Вербное воскресенье. Всё о празднике

Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий, Вербное воскресение ) - праздник, который совершается в шестое воскресенье и установлен в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим. Праздник этот переходящий, то есть дата его каждый год меняется и зависит от . С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица - последняя и самая важная часть Великого поста.

Вербное воскресенье в 2018 году 1 апреля

Вербное воскресение. Событие праздника

Торжественному входу Господа в Иерусалим предшествовало чудо воскрешения Лазаря из Вифании. Трогательный рассказ об этом событии мы находим в Евангелии от Иоанна. Когда Лазарь заболел, его сестры Марфа и Мария тотчас же послали сказать об этом Спасителю. Лазарь вскоре умер и был похоронен, и только спустя четыре дня Господь пришел в Вифанию. «Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой!», - сказала Марфа. Спаситель ответил, что Лазарь воскреснет, и пошел к пещере, где тот был похоронен. Когда отвалили камень, Господь помолился, и затем громким голосом воззвал: «Лазарь, иди вон!» И опутанный погребальными пеленами Лазарь вышел из гроба, в котором пролежал четыре дня.

Господь и раньше воскрешал умерших, вскоре после смерти. Но это чудо особенно потрясло всех присутствовавших, ведь от умершего уже исходил запах тления, он был погребен и несколько дней пролежал во гробе. Многие, видевшие и слышавшие об этом событии, уверовали во Христа.

Когда на следующий день Спаситель вошел в Иерусалим, где перед праздником ветхозаветной Пасхи собралось множество паломников, Его встречали как победителя. Книжники и первосвященники, искавшие малейшего повода, чтобы убить Исуса Христа, хотели умертвить и воскрешенного. Лазарь скрылся и впоследствии был первым епископом Кипра. Он прожил еще 30 лет.

Вход Господа в Иерусалим, его торжественную встречу описывают все четыре Евангелиста. Ученики по повелению Господа привели к нему ослицу и молодого осла, на которого постелили свои одежды, и Он сел поверх них. Множество народа, узнавшего о великом чуде, встречали Спасителя: постилали на дорогу свою одежду, другие клали срезанные ветви. Сопутствующие и встречающие громко восклицали:

Осанна Сыну Давыдову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!

Ослица и молодой осел, еще не ходивший под седлом, символизировали ветхозаветный Израиль и язычников, которые также уверовали во Христа. Евангелисты обращают внимание, что Исус Христос, как Сын Давыдов, въезжает в Иерусалим на молодом осле, как и Давыд после победы над Голиафом.

Народ встречал Христа как победителя и триумфатора, но Господь шел в Иерусалим не для земной власти, не для того, чтобы освободить евреев от власти захватчиков-римлян. Он шел на страдания и крестную смерть. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица. Пройдет всего несколько дней, и вновь соберется множество народа. Но на сей раз толпа будет кричать: «Распни, распни Его!»

Вербное воскресение. История праздника

Праздник Входа Господня в Иерусалим известен с первых веков христианства. Уже в III веке его упоминает в своем поучении святитель Мефодий Патарский. Святые отцы Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский, жившие в IV веке, в своих проповедях говорят о том, что праздник совершается торжественно, множество верующих идут в этот день торжественным крестным ходом с ветвями в руках. Поэтому праздник получил и другое название - Недели ваий или цветоносной. На Руси как раз в это время распускаются пушистые сережки. Отсюда и народное название праздника - Вербное воскресенье . В этот день разрешается пища с рыбой. Накануне, в Лазареву субботу, принято вкушать икру.

Вход Господень в Иерусалим. Праздничное богослужение

В стихерах празднику прежде всего указывается на смирение Спасителя, скромно шествующего на бессловесном жеребенке, и содержится призыв к верующим встречать Грядущего ликующим пением: «Благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних ». Тексты православной службы не просто описывают события, происходившие в Иерусалиме две тысячи лет назад, но и показывают нам их значение, в частности, исполнение ветхозаветных пророчеств. В первой паремии (Быт. XLIX, 1-2, 8-12) содержится пророчество патриарха Иакова сыну Иуды о том, что из его рода будут происходить цари до тех пор, пока не явится Примиритель (т.е. Господь Исус Христос); во второй паремии (Софонии III, 14-19) пророчествуется о торжестве Сиона и ликовании Израиля, потому что среди них находится Господь, Царь Израилев. В третьей паремии (Захарии IX, 9-15) предсказы­вается о торжественном входе Исуса Христа в Иерусалим на молодом осле:

Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на подъяремной и осленке молодом.

