Почему аллах нас создал. Сотворение человека в исламе

«Он (Аллах) превосходно создал все, что сотворил, и начал создавать человека из глины» (Коран, сура 32, аят 7).

Сотворение человека в Исламе, как и сотворение всего живого и неживого, это великая милость Всевышнего. Аллах создал и соразмерил мироздание, сотворил человека и наделил его разумом. Великий сотворил человека законченным и сделал его самостоятельным существом.

О Своем намерении он сообщил Ангелам: «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?». Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете» (сура Аль-Бакара, аят 30).

Всевышний ниспослал Земле откровение (вахью): «О земля, Я создам из тебя людей. Одни из них будут покорными Мне, а другие заблудшими. Те, кто восстанет против Меня, пойдут в Ад, а покорные Мне – в Рай».

Затем Великий Создатель отправил архангела Джабраила (Мир Ему) за глиной. Но земля, увидев Джабраила (Мир Ему), взмолилась: «Прошу защиты, ради Величия Того, Кто послал тебя, не забирай даже малую толику меня». Джабраил (Мир Ему) сжалился и по воле Всевышнего вернулся назад. Тогда Творец отправил Микаила (Мир Ему), но и он не смог выполнить поручения Всевышнего. В третий раз был послан Азраил (Мир Ему).

Он спустился на землю, услышал ее стоны, также сжалился над ней, однако не ослушался Создателя. «Я прошу защиты у Того, Кто отправил меня к тебе, от того, чтобы я стал восставшим против Него».

Сказав эти слова, Азраил взял глину. Он предстал перед Создателем с глиной различных пород, собранной с гор и долин: нежной и грубой, красной и черной. Затем, по велению Великого, Азраил смешал глину с разными водами: сладкими и солеными. Так, в зависимости от оттенка глины и места ее происхождения были сотворены представители разных наций, хорошие и плохие, белые и черные.

Творец создал из куска глины тело Адама (Мир Ему), которое велел положить возле ворот Рая. Лежащее на дороге тело заметили ангелы, удивленно взиравшие на доселе невиданное совершенное творение Господа. Но непоседливый сатана (иблис) начал завидовать Адаму (мир Ему) и стал задавать вопросы Ангелам: «Как вы поступите, если Всевышний возвеличит его над вами?». «Мы покоримся воле Аллаха», – вторили Ангелы. Отчаявшись и ненавидя Адама (Мир Ему), сатана дал клятву уничтожить его и выбрал путь непокорности Создателю.

Всевышний, пожелавший вдохнуть жизнь в Адама (Мир Ему), велел руху (душе) войти через мозг в его тело. Рух вошел в него и через тысячу лет пустился к глазам – они открылись, и Адам (Мир Ему) увидел, что он сотворен из замешанной глины. Рух спустился к ушам – и Адам (мир Ему) услышал тасбихи ангелов, перешел к носу – и Адам (Мир Ему) чихнул.

Когда душа дошла до языка, первый человек, вторив «Алхамдулиллах», восхвалил Великого Создателя. Так рух оживил все органы, а Создатель соединил вместе кости, мясо и кровеносные сосуды Адама (Мир Ему) в прекрасном человеческом облике. Нарядив в роскошные одежды, Творец ввел Адама (Мир Ему) в Рай, сделав его первым человеком и праотцом всего человеческого рода. Из Адама была сотворена и жена его Хавва.

Согласно теории происхождения человека в Исламе, он не эволюционировал, как это утверждают сторонники Дарвина. Напротив, человек был создан совершенным, ростом в 60 локтей, а затем начал уменьшаться в размерах.

