В чем состоит взаимосвязь природы и общества. Время вспомнить, в чем выражается взаимосвязь общества и природы

Понятие природы употребляется в социальной философии в двух основных смыслах. В широком смысле – это весь материальный мир в многообразии его форм, включая и общество. В узком смысле – это совокупность материальных систем, которая относительно противостоит обществу, как относительно обособившейся и развивающейся по собственным законам части материального мира. Именно в таком смысле мы, прежде всего, и будем его употреблять.

Общество – это целостная самоорганизующаяся система взаимодействий людей в процессе осуществления их специфической жизнедеятельности. Наиболее устойчивыми и значимыми формами выступают общественные отношения, в которых индивидуальное сведено к социальному.

Жизнедеятельность и развитие общества происходят в органическом единстве с природой, частью которой оно является. Во-первых , человек и общество связаны с природой своим происхождением, поскольку «вышли» из природы в результате ее длительной эволюции. Во-вторых , относительно выделившись из природы, они продолжают зависеть от нее, поскольку само их существование обеспечивается обменом веществ и энергией с природной средой. В-третьих , природа дает обществу необходимые для осуществления производственной деятельности силы и материалы. В-четвертых , как среда обитания и материальная основа для производственной деятельности природа влияет на темпы развития производительных сил общества, а в отдельных случаях и на направление этого развития. В-пятых, вся история общества представляет собой, в конечном счете, историю «покорения» природы человеком. Наконец, в-шестых , взаимодействие общества и природы имеет для человека не только производственное, но также нравственное, эстетическое и научное значение.

Человек и общество прежде всего взаимодействуют с той частью природы, которая вовлечена непосредственно в процесс человеческой жизнедеятельности. Эта часть природы получила отражение в понятии «географическая среда» . При этом общество (человек), осуществляя свою историческую жизнедеятельность, постоянно раздвигает границы своего взаимодействия с окружающей его природной средой, в результате чего и само понятие географической среды не остается неизменным, постоянно расширяясь.

Географическая среда влияет на общество не только прямо и непосредственно, но, прежде всего, опосредствованно, через общественное производство, связывающее между собой природу и общество. При этом влияние географической среды на общество и его развитие порой бывают столь велики, что ряд ученых в XVIII-XIX вв. (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Л.И. Мечников и др.) разрабатывали теории, составившие направление в социологии, называемое «географическим детерминизмом» . Согласно им именно географические условия − климат, особенности почвы, наличие других природных ресурсов − оказывают определяющее влияние на психические особенности людей и даже на весь уклад общественной жизни.

Однако, при всей огромной значимости географической среды для жизни людей, роль ее в развитии общества, во-первых , не является определяющей и, во-вторых , исторически меняется. Анализируя эту роль, К. Маркс выделял в естественной среде обитания человека две группы явлений: 1) естественные источники средств существования (дикие растения, плоды, животные и т. д.); 2) естественные богатства средств труда (водные пути, энергетические ресурсы, природные ископаемые и т.п.). На ранних этапах развития человечества, когда производительные силы находились на низком уровне развития, люди в большей степени зависели от естественных источников средств существования. По мере же развития и совершенствования орудий труда, знаний и навыков зависимость людей от этих естественных источников жизни ослабевает (хотя никогда не прекращается), одновременно возрастает роль естественных богатств средств труда.

Взаимодействуя с географической средой, общество в большей или меньшей степени изменяет, преобразует ее, приспосабливая к своим потребностям, создавая тем самым так называемую вторую, «очеловеченную» природу, охватывающую не только неодушевленные предметы, созданные человеком, но также растения и животные, выведенные человеком благодаря искусственному отбору или созданные им путем генной инженерии. В связи с этим вместо понятия географической среды все чаще употребляется теперь более широкое понятие «окружающая среда» , в содержание которого входит не только естественная, но и искусственно созданная людьми среда их обитания.

Вся жизнь и развитие человека протекают в определенной среде обитания, то есть во взаимодействующей с ним части природы. Характер и темпы воздействия человека на природу обусловливаются уровнем развития производительных сил, состоянием науки и техники. На современном этапе развития науки и техники деятельность человека приобретает характер геологической и даже космической силы. При этом крайне важными становятся не только ближайшие последствия, но и дальние, трудно предвидимые, а зачастую и вообще непредвидимые результаты воздействия на окружающую среду.

