Развитие общества — Гипермаркет знаний.

  • 8.Философские взгляды Аристотеля.
  • 9.Религиозно-схоластический характер средневековой философии. Борьба номинализма и реализма.
  • 10.Общая характеристика философии Нового времени.
  • 11 .Френсис Бэкон - основатель английского эмпиризма. Обоснование им экспериментальной науки. "Новый Органон".
  • 12.Рационалистическая направленность научной и философской деятельности р.Декарта.
  • 13.Монистический характер философской онтологии т.Гоббса и б.Спинозы. Господство идеи механистического детерминизма в решении социальных и этических проблем.
  • 14.Традиция эмпиризма в учении о познании д.Локка. Социально-политические взгляды д.Локка.
  • 15.Особенность философской онтологии и гносеологии в воззрениях г.Лейбница.
  • 16. Субъективно-идеалистическая философия д.Беркли. Логическое завершение эмпиризма в учении д.Юма.
  • 17.Французский материализм 18 века. Критика идеализма и религии.
  • 18.Вопросы теории познания в учении и.Канта. Теория чувственного познания и его априорных форм. "Критика чистого разума".
  • 19. Этика и.Канта. Моральный закон как категорический императив. "Критика практического разума".
  • 20.Философия абсолютной идеи Гегеля. Основные черты гегелевской диалектики.
  • 21.Антропологический материализм л.Фейербаха. Сущность его критики идеализма и религии. Этика "человеколюбия".
  • 23.Русская философия конца XIX - начала XX в.В. Философия всеединства: в.Соловьев и его последователи.
  • 24.Развитие представлений о сущности материи в работе в.И.Ленина "Материализм и эмпириокритицизм"
  • 25. Позитивизм и его разновидности.
  • 3 Этапа в эволюции позитивизма:
  • 26.Экзистенциализм - философия существования. С.Кьеркегор, ж.-п. Сартр, к. Ясперс.
  • 27.Философия и её основные разделы: онтология, гносеология и аксиология.
  • 28. Познание как предмет философского анализа. Многообразие форм познания.
  • 29. Понятия «бытие» и «субстанция» в философии. Материалистический и идеалистический подходы в решении основного вопроса философии ф.Энгельса «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии»
  • 30. Движение как атрибут материального мира. Движение и развитие. Проблема самодвижения и саморазвития.
  • 31. Пространство и время как основные формы бытия. Субстанциональная и релятивистская концепции. Философское значение достижений современной науки в исследовании пространства и времени.
  • 32. Теория отражения в философии. Отражение и информационные воздействия.
  • 33. Проблема сознания в философии. Сущность, структура и основные функции сознания. Сознательное и бессознательное.
  • 34. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки, их соотношение. Проблемы искусственного интеллекта.
  • 35. Диалектика как учение о развитии. Основные принципы, законы, категории диалектики, их взаимосвязь.
  • Соотношение законов и категорий философии
  • 36. Детерминизм как принцип причинности и закономерности. Индетерминизм.
  • 38. Категории диалектики, выражающие универсальные связи бытия: единичное и общее, явление и сущность.
  • 39. Категории диалектики, выражающие связи детерминации: причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности.
  • 40. Диалектика категорий, выражающих структурные связи: содержание и форма; целое и часть; элемент, структура, система.
  • 41. Чувственное, рациональное и интуитивное в познании.
  • 42. Понятие истины. Соотношение абсолютного и относительного в истине. Истина и заблуждение. Критерий истины. Проблема истинности и достоверности знания.
  • 43. Проблема метода в философии. Метафизика, диалектика, эклектика, софистика.
  • 44. Философия как методология научного познания. Структура научного знания: науки естественные и гуманитарные, фундаментальные и прикладные.
  • 45. Исторический и логический методы познания, метод восхождения от абстрактного к конкретному.
  • 46. Системный подход в научном познании. Структурный, функциональный и генетический аспекты системного подхода.
  • 47. Моделирование как метод познания. Виды моделей и их познавательная роль.
  • 48. Сущность научной проблемы. Гипотеза как форма развития науки. Структура научной теории и ее сущность.
  • 49. Общество как особая система. Основные сферы жизнедеятельности общества, их общие закономерности развития и функционирования общества. Общественное бытие и общественное сознание, их соотношение.
  • 50. Объективные условия и субъективный фактор в истории. Фатализм, субъективизм и волюнтаризм.
  • 51. Движущие силы и субъекты исторического развития.
  • 52. Общество и природа. Природная среда как постоянное и необходимое условие существования общества. Экологическое равновесие и экологический кризис.
  • 53. Социальная эволюция и революция, их сущность. Объективные и субъективные предпосылки социальной эволюции и революции
  • 55. Экономический базис и надстройка, их функции и структура. Экономический и технико-технологический базисы формации.
  • 56. Общественные отношения, их структура. Понятие общественного прогресса и его критерии.
  • 57. Труд как основа развития общества и материального производства. Способы производства. Диалектика производительных сил и производственных отношений.
  • 58.Социальная структура и ее основные элементы: классы, социальные группы, слои и страты.
  • 59. Классы и социальные группы, их возникновение, сущность и развитие. Социально-классовые отношения в различных общественно-экономических формациях.
  • 60.Исторические формы социальной общности людей. Родоплеменные общности, народности, нации. Проблемы межнациональных отношений.
  • 61.Социальная сущность семьи. Исторические формы и перспективы развития семьи.
  • 62. Политическая система общества и её основные элементы. Федерализм и суверенность.
  • 63.Происхождение, сущность, признаки и функции государства. Типы и формы государства.
  • 65. Культура и её индивидуальные, классовые, общечеловеческие, национальные и интернациональные компоненты. Культура и цивилизация.
  • 66.Наука и ее роль и место в современной культуре и практика.
  • 67.Политика и политическое сознание, их роль в общественной жизни.
  • 68.Право и правосознание, их сущность и особенности. Правовые отношения и нормы.
  • 69.Понятие морали, её происхождение и сущность. Нравственное сознание и его функции.
  • 70.Искусство и эстетическое сознание, их сущность и функции. Эстетическое начало в человеческой деятельности.
  • 71.Происхождение религии, сущность, корни и роль в жизни общества. Религиозное и атеистическое сознание.
  • 72.Понятия "человек", "индивид", "личность". Биосоциальная сущность человека. Личность как продукт общественно-исторического развития.
  • 53. Социальная эволюция и революция, их сущность. Объективные и субъективные предпосылки социальной эволюции и революции

