священного Писания Кирилл довел практически до полного совершенства. Он сочетал яркую образность с изысканной стилистикой и художественностью слов.

Кирилл Туровский не только кратко цитировал заветы. Он брал смелость домысливать их, превращая тем самым в полное и гармоничное повествование. Например, эпизод, как Иисус Христос исцелил парализованного человека, он дописал по-своему.

В результате получилось яркое художественное произведение. В нем взаимоотношения человека с Богом были описаны простым и доступным любому языком. Получился даже общий портрет человечества в целом.

В своих священных трудах он использовал не только христианские тексты, а и неканонические. Некоторые притчи Кирилла Туровского написаны с сюжетов, взятых, например, из Вавилонского Талмуда («Беседа императора с раввином»).

Темы творчества Кирилла Туровского

Основная тематика в произведениях Кирилла Туровского - человек и его служение Богу. Только человек способен бороться за торжествование на земле Божией правды. Кирилл писал хвалебные песни человеку, для которого Господь создавал этот мир. Бог дал ему все - пищу, воду и главное - разум. Это творение Господа, поэтому, пользуясь земными благами, в том числе плотскими удовольствиями, человек не должен забывать о высших понятиях - душевной чистоте и любви, созидании и творении.

Одно из лучших творений Кирилла Туровского

Богословские труды Кирилла Туровского содержат притчу о слепце и хромом. Один человек выращивал виноградник. Для охраны его нанял слепого и хромого. Он решил, что такие убогие люди не проникнут за ограждение виноградника и не смогут его обворовать. Если работа будет выполнена, он обещал им заплатить, в противном случае калек ждало наказание.

Но незадачливые сторожа не выдержали искушения забраться в виноградник. Хромой сел на плечи слепцу, и таким образом они смогли попасть на запретную территорию. Украли весь виноград и были за это наказаны. То есть "запретный плод" так их манил, что не смогло испугать и последующее наказание.

Кирилл наделил эту притчу яркими образами. Хозяин виноградника - Господь Отец, слуги - ангелы, ограда - закон Божий и т.д. А образы слепого и хромого, соединенных вместе - человек.

В толковании Кирилла Туровского смысл этой притчи в том, что Бог, создав землю и мир, и так решил даровать это человеку, когда придет время. Но люди зачастую преступают Закон Божий. И берут пока еще недарованное самостоятельно, то есть крадут.

Причем устоять перед искушением часто не может тело человека (не душа). Именно хромой описывает прелести виноградника и подбивает слепца на грех. Но виновны оба. Один - за искушение, второй - что поддался ему.

Мировоззрение Кирилла Туровского

Кирилл Туровский подчеркивал, что люди должны укреплять свой дух и противостоять телесным искушениям. Тогда перед ними откроются ворота в Царство Божие. И они будут достойны вечного спасения. Он выступал сторонником Церкви, выполнения обетов и соблюдения постов, совершенствования духа. Туровский причислен к святым и днем его памяти является двадцать восьмое апреля (одиннадцатое мая по новому стилю).

Кирилл был уверен, что только постоянная забота о душе, смирение и ежедневные молитвы открывают путь к спасению. Он всегда был приверженцем самых строгих жития. Ибо считал, что только полный отказ от мирских утех и желаний ведет к божественной истине.

Слово Кирилла Туровского несло непримиримость к инакомыслию и разной ереси. Покушение на единство церкви всегда вызывало у него праведный гнев. Он олицетворял собой нравственный призыв к человечеству, обращенный на воспитание их души и веры.

Памятники Кириллу Туровскому

Город Туров, где родился и жил Кирилл, - один из трех, где установлены монументы этому святителю. Памятник был создан скульптором Иньковым и архитектором Лукьянчиком. Установили его на берегу Припяти, на Замковой горе, одиннадцатого мая 1993 года.

В основе его композиции - необычный византийской формы крест. С ним соединяется сама фигура Кирилла. Он как бы немного выступает вперед, при этом подняв голову. Руки согнуты и располагаются на уровне груди. В левой святой держит книгу, на обложке которой выгравирован крест. А правая рука жестом указывает на это произведение. Вокруг головы Кирилла - нимб, а рядом с книгой сделана надпись «Святой Кирилл Епископ Туровский». Высота монумента - семь метров. Сделан он из бетона и покрыт медью.

В Минске памятник Кириллу Туровскому был установлен тридцать первого ноября 2001 года. Расположен он рядом с Белорусским Государственным Университетом. Скульптором монумента стал Игорь Голубев.

Святитель Кирилл Туровский был увековечен и в Гомеле. Памятник установили четвертого апреля 2004 года в одном из театральных скверов этого города. Авторами монумента стали скульптор Лев Гумилевский и его сын Сергей. Участие принял в работе и архитектор Николай Жлоба.

Монумент был установлен и открыт ко дню белорусской письменности. Это большая бронзовая скульптура в три с половиной метра высотой, стоящая на гранитном постаменте. Туровский предстает перед людьми с одухотворенным, наполненным благородством ликом. Привлекает гордой осанкой и выразительными тонкими руками. В них он держит небольшой свиток, на котором выгравирована молитва.

Кирилл Туровский, святитель. Обретение Святых Мощей

В древнем городе Турове сохранилось предание о скрытых в земле святых мощах Святителя Кирилла, паче всех воссиявших на Руси. Место их предполагаемого нахождения - на городском Борисоглебском кладбище. Верование православных христиан, что мощи святого Кирилла почивают в Турове, находит подтверждение в следующем обстоятельстве: в 1818 г. жил в Турове, при Петропавловской церкви, благочестивый протоиерей Григорий Л.,чтобы отдохнуть, и усевшись, вздремнул. В сонном видении явился ему святитель Кирилл и запретил хоронить умершую женщину в гой могиле, которую вырыли случайно возле гроба святителя: "Ей не подобает лежать возле меня", так говорил святитель, явившись отцу Григорию. Григорий свято исполнил завещание святителя и предоставил кладбище, чтобы открыть мощи святителя. Но святой Кирилл вторично явился отцу Григорию и запретил это делать.

В 30-х годах ранней зимой в промерзлую погоду копали могилу для покойника. Очень тяжело земля выбиралась и, достигши нужной глубины, расчистили дно могилы. Когда всё было готово, то копатели обнаружили глухой звук; ударивши сильно 2-3 раза, обнаружили крепкую поверхность - крышку и, считая, что нашли клад, ударили сильней по поверхности. Крышка каменная была отодвинута, и копатель ударил с силой по деревянной поверхности заступом, пробил её и повредил нечто внутри. Оказалось, что повреждён был край кожаного сапога похороненного человека, находящегося внутри. Он лежал с посохом, в золотой шапке и священных одеждах. Двое копателей чтобы не замёрзнуть "согрелись" и пошли домой, оставив до утра решение вопроса о находке, похоронах утром и кто же был этот, кого они нашли. Ночью одному из копателей явился святитель с посохом и спросил: - Что ты беспокоишь меня? - А кто ты? – ответил спросонья приходя в себя селянин. - Разве ты не узнаёшь это!? - вопросил явившийся, указывая на своей ноге рассечённый заступом сапог красного цвета, - Я Кирилла Туровский, хранитель места сего, что ты беспокоишь меня?!

Услыхав грозное вопрошение с мира иного и получив ответ о захороненном человеке, найденном при раскопках и грозном ответе, который должны были дать копатели перед явившимся, они в спешке бегут в каталажку. Здесь, в Турове, в каталажке ГПУ находился протоиерей Петр Король, арестованный 17 января 1930 года, который старался с помощью народа защитить Туровскую церковь от поругания. - Мы нашли мощи святителя Кирилла Туровского! Что нам делать с ними? - спросили они у своего Туровского пастыря. - Спрячьте их, чтобы никто не нашёл. Неизвестно что с нами завтра будет, а вы открыли ещё святые мощи для поругания, -таков был ответ пастыря вопрошающим. "Они ушли и больше не видели их". В эту же ночь был голос свыше для пастыря-арестанта: "Лучше бы тебе не родиться, что ты так поступил с мощами!" Священник из заключения посылает за копателями и как гласит предание: "Они искали их и не нашли их!" Кто искал и кого? Конечно, люди из ГПУ искали гробокопателей, которые пошли выполнять наказ своего священника и перезахоронили святые Мощи.

На следующий день пришли люди к открытому месту, где почивал святыми останками святитель Кирилл и служили молебен к Божьему угоднику Туровской земли на краю вырытой могилы. Это был священник из ближнего посёлка и его верные люди. И в этот же день "расстреляли их", конечно, люди из ГПУ, искавшие святые мощи, так повествует местное предание!

Протоиерей Петр Король вскоре после этого был перевезён в Минск, и приговором от 12 марта 1930 года был расстрелян.
На дне вырытой могилы, где лежала найденная самая большая часть каменной плиты от каменного саркофага святителя, находились кости и черепа; один простреленный в висок двумя пулями навылет, другие тела - беспорядочно сброшенные на дно могилы, среди каменной крошки от стен раздробленной гробницы и все это было засыпано землёй.

