Дионисий суздальский. Диони́сий Суздальский

Святитель Дионисий (в миру Давид) родился в первой трети XIV века. Кем были его родители и где они жили, неизвестно. С ранних лет он избрал путь иноческой жизни, приняв монашество. Стремясь к уединению, на берегу Волги, в нескольких верстах от Нижнего Новгорода, Дионисий по примеру первых христианских отшельников и киевских подвижников ископал себе пещеру. Сначала он жил один, а позже, около 1335 года, когда около него собрались другие искатели безмолвия, Дионисий основал монастырь с храмом в честь Вознесения Господня. Благодаря обширным знаниям и строгой подвижнической жизни он приобрел всеобщее уважение. В Дионисии видели «мужа кроткого, рассудительного, знающего Священное Писание, учительного, славного постничеством, исполненного любви ко всем».

Святитель Дионисий Суздальский

В 1352 году Дионисий послал двенадцать своих учеников в «верхние грады и страны, идеже Бог кого благословит» для основания новых обителей.

В 1365 году произошла встреча будущего святителя с преподобным Сергием Радонежским. Преподобный направился в Нижний Новгород, чтобы положить конец распре между двумя князьями суздальскими - двумя братьями, враждовавшими из-за притязаний на Нижний Новгород, которым до своей кончины владел третий брат. Поскольку словесные увещания не помогли, преподобный Сергий вынужден был затворить все церкви Нижнего Новгорода, на что он имел благословение митрополита Алексия.

Дионисия хорошо знал и святитель Алексий, посещавший Нижний Новгород и Нижегородский Печерский монастырь. Святитель высоко ценил благочестивую жизнь Дионисия, которого посвятил сначала в сан игумена, затем в сан архимандрита. В 1374 году в первое воскресенье Великого поста святитель Алексий, митрополит Московский, рукоположил Дионисия во епископа Суздальского и Нижегородского.

Святитель Дионисий дал благословение на переписку великокняжеского летописного свода 1305 года, который вошел в историю под названием Лаврентьевской летописи. Эта летопись, составленная в 1377 году группой переписчиков под руководством монаха Лаврентия, была насыщена глубоким патриотическим содержанием и вдохновляла русских людей на освободительную борьбу с татарами. Долгие годы она хранилась во Владимирском Рождественском монастыре.

В 1378 году, по кончине святителя Алексия, преподобный Сергий предложил великому князю Димитрию Иоанновичу избрать на митрополичью кафедру епископа Дионисия. Но великий князь пожелал иметь митрополитом своего духовника - белого священника из Коломны Митяя, спешно постриженного с именем Михаил и возведенного в сан ар- химандрита Спасского на Бору монастыря. Святитель Дионисий указал великому князю, что поставление первосвятителя без воли Вселенского патриарха неканонично, и Митяй вынужден был отправиться в Константинополь, но в дороге скончался.

Дионисий, который хотел опередить Митяя и раньше прибыть в Константинополь, был взят под стражу по приказу великого князя, не желавшего его избрания. По ходатайству преподобного Сергия Дионисий был освобожден и через Орду отправился в Византию.

Но митрополитом уже был избран архимандрит Переяславского Горицкого монастыря Пимен. Суздальский владыка пробыл в Константинополе более года. Он употребил это время для пользы не только своей паствы, но и всей Русской Православной Церкви. В беседе с патриархом святитель Дионисий раскрыл опасность, которую представляла для Церкви ересь стригольников, усилившаяся в Пскове и Новгороде. Патриарх, оценив высокие достоинства святителя, почтил его саном архиепископа и вручил ему многокрестную фелонь (полиставрий). «Мы нашли его, - писал патриарх в свой грамоте, - достойным всякой похвалы: видели пощение и слезы его, молитву и милостыню, все, чем обозначается духовный Божий человек; он присутствовал и на святом соборе, духовно беседовал с епископами о Священном Писании, причем показал ревность к вере и глубокое разумение священных правил. Потому и удостоен он почетного сана с возведением кафедры его на степень архиепископии, второй после Новгородской».

В 1381 году из Константинополя с монахом Малахией Философом святитель прислал два списка с иконы Божией Матери, один из которых представлял собой копию чудотворного образа «Одигитрия», частицу Крови Господней, а также частицы Гроба Господня, частицу тернового венца Спасителя и мощи многих святых.

В конце 1381 года святитель Дионисий возвратился в Россию с поручением патриарха Нила - побороть ересь стригольников. «Смирение наше и великий собор, - писал жителям Пскова патриарх, - послали к вам боголюбивого архиепископа Суздальского Дионисия, мужа честного, благочестивого, добродетельного, известного хранителя священных канонов; он от лица нашего посетит и благословит вас, научит и наставит устроить должное и соединит вас с соборной апостольской Церковью Божией. Вы должны знать, что отлучающиеся от Церкви отлучаются от Самого Христа Бога; все, что услышите из уст его, примите как наше собственное слово».

В 1383 году великий князь Димитрий Иоаннович направил архиепископа Дионисия в Константинополь для поставления на митрополию. На обратном пути Дионисий посетил Киев, но киевский князь Владимир Ольгердович, давний недруг Димитрия Иоанновича, велел задержать святителя и заключить его под стражу. Дионисий остаток своих дней провел в заточении, в пещерной келии. 15 октября 1385 года он скончался и был погребен в Антониевой пещере Киево-Печерской Лавры. В «Рогожском летописце», относящемся к 40-м годам XV века, о мощах архиепископа Дионисия Суздальского сказано: «Есть тело его и доныне цело и нетленно». Эта запись, нашедшая отражение в Троицкой летописи, свидетельствует о начавшемся почитании святителя. Мощи архиепископа Дионисия и других угодников Божиих, покоившиеся В Киево-Печерской Лавре, были утрачены во время вражеских набегов на Киев в XVII веке.

Святой преподобный Дионисий, в миру Давид, родился в пределах киевских около 1300 года. Кто были родители и где именно они жили, неизвестно. Обучившись грамоте, он с ранних лет посвятил себя подвигам иноческой жизни в Киево-Печерской Лавре. Здесь он был пострижен в монашество и вскоре сделался иеродиаконом. Строго подвижническая жизнь была пищей души святого Дионисия: чтение Священного Писания, отцов Церкви, молитва, бдение, воздержание были постоянным предметом его занятий. Но чистая душа его, вся объятая пламенем Божественной любви, горела неизъяснимой жаждой подвига.

