Синагога в евпатории. Синагога егия капай в евпатории

В.М.Заскока, краевед (г.Евпатория)

Главная еврейская синагога города Евпатории, или как её ёще иногда называют Купеческая (Торговая), согласно одним источникам, была построена в первой половине ХIХ в. , а по другим сведениям - её возвели в середине 90-х гг. ХIХ в. .

Весьма примечательным было расположение главной синагоги относительно храмов иных конфессий. Синагогу выстроили на углу двух старинных евпаторийских улиц - Караимской и Раздельной (ныне ул. Тучина) , недалеко от средневековых крепостных ворот. Ближайшими соседями являлись храмы четырёх наиболее значительных для Евпатории религий: православный Свято-Николаевский собор , сооружённый греками в 1805 г. (позже, в 1896 г., рядом с ним был возведён русский православный собор с таким же названием); мечеть Джума-Джами (Хан-Джами) , построенная в 1552 г. по проекту выдающегося турецкого зодчего Ходжи Синана; армянская церковь Сурб-Никогайос , заложенная в 1817 г. на месте сгоревшей прежней деревянной церкви; а также возведённый в начале ХIХ в. архитекторами братьями Бобович комплекс караимских кенас .

В начале ХХ в. старое здание уже не отвечало нуждам общины, и всё чаще на повестку ставился вопрос о строительстве нового здания. Согласовав формальности, духовное правление получило разрешение Таврического губернского правления на перестройку главной синагоги . В соответствии с этим разрешением в апреле 1911 г. старое здание было разобрано , а 26 июня 1911 г. произошла торжественная закладка нового здания . Автором проекта стал городской архитектор - гражданский инженер Адам Людвигович Генрих .

Однако не все члены общины были согласны с этим вариантом. Некоторые считали, что для отправления религиозных нужд необходимо построить новый, более вместительный комплекс на месте, принадлежавшем обществу ремесленников г. Евпатории «Егия-Капай». В день, когда рабочие под руководством членов духовного правления Арона Горовица и Моисея Малкина приступили к работам по разборке старого здания, оппозиция направила Таврическому губернатору телеграмму следующего содержания: «Мимо нашего желания нас, прихожан, казначей Горовиц, пользуясь отсутствием старосты, разрушает наш Божий Дом, самоправно желает перестроить здание синагоги без нашего приговора… Пожалейте нас всех, прихожан, пока не поздно, приостановите ломку и постройку синагоги. План умоляем не утверждать. Спасите наш Божий Дом и наши кровные деньги. Синагоге этой 16 лет. Уполномоченные от общины Срол Гуревич, Шмул Теслер, Яков Давыдов» .

Вслед за этой телеграммой Таврическому губернатору направили новую: «Сегодня Вашему превосходительству представятся те лица, которые самоправно разломали синагогу в отсутствии старосты и теперь самозвано тайно от старосты приехали к Вам. План не соответствует месту. Управа не разрешает постройку. …Благоволите проверить справедливость этих слов. Янкель Глузер» .

Губернатор предложил приостановить разборку старой синагоги и потребовал представить ему «подробные сведения по жалобе просителей» .

Члены духовного правления М.Г. Малкин и А.И. Горовиц вынуждены были приостановить работы и собрать прихожан. Приговор прихожан был однозначен - старое здание «совершенно не удовлетворяет нуждам по следующим основаниям: 1) оно в ветхом состоянии и очень мало для состава теперешних прихожан; 2) не отвечает требованиям в пожарном и санитарном отношении; 3) помещение для женщин совершенно негодное… Перестройку синагоги мы обязуемся выполнить на добровольные пожертвования и подписи…» . По предложению духовного правления прихожане избрали строительную и ревизионную комиссии. Казначеем на период строительства стал Ф.И. Виленский .

Блефом оказалось и утверждение «жалобщиков», что городская управа «не разрешает постройку». 18 мая 1911 г. городской голова А.И. Нейман сообщал в Таврическое губернское правление «что с её (Евпаторийской городской управы. - В.З.) стороны не встречается препятствия к разрешению указанного переустройства» .

Несмотря на происки и интриги, Строительное отделение Таврического губернского правления одобрило 10 июня 1911 г. проект нового здания главной еврейской синагоги Евпатории , а через год 19 июля 1912 г. выдало разрешение на её открытие . В том же месяце главная еврейская синагога была торжественно освящена.

