Что такое миф? Что такое миф в литературе? Литература и миф. Литература и мифология

1. В переводе с греческого означает рассказ илиречь, история, имеющая неизвестное происхождение или в происхождение которой невозможно проверить, но которое является частью традиций культуры или группы. Обычно миф содержит некоторый объяснительный компонент, якобы связывающий исторические события, особенно важные для данной культуры. В Юнгинианской теории мифы стали одним из объектов анализа коллективного бессознательного. 2. Ложное, ничем не подкрепляемое, но широко распространенное убеждение.

МИФ

возникающая на ранних этапах истории своеобразная форма мировоззрения, воплощаемая в сказаниях и повествованиях.

Согласно З. Фрейду, миф - тот шаг, посредством коего отдельный индивид выходит из массовой психологии. Первым мифом был психологический, героический; пояснительный миф о природе, видимо, возник много позже.

Мифы

myths) М. - это предания древних народов, живших в примитивных, дорациональных, донаучных об-вах, отражающие их попытки найти ответы на такие серьезные вопросы, волнующие человека, как сотворение мира, жизнь, смерть и возрождение, - естественно, с привлечением сверхъестественных сил, предков и героев. Для психологии М. оказываются полезными в качестве источника материалов, обогащающих наше понимание челов. поведения. Не существует какой-то одной теории, сколь бы важной она ни была, к-рая полностью объясняла бы весь спектр М. или даже один М. З. Фрейд говорил, что М., подобно сновидениям, являются королевской дорогой к бессознательному. К. Юнг утверждал, что М. репрезентируют врожденное коллективное бессознательное с универсальными символами и архетипами, а не личное бессознательное. См. также Литература и психология Р. Заслоу

МИФЫ

Мифы являются попытками объяснить трудные для понимания феномены pvistrauss, 1958). Миф, как правило, обращается к историям или феноменам, которые постичь проще. Нам необходимы образы, для того чтобы мыслить.

Появление гипноза в мире науки потребовало обращения к образам, метафорам и мифам, с которыми прочно связаны имена великих предшественников. Некоторые мифы являются помехами, вводя в обиход небезобидные понятия; например миф об одержимости или о подчинении хозяину. «Мифы - активные элементы гипноза» (Godin, 1991).

Образы же, напротив, хорошо вписываются в техническую мифологию нашей эпохи; их преимущество состоит в том, что они не делают акцент на власти терапевта: «Ваш мозг работает как компьютер. Вы можете научиться брать в скобки некоторые аспекты вашего «Я», в частности, вы отключаетесь о того, что вас окружает в настоящий момент. Теперь ваша энергия полностью используется для внутренней работы... Ваш мозг может начать поиск воспоминаний, о которых вы не подозреваете... Он способен включать программы поиска решений, не передавая этого на экран вашего сознания, и т. д.»

МИФ

древнее повествование о жизнедеятельности богов и героев, сотворении мира, происхождении людей и животных, возникновении обычаев и обрядов.

Становление психоанализа сопровождалось обращением З. Фрейда к мифу об Эдипе. В частности, в письме В. Флиссу (1858–1928), написанном 15 октября 1897 г., он высказал несколько соображений по поводу греческой легенды об Эдипе. В работе «Толкование сновидений» (1900) он подчеркнул, что «миф об Эдипе возник из древнейшего материала сновидения, который имеет своим содержанием тягостное расстройство отношений к родителям благодаря первым движениям полового чувства». Говоря о том, что родители играют преобладающую роль в детской душевной жизни всех психоневротиков, основатель психоанализа исходил из положения, согласно которому психоневротики со своими дружелюбными и враждебными желаниями по отношению к своим родителям воплощают картину преувеличения, интенсивно и отчетливо наблюдаемую у большинства детей. В подтверждение этой истины древность завещала нам «чрезвычайно убедительный миф, глубокое и всеобъемлющее значение которого становится понятным лишь при помощи установления общеобязательности вышеуказанных черт детской психологии».

В дальнейшей своей исследовательской и терапевтической деятельности З. Фрейд неоднократно апеллировал как к мифу об Эдипе, так и другим мифам, иллюстрирующим различные психоаналитические идеи и способствующим лучшему пониманию природы психических заболеваний. Его обращение к мифам нашло свое отражение, в частности, в таких работах, как «Мифологическая параллель пластического навязчивого представления» (1916), «Лекции по введению в психоанализ» (1916/17), «О добывании огня» (1932). Как подчеркивал основатель психоанализа в работе «О добывании огня», в мифе богам позволено удовлетворять все желания, от которых человек должен отказаться, например, желание инцеста.

