11 сентября какой праздник церковный. День рождения граненого стакана

* Преподобномученицы Анастасии Римлянки (ок. 249-259). * Преподобного Авраамия Затворника и блаженной Марии, племянницы его (ок. 360). ** Преподобного Авраамия, архимандрита Ростовского (ок. 1073-1077).
Мучеников Кирилла, Мины и Минея (ок. 249-259); Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Преподобных Анны (Евфимиана) Вифинской (826); Серапиона Зарзмели, Грузинского (900); Аврамия Затворника, в Ближних пещерах почивающего (XII-XIII). Преподобномученика Афанасия Мунтанского (1653). Преподобного Феодосия Сийского (1687). Преподобномученика Тимофея Есфигменского, Афонского (1820). Священномученика Николая (Пробатова) пресвитера и с ним мучеников Космы, Виктора (Краснова), Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мученицы Агафии, Рязанских (1918). Священномучеников Иоанна (Рудинского) пресвитера (1930); Евгения (Ивашко) пресвитера, Тверского (1937); мученицы Анастасии (после 1937); священномученика Леонида пресвитера (1941).

Преподобномученица Анастасия Римлянка

Преподобномученица Анастасия Римлянка с трех лет жила в монастыре близ Рима, у своей воспитательницы игуменьи Софии, которая отличалась святостью жизни. Так как Анастасия была очень красива, то многие из богатых и знатных граждан предлагали ей оставить монастырь и вступить в брак. Искушал ее выйти в мир и злой дух. Но святая, несмотря ни на что, решила посвятить себя Богу. Скоро св. Анастасии пришлось принять мученическую кончину. Император Декий воздвиг гонение на христиан, и начальник Пров потребовал к себе святую мученицу. София убеждала ее не слушать мучителей и оставаться верной Христу. Правитель удивился красоте св. Анастасии и стал стараться отвлечь ее от Христа. «Поклонись богам нашим; они даровали тебе жизнь на веселье, а ты хочешь принять страдание во имя какого-то Распятого; выбери себе жениха богатого и знатного, и наслаждайся жизнью», - говорил Анастасии Пров. Но она отвечала: «Жених мой, богатство и счастье мои - Христос, Господь мой; я желала бы принять смерть за Христа не один раз, а сто, если бы это было возможно». Правитель приказал мучить святую, но она вместо того, чтобы стенать, пела псалмы Давидовы. Мучения стали столь жестоки, что даже народ, привыкший к подобным зрелищам, стал укорять правителя, и тогда он велел отсечь голову святой мученице.

Преподобный Аврамий Затворник

Преподобный Аврамий Затворник с малых лет любил чтение священных книг и, придя в возраст, хотел удалиться в монастырь; но родители настаивали на том, чтобы он женился. Не желая ослушаться родителей, св. Аврамий женился, но через неделю после брака тайно ушел из дому и поселился в одной пустынной хижине. Родители скоро нашли его и удивились. «Оставьте меня здесь, -говорил он родителям, - прославляйте Бога, что Он избавил меня от суетного мира, и молитесь, чтобы дал мне силы подвизаться для спасения». Родители вынуждены были оставить его, и он затворился в своей келье и через небольшое отверстие принимал пищу от родителей. Епископ города, узнав о святом, вызвал его к себе с тем, чтобы отправить его для обращения язычников в один из городов, где никто из посылаемых епископом пресвитеров или диаконов не мог обратить ни одного человека. Аврамию не хотелось оставлять свое уединение, и он долго отказывался; но когда епископ сказал ему: «Живя в уединении, ты заботишься о спасении только себя одного, а в городе можешь спасти многих», - решился идти. Язычники долго не хотели слушать проповеди Аврамия, несколько раз били его; но святой не переставал проповедовать и молиться за них. Тогда язычники уразумели в нем человека Божия и сами пришли и просили его научить их вере в проповедуемого им Бога, и скоро весь город стал христианским. После того Аврамий снова удалился в свою келью. Сюда привели к нему его семилетнюю племянницу, сироту Марию. Он поселил ее во внешней своей келье и учил Псалтири и прочим книгам, и при этом посту, молитве и другим иноческим подвигам. Когда Мария достигла совершеннолетия, то некто, ходивший к Аврамию за советом, обольстил ее. Марии показалось стыдно после того оставаться в келье дяди, и она скрылась от него.
Придя в отдаленный город, она предалась худой жизни и поселилась в гостинице. Узнав об этом, св. Аврамий оделся в одежду воина и отправился в город для спасения своей племянницы. Найдя Марию в гостинице, он приказал приготовить обед. За обедом, сняв воинскую шапку, открылся ей и склонил ее к раскаянию. Мария воротилась в келью, каялась в своих грехах и проводила время в посте, молитве и трудах, так что Господь удостоил ее дара исцелять болезни. Аврамий скоро умер; недолго жила после него и Мария. Жили они в IV в.

