Самые известные вампиры. Вампир: Бестиарий: Мифологическая энциклопедия

..

Вампиры относится к классу нежити. Кровь является для них источником силы. Они ненавидят солнечный свет. Святая вода жжет их плоть словно кислота; домашние животные приходят в ужас от одного их присутствия. Они необычайно сильны и быстры. Умеют оборачиваться летучими мышами. Зеркало не отражает их ликов. Их сердца не бьются, но они не мертвы. Их губы ярко-алого цвета, но лица безжизненно бледны...
Далеко не все вампиры встают из гробов и превращаются в летучих мышей, чтобы перелетать с места на место. (Вероятно, форма летучей мыши - изобретение только Брема Стокера - автора известного всем "Дракулы". До него, согласно фольклору, вампиры обращались в каких угодно животных, но только не в летучих мышей!) Трансильвания - земля, где то и дело полыхали кровопролитные войны и знать возводила на пологих склонах Карпат свои мрачные замки, - всегда считалась достаточно таинственным местом. Поросшие лесом горные местности населяли глубоко религиозные крестьяне, которые свято верили, что душа может отлетать от тела еще при жизни и путешествовать по миру как птица или любое другое животное. В «Дракуле» Б.Стокер наглядно описывает такую ситуацию: «Среди населения Трансильвании четко выделяются четыре народности: саксы на юге и смешанные с ними валахи (румыны), которые являются потомками даков; мадьяры на западе и шекели на западе и севере. Я где-то читал, что самые глубокие предрассудки рождаются в предгорьях Карпат, как в центре воображаемого водоворота».
Жизнь в центре такого водоворота была сущим адом для трансильванских крестьян, целиком зависящих от урожаев со своих земельных наделов. Эпидемии, зарождавшиеся здесь, с быстротой курьерского поезда распространялись по округе и опустошали целые города и провинции. Эти страшные события еще больше усиливали веру в вампиров, на которых часто возлагали ответственность за любую смерть.
Беспомощные перед лицом эпидемий, жители закапывали покойников немедленно после смерти, к сожалению, нередко до того, как человек умер и пребывал в состоянии каталепсии, при которой дыхание может прерываться. Несчастные жертвы просыпались в могилах и пытались выбраться наружу. Позднее грабители или обычные жители, встревоженные мыслями о том, что похороненными могут оказаться вампиры, выкапывали их и с ужасом обнаруживали скрюченные тела тех, кто безуспешно пытался выбраться из могильного плена.
Зная уровень образования людей того времени, нетрудно предположить, какой ужас охватывал их, когда они вскрывали захоронение и видели кровь под ногтями или во рту трупа, разинутом в последнем крике. И конечно же приходили к выводу, что обнаружен очередной вампир. А уж если гроб открывали, как говорится, вовремя, когда тело еще подавало признаки жизни, все показатели вампиризма были налицо, и кол, воткнутый в грудь, клал конец мучениям несчастного.
Считалось, что полнокровный человек может быстрее оказаться жертвой вампира и сам стать таковым, ибо укус влечет за собой превращение в оборотня (как в случаях с бешеными собаками), но в европейском фольклоре сохранились предания, что некоторые люди проявляли большую склонность к вампиризму, чем другие. К тем, кто жил на дне общества, всегда относились с подозрением, и именно их подозревали в возвращении на божий свет из могилы. Еще подозревали рыжих, родившихся в «сорочке» младенцев, появившихся на свет на рождество и вообще всех родившихся при необычных обстоятельствах или с теми или иными физическими изъянами, например с заячьей губой, деформацией черепа или конечностей. В Греции, где люди в основном темноглазые, те, кто с голубыми глазами, считаются вампирами. Первыми кандидатами на возрождение в качестве кровососов были самоубийцы, так как их отлучила от себя церковь.
Греческая ортодоксальная церковь распространяла поверье, что тело того, кто отлучен от церкви, не разлагается после смерти до тех пор, пока ему не будет даровано отпущение грехов (в противовес римской католической церкви, чья доктрина утверждала, что не подвержены гниению только освященные тела).
Вера греков в вампиров - их называли вриколкас - была так сильна, что в XIX веке тела усопших выкапывали через три года, чтобы удостовериться, что они обратились в прах. Греки верили, что вриколкас на самом деле - не духи умерших, а дьявольские духи, поселяющиеся в теле, когда душа отлетает от него.
Традиционная вера в вриколкас настолько сильна, в частности, на острове Санторин, где вулканическая пыль сохраняет тела не тронутыми тлением, что у греков возникла даже поговорка «послать вампира на Санторин.» Древние греки хоронили покойников с оболом (греческая монета) во рту. Она не позволяла будто бы войти через рот злым духам. А в XIX веке греки сходным образом препятствовали проникновению вриколкас, закрепляя к устам умершего восковой крест.
Венгры и румыны хоронили покойников с серпами у шеи: если труп захочет подняться из могилы, он сам срежет себе голову. Некоторые наиболее рьяные добавляли еще и серп у сердца - специально для тех личностей, которые при жизни не были женаты и поэтому подвергались риску превратиться в стригоев , то есть в вампиров. Финны, например, связывали руки и ноги трупов или же втыкали в могилы колья, чтобы пришпилить тело к земле.
Иногда с вампирами пытались бороться поистине детскими способами. В Восточной Европе вывешивали на окнах и дверях ветви крушины и боярышника, последний считался кустарником, которым был украшен венец Иисуса, - вампир напорется на его колючки и не пойдет дальше. Зерна проса, по преданию, также должны были отвлечь внимание восставшего из гроба вампира: он бросится собирать их возле могилы и забудет о том, кого он наметил себе в жертву.
Хотя считалось, что дыхание вампира зловонно, принято было думать, что сами они не выносят сильных запахов, например чесночного, и в могилы часто клали головки чеснока, вешали вязки его на шеи умерших.
И, как прочие злые духи, вампиры всегда боялись серебряных изделий и изображений креста, которые вешали на дверях и воротах, для того чтобы не могли проникнуть в дом бессмертные души. Люди спали, положив под подушки острые предметы, доходило даже до того, что, боясь ночных визитов, раскладывали человеческие фекалии на своей одежде и даже клали себе на грудь.
Если по какой-либо причине трупы были неверно похоронены или амулеты оказывались бесполезными, живые искали виновных - тех, кто, преодолев барьер смерти, вернулся назад, - и убивали их. В некоторых культах сохранялась стойкая вера в том, что лошадь не переступит могилу вампира. Для этой процедуры обычно подбирали одноцветную лошадь, черную или белую, а управлял ею юный девственник.
В Сербии могилами вампира считались любые провалившиеся от старости захоронения. Охотники за вампирами эксгуммировали многие трупы и обследовали их на предмет принадлежности покойников к вампирам - по тому, насколько они разложились. Независимо от метода обнаружения, средства уничтожения вампиров были весьма разнообразными и включали не только осиновый кол, но и сожжение, обезглавливание, а то и сочетание всех трех способов. Встранах Восточной Европы в старину вскрывали могилу подозреваемого в вампиризме, набивали ее соломой, протыкали тело колом, а потом все поджигали. Часто от трупа отделяли голову, используя для этого лопату могильщика. Голову затем помещали у ног покойника или возле таза и для надежности отгораживали от остального тела земляным валиком. Болгары и сербы помещали возле пупка ветки боярышника и обривали все тело, за исключением головы. Кроме того, разрезали подошвы ног и клали ноготь позади головы.
Когда кол пронзал тело вампира, свидетели часто отмечали некие звуки, чаще всего хрипы, а также излияния темной крови. Звуки возникали обычно из-за того, что выходил остававшийся в легких воздух, но это воспринималось иначе: значит, считалось, тело живо и оно принадлежит вампиру! Раздутое тело в гробу и следы крови во рту и в носу сегодня считаются обычными признаками разложения примерно через месяц после смерти - как раз именно в этот период большинство трупов подвергалось эксгумации с целью выявления вампиров.
Одной из особенностей «Дракулы» и залогом его успеха в викторианской Англии была его полускрытая чувственность, Дьявол-граф оказывал поразительное воздействие на те субъекты реальности, которые подпадали под его влияние, особенно на женщин. Он буквально парализовывал их своим видом и взглядом, соблазнял присоединиться к нему, разделить с ним бессмертие.
Сам по себе элемент сексуальности, присутствующий в книге, не нов. На протяжении веков страх перед вампирами и одновременно их притяжениебыли замешены на физических ощущениях. Поскольку вампиры обычно нападали на спящих в постели людей, их атаки подсознательно связывались с половым насилием. Действия такого плана, как покусывание, поцелуи и сосание груди, с самого детства тесно связаны с сексуальными переживаниями, с тем, что в сказках превратилось в понятие «зловещий поцелуй вампира». Традиционно «начинающие» вампиры выбирали первыми жертвами своих возлюбленных. И вдовцов (вдов) в первую очередь допрашивали, когда учащались случаи вампиризма.
Многих вампиров и им подобных существ нередко обвиняли в том, что от них беременеют женщины. Вера в ужасных инкубов исуккубов - мужских и женских духов, посещающих людей по ночам и заставляющих пускаться с ними в изнуряющие сексуальные игры, - была тесно связана с вампиризмом. Кровожадныеламии из древнегреческих легенд сексуально изматывали своих жертв, прежде чем выпить их кровь.

