Что такое божий одуванчик. Значение и происхождение выражения «божий одуванчик

Божий одуванчик маленький цветок.
Нежным и прекрасным создал тебя Бог.
В поле, словно старец с головой седой,
Весело резвишься с детворой шальной.

Ветерок подует, и взлетаешь ты,
К солнышку стремишься за предел мечты.
По небу летаешь в белых облаках,
Словно в колыбели, ласковых лучах.

Божий одуванчик миленький цветок
Пушистый и забавный, чудный с ноготок.
В поле, где ромашки желтые цветут,
В чехарду играет одуванчик - плут.

© Copyright: Энжела Полянски, 2013...

Одуванчика пух отлетает,
А любовь в моём сердце растает.
Улыбнется закат на прощанье
Темнотой, укрывая свиданье

Строчки сыплются буквами в горку,
Покрываясь шершавою коркой.
Слова дождиком капают в лужи,
О любви погружаются глубже

Ключ в двери нараспашку раскрытой.
Дождь шумит из ведра по корыту,
Заглушая, промокшие всхлипы,
Под зонтом отцветающей липы

В перезвоне уставших трамваев,
В перелитом бокале до края.
Безутешны надрывы объятий
И разрыв… равносилен утрате...

Одуванчик проснулся легко,
И росинки в реснички упали.
Желтолицо смотрел он в окно
Небосвода из синей эмали.

Ах, как солнечно там, на заре
Одуванчик-дружок распахнулся!
Он всю ночь на другой стороне
Службу нёс, чтобы мир улыбнулся.

Одуванчиков встретился взгляд,
Помахали друг другу лучами…
Заискрился росинок наряд,
А поэт отозвался стихами.

Одуванчик в траве. Белоночь неземная,
Не могу оторваться, врастая рукой…
И прощаю себя – не осталась. Бывает.
И прощаю тебя: удержать – нелегко…
Все шаги – в унисон. На двоих все любимо:
Подворотни. Мосты. Ожиданья. Мечты.
На излете весны проходящие мимо –
Как мы были одни. Как мы были чисты.
Не разъять – напоследок – сплетенные пальцы…
Одуванчика сок на ладонях не смыт.
Если память жива – убивать не старайся:
Мы бродили по паркам и пели навзрыд,
Мы кормили твоей диетической булкой...

Одуванчиков мохнатых
раскидало по полям.
Жёлто-цвЕтных, ляповатых
украшение стихам.

Пахнут густо пьяным мёдом..,
аж, кружИтся голова!
Просыпается природа,
пряных запахов полна.

Милый друг мой, одуванчик!
Я в венок тебя вплету.
Только знаю, ты обманщик -
по-седеешь по утру...

Наверное, на любом приходе можно встретить прихожанку или даже прихожанина, которых так и именуют - «Божий одуванчик». Тихие, скромные, чистенькие, очень часто не заметные до той поры, пока не помрут. Несколько служб, место в храме, где обычно стоял такой одуванчик, остается свободным, его не занимают, потому что не представляется здесь кто-то иной. Да и вообще не складывается в понимании, как это взял и ушел навсегда. Вернее нет, не ушел, улетел. Вверх. Он ведь одуванчик.

И в храме стало пусто.

Даже тогда, когда перекреститься и поклониться непросто от тесноты и многолюдья, все едино - пусто.

И что самое главное, ведь сколько лет такой одуванчик рядышком стоял, молился, вздыхал и плакал чаще, чем смеялся, а о нем ничего толком и не знаешь. Имя одно, да и то не всегда вспоминается. Только теперь становится понятно, что с одуванчиком этим Божьим улетело что-то очень нужное и насущно-необходимое.

Нашего приходского одуванчика звали просто - тетя Аня. Ее сверстницы уважительно и с умилительной улыбкой называли Аннушка, а внуки и правнуки . Да и муж ее, давно уже покинувший этот мир, помнится, отзывался о своей жене так задушевно и с такой почтительной любовью, что мне до дня нынешнего трудно похожий пример отыскать.

Супруга бабушки Анны я слабо помню. Это еще в первые годы священства было. Забылось уже. Божий же одуванчик неизгладимый след в памяти оставил. И не только из-за своей тихой веры, невидимой помощи и всегдашней молитвенной заботой. Есть и иная причина…

Бабушка Анна мне объяснила и раскрыла один крайне современный, регулярно возникающий и часто повторяемый богословский вопрос.

Как-то в канун или в сам праздник рассуждал я с амвона церковного о «Богооставленности». Причины ее определял, святоотеческие высказывания приводил, выводы формулировал и нравственно-православную оценку выставлял.

