Что такое здравый смысл в каких. Что такое «здравый смысл»? Как принять важное решение в жизни

Люк де Клапье Вовенарг

Здравомыслие является неоспоримым преимуществом человека перед другими животными, и если вы, уважаемые читатели, будете его в себе развивать, а его нужно развивать, то оно даст вам преимущество и над другими людьми. Именно обладание здравым смыслом делает нас разумными существами, способными принимать наиболее адекватные решения в различных ситуациях. Что такое здравомыслие? Умение мыслить ясно, четко, адекватно обстоятельствам, а также способность здраво и толково рассуждать – это и есть здравомыслие, здравый смысл, благодаря которому мы, люди, способны ориентироваться в окружающей среде, правильно оценивать различные жизненные ситуации и принимать разумные решения. Помимо этого, здравомыслие – это способность мыслить, опираясь на свой практический жизненный опыт, а также на общепринятые морально-нравственные принципы. Это позволяет человеку, с одной стороны, поступать в соответствии со своими собственными интересами, которые он очень хорошо понимает, а с другой, учитывать интересы и мнение других людей, чтобы без необходимости не конфликтовать с ними.

Тем не менее, одного только здравого смысла человеку недостаточно для того, чтобы подняться до уровня научного и философского понимания окружающей его действительности. Но при этом, здравомыслие позволяет людям достаточно адекватно и практично воспринимать реальность, сбрасывать различные пропагандистские штампы и противостоять всевозможным надуманным идеологическим схемам. А таковых в нашей жизни, к сожалению, немало. Поэтому без здравого смысла очень легко запутаться в том, что такое хорошо и что такое плохо. Благодаря здравомыслию мы можем вполне удовлетворительно разобраться во множестве жизненных ситуаций, не обладая целостными знаниями о действительности и таким образом избежать очевидных и совершенно ненужных нам ошибок. Давайте посмотрим, что еще может нам дать здравый смысл, как он в нас проявляется и как его в себе развить.

Проявление здравомыслия

Первым делом стоит сказать, что здравомыслие проявляется по-разному. Совсем необязательно, что здравомыслящий человек всегда будет вести себя очень логично, и следовательно, весьма предсказуемо. Мы с вами живем в таком мире, в котором логика некоторых людей не всегда выглядит, скажем так логичной, но при этом, она может быть весьма эффективной. Иной раз, поведение и мысли человека кажутся абсолютно нелогичными и абсурдными, не способными привести его к чему-то хорошему. Однако потом выясняется, что этот человек видел гораздо дальше остальных, он мыслил более масштабно и дальновидно, учитывая массу деталей, просчитывая различные последствия своих поступков и решений. И в итоге, он пришел к тому, чего на самом деле хотел, принимая различные решения, делая различные ходы, которые другим не казались правильными и логичными. Другими словами, то, что вначале кажется абсурдным и нелогичным, со временем может оказаться вполне разумным и правильным. И здравомыслие в таком случае проявляется в способности человека мыслить далеко наперед.

Главная, с моей точки зрения задача здравомыслящего человека – это умело использовать имеющиеся у него знания, причем те знания, в достоверности которых он больше всего уверен. Природа нас всех наградила способностью мыслить, то есть, перерабатывать имеющуюся у нас информацию и генерировать новую. Вопрос лишь в том, на какие знания мы опираемся, когда пытаемся что-то понять и что-то выяснить. А полностью уверенными мы можем быть только в тех знаниях, которые мы проверили своим собственным опытом. Да и то, правильные выводы из своего опыта могут делать не все. Тем не менее, именно личный опыт дает человеку отличную базу проверенных знаний, с помощью которых он может, во-первых, проверять знания из других источников, а во-вторых, использовать их для построения логической структуры мира, чтобы таким образом догадываться о том, что и как в нем может быть устроено. Наш опыт – это фундамент нашего здравомыслия. Вот почему я раньше работал с людьми бесплатно, до того момента, пока обо мне не узнало достаточно много людей и помогать им всем на безвозмездной основе я просто физически уже не мог. Вот почему я брался и берусь за решение самых разных проблем, которые, пусть и косвенно, но все же входят в сферу моей компетенции. И многие из них я успешно решаю. Опыт – вот что мне нужно. Большинство людей обычно все меряют деньгами, и предпочитают работать преимущественно ради денег. И лишь немногие могут что-то делать, выполнять какую-то работу, ради того, чтобы чему-то научиться и получить бесценный опыт.

Поэтому чем наш опыт богаче – тем прочнее основа нашего здравомыслия, тем больше у нас возможностей решать самые разные задачи более эффективно. А чужой опыт, в виде знаний, в виде информации, которую мы можем получить из самых разных источников, конечно, будет намного богаче, но без проверки его здравым смыслом, без его тщательного анализа, он не более чем мусор. Потому что сами знаете, мы живем в таком мире, в котором очень много неправды, заблуждений и просто некачественной информации. Быть уверенным в такой информации нельзя, а просто верить во что-то, что невозможно проверить и доказать – не самое лучшее решение для здравомыслящего человека. Ведь не секрет, что даже научные статьи, написанные авторитетными авторами, могут оказаться не только ошибочными, с точки зрения тех выводов, которые в них сделаны, но и намеренно лживыми. О том, почему такое происходит, почему наука не всегда служит истине, мы поговорим с вами в других статьях. А пока, просто возьмем для себя на заметку, что никакой информации полностью доверять нельзя. Так чему же или кому же нам тогда доверять в этом мире? Ответ прост – своему собственному опыту. От него нужно отталкиваться, при анализе различной информации, которую вы получаете из внешнего мира. Это ведь тоже, согласитесь, здравый смысл – никому и ничему не доверять, кроме себя. Ведь здраво мыслить, значит мыслить в том числе и критически.

Помимо критического мышления, здравый смысл идеально сочетает в себе логику и интуицию, когда в одном случае, мы можем спокойно изучать причинно-следственные связи и приходить к определенным умозаключениям, а в другом, обращать внимание на свои эмоции и чувства из которых вытекает интуиция, являющаяся стартовой площадкой для любого логического шага. Ведь наше мышление питается интуицией, а интуиция вытекает из эмоций, которые в свою очередь являются реакцией на внешние или внутренние раздражители. Таким образом, здравомыслящий человек должен уметь, прежде всего, прислушиваться к себе, чтобы понимать, какие внешние и внутренние факторы определяют его эмоциональное состояние и как следствие, его мышление. Ведь как мы знаем, человека очень легко переключить с одного вопроса на другой, с одной темы на другую и таким образом можно управлять его мышлением. И делается это с помощью эмоций, которые направляют логику в том или ином направлении. Если вы будете думать о том, о чем вас побудили думать, а не о том, о чем вам нужно думать, учитывая вашу ситуацию, то кто же в таком случае будет управлять вашим мышлением? Очевидно, что не вы. Так вот, используйте свой здравый смысл, для определения того, чем будет занята ваша голова сегодня, сейчас, завтра, послезавтра. И не позволяйте другим людям и обстоятельствам, через эмоции управлять вашим мышлением. Сами пробуждайте в себе нужные эмоции, посредством погружения себя в соответствующую информационную среду, либо в спокойную, либо в ту, которая вам в данный момент нужна, а затем начните прислушиваться к своей интуиции, которая подскажем вам – в каком направлении нужно мыслить. Я так часто делаю, когда мне необходимо разобраться в какой-нибудь непростой задаче, а нужной мне информации при этом недостаточно, или она слишком противоречивая. И должен сказать, что часто интуиция меня не подводит. По крайней мере, она помогает мне думать, искать разные решения, в том числе и новые, а не двигаться по заранее кем-то предусмотренной для таких случаев колее. Так что я считаю – действовать не по шаблону, не по заранее кем-то заготовленной схеме, когда этого не нужно делать – это проявление здравого смысла. И прислушиваться к своей интуиции – это тоже проявление здравомыслия.