Интересное учение о вампирах было создано американской компанией по производству компьютерных игр «Уайт Вольф инкорпорейтед» для своей игры «Вампир маскарад». Вампиры здесь поделены на 13 кланов, каждый клан имеет свои особенности, и его члены обладают определенными способностями. Каждым кланом управляет допотопный человек, или один из детей Каина. По имени вождей и названы эти кланы. Вот их краткое описание.
1. Тремер . Это вампиры- колдуны , самый подозрительный клан. Они научились использовать свою кровь таким образом, чтобы увеличивать свои магические способности. Обладают невероятным могуществом: от простого их прикосновения вскипает кровь человека, а после совершения определенного магического ритуала могут без опаски разгуливать на солнце и даже загорать. Их сила такова, что они сами превращают себя в вампиров, то есть другие вампиры не могут воздействовать на них.
2. Тореадор . Вампиры-художники. Их цель - создавать и защищать искусство. Они красивы собой и, возможно, больше всего связаны с человечеством.
3. Венче. Вампиры-политики. Всегда стремятся руководить и пытаются контролировать все вокруг.
4. Бруха . Это дерзкие вампиры. Кроме крови, обожают свободу и удовольствия. Обычно ездят на велосипедах и носят кожаную одежду.
5. Малкавиан. Сумасшедшие вампиры. Они верят, что только через сумасшествие можно достичь истины и просвещения. Они забавны и часто заводят друзей. Может быть, это совсем не такие уж сумасшедшие, какими хотят казаться.
6. Гангрел . Вампиры, склонные к трансформации. Обладают способностью изменять различные органы или превращаться в животных, чаще всего в огромных летучих мышей или волков. Эти вампиры имеют самые тесные связи с миром зверей. Например, они умеют разговаривать с животными.
7. Носферату. Деформированные, лысые, ужасно страшные вампиры. Всегда держатся в тени и живут в сточных трубах. Это вампиры-шпионы, ловкие и хитрые, их трудно обнаружить. Они безжалостные, но все же эмоциональные.
8. Лазомбра. Эти вампиры обладают способностью манипулировать тенями. Очень сильные, и многие их боятся.
9. Тзимиск . Физические тела этих вампиров непостоянны, они постоянно видоизменяются. Почти всегда превращаются в забавных странных существ. Рассудок их неустойчив, но они целеустремленны.
10. Равное . Безжалостные вампиры. Они преуспевают в злодеяниях и обычно являются спутниками язычников, сатанистов, всего того, что связано со злом.
11. Джованни . Самые могущественные вампиры. Умны, находчивы, безжалостны и хитры. О них мало что известно.
12. Салубри . Вампиры-целители. У них третий глаз на лбу. Пьют кровь только тех, кто сам добровольно разрешает им сделать это. Они верят в Божество. Согласно легенде, сам Тремер выпил кровь Салубри и превратился в вампира. Эти вампиры твердо верят в Голконду (или рай вампира), где они не испытывают больше жажды крови.
13. Самеди . Вампиры, склонные к еще более сильным трансформациям, чем Носферату, потому что не просто видоизменяются, они разлагаются. Их тела не перестают гнить даже тогда, когда они становятся вампирами. Они разлагают все, к чему прикасаются. Предпочитают скрываться, но выходят на свет чаще, чем Носферату. Их родина - страны Карибского бассейна, в первую очередь Гаити.
Все эти вампиры образуют более крупные группы, которые объединяют по несколько кланов. Те, кто верят в маскарад (то есть в то, что вампиры и люди могут сосуществовать и что вампиры могут жить в этом мире как люди), образовали Камарилью. К Камарилье принадлежат следующие кланы Тремер, Венче, Тореадор, Бруха, Малкавиан, Носферату и Гангрел. Есть вампиры, которые ни во что не верят, никому не подчиняются и делают все, что хотят. Они образуют группу Анархистов, в нее входят члены всех кланов, которые жаждут свободы и вседозволенности. Существует еще одно верование согласно которому вампиры должны быть вампирами, то есть не скрывать от людей своей сущности. Эти вампиры убеждены, что обладают властью, и должны быть отважными. Они называют свою группу «Шабаш», к ней принадлежит клан Лазомбра, Тзимиск и вампиры других кланов, которые разделяют те же убеждения. Члены кланов Камарильи, которые захотели стать членами Шабаша или втянуты в него, известны под именем Антитрибу (или Винче-антитрибу).

