Что такое Чистилище? Его низшая область. Воздушные мытарства - чистилище православной души

Большинство из известных религий, которых насчитывается в мире огромное множество, повествуют людям о загробном царстве. Почти каждая из них учит, что существование души после физической смерти тела зависит от поступков, мыслей и мировоззрений человека на его земном грешном или праведном пути. Но представление о потустороннем мире у каждого вероисповедания своё.

Слово «чистилище» придумали католики. Оно призвано обозначать состояние или место, где обитают с надеждой искупить свои грехи и узреть лик Бога души людей, не сильно провинившихся при жизни. Появилось подобное понятие в представлении людей не с возникновением раннего христианства, а постепенно сформировалось в умах лишь в эпоху Средневековья. О том, что такое чистилище, существует ли оно по православным канонам, как к данному понятию относятся представители иных концессий, и пойдёт разговор далее.

К истокам

Определённое воздаяние за неблаговидные поступки, конечно, предусматривается во всех религиях. Но представления о хорошем и плохом часто расходятся кардинальным образом. Чтобы привести пример подобного, не приходится заглядывать слишком далеко. Даже Ветхий и Новый Заветы совсем не сходны между собой по определению моральных ценностей. В первом больше культивируются победа любой ценой, торжество над врагами хитростью, духовная сила, второй, наоборот, учит смирению и покорности.

Христианство направляет человека к праведности, под которой понимается жертвенность, подкреплённая страданиями. Данное вероучение ждёт от человека любви к ближнему, терпения и всепрощения, в то же время, пугая наказанием за отсутствие праведности после смерти, то есть адскими муками. В Ветхом завете о том, что такое чистилище, не говорится вообще, хотя многие по прошествии времени пытались по-своему трактовать отдельные фразы из этой древней книги, привязав их к более поздним представлениям.

Во что верили ветхозаветные евреи

Ни в одном из мест Ветхого Завета, вопреки распространённому мнению, не встречается утверждения о том, что душа бессмертна. Герои Торы (то есть первой части сборника книг этой серии) обращаются к своему божеству Яхве прежде всего, чтобы получить материальные поощрения и земные блага: здоровое потомство, угодья, состояние и достаток, чудесное избавление от неприятностей в безвыходных ситуациях, но не поощрения на небесах. И согласно ветхозаветным строкам непонятно, что стало с описанными персонажами после смерти. Зато здесь часто можно увидеть замечания, наводящие на мысль, что по прошествии земной жизни распадается физическое тело, а человек теряет способность мыслить и что-либо чувствовать, исчезая навсегда.

Лишь в более поздних высказываниях ветхозаветных пророков можно прочитать о том, что в конце времён наступит воскрешение мёртвых. В эти дни души предстанут перед Создателем на Страшном Суде. И Бог вынесет приговор каждому по его делам и оценит степень наказания и поощрения.

Нарака

Далеко не во всех религиях существует ад, как область потустороннего мира, куда помещаются души безнадёжных грешников, не имеющие надежды на спасение. Данному понятию отводится особое место лишь в христианстве.

В буддизме подобием геенны огненной является Нарака. Там, согласно верованиям, томятся существа, отягощённые плохой кармой за свои земные деяния. Однако мучения их совсем не бесконечны, хоть искупление бывает тяжким и длительным. Но после него может последовать перерождение в высших и счастливых мирах. Под такое определение слово «чистилище» подходит даже больше, чем ад, которого в буддизме, видимо, вообще не существует.

Нарака считалась нижней сферой из шести существующих миров. Туда попадали люди, повинные в убийстве, клевете и обмане. Тяжким грехом являлся также добровольный уход из жизни (впрочем, как и во многих других религиях). Наказанием для провинившихся оказывалось раздавление, разрезание, сжигание, замораживание и прочие пытки.

Шибальба

Имели понятие, что такое чистилище, древние майя. К такому выводу можно прийти, изучая мифологию этого народа. Преисподней для них являлась Шибальба. Это было место жестоких испытаний, полных опасностей и ловушек. Дорога туда шла через реки, кишащие скорпионами, кровью и гноем. Пересечения дорог там обманывали и затуманивали разум путника. Далее умершего человека испытывали в Совете Богов перед тем, как послать его на смертельные пытки и истязания.

Это был страшный мир, но выход оттуда найти иногда оказывалось возможно. Пытаясь открыть дверь в подземное царство, майя приносили богам мира мёртвых кровавые жертвы. Надежда добиться перерождения и новой жизни открывалась для души при встрече с Ахпухом - проводником между двумя мирами, повелителем человеческих путей.

Представления скандинавов

Суровая страна Скандинавия, земное существование для народа которой было вечной борьбой за выживание, породила и соответствующие верования, кардинальным образом отличающиеся от представлений христиан. Интересно, что смерть для викингов не считалась чем-то пугающим, но главное было умереть с достоинством. При этом добродетелью объявлялась беззаветная храбрость в бою, а совсем не доброта и покорность.

Смелые воины и достойные женщины попадали в загробном мире в Вальхаллу и Фольквангр. А все остальные отправлялись в тёмный мир под названием Хель. Это было не лучшее место, но для человека, прожившего на земле в нищете и лишениях, вполне могло оказаться даже предпочтительным пристанищем. Позднее, правда, появились представления об истязании там клятвопреступников, предателей и трусов. Но, скорее всего, в этом сказывалось лишь влияние на умы скандинавов христианских идей, когда значение слова «чистилище» стало постепенно закрепляться в сознании людей.

