Огненный пророк илия. Дом Мордуса - "Элементальная головоломка"

После смерти царя Соломона государство разделилось на два царства — Иудейское со столицей в Иерусалиме и Израильское со столицей в Самарии. И если в Иудее в какой-то мере сохранялось прежнее благочестие, то Израильское царство очень быстро уклонилось от веры отцов к служению языческим богам. В то время в Израиле царствовал царь Ахав. Он женился на Иезавели, дочери царя сидонского Ефваала. Иезавель, как язычница принесла с собой в новое отечество идола сидонского, бога Ваала. Ахав построил для него в Самарии храм, поставил там ему жертвенник, сам поклонялся Ваалу как богу, и всех израильтян принуждал кланяться этому идолу. Что же это был за культ? Почему пророк Божий восстал против него всей силой души и даже после духовной победы на горе Кармил собственной рукой умертвил более четырехсот жрецов этого языческого, может быть, вполне безобидного культа? Давайте присмотримся поближе к этому ханаанскому божеству..

О культе Ваала

Животворящую силу и энергию Ваала воплощал в себе фаллический символ и бык. Поэтому совершенно не случайно во времена пророка Илии наказание Господне за поклонение идолу Ваала было связано с заключением неба на три с половиной года. Дождь у евреев, отступивших от истинного Богопочитания, считался непосредственным проявлением силы Ваала. Чаще всего Ваалу поклонялись, изображая его в виде быка или конусообразного камня (детородного органа), служившего главным предметом религиозного почитания. Этих идолов можно было увидеть в каждом капище Ваала, при котором жили особые храмовые блудницы, предававшиеся распутству, как в самом капище, так и на улицах. Благочестие не позволяет нам разместить на страницах нашего сайта точное изображение лингама, хотя на просторах интернета найти его совсем не сложно.

А в честь супруги Ваала Астарты, мужчины и юноши, переодевшись в женские одежды, совершали «священные» противоестественные копуляции. Эти религиозные гомосексуалисты назывались «кедешим» - посвященные. На высотах, где также совершались жертвенные приношения Ваалу, он олицетворялся "священным каменным столбом, а порою и не одним». На этих высотах, которые Господь проклинал множество раз, обвиняя еврейский народ в прелюбодействе (Иерем. 13,27) приносились не только мирные жертвы из цветов и хлеба, но и человеческие (Иер. 19, 5, 32, 35). Священные столбы или деревья, как и лингам, украшали цветами и шелковыми лентами. Таким образом жрецы Ваала и Астарты развращали не только религиозное благочестие народна, но и семейное. Почитателями одного из разновидностей Ваала были и жители городов Содома и Гоморры, на которые Господь излил свой праведный гнев (Быт. 18, 20-21 и 19, 1-29). Служение и празднества в честь Ваала-Фегора сопровождались гнуснейшим развратом и половыми извращениями: «Они (израильтяне) восклицает пророк, пошли к Ваал-Фегору и предались постыдному, и сами стали мерзкими, как те (т. е. Ваал и Астарта) которых возлюбили» (Ос. 9,10). А посему: «И сказал Моисей судьям Израилевым: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору» (Числ. 25, 8). В Ветхом Завете, Господь неоднократно, через уста пророков предупреждал Израиль: "Вот жребий твой, отмеренная тебе от Меня часть, говорит Господь, потому что ты забыла Меня, а надеялась на ложь. За это будет поднят подол твой дочь Сионя на лице твое, чтобы открылся срам твой . Видел Я прелюбодейство твое и неистовые похотения твои, твои непотребства и твои мерзости на холмах и в поле. Горе тебе Иерусалим! Ты и после сего не очистишься. Доколе же?" (Иер. 13, 25-27). Слово Божие так прикровенно говорит о половой разнузданности культа Ваала и Астарты: «И ныне открою срамоту ее перед глазами любовников ее, и никто не исторгнет ее из руки моей... И накажу ее за дни служения Ваалам, когда она кадила им, и, украсивши себя серьгами и ожерельями, ходила за любовниками своими, а меня забывала, говорит Господь» (Ос. 2, 10-13). Замечательно говорит о фаллических, ханаанских культах наш соотечественник А.С. Хомяков: «хамиды, которых ханаан есть только ближайший представитель, суть не язык (народ), а религиозное начало, преданное проклятию священным преданием. Это начало есть фаллизм... присущий религиям, которые вы позвольте мне назвать кушитскими. Библия... гнушается их. Знаю также, что бесстыдство символов кушитства происходит отнюдь не от затаенного бесстыдства в самом основании этой религии, но символы (лингам и йони) им избранные и созданные, приспособлялись как нельзя лучше к внутреннему ее содержанию, (фаллос - это внешний символ внутренней сути культа Ваала) или к основанию его. Это основание есть признание и обоготворение необходимости, ограниченной и полярной, как в мире физическом (земля - небо), так и мире духовном (Ваал - Астарта, Шива - Парвага, инь - янь и т. д.). В Предании кушитском отпечаталось, своею внешнею стороною бесстыдством символов; но не символами, а внутренним своим характером было оно омерзительно для поклонников Иеговы » (Лев. 18, 24-28, 20-23; Втор. 12, 31, 20, 17-18). Ваализм можно с достаточной основательностью определить, как религиозный культ поклонения вещественно-производительной силе, которая не знает ни любви, ни свободы, ни человека. Слепое неистовство космических сил, мятежный вихрь фаллических энергий и бедный, растерянный человек, жаждущий приобщиться к этому всепоглощающему суррогату божественной силы, в надежде на жизнь полную смысла и счастья, но, увы, тщетную! Вот образ, духовно точно отражающий миропонимание поклонников Ваала и Астарты. Теперь, после этого осмысления культа Ваала, становится совершенно понятной та священная ненависть, которой, буквально, пылал пророк Илия к жрецам Ваала, его бесконечная, сердечная страда о запутавшихся, заблудившихся на духовной дороге, соплеменниках.

