Священные лики православной церкви роман. Святой роман сладкопевец

Святые покровители носящих имя Роман

Святой благоверный князь Роман Рязанский
Православная Церковь воспоминает святого благоверного князя Романа Олеговича Рязанского 19 июля/1 августа, в день его гибели.
К святому благоверному князю Роману Рязанскому обращаются с просьбами об укреплении веры и даровании сил для благочестивой жизни, о защите от доносов и клеветы, со всеми просьбами – в случае тезоименитства, и конечно, более всего он покровительствует всем, кто проживает на территории, которая была его княжеским уделом. Также известны случаи исцеления при обращении к этому святому. Эту икону часто дарят как именную тем, кто, как и князь, в крещении носит имя Роман.


Заказать икону


Варианты иконы

Икона Святого благоверного князя Романа Рязанского
Иконописец: Юрий Кузнецов
Святой благоверный князь Борис
Празднество святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба установлено 2/15 мая, а также в 1021 году во время княжения в Великом Новгороде благоверного князя Ярослава Мудрого было установлено на 24 июля/6 августа.
Святой благоверный князь Борис (в крещении Роман) – святой, которому молятся при сердечных болезнях. К нему, а также брату его, святому благоверному князю Глебу, обращаются при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. В доме, где есть икона святого, будут царить любовь и взаимопонимание. Тем мужчинам, для кого святой князь Борис является покровителем, икона поможет избежать болезней, убережет от врагов, поможет обрести дружную семью и надежных друзей.
Роман Антиохийский (Сирийский), отшельник


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 27 ноября/10 декабря.

Преподобный Роман подвизался в одиночестве на Сильпийской горе, что находилась к востоку от Антиохии. Сейчас гора называется Начар Даг. Проводил время в посте и молитве, под власяницей носил тяжелые вериги. За свою святую жизнь был награжден Господом даром прозорливости и исцелений. По его молитве многие женщины обрели счастье материнства. Прожил долгую жизнь и мирно отошел к Господу.

Роман Кесарийский, Антиохийский, диакон, священномученик
Роман Римский, мученик


Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 10/23 августа.

Роман Самосатский, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 29 января/11 февраля.

Роман Сладкопевец, Константинопольский, диакон, творец кондаков


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 1/14 октября.

Преподобный Роман, Сладкопевец жил в конце V - начале VI веков. Грек по происхождению, он родился в Сирии. Завершив обучение, стал диаконом, а спустя некоторое время переехал в Константинополь и устроился клириком при патриаршем храме. Патриарх Евфимий вскоре приблизил Романа к себе, полюбив юношу за его искреннюю веру и добродетельную жизнь. Роман старательно помогал при богослужении, хотя особым голосом и слухом не обладал.

Приближение к патриарху вызвало зависть в окружении Романа, и его товарищи сыграли с ним злую шутку. Во время предрождественского богослужения, на котором присутствовал император со всей семьей, службу вел сам патриарх, а храм был заполнен прихожанами, преподобного Романа вытолкнули на амвон (специальное возвышение, для чтения Священного Писания, произнесения проповедей, пения). Оказавшись в центре внимания, он был вынужден петь, его никчемное пение привело в недоумение всех присутствующих, а самого Романа ввергло в глубокий стыд.

Придя домой, преподобный Роман упал на колени перед иконой Богородицы и со слезами молился всю ночь. И Богородица услышала его молитвы. Явившись преподобному Роману, Божия Матерь подала ему свиток, который велела съесть. Сразу же после исполнения повеления Роману был дарован красивейший мелодичный голос, да к тому же еще и поэтический дар. Впечатленный всем произошедшим он тут же составил свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

На следующий день преподобный Роман сам настоял на том, чтобы ему разрешили петь. И во время всенощной под Рождество Христово так чудесно спел написанный им гимн, что все вокруг прослезились от восторга, а люди назвали его «Сладкопевцем». С этого момента преподобный Роман украшал своим пением и вдохновенной молитвой каждое богослужение.

Согласно преданию, преподобный Роман Сладкопевец написал за свою жизнь более тысячи молитв и гимнов на различные праздники.

Роман Угличский, князь Святой благоверный князь Роман - сын князя Владимира Угличского, родился в 1235 году. С детских лет Роман отличался благочестием, соблюдал посты, молился, читал Священные книги, посещал храмы, был послушен родителям. После смерти отца и старшего брата принял на себя управление княжеством. С мудростью и любовью управлял он княжеством, и оно в период его правления расцвело и укрепилось. Много времени князь Роман выделял на богоугодные дела: строил больницы, богодельни, странноприимные дома, возводил и украшал храмы. Особо заботился о сиротах и вдовах. Любил посещать келии подвижников, беседовал с ними о Господе и подвигах во имя Его. После смерти жены в 1280 году всецело посвятил себя подвигам поста, молитвы, благотворительности и благочестия. Основал город Романов. В 1985 году, незадолго до своей кончины, предчувствуя ее, созвал к себе всех бояр и завещал им жить в мире и любви друг к другу.