Преподобный Аврамий, архимандрит Ростовский

Преподобный Аврамий был архимандритом построенного им в Ростове Богоявленского монастыря. Жил в XI в. В молодых летах он оставил родительский дом и постригся в иноки. В Ростове, у озера Неро, Аврамий поставил себе хижину и проводил время в труде, посте и молитве. Преподобный много трудился в сокрушении идолопоклонничества и водворении христианства в Ростове, так как в то время там было еще много язычников. При помощи святого Иоанна Богослова, который, явившись, дал ему трость, он сокрушил каменного идола Велеса и на месте, где стоял идол, основал монастырь. Язычники не раз пытались сжечь монастырь, но сила Божия и терпение святого сокрушили злобу их. По убеждению святого Аврамия крестилось много язычников. Аврамий особенно действовал на детей: уча их грамоте, крестил и постригал в иноки. Он подавал инокам пример истинного благочестия. Скончался в глубокой старости. Мощи св. Аврамия открыты в начале XVIII в. и почивают в обители.

11 сентября у православных христиан строгий пост. Это странный на первый взгляд праздник - день, нет, даже не казни, циничного убийства человека, которого сами его убийцы признавали святым, пророком, передающим людям волю Бога, в которого они верили. И не из мести или из принципа, а так, в пьяном кураже, из злобного каприза.

Иоанн Креститель самый чтимый в христианском мире святой после Девы Марии, в истории мученической кончины которого, рассказанной евангелистами Матфеем (Мф. 14, 1-12) и Марком (Мк. 6, 14-29), веками черпало вдохновение все европейское искусство.

Сын священника Захарии и праведной Елизаветы из Хеврона, по материнской линии родственник Иисуса Христа, он, много лет живя отшельником в пустыне, готовился к своему призванию, а потом, повинуясь ему, пошел готовить народ проповедью к принятию Христа и завершил свое пророческое служение крещением Спасителя.

А потом правитель Галилеи Ирод Антипа посадил его в тюрьму за слишком смелые обличения его пороков. Впрочем, причинять ему большого зла Ирод вовсе не хотел: боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался, боялся народа, который любил святого. И все-таки отдал приказ обезглавить Иоанна — просто неудобно стало перед гостями, на глазах у которых он поклялся исполнить любое желание понравившейся ему танцовщицы, а та пожелала голову Крестителя на блюде.

Голову пророка потом в глиняном сосуде погребла на Елеонской горе жена Иродова домоправителя, а ученики похоронили его тело в Севастии, где совершилось злодеяние.

И отмечать день мученической кончины Иоанна Крестителя начали они же — его ученики. А в 362 году, когда по приказу императора Юлиана Отступника его могилу вскрыли и останки сожгли, христианам удалось приобрести часть обгоревших костей и переправить их в Александрию, где они хранятся по сей день.

В Севастии было воздвигнуто два храма во имя Иоанна Предтечи: один на холме, возле дворца Ирода Антипы, был построен в VI веке на месте темницы, где его казнили, другой — на месте его погребения. А в середине XII века крестоносцы построили там большую базилику, превращенную Салах-ад-Дином в мечеть. Существующая ныне мечеть конца ХIХ века Наби-Яхья (Пророк Иоанн) занимает лишь часть прежнего храма.

Но почему же все-таки день убийства стал праздником? Митрополит Антоний Сурожский объяснял это так:

"Слово "праздновать" мы привыкли понимать как радость, но оно же значит "оставаться без дела", а без дела можно оставаться, потому что захлестнет душу радость и уже дела нет до обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от горя или от ужаса. И вот таков сегодняшний праздник…

В этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, нас призывает Церковь молиться о тех, которые тоже в ужасе и трепете и недоумении, и в отчаянии иногда, умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью. После того как вы приложитесь ко кресту, помолимся о всех тех, которые на поле брани жизнь положили, чтобы жили другие, склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, которые из тысячелетия в тысячелетие, а не только в наше время, погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел через всю трагедию жертвы до конца умирания и смерти без единого слова утешения, а только властным повелением Божиим: "Верь до конца, и будь верен до конца!"

11 сентября 2017 года - Понедельник, 254 день 2017 года по григорианскому календарю. 11 сентября соответствует 29 августа юлианского календаря (по старому стилю).

