Образ архангелов в религиозных учениях. Имена архангелов и ангелов, их значение в христианской культуре

Арха́нгел (греч. αρχι- - «главный, старший» и άγγελος - «вестник, посланец») - в христианских представлениях старший ангел. В системе ангельской иерархии Псевдо-Дионисия Ареопагита это восьмой из девяти чинов ангельских. В канонических книгах Библии архангелом непосредственно назван только лишь Михаил, но согласно традициям церкви, архангелов несколько.

По классификации ангелов, изложенной в сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита (V - начало VI веков) «О небесной иерархии», Архангел есть название второго чина в третьем, низшем лике ангельской иерархии (1-й чин - ангелы, 2-й - архангелы, 3-й - начала). По другой, более древней классификации - в иудейском апокрифе «Книга Еноха» (II в. до н. э.) - существует семь Архангелов:
1.Уриил, властвующий над небесными светилами;
2.Рафаил, властитель мысли человека и его исцелитель;
3.Рагуил, подвергающий наказаниям мир светил;
4.Михаил, главный Архангел;
5.Сариил, начальник над духами, соблазняющими и вовлекающими людей в грех;
6.Гавриил, страж рая и начальник над духами, оказывающими помощь людям;
7.Иеремиил, наблюдающий за воскресением мёртвых.

Видимо, семь Архангелов «Книги Еноха» соответствуют семи Амеша Спента зороастрийского пантеона и семи планетным духам вавилонян. Согласно мистическим преданиям иудаизма, каждый архангел соединён с одной из планет. Семь Архангелов в качестве начальников над мириадами ангелов (небесного воинства) называются также в христианской традиции архистратигами.

Учение о семи ангелах есть и в канонических книгах Библии. В "Книге Товит":"Я - Рафаил,один из семи святых ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред Славу Святого" (12,15). В Апокалипсисе:"семь звезд суть Ангелы семи церквей"(1,20). Учение о соборе семи Архангелов с конкретными именами появляется в средневековье в 15 веке,это описание сделал францисканский португальский монах Амадей Мендес да Сильва(† 1482),имена он узнал из собственного откровения. В средние века появляется культ семи ангелов в Католической Церкви и строятся храмы в Риме,затем в Неаполе. До конца 17 века этого учения о соборе из 7 архангелов с конкретными именами в Православии, как в иконографии,так и в агиографии-Великие Четье-Минеи свт.Макария 16 века,Жития святых Тулупова середина 17 века- нет.Учение с именами из откровения Амадея португальского внесено в жития святых Димитрия Ростовского под числом 26 марта в издании 1700 года.В самой Католической церкви учение о семи ангелах, с конкретными именами, было отвергнуто и возвратились к поклонению только трех ангелов:Михаила,Гавриила и Рафаила,только к тем именам,которые разрешил почитать Римский собор 745 года при папе Захарии.Только эти три имени есть в канонических книгах Библии.Имен:Варахиил и Иегудиил нет в Священном Предании Церкви,эти имена из откровения Амадея португальского.Первое имя-Варахиил встречается еще в иудейском апокрифе в "Книге Небесных дворцов"(между II и VIII/IX вв.)-14,17 глава"Бараки*эл(Варахиил), который управляет молнией", но Иегудиил имя,которое не встречается вообще нигде,кроме "откровения" Амадея.

Если верить исключительно словам Библии,то Михаил- архангел,Гавриил-ангел(согласно православной гимнографии-архангел), Рафаиил-ангел. Согласно неканоничной книге Библии "Третьей книге Ездры": Селафиил и Урииил являются только ангелами,и никак ни архангелами или херувимами или серафимами.

В Православной церкви можно наблюдать изображения следующих Архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. Известны также Сихаил, Задкиил, Самуил, Иофиил и множество других.

Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных совершается в Православной церкви 8 (21) ноября. Его установление связывают с решением Лаодикийского собора (ок. 343 года), бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора, и осудившем как еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира.

Архангел Михаил (ивр. מיכאל‎, Михаэ́ль - «Кто как Бог»; греч. Αρχάγγελος Μιχαήλ) - главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых библейских персонажей.

Имя Михаила упомянуто несколько раз в конце Книги пророка Даниила:
«Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (Дан.10:13).
«Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (Дан.10:21).
А также в пророчестве о Страшном Суде и роли в нём архангела Михаила:

И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге.