    Наряду с относительно спокойными периодами развития общества есть и такие, которые отмечены бурно протекающими историческими событиями и процессами, вносящими глубокие изменения в ход истории. Эти события и процессы объединяются понятием социальная революция .

    Слово "революция" означает коренное преобразование, переход от одного качественного состояния в другое. В обществе известны различные революции: в производительных силах, науке, технике и культуре. В отличие от них социальная революция - это качественные изменения в общественных и прежде всего - в производственных отношениях. Согласно материалистическому пониманию истории, социальные революции - закономерное явление, форма перехода от одной ОЭФ к другой.

    Социальные революции происходят тогда, когда старая общественно-экономическая система, исчерпав возможности своего развития, с необходимостью должна уступить место новой.

    Экономической основой социальной революции является конфликт между ПС и не соответствующими им ПО. Революция направлена на ликвидацию этих старых ПО и на этой основе всей системы общественных отношений, всей надстройки.

    Социальная революция включает в себя в большинстве случаев и революцию политическую, переход власти от одних классов и социальных групп к другим. Необходимость политической революции обусловлена тем, что для изменения экономических отношений надо преодолеть сопротивление социальных групп, которые являются носителями старых производственных отношений. Они держат в своих руках политическую власть, используют государственную машину для продления своего руководящего положения в обществе и сохранения старых производственных отношений.

    Важным моментом революции является вопрос о ее движущих силах, т. е. о действии тех классов и социальных групп, которые заинтересованы в победе революции и активно за нее борются. Происходящие в настоящее время реформы в России носят характер революции, так как речь идет о замене не оправдавших себя ПО другими соответствующими прогрессу производства и обществу. Революцию следует рассматривать как диалектическое отрицание старого. Отказ от старых производственных отношений должен сопровождаться сохранением всего положительного, что накоплено народом за десятилетия предшествующего развития.

    В современных условиях наиболее приемлемы стали "мягкие", "бархатные" революции, при которых экономические и социальные преобразования, формирование качественно иных, соответствующих достигнутому уровню НТП производственных отношений происходит с помощью политических средств и методов, механизмов демократии, не допуская гражданских войн, то есть мирным путем.