По мере становления и развития психоанализа многие исследователи последовали примеру З. Фрейда и сосредоточили свои усилия на исследовании древних мифов. Так, О. Ранк (1884–1939) в своей работе «Миф о рождении героя. Опыт психологического толкования мифов» (1908) заметил, что в вопросе о происхождении мифов деятельности фантазии следует отвести первое место, а также дал характеристику мифа как параноидного образования и подчеркнул, что рассмотренные им мифы о герое «во многих своих сущностных чертах совпадают с маниакальными идеями определенного круга душевнобольных людей, страдающих манией преследования и манией величия, так называемых параноиков».

К. Абрахам (1877–1925) опубликовал работу «Сновидение и миф. Очерк коллективной психологии» (1909), в которой дал анализ мифа о Прометее, провел аналогию между между мифом и сновидением и выдвинул утверждение, гласящее, что «миф есть отрывок пережитой духовной жизни детства народа» и что «каждый народ окружал начало своего существования мифом, удивительно напоминающим бредовые идеи о происхождении у душевнобольных».

В труде О. Ранка и Г. Закса (1881–1947) «Психоаналитическое исследование мифов и сказок» (1913) отмечалось, что психоанализ не только предлагает определенный метод толкования мифа, но и обосновывает необходимость объяснения его при помощи того значения, которое имеет бессознательное при создании мифов. По их мнению, психоанализ заменяет поверхностное сравнение генетическим исследованием, позволяющим «рассматривать мифы как измененные остатки желаний-фантазий целых народов». Миф – не индивидуальный продукт, как сновидение, но и не такой устойчивый, окончательно сложившийся, как произведение искусства. «Создание мифа – это процесс, который никогда не заканчивается и приспосабливается последующими поколениями к их религиозному, культурному, этическому уровню, или, говоря языком психологии, к данной стадии вытеснения».

Последующие психоаналитики также уделяли значительное внимание изучению мифов и использованию их материала в своей интерпретационной деятельности в процессе аналитической терапии. В современном психоанализе в центре рассмотрения и переосмысления находятся прежде всего такие мифологические построения, как миф об Эдипе и Нарциссе.

От короткого слова «миф» веет далеким прошлым, мистическими историями, древними тайнами, загадочными цивилизациями. Сразу вспоминаются античные герои, скандинавские саги, эпические поэмы. Однако, немного преобразив свою форму, миф глубоко врос в повседневность. Сейчас это понятие несколько шире общепринятого. Стоит попытаться тщательнее разобраться в том, что такое миф. Нашими современниками в литературе, науке, музыке, политике тоже создаются легенды, моделирующие общее сознание человечества и влияющие на новейшую историю.

Неоднозначный термин

Ученые затрудняются дать единое объяснение тому, что такое миф. Определение загадочного термина меняется от мировоззрения исследователей и даже неких их достаточно субъективных ощущений. В этом видят вымысел, ложь, заблуждение, историю народа или сложный архетипический образ, идущий из массового бессознательного предков, а также неотъемлемую часть убеждений человечества. Есть в этих исторических, научных, философских противоречиях и общее. Миф - модель высказывания знаний и мнений, метафорическое слово, наглядно демонстрирующее или пытающееся навязать некое видение мира. Всегда авторство его остается анонимным, это творчество коллективное. Только общий разум определенной группы способен создать настолько живучее в такой изменчивой среде произведение.

Метафорический образ или повествование?

Объясняя, что такое миф вообще, некоторые философы поэтически рассуждают о нем, как о вещи абстрактной, четкие границы которой отсутствуют, существующей отдельно от физического мира. Архетипические знаки находят отклик глубоко в сознании людей и производят сильную реакцию, пробуждая мысли, действия или эмоции. Это сложное единство обозначаемого явления, символа и формы, дошедших до читателя, зрителя, слушателя. Самые радикальные исследователи даже утверждают, что подобные образы присутствовали в общем бессознательном раньше человечества.