Христианская традиция также отождествляет с действиями архангела Михаила следующие упоминания ангелов, не названных по имени:
явление Валааму: «и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему» (Чис.22:22);
явление Иисусу Навину: «и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч» и далее он называется Вождь воинства Господня (Нав.5:13-15);
уничтожение 185 тысяч воинов ассирийского царя Сеннахирима (4Цар.19:35);
спасение трех отроков в пещи огненной: «благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих» (Дан.3:95).

«Михаил Архангел, побеждающий дьявола»,
Рафаэль, 1518 год

В книге «Руководство к написанию икон святых угодников» говорится о том, что святой Архангел Михаил «изображается попирающим (топчущим ногами) люцифера и, как победитель, держащим в левой руке на груди зеленую финиковую ветвь, а в правой руке копье, на верху коего белая хоругвь, с изображением красного креста, в ознаменование победы Креста над диаволом».

Он первый восстал против люцифера (сатаны), когда сей восстал против Вседержителя. Известно, чем закончилась эта война, низвержением денницы (сатаны) с неба. С тех пор Архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за церковь и чад её.
Посему для тех, кои украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением.

Иннокентий, архиепископ Херсонский

Празднование в православной церкви 21 ноября (8 ноября по старому стилю) и 19 сентября (6 сентября по старому стилю) в воспоминание чуда архангела Михаила в Хонех (Колоссах); в католической - 8 мая и 29 сентября.

Архангел Гавриил (ивр. גבריאל - муж Божий). Упоминается в следующих библейских книгах: Дан.8:16, 9:21 и Лк.1:19, 1:26.

В Библии называется ангелом, но в предании христианской церкви выступает как архангел - один из высших ангелов. В Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий. Священнику Захарии он возвещает в храме, при возношении курения, о рождении Иоанна Крестителя, Деве Марии в Назарете - о рождении Иисуса Христа. Считается ангелом-хранителем избранного народа. Каббалисты считают его учителем патриарха Иосифа. По учению мусульман - от него пророк Мухаммед получил свои откровения и им же унесён на небо. На иконах изображается со свечой и зеркалом из ясписа в знамение того, что пути Божии до времени не бывают ясны, но постигаются через время путём изучения слова Божия и послушания голосу совести.

Память архангела Гавриила совершается в Православной церкви 26 марта и 13 июля (по юлианскому календарю).

Архангел Гавриил, как поясняется в «Руководстве к написанию икон», «изображается держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечою, а в левой каменное зерцало». Это зеркало из зелёного ясписа (яшмы) с чёрными и белыми пятнами на нём, освещаемое светом истины, отражает хорошие и дурные дела народов, возвещает людям тайны Божия домостроительства, спасения человечества.

Архангел Варахиил (благословение Божие) - в Библии не упоминается, известен только по преданиям.

В книге «Руководство к писанию икон» о нём сообщается: «Святый Архангел Варахиил, раздаятель благословений Божиих и ходатай, испрашивающий нам Божия благодеяния: изображается несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном». Белые розы выступают символом благословения Божьего.

Поелику благословения Божии различны, то и служение сего Ангела многообразно: чрез него посылается благословение Божие на всякое дело, на всякое доброе житейское занятие.

Святитель Иннокентий Херсонский
Архангел Селафиил (Салафиил; ивр. שאלתיאל‎ - «молитва к Богу»). Упоминается только в неканонической книге Ездры (5:16).

«И вот Господь даровал нам целый лик ангелов молитвенных, с их вождем Салафиилом, чтобы они чистым дыханием уст своих согревали наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, когда и как молиться, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям (к груди), то знайте, что это Салафиил»

В «Руководстве к писанию икон» о нём говорится: «Святый Архангел Салафиил, молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и возбуждающий людей к молитве. Он изображается с лицом и очами, склоненными (опущенными) вниз, и руками, прижатыми (сложенными) крестом на груди, как умиленно молящийся».

Архангел Иегудиил (хвала Божия). Это имя известно только по преданиям, в канонических текстах его имя не упоминается.

Имя архангела Иегудиила в переводе на русский язык означает «Славитель Божий» или «Хвала Божия». Руководствуясь этими переводами подобные эпитеты иконописцы помещали на его изображения. Так, в надписи на фреске Благовещенского собора говорится: «имать служение утверждати человеки труждающиеся в чесом либо, славы ради Божия, исходатайствовати им воздаяние».

Как поясняется в «Руководстве к писанию икон», Иегудиил «изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочестивые труды святым людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам».

Иннокентий Херсонский пишет о нём: «Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудится для славы Божией. Чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице Архангела не просто венец: это награда для всякого христианина, трудящегося во славу Божию».

