Адрес Рождественской церкви. История строительства церкви

… а также, возможности APS-С объектива Sony SEL-1018 10-18 mm F/4 OSS
с применением полнокадровой фотокамеры Sony Alpha A7R



Всего 61 фото

Сегодня я хочу рассказать о Храме Рождества Христова в Беседах . Мой интерес к этой замечательной церкви, как образцу возвышенной шатровой архитектуры совсем не случаен. Не так давно, я был просто очарован шатровым , что находится совсем недалеко от храма «бесединского» и, также возведен на высоком правом берегу Москва-реки. Эти церкви сходны не только тем, что они расположены рядом, но и также связаны общей историей, временными рамками периода строительства шатровых церквей на Руси и духовными принципами закладываемыми в основу их возведения... К тому же, эти земли, как оказалось, очень древние и, задолго до появления здесь царских сел, в этом благодатном местечке селились наши многочисленные славные предки. Река, плодородные заливные луга, густые леса сполна кормили их и обеспечивали всем, что нужно для жизни в крепком достатке. Красота этих мест и изобилие разнообразной дичи обусловили вконец появление здесь и великокняжеских сёл.

Этот материал преследует две цели - рассказать о моих впечатлениях об этом замечательном и возвышенном храме и, заодно, - протестировать «кропнутый» объектив Sony SEL 10-18 mm F/4 OSS в связке с новой полнокадровой фотокамерой Sony Alpha A7R. Для тех, кто интересуется этой темой - будет довольно любопытно. Все фото этого поста как раз и сделаны этой, хоть и не предназначенной друг для друга, но довольно премилой парочкой…) Выводы о результатах взаимодействия камеры и объектива - в самом конце этого поста.


Беседы начинают упоминаться в летописях связанных с именем великого князя Дмитрия Донского. Времена тогда были тяжелые и смутные. Лишь пару лет прошло с тех пор как татарский воевода Бегич был разгромлен в Рязанской земле и, тогда Мамай в ультимативной форме пригрозил Дмитрию опустошением русских земель и обещанием обложить непомерной данью русских за их строптивость. Как раз во время пребывания Дмитрия в этом царском селе и пришло ему известие о том, что Мамай с неисчислимым войском идет на Москву. И в этом месте, на высоком берегу Москвы-реки, и был раскинут княжеский шатер, где проходила «беседа», военный совет великого князя с его верными и приближенными соратниками - двоюродным братом Владимиром, князем Серпуховским, князем Боброком Волынским, женатым на его сестре, князем Белозерским, отважным воином и храбрым воеводой Тимофеем Васильевичем Волуем и многими другими.
02.

После этой великой победы, Дмитрий был наречен Донским и повелел возвести на том месте, где проходила судьбоносная «беседа» церковь Христову в честь ознаменования победы на Куликовском поле. С тех пор это место и называется Беседы. Уже через два месяца после великокняжеского повеления здесь построили деревянную церковь Рождества Христова.

Двести лет спустя церковь стала ветхой, село Беседы постепенно приходило в упадок и, лишь в конце XVI века здесь снова возрождается жизнь. В 1584 году на царство венчается сын Иоанна Грозного - Феодор Иоаннович. Во время совершения этого торжественного обряда, родственники царицы Ирины - Борис и Дмитрий Годуновы держали царские скипетр и венец. С этих пор Годуновы, будучи приближенными царя, получают привилегии и богатые недвижимые активы. Царь пожаловал боярину Дмитрию Ивановичу лучшие подмосковные земли и поместья, куда вошло и село Беседы. Вскоре, подав царю Феодору челобитную, боярин Дмитрий с его согласия начинает строить в своем селе каменную церковь в честь Рождества Христова на том месте, где когда-то стояла старая, деревянная. Активное участие в этом строительстве в вотчине своего дяди принимает и Борис Годунов, щедро жертвуя и деньгами, и строительным материалом, а впоследствии и дорогую церковную утварь для украшения внутреннего пространства этой церкви.
03.


В 1598-1599 гг. было завершено сооружение, хоть и небольшого, но величественного храма, сходного своим стилем с Коломенским и Островным, возведенными примерно в эти же годы. Бесстолпный одноапсидный храм, стоящий на фундаменте глубокого подклета, поднимается нижним каменным четвериком, который переходит в средний восьмигранный барабан и заканчивается открытым внутрь высоким шатром. Переход от четверика к восьмерику конструктивно осуществлен при помощи «тромпов» и внешне декорирован системой ярусов кокошников. (тромп - сводчатая конструкция для перехода от четырехгранного объема к восьмигранному, имеющая вид арки с конической внутренней поверхностью). Подклет, четверик и апсида сложены из белого камня, доставленного из ближней Мячковской каменоломни. Тщательно обтесанный, этот камень является облицовкой как внутренней, так и внешней сторон церкви, верхняя часть которой была сложена из кирпича. Кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочка́ми увенчивается маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Связи в нижнем и среднем ярусе были дубовые, а в верхнем ярусе - железные. По стройности пропорций и законченности форм храм стоит в ряду лучших шатровых сооружений своего времени, значимость которого сохраняется и в наше время.
04.

Первоначально основное здание храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним западным входом, над которым высилась шатровая звонница. Эта обширная паперть соединяла небольшие пристроенные два придела, которые были освящены в честь великомученика Феодора Стратилата, небесного покровителя царя Феодора Иоанновича и великомученика Димитрия Солунского, святого покровителя Димитрия Годунова, владельца Бесед.
05.