Конец света

В отличие от христианских представлений, окончательная борьба светлых сил со злом в скандинавской мифологии, совсем не оканчивалась победой добра. Согласно верованиям этого народа, в конце времён всех ждала последняя битва Рагнарок. В заключительный период ожесточённых сражений и ужасающих событий погибали и люди, и боги. И не было надежды на искупление и возможности что-либо изменить. Правда, возрождение человеческого рода всё-таки предвиделось. Согласно пророчествам, этому должны были способствовать Лив и Ливтрасир - двое выживших людей.

Ад Данте

Исчерпывающее понятие о том, что такое чистилище, согласно средневековым католическим канонам, можно получить, прочитав «Божественную комедию» Данте, написание которой специалисты относят приблизительно к 1300 году. Подземный загробный мир там представлен в виде чёткой структуры и имеет девять кругов, в центре которых находится замороженный до состояния льда Люцифер.

По представлениям Данте, чем ближе круг находится к центру, тем более тяжкие преступления совершали при жизни заключенные там души умерших. А в 9-м, последнем круге, томились самые ужасные грешники. Внешняя пограничная область дантовского ада являлась пристанищем жалких душ, ничем особенно не отличившихся. Там обитали призраки, не прославившиеся ни добрыми, ни дурными делами. Компанию им составляли безликие ангелы, колеблющиеся между Богом и Дьяволом.

В этом литературном произведении проглядываются не только христианские представления, но легко прослеживается подражание Аристотелю и его античным взглядам на загробный мир. Здесь нельзя найти точного определения, что такое чистилище, но всё же чётко отражена градация грешников согласно тяжести их деяний.

Догматическое закрепление представлений

Впервые данное понятие было определено в католическом богословии папой Иннокентием IV. Произошло это в 1254 году, но лишь спустя почти два века наступило его окончательное догматическое закрепление. Что значит слово «чистилище»? В точности оно переводится с латыни как «очищение огнём», а пишется Purgatorium.

Под этим понятием официальное католичество подразумевает промежуточный этап загробного существования между адом и раем. Туда попадают души правоверных людей, не успевших исповедаться перед смертью, покаявшись во всех своих грехах.

Протестанты против католиков

Подобный подход с некоторых пор стал приносить немалые прибыли католической церкви, так как в самом начале XIV века папа Бонифаций VIII дал добро на выкуп индульгенций в качестве искупления грехов умерших людей. Из чистилища, таким образом, выписывался пропуск в рай для душ, о которых позаботились богатые родственники.

Лютер и его сторонники решительно отвергали католические трактовки данного вопроса, приводя слова Священного Писания, где говорилось, что только Бог может вынести приговор грешнику на Страшном суде, а люди не в состоянии повлиять на это решение.

Мнение православных священников

Что такое чистилище для восточного христианства? Молитвы за умерших всегда были приняты в православии. Но само указанное понятие данное религиозное направление отвергает, принимая только два состояния души после смерти: вечное блаженство или бесконечные мучения. Но участь грешников всё-таки можно смягчить заботами живых, особенно если они праведны и благочестивы.

Православные, в отличие от католиков, считают, что состояние человека после смерти зависит не столько от соотношения хороших и дурных поступков, денег, которые он потратил на пожертвования церкви, сколько от искреннего покаяния. Но если люди не успели сделать этого при жизни? После того как их душа отделилась от тела и переместилась в мир иной, сами для себя они уже ничего не могут сделать. Однако молитвы живых родственников в состоянии им помочь.

Посмертные «мытарства»

Значение чистилища в православии (в смысле освобождения от уз греха) принимают на себя посмертные «мытарства», то есть сорокадневное путешествие только что скончавшегося человека. В данный период душа его находится ещё в плену пространства и времени, проходя испытания за земные грехи. По истечении этого срока она предстаёт перед Богом, где и свершается Страшный суд.

До этого момента кардинальные изменения в судьбе умершего ещё возможны, а дух живёт предвкушением блаженства и страхами оказаться на пороге адских мучений. Но после приговора можно рассчитывать лишь только на незначительные сдвиги, ведь грань между раем и адом, согласно канонам православия, уже непреодолима.

В низшей области чистилища

Чистилище — не Библейское понятие. По учению римско — католической церкви, где все умершие верующие, но не пришедшее к совершенству, подвергаются очистительным страданиям. Пребывают там, пока не искупят наказания за грехи.

Рассмотрим одну из низших областей чистилища, чтобы хот немного представить условия, которые человек, благодаря своим пристрастиям и желаниям на протяжении земной жизни, может приготовить для своего переходного состояния.

Если низменные страсти были в энергичной деятельности, одни из самых грубых частиц астральной материи будут заряжены жизненной силой, и самое количество их будет сравнительно большим. Такой закон действенен во всех областях чистилища, и поэтому человек еще при жизни может абсолютно определенно знать, каким будет его будущее непосредственно после смерти.

Первая или низшая область чистилища заключает в себе условия, описания которых имеются во многих индусских и буддийских писаниях под названием «адов» разного рода.