Подвиг веры: воля Божия и воля человеческая

Святой пророк Илия, ревнуя о славе Истинного Бога, объявил царю Ахаву, что в наказание за беззакония израильтян длительное время не будет ни дождя, ни росы, и прекратится это бедствие только по молитве пророка (3 Цар. 17, 1). Ахав не послушался пророческого гласа и не раскаялся. Тогда грозный приговор святого Илии был приведен в исполнение — три с половиной года народ израильский страдал от зноя, засухи и голода. Сам пророк, по повелению Божию укрылся от гнева единоплеменников и преследований Ахава в уединенном месте у потока Хораф, куда каждое утро и каждый вечер вороны приносили ему пищу—хлеб и мясо. По толкованию святителя Иоанна Златоуста, Господь повелел заботиться о пропитании пророка именно воронам для того, чтобы научить его быть более милосердным и снисходительным. «Смотри, Илия,— говорит святитель как бы от лица Самого Бога,— на их (воронов) человеколюбие; те, которые не имеют любви к собственным птенцам, тебе служат, как гостеприимны... Подражай перемене воронов, и будь снисходительным к иудеям».

По прошествии трех лет засухи Господь вновь послал Илию к Ахаву возвестить о прекращении бедствия. При этом пророк велел царю провести «испытание веры». На горе Кармил собрались все жители Израиля и «четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся от стола Иезавели» (3 Цар. 18, 19). Когда соорудили два жертвенника, пророк Илия предложил жрецам Ваала помолиться своим богам о схождении с неба огня на жертву. Жрецы молились целый день, но огня не было. Тогда святой пророк Илия приказал полить приготовленный им жертвенник большим количеством воды, так что она наполнила весь ров вокруг жертвенника. Затем он обратился с горячей молитвой к Истинному Богу: «Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе. И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог! И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там» (3 Цар. 18, 36-41).

Священный гнев возжег сердце пророка, и он собственной рукой убил всех четыреста пятьдесят вааловых идоложрецов. Несомненно, гнев его на них был оправданный и праведный, но было ли Божие повеление на их «заколание» нам неизвестно. Возможно, именно из этого массового убиения служителей валового культа родился последующий жуткий страх пророка перед женщиной Иезавельей и его духовное отчаяние? Более того, вероятно по причине этой вполне ветхозаветной, жестокой меры, Господь явил Себя пророку у хоривской горы «в духе хлада тонка», желая даровать своему верному служителю иной образ Домостроительства, спасения Израиля. В любом случае кровавое избиение почти полутысячи языческих жрецов у потока Киссон не могло не оставить в сердце пророка тяжелого душевного следа, ибо совершить такое массовое убийство с легким сердцем по человеческим меркам вряд ли возможно.

По закону Моисея жрецы были повинны смерти. Поэтому по закону Илия был трижды и победоносно прав. Но чувствовал ли он сам свою совершенную правоту, когда через малое время, изнемогая от усталости и голода, он шел по пустыне к горе Хорив? Бог весть…

После смертельного побоища жрецов Ваала, пророк предложил царю подкрепиться, а сам взошел "на гору Кармил и наклонился к земле, и положил лицо свое между коленами своими, и сказал отроку своему: пойди, посмотри к морю. Тот пошел и посмотрел, и сказал: ничего нет. Он сказал: продолжай это до семи раз. В седьмой раз тот сказал: вот, небольшое облако поднимается от моря, величиною в ладонь человеческую. Он сказал: пойди, скажи Ахаву: "запрягай колесницу твою и поезжай, чтобы не застал тебя дождь ". Между тем небо сделалось мрачно от туч и от ветра, и пошел большой дождь. Ахав же сел в колесницу, и поехал в Изреель. И была на Илии рука Господня. Он опоясал чресла свои и бежал пред Ахавом до самого Изрееля» (3 Цар. 18, 42 -46). Какой отчаянный момент для веры! Шесть раз преклонял колени пророк Божий, и шесть раз молитва его оставалась без ответа. Вот уж воистину, одному Богу было известно, что в эти шестеричные, безответные мгновения передумал великий огневидец, что прочувствовало его иссушенное страданиями за народ, святое и мужественное сердце! И только на седьмой раз великая молитва пророка о ниспослании дождя исполнилась. Небо закипело от туч, и яростный, холодный ливень обрушился на иссохшую землю. Ахав в покаянных, горячих слезах полетел в свою столицу. Святой же Илия, «опоясав чресла свои», бежал окровавленный впереди колесницы, и неистовый дождь смывал с его тела кровь жрецов ваалоловых. Зачем пророк бежал впереди колесницы царской? Его гнала вперед энергия духовной победы. Он бежал, как ее живое знамя. Однако с каждым шагом душу его начинал охватывать безотчетный страх и пророк замедлял свой бег, пока наконец царская колесница его не обогнала. Пророк остался в одиночестве.

Новозаветное дуновение

Пророк Илия после совершенного чуда на горе Кармил ожидал обращения Израиля к Богу, но произошло иначе. Ожесточенное сердце Иезавели пылало гневом, и она требовала немедленно разыскать и убить пророка за истребление жрецов Ваала. Слабовольный Ахав, покаявшийся было от чудесного знамения, стал на сторону жены, и пророк Илия должен был бежать на юг Иудеи, в Вирсавию. Ему представились беспомощными все его усилия по искоренению нечестия, и в сильной тоске он ушел в пустыню и там взывал к Богу: «Довольно уже, Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар. 19, 4). Господь утешил святого видением Ангела, который укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. 40 дней и 40 ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. «И вошел он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия? Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее. И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра. Услышав сие, Илия закрыл лице свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру.