Таким образом, прослеживается особое внимание, которое было оказано при сооружении этой церкви со стороны не только семьи Годуновых, но и самого царя Феодора Иоанновича, а в последствии и царя Алексея Михайловича. После низвержения и смерти царя Бориса последовало падение всего рода Годуновых, а за этим и страшная смута на Руси. В смутное время село Беседы переходит к другим владельцам...

В 1646 году, спустя год после воцарения Алексея Михайловича Романова, Беседы становятся дворцовым селом. В 1889 году об этом достоверно пишет известный исследователь русской старины A. Mapтынов: «Некогда в церкви стояло царское место. Судя по прежнему устройству этого села и по вкладам в этот храм царя Алексея Михайловича, сей государь, его предки и потомки любили и посещали Беседы, доставлявшие им приволье для отдыха и охоты...».
06.

(на гравюре угадываются силуэты Храма Вознесения
и "Дворец царя Алексея Михайловича" в Коломенском)


Тогда же иконописцы на двух больших иконах изобразили лики тезоименитых святых семейства царя Алексея Михайловича: на одной - св. Алексия человека Божия и Марии Египетской, а на другой - св. Феодора Стратилата и святых мучениц Ирины и Софии.

Поскольку Беседы значились в церковных книгах дворцовым государевым селом, то, как и в других подобных подмосковных селах, там были государевы хоромы, царские сады, рига, житницы и конюшни. От первых теперь нет и следа - время и пожары истребили все царское хозяйственное заведение. И лишь о последних замечательных конюшнях напоминает теперь Конюшенный овраг (о нем чуть позже).

От прежнего быта остался единственный памятник — каменная древняя шатровая церковь, которая является жемчужиной не только села Беседы, но хорошо известна как у нас в России, так и далеко за ее пределами.

В 1765 году Екатерина II жалует своему фавориту - графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому село Беседы и, в придачу соседнее село Остров. Новый хозяин, в основном, пребывающий в северной столице и царских дворцах, не слишком часто навещает свои подмосковные поместья. Беседы снова начинают постепенно приходить в запустение… я уже выкладывал материал в свое время.

В начале XIX века, а точнее в 1815 году начинается новый период в обновлении этого храма - старая каменная ходовая паперть, сооруженная когда-то вокруг храма, была разобрана и, с южной стороны, пристраивается небольшой придел в честь святого Пророка Илии. В 1820 году был построен более обширный северный придел Покрова Пресвятой Богородицы. Одновременно сооружается трехъярусная колокольня, увенчанная высоким шатром, которую мы можем видеть и сейчас.
07.

В 1882 году внутри церкви была выполнена монументальная масляная роспись на штукатурной основе на темы евангельской истории и в строгом академическом стиле. Внутренний декор всего храма помимо настенной живописи дополняют отдельные иконы, среди которых особо чтимая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радости», украшенная бисером семью лампадами и ажурным балдахином, а также больших размеров икона ХVIII века «Воскресение Христово» в киоте, образ святителя Николая Чудо-творца с чудесами в золоченой ризе ХVIII века и другие достопримечательные святые иконы, такие как большая икона Святого Трифона, кто так сильно привлекает в последнее время мое внимание.

Следует отметить, что в главном алтаре храма по сей день стоит древний каменный престол, который теперь покрыт золоченым, с эмалевыми вставками, металлическим облачением. Вышеупомянутый А. Мартынов еще в начале XIX века писал, - «... лет тому за 60, по сказанию 75-летнего причетника в «печурке» (небольшой нише) этого престола был найден деревянный сосуд «Святая Чаша», выточенный из березы и покрытый красной краской. На чаше этой написан масляной краской Деисус (изображения Христа и значимых святых в "иконостасной традиции") и восьмиконечный крест на Голгофе». Подобные сосуды в свое время находили в Троице-Сергиевой Лавре. Такие деревянные чаши употреблялись для богослужения в первенствующей древней церкви. Также в этом алтаре тогда были найдены и древние святые антиминсы (в древней Византии эти, в основном льняные, платки-антиминсы с зашитыми в них мощами святых прикреплялись или прибивались к престолу). К сожалению, эти артефакты не дошли до наших дней.

В период от 1917 года до 30-х годов прошлого века Бесединский храм был закрыт и в нижнем его помещении, где также находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, были превращены местным совхозом в овощехранилище. Во время Великой Отечественной войны, в 1943 году храм Рождества Христова был, наконец передан в пользование верующим. 21 сентября 1999 года Храм праздновал свое 400-летие.

Немного отвлекаясь, хочу сказать, что, к моему удивлению, в сети практически отсутствуют старые фото этого храма, поэтому свой рассказ о его истории я, по возможности, экологично перемежаю историческими портретами русских царей, имевшими отношение к "бесединскому" храму)

Как видите - это славное место, которое, находится совсем рядом с Москвой - ехать до него на автомобиле вообще проще простого - от Бесединской развязки на МКАД - меньше минуты. Надо сказать, что, проехав развязку в сторону области, не следует поворачивать вправо куда идут все автомобили, а ехать надо сразу прямо по невзрачной сельской асфальтированной дорожке. Движение на этом плавно-резковатом повороте интенсивное, - поэтому внимательней к встречному трафику…


Удивительное ощущение - Храм изначально очень «теплый и родной» - ты как будто погружаешься в его приветливую и одновременно возвышенную энергетику. Сразу спадает напряжение и такая привычная городская суета в сознании. Храм уже́ начинает «говорить с тобой», хотя ты, только пока еще, приближаешься к нему… Знакомое ощущение! Именно такие похожие и характерные чувства я остро- восторженно испытал недавно в дворцовом селе Остров на месте возведенного . Чрезвычайно интересно!

