Путешествие из россии в индокитай. Религия индокитая

Следует иметь в виду, что большинство индейских племен Северной Америки не имело, по меркам народов, находящихся на очень низком уровне развития, какой-то оформленной системы религиозных верований, которую можно было бы четко и последовательно изложить. Их верования были очень простыми.

Одной из характерных особенностей религии североамериканских индейцев является почти полное отсутствие культа предков, за исключением индейцев пуэбло. Из родовых форм культа у некоторых племен существовало почитание родовых святынь - фетишей. Это могли быть какие-либо амулеты, курительные трубки или что-нибудь еще. У дакотов, омаха и других народов группы сиу почитались родовые покровители. В целом же, по мнению большинства исследователей, господствующей формой культа у индейцев Северной Америки был не родовой, а племенной культ; именно племя выступало основной общественной базой религиозных воззрений.

У некоторых индейских племен (ирокезов, бороро, чероки) долго сохранялись пережитки тотемизма. К животному, признаваемому за тотем определенного племени, относились как к своему родоначальнику, его запрещалось убивать. Само племя называлось по его имени и в одежде или в особых знаках (гербах на жилище или татуировках) выражало свою принадлежность к данному тотему. Индейцы носили на себе шкуру или перья животного-тотема, исполняли особую пляску. Единение с тотемом проявлялось во всякого рода церемониях: при рождении и совершеннолетии, при посвящении или свадьбе. Тотем предполагал также различные табу, в том числе запреты определенной пищи. Вероятно, пережитками тотемизма являются и многочисленные индейские мифы о животных-героях: зайце, вороне, двуглавом змее, черепахе или койоте.

Религия индейцев предполагает почитание духов. Духи (маниту) имеют в себе мало индивидуального и отождествляются с природными силами. Высшим из них считается Великий дух, и на этом основании многие миссионеры склонны были приписывать индейцам монотеистическую религию. Однако какие бы могущественные действия ни приписывались Великому духу, все же они не дают достаточных оснований считать, что у индейских племен существовало единобожие. Иногда к Великому духу относятся как к человеку; в таком случае он является героем всякого рода мифов.

Большое значение у многих индейских племен имел солнечный культ. Так, индейцы американских прерий в середине лета справляли праздник солнца, во время которого торжественно исполнялись главные обряды, в том числе и общеплеменная пляска солнца. От этого момента у них велось летоисчисление. Ритуальные танцы у индейцев были широко распространены: каждое племя знало их до нескольких десятков - танец дождя, танец войны, пляска солнца и др.

Одни племена верили в существование высшей божественной сущности, другие - нет. У тетон-дакотов это был Вакан Танка, Великий Бог. У индейцев мойаве таковым считался Матавилья, родителями которого были земля и небо. У большинства племен была своя мифическая история сотворения мира. У индейцев помо, живших в Калифорнии, главным божеством считался Мадунда; а у «пяти цивилизованных племен» юго-востока - Высший Дух, обитающий высоко над землей, в то время как земной мир представлял собой четырехугольную поверхность, которая покоилась на воде. Индейцы пуэбло считали, что создательницей мира является Заботливая Женщина, или Бабка Паука, а эскимосы и их южные соседи - атабаскские племена, полагали, что мир обязан своим существованием хитрому, веселому и озорному божеству по имени Черный Ворон. Он создал мир в форме плоского блюда, покоящегося на четырех деревянных опорах так, чтобы неосторожные охотники сваливались с краев в зияющую пустоту. Племена северо-запада были убеждены, что мир был совершенно бесформенным, когда Черный Ворон его нашел; он-то и придал миру его нынешний вид. В то же время северо-западные племена не имели устоявшихся представлений о создании мира и считали, что мир, возможно, является творением каких-то неведомых сверхъестественных существ. Расположенные неподалеку племена близлежащих плоскогорий считали, что мир, возможно, является божественной шуткой, поскольку тот, кого они считали создателем мира, - Койот, существо весьма двусмысленное, так как на самом деле является лишь одним из воплощений настоящего создателя - Обманщика или Шутника, который появляется в разных воплощениях по всему континенту. Обычно создатель мира не считался всемогущим и единственным в своем роде; он рассматривался как один из множества божеств.

Многие индейские божества принимали обличье птиц, животных и пресмыкающихся, причем могли иметь как приятный и привлекательный, так и отвратительный и отталкивающий вид. Их прообразом было одно из тех живых существ, которое обитало на территории проживания данного племени. Практически любое живое существо дикой природы на территории Америки и Канады считалось священным у того или иного сообщества. То же относилось и к окружающей природе и природным явлениям: солнце, луна, звезды, ветры, а также горы, леса, озера, реки, причудливые холмы и возвышенности, молния, гром, буря и радуга - все это считалось либо воплощением, которое приняли божества, либо жилищем-обителью духов-хранителей.

Рядом с божествами, имевшими природное воплощение, находились и те, кто воплощал себя в человеческом облике. Много таких божеств мы встречаем у индейцев навахо; их очаровательные изображения можно увидеть как на вышитых узорах, так и на превосходных рисунках, выполненных на песке. Навахо считали себя прямыми потомками нескольких родов Первородных Людей, которые сначала жили под землей, а потом поднялись на поверхность через барсучью нору в южной части Колорадо. Мир разделен на Верхний, населенный Священными Небожителями, и Нижний, где живут Люди с Поверхности Земли. Во главе небожителей находится Бирюзовая Женщина; ее также называют Имеющая Много Обличий. Она является сестрой луны и женой солнца, от которого она родила существующий мир. Луна, которую называют Женщина из Белой Раковины, живет в западной части океана, и солнце каждую ночь посещает ее. Помимо божеств, напоминающих людей, у навахо было также много божеств, связанных с природой: это Люди Дождя, Люди Грома, Люди Змеи, а также вездесущий Койот, который, балуясь и веселясь, перемешал звезды на небе, которые были выложены в определенном порядке. Что касается змей, то индейцы относились к ним с восхищением и поклонением. Так, змеи были объектом особых культовых ритуалов у многочисленных племен зуни и криков, живших на обширной территории, соответственно на юго-западе и юго-востоке.

Буддизм является преобладающим вероисповеданием в странах Индокитайского полуострова, где сосредоточено свыше 94% буддистов Юго- Восточной Азии. Самые крупные общины буддистов находятся в Мьянме, Таиланде, Камбодже и Лаосе. Около 80% жителей Индокитая исповедуют буддизм. Во всех странах, кроме Вьетнама, распространен буддизм толка тхеравады, во Вьетнаме – махаяны.

Буддизм проник в Юго-Восточную Азию в первые века нашей эры из Южного Индостана и длительное время сосуществовал с индуизмом, играя второстепенную роль.

По мере распространения в ранних государствах Юго- Восточной Азии буддизм подвергался определенным изменениям, приспосабливаясь, с одной стороны, к индийским культам (вишнуизму и шиваизму), освящавшим царскую власть, с другой стороны – к местным, в том числе анимистическим, верованиям.

С конца XII в. влияние индуизма падает, позиции буддизма постепенно усиливаются. В XIII–XV вв. в буддизме стран Индокитайского полуострова возобладало тхеравадское направление. Утверждение тхеравады знаменовало собой формирование моноэтнических государств, переход от индуизированных аристократических верований к массовой религии, которая в большей степени отвечала запросам феодальных обществ.