Надо знать, что человек, переходящий в одно из таких состояний, не может быть освобожден от привязанностей и дурных желаний, привлекших его сюда; они будут сохранены ― как часть его характера ― в скрытом виде в его душе, оставаясь в состоянии прозябания до того времени, пока для них не наступит время проявиться снова; такое время наступит тогда, когда станет формироваться новое «тело желаний» для следующего воплощения того же человека в физическом мире.

Нахождение человека в первой области чистилища зависит от присутствия в его «теле желаний» (Kama-Rupa) материи, которая принадлежит этой области, и он будет оставаться в ней узником, пока большая часть такой материи не спадет с него, пока «скорлупа» не разложится до такой степени, чтобы допустить соприкосновение человека с последующей высшей областью.

Атмосфера этой низшей области мрачная, тяжелая, печальная и подавляющая в невероятной степени. Она кажется переполненной испарениями различных злых проявлений, враждебных добру, и так оно действительно и есть. Созданы такие тяжелые вибрации людьми, их притянули в это мрачное место их злые пристрастия. Все желания и чувства, способные вызвать содрогание, находят тут материал для своего выражения. Это в действительности самая мрачная из трущоб со всеми ее ужасами, скрытая от физического зрения и выставленная тут напоказ во всей своей обнаженной мерзости. Ее отталкивающий вид усиливается еще и тем, что внутренний характер выражен и внешним образом, и человек, полный мерзких страстей, олицетворяет их всей своей наружной формой.

Зверский аппетит формирует астральное тело в звериные облике, и отталкивающие человеко-животные формы представляют из себя подходящие оболочки для огрубевших человеческих душ. В Астральных мирах невозможно быть лицемером и облачить грязные помыслы в покров кажущейся добродетели. Каким человек есть в действительности, таким и будет его внешний облик: он или сияет красотой, если душа его благородна, или же отталкивает своим безобразием, если природа его была нечистая. Вот почему становится понятно, что такие учителя, как Будда, внутреннему зрению которого весь мир был открыт, могли описывать столь яркими красками все омерзительные призраки и картины, которыми кишит подобный акт.

В наше время люди относятся с недоверием к подобным изображениям лишь по той причине, что не знают, до какой степени, после высвобождения из тяжелой, не имеющей пластичности физической материи, все души предстают в своем истинном подобии, в незамаскированном реальном виде. Если даже и в физическом мире лицо развращенного и спившегося негодяя принимает самое отталкивающее выражение ― тем более там, где пластичная астральная материя принимает определенную форму при наименьшей вибрации низменного желания, ― человек неизбежно проявится в ужасной форме, изменяющейся в самые разные оттенки уродства. Ибо не надо забывать, что обитатели этой низшей области это отбросы человечества, убийцы, разбойники, жестокие преступники различных типов, пьяницы, развратники… Тут нет никого, кроме виновных в зверских преступлениях или в предумышленной упорной жестокости, или же одержимых каким-то гадким вожделением.

Единственные личности, которые не принадлежат к этому низкому типу, которые могут на некоторое время быть задержаны здесь, это , люди, хотевшие посредством самоубийства избежать земной кары за совершенные ими преступления, которые такой заменой только усугубили свое положение. Но не все самоубийцы оказываются здесь, потому как самоубийства совершаются под влиянием самых различных мотивов, и тут задерживаются только те, кто убил себя, чтобы избавиться от последствий совершенных преступлений.


Здесь, в этой мрачной области каждый человек есть непосредственный создатель своих собственных бедствий. Ни в чем не изменившиеся, кроме потери физического тела, люди тут выставляют напоказ свои страсти во всей их наготе; и, переполненные лютых неутоленных стремлений, кипящие местью и ненавистью, жаждущие физических удовольствий, которыми, лишившись физическое тело, они уже не могут насладиться, они рыщут, разъяренные и алчные, в этой мрачной области, толпясь вокруг всех грязных земных притонов, вокруг публичных домов и кабаков, подталкивая их завсегдатаев к постыдным делам и к насилию, вселившись в них, дабы вовлечь их во всевозможные излишества. Тошнотворная атмосфера, распространяющаяся вокруг таких мест, происходит в основном от этих привязанных к земному плану , испаряющих гнусные страсти и нечистые желания.

Медиумы, за исключением очень чистых и благородных характеров, зачастую являются объектами их нападения, и очень часто слабейшие из них, обессиленные еще более пассивным предоставлением своего тела для временного пребывания в нем других развоплощенных душ, бывают одержимы этими сущностями, как следствие этого является невоздержание и безумие. Казненные убийцы, беснуясь от ужасов и от страшной жажды мести, переживая вновь и вновь, свое преступление и все ужасные последствия его, окружают себя атмосферой устрашающих мыслеобразов и, привлекаемые к человеку, который вынашивает внутри себя мстительные, злые намерения, они подталкивают его к реальному выполнению того, над чем он внутренне сосредоточен.

Порой там можно повстречать человека, непрерывно преследуемого своей убитой жертвой, не в силах избавиться от нее, несмотря на все старание убежать от страшного преследователя, с упорной настойчивостью повсюду настигающего его. Убитый, если только он сам не из самых низких человеческих типов, прибывает при этом в состоянии бессознательности, и именно эта бессознательность и придает особый ужас его чисто механическому преследованию убийцы.