После проповеди в алтарь зашел удовлетворенный и даже отчасти восхищенный своей возросшей богословской «мудростью». Хотя, как всегда, лишь после завершающего «аминь» вспомнил, что вот «то-то» не сказал, а «вот этого» не подчеркнул.

Служба закончилась. Все к кресту подошли. Затем со старостой мелкие вопросы разрешили, крупные «надо» определили, чего купить и что сделать, наметили. Снял я облачение и домой засобирался. Уже выходил из храма и вдруг меня окликают. Тихим таким, извинительным голосом.

Батюшка Александр?!

Оборачиваюсь - одуванчик наш. Я ее и не заметил, что она в храме осталась.

Удивился несказанно. Да никогда такого не было, чтобы Анна ко мне лично, кроме как на исповеди, обращалась. Мало удивился, дальше было уже потрясение, так как следующие слова ввергли меня в полный ступор:

Хочу вам сказать, батюшка, что вы не правы были в проповеди своей.

Нет. Я не хочу утверждать, что меня не поправляли и со мной всегда соглашались раньше. Среди прихожан были и есть такие, кто любое мое слово отвергает, в штыки принимает и поспорить любит по каждому поводу. Но чтобы Анна решилась со мной не только заговорить, но даже покритиковать, это было выше понимаемого.

Первые мысли, естественно: это чего же я такого ляпнул? Вторая, не менее удивленная: почему никто слова не сказал, а Божий одуванчик в разряд ревнителей записался?

Воззрился я несказанно удивленным взглядом на Анну, а она ласково так, сочувственно и с такой любовью в голосе, которую я ни от кого из прихожан не слышал, говорит:

Вот вы, батюшка, сказали, что оставляет нас Господь и плакать мы все должны из-за этой Богооставленности… А ведь это не так.

Как так, не так? - удивился я.

Это он апостолов на десять дней оставил, а нас не бросает.

Пока я собирал в уме возражения и составлял предложения, Анна продолжила:

Вот я, дорогой батюшка, всегда на Вознесение причащаюсь, то есть самого Бога принимаю, правильно?

Конечно, правильно, - естественно ответил я.

Значит, вместе с Ним я и возношусь, - подытожила Анна.

Мне сказать было нечего. Тем более, что наш Божий одуванчик тут-же пригорюнился и добавила:

Мне вот апостолов жалко. Целых десять дней без Бога. Бедненькие.

707 0

Разг. Ирон. Об очень старом человеке (чаще о женщине). Раздался протяжный стон, и под кроватью кто-то завозился… - В чём дело? Лучше признайтесь сразу. - Сначала поклянитесь, что никому не скажете, - настойчивее потребовала старушка - божий одуванчик (В. Прохоров. Большой секрет). Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ А. И. Фёдоров 2008


Значения в других словарях

Божий дар

Устар. Экспрес. 1. То, что даёт человеку природа. Овсяников почитал за грех продавать хлеб - божий дар (Тургенев. Однодворец Овсяников). Старик поспешно поднялся… сказал строго: - Люди хлеб, божий дар, вкушают, а ты лба не перекрестил! (Ф. Таурин. Байкальские крутые берега). Рылись мы, как поросята, и в местах, где, по нашим приметам, прошлой осенью была морковь, в надежде отыскать случайно оставш...

Божий дом

Устар. Прост. Церковь. Только-только в ту пору была построена в Моряшихе церковь, моряшихинские своим божьим домом сильно гордились (С. Залыгин. Солёная Падь). За селом, на горе невысокой. Вся бела, вся видна при луне, Церковь старая чудится мне… Да! Я вижу тебя, божий дом! (Некрасов. Рыцарь на час). Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ А. И. Фёдоров 2008 ...

Божий свет

Экспрес. Высок. То же, что Белый свет. - Как запру я тебя за железный замок, За дубовую дверь окованную, Чтобы свету божьего ты не видела, Моё имя честное не порочила (Лермонтов. Песня про… купца Калашникова). Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ А. И. Фёдоров 2008 ...