Христианское богослужение сложно представить без пения и славословия людей. Именно через музыку и пение люди могут вознести славу Всемогущему Господу. Часто через пение происходит обновление людских сердец. Преподобный Роман Сладкопевец является одной из важнейших фигур в православном славословии. Именно его руке принадлежат многие известные псалмы и молитвы. Сам преподобный был известен не только своими песнями и стихами, но и прекрасным голосом, благодаря которому и получил свое прозвище Сладкопевец.

История святого

Икона «Роман Сладкопевец» написана в честь православного святого, который был рожден и жил в пятом столетии в Сирии. Греческая семья Романа жила в городе Емесе и была довольно зажиточной. Роман смог получить хорошее образование в христианской школе, где впервые начал изучать музыку, хотя выраженным талантом не обладал.

Преподобный Роман Сладкопевец

Начало певческого пути

При правлении императора Анастасия Дикор Роман переезжает в столицу Константинополь и становится клириком в местном храме Святой Софии. Юноша был очень усердный в своей работе и всячески помогал патриарху, что не осталось незамеченным. Хотя в то время никаких особенных музыкальных талантов он не проявлял.

За свою кропотливую и честную службу Роман был приближен к патриарху Евфимию, который питал к юноше нежные чувства. Это не только не сделало юношу популярным, но наоборот, настроило многих служителей против. Роман неоднократно претерпевал от старших служителей и однажды испытал настоящее унижение. Клирики вытолкнули его прямо во время Рождественского богослужения на храмовый амвон и диакону пришлось солировать на виду у многолюдной толпы.

Поскольку особых талантов он в музыке не проявлял, то это обернулось настоящим унижением. Сам император со своей семьей был на служении, и все слышали слабое и неуверенное пение Романа.

Помощь Богородицы

После провала Роман вернулся домой и долго молился Богородице, прося дать ему талант пения. Точно не известно сколько он молился, но в течение плача к нему явилась Богородица и подала бумажный свиток. По рассказам Романа он должен был съесть поданный свиток, что он немедленно и сделал. Сразу после этого юноша приобрел ясный и чистый голос и отменный музыкальный слух.

Явление во сне Пресвятой Богородицы

Кроме этого, он стал писать стихи и песни, тут же создав знаменитый кондак «Дева днесь Пресущественнаго рождает», который регулярно поется в храмах на Рождество.

На второй день после случившегося чуда Роман пришел в храм и настоял, чтобы ему дали исполнить несколько гимнов на амвоне. Все еще длилось Рождество и это была всенощная служба. Он исполнил написанный им кондак и вызвал всеобщее восхищение. Сам император лично благодарил и нарек диакона Сладкопевцем.

Каждое последующее собрание Роман Сладкопевец исполнял свои псалмы, а позже стал преподавать пение в Константинополе.

Интересно! За всю свою жизнь он составил и записал более тысячи гимнов и псалмов.

Описание святого лика

День памяти Романа Сладкопевца отмечается 1 октября, когда в храмах перед иконой исполняют гимны, написанные им самим в ходе торжественного богослужения. Иконописцы создали несколько вариантов иконы святого, но как правило, они все изображают благообразного юношу с нимбом и печальным лицом. Иногда рисуют Романа в облачении дьякона, т.е. со стихирой и с орарем.

Некоторые иконописцы изображают на этом свитке написанный Романом псалом Богородице. А различные поздние вариации образов содержат и Деву Марию, которая передает Роману свиток. Юноша изображается с длинными густыми волосами, что как бы указывает на его молодость и девственную чистоту, ведь он с самого рождения посвятил жизнь Богу и не остригал волосы.

Икона святого Романа Сладкопевца

Правая рука юноши всегда совершает крестное знамение в воздухе, а левая держит тот самый святой свиток, который дала ему Богородица.

Значение

По современным меркам Роман Сладкопевец является певцом и композитором, поскольку он самостоятельно сочинял музыку и слова гимнов. Именно поэтому он покровительствует всем музыкантам и поэтам. Особенно благоволит святой к церковным музыкальным деятелям, которые служат в церковном хоре или занимаются написанием гимнов и псалмов.

В чем помогает молитва святому? Помимо укрепления веры, она помогает:

  1. Справиться с завистниками и преодолеть вражду.
  2. Обрести уверенность в себе и своем таланте.
  3. Развить музыкальный и поэтический дар.
  4. Быстрее обучаться вокалу и иметь сильный голос.
  5. Решать конфликтные ситуации.
  6. Приобретать новых друзей и покровителей.
  7. Создавать музыкальные и поэтические произведения.

Историей молодого диакона вдохновляются многие музыканты и композиторы, которые испытывают трудности в реализации или страдают от завистников и соперников. Молиться преподобному Роману следует не только 1 октября в день его памяти, но и в любой другой день, когда в этой молитве есть нужда.

Достаточно приобрести икону Романа Сладкопевца домой и ежедневно читать молитву перед ней:

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Романе, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Важно! Регулярная молитва способствует укреплению веры и научает, как поступить в сложных ситуациях. Бог благословляет молящегося и устраивает его творческий путь.

