О брачном пире. Не в брачной одежде

– Друг! – однажды эти слова услышит каждый из нас, смотря Христу прямо в глаза. А дальше мы можем услышать следующие слова..
– Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?

Не думаю, что в Царстве Небесном существует дресс-код и для того, чтобы отличить друзей, там нужна униформа. Свойства нашей души и сегодня легко читаются по нашему лицу. Там же душа будет более осязаема и, следовательно, более видна ее суть. На нашем лице каждый может прочесть чем мы жили.

Мы знаем, что все мы воскреснем. Кто-то говорит, что тела нам будут даны те же, что имеем сейчас, но только молодые и здоровые. Но это странно. Зачем тогда умирать, чтобы обрести то же самое? Ведь если и воскреснем в том же теле, то временная жизнь после смерти до Суда вообще бессмыслица.

Апостол Павел пишет,​ что: «..не все мы умрем, но все мы изменимся». Значит, все-таки тела будут другими, преображенными, более легкими и светлыми. В самом деле, зачем волку в Раю зубы, а кошке когти? Зачем человеку тоже чрево для тяжелой пищи и все то, что ему досталось по родству от зверя?

Никто не знает меры телесности и преображения воскресшего тела. Будет ли это тонкое эфирное тело без кожаных риз или наше тело получит только косметический тюнинг, Один Бог знает..

Апостол Фома отказался испытать качество плоти Господа и не дотронулся до его ран. Апостолы видели Христа в образе человека, но они не знают как существует это тело сейчас. Ведь если оно такое же, то Ему нужна вода, свет и прочие условия существования на земле. То есть это вознесшееся тело должно пребывать на планете Земля-2 и ждать повторного десанта к нам. А это чепуха. Значит, здесь некая тайна.

Совершенно логично, что образ нового тела будет связан с личной мерой святости или, хотя бы, благочестия. Очевидно, что брачная одежда друзей Христа, которые соберутся на Его Пасхальный пир в Царстве Небесном будут украшены нашей личной добродетелью.

Святость будет определять то, что там можно будет назвать одеждой. Вряд ли это будет этническая одежда древней Палестины или одежды греков, в которые иконописцы одевают святых.

Это условность иконописцев, которые очень смело утверждают, что свидетельствуют об образе преображенного бытия. Сандалии, хитоны, фелони, шапочки в виде рюмочки есть условность графики.

Разумеется, что за отсутствие свадебного халата не выбросят гостя во тьму внешнюю пришедшего на пир не в брачной одежде. Разве Христос смотрит, кто как одет? И не за то свяжут ангелы душу, что Христу жалко будет Небесных яств или то, что Он честолюбив и обидчив. А за то, что на вопрос Спасителя:

– Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?

Этот «друг» ответил молчанием. Так уже было, когда Бог Отец пошел искать согрешившего Адама, а тот сперва прятался от Него, а потом принялся оправдываться и врать. То есть обман и нежелание быть честным и любящим сыном привело праотца на лицо земли, где смерть и земля в волчцах.

Это место в Евангелии можно трактовать тремя способами. Самый популярный - укорение и назидание на примере древнего Израиля, отвергнувшего свое призвание. Но часто такое толкование больше походит на сюжет учебника истории древнего мира. Отвергнувшие давно в земле, и от них, в лучшем случае, остались только зубы или осколки костей. На Страшном Суде Господь точно не спросит с нас за их грех

Второй - перенесение притчи на нас. Ведь Евангелие – вневременной поток информации. Оно - благая весть для каждого из тех, кто его читает. Здесь уместно вспомнить о новых призванных на пир Христа - всех христианах всего света.

Ну, или конкретно о России. Тут опять ловушка. Вспоминая антихристианскую революцию в России думают, что иноземец-масон одурачил русского мужика и он наломал дров. Но, мне кажется, что русские не такие уж дети, чтобы их можно было одурачить и подбить сжечь свой дом. Другие, уверены, что революция сломала хребет русскому народу окончательно и бесповоротно. Они ждут гибели империи и находятся в смертной панике.

Я думаю, что если хочешь научить уму и пророчествовать о своем городе, то сначала нужно стать как местночтимый святой. Как наша рязанская блаженная Любовь. Если хочешь знать, что Бог написал о России - стань преподобным Серафимом или Сергием.

Если хочешь знать о чашах, уготованных миру - будь как Иоанн Богослов

Нет в тебе такого духа - внимай себе, как советуют святые люди. Это третий способ.

Таким образом, примем к себе обращение Христа «друг» и посмотрим, а что сделал не так этот упоминаемый Спасителем евангельский «друг» и «друзья друга».

Мы не знаем, что натворил этот «друг» из притчи, но косвенно можем догадаться о проблеме из реакции озлобившихся законников. Они приняли укор притчи на свой счет и решили убить Христа. Они огорчились словами Христа оттого, что их отношения с Богом были легкими.

Закон проще любви. Их закон, с натяжками, но позволял им убить пророков. Строгость закона всегда компенсируется возможностью обойти его уловками в параграфах. Закон вообще не предполагает любовь. Ни к вышним, ни к нижним. За законом можно спрятать сердце. И это удобно.

И мы так поступаем: судимся, живем по расчету и с понятием того, что не запрещено, то можно. Устранив из своей жизни любовь, а следовательно и Бога, человек находит радость в простых вещах: в еде, автомобилях, деньгах, в противоположном поле, в вине и даже убийствах. Радость греха реально существует. Точнее не радость, а опьянение пороком и следующее за ним похмелье.

Сначала грешить трудно, а потом человек навыкает и живет от греха к греху, украшая пороками свою жизнь и вытолкнув из нее Бога. Грех как наркотик привязывает к себе преступника. Без греха злодею плохо. Наскучивая одним грехом, злодей переходит к другому до тех пор, пока неизбежно не дойдет до вражды на Бога или самоубийства.

С Богом порочному человеку скучно. Молиться, то есть беседовать с Богом, неохота и не о чем.

Но рано или поздно эта встреча произойдет. О чем мы будем с Ним говорить? О наследстве, болезни, еде, автомобилях и деньгах? В самом деле, что у меня есть сказать Богу? Или о чем мы будем беседовать с Его друзьями за пасхальным столом? Вот, обнял нас Христос и говорит:

Садись, сын мой, давай поговорим.

А говорить и не о чем. Жили разными интересами, часто путая добро и зло со своей прихотью.

Мы одновременно и добрые и злые. Очень редко бываем по временам, даже, святыми, но больше скучными и холодные сердцем. Но вот и таких Христос любит и ждет. У нас есть еще время оглянуться и посмотреть, а как так получилось, что «обычная» жизнь обычных людей, привела к тому, что им пришлось услышать: «…царь разгневался, и, послав войска’ свои, истребил убийц оных и сжег город их».

Ничего нет дурного в том, что человек любит свою работу, землю или жену. Плохо то, что жена, работа, деньги или здоровье становится богом. Жена-бог рано или поздно задаст перца. Работу-бога, все равно, всю не переделаешь и всех денег не заработаешь.

Но жизнь пройдет, жена постареет, здоровье, нужное для работы, кончится, и жизнь потеряет смысл. Она теряет смысл не только на земле, но и на небе. Придет время и станет вокруг нас тихо и строго. И мы зададим себе простые и важные вопросы.

В самом деле, зачем тысячи поколений как заведенные куклы непрестанно женятся, пашут землю и ищут деньги? Где эти деньги царя Ксеркса и красота Нефертити? В лучшем случае ломанное золото древнего мира выставлено в Эрмитаже, а мумия египетской красавицы в виде жалкой перебинтованной куклы лежит в стеклянном ящике на всеобщем обозрении. Крутится эта карусель истории, и сегодня наша очередь недолго покружиться на ней.