Исламская студия istiqama Меня зовут Рама Кришна, я изучаю физиотерапию и мой вопрос заключается в следующем: «Для чего Аллах создал Адама и Хаву, и все остальное человечество? С какой целью это сделано?» Второй вопрос: «Все, что сотворено, сотворено кем-то, следовательно, Бог должен быть сотворен кем-то» И что означает слово «Аллах»? Брат задал три вопроса. Первый вопрос: «Почему Аллах сотворил Адама и Еву, и для чего создал вселенную и человеческий род» Всевышний Аллах сотворил Адама и Еву, мир им, чтобы от них произошел человеческий род. Они являются нашими прародителями. Всевышний сказал в суре «Комнаты», аят 13: يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас - наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах - Знающий, Ведающий». Воистину, мерилом оценки любого человека является не богатство, не цвет кожи, не внешность, а богобоязненность, благочестие и набожность. Следовательно, Адам и Ева, мир им, были нашими первыми предками, моими предками и твоими предками, и предками всех людей без исключения. Поэтому я тебя называю братом, потому что мы братья по человеческому роду. Всевышний сказал: «О люди!» то есть, все люди, без исключения. Также в суре «Перенос Ночью», аят 70 Всевышний сказал: «وَلَقَدْ كَرَّمْنَا بَنِي آدَمَ Мы почтили сынов Адама. Всевышний Аллах оказал почтение всем сыновьям Адама, независимо от того, в Индии они родились, или в Америке, или в Англии. В индуистской семье родились, или мусульманской, или христианской. Всевышний сказал: «Мы почтили сынов Адама». Если ты человек, то Всевышний почтил тебя. Нет разницы как зовут тебя: Закир, Абдуллах, Рама Шанкар. Если ты родился человеком, то Всевышний почтил тебя! И теперь перейдем к вопросу: «Почему Аллах сотворил человеческий род». Всевышний говорит, что человек – это одно из самых лучших Его созданий. Все остальные творения Аллаха послушны Ему и подчиняются. Например, ангелы. Любое повеление Аллаха они тотчас послушно выполняют, и у них нет права выбора. А человек – это творение Аллаха, которое обладает свободной волей. Мы можем повиноваться, и можем ослушаться. Следовательно, Аллах сотворил нас, лучших из Его творений, в наилучшем виде. Но у нас есть выбор: между послушанием и ослушанием. Если повинуемся Аллаху, то нас ожидает Рай, а если ослушаемся – то мы попадем в Ад. То есть это испытание для конечной жизни. В суре «Власть» аят 2 Всевышний говорит: الَّذِي خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا وَهُوَ الْعَزِيزُ الْغَفُورُ Аллах Тот, Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он - Могущественный, Прощающий. И в суре «Рассеивающие», аят 56 Всевышний говорит: وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ - Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Поэтому нам предписано поклоняться Аллаху и повиноваться Его велениям. И все эти люди с их различиями обладают свободной волей и выбором между повиновением и ослушанием. Все остальные творения, такие, как звезды, деревья, и даже горы, как об этом сказано в Коране, восхваляют Аллаха и беспрекословно подчиняются Ему. Мы обладаем свободной волей! И когда Всевышний предоставляет нам волю, и мы по собственному выбору подчиняемся Ему, мы становимся лучше ангелов. А если не подчиняемся, обладая свободной волей, то мы становимся подобными дьяволам. Значит, Всевышний нас создал, чтобы испытать нас для конечной жизни.

Имена и атрибуты Всевышнего Аллаха делятся на две группы. К первой группе причисляют божественные имена и атрибуты, непосредственно относящиеся к Его святой сущности. К подобным атрибутам, например, относятся знание, могущество, неизменность, власть, владычество Аллаха. Ко второй группе причисляют божественные имена и атрибуты, относящиеся к Его действиям. Их ещё называют атрибутами действий Аллаха. К ним, например, относятся господство, способность творить, наделение творений пропитанием, воля, милосердие Господа. В исламском богословии различными путями доказано, что обе группы божественных имён и атрибутов являются атрибутами совершенства, присущими Всевышнему Аллаху. Посредством этих атрибутов Он непрерывно доводит до всего сущего свои бесконечные блага и милости. И такой атрибут как способность творить требует, чтобы Он беспрерывно творил и никогда не прекращал своей созидательной деятельности. В Коране в связи с этим сказано: «Каждый день Он занят делом».