Тут же находится и «ад» вивисектора, потому как жестокость притягивает в астральное тело человека наиболее тяжелые материалы и наиболее дурные составы астральной материи, и вивисектор живет тут среди толпящихся вокруг него образов его многочисленных жертв, стонущих, дрожащих, воющих от боли. Они оживлены, но не животной душой, а теми вибрациями страстей, которые, чем они были сильней, тем дольше продолжают жить после физической смерти в астральном теле животного; эти вибрации, пульсирующие ненавистью к истязателю, повторяют с автоматической правильностью его самые мучительные опыты, благодаря той силе последних переживаний, которыми окончилась жизнь на земле замученного существа.

Тут не существует произвольного наказания, которое назначено извне, только неизбежные осуществления причин, созданных человеком во время его жизни в физическом мире. Если он в земной жизни поддавался дурным побуждениям, и следовательно притягивал к себе и вносил в свое астральное тело грубые материи, которые одни только и в состоянии вибрировать в ответ на низменные побуждения, ― он тем самым неумолимо создавал тюрьму своей душе, и тюрьма эта должна быть разрушена, чтобы могла освободиться его душа. Так же неизбежно, как пьяница должен жить в своем отталкивающем и отравленном теле тут на земном плане, так же должен он жить в своем еще более отталкивающем астральном теле и там. Что посеешь, то и пожнешь. Таков закон всех миров, и избежать его нельзя.

Следует еще заметить, что астральное тело там нисколько не хуже, чем оно было при земной жизни человека, когда он создавал вокруг себя атмосферу, насыщенную дурными астральными токами; человек только не замечает этого безобразия, так как в земной жизни он астрально слепы. Кроме этого, мы можем утешиться при мысли об этих несчастных наших братьях и тем, что страдание их только временно и представляет необходимый урок для их души.

Сильно нарушив законы природы, они с такою же силой учатся познавать эти законы и неизбежность тех бедствий, которые происходят от пренебрежения к ним. Урок, который они не хотели выучить на протяжении жизни на земле, захваченные водоворотом своих собственных похотей и желаний, дается им здесь и будет даваться в следующих жизнях до тех пор, пока зло не будет вырвано с корнем, и человек не поднимется для лучшей жизни. Уроки природы строги, но в конце концов они же и милосердны, потому что ведут к эволюции души и направляют ее к достижению бессмертия.

Чистилище, по мнению христиан – это место, куда попадают души после смерти человека. Оно считается промежуточным этапом между отделением души от тела и попаданием его в рай или ад. Считается, что там человек готовиться к небесам.

Существует одна история из девятнадцатого века, которая стала ярким примером того, что же ждет после физической смерти человека. Доктор Уилтс, который жил в штате Канзас, был полчаса без признаков дыхания и четыре часа без сердцебиения. Он находился в коме. Позже он написал о том, что с ним случилось: «Я видел людей, сидящих и стоящих около тела, и обратил особое внимание на двух женщин, очевидно, преклонивших колена слева от меня. Я знал, что они плакали. Я узнал после, что это были моя жена и сестра… В тот момент я пытался привлечь внимание людей к существу, утешающему и уверяющему в их собственном бессмертии». Затем перед ним появились три скалы огромного размера. Существо сказало ему: «„Это дорога в вечный мир. Вот эти скалы - граница между двумя мирами и двумя жизнями. Как только ты их минуешь, ты больше не сможешь вернуться в тело. Если твоя работа на земле закончена, ты можешь миновать скалы. Если же ты считаешь, что она не сделана, ты можешь вернуться в тело“». После этого доктор Уилтс предположил, что ему был дан второй шанс и возможность жить в, так называемое дополнительное время. Все люди, любых национальностей, христиане и католики в своей жизни совершают ошибки. Это все происходит потому, что современный мир он порабощает. Людям не хватает времени, чтобы молиться и ходить в церковь. Необходимо постоянно подстраиваться к различным ситуациям и почти круглые сутки зарабатывать деньги.

Католики, к примеру, считают, что жизнь – это своего рода экзамен, после которого дается дополнительное время. Они также считают, что к жизни нет возврата после того, как человек увидит три огромных скалы. После физической смерти душа попадает в чистилище, где ей необходимо приготовиться к жизни на небесах. Существует масса мнений по поводу того, что же происходит в чистилище и в каком состоянии пребывает человек. Согласно одной точке зрения, человек находится в бессознательном состоянии, согласно которому душа очень ослаблена и ничего не чувствует. Согласно другому мнению, душа в чистилище находится в полном сознании. Такое состояние сравнивают с понятием «парализованный человек», когда, как говорится, все понимаешь, но сделать ничего не можешь.

На что же похоже чистилище? Что это вообще такое, по сути? Итак, представим, что вы купили новенький автомобиль и поехали на нем по шоссе. Прошел ливень, встречные машины обливают вас грязью и грязной водой, через лобовое стекло уже ничего не видно и цвет кузова уже не понять. Позже начинает светить солнце, и погода становится хорошей, но машина от этого чистой не станет. Вы едете на мойку и там с помощью щеток, полировки и сушки ваш автомобиль приводят в идеальное состояние, которое и было первоначально. Вот этот пример очень похож на чистилище. Католики, к примеру, верят, что основная масса людей умирает в греховной нечистоте. У них остается куча грехов, которые необходимо искупить и очистить. Для этого и необходимо чистилище. После смерти душа человека, как эта машина, направляется в «мойку», которая очень длинная и передвижение по ней очень медленное. Позже, как говорится, в конце тоннеля появится свет и душа отправится на небо.