В жизни существует масса примеров того, как здравый смысл помогает людям принимать правильные решения. Вот очень хороший пример – допустим, кто-то предлагает вам что-то хорошее, выгодное, что вам нужно, что вы хотите, в чем вы нуждаетесь. И какое желание в этот момент у вас возникает? Принять это что-то хорошее, согласиться с этим человеком, пойти ему навстречу, начать сотрудничать с ним и так далее, правильно? И вроде бы все логично – вам предлагают что-то хорошее, вам предлагают выгоду – вы от нее не отказываетесь, а принимаете. Ибо зачем отказываться от того, что принесет вам пользу. Но вот тут-то и вступает в действие здравый смысл, который заставляет нас задаться простым и естественным вопросом – а зачем это нужно другому человеку? Зачем ему что-то хорошее и выгодное нам предлагать, какой у него в этом интерес? Что, просто так что ли он это делает? Такого не бывает. Нет, о том, что в этом мире есть добрые люди, мы все конечно знаем. Мы даже могли ни раз встречать таких людей в своей жизни и сами можем такими людьми быть. И тем не менее, мы ведь знаем и о том, что человек существо эгоистичное, хитрое, склонное к манипуляциям людьми и обману ради собственной выгоды. Это одна из сторон нашей натуры. А раз так, тогда откуда нам знать, что это, якобы выгодное для нас предложение, которое другой человек нам делает, действительно может оказаться для нас хотя бы более или менее полезным? Откуда нам знать, что нас не заманивают в мышеловку сыром? Ведь безоглядно доверять другим людям – это безрассудство. Вот здравомыслие позволяет нам, уж если не в полной мере задуматься над подобными предложениями, то хотя бы почувствовать что-то неладное, что-то, не совсем логичное. Точнее, оно позволяет человеку прислушаться к своей интуиции и затем уже подумать над теми сомнениями, которые она в нем вызывает. Ведь сколько людей обманывали и обманывают с помощью заманчивых предложений, которые им делают всевозможные мошенники. А ведь если прислушиваться к здравому смыслу каждый раз, когда кто-то пытается вас чем-то хорошим и выгодным заманить в ловушку, то обмануть вас станет значительно сложнее. Здравый смысл будет отрезвлять вас каждый раз, когда кто-то попытается вас обмануть, воздействуя на ваши эмоции и чувства.

Также здравый смысл очень полезен при оценке риска, который не должен быть неоправданным и безответственным. Здравомыслие в данном случае позволяет над этим просто задуматься. Ведь с одной стороны – человеку не нужно бездумно рисковать, а с другой, так называемое, разумное выжидание – не должно становиться промедлением, когда человек неоправданно бездействует. Можно сказать, что здравомыслие помогает человеку в каждой ситуации найти так называемую золотую середину, придерживаясь которой он будет уберегать себя от опасных для него крайностей. Риск – дело, конечно, благородное, но насколько мне известно, благодаря имеющейся у меня статистике, большинство людей, потерпевших ту или иную серьезную неудачу – оказались неспособными адекватно оценивать риски. Эмоции овладевали этими людьми в тот момент, когда они принимали откровенно ошибочные решения, которые являлись неоправданным риском с их стороны. Так что здравый смысл – это хороший отрезвитель для горячих голов, любящих или привыкших действовать на эмоциях.

Я также считаю, что здравомыслящий человек – это очень спокойный человек, умеющий контролировать свои эмоции и не дающий им волю даже в самых критичных ситуациях. Ведь чрезмерная эмоциональность является свидетельством недостаточной разумности человека. А говоря о здравомыслии, мы все-таки в первую очередь о мышлении человека говорим, а не об эмоциях, которые хоть и позволяют задействовать интуицию, все же в значительно меньшей степени полезны в ситуациях, требующих рационального и ответственного подхода. Спокойствие – признак мудрости, как говорили древние, и признак здравомыслия, как говорю я.

Как достичь здравомыслия

А вот теперь давайте поговорим о том, как достичь здравомыслия. Частично здравомыслие является врожденным качеством, так как природа в целом хорошо настроила мозг человека на работу в этом мире. Человеку остается только развивать имеющиеся у него способности, чтобы выйти за пределы своей природной сущности и соответствовать требованиям жизни. Обратите внимание на детей – они постоянно задают взрослым вопросы, они любознательны. А любознательность – это тоже признак здравомыслия, хоть я и не упомянул об этом выше. Да и рассуждают многие дети очень неплохо для своего возраста и при тех знаниях, которыми они обладают. Так что природа наградила нас прекрасной способностью познавать мир, изучать его законы и закономерности, искать ответы на свои вопросы, придумывать самые разные решения различных задач. Но разумеется, этого недостаточно.

Действительно полное здравомыслие развивается в людях в процессе получения жизненного опыта и знаний. Причем жизненный опыт, как я уже сказал выше – является для человека той базой, от которой он отталкивается, критически воспринимая все получаемые им в жизни знания из самых разных источников, включая других людей. Вообще здравомыслие людей формируется по-разному. В одном случае человек может быть очень образованным, начитанным, может многое знать и затем проверять практикой, жизнью, полученные знания, обретая таким образом здравомыслие. А в другом случае, здравомыслие человека может формироваться исключительно на основе его жизненного опыта, который у него может быть очень насыщенным. Я бы даже так сказал – тяжелая жизнь, боль, страдания, в гораздо большей степени способствуют формированию здравого смысла, нежели излишний комфорт и обилие удовольствий в жизни человека, даже если он при этом получает хорошее образование. То есть, тепличные условия не способствуют формированию здравого смысла, если только находящийся в этих условиях человек не занимается активно саморазвитием, в самом широком смысле этого слова. Другими словами, мотивация у человека должна быть к тому, чтобы стремиться к здравомыслию, чтобы развивать его в себе.

Вообще, друзья, надо постоянно стремиться узнавать что-то новое, чтобы кругозор ваш был как можно шире, а ваш внутренний мир богаче. Читайте хорошие книги, общайтесь с умными людьми, — с умными, подчеркиваю, смотрите обучающие курсы, а также занимайтесь интересными и полезными делами, желательно, связанными с коммуникациями с людьми. Все это поможет вам обогатить, разнообразить, усложнить и детализировать свою картину мира. И эта картина мира, соприкасаясь в некоторых местах с вашим жизненным опытом, то есть, с проверенными вами лично знаниями, позволит вам правильно и максимально точно, насколько это возможно, идентифицировать действительность. А это в свою очередь позволит вам принимать осмысленные, а следовательно, и правильные решения. В целом, работая над собой, подчиняя себе свои эмоции, свою природную сущность – вы развиваете в себе здравомыслие. Так что не ленитесь – занимайтесь собственным развитием и со здравым смыслом у вас будет полный порядок.

Термином «здравый смысл» обозначают систему общепринятых представлений о реальности , накопленную многими поколениями в рамках данной культуры.

Под здравым смыслом также понимают способность принимать правильные решения и делать правильные предположения, основываясь на логическом мышлении и накопленном опыте. В этом значении термин зачастую акцентирует внимание на способности человеческого разума противостоять предрассудкам , заблуждениям , мистификациям .

См. также

Примечания

Литература

  • Мур, Дж. В защиту здравого смысла 1925
  • А. М. Эткинд, М. Г. Ярошевский . Социальная психология. Словарь / Под. ред. М. Ю. Кондратьева. - М.: ПЕР СЭ, 2006 г. - 176 с. ISBN 5-9292-0141-2

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Здравый смысл" в других словарях:

    Общее, присущее в той или иной мере каждому человеку чувство истины и справедливости, приобретаемое с жизненным опытом. З.с. в основе своей не является знанием. Скорее, это способ отбора знания, то общее освещение, благодаря которому в знании… … Философская энциклопедия

    В социальной психологии этим термином обозначают систему общепринятых представлений о реальности, накопленную многими поколениями в рамках данной культуры, и необходимую каждому человеку для объяснения и оценки встречаемых явлений. В философии… … Википедия

    Здравый Смысл - Здравый Смысл ♦ Sens Commun Устоявшаяся точка зрения на какой либо предмет. Здравый смысл – это не столько способность к суждению, сколько легко доступный и признанный обществом результат этой способности, иначе говоря, комплекс очевидных… … Философский словарь Спонвиля

    Реалистичность, трезвость, разум, ум, рассудок, рассудительность, здравомыслие, благоразумие Словарь русских синонимов. здравый смысл сущ., кол во синонимов: 9 благоразумие (18) … Словарь синонимов

    См. Здравомыслие (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

    Англ. common sense; нем. gesunder Menschenverstand. Основанные на повседневном опыте знания, взгляды людей на окружающую среду и самих себя, используемые в различных сферах человеческой жизни. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    здравый смысл - совокупность общепринятых, часто неосознанных способов объяснения и оценки наблюдаемых явлений внешнего и внутреннего мира. З. с. суммирует значимые, необходимые каждому человеку в его повседневной жизни, фрагменты исторически доступного опыта.… … Большая психологическая энциклопедия