Архангел Рафаил (ивр. רפאל‎, Рэфа́эль - «исцелил Господь»). Упоминается только в неканонической книге Товита (3:16; 12:12-15). Рафаиил по-арамейски означает «Исцеление Божие» или «Врачевание Божие». Согласно еврейскому мидрашу, Рафаил вылечил боль, которую испытывал Авраам после того, как сделал себе обрезание. В исламе архангел Рафаил - тот, кто возвестит Судный день.

В «Руководстве к написанию икон» сообщается, что: «архангел Рафаил, врач недугов человеческих: изображается держащим в левой руке сосуд (алавастр) с врачебными средствами (лекарством), а в правой стручец, то есть остриженное птичье перо для помазывания ран».

Архангел Уриил (ивр. אוּרִיאֵל‎ - «свет Божий, или Бог свет есть»). Упоминается в неканонической книге Ездры (3 Ездр. 4:1; 5:20).

Согласно преданию Православной церкви, святой архангел Уриил был поставлен Богом охранять Рай после грехопадения и изгнания Адама. По мнению православных богословов, Уриил, будучи сиянием огня божественного, является просветителем потемненных, неверующих и невеж, а само имя архангела, соответствуя его особому служению, означает «Огонь Божий» или «Свет Божий».

По иконописному канону Уриил «изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой огненный пламень».

Иннокентий Херсонский в своём сочинении об архангелах пишет об Урииле следующее: «Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные».

Архангел Иеремиил (высота Божия). Упоминается только в неканонической книге Ездры (3 Ездр. 4:36.).

Библейская энциклопедия архимандрита Никифора сообщает о нём следующее:

В 3-ей книге Ездры (4:36) упоминается ещё Архангел Иеремиил (высота Божия). Он присутствовал при первой беседе Архангела Уриила со священником Ездрой и отвечал последнему на вопрос о знамениях, предшествующих концу грешного мира, и о начале вечного царства праведников.

Исходя из значения имени (Иеремиил - «Высота Божия») богословы считают, что он посылается от Бога к человеку, чтобы содействовать возвышению и возвращению человека к Богу. Изображается он, держащим в правой руке весы.

1. Empore (Gesamt). Архивировано из первоисточника 11 февраля 2013. Проверено 2 февраля 2013.
2. Дебольский Г.Е. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной церкви.том 1.1837 г. стр.98
3. Engel
4. Собор Архистратига Михаила. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
5. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
6. Академик В. Д. Фартусов, Москва, Синод. Тип., 1910, стр.226.
7. Архиепископ Херсонский Иннокентий. Седмь Архангелов Божиих, М., 1996, стр. 5-6
8. Фартусов В. Д. Указ. сочю С. 226
9. 1 2 Фартусов В. Д. Указ. соч. С. 227
10. Иннокентий Херсонский. Седмь Архангелов Божиих, М., 1996. С. 14
11. Иннокентий Херсонский. Указ. соч. С. 11-12
12. Фартусов В. Д. Указ. соч. С. 226-227
13. Иннокентий Херсонский. Указ. соч. С. 12
14. 1 2 Фартусов В. Д. Указ. соч. С. 226
15. Иннокентий Херсонский. Указ. соч. С. 10
16. Никифор, архим. Библейская энциклопедия. М., 1891. С. 63

Варахиил Гавриил Задкиил Иегудиил Иеремиил Иофиил Михаил Люцифер Рафаил Самуил (Ариэль) Селафиил Сихаил Уриил

Христианская иерархия ангелов

Первый лик
Серафимы Херувимы Престолы

Второй лик
Господства Силы Власти

Третий лик
Начала Архангелы Ангелы

В Сколько ангелов и архангелов и чем они отличаются

Об ангельской иерархии - архимандрит Сильвестр (Стойчев), профессор Киевской духовной академии и семинарии, старший помощник ректора по учебно-методической работе.

Отче, число Ангелов неизмеримо велико, и Господь учредил порядок в Небесном воинстве, создав ангельскую иерархию. Что это за иерархия?

В Символе веры говорится, что Бог является Творцом «неба и земли, всего видимого и невидимого». В. Лосский, толкуя эти слова, пишет: «Библейское выражение “небо и земля” (Быт. 1:1), которое обозначает целиком весь космос, всё то, что существует и сотворено Богом, в святоотеческом толковании получает разделительный смысл, указывая на существование реальности духовной». О количестве Ангелов в Священном Писании прямо не сказано. Святые отцы, например свт. Григорий Нисский, свт. Кирилл Иерусалимский, в евангельской притче об одной заблудшей овце (Мф. 18:12), ради которой хозяин оставляет 99 и идет ее искать, видели указание на численное соотношение Ангелов (99) и человеческого рода (одна заблудшая овца), заключая таким образом, что количество Ангелов несравненно больше, но подсчитать их конкретное число невозможно.