Церковь вся в зелени, поэтому я даже поначалу огорчился, что сделать общие фото будет затруднительно, но оказалось, что рядом с церковью, на месте древнего Конюшенного оврага, сейчас обустроен премилый камерный церковный сквер с дорожками для неспешных прогулок и, там же - возведена маленькая водосвятная часовня пророка Илии с одноименным святым источником. Именно оттуда и сделаны основные ракурсы этой чудной церкви, что будут ниже…

Однако, для начала, войдем в церквь, немного осмотримся и попытаемся уловить ее духовную атмосферу... Снимать в церквях традиционно запрещено, но в «немосковских церквях» такие запреты не так сильны, так и в этом случае - я сделал здесь несколько фото внутри храма.
09.

Отмечу сильнейшее впечатление от так называемой «намоленности» церкви и ее неповторимого богатого торжественного внутреннего убранства. Храм этим впечатляет и поражает. Несмотря на то, что церковь сельская - сильно чувствуется молитвенное внимание бывших "сильных мира сего" и сегодняшних прихожан.
10.

Повторюсь, но храм воистину «намоленный» - другого слова в качестве эквивалента не подберешь - этого совсем поначалу не ожидаешь - "проваливаясь" и растворяясь в густой и золотистой энергетике храма Рождества Христова. Вот уж куда определенно рекомендую съездить и ощутить это все. По сходному общему впечатлению, исходя из вышеуказанных факторов, могу сравнить эту церковь по ощущениям, пока только, с храмом Знамения на Рижской в Москве, где находится в том числе чудотворная икона святого Трифона с его мощами.
11.

Поскольку я поначалу немного напутал с настройками камеры, а в глубине храма было, к тому же, очень темно, - последующие три фото получились очень шумными, так, что уж не сильно взыщите).
12.

На переднем плане - икона "Святителя Николая Чудотворца с "чудесами"...
13.

Кстати, я очень интересуюсь , чувствуя к этому святому, какое то бессознательное трепетное влечение и, одной из причин посещения церкви Рождества как раз и явилось нахождение в ней древней и большой иконы святого Трифона в одном из приделов храма. Иконы святого Трифона довольно редки в Москве и каждая встреча со святым Трифоном для меня очень важна и волнующа… На фото ниже - икона святого Трифона, она находится в средней его части и чуть правее - у арки.

Интересная наблюдение - храм не хочется покидать, несмотря на то, что вроде бы все осмотрел и "впитал"...
15.

А теперь, все же, выйдем из храма и обойдем его вокруг. Примечательно, что здесь, на его территории, бережно сохранены многие старые надгробия, в отличие от большинства существующих храмов, чьи погосты не выдержали испытания периода большевизма. Воистину, как раз здесь видна и проявлена "любовь к отеческим гробам"...
16.


17.


18.


19.


20.

Я не просто так акцентирую внимание на некрополе Храма Рождества в Беседах - здесь создается удивительно-цельное впечатление о храме и всём, что его окружает - возникает осознание бережного и удивительно кроткого отношения к истории, внимания к уже почти бызымянным людям, кто приходил сюда, - к Храму, молился и думал о Вечном... Определенно сто́ит, вот так, спокойно, поразмышлять здесь, вдали от городского шума и, "выключить" будоражащее и терзающее душу человеческое Сознание...
33.


34.


35.


36.


37.

38.

Я сделал попытку обойти церковь вокруг ее ограды... С левой стороны это не сильно удалось - из-за лающих собак без привязи) И это фото - как раз слева...
39.

А это - справа - со стороны церковного сквера...
40.

А это - уже со стороны старого церковного пруда...
41.

А вот и сам церковный пруд... Здесь где-то бъет святой источник... Забор, который вы видите на верхнем фото, огораживает старый овраг, в котором обустроен небольшой уютный парк-сквер - мы туда еще с вами скоро вернемся...
42.

А эту пару фоток храма я сделал со стороны склона Конюшенного оврага..., наверное, все же, он это и есть...
43.


44.

Поначалу я подумал, что свер закрыт, но висячий замок на калитке оказался одетым только на одну петлю и дверца легко открылась... Спускаясь по ступенькам в парк сразу видишь трогательную водосвятную часовню Пророка Илии...
45.


46.

Прогулка по церковному скверу (а фактически когда-то - древнему оврагу), доставила мне не только удовольствие, но и истинное умиротворение и реальную разгрузку ума. С удивлением и, по новому, я начинал понимать, что каждый построенный когда-то храм несет в своей уникальной и индивидуальной истории частичку Большой Истории нашей Родины. От прошедших и недавних смутных времен начала прошлого века еще осталось достаточное количество церквей, чьи устремленные к Небесам главы могут многое рассказать тому, кто Задает Вопросы, да и просто взирает на них, пропуская через себя их возвышенную Красоту и, не только архитектуры, но прикасаясь к коллективному бессознательному нашего народа, которое может приоткрыть в результате свои тайны и донести нам чувства и эмоции давно ушедших в Вечное предков...
61.