Праздники 11 сентября 2017 года в России

  • День воинской славы России - День победы русской эскадры у мыса Тендра (1790). 11 сентября отмечается один из Дней воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год). Он учрежден Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России». В русско-турецкой войне 1787-1791 годов русским сухопутным силам успешно содействовал Черноморский флот под командованием контр-адмирала Федора Ушакова. Одним из важнейших событий этой войны стала победа русской эскадры над турками у мыса Тендра в северо-восточной части Черного моря. (28 августа) 8 сентября 1790 года в результате напряженного боя 7 турецких кораблей сдались, остальные спаслись бегством. Во время сражения турки потеряли свыше 2 тысяч человек, в том числе более 700 пленными. Русский флот, состоявший из 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардирского корабля, 20 вспомогательных судов, около 800 орудий, потерь в кораблях не имел, погибли 21 человек, 25 были ранены. Победа у мыса Тендра в военной кампании 1790 года обеспечила прочное господство русского флота на Черном море. Блестящая победа русского флота также обеспечила прорыв к Измаилу Днепровской флотилии, оказавшей большую помощь сухопутной армии во взятии крепости. А Федора Федоровича Ушакова в России прозвали «морской Суворов».
  • День специалиста органов воспитательной работы Вооруженных Сил. Гарантом безопасности любой страны является действующая армия, готовая в любой момент выступить щитом для мирного населения или «карающим мечом» для посягнувших на свободу и независимость Отчизны. Каждый день военнослужащие, «суворовцы», кадеты и курсанты различных учебных заведений несут свою посильную службу на благо Родины. Но все они и каждый в отдельности – обычные люди, которые нуждаются в заботе, опеке и понимании. Функции создания и обеспечения в военных коллективах здоровой морально-психологической подготовки, укрепления и поддержания определенной дисциплины и организованности, а также налаживание конструктивной связи с гражданским обществом возложены на сотрудников органов воспитательной работы. Им посвящен профессиональный праздник в РФ. День специалиста органов воспитательной работы отмечается в России ежегодно 11 сентября. Праздник учрежден приказом Минобороны РФ № 25 от 30 мая 2007 г. в связи с неоценимой важностью и значимостью труда данных сотрудников Вооруженных сил страны. В 2017 году его справляют 11-й раз. 11 сентября торжественные поздравления с профессиональным праздником принимают сотрудники, занятые воспитательной работой в войсках, специалисты Главного управления воспитательной работы ВС РФ, а также персонал военных учебных заведений страны. Дата Дня специалиста органов воспитательной работы связана с Уставом Сухопутного шляхетского кадетского корпуса 1766 года, который положил начало профессии офицера-воспитателя в армии. За исключением военных учебных заведений, никакой организационно-воспитательной работы в современном понимании этого значения практически не велось. Все аналогичные функции были возложены на командиров различных уровней и рангов, которые параллельно с обучением должны были оказывать влияние на личный состав своей высокой организованностью и моральными качествами. Кроме того, с XVIII века к воспитательным процессам в армии часто привлекали церковь – в походы со стрелецкими полками всегда отправлялись священники. Новый значимый этап в развитии органов воспитательной работы начинается в 1917 году. В августе было создано политическое управление военного министра, а в 1918 г. последовало упразднение института военных священников. Затем оно было заменено политическими органами РККА, которые с небольшими видоизменениями просуществовали до 1990 г. В этом же году они вошли в состав военного управления, а через год были упразднены. Созданный в конце 1991 г. Комитет Минобороны СССР по работе с личным составом в сентябре 1992 года был преобразован в ГУ по работе с личным составом Минобороны РФ, а затем в ГУ воспитательной работы ВС РФ. Офицер-воспитатель – это в первую очередь военный офицер, который создает новое поколение воинских защитников, используя современную методологию и совершенные средства для обучения и подготовки личного состава. Он формирует правильное представление о политической расстановке сил в стране и мире, поддерживает престижность профессии и морально-психологическое состояние военнослужащих. В 2013 году в Сербии был установлен памятник русским офицерам-воспитателям Первого Русского Кадетского Корпуса, которых расстреляли возле города Белая Церковь в 1944 году.
  • Всероссийский День трезвости. В 1913 году, по инициативе служителей Православной Церкви, был проведен первый Российский День трезвости. В марте 1914 года Святейший Синод принял решение о ежегодном праздновании Всероссийского Дня трезвости. Дата была выбрана в честь православного праздника Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи (по новому стилю – это 11 сентября), во время которого следует соблюдать строгий пост. В России в эти дни закрывались все винные лавки и прекращалась продажа алкогольных напитков. В православных храмах проводились крестные ходы и читались воззвания о важности и значимости трезвого образа жизни, а затем проводился молебен Иоанну Крестителю. Каждый желающий мог дать обет трезвости, который благословлялся священником. В настоящее время в храмах проводятся акции «Поставь свечу об исцелении страдающих недугом пьянства», а желающие получить выздоровление от напасти возносят молитвы к иконе «Неупиваемая Чаша», дарующей исцеление от болезней, алкоголизма и наркомании. Священники рекомендуют провести этот день в действии – сходить в храм, поставить свечу и помолиться за всех, страдающих недугом пьянства. Согласно стандартам Всемирной Организации Здравоохранения границей потребления спиртного, после которой начинается деградация общества, является потребление алкоголя в количестве 8 литров спирта на человека в год. В 1913 году, когда Россия праздновала 300-летие дома Романовых, количество алкоголя на душу населения составило 4,7 литра спирта в год. В дореволюционные годы 43% мужского населения в стране оставались абсолютными трезвенниками. К 1979 году доля непьющих мужчин сократилась до 0,6%. А в настоящее время количество спиртного на душу населения, включая несовершеннолетних, составляет 18 литров спирта в год, что выходит далеко за пределы нормы. Сегодня Всероссийский День трезвости как никогда актуален. Разумный и осознанный выбор трезвого образа жизни – одна из основных задач, стоящих перед современным обществом. И в этот день силами различных общественных и молодежных организаций проводятся тематические акции, выставки, флешмобы и другие мероприятия во многих российских городах.