Мир Ангелов устроен иерархично. В Писании говорится: «Им создано всё… престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли» (Кол 1:16), что указывает на иерархичность ангельского мира. Традиционно, на основании слов апостольских из Послания к ефесянам (1:21), предполагается, что есть чины ангельские, наименования которых нам неизвестны, но будут открыты в грядущем Царствии. «Есть, без сомнения, и другие силы, которых мы не знаем по именам… Откуда же известно, что, кроме этих сил, есть много других, которых мы не знаем и по именам? Павел, сказав о первых, упоминает и о вторых, выражаясь о Христе так: посадил Его превыше всякаго начальства, и власти, и силы, и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем (Еф. 1:21)», - пишет свт. Иоанн Златоуст.


- Для каждого чина Ангелов существует свое предназначение? Чем отличаются Ангелы друг от друга?

Сами наименования чинов символизируют виды их служения. В православной традиции ангельская иерархия понимается как 9 чинов (три триады). Смысл же иерархических отношений - не в подчинении, а в передаче благодатного освящения от высших чинов к нижестоящим. Таким образом, ниже находящиеся чины Ангелов приобщаются к благодатному освящению не непосредственно от Бога, а через вышестоящую триаду ангельской иерархии.

- Ближе всего к людям Ангелы и Архангелы. Так ли это?

Согласно Corpus Areopagiticum, ангельская иерархия состоит из трех триад: первая: Серафимы, Херувимы, Престолы; вторая: Господства, Силы, Власти; и третья: Начала, Архангелы, Ангелы. Соответственно, Архангелы, Ангелы находятся ближе к нам.

Существуют семь Архангелов: Архангел Михаил, Архангел Гавриил, Архангел Рафаил, Архангел Уриил, Архангел Салафиил, Архангел Иегудиил, Архангел Варахиил?

В Corpus Areopagiticum Архангелами именуется предпоследний чин ангельской иерархии. Однако упомянутые в канонических и неканонических книгах Священного Писания и христианской литературе Архангелы представляются как особые вестники воли Божьей, как наиболее приближенные к Престолу Божьему, что явно не соответствует выделенному для архангельского чина скромному месту в иерархии, описанной в «Ареопагитиках». Исходя из этого, можно предположить, что эти Архангелы не входят в восьмой чин небесной иерархии, по Ареопагиту, но являются Ангелами с особым родом служения.

- Кто такие Ангелы Хранители?

В Священном Писании есть выражения, указывающие на то, что к людям приставлен Ангел: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10); «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:8); «А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его» (Деян. 12:15). В чинопоследовании Таинства Крещения говорится об Ангеле света, который дается крещаемому.

По учению Церкви, люди получают духовную помощь от приставленных Ангелов Хранителей. «И распоряжаются нашими делами, и помогают нам», - пишет прп. Иоанн Дамаскин.

Следует упомянуть, что многие отцы на основании некоторых библейских текстов полагали, что Ангел Хранитель есть не только у человека, но и у каждой Церкви, а также у стран. Например, святитель Григорий Богослов говорит: «Каждый из них принял какую-либо часть вселенной или приставлен к чему-нибудь одному из всего». Также прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Охраняют области земли и управляют народами и странами, как повелено им Творцом».

Беседовала Наталья Горошкова

Об ангельской иерархии – архимандрит Сильвестр (Стойчев), профессор Киевской духовной академии и семинарии, старший помощник ректора по учебно-методической работе.

– Отче, число Ангелов неизмеримо велико, и Господь учредил порядок в Небесном воинстве, создав ангельскую иерархию. Что это за иерархия?

– В Символе веры говорится, что Бог является Творцом «неба и земли, всего видимого и невидимого». В. Лосский, толкуя эти слова, пишет: «Библейское выражение “небо и земля” (Быт. 1:1), которое обозначает целиком весь космос, всё то, что существует и сотворено Богом, в святоотеческом толковании получает разделительный смысл, указывая на существование реальности духовной». О количестве Ангелов в Священном Писании прямо не сказано. Святые отцы, например свт. Григорий Нисский, свт. Кирилл Иерусалимский, в евангельской притче об одной заблудшей овце (Мф. 18:12), ради которой хозяин оставляет 99 и идет ее искать, видели указание на численное соотношение Ангелов (99) и человеческого рода (одна заблудшая овца), заключая таким образом, что количество Ангелов несравненно больше, но подсчитать их конкретное число невозможно.