В это время в 30-е годы на месте, где почивали мощи святителя Кирилла Туровского с южной стороны часовни было проведено уничтожение и самой часовни святого , которое место чтили люди Полесья.

В могилу, присыпанную землёй бросали всё, что горит, посыпали серой и селитрой, рубили оставшиеся стены от часовни. Всё это полыхало зловещим адским огнём. От температуры горящей огненной массы плавился песок, превращаясь в запекшееся стекло, и этой коркой закрыто всё пространство сожженной часовни. Такое действие, свершенное на Борисоглебском кладбище древнего Турова, где была уничтожена часовня святителя Кирилла - щедро все посыпано известью, чтобы скрыть следы беззакония.

Среди местного предания есть повествование о том, что мощи святителя Кирилла ещё открывались в 50-х годах прошлого века, но и это время не очень было благоприятно для прославления святыни, ведь продолжали ещё закрываться храмы.

Среди изысканий, проводимых на святом месте, изумляет то, что не было найдено ни одного крестика на усопших. Говорит это о том, что хоронили здесь уже более активистов и безбожников, и святой погост продолжал попираться богоборческим духом. Из-за наступающих холодов, изыскания пришлось на Борисоглебском кладбище прекратить.

Есть ещё повод для поиска. В предполагаемом месте часовни святителя Кирилла, один, погребённый мужчина на месте проводимых изысканий, часто являлся во сне своей жене, ещё живой, и говорил: - "это не моё место", - "я здесь не должен лежать,.., перенеси меня отсюда..." и тому подобное.

Вот немногое и более краткое повествование в деле поиска святых мощей Кирилла Туровского.

Надо отметить, что пока на Туровщине люди не начнут каяться в грехах своих, очищать совесть для единения с Богом, пока не осознаем, что без этой святыни нам не прожить, а для жизни святой нужно подготовить храм, потом воздвигнутый и слезами омытый. Святыню принять с благоговейною тишиною в душе и по жизни, чтобы не затмить полученную нами благодать шумом, заботой и попечениями века сего в надменном возношении над ближними. Когда будем искать святыню, то должно пребывать в молитве на земле Туровской во "Православии, благочестии и единомыслии" (из тропаря Святителю Кириллу Туровскому, гл. 4) .

И. Яковлев
Святитель Кирилл Туровский

Одним из самых ярких представителей древнерусской литературы домонгольского периода является святитель Кирилл, епископ Туровский , живший в XII веке. Автор его жития называет его «другим златословесным учителем, в России паче всех возсиявшим, который святым и пресветлым учением своим просветил концы российския» . Сохранилось большое число рукописей XIII-XVII веков, содержащих его произведения , что говорит о широком признании его творчества на протяжении последующих веков. Слова святителя Кирилла, уже вскоре после его преставления попадают в сборники проповедей «Торжественник» и «Златоуст», включающих в себя поучения самых почитаемых отцов Церкви, и читаются с амвона в соответствующие дни церковного календаря. Не было забыто и молитвенное творчество святителя.

Во время своего визита в Республику Белоруссию в июне 2001 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий посетил Туров и возложил к памятнику святителю Кириллу венок, почтив память выдающегося иерарха Русской Православной Церкви, внесшего большой вклад в становление славянской церковной литературы .

Впоследствии и христианские писатели использовали типологический метод, объясняя ветхозаветные события как прообразы новозаветных (например, агнец – образ Христа, мука, приносимая в жертву, – образ Евхаристии и др.). В частности, этот метод применяли святители Иоанн Златоуст и Кирилл Александрийский .

В православной гимнографии типологический метод также нашел отражение: например, в тропаре Лазаревой субботы говорится: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже".

Но после пророка Самуила и царя Давида, как видно из книг Библии , урим и туммим уже не использовали для познания воли Божией, а в послепленный период прямо говорится, что не было священника с уримом и туммимом ().

Сейчас уже трудно выяснить причины этого несоответствия с данными Библии . Возможно, это стало следствием того, что святитель воспользовался неизвестным нам преданием. По свидетельству святителя Кирилла, ветхозаветный ефод в иноческой одежде символизирует малая мантия, которую монах носит за спиной, «чтобы он не на персях и не на лице, но за спиною держал ветхий закон» .

Святитель далее продолжает объяснение: «Кидар же знаменует то событие, когда Христа вели на распятие и возложили на него терновый венец, почему и у монахов на голове остается небольшая прядь волос. Четырехсоставная же риза Аарона означает бывшую на Христе одежду, которую по распятии воины разделили, и она покрыла четыре части мира» .

Близкая мысль об одежде Христовой как образе единства Церкви имеется в писаниях святителя Киприана Карфагенского , однако там как символ единства рассматривается цельнотканый хитон Христов. Святитель Кирилл монашескую мантию сравнивает с облаком, покрывавшим израильтян во время их путешествия в пустыне, а монахов с новым Израилем. «Подир означает то, что Христос взял на Себя грехи всего мира и пригвоздил их к Кресту; это монашеский куколь, который в отношении к ветхому закону знаменует преступный Адамов грех, а по отношению к новому – образ Христова смирения» . Подобно тому, как Адам вкусил запретного плода, Христос вкушает желчь с уксусом, так же и монах должен соблюдать повседневный пост и иметь во всем воздержание. Как Христос был заклан, подобно агнцу, так и монах должен уничтожить свою волю и омывать грехи слезами. «Омет же – это Адам, которого Христос взял на Свои рамена и из ада возвел на Небеса. Смотри, как Он тебя, попавшего к разбойникам, взимает на Себя – тебя, которого не могли исцелить закон и пророки. По сему образу епископы носят омофор на плечах и полагают душу свою на людей, чрез учение извлекая их из ада греховного» .

Толкование значения одежд ветхозаветных священников имеется у преподобного Ефрема Сирина : «Ефод золотой изображает Эммануила. Два нарамника у ефода изображают или народ и язычников, или Апостолов и пророков, или Горние и дольние силы. Два камня смарагдовые, на которых написаны имена сынов израилевых и которые возложены на ефод, означают два завета. Хитон... означает ризу правды. Пояс... означает препоясание правды и опоясание истины, которыми удерживается душа от помыслов земных... Шнур означает любовь... Венец, знамение победы, означает победу Христову; и сказано о нем: сотвори от злата чиста , потому что Христова победа совершенна и решительна» .

Между двумя толкованиями, преследующими несколько отличные друг от друга цели, почти нет точек соприкосновения; можно только отметить близость толкований нарамников ефода – пророчества у святителя Кирилла и Апостолы и пророки у преподобного Ефрема.

Толкование преподобного Ефрема отличается краткостью слога и объяснения. Толкование же святителя Кирилла предназначено прежде всего для монахов, оно более усложнено по стилю речи и изъяснению смысла библейского фрагмента: история грехопадения, одежды ветхозаветных священников, события, связанные со страстями Христовыми, монашеские одежды – все связано вместе.

У святителя Иоанна Златоуста также имеется толкование одежд ветхозаветного первосвященника, которое не совпадает ни с толкованием святителя Кирилла, ни с толкованием преподобного Ефрема. Иоанн Златоуст пишет, что головной убор священника (кидар) символизирует его власть над народом и подчинение его Богу, два камня на нарамниках говорят о том, что священник на плечах носит образ добродетели; цветы, гранатовые яблоки и золотые позвонки и яблоки на краях одежды священника символизируют подвиги добродетели (милостыня, справедливость, человеколюбие) .

Святитель Григорий Нисский в работе «О жизни Моисея законодателя» дал свое толкование священнических одежд. В его произведении показывается значение добродетели и толкование одежд подчинено общему замыслу послания. Святитель Григорий пишет, что одежда первосвященника означает украшение души, сотканное из добрых дел, золотые колокольчики и гранатовые яблоки символизируют сияние добрых дел, имена патриархов, выгравированные на застежках ефода, означают примеры их добродетели, разноцветные нити ефода являются образами различных добродетелей, золотые щитки, спускающиеся с плеч, означают имеющееся у нас оружие для борьбы с противником . Данное толкование близко к рассмотренному выше объяснению святителя Иоанна Златоуста , но не имеет общих черт с толкованием святителя Кирилла. Можно отметить, что характер толкований зависит от их адресата. Святитель Кирилл объясняет одежды ветхозаветных священников применительно к монашеской жизни, а святители Иоанн Златоуст и Григорий Нисский подчеркивают значение добродетели для своей паствы – мирян.

При объяснении других мест из Священного Писания святитель Кирилл чаще всего пользовался толкованиями, близкими к имеющимся у блаженного Феофилакта Болгарского (в толкованиях на Новый Завет) и Евфимия Зигабена (в толкованиях на Псалтирь), живших относительно незадолго до него, а также у святителя Иоанна Златоуста. Многие толкования святителя Кирилла очень близки к объяснениям вышеуказанных авторов, что, возможно, является следствием того, что святитель Кирилл мог пользоваться их сочинениями. Например, древнейший славянский список толкований блаженного Феофилакта датируется XIII веком, то есть очень близко ко времени святителя Кирилла.

