9 июля православный. Церковный Православный праздник июля

Тихвинской иконы Божией Матери (1383).

Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, одна из икон, написанных святым апостолом и Евангелистом Лукой. В V в. из Иерусалима была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы. Усердием великого князя Василия Ивановича (1505-1533) вместо деревянного храма был возведен каменный. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной. В 1613-1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Так, однажды, в виду приближавшегося шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери. Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство. После чудесной победы над шведами в монастырь прибыли царские послы. Сняв список с чудотворной иконы, они отправились в деревню Столбово, в 50 верстах от Тихвина, где 10 февраля 1617 года был заключен мир со шведами. Главною порукою мира с русской стороны был принесенный список с чудотворной иконы. Впоследствии этот список был принесен в Москву и поставлен в Успенском соборе, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе. Всероссийское празднование Тихвинской иконе Божией Матери, прославленной неисчислимыми чудотворениями, установлено Церковью в память ее чудесного явления и одоления врагов предстательством Богородицы.

Сегодня, 9 июля, по народному календарю праздников отмечается день Давида Земляничника. Его так назвали от имени святого Давида Солунского, память которого почитают православные христиане в этот день.

В народе Даниила нарекли Земляничником, потому что в день его именин начинали поспевать ягоды земляники, и можно было отправляться за ними в лес. Это было одним из самых долгожданных лакомств. У праздника есть и другие названия: Тихвинская, Тихвинская ягодница, Давид земляничный, Явление иконы Тихвинской Божьей Матери, Медосбор и другие.

История жизни Давида Земляничника, традиции этого дня

Давид Солунский родился в Месопотамии между 450 и 460 годами. С юных лет он изучал святые писания и служил Богу. Прибыв в Фессалоники (старославянское название города – Солунь), Давид стал монахом Кукуллатского монастыря. Он подражал святым столпникам, потому три года провел на миндальном дереве. Когда получил знамение свыше, перебрался в отдельно стоящую хижину, в которой прожил примерно 70 лет.

За строгую отшельническую жизнь Господь даровал ему силу видеть будущее и совершать чудеса. Из жилища святого изливался божественный свет, посмотреть на который приходили многие горожане.

Когда Давид пришел к императору, чтобы передать прошение от фессалоникийцев о переносе административного центра, он взял в руки угли, разжег их на руке и удерживал до тех пор, пока не получил согласие правителя. Вернувшись, отшельник попрощался с друзьями, помолился и предал душу Господу.

Традиции на день Давида Земляничника

Интересно поверье, что в этот день можно без проблем получить деньги в долг, только надо положить в карман три ягоды земляники.

Восточные славяне в этот день перед Тихвинской иконой Божьей Матери молятся о сохранении и здравии младенцев, а перед Седмиозерной иконой Божьей Матери молятся об избавлении от эпидемии, от стихийных бедствий.

Памятные даты и приметы этого дня

Землянику русские люди любили всегда, особенно дети - для них она была одним из главных лакомств. Об этой ягоде сложено множество поговорок - например, такая: «Первую ягоду в рот кладут, а вторую в дом несут». Что наши предки хотели этим сказать, понятно: трудно удержаться от соблазна отведать первую поспевшую землянику, а уже после, утолив голод, можно заняться и заготовкой ягод.

Седмица 7-я по Пятидесятнице, продолжается Апостольский пост (Петров пост), постный день. Установлены следующие памятные даты:

  • Явление Тихвинской иконы Божией Матери;
  • День памяти преподобного Давида Солунского (Фессалоникийского);
  • День памяти святителя Дионисия, архиепископа Суздальского;
  • День памяти преподобного Иоанна, епископа Готфского;
  • День памяти священномученика Георгия Степанюка, пресвитера;
  • Обретение мощей преподобного Тихона Луховского, Костромского чудотворца;
  • Перенесение мощей преподобного Нила Столобенского;
  • «Одигитрия» Седмиезерной; Лиддской (Римской); Тихвинской; Нямецкой - икон Божией Матери.

Если в этот день идет дождь, то такая погода установится до осени. Если ясно и тепло, то до конца лета небо будет безоблачным.

Если день жаркий, то в течение сорока дней продержится палящая засуха, прохлада придет лишь в сентябре.

Если день засушливый, то грибы появятся в лесу только к осени.

Рассада хорошо впитывает влагу – ближайшие дни будут сухими. Если земля остается влажной, то скоро пойдут дожди.

Если ягод земляники много, то зима будет холодной.

Земляника созрела – срок сева овса прошел.

Свиньи или мыши грызут сухую траву – сенокос будет неудачным.