Защитники научного объяснения того, что такое миф, определение дают ему как событию сугубо историческому, для красоты сюжета и яркости дополненного мистическими деталями. Очень часто легенды воспринимают исключительно как занимательное повествование, созданное для развлечения, средство для интересного времяпрепровождения.

Предназначения мифа

  • Объяснение. Важнейшая составляющая. Формирует как мировоззрение отдельного индивида, так и коллективное восприятие.
  • Указательная. Регулирует поведение человека, создает особую систему ценностей.
  • Объединение. Является частью культуры, традиций, фольклора, что выделяет группу или этнос среди остальных.

Легенды времен

Представления о мироустройстве разделенных пространством народов Земли в древних преданиях очень схожи. Они наполнены фантастическими описаниями, которые объясняют происхождение человека, Вселенной, материи. Часто в легендах упоминаются чудесные существа, мистические события, магия - вера в потусторонние силы свойственна любому древнему обществу. Существование богов, святые силы природы, подвиги великих героев, некоторый анимизм - черты, объединяющие архаические истории сказителей каждого этноса. Но обычаи, привычки, время накладывали свой индивидуальный отпечаток, придавали любой легенде неповторимость. Мыслители различных эпох имели собственное объяснение того, что такое миф. Как менялось представление о нем, будет крайне интересно рассмотреть.

Архаические сказания и эпосы

Каждый народ имел почти тождественные образы для описания мироустройства: Хаос до сотворения Вселенной, смена годовых циклов, безопасный центр (Родина) и враждебная неизвестность на окраине, боги, умирающие и воскресающие. Что такое миф? Отражение, осмысление коренных законов мироздания, совпадающее у большинства. Индивидуальность устоев, природных обстоятельств, жизненного уклада каждой цивилизации определяет особые качества и характер старинных легенд.

Сила речи

Слова в архаическую эпоху нужны были для коммуникации, передачи мыслей, эстетика речи мало значила. Важны были запоминаемость текста и эмоции слушателей. Иногда легенды представляли собой некий шифр, где за знакомыми фразами от непосвященных скрывалось послание, а слова имели священную силу, влияющую на действительность, внешние обстоятельства. Здесь просматривается явная связь с глубокой верой предков в отождествление процесса наречения, произнесения вслух имени с творением или материализацией.

Особенности древних мифов

В скандинавских сказаниях присутствуют эсхатологические черты, проявляющиеся уже в представлениях о космогенезе. В суровых условиях необходимо непременно придерживаться обетов, правил, заветов, иначе под угрозой окажется существование всех. Античные легенды повествуют о взаимоотношениях правителей, богов и людей, просматривается тяга к прекрасному, познанию, одухотворению мира. В римских мифах четко видна политическая пропаганда, которая нужна для доблестных завоеваний. Славяне старались передать осмысление священных сил природы, а кельты придавали окружающим стихиям божественную и магическую мощь.

Легенды Средневековья

Понимание того, что такое миф, ответы и уроки, которые получало общество, изменились. Бог становится единственным творцом, повелителем, судьей. Теоцентризм средневековых верований лишает природу одухотворенности, но мифологическое восприятие человеком мира наполняет окружающую повседневность иными мистическими существами, которые неукоснительно соблюдают волю Создателя и наказывают либо награждают героев. Мифы внушают страх, воспринимаются как единственно возможная истина, формируют покорное поведение, ограничивая человека суеверным ужасом перед гневом Бога, укрепляя власть церкви, инквизиции, правителей.

Что такое миф в литературе? Новые герои, сказания, образы

У искусства и легенд есть некоторые общие черты. Это результаты единства познания и творчества в стремлении выразить мировоззрение коллектива или автора. Связь мифологического и художественного мышления четко отслеживается в искусстве древнем, но, приближаясь к современности, не ослабевает, а подвергается некоторым метаморфозам.

Исследуя, что такое миф, краткое содержание преданий писатели часто пересказывали, превращая персонажей и обстоятельства в эталон, олицетворение какого-то качества. Эпоха романтизма противопоставляет идеальный мир произведения несовершенной повседневности. Авторы наделяют героев безукоризненными чертами характера и внешности: красотой, духовной глубиной, справедливостью, часто обращаясь к существующим сказаниям и создавая новые.

