Что же такое стигматы? Отношение к стигматам в православии и католицизме. Механизм проявления стигматизма

Одной из самых больших человеческих трагедий является казнь Спасителя. Римские легионеры вошли в историю как палачи Христа. Кровавые раны на голове от тернового венца, а также на руках и ногах от гвоздей, коими Спаситель был прибит к кресту, а также рана на груди, нанесенная копьем одного из мучителей, свидетельствуют о жестокости тех, кто принял решение и тех, кто выполнил приказ.

Первое упоминание о возникающих отметинах или ранах на теле человека, которые точно соответствуют ранам, полученными Христом, появилось во времена папы Александра IV, который удостоверил их наличие на теле Франциска Ассизского. Легенды говорят, что во время праздника Воздвижения Святого Креста, святому Франциску было видение о явлении ангела, который лучами света иссек стигматы на теле священнослужителя. В некоторых источниках есть упоминание о том, что святой Павел «после распятия Христа обрел раны, как и Иисус».

На сегодня о появлении знаков страданий Христа на своем теле заявили около 300 человек, но католическая церковь признала только 60 из них. Эти раны получили и свое наименование - стигматы (стигма по-гречески - «рана», «укол»). Некоторые носители стигматов имеют раны на спине (аналогичный следу от бичевания у Христа), раны на лбу, напоминающие царапины и уколы от тернового венца.

Существует несколько форм проявления стигматов. Первая - внешняя. К внешним формам относятся кровоточащие раны на лбу, ногах, руках, на боку под ребрами, отметины на плече (как от ношения тяжелого креста), следы бичевания, а также графические изображения на любом участке тела (например, в виде креста). Так, например, в 2002 году у католического священника из Загреба появился на лбу стигматический знак в виде креста.

Вторая форма - внутренние. Такие стигматы наблюдать достаточно сложно. Например, внутренние стигматы были обнаружены при вскрытии медиками тела Е. Савеллы в 1691 году - на его сердечной мышце было изображение в форме распятия.

Месторасположение стигматов не всегда совпадает с расположением ран на теле Христа. В нескольких случаях они возникали как бы в инвентированном виде (зеркальном отражении). Это можно объяснить тем, что восприятие ран происходило как зрительный образ, находящийся прямо перед верующим.

Еще удивительный факт - медикам до сих пор не удается добиться положительного результата при лечении стигматов. Но все отмечают, что, несмотря на постоянную кровоточивость ран, они издают слабый запах духов.

Существует несколько версий причин появления стигматов. Первая относится к временам XI-XII века, когда особенно обострились споры по поводу человеческой природы Христа. Именно в это время появились сведения о случаях проявления стигматов. Вторая теория связана с желанием церкви принять факт появления стигматов как возможность укрепление веры мирян. Верующим давали понять, что Иисус всегда рядом с ними, т.е. «сам пасет свое стадо». Следующая гипотеза причин распространения стигматов связана экспрессивностью разнообразных форм изобразительного церковного искусства, когда изображения кровавых сцен распятия Христа, усиленно воздействовали на эмоции верующих. Колоссальное психологическое воздействие на верующих оказывала не только живопись, но и скульптура и архитектура. Эти виды искусства, благодаря образно-наглядной форме, были доступны массам и воспринимались верующими как библейский текст, зашифрованный в архитектурных, скульптурных и живописных образах. Можно с уверенностью сказать, что скульптура и архитектура средних веков была «Библией в камне», живопись же выражала те же темы, только светом и красками. Вспомним такие замечательные шедевры как «Распятие Христа» Ганса Мемлинга, «Распятие» Дуччо, «Несение креста со Св. Вероникой» Иеронима Босха, «Распятие» Лукаса Кранах Старшего - они прекрасно дают понять психологию средневековых искусств. При изображении страданий Спасителя мастера очень детально изображали капли крови, раны и эмоциональное состояние - это способствовало огромному психологическому воздействию на верующих.