Оставаться в Киеве у него не было намерения: его душа жаждала безмолвия пустыни. Чем больше представляла труда одинокая жизнь отшельника, чем больше было в ней лишений, тем для него казалось лучше. Ему все казалось возможным: всякий труд легким, всякое лишение ничтожным, все скорби - вожделенны, ибо он весь горел пламенным желанием Божественным. В числе подвижников обители нашлись иноки, которые готовы были сопутствовать ему, чтобы найти место для уединенных подвигов. Желая сохранить воспоминание о киево-печерской святыне, пред которой им воссылались теплые молитвы, святой Дионисий позаботился предварительно снять копию с Печерской иконы Божией Матери с предстоящими угодниками Божиими Антонием и Феодосием. С ней и с некоторыми другими киево-печерскими иконами святой Дионисий вместе с путниками своими отправился из Киева. Это было в первые годы княжения в Москве Иоанна Даниловича Калиты, когда он после упорной борьбы с князем Тверским Александром Михайловичем в 1328 году получил давно желанный титул Великого князя Владимирского.

В те времена каждый желавший уединенной жизни мог один или с товарищами свободно идти в пустыню или в лес, на любом месте строить себе хижину или копать пещеру и селиться тут. Земли было много свободной, не принадлежавшей частным владельцам. Когда собиралось около пустынников несколько человек, то строили церковь, испрашивали у князя право на владение местом, а у местного святителя - разрешение освятить церковь, и обитель основывалась.

Проходя многие места и пустыни, святой Дионисий со своими спутниками достиг, наконец, Нижнего Новгорода, управляемого тогда Суздальским князем Александром Васильевичем, старшим братом Великого князя Константина Васильевича, основателя княжества Нижегородского. Подвижник Божий со своими спутниками остановился на уступе горы на правом берегу реки Волги «на три поприща» ниже города. Эта местность как бы предназначена была к устроению обители: здесь, только несколько ниже по течению реки, в то время были уже в двух пещерах трудившиеся для Бога отшельники. И неудивительно, что эта гора привлекла к себе внимание любителей монашеской жизни. Эта местность одна из живописнейших в Поволжском крае. Очертание горы, высота ее, крутизна уступа над Волгой выдаются над всей окрестной местностью. С этого уступа горы открывается прекрасный вид на Волгу и Заволжье: на луга приволжские и на леса, окаймляющие луга. От созерцания видимых красот природы душа человека невольно стремится к Творцу и Владыке всяческих. Здесь перед взорами человека ясно открывается великая книга природы, по которой каждый из людей не книжных может видеть величие и благость Творца, воспарять духом в горняя; а святой Дионисий возлюбил эту местность еще и потому, что она невольно поражает своим сходством с высотами киевскими.

Печерская икона Божией Матери с
предстоящими свв. прпп. Антонием и
Феодосием Печерскими. XVII в.

Сравнивая красоты днепровских высот с окрестностями нижегородскими, автор «Путешествий по святым местам русским» А. Н. Муравьев говорит, что «обе царственные реки одинаково близки сердцу русскому: столь же сладко звучит ему плеск днепровской волны, как и волжской, когда разбиваются они о песчаные берега, и весьма понятно, что отшельнику печерскому отрадно было такое напоминание, когда он избрал для себя мирное уединение в сей новой пустыни».

Для своих подвижнических трудов святой Дионисий своими руками выкопал себе пещеру и поселился в ней; примеру его последовали и прибывшие с ним иноки. Но пустынником и отшельником избранник Божий жил здесь недолго, вскоре о подвигах его узнали люди. Они приходили к нему ради душеполезной беседы и совета духовного, - в чем любвеобильный пустынник им не отказывал, - или приносили необходимое для жизни, другие просились в сподвижники к нему. Памятуя слова Спасителя: «Иде же два или трие собрани во имя Мое, ту есмь Мое, ту есмь посреде их» (Мф. 18:20) - и песнь Царя Давида: «Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе» (Пс. 132:1) - отшельник Божий с радостью принимал всех, ищущих подвигов пустынного жития. И вот, когда явились желающие подвизаться вместе с ним иночески, тогда он на пространном уступе горы основал Печерскую обитель, названную так по уважению к Киевской Печерской обители и принесенной оттуда Киево-Печерской иконе Богоматери и по основаниюее на пещерах, и устроил в ней первый храм в честь и славу Вознесения Господня, в знамение возношения молитв в горние небесные селения. В этом храме и поставлена была принесенная из Киева икона Печерской Божией Матери. Когда же был сооружен храм, то, без сомнения, были построены и келии для жительства иночествующих, а потом и другие монастырские здания. К числу необходимых зданий монастыря нужно отнести и высокий деревянный забор, которым обыкновенно обносились монастыри того времени для безопасности от зверей и от нападений воровских людей.

Таково было начало Нижегородского Печерского монастыря. Основание его, сообразуясь с жизнью святого Дионисия и постригаемых от него лиц, обыкновенно полагают около 1330 года.

В новоустроенном монастыре святой Дионисий стал первым настоятелем - сначала в звании игумена, а потом в чине архимандрита. Внутреннее устройство монастыря было основано на правилах древнего иноческого общежития. Общежительный устав монастыря был тот же, что и в Киево-Печерском монастыре, откуда пришел основатель его. Правилом же иноков Киево-Печерского монастыря был устав обители преподобного Феодора Студита, или устав Студийский, как более простой и несложный. По духу Студийского устава каждая церковная служба отправлялась отдельно, и подвижники Печерского монастыря каждый день собирались в церковь на полунощницу, утреню, третий, шестой и девятый час, на обедню, вечерню и повечерие, совершая между сими службами еще частые моленные пения. Таким образом, день подвижников начинался с глубокой полночи, а непрестанная молитва, по заповеди апостола, была их постоянным правилом и в церкви, и в келии. Скромные потребности подвижников при их собственных постоянных трудах удовлетворялись приношениями благочестивых посетителей и окрестных жителей, которые, сознавая великую духовную пользу от обитателей монастыря, с усердием доставляли все для них потребное, по слову апостола: «Аще мы духовная спяхом вам, велико ли, аще телесная ваша пожнем» (1 Кор. 9:11).