Преподобный Роман Сладкопевец, Константинопольский

Каждый, кому довелось побывать на православном богослужении, обращал внимание на необыкновенную красоту церковного пения. Его звуками сопровождаются практически все службы, совершаемые в течение года. Особым же великолепием радуют они прихожан в дни праздников, направляя все их помыслы к вышнему миру. Одним из тех, кто посвятил свою жизнь созданию этих замечательных песнопений, был преподобный Роман Сладкопевец, память которого отмечается 14 октября, в

Детство и юные годы будущего святого

Святой Роман — грек по происхождению - родился в 490 году в небольшом сирийском городе Емесе. С ранних лет он ощутил своё призвание в служении Богу и вел благочестивую жизнь, удаляясь от мирских соблазнов. Едва выйдя из отроческих лет, Роман устроился пономарём в одну из церквей Берита — так назывался в те годы нынешний Бейрут, а когда на византийский престол взошёл благочестивый император Анастасий I, он переехал в Константинополь и стал служить в церкви Пресвятой Богородицы.

И здесь, в столице православной Византии, прославился своим исключительным благочестием будущий святой Роман Сладкопевец. Житие его в полной мере рисует нам картину постоянного духовного подвига, творимого молодым человеком. Все его дни были наполнены постами, молитвами и богомыслием. Подобное рвение к служению Господу не осталось незамеченным, и вскоре Роман Сладкопевец был принят пономарём в храм Святой Софии — мировой центр православия тех лет.

Козни завистников

Не обученный с детства грамоте и лишённый возможности читать Роман тем не менее превосходил своими богоугодными делами многих книжников. За это он снискал любовь патриарха Ефимия — человека высоких душевных качеств, который стал его наставником и покровителем. Однако подобное расположение предстоятеля церкви вызвало зависть у многих клириков, увидевших в молодом пономаре патриаршего фаворита.

Известно, что зависть часто толкает людей на подлые поступки. Это в равной степени относится и к мирянам, и к духовным лицам. Вот и многие из числа константинопольского духовенства возроптали на патриарха и пытались строить Роману всякие козни, чтобы унизить его в глазах предстоятеля церкви. Однажды им это удалось.

Конфуз во время праздника

Как-то раз, в праздник Рождества Христова, в храме присутствовал лично император и его приближённые. Служба велась очень торжественно, и всё было исполнено подобающего благолепия. Роман Сладкопевец, как и следовало ему по скромной должности, был занят тем, что расставлял в храме светильники. Лукавые же клирики заставили его выйти на амвон и петь с него хвалебную песнь Богу, что совсем не входило в его обязанности.

Сделали они это из коварства: Роман, не обладая в то время ни слухом, ни голосом, необходимыми для пения, должен был неминуемо осрамиться. Так и получилось. Став всеобщим посмешищем и претерпев унижение, молодой человек, упав пред образом Пресвятой Богородицы, молился и горько плакал от обиды и отчаяния. Вернувшись домой и даже не вкусив пищи, Роман уснул, и в тонком сновидении ему явилась сама Царица Небесная и, протянув ему небольшой свиток, велела открыть уста. Когда он это исполнил, Пресвятая Дева вложила в них свиток и повелела его съесть.

Великий дар Богородицы

Проглотив хартию, будущий святой пробудился, но Матерь Божия уже его покинула. Ещё не вполне осознав случившееся, Роман вдруг ощутил в себе разумение Учения Божьего. Это произошло оттого, что Пресвятая Дева отверзла его ум для познания мудрости, заключённой в Священном Писании, как некогда Христос сделал это своим ученикам. Ещё недавно мучимый обидой и унижением, теперь он в слезах благодарил Царицу Небесную за те познания, которые она даровала ему в мгновение ока.

Дождавшись часа, когда во время всенощного бдения следовало воспеть праздничное песнопение, Роман Сладкопевец уже по собственной воле поднялся на амвон и пропел сочинённый им самим кондак таким дивным голосом, что все находившиеся в храме застыли от изумления, а когда опомнились, пришли в неописуемый восторг. Это был кондак, исполняемый и поныне в православных храмах в честь Великого праздника Рождества Христова.

Посрамление завистников и милость патриарха

Этому чуду подивился и присутствовавший в храме патриарх Анастасий I. На его вопрос о том, откуда Роману известно это дивное песнопение и как он сподобился вдруг обрести дар его исполнения, пономарь не стал скрывать происшедшее с ним, но во всеуслышание поведал о явлении ему Царицы Небесной и о благодати, излитой на него.

Обо всём без утайки рассказал святой Роман Сладкопевец. Житие этого угодника Божия повествует о том, что, услышав его слова, все те, кто ещё недавно строил ему козни, устыдились своих поступков. Они раскаялись и просили у него прощения. Патриарх же незамедлительно возвёл его в сан диакона, и с тех пор Роман Сладкопевец щедро делился дарованной ему премудростью книжной со всеми, кто приходил в храм. Именно Анастасий I назвал святого Романа Сладкопевцем. С этим именем он и вошёл в историю христианской церкви.

Педагогическая и композиторская деятельность святого

Окружённый всеобщей любовью диакон Роман стал учить пению всех желающих, отбирая среди них особо одарённых. Используя дар, данный ему свыше, он занимался серьёзной работой по организации церковных хоров в Константинополе и весьма преуспел на этом поприще. Благодаря его стараниям приобрело невиданные до той поры благолепие и гармоничность.