В каноне изображается радость истинного Израиля, удостоенного быть свидетелем Царского входа Господня в Иерусалим, и злоба книжников и фарисеев и первосвященников иудейских, с какою они смотрели на торжество Сына Давыдова. Все живущее призывается прославить Господа, идущего на вольные и спасительные страдания.

————————

Библиотека Русской веры

Вечернее богослужение имеет особенность, отличающую этот праздник от прочих: после Евангелия священник читает молитву над вербой, в которой вспоминается голубь, принесший Ною ветвь маслины, и дети, которые с ветвями встречали Христа со словами: «Оса́нна в вы́шних! Благослове́н гряды́и во́ имя Госпо́дне ». Приложившись к Евангелию, молящиеся получают от священника несколько ветвей освященной вербы и всю оставшуюся службу держат их в руках вместе с горящими свечами. Вернувшись домой, верующие помещают вербу рядом с иконами. Прошлогодние «букетики» не принято выбрасывать, их сжигают или опускают в реку.

В Апостоле (Фил. IV, 4,-9) верующие призы­ваются к кротости, миролюбию, молитвенному настроению и верности учению Христову. В Евангелии повествуется о входе Господнем в Иерусалим (Иоанна XII, 1-18) и о вечери в Вифании.

Тропарь праздника объясняет нам духовный смысл торжественного входа Господа в Иерусалим:

Џ бщее воскRсeніе прeжде своеS стрaсти ўвэрsz, и3з8 мeртвыхъ во€дви1глъ є3си2 лaзарz хrтE б9е. тёмъ же и3 мы2 ћкw џтроцы, побёдныz џбразы носsще, тебЁ победи1телю смeрти вопіє1мъ, nсaнна в8 вhшнихъ блгcвeнъ грzдhи во2 и3мz гDне.

Русский текст

Всеобщее воскресение прежде Твоих страданий удостоверяя, из мертвых Ты воздвигл Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, нося символы победы, говорим Тебе - Победителю смерти: осанна в вышних! Благословен идущий во имя Господне!

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

Н а пrт0лэ нa нб7си, на жребsти на земли2 носи1мь хrте б9е, t ѓнGлъ хвалeніе, и3 t дэтє1й воспэвaніе пріимaше, зовyщихъ ти, бlгословeнъ є3си2 пришeдыи ґдaма во€дви1гнути.

Русский текст

Христе Боже, носимый на престоле, а на земле на осленке, Ты, принял воспевание от детей и хвалу от Ангелов взывающих: «Благословен Господь, Идущий вызвать (из ада) Адама».

«Шествие на осляти»

В XVI–XVII вв. на Руси в Москве, Великом Новгороде и других больших городах существовал обычай совершать крестный ход в день праздника особенным образом. В Москве торжественный крестный ход направлялся из Успенского собора Кремля к собору Покрова на Рву (храму Василия Блаженного), один из приделов которого был освящен во имя входа Господня в Иерусалим. Патриарх ехал на молодом осле, которого вел под узцы царь. Чаще всего «осел» был символическим - конь светлой масти.

На Руси этот обычай возник не самостоятельно, а был заимствован у греков. В Константинопольской церкви «шествие на осляти » было известно еще в IX–X вв. Самое раннее русское свидетельство такого обычая имеется в расходных книгах Софийского собора Великого Новгорода за 1548 год. Новгородский наместник водил осла, на котором сидел архиепископ. Процессия шла из Софийского собора до Входоиерусалимского храма и назад. Известно, что такая церемония проводилась в XVII веке также в Ростове Великом, Рязани, Казани, Астрахани и Тобольске. В конце XVII века обычай был упразднен.