Святой Дионисий благословляет строительство
Печерского монастыря

Для церковного и хозяйственного порядка святой Дионисий, по примеру Киево-Печерского монастыря, завел особые книги под названием книг кормовых, или вкладных, и келарских. В кормовых, или вкладных книгах записывались все вклады и пожертвования, которые делались в монастырь разными лицами на помин своей души или своих родственников, с указанием, когда по кому из таковых вкладчиков и каким образом отправлять заупокойное служение, и какие корма в те дни ставить на братию. А в келарских книгах было на целых год расписание, когда какие производить хозяйственные работы, сколько и кого наряжать в посылку, какой отпускать им корм, куда и зачем отправлять из монастыря посыльных.

Приняв водительство братии в трудах и подвигах иноческой жизни, святой Дионисий не переменил своего смирения и образа жизни и, поучая братию не столько словом, сколько своим примером, на труды и на службу церковную выходил прежде всех. Строгой подвижнической жизнью и обширным знанием веры и благочестия он приобрел себе всеобщее уважение. Современники видели в нем «мужа тиха, кротка же, и смиренна, мудра и разумна, и изящна в Божественном Писании и сказателя книгам; просто же рещи: во всякой добродетели преуспевающа и все степени прошедша, еже ко спасению». Не отвергая никого из тех, кто желал быть черноризцем, ни бедного, ни богатого, он постригал не вдруг, и прежде испытывал во всех послушаниях и от постригаемых требовал строгой жизни, полного смирения и самоотвержения. Будучи сам высок в христианских добродетелях и в христианском учении, он и подвижников обители своей наставлял и поучал христианскому благочестию и высоким истинам Евангелия. Он старался образовать из них таких лиц, которые впоследствии сами могли быть наставниками других в истинах христианской веры и иноческом подвижничестве. С этою целью, по примеру основателя веры нашей Господа нашего Иисуса Христа, св. Дионисий из числа многочисленной своей братии, доходившей до 900 человек и более, избрал двенадцать учеников, наиболее отличавшихся строгостью жизни, которых он поучал боговедению и высоким правилам веры и благочестия. И действительно, под опытным руководством великого наставника образовались дивные ученики. Одни из них до гроба подвизались в родной обители, и только по временам оставляли ее, будучи посылаемы своим великим наставником в разные страны для насаждения евангельского учения и христианских добродетелей. Другие же по внутреннему влечению благодати Божией или за послушание к смиренному послушнику воли Божией вышли из нее, чтобы основать новые обители в разных местах. К сожалению, история не сохранила нам имена всех двенадцати сподвижников святого Дионисия. Из числа таковых избранных учеников, прославившихся основанием обителей, особенно замечательны два светозарных светильника, и оба они нижегородские уроженцы, - это преподобный Евфимий Суздальский и преподобный Макарий Унженский и Желтоводский.

Старый Печерский монастырь
(засыпанный горой в XVI веке)

В числе избранных учеников Дионисия был еще Павел Высокий, инок чудный, книжный, славный своими добродетелями и познаниями, за что и получил прозвание философа. «Егда же беседы время бываше ему, - говорит о нем летописец, - многорассуден и полезен зело и слово его солию божественною растворено». По благословению святого Дионисия кроме других обязанностей он нес еще особого рода послушание: «списание книжное».

По словам летописца, он «писаша книги учительные мнози и к епископом посылаше». За христианские подвиги, готовность словом и делом помогать всякому страждущему духовные и миряне любили и уважали его. Украшенный всеми добродетелями подвижника, он преставился 1 января 1383 года. Все знавшие его пролили много слез о его кончине. Из числа оплакивавших старца был и сам святой Дионисий.

Таким образом, Печерский монастырь, основанный Дионисием, уже с первых лет своего существования сделался училищем христианской веры и благочестия для многих подвижников, которых он воспитал в своих стенах, и которые потом сделались основателями многих других обителей в сопряженных с Нижним Новгородом местностях.

При своих высоких нравственных качествах святой Дионисий снискал себе уважение и любовь не только среди лиц, искавших уединения монашеской жизни, но и со стороны многих знатных людей того времени, и его монастырь посещали не только люди простые, но и бояре, и великие князья. Они приходили сюда, чтобы испросить молитв у подвижника, получить от него благословение, услышать от него слово духовного назидания, открыть ему свои душевные скорби и в беседе с ним найти себе утешение и подкрепление. При этом они усердствовали святому Дионисию в монастырских нуждах своими вкладами и пожертвованиями.

Фрагмент Синодика Печерского монастыря
с указанием имен св. Дионисия и его учеников.
1695 г.

Благодаря различного рода вкладам и пожертвованиям Печерский монастырь с самого основания своего все более и более обогащался и мало-помалу расширялся и принимал вид вполне благоустроенного монастыря. С глубоким почтением относился всегда к святому Дионисию Великий князь Константин Васильевич, много заботившийся об устроении церквей. Но особенно высоко ценили духовную опытность святого Дионисия и дорожили его мудрыми советами и наставлениями дети Великого князя, благоверные князья Борис Константинович, Андрей Константинович со своей супругой Анастасией Ивановной и Димитрий Константинович. Великий князь Борис Константинович, еще живя в Суздале и приезжая к отцу своему, часто посещал святого Дионисия и помогал ему в монастырских нуждах своими вкладами и пожертвованиями. Так, в 1365 году на поминовение по брату своему Андрею Константиновичу он дал в Печерский монастырь три села с двумя храмами и деревнями: село Кадницы, село Новое и село Катринское. А благоверная княгиня Анастасия Ивановна, пользуясь наставлениями святого Дионисия, около 1355 года основала в Нижнем Новгороде монастырь во имя Честного Зачатия Пресвятой Богородицы и проводила брачную жизнь в усердной молитве и неоскудеваемой милостыне убогим. По смерти же своего мужа сподобилась получить от святого Дионисия пострижение в ангельский иноческий образ, будучи наречена Вассой, а в великой схиме Феодорой.

