Мученик младенец. Тропарь мученику младенцу Гавриилу Белостокскому

Святой мученик Гавриил Белостокский считается целителем детей и их молитвенным покровителем.

ЛИЧНОСТЬ СВЯТОГО ЯВЛЯЕТСЯ ОБРАЗОМ МУЧЕНИЧЕСТВА. Он не просто страдает перед судом язычников или еретиков за исповедание веры, но страдает безвинно и умирает, не сопротивляясь злу, чтобы таким образом последовать примеру Христа. Он - отроча чистейшее (как поется в акафисте), плод спокойной и даже радостной готовности терпеть страдания «даже до крове» за Пострадавшего нас ради. Вместе с земной мученической кончиной младенца Гавриила и одновременным его рождением для новой, лучшей жизни мы получили особенного ходатая за нас, грешных, перед престолом Всевышнего.

СВЯТОЙ МУЧЕНИК ГАВРИИЛ БЕЛОСТОКСКИЙ РОДИЛСЯ 22 МАРТА 1684 г. в деревне Зверки, Белостокского уезда, Гродненской губернии, в семье благочестивых крестьян Петра и Анастасии. Крестили его с именем святого Архангела Гавриила в храме тогдашнего Свято-Успенского Заблудовского монастыря, одной из немногих обителей в этой части Речи Посполитой, сохранившей в то время верность православию. Он рос кротким и незлобливым. С самого детства в нем была заметна склонность к созерцательному уединению. Родители святого Гавриила, несмотря на притеснения, которым подвергались тогда православные Речи Посполитой, не желавшие принимать Брестскую унию, свято хранили православную веру.

ОДНАЖДЫ МАТЬ 6-ЛЕТНЕГО ГАВРИИЛА ПОНЕСЛА МУЖУ ОБЕД В ПОЛЕ. Вскоре приближался праздник Святой Пасхи. В это время в дом забрался еврей Шутко, приласкал дитя и тайно увез его в г. Белосток, где младенца предали мучениям. Сначала его посадили в подвал, где долго и невыносимо мучали, выпуская кровь. После этого ребенок был распят на кресте и исколот острыми орудиями для выпускания остатков крови. На девятый день он скончался. Его бросили в поле у опушки леса близ деревни Зверки. Голодные собаки, нашедшие тело, не только не растерзали его, но охраняли даже от хищных птиц. На доносившийся лай собак пришли жители деревни, нашли тело мученика и признали, что младенец погиб в результате ритуального убийства. При стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, тело замученного младенца Гавриила было предано земле близ кладбищенского храма в Зверках, где и пробыло около 30 лет.

ОЩУЩАЯ ЧУДОДЕЙСТВЕННУЮ СИЛУ, КОТОРАЯ ИСХОДИЛА ОТ МЕСТА ЗАХОРОНЕНИЯ Гавриила, умерших детей хоронили ближе к его могиле. Однажды в 1720 году во время очередного погребения случайно задели гроб мученика. К величайшему удивлению его тело обнаружили нетленным. Весть об этом молниеносно разнеслась среди православно верующего народа, усиливая почитание мученика. Предание связывает с этим событием многие исцеления, происшедшие у могилы святого и окончание эпидемии, что послужило поводом для почитания мученика. Обретенные мощи благоговейно перенесли в крипту под храмом в селе Зверки.

В 1746 ГОДУ СГОРЕЛА СЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ЗВЕРКАХ, НО МОЩИ ОСТАЛИСЬ НЕПОВРЕЖДЕННЫМИ. Частично обгорела только ручка, да и то, несомненно, произошло согласно Божию промыслу, ради укрепления веры и благочестия в православном народе. Когда святые мощи были перенесены в Заблудовский монастырь, ручка чудесно зажила и вновь покрылась кожей.

9 МАЯ 1755 ГОДА МОЩИ СВЯТОГО МУЧЕНИКА БЫЛИ ПЕРЕНЕСЕНЫ В СЛУЦКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ Минской губернии ввиду напряженной обстановки, вызванной внешними обстоятельствами и недоброжелательностью инославного населения, по благословению Киевского митрополита. Крестный ход со святыми мощами, которые в раке несли на руках, величественно прошествовал более 300 верст. Мощи младенца мученика Гавриила лежали в раке совершенно открытыми. Обе ручки младенца держали маленький наперсный крест. Пальцы исколоты, на теле рваные раны.

В 1820 ГОДУ МЛАДЕНЕЦ ГАВРИИЛ БЫЛ ПРИЧИСЛЕН К ЛИКУ СВЯТЫХ Русской Православной Церковью.

29 ИЮЛЯ 1920 ГОДА РЕШЕНИЕМ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ БЫЛО ПОСТАНОВЛЕНО: «планово и последовательно препроводить на территории полную ликвидацию мощей…». Это распоряжение не обошло и святые мощи мученика младенца Гавриила. В 30-х годах Троицкий Слуцкий монастырь, где до сих пор хранились мощи, был закрыт, а святые мощи мученика перенесены в музей атеизма в Минске.

ПОСЛЕВОЕННАЯ СУДЬБА ЭТОЙ СВЯТЫНИ ПОКРЫТА ЗАВЕСОЙ ТАЙНЫ. Святые мощи на протяжении последних нескольких десятков лет находились в подземельях гродненской церкви вдалеке от тех, кто мог бы осквернить их. Святые мощи находились во влажном подвальном помещении в крайне неблагоприятных условиях. Однако они не пострадали, что в очередной раз свидетельствует об их святости.

21-22 СЕНТЯБРЯ 1992 ГОДА СВЯТЫЕ МОЩИ БЫЛИ ПЕРЕНЕСЕНЫ КРЕСТНЫМ ХОДОМ, первым с 1944 года, из гродненской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, где они хранились, в Свято-Николаевский собор г. Белостока.

С 1993 ГОДА ЕЖЕГОДНО 2-3 МАЯ ПО НОВОМУ СТИЛЮ МОЩИ МЛАДЕНЦА ГАВРИИЛА ПЕРЕНОСЯТСЯ из Белостока в Заблудов, где при открытой раке верующие проводят всю ночь на богослужении. Мощи привозят на автомобиле до окраины Заблудова, и оттуда на руках верующие несут их в заблудовский храм. По случаю праздника 2 мая из Белостока выходит паломнический крестный ход в Заблудов.

ПАМЯТЬ МЛАДЕНЦА ГАВРИИЛА ОТМЕЧАЕТСЯ: 20 АПРЕЛЯ/ 3 МАЯ (в годовщину его мученической кончины), в 3-ю неделю по Пятидесятнице (Собор Белорусских святых), а в Польской Автокефальной Православной Церкви также 9/22 сентября (в годовщину обретения и перенесения его мощей из Гродно в Белосток).

СРЕДИ МУЧЕНИКОВ ВСЕХ ВРЕМЕН ОПРЕДЕЛЕННОЕ МЕСТО В ПРАВОСЛАВНОМ КАЛЕНДАРЕ ЗАНИМАЮТ ДЕТИ. Начиная со времен мучеников Маккавейских и 14 тысяч младенцев, истребленных Иродом в Вифлееме, православное благочестие с особой любовью относится именно к детям, ставшим жертвами внезапной насильственной смерти. В их случае жертвенная смерть соединялась с чистотою их невинности. Тем самым еще не совсем зрелые в физическом смысле отроки и младенцы становились истинной «солью земли» и «светом мира» (Мф.5,13-14). Отсюда причисление многих младенцев и отроков, замученных за веру от язычников в первые века христианства, а также в дальнейшем пострадавших от иноверных, инославных и атеистов, к лику святых. Отсюда и народное почитание и в дальнейшем причисление к лику святых мученика младенца Гавриила, названного Белостокским, Заблудовским и Слуцким.

Тропарь Гавриилу Белостокскому, младенцу

Святый младенче Гаврииле, /
ты за Прободеннаго нас ради от иудей /
люте от онехже в ребра прободен был еси /
и за Истощившаго кровь Свою за нас /
все тело твое на истощение крове /
в лютыя язвы предал еси, /
ныне же во славе вечней с Ним вселился еси. /
Тем помяни и нас, молим, зде чтущих память твою, /
прося нам здравие телеси /
и спасение душам нашим.

ГАВРИИЛ был сыном крестьян Петра и Анастасии Говделей, крещен в храме заблудовского мужского монастыря в честь Успения Пресв. Богородицы. Его родители твердо держались Православия в то время, когда вокруг было очень сильно влияние Брестской унии. 11 апр. 1690 г. Гавриил был похищен деревенским арендатором Шутко, членом изуверской секты, увезен в Белосток и предан мучению: мальчика распяли, затем кололи, постепенно испуская кровь, пока он не скончался.