Вербное воскресение в народных традициях

К Вербному воскресенью были приурочены некоторые народные обряды и обычаи. Крестьяне во время утрени молились с освященной вербой и, придя домой, глотали вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. В этот же день женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота (23 апреля), причем всякая благочестивая хозяйка выгоняла со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или «пускали на воду», или втыкали под крышу дома. Это делали с той целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней.

Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» так описывает традиции Вербной недели.

«Вербная неделя , или неделя Ваий, у нас оживляется чисто праздником начала весны; верба или ветла, не давшая еще листьев, цветет и тем как бы заявляет, что наша северная природа скоро наградит нас и все живущее на земле новыми благами. Самый праздник Воскрешение Лазаря служит символом возобновления, оживления могущественной природы. На Вербной неделе в столицах учреждены детские базары, где торгуют преимущественно детскими игрушками, вербами, цветами и сластями, как бы в ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны радоваться в этой жизни, а смотря на игрушку, изучать на ней суть своего будущего, так как каждая игрушка есть наглядная грамота, наглядное учение, развивающая дальнейшее понимание в ребенке, сближающее его с= жизнью и развивающее его мыслительность через наглядность, сравнение действия и образов. В Лазареву субботу все допускают употребление в пищу икры, постных блинов и разного кухонного печения.

В Вербное воскресенье, возвратясь из церкви с освященными прутьями вербы, деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез! » В Нерехте крестьянки пекут барашки в Вербное воскресенье, и когда придут из церкви, то этими барашками кормят скотину, а вербу втыкают в сельнике у св. икон и берегут ее круглый год до Георгиева дня. Это обыкновение сохраняется во многих губерниях. Известно, что у нас первый весенний выгон скота начинается с Георгиева дня. Крестьяне в этот день берут годовалую вербу, мочат в святой воде, окропляют ею скот на дворе и потом этою вербою хлещут скотину, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди! » А иногда просто: «Благослови тебя, Господи, и будь здорова »… и с вербою в руках доводят до места пастбища. Освященная верба уважается высоко и обыкновенно сохраняется у русского благочестивого народа за образами в течение целого года. В некоторых губерниях вербу, освященную в Вербное Воскресенье, употребляют как симпатическое средство и кладут в пойло больным коровам или телятам».

Вход Господень в Иерусалим. Иконы

Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве. Практически все образы Входа Господня в Иерусалим имеют общую композиционную схему, однако значительно разнятся в деталях. Христос, благословляющий правой рукой, восседает на осле, Его сопровождают два беседующих меж собой апостола. Один из них по устойчивому иконографическому типу определяется как Петр, тогда как второй апостол, довольно юный, может быть Фомой, Филиппом или Иоанном. В нижней части композиций изображаются дети, радующиеся пришествию Спасителя. Непременным элементом иконографии праздника является изображение Елеонской горы.

Значительное изменение в иконографии Входа Господня в Иерусалим происходит в XIV - начале XV века. Теперь Спаситель чаще всего представлен в сложном ракурсе - оборачивается назад, к апостолам. Рассматриваемая поза Христа присутствует на иконах из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, иконах-таблетках из Новгорода и многих других.

В псковских образах XVI века Спаситель представлен сидящим ногами вперед, а левое плечо повернуто на зрителя так, что Он въезжает в Иерусалим почти что спиною вперед.

Храмы в честь Входа Господня в Иерусалим

Во многих старинных городах храмы в честь Входа Господня в Иерусалим были построены в XIV–XV вв. До нашего времени сохранились в основном в перестроенном виде. Так, храм в Великом Новгороде, построенный в 1336 году владыкой Василием, был разобран «за ветхостью» в 1759 году. Тогда же началась постройка нового собора по проекту архитектора Растрелли. Здание сохранилось до наших дней, в нем располагается лекторий.

Часто храм был не самостоятельным, а считался приделом главного городского собора, даже если стоял отдельно. Возможно, это связано с чином «шествия на осляти»? Со временем появления и распространения этого обычая на Руси совпадает и постройка храмов в честь Входа Господня в Иерусалим или приделов в Москве (западный придел храма Василия Блаженного), Рязани, Кашине, Казани, Суздале и других городах.