Находясь в ближних отношениях к великим князьям, святой Дионисий был лично известен и знаменитым духовным лицам того времени. Его знал митрополит Феогност; узнал и полюбил его также святитель Алексий, митрополит Московский, бывавший в Нижнем Новгороде во время странствований своих в Орду, а преподобный Сергий Радонежский был его искренним другом. Святитель Алексий удостоил святого Дионисия званий игумена и архимандрита, а в 1371 году вызвал его в Москву для посвящения в сан епископа Суздальского и Нижегородского. Преподав своим инокам правила иноческого жития и напомнив им о смирении, кротости и миролюбии, святой Дионисий простился с братией и оставил монастырь.

Будучи святителем города Суздаля, святой Дионисий жил сначала в Нижнем Новгороде. И правление его было благодетельно для паствы не только в духовном отношении, но и в гражданском.

Так, для спасения других святитель Божий готов был собственную жизнь подвергнуть опасности. Это было при таких обстоятельствах. Народ, раздраженный своеволием мамаевых послов, перебил некоторых из них. По распоряжению Великого князя Дмитрия Константиновича главный посол мурза Сарайко заключен был с дружиной в крепость для его же безопасности. Но так как дознано было, что дикая дружина замышляет убийства, то хотели развести татар в разные места. Узнав о том, Сарайко бросился в дом святителя, зажег двор и начал стрелять в народ. Святой Дионисий старался успокоить и чужих и своих, и в это время едва не лишился жизни: одна стрела вонзилась в мантию его. Это было 31 марта 1375 года.

Летописец Лаврентий, инок Печерского монастыря.
Худ. М. Важаев

Спустя немного времени после этой опасности святителю Дионисию предстояла еще более опасная и продолжительная борьба с Новоспасским архимандритом Михаилом. Эта борьба потребовала от него больших трудов и подвигов. Ему нужно было идти вопреки намерениям Московского князя, многочисленного народа и большей части духовных и светских сановников. Впрочем, он успешно совершил столь трудное дело с надеждой на Бога и с покровительством преподобного Сергия Радонежского. Поводом к борьбе были приближение кончины и сама кончина святителя Алексия, митрополита Московского.

Чувствуя ослабление старческих своих сил, святитель Алексий изъявил желание иметь преемником своим на Московском престоле любимого и уважаемого им игумена Сергия Радонежского. Но смиренный инок отказался от предлагаемой ему почести. Узнав об этом отказе, Великий князь Дмитрий Иванович Донской просил святителя Алексия, чтобы он благословил на митрополию архимандрита Михаила, который был любимцем и духовником Великого князя и хранителем его великокняжеской печати. Этот Михаил, или, как его называли, Митяй, был человек видной наружности, с громкой и чистой речью, хорошо толковал силу книжную, знал все старинные повести, книги и притчи и обо всем рассуждал красноречиво. Но, щедро наделенный дарами Божиими, он плохо помнил, что все это не его, был горд, самонадеян и заносчив. Святитель Алексий хорошо знал дурные его свойства и говорил князю, когда он просил святителя благословить Митяя после себя на митрополию: «Митяй еще недавний монах, надобно ему запастись духовным опытом и потрудиться в монашестве. Если даст Бог и святейший Патриарх с собором благословит, то пусть будет, а я не могу благословить его».

Фрагмент титульного листа Лаврентьевской
летописи. 1377 г.

12 февраля 1378 года не стало святителя Алексия. После его смерти Великий князь снова предлагал преподобному Сергию признать святительский жезл, но он отказался и указал на святого Дионисия, как на мужа наиболее достойного сего сана; на него же, как на достойного преемника святителю Алексию, обращены были взоры и многих других лиц. Но Великий князь опять обратился к своему любимцу Новоспасскому архимандриту, и Митяй избран был в митрополиты. Этот гордый человек не хотел даже соблюсти должного приличия в своем положении. Еще непосвященным в сан святителя он поселился в митрополичьем доме, облачался в митрополичью мантию, носил белый клобук, садился на святительскую кафедру и позволил себе подвергать наказаниям не только архимандритов, но и епископов. Он внушил Великому князю противную правилам того времени мысль - посвятить его в сан митрополита в Москве без участия Вселенского Патриарха. Великий князь пригласил было уже и епископов для сего посвящения, но св. Дионисий восстал: «Кто это учит тебя, Государь, переменять церковный закон по своему усмотрению? Не следует быть тому, чего желают от тебя и от нас». Так говорил правдолюбивый св. Дионисий Великому князю, и тот отказался от своего желания. Это раздражило честолюбивого Митяя, он потребовал от св. Дионисия объяснения: почему тот не являлся к нему на поклон? «Потому, - отвечал св. Дионисий, - что я - епископ, а ты только священник: не тебе судить меня». - «Да я тебя и попом не оставлю, - гневно закричал Митяй, - и своими руками спорю твои скрижали!»

Зная добрые отношения святого Дионисия с преподобным Сергием и подозревая, что они оба против него в заговоре, Митяй пожаловался на святого Дионисия Великому князю, будто он хочет ехать в Царьград, чтобы там получить себе сан митрополита, и князь посадил святого Дионисия под стражу. Но преподобный Сергий взял своего друга на поруки, и Дионисий был освобожден. Чрез неделю святитель Дионисий действительно уехал в Царьград, но не по собственному произволу и не для того, чтобы испросить себе там сан митрополита, а потому, что туда вызывал его Вселенский Патриарх Филофей по церковным делам. Это было в 1379 году.

В это время «церковной смуты» угрожала опасность Русской Церкви от ереси стригольников, появившейся сначала в Пскове в 40-х годах XIV века. Вождями и распространителями ереси были некто Карп Стригольник, занимавшийся стрижением волос, и диакон Никита. Они нападали сначала на беспорядки духовенства, а потом стали отвергать саму иерархию Святой Церкви, утверждая, что епископы и священники поставляются «на мзде», то есть за плату. Отвергая священство, еретики с тем вместе отвергали и таинства, совершаемые священными лицами, отвергали и поминовение умерших, как источник доходов для духовенства; они сами поставляли себе учителей по выбору народа, без всякого посвящения. Таинство покаяния заменено было самоизмышленным обрядом: они учили каяться, припадая к земле. Отрицание церковного строя повело некоторых из еретиков к отрицанию самых основ его: постановлений Вселенских и Поместных Соборов и даже евангельских писаний.