    Общественные преобразования в ряде стран проходили и проходят не путем скачков, переворотов, а более или менее спокойным эволюционным путем, то есть путем постепенных количественных изменений в производственных отношениях, не влекущих за собой резких переходов, скачков, катаклизмов при минимуме социальной напряженности, в обстановке принятия большинством населения предлагаемого политического курса.

    54. Цивилизационный и формационный подходы к анализу исторического развития. Общественно-экономическая формация, её структура и роль в познании общественных явлений. Понятие исторической эпохи и цивилизации.

    Имеется 2 подхода к периодизации истории человечества: формационный и цивилизационный.

    Цивилизационный подход к истории: вся история человечества разбивается на различные цивилизации. Считается, что существует 3 цивилизации: 1) аграрная; 2) индустриальная; 3) информационно-компьютерная. Но был и доцивилизационный период – «период дикости и варварства». Цивилизация обозначает следующую за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к целенаправленным, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры. В качестве основы для выделения формы цивилизации берутся географические, религиозные и др.признаки. Под цивилизациями понимают автономные, уникальные культуры, проходящие известные циклы развития . Эпоха (от греч. epoche, буквально - остановка), продолжительный период времени, характеризующийся значительными событиями, явлениями, процессами в природе, общественной жизни, науке, искусстве и т. д.; качественно новый период развития.

    Деление на цивилизации определяется главной формой человеческой деятельности.

    1-я цив-ция– надо было обеспечить себя; 2-я цив-ция – промышленное производство; 3-я цив-ция – компьютерные технологии.

    Формационный подход (разработан Марксом), основным понятием явл-ся ОЭФ. Согласно ему, человечество проходит 5 этапов (формаций), которые нельзя перескочить (первобытно – общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический). ОЭФ - исторически определённый тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии; "... общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером"(Маркс, Энгельс).

    ОЭФ - общество, основывающееся на определенной ступени своего развития с присущим ему способом производства, ПО, а также возвышающимися над ними другими общественными отношениями, общественным сознанием, хозяйственным, бытовым и семейным укладом. Для классовой ОЭФ хар-на и своя социальная структура, ядром которой являются классы.

    ОЭФ впервые выработана марксизмом и составляет краеугольный камень материалистического понимания истории. Оно позволяет: 1) отличить один период истории от др. 2) вскрыть общие и существенные черты развития разных стран 3) позволяет рассмотреть человеческое общество в каждый период его развития как единый социальный организм 4) позволяет свести стремления и действия отдельных людей к действиям больших масс, классов, интересы которых определяются их местом в системе общественных отношений данной формации.

    В обществе действуют исторические закономерности – необходимость перехода одних ОЭФ в др, связь и преемственность м\у ними. Отличной от других ОЭФ ее делают качественные ПО – это эк.скелет (структура), а все др. отношения (общественное сознание и его формы) - плоть и кровь.

    Главными элементами в структуре ОЭФ являются базис и надстройка. Ленин: базис - экономический скелет общественной формации, надстройка - взаимосвязанная система общественных явлений, порожденных экономическим базисом и активно влияющих на него. Надстройка состоит из 1) идеологические отношения, 2) идеи, теории, взгляды, чувства, эмоции, их отражающие, 3) соответствующие им общ.учрежденя и организации . Революционный переход от одной формации к другой связан прежде всего с заменой одного базиса другим, в соответствии с чем более или менее быстро происходит переворот во всей надстройки.

    Материалистическая философия: ПО - главные и определяющие, объективный критерий для различения определенных ступеней развития в общественной жизни. Это базис, от характера которого зависит и образ жизни людей, и все другие общественные явления. Однако при этом нельзя упускать из виду, что сами ПО определяются уровнем развития ПС, что существует закон соответствия , согласно которому данному уровню развития ПС соответствуют не любые, а определенные, необходимые и от воли людей не зависящие ПО. Надстройка формируется с четко определенной целью укреплять и развивать породивший ее базис. В условиях современного развития ПС и многообразия собственности усиливается роль политической надстройки (особенно государства) в консолидации сил нации для решения задач прогрессивного развития страны.

    Надстройка оказывает сильное обратное воздействие на базис. Она может способствовать развитию базиса, а может тормозить его развитие. Активность надстройки вытекает из того, что это сфера практической деятельности людей, которые реализуют свои интересы, стремятся либо изменить, а иногда и самым радикальным образом преобразовать (вплоть до военных способов решения проблем) сложившуюся систему производственных отношений. На это их толкают прежде всего материальные интересы.