Новое двухэтажное П-образной формы здание размерами (по внешнему обводу стен) 19,9 м на 16 м, сложенное из пиленого мамайского камня, выходило фасадом на север. Из основного контура постройки выступали два ризалита: левый служил входом для женщин на хоры, правый - вестибюлем, из которого можно было попасть либо в основной зал, либо в галерею, располагавшуюся между ризалитами. Над галереей находился балкон. Входы в синагогу перекрывали стрельчатые арки, окна были полуциркульными, простенки украшали полуколонны. Над центральной частью здания располагался небольшой аттик, в центре которого находились скрижали. Фрагменты этих скрижалей удалось найти в 2003 г. при археологических исследованиях остатков крепостных ворот Одун-Базар-Капусу.

Внутренний интерьер синагоги был относительно прост и лаконичен, за исключением восточной стены основного зала, в центре которого находился главный элемент храма - алтарь (гехал). Роскошный резной алтарь имел форму ниши, профилированной колоннами. Его общая высота составляла 4,8 м, а ширина - 2,5 м. В алтарной нише хранились свитки Святого Письма - самые ценные святыни храма. Над алтарём размещалось круглое окно, рама которого была выполнена в виде звезды Давида. Главный зал синагоги делился пополам четырьмя квадратными колоннами, которые поддерживали настил верхней галереи, шедшей по трём сторонам внутреннего периметра храма и предназначавшейся для местонахождения женщин во время молитвы. Предусматривалось двухсветное освещение синагоги: в два ряда по высоте располагались прямоугольные с полуциркульной аркой окна. Двухскатная крыша покрывалась красной черепицей.

В культовый комплекс, кроме двухэтажного здания самой синагоги, входили миква (бассейн для ритуального омовения и очищения предметов) и две лавки. Считается, что именно этим лавкам храм обязан своим вторым неофициальным названием. Однако не исключено, что название Купеческая (Торговая) закрепилось за синагогой и в связи с тем, что в непосредственной близости от неё, у крепостных ворот, в ХIХ в. - начале ХХ в. располагались многочисленные торговые и питейные заведения, а сама улица, на которой они располагались, называлась Базарной. Кстати, именно на ней указано месторасположение главной синагоги в справочнике по Евпатории, изданном городской управой в 1916 г. .

Примечателен факт приветствия у стен главной еврейской синагоги российского императора Николая II, посетившего с семьей 16 (29) мая 1916 г. Евпаторию . На вокзале его встречали представители городской власти и депутации от всех национальностей, проживавших в городе. От еврейской общины к императору торжественно обратился Шлема Иосифович Элькинд, исполнявший в синагоге обязанности.

Отдавая дань уважения всем конфессиям, имевшимся в Евпатории, царская семья посетила Свято-Николаевский собор, мечеть Джума-Джами, караимские кенасы. Следуя по городу, царский кортеж остановился и у стен главной еврейской синагоги. По случаю визита царской семьи в главной синагоге, «роскошно декорированной тканями национальных цветов и зеленью», при большом скоплении молящихся и с участием специально приглашённого из симферопольской синагоги хора было совершено торжественное богослужение. «В момент проезда Государя и Царской Семьи по Караимской ул. мимо синагоги весь хор во главе с кантором, выстроившись на балконе синагоги, убранном коврами и цветами, исполнил гимн, трижды повторенный при громких кликах „ура!”» .

Накануне Первой мировой войны в состав духовного правления главной еврейской синагоги, кроме уже упомянутого Ш.И.Элькинда, входили: староста С.Д.Тродерман, казначей Х.Я.Верещаковский, учёный М.Ш.Полищук, кантор Н.Я.Тульман . Этот же состав правления почти без изменений (в списке отсутствует Н.Я.Тульман) мы находим и в «Спутнике по городу Евпатории» за 1916 г. .

После гражданской войны главная еврейская синагога некоторое время была действующим храмом и использовалась верующими. В начале 20-х годов прихожанам пришлось пройти обязательную для всех конфессий процедуру перерегистрации прихода. Этот процесс регламентировался рядом нормативно-правовых актов. По существовавшему тогда порядку для регистрации религиозной общины обязательно требовалась группа граждан из 20 человек, так называемая двадцатка, которая становилась коллективным юридическим лицом, выступающим от имени всех верующих прихода.