Метаморфозы мифа. Новейшие предания

Следующий период катастроф, революций, войн неизбежно создал целую волну новых легенд. Стремительно менялось коллективное мировоззрение, обществу были необходимы иные герои. Искусство действительно стало творить окружение, влияя на массовое сознание. Что такое миф сложной эпохи? Отражение и преобразование действительности.

Литераторы современности часто используют сюжеты древних сказаний для основы своих произведений. Они переносят содержание легенд в собственное время или создают из преданий и образов красочные метафоры, иллюстрации философских взглядов. Появилась авторская мифология - увлекательный жанр фэнтези, объединяющий миллионы поклонников. Определяя, что такое миф и легенда современности, невозможно кратко не упомянуть роль СМИ в сотворении новейших сказаний ради изменения общественного мнения.

Заключение

Красочные образы в повествованиях древних певцов, сказителей, хранителей легенд очень жизнеспособны. Их основа лежит в массовом подсознании. Определить однозначно, что такое миф, невозможно - граница между метафорой, размышлением и действительностью размыта. Каждая цивилизация, эпоха, культура творит свои предания в соответствии с мировоззрением, знаниями, заблуждениями, мечтами.

Цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. В мифах события рассматриваются во временной последовательности, однако в мифах конкретное время события не имеет никакого значения, важна только отправная точка для начала повествования. Мифы очень долго служили в качестве важнейшего источника исторических сведений, составляя большую часть некоторых исторических трудов античности (например, Геродота и Тита Ливия) . Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания , как искусство , литература , наука , религия , политическая идеология и тому подобное, они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве.

Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своему смыслу художественной литературе ; исторически она предвосхитила многие возможности литературы и оказала на её раннее развитие всестороннее влияние. Естественно, что литература не расстаётся с мифологическими основами и позднее, что относится не только к произведениям с мифологическими основами сюжета, но и к реалистическому и натуралистическому бытописательству XIX и XX веков (достаточно назвать «Приключения Оливера Твиста » Чарльза Диккенса , «Нана» Эмиля Золя , «Волшебную гору» Томаса Манна).

Античная литература

Новые типы отношения к мифам даёт римская поэзия. Вергилий связывает мифы с философским осмыслением истории, создавая новую структуру мифологического образа, который обогащается символическим смыслом и лирической проникновенностью, отчасти за счёт пластической конкретности. Овидий , напротив, отделяет мифологию от религиозного содержания; у него совершается до конца сознательная игра с «заданными» мотивами, превращёнными в унифицированную систему; по отношению к отдельному мотиву допустима любая степень иронии или фривольности, но система мифологии как целое наделяется «возвышенным» характером.

Средние века и Возрождение

См. также

Литература

  • Барт Р. Мифологии / Перевод, вступ. ст. и коммент. С.Зенкина . М .: Изд-во им. Сабашниковых, - 312 с. - ISBN 5-8242-0048-3 ; 2-е изд., - ISBN 5-8242-0076-9 .
  • Алексанян Е.А. Миф и реальность (на художественном материале современной прозы) // Научные труды. Вопросы филологии . - Ереван: Лингва, 2004. - ISBN 99930-79-63-4 .
  • Шевченко О. К. Миф как форма освоения власти // Культура Народов Причерноморья (Симферополь). 2009. № 162. С. 166-168.

Примечания

Ссылки

  • Лосев А. Ф. Диалектика мифа

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Миф" в других словарях:

    миф - миф, а … Русский орфографический словарь

    миф - миф/ … Морфемно-орфографический словарь

    МиФ - Мебель и фурнитура ЗАО http://www.mf.ru организация МИФ «Математика, информатика, физика» электронный журнал http://virlib.eunnet.net/​MIF/​ г. Екатеринбур … Словарь сокращений и аббревиатур

    МИФ. Содержание этого понятия далеко не столь просто и прозрачно, как это обычно представляют в широких кругах. Школьное определение мифа фантастические представления о богах и богоподобных героях, слагающиеся в донаучных сумерках первобытных… … Литературная энциклопедия

Миф - это предания, которые периодически появлялись в дописьменном социуме. Они повествуют о жизни первопредков, подвигах героев, деяниях богов и духов. Само понятие мифа имеет греческие корни и происходит от слова «mytos», что означает «сказание».