Но в руках у нас билет на Пир Бога. И с этим билетом надо прервать вековечное кружение и пойти во дворец Небесного Царя на пир. Это пир не в изобилии еды и вина. А он в радости. Ведь, душа питается радостью. Прав. Иоанн Кронштадтский писал, что если на сердце нет радости, значит там прилег враг Христов.

Зов Бога мы можем услышать сердцем, принимающим благодать. Эта благодать нам дается не только в храме и в таинствах, но и за его оградой. Она везде. Благодать принимается от честной работы, от верности людям, от всего того, что без Бога - губит и ведет к греху и одиночеству безбожия.

Лучший способ испортить себе настроение - начать думать о себе. Лучший способ испортить себе жизнь - жить только для себя. А лучший способ кануть с головой во тьму внешнюю - принести на небо свои проблемы.

Дом Божий - это весь мир. В нем ежедневно совершается Литургия. Пасха бывает не в мае или в апреле. Она всегда в вечности. И пир, он везде. Только на небе мы будем с Богом лицом к лицу, а сейчас мы всего лишь чувствуем Его руку на своем плече.

Пусть нас не обманывает древнее заблуждение и антураж внешнего благочестия и ложное мнение, что с Богом можно договориться как с деловым партнером. Мало просто ходить в храм. Мало читать и вычитывать. Мало спорить в блогах.

На этом уже попались те, кто выслушав притчу хотели убить Христа. Надо жить и любить. В этом случае Закон всего лишь инструмент усиления любви, но никак не смысл жизни. Кто же любит инструмент больше дела? Закон сам по себе охлаждает и высушивает душу С холодным и тяжелым сердцем не слышащим голоса Христа даже в храме можно быть чужим. Чужим можно быть, даже причащаясь на малом пиру литургии.

Однажды, человек любящий Бога достигает в своем развитии такого этапа, когда он понимает и видит, что мир полон радости. Так человек находит ее везде. И ему становится стыдно своего счастья среди простых и измученных людей. Не потому счастлив праведник, что все у него есть или он совсем здоров.

Нет. Он счастлив тем, что ему не нужно земное богатство. Он счастлив тем, что к чему он ни прикасается открывает ему источник благодати. Он счастлив, видеть, что на все, на что падает его взор полно этой благодати с избытком. Все это происходит потому, что у него в работе, и в семье, во сне и бодрствовании на первом месте Бог. И все это земное счастье и небесные дары, и вечная радостная жизнь дается нам ни за что, а просто даром по любви. Так почему бы это не взять?

Так жить хорошо. Христианину этот мир прекрасен. А за границей жизни он еще лучше.

Что такое брачная одежда? В православной традиции это понятие имеет важный смысл – как мирской, так и духовный. Истоки его лежат в притче о брачном пире, изложенной в Евангелии от Матфея.

Притча о брачном пире

В древнем христианском сказании говорится о царе, устроившем брачный пир для своего сына и позвавшем гостей на этот великий праздник. Однако вместо того, чтобы откликнуться, многие люди отказались прийти на царское торжество. Они сослались на свои более важные дела и занятия и проигнорировали почетное приглашение. А некоторые встретили посланников насмешками и даже, чтобы досадить царю, убили его слуг.

Тогда царь, видя, что его ожидания напрасны, сказал слугам: «Дом мой полон, все на столах, все приготовлено. Что же я буду один в пустом доме находиться? Будет мой праздник мрачен. Пойдите по всем улицам! Всех бродяг, всех нищих, кого встретите на дороге – всех зовите, чтоб был зал наш полон» .

И пошли они по улицам и созвали людей, так что царский дом наполнился. Конечно, каждый человек из уважения к царю и его празднику постарался одеть свою лучшую одежду и привести себя в порядок. А один гость не побеспокоился об этом и, как был в рваной, грязной рабочей одежде, так и сел за праздничный стол. Обходя столы по время пира, царь заметил этого человека, подошел к нему и сказал: «Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде? Почему ты спокоен и ничего не предпринимаешь, как будто у тебя уже все хорошо? Откуда такое дерзновение, на что ты надеешься? Я нашел тебя на обочине какой-то дороги, всеми забытого и негодного, Я привел тебя сюда, а ты Меня оскорбляешь своим пренебрежением» . И велел слугам вывести вон этого человека и наказать его.

Житейское толкование

Если толковать притчу в житейском, бытовом понимании, то брачная одежда – это самая красивая и аккуратная, которая есть у человека. Гость, которого позвали на свадебное торжество, естественно, старается надеть самое лучшее одеяние, чтобы своим видом отдать дань уважения хозяевам праздника и остальным гостям и подчеркнуть значимость этого события. Некоторые люди, особенно женщины, и вовсе пользуются такими поводами, чтобы блеснуть новым шикарным нарядом. Даже бедные родственники или друзья, приглашенные на свадьбу, стремятся одеться нарядно и красиво в меру своих возможностей.

Если же кто-то на свадебный обед придет в рваной, грязной рабочей одежде или даже обычной, повседневной, то этим он может оскорбить жениха и невесту, обидеть их родственников и родителей. Да и прочие гости наверняка осудят такого человека за неприличное поведение и пренебрежение к хозяевам и приглашенным.

У некоторых толкователей Евангелия также существует версия, что брачная одежда – это особые церемониальные одеяния, которые выдавались всем приглашенным к царю на брачный пир. И тот, кто ее не надевал, бросал вызов обычаям и традициям того времени. В любом случае, эти толкования не противоречат друг другу, и их смысл в том, что на брачном пире каждый должен выглядеть наилучшим образом.

Духовное толкование

В христианском понимании Бог Отец позвал всех на брачный пир Его Сына Иисуса Христа с Церковью. Поэтому люди должны сделать все зависящее от них, чтобы предстать перед Богом чистыми и нарядными душой.

В духовно-нравственном смысле брачная одежда означает любовь. Любовь к Богу даже самого отъявленного грешника способна сделать прекрасным. Добродетель меняет человека, украшает его: светятся глаза, на лице – улыбка, и поступки его наполнены добротой.

Еще брачную одежду можно понимать в качестве покаяния. Такая добродетель доступна каждому, она прикрывает духовную нищету и облагораживает людей в глазах Бога, несмотря на прошлые грехи и внутренние пороки.

Вторая часть притчи, таким образом, говорит о том, что Бог призывает к себе всех людей, несмотря на их недостатки, и нельзя отвечать Ему пренебрежением. Нужно задуматься над своим внутренним миром: есть ли в нас та самая любовь, покаяние, доброта и другие достоинства? Только при трезвом взгляде на себя, признав свои слабости и ошибки, можно начинать «ткать» ту самую духовно-нравственную брачную одежду, которая очистит душу и прикроет греховный срам.

(Мф. 22:1-14)

Притча о брачной одежде преподносит нам урок величайшего значения. Под свадьбой подразумевается союз человеческого с божественным; брачная одежда представляет здесь тот характер, каким должны обладать все, кто удостоился чести быть гостем на свадебном пире.

Эта притча, как и притча о великой вечере, говорит о евангельском призыве, отвергнутом еврейским народом, и об обращении этого призыва милосердия к язычникам. Но, указывая на тех, кто отверг призыв, эта притча говорит о еще более наглом оскорблении и о еще более ужасном возмездии. Приглашение на пир - это в данном случае призыв царя. Он исходит от того, кто облечен властью и силой повелевать. И это приглашение означает высокую честь. И все же оказанная честь оказалась не оцененной. Авторитетом царя пренебрегли. Если в притче о великой вечере приглашение хозяина дома было встречено с безразличием, то приглашение царя в настоящей притче было встречено оскорблениями и убийством. Слуг царя встретили с презрением, безжалостно обошлись с ними, а потом убили.