Несмотря на имеющееся сходство толкований святителя Кирилла и упоминавшихся авторов, нельзя сказать, что Туровский святитель просто заимствовал у них (если это было так) объяснения Священного Писания . Имевшиеся толкования святитель Кирилл использовал творчески, применяя их сообразно стоявшим перед ним задачам. Из толкований он выбирал относящиеся ко Христу или к Церкви. В его произведениях встречается много выдержек из мессианских мест Ветхого Завета и толкований на них. Среди его объяснений есть такие, сходных с которыми в святоотеческой литературе не обнаружено. «Высшим достижением символически-иносказательной экзегезы» назвал «Слова» святителя Кирилла Г. Подскальский .

Святитель Кирилл относился к Священному Писанию с большим благоговением, как сам он говорил в «Притче о человеческой душе и о теле»: «Если властители мира сего и люди, занимающиеся житейскими делами, прилежно требуют книжного научения; тем более приличествует учиться сему и нам и всем сердцем исследовать слово Божие, написанное для спасения наших душ. Но утруждающий свой мутный ум и имеющий худой разум, не могущий по порядку изложить течение мыслей подвергается насмешкам, подобно слепому стрельцу, не могущему попасть в намеченную цель. Поэтому не будем говорить от себя своим ненаученным языком, а взимая от Божественных Писаний, со многою боязнью станем беседовать евангельскими словами» .

В некоторых современных работах, в частности у А. Ф. Замалеева, упоминается, что святитель Кирилл Туровский имел еретические взгляды на природу Христа. Например, в книге А. Ф. Замалеева «Философская мысль средневековой Руси» читаем: «Кирилл не был чисто ортодоксальным теологом, ибо объявлял мнимым само боговоплощение. «Хотя и называется (нарицается) Христос человеком, но не образом, но по притче: ни единого подобия не имеет человек Божия. Ведь писание и Ангелов называет человеком, однако лишь словом, а не подобием. Некоторые соблазняются, слыша Моисея, говорящего: «Сотворим человека по образу нашему и подобию», (и прилагают бесплотному тело, не имея стройного разума, и это есть ересь – рассуждать о человекообразности Бога, который никак не описуем и не имеет меры качеству» .

Иными словами, святитель Кирилл обвиняется в докетизме, в учении, утверждающем, что Христос приходил на землю лишь в видимом подобии плоти, а не в истинном человеческом теле. Обвинение достаточно серьезное, однако, если рассмотреть вопрос более внимательно, то окажется, что для такого утверждения нет оснований. В публикации «Притчи о душе и теле», осуществленной И. П. Ереминым в № 12 «Трудов отдела древнерусской литературы» (Институт древнерусской литературы АН СССР) приведено несколько вариантов рукописей данного произведения.

В одной из рукописей (Чудовский сборник XIV века. № 20) действительно текст соответствует приведенному А. Ф. Замалеевым (там стоит слово «нарицается»), однако в других рукописях (Сводный патерик конца XIV века, из ризницы Соловецкого монастыря. БА, № 485 (452); сборник Титова XVI века. № 2074; рукопись графа Толстого XVI века. № 12) вместо «нарицается» написано «нарицает Его», то есть здесь Христос говорит о Боге Отце (как явствует и из предшествующих приведенному отрывку слов), а не говорится о Самом Христе. Такой же перевод дан и епископом Евгением .

Таким образом, святитель Кирилл ни в чем не погрешает против церковного учения, и обвинения святителя в докетизме не имеют под собой никакого основания.

А. Ф. Замалеев выбрал один из нескольких списков, притом ошибочный (скорее всего, ошибся переписчик), и воспользовался им для обоснования своего утверждения, что святитель Кирилл Туровский придерживался еретических взглядов. О других же списках, в которых содержится правильный текст, А. Ф. Замалеев умалчивает.

Надо отметить, что это ошибочное утверждение, не будучи проверенным, перешло и в другие публикации, например .

Список использованной литературы

1 . Творения иже во святых отца нашего Василия Великого : Творения в 4-х т. Репр. Т. 1. М., 1991.

2 . Святитель Григорий Нисский . О жизни Моисея законодателя / Пер. с древнегреч. А. С. Десницкого. М., 1999.

3 . Святой Ефрем Сирин . Творения. Т. 6. Репр. М., 1995.

4 . Полное собрание творений святителя Иоанна Златоуста в 12 т. Т. 4. М., 1994.

5 . Там же. Т. 8. М., 2002.

6 . Творения святаго отца нашего Кирилла, епископа Туровского . Издание Преосвященного Евгения, епископа Минского и Туровского. Типография Киево-Печерской лавры. Киев, 1880.

7 . Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского, в 2 т. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996.

8 . Толковая Библия / Под общ. ред. проф. А. П. Лопухина . В 12 т. Т. 9. Репр. Стокгольм, 1987.

9 . Триодь постная. М., 2000.

10 . Болбас В. С. Нравственно-просветительские идеи Кирилла Туровского // Педагогика, 1999. № 4. С. 91–95.

11 . Глухов А. Г. Русский Златоуст (Кирилл Туровский) // Библиография. 1997. № 3. С. 92– 98.

12 . Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского // Труды отдела древнерусской литературы (Ин-т древнерусской литературы АН СССР). 1955. № 11. С. 342.

13 . Замалеев А. Ф. Философская мысль в средневековой Руси / Под ред. М. Г. Макарова. Л., 1987.

14 . Златоструй. Древняя Русь Х-ХII вв. М., 1990.

15 . Лабынцац Ю. А. Напой росою благодати. Минск, 1992.

16 . Левшун Л. В. История восточно-славянского книжного слова XI-XVII вв. Минск, 2001.

17 . Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Кн. 2. М., 1995.

18 . Миллер Т . Византийская экзегеза // Патристика. Нижний Новгород, 2001.

19 . Памятники российской словесности, изданные К. Калайдовичем. М., 1821.

20 . Пиккио Р. История древнерусской литературы « Пер. с итал. И. В. Деркачевой и др. М., 2002.

21 . Подскальский Г. и богословская литература в Киевской Руси. СПб., 1996.

22 . Полищук Е. С. Визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в республику Беларусь // Журнал Московской Патриархии. 2001. № 8. С. 22–52.

23 . Рогачевская Е. Б. Цикл молитв Кирилла Туровского . Языки русской культуры. М., 1999.

24 . Сидоров А. Н. Святитель Кирилл Александрийский // Творения святителя Кирилла? епископа Александрийского. Кн. 1. М., 2000.

25 . Слово в Великую Субботу, принадлежащее святому Кириллу Туровскому . СПб., 1893.

26 . Сухомлинов М. О сочинениях Кирилла Туровского // Рукописи графа А. С. Уварова. СПб., 1858.

27 . Vaillant A. Cyrille de Turov et Gregoire de Nazianze // Revue des etudes slaves. 1950. T. 26. P. 34–50.

28 . Словарь книжников и книжности Древней Руси XI – перв. пол. XIV века. Вып. 1. Ленинград, 1987.

Кирилл, епископ Туровский

Епископ Туровский, святой, знаменитый писатель и проповедник XII века. Несмотря на широкую известность и уважение, какими пользовались его творения в древней Руси и славянских землях, обстоятельства жизни и литературной деятельности его остаются для нашего времени довольно загадочными.

Биографические сведения о нем исчерпываются кратким житийным сказанием, внесенным в некоторые списки (XV - ХVII вв.) пролога и принадлежащим, как догадываются, перу современника татарского ига (в конце "сказания" автор его молится об избавлении "от належащих бед и томления поганского", "от безбожных Агарян, присно мучащих ны"). Сын богатых родителей, Кирилл, по словам этого сказания, родился и получил воспитание в Турове (ныне - урочище Проков или Ковен, минской губернии, мозырского повета). В молодые года он усиленно занимался изучением "божественных писаний" и прекрасно ознакомился с тогдашнею письменностью, славянскою и переводно-византийскою. С такою подготовкою он принял монашество и, будучи еще простым иноком, заявил себя поучениями к братии, которую призывал к послушанию игумену. Несколько позже он принял на себя один из самых суровых видов подвижничества ("после блаженый, на болшая подвигь желая, во столп вшед затворися, и ту пребысть неколико время, с постом и молитвою паче себе тружаяся, и многа божественная изволи" или по другой редакции проложного "сказания" - "многа божественная писания изложив"), и затем, когда слава о нем разнеслась далеко, был возведен киевским митрополитом, на епископскую кафедру Турова, близ Киева. Из трудов св. Кирилла, относящихся к периоду епископской его деятельности, сказание упоминает об обличении так называемой ереси "Феодора епископа", который, как известно из летописей, около 1169 года (Лавр., или в 1172, Ипатск.) сделал попытку порвать зависимость своей епархии от киевской митрополии. - О кончине св. Кирилла "сказание" неопределенно замечает, что "тако доброчестиве, благородне пожив, добре порученое ему стало оупас, преставися вечный живот и безконечный".