Мир Ангелов устроен иерархично. В Писании говорится: «Им создано всё… престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли» (Кол 1:16), что указывает на иерархичность ангельского мира. Традиционно, на основании слов апостольских из Послания к ефесянам (1:21), предполагается, что есть чины ангельские, наименования которых нам неизвестны, но будут открыты в грядущем Царствии. «Есть, без сомнения, и другие силы, которых мы не знаем по именам… Откуда же известно, что, кроме этих сил, есть много других, которых мы не знаем и по именам? Павел, сказав о первых, упоминает и о вторых, выражаясь о Христе так: посадил Его превыше всякаго начальства, и власти, и силы, и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем (Еф. 1:21)», – пишет свт. Иоанн Златоуст.

– Для каждого чина Ангелов существует свое предназначение? Чем отличаются Ангелы друг от друга?

– Сами наименования чинов символизируют виды их служения. В православной традиции ангельская иерархия понимается как 9 чинов (три триады). Смысл же иерархических отношений – не в подчинении, а в передаче благодатного освящения от высших чинов к нижестоящим. Таким образом, ниже находящиеся чины Ангелов приобщаются к благодатному освящению не непосредственно от Бога, а через вышестоящую триаду ангельской иерархии.

– Ближе всего к людям Ангелы и Архангелы. Так ли это?

– Согласно Corpus Areopagiticum, ангельская иерархия состоит из трех триад: первая: Серафимы, Херувимы, Престолы; вторая: Господства, Силы, Власти; и третья: Начала, Архангелы, Ангелы. Соответственно, Архангелы, Ангелы находятся ближе к нам.

– Существуют семь Архангелов: Архангел Михаил, Архангел Гавриил, Архангел Рафаил, Архангел Уриил, Архангел Салафиил, Архангел Иегудиил, Архангел Варахиил?

– В Corpus Areopagiticum Архангелами именуется предпоследний чин ангельской иерархии. Однако упомянутые в канонических и неканонических книгах Священного Писания и христианской литературе Архангелы представляются как особые вестники воли Божьей, как наиболее приближенные к Престолу Божьему, что явно не соответствует выделенному для архангельского чина скромному месту в иерархии, описанной в «Ареопагитиках». Исходя из этого, можно предположить, что эти Архангелы не входят в восьмой чин небесной иерархии, по Ареопагиту, но являются Ангелами с особым родом служения.

– Кто такие Ангелы Хранители?

– В Священном Писании есть выражения, указывающие на то, что к людям приставлен Ангел: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10); «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:8); «А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его» (Деян. 12:15). В чинопоследовании Таинства Крещения говорится об Ангеле света, который дается крещаемому.

По учению Церкви, люди получают духовную помощь от приставленных Ангелов Хранителей. «И распоряжаются нашими делами, и помогают нам», – пишет прп. Иоанн Дамаскин.

Следует упомянуть, что многие отцы на основании некоторых библейских текстов полагали, что Ангел Хранитель есть не только у человека, но и у каждой Церкви, а также у стран. Например, святитель Григорий Богослов говорит: «Каждый из них принял какую-либо часть вселенной или приставлен к чему-нибудь одному из всего». Также прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Охраняют области земли и управляют народами и странами, как повелено им Творцом».

Беседовала Наталья Горошкова

В помощь православному христианину могут приходить не только святые подвижники, но и еще многие небесные силы. Все они служат Господу и помогают людям в их земной жизни. Учение о Небесных силах основано на Библии, а также на толковании святого Дионисия Ареопагита, который был учеником самого апостола Павла.

Святой апостол был еще при своей жизни вознесен на Небо, где и увидел устройство Небесных сил. Его ученик записал и систематизировал эти знания, и вот уже много веков православная Церковь придерживается данной иерархии. Нам известны имена архангелов в православии, которым составлено множество молитв.

Кто такие архангелы

Согласно учению Дионисия Ареопагита, архангелы - это одни из небесных созданий, которые относятся к третьей иерархии. Это святые благовестники, которые всегда появлялись в переломные моменты и возвещали о чем-либо великом и значимом. Так, к примеру, Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил о том, что она родит Христа. Это был поворотный момент в истории, и до сегодня православная Церковь вспоминает это событие на праздник Благовещенья.

Благовещение Святого Архангела Гавриила

Для каждого верующего человека помощь верховных ангелов может проявляться в:

  • укреплении веры;
  • понимании Божьей воли относительно человека;
  • разумении Святого Евангелия;
  • наставлении на благочестивую и богобоязненную жизнь.