В позднем Средневековье и начале Нового времени роль буддизма в общественно-политической жизни государств Юго-Восточной Азии постепенно возрастала. В период колониальной зависимости в середине XIX – начале XX в. в странах Индокитая буддизм использовался как символ единства нации в борьбе за независимость, для мобилизации верующих на борьбу за национальное освобождение.

После обретения независимости в условиях экономической и культурной отсталости стран этого региона и приверженности основной массы населения религии буддизм сохранял важную роль и был неотъемлемой частью государственной идеологии. Модернизированные идеи буддизма служили обоснованием различных социальных и политических концепций национального развития.

Для стран Индокитайского полуострова характерны ориентации верующих на накопление "религиозных заслуг", а нс на достижение нирваны (просветления), что во многом обусловило роль монастырей как центров общественной жизни на местах, особенно в сельских районах. Функции монашества в этих странах (как в религиозной, так и в социальной сфере деятельности) чрезвычайно многообразны. Монах здесь и учитель религии, и человек, с помощью которого верующие накапливают заслуги, и идеал для подражания в моральном плане. Численность буддийской сангхи велика: в Мьянме – около 400 тыс., в Таиланде – 350 тыс., в Камбодже – 60 тыс., в Лаосе – около 20 тыс.

Буддийские общины в этих странах имеют сложное иерархическое строение, сложившееся еще в феодальных обществах, и административную структуру, копирующую государственно-административный аппарат.

В 1960–1980-е гг. происходила активная адаптация буддизма к новым условиям: ускорению урбанизации, развитию светского образования, научно-техническому прогрессу. Эта адаптация коснулась главным образом религиозной практики и социальной роли буддизма.

В 1980–1990-е гг. в религиозной практике стран Индокитая наблюдалась активизация процесса модернизации буддизма, выразившегося в широком распространении "социально ангажированного" буддизма и расширении политической деятельности монашества. Одновременно наметилось некоторое сужение сферы религиозной традиции и более утилитарное отношение к буддийской религии со стороны верующих.

В XXI в. в условиях глобализации во всех странах Индокитая возросла роль буддизма как важного маркера национальной идентичности, национальной культуры и самобытности.

В Таиланде 90% населения страны исповедуют буддизм. Покровителем и защитником буддийской церкви выступает король. Правящие круги страны и руководство сангхи прилагают немало усилий для обеспечения стабильности и прогресса буддийской религии, разрабатывают программы деятельности сангхи, направленные на ее эффективное вмешательство во многие сферы общественной жизни, особенно в сельских районах. Существует хорошо развитая система религиозного образования. Буддийская религия и мораль входят в программу обучения в школьных учебных заведениях.

В Камбодже 90% населения придерживаются буддизма. После обретения независимости в 1953 г. буддизм был государственной религией и использовался при выработке националистической программы развития страны "кхмерского буддийского социализма". Сангха активно сотрудничала с правительством в области образования и социально- экономической сфере. При режиме Пол Пота (1975–1979) сангха была упразднена, монастыри закрыты, отправление культа запрещено. После образования НРК в 1979 г. был взят курс на возрождение буддизма, хотя на деятельность сангхи накладывались серьезные ограничения. С 1990 г., после провозглашения буддизма государственной религией, наблюдается процесс "буддийского ренессанса".

В Лаосе буддизм исповедуют 70% населения. До 1975 г. он был государственной религией, король выступал покровителем сангхи. После провозглашения ЛНДР в 1975 г. возможность отправления культа для буддийской общины была несколько ограничена. В 1980-е гг. с началом политики "обновления" все ограничения на религиозную деятельность как монахов, так и мирян были сняты.

В Мьянме 73% населения исповедуют буддизм. Религиозная ситуация осложнена нерешенностью национального вопроса. В 1950–1960-е гг. наблюдался период так называемого буддийского ренессанса, связанный с попыткой правительства широко использовать в своей политике национализм, мировоззренческую основу которого составлял буддизм. После военного переворота в 1962 г. политическая роль сангхи в общественной жизни страны была сведена к минимуму. С 1990-х гг. по настоящее время отношения между сангхой и правящим режимом складываются достаточно сложно и неравно. Отмечается взаимодействие между руководством сангхи и военными, которые выступают покровителями монашеской общины и взяли на себя функции по пропаганде буддизма. Среди молодежного сегмента монашеской общины наблюдается высокий уровень оппозиционных к власти настроений.

В каждой стране Индокитая есть свои традиции и порядки, но есть и несколько правил поведения, которые объединяют весь Индокитай. Потому перед тем, как приехать в любую из пяти стран полуострова, интересно было бы узнать о национальных особенностях местных жителей.

Во всем Индокитае основные обычаи и табу связаны с религией, и их несоблюдение обидит местных жителей везде, без исключения. Правила эти довольно просты. Нигде в Индокитае нельзя:

  • прикасаться к монахам, особенно женщинам
  • дотрагиваться до головы и волос других людей (детей и взрослых)
  • класть ногу на ногу так, чтобы ступни указывали на изображение Будды
  • забираться на изваяния Будды (грозит тюремным заключением)
  • входить в храм в обуви и, наоборот, разгуливать по территории храма босиком

Где-то к соблюдению этих правил относятся очень серьезно, где-то попроще, но в любом случае о них следует знать.

Тайланд

Население Тайланда составляет около 60 млн. человек, большая часть из которых тайцы. Второе место по численности занимают выходцы из Китая, затем моны, кхмеры, лаосцы, малайцы, персы и индийцы. Так же Тайланд всегда очень охотно принимал европейских иммигрантов, и в результате этого смешения в стране нет понятия «типичный таец» - внешность у всех очень разная. Государственный язык – тайский, среди образованной части населения широко распространены английский, китайский и японский. В последнее время все больше тайцев изучают русский…

Большинство населения буддисты, однако, здесь имеется свобода для всех религий – есть и христиане, и мусульмане, и индусы, и немногочисленные сикхи. Изображение Будды считается священным и за святотатство даже иностранцам грозит наказание. При этом тайцев нельзя назвать очень религиозными, в отличие от жителей, например, соседних Лаоса или Камбоджи. Покровителем всех религий в Тайланде считается король. К королевской семье здесь относятся с огромным почтением и даже иностранцам не разрешают пренебрежительно о ней отзываться, а задавать вопросы о короле считается бестактностью.

Тайцы верят, что их жилище охраняют духи. Поэтому возле каждого здания можно обнаружить домики для «хранителей жилища» и ежедневные подношения в виде сладостей, фруктов и цветов.

Кухня Тайланда имеет много общего с вьетнамской и китайской кухней, а любовь к специям роднит ее с индийской. Местные жители очень любят кисло-сладкие блюда, а любимая еда тайцев – лапша, в которую добавляются самые разные ингредиенты, и соус карри.

Мужское население Тайланда поголовно увлекается тайским боксом, а любая тайка умеет делать знаменитый тайский массаж.

Мньянма (Бирма)

Здесь живет около 70 народностей и этнических племен. Основное население – бирманцы, к ним примыкают тайцы и индийцы. Национальные меньшинства – карены, кая, моны, шаны, качины, ва, нага и другие. Государственный язык бриманский, но здесь море диалектов. Некоторые бирманцы понимают английский. Занимается население в основном земледелием и рыболовством. Самые успешные и богатые бирманцы работают на нефтепромыслах и в обрабатывающей промышленности. Бирманцы – религиозный народ, в подавляющем большинстве буддисты, но есть так же мусульмане, христиане-баптисты, индуисты и конфуцианцы. Этнические племена сохранили древние верования, возникшие еще до буддизма.