P.S. для тех, кто заглянул сюда ознакомиться с фото снятыми на фотокамеру Sony Alpha A7R с "кропнутым объективом" Sony SEL-1018 10-18 mm F/4 OSS: Все фото для этой статьи, как я уже и говорил, целиком сделаны этой любопытной парочкой. Виньетирование, естественно, проявляется на крайних фокусных - особенно на 10-12 и 17-18 мм. Комфортные для съемки фокусные расстояния соответственно - 13-15 мм. Легкое виньетирование, конечно, проявляется и на этих фокусных, но оно совсем не так критично как на крайних. Наверное, Вы обратили внимание, что много фото в этом посте обрезаны "под квадрат" и это не удивительно, - все же объектив "кропнутый" и легче поступить с виньетками именно так. Также, в углах, некоторых горизонтальных и вертикальных кадров пришлось поработать штампом в Ps... Но, как, все же, снимает полнокадровая камера Sony Alpha A7R с этим объективом в плане качества и удобства!? И имеет ли право на жизнь его использование именно с семейством A7? Эти вопросы довольно актуальны для тех, у кого есть этот объектив 10-18 из уходящей в историю семейства NEX, и тех, у кого уже куплена новая полнокадровая "семерка" или только немечается к приобретению, а парк существующей кропнутой оптики хочется все же использовать...

В какой-то степени качество фото на широком угле даже выше, чем у . Картинка получается прозрачная, детальная и довольно качественная. Присутствуют, как водится, геометрические искажения и, здесь, могу только порекомендовать внимательней к построению кадра касательно вертикалей и горизонталей - по моим ощущениям - риск испортить кадр довольно высок. Я испытывал 10-18 на "соньке" для того, чтобы понять для себя, а может ли он заменить пока еще не выпущенный в продажу и не сильно бюджетный по цене новый широкоугольник-зум Sony Vario-Tessar T* FE 16-35 мм F4 ZA OSS!? (Замечание - объектив Sony FE 16-35 выпущен в октябре 2014 года. Мой обзор о нем: оказалось - может, но с парой серьезных оговорок - снимать им на полнокадровой камере возможно, но с заведомо осознаваемым присутствием виньетирования - необходимо делать существенную поправку на нее, возможно, путем обрезки. Временно, при отсутствии полнокадрового широкоугольного объектива или необходимого бюджета им можно делать неплохие снимки - в плане широкого угла, он вполне справляется с этой задачей. Об уровне качества и детальностьи возможно судить по фото из этого поста, причем некоторые кадры изначально "строились" провоцируя критические условия по свету и соотношению "светов и теней". Но,в общем и целом, 10-18 "не подкачал". Я снимал им и другие архитетектурные объекты и доволен полученным результатом.

Храм построен в 1839-83, разрушен в 1931, воссоздан в 1995-2000 на Пречистенской набережной левого берега реки Москвы.

Решение о строительстве храма в память Отечественной войны 1812 принял император Александр Первый 25 декабря 1812. Первоначальный проект (архитектора А.Л.Витберг) предусматривал возведение собора на вершине Воробьевых гор (вблизи нынешнего здания университета); заложен в 1817. После того, как на престол взошел император Николай Первый, Витберг попал в опалу, строительство приостановилось, а в 1827 специальная комиссия после экспертизы проекта определила, что бровка Воробьевых гор не выдержит гигантской нагрузки, и строительство храма было прекращено.

В 1831 новый проект стал осуществлять архитектор К.А.Тон (при участии архитектора А.И.Резанова и Л.В.Даля). Император Николай Первый предложил расположить собор-памятник на повороте Москвы-реки, у начала Пречистенского бульвара, на месте существовавшего здесь с 1571 Алексеевского монастыря. В 1837 монастырь был переведен в Красное село и . 10 сентября 1839 произошла закладка собора, который строился на средства казны и народные пожертвования. Только на сооружение его стен пошло 40 миллион штук кирпичей. В 1855 водружен крест (на несколько метров выше колокольни Ивана Великого), сняты леса, но продолжались отделочные работы. Тематику скульптурного убранства фасадов разработал митрополит Московский Филарет (сюжеты христианских праздников по дням совпадали с дата – решающих сражений - при Клястицах, Полоцке, Тарутине, Бородине, Малоярославце, селе Красном, Кульме, Лейпциге и др.; на наружных стенах - скульптурные изображения святых - заступников России - благоверного князя Александра Невского, Даниила Московского, преподобного Сергия Радонежского и Иосифа Волоколамского, блаженного Василия, Московского чудотворца, царевича Димитрия, князя Михаила и Федора Черниговских, преподобного Саввы Звенигородского, Великого князя Владимира и Великой княгини Ольги, апостола Андрея Первозванного, великомученика Георгия Победоносца и др.; горельефы чудотворных икон Божией Матери - Владимирской, Смоленской, Иверской, Казанской, большие скульптурные композиции). Работа над мраморными барельефами и скульптурным декором шла 17 лет (скульпторы А.И.Логановскйй, П.К.Клодт, Н.А.Рамазанов и др.). 23 года создавались живописны; картины, иконы, главный и два придельные иконостаса (художники А.Г.Марков, Ф.А. Бруни, П.В.Басин, Н.А.Кошелев, И.М.Прянишников, В.П.Верещагин, В.И.Суриков, Т.А. Нефф, Г.И.Семирадский, К.Е.Маковскиг В.М.Васнецов и др.). Удалось достичь гармоничного сочетания инкрустаций из цветного мрамора, не только украшавших фриз, но создававших узор пола, с росписями как орнаментальными, так и сюжетными. Подсвечники, паникадила, многие украшения бронзовые (работа архитектора Л.В.Даля). Для храма отлили 14 колоколов.

Собор был освящен 26 мая 1883 и стал самым высоким зданием Москвы (103,5 м самым большим храмом России, вмещавшим одновременно 10 тысяч молящихся.

