Алтайский владыка. «Плачущая» во время боевых действий икона Божией Матери «Утоли моя печали»

На Алтае епископ Барнаульский и Алтайский Сергий служит с 6 июня 2013 года. Владыка принципиально не даёт интервью СМИ. Но для портала сайт сделал редкое исключение, так как до назначения в Сибирь, он много лет служил в Прибалтике, в Эстонии.

- Владыка, можно ли научить молиться? По-настоящему, искренне, а не просто выучить слова из молитвослова?

Научить человека молиться? Прежде всего надо научить его думать. Нужно с самого раннего возраста в ребенке воспитывать ответственность за себя,за свою жизнь и жизнь окружающих людей, задумываться над происходящими событиями. Если с детства наши сыновья и дочери научатся понимать, где добро, а где зло, они непременно получат дар Божий, коим является вера. Тогда молитва станет для человека естественным состоянием, состоянием открытой Богу души.

Ваше преосвященство, каждый христианский проповедник несёт в мир свет евангельских заветов. Дело это очень нелёгкое, порой неблагодарное. Истины Священного Писания доходят не до каждого и не каждый с ними согласен. Как Вы относитесь к непониманию?

Стремлюсь к тому, чтобы этого не происходило.

Нынче многие люди, рассказывая о своей жизни, говорят, что они переживают «трудные времена» Какие ассоциации у вас вызывает это словосочетание?

Самые трудное для меня время -это время, когда я нахожусь в разладе с самим собой

- И что Вы тогда делаете?

Как и любой человек - мучаюсь.(Смеётся.) Любая неудача - своего рода испытание, которое Господь посылает нам для нашего же вразумления. И это испытание, поняв его смысл, надо преодолеть. Если не бороться с упадком душевных сил, то можно легко впасть в уныние, а оно считается одним из наиболее тяжких грехов. Избежать его можно помощью молитвы, поста, а также чтения Библии, Евангелия и произведений отцов церкви.

-Вам это помогает?

Всегда. Нужно не жалеть самого себя, как зачастую с нами бывает, а, с Божьей помощью, исправлять и лечить свою душу.

— Ваше преосвященство, важнейшим шагом в приобщение людей к православию должно стать более тесное взаимодействие Церкви со СМИ. Каким Вам видится такое сотрудничество?

— Церковь высоко оценивает роль СМИ в формировании религиозного сознания. И Святейший Патриарх Кирилл не раз подчеркивал, что «перед Церковью стоит важная миссионерская задача — научиться вести проповедь с широким использованием тех возможностей, которые сегодня предоставляют средства массовой информации».Современные масс-медиа сформировались вне Церкви. И сама Церковь относительно недавно стала на равных правах с другими общественными институтами взаимодействовать со СМИ. Приобретённый опыт показывает, что средства массовой информации дают широкие возможности для православной проповеди, которая во все времена имела неизменную и единственную цель — спасение человеческой души, сохранению и утверждению в нашей повседневности высоких морально-нравственных принципов, данных нам в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Церковь всегда обращала пристальное внимание на то, как и в каких формах следует обращаться к сердцу человека в ту или иную эпоху. В наши дни это предполагает активное присутствие Церкви в информационном пространстве, в чем, я думаю, заинтересовано как государство, так и всё общество в целом. Следует заметить, что здесь многое зависит от настроений самого журналистского сообщества. И тут всё далеко не так благополучно, как хотелось бы. Так что изменение морально-нравственного климата в СМИ, это очень сложная, комплексная задача, но ее общими усилиями она вполне решаема.

— Владыка, в некоторых светских СМИ образ Церкви бывает довольно искажён. Это проявляется в отборе и подаче новостей, так или иначе связанных с жизнью Церкви. На Ваш взгляд, на что следует обращать особое внимание в публикациях, связанных с православной тематикой?