Митрополит Московский и всея Руси
Алексий посвящает архимандрита
Дионисия во епископа Суздальского

Из Пскова Никита и Карп перешли в Новгород и здесь нашли себе последователей среди книжных людей. Новгородский архиепископ Алексий в 1375 году отлучил Никиту и Карпа от Святой Церкви, а народ утопил их в реке, со словами: «Написано в Евангелии: если кто соблазнит единого из верующих, то лучше ему, да обесится на выи его камень жерновый и ввержен будет в море» (Мк. 9:42). Но со смертью лжеучителей ересь не прекратилась, и владыка Алексий, смотря на умножение ее и не видя средств к искоренению, писал об этом Вселенскому Патриарху, прося у него помощи. Патриарх принял такое известие с прискорбием и решил поручить дело искоренения ереси святому Дионисию, о котором он наслышался, как о муже добродетельной жизни, особенно опытном в христианском учении и вполне способном к тому, чтобы мерами благоразумного убеждения примирить стригольников с Церковью. Желая лично видеть святителя Дионисия и еще более приготовить его для борьбы с ересью, Патриарх повелел ему прийти в Царьград, и он повиновался, отправившись туда не медля, как только открылась первая к тому возможность, «презрев многих труд, дальний путь и нестроения» (церковные), как говорит Вселенский Патриарх Нил в своей грамоте, данной святому Дионисию при возвышении его в сан архиепископа. Этой грамотой Патриарх свидетельствует также, что святой Дионисий не самовольно отправился в Царьград, как бы смущаемый честолюбивыми замыслами испросить себе сан митрополита, а предпринял путешествие именно потому, что «прежде бывший Патриарх видети восхоте его… прийти повеле ему». Это знал, конечно, преподобный Сергий, как друг святого Дионисия, и поручился пред Великим князем, что Дионисий не будет препятствовать Митяю получить святительский сан. Летописец же, очевидно, не знал о приказании Вселенского Патриарха Дионисию явиться в Царьград. Ему известна была только внешняя сторона дела: что св. Дионисий мыслился сначала как кандидат на митрополию, а затем, взятый в заточение и освобожденный из него по поручительству преподобного Сергия, «ни с неделю не помедли и побеже из Нижнего Новгорода Волгою на Сарай к Царьграду».

Соображая все это, летописец говорит о святом Дионисии, что он «преухитри» Великого князя и изменил своему обету «поручника свята (т. е. преподобного Сергия) выдав»; но говорить так летописец мог только потому, что он не знал сущности дела. Великий князь всегда преисполнен был к преподобному Сергию особенно глубокого уважения и искреннего доверия, да и он, как прозорливый старец, не мог быть обманут. Что же касается святителя Дионисия, то он, всегда уважаемый по своему уму и благочестию, по возвращении из Царьграда особенно взыскан был милостями Великого князя, чего, конечно, не могло бы быть, если бы Дионисий «преухитри Великого князя».

В Царьграде святой Дионисий пробыл около трех лет и в своих беседах с Патриархом обнаружил глубокое знание Священного Писания, дух и смысл которого он постигал не умом только, но и сердцем, просвещаемый благодатью Божией и руководимый опытом духовной жизни. Оттого он заслужил здесь общее уважение греческих святителей; так что Патриарх, желая почтить Дионисия за его достоинства, возвел его в сан архиепископа Суздальского, Нижегородского и Городецкого и дал ему особенную грамоту. В этой грамоте святой Дионисий восхваляется по уму, жизни, званию Священного Писания и церковных правил, по ревности к наставлению и управлению паствою. «Мы приняли его с любовью, - писал Патриарх в своей грамоте о святом Дионисии, - и нашли его достойным всякой похвалы, видели пощение его и слезы, молитву и милостыню, - все, чем воистину знаменуется духовный Божий человек. Присутствовал он и на святом соборе и беседовал духовно с епископами о Божественном Писании, показал в себе ревность к вере и глубокий разум в Божественных канонах. Потому и удостоен он почетного звания архиепископа с возведением кафедры его на степень архиепископии, второй после новгородской; предоставлено ему право установлять новые праздники и даны ему стихарь с источниками и фелонь с четырьмя крестами и ликами евангелистов», - что в древности было собственно принадлежностью митрополита, и только в знак особенной милости давалось некоторым архиереям. В грамоте своей Патриарх, высказав уверенность, что новый архиепископ будет принят на Руси с любовью и получит должное от всех повиновение, в тоже время осуждает на отлучение того, кто дерзнет восстать на него и управляемую им архиепископию, и благословляет благодатию Всесвятого Духа всех, кто будет споспешествовать, помогать и содействовать ему.

Архиепископ Суздальский Дионисий
и архимандрит Михаил перед князем
Дмитрием Иоанновичем. Миниатюра из

Задержание архиепископа Дионисия.
Миниатюра из «Лицевого летописного
свода XVI в.»

Св. прп. Сергий Радонежский
благословляет архиепископа Дионисия
на отплытие в Царьград. Миниатюра
из «Лицевого летописного свода XVI в.»

Вместе с наставлениями для искоренения ереси стригольников Патриарх дал святому Дионисию грамоты для новгородцев и псковичей «о проторех иже на поставлениях», в которых между прочим было объяснено различие между мздой за поставление, которая совершенно незаконна, и между издержками (исторами и проторами) при поставлении на ту или другую иерархическую степень, нимало не предосудительными. «Иное дело, - говорит в грамотах Патриарх, - взять за рукоположение, а иное издержать на необходимые расходы».

В заключение Патриарх говорит новгородцам и псковичам, что «он из многого высказал только немногое, а подробнее поручил наставить их суздальскому архиепископу Дионисию, мужу честному, благочестивому и ревностному блюстителю священных канонов. Он от лица нашего посетит и благословит вас, научит и наставит, устоит должное и соединит вас с Соборною и Апостольскою Церковью Бога; все, что услышите от уст его, примите, как наше собственное слово».