Помимо этого святой Роман Сладкопевец прославился и как автор множества богослужебных песнопений. Ему принадлежат более тысячи гимнов и молитв, воспеваемых уже в течение многих веков. В наши дни ни один православный праздник не обходится без исполнения его произведений. Особую известность приобрёл написанный им акафист Благовещению Божьей Матери. Он исполняется ежегодно, во время Великого Поста. Его особенность состоит в том, что он явился образцом, на основании которого писались акафисты во все последующие столетия.

Поэтический дар преподобного Романа

Помимо композиторской деятельности святой Роман Сладкопевец вошёл в историю и благодаря ещё одной стороне своего творчества — поэтической. Тексты всех его произведений были написаны на греческом языке и знакомы нам лишь в славянском переводе. Многие исследователи, изучавшие их подлинники и свидетельствующие, что написаны они редким стихотворным размером, известным как тонический, сходятся во мнении, что именно святому Роману мировая литература обязана сохранением и распространением этой уникальной стихотворной формы.

Большое по объёму и бесценное по содержанию музыкально-поэтическое наследие Романа Сладкопевца известно нам во многом благодаря трудам немецкого историка-византиниста Карла Крумбахера, издавшего в конце XIX века полное собрание его гимнов. По заявлению учёного, творения Романа по поэтической силе, глубине заложенных в них чувств и одухотворённости во многом превосходят произведения иных греческих авторов.

Конец жизни святого Романа

Ушёл из земной жизни Роман Сладкопевец в 556 году. Незадолго до своей блаженной кончины он постригся в монахи и стал иноком расположенного недалеко от Константинополя монастыря Авасса. Там и прошли его последние дни. Вселенская церковь по достоинству оценила его богоугодную жизнь и то богатое музыкальное и поэтическое наследие, которое он оставил после себя. Решением одного из Соборов он был причислен к Был написан акафист Роману Сладкопевцу и одна из первых редакций его жития.

Храм при консерватории

Своеобразным памятником прославленному поэту и композитору является храм Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской государственной консерватории. Именно здесь с особой теплотой чтят память этого святого и День Романа Сладкопевца: отмечается как профессиональный праздник. В этом нет ничего удивительного, ведь люди, собравшиеся в стенах консерватории, получили от Бога тот же музыкальный дар, что автор гимнов, пришедших к нам из VI века. Для всех студентов и преподавателей небесным покровителем является Роман Сладкопевец. Икона, на которой представлен его святой образ, пользуется здесь особым почётом.

Всей своей жизнью святой преподобный Роман Сладкопевец явил пример того, как Предвечный Творец ниспосылает дары свои в ответ на чистую и искреннюю любовь к нему, как щедро изливает благодать на тех, чьё сердце ему открыто и кто готов отвергнуть земную суету, став на путь высокого служения.

На этой неделе - 1/14 октября - празднуется память преподобного Романа Сладкопевца . Читателям предлагается реконструкция его биографии, составленная на основе первичных источников - его кондаков и прижизненных свидетельств.

О святом Романе Сладкопевце (кон. V - пер. пол. VI века), одном из величайших гимнографов византийского мира (Данте новогреков, по словам Гельцера ), осталось не так много свидетельств. Сведения о нем сохранились в трех группах памятниках. Во-первых, в синаксарях, самый ранний из которых - Менологий Василия II - относится к концу X века . Из других синаксарей следует упомянуть Берлинский , Иерусалимский и Патмосский , которые, возможно, связаны с не дошедшим до нас житием святого Романа. Патмосский кодекс дает следующие сведения:

«В тот же день - память святого Романа, творца кондаков. Он происходил из Сирии, из града Эмессы. Стал диаконом в Бейруте, в святой Божией церкви, так называемой церкви Воскресения, переехал же в Константинополь во времена царя Анастасия и остался служить в храме пресвятой Богородицы в Кирах, в которой и приобрел благодать составления кондаков, когда явилась ему во сне Пресвятая Богородица в вечер и свиток пергаменный дала и повелела съесть его. После его поглощения Роман немедленно проснулся и, взойдя на амвон, начал возглашать и весьма благозвучно петь: “Дева днесь Пресущественного рождает”. С того времени он составил на Господские праздники и памяти различных святых кондаки числом около тысячи, из которых многие, написанные его рукой, хранятся в Кирах. Скончался же в мире и погребен в той же церкви, где совершается его память» .

Менологий Василия прибавляет к этим следующее сообщение:

«В благоговении же пребывая и в бдении и в непрестанных молениях на бдении во Влахернской церкви, снова возвращался в Киры».

Один из ранних источников, упоминающий святого Романа, - житие святого Артемия , говорящее о событиях времени правления Ираклия. В нем рассказывается, что святой Артемий «от юного возраста, молясь на бдении, воспевал стихи иже во святых смиренного Романа».