И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия? Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее. И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, и когда придешь, то помажь Азаила в царя над Сириею, а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя… Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его. (3 Цар. 9-19). «Большой и сильный ветер», «землетрясение» и, конечно же, «огонь», все эти ветхозаветные образы действования Бога на народ израильский, ради его спасения, были вполне понятны для пророка Илии. Но к его удивлению, хотя все эти грозные природные явления и были непосредственно произведены Богом, Илия не почувствовал в них божественного присутствия, известного ему по прежним теофаниям. И вдруг, когда, казалось бы, все утихло и знамения прекратились, и повеял легкий прохладный ветерок, который и лица-то не освежит, пророк затрепетал всем своим существом - в этом ветерке был, свято проявился Всемогущий Саваоф, Бог небесных воинств! Таким вот удивительным образом Господь преподал ему урок новозаветного милосердия к людям. Словно Сам Христос, о котором сказано, что Он «льна курящегося не угасит и трости надломленной не преломит» прошел мимо пророка и тихо коснулся его изболевшего сердца благодатью, призывая к кротости и сердоболию. В них-то, в этих незлобивых чувствах, собственно, впоследствии пророк Божий и обрел душевный покой, надежду и сердечную неторопливую ясность. «И семь тысяч мужей», не преклонивших свои колени перед идолом Ваала были тому порукой.

При всем величии и исключительности священных подвигов пророка Илии, он был человеком своего «жестоковыйного» времени. На примере его жизни хорошо видно огромную, сверхъестественную разницу между ветхозаветной и новозаветной святостью, между Законом и Благодатью, между Любовью и Страхом.

Святой пророк Илия - один из величайших пророков, родившийся за 900 лет до пришествия в мир Христа Спасителя. Пророк Илия видел славу Преображения Христа на горе Фавор (Мф. 17:3; Мк. 9:4; Лк. 9:30). Святой пророк первым в Ветхом Завете совершил чудо воскрешения мертвого (3 Цар. 17:20–23) и сам был живым взят на Небо, прообразуя этим грядущее Воскресение Христово и всеобщее разрушение владычества смерти.

Его горячий призыв к покаянию и грозные обличения были обращены к современникам, его соотечественникам, погрязшим в нечестии и идолопоклонстве. Такие же обличения и призыв к покаянию услышат жители Земли перед Вторым пришествием Христовым, когда многие, уклонившись от истинной веры и благочестия, будут жить во тьме заблуждений и пороков. Как в Ветхом Завете, так и в Новозаветной Церкви святой пророк Илия почитается за свою несокрушимую твердость веры, безупречную строгость девственной жизни, огненную ревность о славе Божией. Его часто сравнивают с «величайшим из рожденных женами» Предтечей и Крестителем Господним Иоанном, о котором сказано, что он пришел «в духе и силе Илии» (Лк. 1, 17).

Святой пророк Илия родился в X веке до Рождества Христова в Фесвии Галаадской, происходил из колена Левиина, из рода Ааронова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, его отец Совах видел, как светлые ангелы беседовали с младенцем, пеленали его огнем и писали пламенем огненным.

Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, посвятив себя Единому Богу. На это указывает и само имя Илия, которое с древне-еврейского (Элийя́ху) переводится как «Мой Бог – Яхве «.

С юных лет святой Илия удалился на пустынную гору Кармил, где возрастал и укреплялся духовно, проводя жизнь в строгом посте, молитве и богомыслии. Прежде всего Илия молил Бога, дабы обратил Он грешников к покаянию. Любя же размышлять о Боге, он часто удалялся для безмолвия в пустынные места, где подолгу беседовал с Богом в теплой к нему молитве, пылая к нему, как серафим, пламенной любовью. И сам Илия был любим Богом, так как Бог любит любящих Его: все, что просил Илия у Бога, он получал.

Его пророческое служение пришлось на царствование израильского царя Ахава (874-853).

После смерти царя Соломона (931 год до Р.Х.) государство разделилось на два царства: Иудейское – со столицей в Иерусалиме и Израильское – со столицей в Самарии. И если в Иудее в какой-то мере сохранялось прежнее благочестие, то Израильское царство очень быстро уклонилось от веры отцов к служению языческим богам.

Жена царя Ахаве финикиянка Иезавель, будучи язычницей, усиленно насаждала культ идола Ваала. Она стремилась уничтожить религию Моисея и сделать культ Ваала государственной религией Израиля. Иезавель убедила мужа принять языческую религию. По её приказу алтари Яхве были разрушены, а Его служители перебиты.

Справка:

Ваал – это ханаанейский (финикийский) бог бури, дождя, плодородия и физической похоти. Культ Ваала и его супруги Астарты сопровождался «священной проституцией», изуверствами и ночными радениями (как у некоторых сектантов) в особых рощах, наполненных непристойными изображениями (это так азываемые «маццебы», или «высоты» в деликатном Синодальном переводе Библии). По дорогам слонялись женоподобные языческие жрецы, многие из которых были скопцами, и высокими голосами (подобно некоторым нашим певцам с нетрадиционной сексуальной ориентацией) распевали ритмичные гимны, вводившие слушателей в экстаз. Поклонение Ваалу доходило до откровенного “скотского” образа жизни, включая групповой секс, кровосмесительство (Ваал, согласно мифу, состоял в связи с сестрой), содомию (есть изображение полового акта Ваала с телкой).