Первые упоминания о мифах

Совокупность мифов в обрядовых ритуалах приобретала вербальную форму, выступая, одним из специфических способов систематизации информации об окружающей действительности. С другой стороны, повествования о природе и человека в ней выполняли ряд важных функций: религиозную, идеологическую, философскую, историческую, научную.

К особенностям мифов можно отнести произвольный подход к составлению сюжетов, персонификацию зооморфизм.

Появление представлений о сверхчувственных началах приходится на время появления первых захоронений. Благодаря древним погребениям найдено множество элементарных форм изобразительного искусства.

История происхождения мифов

В верхнем палеолите происходит устойчивое формирование синкретического комплекса: миф - изображение - ритуал. Сохранение этой структуры на протяжении всей говорит о ее универсальности. В ней долгие века отражаются и рациональное начало и иррациональное культурное ядро.

Палеолитические изображения и являлись мифами, а их создание - ритуалами. «Означаемое» и «означающее» в мифах первобытных людей существовали в абсолютном единстве.

Понятие мифа

Во многих науках есть различные трактовки понятия «миф». Значение слова при этом формулируется с различных позиций, что и обусловливает наличие множества расплывчатых и противоречивых определений. Среди них интерпретации, которые даются в энциклопедических словарях, называющие мифами фантастические повествования народного происхождения.

Также встречаются развернутые модернизированные варианты, гласящие, что миф - это синкретическое понимание окружающего мира, выраженное чувственно-конкретными персонификациями и одушевленными существами, которые отождествляются с реальностью. Философские взгляды на трактование этого понятия отталкиваются от понимания мифа как образной схемы мира, объясняющей и предписывающей конкретный алгоритм действий.

Что означает слово миф? На этот вопрос можно ответить синтезировав смыслообразующие составляющие из различных подходов. Именно так можно формулировать полное и точное определение этого понятия: мифами считаются тексты и изображения, демонстрирующие синкретическое отражение окружающей действительности в разные эпохи развития человечества. Причем каждая культура обладает своеобразием, подчеркивающим многочисленные аспекты развития конкретного общества.

Типология мифов

В школьную программу входят мифы, которые с легкостью можно назвать античными, библейскими или другими старинными сказками. Они повествуют о событиях, связанных с сотворением мира, совершением древних деяний (в основном греческими и и героями).

Исследователи исторической мифологии отмечают, что в великом множестве произведений разных народностей многие основные темы и мотивы повторяются. То есть происхождение мифов не во всем определяет их содержание. Например, одними из самых древних и примитивных являются сказания о животных. Наиболее ранние из них лишь наивно описывают признаки представителей фауны. А в древних австралийских мифах, например, широко распространена теория происхождения животных от людей. Но и другие народы мира, пусть и не так явно, распространяют в своих сказаниях мифологическое представление о том, что человек некогда был животным. Примеры мифов такого рода: древнегреческие сказания о девушке-нимфе Дафне, о гиацинте, о нарциссе и прочие.

Происхождение небесных светил также часто освящалось в мифах. В так называемых солярных, лунарных и астральных сказаниях Солнце, Луна и звезды часто изображались людьми, которые когда-то жили на Земле и по разным причинам впоследствии поднялись на небо. Такой миф - это выдуманная народом альтернатива формирования Вселенной. Еще один распространенный сюжет - описание процесса создания Солнца каким-либо сверхъестественным существом. В этом случае небесное светило не одухотворялось.

Центральное место в совокупности мифов многих стран занимали произведения, описывающие создание мира и Вселенной, а также человека. Иначе их называют космогоническими и антропогоническими соответственно. Культурно отсталые народы мало повествовали на эти темы. В частности, австралийцы лишь вскользь упоминали о том, что раньше поверхность Земли выглядела иначе, но вопросы о появлении ее никогда не ставились.

Полинезийцы, североамериканские индейцы, народы Древнего Востока и Средиземноморья рассматривали космогонические процессы с двух точек зрения. Одна из них была основана на идее сотворения мира (креационная), другая - на идее его развития (эволюционная). Согласно креационной теории, мир создал творец, бог, колдун или другое сверхъестественное существо. В мифах, построенных на эволюционной теории, мир планомерно развивается из какого-то первобытного бытия. Это может быть хаос, мрак, тьма и т.д.

Также имеется множество мифологических рассказов о морских существах (чудищах), которых видели моряки, путешественники и рыбаки.