В конце 1921 г. «двадцатка» прихожан главной еврейской синагоги обратилась в городской Совет с ходатайством о передаче ей здания и имущества главной синагоги. 3 января 1922 г. Президиум Евпаторийского горсовета удовлетворил ходатайство «трудящихся евреев» . Однако только после многомесячных мытарств уполномоченные «двадцатки» Арон Ильич Горовиц, Соломон Шломович Райцын и Моисей Яковлевич Гидалевич смогли, уладив все формальности с властями, добиться реальной передачи верующим их храма. Это произошло 12 декабря 1922 г. В этот день представитель Евпаторийского окружного исполнительного комитета Совета рабочих и крестьянских депутатов Лбов Василий Алексеевич передал по договору «в бесплатное пользование» прихожанам главной еврейской синагоги здание, «находящееся в гор. Евпатории на углу Раздельной и Караимской улиц» с «богослужебными предметами по особой описи» .

Согласно описи имущества, кроме каменного двухэтажного здания в комплекс синагоги входили миква, сарай для топлива и двор. Ей принадлежали две лавки и «пустопорожнее место по Купеческой улице, огороженное каменным забором» . В самой синагоге находилось 98 деревянных скамей, два стола для чтения Торы, шкаф с книгами религиозного содержания, деревянный амвон, деревянный киот, шойфор из бараньего рога и никелевая лампа для ханукальных свечей .

В 1924 г. в южной стене храма появились первые серьёзные признаки разрушения здания. Силами общины под разрушающуюся стену были поставлены деревянные упоры из брёвен. Добавило отметин постройке и землетрясение 1927 г. В октябре 1928 г. по заданию Евпаторийского райисполкома был произведён осмотр здания синагоги для определения прочности и устойчивости её стен. Комиссия установила «значительную выпуклость и несколько вертикальных трещин» в южной стене. В западном углу постройки обрешётка вышла из пазов, в результате чего возникло незначительное отклонение западной стены от вертикальной оси. На высоте второго этажа здания были обнаружены пропуски железобетонных балок и бетона. Комиссия пришла к выводу, что «пребывание в нём не безопасно, так как требуемая правилами антисейсмическая жёсткость конструкции нарушена», и рекомендовала провести ремонт здания синагоги, в ходе которого «связать его по всему периметру капитальных стен железными поясами», до проведения же этих работ, указывалось в акте, «упомянутое здание должно быть изъято из пользования» .
В 1929 г. главную еврейскую синагогу города Евпатории закрыли , удалив из неё все культовые признаки. Само здание, согласно акту, 22 октября 1929 г. было передано клубу кустарей и крымчаков .
В начале 30-х гг. собственником здания становится Евпаторийский пиво-безалкогольный завод, который до начала 90-х гг. прошлого века использовал его в качестве складского помещения. В этот период бывший храм полностью перестраивается и окончательно теряет свой первоначальный облик.

Довоенные и послевоенные перестройки, а также частичное разрушение здания во время Великой Отечественной войны дали повод некоторым историкам и краеведам считать, что главная еврейская синагога города «не сохранилась до наших дней» . По этой причине она не была взята на государственный учёт и в настоящее время не значится в Государственном реестре недвижимых памятников истории и культуры Автономной Республики Крым.

Сегодня здание главной еврейской синагоги представляет собой печальное зрелище. В неоднократно осквернённой, изувеченной, лишь частично сохранившей второй этаж постройке сейчас трудно узнать некогда прекрасный Храм Божий. Северо-восточный угол здания в настоящее время используется как трансформаторная подстанция, вход в которую находится на том самом месте, где когда-то располагался вход для женщин.

Не сохранились до наших дней и лавки, которые располагались напротив, они вместе с двором синагоги стали частью улицы Караимской (она в этом месте стала шире).