Настоятелем собора Юрьевца Поволжского (ныне Ивановская область) был протопоп . Правда, служил там недолго, всего восемь недель. Новый протопоп был настолько строг с паствой, пытаясь исправить людей, привыкших к распутной жизни, что избили его чуть не до смерти! Воевода выставил охрану вокруг дома и не позволил довершить расправу. Мятеж не унимался, и протопоп Аввакум вынужден был бежать в Кострому, а затем в Москву, где служил впоследствии в Казанском соборе на Красной площади. А собор в честь Входа Господня в Иерусалим в Юрьевце был в XVIII веке перестроен и сохранился до нашего времени.

Старообрядческих храмов, освященных в честь этого праздника, не имеется.




Читать праздничные богослужения начинают обычно накануне в Лазареву субботу, которая предшествует празднику. Обычно в храмах с 15 до 16 часов начинается двухчасовая служба, посвященная воскрешению Лазаря. Именно в это время в конце богослужения начинают читать песнопения к Вербному воскресенью. На следующий день в большинстве храмов проходит утреннее богослужение с 8 утра до 10 или 11 часов. Точное время зависит от расписания прихода и его можно узнать в церкви. Вот как будет проходить вербное воскресенье 2019: служба в храме.

В субботу идти или воскресенье




Обычно верующие люди стараются посетить службу в утреннее и вечернее время. Однако реально это возможно только для неработающих пенсионеров, которые могут планировать свободно своё личное время. В зависимости от священника и правил, которые он устанавливает в приходе, стоит посетить храм вечером, чтобы освятить вербу. Однако нужно узнать заранее, так как не во всех храмах это возможно.

Утром на вербное воскресенье стоит идти обязательно. Обычно прихожане, посещающие вечернюю службу, совершают исповедь, чтобы утром принять причастие. По церковным канонам считается, что вечером перед причастием обязательно нужно стоять службу в храме. Чтобы утром прийти на исповедь. Однако в некоторых храмах священник исповедует в ранние утренние часы до начала службы, поэтому причастники приходят на полчаса раньше или даже в более раннее время. После богослужения священник начинает говорить, в какое время стоит освещать вербу. Однако в некоторых храмах это можно сделать и в субботу накануне. Но это делают не всегда. Поэтому лучше поинтересоваться на рабочей неделе, во сколько и когда будет освящение вербы, чтобы приготовить её заранее.

Больным, работающим людям, которые в перерыве зашли в храм, не обязательно полностью стоять службу. Достаточно просто купить свечу и поставить её перед иконами, немного помолиться и уйти. Это не будет считаться грехом. Однако те, кто постоянно посещает храм, обычно стараются стоять всю службу утром и вечером. Так что им не обязательно знать, идти в храм в субботу или воскресенье.

Что это даёт




В храме с молитвами обычно происходят различные чудеса. Однако священники не советуют увлекаться ими, так как в некоторых ситуациях быстрого улучшения жизни не наступает. Особенно, если человек задумал или делает что-то плохое, не угодное высшим силам. Иногда храм и богослужение помогают людям найти ответы на волнующие вопросы, однако для многих людей часто посещение богослужения, даже искренняя молитва не помогают в решении проблем, и они перестают посещать храм. На самом деле на службу ходят не для того, чтобы бог помог разрешить трудную ситуацию, а ради внутреннего освящения духи. Проникаясь молитвами, человек невольно начинает подсознательно искать выход из трудной ситуации, переосмысливать свою жизнь и верить в себя. Именно это придаёт ему уверенности в своих силах, поэтому в жизни наступает просветление и ощущение счастья, взаимности в любви.

В некоторых ситуациях вера помогает преодолеть даже колдовство. Известно, что магия имеет действие на душу человека и нечистая сила, различными способами старается ему вредить. Одним влияние колдовства, порчи приходит через сновидения, другие начинают пить и предаваться всяким грехам. Многие даже из-за колдовского воздействия могут покончить собой. На церковном языке такое явление называется беснование и только при помощи молитвы и усилий самого человека оно лечиться. Хотя часто оставляет травмы на всю жизнь. Поэтому церковь призывает посещать службу, по возможности, в вербное воскресенье, чтобы очиститься и приобрести иммунитет к злой силе.