    Здравый смысл - это практический способ мышления, построенный на обобщении наблюдений и результатов личного жизненного опыта с элементами природной интуиции. Здравый смысл – это соотношение суждений и действий с массовой практикой, учет конкретной ситуации,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Здравый смысл - (англ. common sense) укоренившаяся совокупность взглядов общества на окружающую действительность и самое себя, используемых в повседневной практической деятельности и лежащих в основе моральных принципов. Здравый смысл не поднимается, как правило … Начала современного естествознания

    ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ - совокупность общепринятых, часто неосознанных способов объяснения и оценки наблюдаемых явлений внешнего и внутреннего мира. Здравый смысл суммирует значимые, необходимые каждому человеку в его повседневной жизни, фрагменты исторически доступного… … Профессиональное образование. Словарь

Книги

  • Здравый смысл в шахматной игре , Ласкер Эмануил. Перед вами - одна из наиболее знаменитых работ в шахматной литературе, настоящий путеводитель для многих поколений шахматистов. Эта книга представляет собой содержание двенадцати публичных…
21 правдивый ответ. Как изменить отношение к жизни Курпатов Андрей Владимирович

Что такое «здравый смысл»?

Что такое «здравый смысл»?

Иногда кажется, что «здравый смысл» - это умение рассуждать разумно. Но ведь важно не то, что человек рассуждает разумно, а то, на чем он основывается, строя свои «разумные рассуждения». Разве не разумно ведет себя человек, который, находясь в приступе «белой горячки», атакуемый своими галлюцинациями - чертями, змеями и прочими монстрами, бросается наутек или даже выпрыгивает из окна? Нет, право, он ведет себя абсолютно разумно! Если на тебя нападают черти, то вполне разумно взять ноги в руки и делать ноги. Не стоять же и не ждать, пока они утащат тебя в ад! Конечно, нужно спасаться. Очень разумно… Иными словами, разумное действие и действие, продиктованное здравым смыслом, это отнюдь не одно и то же. Разве создатели атомной бомбы ваяли свой знаменитый продукт без участия разума? Нет, конечно, с участием, и еще каким! Но здравого смысла в создании атомной бомбы нет и быть не может, хотя бы потому, что радиация распространяется на тысячи километров и поражает территории на многие сотни лет. Поэтому если вы хорошенько атакуете военные базы на Аляске, то, во-первых, радиационные облака покроют весь российский Дальний Восток, Сибирь и далее по списку. Во-вторых, возникнет экологическая катастрофа, а завоеванную таким образом Аляску невозможно будет использовать; считай, что и не завоевывали. Как ни крути, ничего более бессмысленного и абсурдного, чем применение атомного оружия, нет и быть не может. Однако разум (и еще какой!) участвует и в разработках нового оружия, и в создании военных планов. Но здравый смысл…

Итак, разумность и здравый смысл - вещи, мягко говоря, разные. Иллюзии - это, как ни странно, тоже плод нашего разума. Левое полушарие, хотя оно и называется «разумным», играет в формировании наших иллюзий не меньшую, а может быть, даже и большую роль, нежели правое. И лишь здравый смысл - это единственное противоядие, способное избавить нас от иллюзий, предупредить ошибочные поступки и наладить нашу жизнь.

Я бы хотел уповать на разум. Но что мой разум, если ему задают направление, в котором он обязан двигать ся? Какой в нем прок, если он вынужден следовать в русле случайной, по сути, оценки событий? Я бы хотел разобраться, я бы хотел изучить, понять, уяснить суть и принять решение. Я бы хотел дать возможность про явить себя моему здравому смыслу. Но… Но факт остается фактом: все возможности своего разума я трачу не на то, чтобы быть объективным и освоить реальность, а лишь с тем, чтобы усилить сво: взбалмошный субъективизм и удалиться от реальности как можно дальше.

Вот почему мы должны разобраться в том, какие иллюзии господствуют в нашем правом полушарие и поддерживаются нашим левым полушарием. Мы должны знать их по именам, чтобы иметь возможность вовремя озаботиться, дистанцироваться от этой игры изучить вопрос, стоящий на повестке дня, и дать ему объективную оценку.

Только уяснив для себя суть и содержание данной жизненной ситуации, мы можем принять в ней правильное, действительно нужное нам решение, согласованное с нашим здравым смыслом. В противном случае мы будем постоянно совершать одни и те же ошибки, наступать на одни и те же грабли.

Из книги 21 правдивый ответ. Как изменить отношение к жизни автора Курпатов Андрей Владимирович

Что такое «здравый смысл»? Иногда кажется, что «здравый смысл» - это умение рассуждать разумно. Но ведь важно не то, что человек рассуждает разумно, а то, на чем он основывается, строя свои «разумные рассуждения». Разве не разумно ведет себя человек, который, находясь в

Из книги Тайны разума. История Разума. Разум Сталина, Ельцина, Путина, Березовского, бен Ладена автора Ткаченко Константин Владимирович

8. РАЗУМ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Каковы составляющие здравого смысла? Это - интуиция человека, способность человека контролировать свои чувства, и жизненный опыт, хорошая память на положительные и отрицательные стороны жизни и уменье человека пользоваться своей памятью.Все эти

Из книги Сновидения и фантазии. Анализ и использование автора Джонсон Роберт

Применяйте здравый смысл Как правило, ваше воображение подскажет вам хороший физический ритуал в честь вашего сна. Вы должны обращаться к вашему воображению за помощью в этом вопросе (мы уже знаем, что воображение и сны созвучны и порождены одним и тем же источником). Но

Из книги Мама и смысл жизни автора Ялом Ирвин

Урок 5. Здравый смысл против измены Шел третий год нашей работы, и я все больше падал духом. Процесс безнадежно буксовал. Айрин так глубоко увязла в депрессии, что я не мог сдвинуть ее с места. Я даже приблизиться к ней не мог; я как-то спросил ее, какое расстояние, по ее

Из книги Готовность ко всему автора Аллен Дэвид

Из книги Эмоциональный интеллект автора Гоулман Дэниел

Организационный здравый смысл и групповой коэффициент умственного развития В конце XX века треть американской рабочей силы составили «обработчики знаний», то есть люди, чья деятельность заключается в повышении ценности информации, будь то рыночные аналитики, теоретики

Из книги Здравый смысл врет [Почему не надо слушать свой внутренний голос] автора Уоттс Дункан

Часть I Здравый смысл

Из книги Наука жить автора Адлер Альфред

Здравый смысл Та чудесная, удивительная часть человеческого интеллекта, которая позволяет справляться с подобного рода проблемами, и есть так называемый здравый смысл. Мы столь привычны к нему, что замечаем лишь его отсутствие: без него повседневная жизнь просто

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Как нас подводит здравый смысл Несмотря на колоссальные преимущества рассуждений о человеческом поведении с позиций здравого смысла, мы совершаем ряд ошибок, которые так же систематичны и распространены, как и «промахи» интуитивной физики. Рассмотрению этих ошибок

Из книги Женщина. Руководство для мужчин автора Новоселов Олег

Здравый смысл и рациональность Когда большинство из нас слышат словосочетание «рациональное поведение», на ум приходит холодный, расчетливый тип, пекущийся только о самом себе и стремящийся всегда и во всем максимизировать собственное материальное благосостояние.

Из книги Интегральные отношения автора Учик Мартин

Планирование и здравый смысл В сущности, об этом же говорили такие мыслители, как Скотт и Хайек. По их мнению, планировщики должны руководствоваться знаниями и мотивацией местных субъектов деятельности, а не своими собственными. Другими словами, они должны научиться

Из книги Женщина. Учебник для мужчин. автора Новоселов Олег

Здравый смысл и его отсутствие Хотя умственные способности проблемных детей не вызывают сомнений - в том смысле, что если вы задаете вопрос, они дают правильный ответ - нетрудно обнаружить у них симптомы и реакции, которые указывают на сильное чувство неполноценности.