Хозяин в притче о брачной вечере, видя пренебрежительное отношение приглашенных к нему, объявил, что никто из них не будет присутствовать на вечере. В этой же притче те, кто обнаружил свое презрение к царю, заслужили гораздо большее наказание, чем просто исключение из числа приглашенных гостей: “Царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их”.

В обеих притчах на пиру в конце концов оказывается множество гостей, но вторая показывает, что присутствующие там должны были сделать некоторые приготовления. Те же, кто пренебрег приготовлением к пиру, были изгнаны. “Царь, вошед посмотреть возлежащих …увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов”.

Приглашение на пир было передано людям учениками Христа. Господь послал двенадцать апостолов, а затем еще семьдесят возвестить о том, что Царство Божье близко, и призвать людей покаяться и поверить Евангелию. Но призыв этот остался без внимания. Те, кого пригласили на пир, не пришли. Слуги в притче были посланы еще раз, чтобы сказать. “Вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир”. Это была весть к иудейской нации после распятия Христа; но народ, который провозглашал себя Божьим, особым народом, отверг Евангелие, принесенное ему в силе Святого Духа. Многие отвергли его с презрением. Другие же были настолько раздражены призывом к спасению и предложенным прощением за их отвержение Господа славы, что во гневе обратились на принесших им эту весть. “Произошло великое гонение” (Деян. 8:1 ). Многие люди были брошены в тюрьму, а некоторые из вестников Господа, Стефан и Иаков, были убиты.

Еврейский народ подтвердил таким образом свое отвержение милосердия Божьего. Христос в Своей притче предсказал последствия этого: “Царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их”. Произнесенный здесь приговор исполнился и в судьбе еврейского народа: Иерусалим был разрушен, а нация рассеяна по всему свету.

Третье приглашение на пир символизирует в притче распространение Евангелия среди язычников. Царь сказал: “Брачный пир готов, а званые не были достойны; итак, пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир”.

Слуги царя, “выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых”. Это было весьма пестрое общество. У иных из них было не больше уважения к хозяину пира, чем у тех, кто с самого начала отверг его приглашение. Как приглашенные в первый раз не могли, как им казалось, пожертвовать земными делами ради участия в пире царя, так и откликнувшиеся на последнее приглашение в большинстве своем тоже думали только о своих земных удовольствиях. Они пришли попировать без малейшего желания почтить позвавшего их царя.

Когда царь вышел взглянуть на гостей, ему открылся истинный характер каждого из них. Для каждого из приглашенных была приготовлена брачная одежда. Это одеяние было даром царя. Облачаясь в этот наряд, гости демонстрировали свое уважение к хозяину пира. Но один из гостей был одет в обычную одежду. Он не захотел подготовиться к пиру так, как требовал царь. Он пренебрег одеянием, приготовленным для него и стоившим больших затрат. Этим он оскорбил господина. На вопрос царя: “Как ты вошел сюда не в брачной одежде?” - он не смог ответить ничего и таким образом вынес себе приговор. “Тогда сказал царь слугам: "Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю"”.

Знакомство царя с гостями в данной притче символизирует суд. Гости на евангельском пире - это те, кто заявляет, что служит Богу, те, чьи имена записаны в книге жизни. Но не все, считающие себя христианами, являются истинными учениками Христа. Прежде чем им будет дано окончательное вознаграждение, должно быть решено, кто из них достоин разделить наследие праведных. Это решение должно быть принято прежде Второго пришествия Христа на облаках небесных; ибо когда Он придет, Он уже принесет Свою награду или возмездие, “чтобы воздать каждому по делам его” (Откр. 22:12 ). Еще до того, как Он придет, достоинства дел каждого человека будут определены и оценены, и каждому из последователей Христа будет определено воздаяние в соответствии с его делами.

В то время когда люди еще живут на земле, в небесных дворах уже происходит следственный суд. Бог обозревает жизни каждого, называющего себя последователем Христа. Дело каждого рассматривается в соответствии с записями в небесных книгах, и, согласно записанным там делам, определяется вечная участь каждого.

Под брачной одеждой в притче символически представлен чистый, незапятнанный характер, которым будут обладать истинные последователи Христа. Церкви дано было “облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых” (Откр. 19:8 ), чтобы быть “не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного” (Еф. 5:27 ). Виссон - это праведность Самого Христа, Его Собственный безупречный характер, который через веру дается всем, кто принимает Христа как своего личного Спасителя.

Белые одежды непорочности носили наши прародители, когда были поселены Богом в святом Едеме. Они жили в полном согласии с волей Божьей. Вся сила их любви принадлежала их Небесному Отцу. Дивный мягкий свет, свет Божий окутывал святую пару. Это одеяние из света было символом духовных одежд Адама и Евы, их небесной непорочности. Если бы они всегда оставались верными Богу, одеяние света вечно продолжало бы окутывать их. Но когда вошел грех, они разорвали свой союз с Богом, и окружавший их свет исчез. Нагие и чувствующие стыд, Адам и Ева попытались прикрыть свою наготу сшитыми фиговыми листьями.

Это же пытаются делать все, кто преступает Божий закон еще со времен неповиновения наших прародителей. Они сшивают фиговые листья, чтобы прикрыть свою наготу, вызванную грехом. Они носят одежды своего собственного изобретения, и своими собственными делами они пытаются упрятать свои грехи и сделаться приемлемыми для Бога.

Но этого они никогда не смогут сделать. Человек не может создать ничего, что могло бы заменить утраченную им одежду непорочности. Ни в одеянии из фиговых листьев, ни в любой мирской одежде невозможно воссесть рядом со Христом и ангелами на брачном пире Агнца.

Лишь в одеянии, приготовленном для нас Самим Христом, можем мы предстать перед Богом. В такое облачение, в одежду Своей Собственной праведности Христос оденет каждую кающуюся, верующую душу. “Советую тебе, - говорит Он, - купить у Меня… белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей” (Откр. 3:18 ).

В этом одеянии, сотканном на небесах, нет ни одной нити, сотворенной усилиями человека. Христос, принявший человеческую природу, выработал совершенный характер, и этим характером Он предлагает наделить и нас. “Вся праведность наша - как запачканная одежда” (Ис. 64:6 )”. Все, что мы можем сделать сами, запятнано грехом. Но Сын Божий “явился для того, чтобы взять грехи наши; и в Нем нет греха”. Грех есть “беззаконие”, Христос же был послушен каждому требованию Закона. Он сказал о Себе: “Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце” (Пс. 39:9 ). Пребывая на земле, Он говорил Своим ученикам: “Я соблюл заповеди Отца Моего” (Ин. 15:10 ). Своим совершенным послушанием заповедям Божьим Он предоставил каждому человеку возможность соблюсти их. Когда мы подчиняемся Христу, наше сердце сливается с Его сердцем, наша воля растворяется в Его воле, наш разум приходит в единство с Его разумом, все наши мысли сосредотачиваются на Нем: мы живем Его жизнью. Это и означает быть облаченным в одежду Его праведности. Когда теперь Господь вновь смотрит на нас, Он видит уже не одежду из фиговых листьев, не наготу и не изуродованность грехом, но Свою Собственную одежду праведности, которая есть совершенное послушание Закону Иеговы.

Царь оглядел гостей брачного пира. Только те из них, кто подчинился его требованиям и оделся в брачные одежды, были оставлены. То же случится и с гостями брачной вечери Агнца. Все должны предстать перед испытующим взором великого Царя, и приняты будут лишь те, кто оделся в одежды праведности Христа.

Праведность есть праведные дела, и именно по ним все будут судимы. Наш характер проявляется в том, что мы делаем. Наши дела доказывают искренность нашей веры.