После службы не забудьте поздравить всех, придя домой, можно своим знакомым и друзьям написать красивые смс, а поздравления выбрать

Службы в храме на Вербное воскресенье 2018 года будут проводиться 1 апреля, в актуальную дату праздника. Это торжественные литургии, после которых происходит обряд освящение букетиков вербы. В праздник верующий человек обязательно должен сходить в храм, чтобы помолиться, принять участие в торжественной литургии и просто насладиться красотой этого замечательного дня.

Вербное воскресенье - так праздник назывался издавна на Руси, хотя в южных странах или, например, в католической церкви, он называется Пальмовое воскресенье. Установлено событие в честь торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим, где его встречали как царя после событий субботы - воскрешение из мертвых праведника Лазаря.

Также читайте материалы по этой теме:

В честь приема столь важного и долгожданного человека, жители Иерусалима вышли встречать его помпезно - в пальмовыми ветками, которые клали с обеих сторон под ноги ослика, на которой ехал Иисуса. Вот так день и получил название Пальмовое воскресенье, но на Руси пальмовые листья ни летом, ни весной не найти, поэтому люди собирают вербу и другие веточки ранних деревьях в праздничные радостные букетики, которые и стали символом этого торжественного дня.

Итак, главным материальным символом праздника является букетик вербы, что касается символизма Вербного воскресенья, то о нем рассказывают во время проповеди после службы. Каждый священник к этому праздничному дню готовит свою проповедь, но в общем и целом они говорят о том, что встречать Господа и впускать его в свою жизнь нужно не только в дни больших церковных праздников, но и каждый день.

Веточки вербочки, окропленные святой водой на службе в храме, имеют целительную силу. Букетики принято хранить дома весь год, без воды они сохраняют свой первоначальный внешний вид. О том, какими целебными свойствами обладает верба, принесенная со службы в храме в Вербное воскресенье, написано в заключительной части этого материала, пока же хочется поговорить о том, когда вербу освящать.

На самом деле, уже вечером в Лазареву субботу в храмах проводится освящение вербы, но это можно будет сделать и после утренней службы непосредственно в Вербное воскресенье. Так что, тут каждый верующий решает, когда удобнее спокойно пойти в храм, чтобы отпраздновать эти прекрасные события праздничной субботы и воскресенья накануне Великого поста до наступления .

Важно! Первое освящение вербы происходит именно после вечерней службы в . Считается, что когда служба ночью окончена и священник освятил вербочки, началось Вербное воскресенье. Всю службу нужно стоять с зажженными свечками.

Праздник Вербное воскресенье встречают тихо и мирно дома в семейном кругу. Все таки, идет Великий пост, когда развлечения и большие сборища еще под запретом. Кроме постных блюд на стол в этот праздник можно ставить рыбу.

Что делать дома с освященной вербой:

  • Если слегка побить букетом по разным частям тела, это обеспечит здоровье на весь будущий год. Люди издавна верят, что человек станет таким же сильным как верба.
  • Чтобы найти наконец-то верное решение для важного дела нужно скушать почку вербы.
  • Хранить освященный букет нужно рядом с иконами дома в течение всего года. Если кто-то заболеет, то нужно будет оторвать от веточки почку и дать больному скушать.
  • Если в этот праздничный денек думать о молодом человеке, то на Руси было суеверие, что он обязательно придет.
  • В день праздника можно посадить комнатное растение, чтобы обеспечить себе богатство и привлечь в жизнь деньги. Но тут есть один нюанс: если цветочек завянет за неделю, то человеку всю жизнь жить в скромном финансовом состоянии, так что, в этот период посвятите определенный уход своему растению.

Все эти, конечно, народные приметы и суеверия, а вот что обязательно нужно сделать

Воскрешение Лазаря празднуется Русской Православной Церковью в шестую субботу Великого поста, накануне Вербного воскресенья, когда Христос въехал в Иерусалим. Это последнее великое чудо, сотворенное Иисусом перед началом Страстей, и рассказывает о нем один только евангелист Иоанн. Многие поверили тогда в Христа. Услышав о чуде, люди приходили в дом Лазаря, и, увидев воскресшего, готовы были на руках внести Спасителя в Иерусалим. А спустя пару дней с такой же фанатичной верой в Его вину перед ними лично понаблюдать за распятием.