Также читайте:

Праздники 11 сентября 2017 года в Украине

  • Праздников 11 сентября 2017 года в Украине - нет.

Всемирные и международные праздники 11 сентября 2017 года

  • Всемирные и международные праздники 11 сентября 2017 года - отсутствуют.

Православные праздники 11 сентября 2017 года

Установлены следующие памятные даты:

  • Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Народные праздники 11 сентября 2017 года

  • Иван Постный. Народный праздник «Иван Постный» отмечается 11 сентября (по старому стилю – 29 августа). По церковному календарю это день усекновения главы Иоанна Крестителя, в честь чего установлен строжайший однодневный пост. Другие названия праздника: «Полетовщик», «Головосек», «Иван-пролеток», «Репный праздник». Евангелия от Матфея и Марка повествуют о мученической кончине Иоанна Предтечи. Креститель не раз укорял Ирода - правителя Галилеи - в грехах, чем вызвал гнев его любовницы, которая поклялась извести Иоанна. Однажды Иродиада уговорила свою дочь Саломею сплясать перед Иродом и попросить в качестве награды голову святого Иоанна Крестителя. Ироду пришлось выполнить это пожелание. Но даже отсеченная голова Предтечи продолжала обличать Ирода и Иродиаду. День усекновения головы святого Иоанна православные люди по обыкновению отмечали постом. В это время не разрешалось есть ничего круглого: ни варить щи из круглого кочана, ни срезать головки мака, ни копать клубни картофеля, ни рвать яблоки. 11 сентября было запрещено есть мясо и брать в руки любой предмет, напоминающий по форме меч. Хлеб нарезался заранее, чтобы потом не ломать его руками. Считалось, что веселиться, танцевать и петь в этот праздник – большой грех. Также было принято совершать поминовение всех воинов, погибших в сражениях. Иван Постный считался переломным рубежом в крестьянских заботах. Полевые работы заканчивались, зато начиналась заготовка разносолов на зиму. Открывались осенние торги и ярмарки. Получалось, что на Предтечу сходились в одном месте запреты и соблазны, и поэтому пост переносился особенно тяжело. «Иванов пост не велик, а перед ним и Филиппов пост кулик», - говорили в народе. Наступал большой поворот и в природе: заканчивалось лето, вместе с первыми заморозками приходила осень. «Иван Постный пришел, лето красное увел», - подмечали люди. Существовали и другие поговорки на ту же тему: «С Ивана мужик осень встречает, баба бабье лето начинает»; «Иван Постный - осени отец крестный»; «Иван Предтеча гонит птиц далече». Кстати, по поведению разных птиц в этот день судили о погоде. Если на Ивана Постного на юг отлетали журавли - это предвещало короткую осень и ранний снег. Если скворцы долго не улетали - ждали сухую осень, а если темными вечерами над землей тянулись стаи грачей - надеялись на хорошую погоду. Также замечали: лебедь летит - к снегу, а гусь - к дождю. 11 сентября в некоторых местах было принято устраивать «репный праздник». Он отмечался довольно скромно: без песен, но зато с обильной едой и угощением для нищих, бедных и странников. Есть репу до этого дня запрещалось, и засеянные ею поля должны были оставаться неприкосновенными под страхом «срамного» наказания. Наказание это состояло в том, что человека, застигнутого в репище до Иванова дня, будь то мужик, баба, парень или девка, раздевали донага, обматывали одежду на голове и в таком виде гнали вдоль всей деревенской улицы.