Откуда же появилось понятие «чистилище»? Как вообще возникла эта идея? Идея чистилища своими корнями уходит далеко в прошлое. Первоначально она возникла у ранних отцов церкви. Но все же слово «чистилище» в разговоре не употреблялось до тех пор, пока его не стал использовать папа Иннокентий IV. Так же необходимо отметить книгу Фомы Аквинского «Сумма теологии». По его мнению, те, кто находится в чистилище, не могут видеть Бога, они страдают и мучаются от огня, который обжигает их тело. Эта боль, по мнению Аквинского, самая сильная боль на земле, сильнее ее быть уже не может. Те, кто находятся в чистилище, молятся о прощении и об избавлении. Он считает, что от всех грехов этой жизни они могут очиститься только Божественной справедливостью. Как известно, большинство людей на земле считают, что часть грехов простительны, и поэтому они мучаются дольше из-за того, что они привыкли к прощению. Но, необходимо отметить, что тот, кто мучается меньше, может дольше находится в чистилище и наоборот.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что чистилище – это место искупления грехов. Там больно, страшно и это неизбежно. Тогда какая разница между чистилищем и адом? Фома Аквинский подчеркивает, что «чистилище расположено внизу и вблизи ада». «Огонь чистилища - это вечный огонь, по сути, и временный по его очищающему действию». Что же означают эти слова? То, что когда последняя душа будет очищена и освобождена, он все равно будет гореть? Или то, что всегда найдутся грешные души, и он никогда не погаснет, пока есть люди на этой планете? Видимо кто-то так и думает. Так же считается, что христиане, у которых нет смертных грехов, которые не дали бы им попасть на небо, но которые имеют простительные грехи, могут отработать долг, который назначается, за совершение этих грехов. Таким образом, большинство верующих людей отправляются в чистилище. А, как известно, чистилище – это место между небом и землей.

Сколько же времени там необходимо пробыть? Это зависит от того, насколько сильно человек согрешил в жизни и насколько сильно ему надо очиститься. Конечно же, на счет понятия «чистилище» так же очень много споров. К примеру, католики считают, что чистилище – это «окончательное очищение перед встречей с Богом» и это никак не «испытательный срок». Греческая православная церковь протестует против такого определения: «Католики связывают чистилище с представлением о расплате за грехи, а Восточная православная церковь мистически смотрит на очищающий огонь как на средство духовного роста».

Мормоны и католики считают, что после того как смерть настигнет человека, возможно поработать над спасением человека. Это значит, что в чистилище дается шанс завершить то, что делалось в течение всей жизни на земле. Луис Беркхоф, напротив, считает, что человек должен оставаться в чистилище до вынесения приговора, то есть до последнего суда. Так же, по его мнению, папа может контролировать чистилище, облегчать страдания или вовсе избавлять от них. Что касается Священного Писания, то концепция чистилища там отсутствует. Католическая церковь ведет учение согласно Катехизису, в котором есть ссылка на отрывок из Второй книги Маккавейской. Этот отрывок является единственным доказательством данной доктрины. «Церковь сформулировала свою доктрину о вере в чистилище главным образом на соборах во Флоренции и Тренте. Традиция церкви говорит об очищающем огне, ссылаясь на определенные тексты Священного Писания». Далее отмечается, что за небольшие прегрешения перед судом должен возникнуть священный очищающий огонь. В связи с этим, многие грехи могут быть прощены как в этом веке, так и в следующем. Считается, что выше названное учение основано на том, что необходимо молиться за мертвых (это упомянуто в Священном писании).

Еще с давних времен церковь постоянно чтила память об умерших. Это отражалось через заупокойные молитвы, благодаря которым очищенные души могли попасть в рай. Считалось, что Месса помогает душам в чистилище. Церковь призывала людей помогать умершим через молитву, пожертвования, милостыню и так далее. При этом, она утверждала, что все это необходимо делать без колебания. Итак, было приведено много различных рассуждений по поводу понятия «чистилище». Так же были приведены доказательства по соответствующей теме. Однако, считается, что кроме всего вышеназванного идею чистилища поддерживают еще восемь библейских отрывков. Ну что ж, рассмотрим их.

1. Иов 1:5. Иов возносил жертвы детям, не тогда когда они умерли, а тогда когда были живы. Иисус Христос так же помогал живым и призывал к этому других. Это говорит о том, что в Священном писании нет текста, который призывал бы нас молиться за мертвых или в которой сказано, что Христос ходатайствует в пользу ушедших из жизни.

2. Ис. 4:4. В тексте этого отрывка не говорится, что очищение для каждого человека происходит индивидуально после его смерти. Здесь скорее говориться о суде, который относится к событиям, которые произойдут в истории. То есть Бог хочет и стремится очистить свой народ с целью, чтобы они моги спокойно и свободно жить в Его присутствии. То есть здесь проведена параллель, которая ничего не имеет общего с понятием «чистилище». Она скорее указывает на различные исторические события. К примеру, если взять «Картины облака и огня над Иерусалимом», то можно заметить, что огонь, изображенный на них, имеет отношение ко многим людям и к истории в том числе. То есть, здесь говорится не о жизни после смерти (в чистилище или в аду), а о действии перед смертью.