Весть о чуде мгновенно разнеслась по Иудее, так что именно после первосвященники и фарисеи принимают окончательное решение убить Иисуса, обнародовав повеление взять Его, как только Он будет замечен. Причем, это событие так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного. Лазарь был вынужден бежать и поселился на острове Кипр, где, впоследствии, поставлен был апостолами первым епископом Китона, а Богоматерь подарила ему собственноручно вытканный омофор. Благодаря Иисусу Лазарь прожил еще 30 лет.

Вход Господень в Иерусалим

Когда были обретены мощи епископа, они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: “Лазарь Четверодневный, друг Христов”. В 898 году византийский император Лев Мудрый (886 – 911) приказал перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря, откуда их впоследствии похитили франкские крестоносцы и вывезли в Марсель. Но в 1970 году под церковью Святого Лазаря в Ларнаке (где и был первоначально похоронен святой) обнаружили саркофаг, а в нем человеческий череп. Киприоты позолотили его и выставили в одной из установленных в храме рак, твердо веря, что это – череп святого Лазаря. Правы ли они, никто сейчас сказать не может.

Воскрешение Лазаря Иисусом стало прообразом всеобщего воскрешения человечества, поэтому Лазарева суббота – единственный день в году, когда воскресное богослужение совершается в субботу. Евангелист Иоанн изображает это событие как очевидец, с поразительной, почти осязаемой достоверностью. Тот, Кто вскоре Сам должен будет пройти через смерть на кресте, в этот день предстает ее победителем. А вечером следующего дня Христос спускается с Елеонской горы, направляясь к стенам Иерусалима. Под Ним белый осел – символ мира. Христос едет как Царь, несущий примирение, а галилейские паломники подтверждают это криками: “Осанна Сыну Давидову! Слава в вышних!” Они машут пальмовыми ветвями – так принято приветствовать победителя. Они надеются, что Пророк-Мессия даст им освобождение от власти язычников-римлян.

С болью в сердце обращается Иисус к Иерусалиму: “О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих…” Он впервые не отклоняет восторгов толпы. Он ждет, испытывая сердца человеческие, поскольку знает, что поверить в Него не поздно до последнего мгновения. Но Он несет Благую Весть, а люди мечтают о сигнале к революции. Даже Его ученики заражены общей истерией – они спорят между собой, деля будущие места у трона. Между ними и Христом образуется пропасть.

Вербное воскресенье – трагический праздник?

Праздники бывают разные. По словам митрополита , праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) – это “один из самых трагических праздников церковного года”. Он состоится накануне “страстных дней Господних, во время, когда сгустилась тьма и когда поднимается заря нового света, заря вечности, постижимая только тем, кто вместе со Христом вступает в эту тьму. Это – тьма и полумрак, сумерки, где перемешалась правда и неправда, где перемешалось все, что только может быть перемешано: Вход Господень в Иерусалим, такой торжественный, исполненный такой славы, одновременно весь построен на страшном недоразумении”.

Казалось бы, вот оно, торжество христианства – Христу покоряется Святой Город, где Его встречают ликующие толпы народа. Только спустя несколько мгновений становится понятно, что Тот, Кого они ждали, им не нужен, потому что Он – не тот. Народ ждет прихода политического вождя, готового повести к победе над врагом. Земным врагом. Оккупантом их земли. Римлянином. О победе над гораздо более страшным врагом – дьяволом – они, возможно, и подумают. Но позже, а совсем не в тот момент, когда Христос предлагает задуматься о неизбежности духовной смерти. Поэтому торжество и ликование толп вызывают ощущение потери, горечи недоразумения. Потому что нам, к сожалению, уже известно, что та толпа, которая сегодня кричит “Осанна Сыну Давидову!” – через несколько дней повернется к Нему ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия, а его ученики предадут Его не единожды, пройдут мимо Него, не узнав, не последовав за Ним.

“Во что я верю? За кем готов последовать?”