Праздники 11 сентября 2017 года в странах мира

  • Праздник в Эфиопии 11 сентября 2017 года - Энкутаташ - эфиопский Новый год. Каждый год 11 или 12 сентября в Эфиопии и Эритрее отмечают праздник нового года. Эфиопский новый год называется Энкутаташ, что переводится на русский язык как «день подношения драгоценностей». Легенда гласит, что после возвращения царицы Савской из Иерусалима от царя Соломона вожди племен поприветствовали ее, пополнив казну царицы драгоценностями. Возможно, происхождение этого праздника действительно настолько древнее, но отмечается Энкутаташ по календарю, используемому Эфиопской и Эритрейской православной церквями. Литургические календари этих древневосточных церквей основаны на коптском календаре, так как Эфиопская православная церковь до 1959 года была частью Коптской, а Эритрейская отделилась от Эфиопской лишь в 1993 году, после того как Эритрея обрела независимость. Новый год по эфиопскому календарю выпадает на 11 сентября в обычные годы и на 12 сентября - в високосные. По традиции Энкутаташ начинают отмечать вечером предыдущего дня, разводя костры из ели и эвкалипта. Рано утром люди облачаются в национальную одежду и идут в церковь, а после службы в церкви возвращаются домой, чтобы разделить с семьей праздничную трапезу. В последнее время среди зажиточных слоев населения начала распространяться западная традиция поздравления друг друга открытками.
  • Праздник в Аргентине 11 сентября 2017 года - День учителя. Во многих странах День учителя был учрежден в память о каком-либо выдающемся деятеле образования и науки. Не стала исключением и Аргентина. В этой стране учителя отмечают свой профессиональный праздник 11 сентября в память о Доминго Фаустино Сармьенто. Доминго Фаустино Сармьенто начинал свою карьеру как военный деятель, но впоследствии стал журналистом, писателем и педагогом. С 1865 по 1868 год он занимал пост министра внутренних дел и просвещения, а с 1868 по 1874 год был президентом. Сармьенто боролся за модернизацию страны. В период своего президентства Сармьенто активно проводил реформы, многие их которых были направлены на развитие культуры и образования в Аргентине. Он открывал начальные и средние школы, профессиональные учебные заведения, библиотеки, учреждал тренинговые программы для учителей и выступал за создание специальных школ, где преподаватели могли бы повысить свою квалификацию. За это Сармьенто называли «президентом-учителем». В 1882 году благодаря Сармьенто был принят закон о бесплатном образовании, который сделал школьное образование бесплатным, обязательным и светским. День его смерти, 11 сентября, был провозглашен Днем учителя в Аргентине в 1915 году.
  • Праздник в Пакистане 11 сентября 2017 года - Национальный деньпамяти Мухаммада Али Джинны. В Пакистане 11 сентября отмечается памятная дата - годовщина смерти Мухаммада Али Джинны. Этого мусульманского политика почитают в Пакистане как отца-основателя национальной государственности. Мухаммад Али Джинна родился 25 декабря 1876 года. Получив образование в Лондоне, он вернулся на родину и открыл адвокатскую практику в Бомбее, став единственным адвокатом-мусульманином в городе. В 1904 году он начал свою политическую карьеру, приняв участие в двадцатом ежегодном собрании Индийского национального конгресса. В 1913 году Джинна вступил в Мусульманскую лигу, но при этом остался членом Индийского национального конгресса. После конфликта с Ганди Джинна отошел от политической деятельности и посвятил себя адвокатской практике, но сохранил членство в Мусульманской лиге. До 1940 года руководство лиги призывало к предоставлению Индии права на самоуправление. Но потом Джинна понял, что при этом в новом государстве будут доминировать индусы, и начал поддерживать план разделения. В результате деятельности Джинны и Мусульманской лиги Британская Индия была разделена на Индийский Союз и Пакистан, а Джинна стал первым генерал-губернатором Пакистана. Основатель Исламской Республики Пакистан и борец за права мусульман умер 11 сентября 1948 года от пневмонии в возрасте 71 года.
  • Праздник в США 11 сентября 2017 года - День патриота. В США ежегодно 11 сентября отмечается День патриота (с 2012 года называемый День патриота и Общенациональный день служения и памяти). Он был установлен в память о 2 977 людях, которые были убиты в результате террористических атак 11 сентября 2001 года. Изначально он назывался День молитвы и памяти жертв террористических атак 11 сентября 2001 года. Президент США Джордж Буш-младший подписал закон об учреждении этого мемориального дня в декабре 2001 года. 4 сентября 2002 года, за неделю до церемонии, было решено изменить название на День патриота. В этот день государственный флаг США (как на территории страны, так и за его пределами) должен быть наполовину приспущен. В 8:46 утра по североамериканскому восточному времени начинается минута молчания - именно в это время первый самолет врезался в Северную башню Всемирного торгового центра. Спустя 17 минут второй самолет врезался в Южную башню. Поскольку День патриота не является федеральным праздником, школы и организации в этот день не закрываются и работают, как обычно. Но многие люди принимают участие в мемориальных церемониях в память о жертвах. Большинство американцев до сих пор называют этот день просто 11 сентября или 9/11.
  • Праздник в Чили 11 сентября 2017 года - День годовщины военного переворота 1973 года, день памяти Сальвадора Альенде. Одной из памятных дат, отмечаемых в Чили, является день годовщины военного переворота 1973 года. Она отмечается 11 сентября, этот день также является днем памяти Сальвадора Альенде, 29-го президента Чили, который был свергнут во время переворота и совершил самоубийство. Сальвадор Альенде придерживался социалистических взглядов. К 1973 году страна разделилась на два враждующих лагеря: сторонники Альенде придерживались левых взглядов и были ориентированы на отношения Чили с СССР, а его противники придерживались правых взглядов и поддерживали сотрудничество с США. 11 сентября 1973 года армия и корпус карабинеров осуществили в Чили военный переворот, в результате которого были свергнуты президент Сальвадор Альенде и правительство Народного единства. В подготовке и осуществлении переворота непосредственное участие принимало ЦРУ США. Альенде погиб в ходе переворота, в 2011 году было подтверждено, что он покончил жизнь самоубийством. Переворот привел к приходу к власти военной хунты и установлению в Чили диктатуры Аугусто Пиночета. Годовщину переворота иногда называют «собственным 9/11 Чили», сравнивая масштабы двух трагедий - государственного переворота 1973 года в Чили и терактов 2001 года в США.
  • Праздник на Каталонии 11 сентября 2017 года - Национальный день Каталонии. Отмечается ежегодно 11 сентября в память годовщины окончания осады Барселоны 1714 года - последнего сражения войны за испанское наследство, которая обернулась для каталонцев утратой автономии. В наказание за поддержку, в том числе военную, каталонским дворянством эрцгерцога Карла VI в его стремлении получить Испанский трон, фактический победитель битвы и войны король Испании Филипп V (в то время герцог Анжуйский) упразднил все права и привилегии Королевства Арагона и Каталонии, которое прекратило своё существование. В 1980 году возобновивший деятельность Женералитат Каталонии (автономное правительство) своим первым решением провозгласил 11 сентября Диадой - Национальным днем Каталонии. Националистически настроенные каталонские организации и политические партии традиционно возлагают цветы к памятнику Рафаэлу Казанове в Барселоне, который сыграл большую роль во время осады Барселоны в 1714 году, возглавив на заключительном её этапе силы городской самообороны Барселоны от французско-испанской армии и, стал одним из «столпов» каталонского национализма. На протяжении дня происходят разнообразные политические акции, демонстрации, концерты и праздничные мероприятия. Многие горожане Барселоны цепляют на одежду полоски с национальной символикой, на балконах вывешивают национальные каталонские флаги.