Недостаточно верить, что Иисус не был самозванцем и что библейская религия не является искусно построенным мифом. Мы можем верить, что имя Иисуса является единственным именем под небесами, которым человек может быть спасен, но так и не признать Его своим личным Спасителем. Недостаточно верить в теорию истины. Недостаточно провозгласить себя верующим во Христа и быть записанными в церковной книге. “Кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам”. “А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди” (1 Ин. 3:24; 2:3 ). Таково истинное доказательство обращения человека. Что бы мы сами ни говорили о своей праведности, она ничего не стоит, если в наших делах не будет явлен Христос.

Истина должна укорениться в нашем сердце, она должна управлять нашим разумом, контролировать наши чувства. Все наше естество должно нести отпечаток Божественного. Каждая йота Слова Божьего должна воплотиться в наших повседневных делах.

Тот, кто становится причастником Божеского естества, будет находиться в гармонии с Божьим великим мерилом праведности, Его святым Законом. Бог оценивает действия людей согласно этому великому эталону, и именно он будет мерилом испытания нашего характера на суде.

Многие считают, что смерть Христа привела к отмене закона; но они тем самым противоречат словам Христа: “Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков… Доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все” (Мф. 5:17, 18 ). Для того, чтобы искупить человека от последствий нарушения Закона Христос отдал Свою жизнь. Если бы закон мог быть изменен или отменен, Христу не нужно было бы умирать. Своей жизнью на земле Христос возвеличил Божий Закон. И Своей смертью Он утвердил его. Он отдал Свою жизнь в жертву не затем, чтобы уничтожить Божий Закон, не затем, чтобы создать какой-то иной, более низкий эталон, но для того, чтобы поддержать справедливость, чтобы показать непреложность закона и укрепить его навечно.

Сатана говорил, что человеку не по силам соблюдать заповеди Божьи; и это действительно невозможно для нас, если мы надеемся только на свои собственные силы. Но Христос, приняв человеческую природу, Своим совершенным послушанием доказал, что в союзе с Богом человек может повиноваться каждому Божьему предписанию.

“А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими” (Ин. 1:12 ). Эта сила - не человеческая. Это - Божья сила. Когда душа принимает Христа, она получает и силу, чтобы жить жизнью Христа.

Бог требует от Своих детей совершенства, эталон которого Он определил в Своем Законе, запечатлев в нем Свой Собственный характер. Этот безошибочный стандарт был явлен всем, чтобы не могло быть никакой ошибки относительно тех качеств, которыми будут обладать люди в Его Царстве. Жизнь Христа на земле была совершенным выражением Закона Божьего. Поэтому когда те, кто называют себя детьми Божьими, будут подобны Христу в характере, они будут послушны и Божьим заповедям. Только тогда Господь сможет сделать их членами небесной семьи. Одетые в славные облачения Христовой праведности, они получат место на брачном пире Царя. Они по праву присоединятся к сонму омытых кровью.

Человек же, явившийся на пир не в брачной одежде, олицетворяет духовное состояние многих людей в современном мире. Они считают себя христианами и заявляют о своем праве на благословения и привилегии Евангелия, но не испытывают нужды в преобразовании характера. Они не пережили истинного покаяния. Не осознают они своей нужды во Христе и не укрепляются в вере в Него. Такие люди не преодолели своих врожденных и приобретенных наклонностей ко злу. И все же они считают себя вполне добропорядочными и находят возможным полагаться только на свои собственные силы вместо того, чтобы довериться Христу. Это те, кто, услышав Слово Божье, пришел на пир, но не одел одежду Христовой праведности.

Многие из называющих себя христианами являются просто моралистами в чисто человеческом смысле. Они отказались от дара, который один только может сделать человека способным прославить Христа, представив Его миру. Работа Святого Духа для них - странное дело. Они не являются исполнителями Слова. Для них стали почти неразличимыми те небесные принципы, которые проводят различие между теми, кто находится в единстве со Христом, и теми, кто соединен с миром. Так многие, называющие себя последователями Христа, уже не являются отделенным и особенным народом. Различия между верующими и неверующими стали практически незаметными. Люди подчинили себя миру, его обычаям, его самолюбию. Сама Церковь вместо того чтобы привести мир к повиновению Закону Божьему, в нарушении этого закона уподобилась миру. Церковь все более превращается в мирскую организацию.

Все эти люди ожидают обрести спасение благодаря смерти Христа, отказываясь в то же время жить Его жизнью самопожертвования. Они расхваливают богатства безвозмездно дарованной благодати и пытаются создать видимость праведности, надеясь таким образом скрыть изъяны своего характера, но все их усилия будут тщетны в великий день Божий.

Праведность Христа не покроет ни один лелеемый грех. Бывает так, что человек нарушает закон в своей душе, хотя внешне не совершает никакого преступления. Мир может считать его человеком безупречной честности, но Закон Божий открывает тайники его сердца. О всяком поступке человека судят по вызвавшим его мотивам. Оправданными будут только те человеческие побуждения, которые согласуются с принципами Божьего Закона.

Бог есть любовь. Эту Свою любовь Он явил, подарив миру Христа, отдав “Своего Сына Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3:16 ). Он ничего не пожалел для тех, кого Он выкупил для Себя. Он отдал нам все небо, откуда мы можем черпать силы и способности, чтобы нам не отступить и не быть побежденными нашим врагом. Но любовь Бога не означает, что Он извиняет грех. Он не извинил ни грех сатаны, ни грех Адама или Каина; не оправдывает Он никакой из грехов любого другого человека. Он не будет смотреть сквозь пальцы на наши грехи или потворствовать слабостям нашего характера. Он хочет, чтобы мы победили их во имя Его.

Отвергающие дар праведности Христа отказываются приобрести такие качества характера, которые позволили бы им стать сыновьями и дочерьми Божьими. Они отказываются от того, что одно только может принести им право на участие в брачном пире.

В этой притче на вопрос царя: “Как ты вошел сюда не в брачной одежде?” человек тот молчал. Так будет и в день великого суда. Здесь, на земле, человек может пытаться оправдать те или иные свои пороки, но в судный день никаких извинений у него не найдется.

Современным христианским церквам даны величайшие возможности. Господь открылся нам во все возрастающем свете. Сегодня наши преимущества намного превышают те, которыми обладал народ Божий в древности. Мы обладаем не только великим светом, который когда-то был дарован Израилю, но у нас есть еще большее свидетельство безграничного дара спасения, данного нам через Христа. Все, что было для евреев лишь символом и прообразом, для нас стало реальностью. У них был только Ветхий Завет; мы, кроме этого, обладаем и Новым Заветом. Нам дано обещание Спасителя, Который уже приходил, Спасителя, Который был распят, воскрес и над гробницей Иосифа провозгласил: “Я - воскресение и жизнь”. Через познание Христа и Его любви Царство Божье установлено среди нас. Христос открывается нам в проповедях и песнопениях. Духовный пир представлен перед нами во всем изобилии его богатства. Брачная одежда, приобретенная бесконечной ценой, предлагается даром каждому. Вестники Божьи раскрыли нам многие драгоценные истины: праведность Христа, оправдание по вере, обильные и бесценные обетования Слова Божьего, свободный доступ к Отцу через Христа, утешение Духа Святого, надежное заверение в вечной жизни в Царстве Божьем. Что еще мог бы сделать Бог, чего Он еще не сделал для приготовления великой вечери, небесного пира?

Ангелы на небесах сказали: “Мы исполнили порученное нам служение. Мы оттесняли армии ангелов зла. Мы вселяли в души людей свет, обостряли их разум для осознания любви Божьей, явленной в Иисусе. Мы направляли их взоры к Голгофскому кресту. Их сердца были глубоко потрясены силой греха, который распял Сына Божьего. Они обратились. Они видели тот путь, который вел их к обращению; они чувствовали силу Евангелия; их сердца смягчились, когда они вкусили сладость Божьей любви. Они увидели красоту характера Христа. Но для многих все это оказалось напрасным. Они не отказались от своих привычек и своего характера. Они не сбросили мирских одеяний, чтобы быть одетыми в небесные одежды. Их сердца остались в плену корыстолюбия. Дружба с миром была для них дороже любви к Богу”.