Следующая группа свидетельств - служба святому Роману; канон, опубликованный в Минее за 1 октября, подписанный именем Епифания в Богородичнах, - дают нам мало конкретных биографических сведений, одно из немногих - то, что он «от юности всего себя возложил Христу» (песнь 1, 2), в Константинополе вел аскетический образ жизни. Кроме того, канон подтверждает чудо с явлением Богородицы, говоря, что «Воплощеннаго Сына Божия Рождшая истинно твою душу просвети и ум обожи, познанием исполни, нощию ти представшая Приснодева» (песнь 5 тропарь 2). Несколько больше сведений дает канон, подписанный именем Феофана Грапта, опубликованный Петридисом. В нем говорится, что святой Роман был «наилучшим диаконом» (aristos diakonow - 6 песнь 1 тропарь); отметим, что слово aristos может восприниматься не только в аксиологическом, но и в социальном смысле: как «священнопроповедник» (как считает Гродидье де Матон): это говорит о служении поэта как проповедника, через свои гимны. Ниже мы увидим, что возможны и иные интерпретации.

В каноне говорится, что Роман был υμνολογος и ὐμνογράφος (песнь 7 тропарь 3), то есть писал и тексты, и музыку. Говорится, что он с детства изучал и прекрасно его знал, когда прибыл в Константинополь (песнь 4, 2). Также упоминается, что он постоянно посещал «церкви» Богородицы.

В высшей степени интересен фрагмент кондака святому Роману, частично изданный кардиналом Питра и полностью - Гродидье де Матоном. К сожалению, до нас дошли только три икоса. Приведем самые интересные фрагменты (икосы второй и третий):

Житие его было * книгой одушевленной
и, всеми прежде познаться, * проявилось пред Владыкою.
Родом был из Евреев, * но ум имел утвержденным.
Он был не Фарисеем, * но сосудом был надежнейшим.


сердцем высокого мужа.
Обладал он крылами * в высоту вознестися
ангелов, сил бестелесных, * что поют Высокопрестольного.

И там он же он страху * и ужасу подвергнулся,
и к душе * обратился своей.
Но он точно * сохранил дело Божие * и Его повеления .

Он был современником землетрясений 527-529 годов и восстания «Ника» в 532 году, а также построения нового храма Святой Софии (537).

Третья группа свидетельств - сами кондаки Романа Сладкопевца. Безусловно, это самый ненадежный материал, поскольку всегда существует опасность субъективной интерпретации, тем не менее, им надлежит пользоваться, поскольку мы ограничены в информации. Судя по тому, что у святого Романа имеется кондак «На землетрясение и на сожжение [базилики Святой Софии] », он был современником землетрясений 527-529 годов и восстания «Ника» в 532 году, а также построения нового храма Святой Софии (537) (в кондаке «На землетрясение» говорится о сооружении купола храма). Роман еще застал великие землетрясения 551-554 годов: в кондаке «На десять дев» говорится:

Угрозы несносные * и постоянные землетрясения
сотрясли землю * и все, что в ней,
и заставили бежать * ветров многие
удары разнообразные * и море.

Видение Богородицы, даровавшей Роману список, можно интерпретировать и как благословение на деятельность в Константинополе

Косвенные доказательством того, что это видение во сне действительно имело место, является постоянное пребывание Романа в Кирах и тот факт, что он был похоронен у этой церкви, хотя Киры был достаточно скромный квартал и позднее по достигнутому им положению святой Роман мог претендовать на большее. Эта связь может быть объяснена фактом видения и тем, что церковь Кириотиссы стала для него святым местом. Другим косвенным подтверждением является то, что одним из ранних кондаков по времени возникновения считается кондак на Рождество ; следовательно, история с видением обретает определенную достоверность. Каково же значение этого видения? Для авторов синаксарей это означало дарование поэтического таланта, однако это видение можно интерпретировать и по-другому - как благословение на деятельность в Константинополе.

Помимо краткого варианта описания этого видения существует распространенный, гораздо более поздний (XIII-XIV вв.). Акакий Савваит сообщает повествование, согласно которому Роман не имел голоса и не умел петь, за что подвергался насмешкам. Он обращается к Богородице, Которая является ему во сне, спрашивает, что его печалит, и дает ему свиток в обмен на обещание стать монахом. Роман съедает свиток и затем становится монахом обители Авассу .

Возникает вопрос: был ли монахом святой Роман, и стал ли он им хотя бы в последние годы своей жизни?

На этот вопрос приходится ответить отрицательно, достаточно привести пример из кондака «О жизни монашеской»:

Знаю, знаю, как мне вы ответите,
не устами, так мыслию молвите:
ты нас учишь о мира превратности,
что же сам прилепляешься к бренному?
На сучок в оке брата взираешь ли,
а бревна в своем оке не чувствуешь,
если истину зришь, почто не творишь?

Как спасусь, не радевший о милостном?

Не хвалитесь дарами духовными:
что имеешь, есть милость от Господа,
пусть не судит воздержный вкушавшего,
пусть почтит и вкушавший алкавшего…

Кондак «О монашеской жизни», очевидно, относится к последним годам жизни святого Романа Сладкопевца . Следовательно, сообщение Акакия о том, что Роман был монахом, следует признать ошибочными. К тому же обитель Авассу почти неизвестна в ранних источниках, о ней упоминается только в начале X века. Наконец, Акакий видит в Романе только певца и композитора, а не поэта.