В Средневековой Европе католический храм представлял собой гораздо большее, чем место вознесения молитв. Соборы были местом, где сосредотачивалась вся общественная жизнь. Именно там читались лекции, заседал парламент, исполнялись театральные мистерии. Богослужения сопровождались прекрасной органной музыкой, которая очень сочеталась с архитектурой храма, что, несомненно, также сильно воздействовало на прихожан. Для некоторых верующих желание ощутить страдания Христа стало смыслом всей жизни, что стало полной победой религиозного мировоззрения над светским.

В 19 веке французский врач Амбер-Гурбе попытался систематизировать имеющиеся сведения о стигматах. Ему удалось описать 300 случаев, основываясь на исторических записях и информации своих современников. Однако сегодня большинство, описанных им случаев признаны недостоверными. Такая неудача была связана, скорее всего, с тем, что сам врач был католиком-фанатом и подходил к описанию случаев стигматов без тщательной проверки сведений.

Сегодня специалисты говорят о том, что за последние 800 лет имелось 406 случаев стигматизма - 68% носителей стигматов были католиками, а остальные являлись членами других религий. Чаще всего стигматы появлялись на теле жителей средиземноморского региона, но сегодня стигматы зафиксированы и у корейцев, и у японцев, американцев, канадцев и аргентинцев. В 90% стигматы появлялись у женщины. Значительная часть людей со стигматами являются членами религиозных орденов, в частности, францисканцев и доминиканцев. Люди со стигматами были различного возраста. Стигматы встречаются даже у маленьких детей. В качестве примера можно привести малышку Клоретту Робинсон из Окленла (США). Она воспитывалась в глубоко религиозной католической семье, очень любила читать Библию. В возрасте 10 лет у девочки проявились стигматы. На уроке по изучению религии у девочки из ступней, лба и груди пошла кровь. На медицинском осмотре было установлено, что девочка абсолютно здорова.

Также католики часто рассказывают об отце Пио, носившего стигматы. Этот священник обладал удивительными способностями: имел дар биолокации, мог мгновенно переместиться за тысячи километров, ходили легенды о случаях исцеления им людей. Все считали его избранником Божьим.

Официальный Ватикан очень настороженно высказывается по поводу возникновения стигматов на теле человека. В каждом случае к экспертизе привлекаются священники и медики, где принимаются во внимание все детали. Иногда проходит около ста лет после смерти стигматика, чтобы церковь признала и канонизировала его. Церковь признает, что стигматы имеют необъяснимую и чудесную природу. Многие католические священники полагают, что в источнике появления стигматов следует разбираться психиатрам, поскольку многие носители стигмат имеют выраженные признаки истерии, склонность к самоистязанию, имеют очень низкий уровень самооценки, граничащий с ненавистью к себе самому. Многие носители стигмат, объясняют их наличие контактом с инопланетянами.

Так, наш современник, носитель стигматов, итальянец Джорждо Бонджованни преподносит доверчивым слушателям рассказ, являющийся причудливой смесью уфологии и католицизма.

И хотя можно допустить, что люди с больной психикой в состоянии сами нанести себе раны, но интересно то, что большинство стигматиков не могут вспомнить, где и при каких обстоятельствах возникли раны на их теле. Есть свидетельства, что лечение стигматов не избавляет их носителей от ран - они снова появляются на тех же местах. Например, итальянский доктор Марко Марнелли длительное время пытался залечить раны носительницы стигматов Ло Бьянко. Всякий раз, когда стигматы после лечения начинали проступать на ее руках, женщина впадала в транс и, по ее словам, отчетливо видела перед собой крест и четки. Надо сказать, что отец Пио, о котором речь шла ранее, в трансе видел самого себя со стороны. А вот американка Этель Чапмен, имеющая стигматы в виде следов гвоздей на ладонях, при трансе видела сцену собственного распятия. Тот факт, что стигматики часто впадают в состояние транса, дало повод предположить, что стигматы имеют психосоматическую природу. Исследуя природу механизма появления стигматов, были сделаны следующие выводы - последовательность событий четко соблюдается практически во всех случаях: «религиозный экстаз – видения – стигматы».