Предрасположения к становлению вампиром:

  • Рожденный в определенное время года (новолуние, святые праздники и т.д.)
  • Рожденный с хвостом (врожденная аномалия), с зубами или лишними сосками.
  • Рожденный с избыточным волосяным покровом, красной родинкой или двумя сердцами.
  • Зачатый в святой праздник.
  • Слишком рано отнятый от материнской груди.
  • Вскормленный чужой грудью, после того как был отнят от материнской.
  • Рожденный седьмой сын седьмого отца.
  • Умерший не окрещенным.
  • Проклятый.
  • Мать не ела достаточное количество соли во время беременности.
  • Мать видела вампира, будучи беременной.

  • Действия и события, которые могут привести к превращению в вампира:

  • В результате колдовства.
  • Совершения самоубийства.
  • Съесть животное, убитое волком.
  • Безнравственная и грешная жизнь.
  • Измена вере (для священников).

  • События происшедшие после смерти, которые могут привести к превращению в вампира:

  • Смерть в руках вампира.
  • Животное, перепрыгнувшее через труп или гроб.
  • Постоянная тень на трупе.
  • Не захороненный труп или неподобающие похороны.
  • Смерть в результате насилия или убийства.
  • Не отмщенное убийство.
  • Труп, оставленный без внимания.
  • Смерть в результате несчастного случая на воде (утопленник).
  • Обкраденный труп.

  • Похороненный лицом вниз. ]

    В большинстве случаев вампиры являются нежитью , то есть неупокоенными мертвецами. Они обладают плотью, но способны превращаться в туман. В отличие от прочей корпореальной нежити , вампиры не имеют на себе печати разложения и вполне могут сойти за очень бледных людей. Тело вампира регенерирует от любых повреждений, нанесенных после перерождения, но сохраняет весь ущерб, полученный при жизни.

    С возрастом могущество вампира растет, и если он умудряется дожить лет до тысячи, то приобретает почти божественную мощь. Единственное блюдо на столе вампира - человеческая кровь. Кровь животных при необходимости также может быть употреблена, но такая диета ведет к отупению и утрате магических способностей. Как-либо законсервированная кровь также малополезна - важнейшей частью вампирского ужина являются психические эманации жертвы, ее страх, боль, экстаз и так далее.

    Элементарная арифметика опровергает распространенное заблуждение о том, что всякий, от кого откушал вампир , в свою очередь встает в ряды кровососов. В играх, сохраняющих элемент здравого смысла, для создания себе подобного вампиру требуется провести определенный ритуал, обычно заключающийся во взаимном кровопитии.

    Вампиры сохраняют все способности, которые имели при жизни, и отличаются невероятной физической силой. Понятно, что на них распространяются все преимущества нежити - иммунитет к ядам, болезням (впрочем, многие источники утверждают, что, скажем, употребление крови больных чумой приводит их к безумию), магии смерти и так далее. Вампир может превращаться в животных - обычно это летучая мышь либо волк - и командовать оными (чаще всего это те же два вида плюс крысы). Он также обладает могущественными ментальными способностями - на охоте всегда полезно загипнотизировать, усыпить или, скажем, вызвать глубокую симпатию. А питие крови реализовано в играх путем высасывания у «героев» их с таким трудом заработанных уровней.