Суровым будет для них день окончательного решения. Апостол Иоанн так описывает его в пророческом видении: “И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими” (Откр. 20: 11, 12 ).

Перед лицом вечности страшно им будет оглянуться назад. Вся их жизнь предстанет перед ними такой, какой она была. Мирские удовольствия, богатства и почести покажутся теперь ничтожными. Люди увидят, что единственной подлинной ценностью была и остается праведность, которую они презирали. Они увидят, что сформировали свой характер под влиянием обманчивых обольщений сатаны. Одежды, которые они предпочли, будут говорить об их преданности первому великому отступнику. И тогда они увидят последствия своего выбора. Они поймут тогда, к чему приводит нарушение заповедей Бога.

Но нового испытательного срока для приготовления к вечности уже не будет. Лишь в этой жизни нам дается возможность облечься в одежду Христовой праведности. Это - наша единственная возможность сформировать свой характер для того дома, который Христос приготовил для соблюдающих Его заповеди.

Дни, предоставленные нам для испытания, быстро истекают. Их конец близок. Это для нас звучит предупреждение: “Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно” (Лк. 21:34 ). Остерегайтесь, чтобы день тот не застал вас неприготовившимися. Будьте внимательны, чтобы не оказаться на царском пире без брачной одежды.

“В который час не думаете, приидет Сын Человеческий”. “Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его” (Мф. 24:44; Откр. 16:15 ).

Слово в неделю 14-ю по Пятидесятнице
о необходимости покаяния для христианина

(Евангелие от Матфея, 89 зачало, глава XXII, стихи 1-14)

Мы много раз читаем и перечитываем Евангелие, слушаем его в храме, знакомы и с толкованиями. В домашнее молитвенное правило каждого христианина обязательно должно входить и чтение Священного Писания Нового Завета. Однако часто случается, что чтение Евангелия не производит должного впечатления на нашу душу. Апостол Павел говорит: «не слушатели закона праведны перед Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2, 13). А апостол Иаков пишет: «Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он» (Иак. 1, 23–24). Действительно, Священное Писание должно быть для нас зеркалом. Мы должны рассматривать в нем свое душевное состояние, сравнивать его с требованиями Евангелия и исправлять те изъяны, которые в себе видим. Однако к сожалению, мы так сильно подвержены действию своих страстей, что чтение Евангелия или святых отцов, научающих нас жить по Евангелию, служит нам, как это ни странно, поводом для того, чтобы осуждать и презирать других людей.

Евангельская притча, которая читалась за сегодняшним богослужением, обращена к людям, не принявшим проповедь слова Божия, отвергшим пришедшего в мир Христа Спасителя. Это, прежде всего, иудеи, ибо сначала слово Божие было обращено к ним, и в первую очередь ради них Господь наш Иисус Христос явился в мир. Это можно отнести и ко всем тем, кто по Промыслу Божию тем или иным образом столкнулся в своей жизни с христианскими истинами, но пренебрег ими и даже встретил их враждебно. Итак, в первой части притчи говорится о том, как обличаются люди, которые отвергают истину. Мы считаем, что к нам это обличение совершенно не относится.

«Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их» (ст. 2–6). Люди, отвергающие христианские истины, часто относятся к ним либо с пренебрежением, либо даже с откровенной враждой.

«Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их» (ст. 7). Это изречение по сути является пророчеством о гибели Иерусалима, о наказании богопротивных иудеев. Можно увидеть здесь и то, как Бог наказывает людей за пренебрежение к Его истинам. Бог наказывает не всех, чтобы при виде несчастий, случающихся с другими (например, техногенных катастроф или стихийных бедствий) и остальные устрашились и, опомнившись, обратились к Нему.

«Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими» (ст. 8–10). Часто малоцерковные или вообще неверующие люди спрашивают: «Почему у вас в Церкви люди с плохими характерами, со всевозможными недостатками, убогие?» В притче дано объяснение: Господь призывает всех, лишь бы только они согласились войти на Его брачный пир, неважно – злые они или добрые. С одной стороны, это оправдание того, почему в Церкви много самых разных людей, на первый взгляд, может быть, и недостойных быть христианами, и почему за пределами Церкви остаются люди добродетельные и весьма достойные. Кто отозвался на Божий зов, тот и есть «званый», вошедший в лоно Церкви. Кто же сам отверг свое избранничество, тот, пусть людям он и кажется избранником, остается вне спасительного лона Церкви.

С другой стороны, в притче содержится урок и для нас. Мы должны трезво смотреть на себя и понимать, что у нас нет никаких особенных достоинств. Конечно, хорошо, что мы откликнулись на призыв Божий, что проповедь Божия, и по сей день звучащая в мире через проповедников (допустим, священников или миссионеров), через Священное Писание и поучения святых отцов, нашла себе отклик в наших душах, но ничего доброго, кроме того, что мы вошли в лоно Церкви, в нас нет. Мы не должны считать себя какими-то особенными людьми. Однако очень часто, только покаявшись и едва-едва отойдя от прежних смертных грехов, мы уже смело и безумно осуждаем тех, кто еще в них пребывает. Может быть, человек грешит даже меньше, чем совсем недавно грешили мы сами, но о своей греховности мы быстро забываем и мним, что мы праведники. И часто Господь, конечно промыслительно, попускает нам нравственное преткновение или падение, чтобы мы опомнились и вспомнили, что без благодати Божией ничего собой не представляем.

«Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду» (ст. 11). Эта часть притчи уже прямо относится к людям верующим, то есть ко всем нам. Мы порой гордимся своей верой, хотя и в этом нет никакой нашей заслуги. Мы гордимся своей праведностью, хотя это дар Божий, который мы приобрели недавно и притом совершенно незаслуженно. И в дальнейшем притча будет обличать непосредственно тех, кто думает, что благодаря одной своей вере, без добродетельной жизни, он уже стал избранником Божиим. Когда мы приходим в Церковь, то вскоре успокаиваемся, полагая, что исполнили свой долг. Мы думаем, что для нашего спасения достаточно того, что мы соблюдаем посты, регулярно ходим в храм, участвуем в церковных Таинствах и не совершаем смертных грехов. Однако мы потеряли прежнее покаяние и сердечное сокрушение, которые привели нас в Православную Церковь и сделали ее чадами. Значит, и с нами может произойти то, о чем говорится во второй части притчи.

«Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду». Что имеется в виду под «брачной одеждой»? Возьмем пример из нашего житейского опыта. Человек, которого пригласили на свадебный обед, конечно, постарается надеть самую лучшую одежду, чтобы выглядеть нарядно и этим почтить пригласивших. Некоторые, в особенности женщины, даже пользуются этим как поводом, чтобы блеснуть новым нарядом. Даже бедные люди, приглашенные на свадьбу к своим друзьям или родственникам, стараются в меру своих возможностей одеться нарядно. Если же кто-то придет на свадебный обед в грязной рабочей одежде или просто в повседневной, то это может обидеть жениха и невесту, их родителей и родственников. Да и другие гости осудят такого человека за пренебрежение к пригласившим и неприличное поведение. Вот самое обычное, житейское толкование этого места притчи. Некоторые толкователи Евангелия считают, что «брачная одежда» – это особая церемониальная одежда, которая выдавалась приглашенным на брачный пир к царю. Тот, кто не надевал ее, бросал вызов обычаям того времени. Такое толкование мы тоже можем принять, оно по сути не противоречит первому. Важно здесь то, что на брачном пире люди должны выглядеть самым наилучшим образом.