Из книги автора

Что такое смысл Смысл - с М сила – а М это ум и му вместе взятые, то есть единство двух начал – разум. То есть мы выходим здесь на тесное взаимодействие понятий «смысл» и «разум». Разумные действия всегда имеют смысл, а действия Высшего Разума имеют Высший

Из книги автора

9.4 Бытовой уровень. Что такое счастье и смысл жизни А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; И не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление. Апостол Павел Для того чтобы понять, как стать

Из книги автора

Здравый смысл и интуиция Эта оппозиция описывает нерациональные функции восприятия. Люди по большей части не могут управлять своими ощущениями, им доступен лишь процесс обработки получаемых ощущений. Личности с преобладанием ощущающей функции имеют склонность

Здравый смысл - величайшая мыслительная ценность. Нормальное мышление, здравомыслие, здравый смысл - это всё чрезвычайно важные понятия, обозначающие мыслительную норму. Вообще здоровье характеризует нормальное состояние человеческого организма, а здравомыслие - нормальное состояние человеческого мышления.

Могут спросить: в чем разница между здравомыслием и мышлением вообще? Понятие здравомыслия указывает на то, что мышление, как и человек вообще, может быть здоровым, нормальным, а может быть нездоровым, больным, ненормальным, патологическим. Если есть здравомыслие, то есть и ненормальное, болезненное, больное, патологическое мышление. В последнем случае я имею в виду не столько больное мышление в психиатрическом, медицинском смысле, сколько ненормальное мышление, существующее в пределах психического здоровья или на грани психического здоровья и болезни. Психически здоровый человек может мыслить (размышлять, рассуждать), опираясь не на здравый смысл, а на что-то другое, например, подчиняясь воле чувств, предаваясь безудержной фантазии или желая удивить, поразить воображение обывателя.

Здравомыслящее поведение - ядро осмысленного поведения. Осмысленным мы находим все то, что освещено светом разума, мышления. Здравый же смысл мы видим не в том, что является просто осмысленным, а в том, что соответствует нашим представлениям о жизни-здоровье как в масштабах отдельного “я”, так и в масштабах коллективного “я” разных уровней (семьи, коллектива, нации, человечества). Человек, например, может осмысленно (из-за тягот жизни) пойти на самоубийство, но оправдать этот его поступок с позиции здравого смысла никак нельзя. Лишающий себя жизни - тем более лишается здоровья, а это отнюдь не здравое поведение.

Здравый смысл - величайшая мыслительная ценность, обозначающая границы нормального, здорового мышления, здравомыслия. Регулирующая роль здравого смысла очевидна. Опираться на здравый смысл - значит держать в узде свое мышление, эмоции, воображение, волю, т. е., с одной стороны, направлять мышление в нужное русло, а, с другой, не позволять ему “растекаться по древу”.

Здравомыслие - это когда человек не торопится делать выводы и одновременно не затягивает с выводами, в меру рассудителен и в меру безрассуден, в меру осторожен и в меру смел, в меру верит и в меру не верит, в меру сомневается и в меру не сомневается, в меру надеется и в меру не надеется, в меру боится и в меру не боится.

Здравомыслие - это самооценка в меру, не выше, но и не ниже.

Здравомыслие - это трезвый взгляд на вещи, на жизнь, не через розовые очки, но и не через черные; это взгляд глазами с нормальным зрением, ни опьяняюще-романтический, прекраснодушный, ни цинически-разочаровывающий, мрачный.


Здравомыслящий человек по возможности мыслит логически, не любит парадоксы. Парадоксальное мышление - это либо манерное, либо больное мышление, либо то и другое. В первом случае человек играется, играет в мышление, работает на публику. Ж. Лабрюйер чисто по французски высмеял такое мышление. “Парадоксальный ум, - говорил он, - относится к уму оригинальному так же, как жеманство к грации”. Во втором случае человек находится на грани психического заболевания, его мышление-сознание близко к тому, чтобы быть разорванным, раздвоенным.

С другой стороны, здравомыслящий человек не увлекается логикой до последнего, оставляет место для интуиции, фантазии, полета мысли. Исключительно логично мыслящий человек - рассудочен, нуден в общении (зануда), педант, пунктуалист, действующий как автомат-робот и попадающий от этого обычно впросак.

Здравомыслие - мера во всем, даже в том, чтобы соблюдать меру.

Разница между здравомыслием и здравым смыслом не по содержанию, а в их отнесенности к разным объектам. Здравомыслие, здравая мысль - это непосредственная нормативная оценка мышления, мысли. Здравый смысл - это опосредованная нормативная оценка мышления, мысли - через оценку того, что человек говорит, делает. Здравый смысл мы ищем не в самом мышлении, а в словах и поступках человека. На это указывают такие выражения: “в том, что он говорит, есть здравый смысл”; “в делах своих, в решениях и предложениях опираться на здравый смысл”; “выступать с позиции здравого смысла”; “он делает так вопреки здравому смыслу”; “противоречит (не противоречит) здравому смыслу”.

К истории вопроса. В. Шаповаловым недавно была предложена такая версия происхождения понятия здравого смысла:

“Понятие здравого смысла восходит к понятию “общее чувство”, впервые разработанному древнегреческим философом Аристотелем (384-382 гг. до н.э.). Аристотель считал, что помимо пяти чувств - зрения, осязания, слуха, вкуса, обоняния - существует еще одно. Его он назвал общим чувством. Этот термин впоследствии был переведен на латинский язык как sensus communis, - откуда он и вошел в европейские языки. Согласно Аристотелю, существуют такие восприятия, которые рассчитаны на прием не одним из пяти чувств отдельно, а всеми. Это, например, фигура, движение или покой, величина и др. Движение мы можем воспринять зрением, осязанием (по создаваемым колебаниям воздуха), слухом и т. д. Общее чувство координирует восприятия отдельных органов чувств. Оно собирает восприятия, общие для всех. Благодаря действию общего чувства, мы воспринимаем не отдельные свойства предмета, а весь предмет целиком. Общее чувство согласует данные отдельных чувств между собой. Оно не дает впасть в крайность или односторонность, - как случилось бы, если бы мы целиком доверились только одному из чувств. Таким образом, общее чувство, в понимании Аристотеля - это основа согласованности и сбалансированности восприятия”.

Эта версия, как мне кажется, является несколько узкой и односторонней. Несомненно, аристотелевское “общее чувство” сыграло свою роль в становлении понятия здравого смысла. Но не оно только. Понятия здравомыслия и здравого смысла имеют свою историю. И эта история связана скорее с формированием понятий здоровья и мышления (мысли). Во всяком случае, русский язык указывает на это совершенно недвусмысленно: слова “здравый смысл”, “здравомыслие” соединяют понятия здоровья и мышления, мысли, смысла (последнее понятие, несомненно, является мыслительной категорией, очень близкой по своему значению понятию мысли; “смысл” и “мысль” буквально сливаются в словах “осмысление”, “осмыслить”).

Древние греки, да и другие древние народы задолго до Аристотеля имели достаточно ясное представление о том, что такое здравомыслие, здравый смысл. В псевдоплатоновских “Определениях” мы находим, по крайней мере, три термина, характеризующие с разных сторон указанные понятия. Это прежде всего термин “здравомыслие” (ennoia): “Здравомыслие (ennoia) - стройность мысли”. Затем “рассудительность” и “разумность”:

По свидетельству Диогена Лаэртского стоик Гекатон в книге “О добродетелях” утверждал, что “здоровье сосуществует и последует такой умственной добродетели как здравомыслие (sophrosyne), подобно тому, как свод бывает крепок, когда он умело возведен” (VII, 90. C. 274)

В Новое время понятие здравого смысла как бы заново рождается и прежде всего как критерий для отличения разумного от неразумного (иррационального).

Так у Д. Локка “здравый смысл” противопоставляется безудержной фантазии, “естественному суеверию”, странным мнениям, нелепым религиозным обрядам, религиозному исступлению, фанатизму.

Д. Локк еще не проводил различия между разумом и здравым смыслом. В самом деле, “разум” и “здравый смысл” - близкие по смыслу понятия и в ряде случаев могут использоваться как синонимы. Между мышлением вообще (а слово “разум” употребляется нередко Локком, да и многими другими философами, именно в этом значении) и здравомыслием не очень большая разница. В своей основе человеческое мышление является здоровым, буквально, здравомыслием. И лишь в некоторых ситуациях оно может давать сбои, быть болезненным, больным, патологическим.

Д. Юм в своих работах часто использовал понятие здравого смысла и именно как нормативную, мерную категорию, с помощью которой человек избегает крайностей в своих суждениях и оценках, старается держаться золотой середины.