Здесь вообще сохранилось очень многое – в частности, почти не подверглось осовремениванию искусство. Театрализованные представления как ставились по мотивам древних буддистских легенд, так и ставятся до сих пор. Из современного – театр огромных марионеток.

А вот к чему бирманцы относятся менее трепетно, так это к названиям. Они просто обожают все переименовывать! Города, улицы, храмы, да даже название страны – в путеводителях из-за этого возникает невероятная путаница. К особенностям бирманцев можно отнести страсть к ремонту дорог и… плевки на землю. В качестве жвачки народ использует растущий здесь орех, окрашивающий зубы и слюну в красный цвет. Выглядит это устрашающе, но на самом деле бирманцы очень добрый и любознательный народ, никогда не унывающий, несмотря на бедность.

Главная деталь здешней национальной одежды – юбка. Причем, юбки носят и женщины, и мужчины. Отличаются их наряды по рисунку и способу ношения. В Бирме вообще относительное равноправие полов с точки зрения восточной культуры. Бирманки, кстати, почти поголовно курят сигары…

Национальная кухня и здесь – микс из индийской и китайской. В основе почти любого бирманского блюда лежит рис. К нему добавляется соус карри, острый овощной салат, и нгапи - высушенная и растертая креветочная паста. Морепродукты, рыба и фрукты – повсеместно, и почти нет мяса. Здесь можно попробовать блюда из насекомых.

Лаос

Численность населения Лаоса около 6 млн. человек и для страны таких размеров это очень не много. При этом Лаос отличается большим этническим разнообразием – в стране насчитывается более 70 народностей, которые делятся на три основные группы по месту проживания. Большую часть населения составляют лао-лумы из речных низин и подножий гор. Лао-тхенги живут кланами в горных лесах и занимаются натуральным хозяйством. На севере страны в горах живут немногочисленные лао-сунги и народности мяо и яо. Официальный язык лаосский, но общество говорит на всех возможных диалектах. В образованных слоях общества распространены французский и английский. Правда, образованное общество в стране, где писать умеют 53%, невелико.

Буддизм хоть и основная религия – придерживается ее здесь самое маленькое во всем Индокитае количество человек. Лаосцы придерживаются анимистической веры в духов, которых надо постоянно ублажать и почитать. Мужчины-буддисты обязаны пройти послушание в монастыре.

В Лаосе культ семьи. Среднее лаосское семейство в среднем состоит из 7 членов и как минимум трех поколений. Глава семьи - мужчина, но женщины не испытывают здесь никаких притеснений. Детей воспитывают крайне демократично, однако повзрослевшим детям могут запросто запретить выходить замуж или жениться, если родителям не понравится избранник. В Лаосе не поощряется, но законно существует многоженство.

Традиционное приветствие в Лаосе - "ноп" - сложенные "лодочкой" ладони прикладываются к голове или груди с легким поклоном в знак уважения к людям более высокого статуса или возраста. Процесс совершения «ноп» диктуется сложным кодексом и туристам не рекомендуется копировать этот жест, чтобы не обидеть лаосца. Так же здесь нельзя фотографировать местное население без разрешения.

Камбоджа

Основную часть 12-миллионного населения Камбоджи составляют кхмеры. Остаток делят вьетнамцы, китайцы, малайцы, а так же народности куй, мнонги, стиенги, лао и другие. Официальный язык – кхмерский, но распространен так же французский, английский и, конечно же, диалекты. Религия – буддизм, здесь его исповедует почти все население, небольшой процент мусульман и еще меньший народностей, поклоняющихся языческим богам. Камбоджийцы очень религиозны и преданны своему королю.

Население Камбоджи отличается сдержанным характером и любовью к праздникам. Одни и те же религиозные праздники отмечаются везде по-разному и в разное время, так что можно сказать, что в Камбодже постоянно что-то празднуют. На улицах городов проводятся костюмированные шествия, устраиваются музыкальные и световые шоу. Особой любовью пользуется кхмерский балет в сопровождении женского хора, и театр теней. Мужчины и женщины здесь носят саронги – хлопковые дома и шелковые для праздников, но в крупных городах большинство придерживается европейского стиля.

Царящий здесь культ семьи роднит Камбоджу с Лаосом. Но в последнее время старшее поколение очень переживает за младшее, берущее пример со свободных европейцев и даже с более раскрепощенных тайцев и вьетнамцев. Всеми силами они пытаются сохранить клановость и очень не любят, когда дети уезжают из семьи.

Камбоджийцы очень терпимы к проявлению незнания местных законов и традиций, но все же рекомендуется уважать страну. Местные традиции здесь характерны для всего Индокитая, но есть несколько правил, типичных только для Камбоджи. Например, здесь нельзя злиться или ругаться на людях, показывать на кого-то пальцем, вручать какие-либо вещи людям можно только правой рукой, бестактным здесь считается и поднятый вверх большой палец руки.

Национальная кухня Камбоджи объединяет в себе любовь к рису и лапше. Очень популярен здесь суп с лапшой, в который кладут все подряд от яиц до улиток. Мяса почти нет, только рыба. Широко используются маринованные овощи и фрукты и блюда из насекомых.

Вьетнам

Самая густонаселенная страна Индокитая, численность населения – 82 млн. жителей. Территорию Вьетнама заселяет более 54 различных этнических групп. Самой многочисленной из них является народность «кинхи». Именно они являются коренными вьетнамцами – темноволосыми и миниатюрными. Так же здесь проживают китайцы, кхмеры, индийцы, тямы и горные племена. Национальный язык вьетнамский, однако, у каждой народности свои диалекты. У вьетнамцев очень размеренный образ жизни. Они никуда не торопятся, почти никогда не ссорятся и не повышают голос. Городские жители ведут европейский образ жизни – они не слишком религиозны, любят ходить в бары и на дискотеки. Население очень заботится о своем здоровье, ходит в марлевых повязках вдоль трасс и занимается спортом. На взгляд европейца на вьетнамских трассах нет правил дорожного движения – машин масса, и все двигаются в хаотичном порядке.

Во Вьетнаме огромное значение придают именам. Их не спешат сообщать при знакомстве, предпочитая обращение «господин» или «госпожа». При разговоре они не смотрят в глаза собеседнику, особенно имеющему более высокий статус в обществе, женщины избегают рукопожатий. Вьетнамцы почти всегда улыбаются, но это не всегда означает, что им весело – это традиция. А еще они терпеть не могут говорить «нет», используя для отказа разные уклончивые формулировки.

Считается табу хвалить новорожденных, передавать друг другу зубочистки, прикасаться своими палочками для еды к палочкам другого человека и оставлять их в еде, пользоваться полотенцем родственников, переворачивать музыкальные инструменты, ставить на стол один прибор для еды (обязательно два, даже если за столом больше никого нет).

Основные продукты национальной кухни – рис и лапша. Способов приготовления лапши здесь сотни, на ней специализируются целые рестораны и забегаловки. Из риса же готовят закуски, горячее и сладости. Вообще на взгляд европейца вьетнамская кухня довольно странная и сочетает в себе не сочетаемые продукты, но это только на первый взгл яд.