1. Кутайсов В.А. Две синагоги в Евпатории // Евреи Крыма: Очерки истории. – Симферополь-Иерусалим: Мосты, 1997. - С. 65.
2. Государственный архив Автономной Республики Крым (ГААРК). - Ф. Р-27. - Оп. 13. - Д. 4200. - Л. 37.
3. Там же. - Ф. Р-27. - Оп. 13. - Д. 4200. - Л. 26.
4. Там же.
5. Евпаторийские новости. - 1911. - 28 июня. - № 31.
6. ГААРК. - Ф. Р-27. - Оп. 13. - Д. 4200. - Л. 46.
7. Там же. - Ф. Р-27. - Оп. 13. - Д. 4200. - Л. 37.
8. Там же. - Ф. Р-27. - Оп. 13. - Д. 4200. - Л. 33.
9. Там же. - Ф. Р-27. - Оп. 13. - Д. 4200. - Л. 59.
10. Там же. - Ф. Р-27. - Оп. 13. - Д. 4200. - Л. 39.
11. Там же.
12. Там же. - Ф. Р-27. - Оп. 13. - Д. 4200. - Л. 42.
13. Там же. - Ф. Р-27. - Оп. 13. - Д. 4200. - Л. 48.
14. Там же. - Ф. Р-27. - Оп. 13. - Д. 4200. - Л. 81.
15. Спутник по городу Евпатории. - Евпатория, 1916. - С. 28.
16. Павленкова Н. Один день из жизни императорской семьи // Евпаторийская здравница. - 1992. - 28 августа. - № 104.
17. Евпаторийские новости. - 1916. - 12 июня. - Приложение к № 1186.
18. Пьянков В.Г., Гемилиан В.А. Вся Евпатория: Адрес-календарь-справочник. - Евпатория, 1913. - С. 46.
19. Спутник по городу... - С. 28.
20. ГААРК. - Ф. Р-663. - Оп. 10. - Д. 212. - Л. 2.
21. В состав «двадцатки» входили: Сроль Шмулевич Гурвич, Шимон Гершевич Рутовицкий, Моисей Соломонович Носович, Вульвер Наумович Флат, Арон Ильич Горовиц, Яков Вениаминович Добровенский, Израиль Фроимович Аладарт, Яков Абрамович Шер, Борис Соломонович Подольский, Абрам Исаакович Ярославский, Шимон Эзре-Нухимович Фиртенберг, Абрам Хаимович Краковский, Израиль Соломонович Носович, Лейба Иделевич Мазур, Исаак Лазаревич Сотников, Моисей Лазаревич Рипенбейн, Михше Хаимович Израильсон, Хаим Аронович Гельтман, Моисей Гершевич Френкель, Лев Самуилович Ваинбаум.
22. ГААРК. - Ф. Р-663. - Оп. 10. - Д. 212. - Л. 10.
23. Там же. - Ф. Р-663. - Оп. 10. - Д. 212. - Л. 8.
24. Там же. - Ф. Р-663. - Оп. 10. - Д. 212. - Л. 4, 5.
25. Там же. - Ф. Р-663. - Оп. 10. - Д. 212. - Л. 54.
26. Там же. - Ф. Р-663. - Оп. 18. - Д. 30. - Л. 21.
27. Там же. - Ф. Р-663. - Оп. 10. - Д. 212. - Л. 74-75.
28. Кутайсов В.А. Указ. соч. - С. 65.

По материалам http://www.commonuments.crimea-portal.gov.ua/

Если панорама не отображается, проверье, установлен ли у Вас

Евпатория - город, в котором каждая вера имеет свой храм. Синагога Егие Капай – яркий представитель иудейской постройки. Расположена она в старой части Евпатории, на углу древних улиц – Караимской и Просмушкиных. Она также называется ремесленной синагогой, поскольку строилась на средства ремесленников, живших неподалеку от нее. Это архитектурный исторический памятник культуры, который остается единственной иудейской культовой постройкой в Евпатории.

Здание было заложено в 1911 году, а первая общественная молитва состоялась уже в 1912 году. Кладка состоит из узких и широких рядов, для строительства использовался желтый мамайский известняк, высота сводов синагоги равна 13,7 метрам. Эта постройка имеет в плане базиликальную форму. В 1930 году Ремесленная синагога в Евпатории была закрыта большевиками, а здание использовалось под склад. В годы Великой Отечественной войны немцы вообще превратили ее в конюшню. Лишь в 2003 году ее освятили, и она снова начала использоваться по назначению.