Юм вслед за Локком рассматривал здравый смысл как защиту-преграду от иррационалистических измышлений. В одном месте он язвительно замечает:

“Если бы это богословие не выходило за пределы разума и здравого смысла, его доктрины казались бы слишком легкими и общеизвестными. По необходимости приходится возбуждать изумление, прибегать к таинственности, стремиться к темноте и неясности и представлять возможность проявлять свои качества тем благочестивым приверженцам, которые желают воспользоваться случаем, чтобы укротить свой непокорный разум с помощью веры в самые непостижимые софизмы”.

В русском языке, как я уже говорил, существует целое семейство слов, словосочетаний, характеризующих в разных аспектах понятие здравого смысла: это и здравомыслие, и здравая мысль, и больной, гнилой смысл, и т. д.

То же мы наблюдаем в английском языке. Это и common sense, и judic iousness (здравомыслие), и gut sens...

Во французском языке здравый смысл звучит как bon sens (буквально: хороший, добрый, благой смысл) - так еще у Декарта в “Рассуждении о методе”.

Здравый смысл никоим образом нельзя оценивать как чувство. В основе здравого смысла лежит мысль, мышление. Чувство в двух своих основных значениях - как эмоция и как ощущение - ничего общего с мыслью, мышлением не имеет. В переносном смысле, конечно, возможно употребление слова “чувство” в значении, близком к “мысли”, “мышлению” (например, в выражении “у меня такое чувство”, которое означает догадку, чутье, наитие). Но переносное значение - слишком нетвердая почва для определения понятий.

Здравым смыслом обладает подавляющее большинство людей. Если человек дожил до взрослого возраста, то он по определению обладает здравым смыслом. Без здравомыслия и шагу нельзя сделать во взрослой жизни. Человек нездравомыслящий очень быстро попадает в ситуацию, делающую его больным, инвалидом или даже лишающую его жизни.

Против оценки здравого смысла как действующего лишь в “стенах домашнего обихода”. Здравый смысл порой оценивают как нечто сугубо ограниченное, действующее лишь “в стенах” домашнего обихода... Длительное время в нашей стране господствовала точка зрения Ф. Энгельса, отождествлявшая здравый смысл с метафизическим (т.е. антидиалектическим) мышлением. Ф. Энгельс писал:

“Этот (метафизический - Л.Б.) способ мышления кажется нам на первый взгляд совершенно очевидным потому, что он присущ так называемому здравому смыслу. Но здравый человеческий смысл, весьма почтенный спутник в четырех стенах своего домашнего обихода, переживает самые удивительные приключения лишь только он отважится выйти на широкий простор исследования. Метафизический образ мышления, хотя и является правомерным, и даже необходимым в известных областях, более или менее обширных, смотря по характеру предмета, рано или поздно достигает тех пределов, за которыми он становится односторонним, ограниченным, абстрактным и запутывается в неразрешимых противоречиях, потому что за отдельными вещами он не видит их взаимной связи, за их бытием - их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их движение, за деревьями не видит леса...” (Анти-Дюринг. Введение.)

Это пренебрежение здравым смыслом дорого обошлось нашей стране. Безумные утопические проекты последователей К. Маркса - Ф. Энгельса в России, большевиков-коммунистов, стоили гигантских материальных и людских жертв. Ф. Энгельс был безусловно неправ, когда оценивал здравый смысл столь односторонне. Пренебрежение здравым смыслом - это пренебрежение умственным здоровьем. Ведь здравый смысл - отнюдь не нечто ординарное, обыденное, консервативное. Здравый смысл - здоровое мышление! А здоровое мышление, здравомыслие действует везде! И в “стенах домашнего обихода”, и в незнакомых ситуациях, и в экстремальных условиях. Руал Амундсен первым дошел до Южного полюса и остался жив. А Роберт Скотт дошел лишь вторым и на обратном пути погиб. Почему? Потому что в действиях Амундсена было больше здравого смысла, чем в действиях Скотта. Амундсен воспользовался испытанным средством передвижения в полярных странах - собачьими упряжками. Скотт же решил попробовать таких экзотических животных как пони (карликовые лошади).

К сожалению, подобное понимание здравого смысла (как чего-то ординарного) проникает в справочные издания.

Большое заблуждение представлять здравый смысл как что-то поверхностное. Здравый смысл нужен и при разработке абстрактных научных теорий, и в глубокомысленных философских рассуждениях. Относительно последних можно даже сказать: нет глубокомыслия там, где нет здравого смысла. А то, что считают глубокомысленным, но противоречащим человеческому здравому смыслу, на самом деле не является таковым. Ведь глубокомыслие путают порой с туманными, неясными, сложными выражениями, рассуждениями.

Здравый смысл бывает ординарным и неординарным. Ординарно здравомыслящий человек может не понять неординарно здравомыслящего. И наоборот, для неординарно здравомыслящих людей ординарное здравомыслие может показаться пресным, скучным, серым.

В любом случае пренебрежительно-уничижительное отношение к здравому смыслу как таковому - симптом нездравомыслия, того, что у человека не всё в порядке с головой.

Пределы здравого смысла. Здравомыслие - фундамент, основа для принятия разумных решений. Как здоровье нужно человеку для полноценной, деятельной жизни, так и здравомыслие нужно ему для полноценного, деятельного мышления.

С другой стороны, здравомыслие необходимо, но недостаточно. Здесь опять можно сравнить его со здоровьем вообще. Здоровье само по себе не гарантирует человеку полноценной, полнокровной жизни. Оно лишь условие, предпосылка такой жизни. Если здоровый человек ведет себя очень скромно, “не хватает звезд с неба” (субъективный фактор) или “в тисках обстоятельств”(объективный фактор), то он не реализует себя в полной мере как творческое, деятельное существо. Точно так же и здравомыслие. Оно лишь условие, предпосылка для творческого мышления, для полета мысли. Оно отнюдь не гарантирует принятие разумных решений, не защищает в полной мере человека от ошибок.

Можно продолжить аналогию здравомыслия со здоровьем. Как здоровье не бывает абсолютным, идеальным (а лишь практическим), так и здравомыслие не бывает идеальным. Абсолютно здравомыслящих людей не бывает!

Разнокачественность и разноколичественность здравомыслия. Далее, как здоровье разное у разных людей, индивидуализировано и типологизировано, так и здравомыслие разное у разномыслящих людей, индивидуализировано и типологизировано. Говорят о разном качестве и разном количестве здоровья. Точно также можно говорить о разном качестве и количестве здравомыслия.

Разнокачественность здравомыслия обнаруживается прежде всего в следующем. У одного человека оно логически ориентировано (хороший “логик”), у другого - интуитивно ориентировано (с хорошей интуицией), у третьего - одинаково (сильно, средне, слабо) выражены логическая и интуитивная составляющие мышления. Сравните: здоровье Аполлона и здоровье Геркулеса, здоровье крестьянина и здоровье горожанина.

Далее, разнокачественность здравомыслия выражается в различном соотношении конструктивной (позитивной, утвердительной) и критической (скептической) составляющих мышления. У одних здравомыслящих людей больше выражена конструктивная (утвердительная) составляющая мышления, а у других - критическая, скептическая составляющая мышления. Конечно, при нарушении баланса конструктивного и критического мышления мы можем наблюдать нездравомыслие: в одном случае догматизм, легковерие, фанатизм, в другом - всеразрушающий скептицизм, недоверчивость, болезненная мнительность.

(Когда говорят о здоровом скептицизме, то имеют в виду, что человек, с одной стороны, не догматик, не фанатик, а, с другой, в меру скептичен, не злоупотребляет скепсисом).

Разноколичественность здравомыслия выражается в том, что один человек в большей степени здравомыслящ, другой - в меньшей. Сравните: крепкое и слабое здоровье.

Далее, один и тот же человек может быть здравомыслящим в решении относительно простых задач, касающихся, например, быта, удовлетворения органических потребностей, и нездравомыслящим при решении сложных задач, требующих от человека широты мышления, обширных познаний. Верующий-фанатик может нормально мыслить в пределах своего дома, семьи, хозяйства и патологически мыслить в более широком контексте социального поведения, например, делая выбор в пользу террора, убийства, самоубийства и т. п.

Здравомыслие можно развивать и корректировать . Здравомыслие не является чем-то данным от природы, от бога. Это - развивающаяся категория. Оно может развиваться и само по себе, и в результате сознательных усилий.