    Решение глобальных проблем общественного развития, как правило, не происходит автоматически, а в процессе более или менее организованной деятельности и борьбы огромных масс людей, преследующих самые разнообразные цели. Столкновение интересов различных социальных групп, классов, наций, народов и государств - постоянный спутник человеческой истории. Более или менее организованная деятельность или борьба больших социальных групп, направленная на решение коренных задач развития общества составляют суть социальных движений. Сколь разнообразны совместные цели и интересы участников социальных движений, столь разнообразны и сами движения. Наибольшее влияние на общественное развитие оказывают революционные движения и движения реформаторские.

    Революционные движения - это движения направленные на ниспровержение силой существующего положения вещей, государственно-политического строя, препятствующего развитию общества. Победоносные революции вызывают к жизни новый общественно-политический порядок, производят глубокие сдвиги в социально-классовой структуре общества. Даже в случае подавления революции предреволюционный порядок не восстанавливается полностью. Течение революции оставляет слишком глубокие следы в системе ценностей, в образах поведения, в обычаях и неформальных организациях общества, в иерархии престижа и т.д., чтобы можно было полностью реставрировать старый социальный порядок.

    Революционные движения и революции делятся на различные категории в зависимости от целей, идеологии, размаха и социальной базы. Наиважнейшие и глубочайшие изменения общества вызывают революции социальных классов, свергающие господство одних классов и приводящие к власти новые классы. К таким революциям относятся, например, Великая французская революция, которая свергла феодальный строй и привела к власти буржуазию, или Великая Октябрьская революция, которая ликвидировала господство буржуазии и привела к власти рабочий класс, который стремился создать социалистический строй.

    Наиболее полно теория этих революций была разработана марксизмом. Согласно учению К. Маркса, В.И. Ленина, социальные революции вызревают в результате действия внутренних законов развития способа производства, обострения до крайности конфликта между производительными силами и производственными отношениями. «На известной ступени своего развития, - пишет Маркс, - материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных эти отношения превращается в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции». Для нее характерно крайнее обострение классовой борьбы. Классу, носителю старых производственных отношений, противостоит класс, носитель новых отношений в сфере производства. Однако и он не может осуществить революцию в любое время. «… Революция, - указывал В.И. Ленин, - невозможна без революционной ситуации …». Ее признаки: во-первых, кризис «верхов», свидетельствующий о невозможности господствующих классов сохранить свое господство в неизменном виде и нежелание низов жить по-старому; во-вторых, обострение выше обычных нужд и бедствий угнетенных классов; в-третьих, значительное повышение, в силу указанных причин, революционной активности масс. Но «не из всякой революционной ситуации возникает революция, а лишь из такой ситуации, когда к перечисленным выше объективным переменам присоединяются субъективные предпосылки: способность революционного класса на революционные движения, достаточно сильное, чтобы сломить (или надломить) старое правительство, которое никогда, даже в эпоху кризисов, не «упадет», если его не «уронят»».

    Развитие социальной революции, в зависимости от соотношения борющихся сил, может осуществляться либо не мирным путем (посредством вооруженного восстания и гражданской войны), либо мирным путем, когда победа революционных сил достигается без кровопролития. Как показывает исторический опыт, революции могут происходить в условиях войны, но революция и война не связаны необходимым образом. Революции могут происходить и при отсутствии войн.

    Установление новой государственной власти в результате победы революции - главное условие, важнейшее средство революционного преобразования общественной жизни. Именно при помощи государственной власти новый класс (или классы) получает возможность окончательно сломить сопротивление отживших общественных групп, отменить законы, охранявшие старый строй, расчистить дорогу для новых общественных отношений.

    Глубочайшее влияние социальных революций на мировую историю состоит, прежде всего, в том, что они, разрешая общественные противоречия, дают простор для действия новых движущих сил общественного развития. Они открывают перспективу общественного прогресса во всех областях общественной жизни - в сфере материального производства, социальных отношений, в науке, культуре, искусстве, морали и т.п. они рождают новые стимулы деятельности, утверждают новые жизненные ориентиры, определяющие общественные и личные цели деятельности, новые нравственные и эстетические системы, ведут к установлению нового образа жизни. Итак, согласно марксизму, «революции - локомотивы истории».