Никифор Каллист Ксанфопул в рассказе об этом видении говорит, что в церкви Богоматери была мироточивая икона. Однажды во время бдения под Рождество святой Роман заснул на шестой песни канона, и тогда ему явилась Приснодева, даровавшая ему свиток для съедения. Перед седьмой песнью Роман вышел на амвон и начал петь «Дева днесь» . Рассказ Ксанфопула страдает анахронизмами: в VI веке в Константинополе канона еще не было, следовательно, сам рассказ следует признать анахроничным и вторичным, созданным на основе синаксарей. Тем не менее, вторичные рассказы Акакия и Ксанфопула не опровергают сообщения синаксарей.

В Патмосском синаксаре говорится, что Роман посещал службы во Влахернской церкви Богоматери. Это замечание достойно внимания: церковь Богоматери Влахернской, построенная при Маркиане царицей Пульхерией , при Юстиниане была перестроена , расширена и украшена и стала третьим по значению храмом после Святой Софии и храма святых апостолов. Это был императорский храм, не случайно Константин Копроним провел иконоборческий собор 742 года именно в нем . Соответственно, служение в этом храме означало определенную близость ко двору, по-видимому, после воцарения Юстиниана - или даже ранее - во время правления Юстина. Вероятно, именно об этом говорится в кондаке:

Вознесло положенье * царского войска земного
сердцем высокого мужа.

Остается некоторой загадкой, почему пребывание при дворе или общение с императором сравниваются с пребыванием в воинстве царя.

То, что святой Роман достиг определенного высокого положения, - несомненно: некоторые его кондаки подписаны «κύρου Ρωμανοῦ» - «господина Романа».

Вероятнее всего, Роман Сладкопевец был в кругу императорских богословов и мог цениться Юстинианом как талантливый церковный поэт. Еще более загадочным становятся слова:

Молниеносный образ * багряного хитона
и жезла правость верную * он царям проповедовал.
И там он же страху * и ужасу подвергнулся
и к душе * обратился своей:
«Душа моя, воздай * ты кесарево кесарю».

Возможно, святой Роман был в числе тех, кто советовал императору, напуганному восстанием «Ника», остаться в Константинополе.

Эти строки, как и слова о земном воинстве, можно объяснить только одним - активным участием Романа в политике. Однако что это за страх и трепет, который пережил святой Роман? В истории юстиниановского времени был один эпизод, когда весь Константинополь и прежде всего императорский двор пребывали в состоянии страха и ужаса, - это восстание «Ника» (532), когда император был готов уехать из столицы. И именно тогда и возникла необходимость напомнить о «молниеносном образе багряного хитона» и жезле правости верной, что, согласно сообщению Прокопия Кесарийского, и сделала царица Феодора . Однако он же сообщает, что еще до ее речи среди советников были разные мнения и одни советовали бежать, другие же - остаться. Возможно, святой Роман был в числе последних. Весьма вероятно, что он принимал участие в литании - общественном молении по поводу восстания и пожара, по крайней мере описание этого моления содержится в его кондаке «На землетрясение и пожар»:

Ведь ужасами содержался город * и плач имел великий,
Бога боящиеся * руки простирали к Нему,
милость от Него испрашивая
и прекращение зол.
С этими же по обычаю молился * и царствующий,
воззрев к Создателю, * а с ним и супруга его.
«Даруй мне, - * вопиял он, - Спасе, * как Давиду Твоему,
победить Голиафа, * ибо на Тебя надеюсь.
Спаси верный народ Твой, * как милостивый,
как дарующий жизнь * вечную.

В гимне явственно видно сочувствие Романа императорской власти и враждебность бунтовщикам, которые сравниваются с Голиафом, называются безумными и т.д. Таким образом, предположение, что святой Роман был сторонником жестких мер по отношению к бунту, не лишено основания.

Существует гипотеза, объясняющая термин κυρ - «господин». Еще Пауль Маас предложил отождествить с Романом Сладкопевцем священника Великой Церкви Романа, носившего титул ἐκκλησιέκδικος (защитник Церкви), который от имени «домашнего собора» 536 года был послан к экс-патриарху Анфиму вместе с епископом Иоанном, епископом Бейрутским Фалассием, епископами Домном и Петром и двумя диаконами. Против этого выдвигались следующие соображения: традиция знает Романа как диакона, а не как священника; большинство акростихов подписано именем TAПЕINOY РОМАNOY - «смиренного Романа», что указывает на невысокий чин. Далее: синаксари указывают на связь Романа с церковью Кириотиссы и Влахернской, но не со Святой Софией. Наконец, Роман был погребен у Кирской церкви, и именно в ней сохранялись его автографы, а не в Патриаршей библиотеке. На эти возражения следует ответить следующее.

1. Мы уже отмечали причины, связывавшие святого Романа с Кирами, - это видение, бывшее ему в церкви Кириотиссы.