Русская Православная церковь отрицательно относится к обсуждению стигматов. С точки зрения православия, появление стигматов на теле людей, является только механическим повторением ран Христа. А стигматы на теле людей рассматриваются как проявление гордыни, богохульством и происками дьявола. Эта позиция основывается на каноническом обосновании. Преподобный Нил Синайский говорил: «Не желай видеть чувственно Ангелов, или Силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря и поклонившись врагам - демонам».

Медицина рассматривает стигматы с точки зрения патологии или нормы. Специалисты считают, что кровоточивость стигмат имеет неврогенное происхождение и разделили их на два вида: первый имеет истерический и невропатический характер, а второй является имитационным (синдром Мюнхгаузена).

Первый вид встречается достаточно редко, поэтому и является мало изученным. Медики предполагают тесную связь патологии с истероидными реакциями и психопатизацией личности больного. Патология заключается в том, что больной в состоянии самостоятельно вызывать кровоточивость из неповрежденной кожи.

Второй вид был описан в 1951 году R. Asher. Суть его в том, что кровотечение (имитация) является проявлением нарушения психики и истерического невроза. Больные прибегают к помощи лекарственных средств или химических веществ, уменьшающих активность свертываемости крови. Также больные наносят себе повреждения каким-либо образом и, следовательно, кровоточащие раны являются результатом имитации.

Однако, несмотря на наличие фактов, вызывающих сомнения, верующие относятся к стигматикам, как Божьим людям. Этому способствуют многочисленные рассказы о необычных способностях стигматиков, умении левитировать, источать чудесный аромат и т.д. и т.д. Пока природа возникновения стигмат и источники удивительных способностей, носящих их людей, не будут определены, загадка стигматов останется не разгаданной.

Эта загадка существует уже почти 2000 лет, примерно со времени распятия Христа.

Стигматы − появление на кистях или ладонях и ступнях (а иногда на теле) кровоточащих ран в тех местах, которые соответствуют ранам, полученным Христом во время распятия.

Хотя многие миряне были отмечены стигмой, все они были преданными католиками; о подобных ранах, появлявшихся у представителей других вер, не сообщается. На самом деле этот вопрос даже не обсуждается за пределами христианства и касается только людей, у которых раны появлялись из сочувствия к страданиям Христа; например святой Франциск Ассизский и священник и целитель Падре Пио были отмечены этим «благословенным недугом» (как уважительно называют стигму в католицизме).

Временами это явление сопровождается измененным состоянием сознания, которое называлось «вознесением» или формой транса. Стигма сравнивается с религиозными практиками самоистязания (такими как флагелляция), направленными на отказ от физической оболочки души. Кроме того, стигма считалась проявлением такой сильной любви к Христу, что люди воспроизводили его страдания − кажется, большинство случаев появления стигмы приходится на пятницу, день, когда по преданиям умер Христос.

Стигму можно называть «чудом» или состоянием глубокой веры и преданности, вызывающим определенный самогипноз. Известно, как бы просто это ни звучало, что введенному в состояние гипноза человеку можно положить в руку кусок льда и сказать, что это раскаленный уголь, − на его ладони появятся ожоги.

Но я не к тому, что чудес не бывает − за 50 лет своей практики я видела их сотни, но лично я считаю, что люди со стигмой настолько сильно охвачены любовью к Христу, что предлагают себя в жертву подобным страданиям. Имеющие стигму, скорее всего, более духовные, нежели мирские люди; ни один из тех, у кого были отмечены стигматы, не был человеком с плохой репутацией. Тем не менее, многие святые люди (например, мать Тереза) никогда их не имели. Кажется, что все зависит от уровня внутренней преданности.

Как известно, мысли действительно вещественны, и мы становимся тем, о чем думаем, что чувствуем и практикуем.

Слово «стигматы » происходит от древнегреческого stigma - так называлось клеймо, которым отмечался раб или преступник. В современной же медицинской науке стигматами называют изменение кожных покровов и мышц, которые никакими внешними воздействиями спровоцированы не были. Проявляться это может по-разному.