    Однако, как бы не была велика роль социальных революций, нельзя не видеть и их отрицательных последствий. В ходе социальных революций гибнут люди, уничтожаются материальные и духовные ценности. После победы революции общество, как правило, оказывается отброшенным назад и и переживает длительный переходный период восстановления народного хозяйства и нормального хода общественной жизни. Поэтому революционным движениям, как правило, противостоят движения реформаторские. Они ищут способы решения тех же задач, что и революционные силы, не в столкновении социальных групп и классов, а в реформировании социальных отношений, институтов и организаций, которые препятствуют социальному прогрессу и порождают социальные конфликты.

    Реформаторские движения приобретают широкий размах тогда, когда совместные стремления и некоторые части населения или определенных кругов изменить ситуацию не сталкиваются с репрессиями, когда лидеры и деятели движений имеют свободу действия, пользуются средствами публичной связи с общественностью и когда неудовлетворенные потребности не касаются существенных жизненных процессов. Организуются реформаторские движения чаще всего в форме добровольных объединений, действуют в рамках установленного социального порядка и стремятся к проведению желаемых изменений путем законодательства или изменений в институтах и формальных организаций общества. Реформаторскими движениями были, например, движения за эмансипацию женщин, профессиональные движения, просветительские движения, антиалкогольные движения, различные филантропические движения, движения за изменения социального строя парламентским путем и т.п.

    Реформаторские движения в случае успеха завершаются созданием соответствующих общественно-политических учреждений и организаций, которые становятся местом работы и источником существования многих работников возникшего административного аппарата. Работники этого аппарата стремятся сохранить созданное, оказывают давление на общественное мнение, требуя лояльности по отношению к движению. Когда положение вещей, порождающее реформаторское движение, перестает существовать, реформаторское движение становится консервативным.

    Проблема развития общества возбуждала интерес философов и практиков с давних времен. Тем не менее, для большинства античных авторов история - это простая последовательность событий, за которыми стоит нечто неизменное. Если же заходила речь об истории как целом, то она рассматривалась либо как регрессивный процесс, идущий по нисходящей от «золотого века», когда люди были равны, (Гесиод, Сенека), либо как цикличный круговорот, повторяющий одни и те же стадии (Платон, Аристотель, Полибий).

    Не видит прогресса в обществе и христианство. История рассматривается им, как процесс, имеющий определенное направление; направление к некоторой провиденциальной цели, лежащий за пределами действительной истории.

    Идея общественного прогресса, то есть мысль о том, что изменения, происходящие в обществе во времени, связаны с развитием и совершенствованием человека и общества, была выдвинута идеологами нарождающейся буржуазии.

    Одним из самых ярких проповедником общественного прогресса был Ж.А. Кондорсе - французский философ, ученый и политический деятель XIХ в. В своей книге «Эскиз исторической картины прогресса человеческого ума» он стремится доказать, что в основе общественного прогресса лежит безграничное совершенствование знаний и способностей человека. На первых стадиях развития цивилизации, когда люди не располагали досугом для развития наук и искусств, этот прогресс проявлялся в развитии способов удовлетворения самых незатейливых потребностей человека. Затем, когда труд развился настолько, что стал создавать больше, чем стоила пища, образуется возможность превращать военнопленных в рабов. Вместо того, чтобы убивать их, они стали использоваться для производства пищи тем, кто стал владеть ими и мог дать им надлежащие средства производства. Возникают частная собственность и деление общества на классы. Живя за счет труда рабов, класс собственников получает возможность хранить и накапливать знания, развивать искусство изготовления оружия и орудий труда, накапливать традиции и т.д. Все это ведет к возникновению наук, искусств, философии. Их прогресс приводит к возникновению и развитию промышленности, совершенствованию земледелия. Но одновременно совершенствуется искусство вводить людей в заблуждение, чтобы их было легче эксплуатировать. Когда терпение людей истощается, происходят революции, в результате которых появляются новые формы государственного правления.

    Кондорсе делит историю человечества на десять эпох. Отличительной чертой каждой эпохи является уровень развития просвещения и науки. Возникновение феодализма и деспотизма Кондорсе объясняет завоеваниями. Люди должны покончить с ними и проложить дорогу развитию демократии, цель которой при сохранении частной собственности обеспечить улучшение социальных, моральных, интеллектуальных и физических возможностей самого многочисленного нуждающегося класса.