Естественным образом здравомыслие развивается по мере взросления человека. Здравомыслие ребенка весьма ограничено, неразвито, буквально является комнатно-домашним. Такого здравомыслия не хватает для того, чтобы вести самостоятельную жизнь. Здравомыслие взрослого человека - это развитое здравомыслие. Благодаря ему взрослый человек способен к самостоятельной жизни.

В свою очередь, у взрослых людей здравомыслие может быть развито в большей или меньшей степени и в разных направлениях. У всех взрослых имеется некоторое базовое здравомыслие (как основной обмен веществ в организме). Над ним надстраиваются и развиваются специализированные здравомыслия - в зависимости от того или иного вида профессиональной деятельности. Здравомыслие философа - одно, здравомыслие ученого - другое, здравомыслие художника - третье, здравомыслие политического деятеля - четвертое и т. д. Очень разнятся между собой здравомыслие крестьянина и горожанина.

Здравомыслие нуждается в постоянной подпитке и тренировке. Оно уменьшается как шагреневая кожа, если человек бездействует, не эксплуатирует свой мозг. Для здравомыслия нужен труд мысли! Вместе с тем, чем образованнее и культурнее человек, тем при прочих равных условиях развитее его здравомыслие.

Нездравомыслие, больной смысл (non compos mentis (лат.) - не в здравом уме). Как помимо здоровых людей есть много болеющих, больных, инвалидов, так и помимо здравомыслящих есть много людей с болезненным, больным или даже инвалидным мышлением. Мыслительные патологии также многообразны, как многообразно здравомыслие. В количественном плане патологическое мышление можно подразделить на болезненное, больное и инвалидное. В качественном плане патологическое мышление можно подразделить на догматическое и сверхкритическое, сверхлогическое (рационалистическое) и сверхинтуитивное (иррационалистическое).

Пример иррационального мышления - мистическое умонастроение.

Нездравомыслие не всегда бывает выражено явно. Порой его трудно распознать. Человек может обладать литературным талантом, красно говорить и при этом источать ядовитые мысли. Известен также феномен ложной мудрости.

Говорят: рыба гниет с головы. Последствия от нездравомыслия бывают весьма печальные. В наше время, когда взаимовлияние людей значительно усилилось, нездравомыслие отдельных философов, писателей, политиков может быть губительным для многих людей, чревато негативными социальными последствиями...

Отслеживать, изучать, изобличать различные формы больного мышления и, напротив, развивать, пропагандировать философию здравого смысла - двуединая задача, от решения которой зависит судьба человечества.

Как мы думаем, так и живем. Наша жизнь зависит от качества и направления наших мыслей. Как мы думаем, так и живем. Лучше думаем - лучше живем.

Что значит лучше думать?

1. Лучше думать - это значит соблюдать баланс между логикой и интуицией; по возможности мыслить логически, не скачками и озарениями, а анализом и рассуждением.

2. Лучше думать - это значит научиться управлять своими мыслями.

3. Лучше думать - это значит настраивать себя на хорошее и лучшее, быть оптимистом.

4. Лучше думать - это значит ничего не принимать на веру и не отвергать с порога, в меру сомневаться и в меру верить-доверять.

ЗДРА́ВЫЙ СМЫСЛ

(здравый ) – стихийно складывающиеся под воздействием повседневной практики, житейского опыта взгляды множества людей на окружающую их действительность и природы. В общепринятом толковании З. с. означает , не искаженное к.-л. предвзятыми мнениями, пережитками, унаследованными от прошлого, ходячими, но ошибочными представлениями, религиозными догмами, устаревшими или оторванными от действительности филос. и др. воззрениями. З. с. отделяет рассудок от предрассудка, взгляд на мир от суеверия, трезвое понимание вещей от влияния случайных обстоятельств, колебаний моды и т.п. З. с. характеризует повседневные побуждения, мотивы, к-рыми руководствуются люди в их каждодневной будничной практике. З. с. дает себя знать и в области искусства и лит-ры, в известной мере определяя художеств. вкусы людей, воплощаясь в фольклоре, в оценках людьми художеств. произведений, а нередко и в эстетике.

Наряду с положит. ролью в жизни людей З. с. в зависимости от историч. условий, сферы его применения и направленности, может играть и отрицат. роль, что обусловлено его историч. и познават. ограниченностью, эмпиризмом, узостью, по сравнению с деятельностью разума как высшей формы научно-диалектич. осмысления действительности.

В обыденной жизни З. с. представляется часто врожденной способностью, будто бы независимой от историч. развития и уровня науч., филос. и эстетич. . Между тем З. с. является результатом предшествующего о п ы т а человечества, подвержен изменениям, обусловленным развитием обществ. действительности, и носит на себе отпечаток определ. классовых интересов. В З. с. могут занимать немалое и классовые предрассудки, косные, обывательские мнения, случайные влияния, различных филос. воззрений, к-рые незаметно проникают в умы людей, лишенных строгого критич. отношения к самим себе; благодаря этому З. с. становится иногда опорой догматизма, нетерпимости по отношению к новаторской мысли, порывающей с догматизмом и привычными традиц. схемами.

Здравый смысл в процессе п о з н а н и я м и р а. Уже на исходе античного мира стоики считали З. с. чем-то врожденным, полагая, что сама внушает нам здравые инстинкты самосохранения. К одной из добродетелей стоики относили рассудительность. В Древнем Риме З. с. получил свое в понятии "золотой середины" (aurea mediocritas), ставшей нарицательным понятием, и ей поэт Гораций посвятил целую оду. Очевидец гражданских распрей, войн и преступлений, Гораций дает совет оставаться осмотрительным, благоразумным даже в моменты удач, когда "во-всю дует ветер попутный". Сторонники опытного знания, начиная с эпохи Возрождения, придавали З. с. большое значение, противопоставляя его религ. фанатизму, аскетич. идеалам и схоластике средневековья. Монтень в обстановке феод. смут и религ. войн противопоставил ясный человеч. изуверству инквизиторов, мракобесию обскурантов, своеволию дворянских клик и тирании монархов. Кодекс монтеневского З. с. – уважение к общим верованиям и законам, любезное обращение с людьми, участие в обществ. деятельности, если она плодотворна, готовность оказывать помощь другим, не забывая при этом собств. интересов, умение пользоваться свободой в возможных границах, удовлетворение лишь простых, естеств. влечений, внушаемых природой, (см. "Опыты" , кн. 1, М. –Л., 1954, гл. 30, "Об умеренности", с. 254–60). Декарт признавал превосходство З. с. над невежеством и суевериями. Однако он считал, что З. с. возникает стихийно из ходячих мнений, и подвергал сомнению содержание З. с. за привязанность к непосредств. опыту, к-рый "...часто вводит нас в , тогда как , или чистое умозаключение... никогда не может быть плохо построено" (Избр. произв., М., 1950, с. 83). В философии Чербери человека конституируется "врожденными способностями", же обеспечивается всеобщим согласием. После теории естеств. рассудка Чербери, положившей начало деизму, возникла т.н. "школа З. с." (Рид , Дж. Битти, Дж. Освальд, У. Гамильтон и др.). Рид извлекал осн. общепринятые суждения из "внутреннего опыта". Против этой плоской философии, утверждавшей врожденность З. с. и пытавшейся с его помощью обосновать религ. веру, выступил Пристли, не сумевший, однако, верно решить проблему происхождения и значения З. с. (см. Избр. соч., М., 1934, с. 143–81). Откровеннее всех англ. просветителей обнажил бурж. природу З. с. как понимали его в 18 в., А. Смит в своем соч. "Теория нравственных чувств..." (1749), где он писал: "Заботы о собственном здоровы, о собственном благосостоянии и значении, о добром имени, обо всем, что касается нашей безопасности и нашего счастья и составляет собственно предмет добродетели, называемой б л а г о р а з у м и е м" (указ. соч., СПБ, 1868, с. 277). Смитовский З. с. – представитель средних классов Англии, довольных результатами компромиссной революции 1688 и занятых исключительно меркантильными делами. Этот З. с. – родной отец утилитаризма Бентама, отождествлявшего буржуа с "нормальным человеком" и ко всему применявшего "пользы".