…Загипнотизированному человеку прикладывают к руке монету и говорят: «К вашей коже приложен раскалённый металл, вам больно» - и на коже появляется ожог.

…М.Горький работал над повестью «Жизнь Матвея Кожемякина». Описывая сцену, где один из персонажей убивает жену, писатель потерял сознание, а на теле у него - в том месте, куда героиню муж ударил ножом - появился рубец.

…Впечатлительная студентка медицинского института впервые пришла на вскрытие трупа. Кто-то рассказал студентам, что человек, которого вскрывают - преступник, совершивший несколько убийств и погибший в перестрелке с сотрудниками правоохранительных органов. Ночью девушке снится, что этот убийца преследует её, душит - и проснулась она с синяками на шее, как будто её действительно кто-то душил.

Все приведённые примеры роднит одно: на момент возникновения стигматов человек находился либо в изменённом состоянии сознания (гипноз ), либо испытывал колоссальный эмоциональный подъём (творческое вдохновение, сопереживание героям), либо и то, и другое (кошмарный сон). В сущности, никто ничего мистического или чудесного в этом не видит.

Разговоры о чудесном начинаются, когда речь заходит о наиболее известных широкой публике случаях стигматов - о так называемых ранах Христа. Как известно, Иисус Христос был распят на кресте (в руки и ноги были вбиты гвозди), на голову Ему надели терновый венец, а один из римских воинов ударил Его копьём в грудь - вот на этих местах у стигматиков и появляются кровоточащие раны. Известно, что такое явление имело место у некоторых западных христианских подвижников, причисленных римскими папами к лику святых, - Франциск Асиззский, Тереза Авильская… примечательно, что все эти святые - католические, Православная Церковь относится к стигматам более настороженно.

Выглядит это настолько впечатляюще, что у человека, желающего верить в чудо, именно вызовет мысль о чуде или даже о святости - скептика же заставит заподозрить подделку. Действительно, известны случаи, когда стигматики сами наносили себе раны (разумеется, не ради того, чтобы привлечь к себе внимание - хотя и это исключить нельзя как проявление истерии - а в порядке самоистязания в религиозном экстазе), но далеко не всегда всё объясняется так просто.

Так, в 1874-1875 гг. учёные из Бельгийской медицинской академии исследовали случай Луизы Лато. Эта девушка была очень нервной, страдала галлюцинациями - и получила немалую известность в католическом мире как стигматик: толпы паломников стекались в Шарльруа, чтобы взглянуть на «чудо». На руку Луизе наложили гипс накануне страстной пятницы - когда у неё обычно начиналось кровотечение - чтобы полностью исключить возможность подделки. Когда в пятницу гипс сняли, оказалось, что кровотечение на самом деле началось… так что возникновение стигматов действительно было самопроизвольным.

Так что же это такое? Возможно, это можно было бы отнести на счёт Божественного вмешательства - если бы не те истории, с которых мы начали разговор о стигматах (и таких случаев ничуть не меньше, чем «ран Христа»). Сбросить это со счетов нельзя ещё и потому, что и появление «ран Спасителя» сопровождается эмоциональным подъёмом (в данном случае - религиозный экстаз)… значит, и механизм должен быть сходным.

И такой механизм существует! Лимбическая система - отдел мозга, «отвечающий» за эмоции - тесно связана с гипоталамической областью, «отвечающей» за вегетативные процессы (неуправляемые сознанием) - именно поэтому мы, например, краснеем не только от жары, но и от смущения. Если же что-то внушать «на волне» крайнего эмоционального подъёма - будьте уверены, гипоталамическая область в стороне не останется: разошлёт соответствующие «команды» к органам и тканям - и тогда будут и ожоги, и синяки, и всё, что угодно. Причём не обязательно внушение бывает целенаправленным: избивают на глазах у матери - и у неё тоже появляются следы побоев.