Полуостров Индокитай занимает более половины территории юго-восточной Азии, расположенной на крайнем востоке Евроазиатского материка и прилегающих островах. Очень живописны пейзажи многих районов полуострова с густыми лесами, саваннами, зарослями бамбука и водопадами на горных реках.

Общая площадь Индокитая – около 2 млн. кв. км. На Индокитайском полуострове в настоящее время проживает около 217 млн. чел. Внешний облик абсолютного большинства жителей Индокитая типичен для южно-азиатской малой расы. Для них характерно сочетание монголоидных признаков – желтоватый цвет кожи, плоское лицо, выступающие скулы, низкое переносье – с некоторыми австралоидными чертами: широким носом, утолщенными губами, выступающими челюстями. Крупнейшим народом Индкитая являются вьетнамцы – вьеты (по языку и культуре им близки мыонги) а также тхо, тит и другие народы, населяющие Вьетнам.

Во Вьетнаме, среди народности тхай выделяются подгруппы «красных», «черных» и «белых» тхай. Представительниц различных подгрупп лаосского этноса можно различить по вертикальному или горизонтальному расположению декоративных полос на их юбках, и по орнаменту на них. Вьетнамцы традиционно носят халат, иногда даже сразу два; штаны сложного кроя и тюрбан. И женщины, и мужчины в жару и в дождь надевают конические шляпы – нон из пальмовых листьев.

Бирманцы, тайцы, лаосцы и кхмеры обертывают бедра длинным куском ткани, пропускают между ног и закрепляют на поясе. Женщины лао носят многоцветную юбку с золотым или серебряным узором, женщины лы – юбку цвета индиго с пестрым узором и т.п. Мужчины в деревнях подпоясываются широким поясом, который выполняет множество разных функций, от платка до палатки.

Традиционным хозяйством населения Индокитая являются земледелие и рыболовство. Крестьяне часто разводят быков, буйволов, свиней, лошадей и мелкий рогатый скот, хотя животноводство не является самостоятельной отраслью хозяйства. Скот используется в основном как тягловая сила. В Юго-Восточной Азии существуют разные системы земледелия: равнинное, заливное, суходольное, террасное. Главной культурой является рис: предполагают, что именно на территории Индокитая впервые возникло искусство выращивания заливного риса. Он прекрасно развивается в жарком и влажном тропическом климате, хорошо хранится в домашних условиях без дорогостоящих элеваторов и дает хорошие урожаи при минимальном количестве удобрений. Помимо риса выращивают кукурузу, сахарный тростник, таро, ямс, табак, бетель, хлопчатник, а также овощи и фрукты – дуриан, папайю, манго, ананас и др., местные сорта чая и кофе.

Существует несколько этапов выращивания риса. Поля разрыхляют с помощью деревянного плуга, в который впрягают буйволов. После вспашки залитого водой поля его выравнивают бороной. Рисовую рассаду высаживают на затопленное поле вручную; жнут короткими серпами или маленькими ножами. Собранный рис обмолачивают, оббивая снопы о каменные ступы или прогоняя буйволов по разложенным снопам. Все этапы возделывания риса сопровождаются разнообразными обычаями и обрядами.

С сельским хозяйством тесно связано рыболовство, речное и морское. Его развитию способствуют близость моря, множество рек и тысячи гектаров заливных полей, где разводят рыбу. Этим занимаются в основном мужчины, а женщины перерабатывают улов. По всему морскому побережью страны сотни тысяч рыбаков выходят в море на небольших парусных джонках или моторных лодках. Добывают и крабов, креветок, омаров, кальмаров, моллюсков и другие морепродукты. При разливе рек в сезон дождей рыба попадает на затопляемые поля, и крестьяне выходят на «лов» рыбы целыми семьями, погружая в мутную воду плетеные ловушки с отверстиями для «запуска» рыбы, оснащенными бамбуковыми остриями. Сходным образом ловят рыбу в обмелевших реках и каналах. В запрудах, перегораживающих небольшие речки, ставят ловушки – бамбуковые верши высотой до 2 м с воронкообразным входом; в них кладут приманку – жареные кукурузные зерна или буйволиный помет. Ловят рыбу бреднем, сетями, переметами с большим количеством крючков (до 150), удочками из бамбука или дерева или бьют острогой со спины бредущего по мелководью буйвола. Много рыбы остается на морском берегу после отлива и застревает в иле; ее собирают передвигаясь на специальных «санях». Рыбаки выходят в море на парусных судах и лодках – сампана, но в последнее время моторные суда становятся все более популярными.

Традиционные ремесла

Народы Индокитая издавна занимаются многими видами ремесел; в одном только Вьетнаме их начитывается более ста. Самыми популярными являются кузнечное дело, гончарное ремесло, резьба по дереву, ткачество, плетение, вышивка, ювелирное искусство. Одно из самых замечательных явлений в искусстве стран Юго-Восточной Азии – обработка дерева, с ней связана лаковая живопись.

На Индокитайском полуострове ткачество появилось сравнительно поздно. Его история связана со знанием и добыванием сырья для пряжи растительного и животного происхождения. Самым ранним материалом для ткачества были волокна различных деревьев, конопли и крапивы. По мотивам и технике ранние формы ткачества близки к плетению сетей и корзин. У некоторых народов это занятие окружено суеверными ограничениями и запретами, а у одного из племен Лаоса ткачество вообще запрещено.

Ткачество неразрывно связано с женским трудом. Все этапы изготовления ткани сопровождаются ритуалами, а деталям ткацкого станка и тканям приписывается магическое значение. Часто ткачихи приносят жертвы духу станка, чтобы не обрывались нити пряжи; во время работы ни с кем не разговаривают и не разрешают мужчинам присутствовать при их занятии.

Важной частью традиционной культуры народов Индокитая является искусство ведения войны.

Самобытные воинские традиции включают в себя умение вести рукопашный бой, фехтование на кинжалах и мечах, копьях и палицах, джигитовку и стрельбу из лука а также искусство ведения боя со спины слона и с борта боевого судна. Холодное оружие народов Индокитая традиционно включало в себя средства ближнего и дальнего боя. К первым относятся наконечники пик и другого древкового оружия, а ко вторым – короткие и длинные мечи, сабли, кинжалы, крисы и т.п. Статус кузнеца был традиционно высок, а в изделиях оружейников воплотились наивысшие достижения народов Индокитая в работе с металлом. Многие виды клинкового оружия считались наделенными магической силой, а их изготовление сопровождалось сложными ритуалами, закрытыми для непосвященных. Многие образцы холодного оружия из стран Индокитая являются подлинными произведениями искусства.