Во Франции уже П. Бейль "... разрушил метафизику с помощью скептицизма, подготовив тем самым почву для усвоения материализма и философии здравого смысла..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 141). Гольбах дал типичную для эпохи Просвещения формулировку З. с. определив его как "...тот прием суждения, который достаточен для того, чтобы познать наиболее простые истины, отвергнуть наиболее вопиющие нелепости, быть шокированным наиболее выпуклыми противоречиями" ("Здравый смысл...", М., 1941, с. 3). Как и все просветители, Гольбах стремился с помощью З. с. развеять призраки теологии, нанести удар невежеству, разрушить религ. догмы и вымыслы, противоречащие очевидности, научить людей критически мыслить, осудить религиозный , добровольное духа. В Энциклопедии Дидро и Д"Аламбера статья "З. с." ("Bon Sens") начинается с дефиниции: "Это – рассудка, к суждению, посредством которого всякий человек может к собственной выгоде использовать любую житейскую ситуацию. Лишите человека здравого смысла и вы низведете его до уровня автомата или ребенка... Заключение о том, является данный человек здравомыслящим, мы делаем чаще всего из его способности к обобщению опыта" ("Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers", P., 1751–80, t. 2, p. 328). В то же статья Энциклопедии противопоставляет "человеку З. с." человека умного, просвещенного, к-рого отличают большая глубина познания и точность суждений. По мнению Гельвеция, З. с. не впадает в заблуждения лишь потому, что лишен страстей и просветлений гения. "... Ум начинается там, где кончается здравый смысл" ("Об уме", М., 1938, с. 328). В сложных вещах З. с. лишен проницательности, а в политич. сфере – мужества. Но народу не всегда полезна ; непогрешимость и умеренности происходят от бездеятельности, апатии (см. тамже, с. 327–30).

В 18 в. прогрессивный амер. публицист Пейн с позиций З. с. к-рый он считал общечеловеческим и объективным, доказывал, выражая стихийные стремления амер. демократии, право народа на и его ненависть к войне: "Правительство, которое не может обеспечить мир, не является вообще правительством, и в этом случае мы платим за " ("Common sense" – "Здравый смысл", 1775; в кн.: "Common sense and the policical writings", N. Y., 1953, p. 29–30).

В нем. философии Кант часто апеллировал к преимуществам З. с. напр. когда разоблачал " путешествие мечтателя по миру духов" – Сведенборга. Но характеризуя "... обычный человеческий рассудок, который считают чем-то очень неважным, когда его называют здравым (еще не культивированным) смыслом...", Кант находит его проявления в "общественном чувстве" логич. или эстетич. характера. При этом общедоступное понимается Кантом как " , которая в своей рефлексии мысленно обращает на способ представления каждого другого..., чтобы свое суждение к а к б ы поставить на общем человеческом разуме..." ("Критика способности суждения", СПБ, 1898, с. 159). Оговорка "как бы" подчеркивает недоказуемость искомой всеобщности логич. и эстетич. суждения. Это дало Гегелю утверждать, что если З. с. философствующего субъекта не располагает ничем, кроме догадок о способах представления других людей, то он низводит "знание" до уровня "мнения". В критике, к-рой Гегель позднее подверг З. с. имеются две стороны. Гегель прав там, где отвергает апологию З. с. с к-рой выступало нем. вульгарное просветительство 18 в., особенно школа X. Вольфа. Гегель нелестно отзывается о грубом мериле "пользы" и о познават. возможностях З. с. как "...разделяющего рассудка, который упорствует в своих разделениях" (Соч., т. 5, М., 1937, с. 22). Но Гегель неправ, когда порочит З. с. по той причине, что тот "стремится вывести истину из чувственной реальности", что он преклоняется перед "природной необходимостью" и сводит единичные вещи к материи, лишенной "вибрации духа", стремится воссоединить идеи с действительностью, "пересадить на землю".

Рус. революц. демократы неоднократно апеллировали к З. с. доказывая абсурдность религ., идеалистич. и агностич. воззрений, вынося самую суть этих воззрений на суд непредубежденного рассудка. Белинский, говоря о нац. характере рус. народа, писал: "...Мистическая экзальтация вовсе не в его натуре; у него слишком много для этого здравого смысла, ясности и положительности в уме: и вот в этом-то, может быть, и заключается огромность исторических судеб его в будущем" ("Письмо к Н. В. Гоголю", 15 июля 1847, см. Полн. собр. соч., т. 10, 1956, с. 215). Чернышевский в своей критике идеализма исходит из реального опыта, очевидного для всех людей, смотрящих "... на человеческую глазами рассудка, а не фантазии..." (Полн. собр. соч., т. 2, 1949, с. 179). В то же время и эстетики рус. революционных демократов своей глубиной и сложностью неизмеримо возвышается над эмпиризмом З. с. и во мн. пунктах близка к диалектич. материализму.

В 20 в. характерное для капиталистич. Америки филос. течение – релятивизирует З. с. и связывает его с той степенью пользы, к-рую можно из него извлечь в той или иной практич. ситуации. Напр., в понимании Джемса, человек З. с. "далек от всяких эксцентричностей", однако если бы люди были "омарами или пчелами", то мышления для формирования опыта были бы иными; др. словами, З. с. – абсолютно условное и лишен всякого объективного содержания (см. "Прагматизм", СПБ, 1910, с. 106–07). Совр. бурж. пытается использовать З. с. для подтверждения субъективного идеализма. Так, школа "неореализма", возникшая из т.н. "реализма З. с", исходит из посылки, что истинным познанием является идеалистически истолкованное непосредств. . В этом случае, как и в махизме, З. с. выполняет реакц. функцию.

Здравый смысл в этике и э с т е т и к е. В бурж. философии и публицистике 19–20 вв. понятие З. с. находит часто моральное преломление, а не только гносеологическое. Так, Эмерсон, имея в виду т.н. деловых людей, признавал за "торгово-промышленным миром янки" лишь "низменную форму благоразумия", ибо в этом мире невозможно "... поставить свой кусок хлеба в свое собственное распоряжение, чтобы не в горькие и фальшивые отношения к другим людям..." (Соч., [т. 1], СПБ, 1901, гл. 7, "Благоразумие", с. 152). Прагматизм же использует понятие З. с. для целей вульгарной апологетики бурж. наживы. Именно среди амер. бизнесменов сложился тот вульгарный З. с. к-рый рассматривается ими как антитеза непрактичности, наивности в жизненных делах и к-рый насмешливо относится к умств. деятельности и всякому интеллектуализму вообще. В то же время бурж. философы порицают революционеров за якобы отсутствие у них З. с. повторяя доводы бурж. филистеров и обывателей.

В области искусства З. с. часто враждебен творческой фантазии художника и поэта. Еще Гельвеций писал, что в области эстетики имеет хождение т.н. " привычки" и что как этот вкус ни кажется безошибочным и точным, но постигнуть оригинальные художеств. творения он не в состоянии. "Вкусу привычки" соответствует З. с. Действительно, круг житейских тем и приемов, к-рые допускает З. с. для художника, часто бывает узок. Из пределов искусства исключаются им любая , символика, любое преображение действительности с помощью фантазии. Между тем "... отнюдь не то же самое, что нелепое...", – писал Белинский (Полн. собр. соч., т. 4, 1954, с. 317–18). З. с. беспомощно останавливается перед мифологич. персонажем, перед гиперболич. образом, подобным Королю Лиру и Дон Кихоту, Фаусту и Медному всаднику, Вотрену и Чичикову, перед "Сикстинской мадонной" Рафаэля и "Блудным сыном" Рембрандта, перед "Лунной сонатой" Бетховена и "Патетической симфонией" Чайковского.

Гёте осмеял претензии З. с. на роль верховного судьи искусства: "все хвалят и хотят иметь такие произведения, которые идут вровень с ними самими".

Однако Гёте говорил и в пользу З. с: "... Точка зрения здравого смысла и рассудка является также и моей точкой зрения..." (Эккерман И. П., Разговоры с Гёте, М., 1934, с. 414). Очевидно, Гёте считал, что невозможно достигнуть вершин истины в искусстве только на крыльях фантазии, минуя все стадии тщательного изучения предмета. Гегель в своей "Феноменологии духа", с одной стороны, иронически напоминает о том, что в поэзии 18 в. одно время "свирепствовала ", противопоставленная "спокойному руслу здравого человеческого смысла". С др. стороны, Гегель подчеркивает, что "удобным", "обыденным" путем З. с. невозможно объяснить " чувство вечного, священного, бесконечного", "гениальность глубоких оригинальных идей", проникнуть в к-рые способен лишь "разум, обладающий самосознанием" (см. Соч., т. 4, М., 1959, с. 37–38). Признавая лишь правдоподобие, З. с. часто сводит к общезначимости, видимости правды. Тем не менее, правдоподобие входит в одну из граней того сложного комплекса, к-рый мы называем "художественной истиной", – иногда совершенно незаметно – в фантастич. и условных сюжетах, иногда более наглядно – в реалистич. картинах. Живопись и роман, поэма и соната лишь тогда воспринимаются как " ", как изумительное " ", когда одухотворенность образа возникает из иллюзии воспринимаемой реальности или полной естественности выраженной экспрессии чувства.