В настоящее время можно констатировать, что вмешательство человека в природу зачастую приводит к нарушению естественного равновесия и к тем необратимым изменениям в природной среде, которые отрицательно сказываются и на обществе, и на каждом человеке. Перед человечеством во весь рост встала и стала глобальной экологическая проблема . Суть ее в том, что нарушение естественного равновесия, отравление водных и воздушных ресурсов отходами производства и т. д. приняло угрожающие масштабы и становится опасным для здоровья и жизни человека.

Помимо постоянного взаимодействия с природной средой, необходимейшим условием нормального функцио-нирования и развития общества является народонаселение , т.к. плотность населения, его структура, в том числе возрастная, темпы его роста и др. факторы, которые несомненно оказывают большое влияние на на развитие производительных сил и ход исторического процесса в целом. Некоторые ученые даже считали эти факторы опре-деляющими общественную жизнь, отводя им прогрессивную или регрессивную роли развитии общества. Так, например, английский священник и экономист Мальтус открывший закон опережающего роста численности и плотности населения по отношению к росту необходимых для жизни людей материальных благ, полагал, что постоянно растущее перенаселение Земли грозит человечеству нищетой и бедностью. Выход он и его последо-ватели видят в оправдании различных способов сокращения населения, особенно в особо густонаселенных регионах, в том числе таких, как эпидемии, природные катастрофы (наводнения, землетрясения) и даже локальные войны.

1.Какова взаимосвязь общества и природы? В чём выражается специфика об1.Какова взаимосвязь общества и природы? В чём выражается специфика

общественных явлений? 2.В чём заключается особенность человеческой деятельности?3.Какова связь между совместной деятельностью людей и формами их объядинения? 4. Какие отношения можно считать общественными?

Верны ли суждения о взаимосвязи общества о природы?

1) климатические условия оказывают влияние на приспособление человека к окружающей среде
2) взаимодействия природы и общества носит противоречивый характер
(какой правельный?)

Направления развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершеного к более совершеному, обозначается ловами...
1) социальная реформа
2) общественый прогресс
3) социальное движение
4) перестройка общества

А1. Ученые-обществоведы определяют общество как

1) весь мир в многообразии его форм
2) совокупность природных и социальных сил
3) обособившуюся от природы часть мира
4) естественные условия существования человека
А2. Правительство страны ограничило ввоз бытовой техники иностранного производства. Взаимосвязь каких сфер жизни общества иллюстрирует этот факт?
1) экономической и духовной
2) политической и экономической
3) социальной и духовной
4) политической и духовной
А3. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в
1) дыхании
2) питании
3) самосохранении
4) самореализации
А4. Марина предложила Лене свою помощь в подготовке к экзамену, но была вынуждена уехать к заболевшей бабушке. Лена обиделась и не ответила на телефонные звонки Марины. После возвращения Марины девушки спокойно разобрались в ситуации, и конфликт был исчерпан. Какой способ разрешения конфликта иллюстрирует этот пример?
1) сотрудничество
2) противоборство
3) уход
4) уступка
А5 Целенаправленная познавательная деятельность человека по получению знаний и умений называется
1) творчеством
2) образованием
3) социализацией
4) наукой
А6 Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?
А. Климатические условия влияют на развитие общества.
В. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А7 Основные ресурсы, используемые в процессе производства материальных благ, называют
1) материальными потребностями
2) экономическими благами
3) прямыми налогами
факторами производства
А8 Инициативную самостоятельную хозяйственную
деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют
1) предпринимательством
2) финансированием
3) производством
4) экономикой
А9. В странах с рыночной экономикой
1) производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить
2) государство устанавливает размер заработной платы работникам
3) министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль
4) государственный комитет устанавливает цены на цемент и другие стройматериалы
А10 Верны ли следующие суждения о собственности?
А. Собственник имеет право распоряжаться принадлежащей ему вещью по своему усмотрению.
Б. В РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться
только в государственной или муниципальной собственности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А11 Связь элементов общества называют
1) социальным институтом
2) социальной мобильностью
3) социальной структурой
4) социальным неравенством
12. Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется
1) профессиональным ростом
2) единством взглядов
3) общими увлечениями
4) общностью быта

Одной из актуальных проблем современности, от решения которой зависит будущее человечества, является взаимосвязь общества и природы .

В широком смысле слова под природой понимается весь окружающий нас мир во всем многообразии его форм. В этом значении природа выступает как синоним понятия Вселенная. В узком смысле слова - в соотно­шении с понятием «общество» под природой понимают весь материальный (неорганический и органический) мир за исключением общества. В этом контексте приро­да отожествляется с окружающей человека средой, т.е. с той частью действительности, которая выступает как со­вокупность естественных условий существования челове­ческого общества.