— Конечно, на этические и духовно-нравственные проблемы. С христианской точки зрения, СМИ могут и должны, во-первых, говорить людям о том, что доброта в межличностных отношениях существует, что она и есть подлинная красота, несущая в себе мир и радость, а люди, согласно Евангелию, призваны быть её носителями. Во-вторых, они должны обличать пороки во всех их проявлениях и показывать всю их пагубность. Надо убеждать зрителей, читателей и слушателей в том, что без упорной работы над собой, борьбы со своими страстями, без поста и молитвы, без организации собственной личной и общественной жизни на основе евангельских заветов человек обречён на душевные, а нередко и на физические страдания
Считаю, что разгул безнравственности в светских СМИ не так уж трудно предотвратить. Надо лишь ввести в содержание лицензии пункт об обязательном соблюдении элементарных норм нравственности и художественного вкуса. Речь здесь идёт не о цензуре, а о нетерпимости к морально-нравственной глухоте — единственной нетерпимости, которая должна существовать в информационной среде нашей страны.

Владыка, Вы учёный-богослов,специалист по гомилетике, дисциплины, преподаваемой в духовных учебных заведениях и предназначенной для подготовки священников к проповеднической деятельности. Что Вы можете сказать о нормах современного русского языка. Не кажется ли Вам, что наши современники стали менее культурными и говорят на языке, все более отдаляющимся от того, на котором писали Пушкин и Гоголь?

Здесь очень трудно дать какую-либо оценку, потому что мы часто обвиняем нынешнюю молодёжь в бескультурье просто потому, что их поведение не соответствует нашим представлениям и стандартам, сформированном несколько десятилетий назад. Но если молодые люди не всегда в ладу с лексикой и стилистикой языка нашей молодости, это совсем не доказывает того, что они стали менее культурны или образованны.

Общество меняется, меняется язык и сами определения, которые мы вкладываем в понятие «культура».Скажем, культура дореволюционной России, советская культура и российская культура наших дней явления далеко не равнозначные.

Нынешний русский язык не только значительно отличается от языка Пушкина, и Карамзина, от которых нас отделяют два столетия. Он заметно отличается от языка недавно ушедших Вознесенского и Ахмадулиной. Сегодня юноши и девушки проводят значительную часть своего времени в виртуальном мире компьютеров, где нормой считается короткие фразы электронных сообщений. Прекрасен был язык писателей XIX века. Но вряд он сегодня может подойти для современных информационных коммуникаций.

Сегодня молодежь оказывается самой беззащитной перед мощным натиском пропаганды греха и вседозволенности. Она в буквальном смысле слова дезориентирована и не знает, кому и во что верить.Что может здесь сделать церковь?

Вы правы. Молодые люди ориентированы на сугубо мирские интересы, к которым их, помимо всего прочего, подталкивают возраст и окружающая действительность,

Им трудно понять слова апостола Иоанна Богослова: «Не любите мира, ни того, что в мире, потому что все в мире — похоть очей, похоть плоти и гордость житейская» (1 Ин. 2, 15-16). Поэтому убедить их в правоте апостольских слов и поразмышлять над ними -дело очень непростое.

Но как бы сложна и трудоемка ни была эта работа, делать ее необходимо, потому что молодежь — будущее нашей страны и нашей православной Церкви.
К сожалению, СМИ до предела снижают роль религиозного морально-нравственного влияния на личные и социальные поступки человека и зачастую сводят их мотивацию лишь к простым соображениям материальной выгод, старась в качестве примера для подражания навязать обществу идеи бездумного потребительства.

Христианство предлагает молодым людям формировать свой духовный мир на примерах православной духовности и стать творцами и мыслителями, достойными сынами своего великого Отечества.

Беседовал Михаил Попенко


Справка.

Согласно решению Священного Синода Преосвященным Барнаульским и Алтайским епископом и ректором Барнаульской духовной семинарии назначен владыка Сергий.

Правящий архиерей родился 29 августа 1957 г. в с. Троицкое Ливенского р-на Орловской обл. Там же закончил среднюю школу, служил в рядах Вооруженнывх Сил, трудился водителем на авто предприятии. Закончил семинарию и Духовную академию в г. Москве. Кандидат богословия по кафедре гомилетики.После окончания академии служил в Пюхтицком монастыре Эстонской епархии. В разное время был настоятелем Воскресенского собора в г. Нарва, Александро-Невского собора и Храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Таллин. За многогранную плодотворную деятельность владыке Сергию присвоено звание «Почетный гражданин г. Нарва».

В 2003 г. переведен в Москву сотрудником Отдела внешних связей Московского Патриархата и назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. Служил настоятелем храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца при Посольстве Российской Федерации в Праге и других православных храмах Чехии.