Облеклись ли мы в самую лучшую одежду, будучи позванными Богом Отцом на брачный пир Его возлюбленного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, на брачный пир Христа с Церковью? Сделали ли мы все от нас зависящее для того, чтобы предстать пред Богом, так сказать, нарядными и не оскорбить Его безграничной к нам любви? Конечно, в Церковь приходят и высоконравственные люди, духовная и телесная чистота которых находит сродное себе в Церкви Божией, но нас Бог призвал, невзирая на наше нравственное достоинство, несмотря на все наши недостатки, а мы ведем себя по отношению к Нему пренебрежительно.

Что же означает эта «брачная одежда» в духовно-нравственном смысле? Некоторые святые отцы говорят, что это любовь. Действительно, нет ничего прекраснее любви. Любовь к Богу и к ближнему делает даже самого тяжкого в прошлом грешника прекрасным пред Богом. Добродетель любви так украшает человека, что просвещает даже черты его лица, светится в его глазах, меняет мимику и жестикуляцию человека, и тем более отражается в его делах. Конечно, мы должны всеми силами стремиться стяжать эту добродетель – любовь. Пусть у нас еще каменное сердце, но будем, по крайней мере, стараться делать то, что должен делать любящий человек. Не имея любви к Богу, будем понуждать себя к делам любви: молитве, исполнению заповедей. Не имея любви к ближнему, будем стараться оказывать ему милосердие и снисходительность, когда нам кажется, что он неправ по отношению к нам. Это отнюдь не будет лицемерием, ибо, понуждая себя к любви, мы будем постепенно смягчать свое сердце, пока наконец благодать Божия не дарует нам искреннюю, сердечную, подлинную любовь. Наверное, это самое важное из толкований.

Если это требование кажется чересчур возвышенным для нас, людей грешных, то давайте прибегнем к другому, доступному для всех пониманию «брачной одежды». Под «брачной одеждой» можно понимать покаяние. Это добродетель, которая возможна для всех, она прикрывает нашу нищету и убожество, наш нравственный позор неким благообразием, делая нас в глазах Божиих достойными, несмотря на нашу прошлую греховность и внутреннюю порочность. Имеем ли мы «брачную одежду» покаяния? Нет. Мы успокоились, мы думаем, что, придя в Церковь, уже все сделали, а дальше все должно происходить само собой. Когда же у нас не получается победить какой-то свой нравственный порок или недостаток, то мы обвиняем в этом духовника, который якобы плохо за нас молится и плохо нас учит. Мы доходим даже до разочарования: «Вот, мы пришли в Церковь, а ничего не меняется». Но ничего и не может измениться у человека, который ничего не делает.

На земле мы должны трудиться. После грехопадения первого человека, Господь предрек ему: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19). Этот пот мы должны проливать не только ради пищи телесной, но и ради пищи духовной, то есть и в отношении нашей нравственной жизни, иначе мы не сможем насытить свою душу духовным хлебом. Покаяние и есть духовный труд. Но покаяние это не только слезы и сердечное сокрушение, это еще и постоянная напряженная борьба с самим собой, со своей греховностью и дурными наклонностями, противостояние самому себе. В нас как бы живет два человека. Один – христианин, другой – грешник. Один – новый человек, другой – ветхий. Ветхий противится новому так, как преступник противится палачу. Он никак не может согласиться с тем, что его хотят казнить. Поэтому мы должны быть готовы к чрезвычайно напряженной борьбе с самим собой. В этом заключается покаяние. А слезы – это только внешнее проявление внутренней и невидимой брани.

«И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» (ст. 12), то есть «Как ты посмел прийти сюда без любви или хотя бы без покаяния? Почему ты спокоен и ничего не предпринимаешь, как будто у тебя уже все хорошо? Откуда такое дерзновение, на что ты надеешься? Я нашел тебя на обочине какой-то дороги, всеми забытого и негодного, Я привел тебя сюда, а ты Меня оскорбляешь своим пренебрежением». Ведь мы считаем, что ничего не должны Богу, а Он нам должен все. Он должен не наказывать нас, не вразумлять, а всегда прощать, миловать и посылать нам земные и небесные блага. Некоторые люди доходят до логического конца этого кощунственного и богохульного размышления, заключая, что Бог не может быть таким «злым», чтобы наказывать человека вечными муками, что Он должен обязательно всех простить, независимо от их дел. Или уж по крайней мере, тех, кто верит в Него, даже если кроме так сказать, голой, умственной веры, они ничего другого не имеют.

«И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал» (ст. 12). Действительно, что мы можем ответить Богу на такой вопрос? Если бы наша совесть вдруг ожила и заговорила смело и отчетливо, если бы мы встали к ней лицом к лицу, как стоим перед другим человеком, то у нас бы не нашлось ни одного слова, чтобы ответить на ее вопрос: «Почему ты, зная заповеди Божии, пребываешь в Православной Церкви таким негодным?» Обличаемые своей совестью, мы остались бы безответны и печально замолчали.

«Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (ст. 13). Значит, не всякий, входящий в храм Божий и числящийся православным, спасается. Вот о чем мы должны думать, а не осуждать тех людей, которые находятся за церковной оградой. Мы не должны повторять за фарисеем из притчи Спасителя: «Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк. 18, 11). Лучше обратим взор на свою внутреннюю жизнь. Посмотрим трезво, насколько наша внешняя и внутренняя жизнь соответствует Евангелию, есть ли у нас настоящее, полное, глубокое покаяние, я уже не говорю о любви к Богу и ближнему. При таком трезвом взгляде на себя мы, может быть, и начнем ткать ту духовно-нравственную одежду, в которую облечемся и которой прикроем свой греховный срам. Тогда мы станем достойными пребывания в Церкви и получим надежду на милость Божию.

«Ибо много званых, а мало избранных» (ст. 14). Много людей, призываемых к спасению, но мало тех, кто от всей души откликается на призыв Божий. Мало тех, которые остаются последовательными христианами. Мы станем избранными только в том случае, если будем делать все, что от нас требуется, и, испытывая при этом какие-либо трудности и неудачи, приобретем покаяние и сердечное сокрушение. Даже если мы не достигнем состояния любви, то ради нашего покаяния, исполнения нашего христианского долга, Господь помилует нас.

Основано на Еванг. от Матф. 22:1-14.

Притча о брачной одежде открывает пред нами урок высочайшей важности. Браком символизировано соединение человечества с Божественностью; брачная одежда символизирует характер, которым должны обладать все, кто будет считаться достойным гостем для брака.

В этой притче, как и в притче о великой вечере, иллюстрированы евангельское приглашение, его отвержение Иудейским народом и зов благодати к язычникам. Но тем, кто отвергает приглашение, эта притча приводит на вид более глубокое оскорбление и более ужасное наказание. Зов на пир есть приглашение царя. Оно выходит от того, кто имеет власть повелевать. Оно оказывает высокую честь. И все-таки честь не оценена. Царский авторитет презрен. В то время, как на приглашение хозяина взглянули с безразличием, царское было встречено оскорблением и убийством. Они отнеслись к слугам с насмешкою, безжалостно избив и убив их.

Хозяин, увидев, что его приглашение пренебрежено, объявил, что ни один из людей, которые были приглашены, не вкусит его вечери. Не для тех, кто причинили досаду царю, определено больше, чем исключение из его присутствия и от его стола. Он, «послав войска свои, истребил убийц оных и сжег города их».

В обоих притчах пиры наполнялись гостями, но вторая показывает, что присутствующие на пире должны были приготовиться к нему. Те, кто пренебрегли этим приготовлением, изгнаны вон. «Царь вошед посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».