    Вампирам напридумывали целую кучу уязвимостей. Hекоторые из них исключительно бредовы и, к счастью, мало распространены - например, неспособность зайти в дом без приглашения или, скажем, пересечь проточную воду даже по мосту. Среди более традиционных - отвращение к чесноку, осине, святым символам, зеркалам (в которых вампиры не отражаются). Hо больше всего вампиры не любят солнечный свет - он умерщвляет их почти мгновенно.

    Типичные игровые вампиры обычно, увы, обладают менталитетом проапгрейженных упырей - они живут бандами и набрасываются на все живое с криками «о, кровушка!». Внешность у них тоже соответствующая - синяя кожа, лысые головы, красные глаза и клычищи до пупа. Что резко расходится с заявляемой в тех же самых играх теорией о том, как вампиры легко маскируются среди людей (что и делает их настолько опасными).

    Hормально реализованный вампир - это одиночка, либо глава клана, и его практически невозможно даже вычислить, не говоря уже о том, чтобы уничтожить. Увы, чаще всего вампиры проявляют удивительную беспечность в выборе места дневного отдохновения, как бы мало беспокоясь о собственной уязвимости для света. А ведь что может быть проще, чем убежище в толще скалы, куда можно попасть только через трещинку, превратившись в туман?.. Охотники на вампиров чаще всего либо снаряжаются осиновыми кольями, чесноком и святыми символами всех известных им религий, либо рассчитывают на дневной сон противника. В первом случае проверенный метод заключается в протыкании колом, отрубании головы и набитии рта несчастного кровопийцы специями, во втором - в банальном вытаскивании под лучи дневного светила.

    Источник Форумы SkyNet по материалам Monstrum Magnum Игромании

    Монстр в Baldur"s Gate (пример)
    Вампир (VAMANC01.CRE)
    Тип * Нежить
    Характеристики : Сила 19, Ловкость 18, Сложение 9, Интеллект 18, Мудрость 9, Харизма 18
    96 Спасброски Сопротивление Оружие
    1 Смерть 5 Огонь 0 / Маг. огонь 0 Рубящее 0 Тип дробящее
    THAC0 9 Полиморф 6 Холод 50 / Маг. холод 50

    Рождённые в «рубашке», с лишним соском, лишними волосами, рождённые слишком рано, рождённые у матери, которой перешла дорогу чёрная кошка, рождённые с хвостом, внебрачные дети, а также умершие неестественной смертью или умершие до крещения были обречены стать вампирами, так же как и седьмой ребёнок того же пола в семье, ребёнок беременной женщины, которая не ела соль или на которую посмотрел вампир или ведьма. Более того, быть укушенным вампиром означало несомненный приговор к вампирскому существованию после смерти.

    Вырколак (Vârcolac), который иногда упоминается в румынском фольклоре, больше относится к мифическому волку, который мог поглотить солнце и луну (так же как Skoll и Hati в скандинавской мифологии), и позже больше стал ассоциироваться с оборотнями , нежели с вампирами. (Человек, страдающий ликантропией , мог обращаться в собаку, свинью или волка).

    Вампира обычно замечали, когда он нападал на семью и домашний скот, или разбрасывал вещи вокруг дома. Считалось, что вампиры наряду с ведьмами были наиболее активны в канун дня Святого Георгия (St George’s Day) (22 апреля по юлианскому , 6 мая по григорианскому календарю), в ночь, когда все виды зла выходят из своего логова. День Святого Георгия всё ещё празднуется в Европе.

    Вампир в могиле мог быть распознан по дырам в земле, неразложившемуся трупу с красным лицом или если одна из ступней была в углу гроба. Живых вампиров определяли, раздавая чеснок в церкви и наблюдая за теми, кто его не ел. Могилы часто были открыты три года после смерти ребёнка, пять лет после смерти молодого человека и семь лет после смерти взрослого, чтобы проверить усопшего на вампиризм.

    Меры, помогающие предотвратить превращение в вампира включали снятие «рубашки» с новорождённого и уничтожение её до того как младенец мог съесть хотя бы малую её часть, бережную подготовку к похоронам мёртвых тел, включая недопущение того, чтобы животные переступали через труп. Иногда в могилу клали тернистый стебель дикой розы, а чтобы защититься от вампира, на окна клали чеснок и натирали чесноком скот, особенно в день Св. Георга и Св. Андрея.

    Чтобы уничтожить вампира, его обезглавливали, клали чеснок ему в рот, а затем в его тело вбивали кол. К XIX веку некоторые также простреливали гроб пулей. Если пуля не проходила насквозь, тело расчленяли, сжигали части, смешивали с водой и давали членам семьи как лекарство.

    Цыганские верования в вампиров

    Современные верования в вампиров

    Вера в вампиров существует до сих пор. Хотя некоторые культуры сохранили их оригинальные верования в нежить, большинство современных верящих находятся под влиянием художественного образа вампира , каким он предстаёт в фильмах и литературе.

    В 1970-х годах были слухи (распространяемые местной прессой) об охотящемся вампире на кладбище Хайгейт (Highgate Cemetery) в Лондоне . Взрослые охотники на вампиров в большом количестве толпились на кладбище. Среди нескольких книг, описывающих этот случай, можно отметить книги Шона Манчестера (Sean Manchester), местного жителя, который один из первых предположил существование «Вампира Хайгейта» и который заявлял, что изгнал и уничтожил всё вампирское гнездо в районе.

    В январе 2005 года появились слухи, что кто-то укусил нескольких людей в Бирмингеме , Англия . Следом появились слухи о вампире, блуждающем по окрестностям. Однако местная полиция утверждала, что о подобных преступлениях не сообщали. Видимо, этот случай был городской легендой .