Фасад здания украшает круглое окно с витражом в виде большой шестиконечной звезды (такая же шестиконечная звезда присутствует и на металлических воротах еврейского храма). Над шестиконечной звездой, если внимательно присмотреться, можно увидеть библейские символы: стилизованное изображение Ковчега со скрижалями, на которых высечены Десять Заповедей, жертвенный треножник, который Моисей поставил в святилище у горы Синай.

Для мужчин и женщин есть раздельные помещения. У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой. Чтобы войти в «Егия-Капай», нужно обязательно надеть специальный головной убор (он выдается у входа в храм). С непокрытой головой сюда не пускают.

Главное украшение всего храма, конечно же, алтарь. Священная реликвия Егие Капай - Святые Свитки, хранящиеся на алтаре. Сам алтарь расположен на восточной стене. Над ним есть окно с изображением звезды Давида. В той части синагоги, которая соответствует местоположению Святилища в Храме, установлен большой шкаф покрытый занавесом, называемым парохет. Такой шкаф называется ковчегом и соответствует золотому ящику в Храме, в котором хранились скрижали с Десятью Заповедями. В шкафу находятся свитки Торы – самое священное достояние синагоги. В каждой синагоге есть вечный огонь, лампа, которая должна постоянно гореть, символизируя заповедь: «возжигать вечный огонь перед скрижалями…»

Сейчас в синагоге проводятся экскурсии, где вам расскажут об истории храма и современной его реконструкции. Вы сможете посмотрите на фотографии с религиозных праздников, развешанные по стенам. На территории синагоги работает еврейский культурно-этнографический центр с ремесленным производством, при котором действует кошерное кафе-музей, проводятся мастер-классы гончаров, чеканщиков, мыловаров и другое.

В данный момент проводятся работы по возрождению Керчйской старины по экскурсионному маршруту «Малый Иерусалим» и городские власти планируют отреставрировать это замечательное творение архитектора.

Описание

Здание Главной еврейской синагоги Евпатории находится около Крепостных ворот. Сегодня это серое одноэтажное сооружение. Это и есть синагога - вернее, то, что от неё осталось. Когда-то она была полностью двухэтажной (странная башенка - остаток несохранившегося второго этажа). Красивое строение, возведённое по проекту известного архитектора Адама Генриха, радовало глаз не только членов иудейской общины, но и всех горожан.

Синагога на этом месте располагалась издавна. Но к началу XX века скромное, обветшавшее здание уже перестало отвечать потребностям верующих. Поэтому члены общины решили старую постройку разобрать, а на её месте возвести новую, более удобную и просторную. Прежнее сооружение снесли в апреле 1911 года. Спустя два месяца состоялась закладка нового здания, а всего через год, в июле 1912-го, Главная синагога Евпатории была торжественно освящена. Неофициально её называли ещё Купеческой, иногда - Торговой. Тому были свои причины.

Купеческая - это потому, что её построили на свои деньги местные купцы I и II гильдий (в отличие, например, от Ремесленной синагоги Егия-Капай, которую возвели для своих нужд ремесленники). Конечно, купцы были людьми более состоятельными, чем их единоверцы-ремесленники. Поэтому Купеческая синагога оказалась просторнее, вместительнее, богаче. Ну а Торговой её звали из-за близости к торгу, то есть рынку, который располагался у Крепостных ворот.

В период Гражданской войны и некоторое время по её окончании синагога оставалась во владении еврейской общины и была действующей. Затем советская власть национализировала здание и запретила богослужение. Однако в начале 1920-х годов верующим удалось добиться передачи им храма. Здание вновь начали использовать по его прямому назначению. Но это длилось недолго. В 1929 году Главную синагогу закрыли. В её стенах разместился клуб кустарей. Но и в этом качестве здание просуществовало всего несколько лет. В начале 1930-х его новым собственником стал Евпаторийский пиво-безалкогольный завод. На протяжении шести десятилетий это предприятие использовало здание синагоги в качестве складского помещения. При этом его настолько изуродовали различными переделками и перестройками, что в нём уже трудно узнать когда-то красивый храм.

В рамках проводящихся нынче масштабных работ по возрождению евпаторийской старины, в частности и Малого Иерусалима, планируется отреставрировать замечательное творение архитектора А. Генриха, придать Главной синагоге первоначальный вид. Во всяком случае, уже разработан и утвержден "Проект перестройки Еврейской синагоги по ул. Караимской" - он вывешен на фасаде здания.

Loading...Loading...