Приняв благословение и грамоты от Патриарха, святой Дионисий с честью и славой отпущен был из Царьграда, и в конце 1381 года возвратился в Россию. Желая скорее исполнить патриаршее поручение относительно обращения стригольников, он отправился прямо в Псков и Новгород. Здесь он, согласно патриаршим грамотам, с успехом объяснил различие между лихоимством, или мздой, и платой, определенной законом. Своими кроткими и мудрыми наставлениями он мятежи и соблазны среди стригольников прекратил и, примирив их с Церковью, обратил в православие.

Во время пребывания в Новгороде и Пскове просвещенный и ревностный святитель, обращая стригольников к Православной Церкви, вместе с тем вникал в поведение духовенства и монашества, в хранение ими церковных правил. Посещал церкви и монастыри и смотрел за благочинием, в них соблюдаемым, и тем вполне оправдал свидетельство Патриарха о нем, как хранителе священных канонов. Посетив однажды Снеготорскую многолюдную обитель, отстоящую от Пскова в пяти верстах, святой Дионисий заметил во многих иноках любостяжание и непослушание. Уполномоченный от Патриарха, святой Дионисий обличил пороки в иноках на основании Священного Писания, соборных постановлений, номоканона и писаний отеческих. Он указывал на пример первенствующих христиан, у которых не было ничего своего, но все было общее, указывал на правило первого Вселенского собора, что монахам не должно иметь никакой собственности, но все свое надлежит отдавать в пользу монастыря; указывал на правила Василия Великого, что всякий инок, имеющий какую-нибудь собственность в келии, отчуждает себя этим от Бога и от любви к Нему. Но чтобы преподанные инокам правила всегда были у них пред глазами, святой Дионисий в тоже время написал им Уставную грамоту о соблюдении правил иноческого общежития. Одна эта грамота оправдывает ум и знание, за которые святой Дионисий восхваляется летописцами. Наставления, начертанные в грамоте, конечно, ни что иное, как извлечение из руководительных правил порядка, установленного святым Дионисием в своем Печерском монастыре. Будучи сам строгим блюстителем монашеских правил, Дионисий требовал исполнения их и от иноков Снетогорской обители. Кроме того, что ни игумену, ни братии не должно иметь никакой своей собственности, святой Дионисий внушал, между прочим, что в келии инокам не должно ни пить, ни есть. Ни у келаря, ни у клюшника никто не должен просить хлеба и питья, а если бы кто попросил у них, они не должны давать без соизволения игуменского. Все должны пить и есть вместе в трапезе, а кроме трапезы запрещается ястие и питие, а тем более пьянство; одежда должна быть та, которую раздает всем игумен, а немецкого сукна не употреблять ни на какую одежду. И не только твердую одежду, состоящую из бараньей кожи, без пуха, но и обувь с онучами брать от игумена, так, чтобы лишней одежды ни у кого не было. В Церкви надлежит петь по правилам церковным и уставу святых отцов. Куда будет послан кто-либо из иноков, тот должен идти без ослушания. Без спросу же и без благословения игуменского никому никогда не выходить. Во всем должно оказывать послушание игумену. Того же, кто дерзнет противиться распоряжениям игумена и заводить распри, до раскаяния сажать в темницу. Непокорных должно наказывать до трех раз, а потом уже выгонять из монастыря, не давая ему ничего из его собственности, внесенной в общество иноков. Таковое установление святой Дионисий оправдывает словами Василия Великого, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Феодора Студита, Пахомия и других и советует инокам читать для дополнения его кратких правил творения этих подвижников. «У них, - поучает он, - найдете правила и о послушании, и о смирении, и о других добродетелях, нужных для совершенного иноческого жития».

Бегство святителя Дионисия в
Царьград.
Миниатюра из «Лицевого
летописного свода XVI в.»

Кроме управления церковного и порядка монастырского святой Дионисий, находясь в Пскове, распоряжался и гражданским управлением, чего требовали смутные обстоятельства того времени. Уполномоченный Патриархом архипастырь, желая смирить псковитян и подчинить их церковному суду, дал псковичам судную грамоту, дополнительную к грамоте Великого князя Александра Ярославича. Этой грамотой требовал он «почему ходить», как судить, кого и как казнить, и положил проклятие на тех, которые не захотят повиноваться таким постановлениям. Только спустя 13 лет эта судная грамота отменена была митрополитом Киприаном, как вызванная смутами того времени, в которое действовал святитель Дионисий.

После благополучного окончания патриаршего поручения святой Дионисий 6 января 1382 года возвратился в свою архиепископию, в город Суздаль. Здесь в праздник Богоявления Господня совершил он крестный ход для освящения воды. В Суздаль Дионисий принес с собой драгоценное сокровище, купленное им по дорогой цене в Царьграде, - так называемые «Страсти Господни», то есть частицы орудий мучения при страдании Господа нашего Иисуса Христа. Святыня эта впоследствии перенесена была в Переяславль-Залесский, а потом в Москву, где находилась в Благовещенском соборе, в серебряном крестообразном киоте. Кроме того, в бытность свою в Царьграде святой Дионисий сделал две копии с подлинной иконы Одигитрии Божией Матери и прислал их с иноком Малахием в княжества Нижегородское и Суздальское. Копии эти сделаны были едва ли не самим Дионисием, по крайней мере к такому заключению ведут слова летописи: «Того же лета (1380 г.) Дионисий епископ посла из Царя града с чернцем с Малахием с философом икону, переписав образ Божия Матере на Русь, и едину убо поставиша в церкви Святаго Спаса в Новгороде Нижнем, а другую поставиша в Суздале в Соборной Церкви». Святыня, присланная Дионисием на благословение Нижнему Новгороду, имела в длину 4,5 и в ширину 3,5 вершка, в серебряно-позлащенном окладе, не закрывающем самого изображения, и была поставлена за святым престолом в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, где святой Дионисий нередко совершал богослужение и в сане Печерского архимандрита и в сане Суздальского епископа.