    Однако уже современник Кондорсе Ж.Ж. Руссо в небольшом трактате «Рассуждения о науках и искусствах» убедительно доказал, что источником прогресса не может быть вечное стремление человеческой природы к самоусовершенствованию и что принцип частной собственности вообще не совместим с идеей гармонического и бесконечного общественного прогресса. Руссо доказывает, что прогресс наук и искусств оказывает самое отрицательное воздействие на нравы людей и на жизнь общества в целом. И связано это с тем, что он служит привилегированным классам, сопровождается моральным упадком этих классов, усилением эксплуатации угнетенных классов, гибелью целых народов и государств.

    Шаг вперед в развитии идеи общественного прогресса сделал Гегель. Он впервые попытался, представить историю как закономерный процесс. В общественной жизни, утверждает Гегель, люди действуют, движимые своими субъективными личными страстями, интересами и целями. Но через их действия «получаются еще и несколько иные результаты, чем те, к которым они стремятся и которых они достигают…». История, следовательно, не подчиняется всецело субъективным намерениям людей, в ней есть своя объективная логика развития. Это была очень ценная и важная мысль. Но в идеалистической философии Гегеля она была выражена в превратной форме. Люди, считал философ, действуют, стремясь к личному, а получается в результате их действий то, что хочет абсолютный дух. «Так что разум правит миром».

    Понимание исторического развития как саморазвития мирового духа привело к тому, что Гегель не мог объяснить переход от одной ступени исторического развития к другой. Общественный прогресс заканчивается, по Гегелю, прусской монархией, а его философия истории превращается в теодацию, оправдание бога в истории.

    Величайшая заслуга утопического социализма, начиная с утопий Т. Мора и Т. Кампанеллы, заключается в том, что он выдвинул гуманистический критерий общественного прогресса. В качестве такового он рассматривал создание возможностей все более всестороннего удовлетворения растущих потребностей все большего числа людей. Такое улучшение общественной жизни он связывал с реализацией социалистического общественного идеала. Он надеялся, что ликвидация частной собственности на средства производства и утверждение собственности общественной сделает людей равными, облагородит их права и обычаи и сделает общественный прогресс гуманным и гармоническим.

    Марксизм подхватывает эту идею утопического социализма и разрабатывает грандиозную теорию общественного развития, согласно которой экономическое развитие и борьба угнетенных классов привели к уничтожению рабства и феодализма и возникновению капитализма. Борьба пролетариата, возглавляемого коммунистической партией, обеспечит победу социализма и коммунизма и будет обеспечено «полное и свободное развитие каждого индивидуума». «На высшей фазе коммунистического общества …, когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут производительные силы и все источники богатства польются полным потоком … общество сможет написать на своем знамени: от каждого по способностям, каждому по потребностям».

    Однако реальный социализм, построенный в СССР и других социалистических странах так и не смог обеспечит совпадение устремлений каждой личности с целями и задачами всего общества. Декларативно провозглашая себя обществом, где все делается для человека и во имя человека, он в действительности подавил человека, личность, нацию. Его девизом стал лозунг «Коммунизм превыше всего!». Можно, конечно, спорить до бесконечности, сложились ли в странах, называвших себя социалистическими, родовые отношения социализма. Но остается несомненным то, что социалистические преобразования в этих странах сопровождались свертыванием демократии, невиданными репрессиями, развитием невиданного морального двуличия людей, когда у подавляющей массы населения были припасены две морали: одна официальная, а другая для домашнего, бытового обихода.

    Однако и с крушением тоталитарного социалистического режима в большинстве постсоциалистических стран социальная обстановка еще более ухудшилась. Под лозунгами «Социально ориентированная рыночная экономика!», «Общество равных возможностей!» в этих странах стал реставрироваться самый дикий капитализм. Лозунг «Коммунизм превыше всего!» сменил лозунг «Национальное государство превыше всего!» Реставрация капитализма в этих странах сопровождалась невиданным разрушением производительных сил, катастрофическим падением производства, снижением жизненного уровня трудящихся, небывалым ростом преступности, падением нравов. Лозунги «Общество равных возможностей на основе рыночной экономики», «Дай свободу сильному и защити слабого» и т.п. оказались лишь прикрытием криминального способа обогащения небольших социальных групп за счет ограбления народа.