Нередко в вопросах Небесной иерархии появляется путаница, поскольку досконально нельзя узнать, какие именно силы находятся рядом с Богом. Кроме того, все небесные сущности часто называют одним общим словом «ангелы» , имея в виду не название чина, а служение перед Богом. К слову, значение слова «ангел» - вестник, т.е. все Божьи сущности возвещают Божью волю.

Интересно! Большинство небесных сущностей не имеют своих особенных имен, в то время как архангелы все названы. Это говорит об их особом положении на Небесных ступенях.

Главный архангел Михаил

Это самый главный архангел, начальник Небесного воинства. Имя его означает «подобный Богу». На иконах он часто изображается повергающим дьявола. Такое изображение связано с преданием о том, как был свергнут Сатана с Небес. Когда многие ангелы прельстились гордостью и пошли следом за Десницей, Михаил собрал всех оставшихся небесных сущностей, которые были верны Господу, и стал петь восхваления Богу. После этого Десница был низвергнут, а мир навсегда разделился на Божественный и дьявольский.

Неоднократно имя главы небесного воинства встречается в книге Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова). Оттуда же мы можем знать, что извечная борьба добра со злом в конце времен закончится окончательной победой Господа, и в помощь в этой войне мы имеем великого заступника и помощника воина Михаила.

Архангел Михаил

На иконах также мы можем видеть Небесного воеводу с оружием в руках (меч и копье), а также белыми хоругвями. Последние символизируют кристальную чистоту и верность Господу Богу всех небесных сил, которые находятся в подчинении. На конце копья можно увидеть крест, который означает, что борьба с духами злобы идет во имя Христово и для спасения каждого верующего человека.

Внимание! Православная Церковь чтит особый праздник в году - Воспоминание чуда архистратига Михаила . В народе этот день известен как «Михайлово чудо».

Недалеко от города Иераполя находился очень почитаемый христианский монастырь. Язычники решили затопить его, чтобы туда не приходило на молитву такое количество верующих людей. Для этого они соединили русла двух рек, и бурный поток направили на храм. В этом момент и явился Архистратиг Михаил, своим жезлом пробил расщелину в горе, куда и ушла вся вода, минуя монастырь. Воспоминается это чудо 19 сентября по новому стилю.

Предстоятелю небесного воинства молятся об укреплении веры, при входе в новый дом и на освящение нового жилища, об укреплении государства и благословении земных властей.

Читайте о святом Архангеле Михаиле:

Имена семи Архангелов

Канонически православная Церковь придерживается учения, согласно которому мы знаем такие семь небесных сил, каждый из которых имеет свое особое служение перед Господом:

  1. Гавриил;
  2. Уриил;
  3. Рафаил;
  4. Селафиил;
  5. Иегудиил;
  6. Варахиил;
  7. Иеремиил.

Рассмотрим детальнее, чем отличается каждый из них и как служит Богу.

Архангел Гавриил

Этот ангел поставлен Господом Богом для возвещения своих великих Таин. Его имя говорит нам о крепости и силе Господней. Воспоминания о нем мы можем найти в Ветхом Завете, в Книге пророка Даниила, когда архангел Гавриил возвестил о будущем приходе Иисуса Христа. Упоминается о нем и во времена Моисея, когда Гавриил открывал пророку историю первых родов от создания мира.

Архангел Гавриил

В Новом Завете именно Гавриил открывал новость о скором рождении всех, кто повлиял на ход христианской истории. Сподобились его явления многие благочестивые родители. Это и Захария с Елисавет, которые от Гавриила узнали о скором появлении у них Иоанна Предтечи , который стал предвестником прихода Христа. Это и праведные Иоаким и Анна , которые удостоились чести быть родителями Божьей Матери.

Это и сама Богоматерь, которая носила во чреве Христа. Являлся Гавриил и обручнику Марии, праведному Иосифу, который думал отпустить от себя беременную Деву Марию. Именно по слову архангела Иосиф понял и принял то великое служение, которое уготовал ему Господь. Второй раз Иосиф сподобился посещения Гавриила, когда тот предупреждал его о коварных планах Ирода.

Самая радостная за всю историю христианства весть была передана Гавриилом святым женам-мироносицам . Именно они сподобились первыми узнать от великого Ангела о воскресении Христовом, которое подарило спасение всему человечеству.