Великий князь Дмитрий
Иоаннович укоряет преподобного
Сергия за бегство святителя
Дионисия в Царьград. Миниатюра из
«Лицевого летописного свода XVI в.»

Между тем, когда Дионисий прибыл к Вселенскому Патриарху в Царьград, туда отправился с большой свитой и богатыми дарами и Митяй для посвящения в сан митрополита. Но над гордым честолюбцем сбылось пророчество преподобного Сергия, что «напрасно надеется он быть митрополитом: ему и Царьграда не видать»; во время плавания он вдруг заболел и скоропостижно умер. Город Галат был местом его погребения.

При расположении к святителю Дионисию Патриарха Нила, который почтил его саном архиепископа, он мог бы испросить себе сан митрополита. Но он не искал земной чести, а только славы Божией. Нашелся другой искатель высокого сана; это был Переяславский архимандрит Пимен, один из спутников Митяя. И без согласия княжеского, обманом и подкупом он добился того, что был поставлен в сан митрополита. Когда Великий князь узнал об этом, то распорядился взять Пимена еще на пути в Москву и послать в заточение, а своему новому духовнику игумену Симоновского монастыря Феодору, родному племяннику преподобного Сергия, приказал ехать в Киев, чтобы звать в Москву митрополита Киприана. В мае 1381 года Киприан с честью был встречен в Москве. Но в августе 1382 года во время нашествия Тохтамыша он имел неосторожность удалиться из Москвы в Тверь, где в то время княжил давний враг Великого князя Московского Михаил Александрович. Московский князь оскорбился и после того не захотел принять к себе Киприана, который вынужден был снова удалиться в Киев. На место Киприана в Москву был вызван из заточения Пимен. Но и он был не по сердцу Великому князю, который вызвал к себе из города Суздаля святого Дионисия, давно уже известного по своим добродетелям и заслужившего особенное внимание Великого князя подвигами христианского учителя, особенно со времени убеждения стригольников. Святитель Дионисий явился в Москву и получил от Великого князя повеление ехать в Царьград для поставления в митрополиты. Днем его отъезда в 1383 году был назначен праздник святых апостолов Петра и Павла. Спутником Дионисия был тот же духовник Великого князя игумен Феодор, который ездил по повелению его в Киев за митрополитом Киприаном и питал к святому то же уважение, какое и дядя его, преподобный Сергий.

Приезд архиепископа Дионисия
в г. Суздаль. Миниатюра из
«Лицевого летописного свода XVI в.»

Кончина митрополита Московского
Дионисия. Миниатюра из
«Лицевого летописного свода XVI в.»

Отпуская Дионисия, Великий князь нисколько не сомневался в согласии Патриарха на его поставление. Святой Дионисий действительно в 1384 году был поставлен в сан митрополита всея России и уехал в Москву. Но не суждено было сему подвижнику исполнить долг высокого своего звания. На пути он прежде Москвы хотел сначала побывать в Киеве, как месте своего духовного рождения и как старейшем по митрополии; но здесь ожидал его роковой час. Когда он явился в Киев, то киевский князь Владимир Ольгердович, постоянный недруг Великого князя Дмитрия Ивановича, узнав о нем, велел задержать его и посадить под стражу и в заточение. Князь Киевский объявил,что если Московский князь по своей воле изгнал из Москвы Киприана, митрополита всея России, то он, князь Киевский, следуя ему, задерживает Дионисия. «По отношению к святой Церкви это означало, - говорит Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, - что произвол человеческий вводит с собой в Святую Церковь только страдания и неустройства. По отношению к святителю Дионисию это значило, что Господь еще раз и уже в последний подвергает его очистительным скорбям». «Господь кого любит, - учит Священное Писание, - того наказует: бьет всякого сына, о котором благоволит» (Евр. 14:6). «Благо мне, что я страдаю, дабы научиться уставам Твоим» (Пс. 68:71), - исповедует священный псалмопевец. Более года подвижник-архипастырь оставался в заточении, проводя время в молитве и в сердечном сокрушении, и 15 октября 1385 года скончался под стражей в Киеве, где и погребен был в Антониевой пещере. Таким образом, великому подвижнику суждено было обрести вечное упокоение в той же Лавре Печерской, в которой он положил начало своих спасительных подвигов.

Икона святителя Дионисия, архиепископа
Нижегородского и Суздальского.
Вознесенский собор Нижегородского
Печерского монастыря

Так подвизался и кончил свою жизнь основатель Нижегородского Печерского монастыря, святой Дионисий, строгий ревнитель веры и благочестия и твердый защитник их в борьбе с врагами. Он соединил с подвигами смиренного отшельника и высокое просвещение святителя. Много испытал он скорбей в течение труднической долгой жизни, но все обиды и несчастья переносил с христианским смирением и кротостью, а враждующих между собою поучал словами св. апостола Павла: «Аще друг друга угрызаете и съедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблении будете» (Гал. 5:10). Память о святом Дионисии для всех русских должна быть священна: он желал России добра и много доброго сделал для нее. Благочестие Дионисия и его учеников и сподвижников - преподобных Евфимия и Макария - действовало воспитывающим образом в вере, в христианском уповании и любви не на одних только обитателей Нижнего Новгорода, но благодетельно простирало свою силу в самое сердце Руси и привлекало в лоно Христовой Церкви и инородческие племена Поволжья. Как горячо святитель Божий любил русский народ - это видно, например, из того, что в 1377 году он горько оплакивал погибель войск нижегородского и московского и следовавшее за тем опустошение Нижнего Новгорода татарами. За духовные подвиги Господь прославил его: во свидетельство его оправдания пред горним судилищем, видящим тайные помышления сердца, нетлением просияли его святые мощи. Впоследствии частые неприятельские нашествия на Киев с 1638 до 1686 года истребили мощи Дионисия вместе с мощами других угодников Божиих.

Православная Церковь причислила святителя Дионисия к лику святых. К святителю Дионисию как бывшему руководителю в духовном житии нижегородцев и основателю Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, жители Нижнего Новгорода всегда испытывали особое благоговение. В Печерском монастыре в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы в 1887 году был устроен с левой стороны придел имени его. Над входными монастырскими вратами имеется храм в честь святителя Дионисия и учеников его, преподобных Евфимия Суздальского и Макария Унженского и Желтоводского, построенный в 1649 году в покровительственное ходатайство и заступничество этих святых пред Господом за обитель и Нижний Новгород.