Святой пророк Илия, ревнуя о славе Истинного Бога, выступил на общественное служение грозным и смелым обличителем резко усилившихся идолопоклонства и нравственной распущенности. Зная, что Бог требует от грешных людей добровольного обращения, а в ожесточенных сердцем израильтянах не было такого стремления к добру, пророк Илия, сильно возревновал о славе Божией и о спасении людей. Он попросил Бога наказать израильтян временно, чтобы хотя таким средством отвратить их от нечестия. Но зная в то же время, что Господь по Своему человеколюбию и долготерпению не скор к наказанию, Илия, по великой своей ревности о Нём, осмелился просить Бога повелеть ему, Илии, наказать законопреступников. Премилостливый Господь, как чадолюбивый отец, не хотел опечалить любимого слугу Своего.

Илия пришел к царю и обличал его в заблуждении, что он, оставив Бога Израилева, сам кланяется бесам и вместе с собой весь народ влечет к погибели. Видя же, что царь не слушает его увещаний, святой пророк объявил, что в наказание за беззакония израильтян длительное время не будет ни дождя, ни росы, и прекратится это бедствие только по молитве пророка: «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! В сии годы не будет ни росы ни дождя, разве только по слову моему». (3 Цар. 17, 1) Сказав это, Илия ушел от Ахава, и по слову пророка настала засуха: ни одна капля дождя или росы не упала на землю. Вследствие засухи был полный неурожай хлебов, и наступил голод. Три с половиной года народ израильский страдал от зноя, засухи и голода.

Но все это произошло не столько от гнева Божия, сколько по ревности о славе Божией пророка Илии. Ибо премилосердный и человеколюбивый Господь, по безмерной благости Своей, видя бедствие людей и гибель животных, уже готов был послать дождь на землю, но Он удержался от этого, чтобы исполнить решение Илии, и чтобы не оказались ложными слова пророка: «в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову». Сказавший же это был настолько объят ревностью к Богу, что и себя не щадил, ибо предпочитал лучше умереть от голода, нежели помиловать нераскаянных грешников, враждующих против Бога.

Сам пророк, по повелению Божию, укрылся от гнева единоплеменников и преследований Ахава в уединенном месте у потока Хораф, куда каждое утро и каждый вечер вороны приносили ему пищу – хлеб и мясо.


Вороны кормят Илию. Графика. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Примерно через год, когда высох поток Хораф, Господь послал пророка Илию в небольшой финикийский город Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая вместе со своим семейством находилась в крайней нужде. Пророк Илия, желая испытать веру и добродетель вдовицы, велел ей из последних муки и масла испечь хлеб для него. Вдовица исполнила повеление, и ее самоотвержение не осталось без награды: по слову пророка мука и масло в этом доме чудесным образом постоянно пополнялись во все время голода и засухи.


Илия воскрешает умершего сына вдовы. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Вскоре Господь послал новое испытание веры вдовы: умер ее сын. В безутешном горе она решила, что святость пророка Илии, несовместимая с ее греховной жизнью, стала причиной смерти отрока. Вместо ответа святой пророк взял на руки ее умершего сына и после троекратной усиленной молитвы воскресил его (3 Цар. 17:17–24).

По прошествии трех лет засухи Господь послал святого Илию к Ахаву возвестить о прекращении бедствия. При этом пророк велел царю провести «испытание веры».

Илия и пророки Ваала

На горе Кармил, на побережье Средиземного моря, собрались все жители Израиля и все жрецы Ваала. Когда соорудили два жертвенника, святой Илия предложил жрецам Ваала помолиться своим богам о снисхождении с неба огня на жертву. Жрецы молились целый день, но огня не было. Тогда святой пророк Илия приказал полить приготовленный им жертвенник большим количеством воды, так что она наполнила ров вокруг жертвенника. Затем он обратился с горячей молитвой к Истинному Богу и тотчас с неба сошел огонь и попалил жертву и даже каменный жертвенник и воду вокруг него. Видя это, народ в страхе упал на землю и восклицал: «Воистину Господь есть Бог!» (3 Цар. 18, 39). Пророк Илия приказал схватить жрецов Ваала и умертвил их у потока Киссова. По молитве святого небо разверзлось и пошел дождь.


Пророк Илия после совершенного на горе Карми ожидал обращения Израиля к Богу. Но восстановления истинной веры не произошло. Ожесточенное сердце Иезавели пылало гневом и она грозила убить Илию за истребление жрецов Ваала. Слабовольный Ахав, покаявшийся было от грозного знамения, стал на сторону жены.

Пророк Илия вынужден был бежать на юг Иудеи, в Вирсавию. Господь утешил святого видением Ангела, который укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь через пустыню. Илия бежит к священной горе Синай, где некогда Моисей получил свои знаменитые законы. 40 дней и 40 ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Ему представились беспомощными все его усилия по искоренению нечестия: «Довольно уже, Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар. 19:4). Илия в отчаянии говорит Богу о крахе своей миссии и «неудавшейся» истории Израиля: «Сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» (3 Царств 19:10).

Господь особым видением снова призвал его быть более милосердным. В чувственных образах – буре, землетрясении и огне ему был открыт смысл его пророческого служения. Для контраста с этими видениями Господь явился ему в веянии тихого ветра, давая понять, что сердца грешников смягчаются и обращаются к покаянию более действием милосердия Божия. В этом же видении Господь открыл пророку, что не один он почитает Истинного Бога: есть еще 7000 человек в Израиле, которые не преклонили колена перед Ваалом. Он должен вернуться в страну и избрать себе преемника в лице Елисея, который и завершит начатую им борьбу за веру.