Ещё одна тема, которой необходимо уделить внимание при ответе на вышеизложенный вопрос, заключается в следующем. Всевышний Аллах мудр, а как известно мудрый никогда не совершает бесполезных и напрасных действий. Сотворённое мироздание является гармоничной и упорядоченной системой, тянущейся к определенной цели. Данная цель берёт своё начало в возвышенных устремлениях, рвущихся к священной сущности Всевышнего Творца. В этой гармоничной системе нет и следа хаоса, беспорядка или каких-либо проявлений путницы. Все части упорядоченного мироздания, несмотря на то, что не обладают речью, словно говорят:

«Нет в пределах мира большой или малой путницы,

Я принимаю это без лишних вопросов».

В соответствии с аятами Корана Мудрый Творец не сотворил все существа и явления понапрасну, и Он не сделал этого забавляясь. Всё сотворённое мироздание, его основы и начала базируются на прочной истине. И эта истина гласит, что в мироздании, которое является наилучшей упорядоченной системой, даже самое мелкое явление и самое незначительное создание имеет возвышенную цель и стремится к ней. И существование каждого подобного явления и создания не лишено смысла.
«В этом мироздании пользу содержит каждое явление,
Хотя мы и не можем постигнуть до конца его Создателя».

Не следует упускать из виду того, что главной и конечной целью сотворения бытия, а также создания всех явлений и существ был человек. Иными словами, Всевышний Аллах создал огромное мир для того, чтобы сотворить человека, ибо он является наилучшим и совершенным божественным творением, тогда как его Господь является наилучшим творцом. На фабрике бытия не было создано существа подобного человеку. В одном из священных хадисов содержатся слова Аллаха: «О сын Адама! Всё, что окружает тебя, Я создал для тебя. А тебя Я сотворил для себя».

После рассмотренных тем, являющихся своего рода попыткой подготовить читателя для восприятия ответа, вернёмся к нашему вопросу и скажем: Какой бы не была цель сотворения человека, в конце концов она возвращается к нему самому, а не к Аллаху, ибо Он самодостаточен и ни в чём не испытывает нужды. Тогда как творения, одним из которых является человек, беспрерывно испытывают нужду в своём Творце, как сказано об этом в Коране: «О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах – Богатый, Достохвальный».

Пророк Муса (да будет мир с ним) обращался к своему народу: «Если вы и все обитатели земли станете неверующими, то ведь Аллах – Богатый, Достохвальный».

Повелитель правоверных Имам Али (да будет мир с ним) в одной из своих проповедей говорил: «Поистине, Аллах, превелик Он и достохвален, сотворил тварей и, сотворивши их, был свободен от того, чтобы нуждаться в их подчинении, и в безопасности от того, чтобы опасаться их неподчинения. Поскольку не причиняет Ему ущерба неподчинение неподчиняющихся и не приносит Ему прибыли подчинение подчиняющихся». Из этих слов имама следует, что подчинение повелениям Аллаха и отстранение от грехов несёт пользу и выгоду самому человеку.

Священная книга мусульман не обошла стороной такую важную тему, как цель сотворения человека, и эта тема описана в ней различными словами и выражениями. Многочисленные аяты Корана указывают на разнообразные стороны цели человеческого сотворения. В одном из них сказано: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». Во втором аяте говорится: «Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он – Могущественный, Прощающий». Божественные испытания, о которых упоминается в данном аяте, носят воспитательных характер, вследствие чего они способствуют совершенствованию человека. В третьем отрывке небесного писания сказано: «Однако они не перестают вступать в противоречия, за исключением тех, над кем смилостивился твой Господь. Он сотворил их для этого». То есть Аллах сотворил людей для того, чтобы они принимали Его милость и достигали совершенства.