    Считается, что этой редкой формой генной патологии страдает один человек из 200 тысяч (по другим данным, из 100 тысяч), причём, если она зафиксирована у одного из родителей, то в 25 % случаев ею заболевает и ребёнок. Также считается, что болезнь является следствием инцеста . В медицине описано около 80 случаев острой врождённой порфирии, когда болезнь была неизлечима. Эритропоэтическая порфирия (болезнь Гюнтера) характеризуется тем, что организм не может произвести основной компонент крови - красные тельца , что в свою очередь отражается на дефиците кислорода и железа в крови. В крови и тканях нарушается пигментный обмен, и под воздействием солнечного ультрафиолетового излучения или ультрафиолетовых лучей начинается распад гемоглобина . Более того, в процессе болезни деформируются сухожилия , что в крайних проявлениях приводит к скручиванию. При порфирии небелковая часть гемоглобина - гем - превращается в токсичное вещество , которое разъедает подкожные ткани. Кожа начинает приобретать коричневый оттенок, становится всё тоньше и от воздействия солнечного света лопается, поэтому у пациентов со временем кожа покрывается шрамами и язвами . Язвы и воспаления повреждают хрящи - нос и уши, деформируя их. Вкупе с покрытыми язвами веками и скрученными пальцами, это невероятно обезображивает человека. Больным противопоказан солнечный свет, который приносит им невыносимые страдания. Кожа вокруг губ и дёсен высыхает и ужесточается, что в результате приводит к тому, что резцы обнажаются до десен, создавая эффект оскала. Ещё один симптом - отложение порфирина на зубах, которые могут становиться красными или красновато-коричневыми. Кроме того, у пациентов сильно бледнеет кожа, в дневное время они ощущают упадок сил и вялость, которая сменяется более подвижным образом жизни в ночное время. Надо повторить, что все эти симптомы характерны только для поздних этапов болезни, кроме того, существует множество других, менее ужасающих её форм. Как уже писалось выше, болезнь была практически неизлечима вплоть до второй половины XX века. Есть сведения, что в Средние века , якобы, больных лечили свежей кровью, дабы пополнить дефицит красных телец, что, конечно, невероятно, так как употреблять в таких случаях кровь «перорально» бесполезно. Страдающие порфирией не могли есть чеснок , так как сульфоновая кислота, выделяемая чесноком усиливает повреждения, вызываемые заболеванием. Заболевание порфирии может быть вызвано и искусственным путём, путём употребления некоторых химических препаратов и ядов .

    Некоторые формы порфирии связаны с неврологическими симптомами, которые могут вызвать психические расстройства . Однако предположение что страдающие порфирией страстно желают гема из человеческой крови или что потребление крови может уменьшить симптомы порфирии, основаны на серьёзном недопонимании заболевания.

    Трупы распухают из-за того, что газы от разложения собираются в туловище, и кровь пытается покинуть тело. Это придаёт телу «пухлый», «откормленный» и «румяный» вид - изменения, которые наиболее заметны, если при жизни человек был бледен и худ. В случае с Арнольдом Паоле, эксгумированный труп старой женщины по словам соседей выглядел более упитанным и здоровым, чем она была при жизни. Следует отметить, что фольклорные записи почти всегда отмечают, что подозреваемый в вампиризме имеет румяную или тёмную кожу. Потемнение кожи также вызывается разложением.

    У разлагающегося трупа можно увидеть кровь, текущую изо рта и носа, что может создать впечатление, будто труп - это вампир, недавно пивший кровь. Если вбить в тело кол, то тело может начать кровоточить, а накопившиеся газы начнут покидать тело. Может послышаться стон, когда газы начнут проходить мимо голосовых связок или характерный звук, когда газы будут выходить через анус. Официальные доклады о случае Петера Плогожовица говорят о «других диких признаках, которые я не буду упоминать из-за высшего уважения».

    После смерти кожа и дёсны теряют жидкость и сжимаются, обнажая часть волос, ногтей и зубов, даже тех, которые были скрыты в челюсти. Это создаёт иллюзию того, что волосы, ногти и зубы отросли. На определённой стадии ногти отпадают, кожа сходит, как было в докладе о случае Плогожовица - появившаяся кожа и ногти были восприняты как «новая кожа» и «новые ногти». Наконец, при разложении тело начинает двигаться и искривляться, добавляя иллюзию того, что труп двигался.

    Летучие мыши-вампиры

    См. также

    Родственные мифические существа

    Примечания

    1. См. этимологические словари М. Фасмера (т. 4, стр. 165), П. Я. Черных (т. 1, стр. 133-134), А. Брюкнера (стр. 594-595, 597, 605).
    2. Известен некий «попъ Оупирь Лихыи », переписавший в 1047 году в Новгороде «Книгу Пророков» (одну из частей «Библии») или «Толковых пророков» с толкованиями Феодорита Кирского .
    3. По мнению знаменитых немецких языкрведов и сказочников братьев Гримм заимствовано в начале XVIII века, см. Deutsches Wörterbuch von Jacob Grimm und Wilhelm Grimm. 16 Bde. (in 32 Teilbänden). Leipzig: S. Hirzel, 1854-1960.
    4. См. Trésor de la Langue Française informatisé или Dauzat, Albert, 1938. Dictionnaire étymologique. Librairie Larousse.
    5. По одним источникам, из серб. вампир , см. Vampire // Merriam Webster Online Dictionary, по другим - из венгерского, см. Online Etymology Dictionary .
    6. Стихотворения А. С. Пушкина, отсортированные по годам
    7. А. С. Пушкин «Вурдалак» (Песни западных славян)
    8. «Вурдалак» // Крылов П. А. Этимологический словарь русского языка. / Сост. Крылов П. А. - СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2005. - 432 с.
    9. Фасмер, Макс
    10. McNally Raymond T. In Search of Dracula. - 1994. - P. 117. - ISBN ISBN 0-395-65783-0
    11. monstropedia.org
    12. Spence, Lewis . «An Encyclopaedia of Occultism». Published by University Books, Inc., 1960.
    13. Jaramillo Londoño, Agustín: Testamento del paisa . Medellín. Editorial Bedout, 1967.
    14. Massimo Introvigne Satanism Scares and Vampirism from the 18th Century to the Contemporary Anti-Cult Movement . . Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 7 февраля 2012. //CESNUR; Рукопись была представлена на Всемирном конгрессе Дракулы проходившем в Лос-Анджелесе , 1997.
    15. Sledzik, Paul S. (National Museum of Health and Medicine , Armed Forces Institute of Pathology , Washington, DC) and Nicholas Bellantoni. (