15 августа 1917 в соборе открылся Поместный собор Русской Православной Церкви, восстановивший патриаршество, и 5 ноября на нем избрали первого, после двухсотлетнего синодального периода, Патриарха Всероссийского. Им стал митрополит Московский Тихон (Белавин). В 1989 он причислен к лику святых. В 1917-19 ключарем собора был священномученик Александр Хотовицкий. В феврале 1918 для предотвращения закрытия собора создано Братство Храма Христа Спасителя.

В 1922-23 собор захватили обновленцы.

В 1931 закрыт.

Отдельные фрагменты скульптурного (несколько горельефов) и живописного убранства передали в филиал Научно-исследовательского музея скульптуры в Донском монастыре и в Третьяковскую галерею. На месте собора началось строительство грандиозного (проектная высота - 480 м) Дворца Советов (архитектор Б.Д.Иофан), прерванное в 1941 Великой Отечественной войной. Сооруженный фундамент Дворца был использован для устройства в 1960 открытого плавательного бассейна «Москва».

В 1990 Священный Синод РПЦ благословил возрождение Храма Христа Спасителя и обратился в Правительство России с просьбой восстановить его на прежнем месте. В 1991 на месте алтаря храма построена временная часовня иконы Божией Матери «Державная» (впоследствии разобрана). В 1994 правительство Москвы приняло решение о воссоздании храма в прежних архитектурных формах (за исключением измененной нижней части - стилобата). Закладка состоялась 7января 1995 (архитектор М.М.Посохин, А.М.Денисов, инженер В.И.Фадеев). В 1996 в соборе состоялось первое Пасхальное богослужение. Наружная (горельефы под руководством скульптора Ю.Г. Орехова, бронзовые двери под руководством скульптора З.К.Церетели) и внутренняя отделка завершена к 2000. Освящение главного престола Святейшим Патриархом Алексием Вторым в сослужении собора архиереев состоялось 19 августа 2000.

Собор в русско-византийском стиле, похож на древнерусские храмовые постройки. В плане - крестообразный с центральным большим золоченым куполом, опирающимся на 4 столпа с колокольнями на углах, увенчанными золочеными куполами. На уровне звонниц - смотровая площадка. Стены храма возведены на основе монолитного железобетонного каркаса с наружной отделкой кирпичом и затем облицованы мрамором, главы - на основе металлического каркаса.

В стены верхнего храма были вставлены 177 мраморных досок с текстами рескриптов и манифестов императора Александра Первого, описанием сражений, перечислением отличившихся командующих (имена) и полков (названия), именами погибших и награжденных.

Центральный престол храма, посвященный празднику Рождества Христова, отмечавшегося в день, когда последний воин Наполеона покинул пределы России, находится за главным иконостасом собора. Его художественным прообразом послужил киворий (алтарная сень), бывший над престолом в храме Святой Софии в Константинополе (ныне Стамбул) и имевший вид позолоченной пирамиды, покоившейся на колоннах. Перед иконостасом, с левой стороны, икона Рождества Христова, точная копия Иерусалимской, привезена Святейшим Патриархом Алексием Вторым из Святой Земли.

В нижней, стилобатной, части

Наименованию приделов храма соответствуют названия приделов . В облицовке центрального престола использован мрамор из Святой Земли (Вифлеем). В круговой галерее храма - экспонаты истории Храма Христа Спасителя. В этой части собора разместился зал Соборов РПЦ, в котором также организуются православные концерты (1200 мест), зал Синода, другие административные помещения.

Престол в верхнем храме - Рождества Христова приделы: правый, южный - святителя Николая Чудотворца, левый, северный - святого благоверного князя Александра Невского; престол в нижнем - Спаса Преображения; приделы: правый, южный - преподобного Алексия, человека Божия, левый, северный - Тихвинской иконы Божией Матери.

В 1994-95 на территории, примыкающей к Храму Христа Спасителя, около набережной реки Москвы возведён приписанный к нему , построен в стиле деревянных храмов конца XIX - начала XX веков. Внутреннее убранство и иконостас в этом же стиле (Т.Н.Кудрявцева и И.Г.Тимофеева). В основание алтарной части вложены святыни со Святой Земли, камни с Соловецких островов и из дома Ипатьева в Екатеринбурге, освященные кровью Новомучеников Российских.

Рождество Христово. Роспись храма Христа Спасителя

Храмов, посвященных Рождеству Христову в Москве не так много, но зато в их числе - главный храм Москвы и всей России - храм Христа Спасителя. Его главный придел освящен во имя Рождества Христова.

Дева днесь Пресущественнаго раждает,
И Земля вертеп Неприступному приносит,
Ангели с пастырьми славословят,
Волсви же со Звездою путешествуют,
Нас бо ради родися
Отроча младо, Превечный Бог

Роман Сладкопевец. Кондак Рождества Христова

Храм Христа Спасителя — главный престол храма второго этажа — во имя Рождества Христова.


Новорожденный Христос. Фрагмент заалтарной росписи храма Христа Спасителя в Москве



Кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве — кафедральный собор Русской православной церкви (улица Волхонка, 15—17). Существующее сооружение, построенное в 1990-х годах, является внешним воссозданием одноимённого храма, созданного в XIX веке.


Фрагмент бронзовых скульптур на фронтоне храма Христа Спасителя.


Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном, на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1797—1806 и 1814—1815 годов.


Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии по проекту архитектора К. А. Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён 26 мая 1883 года. Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года. Заново отстроен в 1994—1997 годах.


Храм имеет статус Патриаршего подворья.