Кратким перечнем сочинений туровского епископа (о которых скажем ниже) ими приведенными немногочисленными биографическими сведениями "сказания" и ограничивается вся сумма более или менее достоверных известий о св. Кирилле. Попытки установить точнее факты и хронологию его жизни приводят уже не к положительным разъяснениям, а к ряду взаимно противоречащих иди же только правдоподобных догадок. На основании проложного "сказания" следует признать, что время жизни св. Кирилла туровского совпадало со срединою XII века, ибо в 1169 году (Лавр. лет.) был казнен "Феодор ростовский", "ересь" которого обличал св. Кирилл, будучи уже в сане епископа. Так как, по каноническим правилам, посвящение в этот сан допускается только для лиц, достигших тридцатилетнего возраста, то можно согласиться и с тем, что св. Кирилл родился не позже 1139 года. Но к каким именно годам относятся его рождение, деятельность в монастыре, аскетические подвиги и епископское служение, все это принадлежит к числу исторических загадок. Лаврентьевская летопись под 1146 годом упоминает о туровском епископе Иоакиме, удаленном в этом году со своей кафедры. Из этого показания можно извлечь лишь то заключение, что в 1146 году св. Кирилл еще не был епископом. Но чрез сколько времени состоялась его хиротония, остается неизвестным. Очевидно только, что посвящение св. Кирилла во епископа относится ко времени не ранее 1146-1147 и не позже 1169 гг.

Насколько продолжительным было епископское служение его остается также неизвестным. Под 1182 годом в Ипатской летописи упоминается в числе участников поставления Василия на печерское игуменство туровский епископ Лаврентий. Отсюда следовало бы сделать вывод, что служение св. Кирилла в епископском сане завершилось к 1182 году. Но такой вывод затрудняется тем, что к числу сочинений Кирилла присоединяют (по надписаниям) "Повесть к Василию Игумену Печерьскому", иначе называемую "словом о мирьском сану и мнишьском чину и о уме и о души и о покаании". Если это сочинение действительно было адресовано им, как стоит в надписании, Василию игумену печерскому, и если бы считать принадлежащим Кириллу одно послание писанное к сему игумену (т. е. послание, изданное в Приб. к Твор. Св. Отцов, X, 341, под заглавием: "Послание некоего старца к богоблаженному Василию, архимандриту о скиме"), то нужно думать, что перед 1182 г. он удалился или был удален с кафедры и что, жив после сего на покое или в отставке лет около десяти - пятнадцати (ибо послание к Василию "о скиме" написано после того, как этот игумен построил вокруг Печерского монастыря каменные стены и помышлял облечься в великую скиму), он скончался в последнем десятилетии XII века. Проф. Е. Голубинский сомневается однако в принадлежности обоих сочинений св. Кириллу, и следовательно в тех заключениях о времени кончины его, которые на них построяются. Напротив того, другие исследователи склоняются к предположению, что св. Кирилл, оставив епископство, скончался после 1182 года или около 1183. Следует однако заметить, что основания для такого мнения слишком шатки. "Послание некоего старца" не носит в рукописи имени автора. "Повесть" же "о белоризце человеце" (если не предполагать ее интерполировки) могла быть назначена св. Кириллом для Василия, в таком случае, если последний во время написания этой повести, не был еще не только игуменом, но и иноком печерского монастыря, ибо автор повести говорит о нем, как о монастыре неизвестном или по крайней мере мало известном для Василия. - Кроме неясности хронологических вопросов, относящихся к жизни св. Кирилла, трудно установить точно и место подвигов святого. Неизвестно, в каком именно монастыре получил пострижение и жил св. Кирилл. В древности существовал в Турове монастырь "Бориса и Глеба", находившийся недалеко от реки. Так как местное предание говорит о существовании близ местечка Турова (у кладбища) церкви и монастыря во имя св. мучеников, то обыкновенно полагают, что этот монастырь и был местопребыванием Туровских епископов, а в числе их и св. Кирилла, и что здесь находятся его мощи.

Насколько неясны исторические известия о св. Кирилле, настолько же затруднительными являются вопросы, связанные с его литературною деятельностью, а из них прежде всего - вопрос о подлинности приписываемых св. Кириллу творений. Драгоценный, но весьма краткий, перечень их сохранило до нас проложное "сказание" о св. Кирилле. "Андрею же Боголюбскому князю, говорит оно, много послания написа (т. е., св. Кирилл) от еуангельских и пророчьских писаний, яже соуть чтоми на праздники господьския, ина многа душеполезна словеса, яже к Богу молитвы, и похвалы многим; ина множайшая написав церкви предасть; канун великий о покоянии створи к Господоу по главам азбуки. Се же и доныне творят вернии рустии людие". Отсюда видно, что св. Кирилл еще во время составления сказания о нем признавался автором литературных памятников разнородного типа и содержания, но сколько в точности отдельных групп сочинений желало приписать "сказание" туровскому епископу - вопрос этот опять разрешается неодинаково. Непонятно, отождествляет ли оно послания ко князю Боголюбскому с теми сочинениями, о которых замечает, что они "суть чтоми на праздники господьския"? В списке пролога 1642 года, "послания" ко князю Андрею Боголюбскому отделены от слов "на праздники господския", как две совершенно независимые группы сочинений св. Кирилла. Такое разграничение, было принято в новейшее время рядом исследователей: митропол. Макарием, Е. Голубинским, Малышевским и другими. Напротив, другие (К. Ф. Калайдович, Филарет черниговский, СПб. 1884 изд. III) догадывались, что слова свои на Господьские праздники св. Кирилл препровождал князю Андрею Боголюбскому в виде посланий. Это мнение и следует признать за более справедливою, так как: 1) заглавия нескольких слов св. Кирилла носят надпись - "от евангельских и пророческих указаний", т. е. называются точно так же, как называет послания к князю составитель "сказания" о св. Кирилле; 2) в древнейшем и более исправном тексте проложного "сказания" (который не был еще известен К. Ф. Калайдовичу) сообщается, что "послания" к Боголюбскому прочитывались (т. е. во время составителя "сказания") на господские праздники; 3) ни одного послания св. Кирилла ко князю Андрею Боголюбскому, несмотря на то что их было много (по словам "сказания") и несмотря на уважение древности к трудам св. Кирилла - до нас не сохранилось. Кроме слов - посланий, древнейший список "сказания" приписывает св. Кириллу: "ина многа душеполезна словеса", "яже к Богу молитвы", "похвалы многим", "ина множайшая", " канун великий о покаянии к Господу по главам азбуки". То же "сказание" по списку 1642 года знает только: "ина многа душеполезная в них словеса" и "ина множайшая", но в то же время упоминает об обличении ереси Феодора ростовского посредством божественных писаний. Это подало повод утверждать, что к числу сочинений св. Кирилла принадлежало и недошедшее до нас письменное опровержение этой "ереси". Но более древняя версия "сказания" говорит об этом обличении менее определенно. Таким образом автору проложного "сказания" были известны следующие группы сочинений св. Кирилла: а) слова на Господьские праздники, посылавшиеся им ко князю Андрею Боголюбскому, б) иные многие душеполезные слова, в) молитвы к Богу, г) похвалы многим, д) иные множайшие сочинения и е) покаянный канон, написанный по главам азбуки.

Из этих сочинений св. Кирилла к настоящему времени некоторые совершенно утратились. Тем не менее в современной научной литературе св. Кириллу разными исследователями усвояется до 70 произведений, состоящих а) из церковных посланий к Андрею Боголюбскому (поучений), б) из нравоучительных статей к монахам и в) из молитв, хотя подлинность всех этих произведений имеет за себя доказательства не одинаковой силы. Из числа учительных произведений (церковных поучений) следует признать за сочинения св. Кирилла Туровского следующие слова: 1) "в неделю Цветоносную, от сказаниа Евангелска", 2) "на святую Пасху в светоносный день Вскресения Христова, от Пророчьскых сказаний", 3) "в новую неделю по Пасце, о поновлении Вскресениа и о артусе и о Фомине испытании ребр Господень", 4) "о снятии тела Христова с креста и о Мироносицах, от сказания Евангелскааго, и похвала Иосифу; в неделю 3-юю по Пасце". По рукописям XVI века известна и переработка этого слова. 5) "О раслабленем, от Бытия и от сказания Евангелскаго; в неделю 4-ю по Пасце". 6) "О слепьци и о зависти Жидов, от сказания Еуангельскаго; в неделю 6-ю по Пасце"; 7) "на Взнесение Господне"; 8) "на Сбор Святых отец 300 и 18, от Святых книг указание о Христе Сыне Божии, и похвала Отцем Святаго Никейского събора; в неделю преже Пянтикостия". 9) "Притчу о человечьстей души и о телеси, и о преступлении Божиих заповедей, и о вскресении телес человечь, и о будущем суде и о муце".