16 марта 2012 г. избран епископом Каменским и Алапаевским,а в конце мая текущего года решением Священного Синода назначен Преосвященным епископом Барнаульским и Алтайским.

Награждён орденами преподобного Сергия Радонежского, золотым крестом святых Кирилла и Мефодия, медалями и другими знаками церковного отличия.

Дата рождения: 29 августа 1957 г. Страна: Россия Биография:

Родился 29 августа 1957 г. в с. Троицкое Ливенского р-на Орловской обл., крещен во младенчестве.

Обучался в средней школе с. Троицкое и в школе № 2 г. Ливны. В 1975-1977 гг. служил в рядах Вооруженных сил. В 1978 г. работал шофером на автопредприятии, затем трудился в Сергиевском храме г. Ливны.

В 1979-1982 гг. обучался в Московской духовной семинарии, в 1982-1986 гг. — в . Кандидат богословия по кафедре гомилетики.

21 ноября 1985 г. в Покровском храме МДА ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Александром (Тимофеевым) рукоположен во диакона, а 23 февраля 1986 г. — во иерея.

В 1986 г. после окончания академии летом Русской Православной Церкви направлен на служение в Эстонскую епархию. С 1 февраля 1987 г. по май 1992 г. служил в .

15 апреля 1992 г. согласно резолюции назначен настоятелем Воскресенского собора в г. Нарва. В 1998-2001 гг. руководил строительством нового храма в г. Нарва в честь иконы Божией Матери «Нарвская».

1 июня 2000 г. митрополитом Таллинским Корнилием назначен настоятелем Александро-Невского собора в г. Таллин.

24 мая 2015 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя г. Москвы Святейшим Патриархом Кириллом в сан митрополита.

Сергий, митрополит Барнаульский и Алтайский (Иванников Сергей Иванович)

Дата рождения:
29 августа 1957 г.
Дата хиротонии:
18 марта 2012 г.
Дата пострига:
5 января 2004 г.
Страна:
Россия

Биография:

Родился 29 августа 1957 г. в с. Троицкое Ливенского р-на Орловской обл., крещен во младенчестве.

Обучался в средней школе с. Троицкое и в школе № 2 г. Ливны. В 1975-1977 гг. служил в рядах Вооруженных сил. В 1978 г. работал шофером на автопредприятии, затем трудился в Сергиевском храме г. Ливны.

В 1979-1982 гг. обучался в Московской духовной семинарии, в 1982-1986 гг. — в Московской духовной академии. Кандидат богословия по кафедре гомилетики.

21 ноября 1985 г. в Покровском храме МДА ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Александром (Тимофеевым) рукоположен во диакона, а 23 февраля 1986 г. — во иерея.

В 1986 г. после окончания академии летом Учебным комитетом Русской Православной Церкви направлен на служение в Эстонскую епархию. С 1 февраля 1987 г. по май 1992 г. служил в Пюхтицком монастыре.

15 апреля 1992 г. согласно резолюции Святейшего Патриарха Алексия II епископом Таллинским Корнилием назначен настоятелем Воскресенского собора в г. Нарва. В 1998-2001 гг. руководил строительством нового храма в г. Нарва в честь иконы Божией Матери «Нарвская».

На Пасху 2000 г. удостоен права ношения палицы.

1 июня 2000 г. митрополитом Таллинским Корнилием назначен настоятелем Александро-Невского собора в г. Таллин.

В 2002 г. получил гражданство Эстонской Республики. 19 июня 2003 г. постановлением Нарвского городского собрания присвоено звание «Почетный гражданин г. Нарва».

Указом митрополита Таллинского Корнилия 1 июня 2003 г. освобожден от должности настоятеля Александро-Невского собора и назначен настоятелем храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Таллина.

1 ноября 2003 г. переведен в Москву. Назначен сотрудником Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

5 января 2004 г. в Успенском соборе г. Смоленска председателем ОВЦС митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне — Патриарх Московский и всея Руси) пострижен в монашество с именем Сергий.

Определением Священного Синода от 25 марта 2004 г. назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме.

В 2004 г. возведен в сан игумена.

Определением Священного Синода от 11 апреля 2006 г. (журнал № 9) освобожден от обязанностей члена Русской духовной миссии в Иерусалиме и назначен настоятелем храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца при Посольстве РФ в Праге (Чехия).