Тело мученика было выброшено в поле близ деревни. Оно было найдено через 3 дня по лаю собак, которые не только не тронули останки мученика, но и отгоняли от них хищных птиц. Гавриил был погребен на кладбище в родной деревне.

Его мученическая кончина стала предметом судебного разбирательства, результаты которого были записаны в «книгах правных магдебургии Заблудовской».

В 1720 г., во время эпидемии, местные жители старались хоронить умерших младенцев вблизи могилы мученика, чувствуя благодатность этого места. Однажды случайно задели гроб Гавриила и обнаружили его нетленные мощи. Их перенесли в крипту зверковской церкви.

В 1746 г. храм сгорел, но мощи Гавриила остались невредимыми. Частично обгорела только ручка, но после перенесения мощей в том же году в Заблудовский монастырь она чудесно зажила и покрылась кожей.

В 1755 г. в связи с ухудшением материального положения монастыря, из-за «его обветшалости и из-за опасений нападок со стороны иноверцев», с разрешения Константинопольского патриарха и по благословению Киевского митрополита архим. Михаил (Козачинский) перенес мощи Гавриила в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь. Архим. Михаил написал «Надгробие» - стихотворную повесть о младенце-мученике.

По молитвам к Гавриила происходило много исцелений, особенно детей. В 1820 г. РПЦ причислила его к лику святых. Мощи младенца-мученика почивали открыто, на руках были видны колотые и рваные раны.

В Слуцком монастыре хранилась книга, в которой записывались чудеса, происходившие у раки.

Ежегодно в день памяти Гавриила в монастыре собиралось до 35 тыс. паломников со всей России. 20 апр. 1914 г. всенощное бдение возглавил Волынский архиеп. Антоний. Во время крестного хода со св. мощами исцелился 6-летний крестьянский мальчик, у которого были парализованы ноги.

Гавриил считается покровителем больных детей, особенно страдающих язвами и кровотечением. Младенец-мученик является небесным патроном Братства православной молодежи в Польше.


Рака с мощами мч. Гавриила (Никольский кафедральный собор в Белостоке)

Мученик-младенец - камень преткновения

Посещение Патриархом Московским и всея Руси Кириллом своей польской паствы вызвало резонанс у многих религиозных и политических сил нашей державы. Одних оно привело в восторг, другие отреагировали весьма иронически, а третьи предъявили серьезные претензии. Среди последних - Федерация еврейских общин России, которая была глубоко возмущена тем, как канал "Россия-24" описал поклонения Святейшего мощам мученика-младенца Гавриила Белостокского (Слуцкого), покровителя богохранимой Польши, по житию, "от жидов убиенного".

"Федерация еврейских общин России выражает глубокое удивление и разочарование непрофессионализмом и дикостью комментария, сделанного телеканалом "Россия 24" - одним из ведущих российских СМИ - по поводу визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Никольский кафедральный собор в городе Белосток, - сказано в пресс-релизе, разосланном ФЕОР. - Материал, который и сейчас доступен на сайте программы "Вести", приводит историческую справку по Никольскому собору в духе средневекового кровавого навета".

Чем же провинилась "Россия-24"? Дала вот такую историческую справку:

"Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Никольский кафедральный собор в городе Белосток - главный храм епархии. Здесь он поклонился святым мощам мученика младенца Гавриила и встретился с прихожанами… Никольский кафедральный собор Белостока был освящен в 1846 году. После реставрации в 1910 году он был оформлен по мотивам росписей Василия Васнецова. С 1951 года храм стал кафедральным собором Белостокской епархии Польской православной церкви. В 1991 году Никольский собор посещал папа римский Иоанн Павел Второй. Святой младенец Гавриил родился в 1684 году в семье крестьянина в Белостокском уезде Гродненской губернии. В 1690 году Гавриил был выкраден из дома иудеем и вывезен в Белосток, где был зверски замучен. В 1720 году тело младенца Гавриила было найдено нетленным. В 1820 году мученик младенец Гавриил был причислен к лику святых Русской православной церковью".

Пресс-секретарь одного из главных раввинов Российской Федерации и гражданина Соединенных Штатов Берла Лазара Анастасия Кудрина заявила, что агиография этого православного святого - "мифология, которая уже не раз в прошлом служила причиной массовых убийств и погромов еврейского населения и была многократно опровергнута, в том числе, самими представителями Церкви", поэтому ФЕОР "хотелось бы получить объяснения по поводу этого... вопиющего проявления антисемитизма от телеканала "Россия-24".

Сейчас сайт "Вестей" приводит уже "цензурированную" информацию. Но во исполнение слов святого апостола Петра быть готовыми всякому, требующему у вас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1-е Петра, 3:15), попытаемся кое-что объяснить. А именно - почему мы, православные христиане и одновременно здравомыслящие, да и немного знакомые с историей люди, все-таки не считаем описанный в житии случай из XVII века вымыслом.

Что сделает любой добросовестный историк, засомневавшись, имело ли место деяние какой-либо социальной группы в прошлом? Безусловно, сперва он хорошо изучит ее идеологию и сопоставит содержание оной с гипотетическим происшествием. Это важно еще и для того, чтобы понять, действовал человек согласно учению своей религии или программе своей партии или же вопреки ему, и тогда вряд ли религия или партия за него вообще в ответе. Пойдем таким путем и откроем священную книгу иудаистов, Талмуд (а убийца младенца Гавриила в житии руководствовался именно ею).

О неевреях там сказано буквально следующее: "Еврев мы называем людьми, не-евреи же - не люди. Они - животные" (Talmud: Baba Mezia 114b). Более того, люди, которые отрицают иудейское вероучение, подлежат вполне законному уничтожению: "Убить любого, кто отвергает Тору: закон" (Talmud: Sanhedrin 59b). К "отрицателям Торы" относятся и христиане (Coschen Hamischpat 425, Hagah 425, 5)… И, что самое страшное, умерщвление христианина по Талмуду действительно приравнивается к ритуальному жертвоприношению: "Каждый еврей, проливающий кровь безбожников (не евреев, христиан), совершает тот же самый обряд, что и жертвоприношение нашему Господу Богу" (Bammidber Raba, p. 21 и Jalkut 772).

Конечно, никто не вправе требовать от евреев веры в христианские агиографии. Но невозможно отрицать и то, что по своему содержанию действия иудея Шутко в житии святого мученика Гавриила Белостокского вполне соответствуют Талмуду, а не противоречат ему. Священную же книгу, как ни крути, мифотворчеством или мистификацией не назовешь…

Был ли случай ритуального убийства христиан-"гоев" и, в частности, христианских детей лицами еврейского происхождения единичным в истории? И здесь вынуждены ответить: нет, к сожалению. Так, в "Истории евреев" Жозефа Кастейна (Josef Kastein), на которую ссылается автор книги "The History of Jewish Human Sacrifice" Вилли Мартин, сказано, что и Мартин Лютер (а сего выдающегося протестантского богослова трудно заподозрить в недобросовестности или фальсификации) пишет о мальчике Симоне из Трента, убитом адептами иудаизма, и о других детях (Stranger than Fiction, p. 249).

Автор послужившей первоисточником этой статьи книги "Ящик Пандоры" Лев Гунин указывает на целые тома описаний пыток, зверств, внесудебных убийств и массовых казней евреями-израильтянами мусульман и христиан, которые составлены международными организациями (ООН, Международной амнистией, Дерешос, Human Right Watch и др.). Вызывает настоящий ужас описание так называемого "еврейского ЧК", дошедшее до нас из 30-х годов прошлого века: "Весь цементный пол помещения еврейского киевского чека, где производились казни, был затоплен человеческой кровью на несколько дюймов. Это была жуткая смесь крови, мозгов и осколков черепов. Все стены были забрызганы кровью. Кусочки мозгов и головной кожи прилипли к ним. Желоб, шириной 25, глубиной в 25 сантиметров и длиной приблизительно в 10 метров, был до краев заполнен кровью. Некоторые тела потрошили, конечности других были вырваны, некоторые были буквально разрублены на мелкие части. Некоторым вырвали глаза, а их голова, лицо и шея были покрыты глубокими ранами" (Defender Magazine, October 1933).