Подлинность первых восьми слов может быть признана вне сомнений. Что касается до девятого слова или притчи о слепце и хромце, то оно также должно быть признано за сочинение св. Кирилла, хотя относительно нее высказывались и сомнения, возникавшие вследствие того, что в рукописях кроме более пространной редакций ее, встречается краткая проложная. Сличение и анализ обеих редакций приводят к выводу, что краткая или проложная (переведенная с греческого) послужила лишь источником для более пространной, которая и должна быть рассматриваема как труд св. Кирилла, ибо эта более обширная редакция в рукописях часто надписывается именем его и по содержанию представляет собою литературную переработку проложной притчи, составляя подробный ее комментарий, имеет аналогии по слогу, приемам толкования и фигуральности изложения с восемью подлинными словами св. Кирилла.

К числу поучений, подлинность которых является по меньшей мере недоказанною, относится прежде всего: 1) Поучение в неделю 5-ю по пасхе. Оно находится уже в сборнике XIII века, содержащем другие подлинные слова Кирилла туровского и приписывается ему на том основании, что в рукописях восполняет собою пропуск в серии праздничных и воскресных слов св. Кирилла, начинающихся с недели Ваий и кончающихся словом на собор 318 отцов. Но несходство его по тону, языку, составу и безыскусственному изложению с остальною группою слов св. Кирилла не позволяет признать рассматриваемый памятник за несомненное произведение св. Кирилла. Кроме того, в древнейшем списке слов св. Кирилла в надписании поучения на неделю 5-ю нет имени автора. Это показывает, что составитель сборника уже в XIII в. не признавал это поучение за произведение св. Кирилла. В других рукописях также не встречается оно с именем Туровского епископа, а или остается анонимным или усвоивается св. Василию Великому, св. Иоанну Златоустому и т. п. 2) В числе принадлежащих св. Кириллу творений К. Ф. Калайдовичем было издано поученье на пянтикостию, но принадлежность его св. Кириллу сомнительна. 3) "Того жь Кюрила наказанье", находящееся в сборнике ХІV века библиотеки бывшей Царского вслед за словами св. Кирилла туровского, приписывается последнему преосв. Филаретом черниговским и митр. Макарием, но без достаточно твердых оснований: а) в дошедших до нашего времени подлинных творениях св. Кирилла незаметно механического сцепления отрывков, заимствованных из древней письменности; "Наказанье" же состоит из двух совершенно отдельных частей. б) Оба отдела "наказанья" представляют собою сочетание двух выдержек из двух бесед св. Иоанна Златоустого, входивших в состав "Маргаритов" и подвергнутых не очень значительной переработке, на которой можно усматривать и влияние поучения, встречающегося в "Измарагдах", под заглавием: "Слово Павла апостола, истолковано Иоанном Златоустом и Василием Кесарийским". Все это говорит скорее о более позднем происхождении "наказанья" - в период составления подобных слов для потребностей Измарагдов и Златоустников. Самое "наказание" с литературной стороны совершенно несходно с подлинными словами св. Кирилла, а в некоторых Златоустах (правда, поздних - XVII века, напр., Моск. Синод, библ. № 231 л. 118) вторая часть "наказанья" является еще обособленною от первой - в виде отдельного слова, надписанного именем св. Иоанна Златоустого. 4) "Слово о премудрости притча", или "Слово святых отець о наказаньи", или "в неделю 33-ю поучение некоего человека верна к духовному брату" ни в одном из известных ныне списков не носит в заглавии имени св. Кирилла и к его сочинениям было причислено К. Ф. Калайдовичем по недоразумению. 5) Слово "о исходе души и о восходе на небо", в большинстве списков приписывается или Кириллу, или Кириллу-Философу (повод к каковому надписанию могли подать начальные слова памятника), но не Кириллу туровскому, который не был известен в древней письменности с прозвищем "Философа". По недоразумению слово это в числе творений туровского епископа было издано К. Ф. Калайдовичем, хотя это ничуть не прибавило оснований в пользу происхождения слова от проповедника XII века. Со стороны содержания оно представляет собою повесть о мытарствах, переработанную из "Видения Феодоры", известного по житию Василия Нового и в приемах изложения отличается значительно от подлинных сочинений св. Кирилла. Следует однако заметить, что правильная генеалогия текстов рассматриваемаго слова не может быть исчерпана пересмотром одного печатного материала, почему не только вопрос об авторе слова "о мытарствах", но и о времени его происхождения следует считать открытым. 6) "Слово святого Кирилла о небесных силах, чего ради создан бысть человек на земли", составляло, вероятно, вместе с ним две части одного более обширного сочинения, так как соединено со словом "о мытарствах" в слове на собор Архистратига Михаила. Отождествлять автора слова "о небесных силах" со св. Кириллом туровским по меньшей мере рискованно. 7) "Слово святого отца Кирила о первозданнем" встречающееся в рукописях в виде отдельного сочинения, есть простое сокращение (отрывок) из слова "о мытарствах", сделанное, вероятно, каким-либо переписчиком. Поэтому усвоять это слово св. Кирилу туровскому так же затруднительно, как и все слово "о мытарствах", 8-11) Кроме перечисленных слов св. Кириллу туровскому исследователями усвояются многие другие, встречающиеся в древней письменности поучения с именем Кирилла (святого, или епископа), хотя и без точного обозначения какого именно, туровского ли, ростовского ли, митрополита ли, белозерского, или какого-либо иного, но усвояются туровскому проповеднику - вполне произвольно, большею частью без достаточных или каких-либо доказательств. Сюда принадлежат напр. слова: "Слово о страсе Божии", "Слово о том яко незабывати оучителей своих", "Слово в первую неделю поста на сбор". 12-13) Наконец, митрополитом Макарием было высказано предположение, что св. Кириллу туровскому можно приписать сочинение, известное в рукописях под заглавием: "Кирилла монаха Похвала святых и преп. отец наших Евфимия великого и Саввы освященного". Но оно принадлежит перу греческого автора Кирилла скифопольского. - По мнению архимандрита Леонида Кириллу туровскому принадлежит "в неделю мясопустную Кирилла мниха сказание евангелия от Матфея". В действительности же слово это есть 47-я беседа Константина, епископа болгарского.

Таким образом из длинного ряда приписываемых св. Кириллу поучений можно признать за действительно принадлежащие ему только 8 слов на праздничные и воскресные дни и "притчу о человечьстей души". Что же касается до нравоучительных сочинений, обращенных к инокам, то Кирилл туровский несомненно был автором: 1) "сказания о черноризьчьстем чину, от ветхаго закона и новаго, оного образ носяща, а сего делы свершающа", так как с именем "Кирилла епископа туровского" "сказание" это помещено уже в авторитетном списке его творений (XIII века). Другие сочинения к инокам, обыкновенно приписываемые ему, могут быть сближаемы с подлинными его творениями менее тесно и менее безусловно. Такова прежде всего 2) "повесть к Василью Игумену Печерьскому. Притча о белоризце человеце, и о мнишьстве, и о души, и о покаянии". Во-первых, как было уже замечено, при поставлении Василия на печерское игуменство в 1182 г. присутствовал туровский епископ Лаврентий, и если бы усвоять "повесть к Василью игумену печерскому" перу св. Кирилла, то пришлось бы признать, что после 1182 года он был еще жив, но не имел епархии. Но если бы принять это предположение и утверждать, что "повесть" написана после 1182 года, когда Василий был возведен на игуменство, то, во-вторых, малопонятными оказались бы слова повести о Печерской Лавре. Если бы Василий, к которому адресовано послание, был в то время игуменом печерским, то подробности о местонахождении находившейся под его управлением Лавры (в Киеве), ее основателе и славе были бы излишни в "послании". Следует, впрочем, заметить, что содержание "повести" с ее приточною основою, фразеология и отдельные выражения не находятся в противоречии с литературными свойствами подлинных трудов св. Кирилла. Если известные ныне списки "повести" ведут начало от копии ее, сделанной в славянских землях, где повесть была уже известна в XIII веке, то слова о Киево-печерском монастыре можно объяснить вставкой, приспособленной для нерусских славян, обращения автора повести - не к одному лицу, а многим, назначением послания не для игумена лично, а для его братии или приспособлением к чтению послания пред братиею, сделанным позднейшими переписчиками. 3) "Послание некоего старца к богоблаженному Василию архимандриту, о скиме" по мнению издателя А. В. Горского, нашедшего это послание в Сборнике Московской Синодальной библиотеки № 935, ХVІ века, "можно с вероятностью приписать" тому же епископу туровскому, св. Кириллу, который писал к архимандриту Василию притчу "о белоризце". Подтверждение этой догадки А. В. Горский усматривал в сходстве (оно довольно однако слабо) некоторых выражений этого "послания" с изречениями в притче "о белоризце" и в другой притче "о человечестей души". - Мнение А. В. Горского было признано правдоподобным позднейшими исследователями, за исключением проф. Е. Голубинского, который, не признавая туровского епископа автором повести "о белоризце", вместе с тем не решается признать св. Кирилла и автором "послания", хотя и относит памятник к XII веку. Едва ли, однако, может сказаться справедливым даже это последнее предположение. Если рассматривать литературные приемы "послания некоего старца", то оно, будучи писано языком плавным, текучим и простым, напоминает собою скорее памятники эпистолярной письменности XV века, чем произведения домонгольской литературы. Широковещательное обращение к игумену в начале "послания", близко к формулам письмовников и посланий конца XV и начала ХVІ веков. Подлинность "послания" должна быть признана сомнительной тем более, что имена печерских игуменов нам далеко не все известны 4) "Поучение о подвизе иноческого жития", находящееся в Чудовском пергаментном сборнике XIV века вслед за сказанием Кирилла туровского о черноризьческом чину, по внутреннему характеру ("господству воображения и чувства, по мыслям, выражениям и приемам ораторства", см. напр. заключение), как указывают издатели поучения, близко к подлинным произведениям св. Кирилла. Но никаких определенных данных для усвоения упомянутого сочинения туровскому проповеднику не существует. 5) Еще менее существует каких-либо оснований приписывать св. Кириллу - вместе с преосвящ. Филаретом черниговским четыре поучения к инокам, находящиеся в той же рукописи и изданных в "Материалах для истории русской церкви".