Воспроизведение действительности, если оно не голое, внешнее, необходимо для силы воздействия искусства. Неверно, будто З. с. всегда недруг поэзии. Положит, роль З. с. может быть незначительной, когда теряет масштаб эстетич. ценностей и лишен вдохновения. Но З. с. может быть и надежным помощником в трезвом наблюдении над действительностью и в творческом труде над образом. З. с. и верный вкус ограждают, напр., писателя от "нагромождения искусственных деталей и украшений", ослабляющих внимание к "правдивости деталей, правдивости воспроизведения типичных характеров в типичных обстоятельствах", о чем писал Энгельс в письме к М. Гаркнесс (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 404, 405). Во всяком случае, когда З. с. выступает против субъективизма впечатлений, поисков красоты не в простом и ясном, а в эксцентрике или в зауми форм и слов, то правота на его стороне. Новаторское , если оно имеет почву в самой жизни, расширяет рамки З. с. и привычного вкуса, оказывает на него воздействие. Если в известные моменты то или произведение кажется чуждым З. с. то по мере роста эстетич. культуры меняются оценки, критерии, и это произведение становится для З. с. приемлемым и близким. Особенно важно учесть роль З. с. в народных эстетич. вкусах, в фольклоре. Когда художеств. сохраняет органич. связи с исторически сложившимся нар. эстетич. сознанием, то оно служит богатейшей питательной почвой для самых высоких форм искусства. В мировой лит-ре бурж. З. с. воплощался чаще всего в лицах, полных самодовольства и менторского резонерства. В нар. же эстетике З. с. принимает форму прозорливой мудрости, нравств. здоровья, оптимизма и героики. Из этой почвы и возникли у великих художников слова такие образы, как брат Жан и Панург Рабле, как Санчо Пансо из романа Сервантеса, как некрасовская крестьянка Матрена Корчагина в поэме "Кому на Руси жить хорошо", толстовские мужики из пьесы "Плоды просвещения", Кола Брюньон из одноименного произведения Ромена Роллана, Василий Теркин из поэмы Твардовского и мн. др. В этих замечательных образах З. с. выступает в разных оттенках и звучаниях – от горького сарказма до веселого юмора.

Здравый смысл в оценке марксистской философии. Учение марксизма-ленинизма подходит к З. с. исторически и конкретно. З. с. не общечеловеч. мышления, а сознания определ. обществ. классов. Функция З. с. тоже различна. Так, З. с. упорно и смело ниспровергал нелепые условности, лицемерие и ханжество, отстаивал и значение опытного знания в борьбе со ср.-век. феод. пережитками и религ. суевериями. В периоды обострения классовой борьбы в капиталистич. обществе З. с. нередко маскировал рутину и в форме мещански-трусливой "золотой середины" оправдывал самые жалкие компромиссы. Теория "меньшего зла" нем. социал-демократов в 1933 сыграла на руку гитлеровцам, захватившим в Германии и залившим кровью всю Европу, а эта претендовала на З. с.

Марксизм высоко оценивает проявления З. с. у нар. масс. Пролетарский З. с.способен сочетать мудрую трезвость с последоват. революционностью, осмотрительность и расчет – с романтикой борьбы. И всегда критерием пролетарского З. с. является живое дело, самой обществ. жизни с ее политикой и экономикой. В наши дни с трибуны ООН Сов. пр-во, отстаивающее идею мирного сосуществования, апеллирует к З. с. народов, провозглашая программу разоружения и запрета атомного оружия. Политика Сов. пр-ва завоевала умы и сердца миллионов людей на всей нашей планете. З. с. нашел себе во всех бурж. странах страстных и смелых агитаторов, терпеливо и настойчиво разъясняющих трудящимся и т.н. деловым людям безрассудность политики войны и разумность планов разоружения, выдвигаемых Сов. Союзом. При этом Сов. пр-ва строится, конечно, не только на З. с. а на науч. предвидении перспектив историч. развития человечества.

В марксистской философии З. с. рассматривается с диалектическо-материалистич. т. зр. Энгельс писал: "Для вещи и их мысленные отображения, т.е. понятия, суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы, подлежащие исследованию один после другого и один независимо от другого... Этот способ мышления кажется нам на первый взгляд совершенно очевидным потому, что он присущ т.н. здравому смыслу. Но здравый человеческий смысл, весьма почтенный спутник в четырех стенах своего домашнего обихода, переживает самые удивительные приключения, лишь только он отважится выйти на широкий простор исследования" ("Анти-Дюринг", 1957, с. 21). Перед диалектикой природы и обществ. истории З. с. уступает место более сложной логике – логике разума, отражающего противоречия и вечное . Но если З. с. осознает круг своих возможностей, то он не противостоит филос. материализму и диалектике, предохраняя науку от "химерических домыслов", на к-рые так падок ум идеалиста. Между "обыкновенным рассудком" и "диалектич. разумом" имеется существенное, глубокое , но ни в коем случае не пропасть.

Марксистско-ленинская философия убедительно доказывает, что З. с. большинства людей признает существование внешнего мира независимо от нашего сознания, и многие бурж. естествоиспытатели стихийно исходят из материалистич. принципа познания. "„Наивный реализм“ всякого здорового человека, не побывавшего в сумасшедшем доме или в науке у философов идеалистов, – писал Ленин, – состоит в том, что вещи, мир существуют н е з а в и с и м о от нашего ощущения, от нашего сознания, от нашего Я и от человека вообще" (Соч., т. 14, с. 57). Критикуя , Ленин отмечает, что люди "привыкают" стоять на т. зр. материализма, считать ощущения результатом действия тел, вещей, природы на наши . Реализм "здорового человека" в данном случае однозначен со З. с. Эта " ", воспринимаемая З. с. неосознанно, образует основу материализма: "„Наивное“ человечества сознательно кладется материализмом в основу его теории познания" (там же, с. 57–58).

Ограниченность З. с. обнаруживается особенно резко, когда далеко выходит за рамки узкого житейского опыта и охватывает области, далекие от каждодневной практики. Это проявилось, напр., в том, что люди, стоящие на т. зр. З. с. с недоверием и трудом освоили далеко "не очевидную истину" о шарообразности Земли и существовании антиподов, ходящих "вниз головой". Теперь эта истина прочно вошла в содержание З. с. что свидетельствует об обратном воздействии науч. теоретич. мышления на обыкновенный З. с. Аналогично этому теория Коперника о движении Земли казалась в свое время противоречащей З. с. что было, кстати сказать, использовано религией и церковью; в настоящее же время эта теория привычна для большинства людей; в эпоху космич. полетов никто не назвал бы здравомыслящим человека, убежденного в неподвижности Земли. Еще большее удаление от "привычных" представлений З. с. совершается в наше время, когда проникло в область космич. пространств. движений со скоростью, сравнимой со скоростью света, в микромир, где действуют законы, качественно отличные от "обычных", "земных" законов, и к к-рым невозможно создать "наглядные", чувственно воспринимаемые модели, доступные З. с. Все это не только не подрывает материалистич. мировоззрения, но дает еще более весомые доказательства его правильности. Ленин писал: "Как ни диковинно с точки зрения "здравого смысла" невесомого эфира в весомую материю и обратно, как ни "странно" отсутствие у электрона всякой иной массы, кроме электромагнитной, как ни необычно механических законов движения одной только областью явлений природы и подчинение их более глубоким законам электромагнитных явлений и т. д., все это только лишнее диалектического материализма" (там же, с. 248). В будущем, по мере все большего внедрения данных совр. естествознания в сознание людей, выводы, кажущиеся З. с. парадоксальными и просто бессмысленными, станут несомненным элементом З. с. Коммунистич. формы обществ. жизни, наполненные постоянным творчеством и дерзанием мысли, преодолевают узкие горизонты, обычные в условиях бурж. общества, и тем самым кладут конец фетишизации З. с. не упуская, однако, из виду его рационального содержания.

И. Верцман, Г. Федоров. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

Loading...Loading...