По повелению Божию пророк Илия снова пошел в Израиль, чтобы посвятить на пророческое служение Елисея.

Еще дважды приходил святой пророк Илия ко двору израильских царей. Первый раз – чтобы обличить Ахава в незаконном убийстве Навуфея и присвоении его виноградника (3 Цар., 21). Услышав обличение пророка, Ахав раскаялся и смирился, и за это Бог смягчил Свой гнев. Во второй раз – чтобы обличить нового царя Охозию, сына Ахава и Иезавели за то, что тот в болезни обратился не к Истинному Богу, а к Аккаронскому идолу. Святой пророк предсказал Охозии смертельный исход его болезни за такое неверие, и вскоре слово пророка сбылось (4 Цар., 1).

За свою пламенную духовную ревность о славе Божией пророк Илия был взят живым на Небо в огненной колеснице: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4 Цар.2:11). Его ученик Елисей был свидетелем этого восхождения и вместе с упавшей из колесницы милотью (верхней одеждой) святого Илии получил пророческий дар вдвое больший, чем имел пророк Илия.


Илия возносится на Небо в огненной колеснице. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Затем в Преображении Господнем он явился вместе с пророком Моисеем и предстал пред Иисусом Христом, беседуя с ним на горе Фавор. Два самых авторитетных человека Ветхого Завета олицетворяют собой Закон и Пророки – два первых и важнейших раздела Священного Писания.

В библейской традиции Илия – один из двух ветхозаветных святых, не увидевших смерти на земле, но удостоенных рая еще до прихода Иисуса Христа. Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24). Поэтому на некоторых иконах Воскресения можно видеть Илию и Еноха у ворот рая, встречающих древних праведников, выводимых Христом через взломанные ворота ада.


Воскресение Христово

Иконописная традиция часто изображает святого пророка Илию возносящимся на огненной колеснице на Небо.

Пророк Илия, возносящийся на огненной колеснице на Небо

По преданию Церкви, пророк Илия вместе с праотцем Енохом, который тоже был взят живым на Небо (Быт. 5, 24), будет Предтечею Второго Пришествия Христа на Землю. Три с половиной года святые Енох и Илия будут проповедовать покаяние и совершат много чудес. Своей проповедью они будут обращать людей к истинной вере. Им будет дана власть, как и при земной жизни пророка Илии, «…затворити небо, чтобы не шел во дни пророчествия их» (Откр. 11, 5). Через три с половиной года их проповеди антихрист сразится с ними и убьет их, но силой Божией они воскреснут через три с половиной дня в ознаменование того, что владычество лжи и насилия перед кончиной мира будет недолговечным (Откр. 11, 11).

К памяти святого пророка Илии русский православный народ всегда относился с благоговением. Он почитался славянами еще в дохристианскую эпоху нашей отечественной истории.

Церковь Пророка Илии в Киеве, X век

Первый храм в Киеве еще при князе Игоре (945 год от Р.Х.) был посвящен святому пророку Илии, в летописи преподобного Нестора этот храм назван соборным, т.е. главным. В Константинополе, где на службу у греческих императоров до Х века было много варягов-руссов, также была устроена церковь во имя пророка Илии, которая предназначалась для крещенных русских людей, о чем известно из договора киевлян с греками в 944 году.

После Крещения Руси в 988 году Ильинские храмы стали во множестве воздвигаться по всей стране. В святом пророке Илии верующий русский народ с древних времен почитает покровителя урожая, поэтому с особым усердием и любовью обращается к угоднику Божию в день его памяти с молитвой о благословении нового урожая.

Молитва

О прехвальный и пречудный пророче Божий Илие, просиявый на земли равноангельным житием твоим, пламеннейшею ревностию по Господе Бозе Вседержителе, еще же знамении и чудесы преславными, таже, по крайнему благоволению к тебе Божию, преестественно восхищенный на огненней колеснице с плотию твоею на Небо, сподобивыйся беседовати с Преобразившимся на Фаворе Спасителем мира и ныне в райских селениих выну пребываяй и предстояй Престолу Небеснаго Царя! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к Славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставом Святыя Церкве и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем предержащим и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий и избави вся грады и веси от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4

Во плоти Ангел, пророков основание, вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, свыше пославый Елиссееви благодать недуги отгоняти и прокаженныя очищати, темже и почитающим его точит исцеления.

Кондак, глас 2

Пророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоимените, вещанием твоим уставивый водоточныя облаки, моли о нас Единаго Человеколюбца.

Величание

Величаем тя, святый славный пророче Божий Илие, и чтим, еже на Небеса на колеснице огненней преславное восхождение твое.

Молитва, во время бездождия.