Зов на пир был передан учениками Христа. Наш Господь выслал двенадцать и после еще семьдесят, возвещающих, что приблизилось Царство Божие и призывающих людей покаяться и верить Евангелию. Но зов не был принят. Те, кого приглашали на пир, не пришли. Позже были высланы слуги сказать: «вот я приготовил обед мой, тельцы мои, и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир». Такова была весть, понесенная Иудейской нации после распятия Христа, но нация, называвшая себя особым народом Божиим, отвергла Евангелие, принесенное ей в силе Святого Духа. Многие сделали это в высшей степени насмешливым образом. Другие были настолько раздражены предложением спасения, предложением прощения за отвержение Господа славы, что они обратились на носителей этой вести. Это было «великое гонение». Многие мужчины и женщины были брошены в тюрьму, и некоторые из Божиих вестников, как Стефан и Иаков, были преданы смерти.


Так запечатлел Израиль свое отвержение Божией благодати. Результат был предсказан Христом. Царь, «послав войска свои, истребил убийц оных и сжег города их». Произнесенное пришло на Израиля в виде разрушения Иерусалима и рассеяния народа.

Третий зов на пир представляет собою проповедь Евангелия язычникам. Царь сказал: «брачный пир готов, а званые не были достойны. Итак, пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир».

Царские слуги, вышедшие на распутия, «собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых». Это было смешанное общество. Некоторые из них имели не более правильный взгляд на дающего пир, чем имели отвергнувшие призыв. Класс людей, позванный первым, не был в состоянии, как думали они, пожертвовать каким-либо мирским преимуществом ради присутствия на царском пирс. И среди тех, кто приняли приглашение, были некоторые, думавшие о своем благосостоянии. Они пришли, чтобы разделить приготовленное для пира, но не имели никакого желания почтить царя.

Когда царь пришел к гостям, тогда открылся действительный характер всех. Для каждого гостя было приготовлено брачное одеяние. Это одеяние было подарком царя. Одевая его, гости показывали свое почтение к хозяину пира. Но один человек был одет в свое обычное платье. Он отказался одеть одежду, приготовленную для него с большими затратами. Этим он оскорбил хозяина. На вопрос царя: «как ты вошел сюда не в брачной одежде?» он не мог ничего ответить. Он был осужден самим собою. Тогда, царь сказал: «связавши ему руки, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю».

Царским осмотром гостей на пиру представлена работа суда. Гости на евангельском пиру суть те, кто открыто объявляют себя служащими Богу, те, чьи имена записаны в книге жизни. Но не все, называющие себя христианами, суть истинные ученики. Прежде, чем окончательная награда будет дана, должно быть решено, кто пригоден к тому, чтобы получить долю в наследстве праведных. Это решение должно быть вынесено прежде второго пришествия Христа на облаках небесных, потому что, когда Он придет, то Его награда будет с Ним, «чтобы воздать каждому по делам его». Перед Его пришествием, следовательно, характер работы каждого человека будет определен, и каждому из последователей Христа будет назначена награда, соответственно его делам.

В то время, как люди еще живут на земле, следственный суд на небесах уже происходит. Жизни всех называющих себя последователями Его проходят пред Богом. Все исследуются согласно записи небесных книг, и, согласно их дел, закрепляется навеки судьба каждого.

Посредством брачного одеяния в притче представлен чистый, незапятнанный характер, которым будут обладать истинные последователи Христа. Церкви дано было «облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых»; она должна быть «не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного» (Откр. 19:8; Ефес. 5:27).

Это - праведность Христа, Его собственный безупречный характер, который через веру уделяется всем, кто принимают Его, как их личного Спасителя.

Белую одежду невинности носили наши прародители, когда они были помещены Богом в святой Эдем. Они жили в совершенном согласии с волею Божией. Вся сила их любви была отдана их Небесному Отцу. Прекрасный, мягкий свет, свет Божий, окутывал святую пару. Эта одежда света была символом их духовных одеяний небесной невинности. Если бы они остались верными Богу, она навсегда продолжала бы окутывать их. Но, когда вошел грех, они разорвали свою связь с Богом, и свет, окружавший их, удалился. Обнаженные и пристыженные, они пытались заменить небесные одежды покровом, сшитым из фиговых листьев.

Это то, что нарушители закона Божия делали со дня непослушания Адама и Евы. Они сшивали фиговые листья, чтобы прикрыть наготу, причиненную нарушением. Они носили одежды их собственного изобретения, своими собственными делами они пытались покрыть свои грехи и сделаться приемлемыми для Бога.

Но этого они никогда не смогут сделать. Человек не может изобрести ничего, что могло бы заменить утраченную им одежду невинности. Ни одежда из фиговых листьев, ни мирское гражданское платье, не могут носить те, кто воссядут с Христом и Ангелами на брачном пире Агнца.

Только одежда, которую приготовил Сам Христос, может сделать нас готовыми явиться в присутствие Бога. Эту одежду, одежду Его собственной праведности, Христос возложит на каждую раскаявшуюся, верующую душу. «Советую тебе», говорит Он: «купить у Меня… белую одежду, чтобы одеться, и чтобы не видна была срамота наготы твоей».

Эта одежда, сотканная на ткацком станке небес, не имеет ни одной нити человеческого изобретения. Христос, в Своей земной жизни, выработал совершенный характер, и этот характер Он предлагает уделить нам. «Вся праведность наша - как запачканная одежда». Все, что мы сами по себе можем делать, загрязнено грехом. Но Сын Божий «явился для того, чтобы взять грехи наши, и в Нем нет греха». Грех назван «беззаконием». Христос же был послушен всякому требованию закона. Он сказал о Себе: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже Мой, и закон Твой у меня в сердце». Будучи на земле, Он сказал Своим ученикам: «Я соблюл заповеди Отца Моего». Посредством Своего совершенного послушания, Он сделал возможным для каждого человеческого существа повиноваться Божиим повелениям. Когда мы подчиняемся Христу, сердце наше соединяется. Его сердцем, воля наша поглощается Его волею, ум наш покоряется Его уму, мысли наши пленяются в послушание Ему; словом, мы живем Его жизнью. Это значит быть одетым в одежду Его праведности. Тогда, когда Отец смотрит на нас, Он видит не одежду из фиговых листьев, не наготу и уродство греха, но Его собственную одежду праведности, которая есть совершенное послушание закону Иеговы.

Гости на брачном пире были осмотрены царем. Только те были приняты, которые повиновались его требованию и одели брачную одежду. Так и с гостями на евангельском пире. Все должны пройти испытание великого Царя, и только те приняты, кто оделся в одежду Христовой праведности.

Праведность есть правильная жизнь, и это значит, что все будут судимы по ее делам. Наши характеры открываются в том, что мы делаем. Дела показывают искренна ли вера наша.

Для нас недостаточно верить, что Иисус не самозванец, и что библейская религия не есть хитросплетенная басня. Мы можем верить, что имя Иисуса есть единственное имя под небом, которым человек может спастись, и все же вера эта не сделает Его нашим личным Спасителем. Недостаточно верить в теорию истины. Недостаточно сделать исповедание веры во Христа и иметь наши имена записанными в церковную книгу. «Кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам». «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем заповеди Его».

Это есть истинное доказательство обращения. Каково бы ни было наше исповедание, оно считается ни во что, если Христос не открывается в делах праведности.

Истина должна быть насаждаема в сердце. Она должна контролировать разум и унимать страсти. Весь характер должен быть запечатлен Божественными словами. Каждая йота и черта Слова Божия должны быть введены в ежедневную жизнь.

Тот, кто делается сопричастником Божественной природы, будет находиться в гармонии с Божиим великим знаменем праведности, с Его святым законом. Это - правило, которым Бог измеряет поступки людей. Это будет испытанием характера нашего на суде.

Есть много людей, заявляющих, что смертью Христа закон был отменен, но в этом они противоречат собственным словам Христа: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков… доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона» (Матф.5:17-18). Чтобы искупить нарушения закона человеком, Христос положил Свою жизнь. Если можно было бы изменить или отменить закон, Христу не нужно было бы умирать. Своею жизнью Он прославил закон Божий. Смертью Своей Он утвердил Его. Он отдал жизнь Свою в жертву не для того, чтобы нарушить закон Божий, не для того, чтобы создать более низкий образец, но для того, чтобы правосудие было поддержано, чтобы закон мог быть показан неизменным, чтобы он мог стоять твердо навеки.