11 сентября отмечается 1 православный церковный праздник. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 11 сентября

Усекновение главы Иоанна Предтечи

О мученической кончине Предтечи Господня в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелия от Матфея (Мф. 14:1-12) и Марка (Мк. 6:14-29). Однако Священное предание Апостольской Церкви сохранило некоторые подробности этих событий, происходивших незадолго до Распятия и Воскресения Христова.

После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею. У него была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Пророк Иоанн неоднократно обличал его, но царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева. Все же святой Иоанн Креститель был посажен в темницу царем Иродом (Лк. 3, 19-20).

В день своего рождения Ирод устроил богатый пир, на котором перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом. Иродиада научила дочь просить голову святого Иоанна Крестителя. Ирод опечалился: он боялся гнева Божиего за убийство пророка, но не мог нарушить неосторожной клятвы.

Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломии. По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Неистовая Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело святого Иоанна Крестителя взяли его ученики и погребли его.

Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Саломия переходила зимой реку Сикорис и провалилась под лед. Она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шею. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери - жены Ирода четверовластника - двинул свои войска против нечестивого царя и нанес ему поражение. Римский император Гай Юлий Цезарь Калигула (37-41 гг.) в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

Через много лет после казни Иоанна Крестителя, когда земля, в которой покоился сосуд со святою главой Предтечи, перешла в собственность благочестивому вельможе Иннокентию, этот сосуд был обретен при строительстве церкви, Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим при этом чудесам и знамениям. Но перед своей кончиной, боясь как бы святыня не была поругана иноверцами, он снова скрыл ее в том же месте.