Определением Священного Синода от 12 октября 2007 г. (журнал № 98) направлен в клир Православной Церкви Чешских земель и Словакии по просьбе ее Предстоятеля Блаженнейшего Митрополита Христофора, где нес послушание настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище г. Праги до 5 февраля 2012 г.

28 августа 2009 г. Блаженнейшим Митрополитом Христоформ удостоен права ношения второго креста с украшениями.

Решением Священного Синода от 16 марта 2012 г. (журнал № 18) избран епископом Каменским и Алапаевским.

Наречен во епископа 16 марта в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве. Хиротонисан 18 марта за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 29 мая 2013 г. (журнал № 43) назначен Преосвященным Барнаульским и Алтайским.
Решением Священного Синода от 05 мая 2015 г. (журнал № 5) назначен Митрополитом Барнаульским и Алтайским, главой Алтайской митрополии.

Образование:

1982 г. — Московская духовная семинария.

1986 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).
Епархия:
Барнаульская епархия
(Правящий архиерей)

Научные труды, публикации:
Слово архимандрита Сергия (Иванникова) при наречении во епископа Каменского и Алапаевского.
Награды:

Церковные:
1985 г. — медаль прп. Сергия Радонежского II ст.;
1996 г. — медаль св. блгв. кн. Даниила Московского;
2001 г. — медаль прп. Сергия Радонежского I ст.;
2007 г. — орден прп. Сергия Радонежского III ст.;
2007 г. — золотой крест свв. Мефодия и Кирилла Православной Церкви Чешских земель и Словакии;
2012 г. — орден прп. Сергия Радонежского II ст.

Светские:
2003 г. — «Почетный гражданин г. Нарва».

- Владыка, Вы возглавили Барнаульскую епархию в середине прошлого года. В каком состоянии Вы нашли нашу епархию? Ведь всегда ведь есть какие-либо проблемы…

Внешне кажется, что это так. В Церкви очень много новоначальных, еще не узнавших истинной сути церковной жизни людей, и они, естественно, ошибаются, поступают иногда не так, как принято. Но они постепенно преображаются, поэтому смотреть нужно по итогам, а не по процессу. В церковной организации иногда бывают недостатки: что греха таить, сами вносим иногда сумятицу, но каемся, исправляемся и возвращаемся на путь истинный.

В нашей епархии на Алтае предыдущими архиереями все было заведено по порядку, по правилам. Мои предшественники, епископы Антоний и Максим, многое сделали для того, чтобы здесь утверждалось православие, истинная духовная жизнь. Было открыто множество приходов, монастырей. Если учесть, что епархии всего-то 20 лет, и практически с нуля создана большая церковная структура, из которой осенью прошлого года уже была выделена самостоятельная Горно-Алтайская епархия. Это показатель духовного роста Церкви на Алтае.

- В епархии Алтайского края есть задачи, которые Вам необходимо решить в первую очередь?

Есть недоработки, но нам они нужны, чтобы сохранялась динамика и сила роста. Еще требуется довести до нормального состояния отдельные приходы, храмы. Не завершились устроения обителей - их у нас шесть. Нужно, чтобы была налажена и материальная база, и духовная жизнь. Для этого требуется титанически работать тем людям, которые призваны созидать церковные общины.

- Планируете ли Вы строительство новых храмов и если да, то где?

Строительство храмов не только планируется, но и идет полным ходом! В первую очередь это касается Барнаула. У нас запланировано строительство кафедрального собора, которого, к сожалению, пока нет. Пока еще идут процессы согласования, выделения, оформления участка земли. Каждая столица епархии должна иметь такой центральный собор, в котором располагается кафедра правящего архиерея и епархиальное управление. К сожалению, пока у нас в этом направлении вопрос не решен, но мы находим поддержку и полное одобрение со стороны губернатора и краевой администрации. Мы надеемся на успех.