Многие традиционные праздники вошли в этническое самосознание и стали символами культуры народа. Они укрепляют дух общинной солидарности: во время праздника все члены общины эмоционально ощущают свое единство. Особенно большую роль семейно-общинные традиции играют в новогодних праздниках: в обрядах поклонения духам предков и в почитании духа- покровителя общины. Календарные обычаи и обряды всегда были одним из важнейших истоков художественного творчества народов Индокитая: музыки, танца, мистерий, живописи, изготовления масок, кукол, костюмов и т.п. В конце ХХ в. у многих народов Юго- Восточной Азии возрос интерес к традиционным праздникам, несмотря на утрату ими некоторых элементов прежней обрядности.Среди многочисленных праздников у вьетнамцев самое важное место занимает Тэт Нгуен дан (Праздник первой утренней зари) – Новый год по лунному календарю, самый торжественный и веселый праздник, знаменующий приход весны. Каждому сезону соответствуют свои праздники, например, осенью устраивают праздники на воде, праздники середины осени, средины года, двойной девятки ит.п. В Таиланде вскоре после встречи Нового года совершают праздничные обряды сезона дождей: церемонию первой вспашки, поклонение Матери риса, День рождения Будды, Праздник ракет, Церемонию вызывания дождя, начало буддийского поста и т.п. Многие праздники связаны с почитанием и обожествлением риса, главной сельскохозяйственной культуры в Индокитае.

Праздничные развлечения – это и театрализованные действа, танцы в масках, лодочные гонки, перетягивание каната, церемониальные шествия, запуск ракет, состязания воздушных змеев, обливание водой и т.п.

Традиционный театр в странах Индокитая долго сохранял связь с породившими его архаическими ритуалами; он и сейчас окончательно не превратился в развлекательное светское зрелище и не утратил свою сакральную функцию. Наиболее популярны две формы театра – живых актеров (балет, драма) и кукольного театра (театр кукол-марионеток и театр движущихся силуэтных картин и плоских кожаных кукол). Театр теней был одним из любимых народных развлечений многие века в Таиланде, Лаосе и Камбодже. Театральные труппы возводили помост в усадьбах буддийских храмов, ставили экран из прозрачной белой ткани, и разыгрывали захватывающие истории, связанные главным образом с индийским эпосом. «Актеры» – ажурные кожаные раскрашенные куклы, вставленные в трости; в коллекции кукловода их насчитывается от 150 до 300. Среди них – отшельники-риши, священные комики, которым приписывают большую магическую силу, короли и королевы, демоны, духи и пр. кукловод прижимает кукол к экрану, и зрители, сидящие перед ним, видят их тени или силуэты. Спектакли театра теней иногда заказывают для изгнания демонов болезни.

В классическом балете Таиланда, Лаоса и Камбоджи актеры иногда танцуют в масках из папье-маше с отверстиями только для глаз, используя жесты и пантомиму. Каждой категории персонажей соответствует определенный тип масок с цветовой символикой: зеленый цвет означает удачу, желтый – злость, синий – взволнованность, красный – ярость. Маски положительных героев имеют широко раскрытый рот с ровными зубами, отрицательных – растянутый рот с торчащими из него клыками. Хореография балета кхон восходит к древнеиндийскому канону, только вместо 108 основных танцевальных движений, в нем использовалось 64, а позже – 19 движений с символическими значениями. Танцевальные движения веками оттачивались при подготовке к важным придворным церемониям и ритуалам.

Разнообразные музыкальные инструменты можно разделить на ударные, духовые и струнные. Всемирную известность приобрели также донгшонские барабаны – образцы древнего искусства обработки металла, изготовления бронзы в Индокитае. Традиция литья таких барабанов дожила до ХХ в. у каренов. Барабаны разной величины и формы; они присутствуют на всех народных гуляньях, праздниках и обрядах. Испокон веков ценным инструментом считается гонг; в прежние времена по количеству и размерам гонгов определялась состоятельность семьи. Примером ударного тайского инструмента является гонг вонг лек – сочетание 16 медных гонгов, расположенных слева направо в порядке повышения высоты тона. Исполнитель сидит в центре горизонтально положенного на пол инструмента и ударяет по нему двумя молоточками. Пример духового инструмента – губной орган кэн – из14 тростниковых трубок разного диаметра и длины, скрепленных полосами ротанга и снабженных латунными тростями. Трубки вставлены в деревянную полость с отверстиями для вдувания воздуха. Бирманские классические песни обычно исполняют под аккомпанемент арфы, имеющей вид ладьи с изогнутым грифом, на котором натянуты шелковые струны. Арфа упоминается самой первой в исторических бирманских документах и считается символом всего прекрасного. Музыкальная культура богата вокальными жанрами, живыми, светлыми мелодиями, протяжными и грустными.

Религии и верования

Религиозная жизнь на полуострове очень разнообразна. В первые века нашей эры в странах Юго-Восточной Азии начали распространяться индийские религиозные учения – индуизм и буддизм. Во многих странах утвердился буддизм, сильно повлиявший на образ жизни местного населения. На религиозные взгляды некоторых народов воздействовал индуизм. Так, в Сиаме и Кампучии еще в ХХ в. при королевском дворе находились представители касты исполнителей брахманских обрядов. С VII–VIII вв., и особенно с XIV в. в Индокитае начал распространяться ислам. Начиная с XVI в. европейские миссионеры активно насаждали христианство в странах Индокитая. В результате на полуострове появилось некоторое количество католиков и протестантов. Католиками являются и потомки португальцев, осевших в Кампучии в XVI в. В начале ХХ в. появились новые секты, например, каодай во Вьетнаме. Однако сохраняются и мощные пласты древних религиозных верований, сосуществующих с мировыми религиями – пришелицами; особенно стойкими оказались культ природы и аграрные культы. Буддийские и христианские миссионеры ведут активную прозелетическую деятельность среди приверженцев местных культов.

Буддизм

Подавляющее большинство населения Бирмы, Таиланда, Лаоса и Камбоджи исповедует буддизм; он является государственной религией в этих странах.

Индокитай. Этнография, традиция, ремёсла

В центре почти каждого селения высится храм-пагода – обычно самое большое и красивое здание в округе. Во Вьетнаме буддизм существует в северной форме махаяны и тесно переплетен с даосизмом, конфуцианством и культом предков, в остальных странах он преобладает в форме южной тхеравады, принесенной из Шри Ланки в VIII–ХI вв. У малых тибетско-бирманских народов, живущих в Бирме, распространен ламаизм – разновидность северного буддизма.

Огромное влияние буддизм оказывает на современное общество Таиланда, Мьянмы и других стран. Ежегодно в монастырях проходят монашеский искус около 200 тыс. молодых людей в возрасте 20–24 лет. Буддийская мораль активно пропагандируется через систему образования и средства информации. Даже при решении сугубо светских задач правительство Таиланда опирается на буддийскую церковь. С буддизмом связаны многие стороны искусства, литературы, культуры и повседневной жизни.

Изготовление изображений Будды считается важной религиозной заслугой, обещающей благоприятное перерождение в будущей жизни. Скульптурные изваяния Будды из самых разных материалов тиражируются в огромных количествах; их изготавливают всевозможных размеров: от маленьких фигурок, замурованных в ступах, до колоссальных статуй, размещающихся на открытом пространстве или в специальных храмах-«футлярах», как, например, 46-метровая фигура Лежащего Будды в храме Ват По в Бангкоке.

Древние культы

В Юго-Восточной Азии прочные позиции сохраняют древние культы, восходящие к тому периоду, когда местное население еще не испытывало на себе влияния мировых религий. Особенно большое значение имел культ предков. Так, главное место в доме вьетов – алтарь предков, перед которым совершаются все семейные обряды. Обычно он представляет собой столик, на котором хранятся ритуальные предметы, в том числе таблички с именами умерших прародителей. Культ предков сохраняется и у бирманских нага, верящих, что дух умершего живет в его черепе, и потому сохраняющих черепа в особых хранилищах.