3. Мал. 3:2, 3. «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: „поглощена смерть победою“». Данная цитата повествует нам о пришествии Бога, но не о чистилище после упокоения человека. Изменения происходят тогда, когда приходит Он, когда все (и мертвые и живые) встречают «своего спасителя в первый раз». Эти изменения происходят, когда Бог дарует бессмертие смертным. Это возможно при Втором пришествии. Как можно заметить, в библейском тексте не говорится о том, что дар бессмертия или очищения люди получают после смерти или в чистилище.

4. Мф. 12:32. В данном отрывке говорится, что если человек скажет слово на такого же человека, как и он сам, то это ему проститься, а если же он скажет слово на Господа, то прощения не будет ни сейчас, ни в следующем веке. Следовательно, здесь говориться не об очищении, а о прощении. В принципе, чистилище может быть предназначено для грешников, у которых лишь незначительные грехи, но смысл этого отрывка в первую очередь направлен на прощение, а не на пребывание в чистилище. То есть Священное писание повествует о новом веке, небе и земле, а не о промежуточном состоянии, которое называют чистилище.

5. Лк. 12:59. В данном отрывке Христос так же не говорит о смерти. Он говорит о текущей, настоящей жизни, о том, как нужно жить сегодня, а не о том, как искупить свои грехи после смерти. Многие люди комментировали этот отрывок и, по их мнению, здесь сказано как важно оправдаться перед Христом в данный момент, то есть перед окончательным судом. Это значит, что действовать нужно немедленно, но это не значит, что действие будет, происходит после смерти, то есть в чистилище. Согласно Священному писанию, «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление». Как можно заметить, этот текст не говорит о каком-то промежуточном месте, которое мы называем чистилище, где после упокоения можно совершать какие-то дополнительные дела. Сама смерть несет в себе человеческую участь.

6. 1 Кор. 3:15. Итак, цитата из данного отрывка: «А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня». Эти и другие слова из Священного писания можно прокомментировать по-разному. К примеру, Фома Аквинский считал, что дерево, солома и сено – это различные виды простительных грехов, которые определяют время пребывания в чистилище. Но это не говорит нам о том, что это будет после смерти, тогда когда душа будет находиться в чистилище. Скорее это гласит о Втором пришествии, когда дела каждого человека на этой земле раскроются и обнаружатся. Все недостойное и ложное будет повергнуто в прах, но «недостроенные строители» могут быть еще спасены, так как они сделали попытку сделать что-то ради Христа. Как удалось понять, все версии учения христианства далеко не совершенны, так как они нацелены на принцип, согласно которому человек должен броситься в огонь, не задумываясь для того, чтобы спастись. Леон Морис считает, что огонь – это не огонь очищения, а огонь испытания, то есть все это нам снова говорит о том, что здесь снова не говорится о понятии «чистилище». И еще, можно сделать вывод, что этот отрывок посвящен делам каждой личности, а не его жизни после смерти. Как сказал Гарольд Майер: «Те, чьи дела истребляются огнем, сами избегнут пламени (как если бы они выпрыгнули из горящего деревянного строения, которое сами построили) и спасутся одни без каких-либо похвальных дел, чтобы представить их Христу». Согласно этому изречению, те люди, которые понесут ответственность за свои деяния, должны спастись сами, претерпев при этом массу трудностей. И, как можно заметить, здесь говориться о трудностях в жизни, а не после смерти.

7. I Петр. 1:7. В данном тексте говориться о жизни до смерти, но никак не после нее. Христианская вера на тот момент зачастую не воспринималась народом, в связи с этим они были непопулярны и их гнали из мира сего. Данный отрывок призывал людей верить, не взирая ни на что и не поддавать искушениям. Итак, приступим к последнему отрывку.

8. Иуд. 23. В этом отрывке говорится, что иуда призывает людей «сохранять себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни», в связи с тем, что на это дано последнее время. Считается, что Господь позаботиться о тех, кто не ждет Его Второго пришествия. Люди должны друг друга поддерживать и настаивать, чтобы другие находились на верном пути. Следовательно, совершающим грех сначала нужно сказать об этом, а затем избавить. Становится понятным, что данную задачу следует решать пока люди еще живы, и не стремиться помочь им после их смерти. Необходимо отметить, что в последнее время католические писатели, которые изображают чистилище, обращаются не к Священному писанию, а к отцам церкви, так как считаю, что католическое учение о чистилище, в большей степени, опирается на традицию, а не на Священную книгу.

Мы рассмотрели все отрывки, в которых могло отражаться послание к людям относительно чистилища, но нигде мы не увидели подтверждения. Все предписания гласят нам о текущей жизни на земле, и нигде не сказано, что будет после смерти. Да. Есть деление на душу и тело, но нет последующей картины происходящего. Все это исследовалось тысячи лет, но так и научно не доказано. Протестанты считают, что люди сами придумали себе так называемое чистилище, дабы получить уверенность во врожденное бессмертие души. Они так же считают, что все дынные учения твердят нам о конце жизни на всей земле.