2. Историческая память и традиция склонны сохранять более низкую иерархическую степень в надписаниях гимнов. Пример - каноны и стихиры Космы Маиумского, называемые «Космы монаха», хотя, по преданию, он был епископом Маиумским; каноны Андрея Критского, которые подписаны «творение Андрея Иерусалимского» или просто Андрея. Роман прибыл в Константинополь диаконом, и, по-видимому, им и остался в церковной памяти.

3. В условиях господства стациональной литургии и ощущения города как одного большого храма связь с теми или иными церквями и служение в них еще не опровергает той или иной официальной степени.

Тем не менее, для подтверждения гипотезы Мааса необходимы новые находки.

Какова дата смерти Романа? Судя по кондаку «О десяти девах», содержащему сообщения о землетрясениях 551 и 554 годов (см. выше), в 555-556 годах святой Роман был еще жив. С другой стороны, этот кондак надписан «почти последняя ». У святого Романа нет кондака на обновление Святой Софии в 562 года; следовательно, по-видимому, он скончался между 555 и 562 годом. Выводя среднюю дату, историки говорят о 560 годе, цифра эта - условная. Зато мы можем назвать день и месяц его смерти - 1 октября, поскольку это день его памяти. Судя по житию святого Артемия (см. выше), святой Роман почитался как святой уже во времена Ираклия, и его творения пелись на бдении.

Могила святого Романа Сладкопевца бережно сохранялась в течение веков. Еще в начале XIII века ее показывали Антонию Новгородскому, который сообщает, что «в церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы погребен Роман Сладкопевец» .

Каждый, кому довелось побывать на православном богослужении, обращал внимание на необыкновенную красоту церковного пения. Его звуками сопровождаются практически все службы, совершаемые в течение года. Особым же великолепием радуют они прихожан в дни праздников, направляя все их помыслы к вышнему миру. Одним из тех, кто посвятил свою жизнь созданию этих замечательных песнопений, был , память которого отмечается 14 октября , в праздник Покрова Пресвятой Богородицы . Роман Сладкопевец почитается Церковью как человек святой жизни, служитель Божий, выдающийся песнотворец.

Роман Сладкопевец/греч. Ρωμανός ο Μελωδός — христианский святой V—VI веков, известный как автор песнопений, называемых кондаками, некоторые из которых до сих пор используются в богослужении Православной церкви (например, «Дева днесь Пресущественнаго раждает»; «Душе моя, душе моя, восстани»). Православная церковь причислила Романа Сладкопевца к лику святых (память 14 октября н/ст).

Западнополесская икона (1649)

Детство и юные годы будущего святого

Святой Роман - грек по происхождению - родился в 490 году в небольшом сирийском городе Емесе. С ранних лет он ощутил своё призвание в служении Богу и вёл благочестивую жизнь, удаляясь от мирских соблазнов. Едва выйдя из отроческих лет, Роман устроился пономарём в одну из церквей Берита - так назывался в те годы нынешний Бейрут, а когда на византийский престол взошёл благочестивый император Анастасий I, он переехал в Константинополь и стал служить в церкви Пресвятой Богородицы.

И здесь, в столице православной Византии, прославился своим исключительным благочестием будущий святой Роман Сладкопевец. Житие его в полной мере рисует нам картину постоянного духовного подвига, творимого молодым человеком. Все его дни были наполнены постами, молитвами и богомыслием. Подобное рвение к служению Господу не осталось незамеченным, и вскоре Роман Сладкопевец был принят пономарём в храм Святой Софии - мировой центр православия тех лет.

Козни завистников

Необученный с детства грамоте и лишённый возможности читать духовную литературу, Роман тем не менее превосходил своими богоугодными делами многих книжников. За это он снискал любовь патриарха Ефимия - человека высоких душевных качеств, который стал его наставником и покровителем. Однако подобное расположение предстоятеля церкви вызвало зависть у многих клириков, увидевших в молодом пономаре патриаршего фаворита.

Известно, что зависть часто толкает людей на подлые поступки. Это в равной степени относится и к мирянам, и к духовным лицам. Вот и многие из числа константинопольского духовенства возроптали на патриарха и пытались строить Роману всякие козни, чтобы унизить его в глазах предстоятеля церкви. Однажды им это удалось.

Конфуз во время праздника

Как-то раз в праздник Рождества Христова в храме присутствовал лично император и его приближённые. Служба велась очень торжественно, и всё было исполнено подобающего благолепия. Роман Сладкопевец, как и следовало ему по скромной должности, был занят тем, что расставлял в храме светильники. Лукавые же клирики заставили его выйти на амвон и петь с него хвалебную песнь Богу, что совсем не входило в его обязанности.


Роман Сладкопевец и Богородица. Чудо о Романе Сладкопевце

Из рукописи Менологий Василия II, X в

Сделали они это из коварства: Роман, не обладая в то время ни слухом, ни голосом, необходимыми для пения, должен был неминуемо осрамиться. Так и получилось. Став всеобщим посмешищем и претерпев унижение, молодой человек, упав пред образом Пресвятой Богородицы, молился и горько плакал от обиды и отчаяния. Вернувшись домой и даже не вкусив пищи, Роман уснул, и в тонком сновидении ему явилась сама Царица Небесная и, протянув ему небольшой свиток, велела открыть уста. Когда он это исполнил, Пресвятая Дева вложила в них свиток и повелела его съесть.