В наше время появляются иногда сообщения и о других стигматах - знаках и линиях на теле в форме , рунических символов и т.п. - в зависимости от того, в каком регионе проживает стигматик - приводятся даже фотографии «чудесных знаков». Не будем рассуждать о «чудесах компьютерной графики» (на что она способна, итак всем известно), лучше приведём отчёт честного человека - отца 14-летней Насти Бычковой из Казахстана, у которой в 2007 г. на ноге стал появляться знак в форме иероглифа. По словам отца , знак то появлялся на несколько секунд, то исчезал, всё же однажды он успел его сфотографировать - но на снимке знака не было… Не будем утверждать, что этот человек лжёт сознательно - в конце концов, мог бы и подделать фото, но всё же фотография - вещь надёжная, а главное - беспристрастная: никогда она не зафиксирует того, что существует лишь в человеческом воображении… а воображение иногда разыгрывается так, что им могут «заразиться» окружающие.

Безусловно, явление стигматов не изучено до конца , много в нём неясного. Например, внушённые синяки выглядят так же, как настоящие, но механизм возникновения у них другой - такое впечатление, что организм «знает», как выглядят синяки, и «придумывает», как их заменить… как это происходит? Пока ответа нет…

Но ясно одно: стигматы - какой бы вид они ни принимали - ни в коем случае нельзя считать однозначным свидетельством потустороннего вмешательства и тем более - святости!

Считается, что у людей, искренне верующих – речь идет о христианстве и близких к этой вере сектах — могут время от времени появляться болезненные, глубокие раны на руках и ногах, постоянно или время от времени кровоточащие.

Эти раны называются стигматами, и само название можно перевести с древнегреческого как «метка, рана, знак». Первые упоминания о стигматах появились более семисот лет назад, случаев появления ран было зафиксировано немало, но далеко не каждый церковь признает подлинным.

Чаще всего раны открываются на ладонях или запястьях, на ступнях и на боку, т.е. на месте полученных Христом во время распятия ран. Но случается и так, что стигматы проявляются как царапины на лбу, напоминая о терновом венце Христа, или на спине, как символ бичевания. Что касается территориального характера проявления таких знаков, то раньше чаще всего их можно было наблюдать в Италии, теперь же ситуация изменилась и стигматы видят жители Кореи, Аргентины, Канады и Японии.

Люди религиозные объясняют появление знаков на теле проявлением божественной воли либо происками Дьявола, в зависимости от ситуации, и верят, что стигматы не поддаются лечению традиционными способами. Церковь признает божественную природу таких ран, но Ватикан, официальный оплот католичества, относится к случаям их появления с большой осторожностью и, прежде чем признать подлинность знаков, проводит тщательное расследование. Русская православная церковь в этом вопросе еще более категорична, называя стигматы лишь слепым подражанием ранам Христа. Есть и предположение, что стигматы – свидетельство контакта с представителями иных цивилизаций.

Но последователи научного взгляда на мир не разделяют эти мнения, предлагая несколько теорий, объясняющих это явления. Согласно одной из таких теорий, стигматы появляются у наиболее впечатлительных людей, и чаще это оказываются женщины, которые долгое время рассматривали картины с изображением страдающего Христа. Реалистично переданные на таких картинах мучения Иисуса оказываются для некоторых людей настолько впечатляющими, что заставляют их во сне, неконтролируемо, ранить самих себя. Столь же сильное впечатление может производить и посещение храма, а нанесение себе повреждений объясняется желанием приблизиться к Богу, испытав те же страдания, что перенес Его сын.

Еще одна теория объясняет появление ран на теле разочарованностью и злостью от того, что используемые во время причастия хлеб и вино – не истинные плоть и кровь Христа, а лишь обман, и это осознание заставляет верующих ранить себя.

Самое страшное объяснение появлению кровоточащих ран на теле – проявление душевной болезни, такой, как истерия. Психически нездоровые люди часто склонны к самобичеванию, и в желании доказать божественное вмешательство наносят сами себе глубокие раны, выдаваемые за стигматы. Также причиной самоистязания могут быть и другие психические расстройства.

Большинство случаев появления кровоточащих ран не доказывает божественное присутствие, а является примером самоистязания. Об этом стоит помнить, когда появляется новость об очередной «сенсации» подобного рода.