    Итак, сложен и противоречив общественный прогресс. Когда говорят о нем, то имеют в виду эмпирически доказуемые факты развития производительных сил, обогащение науки, техники, культуры, расширение возможностей удовлетворения коллективных и индивидуальных потребностей, совершенствование отношений между людьми. Эти факты, бесспорно, доказуемы. Их можно измерить, выразить в точных показателях и статистических данных, и поэтому можно говорить, что прогресс идет на протяжении всей человеческой истории, идет сегодня и будет в будущем. Однако при этом нельзя упускать из виду один очень важный, пусть несколько расплывчатый критерий прогресса: а именно, степень «счастья», достигнутого индивидуумами. Несомненно, что количественные показатели общественного прогресса должны быть дополнены критериями морального порядка. Все они должны составлять то, что именуется «ценой прогресса». Это чрезвычайно усложняет и без того сложную проблему общественного прогресса.

    1)Общество-это определённая группа людей, объединившаяся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности.

    Конкретный этап общества в историческом развитии какого-либо народа или страны (феодальное, капиталистическое, российское).

    2)Общество-это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидов обладающих волей и сознанием и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

    3)Общество-это динамичная, саморазвивающаяся система, которая, серьёзно изменяясь, сохраняет свою сущность и качественную определённость.

    Основой любого общества являются люди, которые в свою очередь всегда заняты в той или иной подсистеме, то есть, заняты в определенной сфере деятельности.

    Ученые выделяют четыре сферы общественной жизни.

    1)Экономическая сфера: материальное производство и взаимоотношения между людьми, которые возникают в процессе производства материальных благ, обмена (на рынках (биржевых)), распределения.

    2)Социальная сфера: слои населения, классы, нации, народы, взятые в их взаимоотношениях и взаимодействиях друг к другу.

    3)Политическая сфера: она включает в себя политику, государства, право, их соотношение и функционирование.

    4)Духовная сфера: формы и уровни общественного сознания (мораль, мировоззрение, религия, образование, наука, искусство-всё то, что человечество создало и называется духовной культурой.)

    5)Правовое.

    Деление на сферы условно!!! Все четыре сферы тесно между собой взаимосвязаны и дают нам целостную картину о том или ином обществе.

    Общество бывает:

    1)До письменные, письменные.

    2)Простые и сложные общества: (в простых - нет руководителей и подчинённых; нет бедных и богатых).

    Все общества, сформированные на протяжении тысячелетий, могут относиться к следующим типам общества:

    1)Общество первобытных охотников и собирателей.

    2)Обычное (аграрное) – традиционное общество.

    3)Индустриальное общество.

    4)Постиндустриальное общество.

    Ученые выделили в классификации общества следующие этапы или виды обществ:

    1)Первобытное общество. 2)Рабовладельческое общество.

    3)Феодальное общество. 4)Капиталистическое общество.

    5)Социалистическое общество - переходное.

    6)Коммунистическое.

    Любое общество формируется и развивается с помощью социальных институтов общества:

    1)Институт семьи и брака.

    2)Экономические (работа) институты.

    3)Политические институты (законы, правила, флаги государства).

    4)Религиозные институты (вера, церковь, святая книга (библия)).

    5) Духовные, социальные институты (наука, образование, культура).

    Рассмотренные четыре главные сферы современного общества тесно связаны между собой и влияют друг на друга. К примеру, если экономика страны не выполняет своих задач, не обеспечивает население достаточным количеством товаров и услуг, не расширяет количество рабочих мест, то уровень жизни социально незащищенных слоев (пенсионеров, инвалидов, малоимущих) резко снижается, не хватает денег на выплату зарплаты и пенсий, появляется безработица, и как следствие растет преступность. Иными словами, успехи в одной (экономической) сфере влияют на благополучие в другой (социальной).

    Экономика может сильно влиять и на политику. Когда в начале 90-х годов экономические реформы в России привели к резкому расслоению населения, т.е. появлению на одном полюсе очень богатых людей, а на другом - очень бедных, активизировались политические партии, ориентированные на коммунистическую идеологию. Они имели поддержку у значительной части населения. Из опыта европейских стран известно, что, когда экономика идет на подъем, преобладающая часть населения начинает отходить от коммунистических взглядов в сторону так называемых либерально-демократических и выступать за частную собственность и свободу предпринимательства.