Прошло много лет, церковь, построенная Иннокентием, пришла в запустение. Во время правления императора Константина Великого двум инокам, пришедшим на поклонение в Иерусалим, дважды явился святой Иоанн Креститель и указал место нахождения своей честной главы. Откопав святыню, иноки положили ее в мешок из верблюжьей шерсти и отправились домой, но по дороге встретили незнакомого горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Тогда горшечнику явился сам Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков вместе с ношей. В семье горшечника честная глава хранилась и передавалась из поколения в поколение в запечатанном сосуде, пока ею не завладел священник Евстафий, зараженный ересью арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Когда же его кощунство открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Емессы, надеясь впоследствии снова забрать ее. Но Бог этого не допустил. В пещере поселились благочестивые иноки, и возник монастырь.

В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу святой Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 8 марта (24 февраля ст. ст.).

Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой святителя Иоанна Златоуста, глава святого Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин (около 810 – 820 гг.), - в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию (847 – 857) ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена в указанном патриархом месте около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне. Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи - 7 июня (25 мая ст. ст.).

В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.

Приметы и традиции

На Руси история Иоанна Предтечи была хорошо известна. Она горячо переживалась нашими предками и породила много апокрифических пересказов. Имена Саломии и Иродиады обозначали женское злодейство и коварство. Иродиадами или дочерями Ирода были названы 12 лихорадок.

С этим днем связано немало примет и запретов. Считается, что в этот церковный праздник нельзя петь и плясать, рубить капусту, срезать мак, копать картофель, рвать яблоки, брать в руки косарь, топор, заступу или нож. Даже хлеб ломали руками. Ещё не употребляли борщ или щи (блюда из свежей белокочанной капусты).

В народе говорили, что если на Усекновение главы Иоанна Предтечи резать капусту, то из неё непременно потечет кровь. А у человека, который нарушит запрет и съест что-то круглое, весь год будет болеть голова.

Существует легенда о женщине, срубившей в этот великий церковный праздник капусту, когда же она внесла в дом кочан, то увидела вместо него голову своего ребенка.

11 сентября необходимо соблюдать строгий пост, нельзя есть скоромную пищу. Отсюда и название «Иван постный». Считается, что тот, кто нарушит запрет, в рай не попадет. В народе также эта дата получила название «полетний». Это связано с тем, что наши предки считали, что с этого дня начинается осень.

11 сентября совершали поминовение всех православных воинов, погибших на поле брани. Установлено это поминовение в Русской Православной Церкви ещё при императрице Екатерине II в 1769 году во время войны с турками.

До XIX века в этот день соблюдался торжественный обряд: со всего села к околице собиралась молодежь; туда несли глиняную куклу без головы, одетую в холщовый саван; эту куклу две девушки поднимали и несли к реке, где клали на землю на самом крутом берегу. Толпа, пришедшая с ними, начинала причитать над куклой, как над покойником. После этого двое парней поднимали куклу и бросали в воду.

Наши предки наблюдали за полетом журавлей. Если птицы полетели к югу, то скоро похолодает. Знахари отправлялись в лес собирать коренья. Крестьяне приступали к уборке репы. В некоторых местах устраивали своеобразный «репной праздник», во время которого потчевали бедных и обездоленных.

В этот день угощали родных и близких, а также нищих и странников. Женщины пекли «кулагу», которую готовили из ржаного солода, гречневой или ржаной муки. По внешнему виду она напоминала кашу, но была настолько густой, что её резали ножом. Цвет блюда – от золотисто-розоватого до тёмно-коричневого. На вкус оно кисло-сладкое, с медовым ароматом.

Кулагу варили или заваривали кипятком, ели пресной или закашивали. Блюдо, приготовленное из солода, само по себе имело сладковатый вкус, а кулагу из муки немного подслащивали медом. Обязательно добавляли ягоды, чаще всего калину, аромат которой отлично сочетается с ржаным солодом.


Что нельзя делать в этот день

Также сообщаем важную информацию о том, что нельзя делать на Усекновение. В церкви этот день – строгого поста, нельзя есть мясо, молочные продукты, рыбу. Цель однодневного поста в этот день – напомнить о том, к каким страшным последствиям приводит страсть невоздержания (мысль о прелюбодеянии Ирода). Распространены также суеверия о том, что в день Усекновения главы Предтечи нельзя есть пищу круглой формы и использовать рубящие и режущие предметы. На Усекновение не советовали есть круглые фрукты и овощи: яблоки, капусту, картофель, а также красные помидоры, арбузы, потому что они напоминают кровь святого. Это касается и подачи еды. В этот день нельзя есть что-либо, лежащее на блюде — на нем лежала голова Иоанна Предтечи. Запрещалось также петь и танцевать.