Другие статьи по этой теме:

Что такое невроз Что такое суицид. Причины суицида Нервная анорексия Задержка речевого развития Отчего возникает психологическое напряжение Вреден ли телевизор Как заставить себя заниматься спортом Польза медитации

Люди-стигматики – одно из уникальных чудес, существование которых католическая церковь вынуждена была подтвердить.

С тех пор, как о стигматах стало известно всему миру, их то приравнивают к божественным отметинам или знакам Дьявола, то считают фокусом. Так какую же из этих точек зрения можно считать наиболее близкой к истине?

Что такое стигматы?

В Древнем Риме стигмами называли клейма, которые ставили на тела рабов или опасных преступников. Этот опознавательный знак помогал честным гражданам римского общества избежать риска взять на работу вора или сбежавшего от прошлого хозяина слугу. С греческого же языка слово «стигмы» переводится совсем в ином ключе – оно означает рану или укол. Именно в этом смысле сегодня оно и употребляется.

Стигматы – раны, язвы и кровоподтеки, вызывающие болезненные ощущения и имитирующие предсмертные ранения Христа. Ранее считалось, что они могут появиться только на теле католических подвижников и религиозных фанатиков. В современном мире все чаще фиксируются случаи появления ран у людей, имеющих мало общего с верой. Их и называют стигматиками. Поскольку происхождение отметин до сих пор считается мистическим, не все стигматики спешат заявить о себе.

История появления стигматов

При распятии на кресте у Иисуса были кровоточащие ранения на ладонях, ступнях, в области сердца и на лбу. Следы травм, полученных от гвоздей и тернового венца можно увидеть практически на любой иконе. Отпечатки крови в тех же местах были найдены и на Туринской плащанице – сомнений, в том, что перед смертью Спаситель истекал кровью, быть не может!


Первым носителем стигм считается апостол Павел. В Послании к Галатам можно найти фразу «ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моём», сказанную им после смерти Христа. Впрочем, некоторые скептики считают, что Павел всего лишь подразумевал свои травмы от побиения камнями.

«Однажды камнями избивали. Это произошло в Листре во время первого миссионерского путешествия. Три раза меня били палками и я терпел.»

Вот и все, что известно о тех побоях.


Первое документально подтвержденное появление стигм, которое уже нельзя подвергнуть сомнению, произошло с мыслителем и католическим святым Франциском Ассизским. Уверовав в Бога, он основал монашеский орден и решил воздать Господу молитвы. Во время их чтения на горе Верна в день Воздвижения креста в 1224 году его и настигло кровотечение на месте ран Христовых.

«Ладони рук и ступни ног, казалось, были проткнуты в середине гвоздями. Эти следы имели круглую форму на внутренней стороне ладоней и удлинённую форму на тыльной стороне, а вокруг них - рваная плоть, как языки пламени, загнутые наружу, как если бы в ладони в самом деле были вколочены гвозди.»

На закате жизни стигматы стали приносить Франциску серьезные физические страдания. Он тяжело болел, но все равно никогда не жаловался братьям в монастыре. Его современники вспоминали:

«Монахи видели, что Франциск покорно подверг себя врачеванию железом и огнем, причиняющему в сто раз более острую боль, чем сам недуг. Но они видели, что он никогда не жаловался. В последние годы от него остались кожа да кости, на руках горели стигматы, его целыми днями рвало кровью.»

Один простодушный брат сказал ему: «Отец, умолите Господа, чтобы Он избавил вас от этих невыносимых болей и скорбей».

Последние два года жизни Франциска прошли под знаком интереса к святому со стороны верующих. Особенно удивляли паломников «невидимые гвозди» в его ладонях. Отверстия были отчетливыми и если кто-то давил на одно из них с одной стороны руки, то на другой появилась свежая рана. Ни один врач не мог объяснить происхождение повреждений.


С XIII века по наши дни было зафиксировано минимум 800 случаев возникновения сигмат у людей. Из них католическая церковь согласилась признать только 400 свидетельств.

Кто достоин стать стигматиком?