У бирманцев сложилась система почитания натов, духов-хозяев; ими становятся после смерти души героев и вообще всех хороших людей. Верят, что в каждом предмете и явлении природы обитает свой нат. Главными считаются наты – хозяева всего земного, га-наты, а небесные духи, му-наты и духи, обитающие в околоземном пространстве – менее влиятельными. С распространением буддизма наты были включены в буддийский пантеон как помощники и защитники учения Будды. С древними культами связаны многие земледельческие обряды, ритуалы жизненного цикла и обычаи повседневной жизни.

ИНДОКИТАЙ, полуостров на юго-востоке Азии. Омывается на западе Бенгальским заливом, Андаманским морем и Малаккским проливом; на востоке — Южно-Китайским морем и его заливами, главные из которых Сиамский (Таиландский) и Бакбо (Тонкинский). Северную границу условно проводят по прямой от дельты рек Ганг, Брахмапутра и Мегхна к дельте реки Хонгха (Красная). Южную оконечность Индокитая (к югу от перешейка Кра) образует полуостров Малакка. Площадь около 2 миллионов км2. На территории Индокитая частично или полностью расположены государства: Бангладеш, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Таиланд. Берега на востоке слабо расчленены, на западе — много неглубоких заливов, полуостровов, прибрежных островов: острова Москос, Мьей (Мергуи) и др.

Рельеф . Вдоль западного побережья Индокитая протягивается хребет Ракхайн (высота до 3053 м, гора Виктория — высшая точка Индокитая). С востока к нему примыкает Иравадийская равнина с невысокими холмами и грядами, переходящая на юге в дельтовую низменность. Восточнее расположено Шанское нагорье с плоскими водоразделами, глубоко расчленёнными эрозионно-тектоническими долинами. К югу от него до перешейка Кра тянутся узкие хребты Танентаунджи и Танинтайи. Центральные районы Индокитая занимает плато Корат. С запада его окаймляют аллювиальные равнины реки Чаупхрая (Менам), с востока и юга — река Меконг и Камбоджийская равнина. Между дельтами рек Чаупхрая (Менам) и Меконг расположены сводово-глыбовые горы Кравань. Вдоль восточного побережья Индокитая протягиваются горы Чыонгшон (Аннамские), переходящие на юге в денудационные нагорья и базальтовые плато. В горах Индокитая широко развит карст.

Реклама

Геологическое строение и полезные ископаемые. На территории Индокитая выделяют докембрийские массивы (Сино-Бирманский на западе, Индо-Синийский на юго-востоке) и разновозрастные складчатые системы. Архейско-раннепротерозойский кристаллический фундамент массивов в основном перекрыт чехлом осадков позднепалеозойско-мезозойского возраста. Индо-Синийский массив огибается с севера позднепалеозойской Вьетлаосской складчатой системой; с запада — раннекиммерийской Юннань-Малайской складчатой системой, отделяющей его от Сино-Бирманского массива. Расположенная западнее Индо-Бирманская складчато-покровная система с альпийским временем деформаций граничит с Сино-Бирманским массивом по крупному сейсмоактивному разлому — правому сдвигу Сагаинг. В восточной части складчатой системы локализуется молассовая впадина, строение которой осложнено мел-кайнозойской вулканической дугой. На западе складчато-покровное сооружение надвинуто на передовой (предгорный) молассовый прогиб на границе с докембрийской Индостанской платформой. С конца эоцена Индокитай испытывает поднятие, вызванное коллизионными процессами в Альпийско-Гималайском подвижном поясе. В конце палеогена поднятие сопровождалось излиянием плато-базальтов на юго-востоке, образованием рифтогенных прогибов на окраинах (Меконгская, Менамская, Ханойская депрессии), формированием крупных сейсмоактивных разломов. Месторождения руд олова, вольфрама, сурьмы, меди, свинца, цинка, золота, серебра, железа, хрома; нефти и природного горючего газа, каменных и бурых углей, бокситов, фосфорного сырья, барита, драгоценных камней (рубин, сапфир) и др.

Климат . На большей части Индокитая климат субэкваториальный, к югу от 10° северной широты — экваториальный. В условиях субэкваториального климата с муссонной циркуляцией воздушных масс отмечаются сезонные колебания температуры и осадков. На низменностях средние температуры января 21-26°С (на севере Индокитая не более 16°С), июля 27-29°С. Самый жаркий месяц — апрель (30-31°С). В горах температура понижается до 15°С в январе и до 24-25°С в июле. В гребневой части гор на севере местами могут наблюдаться заморозки и снегопады. Около 80% годовой суммы осадков связано с приходом летнего юго-западного муссона, поэтому наибольшее их количество (2500-5000 мм в год) выпадает на западном побережье и наветренных западных склонах гор.

Ва (народ, Индокитай)

На внутренних равнинах годовая сумма осадков уменьшается до 1000-2000 мм, в некоторых районах (на севере Иравадийской равнины) составляет менее 700-800 мм в год. Зимний сезон на большей части полуострова засушливый. На восточном побережье Индокитая под влиянием северо-восточного пассата годовая сумма осадков вновь увеличивается (местами более 2000 мм), а их максимум смещается на конец лета и осень. Для районов экваториального климата характерны постоянно высокие температуры воздуха (на равнинах 26-28°С, в горах 18-21°С) и значительное количество осадков (2500-3000 мм в год). В конце лета и осенью на Индокитай обрушиваются тропические циклоны.

Поверхностные воды. Речная сеть густая, большинство рек многоводно. Режим рек муссонный: характерны выраженные сезонные колебания стока с резким летним максимумом. Реки Иравади, Салуин (бассейн Андаманского моря), Меконг (бассейн Южно-Китайского моря) текут с Тибетского нагорья, имеют обширные бассейны, характеризуются снегодождевым питанием. В верховьях они текут в узких глубоких каньонах, порожисты, среднее и особенно нижнее течение спокойно, реки имеют преимущественно равнинный характер, в устьях образуют обширные дельты. Река Чаупхрая (Менам) (бассейн Южно-Китайского моря) берёт начало в горах на севере Таиланда, имеет дождевое питание. Многие реки судоходны во время летнего половодья, в период низкой воды — на отдельных участках. Некоторые страны Индокитая относятся к числу наиболее обеспеченных водными ресурсами: Лаос (57 тысяч м3/чел. в год), Камбоджа (33), Мьянма (21). До 90-98% водопотребления используется на нужды ирригации (кроме Вьетнама, где этот показатель составляет 68%). Низовья многих рек, особенно Чаупхраи (Менам), сильно загрязнены промышленными и бытовыми стоками. Многочисленны озёра тектонического и реликтового (остатки морских заливов) происхождения; наиболее крупные — Тонлесап (Камбоджа), Инле (Мьянма), Тхалелуанг (Таиланд).