Ни в коем случае не обвиняя в описанных выше ужасах весь еврейский народ, неоднократно страдавший от геноцида, подчеркнем, что речь идет об отдельных изуверах-иудеях, практикующих жесточайшие ритуальные убийства. Если реально существовали изверги, умертвившие мальчика Симона из Трента и вырывавшие глаза киевским христианам, то и преступление Шутко, скорее всего, не миф. Но уместно ли расценивать заслуженное наказание маньяка-детоубийцы и поклонение мощам его святой жертвы как обиду для всего еврейского народа, если современные раввины такие "жертвоприношения" не одобряют? Вопрос наверняка риторический…

Следует коснуться и якобы многократных опровержений представителями Церкви этой агиографии. Как единственный общеизвестный пример выраженной публично мысли православного священника о деканонизации святого мученика Гавриила Слуцкого в медиапространстве фигурирует интервью самиздатскому журналу "Евреи в СССР" отца Александра Меня (еврея по национальности) (№11, 1975 год). Но, во-первых, специфика советского самиздата вообще и подхода к высказываниям людей священного сана в державе "научного атеизма" в частности давно стали притчей во языцех. Во-вторых, приписывание отцу Александру решительного ратования за деканонизацию мученика Гавриила Слуцкого еврейскими лидерами почему-то расходится с воспоминаниями его ближайшего окружения. Например, одна из духовных чад протоиерея, Мария Сеньчукова, в статье "Смиренная Церковь: 21 год со дня убийства отца Александра Меня", опубликованной на "Правмире", пишет: "…объяснение служб Страстной седмицы из упомянутой "Таинство, Слово и Образ" я до сих пор могу цитировать. А какое-нибудь рассуждение о деканонизации святого мученика младенца Гавриила Белостокского я даже примерно запомнить не могу".

Уместнее будет, наверное, прислушаться к иному опровержению, касающемуся "антисемитизма в Православной церкви", - словам протоиерея Владислава Свешникова: "Что же касается мнимого антисемитизма нашей Церкви, то в несостоятельности этих обвинений можно убедиться, даже просто зайдя в любой православный храм, где висят иконы ветхозаветных пророков и святых апостолов, которые все без исключения были евреями".

Во Христе нет ни иудея, ни эллина. А вот маньяки и фанатики вроде негодяя Шутко встречаются, увы, и среди первых, и среди вторых. Но вряд ли это вопрос национальности как таковой…

Святой мученик младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский, Слуцкий) родился 22 марта 1684 года в селе Зверки близ города Заблудова (Речь Посполитая; сейчас в Восточной Польше). Был он сыном благочестивых крестьян Петра и Анастасии Говдель. Крестили его с именем в честь святого Архангела Божия Гавриила в храме тогдашнего Успенского Заблудовского монастыря, одной из немногих обителей, сохранивших в то время верность Православию.

Младенец Гавриил отличался от других детей необычными для его возраста качествами души. Он рос ребенком кротким и незлобивым. В нем была заметна склонность к молитве и уединению. Его родители, несмотря на притеснения, которым подвергались тогда православные Речи Посполитой, не желавшие принимать Брестскую унию, свято хранили православную веру. Большое влияние на святого младенца Гавриила оказывала близость монастыря, в котором во время богослужений он духовно созрел, учился молитве и познавал Бога.

В 1690 году семью Говдель постигло великое горе. Невинный мальчик стал жертвой сектантов-изуверов. 11 апреля, когда мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле, в дом забрался арендатор Шутко. Он приласкал дитя и тайно увез его в Белосток, где младенца предали мучениям. Сначала его посадили в подвал, где острыми орудиями проткнули ему бок для выпускания крови. После этого мученик был распят на кресте, установленном в корыте. На девятый день ребенок скончался.

Палачи тайно вывезли бездыханное тело в поле и бросили у опушки леса вблизи села Зверки. Приближался праздник Святой Пасхи. К телу прибегали голодные собаки, над ним кружились хищные птицы, но собаки не только не растерзали его, но даже охраняли тело от птиц. На доносившийся лай сошлись жители села и обнаружили жертву изуверства.

При стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, тело замученного младенца Гавриила было предано земле рядом с кладбищенским храмом в Зверках, где и пробыло около 30 лет.

В начале XVIII века по окрестностям Белостока прошел мор. Людей едва успевали хоронить. В селе Зверки умерших детей старались хоронить поближе к могиле младенца Гавриила, чувствуя необычную благодать этого места. Однажды в 1720 году во время погребения случайно задели гроб мученика. К величайшему удивлению, его тело обнаружили нетленным. Весть об этом молниеносно разнеслась среди православного народа, усиливая почитание мученика. Предание связывает с этим событием многие исцеления, происшедшие у могилы святого, и окончание эпидемии, что послужило поводом для почитания мученика. Обретенные мощи благоговейно перенесли в крипту под храмом в селе Зверки.

В 1746 году сгорела сельская церковь в Зверках, но мощи остались неповрежденными. Частично обгорела только ручка, да и то, несомненно, произошло согласно Божию Промыслу, ради укрепления веры и благочестия в православном народе. Когда святые мощи были перенесены в Заблудовский монастырь, ручка чудесно зажила и вновь покрылась кожей.

С 1752 года активное участие в прославлении честного имени мученика младенца Гавриила Белостокского принимают и православные христиане Слуцкого края. Архимандрит Слуцкого монастыря Досифей (Голяховский), наместник Киевского митрополита, составил тропарь и кондак святому младенцу. 9 мая 1755 года ввиду напряженной обстановки, вызванной внешними обстоятельствами и недоброжелательностью инославного населения, по благословению Киевского митрополита архимандрит Михаил (Козачинский) перенес мощи святого мученика младенца Гавриила в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь и составил стихотворную повесть о младенце мученике Гаврииле. Крестный ход со святыми мощами, которые в раке несли на руках, величественно прошествовал более 300 км. Мощи младенца мученика Гавриила лежали в раке совершенно открытыми. Обе ручки младенца держали маленький наперсный крест. Было видно, что пальцы святого исколоты, на теле рваные раны.

Вместе с возрастающей славой младенца мученика Гавриила и расширяющимся его почитанием православные христиане старались особым образом украсить раку с его святыми мощами. В 1897 году на добровольные пожертвования была изготовлена новая серебряная рака.

В 1908 году в типографии Успенской Почаевской лавры была напечатана служба святому мученику младенцу Гавриилу, составленная архиепископом Волынским и Житомирским Антонием (Храповицким).

В том же году епископ Гродненский и Брестский Михаил вместе с епископом Белостокским Владимиром приняли решение перенести часть мощей святого мученика Гавриила из Слуцка в Белосток. Перенесение началось 31 мая. Святыня была доставлена из Слуцка в Успенский Жировичский монастырь. С 1 по 12 июня через деревни Ялувка, Новая Воля, Полота, Заблудов, Зверки и Дойлиды частица мощей мученика была перенесена из Жировичского монастыря в Белосток.

Частица святых мощей мученика младенца Гавриила находилась в Никольском кафедральном соборе города Белостока до 1912 года, пока не была перенесена в Благовещенский монастырь в Супрасле.

В Слуцке, где оставались мощи, находилась специальная книга, в которой записывались известные духовным и государственным властям чудесные случаи, связанные с находящимися там мощами святого мученика младенца Гавриила. Всенародное почитание святого Гавриила установилось по всей Российской империи. В день памяти святого к месту его упокоения со всей страны собирались тысячи паломников.

В 1930-х годах Свято-Троицкий Слуцкий монастырь, где до сих пор хранились мощи, был закрыт, а святые мощи мученика перенесены в музей атеизма в Минске.

Справедливым будет полагать, что Слуцк, где в течение 175 лет пребывали мощи мученика, стал основным центром, откуда слава подвига святого младенца Гавриила распространилась по всей Российской империи.

Во время Второй мировой войны репрессии стали слабеть, и в 1942 году в хаосе военной неразберихи православным жителям Минска удалось поместить святые мощи мученика младенца Гавриила в деревянную раку в кафедральном соборе Преображения Господня в Минске, настоятелем которого был митрополит Пантелеимон (Рожновский).

9-10 июля 1944 года святые мощи были перенесены из Минска в Гродно, в церковь Покрова Божией Матери, где они и находились до 21 сентября 1992 года.

21-22 сентября 1992 года по благословению архиепископов Гродненского и Волковысского Валентина и Белостокского и Гданьского Саввы (ныне митрополита Варшавского и всея Польши) святые мощи были перенесены первым, начиная с 1944 года, крестным ходом из гродненской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, где они хранились, в Николаевский собор Белостока.

С 1993 года ежегодно 2-3 мая по новому стилю мощи младенца Гавриила переносятся из Белостока в Заблудов, где при открытой раке верующие проводят всю ночь на богослужении. Мощи привозят на автомобиле до окраины Заблудова, и оттуда на руках верующие несут их в заблудовский храм. По случаю праздника 2 мая из Белостока выходит паломнический крестный ход в Заблудов.