Общество , качественно отличаясь от природы, связано с ней прошлым, настоящим и будущим. В процессе эво­люционного развития природы сформировались необхо­димые климатические и биологические предпосылки для возникновения человека и общества. Природа является естественной основой жизнедеятельности человека и об­щества в целом. Общество черпает из природы средства питания и сырье для изготовления средств производства.

Существование и развитие общества в определенной степени определяются запасами природных ресурсов, так как они территориально распределены неравномерно. На развитие общества влияние оказывают естественные бо­гатства, дающие средства к жизни (естественное плодо­родие почвы, наличие рыбы в морях и реках, дичи в ле­сах и пр.), а также природные богатства, являющиеся средствами труда (уголь, нефть, газ, гидроресурсы и т.д.). На ранних стадиях развития общества, в особенности в условиях первобытно-общинного строя, естественные богатства средств к жизни играли для людей гораздо большую роль, чем природные богатства средств труда. Однако начиная с промышленной революции XVIII в. главную роль в развитии общества стали играть природ­ные богатства, являющиеся средствами труда.

На жизнедеятельность человека и общества известное влияние оказывают климатические условия различных географических широт (наиболее благоприятны средние широты, а менее благоприятны - районы Севера и пус­тынь) и стихийные силы природы (засухи, наводнения, землетрясения и т.д.).

Общество, в свою очередь, всей своей жизнедеятель­ностью оказывает влияние на природу. Через материаль­ное производство общество осуществляет свое значи­тельное воздействие на природу: используя природные ресурсы, культивируя и преобразуя, загрязняя и охраняя ее. История совместного существования общества и природы представляет собой единство двух тенден­ций: 1. с развитием общества расширяется господство человека над природой; 2. одновременно постоянно уве­личивается дисгармония между обществом и природой.

Закономерностью взаимодействия общества и приро­ды выступает обмен веществ между ними: человек по­требляет вещества природы и выделяет в нее продукты своей жизнедеятельности. Этот обмен осуществляется в основном через производство, в ходе которого, потреб­ляя природные ресурсы для производства материальных благ, общество выделяет в природу продукты жизнедея­тельности и отходы производства. В настоящее время эти отходы загрязняют природу в такой степени, что по­является опасность нарушения динамического равнове­сия процессов биосферы.

В рамках экологии - науки о вещественно-энергети­ческих процессах между организмами и окружающей средой - разрабатываются общие принципы взаимодей­ствия общества с природой. Ученые считают, что обще­ство структурно включено в биосферу и в этом смысле может рассматриваться как часть ее целостной системы. Как часть этой системы общество должно поддерживать ее целостность. Преобразуя компоненты биосферы, не­обходимо учитывать, что они играют определенную роль в поддержании биосферного равновесия и могут изме­няться в определенных пределах, допускаемых их функ­циональной ролью в системе биосферы.

Стройную концепцию воздействия общества на при­роду разработал академик В.И. Вернадский . Он рассмат­ривал человечество как мощную геологическую силу, влияние которой на биосферу возрастает. На определен­ном этапе развития биосфера переходит к ноосфере (сфе­ре разума ). В.И. Вернадский называл ноосферой среду обитания человечества, управляемую научным разумом.

Билет 5

Вопрос 1 . Взаимосвязь общества и природы.

Природа – это совокупность естественных условий существования человека и общества. Человек – часть природы, природное существо в силу своего происхождения. В самом начале своего существования человечество, т. е. первобытное общество, остро ощущало свою зависимость от природы, тесное единство с ней, боготворило силы природы (дождь, грозу, ветер и др.). Однако со временем характер взаимодействия природы и человеческого общества менялся. Общество – это обособившаяся от природы часть окружающего мира. Обособление человека от природы приобретало постепенно значительный характер. Человек расширял свои знания об окружающем мире, стремился полнее использовать природные богатства для удовлетворения своих разнообразных потребностей. Таким образом, человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя окружающего мира, создателя культуры. Культура в наиболее широком смысле означает все созданное человеком: это сотворенная человеком «вторая природа», без которой он не мыслит своего существования.

Природа развивается по своим собственным, не зависимым от человека и общества законам. Вторгаясь в мир природы, обустраивая этот мир для себя, хищнически используя природные богатства, человек может поставить под угрозу само свое существование, забыв о своем тесном единстве с природой.