11 сентября Православная церковь вспоминает трагическое событие – Усекновение Честной Главы Иоанна Предтечи. На Руси этот праздник известен под названием Ивана Постного или Головосека. Стоит отметить, что ни одного святого наши предки не почитали так строго постом, как Иоанна Крестителя, а день его мученической кончины проводили в строгом воздержании и молитвах.

В Старинных сказаниях Иоанн Предтеча почитается как целитель головной боли. С этой целью есть даже особая молитва святому. Известно, что молитвенное обращение к Пророку Иоанну помогает не только от головной боли, но и исцеляет даже от тяжелых болезней головы. Кроме того, молитвы к святому помогают покаяться, изменить образ мыслей и осмыслить свою жизнь.

Усекновение Главы Иоанна Предтечи: история праздника

Злодеяние, совершенное над пророком Иоанном, потрясло сердца христиан. За то, что пророк обличал царя Ирода Антипа в беззаконии – сожительстве с Иродиадой, бывшей женой родного брата царя, Ирод заключил его в тюрьму. Простой народ любил Иоанна Крестителя и считал его великим пророком, поэтому Ирод, несмотря на просьбы Иродиады, не стал его убивать.

В честь дня рождения Ирода был устроен пир, на котором Саломея, дочь Иродиады, настолько очаровала именинника своим танцем, что он пообещал выполнить любое её желание. По наущению матери Саломея попросила принести ей на блюде голову пророка. Ирод был сильно опечален такой просьбой, но не сдержать своего обещания он не мог. В темницу был послан страж, который отсек голову Иоанн, а Саломея на блюде принесла её матери. Иродиада надругалась над отсеченной головой и бросила её в грязное место. Тело Иоанна Крестителя погребли его ученики в самарянском городе Севастия.

Считается, что пророк пострадал за истину как добрый воин Небесного Отечество, по этой причине в православных храмах в день его памяти совершается поминовение воинов, погибших, защищая Родину. Установили такое поминовение в 1769 году во время войны России с Польшей.

Усекновение Главы Иоанна Предтечи: традиции и обычаи празднования

На Руси последняя страница жизни Иоанна Крестителя была хорошо известна, горячо переживалась народом и породила множество апокрифических пересказов. Имена Саломеи и Иродиады стали нарицательными обозначениями женской хитрости и коварства. Не случайно 12 лихорадок называли Иродиадами или дочерями Ирода.

День, когда церковь вспоминает смерть пророка через усекновение главы, отмечался строгим постом. Пост этот имел свои особенности: в пищу нельзя было употреблять яблоки, картофель, лук, капусту ягоды, арбузы, орехи и другие продукты, имеющие круглую форму или хотя бы отдаленно напоминающие голову.

В этот день ничего не варили. Грехом считалось в руки брать нож и что бы то ни было резать. Строгий запрет существовал на веселье, особенно на песни и пляски, потому что именно пением и плясками дочь Иродиады выпросила голову пророка.

Верили, что если в этот день разрезать кочан капусты, то из него непременно потечет кровь, а если человек 11 сентября съесть что-либо круглое, то весь год у него будет болеть голова.

Народные названия дня – «Иван постны», «полетний», «полетовщик» ‒ отражают не только необходимость соблюдать пост, но и окончания лета и наступления осени. Последнее вылилось в распространенных приметах и присловьях:

Иван постный пришел, лето красное увел.

С постного Ивана не выходит мужик в поле без кафтана.

Иван Предтечи гонит птиц за море далече.

Иван постный – осени отец крестный.

Примечали, что:

  • если к этому времени журавли полетели на юг, то зима будет ранней;
  • скворцы не улетают в теплые края – к сухой осени;
  • темными вечерами тянутся стаи грачей – к хорошей погоде.

С этого дня начинали убирать репу. Крестьяне справляли своеобразный «репной праздник». Помня о том, что день постный, они ничего не пили, не пели песен и не танцевали, но накрывали столы и угощали нищих.

К этому времени старались убрать коноплю: Если до Ивана постного не выберешь коноплю, то весь пост просидишь без масла . Стоит напомнить, что до середины XIX века на Руси не знали подсолнечника и растительное масло получали из семян конопли и льна. Его использовали в обычные и праздничные дни, а особенно много в период Великого поста.

На Ивана постного собирали коренья, веря, что они в этот день обладают особыми целебными свойствами. Ещё верили, что 11 сентября активизируется нечистая сила, по селениям могут ходить колдовки и что-то выпрашивать у жителей. Давать им ничего нельзя, иначе накличешь на свой дом беду. Чтобы колдовка не смогла войти в избу в дверь затыкали иголку, а ещё у ворот или под порогом зарывали мак с семенами.

Видео: Усекновение главы пророка, предтечи и крестителя господня Иоанна

Loading...Loading...