Первоначальная теория священников о том, что отметки удостаивают своим появлением тех, кто верит в существование Бога, провалилась, когда стигматы стали беспокоить атеистов, проституток и убийц. Тогда служителям церкви пришлось с сожалением согласиться с тем, что Бог не выбирает людей для демонстрации своих чудес. В 1868 году 18-летняя дочь бельгийского рабочего Луиза Лато стала жаловаться на галлюцинации и жуткие сновидения. Затем каждую неделю на ее бедрах, ступнях и ладонях стали появляться спонтанные кровотечения. Многократно тщательно осмотрев Луизу, медицинская академия Бельгии была вынуждена дать название новому диагнозу «стигматизация». Никаких изменений в состоянии здоровья девушки, никогда не посещавшей церковь, замечено не было.


За столько веков Ватикан собрал множество свидетельств кровотечений и составил любопытную статистику. 60% людей, носящих стигматы, все-таки являются католиками по вере. Большая часть из них проживает в Греции, Италии, Испании или Сербии. Реже всего стигматы можно заметить у жителей Кореи, Китая и Аргентины. 90% из тех, кто перенял на себя часть страданий Иисуса – женщины разных возрастов.

Самые любопытные случаи

В 2006 году весь мир узнал о стигматике Джорджио Бонджованни из Италии. Джорджио объездил всю Европу – и в каждой стране находились врачи, желавшие его обследовать. Журналистов и медиков итальянец принимал в гостиничном номере – у него не было сил, чтобы встать с кровати. Помимо привычных стигм на кистях у него проявился кровавый крест на лбу. Предвестником случившегося с ним стало явление Богородицы, приказавшей Бонджованни ехать в португальский город Фатиму. Там у Джорджио и открылись язвы на теле. Во время медицинских исследований врачи с удивлением отмечают, что кровь мужчины пахнет розами. Стигматик называет себя пророком и утверждает, что Иисус скоро вернется на землю, чтобы совершить Справедливый Суд.

В 1815 году в той же стране родилась девочка Доминика Лазари, предназначение которой оставляет больше вопросов, чем ответов. С детства ее преследовал злой рок: в 13 лет несчастная осиротела и с горя отказалась от еды. Спустя несколько месяцев, когда она начала понемногу возвращаться к нормальной жизни, кто-то из родственников в шутку запер Лазари на мельнице, где они просидела без света всю ночь. От страха у нее начались эпилептические припадки и Доминику парализовало. Принимать пищу она так и не стала: любая еда вызывала у нее приступ сильнейшей рвоты.

В 20-летнем возрасте у лежачей больной на ладонях появились «символы Христа». В каком бы положении не находились ее руки, кровь текла по направлению к пальцам: создавалось впечатление, что она будто прикреплена к незримому кресту. Перед смертью на лбу у Доминики появился след от тернового венца и тут же исчез. Она скончалась в возрасте 33 лет.


Страдания Доминики Лазари выглядят не такими ужасными на фоне тех, что переживала Тереза Нойман. В 1898 году в Баварии родилась девочка, которой было суждено пережить страшный пожар в 20 лет и получить сотрясение мозга при падении с лестницы. Проведя в постели в парализованном состоянии 7 лет, она регулярно слушала слова докторов о том, что никогда не сможет ходить.

В 1926 году Тереза встала, вопреки их прогнозам, и к ней вернулось зрение, потерянное из-за ожогов. Исцелившись от одних болезней, она тут же приобрела новую: на теле Нойман возникли ранения-стигматы. С того самого дня каждую пятницу до своей смерти в 1962 году она впадала в забытье. Снова и снова Тереза переживала день распятия Христа на Голгофе. Отметины начинали кровоточить, в субботу кровь останавливалась, а через неделю все повторялось опять.


Православная церковь расходится с католической во всем, что касается стигмат. Во времена Средневековья представители православия первыми инициировали охоту на ведьм, посчитав кровоточащие раны стигматиков «метками Дьявола». Спустя века католическая церковь признала ошибку и подтвердила, что стигматы – проявление божественного начала. Но все ли верующие согласятся с ними?

Loading...Loading...