Помимо этого, у нас на территории Барнаула есть еще 8 зарегистрированных общин, в которых отчасти согласовано строительство храмов и оформляется документация. В частности, речь идет о восстановлении храма на Нагорном кладбище, уже забытом и заброшенном. Мы хотим обратить внимание населения края на то, что на кладбище должен стоять храм как место молитвы о тех, кто ушел в мир иной. Этот вопрос решается, и в ближайшее время, даст Бог, строительство возобновится. Вы знаете, что там были определенные препятствия, в том числе непонимание истинных причин со стороны людей, у которых сама идея строительства храма вызвала возмущение. Теперь кладбище вместе с храмом будет восстановлено и благоустроено как силами верующих людей, так и городской администрации и общественности.

Положительно решается вопрос о передаче нам другого кладбищенского храма - Кресто-Воздвиженского, где сейчас располагается планетарий. Уже принято решение о передаче этого здания Церкви. Я надеюсь, что в ближайшее время положительно решится вопрос о переносе планетария в более подходящее для этого здание. Как только разрешится эта проблема, храм сразу начнет функционировать. Там тоже было кладбище, и сейчас это парк, но действующий храм будет напоминать жителям, что они находятся на месте упокоения наших предков, которое должно быть почитаемо.

- Владыка, а на территории районов и других городов края будет что-то строиться?

В пределах края у нас сейчас в стадии созидания около 30 храмов. Интересно, что иногда в районных центрах нет храмов и нет желающих их строить, а вот в отдаленных деревушках - есть. Сейчас завершается строительства храма в Троицком, заложен фундамент храма на родине Роберта Рождественского - в селе Косиха. Сейчас возводится храм по программе "Казачьи рубежи России" на границе с Казахстаном - в селе Малиновое Озеро. Строятся храмы в Старобелокурихе и в Заринске, есть проект восстановления храма в Солоновке, в Благовещенке, Степном Озере. Скоро будем освещать еще один храм вблизи Бийска, а в самом Бийске восстанавливается Сретенский храм. Планировали построить храм в селе Верх-Обское, но пока там нет инициаторов. Однако родина Михаила Евдокимова находится под пристальным вниманием администрации края, и я думаю, что в рамках какой-либо краевой программы храм там появится вместе с мемориалом в память о нашем губернаторе и великом, талантливейшем артисте. У нас есть Клуб православных меценатов, и по его инициативе уже приступили к строительству храма в районном центре Топчиха. Строительство храмов идет в Мамонтово, Волчихе, где строится великолепный храм по уникальной монолитной технологии. В Славгороде закладывается два храма - Александро-Невский и кафедральный собор. Реставрируется великолепный храм в Камне-на-Оби, заложено два храма в поселке Фирсова Слобода и в новостроящемся поселке неподалеку от него. Ведется строительство в селе Бобровке. Однако тяжелее всего согласовывать и строить храм в самом Барнауле, потому как здесь много противоборствующих моментов, непонимания со стороны местного населения, привыкшего мыслить штампами атеистического времени, и со стороны чиновников, которые не всегда способны взять на себя такую ответственность.

- Да, масштабное строительство развернуто в крае…

Да. Планов много, и я очень рад, когда вижу их исполнение, но огорчаюсь, если где-то происходит торможение или непонимание. К примеру, подобный случай был в Антоньевке, где территория бывшего храма занята школой. Коллектив учителей выступил против с опасениями вроде "А вдруг дети будут ходит в храм?". В результате разъяснительной работы они изменили свое мнение и не будут препятствовать - храм там строиться будет. Меня особо радует, что люди ко мне приходят с просьбами об открытии новых приходов и строительстве храмов в других районах. Наша задача в том, чтобы каждый районный центр имел свой храм. Она постепенно решается, так как большинство районных центров уже имеют храмы или же готовы к их созиданию.

В разное время в нашей епархии поднимались вопросы о возвращении Церкви принадлежавших ей ранее зданий - речь идет не только непосредственно о храмах, но и о бывших административных церковных зданиях. Насколько этот вопрос сейчас актуален, и что будет делаться в этом направлении?

Безусловно, это самый актуальный вопрос, потому что по церковным правилам все, что когда-то было посвящено Богу, не может быть использованным по другому назначению. Наша задача за этим тщательно следить и содействовать, чтобы здания снова перешли к служению духовному воспитанию и развитию людей. Благодаря политике нашего правительства был принят закон N327, предусматривающий возврат всех церковных зданий религиозным организациям вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Сейчас мы занимаемся решением этих вопросов и, находя определенные исторические документы, подаем заявки в органы власти о возврате. На основании этого закона нам уже возвращено здание бывшего духовного училища в Барнауле по проспекту Ленина, 17, которое занимала администрация города. Это очень важный шаг, который свидетельствует о том, что законы выполняются, что у нашего чиновничества происходит поворот к духовным потребностям и задачам, которые решает наша православная церковь. Принято постановление о возврате храма, в помещении которого, как я уже говорил, находится планетарий.