Слутчина помнит об оказанной ей чести быть домом для мощей святого мученика Гавриила на протяжении 175 лет. Православные жители Слуцкого края глубоко чтят святого младенца и молитвенно обращаются к нему за помощью.

Первые мощи, к которым мне посчастливилось приложиться, были мощами святого мученика , маленького шестилетнего мальчика из православной семьи, много лет назад в наших местах замученного религиозными изуверами. Почему именно к ним? Просто тогда они были единственными, что хранились в Свято-Покровском соборе города Гродно. В небольшом ковчеге из жёлтого металла напротив южных алтарных врат.

Не скажу, чтобы тогда я был очень уж верующим, но приложиться смог. Я не оговорился, приложиться губами к останкам умершего человека способен далеко не каждый.

Помню, как группой из четырех человек мы приехали в Тихона Задонский монастырь. Встретили нас очень радушно и тут же открыли раку с мощами святителя Тихона.

Мы с матушкой возликовали и, положив поклоны, с благоговением поцеловали святые останки. Затем, обернувшись к сопровождавшим нас молодым людям, я сделал приглашающий жест, и неожиданно для себя увидел их одновременно вытянувшиеся лица с брезгливой складкой на губах.

Как-то, уже став священником, я приехал к себе на родину и зашёл в собор. К тому времени мощи младенца Гавриила перенесли в Польшу, а в Гродно оставалась только их частица. Вошёл в совершенно пустой собор и вдруг неожиданно почувствовал, как какая-то непреодолимая сила повлекла меня к этой самой частице. Иду, ощущая благовонный запах, а моё нутро наполняется радостью, граничащей с ликованием. На всю жизнь у меня осталась в памяти, как святой младенец мученик встречал меня в храме, где пролежал сорок шесть лет.

Потому представьте моё удивление, когда после назначения настоятелем восстанавливающегося сельского храма, затерянного в далекой русской глубинке, на одном из его столпов я увидел удивительно трогательный новописанный образ младенца Гавриила. До этого иконы Гавриила Белостокского я видел только у нас в западной Беларуси. Спрашиваю у старосты:

– Откуда здесь эта икона?

– Батюшка, дело случая. Это произошло несколько лет назад, когда в нашей школе у старшеклассников шли выпускные экзамены. Один из учеников изо всех сил старался получить высокие оценки. Юноша всё время проводил над учебниками и, что говориться, перетрудился. В один из вечеров его мама услышала непрекращающийся хохот, доносящийся из комнаты сына. Открыла дверь и всё поняла, а дальше её реакция была совершенно неадекватной. Вместо того чтобы вызвать скорую да вести сына в психушку, совершенно далёкий от веры человек, она побежала в церковь.

– Помогите!

– Хорошо, – согласился мой предшественник, – везите мальчика в храм. Будем молиться, все вместе.

А когда они приехали, начал служить молебен мученику младенцу Гавриилу. Смеющегося юношу усадили на стул. Он запрокидывал голову назад и всё ещё продолжал хохотать. К концу молебна с каноном мальчик постепенно стал затихать и наконец уснул. Потом, проснувшись, пришёл в себя, и, отдохнув несколько дней, благополучно досдал оставшиеся экзамены. Вот после этого чудесного исцеления родители мальчика и попросили написать для нашего храма икону святого мученика.

Для меня этот образ дорог ещё и как память о родине. Всякий раз, отправляясь домой, я прошу его благословения в дорогу, а приезжая в Гродно, первым делом бегу к нему же в собор.

Вскоре после появления в храме образа святого младенца Гавриила у отца настоятеля появилось желание на соседнем столпе поместить образ ещё одного святого ребёнка, отрока Артемия Веркольского.

Только свободных денег в восстанавливающемся храме всегда в обрез, а обстоятельства всякий раз складывались так, что пускать их постоянно приходилось на что-то другое, в этот момент более насущное. Потом его перевели на другое место служения, а мечта осталась. И наши верующие о ней рассказали.

Но теперь уже мне нужно было чинить протекающую крышу, ставить нормальные рамы и ещё много-много чего, а образ отрока Артемия так и оставался мечтой. Конечно, периодически мы о нём вспоминали, говорили между собой и даже собирались объявить сбор пожертвований, но всякий раз будто что мешало.

Как-то зашли в наш храм двое, мужчина и женщина, обоим уже за тридцать пять, а детей всё нет и нет.

– Знакомые советуют повенчаться, может Бог нас услышит и благословит ребёночком?

Я назначил им день венчания, они готовились к исповеди, причащались, а когда пришли венчаться, оказалось, что в тот день как раз вспоминали отрока Артемия Веркольского. Конечно, я пожелал им мальчика, потом они ушли.

Не знаю, как другие, но я не помню тех, кого крестил или венчал, особенно если это люди приезжие. И ещё, меня всегда умиляет, когда мама или бабушка подводят ко мне ребёнка лет шести и произносят с нотками разочарования:

– Ну как же вы нас не помните, батюшка, вы же нашу Лерочку ещё младенчиком крестили.

Конечно, Лерочка для бабушки единственная и неповторимая, а мне каждую субботу приносят по нескольку таких малышей. Где же всех упомнить?

Вот точно так же в одну из суббот появляются немолодые уже родители с младенчиком на руках, и смотрят на меня влюбленно, обожающими глазами. И я понимаю, что раз они так смотрят, значит, раньше мы с ними уже определённо пересекались. Как бы только вспомнить, где? Лица помню, но обстоятельства – никак.

– Батюшка, вот он, наш Артёмка! Спасибо вам, теперь мы пришли крестить нашего малыша.

Начинаю соображать: «Так, если я ещё не крестил этого мальчика, значит каким-то образом причастен к его появлению на свет. Каким? Только если я венчал его родителей. Скорее всего».

– И сколько времени прошло после венчания?

– Ровно год. Сегодня день памяти святого отрока Артемия Веркольского.

Я тут же их вспомнил и обрадовался.

После крещения отец подошёл ко мне и объявил:

– Батюшка, нам с женой очень хочется поблагодарить Бога. Он дал нам Артёмку, а мы берёмся подарить храму икону святого отрока Артемия.

Обрадовавшись, я тогда подумал: правильно говорят, что святой приходит в храм тогда, когда мы готовы его принять. Время исполнилось, он и пришёл. Мы обсудили практическую сторону написания иконы, и счастливые родители отправились исполнять обещание.

Прошёл месяц, другой. Никто не появлялся. Потихоньку мы уже стали забывать о том разговоре, как в храм заехала знакомая женщина-предприниматель, которая кроме всего прочего приходилась ещё и родной тёткой младенчику Артёмке. Разговорились, спрашиваю:

– Как там твои поживают? Что-то давно не появляются. Хотели нашему храму икону подарить и пропали. Ты вообще-то в курсе их обещания?

– Конечно, в курсе. Только знаешь, как получается? Хочется доброе дело сделать, и тут вмешивается какое-то экстренное обстоятельство, потом вдруг становится жалко денег, и исполнение обещанного откладывается из месяца в месяц. В довершение всего Артёмкин папа неожиданно потерял работу, так что, батюшка, теперь я у них за главного кормильца, да и поильца тоже. И ни о какой иконе для вашего храма не может быть и речи.

– Ладно, у них не получается, но ведь это ваши близкие люди, почему бы вам, родственникам, им не помочь и не исполнить взятый ими обет? Не такая уж это и большая сумма.

– А что, разве так можно?

Уже через неделю Артёмкина тётка ворвалась к нам с победно поднятой рукой:

– Батюшка, вот обещанная жертва на икону! Все родные сбрасывались с радостью, даже из Воронежа бабушка пятьсот рублей прислала.

Она вручает мне конверт:

– А это от меня, на оклад к иконе.

Ещё через месяц на том самом месте, которое и я после моего предшественника оставлял свободным, мы поместили образ святого отрока Артемия Веркольского. Стоит ли говорить, что папа мальчика Артёма очень скоро нашёл работу. Я об этом узнал, когда мы случайно встретились с ним в ГАИ, он регистрировал только что купленную иномарку, подержанную, правда, но ещё довольно крепкую.

Прошёл наверно ещё год, и в храм снова пришёл Артемий, только уже не тот младенец, а другой, молодой парень лет двадцати двух. И пришёл с большой-большой бедой.