Все эти аяты, используя различные слова и выражения, на самом деле говорят об одном – о воспитании, наставлении и совершенствовании человека. Из всего этого нетрудно сделать вывод, что конечной целью и важнейшей причиной сотворения человека является достижение им совершенства, подлинного счастья, высочайших нравственных и человеческих качеств, а также нахождение пути к вечному царству божественного света. И достичь этого возможно только посредством познания, постижения, богослужения и основанного на собственной воле поклонения Единому Господу. По этому поводу говорится: «Поклонение Господу – это бесценная драгоценность, внутренним содержанием которой является господство». Это выражение означает, что каждый, кто завладеет бесценной драгоценностью, то есть начнёт искренне поклоняться Господу, получит власть над всеми, кроме естественно Аллаха.

В хадисе, переданном Имамом Садиком (да будет мир с ним), мы можем прочесть: «Однажды Имам Хусейн (да будет мир с ним) вышел к своим соратникам и обратился к ним: «Воистину, Всемогущий и Всеблагой Аллах создал своих рабов для того, чтобы они познали Его, а познав, поклонялись Ему. Начав поклоняться Ему, они утратят потребность поклоняться чему-либо кроме Него».

Сура «Милосердный», аят 29

Аль-манхадж аль-кува, т.5 стр.516; Ильм аль-йакын, т.1 стр.381

Сура «Ангелы», аят 15

Сура «Ибрахим», аят 8

Нахдж аль-балага, проповедь 193

Сура «Рассеивающие», аят 56

Сура «Власть», аят 2

Сура «Худ», аяты 118 и 119

Мисбах аш-шариа фи хакикатиль-убудийа

Аль-мизан, т.18 стр.423

Был только один Аллах, и больше ничего не было. Затем Аллах создал мир и живых тварей, чтобы облагодетельствовать их Своей величайшей Милостью.
Все люди, все живое и неживое, включая планеты, звезды, галактики, вся Вселенная, вся природа, то есть все, что существует, кроме Самого Аллаха, – сотворены Аллахом.
Среди первых творений Всемогущего Аллаха были аль-Лавх аль-Махфуз (Хранимая Скрижаль), длина которой равна расстоянию между небом и землей, а ширина - от востока до запада, и на которой записана судьба всего сущего, Калам (Перо), ‘Aрш, Курс, небеса и земля. После этого были сотворены ангелы из чистого света и джинны из огня. Потом Аллах сотворил человека из праха (земли), «сотворил его лучшим сложением» и сделал его Своим наместником на земле. Звали первого человека Адам (мир ему). Из его же плоти была сотворена и супруга для него. Первую женщину звали Хава’ (Ева). Адам и Хава’ являются прародителями всех людей, живущих и проживавших когда-либо на Земле.
Сотворение мира не было для Аллаха необходимым или обязательным, Он сотворил мир исключительно по Своей воле, по Своему желанию. То есть Аллах не нуждается в Своих творениях, Он не зависит ни от кого и ни от чего, а все творения Аллаха нуждаются в Нем, в Его Милости, они не могут существовать без Творца ни на мгновения.
Аллах не похож на Свои творения, и Его творения не похожи на Него. Поэтому нельзя представить Аллаха, придать Ему какой-то образ. Аллаха можно только познать через Его имена, атрибуты, качества, изучая их и помня о них всегда.
Время и пространство также являются творениями Всевышнего Аллаха. Так как Творец не нуждается в Своих творениях, Он не нуждается ни во времени, ни в пространстве, т.е. у Него нет ни временных, ни пространственных, ни других границ или ограничений. По отношению к Аллаху нельзя пользоваться пространственными ориентирами, такими как верх, низ, правая сторона, левая сторона, вперед, назад. Бессмыслен вопрос «Где Аллах?», ибо ответ на вопрос «Где?» указывает на место в пространстве, т.е. на творение Аллаха, а Он, как известно, не нуждается в Своих творениях. Поэтому нельзя утверждать, что Аллах находится на каком-то конкретном месте в пространстве, например, на небесах или на ‘Арше, или что Он везде, ибо такое утверждение делает Аллаха похожим на Его творения. Когда говорят, что Аллах наверху, на небесах, имеют в виду Его Величие, Верховность, Непостижимость, Недосягаемость и то, что Он Своим Могуществом правит и управляет всеми творениями.