На иконах Гавриил изображается чаще всего с зеленой веточкой в руке, как символом радостной вести. Иногда можно еще увидеть у него в руках зеркало и фонарь со свечей. Зеркало означает то, что Гавриил показывает судьбы людей и их призвание перед Богом, а свеча символизирует Божественный свет, который светит всем верующим. Празднуется память Архистратига Гавриила 26 июля по новому стилю, а также 8 апреля (на следующий день после Благовещенья) и 21 ноября на Соборе всех Небесных сил (все даты указаны по новому стилю).

Архангел Рафаил

В переводе с еврейского языка «рафаил» означает исцеление от недугов, помощь Божия, Божие избавление. Архангел Рафаил - целитель человеческих болезней, Господний врач, лекарь. Встречается помощь этого Ангела в Ветхом Завете, в Книге Товита. Там описано, как Рафаил всячески помогал праведному Товии в непростых жизненных обстоятельствах.

Икона Архангел Рафаил

Примечательными являются прощальные слова Рафаила в той же книге, где он говорит о том, что человеку необходимо молиться и соблюдать пост. Нужно большое внимание уделять делам милосердия, поступать с каждым по правде и справедливости, не впадать в грех сребролюбия.

Прося помощи именно у Рафаила , нужно и самому стараться следовать его заповедям. Помогает Рафаил в исцелении болезней души и тела, поэтому на иконах часто изображается с сосудом в руке, где хранятся целительные снадобья. Празднуется его память 21 ноября по новому стилю.

Рафаил считается покровителем всех людей, которые занимаются наукой. По примеру этого святого Ангела нам надо не только нести свет разума вокруг, но и пылать чистой и искренней любовью к Богу и ближнему. На иконах мы видим Рафаила с мечом в одной руке и языком пламени в другой, что символично свидетельствует об особо яркой и горячей преданности Богу этого Его служителя.

Архангел Уриил

Перевод имени говорит нам о том, что этот архангел - Господень огонь и свет, просветитель заблудших душ. В Библии находим упоминание о нем в Третьей книге Ездры, где он указывает пророку на скорое пришествие Спасителя.

Уриил - просветитель Божий, наставник на молитву, помощник в очищении ума от всего лишнего и греховного, наставник на путь истинный всех заблудившихся. Будучи Ангелом света, он озаряет умы человеческие Божьим светом, истиной. Как Ангел огня, его задача - воспламенять искреннюю и горячую веру в сердцах человеческих, изгонять все злые и нечистые помыслы.

Архангел Селафиил

Его имя означает молитву к Богу. Селафиил - наш самый главный небесный молитвенный заступник, который усердно молится за каждого человека, просит здоровья и спасения каждому верующему христианину.

Библия рассказывает нам о нем еще в Книге бытия, когда Селафиил явился в пустыне к страждущей Агари и утешил ее. По молитвам этого Ангела Господь спас Агарь в пустыне, не дал погибнуть ей и ее отроку.

Селафиил является наставником большого количества ангелов, которые вымаливают все человечество перед Господом. Обращаясь к Селафиилу, люди просят укрепления в вере, дарование чистой, искренней молитвы, избавления от рассеивания и мирской суеты.

Архангел Селафиил

На иконах мы видим Селафиила в молитвенной позе, с опущенными глазами и собранными у груди руками. Весь его образ свидетельствует о том, что он постоянно пребывает в глубокой и искренней молитве. К этому же деланию призывает святой Архангел и каждого православного человека. День его почитания - 21 ноября по новому стилю.

Архангел Иегудиил

Иегудиил означает «тот, кто славит Бога», поэтому этот святой ангел является главным покровителем всех монахов и тех, кто выбрал служение Господу главной целью своей жизни. Иегудиил помогает всем, кто трудится для прославления Бога, молится о воздаянии за такие труды и подвиги, помогает странникам, оберегает всех нуждающихся и немощных.

Не стоит думать, что труд ради Господа - это удел только монахов. Всякая честная работа, которая направлена на содержания семьи, может и должна выполняться во славу Божию. И если человек трудится с именем Господа на устах и старается выполнить свою работу так, как будто он ее делает именно для Бога - он потом получит огромное духовное утешение и радость от выполненного. Именно в таких трудах и помогает людям Иегудиил.

Согласно учению нашей Церкви, именно Иегудиил помогал народу израильскому преодолеть переход через пустыню длительностью в 40 лет. Именно этот архангел сдержал преследователей, когда евреи выходили из Египта, что подробно описано в Ветхозаветной Книге Исход.

Поскольку задача Иегудиила помогать каждому, кто трудится Христа ради, на иконах он часто изображается с золотым венцом в руках и трехконечной плетью. Плеть означает кару Божью грешникам, а венец - награду благочестивым христианам. Воспоминается в числе других архангелов 21 ноября.