    Вампиры, бродящие по земле сегодня ночью одновременно похожи и отличаются от того, что можно ожидать. Конечно, лучше всего начать наше обсуждение undead, как если бы они были отдельным видом живых существ — поверхностно схожими с людьми, которыми когда-то были, но демонстрирующими мириады физиологических и психологических отличий. Во многом кровопийцы похожи на знакомых монстров из мифов и кино. (Есть много правды в старых сказках, так как они безусловно были созданы обманутыми и запутавшимися смертными.) Однако — как к большей печали своей узнал неустрашимый охотник за вампирами — не все бабушкины сказки — правда.

    • Вампиры — живые мертвецы и должны поддерживать себя кровью живых. Правда. Вампир клинически мертв — его сердце не бьется, он не дышит, его кожа холодна, он не стареет — но он думает, и ходит, и планирует, и говорит, и охотится, и убивает. Потому что для поддержки своего искусственного бессмертия вампир должен периодически питаться кровью предпочтительно человеческой кровью. Некоторые раскаявшиеся вампиры перебиваются кровью животных, а древние вампиры должны выслеживать и убивать других упырей, чтобы прокормить себя, но большинство действительно поддерживают себя кровью своих бывших сородичей.
    • Каждый, кто умирает от укуса вампира, восстает, чтобы стать вампиром. Неправда. Если бы это было правдой, мир был бы переполнен жителями ночи. Вампиры действительно питаются человеческой кровью и иногда убивают свою добычу — но большинство людей, умерших от нападения, просто погибают. Чтобы вернуться как undead, жертва должна быть полностью лишена крови и затем получить каплю крови вампира. Этот процесс, называемый Высвобождением (Embrace), приводит к мистической трансформации человека в undead.
    • Кровопийцы — монстры, демонические духи, воплощенные в трупах. И правда, и нет. Клыкастые не демоны сами по себе, но сочетание трагических факторов неотвратимо приводит их к злым деяниям. В самом начале, вновь созданный вампир думает и действует во многом так же, как при жизни. Она не превращается немедленно в злого садистического монстра. Однако будущий бесмертный скоро познает свою непобедимую жажду крови и понимает, что ее жизнь зависит от питания своими сородичами. Во многом сознание вампа изменяется — она вырабатывает ряд пристрастий, менее согласующийся с «общественными всеядными», более подходящими для одинокого хищника.

    Сначала питающийся без охоты, вампир, в конце концов, вынужден делать это по необходимости — и питание становится легче и легче, по мере того, как проходят годы. Понимая, что он сама подозрительна, он перестает доверять другим. Понимая, что он не похожа на других, он отгораживается от мира смертных. Понимая, что его существование зависит от секретности и контроля, он становится первоклассным «кукловодом». И положение только усугубляется, пока годы превращаются в десятилетия и века, и он убивает снова и снова, и видит, как люди, которых он любил, стареют и умирают.

    Человеческая жизнь, столь короткая и дешевая по сравнению с его, становится менее и менее ценной, пока смертное «стадо» вокруг него значит не больше, чем туча назойливых насекомых. Старшие вампиры — среди самых измученных, бесчувственных, параноидных — кратко говоря, чудовищных — существ, которых когда-либо знал мир. Может они не демоны буквально — но теперь, кто может указать разницу? — Ночные ужасы сжигаются солнечным светом. Правда. Бледнолицые должны избегать солнца или они умрут, хотя некоторые могут вынести солнечный свет в течение очень короткого периода времени. Вампы — ночные создания, и для большинства очень тяжело оставаться бодрствующими в течении дня, даже в убежищах.

    Некоторые мифы о кровопийцах

    • Они отпугиваются чесноком и текущей водой. Неправда. Это мифы и ничего больше.
    • Красноглазые отпугиваются крестами и другими святыми символами. В общем, это неправда. Однако, если обладатель символа обладает большой верой в силу, которую он представляет, вампир может страдать от болезненных эффектов, вызванных размахиванием символом.
    • Вампиры умирают от кола в сердце. Неправда. Однако, деревянный кол — или стрела и т.д. — в сердце парализует монстра, пока не будет убран.
    • Любители крови обладают силой десяти человек, они повелевают волками и летучими мышами, они гипнотизируют живых и лечат самые страшные раны. И да, и нет. Сила вампира возрастает со временем. Молодые, вновь созданные вампиры часто ненамного сильнее людей. Но по мере того, как вампир растет годами и пониманием, она учится использовать свою кровь для вызывания секретных магических сил, которые называют Дисциплинами. Могущественные старшие вампиры — часто могут соперничать с вымышленными Лестатом (*»Интервью с Вампиром»*) или Дракулой, а действительно древние, Метьюзелы (Methuselahs) и Антедилувиане, охотившиеся в ночи тысячи лет, часто обладают буквально божественным могуществом.