Современные мифы и наука

Суть данной проблемы состоит в том, что вещать о мифе как о научном факте сложно. С уверенностью можно заявить, что он является компонентом мифологии. При этом он относится ко вторичному уровню сознания, который охватывает идеологически, культурно и научно переработанные сведения. В данном контексте, миф - это искусственно созданное человеком сказание, в основе которого лежат предположения и легенды, постепенно изменяющиеся под влиянием идеологических и научных факторов.

Два направления развития мифологии

Появление мифов сопряжено с возникновением, становлением и развитием какого-то народа. Именно так люди формируют свою индивидуальную историю происхождения. Позже в мифотворчестве появляются произведения, предназначенные для масс (которые создает элита), и сказания, созданные самим народом. Таким образом, можно говорить о двух направлениях развития мифологии: закрытом и открытом.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается тема мифа и мифологизации в современной литературе. Целью статьи является характеристика понятия «авторский миф». Анализируется появление данного жанра, его структурные особенности и значение мифологических аспектов в повествовании. Особое внимание уделяется проблеме памяти и истории и их роли в авторском мифе. Исследование показало, что в авторском мифе создаётся специфическое пространство, которое объединяет несколько периодов времени и делает читателя свидетелем мировой истории. Исторические события преподносятся с точки зрения персонажей и приобретают, таким образом, мифологический характер. Авторский миф создаёт специфический образ реальности, построенный по принципам аналогии, инверсии, коллажа и карнавализации.

ABSTRACT

The article concerns the issue of myth and mythologization in contemporary literature. The focus of the article is on the concept of an "author"s myth". The article examines the origins of this genre, its structural features and the meaning of mythological aspects in a narrative. Considerable attention is paid to the issues of memory and history and their influence on the author"s myth. The study has shown that within the author"s myth a specific space is created which combines several periods of time and makes the reader a witness of the world history. Historical events are presented from the characters’ perspective and thus acquire a mythological character. The author"s myth creates a specific image of reality which is built on the principles of analogy, inversion, collage and carnivalization.

Понятие мифа как культурного феномена активно развивалось с середины XIX века. Оно изменялось, трансформировалось, расширяло свои границы и наполнялось новыми функциями и смыслами. В ХХ веке литература, а вслед за ней и литературная критика вновь обращаются к понятиям мифа, мифотворчества и мифологизации. Одним из ключевых в этой области является теоретический труд Е.М. Мелетинского «Поэтика мифа», где автор выделяет категорию «мифологического романа». Мелетинский анализирует мифологизм в романах Джойса, Т. Манна и Кафки, ярких представителей модернизма. В литературе постмодерна появляется ещё один вид мифа, который соединяет в себе черты традиционного мифа и авторского нарратива.

Авторский миф как литературный жанр является логическим продолжением, развитием тенденций мифологического романа и использует мифологизацию в качестве инструмента семантической и композиционной организации текста. В то же время для авторского мифа как жанра характерна своеобразная двойственность, которая прослеживается и на структурном, и на содержательном уровне.

Литературовед Даниэла Годрова в предисловии к чешскому изданию «Поэтики мифа» анализирует при помощи методологии Мелетинского литературу второй половины ХХ века. Годрова выделяет два подхода современного романа к мифу – «перенимающий» и «оспаривающий». При перенимании из мифа в роман переходит жесткая структура, влияющая на содержание. Оспаривающий метод разделяет миф на эпизоды и мотивы, выбирает подходящие темы и вплетает их в контекст повествования. Исходя из этого, выделяется два вида структуры повествования – тип «скелета» и тип «ткани». При структуре «скелета» миф становится идейной основой романа, а тип «ткани» предполагает рассеивание мифологических элементов по всему тексту. В авторском мифе могут встречаться оба вида организации повествования одновременно. Таким образом, миф играет в романе роль динамичной структуры, которая диалогически взаимодействует с текстом самого романа. То, как мифы переносятся в современную литературу, объясняет концепция Нортропа Фрая. Описанные им стабильные категории комедии, трагедии, сатиры и романа соответствуют структуре «скелета» и представляют собой определённую систему расположения мифологических компонентов в тексте. Структура «ткани», которая более популярна в литературе постмодерна, позволяет выбирать и комбинировать мифологические элементы из разных нарративных категорий. Благодаря этому авторский миф становится пластичной и постоянно меняющейся литературной формой. Миф не составляет основную сюжетную линию романа, почти никогда нельзя отследить от начала до конца структуру мифологического «скелета». Мифологическая ткань может быть настолько разнообразна, что ее нельзя считать основной организационной структурой. Одним из характерных для данного жанра приёмов является использование методов коллажа и калейдоскопа. Этот метод позволяет разделять мифы на части и выбирать только необходимые их элементы.