О великий и преславный пророче Божий Илие, ревности ради твоея по славе Господа Бога Вседержителя не терпевый зрети идолослужения и нечестия сынов Израилевых, обличавый законопреступнаго царя Ахава и в наказание тех трилетний глад на землю Израилеву молитвою твоею от Господа испросивый, да, отвергше мерзкия идолы и отступльше от неправд и беззаконий, обратятся ко Единому Истинному Богу и исполнению святых Его заповедей, вдовицу Сарептскую в гладе пречудно препитавый и сына ея умерша молитвою твоею воскресивый, по прошествии же пронареченнаго времене глада, собранный на гору Кармильскую народ израильский в богоотступстве и нечестии укоривый, таже огнь молитвою на жертву твою с небесе испросивый и чудом сим Израиля ко Господу обративый, студныя же пророки Вааловы посрамивый и умертвивый, по сих же молитвою паки небо разрешивый и обильный дождь на землю испросивый и люди Израилевы возвеселивый! К тебе, предивный угодниче Божий, усердно прибегаем, грешнии и смиреннии, томими бездождием и зноем: исповедуем, яко недостойни есмы милости и благодеяний Божиих, достойни же паче лютых прещений гнева Его, скорби же и нужды и всяких зол и болезней. Не бо ходихом в страсе Божии и в путех заповедей Его, но в похотех развращенных сердец наших и всякий вид греха безчисленно сотворихом; беззакония наша превзыдоша главу нашу, и несмы достойни явитися пред лице Божие и зрети на небо. Исповедуем, яко и мы, якоже древний Израиль, отступихом от Господа Бога нашего, аще не верою, то беззаконьми нашими, и аще не покланяемся Ваалу и другим мерзким идолом, то раболепствуем страстем и похотем нашим, служаще идолу чревоугодия и сластолюбия, идолу корыстолюбия и честолюбия, идолу гордости и тщеславия, и вслед ходим богопротивным иноплеменным обычаем и погибельному духу времене. Исповедуем, яко сего ради заключися небо и сотворися аки медяно, яко заключися сердце наше от милосердия и истинныя любве ко ближнему; сего ради отверде земля и соделася безплодна, яко не приносим Господу нашему плодов добрых дел; сего ради несть дождя и росы, яко не имамы слез умиления и животворный росы Богомыслия; сего ради увяде всяк злак и трава сельная, яко изсше в нас всякое благое чувство; сего ради омрачися воздух, яко ум наш омрачися студными помышленьми и сердце наше осквернися беззаконными похотеньми. Исповедуем, яко и тебе, пророче Божий, просити мы недостойни есмы. Ты бо, подобострастен быв нам человек, Ангелом в житии твоем уподобился еси и, аки безплотный, на небо восхищен еси, мы же студными помыслы и деяньми нашими безсловесным скотом уподобихомся и душу нашу яко плоть сотворихом. Ты постом и бдением удивил еси Ангелов и человеков, мы же, предающеся невоздержанию и сластолюбию, скотом несмысленным уподобляемся. Ты презельною ревностию о славе Божией выну горел еси, мы же небрежем о славе нашего Творца и Господа и стыдимся исповедывати достопокланяемое Имя Его. Ты нечестие и злыя обычаи искоренял еси, мы же рабствуем духу века сего, поставляюще богопротивныя обычаи мира паче заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. И кий грех и неправду не сотворихом мы, окаяннии? Истощихом беззаконьми нашими долготерпение Божие. Темже правосудный Господь прогневася на нас и во гневе Своем наказа нас. Обаче ведуще велие дерзновение твое пред Господем и надеющеся на любовь твою к роду человеческому, дерзаем молити тя, прехвальне пророче: милостив буди к нам, недостойным и непотребным. Умоли Великодаровитаго и Всещедраго Бога, да не до конца прогневается на ны и не погубит нас со беззаконьми нашими, но да низпослет на жаждущую и изсохшую землю дождь обильный и мирный, да дарует ей плодоносие и благорастворение воздуха. Преклони действенным твоим ходатайством на милость Царя Небеснаго, аще не ради нас, грешных и скверных, но ради избранных рабов Его, не преклонивших колена своя пред Ваалом мира сего, ради незлобивых и несмысленных младенцев, ради безсловесных скотов и птиц небесных, страждущих за наша беззакония и истаевающих от глада, зноя и жажды. Испроси нам твоими благоприятными молитвами от Господа дух покаяния и сердечнаго умиления, дух кротости и воздержания, дух любве и терпения, дух страха Божия и благочестия, да тако, возвратившеся от стезей нечестия на правый путь добродетели, ходим во свете заповедей Божиих и достигнем обетованных нам благих, благоволением Безначальнаго Бога Отца, человеколюбием Единороднаго Сына Его и благодатию Всесвятаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Пророк Илия. Закон Божий

«Жизнь пророка Илии научает нас тому, какими были истинные пророки, призванные Богом на особое служение, на особую миссию – возвещать людям о Боге. Пророки были гонимы: «Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44) , – т. е. там, где он проповедует, он не бывает понят. У всех пророков были враги и недоброжелатели, люди, которые желали им смерти. Как и все люди, пророки имели свои немощи, и не всегда была им по силам та невероятно трудная миссия, которая была на них возложена – свидетельствовать о Боге людям, которые не хотели этого свидетельства слышать.Читая о жизни других пророков, мы узнаем, что, когда Господь призывал их, некоторые из них отказывались. Один сказал, что он слишком юн, другой – Иона – вообще бежал от Лица Божия, сознавая, что нет у него сил исполнить возложенную на него Богом миссию. Пророк Илия в отчаянии просил у Бога смерти. Но пророков всегда подкрепляла благодать Божия , в своем служении они непосредственно соприкасались с Богом, встречали Его в личном духовном опыте.В разные периоды человеческой истории Бог посылал людям пророков, чтобы от них люди услышали Слово Истины , чтобы они чудесами засвидетельствовали присутствие Божие и силу Божию. И во все эпохи пророки были людьми немощными – такими же, как мы с вами. Их пророческая миссия намного превышала их естественные человеческие силы, и они, не надеясь на собственные силы, искали помощи у Бога. Они просили у Бога духовного подкрепления в трудные минуты, когда были оставлены людьми, гонимы, когда враги искали их смерти. И Господь таинственным образом подкреплял их благодатью Святого Духа.»

(Митрополит Иларион (Алфеев))

Илья Пророк, память которого мы отмечаем 2 августа – один из самых почитаемых в Русской Православной Церкви.

Чем же он так близок нам?

Одно из главных качеств Илии – ревностное служение Богу, не терпящее никаких компромиссов.