- На Алтае много зданий, которые необходимо вернуть Церкви?

В Алтайском крае на самом деле не так много объектов, которые нужно возвращать. Это следствие того, что Алтай заселялся сравнительно поздно, и здесь не было такого количества каменных храмов, как, например, на Урале. Основные здания, которые подлежат возврату, находятся в Барнауле, Змеиногорске и Бийске, где сохранилось больше всего исторических зданий. Кстати, в Бийске у нас возникла проблема с возвращением Александро-Невского собора, который по непонятным обстоятельствам был продан в частную собственность, и владелец никак не хочет его освобождать. Я надеюсь, что власти и закон помогут решить эту проблему. В Барнауле возврату должны подлежать здания Казанского монастыря, которые теперь принадлежат следственному изолятору системы исполнения наказаний. Это исторические церковные здание, и все документы на них есть. Есть здания бывшей гостиницы и школы Одигитриевской церкви в Барнауле, недалеко от Димитриевского храма. Мы сделали заявку по этим зданиям, и нам, возможно, за них выделят компенсацию либо просто возвратят. По закону возврат имущества может осуществляться в течение шести лет со дня принятия соответствующего заявления.

- Дмитриевский собор ведь тоже был возвращен Церкви?

Да, возвращен и отреставрирован за федеральный счет. Дмитриевский приход уже давно существует, но в восстановленном храме еще ведутся работы. Мы благодарны, что этот храм был возвращен и отреставрирован за счет государства потому, что он является единственным памятником архитектуры федерального значения в крае. Кстати, с памятниками федерального значения значительно легче проходят процедуры возврата и реставрации, а вот с памятниками местного значения - сложнее. Это связано с тем, что бюджет нашего края дотационный, и нам не хватает средств на восстановление этих памятников.

- Владыка, недавно в епархии был создан клуб матушек. Каковы его задачи, чем он будет заниматься?

Клуб матушек - добровольная организация, а чем им заниматься, они будут решать сами. Я участвовал в создании его только через благословение. Я думаю, что это благое начинание, потому что матушки не только спутницы, но и сотрудницы наших священнослужителей, они находятся всегда в тени, им трудно даже между собой наладить общение. Нужно их было как-то собрать и показать друг другу, тем самым дав своеобразный толчок их общению и взаимодействию. Они будут обучаться, как правильно организовывать домашнюю церковь, какой должна быть семья священнослужителя, да и всякого христианина. Матушки будут выступать в качестве образца настоящей жены христианина.

Как оценивается ситуация в Алтайском крае с религиозными сектами? Много ли их, по Вашим данным, и много ли у этих сект последователей?

В Алтайском крае действует множество религиозных общин, но нас, православных, большинство - 80%. Есть представители старинных, традиционных конфессий: мусульмане, католики, протестанты, небольшая община иудеев. С представителями традиционной религии проще договариваться, мы встречаемся с их лидерами на общественных мероприятиях, находим взаимопонимание и толерантны друг к другу. Другое дело, что из нашей среды иногда выходят какие-то экстремистки настроенные сектантские образования. Они образовались, видимо, на почве личных амбиций или психических отклонений. Они немногочисленны, но весьма контрпродуктивны и активны в своей непонятной идеологии.

- У Вас есть опасение, что их количество будет увеличиваться?

Нет, такого опасения у меня нет. Сейчас активно развивается секта "Свидетелей Иеговы", за последние годы особенно активно распространяются неопятидесятнические секты - "Новая жизнь" и т.п. Наша задача - вести открытую духовную жизнь, и тогда люди будут видеть наши добрые дела. Наше дело - не бояться их распространения и не смотреть за ними, а заниматься позитивной духовной работой, и люди сами разберутся, кто прав. Основных неправославных крупных религиозных организаций на Алтае - девять. Мы не ведем контрпропаганды, конфронтации, ведь вера должна быть прежде всего показуема, а не доказуема.