По словам митрополита Антония, “сегодня, вспоминая вход Господень в Иерусалим, как страшно видеть, что целый народ встречал Живого Бога, пришедшего только с вестью о любви до конца – и отвернулся от Него, потому что не до любви было, потому что не любви они искали, потому что страшно было так любить, как заповедал Христос, – до готовности жить для любви и умереть от любви”. Это день страшнейшего недоразумения, день торжества массовой истерии, торжества неверия и нелюбви. Символическая концентрация тех качеств, которые превалируют в момент, когда толпе предлагается халява – “хлеб и зрелища”. Это тот момент, откуда каждый начинает выбирать свое место в толпе, через несколько дней кричащей “Распни, распни Его” с тем же восторгом, что сегодня “Слава, Осанна!”

И так было, увы, не только во времена Христа. “Под Вербное воскресенье шли по дороге с гармониями и ругали Бога и Богородицу и веру – все! Я спросил: “Кто эти люди? – Свои же люди, самые православные, сейчас они ругают Бога, а родится дитя, идут к попу и кланяются: окрести!” – писал с горечью в своем дневнике писатель Михаил Михайлович Пришвин.

Между тем, Вербное воскресенье, или – это отнюдь не еще один день Великого поста, когда можно есть рыбу и пить вино, как принято думать. Это тот самый момент, когда стоит задать себе вопросы: “Во что, в кого я верю? За кем готов последовать? Что для меня является моментом истины?”

Светлое Вербное воскресенье – большой церковный праздник, имеющий очень важное значение для всего христианского мира. Учредили его много веков назад в память о грандиозном событии – входе Господнем в Иерусалим. Библия рассказывает, что миряне, узнав об удивительно способности Иисуса творить чудеса, призвали его в свой город и предложили место правителя. Они надеялись, что Христос решит их житейские проблемы, а он хотел лишь одного – дать всем живущим прощение и освобождение от грехов.

Как проводить Вербное воскресенье и что делать в этот знаменательный день, довольно четко указывает церковный канон. Согласно его информации, в момент праздника нужно посещать торжественную службу, освещать вербные веточки и читать молитвы во славу Господа. После службы освященные побеги необходимо принести домой и спрятать за иконами, как оберег от всего плохого на ближайшие 365 дней. С прошлогодними вербами можно расстаться, отпустив их вниз по течению реки или предав огню. А вот чего нельзя делать в этот день, так это – работать, убираться в доме, стирать, мыться, заниматься хозяйством и обременять себя тяжелыми мыслями. Только позитивные думы и светлые чаяния помогут открыть сердце и наполнят его Божьей благодатью.

Что делают в Вербное воскресенье в церкви

Несмотря на популярность Вербного воскресенья, далеко не все знают, что делают в этот день в церкви. Еще меньшему количеству людей известно, что празднование начинается еще накануне в субботу вечером. В это время самые усердные веряне приходят в храмы на Всенощное бдение и приносят с собой веточки ивы и вербы. Священники читают ритуальные молитвы из Евангелия, затем произносят 50-й псалом и окропляют святой водой свежие, нежные побеги. После действа растения передают прихожанам, и они стоят с вербой и зажженными свечами вплоть до конца службы.

Обряд окропления повторяют и непосредственно в само Вербное воскресенье. Происходит это в момент праздничной утренней службы. Святые отцы, облаченные в нарядные, торжественные одежды всех оттенков зеленого цвета, служат красивую Литургию Иоанна Златоуста и освящают веточки под ритуальные песнопения. Потом прихожане забирают растительность домой и ответственно хранят до наступления следующей Пасхи. По преданию, верба оберегает семью от злобы, бед и напастей.

Что нельзя делать в Вербное воскресенье и почему

Вербное воскресенье входит в перечень двунадесятых церковных праздников и символизирует Вход Господень в Иерусалим, благодаря чему высоко почитается в христианском мире и имеет свои строгие каноны. Существует целый список того, что нельзя делать в этот светлый день и в первую очередь священный устав запрещает верующим выполнять любую работу, как по дому, так и на земле. Строгое табу распространяется даже на приготовление пищи. Считается, что христиане должны подготовить нужные блюда заблаговременно, а в праздничный день хозяйке остается только поставить их на стол и предложить семейству, родным, близким и друзьям.