Так получилось, что поздно вечером он вёл машину, там, у себя в городке, где жил. В одном из мест извилистая дорога делала резкий поворот. Обычно по вечерам это опасное место освещалось светом фонаря, но в тот злополучный вечер фонарь не горел. А несколько молодых девчонок, не обращая внимания, что уже поздно и водители могут их не увидеть, взявшись под руки, шли, перегородив дорогу, и беззаботно хохотали. Артём и двигался-то небыстро, но девушек заметил только в самый последний момент. Он резко выкручивает руль вправо, машину заносит, но всё-таки одну из них сбивает.

– Батюшка, она погибла. Я убил сестру моего лучшего друга. В их семье я практически и вырос, её родители не делали между нами различий. А теперь я стал убийцей их дочери, и одновременно дорогого мне человека. Что может быть страшнее?

– Ты пытался поговорить с ними? Попросить прощения?

– Да, но меня и на порог не пускают. Встреча произойдёт только на суде.

– Что тебе грозит?

– Мне всё равно, я даже хочу, чтобы меня посадили.

– Почему ты пришёл ко мне?

– Не знаю, я и в церковь-то прежде никогда не заходил. Сегодня практически в первый раз.

Артём пришёл неожиданно, а у меня ещё целая куча дел. Тогда я посадил юношу к себе в машину, и мы проездили с ним часа два. Потом вернулись в церковь, и я предложил ему помолиться перед образом его святого. Беда привела человека в храм и первый раз в его жизни заставила молиться.

Он приезжал ещё несколько раз и молился святому отроку Артемию Веркольскому. Однажды он позвонил и назвал дату судебного разбирательства, а я не удивился, что суд был назначен в день его именин. И самое главное, в суде они наконец встретились и обнялись. Стояли так вместе и плакали.

После этого случая икону святого отрока украсил первый золотой перстень.

Маленький Артёмка давно уже вырос и учится в школе, иногда я бываю у них в семье, но мне так и не удалось подвигнуть его родителей к чему-то большему, как только освятить квартиру, а Артём меня радует, он стал настоящим христианином. Сейчас живёт в столице, часто бывает в храме. Нас тоже не забывает и периодически звонит. А тут вот недавно приехал и привёз нам икону Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость».

Святой мученик Гавриил Белостоцкий (Забуловский)

Св. мученик Гавриил родился 22 марта 1684 года в православной семье в селе Зверках близ города Заблудовка. Родители его, Петр и Анастасия Говдел, держались веры предков в нелегкие для православных времена, когда было очень сильно влияние Брестской унии. Младенца крестили в Заблудовском Успенском монастыре с именем Гавриил в честь архангела Гавриила.

11 апреля 1690 года Гавриил был похищен евреем-арендатором из того же села Шуткой и умучен им. В самый день Пасхи Христовой (20 апреля/3 мая) мальчик был исколот для истечения из него всей крови. Мучитель выбросил его тело в поле, где через девять дней он и был найден родителями. Тело мученика осталось нетленным, при этом собаки все это время охраняли тело от птиц. Тело младенца было погребено в православном Заблудовском монастыре.

В 1720 г. началась эпидемия. Младенцев, умерших от нее, хоронили в близи гроба мученика Гавриила, и однажды во время копания могилы были обнаружены его нетленные мощи. После обретения мощи были перенесены и поставлены в церковный склеп в Зверковской церкви.

В 1746 году в храме вспыхнул пожар. Церковь выгорела до основания, но огонь не коснулся тела невинного страдальца. Тело его лишь приняло от дыма коричневый оттенок.

В 1755 году мощи св. мученика Гавриила были перенесены в Свято-Троицкий монастырь в г. Слуцке Минской губернии. Мощи младенца-мученика лежали в раке совершенно открытыми. У раки висела доска, а на ней на церковно-славянском и польском языках было выгравирована следующая надпись: «Младенца Гавриила Гавделюченко из села Зверков графства Заблудовского, рожденного 1684 года марта 22 дня, а умученного от жидов в Беломстоку в 1690 году апреля 20 дня. О сем кто хочет пространнее ведати, отсылается до книг правных Магдебургии Заблудовския. Мощи его святии принесены из Заблудова до Архимандрии Слуцкой 1755 года мая 9 дня, за благополучным княжением сиятельнейшего князя Иеронима».

20 апреля 1912 года в Свято-Троицком монастыре перед мощами св. муч. Гавриила прошло народное торжество. Была отслужена литургия и совершен крестный ход с мощами мученика, во время которого на глазах народа, архиепископа Антония и предводителя дворянства Рыбакова шестилетний крестьянский мальчик с парализованными ногами получил исцеление. Паломников в те дни в Слуцке было около 35 тысяч человек. Получены сотни приветственных телеграмм от членов Государственного Совета, Думы, братств и императора Николая II.

В 1910 - 1912 гг. по благословению епископа белостоцкого Владимира (Тихоницкого) мощи святого были перенесены в кафедральный собор в Белостоке, а за тем в Супрасльский монастырь. Во время Первой мировой войны мощи св. муч. Гавриила были перевезены из оккупационной зоны. Снова мощи возвращаются в Слуцк. В тридцатые годы XX века Cлуцкую обитель закрывают, а мощи переносят в один из минских музеев; позднее они падают в Гродненскую Преображенскую церковь.

В 1944 г. мощи переносят в Гродненский Покровский храм, где они находились до 21 сентября 1992 г.

С 21 по 22 сентября 1992 г. с благословения архиепископа Белостоцкого и Гданьского Саввы, ныне Митрополит Варшавский и всея Польши, и Гродненского и Волковысского Валентина мощи торжественно были перенесены в кафедральный собор Белостока.

АКАФИСТ

Мученику младенцу Гавриилу Белостокскому

Кондак 1


Избранный младенче Христов Гаврииле, величаем прославльшаго тя Господа, восхваляем тя любовию, твое детское незлобие и страсти честныя воспеваем. Ты же яко птенец непорочен, от чрева матере Богом предуставленный горнему званию сопричтенный, на небесех предстоя, за нас молися да зовем ти:

Икос 1


Ангел светел на земли явился еси, Гаврииле, яко младенец быв, ничтоже скверно совершивый. Темже Христос, от земли восприемый, небесная врата тебе отверзе, избранным сочетавая, с нимиже непрестанно восхваляеши Пресвятую Троицу, того ради услыши нас, поющих тебе на земли сицевая:

Радуйся, благовонный сосуде ангельския чистоты.
Радуйся, благочестивых родителей твоих Петра и Анастасии отрасле пречудная.
Радуйся, младенствующих красото.
Радуйся, яко житие твое безгрешно.
Радуйся, яко честна смерть твоя пред Богом.
Радуйся, в младенчестве Крест Христов возлюбив, понесый.
Радуйся, неизреченную славу Божию на Небеси зрети сподобивыйся.
Радуйся, Гаврииле, мучениче Христов и отроча чистейшее.

Кондак 2


Видя Христос присное нань возстание жестокосердных людей, нарече тя, Гаврииле, младенца совершенна, воина небеснаго добропобеднаго, и тако струями кровей твоих чистейших нечестие богоборцев посече и тех посрами, да тобою видяще величия Божия и величия Церкве нашея лепотно поем в Троице славимому Богу: Аллилуиа.

Икос 2


Разум христоубийством недугующий имея мучитель, родителем твоим на мало время из дому изшедшым, лестию ят тя, Гаврииле, и во град Белосток увезе, от чистыя твоея крове аки зверь хищный жаждай насладитися. Егда же безкровен и мертв был еси, мучителие низринувше тя на ниву житню зелену, близ веси зверски тело твое вергоша; таковому убо подвигу во страдании твоем дивящеся, вопием ти:

Радуйся, тайных убийц жертво кроткая.
Радуйся, претерпевый страшная мучения.
Радуйся, явлей на себе Христовых страстей изображение.
Радуйся, посланный от Господа обличити заблуждения.
Радуйся, утверждение веры.
Радуйся, Церкве светильниче немерцаяй.
Радуйся, яко сопричтен еси ликом мучеников.
Радуйся, яко мученьми твоими прославися Отец Небесный.
Радуйся, Гаврииле, мучениче Христов и отроча чистейшее.

Кондак 3


Силою Всевышняго укрепляемь на Кресте, простерт быв, мучениче чистейший, почил еси в скиниях небесных, зверообразное кровопролитие обличив и яростное нечестие уязвив. Радуйся же, воспевый со всеми страстотерпцы победную песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 3


Имый, мучениче Божий, небо покровом и ниву зелену одром упокоения, трие дни безвестне непогребен пребыл еси. Тмы птиц хищных, с нимиже псов алчных множество, непорочное тело твое окружаху, обаче прикоснутися ему никако дерзающе: пси бо мудрии телу твоему от птиц хищных стражею быша. О сем знамение Божие разумеюще глаголем:

Радуйся, боголюбезное чадо Христово.
Радуйся, дивнаго смотрения Божия исполнение.
Радуйся, Сыну Божию вожделенный.
Радуйся, праведником святым единонравниче.
Радуйся, птенче чистый, в гнезда небесная приятый.
Радуйся, райскаго древа ветве младая.
Радуйся, небесных светлостей сияние.
Радуйся, светлая звездо, на тверди небесней блистающая.
Радуйся, Гаврииле, мучениче Христов и отроча чистейшее.