Сатана заявлял, что человеку было невозможно повиноваться заповедям Божиим; и правда, что нашею собственною силою мы не можем повиноваться им. Но Христос пришел в человеческом виде, и Своим совершенным послушанием Он доказал, что, если человечность и Божественность соединятся, то они смогут повиноваться каждому предписанию Божию.

«Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими». Эта власть не человеческая. Эта власть Божия. Когда душа принимает Христа, она принимает и власть жить жизнью Христа.

Бог требует совершенства Своих детей. Его закон есть выражение Его собственного характера, и он есть образец всего характера. Этот бесконечный, совершенный образец показан всем, дабы не было никакой ошибки во взгляде на тот сорт народа, из которого Бог составит Свое Царство. Жизнь Христа на земле была совершенным выражением закона Божия, и когда те, кто называют себя детьми Божиими, сделаются подобными Христу в характере, они будут послушны Божиим повелениям. Тогда Господь может доверить им быть в числе тех, кто составят небесное семейство. Одетые в славный наряд Христовой праведности, они, получают место на царском пире. Они имеют право присоединиться к омытому кровью множеству.

Человек, пришедший на пир без брачной одежды, представляет положение многих в нашем мире в настоящее время. Они называют себя христианами и предъявляют права на благословения и преимущества Евангелия, но все-таки они не чувствуют нужды в перемене характера. Они никогда не испытывали истинного покаяния во грехе. Они не сознавали своей нужды во Христе и не упражняли веры в Него. Они не победили своей наследственной или приобретенной ими самими склонности к злым делам. И все-таки они думают, что они достаточно хороши в самих себе, и они опираются на свои собственные заслуги, вместо того, чтобы полагаться на Христа. Служители Слова, они приходят на пир, но не одевают одежды Христовой праведности.

Многие, называющие себя христианами, суть просто человеческие моралисты. Они отказались от дара, который только один может дать им возможность прославить Христа посредством представления Его миру. Работа Святого Духа для них странное дело. Они не исполнители Слова. Небесные принципы, отделяющие тех, кто едины со Христом, от тех, кто едины с миром, сделались для последних почти неясными. Называющие себя последователями Христа более не представляют собою отдельный и особенный народ. Демаркационной линии нельзя различить. Люди подчиняются миру в его действиях, его привычках, его эгоизме. Церковь перешла к миру в нарушении закона в то время, как мир должен был бы перейти в церковь в повиновении закону. Ежедневно церковь обращается к миру.

Все эти люди ожидают быть спасенными смертью Христа в то время, как они отказываются жить Его жизнью самопожертвования. Они превозносят богатства даровой благодати и пытаются покрыть себя видом праведности в надежде скрыть недостатки своего характера, но их усилия будут тщетны в день Божий.

Праведность Христа не покроет ни одного лелеемого греха. Человек может быть нарушителем закона в сердце, и все-таки, если он не совершит никакого внешнего акта закононарушения, он может быть рассматриваем миром, как обладающий великою честностью. Но закон Божий заглядывает в тайники сердца. Каждый поступок судится по мотивам, вызвавшим его. Только то, что находится в согласии с принципами закона Божия, устоит на суде.

Бог есть любовь. Он показал эту любовь в том, что отдал нам Христа. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Он не удержал ничего от Своего искупленного владения. Он дал все небеса, от которых мы можем черпать силу и достаток, дабы мы не были поражены или побеждены нашим великим соперником. Но любовь Божия не ведет Его к тому, чтобы извинять грех. Он не извинил его в сатане; Он не извинил его в Адаме или в Каине; не извинит Он его и ни в ком из других детей человеческих. Он не будет потворствовать нашим грехам и не проглядит недостатков характера. Он ожидает, чтобы мы победили их во имя Его.

Отвергающие дар Христовой праведности, отвергают и особые свойства характера, делающие их сыновьями и дочерями Божиими. Они отвергают то, что одно только может дать им пригодность для места на брачном пире.

В притче, когда царь спросил: «как ты вошел сюда не в брачной одежде?» человек был безмолвен. Так это будет и в День Суда. Люди могут теперь извинять недостатки своего характера, но в тот день они не представят никакого извинения.

Церкви Христа в настоящем поколении возвышены до высочайших преимуществ. Господь открылся нам во все увеличивающемся свете. Наши преимущества далеко больше, чем преимущества народа Божия в древности. Мы имеем не только великий свет, врученный Израилю, но у нас есть большее доказательство великого спасения, принесенного нам через Христа. То, что было символом и прообразом для Иудеев, - реальность для нас. Они имели историю Ветхого Завета, мы имеем, кроме того, и Новый Завет. Мы имеем уверенность в Спасителе, который пришел, в Спасителе, который был распят и воскрес и который над гробницею Иосифа провозгласил: «Я есмь воскресение и жизнь». В нашем познании Христа и Его любви Царство Божие воздвиглось в среде нас. Христос открывается нам в проповедях и воспевается нам в гимнах. Духовный пир поставлен пред нами в богатом изобилии. Брачное одеяние, приготовленное с бесконечною затратою, предлагается даром каждой душе. Праведность Христа представлена нам Его вестниками так же, как и оправдание верою, затем - чрезвычайно большие и драгоценные обетования Слова Божия, свободный доступ к Отцу через Христа, утешение Духа, твердая уверенность в вечной жизни, в Царстве Божием. Что мог бы Бог сделать еще для нас, чего не сделал, в приготовлении великой вечери, небесного пира?

В небесах служащие ангелы говорят: служение, которое было поручено нам совершить, исполнено нами. Мы оттеснили назад армию злых ангелов. Мы послали ясность и свет в души людей, оживляя их памятование о любви Божией, выраженной в Иисусе. Мы привлекли их глаза ко кресту Христа. Их сердца были глубоко тронуты значением греха, который распял Сына Божия. Они были побеждены. Они увидели, что должны быть предприняты шаги к обращению; они чувствовали силу Евангелия; их сердца стали нежными, когда они увидели сладость любви Божией. Они увидели красоту Христова характера. Но с многими все это было напрасно. Они не захотели отказаться от своих собственных привычек и характера. Они не пожелали снять одежд земли для того, чтобы быть одетыми в одежду небесную. Их сердца были преданы корыстолюбию. Они полюбили дружбу с миром более, чем своего Бога.

Торжественным будет день окончательного решения. В пророческом видении Ап. Иоанн описывает его: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих перед Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими».

Печален будет взгляд на прошлое в тот день, когда люди будут стоять лицом к лицу с вечностью. Представится вся жизнь такою, какою она была. Мирские удовольствия, богатства и почести не покажутся такими важными. Люди тогда увидят, что праведность, которую они презрели, была единственно ценною. Они увидят, что сформировали свои характеры под влиянием обманчивого обольщения сатаны. Одежды, избранные ими, суть отличительный знак их верноподданичества первому великому отступлению. Тогда они увидят последствия своего выбора. Они узнают, что это значило нарушать повеления Божий.

В будущем не будет времени искуса, чтобы приготовиться к вечности. Это в этой жизни должны мы облечься в одежду Христовой праведности. Эта единственная наша возможность сформировать характер для обители, которую Христос приготовил для соблюдающих Его заповеди.

Дни нашего искуса скоро закончатся. Конец близок. Нам дано предостережение: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими и чтобы день тот не постиг вас внезапно». Смотрите, иначе он найдет вас неготовыми. Берегитесь, иначе вы окажетесь на царском пире без брачной одежды.

«В который час не думаете, придет Сын Человеческий». «Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим, и чтобы не видели срамоты его».

Loading...Loading...