Вслед за Д. Годровой чешский филолог Бланка Чинатлова обращает внимание на то, что в большинстве авторских мифов присутствуют оба типа организации повествования. Миф-«скелет» появляется на уровне фабулы, миф-«ткань» – на уровне сюжета. Именно их взаимодействие и соединение создаёт новый вид мифа. Его можно назвать авторским, поскольку даже коллаж должен иметь своего творца, того, кто выберет подходящие элементы и закрепит их в определённом порядке. Авторский миф, таким образом, представляет собой нарратив, созданный при помощи мифа, как с точки зрения структуры, так и с точки зрения содержания. Это проявляется так, что «скелет истории создаёт вариации, деконструируя или реконструируя архетипические сюжеты (эсхатологические, героические и т.д.), используя архетипические мотивы (родственные отношения, месть, пророчество) и героев (мессия, создатель), но в то же время способ повествования создаёт специфическую нарративную ткань (нарративные маски, мифологическое время, циклическая композиция, ритм), которая часто является отсылкой на традицию мифологического повествования» .

Авторский миф, так же, как и миф архаический, создает определённую картину мира. Современная литература часто обращается к реальным историческим событиям, а авторский миф вплетает отрывки реальности в контекст своего повествования. В рамках авторского мифа фикция соединяется с историей (Б. Грабал «Я обслуживал английского короля», В. Пелевин «Чапаев и Пустота», М. Турнье «Лесной царь»). Однако авторский миф ни в коей мере не преследует цель объективно представить исторические события. Теоретик постмодернизма Ж.-Ф. Лиотар обращает внимание на такое явление, как «ускользание реальности», утверждая, что реальность сама по себе является конвенциональной . Писатель-постмодернист в своём творчестве не руководствуется какими-то конкретными правилами, а как философ ищет и выстраивает свою собственную систему категорий, чтобы на основе созданного позже были определены правила. Авторский миф появляется в период постмодерна, но вдохновением для него стали и традиционные мифы, поэтому он соединяет в себе черты обеих поэтик. На первый взгляд, эти черты часто могут казаться взаимоисключающими:

  • мифологический сюжет считается абсолютно правдивым, а постмодернизм ставит под сомнение саму возможность существования правды;
  • задачей традиционного мифа является интеграция человека в окружающий его мир, а постмодерн делает акцент на одиночестве и отчужденности героя;
  • действие мифа происходит в сакральном безвременье и закреплено в коллективной памяти, тогда как постмодерн обращается к историческому времени и личным воспоминаниям.

И наконец, мифу присущ устный характер, что не может быть актуально в современной литературе.

В первую очередь, определённая двойственность скрывается в том, как авторский миф понимает правду. С одной стороны, так же, как и традиционный миф, он не считается с индивидуальной моралью и отвергает оппозицию добра и зла. В постмодерне правда многолика, поскольку складывается из различных элементов и зависит от ситуации и обстоятельств. Авторский миф не даёт никаких оценок и не старается быть объективным, наоборот, он стремится показать мир во всём его многообразии. В авторском мифе создаётся специфическое пространство, которое объединяет несколько периодов времени, втягивает в действие читателя и делает из него свидетеля не только перипетий сюжета, но и мировой истории. Таким образом, возникает возможность катарсиса и новая модель мира, которая не ограничена исторической хронологией и конкретной перспективой. Несмотря на то, что мы имеем дело с написанным и напечатанным текстом, устная традиция проявляется в авторском мифе при помощи усиления фигуры рассказчика, который «проговаривает» историю читателю или персонажу-слушателю (С. Рушди «Дети полуночи», Г. Свифт «Земля воды»). Также элементы разговорной речи могут присутствовать на уровне стилистики повествования (Б. Грабал «Я обслуживал английского короля», М. Турнье «Лесной царь»).