    Видео: Антон Захаров — Вампиры с точки зрения науки

    Охота

    Итак, самое фундаментальное отличие между людьми и вампирами лежит в их методах поддержания жизни. Они не могут прожить на пище смертных, они должны поддерживать свою бессмертную жизнь через употребление крови — свежей человеческой крови.

    Вампиры осуществляют питание разными способами. Некоторые культивируют «стада» смертных, погружающихся в экстаз от поцелуя синегубого. Некоторые крадутся в дома ночью, насыщаясь от спящих людей. Некоторые охотятся на игрищах смертных — ночные клубы, бары и театры — заманивая смертных в запретную связь и выдавая свое хищничество за акты страсти. А другие кормятся самым древним способом — преследуя, нападая и обездвиживая (или даже убивая) смертных, которые заходят слишком далеко по одиноким ночным аллеям.

    Ночной Мир Вампира

    Они также ценят власть, ради нее самой и безопасности, которую она дает — и вампирам до смешного легко получить земные блага, богатства и влияние. Гипнотический взгляд и несколько слов дают вампу доступ ко всему богатству, власти и слугам, каких только он захочет. Некоторые могущественные способны оставлять постгипнотические приказы в сознании смертных, после чего заставляют забыть о присутствии вампира. Таким образом, исчадие ада могут получить легионы невольных рабов. Немало «слуг народа» и финансовых баронов тайно отвечают перед хозяевами-вампирами.

    Хотя есть исключения, они предпочитают оставаться близко к городам. Город предоставляет бесчисленные возможности для хищничества, любовных связей — а открытая местность часто означает опасность для вампиров. Природа — дом Люпинов, вервольфов, заклятых врагов, которые хотят ни более ни менее как уничтожить повелителей теней совсем.

    Высвобождение (The Embrace), как появляются бескровыне

    Кровопийцы создаются в процессе, называемом Высвобождением. Оно похоже на обычную «трапезу» вампира — вампир лишает свою выбранную жертву крови. Однако, наряду с полной экссангвинацией (лишением крови), вампир возвращает каплю своей бессмертной крови истощенному смертному. Лишь маленький глоток — капля или две — достаточен, чтобы превратить смертного в undead. Этот процесс может быть осуществлен даже на мертвом человеке, если только тело еще теплое.

    Когда кровь возвращена, смертный «пробуждается» и начинает пить кровь сам. Но, хотя и одушевленный, смертный все еще мертв — он не дышит, сердце не бьется. В следующую неделю или две, тело смертного претерпевает незначительные изменения; он учится использовать Кровь в своем теле, его обучают специальным способностям его клана. Теперь он — Вампир.

    Некоторые кланы Высвобождают при более жестких условиях, чем другие, но Embrace почти никогда не дается легко. В конце концов, новый вампир -возможный соперник в борьбе за пищу и власть. Потенциальный «отпрыск» (childe) часто наблюдается неделями или даже годами внимательным повелителем, скрупулезно проверяющим, действительно ли смертный станет хорошим дополнением клану и роду.

    Документальный фильм: Вампиры — ТАЙНЫ МИРА с Анной Чапман

    Вампиры различных культур, а также существа, склонные к вампиризму

    Альп

    в германской мифологии, а также в мире ведьмака, нежить, разновидность вампира, способная выносить солнечный свет

    Ангиак

    в поверьях эскимосов Аляски мстительный дух брошенного умирать новорожденного ребенка

    Асванг

    в фольклоре населения Филиппин вымышленное существо, сочетающее в себе признаки ведьмы, оборотня и вампира

    Брокса

    в еврейском фольклоре ведьма-оборотень, сосущая из людей кровь

    Бруколак

    особо вредная разновидность вампира, встречающаяся в Мультанах (Молдавия), Трансильвании (Семиградье), Добрудже * , а особенно часто в Валахии (Южная Румыния)

    Брукса

    португальский вампир исключительно женского пола, в которого после смерти превращается женщина, занимавшаяся при жизни колдовством

    Вампир

    в народных поверьях многочисленных культур мертвец, выходящий из могилы и сосущий кровь живых

    Вамфири

    самоназвание вампиров в цикле «Некроскоп» Брайана Ламли

    Веспертил

    особый демонический вид вампира

    Ветала

    в индийской мифологии злой вампироподобный дух, охотящийся на людей свесившись вниз головой с ветвей деревьев

    Вурдалак

    в русском фольклоре (точнее, в пушкинской интерпретации фольклорных текстов) упырь

    Гианы

    в итальянской мифологии духи, живущие в лесах или пещерах; своими песнями завлекают людей, высасывают у них кровь и убивают

    Дип

    каталонская версия адских псов; собака-вампир, посланец Дьявола

    Дхампир

    в балканской мифологии и в современной игровой мифологии дитя вампира и человеческой женщины; прирожденный охотник на вампиров

    Кажан

    домашнее животное вампиров, милое такое, с крылышками 🙂

    Кайбё

    в японской мифологии призрачная кошка, разновидность бакэ-нэко

    Капелобо

    в бразильском фольклоре чудовище с мохнатым человеческим телом, с копытами на ногах, когтями на руках и с мордой муравьеда, кабана или тапира

    Касны

    в белорусской мифологии действующие исключительно стаей вампироподобные существа неопределенного облика

    Ламия

    полудева-полузмея, демоница, сосущая кровь своих жертв

    Ланнан-ши

    в фольклоре Ирландии и острова Мэн дух-вампир, который является жертве в образе прекрасной женщины, оставаясь невидимым для окружающих

    Мулло

    нежить, вампир в фольклоре цыган

    Нурэ-онна

    в японской мифологии женщина-змея, живущая в водоемах, которая подманивая мужчин своей женской половиной, нападает на них и съедает

    Оплетай

    в южносибирских поверьях фантастическое существо, «оплетающее» людей, чудовище, похожее на человека и питающееся его кровью