Кондак 4


Буря волнения одержит ны, страстотерпче младый, егда лютую смерть твою помышляем и чудо преестественное зрим на тебе явленное, яко бо младенец быв телом, муж совершен терпением в страдании твоем явился еси. Тем убо подвиг твой страстный умом созерцающе, воспеваем Давшему ти крепость: Аллилуиа.

Икос 4


Слышавше родителие твоя от насельников веси Зверковския, яко чадо их на месте пусте от триех дний бездыханно обретается, приидоша и кончину твою безвременну оплакавше, честное тело твое на церковный погост принесоша и близ церкве веси тоя Зверки погребоша, безчеловечному жидов злодеянию купно со всеми единоверными ужасахуся. Мы же дивящеся твоему терпению, восхваляем страсти твоя и умиленно взываем:

Радуйся, младая ветве, искуса мирских сластей не вкусившая.
Радуйся, земных благ лишенный, да небесных причастник явишися.
Радуйся, шести лет от жидов погубленный.
Радуйся, в Вечное Царство вселивыйся.
Радуйся, безвременным преставлением своим утробы отца и матере твоих смутивый.
Радуйся, яко скорбь их в радость велию пременися.
Радуйся, яко праведник явился еси Владыце.
Радуйся, подражателю Страстей Христовых.
Радуйся, Гаврииле, мучениче Христов и отроча чистейшее.

Кондак 5


Боготочною звездою был еси в мире, чадо блаженное Гаврииле, блистая ангельскою чистотою, темже ныне сияеши на небесех славою вечною с лики праведник, с нимиже непрестанно взываем Царю Славы Христу: Аллилуиа.

Икос 5


Видя равноангельскую чистоту сердца твего, кротость и незлобие, в нихже мученически преставился еси, Гаврииле, прослави тя во святых своих Бог, воистинну бо чудо преславно: по тридесятех летех тело твое нетленно обретеся, источник исцелений всем с верою к тебе притекающым являеши. Приими убо от нас похвалу сию:

Радуйся, приятелище благодати.
Радуйся, нетлением мощей твоих величайшия радости нас исполнивый.
Радуйся, источниче чудесных исцелений.
Радуйся, яко Господь Сил на тебе дивная явил есть.
Радуйся, неверие жидов низложивый.
Радуйся, кровию своею правоверие утвердивый.
Радуйся, в радость Господа нашего вшедый.
Радуйся, молитвенниче наш пред Богом.
Радуйся, Гаврииле, мучениче Христов и отроча чистейшее.

Кондак 6


Православная Церковь Христова прославляет твоя, младениче Гаврииле, страсти, раны и муки, о Бозе тобою подъятыя, ихже ради дивно прослави тя Господь и тело твое нетленно земли Белостокстей яви, да с умилением зовем: Аллилуиа.

Икос 6


Возсия нам новое чудо, промышления божественнаго тайну являя, егда церковь Зверковская в пламени огня погибе, обаче мощи твоя святыя под спудом ея хранящыяся, неврежденны обретошася. О сем дивящеся, верою с чистым сердцем возглашаем ти, прославленный младениче Гаврииле:

Радуйся, исполнивый на себе слово Божие, яко хранит Господь кости праведных.
Радуйся, утвердивый слово Христа Бога, яко влас главы вашея не погибнет.
Радуйся, сокровище духовное, верных богатящее.
Радуйся, отрадным упованием на спасительная обетования нас веселяй.
Радуйся, на небеси и на земли ангелы и человеки достойно возлюбленный.
Радуйся, молитвами твоими Создателя умилостивляяй.
Радуйся, избранниче Божий.
Радуйся, Псалтирю, славу творца возвещаяй.
Радуйся, Гаврииле, мучениче Христов и отроча чистейшее.

Кондак 7


Хотяй Человеколюбец Господь явити в тебе образ назидания человеком, показа тя, Гаврииле, сугуба страстотерпца, стремления богохульник сокрушающа, да и мы добродетелем твоим, в нихже блистаеши, поревнуем и Царствие Небесное наследим, дивному в Своем промышлении Богу воспевающе: Аллилуиа.

Икос 7


Новый светильник пресветлый, не под спудом сокрываемый, но на свещнице Церкве Христовы поставленный и от Бога прославленный явился еси, святе Гаврииле, тму разсеяваяй и Христу противящыяся богоборцы крепко побеждаяяй, того ради песнословим тя сице:

Радуйся, многи скорби от жидов претерпевый.
Радуйся, тех злобу и коварство победивый.
Радуйся, правую веру во Истиннаго в Троице прославляемаго Бога хранити нас научаяй.
Радуйся, стопы наша на путь спасения направляяй.
Радуйся, за прободеннаго Христа Бога множество ран приемый.
Радуйся, яко о Нем на небеси прославляешися.
Радуйся, славо православных людей честная.
Радуйся, тобою бо посети Господь землю нашу.
Радуйся, Гаврииле, мучениче Христов и отроча чистейшее.

Кондак 8


Странное и преславное знамение благоволения Божия видится на тебе, всем притекающым к тебе, Гаврииле, данною бо тебе благодатию с верою просящих от всяких напастей охраняеши, от скорбей свобождаеши и всяко прошение с верою приносимое исполняеши, научая Дивному в чудесех Своих Богу пети: Аллилуиа.

Икос 8


Весь в язвах, исклан, избоден и обезкровлен быв, Гаврииле, предал еси праведный дух твой в руце Божии, от страданий упокоеваяся, житейских зол и печалей земных непричастен быв. О сем праведном в Бозе упокоении со умилением воспоминающе, сия приносим тебе глаголы:

Радуйся, непорочный во успении твоем.
Радуйся, на лоно Авраама ангелы вознесенный.
Радуйся, во обители райския со славою восприятый.
Радуйся, венцем безсмертия от Господа увенчанный.
Радуйся, Христа Бога благий последователю.
Радуйся, яко наследие твоего младенства есть Царствие Небесное.
Радуйся, яко всем верным воспоминание твое пресладко.
Радуйся, Гаврииле, мучениче Христов и отроча чистейшее.

Кондак 9


Всяк земнородный слышанием о муках твоих, кроткий младенче, умиляется и страсти твоя почитает; Церковь же православная мученическую кончину твою прославляет и о имени твоем святом ликовствует, радостно поющи: Аллилуиа.

Икос 9


Ветии многоглаголивии, очима плотскаго разума смотрящии премудрость Творческую устроения вселенныя, недоумевают, чесо ради страдания непорочных младенцев бывают. Мы же, таинству сему дивящеся, возглашаем ти, Гаврииле святе, зовуще:

Радуйся, яко страдания твоя страданием прочих праведник

Равночестны.
Радуйся, яко во страдании тела за ны Страдавшему сораспялся еси.
Радуйся, сияние Творческия премудрости.
Радуйся, божественное о земнородных произволение.
Радуйся, глас небесный, на подвиг спасения всех призываяй.
Радуйся, персте Божий, горняя нам указуяй.
Радуйся, яко Христу Царю молитвы о нас приносиши.
Радуйся, Гаврииле, мучениче Христов и отроча чистейшее.

Кондак 10


Спастися хотящым, святый мучениче, страдании своими образ являеши праваго шествия к Богу, добродетели и плодов приношения; наслаждаяся же ныне небесных благ неизреченных, помяни и нас, зде на земли страдания твоя восхваляющыя и Богу поющыя: Аллилуиа.

Икос 10


Стена несокрушима еси, Гаврииле, всем скорбящым и напаствуемым, призывающым же тебе, младенче, в болезни сущым и матерем, о чадех своих скорбящым, ослабу и утешение предстательством твоим подаеши. Темже за вся благодеяния, тобою нам являемая, благодарственно восклицаем:

Радуйся, хранителю наш крепкий.
Радуйся, заступниче наш усердный.
Радуйся, младенцев небесный покровителю.
Радуйся, болящих и недужных чад благий целителю.
Радуйся, матерем, ищущым утоления скорби о чадех отшедших, скорый утешителю.
Радуйся, мятущихся помыслами умирителю.
Радуйся, чистоты душевныя назидателю.
Радуйся, угодниче Божий.
Радуйся, Гаврииле, мучениче Христов и отроча чистейшее.