Итак, мы рассмотрели, как говориться, все возможные варианты относительно чистилища. Кто-то в него верит, кто-то нет. Нужно заметить, что в Библии. Если ее читать внимательно, о нем ничего не сказано. Что ж, верить в него или нет, это право каждого человека, а что будет с нами за гранью мира сего, мы узнаем сами, когда покинем этот мир.

Ч истилище (пургаторий) , согласно католическому вероучению, - место, где души умерших грешников очищаются от не искупленных при жизни грехов. Догмат о чистилище был введён в католицизме в 1439 г., и подтверждён в 1562.

Согласно учению Римско-католической церкви о чистилище, крещёный человек, совершивший грех и получивший прощение или совершивший «простительный» грех, остающийся неотпущенным, как правило, подвергается «временному» наказанию здесь или в будущей жизни. Человек, умерший добрым христианином, однако отягощённый бременем подобных грехов, попадает в чистилище, то есть туда, где души претерпевают страдания за прегрешения, что даёт им впоследствии возможность попасть на небеса.

Согласно учению Западной церкви, эта истина подтверждается Писанием (Вторая книга Маккавейская 12:43-45) . Поскольку возможно приносить за умерших умилостивительную жертву, это должно означать, что их души не пребывают ни в аду, ни в раю, так как достигшие спасения не нуждаются в молитвах живых, а осуждённым на вечное проклятие такие молитвы не помогут. Таким образом, считается, что души умерших пребывают в таком месте, где молитвы ещё могут им помочь «разрешиться от греха».

Считается, что с началом Страшного суда чистилище вообще будет упразднено, однако до тех пор каждая душа останется в нем на тот срок, который необходим, чтобы она расплатилась за свои прегрешения. Живые могут помочь сократить этот срок себе и другим, принося «умилостивительные жертвы», благих дел (например, заказывая мессы) или получая индульгенции. Эту плату Бог учитывает, определяя сроки временного наказания.

Души в чистилище не могут избежать наказания. Однако, поскольку они умерли в мире с церковью и не находились в состоянии смертного греха, они продолжают любить Бога, а потому знают, что непременно окажутся на небесах после того, как завершатся их страдания.

Веру в чистилище традиция обнаруживает уже у ветхозаветных евреев. Это учение всегда принимала Католическая церковь, однако протестанты (Лютер и Кальвин) решительно отвергали его.

Православие отрицает существование чистилища. Согласно учению Православной церкви состояние душ умерших людей - временное ожидание вечной радости или вечных мук. При этом православные христиане считают, что всемилостивый Бог всё-таки может облегчить вечную участь грешников, и даже сделать их сонаследниками Царства небесного, если за этих грешников будут усердно молиться оставшиеся ещё в живых на Земле (их родственники или благочестивые знакомые) . Именно поэтому в православных храмах молятся за умерших, поминают их и принимают записки с именами усопших – Об упокоении их душ.


Задолго до официального принятия постулата о чистилище Данте подробнейшим образом описал структуру Чистилища в своей «Божественной комедии».

Концепция Чистилища в «Божественной комедии» Данте

Три святые добродетели - так называемые «богословские» - вера, надежда и любовь. Остальные - это четыре «основные» или «естественные».

Данте изображает его в виде огромной горы, возвышающейся в южном полушарии посреди Океана. Она имеет вид усеченного конуса. Береговая полоса и нижняя часть горы образуют Предчистилище, а верхняя опоясана семью уступами (семью кругами собственно Чистилища) . На плоской вершине горы Данте помещает пустынный лес Земного Рая.

Вергилий излагает учение о любви как об источнике всякого добра и зла и поясняет градацию кругов Чистилища: круги I, II, III - любовь к «чужому злу», то есть зложелательство (гордость, зависть, гнев) ; круг IV - недостаточная любовь к истинному благу (уныние) ; круги V, VI, VII - чрезмерная любовь к ложным благам (корыстолюбие, чревоугодие, сладострастие) . Круги соответствуют библейским смертным грехам.

    Предчистилище

      Подножие горы Чистилище. Здесь новоприбывшие души умерших ждут доступа в Чистилище. Умершие под церковным отлучением, но раскаявшихся перед смертью в своих грехах, ждут в течение срока, в тридцать раз превышающего то время, которое они пробыли в «распре с церковью».

      Первый уступ. Нерадивые, до смертного часа медлившие с покаянием.

      Второй уступ. Нерадивые, умершие насильственною смертью.

    Долина земных властителей (не относится к Чистилищу)

  • 1-й круг. Гордецы.
  • 2-й круг. Завистники.
  • 3-й круг. Гневные.
  • 4-й круг. Унылые.
  • 5-й круг. Скупцы и расточители.
  • 6-й круг. Чревоугодники.
  • 7-й круг. Сладострастники.
  • Земной рай.

ЧИСТИЛИЩЕ - 1) в христианстве, исламе, а также - в определенной степени - в иудаизме - обозначение особой "территории", располагающейся между раем и адом, где оказываются души, которые, хотя и не заслуживают наказания, лишены возможности вечной райской жизни; 2) в католичестве - форма существования (состояние) души человека, почившего в благодати, но обремененного тяжестью непрощенных допустимых грехов, отпущенных смертных грехов (см. Грех смертный ) и скверными привычками. Души подобного типа - прежде чем попасть в Царство Небесное - должны очиститься.