    Патасола

    в колумбийском фольклоре одноногая лесная женщина-вампир, соблазняющая охотников и лесорубов

    Пенанггалан

    в малайском фольклоре демонический вампир в облике летающей головы со свисающими внутренностями, который охотится за кровью рожениц

    Понтианак

    демоническая женщина-вампир в малайском фольклоре, в которую превращается умершая при родах женщина или её мертворожденный ребёнок

    Равк

    существо в саамской мифологии, подобное вампиру

    Стрыга

    в западно-славянской и карпато-балканской мифологиях ведьма, нежить, упырица, пьющая человеческую кровь

    Упыри

    неупокоенные мертвецы, охотники за человеческим мясом

    Утукку

    в шумерской мифологии демон, вызывающий болезни груди, шеи и внешние повреждения

    Чупакабра

    в странах Латинской Америки и на юге США мифическое существо, убивающее домашних животных и высасывающее у них кровь

    Чурелин

    согласно индийскому фольклору, дух женщины, умершей во время беременности или вскоре после родов, ставшей таким образом вампиром

    Ырка

    в славянской мифологии злой ночной дух со светящимися глазами, выпивающий жизнь у жертв, пойманных в поле

    Имеются даже официальные свидетельства существования вампиров. К примеру, в 1721 году уходит в мир иной 62-летний житель Восточной Пруссии по имени Петер Благоевич. Так вот официальные документы свидетельствуют о том, что после смерти он несколько раз навещал сына, найденного впоследствии мертвым. Кроме этого предполагаемый вампир напал на нескольких соседей, выпивая их кровь, от чего они так же скончались.

    Один из жителей Сербии, Арнольд Паоле, утверждал, что во время сенокоса его укусил вампир. После смерти сей жертвы вампира погибло несколько его односельчан. Люди стали считать, что он превратился в вампира и начал охотиться на людей.

    По описанным выше случаям власти проводили расследования, не давшие реалистичных результатов, поскольку опрошенные свидетели безоговорочно верили в существование вампиров, строя на этом свои показания. Расследования только породили панику среди местных жителей, люди принялись раскапывать могилы тех, кого подозревали в вампиризме.

    Подобные настроения распространялись и на Западе. В городе Род-Айленд (США) в 1982 году в свои юные 19 лет скончалась Мерси Браун. После этого кто-то из ее семьи заболел туберкулезом. Обвинили в произошедшем несчастную девушку, после чего ее отец вместе с семейным доктором спустя два месяца после похорон достали труп из гробницы, вырезали из груди сердце и предали его огню.



    Тема вампиризма дошла до наших дней

    Не стоит говорить о том, что в сказки о вампирах верили в прошлом. В 2002-2003 годах целое государство в Африке - Малави, было охвачено настоящей «вампирской эпидемией». Местный жители забросали камнями группу людей, подозреваемых в вампиризме. Одного из них забили насмерть. При этом власти обвинялись ни много, ни мало в преступном сговоре с вампирами!

    В 2004 году произошла история, связанная с именем Тома Петре. Его родные испугались, что он стал вампиром, вытащили тело из могилы, сожгли вырванное сердце. Собранный пепел был смешан с водой и выпит.

    Первая научная публикация на тему вампиризма была сделана Майклом Ранфтом в 1975 году. В своей книге «De masticatione mortuorum in tumulis» он писал, что смерть после контакта с вампиром могла произойти из-за того, что живой человек заражался трупным ядом либо тем заболеванием, которое тот имел при жизни. А ночные приходы к близким могли быть не чем иным, как галлюцинацией особо впечатлительных людей, которые верили во все эти истории.



    Болезнь порфирия - наследство вампира

    Только во второй половине ХХ века ученые открыли заболевание под названием порфирия. Эта болезнь настолько редка, что встречается лишь у одного человека из ста тысяч, однако передается по наследству. Заболевание связано с тем, что организм не может производить красные кровяные тельца. Вследствие в дефиците находятся кислород и железо, нарушается пигментный обмен.

    Миф о том, что вампиры боятся солнечного света, связан с тем, что у больных порфирией под воздействием ультрафиолета начинается распад гемоглобина. А чеснок они не едет, поскольку в нем содержится сульфоновая кислота, усугубляющая болезнь.

    Кожа больного принимает коричневый оттенок, истончается, воздествие солнца оставляет на ней шрамы и язвы. Резцы обнажаются, поскольку кожа вокруг рта губ и десен высыхает и становится жесткой. Так появились легенды о вампирских клыках. Зубы приобретают красноватый или красно-коричневый оттенок. Не исключены и психические расстройства.



    Дракула мог болеть порфирией

    Выдвигаются предположения о том, что среди больных порфирией был и валашский воевода Влад Цепеш или Дракула, впоследствии ставший прототипом героя знаменитого романа, который написал Брэм Стоукер.



    Примерно тысячу лет назад болезнь была очень распространена среди деревень Трансильвании. Скорее всего это было связано с тем, что деревушки были небольшими и в них совершалось много близкородственных браков.

    Синдром Ренфилда

    В завершении разговора о вампирах нельзя не вспомнить о психическом расстройстве, названном по имени еще одного героя Стоукера - о «синдроме Ренфилда». Больные, страдающие этим заболеванием, пьют кровь животных или людей. Это заболевание имели серийные маньяки, среди которых можно назвать Петера Кюртена из Германии и Ричарда Трентона Чейза из США, которые выпивали кровь убитых ими людей. Это и есть настоящие вампиры.



    Красивая же легенда о бессмертных и смертельно привлекательных существах, черпающих жизненную энергию в крови своих жертв, всего лишь страшная история.

    Loading...Loading...