Кондак 11


Пение, еже приносим ти, Гаврииле, несть довольно к похвалению преславных во страдании подвигов твоих, обаче зря усердное наше произволение, приносимое нами пение милостивно приими, нас же от грехов и напастей свободи, да чистым сердцем зовем Создателю нашему: Аллилуиа.


Икос 11


Светом благодати Божия от утробы матере озаренный, нетленен возшел еси к Триипостасному Свету, пред Ним же ходатайствуй о нашем просвещении, о немже моляще умильно вопием ти:

Радуйся, светлый луче Трисолнечнаго Света, оживотворяющаго мир.
Радуйся, теплото духовная, нашу хладность согревающая.
Радуйся, светильниче, нашу темноту просвещаяй.
Радуйся, пламеню, нас возгреваяй в вере, любви и надежде.
Радуйся, ищущым предстательства твоего пред Богом благий споспешниче.
Радуйся, яко много может молитва твоя пред лицем Его.
Радуйся, горняго мира украшение.
Радуйся, дольняго мира похвало.
Радуйся, Гаврииле, мучениче Христов и отроча чистейшее.

Кондак 12


Благодать божественную, никогдаже оскудевающую, но всегда врачующую, испроси нам, святый угодниче Божий, да научит ны подражати тебе в чистоте ангельстей и незлобии, да направиши сердца наша к пламенней молитве и покаянию; да сохранит неврежденны всех с любовию хранящих заповеди Христовы, да дарует нам христианскую кончину; да сподобит на небесех узрети Славу Божию и выну пети Пресвятей Троице: Аллилуиа.

Икос 12


Поем страсти твоя, Гаврииле, славим твое в младенчестем телеси незлобивое мужество, ублажаем память твою, на тебе бо явися слава Христова, слава Церкве Православныя, темже любовию вопием ти:

Радуйся, жертво чистая, закланная Владыце о нас земнородных.
Радуйся, прославивый Господа страданьми своими.
Радуйся, благ вечных наследниче.
Радуйся, грозде винограда Христова.
Радуйся, от враг всяческих крепкий наш заступниче.
Радуйся, славы нам вечныя ходатаю.
Радуйся, воине Христов добропобедный.
Радуйся, младенцев верховниче и хранителю.
Радуйся, Гаврииле, мучениче Христов и отроча чистейшее.

Кондак 13


О непорочный мучениче Христов Гаврииле, младенческаго незлобия и кротости образе пречудный, малаго труда сего достойное достойное пение прием, буди нам теплый молитвенник пред Господем, да во дни наша лукавыя маловерием, гневом и братоненавидением обуреваемии в вере, терпении и любви свято пребудем. И тако все житие наше прешедше вечнаго мучения избавимся, и присно воспоем Богу: Аллилуиа.


(Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й)

МОЛИТВА

Младенческаго незлобия хранителю, мученическаго мужества носителю, Гаврииле блаженне, земли нашея адаманте драгоценный, нечестия обличителю, к тебе мы, грешнии, молитвенно прибегаем и о гресех своих сокрушающеся, малодушия же своего стыдящеся, любовию зовем ти: скверн наших не возгнушайся, чистоты сый сокровище, нашего малодушия не омерзи, долготерпения учителю, но паче сих немощи наша от небес видя, тех исцеление нам твоею подаждь молитвою, и твоея Христу верности подражатели нас быти научи. Аще ли безропотно Крест искушений и злостраданий понести невозможем, обаче и тогда милостивыя твоея помощи не лиши нас, угодниче Божий, но свободу и ослабу нам у Господа испроси, таже и молящыяся о чадех своих матери услыши, здравию и спасению младенцем от Господа податися умоляй. Несть таковаго жесткаго сердца, еже слышанием о муках твоих святый младенче, не умилися и аще кроме умиленнаго воздыхания никоего же благаго деяния принести возможем, но и таковым умиленным помыслом наша умы и сердца, блаженне, просветив на исправление жития нашего, благодатию Божиею нас настави, всели в нас ревность неустанную о спасении душы и о Славе Божией, и о часе смертнем память неусыпную хранити помози нам; наипаче же в смертнем успении нашем терзания демонская и помыслы отчаяния от душ нашых предстательством твоим отжени и сия упованием Божественнаго прощения исполни, во еже непрестанно славити нам милосердие Отца и Сына и Святаго Духа, и твое крепкое заступление во веки веков. Аминь.

ТРОПАРЬ

Тропарь, глас 5:


Святый младенче Гаврииле, ты за Прободеннаго нас ради от иудей, люте от онехже в ребра прободен был еси и за Истощившаго кровь Свою за нас все тело твое на истощение крове в лютыя язвы предал еси, ныне же во славе вечней с Ним вселился еси. Тем помяни и нас, молим, зде чтущих память твою, прося нам здравие телеси и спасение душам нашым.

Кондак, глас 6:


Отечество твое Зверки бысть, мучениче Христов Гаврииле, идеже от истых зверей-иудеев восхищен: абие родителей лишен еси, таже вся поряду люте претерпев, в отечество Небесное преселился еси. Восхищай и нас зде от всяких напастей и скорбей и умоли, молим тя, улучити вечное наследие твое.

Величание:


Величаем тя, страстотерпче святый младенче Гаврииле, и чтем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

КАНОН

Святому мученику младенцу Гавриилу Белостоцкому

Тропарь, глас 5-й

Святый младенче Гаврииле, ты за Прободеннаго нас ради от иудей люте от онехже в ребра прободен был еси и за Истощившаго кровь Свою за нас все тело твое на истощение крове в лютыя язвы предал еси, ныне же во славе вечней с Ним вселился еси. Тем помяни и нас, молим, зде чтущих память твою, прося нам здравие телеси и спасение душам нашим.

Канон, глас 4-й

Песнь 1

Ирмос: Лицы израильтестии невлажными стопами понт Чермный и влажную глубину прогнавше, всадники тристаты, враги, видяще в ней погружены, с веселием пояху: поим Богу нашему, яко прославися.

Припев:

Младенче и мучениче, чудотворче и болезней целителю, Гаврииле, угодниче Христов, достойными словесы твоя подвиги восхвалити недоумею, обаче твоего терпения и незлобия красотою умиляюся, сих дарований причастника и мене покажи, твоего молитвенника.

Святый мучениче младенче Гаврииле, моли Бога о нас.

Людие российстии от иудей умученнаго младенца видевше, от псов же несмысленных, яко сокровище, охраняема, взываху: Господи, того молитвами помилуй нас.

Слава: Анна смиренномудренная, Гавриила мученика мати, со отцем его Петром трудолюбивым слезы на радость преложиша, своего отрочате уведевше неувядаемую славу.

И ныне: Жезл Ааронов прозябший, иже от Иессея преображаше израстший корень, Тя, Пречистую, цвет миру возсиявшую, Бога воплощенна, Егоже о нас молящи не престай, Приснодево, прибегающих к Тебе.

Песнь 3

Ирмос: Яко неплоды роди от язык Церковь, и многое в чадех изнеможе сонмище, чудному Богу нашему возопиим: Свят еси, Господи.

Святый мучениче младенче Гаврииле, моли Бога о нас.

Добро было бысть вам не родитися, нечестивии мучителие, зане отраднее будет Содому и Гоморру в День Судный, неже Христова исповедника убийцем. Того молитвами, Господи, утверди православных веру.

Святый мучениче младенче Гаврииле, моли Бога о нас.

Егда подписание, еже о твоем мучении, от иудеев бывшем, мучениче, сотвориша судии заблудовстии, тогда истерзанное тело твое земле благочестно предаша людие. Но прошедшим тридесятим летом тоежде тлению непричастно обретоша и Господне о тебе промышление прославиша.

Слава: Нищим и обидимым близ есть Господь: Той бо, от нищих родителей отъяти чадо попустив нечестивым, паче царей земных безчадныя прославляет, зане и царие и святителие тех отрочати молитвенно преклоняют колена.

И ныне: Яко носиши на руку, Марие, и от сосцу питаеши Питающаго всякое дыхание, Егоже, Богородице, чтуще, проповедаем: молися Ему, Чистая, о всех нас.

Господи, помилуй (трижды ). Слава, и ныне:

Седален, глас 8-й

О, каковая мучения твоя, отроча, Богу возлюбленное! О, каковая терпения твоего крепость, избодение бо, и медленное крове испущание, и плоти твоея раздирание за Христа приял еси, но Того ради заступник о страждущих младенцех у Христа Бога являешися, матери твоея безчадствованней бывшей, всем матерем, о чадех молящимся, утешитель бываеши и молишися присно о спасении душ наших.