1) Зачатки представлений о Ч. встречаются уже у языческих народов (напр., Элисий, элисийские поля у древних римлян).

Вера в существование Ч. может быть возведена к представлениям иудаизма о том, что люди будут оцениваться Богом согласно их делам, и что верующие должны молиться о том, чтобы Бог оказал милость душам умерших. Так, во 2-й книге Маккавеев (см. Маккавеев Книги ), части Ветхого Завета, говорится: "Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, - какая святая и благочестивая мысль! - Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха" (2 Мак 12: 45).

Для доказательства существования Ч. и возможности прощения некоторых грехов в загробной жизни католические теологи приводят главным образом два фрагмента из Священного Писания: 1) "Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Матф 12:32). 2) "Каждого дело обнаружится; ибо день покажет; потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть (1 Кор 3:13). В первой идее католики видят различение между грехами, прощаемыми в земной жизни, и грехами, прощаемыми в загробной. Во второй - слова апостола Павла об огне, испытывающем дела каждого, они понимают в буквальном, а не в переносном смысле.

Тем не менее системные представления о Ч. возникли уже в первые века христианства. Уже Ориген верил в действительность того огня, о котором говорил апостол Павел. Августин высказал предположение, что души могут подвергнуться очищающему огню не при конце мира, а в промежуток между смертью и днем Страшного суда. Цезарий из Арля принял это предположение как догмат, а Папа Григорий Великий распространил такое учение по всей Западной Церкви. Подробно это учение было разработано и развито Фомой Аквинским, окончательно принято как догмат Флорентийским Собором 1439 и подтверждено Тридентским Собором (см. Тридентский Собор ).

Согласно католической теологии, существуют два вида Ч.: 1) "Ч. праотцев", куда были заключены пророки Ветхого Завета до тех пор, пока они не были освобождены Иисусом Христом во время Его "сошествия в ад". 2) "Ч. детей", где пребывают те, кто скончался, не совершив греха, но чей первородный грех не был смыт крещением. В этом же Ч. обитают души умственно дефектных людей.

В 13-15 вв. Католическая Церковь сделала несколько проясняющих заявлений о Ч. Утверждалось, что души тех, кто скончался в первородном грехе (т. е. некрещеных младенцев), попадают в ад, но их наказание является более легким, нежели кара душам, виновным в действительных грехах. В целом, неопределенность в трактовках Ч. сохраняется в католичестве и по сей день.

Протестантские реформаторы в принципе отвергли учение о Ч., находя, что католики неправильно толкуют вышеприведенные места из Священного Писания.

В исламе представление о Ч. в целом таково: сам человек миновать его не может, его должен перевезти тот верблюд, баран или осел, которого он при жизни пожертвовал Аллаху.

Учение о Ч. представляет собой одно из характерных отличий Католической Церкви от Православной Церкви и от протестантства. По учению католиков, души скончавшихся христиан, если Господь признает их чистыми, направляются прямо в рай, души же людей, отягощенных непрощенными смертными грехами, направляются в ад, а души тех грешников, которые не отягощены смертными грехами и, однако, не получили прощения грехов в земной жизни, направляются в Ч. - промежуточное место между раем и адом, - где они горят в очищающем огне. Когда грехи их будут искуплены, они могут получить доступ в рай. В "Божественной комедии" Данте, изображающей ад согласно с общепринятыми католическими понятиями средних веков, ад и Ч. составляют два совершенно особых места: ад находится во внутренности земли в виде обширного конуса, концентрические круги которого идут к центру земли, постепенно уменьшаясь. Ч. же находится по иную сторону центра, на поверхности другого полушария. Ч. само по себе будет существовать до второго пришествия Иисуса Христа, но души грешников, попадающие туда, не будут там ждать Страшного суда. Каждая душа пробудет в Ч. столько времени, сколько необходимо для искупления ее грехов. Участь души в Ч. зависит не только от ее раскаяния, но и от молитв, возносимых за нее на земле. С помощью месс, молитв, добрых дел, совершаемых в память умерших верующими на земле, участь души в Ч. может быть облегчена и срок пребывания ее там может быть сокращен.

Согласно православному учению со ссылкой на вероучительный памятник "Учение двенадцати апостолов", относящийся ко 2 в., важное значение имеют содержащиеся в нем следующие слова: "тогда (т. е. при наступлении второго пришествия на землю Господа и Страшного суда. - Ред.) придет творение человеческое в огненное испытание и искушение, и многие соблазнятся и погибнут, постоянные же в вере своей спасутся в этом самом крушении или огненном испытании". Эти слова, по мысли православных богословов, проливают свет на понимание слов апостола Павла "огонь испытает" ("огнь искусит"): понимать их рекомендуется в том смысле, в каком объясняют их и святые отцы послеапостольского века, т. е. в смысле опыта или испытания, а не в смысле огненных мучений.

При этом большинство православных верующих убеждены, что умершему человеку можно помочь молитвами и благими деяниями живущих верующих.

2) В настоящее время некоторые католические теологи под Ч. нередко разумеют не место, а душевное состояние мучения, среднее между райским и адским состояниями. Очищающий огонь понимается как символ, в нем усматриваются угрызения совести и раскаяние, но большинство верующих признает реальное существование этого огня.

Loading...Loading...