Владыка, в последние годы много говорится о том, что стране нужна национальная идея, что нам нужно защищать наши традиционные ценности. В то же время социологи, политологи, философы ломают копья, пытаясь сформулировать эти самые идеи и ценности. А какова точка зрения Церкви на этот счет?

Что такое национальная идея? Можно взять знаменитую триаду - православие, самодержавие, народность, которая выразилась в формуле Российской Империи "За Веру, Царя и Отечество". Легко было сформулировать это в XIX веке, но в постсоветское время все было растоптано, а новое не создано. Корнем является религиозность, вера, которая присуща всем народам земли. Я считаю, у нас должна быть традиционная православная вера в единого Бога. Однако должно быть и земное начало, объединяющее нацию - власть в виде президента или помазанника Божия. Сейчас от идеи восстановления монархии отказались, и возврат к ней очень затруднителен, ведь многие не согласятся, это грозит расшатыванием и падением трона. Государственная власть - это константа, без которой не существует ни один народ, и нам нужен национальный лидер, которому большинство нации будет доверять. В национальной идее должно присутствовать полное доверие национальным лидерам. У нас это трудно, но все же такое отношение создается.

- А патриотизм является такой ценностью?

Конечно! Патриотизм должен быть краеугольным камнем национальной идеи. На это должны быть направлены все силы и, в том числе, образовательная система. Мы, в свою очередь, всегда были преданы любви к своему Отечеству, и Церковь в лихую годину вставала на сторону защиты Отечества и наших священных рубежей. Любовь к Отечеству способствует развитию и укреплению духовной силы народа, а всякие смуты приводят к ненависти и разрухе, отторжению от Бога.

Владыка, давно уже говорится о необходимости перевода богослужений на современный русский язык. Как Вы думаете, способна ли эта мера привлечь в Церковь новых верующих?

Я противник переводов богослужебных текстов на какие-либо современные разговорные языки. Языки вульгаризируются со страшной силой! На какой язык переводить? На сленговый? Это абсурд! Тут на самом деле другая проблема - доступности. Нужно дать людям, которые приходят к нам, возможность адаптироваться в языковой среде - для этого есть пособия и курсы. Какими-то послаблениями, поблажками, красивыми упаковками, оформлениями на доступном и понятном языке можно привлекать верующих до бесконечности, но толку мало, потому что внешние эффекты быстро проходят. И если это привлекает кого-то, то только людей неглубоких, которые очень быстро уходят обратно. Зачем муссировать тему, как привлечь новых верующих? Привлекает дух Божий и высокие идеалы христианства, а не легкость формы и доступность. Кроме вреда, реформа языка никогда ничего хорошего никакому народу не приносила. Западная Церковь перевела свои богослужения на современные языки, но все равно секуляризация постигла западное общество еще более заразительным образом. Наш церковнославянский язык - это язык межнационального общения всех славян. Я думаю, что для церковно ориентированного человека это будет не только не привлекательным, но и отталкивающим. Если мы уберем силу соединяющего нас церковнославянского языка, то мы нарушим все славянское единство.

Владыка, сейчас много говорят об общем падении нравственности в нашей стране. Возможно ли его остановить, или точка невозврата уже пройдена?

Всегда есть точка возврата, и она находится в сердце человеческом. Я не верю во всеобщее развращение, его не может быть, потому что человек рождается с одним и тем же набором нравственных качеств у всех поколений. На самом деле новое поколение дает нам массу высоконравственных людей. Хочу подчеркнуть, что все не смогут быть высоконравственными, но в целом положение во все времена одно и то же. Я не считаю, что уровень нравственности ниже, чем был когда-то, он приблизительно на одном уровне. Просто категории нравственности у нас самих меняются. Мы предъявляем оценки нравственности советской к постсоветскому человеку, а это неправильно. Отрадно видеть, например, что потребление алкоголя сейчас сократилось, а количество желающих бросить курить возросло. Это значит - в большинстве своем молодежь за здоровый образ жизни, за здоровую семью. Мы о нравственности судим по ток-шоу, а это же не так, там все наигранно, а в реальной жизни - наоборот. И не надо бояться Церкви, ведь это единственная сила, которая может повысить уровень нравственности народа.

Loading...Loading...