Главной задачей авторского мифа является создание своего собственного, специфического образа реальности. Эта реальность может быть сверхъестественная, вписанная в контекст классического образа мира (Ф. О’Брайен «Третий полицейский», М. Галина «Автохтоны», М. Павич «Хазарский словарь»), или же действие романа может, на первый взгляд, являться частью реальных исторических событий (Л. Цыпкин «Лето в Бадене», Г. Грасс «Жестяной барабан»). В авторском мифе, как и в мифе классическом, сосуществуют два уровня реальности – макро- и микрокосмос. В традиционном мифологическом повествовании уровень микрокосмоса практически сливается с уровнем макрокосмоса. Подобный принцип аналогии и отражения становится основой авторского мифа. В авторском мифе микрокосмос всегда выходит на передний план. Это может быть семейная сага, в которой жизнь нескольких поколений отражает историю целой страны, или эпизод из жизни одного человека, соединяющий всю картину мира воедино. Грань между макро- и микрокосмосом в авторском мифе очень тонка, это всегда балансирование между реальностью и фикцией. В повествовании реальность и фикция периодически меняются местами, и читатель практически неспособен определить, где начинается одно и заканчивается другое.

Лиотар считает характерной для постмодернизма чертой недоверие к метарассказам. Можно сказать, что авторский миф обновляет известные архетипические образы при помощи «малых» сюжетов: включает мифологические мотивы в повествование о конкретных незначительных людях, сжимает историю мира до истории одной семьи. Метарассказ не в состоянии показать реальность, поскольку сам ее создаёт. И только «малый» рассказ способен хотя бы частично ухватить многогранность человеческого существования. Из этого следует, что для авторского мифа важна не достоверность фактов, а то, как они изображены. История становится фоном к индивидуальной линии и рассматривается с точки зрения судеб конкретных персонажей. В связи с темой истории возникает и проблема памяти и вспоминания, которые позволяют зафиксировать процесс человеческого существования. В XX веке тема памяти в литературе приобретает особую важность, и процесс вспоминания и рассказывания воспоминаний часто становится основой в том числе и авторских мифов. Память является механизмом сохранения и осмысления прошлого и тесно связана с вопросами выбора и интерпретации. Немецкий историк культуры Ян Ассманн утверждает, что именно благодаря процессу реактуализации, который представляет собой вспоминание, история превращается в миф . Таким образом, воспоминания о прошлом мифологизируют историю, и не важно, реальная это история или вымышленная. В рамках романа может существовать своя собственная хронология и реальность, но воспоминания героев о событиях прошлого всё равно будут придавать им мифологический характер. В отличие от традиционного мифа, авторскому мифу присуща инверсия, поскольку он показывает, как, казалось бы, стабильный мир превращается в хаос. Инверсия в поэтике постмодерна проявляется на многих уровнях, обесценивает традиционные ценности, меняет божественное на демоническое, в бахтиновском смысле переворачивает мир с ног на голову. История становится фикцией, воспоминания – реальностью, малое влияет на большое, а время начинает идти вспять. Можно сказать, что инверсия является одним из основных нарративных принципов авторского мифа наряду с карнавализацией и отсутствием реперных точек в повествовании. Название «авторский миф» является в некоторой мере оксюмороном, который символизирует соединение прошлого, представленного архаическим мифом, и настоящего, олицетворённого автором, нашим современником. Стоит относиться к авторскому мифу как к феномену, который продолжает развиваться.


Список литературы:

1. Леви-Стросс К. Структурная антропология. – СПб.: Академический проект, 2008. – 560 с.
2. Лиотар Ж.-Ф. Постмодерн в изложении для детей / Пер. с фр. А. Гараджи. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2008. – 150 c.
3. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М., 2012. – 336 c.
4. Assman J. Kultura a paměť. Písmo, vzpomínka a politická identita v rozvinutých kulturách starověku. – Praha, 2001. – 320 s.
5. Činátlová B. O tom, co se stane, když je člověk zajedno se svými orgány (autorský mýtus) // Činátlová, B. Příběh těla. – Příbram, 2009. – S. 58-76.
6. Frye N. Anatomie kritiky: čtyři eseje. – Brno, 2003. – 440 s.
7. Hodrová, D. Mýtus jako struktura románu // Meletinskij J.M. Poetika mýtu. – Praha: Издательство, 1989. – S. 384-395.

Loading...Loading...