Типы ландшафтов. На наиболее увлажнённых наветренных западных склонах хребта Ракхайн произрастают вечнозелёные тропические леса сложного видового состава на красно-жёлтых ферраллитных почвах. Господствуют диптерокарповые, пальмы, фикусы, древовидные папоротники, в среднегорном поясе появляются листопадные виды, бамбуки. Разнообразны эпифиты, особенно распространены орхидеи. Выше 2000-2500 м — смешанные и хвойные леса с бореальными видами (тсуга, пихта, ель, берёза, клён). В горах и на нагорьях внутренних районов преобладают листопадные муссонные леса (тик, сал, пентакме, эбеновое дерево и розовое дерево и др.) на красных и тёмно-красных ферраллитных почвах, чёрных слитых почвах. На высоте 700-1500 м произрастают горные леса из субтропических видов (вечнозелёные дубы, кастанопсис, каштаны, сосны Меркуза и Казия) на краснозёмах. В долинах и котловинах, лежащих в дождевой тени (центральная часть долины реки Иравади, некоторые районы плато Корат), преимущественно разреженные леса из колючих деревьев и кустарников (акации, терминалии и др.) на красно-бурых почвах, местами — опустыненные саванны. Значительные площади занимают вторичные саванны, возникшие на месте лесов и редколесий в результате выжигания, заготовок древесины и выпаса домашнего скота. Вдоль морских берегов и в дельтах рек частично сохранились мангровые леса, которые интенсивно сводились для развития аквакультуры. Леса занимают более 50% территории Камбоджи, Лаоса, Мьянмы, лесистость Вьетнама 30%, Таиланда 19%. Высокие темпы обезлесения отмечаются в Мьянме (1,4% в год), Малайзии (1,2%) и Таиланде (0,7%). Значительны площади искусственных лесонасаждений, особенно в Таиланде и Вьетнаме (33% и 17% площади лесных земель соответственно). Аллювиальные и дельтовые равнины, приморские низменности, плато Корат густо заселены и значительно распаханы. Преобладающая культура — рис, возделывают также кукурузу, клубнеплоды, в засушливых районах — хлопчатник, арахис, табак. Природные условия Индокитая позволяют собирать два, на юге — три урожая в год. На плантациях выращивают гевею, масличную и сахарную пальмы, на склонах нагорий — чайный и кофейный кусты.

Животный мир . Индокитай входит в Индо-Малайскую зоогеографическую область с высоким уровнем биоразнообразия. Преобладают лесные животные. Наиболее характерны обезьяны (гиббоны, макаки и др.), полуобезьяны (лемуры), индийский слон, тигр, носороги, пантеры, гималайский медведь, дикие кошки, кабаны, дикобразы, шерстокрылы, белки-летяги. Богато представлена фауна птиц: райские птицы, попугаи, павлины, фазаны, дикие куры и др.; в дельтах рек — цапли, аисты, фламинго и др. Из земноводных распространены крокодилы. Много змей (в том числе ядовитых).

В Индокитае — свыше 400 охраняемых природных территорий, наибольшие площади они занимают в Камбодже (18,5% территории страны), Таиланде (14%), Лаосе (12,5%). В список Всемирного наследия включены национальный парк Фонгня-Кебанг во Вьетнаме, заповедник Тхунгъяй-Хуайкхакхэнг в Таиланде.

Лит.: Страны и народы. Зарубежная Азия. Юго-Восточная Азия. М., 1979; Пфефер П. Азия. М., 1982; Алексеева Н. Н. Современные ландшафты зарубежной Азии. М., 2000; Глобальная экологическая перспектива: обзор изменения состояния окружающей среды: Ежегодник. Найроби, 2000-2007.

Н. Н. Алексеева.

Население

На Индокитайском полуострове в настоящее время проживает около 217 млн. чел. Численность населения (по данным на 2006 г.) Мьянмы - около 47,4 млн. чел.; Вьетнама - около 85,3 млн. чел.; Таиланда - 64,64 млн. чел.; Лаоса - около 6,5 млн. чел.; Камбоджи - 13,99млн. чел. (в годы кровавой диктатуры Пол Пота и Иенг Сари было уничтожено 3 млн. граждан страны). Почти все страны полуострова многонациональны, за исключением Камбоджи: примерно 85 % ее населения составляют кхмеры. Современное население Индокитая представляет собой конгломерат народов, различающихся языками, культурой, происхождением и давностью пребывания на занимаемой ныне территории. Наряду с народами, многие века тому назад создавшими свои государства, в лесах и горах живут народы, сохраняющие древний образ жизни.

Внешний облик абсолютного большинства жителей Индокитая типичен для южно-азиатской малой расы. Для них характерно сочетание монголоидных признаков - желтоватый цвет кожи, плоское лицо, выступающие скулы, низкое переносье - с некоторыми австралоидными чертами: широким носом, утолщенными губами, выступающими челюстями. Южно-монголоидная раса образует в Индокитае несколько местных вариантов. Еще в древности здесь сложилась мозаичная структура населения, при которой рядом с крупными многомиллионными народами существовали мелкие племена, в том числе численностью менее тысячи человек. Соотношение численности «титульной национальности» с численностью других народов различно в разных странах.

Религия Индокитая – что исповедуют народы полуострова?

Обычно крупные народы живут на равнинах или в холмистой местности, а малые народы преобладают в горах.

С лучшим другом. Мьянма (Бирма).
Д. Шнеерсон, А. Губанов. 2000

Дети народности акха. Таиланд.
Е. Пугачева. 2007

Вьетнамский цирюльник. Вьетнам. Вьетнамцы.
В.Н. Колотов. 2000

На строительстве дорог
Мьянма (Бирма)
Шнеерсон Д.С., Губанов А.
Такие разные пассажиры
Мьянма (Бирма)
Шнеерсон Д.С., Губанов А.
Горожанки любят покурить сигары из табака, смешанного с ароматическими травами
Мьянма (Бирма)
Шнеерсон Д.С., Губанов А.
За беседой
Мьянма (Бирма)
Шнеерсон Д.С., Губанов А.
Народ па о — прославленные земледельцы. Говорят, они выращивают лучший в Мьянме чеснок.
Мьянма (Бирма)
Шнеерсон Д.С., Губанов А.
Женщина из деревни на озере Инле (Восточная Мьянма)
Мьянма (Бирма)
Снатенков В.
Мост — подходящее место для романтической прогулки
Мьянма (Бирма), г. Амарапура
Шнеерсон Д.С., Губанов А.
Кошки — большие помощники в домашних делах
Мьянма (Бирма)
Шнеерсон Д.С., Губанов А.
Бытовая зарисовка
Мьянма (Бирма), провинция Шан
Шнеерсон Д.С., Губанов А.
Женщины Мьянмы покрывают лицо смесью, изготовленной из коры дерева "танака". Ароматная масса предохраняет кожу от грязи и потери влаги.
Мьянма (Бирма)
Шнеерсон Д.С., Губанов А.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Индокитай – это что-то, от чего веет ароматом индийских специй и китайского чая. Это там, где французы-завоеватели увидели черты Индии и Китая. А между тем это ни то, ни другое.

Индокитай – полуостров, заключенный между ними, совершенно другая, самобытная местность, где высокие холмы, непролазные джунгли, мангровые заросли, живописные водопады, песчаные пляжи собираются в один волшебный пейзаж.

На жизни местного населения сильно сказывается религия Индокитая. Сегодняшняя статья расскажет о ней все: какая вера господствует на полуострове в целом и в каждой стране в отдельности, какие сложности пришлось ей претерпеть на пути становления и с какими верованиями она добродушно соседствует.