Итак из числа нравоучительных сочинений, обращенных к инокам, св. Кириллу принадлежит более или менее несомненно только "сказание о черноризьчестем чину". Остальные же творения той же группы не могут быть признаны за несомненные произведения Туровского епископа.

Значительно больше сохранилось с именем его молитвословий. Но вопрос о действительном авторе каждого из них разработан еще менее, чем вопрос о его поучениях и сочинениях об иночестве. "Молитвы" св. Кирилла, расположенные по порядку дней седмицы, по нескольку молитв на каждый день, встречаются во многих рукописях, но не в одинаковом числе. В "Православном Собеседнике" (за 1857 г.) и в издании преосв. Евгения всех молитв св. Кирилла туровского помещено 30. В рукописных сборниках ХVІ века они обыкновенно встречаются в числе 21, и такое же точно количество их вошло и в старопечатные издания их. В других сборниках молитвы св. Кирилла встречаются то в числе 10, то в числе 11 и т. п. В харатейном списке XIV в. молитв св. Кирилла (Е. В. Барсова) их содержится 13. Так как "молитвы" св. Кирилла распределялись по дням седьмицы, то возможно, что круг этих молитвословий дополнялся и другими авторами, почему некоторые из молитв и не носят имени Кирилла. - Кроме круга "повседневных" молитв, в рукописных сборниках усвояются св. Кириллу и другие, стоящие вне связи с этою группою их. Так прямо усвояются св. Кириллу туровскому: а) молитва ко всем Святым, в Сборн. Новг. Соф. бил. ХVI в., в четв., № 498 л. 181-178; б) три молитвы на исход души в Каноннике XVI века братьев Салтыковых. В том же Каноннике помещены две молитвы "инока Кирилла спати хотящим" и "молитва святого Кирилла о искоушении сонном", которые вероятно, составитель Канонника также желал усвоить Туровскому епископу. Наконец, к числу молитвословий, составленных преп. Кириллом туровским, относится "канон молебный", сохранившийся с именем автора ("Кирила грешного") в "Обиходе церковном разных молений" Новг. Соф. бил., XIII - ХІV в., и так называемое "Исповедание". Это последнее следует отличать от "поминания и исповедания" Кирилла, епископа Туровского, изданных М. И. Сухомлиновым и представляющих собою переработку молитвы св. Кирилла "в субботу по заутрени". Что же касается до "канона великого" ("о покаянии, к Господу, по главам азбуки"), о котором упоминает проложное "сказание", то он считается утраченным, так как дошедший до нас "канон молебный" писан не по главам азбуки. В харатейном списке молитв св. Кирилла, принадлежащем Е. В. Барсову, находятся правда "стихи" и "пение", названные "азбуковником", но что это за молитвы доселе не выяснено.

Как автор и проповедник Кирилл туровский был представителем искусственно-витиеватого красноречия, вызванного к жизни потребностью праздничных панегириков (вследствие богослужебно-уставных предписаний). Большинство его проповедей (8 из 9) относится к разряду торжественных праздничных слов (genus panegyricum), в которых не столько изъясняется, сколько образно и картинно излагается воспоминаемое в тот иди другой праздник событие. Этому картинному изложению обыкновенно бывает посвящено все содержание слова от начала его до конца. В приступе проповедник выражает какую-либо общую мысль, приспособленную к последующему изложению, затем в самом слове обыкновенно изъясняет предмет праздника, раскрывает обстоятельства воспоминаемаго события, его значение и следствия и указывает его переносный таинственный смысл. Наставлений или практических применений содержания слова к слушателям (паренезиса), как особой части его, Кирилл туровский не дает. Лишь несколько нравоучительных замечаний делает он изредка в заключении. Исключение составляет притча "о человечестей души и о телеси" (написанная, как и сказание "о черноризьчьстем чину"), в особой форме экзегетической беседы, где нраво-обличительный элемент сравнительно более заметен.

Уже этими особенностями своих слов Кирилл туровский сближается с представителями искусственного византийского красноречия (VI - XI веков), образцам которого в век Симеона Болгарского подражали и славянские проповедники Иоанн экзарх, епископ Климент и другие и который после принятия русскими христианства скоро был перенесен и в пределы южной Руси - наряду с безыскусственными поучениями, необходимыми для новопросвещенных в вере. В Византии этот искусственный род красноречия в проповедничестве получил применение еще в IV веке, а в период после-Златоустовский неумеренное пользование риторикою уже стало оттеснять в проповедях прежнюю назидательность и непосредственность. В погоне за широковещательными фразами, напыщенным изложением и изысканною отделкою конструктивной стороны у авторов проповедей VI и последующего столетий наблюдалась склонность избирать темы, предоставлявшие возможность показать ресурсы своего риторизма, которым часто едва прикрывалась пустота содержания. Переводные памятники этого и более раннего красноречия уже в XI столетии получили доступ на Русь, где распространялись не только в письменности, но и прочитывались за богослужением. Следы влияния этих образцов можно заметить у нас уже на знаменитом слове "о законе и благодати" и в трудах мниха Иакова. Это влияние не ослабло в южной Руси в XII веке, и произведения св. Кирилла были лишь дальнейшей стадией на пути подобного подражания. Но это подражание сказалось здесь не столько в содержании, сколько в литературной отделке слов. Справедливо поэтому внешнюю сторону их сравнивают с мозаичными картинами византийского стиля. Каждое из слов, будучи проникнуто одною мыслию, в то же время изобилует украшениями, которыми в древности - располагала византийская риторика. Сравнения, противоположения, вопросы, обращения, восклицания, олицетворения и другие метафоры вместе с драматизмом изложения и аллегориями чередуются здесь в изобилии и превращают каждое "слово" св. Кирилла в искусственно витиеватое произведение. Прототипы всех этих прикрас взяты у греческих авторов, из числа которых можно предполагать знакомство св. Кирилла с трудами св. Григория Богослова, Кирилла Александрийского, Прокла Константинопольского, Епифания Кипрского, Тита Вострийского, Симеона Логофета, Феофилакта Болгарского, псевдозлатоуста и других, к которым следовало бы причислить Иоанна экзарха, Климента болгарского, русского митрополита Илариона и творцов церковных песнопений. Но при всех этих заимствованиях творения св. Кирилла чужды компилятивности и до сих пор в них не удалось найти ни одного буквального заимствования из предшествующей письменности. Каждое украшение находится на своем месте, сцеплено логически с другими и подобно отдельным штрихам на картине помогает общему впечатлению художественного целого.

С этой своей художественной стороны произведения св. Кирилла довольно резко выделяются от однородных русских (за исключением "слова о законе и благодати") памятников не только до-монгольского, но и вообще до-Петровского времени. При единстве мысли в сочинениях русских книжников "соплетавших словеса" обыкновенно не бывало разнородных украшений, а при разнородности украшений (в похвальных словах) не была выдерживаема целостность произведения со стороны руководящей темы. Сочинения же Кирилла туровского (не только церковно-учительные, но и остальные) - вполне законченные - как по замыслу, так и по литературному исполнению - произведения, в которых не заметно разносоставности, и которые могли принадлежать только ораторски-образованному таланту. По силе и свойствам литературных дарований св. Кирилла туровского современные исследователи не стесняются сопоставлять его с автором "слова о законе и благодати" и творцом "слова о Полку Игореве". Сравнительно с митрополитом Иларионом у Кирилла туровского находят более живое и плодовитое воображение и более изящную витиеватость речи, но менее точности в языке, менее естественности, оживления и большую искусственность изложения.