Божий одуванчик Разг. Ирон. Об очень старом человеке (чаще о женщине). Раздался протяжный стон, и под кроватью кто-то завозился… - В чём дело? Лучше признайтесь сразу. - Сначала поклянитесь, что никому не скажете, - настойчивее потребовала старушка - божий одуванчик (В. Прохоров. Большой секрет).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Божий одуванчик" в других словарях:

    божий одуванчик - сущ., кол во синонимов: 1 старуха (36) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Божий одуванчик - 1. Разг. Ирон. Старый, дряхлый, тихий и беззащитный человек (чаще о кроткой, безобидной старой женщине). БТС, 88; СПП 2001, 58. 2. Жарг. музейн. Шутл. ирон. Смотрительница музея (обычно интеллигентная старушка). БСРЖ, 395. 3. Жарг. шк. Шутл. ирон …

    божий одуванчик - б ожий одув анчик … Русский орфографический словарь

    божий одуванчик - разг. , шутл. , ирон. о тихом и слабом, обычно старом человеке … Справочник по фразеологии

    божий одуванчик - шутл. О старом, тихом и безответном человеке … Словарь многих выражений

    старушка - божий одуванчик - Р. стару/шки бо/жьего оду ва/нчика … Орфографический словарь русского языка

    старушка - божий одуванчик, старушки - стару/шка бо/жий одува/нчик, стару/шки бо/жьего одува/нчика … Слитно. Раздельно. Через дефис.

    ОДУВАНЧИК - ОДУВАНЧИК, а, муж. Травянистое растение сем. сложноцветных с жёлтыми цветками и семенами на пушистых волосках, разносимых ветром. Божий одуванчик (разг. шутл.; ирон.) о тихом и слабом, обычно старом человеке. Старушка божий одуванчик. | прил.… … Толковый словарь Ожегова

    ОДУВАНЧИК - Божий одуванчик. 1. Разг. Ирон. Старый, дряхлый, тихий и беззащитный человек (чаще о кроткой, безобидной старой женщине). БТС, 88; СПП 2001, 58. 2. Жарг. музейн. Шутл. ирон. Смотрительница музея (обычно интеллигентная старушка). БСРЖ, 395. 3.… … Большой словарь русских поговорок

    божий - ья, ье. к Бог Бо/жий свет (Земля, земной шар со всем сущим) Бо/жий суд (неизбежное возмездие за совершённые грехи) Закон Бо/жий. (православное вероучение как предмет преподавания; учебник по христианской догматике) Бо/жий человек (блаженный,… … Словарь многих выражений

Книги

  • Божий одуванчик , Анастасия Зубкова. Только я села отдохнуть на лавочку в парке, как мимо пробежал какой-то обормот и выронил прямо мне под ноги ключи... нет, не от квартиры, где деньги лежат, а от вокзальной камеры хранения,…

Значение фразеологизма «божий одуванчик»

«Божий одуванчик» — так мы говорим о людях глубоко преклонного возраста: вся голова в седине, хрупкие и безобидные, тихие и незаметные, абсолютно неконфликтные, неспособные кому-либо перечить, стесняющиеся что-либо возразить, спросить или сказать, тихо и спокойно доживающие свой век, смиренные и покорные. Такие, знаете ли, хрупкие незаметные тихони, покорно ждущие конца своего жизненного пути. Именно такие ассоциации возникают, кода слышишь выражение «божий одуванчик».

Происхождение фразеологизма «божий одуванчик»

Бытует такое мнение, что этот фразеологизм появился в конце 19-го века. Поводом послужил разгулявшийся в ту пору сыпной тиф. Считалось, что эта заразная болезнь передается через вшей. В связи с этим в первую очередь врачи стригли голову заболевшего на лысо, тем самым избавляя его от источника болезни. Тиф очень заразная болезнь, тяжелая и выматывающая, на восстановление от которой тратиться много сил и времени. Причем подвергнуться воздействию этой болезни мог всякий, и стар и млад. Заразиться было легко, а вот вылечиться мог не каждый. А уж если это удавалось пожилому человеку, бабуле или дедуле, то его считали счастливчиком.

Представьте, как выглядел такой везунчик. Только-только болезнь отступила, и человек пошел на поправку. На голове местами стали отрастать седые старческие волосы, лицо почти прозрачное, фигура тощая и сгорбленная, сил еще мало, передвигаться тяжело - худенький силуэт с торчащими в разные стороны прядями седых волос. Ну чем не одуванчик. А с учетом того, что человек был чуть ли не на том свете, чуть ли не видел Бога, неудивительно, что с легкой руки докторов с их довольно специфичным и порой циничным юмором таких пациентов шутливо прозвали «божьими одуванчиками».

Выражение прижилось и со временем людей преклонного возраста со смиренным видом и покорным нравом, с медленной, ели-ели идущей походкой, тихих и безобидных стали в шутку называть «божьими одуванчиками».

Loading...Loading...