Чтобы люди согласились одолжить денег в этот день, нужно взять с собой стебельки земляники.

* Преподобного Давида Солунского (ок. 527-548). *** Тихвинской иконы Божией Матери (1383). Преподобного Тихона Луховского, Костромского (обретение мощей, 1569; 1503).
Мучеников Петра и Павла братьев и Галликана Римских (IV). Святого Ферапонта. Преподобного Иоанна, епископа Готфского (VIII); Анфиона. Святителя Дионисия, архиепископа Суздальского (1385). Священномученика Георгия (Степанюка) пресвитера, Алма-Атинского (1918). Икон Божией Матери: Лиддской (Римской, I); Нямецкой (1399); Седмиезерной (XVII).

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери и своем первообразе находилась в Тихвинском монастыре у г. Тихвина (Ленинградская губ.). Событие явления иконы произошло в 1383 году 26 июня, в княжение великого князя Дмитрия Донского - рыбакам на Ладожском озере, которые над водою увидели икону Божией Матери в необыкновенном свете. Предание говорит, что икона находилась раньше в Царьграде (Константинополе), куда Она была принесена в V веке императрицей Евдокией из Иерусалима. Для иконы, впоследствии названной Тихвинской, построили храм под именем Влахернского. Во время торжества иконоборчества Она была скрыта в обители Пантократора Вседержителя, а при победе православия вновь водворена во Влахернском храме. За 70 лет до падения Царьграда икона перешла в 1383 году в Новгород. Заключают это из следующего: вскоре по явлению иконы в Тихвине некоторые новгородские купцы были в Царьграде и посетили патриарха. В беседе с ними патриарх спросил: «Нет ли в России слухов о чудо творной иконе Богоматери, которая пребывала в Царьграде и неизвестно куда скрылась». Тогда-то купцы и передали ему, как явилась в Тихвине икона.
Патриарх из сопоставления времени, когда икона исчезла и явилась, пришел к заключению, что это Цареградская икона. Патриарх рассказал при этом, что икона несколько раз скрывалась из Царьграда и являлась опять. «Ныне же за гордость нашу и неправды она нас совсем оставила» - заключил патриарх. Вблизи Тихвина икона появлялась в разных местах, и там, где Она останавливалась, от Нее были чудеса молящимся и на этих местах устраивались храмы и часовни. На месте вблизи Тихвина, где Икона являлась неоднократно, был поставлен деревянный храм, который через некоторое время сгорел, причем Икона осталась невредимою.
По повелению великого кн. Василия Иоановича (1505-1533) на этом же месте была построена каменная церковь. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной. В 1613 - 1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Так, однажды, в виду приближавшегося шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери. Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство. После чудесной победы над шведами в монастырь прибыли царские послы. Сняв список с чудотворной иконы, они отправились в деревню Столбово, в 50 верстах от Тихвина, где 10 февраля 1617 года был заключен мир со шведами. Главною порукою мира с русской стороны был принесенный список с чудотворной иконы. Впоследствии этот список был принесен в Москву и поставлен в Успенском соборе, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе.
Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, одна из икон, написанных святым апостолом и Евангелистом Лукой.
Всероссийское празднование Тихвинской иконе Божией Матери, прославленной неисчислимыми чудотворениями, установлено Церковью в память ее чудесного явления и одоления врагов предстательством Богородицы. Особенно прибегают к этой Иконе при болезнях детей. Икона довольно значительных размеров: длиною 1 аршин 2 вершка (80,02 см), шириною 14 вершков (62,5 см). Замечательно, что одна из рук Богоматери отличается необыкновенной теплотою, ощутимой для губ при прикладывании. По России было распространено громадное количество списков с Тихвинского первообраза и многие из этих списков были прославлены чудесами.

Преподобный Давид

Преподобный Давид подвизался в Фессалии. С молодых лет он возлюбил Бога и, оставив мир, построил себе шалаш под миндальным деревом, в 3 верстах от города, и здесь прожил 79 лет, терпя холод и зной и соблюдая строгий пост. Приходивших к нему он учил благочестию и таким образом делал много добра. Бог прославил его еще при жизни: всякую ночь люди видели, что из его шалаша исходил свет. Скончался преподобный в 540 г.