Храм, на время завершения строительства крупнейший в России, рассчитан на 10 000 человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 80 м шириной. Высота храма с куполом и крестом составляет 103 м (на 1,5 м выше, чем Исаакиевский собор). Возведён в традициях русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около 22 000 м2.


Фрагмент ворот в Храм. Храм Христа Спасителя. Проект храма принадлежит архитектору Константину Тона. Строительство Храма велось около 44 лет.


В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят:

Верхний храм — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет три престола: главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 6 (19) августа 2000 года;

Рождество Христово. Заалтарная роспись храма Христа Спасителя





Нижний храм — Преображенская церковь, сооружённая в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный в честь Преображения Господня и два малых придела в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освящена 6 (19) августа 1996 года.


«Рождественское праздничное богослужение в храме Христа Спасителя». Прихожане и священники на ночном праздничном богослужении в честь Рождества Христова в храме Христа Спасителя.


Поклонение волхвов. Роспись храма Христа Спасителя


Храм Державной иконы Божией Матери, Москва. Комплекс Храма Христа Спасителя
Стилобатная часть, в которой размещаются музей храма, зал Церковных соборов, зал Высшего церковного совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.


Фрагменты разрушенного храма Христа Спасителя, хранившиеся на кладбище Донского монастыря

Храм Рождества Христова в Измайлове


Храм Рождества Христова в Измайлове— православный храм Рождественского благочиния Московской епархии, памятник архитектуры.


Колокольня начала XVIII века, западный фасад

Храм расположен в районе Измайлово Восточного административного округа города Москвы, назван в честь Рождества Христова — одного из главных христианских праздников. Церковь освящена в 1676 году патриархом Иоакимом, являлась (наряду с Покровской церковью и ныне разрушенной церковью царевича Иоасафа) храмом царской резиденции Измайлово.


Иконостас Никольского придела

Храм является памятником архитектуры. Построен артелью костромских зодчих на месте временной деревянной церкви. Имеет три яруса кокошников и пять глав. С севера и с юга к главному объему храма примыкают одноглавые кубические приделы. В конце XVII века пристроена двустолпная палата — трапезная часть храма, а в начале XVIII века барочная колокольня и паперть.


Пятиглавый храм Рождества. 1676

Три иконостаса храма также созданы костромским мастером (Сергий Рожков) в 1678 году. В 1735 году по распоряжению Анны Иоанновны иконы поновлены (цеховым иконописцем Ф. Пискулиным), а в середине XIX века иконостасы и киоты украшены резьбой.


В церкви с 1804 года находится почитающийся как чудотворный Измайловский список иконы Божией матери «Иерусалимская» (почитание с 1771 года, в связи с событиями московской эпидемии чумы и Чумного бунта; в память об этих событиях летом отмечается второе престольное празднество храма)

С 1928 года в храме находится чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1649 году в Оружейной палате Кремля. Эта икона прославилась многочисленными исцелениями от моровых поветрий в 1771 и 1866 годах. В XIX веке икона украшена уникальным чеканным окладом знаменитой фирмы Садиковых.

Храм Рождества Христова в Черкизове


Храм Рождества Христова в Черкизове — православный храм, принадлежащий к Знаменскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви.

Деревяный храм в селе Черкизово известен с 1584 года. Он представлял собой так называемую клетскую церковь, окруженную с трех сторон открытой галереей-папертью с двумя входными лестницами. Храм был построен на дворцовые средства и богато украшен иконами в серебряных позлащенных ризах. Каменный храм построен в 1779-1789 годах на средства графа К.Г. Разумовского и освящен 3 ноября 1789 года. В 1860 году по благословению свт. Филарета Московского храм был расширен и пристроены указанные приделы. Богослужения прекращены в 1938 году, затем в здании размещались различные хозяйственные службы. Храм возвращен Церкви в 1993 году.


Находится по почтовому адресу Ленинградское шоссе, дом № 354. Храм построен в 1779—1789 годах в селе Черкизове в архитектурном стиле, характерном для переходного периода от позднего барокко к классицизму. Церковь имеет статус памятника архитектуры регионального значения

Храм Рождества Христова (Мытищи)


Храм Рождества Христова (Мытищи) — православный храм Мытищинского благочиния Московской епархии.

Храм расположен в городе Мытищи Московской области России (Новомытищинский проспект, д. 6). Главный престол освящён в честь праздника Рождества Христова; приделы в честь праздника Собора святых новомучеников и исповедников Российских, в честь святой Матроны Московской.

Храм Рождества Христова (Немчиновка)

Храм Рождества Христова поселка Немчиновка был открыт в 1914 году, в начале Первой Мировой войны


Россия, Московская область, Одинцовский район, с. Немчиновка, ул. 2-й Просек д. 2-б.

Церковь Рождества Христова — Беседы, XIV век.

О названии села легенда гласит следующее. Накануне Куликовской битвы Великий Князь Дмитрий Донской получил известие об огромном Мамаевом войске, двигающемся на Москву. После этого он решил на берегу реки Москвы раскинуть шатёр и собрать «беседу», то есть военный совет. Здесь воеводы и князья выработали план сражения, и осенью 1380 года разгромили ханские полчища наголову.



Вернувшись в Москву, Дмитрий Донской распорядился на том месте, где он по весне собрал «беседу», поставить церковь Рождества Христова с приделами Димитрия Солунского, Феодора Стратилата и преподобного Феодосия — в память о славной победе. А село стало называться Беседы.

Церковь Рождества Христова — Ильинское (Дмитровский район).