Верующий Индокитай

Полуостров территориально раскинулся в Юго-Восточной Азии и составляет больше половины ее пространства, в основном материковую часть. Здесь живет более двух сотен миллионов человек из семи стран:

  • Таиланд;
  • Мьянма (большая территория);
  • Лаос;
  • Вьетнам;
  • Камбоджа;
  • Малайзия;
  • Бангладеш (незначительная часть).

Понять, как называется религия, преобладающая здесь, очень легко – достаточно взглянуть на инфографику и увидеть данные: 94% всех буддистов Юго-Восточной Азии проживает именно здесь, и, в свою очередь, 80% всего местного населения проповедует .

Если углубиться еще больше, то можно узнать, что в основном здесь господствует школа тхеравады. Только в не слишком буддийском Вьетнаме сторонники Пробужденного придерживаются учения школы .

Самые многочисленные буддистские общины находятся в Таиланде, Мьянме, Камбожде, Лаосе. Это неудивительно – здесь буддизм признан государством как официальная религия, и абсолютное большинство граждан считает себя буддистами.

Становление религии имеет здесь многовековую историю, так как шла своеобразная гонка длиной в два тысячелетия, в течение которой пальма первенства передавалась поочередно то одной конфессии, то другой.

Изначально люди этих краев придерживались древних верований, граничащих с анимизмом и шаманизмом. Переломный момент произошел в начале нашей эры – в первом веке.

В тот момент территории полуострова достигли религиозные взгляды родом из Индии – буддизм и индуизм. Первый из них оказался сильнее и был ближе местным народам, поэтому во многом повлиял на их дальнейший образ мыслей, менталитет, жизненный уклад. Двустороннего же воздействия в лице индуизма и древних анимистических традиций избежать было трудно.

Укрепившись наконец в качестве главной философии, буддизм почувствовал сопротивление с неожиданной стороны. С VII-VIII века начались набеги мусульман, которые старались насаждать свою культуру на новых землях. Распространение ислама достигло пика в XIV веке, но постепенно его пыл стал затухать.

На этом борьба буддизма за главенство и опекунство над многочисленными народами Индокитайских территорий не закончилась. Два века спустя, в XVI столетии, стали прибывать «гости» из Европы, имевшие не самые благие намерения.

Попытки колонизации на части земель увенчались успехом, а вместе с ними произошло насаждение новой религии, христианства в виде католицизма и протестантизма.

Вплоть до XX века продлилась европейская экспансия с чужеродной для азиатов верой. Но произошло обратное действие – в попытках выпутаться из уз колонизаторов буддизм стал средством объединения нации, символом освобождения и независимости.


Сейчас, в независимых азиатских государствах, буддистская традиция продолжает быть связующим звеном всего общества. Она соединяет духовную сторону жизни с культурной, религиозную подоплеку имеют многие произведения литературы, искусства, повседневности.

Верующие Индокитая нацелены в первую очередь не на достижение нирваны, а на так называемое «накопление заслуг». Именно поэтому в центре каждого поселка величественно стоит яркий фасад храма, вата или пагоды. Монахи заслуживают особый почет, они — воплощение философской традиции, пример для подражания.

В среднем в Индокитае на 150-200 человек буддийской веры приходится один монах.

Буддистское учение нередко находит поддержку правительства, системы образования, средств массовой информации. Каждый день человека неотделимо связан с ритуалами, обычаями.

При этом они на удивление миролюбивы, любопытны и, как говорят в наше время, толерантны к представителям других конфессий. На этих землях мирно сосуществуют также индуисты, мусульмане, католики, протестанты и приверженцы других верований, ставших результатом синтеза и взаимопроникновения культур, как, например, каодай во Вьетнаме.

Буддизм здесь – не просто религия. Это образ жизни, взгляд на мироустройство, фундамент прочных человеческих отношений и внутренней гармонии. Он отражается на нынешнем развитии стран, чем отличает восточную цивилизацию от западной, помогает избрать правильный путь современного развития, не обходя стороной даже экономику и политику.

Страны полуострова

Таиланд

Буддизм – государственная религия, а обожаемый всеми король непременно должен быть буддистом, как велит Конституция. С этим мнением абсолютно согласно 93% населения. Учение Будды подкреплено поддержкой государственного образования – религиозные дисциплины входят в учебную программу даже светских учреждений.


Тайское направление мысли еще именуют как «южный буддизм». На уклад жизни людей очень влияет сильная вера в законы кармы. Мужчины обязаны проходить через монашество. В столице – в Бангкоке – созданы специальные буддийские университеты.

Мьянма

Девять из десяти жителей Мьянмы считают себя буддистами. Это такие народности, как бирманцы, моны, араканцы, и их можно отнести к нескольким школам тхеравады. Буддийские идеи бирманцев – последователей этих школ – смешиваются с существовавшим ранее культом духов. Махаяну поддерживают в основном китайцы, живущие в Мьянме.

Среди малых народов – выходцев из Тибета, живущих в Мьянме, – популярен также . При этом жителям предоставляется свобода выбора вероисповедания: встречаются представители ислама, конфуцианства, баптизма, индуизма.


Лаос

Приблизительно такой же процент буддийского населения насчитывается в Лаосе, потому что до 1975 года их вера считалась официальной конфессией. Даже сейчас главная сангха идет рука об руку с органами власти, оказывает помощь при необходимости сбора людей для претворения в жизнь политики и социальных программ. Вместе с ними живут христиане, мусульмане, индусы и анимисты – приверженцы древнего культа духов природы.


Вьетнам

Вьетнам скорее исключение из правил. Будучи самым густонаселенным государством, он насчитывает сравнительно немного сторонников Шакьямуни – чуть больше 15%. Все остальные, за исключением малого количества представителей даосизма, конфуцианства, католичества, культа предков, приписывают себя к атеистам.


Камбоджа

При упоминании Камбоджи не лишним будет рассказать краткую историю. Раньше в стране насчитывалось больше трех тысяч буддистских храмов, пока к власти не пришел политический деятель Пол Пот и не устроил культурную революцию. Ее результатом стало причисление монахов к низшему классу и их последующие репрессии и уничтожение.

Немногим из них суждено было спастись. После того, как была создана Республика Кампучия, все силы властей были брошены на восстановление буддийской религиозной мысли среди населения. В 1989 году она была признана государственной религией.

Сейчас также лишь каждый десятый житель не считает себя буддистом. Как и тайцы, они невероятно почитают своего монарха и стараются угодить ему во всем, в том числе в религиозности.


Малайзия

Больше половины малазийцев – мусульмане-сунниты. Государственная оппозиция представлена Малайской оппозиционной партией. Она оказывает довольно сильное воздействие на власть, стремясь к созданию исламского государства.

С многочисленными мечетями соседствуют не менее многочисленные буддистские, индуистские и католические храмы.


Бангладеш

90% процентов от всего населения составляют представители мусульманства. Оставшуюся десятую часть делят между собой буддисты, индусы, католики, протестанты.


Заключение

Конфессиональный калейдоскоп Индокитайского полуострова сложен из всех мировых вероисповеданий с добавлением древних верований в духов, поклонений предкам. Силы сторон меняются от страны к стране, но в целом тут преобладает традиция . И, думается, благодаря ее терпимости и мирной направленности всем местным верующим удается жить так дружно.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Желаем вам когда-нибудь оказаться в тех прекрасных краях Индокитая и познать религиозный этот мир, пропустив его через себя!

Loading...Loading...