Новые слова: аль-Лавх аль-Махфуз, Калам, ‘Арш, Курс.

Вопросы для самопроверки:

1. Почему Аллах создал этот мир?
2. Существуют ли для Аллаха временные и пространственные ограничения? Обоснуйте ответ.
3. Можно ли представить Аллаха?

‘Арш – самое большое творение Аллаха, созданное Им из нура. Оно включает в себя все сотворенное Всевышним Аллахом.

Курс – также одно из величайших творений Всевышнего Аллаха, созданное Им из нура.

Вопрос:

Ответ: Постараемся разъяснить данный вопрос:

Аллах является единственным Создателем и хозяином всего созданного, и Он распоряжается своими творениями как пожелает. Для демонстрации своего бескрайнего могущества, знания и мудрости, Он сотворил множество творений самых разных видов.

Ни у одного из созданий нет права быть недовольным своим существованием, так как каждое создание является произведением божественного творения. Какой вид Творец придаст своим созданиям, такой вид они и примут, и для них нет никакой другой альтернативы.

То, что Аллах Всевышний создает свои творения разными, не является несправедливостью по отношению к ним. Например, у мыши нет прав сказать: «Почему Ты не создал меня человеком», и комар не вправе сказать: «Почему Ты не создал меня верблюдом», так как дарованное им существование, само по себе является величайшим благом.

И особенно человек должен быть благодарен своему Творцу за свое существование и за то, что Аллах наделил его неисчислимыми благами, как духовными, так и материальными. Поэтому выражение недовольства благом существования является самой скверной формой неблагодарности, достойной наказания.

Выражение благодарности за свое существование является долгом для каждого существа. Мудрость Аллаха Всевышнего преследует не одну, а сотни целей. И то, что один или два результата оказались плохими, ни в коем случае не умаляет других прекрасных результатов. Что же касается создания людей с ограниченными умственными способностями или лишенных рассудка, то мудрость этого можно объяснить следующим образом:

1. Создавая некоторых людей умственно неполноценными, Аллах Всевышний преподает урок тем людям, которые обладают разумом, чтобы они поняли, насколько великим благом является разум, и были благодарны своему Господу за это.

2. Создавая некоторых людей, лишенными разума, Аллах Всевышний показывает, что наличие разума не является следствием физиологических процессов в организме человека, а является даром Творца.

3. Создание людей, лишенных разума, является очень серьезным уроков в частности для материалистов, считающих себя умными. Эти неблагодарные люди считают величайшее творение Аллаха, следствием случайности. Поэтому существование таких людей, фактически опровергает их утверждения о том, что разум является продуктом мозговой деятельности. Так как отсутствие разума у людей, которые с точки зрения своего физического строения не имеют никаких недостатков, для каждого человека обладающего хоть каплей разума является доказательством того, что разум так же является одним из величайших творений Аллаха.

4. Мирская жизнь представляет собой место испытания. Среди людей есть те, кто успешно проходит это испытание, и те, кто не проходит его. И создав некоторых людей лишенными разума, Аллах приготовил для них прекрасное вознаграждение в будущей жизни. К такому вознаграждению можно отнести следующее:

Они не подвергаются испытанию в мирской жизни.

В судный день они не будут подвергнуты отчету и сразу войдут в Рай.

В вечной жизни они будут наделены таким умом, что другие люди будут завидовать им.

Нет никакого сомнения в том, что в судный день очень многие люди пожелали бы прожить мирскую жизнь сумасшедшим и войти в Рай, чем прожить жизнь, считаясь умным, и оказаться в Аду.

Loading...Loading...