Великий дар Богородицы


Проглотив хартию, будущий святой пробудился, но Матерь Божия уже его покинула. Ещё не вполне осознав случившееся, Роман вдруг ощутил в себе разумение Учения Божьего. Это произошло оттого, что Пресвятая Дева отверзла его ум для познания мудрости, заключённой в Священном Писании, как некогда Христос сделал это своим ученикам. Ещё недавно мучимый обидой и унижением, теперь он в слезах благодарил Царицу Небесную за те познания, которые она даровала ему в мгновение ока.



Дождавшись часа, когда во время всенощного бдения следовало воспеть праздничное песнопение, Роман Сладкопевец уже по собственной воле поднялся на амвон и пропел сочинённый им самим кондак таким дивным голосом, что все находившиеся в храме застыли от изумления, а когда опомнились, пришли в неописуемый восторг. Это был кондак, исполняемый и поныне в православных храмах в честь Великого праздника Рождества Христова.

Посрамление завистников и милость патриарха

Этому чуду подивился и присутствовавший в храме патриарх Анастасий I. На его вопрос о том, откуда Роману известно это дивное песнопение и как он сподобился вдруг обрести дар его исполнения, пономарь не стал скрывать происшедшее с ним, но во всеуслышание поведал о явлении ему Царицы Небесной и о благодати, излитой на него.

Обо всём без утайки рассказал святой Роман Сладкопевец. Житие этого угодника Божия повествует о том, что, услышав его слова, все те, кто ещё недавно строил ему козни, устыдились своих поступков. Они раскаялись и просили у него прощения. Патриарх же незамедлительно возвёл его в сан диакона, и с тех пор Роман Сладкопевец щедро делился дарованной ему премудростью книжной со всеми, кто приходил в храм. Именно Анастасий I назвал святого Романа Сладкопевцем. С этим именем он и вошёл в историю христианской церкви.


Педагогическая и композиторская деятельность святого

Окружённый всеобщей любовью диакон Роман стал учить пению всех желающих, отбирая среди них особо одарённых. Используя дар, данный ему свыше, он занимался серьёзной работой по организации церковных хоров в Константинополе и весьма преуспел на этом поприще. Благодаря его стараниям церковное пение приобрело невиданные до той поры благолепие и гармоничность.

Помимо этого святой Роман Сладкопевец прославился и как автор множества богослужебных песнопений. Ему принадлежат более тысячи гимнов и молитв, воспеваемых уже в течение многих веков. В наши дни ни один православный праздник не обходится без исполнения его произведений. Особую известность приобрёл написанный им акафист Благовещению Божьей Матери. Он исполняется ежегодно во время Великого Поста. Его особенность состоит в том, что он явился образцом, на основании которого писались акафисты во все последующие столетия.

Поэтический дар преподобного Романа


Помимо композиторской деятельности святой Роман Сладкопевец вошёл в историю и благодаря ещё одной стороне своего творчества - поэтической. Тексты всех его произведений были написаны на греческом языке и знакомы нам лишь в славянском переводе. Многие исследователи, изучавшие их подлинники и свидетельствующие, что написаны они редким стихотворным размером, известным как тонический , сходятся во мнении, что именно святому Роману мировая литература обязана сохранением и распространением этой уникальной стихотворной формы.

Большое по объёму и бесценное по содержанию музыкально-поэтическое наследие Романа Сладкопевца известно нам во многом благодаря трудам немецкого историка - византиниста Карла Крумбахера, издавшего в конце XIX века полное собрание его гимнов. По заявлению учёного, творения Романа по поэтической силе, глубине заложенных в них чувств и одухотворённости во многом превосходят произведения иных греческих авторов.

Конец жизни святого Романа


Ушёл из земной жизни Роман Сладкопевец в 556 году. Незадолго до своей блаженной кончины он постригся в монахи и стал иноком расположенного недалеко от Константинополя монастыря Авасса. Там и прошли его последние дни. Вселенская церковь по достоинству оценила его богоугодную жизнь и то богатое музыкальное и поэтическое наследие, которое он оставил после себя. Решением одного из Соборов он был причислен к лику святых. Был написан акафист Роману Сладкопевцу и одна из первых редакций его жития.

Храм при консерватории

Своеобразным памятником прославленному поэту и композитору является храм Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской государственной консерватории. Именно здесь с особой теплотой чтят память этого святого и День Романа Сладкопевца: 14 октября отмечается как профессиональный праздник . В этом нет ничего удивительного, ведь люди, собравшиеся в стенах консерватории, получили от Бога тот же музыкальный дар, что автор гимнов, пришедших к нам из VI века. Для всех студентов и преподавателей небесным покровителем является Роман Сладкопевец. Икона, на которой представлен его святой образ, пользуется здесь особым почётом.


Всей своей жизнью святой преподобный Роман Сладкопевец явил пример того, как Предвечный Творец ниспосылает дары свои в ответ на чистую и искреннюю любовь к нему, как щедро изливает благодать на тех, чьё сердце ему открыто и кто готов отвергнуть земную суету, став на путь высокого служения.

Loading...Loading...