Целостность литературной формы в произведениях св. Кирилла зависела от того, что все тропологические фигуры их являлись здесь не только внешними атрибутами речи, но были неотделимы и от самого способа представлений, усвоенного туровским проповедником. Все старается он представить себе в форме образа, иносказания и аллегории, при которых явления видимые служат символами мира невидимого и события ветхозаветные - прообразом новозаветных. При этом с одними и теми же предметами у него скрепляются постоянно определенные понятия подобно тому, как те же символы употребляются с постоянством в творениях блаженного Феодора и других представителей антиохийской школы экзегетов, у которых события ветхозаветные служат для уяснения новозаветной жизни. В век Кирилла туровского на Руси эта символическая образность представления вместе с метафоричностью речи не была какою-либо новинкою, ибо наблюдалась уже в трудах митрополита Климента Смолятича и т. п., но никогда ни раньше, ни позже она не выражалась в таком совершенстве, в такой полноте, как в словах св. Кирилла. Эти особенности литературного таланта св. Кирилла весьма рано доставили на Руси широкую известность его трудам, и уже в XIII приблизительно веке составитель проложного сказания о св. Кирилле называл его "златословесным витиею", имея, вероятно, в виду его плодовитость и достоинства его поучений. В том же XIII веке его творения стали известными даже в славянских землях (ибо одно из них встречается в сербском сборнике XIII-ХІV в.), а на Руси прочитывались за богослужением народу со святоотеческими установленными чтениями в соответствующие дни. Об этом свидетельствует не только составитель "проложного сказания", но и списки Кирилловских поучений, восходящие к XIII веку. Эти поучения вошли в состав так называемых "Златоустов" и сборников содержавших уставные чтения на праздники Триоди постной и цветной и т. п., и от XV-XVI известны по множеству списков. Русские грамотеи, кроме того, вносили сочинения св. Кирилла и в "Измарагды", употреблявшиеся для домашнего чтения, и в словах Кирилла находили источник для составления новых сочинений. Такия переработки известны, напр. по рукописям ХVІ века. В XVII веке учительными сочинениями св. Кирилла пользовался Кирилл Транквиллион и автор Статира. - Не меньшим уважением пользовались и молитвословия св. Кирилла, читавшиеся за богослужением уже в ХІV веке.

Вполне удовлетворительного издания творений св. Кирилла не существует, хотя отдельные творения стали проникать в печать еще с XVI века (см. напр. Евангелие Толковое, изданное в 1595 году Козмою Ивановичем Мамоничем, Евангелие учительное архиепископа Каллиста, изданное в 1606 году в Крилосской типографии, "Соборник, си есть собрание слов нравоучительных и торжественных", изданный в 1643, 1647, 1760, 1787, 1793, 1804 и других годах, Кормчую 1653 года, "Молитвы повседневные" изд. в Виляне в 1596 году, 1602 и 1635 годах и т. п.). Большинство учительных сочинений Св. Кирилла сгруппировано визданиях: а) "Памятники российской словесности XII века", изданы с объяснением, вариантами и образцами почерков Е. Калайдовичем, М. 1821; б) "Рукописи графа A. С. Уварова", т. II, Памятники словесности, вып. I. СПб. 1858 (с предисловием М. И. Сухомлинова); в) "Творения святого отца нашого Кирилла епископа Туровского с предварительным очерком истории Турова и Туровской иерархии до XIII века, изд. преосв. Евгением епископом Минским и Туровским, Киев 1880. г) "Памятники древнерусской учительной литературы". вып. I, СПб. 1894 (с предисловием А. И. Пономарева). Молитвы Св. Кирилла изданы в "Православном Собеседнике" за 1857 при статье под заглавием "Молитвы на всю седмицу Св. Кирилла, епископа туровского" (№ 1-2). Из числа изданий отдельных сочинений, принадлежащих или приписываемых св. Кириллу, см. а) "Прибавления к творениям св. отцов", за 1854 г., т. Х, где А. В. Горским издано послание к Василию архимандриту печерскому; б) "Известия Императорской Академии Наук по отделению русского языка и словесности", 1854, т. III (слово душеполезно о слепце и хромце); 1655, т. IV, вып. 4 (слово о мытарствах); 1856, т. V, вып. 6 (отрывки из исповедания и из молитвы на исход души); 1860, т. VIII, вып. 4. в) Историю русской церкви, митрополита Макария т. III, 1857 (9 молитв и канон молебный). По вопросу о подлинности сочинений Св. Кирилла см. Е. Голубинского, "Историю русской церкви", т. І, первую половину, М. 1880; Архиепископа Филарета "Обзор русской духовной литературы", изд. III, СПб. 1884; третий том "Истории русской церкви" митрополита Макария.

{Половцов}

Кирилл, епископ Туровский

(столпник) - святитель, епископ Туровский.

† до 1182; память 28 апреля/11 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Белорусских святых.

Родился не позже 1139 года в семье богатых родителей, в городе Турове. Отказавшись от родительского наследства, принял монашество в Туровском Борисоглебском монастыре.

Возведение святителя Кирилла во епископский сан состоялось, считают, между 1147 и 1169 годами.

По словам профессора А. И. Пономарева, святитель Кирилл был "человек, христиански просвещенный, ученый и образованный богослов, погруженный в изучение Святого Писания и отцов Церкви, и вместе аскет-отшельник, не ищущий ничего в этом земном мире и еже от мира". Находясь в монастыре, святитель Кирилл не ограничился обычными монашескими подвигами, а, по примеру некоторых восточных подвижников, первый на Руси стал подвизаться на столпе, где еще более усилил подвиги и "многа Божественна Писания изложи". Многие обращались к нему за советом в духовной жизни. В условиях сурового северного климата такой подвиг был еще тяжелее, чем на Востоке. Может быть поэтому святой не находился в столпе (узкой башне) постоянно, а только по временам заключался в нее и стоял по нескольку дней.

Кроме подвигов благочестия, завоевавших ему большую любовь и уважение, святитель Кирилл был известен и своими поучениями, которые говорил в храме, будучи епископом. За эти поучения он получил название "русского Златоуста", они дышат любовью к слову Божию и спасению людей. Святитель не только говорил свои поучения, но, обладая большим литературным талантом, он написал много посланий благоверному великому князю Андрею Боголюбскому († 1174; память 4/17 июля), в которых поучал его и наставлял по поводу церковных нестроений в Ростовской земле. Все, что он писал, отличалось большой законченностью как по замыслу, так и по исполнению.

Таким образом, посвятив свою жизнь Богу, он, как писал профессор А. И. Пономарев, "тем не менее не порывает связей и с этим миром, напротив, живет в нем, находится в постоянном обращении и взаимообращении с людьми и обществом... (Он) действует как мудрый пастырь и архипастырь, участвуя в важнейших церковных и церковно-политических событиях своего времени".

В 1182 году святитель, чувствуя приближение кончины, решил остаток дней провести в полном уединении и оставил кафедру. Скончался он 28 апреля 1182 года.

Творчество святителя Кирилла явилось одним из наивысших достижений литературы XII века.

После его смерти осталось большое количество сочинений. Некоторые из них напечатаны в книге "Памятники российской словесности XII века", целый ряд сочинений потерян и есть сочинения, приписываемые ему без достаточных оснований. Имеется полное собрание сочинений святителя Кирилла, изданное преосвященным Евгением Туровским в Киеве в 1880 году.

Труды:

Притча о человечестей душе, и о телеси, и преступлении Божиих заповедей, и о воскресении тела человека, и о будущем суде, и о муке. Повесть к Василию игумену: притча о белоризце человеце, и о монашестве, и о душе, и о покаянии.

Сказание о черноризском чине. Восемь слов на разные воскресные и другие дни. Тридцать молитв. Два канона.

Перечисленные выше труды были напечатаны в следующих изданиях:

Памятники российской словесности XII века, изданные с объяснениями, вариантами и образцами почерков К. Калайдовичем. - М., 1821, с. Х-ХИ, 3-152.

Евгений. Творения отца нашего Кирилла, епископа Туровского. - Киев, 1880. Срезневский И. И. Новые списки поучений Кирилла Туровского // Исторические чтения о языке и словесности за 1854 и 1855 годы. - СПб., 1855, с. 137-153.

Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского // Труды отдела древнерусской литературы. - М-Л., 1955. - Т. 11; 1956. - Т. 12; 1957. - Т. 13; 1958. - Т. 15.

Литература:

Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: в 2 т. - М., 1900-1911. - Т. 1, первая половина, с. 656-670.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. - СПб., 1864-1886. - Т. 3, с. 35, 36,125-175. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. - М., 1873, с. 68-69.

Смирнов С. И. Как служили миру подвижники древней Руси. - Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1903.

Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. - Каменец-Подольск, Тверь, 1892-1902. - Вып. 8, апрель, с. 168-176.

Кузнецов А., иеромонах. Юродство и столпничество. - СПб., 1913, с. 269, 270. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых // Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. - 2-е изд. - СПб., 1862, с. 133.

Пономарев А. И. Святой Кирилл Туровский и его поучения // Памятники древнерусской церковно-учительной литературы // Под ред. профессора А. И. Пономарева. - СПб., 1894, вып. 1, с. 88-198; М.-Л., 1955, т. 2, с. 342-367. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 1045.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. - СПб., 1899, с. 127, 427.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. - 3-е изд. - СПб., 1884, № 36, с. 34, 35, 36-37. Известия по Казанской епархии. - 1884, № 4, с. 124.

Церковный вестник. - СПб., 1895, № 46, с. 1483.

Православный собеседник. - Казань, 1857, с. 212-260, 273-351. - 1858, февраль, с. 278, 283. - 1859, март, с. 356. - 1860, апрель, с. 436. Исторический вестник. - СПб., 1885, декабрь, с. 34. - 1895, май, с. 629.