Церковь Рождества Христова — Луховицы


Церковь Рождества Христова в Рождествено мкр. Митино


Храм Рождества Христова — православный храм Истринского благочиния Московской епархии, расположенный в деревне Рождествено Истринского района Московской области. Строительство здания, с колокольней казаковской школы, в стиле зрелого классицизма, было осуществлено по проекту и под руководством архитектора Д. Ф. Борисова, с 1828 года по 1831 год, на пожертвования сельчан.

Первое упоминание о храме встречается в духовной грамоте 1544 года — как церковь Николая Чудотворца. В писцовых книгах 1627—1628 годов фигурирует уже церковь Рождества Христова с приделом св. Николая Чудотворца, которая позже сгорела. Построенный в 1721 году храм также сгорел в 1737 году; последняя, деревянная, была сооружена в 1788 году и, при закладке каменной, перенесена на сельское кладбище.Храм сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны, в боях ноября 1941 — января 1942 года, в 1999 году возвращён церкви, приписан к Казанскому храму в Ламишине.

Адрес: 1-я Муравская ул., 39. М. «Тушинская», авт. 2, 266, 741.Престолы: главный - Рождества Христова; приделы - пророка Илии, свт. Алексия, митрополита Московского.

Церковь Рождества Христова в Рождествено Истринского района Московской области.


Рождествено (Павло-Слободское с/п), село

Храм Рождества Христова (Церковь Рождества Христова в Рождествене-Кутайсове) — православный храм Истринского благочиния Московской епархии, расположенный в селе Рождествено Истринского района Московской области, памятник архитектуры федерального значения


Фот. Носиков С. П.

В 1810 году, владельцем усадьбы Рождествено, графом Иваном Кутайсовым, был заложен новый храм. В 1820 году была освящена, в 1823 году — достроена окончательно, в стиле позднего классицизма с чертами школы Матвея Казакова, с приделами Иоанна Предтечи и Петра и Павла.


Фот. Носиков С. П.

В 1834 году в правом приделе церкви был похоронен строитель храма граф Кутайсов, а в 1848 году его супруга — Анна Петровна. В 1889 году, генерал-майором свиты Илларионм Николаевичем Толстым, наследником Кутайсовых по женской линии (правнуком Михаила Илларионовича Кутузова), была построена церковно-приходская школа.


Интерьер Христорождественской церкви в Рождествене (бывш. Рождествено-Кутайсовых) Московской области.

Фот. Носиков С. П.

Храм был закрыт в 1938 году, в войну не пострадал, после здание использовали, как хранилище удобрений, была сорвана крыша. В 1997 году храм был передан общине, в 1999 году — воздвигнут крест. Церковь восстановлена, но реставрационные работы продолжаются. К храму приписана часовня Александра Свирского.

Церковь Рождества Христова (Рождествено)

Храм Рождества Христова — православный храм Рузского благочиния Московской епархии, расположенный в деревне Рождествено Рузского района Московской области.



Время сооружения первой церкви в селе неизвестно: по имеющимся данным, к 1625 году старое, ветхое здание уже разваливалось и стояло без пения, то есть, не было священника, службы не совершались и в 1627 году владельцами вотчины был построен новый храм.

В 1775 году храм вновь отстроили, опять деревянный, Рождества Христова с приделами Рождества Богоматери, Казанской иконы Божией Матери и Александра Свирского.

Нынешняя, каменная церковь, построена, по одним сведениям, в 1862 году, «тщанием прихожан», по другим — в 1859 году, по проекту и под руководством архитектора Дмитрия Борисова — каменное однокупольное здание в псевдорусском стиле, с шатровой колокольней. Церковь имела три придела: главный — Рождества Христова, также Казанской иконы Божией Матери и пророка Илии.

В советское время, в конце 1930-х годов, храм закрыли, настоятель, Емельян Гончаров, был расстрелян в 1937 году на Бутовском полигоне.

Храм возвращён верующим в 1990-е годы, требуются восстановительные работы, летом, один раз в месяц, совершаются молебны

Церковь Рождества Христова во Фрязино


Храм находится при городской больнице г. Фрязино Щелковского р-на, МО. 31 мая 1999 г. в День Святого Духа совершилось освящение места строительства нового храма на территории больницы г. Фрязино. При поддержке главного врача больницы М.В. Гольца и главы города Савченко Владимира Петровича в том же году начато строительство самого храма. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II новый больничный храм стал носить имя Рождества Христова в честь 2000-летнего Юбилея Христианства. Основателями и строителями храма также являлись Мартиросян Г.А., Зенов А.А. и Крестин В.Н. С 2003 г. в новом храме совершаются Богослужения.




Фот. Чеботарь Александр Мирчевич

Церковь Рождества Христова в городе Фрязино Московской области, мозаичная икона Богоматери Знамение на южном фасаде храма.

Фот. Чеботарь Александр Мирчевич

Питер - город безупречной красоты, радующий своих жителей и гостей образцами великолепной архитектуры. В числе прочего это справедливо и в отношении многих храмов Северной столицы. К примеру, одна из красивейших находящихся в Санкт-Петербурге, это храм на Коллонтай. О нем и пойдет речь ниже.

История строительства церкви

Храм этот совсем молодой и располагается в месте, где исторически никакого культового сооружения не было. В сентябре 2002 года на том месте, где стоит церковь, при исполнении своих служебных обязанностей погиб сотрудник милиции. В память о нем и было выбрано место инициативной группой, которая лоббировала идею постройки храма еще с 2001 года.