О молитве к Небесным силам:

Архангел Варахиил

Из перевода мы узнаем, что Варахиил означает «Божье благословение» . Этот Ангел поставлен Господом близ Себя для того, чтобы тот подавал людям Господне благословение на всякое доброе дело. Варахиил хранит благочестивые семьи, помогает тем, кто старается жизнь в духовном здравии, кто стремиться к спасению и чистоте души.

Варахиил - предвестник райского блаженства для тех, кто стремиться жить с Богом. Именно поэтому мы видим его на иконах с белыми розами, как символами Божьей благодати. Поскольку Варахиил - посланник Божьих благословений, то его деяния могут быть самыми разными. Только следует помнить, что Господь никогда не посылает просимое, если оно будет во вред человеку или кому-то из его близких.

Архангел Варахиил

Поэтому, приступая к молитве архангелу Варахиилу, сначала нужно строго испытать свою советь - не просим ли мы чего-либо, неугодного Богу?

Архангел Иеремиил

Имя этого Божьего подданного означает возношение к Господу. Иеремиил внушает людям добрые помыслы, уводит ум от суеты и повседневных проблем к Богу. По молитвам к нему человек становится собраннее, лучше молится, легче бросает пагубные мирские привычки, возводит свой ум к Господу.

В Библии имя Иеремиила встречается в уже знакомой нам Третьей книге Ездры, где он свидетельствует о том, когда придет конец роду человеческому. Празднуется день почитания этого архангела 21 ноября по новому стилю, вместе с Собором Небесных сил.

Приступая к молитве любому из Небесных Божьих сил, каждый человек должен помнить, что они предстоят перед самим Господом и слышат все прошения. Молиться надо обязательно с чистым сердцем, не тая ни на кого обид, не желая зла. Такая молитва обязательно будет услышана и человек получит большую духовную помощь от Господа и его служителей.

Видео о том, кто такие архангелы в православии

Существует целая паранаука об ангелах – ангелология. Слово «ангел» в переводе вестник. Это бесплотные спутники и посланники Бога. Ранняя христианская ангелов восходит к изображению крылатых охранников царских дворцов Ассирии и Вавилонии.

Григорий Богослов в 4веке предложил иную классификацию, а Кирилл Иерусалимский, называя те же чины что и Псевдо-Дионисий, но в несколько ином порядке.

Ангелы имеют свою иерархию, которую установил в 5 столетии в трактате «Божественные » Псевдо-Дионисий Ареопагит. Ангельская градация включает 3 лика по 3 чина в каждом. Архангелы вместе с престолами и ангелами занимают третью, самую низшую иерархическую ступень.

В другой, более книге Еноха приводится иная классификация и сколько же архангелов существует. Всего 7 архангелов, руководящих мириадами ангелов (небесного воинства). Их называют также архистратигами.

Слово «архангел» с греческого, как «главный или высший вестник». Они осуществляют связь между Богом и людьми; водят в бой небесное войско против адских полчищ; руководят ангелами-хранителями. По мнению некоторых ученых, архангелы соответствуют 7 амшаспандам древних персов и 7 планетным духам вавилонян.

Скольким архангелам даны имена

Михаил является единственным ангелом, упомянутым в Библии в чине архангела.

Каждый из 7 архангелов имеет свое предназначение и имя. Римско- более других почитает архангелов Михаила, Гавриила и Рафаила. Михаил считается наиболее значимым из них. Он является князем своего чина, защищающим от сил тьмы. Гавриил – страж рая и начальник над духами, оказывающими . Рафаил считается властителем мыслей человека и его исцелителем.

Архангел Уриил властвует над небесными светилами. Шамуил мир светил подвергает наказаниям. Иофил – начальник над духами, вовлекающими людей в грех. Иезекииль наблюдает за воскресением из мертвых.

Как Небесные посланники и защитники Церкви на земле архангелы имели свою атрибутику. В христианском искусстве они изображались в облике молодых красивых сильных мужчин со сложенными за спиной крыльями, держащими в руках мечи и сферы – символы небесных воителей.

Ангел милосердия Гавриил часто изображается держащим в руке лилию или скипетр. Защитник воинов и верующих Михаил, как правило, облачен в богатые одежды и держит в руке меч. Ангел-хранитель Рафаил – с посохом странника и рыбой или же блюдом. Уриил нес свиток или книгу. Шамуил держал кубок или жезл, Иофил – огненный меч, а Иезекииль – священный нож.

Loading...Loading...