Сегодня человечеству важно осознать неразрывную связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Природная среда, географические и климатические условия и по сей день оказывают значительное влияние на развитие хозяйства той или иной страны, народа, ускоряя или замедляя темпы их развития.

И русские историки (В. О. Ключевский), и зарубежные заметили благотворное влияние рек на хозяйственную и общественную жизнь народов. Реки служили удобными торговыми путями; не позволяли населению обособляться; содействуя компактному проживанию; ускоряли процесс формирования государства. Суровый климат, богатая среда обитания замедляли темпы развития народов, отбрасывая их на периферию мировой истории.

Уже в 20-е годы ХХ века на фоне превращения деятельности человека в широкомасштабную силу, которая не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем В. И. Вернадским и французским философом Т. де Шарденом вырабатывается концепция ноосферы. Ноосфера – это область господства разума. Выдающиеся ученые считали, что в ХХ веке единство природы и человека достигнет нового качественного уровня. На основе разума человек будет руководить ходом природных процессов.

В настоящее время перед человечеством стоит очень сложная задача – обеспечить совместную эволюцию общества и природы, но для этого необходимо нравственное, ответственное отношение к природе. Относясь таким образом к природе, человек относится ответственно к себе, к будущим поколениям.

Человек существует не сам по себе, а благодаря природе, и должен обеспечить такую организацию общественной жизни, при которой возможно гармоничное развитие общества и природы.

Частью мира является человек. С материальным миром, с природой у него сложились определенные связи и отношения. Без природы и вне природы человек не существует и существовать не может. Природа же может существовать и без человека. И, как известно, так оно довольно длительное время и было, природа существовала, не зная не только человека, но и жизни вообще. Человек появился на определенном этапе эволюции природы как продукт ее развития. Породив человека, природа вместе с тем сохранила за собой материальные основы его существования. Человек находится в постоянном контакте с природой, в зависимости от нее. Без этого контакта с природой, с миром он не может поддерживать состояние жизни, он просто умрет. Таким образом, физическая жизнь человека неразрывно связана с природой, с материальным миром.

Природа - (в широком смысле) - весь материально-энергетический и информационный мир Вселенной. (Универсум Вселенной).

- (в узком смысле) - совокупность естественных условий существования человеческого общества, на которую прямо или косвенно воздействует человечество.

Обычно именно это понятие подразумевается при рассмотрении системы «Общество - природа».

- Природа -I - это естественные экосистемы Земли. (микроэкосистемы - напр., ствол гниющего дерева; мезоэкосистемы - лес, пруд; макроэкосистемы - океан, континент; глобальная экосистема одна - биосфера).

- Природа - II - преобразованные человеком экосистемы (поля, сады и т.п.) не способные к самоподдержанию в течении длительного времени.

- Природа - III - искусственно созданные системы окружающей человека среды (урбокомплексы, внутриквартирные и т.п.) не способные к самоподдержанию даже в относительно короткие промежутки времени.

- Природа - IV - (дикая природа) участки природы, не нарушенные хозяйственной деятельностью человека, т.е. на которые человек влияет лишь как биологическое существо. Понятие субъективное - с точки зрения горожанина, т.к. дикая природа не будет казаться таковой охотнику-промысловику.

Природные ресурсы - это природные объекты и явления, которые человек использует в процессе труда.

Взаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях:

Во-первых, воздействие природы на общество,

Во-вторых, воздействие общества на природу.

В первом случае , природа выступает источником средств жизни (пища, вода, тепло и т.п.) и источником средств производства (металл, уголь, электроэнергия и т.п.). Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Климат, растительный и животный мир, географический ландшафт - все это первоначально влияет на жизнедеятельность общества. Кроме этого, природа в своем многообразии стимулирует развитие общества, поскольку освоение ее богатств (запасы нефти, плодородные почвы, обилие рыбы) способствует общественному совершенствованию.


Во втором случае , общество выступает условием изменения сложившихся естественно-природных комплексов (извлечение из земных недр природных ресурсов, вырубание лесов, уничтожение части животного и растительного мира) и созидания новых (создание сельскохозяйственных угодий, выведение новых пород скота, строительство ирригационных систем). Воздействие общества на природу представляет собой единство разрушения и созидания.

Основные формы взаимодействия общества и природы:

Природопользование - использование полезных свойств природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека;

Охрана окружающей природной среды (ОПС) - сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов ОПС;

Обеспечение экобезопасности - защищенность жизненно-важных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.

Loading...Loading...