Имя его переводится как «Бог мой Господь» – что выражает основное содержание его служения (3 Цар. 18. 36). Его миссия – борьба за поклонение единому Богу и явление своими делами Его могущества.

Святой пророк Илия был пламенным ревнителем веры и благочестия.

С малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии.

По преданию Церкви, пророк Илия явится снова. Он будет предтечей Второго пришествия Христа на землю и во время проповеди будет убит слугами антихриста, а потом воскреснет.

Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси.

Святой пророк Илия, подвизавшийся в древние времена в далекой Палестине, всегда воспринимался православным русским народом как один из ближайших нашему отечеству святых. В «Ильинских» церквях совершались и совершаются крестные ходы, особенно в засуху.

Ильин день считался границей сезонов, при этом у южных славян этот день назывался серединой лета, а в России – поворотом на зиму.

После Ильина дня ожидали дождей, и было запрещено купаться (чтобы не утонуть или не заболеть).

Праздник связывался в представлениях славян с семейной темой и с символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки – о том, чтобы выйти замуж.


Святой пророк Божий Илия,

моли Бога о нас!

«Святая Правда»: Пророк Илия

Гайд в процессе написания...

Акт 1

Головоломка Бракка

Она заключается в том, чтобы каждое слово означало одну букву. Вы найдете намек на разговоры с крысой прямо за пределами комнаты.

Слово 1

  • BRACCUS (Браккус): B (кровавый), R (гнилой), A (воровской), C (очень), C (очень), U (ужасный), S (парень)
  • CUR (Шавка): очень, ужасный, гнилой


    Слово 2

  • SOURCE (Источник): S (бедствие), O (дьявол), U (страдание), R (отравление), C (наговор), E (проклятие)
  • CURE (Лечение): шествие, страдание, ожог, проклятие

    Башня Браккуса

    В этой локации есть несколько разных головоломок, чьи решения вы найдете ниже:

    Закрытые ворота рядом о статуей

    Вам нужно будет перевернуть рычаг, который спрятан в комнате, на другой стороне главного зала.


    Вы можете добраться к нему, нажав на дверце канализационной решетки (самый простой способ добраться до нее - это использовать навык прыжка, а не возиться с дверью и огненными шарами).

    Колодец

    Здесь вам нужно просто наполнить колодец. Для этого, используйте над ним заклинание дождя.

    Барьер

    Для этого вам просто нужно иметь взять одно очко ресурса "Источник" и добавить его в "Таинственную технику", которая находится рядом с барьером.

    Историк

    Чтобы вылечить историка, вам нужно положить его на кровавую поверхность - используйте заклинание "Дождь из крови". Затем наложите на кровь заклинание "Благословение". Кроме того, вы можете несколько раз использовать заклинание "Жертва плоти", а затем телепортировать Историка на кровь. Наконец, вы можете атаковать товарища по команде рядом с историком, а затем телепортировать его на кровь.

    Проклятый рычаг (где вы спасаете Гарета)

    Все, что вам нужно сделать, это благословить рычаг. Насколько я знаю, спасти солдата невозможно.

    Акт 2

    Кладбище (район Райкера)

    Ошеломляющая гробница

    Чтобы забрать содержимое гроба, вы должны применить на себе заклинание "Ледяная Броня". Чтобы освободить Канну, поговорить с ней или убить, бросьте на нее бафф.

    Пылающий сундук

    Поговорите с саламандром в доме Райкера, чтобы узнать пароль. Для этого вы должны быть ящерицей и уметь говорить с животными (навык "Друг животных"). Как только вы узнаете пароль, вернитесь к горящему сундуку и используйте заклинание дождя по обе стороны от пылающих ящериц. Я думаю, этого хватит, но вдобавок можно еще благословить воду. После чего поговорите с сундуком.

    Сундук:


    Саламандр:


    Поговорите с сундуком:

    Могила Джоанны

    Первое, что вам нужно сделать, - найти две кнопки, которые позволяют открыть стену к гробнице.

    Кнопка 1:


    Кнопка 2:


    Как только вы это сделаете, поставьте часть своего снаряжения (я использовал горшок, но вы можете сделать это и с экипировкой, ей ничего не будет) на огромную кнопку в самой дальней комнате. После этого используйте "Духовное видение", чтобы увидеть рычаги на стене. Комбинация для открытия люка - средний рычаг, левый рычаг, правый рычаг.

    Настройка:


    Решение:

    Дом Мордуса - "Элементальная головоломка"

    Используйте "Духовное видение", чтобы увидеть решение (которое появляется в верхней части блока квадратов).

    Духовное видение:


    Решение:

    Пылающая статуя Пророка

    Подожгите все факелы одновременно с помощью огненного шара или чего-то в этом духе.
  • Головоломка Бракка

    Первое слово

    BRACCUS (Браккус): B (кровавый), R (гнилой), A (воровской), C (очень), C (очень), U (ужасный), S (парень)
    CUR (Шавка): очень, ужасный, гнилой

    Второе слово

    SOURCE (Источник): S (бедствие), O (дьявол), U (страдание), R (отравление), C (наговор), E (проклятие)
    CURE (Лечение): шествие, страдание, ожог, проклятие

    Закрытые ворота рядом со статуей

    Вы должны найти рычаг на другой стороне от главной комнаты. Добраться туда можно будет через канализационную решетку. Если есть навык прыжка у ассасина, можете воспользоваться им.

    Колодец

    Здесь все просто, вызываем заклинание дождя и наполняем колодец.

    Барьер в гробнице

    Чтобы открыть ворота, вам надо использовать очко истока справа, около стены. Подходите к механизму и нажимайте взаимодействие.