В начале декабря 2002 г. верующие Владимиру, управляющему Санкт-Петербургской кафедрой, с прошением о назначении в новообразованный приход в качестве настоятеля священника Олега Жаворонкова. В феврале-марте прошение было удовлетворено. Одновременно с подачей прошения на месте будущего храма был установлен крест. А формальная регистрация прихода состоялась 2002 года. Первоначально для прихода была построена деревянная временная церковь, в которой можно было бы совершать богослужения, пока строится каменный В ноябре 2003 года эта часовня была освящена иерейским чином, и с тех пор в ней стали совершаться регулярные богослужения. В августе 2004 года состоялась заливка бетона под фундамент будущего храма. Бетон при этом был замешан на святой воде, взятой из 24 источников. А в сам фундамент были вложены камни и почва со священных для православных верующих мест: Синайской горы, Иерусалима, Афона, Вифлеема и ряда паломнических центров России.

Заложен на Коллонтай был в 2005 году. Строительством руководил архитектор А. М. Лебедев. А уже в 2006 году были освящены и водружены накупольные кресты, а на храмовую колокольню повешены колокола. За основу храма был взят Пятиглавие Рождественской церкви с византийскими куполами снискало ей славу Санкт-Петербургского храма Христа Спасителя. Византийский архитектурный стиль в Российском церковном зодчестве - это довольно редкое явление.

Описание храма

Рождественская церковь имеет сразу четыре престола. Центральный, как это следует из названия, посвящен празднику Рождества. Северный придел освящен, как и временная деревянная часовня, в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Южный придел своим патроном имеет святого великомученика Георгия Победоносца. И еще один Всесвятский престол расположен в крестильном храме на цокольном этаже.

Начало богослужений

Первое освящение церкви иерейским чином состоялось в 2008 году в начале января. Тогда же в нем была совершена первая литургия. В течение нескольких последующих лет еще продолжались работы по отделке храма и его облагораживанию. В частности, во всех приделах были установлены иконостасы, в нефе храма установлены резные киоты, написаны иконы.

Приход храма Рождества Христова на ул. Коллонтай: расписание

Богослужения и таинства в церкви совершаются ежедневно по следующему расписанию.

Будние дни :

  • 9-30. Исповедь.
  • 10-00. Литургия.
  • 18-00. Вечернее богослужение.

Выходные дни:

  • 9-30. Исповедь.
  • 10-00. Литургия.
  • 12-00. Встреча с катехизатором.
  • 13-00. Крещение.
  • 18-00. Всенощное бдение.

По вечерам среды, вторника и воскресенья храм Рождества Христова на Коллонтай включает в вечернее богослужение пение акафистов:

  • В среду - акафист Божией Матери «Утоли моя печали».
  • В воскресение - акафист Иисусу Сладчайшему.
  • Во вторник - акафист великомученику Пантелеимону.

Адрес Рождественской церкви

Располагается храм Рождества Христова на Коллонтай, 17, Санкт-Петербург. Ближайшая станция метро - "Проспект Большевиков".

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА В ПАЛАШАХ
Малый Палашевский пер., 3

На месте нынешнего Музея Революции в XVI в. находилась усадьба дьяка М.Г. Мисюря с ветряной мельницей. В усадьбе жили пашенные крестьяне дьяка, построившие в 1573 г. церковь «Рождества в палачах», по которой названы Палашевские переулки, где жили палачи, не только казнившие преступников, но и наказывавшие виновных палками. Палашевские переулки названы в XVIII в. по урочищу «Палаши», где якобы жили в XVII в. мастера, ковавшие палаши – род прямых сабель. Более вероятно, что здесь в XVII в. жили палачи, исполнители смертной и «торговой» казни. Последняя заключалась в наказании палками или кнутом. Об этом говорит название бывшей здесь церкви Рождества в палачах.
Церковь сооружена в 1573 г. Иваном Грозным.
Церковь основана в начале XVI в. Вновь выстроена в 1573 г. В 1657 г. была еще деревянной. Каменная освящена в феврале 1692 г. Придел св. Николая известен с 1722 г. с южной стороны трапезной. В 1815 г. храм обновлен и устроен придел Богоматери «Взыскание погибших». В 1836 г. построена новая трапезная и приделы перенесены в нее. Главный иконостас 1774 г. в нем были старые иконы. Шатровая колокольня древнее церкви – она поставлена по благословенной грамоте от 21 июля 1644 г.
В феврале 1925 г. незадолго до кончины, всенощную в храме совершил св. Патриарх Тихон.
Церковь начали разрушать в 1935 г., кончили в 1937 г. На ее месте выстроено типовое 4-этажное школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещается средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков всероссийского хорового общества.
Святыня храма – икона Богоматери «Взыскание погибших» – уцелела, она передана в ближайшую действующую церковь Воскресения на Успенском Вражке. Происходит икона из храма Рождества Христова, что в Палашах, куда была передана благочестивым прихожанином этого храма. По преданию, это была чтимая семейная святыня, передававшаяся по наследству из рода в род. Последний ее владелец был вдов и один воспитывал сирот-дочерей. Он горячо молился перед семейной иконой о благополучии его дочерей. Усердная молитва его была услышана. Владелец иконы по особому указанию в сновидении передал образ в Палашевский храм. Во время Отечественной войны 1812 г. храм Рождества в Палашах, как и многие другие, был разграблен, икона Божией матери «Взыскание Погибших» разбита на части и брошена. После изгнания неприятеля остатки чтимой святыни были найдены среди поруганного церковного имущества. Вскоре стараниями художника Т. Г. Мягкова чтимая икона была восстановлена. Усердием прихожан в 1815 г. прежний Покровский придел Христорождественского храма был переименован и освящен в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

Loading...Loading...