Журнал Московской Патриархии. - М., 1955, № 4, с. 29-30.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. - СПб., 1900-1911. - Т. 10, с. 398-401.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г. - Т. 2, с. 1305. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. - СПб., 1890-1907. - Т. 15 (кн. 29), с. 119.

Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913. - Т. 8, с. 645-655.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 29.

Творогов О. В. Кирилл // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - Л., 1987. - Вып. 1, с. 217-221.

Кирилл, епископ Туровский

Епископ Туровский.

О епископе Кирилле известно, что 6 марта 1114 года он был хиротонисан во епископа Туровского. Скончался в 1120 году.

Литература:

Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. - М., 1892-1898, ч. 1, с. 128.

Кирилл, Епископ Туровский

Епископ Туровский, родился в городе Туров близ Киева, как сказано в его Жизнеописании, с юношеских лет проходил строгое Монашеское житие и притом прославился многими душеспасительными сочинениями. Туровский Князь и граждане умолили его принять в их Граде Епископский Сан, в который и хиротонисан он Киевским Митрополитом около половины XII столетия. В сем звании он еще ревностнее подвязался в благочестии, добродетелях и особенно в защищении Церкви. Когда некто, в Жизнеописании его именуемый Феодорец (может быть, Епископ Ростовский 1171 г.), впал в ересь, то Кирилл обличил его от Божественных Писаний и проклял. Сей Пастырь скончался в последней четверти XII века и Церковью признан во Святых. В Прологе под 28 числом Апреля помещено краткое описание жития его, в котором между прочим сказано, что он "Андрею Боголюбову Князю много Послания написа от Евангельских и Пророческих указаний, и яже суть на Праздники Господские Слова и ина многа душеполезная в них словеса; и сия вся и ина множайшая написа и Церкви предаде и доныне держат Российстии верные люди вся просвещающе и веселяще". В некоторых рукописных Прологах еще прибавлено: Канон Великий о покоянии сотвори ко Господу по главам азбуки ; сеже и доныне творят верный Рустии Люди. Недавно найдено его 12 Поучительных Слов на разные Воскресные и другие дни, одна повесть с Притчею О Белоризце человеке и омнишестве и о душе и о покаянии , писанная около 1182 года к Василию Игумену Печорскому; одна Притча О человеческой душе и о телеси и о преступлении Заповедей Божьих и о воскресении телес человеческих и о будующем суде и муце , и одна статья толковая О Черноризчестем чину от Ветхаго Закона и Нового. Все сии 15 статей напечатаны в книге иждивением Канцлера Графа Н.П. Румянцева 1821 г. в Москве в 4 долю листа, изданной под названием Памятники Российской Словесности XII века. Но в числе 12 Поучительных Слов три приписаны ему только по догадке о сходстве слога с прочими, а также и некоторые статьи в толковании о Черноризчестем чину. Одно его слово на Вознесение Господне напечатано было еще 1595 года в Вильне Козмою Мамоничем в Толковом Евангелии , изданном в лист, и во втором издании сей же книги под названием Евангелие Учительное , изданной 1606 г. в Крилосской Типографии, также в лист. Сие ж Слово, и еще три: В неделю Цветоносную , О снятии тела Христова со Креста , и На Собор Св. Отец 318, помещены в Соборниках , печатанных в Москве. Из толкования его о Черноризчестем чину некоторые статьи помещены и в печатной Кормчей Книге под главами 64, 65 и, без упоминания, однако, об имени сочинителя. Но остались еще неизданными его десять Молитв , находящиеся между рукописями Московской Патриаршей библиотеки. Из них только две, одна, В Неделю по Каноне , а другая, Во всякую Неделю по Заутрени , напечатаны были в Остроге 1598 г., последняя еще прежде в Вильне 1596 г. издана была между собранием Молитв на всю Седмицу. (См. при Памятниках Российской Словесности XII века , Предисловие Словарь книжников и книжности Древней Руси - Кирилл Туровский Святитель Кирилл, епископ Туровский монашеское имя Кирилл родился 1130 год умер … Википедия


  • Святитель Кирилл, епископ Туровский, родился в 30-х годах ХII века в городе Турове на реке Припяти у богатых родителей.

    С малых лет святой Кирилл с усердием читал Священные Книги и достиг глубокого понимания их. Он учился не только у русских, но и у греков. В зрелом возрасте святой Кирилл отказался от наследства и принял постриг в Туровском Борисоглебском монастыре. Он много подвизался в посте и молитве и учил иноков полному послушанию игумену: инок, который не находится в послушании у игумена, не исполняет своего обета и потому не может спастись.

    Сохранилось три сочинения святого Кирилла об иноческой жизни, одно из которых – «Сказание о черноризском чине от Ветхого Закона и от Нового» – может быть отнесено ко времени пребывания его в монастыре.

    Через некоторое время святой Кирилл удалился в затвор на столп, где еще более усилил подвиги и «многа Божественна Писания изложи». Многие обращались к нему за советом в духовной жизни.

    Святость жизни и высокая просвещенность святого Кирилла обратили на него всеобщее внимание, и его избрали на Туровскую кафедру. В 1169 году святитель Кирилл принимал участие в соборе, осудившем епископа Феодора, который занял Владимиро-Суздальскую кафедру и пытался отделиться от Киевской митрополии. Святитель Кирилл обличил ересь Феодора и составил много посланий к (память 4 июля), в которых поучал его и наставлял по поводу церковных нестроений в Ростовской земле.

    По любви к уединению святитель Кирилл оставил кафедру (до 1182 года, под которым упоминается уже епископ Туровский Лаврентий) и полностью посвятил себя писанию духовных сочинений. Он составил, вероятно, слова на весь годичный круг Господских праздников, но не все они сохранились. Поучения святителя Кирилла помещались в сборниках наряду с древними святоотеческими творениями.

    Наиболее полное собрание сочинений святителя Кирилла Туровского, изданное Туровским епископом Евгением в 1880 году включает:

    1) Слово в Неделю Цветоносную, от сказания Евангельского;

    2) Слово на Святую Пасху в светоносный день Воскресения Христова, от пророческих сказаний;

    3) Слово в новую Неделю по Пасце, о поновлении Воскресения, и о артосе, и о Фомине испытании ребр Господних;

    4) Слово о снятии тела Христова и о мироносицех, от сказания Евангельского, и похвала Иосифа в неделю 3-ю по Пасхе;

    5) Слово о расслабленном от Бытия и от сказания Евангельского, в Неделю 4-ю по Пасце;

    6) Слово о слепце и о зависти жидов, от сказания Евангельского, в Неделю 5-ю по Пасце:

    7) Слово на Вознесение Господне, в четверток 6-й Недели по Пасце, от пророческих указаний и о воскрешении всеродна Адама из ада;

    8) Слово на святых отец 318, от Святых Книг, указание о Христе, Сыне Божием, и похвала отцем святого Никейского Собора, в Неделю прежде Пентикостии;

    9) Притча о слепом и хромом;

    10) Притча о человечестей душе, и о телеси, и преступлении Божиих заповедей, и о воскресении тела человека, и о будущем суде, и о муке;

    11) Сказания о черноризьчьстем чину, от Ветхого Завета и Нового, оного образ носяща, а сего делы свершающа;

    12) Повесть к Василию игумену: притча о белоризце человеце, и о монашестве, и о души, и о покаянии;

    13) Послание некоего старца к Богоблаженному Василию архимандриту о схиме;

    14) четыре молитвы на день воскресный (после утрени, часов и 2 после вечерни);

    15) четыре молитвы на понедельник;

    16) четыре молитвы на вторник;

    17) пять молитв на среду (после утрени, часов и – 3 после вечерни);

    18) три молитвы на четверг (после утрени, часов, вечерни);

    19) четыре молитвы на пятницу (после утрени часов и 2 после вечерни);

    20) шесть молитв на субботу (2 после утрени, 1 после часов и 3 после вечерни);

    21) канон молебный;

    22) исповедание и поминовение.

    Впоследствии было открыто «Слово на Просвещение Господа нашего Иисуса Христа». Известно, что святитель составил также «Канон великий о покаянии ко Господу по главам азбуки». Как богослов святитель Кирилл Туровский свою задачу усматривал в том, чтобы вскрыть истинный, сокровенный смысл того или иного текста Священного Писания. Скончался святитель Кирилл 28 апреля около 1183 года. От современников он получил именование русского Златоуста. Сам святитель о себе смиренно говорил: «Я не жнец, а собираю колосья: я не художник в книжных делах», – всегда, однако, сознавая высоту святительского служения, на которое поставил его Господь: «Если бы говорил я от себя, вы делали бы хорошо, не приходя в храм. Но я возвещаю вам Слово Господа, читаю вам грамоту Христову… Я раздаю слова Божии, лучшие золота и дорогих каменьев, более сладкие, чем мед и сот, и вы лишаетесь их, не приходя в церковь, но вас, приходящих, хвалю и благословляю».

    Loading...Loading...