    Историк

    Чтобы вылечить историка, его нужно положить на кровавую поверхность. Здесь подойдет заклинание кровяного дождя (либо принесение в жертву, либо просто ударьте одного из ваших путников). После останется наложить на историка заклинание благословение.

    Проклятый рычаг (который спасает Гарета)

    Подходим к рычагу и применяем навык благословение. Но Гарет так и не встанет. Спасти его в любом случает не удастся.

    Ошеломляющая гробница

    Чтобы получить содержимое склепа, необходимо применить заклинание Ледяная броня.

    Для получения доступа к гробу вам нужно просто скастовать на себя Броню из Мороза (Amour of Frost). Чтобы освободить Канну, поговорить с ней и бросьте на нее бафф, вы также можете убить ее.

    Пылающий сундук

    Поговорите с саламандром в доме Райкера, чтобы узнать пароль. Если в отряде Красный принц, то это можно сделать без проблем, в противном случае вам будет необходим навык Друг животных.

    После разговора идите к сундуку и используйте заклинание дождь, поверх него благословение. Как огонь стихнет, можно поговорить с сундуком.

    Гробница Иоганны

    Первое, что вам нужно сделать, — найти две кнопки, которые позволяют открыть стену к гробнице.

    Как только вы это сделаете, поставьте часть своего снаряжения (я использовал горшок, но вы можете сделать это и с экипировкой, ей ничего не будет) на огромную кнопку в самой дальней комнате. После этого используйте «Духовное видение», чтобы увидеть рычаги на стене. Комбинация для открытия люка — средний рычаг, левый рычаг, правый рычаг.

    Элементальная головоломка в доме Мордуса

    Используйте навык «Духовное видение», чтобы увидеть решение (которое появляется в верхней части блока квадратов)

    Пылающая статуя пророка

    Просто подожгите все факелы одновременно.

    Решение головоломок в гробнице Люциана

    Головоломка с трубами и рычагами

    Пылающие свиньи когда-то были колдунами, посмевшими перейти дорогу Бракку. В наказание король проклял упрямцев и превратил в животных. Несмотря на давность проклятия, оно продолжает действовать и после смерти могущественного короля-тирана. Стадо свиней из дополнительного задания «Пылающие свиньи» водится на поляне к северо-востоку от Форта Радость (координаты: X:450, Y:175). При встрече пылающая свинья пожалуется, что не может избавиться от огня, который причиняет боль, но не убивает. Обычная вода не помогает потушить пламя, оно через какое-то время появляется вновь. Для разговора со свиньей необходимо иметь навык «Друг животных» (есть по умолчанию у эльфийки Себиллы), иначе животное просто испугается и убежит. Более того, для успешного прохождения задания «Пылающие свиньи» нужно снять ошейник, получить уникальный навык «Благословение» и одно очко Истока.

    Шаг 1: Снимаем ошейники и получаем «Благословение»


    Избавиться от ошейников помогают Лея и Дугган в Убежище искателей в южной части острова Глаз Жнеца (координаты: X:440, Y:20). Но прежде чем они согласятся оказать услугу, нужно будет спасти Гарета от магистров в Оружейной Бракка в руинах замка в северной части острова (координаты: X:465, Y:255). В оружейной также можно будет пополнять запасы Истока из большого чана, установленного сбоку от запертого хранилища с (координаты: X:470, Y:225).

    Расколдовать горящих свиней поможет умение истока «Благословение», которое появляется после посещения Таинственной пещеры с Трикстером и прохождения Сокровищницы Бракка. Вход в Таинственную пещеру находится напротив разбившихся кораблей на южном побережье острова (координаты: X:510, Y:70). Перед самым выходом из сокровищницы Бракка следует дотронуться до статуи в маленькой комнатке напротив рычага и перенестись в Чертоги Эха , где демон подарит уникальный навык. Но произойдет это только после спасения Гарета.

    Шаг 2: Расколдовываем горящих свиней «Благословением»


    После получения «Благословения» возвращаемся на поляну к горящим свиньям. Отлавливаем всех животных и накладываем заклинание. На каждую попытку тратится одно очко Истока, которое можно пополнить в Оружейной Бракка в руинах замка в северной части острова. Всего нужно расколдовать четырех полыхающих свиней . Помогать свиньям избавиться от проклятия желательно после убийства Молоха Пустоты, который сидит на холмике рядом с местом обитания животных и обязательно нападет, если зайти на его территорию. После первой расколдованной свиньи появится Скапор. Страж-скелет Бракка попытается вразумить и остановить безумцев. Исход спора зависит от сказанных слов и развитого «Убеждения». Если убить Скапора , то на теле охранника останутся лежать книга навыков, вещи и немного денег. Если убедить Скапора освободить свиней , то он отдаст вещи без боя и уйдет на заслуженный покой.

    Шаг 3: Снимаем проклятие с Федера в Святилище Амадии


    На спуске к ледяному дракону Слейну, прикованному к земле цепями на Драконьем пляже в восточной части острова, находим свинью по имени Федер (координаты: X:570, Y:190). Убеждаем животное посетить Святилище Амадии , чтобы помолиться и полностью снять проклятие. Пока она будет добираться, возвращаемся в Убежище, говорим со жрицей Гратианой, затем подходим к Алтарю в виде головы богини и проводим небольшой ритуал. Если слова в диалоге были подобраны правильно, вода у алтаря побелеет и покроется благословенным паром. Находим свинью в Убежище и советуем поплавать в священной воде (координаты: X:420, Y:40). После первого заплыва проклятие будет снято, свинья превратится в женщину-мага и пополнит ряды торговцев, а задание «Пылающие свиньи» будет выполнено.
    Loading...Loading...