Что касается меню, его планируют с учетом требований Великого Поста, на период которого и выпадает знаменательная дата. Никаких особенных роскошеств позволить себе не удастся, так как мясо-молочные, жирные, копченые и высококалорийные сладкие продукты еще под запретом. Единственное, чем допустимо разнообразить рацион, это рыба и дары моря.

Не стоит в день Вербного воскресенья убирать по дому, стирать и мыть посуду. Вполне вероятно, что грязных тарелок накопится много и они займут почти всю раковину, но заняться ими лучше на следующий день, в крайнем случае максимально поздним вечером.

Запрет распространяется также на вынос мусора, хлопоты по хозяйству и чистку помещений, где содержится скотина. Домашних животных на Вербное воскресенье только кормят, но постилки из сена не меняют, помет не выносят и в загонах не чистят.

Не рекомендуется в день светлого праздника стричь и окрашивать волосы и ногти, купаться в ванне и делать косметические процедуры. Достаточно просто умыть лицо и руки прохладной водой и промокнуть полотенцем или льняной салфеткой. Никаких иных гигиенических действий производить не стоит, если, разумеется, этого не требую элементарные правила ежедневной личной гигиены.

Вербное воскресенье — что делать с вербой после богослужения: приметы и обычаи

В Вербное воскресенье побеги вербы необходимо обязательно отнести в церковь, освятить и продержать в руках весь период торжественной службы. По приданиям, после этого ритуала растение приобретает совершенно уникальные свойства и становится своеобразным оберегом, зашитой и лечебным средством.

Что делать с вербой, освященной в церкви – народные традиции

  • Для обретения здоровья на ближайший год веточкой освященной вербы постучать по телу и сказать: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля».
  • Пациентам, желающим избавиться от болезней и недугов, поводить вербной веточкой по тем точкам на теле, какие больше всего беспокоят и прочесть такой заговор: «Святой Дух, через вербу входи - болезнь уводи. Верба придет - болезнь унесет».
  • Чтоб не мучила бессонница, поставить побеги вербу у изголовья кровати, посмотреть на нее и произнести: «Святые ангелы, сон мой берегите, святая верба, нежить отгоняй».
  • Для защиты от лихорадки снять с освященной веточки 9 сережек и проглотить их.
  • Женщинам, долго пытающимся забеременеть, ежедневно употреблять в пищу вербные шишечки. Долгожданное зачатие скоро состоится.
  • Чтобы важное дело точно увенчалось успехом, перед переговорами оторвать три шишечки от освященной вербы и съесть их. Старики говорят, что этот ритуал очень сильный и прибегать к нему следует только в самом крайнем случае.
  • Для привлечения богатства на Вербное воскресенье посадить в горшок комнатный цветок или растение с мясистыми, сочными листьями.
  • В момент грозы поставить веточки вербы у окна. Это убережет дом от попадания молнии.
  • Для обретения гармонии в сердце и душевного спокойствия в крышу дома воткнуть веточку освященной вербы (в обычной городской квартире просто прикрепить ее в верхнем углу потолка).

Вербное воскресенье — что делать с прошлогодними вербами: ритуалы и традиции

В преддверии очередного Вербного воскресенья веряне начинают интересоваться, что же делать с прошлогодними вербами. Церковные тексты утверждают, что выбрасывать старые побеги ни в коем случае нельзя, ведь они окроплены святой водой и несут в себе заряд божественной энергии. Лучше всего избавиться от них следующими способами:

  • пустить вниз по течению в ближайшем от дома водоеме;
  • сжечь, а пепел развеять над водой или просто высыпать в каком-то безлюдном месте;
  • посадить в землю возле реки или в лесу, если веточки пустили корни;
  • положить в гроб умершего родственника или знакомого;
  • зажечь, как свечу и освятить весь дом, параллельно читая при этом одну из христианских молитв;
  • перед Вербным воскресеньем прошлогодними ветками обмести весь дом, включая самые укромные уголки, а потом сжечь на свежем воздухе, произнеся благодарственные слова за оберегание жилища от напастей.

Loading...Loading...