    Точно так же можно доказать и то, что на экономическую, социальную и духовную сферы решающее влияние оказывает политика. Социальная сфера прямо связана с переустройством политической жизни и сменой политического строя. Общеизвестно, что изменение политического строя меняет условия жизни народа. Не менее значимо и обратное направление связи. Изначальным стимулом к массовым политическим движениям служит неудовлетворенность больших групп населения своим положением в Острота социальных проблем является источником и движущей силой политических событий, тогда как политические интересы в свою очередь определяют направленность социальных процессов в обществе.

    Сферы общества можно расположить на плоскости таким образом, что все они будут равны между собой, т.е. находиться на одном горизонтальном уровне. Но их можно выстроить и в вертикальном порядке, определив для каждой из них собственную, не похожую на другие, функцию или роль в обществе.

    Так, экономика выполняет функцию добывания средств существования и выступает фундаментом общества. Политическая сфера во все времена выполняла роль управленческой надстройки общества, а социальная сфера, описывающая социально-демографический и профессиональный состав населения, совокупность взаимоотношений между большими группами населения, пронизывает всю пирамиду общества. Такой же универсальный, или сквозной характер носит и духовная сфера общества, затрагивающая все <этажи> общества.

    Очевидно, ни одна из четырех сфер не выступает в качестве основной, детерминирующей все другие сферы. Различные области жизни современного общества оказывают друг на друга одинаково значимое влияние.

    Политические потрясения и экономические преобразования пятнадцати последних лет изменили Россию до неузнаваемости. Фактически мы живем в новой стране, без «предварительной подготовки» вступившей на путь капиталистического развития, стране с не вполне ясным политическим строем, не устоявшимся покуда экономическим укладом, массой социальных проблем практически во всех сферах общественной жизни. Формирование нового гражданского общества происходит в мучительных противоречиях и сопровождается беспрецедентными проблемами, возникающими то в отдельных отраслях промышленного и сельскохозяйственного производства, то в науке и образовании, то в социальном обеспечении, то в здравоохранении.

    Пертурбации периода «дикого капитализма» не обошли стороной и социально-культурную сферу. Культура и искусство, средства массовой информации и туризм, физическая культура и спорт, кинообслуживание и шоу-бизнес развиваются в наше время в условиях рынка, диктующего свои жесткие законы и основанные на конкуренции правила игры. Работающие в данной сфере люди - одни раньше, другие позже - поняли: жить, руководствуясь вчерашними стандартами и представлениями, дальше нельзя. Нужны новые парадигмы и концепции развития, оригинальные управленческие проекты и решения, инновационные технологии и методы работы, социальное партнерство и интеграция усилий по всем направлениям социально-культурной деятельности.

    Современные культурологи вполне обоснованно считают понятие социально-культурной деятельности непреложным атрибутом здорового общества и социальной практики. Наиболее значимыми составляющими этой деятельности являются: создание, освоение, сохранение и распространение ценностей культуры. Она может осуществляться как на общественно-самодеятельной основе, и тогда в её орбиту втягивается все население страны, так и на профессиональной основе, в этом случае её субъектами являются специалисты: писатель и композитор, библиотекарь и реставратор, педагог досуга и тележурналист. Чем шире круг заинтересованных субъектов, тем богаче содержание социально-культурной деятельности, тем разнообразнее ее организационно-методические формы или, говоря современным языком, технологии. На общественно-самодеятельном уровне досуговая деятельность может носить спонтанный, стихийный характер. В своих негативных проявлениях (бытовое пьянство, азартные игры, весьма сомнительные предпочтения в области кино, музыки и т.п.) такая деятельность способна нанести ощутимый вред обществу, в особенности подрастающим поколениям. На институционально - профессиональном уровне социально-культурная деятельность может носить вполне упорядоченный характер, поскольку в этом случае она строится на основе научных рекомендаций, носит адресный и планомерный характер, учитывает интересы и потребности различных социальных слоев и групп населения, осуществляется на адекватном организационном уровне, поддаётся социальному контролю и,что важнее всего подчеркнуть, способствует развитию общественной инициативы, расширению волонтёрского движения, привлечение к реализации различных социально-культурных проектов все большего числа социальных партнеров (инвесторов, спонсоров, меценатов и др.). Будем помнить, что страна вошла в рынок, и, надо думать, всерьёз и надолго (32; с.95-96).

    Loading...Loading...