Песнь 4

Ирмос: Услышах Твое, Христе, воистинну преславное, яко безсмертен сый Бог уподобися смертным человеком и пребысть, еже бе, и того ради Твою славлю силу.

Святый мучениче младенче Гаврииле, моли Бога о нас.

Царем и мучителем преклониша выи своя на убиение древнии мученицы, тех подобник бысть Гавриил младенец, кровь свою неповинную на истерзание отдав иудеом жестокосердым. Господи, того молитвами вложи ревность о славе Твоей в души наша.

Святый мучениче младенче Гаврииле, моли Бога о нас.

Аще и в темней погребнице заключиша тебе иудее, о мучениче, аще и страшными муками тебе умертвиша, но абие во светлый чертог Господень дух твой, радуяся, вселися, идеже со Ангелы о славе Господней днесь ликует.

Слава: Милостив буди к моим немощем, мучениче святый Гаврииле, моего малодушия не возгнушався, прощение ми от Господа испроси, иже себе за веру Его не пощадивый и в младенчестем телеси Того прославивый.

И ныне: Тебе, Приснодевую и воистинну едину Богородицу, славим, Юже прообразоваше Боговидцу Моисею неопально, Пречистая, купина, огню примесившаяся.

Песнь 5

Ирмос: Просвещение Твое, Господи, низпосли нам и от мглы прегрешений разреши ны, Блаже, Твой мир даруяй.

Святый мучениче младенче Гаврииле, моли Бога о нас.

Образ злострадания Гавриилова приимем, братие, и своего о вере нерадения устыдимся, от убивающих тело не убоимся, но Имущему власть по убиении в геенну огненную ввергнути, Тому со страхом повинимся, страстотерпца святаго в помощь призывающе.

Святый мучениче младенче Гаврииле, моли Бога о нас.

Люта есть мука, но сладок рай, болезненно на земли безчадие, но неисчерпаемо утешение наше, – родителя Гавриилова взываху, – от земных бо печалей чадо наше к вечной радости преселися.

Слава: Иже о болезнех и муках чад своих скорбяще, родителие, с верою ко гробу Гавриилову припадите, есть бо заступник о них пред Христом, яко кровь свою за исповедание истинныя веры излиявый.

И ныне: Мучителей разум девственное посрами чрево: Младенец бо язву аспидную душегубную испыта рукою и, отступника гордаго низложив, верным под нозе покори.

Песнь 6

Ирмос: Возопи, прообразуя погребение тридневное, пророк Иона, в ките моляся: от тли избави мя, Иисусе, Царю Сил.

Святый мучениче младенче Гаврииле, моли Бога о нас.

Твоих раб моления не отвержи, младенче премудре, твоею славою умиляющихся и твоя подвиги со умиленным сердцем воспевающих, аще терпения твоего не стяжавших, но исправити житие свое желающих.

Святый мучениче младенче Гаврииле, моли Бога о нас.

Всяческих сокровищ, имиже земля украшается: злата, и бисера, и камений многоценных, честнейша суть святых угодников нетленныя мощи, ими бо благодатная сила Божия действует, сия убо нам испроси, угодниче Христов, во исцеление душ и телес наших.

Слава: Аще и многая гонения православнии христиане от иудей и от еретик прияша, окрест славныя обители твоея живущии, обаче стояние твое о истинней вере вспоминающе, от прославления истиннаго Бога и твоего предстательства никакоже отпадоша.

И ныне: Древле убо прельсти мя змий и умори мя праматерию моею Евою, ныне же, Чистая, Тобою Создавый мя из нетления воззвал есть.

Господи, помилуй (трижды ). Слава, и ныне:

Кондак, глас 6-й

Отечество твое Зверки бысть, мучениче Христов Гаврииле, идеже от истых зверей иудеев восхищен: абие родителей лишен еси, поряду люте претерпев, в Отечество Небесное преселился еси. Восхищай и нас зде от всяких напастей и скорбей и умоли, молим тя, улучити вечное наследие твое.

Икос

Прославим, братие, Гавриила младенца, о Христе злострадания приявшаго, той бо, яко ягня незлобивое, льстивому иудею последовав, из дома отча восхищен бысть и в темную погребницу ввержен, ужасная же терзания и избодение плоти своея претерпев надолзе, яко жертва чистая Троице принесеся и многая заступления о молящихся ему чрез многая лета показует, вся приходящия в церковь его зраком нетленнаго телесе своего умиляя. Тому убо возопиим: умоли, молим тя, улучити и нам вечное наследие твое.

Песнь 7

Ирмос: Авраамстии иногда в Вавилоне отроцы пещный пламень попраша, песньми взывающе: отец наших Боже, благословен еси.

Святый мучениче младенче Гаврииле, моли Бога о нас.

Матерей скорбящих утешителю, младенцев болящих целителю, Гаврииле, угодниче Христов, душу мою, скорбящую о гресех своих, утеши и исцели и сию над плотию госпожу молитвою твоею соделай, своея плоти Христа ради не пощадивый.

Святый мучениче младенче Гаврииле, моли Бога о нас.

Или не разумеете, нечестивии иудеи, яко Бога отец ваших врага себе соделоваете, Того создание неповинное люте терзающе и сицевым деянием приносити ему службу мняще, безумнии. Господи, Гавриила молитвами чад их сердца умягчи и сердца наша от сицевыя лютости избави.

Слава: Слуцк град воистинну блажен есть, тамо бо прошедшим пятидесятим шестим летом положися мученика Гавриила нетленное тело, тамо до днесь слезы, молитвы и благодарения пред гробом его от матерей о чадех своих изливаются и всех верующих приемлются моления.

И ныне: Превышши тварей всех еси, яко Творца рождши и Господа. Темже Ти вопию, Богородице: Благословенная, Господь Сил с Тобою.

Песнь 8

Ирмос: Радующеся по осуждении мучительском отроцы, яко да не богам скверным, послужат всем, но живому Богу, на огнь дерзнуша, от Ангела же орошаеми, песнь пояху: дела Господня, Господа пойте и превозносите во вся веки.

Святый мучениче младенче Гаврииле, моли Бога о нас.

Птицы сыроядцы, над истерзанным телом мученика реюще, и пси гладнии, сия отражающе и тело мученика храняще, обличителие злодеяния иудейскаго явишася, слава же святаго немии проповедницы.

Святый мучениче младенче Гаврииле, моли Бога о нас.

Аще и зверие глада своего о святем телесе утолити не дерзнуша, како убо злоба иудеев тем насыщашеся? Како тии, чудо зряще, не покаяшася? Зри, о душе моя, сих ожесточение, и ужаснися, и святому сему помолися, да от всякия злобы тебе выну ограждает.

Слава: Слезы умиления о подвизе и о славе младенца и мученика проливающе, братие, своего окаянства восплачим и своего нерадения устыдимся: аще бо тако Богу угоди младенец малый, почто мы, мужие, сущи о сем небрегохом?

И ныне: От ребра Адамова создавый Тя, от Твоего девства воплотися, Иже всех Господь, Егоже поюще, вопием: вся дела, благословите, пойте Господа и превозносите во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: От земнородных рождшися и Творца рождшая, наша похвало, Богородице Чистая: Тя яко владычествующую тварьми, величаем.

Святый мучениче младенче Гаврииле, моли Бога о нас.

И ныне, угодниче Божий Гаврииле, о народе российстем буди пред Господом предстатель, якоже древле: тогда бо от иудей и еретик мучения христиане приимаху, ныне же от обою соблазном вдаются люте, темже твоего стояния даруй нам память и о подражании тебе ревность благую.

Святый мучениче младенче Гаврииле, моли Бога о нас.

Мысленнаго убийцу души моея, сию поглотити ищуща, побеждати помози ми, Божий угодниче, тело свое на истерзание предавый, но душу свою непорочну от тех устрашения сохранивый и Христу, аки дар честен, страдания своя принесый и сего ради от Него благодать приявый, во еже молитвы наша Престолу славы Его присно возносити.

Слава: Язвы, на твое младенческое тело от иудей возложенныя, язвы врагу спасения нашего явишася, демонов победителю, Гаврииле блаженне, от ихже мучительства избави души наша и над тех искушений победители предстательством твоим яви нас.

И ныне: От земнородных возрастши и Зиждителя рождши, радуйся, наша похвало, Богородице Чистая, Тя, яко обладающую тварьми, величаем.

Фотография иконы с сайта:

Loading...Loading...