Святой Дионисий

Святой Дионисий был архиепископом Суздальским. В молодых летах, по примеру киевских подвижников, он выкопал себе пещеру на берегу р. Волги, в 3 верстах от Нижнего Новгорода, и стал подвизаться здесь. К нему начали собираться любители безмолвия, и в 1335 г. он основал тут монастырь - Нижегородский-Печерский, в честь Вознесения Господня. Св. Дионисий был человек образованный. Святитель Алексий, митрополит Московский, лично знал добродетели и образованность его и поставил его епископом Суздальским и Нижегородским. Св. Дионисий боролся с ересью так называемых стригольников, последователей цирюль-ника-лжеучителя, многие из которых отвергали воскресение мертвых, писания святых апостолов и правила соборов. На пути из Константинополя в Москву, после посвящения в московские митрополиты, он был задержан в Киеве литовским князем. Здесь он был в заключении, проводил время в посте и молитве и скончался в 1385 г. Погребен в Антониевых пещерах, где открыто почивают его мощи.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
11.03.2019 -
12.03.2019 -
13.03.2019 -

Судьба этой православной святыни тесно переплетается с историей государства Российского. Это икона царей и воинов. В рукописных "Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери", наиболее ранние из которых датируются рубежом XV — XVI веков, ее появление в новгородских пределах, на берегу реки Тихвинки, относится к 1383 году.

С середины XVI века икону, "иже явилась на Тихвине", стали отождествлять либо с Одигитрией из Влахернского храма в Константинополе, откуда незадолго до взятия города турками она чудесно перенеслась на берега реки Тихвинки, либо с "Богоматерью Римляныней", считавшейся списком с нерукотворного Лиддского образа начала VIII века, который во времена иконоборчества, по преданию, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим, а потом тем же путем вернулся.

После падения Константинополя и присоединения Новгорода к Москве явление иконы «на Тихвине» стало восприниматься как избрание Богородицей нового своего "удела" — Святой Руси, ставшей Третьим Римом.

Великий князь Василий III приехал сюда на богомолье после развода с бездетной первой женой и женитьбы на Елене Глинской - он тогда усердно посещал святые места и делал щедрые вклады в монастыри и соборы, молясь о даровании наследника. С этого времени Тихвин стал «царским богомольем». Высочайшие особы посещали его вплоть до начала ХХ века.

Иван Грозный с особым благоговением относится к этому образу. Он приезжал в Тихвин перед венчанием на царство — получить благословение на титул царя ("цезаря") от святыни, почитаемой за римскую и константинопольскую: ведь Москва — Третий Рим.

В 1560 году по приказу царя в Тихвине возвели три деревянных монастыря: Большой Богородицкий мужской монастырь вокруг Успенского собора, Введенский девичий и в трех верстах — Николо-Беседный.

Первый царь новой династии, Михаил Федорович, продолжал традицию — по случаю обеих своих свадеб присылал в Тихвин дары, а его самого в Костромском Ипатьевском монастыре мать, старица Марфа, списком с Тихвинской иконы благословила на царство.

Когда же шведы в 1617 году потерпели поражение от русских и в деревне Столбово перед ликом Тихвинской Богородицы царь Михаил Федоровичем и король Густав II Адольф писали мир, по его условиям шведский король признал династию Романовых, положив начало ее международному признанию — до этого "самопровозглашенное" царство признавала только Англия. С тех пор началось всероссийское почитание образа, это царство благословившего.

Воинская слава Тихвинской иконы тоже началась в XVII веке. А в 1812 году с нее был сделан список, получивший название "Тихвинская-Ополченная". В начале XIX столетия фрегат "Тихвинская Богородица" плавал в эскадре контр-адмирала Сарычева между Кронштадтом и Любеком, а иеромонахи Тихвинского Богородицкого монастыря окормляли Российский военный флот. "Тихвинская-Ополченная" была в русской армии и во время Крымской войны. А в 1941 году, по московскому преданию, чудотворную Тихвинскую икону на самолете обнесли вокруг столицы, и вслед за этим начался разгром фашистов под Москвой.

Сам же оригинальный образ до 1941 года — после закрытия в 1924 году Тихвинской обители — находился в Тихвинском краеведческом музее, потом, во время оккупации, был вывезен немцами в Псков и дальше — в Ригу, наконец, оказался в американской оккупационной зоне в Германии, а закончил путь в Чикаго.

Там икона хранилась в Свято-Троицком соборе, где настоятелем был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), который и вывез ее в 1949 году, а затем его приемный сын протоиерей Сергий, всю свою жизнь посвятивший сохранению святыни. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится.

В 1991 году отец Сергий Гарклавс побывал в Тихвине и подтвердил, что вернет икону после возрождения духовной жизни в монастыре и обеспечении сохранности образа в стенах Успенского собора.

В 1995 году Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь был открыт и началось его восстановление. Через год в отреставрированном и освященном Успенском соборе возобновилась праздничная служба в честь Тихвинской иконы Божией Матери. А в 2004 году после 60 лет странствий икона была торжественно возвращена в обитель.

Loading...Loading...