Дионисий, в мире Давид, родился на юге России, в Киевских пределах, в начале XIV столетия. Кто были его родители и где они жили - неизвестно. Обучившись грамоте, он с ранних лет посвятил себя подвигам иноческой жизни в Киево-Печерской лавре. Из любви к уединению он с благословения настоятеля обители удалялся с некоторыми из братии на север России, взявши с собой на память о Киево-Печерской лавре копию с чудотворной Киево-Печерской иконы Божией Матери . На берегу Волги, ниже верст на пять от Нижнего Новгорода , на месте, напоминавшем Киево-Печерскую лавру, Дионисий выкопал себе пещеру и поселился в ней.


Икона святителя Дионисия, архиепископа Суздальского. Галерея икон .

Сначала он жил здесь один отшельником, а потом, когда собрались к нему искатели безмолвия (около 1335 года) основал монастырь с храмом в честь Вознесения Господня. Обширным знанием правил веры и строгой подвижнической жизнью Дионисий приобрел себе всеобщее уважение. Современники видели в нем мужа кроткого, рассудительного, знающего Святое Писание, учительного, славного постничеством и исполненного любви ко всем. Под опытным его руководством воспитались в иноческой жизни великие подвижники: прп. Евфимий Суздальский (1/14 апреля) и прп. Макарий Желтоводский, Унженский (25 июля/7 августа) и учительные старцы, каков был Павел Высокий (1/14 января). В 1352 году святой старец послал двенадцать человек из своей братии в «верхние грады и страны, идеже Бог кого благословит» для духовного просвещения народа и основания новых обителей.

С глубоким уважением к св. Дионисию относились нижегородские князья Константин Васильевич, много заботившийся о построении церквей, сыновья его Борис, Димитрий и Андрей Константиновичи и дорожили мудрыми его советами и наставлениями, почему, приезжая к своему отцу, они посещали Печерский монастырь и делали значительные пожертвования в пользу обители. Супруга Андрея Константиновича Анастасия Ивановна, по совету св. Дионисия, основала в Нижнем Новгороде женский монастырь в честь Зачатия Пресвятой Девы в 1355 г., а по смерти своего мужа она под именем Вассы (см. 16/29 апреля) была пострижена в иночество св. Дионисием в 1371 году. По примеру ее приняли монашество многие «болярины: жены, и вдовицы, и девицы».

Находясь в близких отношениях к великим князьям, Дионисий лично был известен и всероссийским митрополитам. Его знал митрополит Феогност (см. 14/27 марта); свт. Алексий, Московский митрополит, нередко, во время своих странствований в Орду, посещал Нижний Новгород и, бывая в Печерском монастыре, высоко оценил благочестивую жизнь преподобного Дионисия, которого сначала посвятил в игумена, затем в архимандрита, а в 1374 году вызвал его в Москву для посвящения в сан епископа Суздальского и Нижегородского. По кончине святого Алексия преподобный Сергий, узнавший Дионисия еще в Печерском монастыре в 1365 году, предлагал великому князю Димитрию избрать Дионисия в митрополиты. Но великий князь Димитрий настоятельно хотел видеть митрополитом любимца своего Михаила (Митяя) и созвал епископов для его посвящения в Москве; только один из них, блаженный Дионисий, смело говорил князю: «Кто это учит тебя, государь, переменять закон по своему усмотрению? Не следует быть тому, чего желают от тебя и от нас!» Он убеждал князя, что по зависимости Русской Церкви от Цареградской поставление первосвятителя без воли вселенского патриарха будет незаконно. Великий князь должен был согласиться с мнением Дионисия, и Митяй отправился в Константинополь, угрожая, что по возвращении лишит Дионисия сана и своими руками спорет скрижали с его мантии. Через несколько времени Дионисий отправился в Константинополь, но не по собственному произволу и не для того, чтобы испросить себе тем сан митрополита, а по вызову его вселенским патриархом Филофеем по церковным делам (по делу о стригольниках).

В Царьграде Дионисий пробыл более года. Он употребил это время для пользы не только своей паствы, но и всей Русской Церкви. Для паствы своей послал он из Константинополя два точные списка с иконы Божией Матери Одигитрии, потом приобрел часть Животворящего Древа и мощи некоторых святых. Важнее же всего было то, что он объяснил патриарху опасность, в какой находится Русская Церковь от ереси стригольников, усилившейся во Пскове и Новгороде. Патриарх, лично узнав высокие достоинства Дионисия, почтил его саном архиепископа, дел ему фелонь с крестами и стихарь с источниками. Если бы Дионисий желал высшей чести, при расположении к нему патриарха, он после несчастной смерти Митяя мог бы испросить себе сан митрополита. Но он не исках земной чести, а славы Божией желал. «Мы нашли его, - писал патриарх в грамоте, достойным всякой похвалы: видели пощение и слезы его, молитву и милостыню, все, чем обозначается духовный Божий человек; он присутствовал и на пятом Соборе, духовно беседовал с епископами о Священном Писании, причем показал ревность к вере и глубокое разумение священных правил.

Потому и удостоен он почетного сана с возведением кафедры его на степень архиепископии, второй после Новгородской; даны ему стихарь с источниками и фелонь с четырьмя крестами и ликами евангелистов». В патриаршей грамоте по поводу возведения Дионисия в архиепископа свидетельствуется, что он (Дионисий) не самовольно отправился в Царьград, как бы смущаемым честолюбивыми замыслами испросить себе митрополичий сан, а предпринял дальнее и трудное путешествие потому, что «прежде бывший патриарх видети восхоте его... и приити повеле ему». В той же грамоте между прочим сказано: «Должни суть вси благороднии велиции князи Русстии чтити его, яко святителя Божия, и души их пользовати могуща, из глубины греховныя извлещи, от всемирския злобы и сует, и прелести и смущения истерзати и изводите своим разумом, и духовным наставлением, и состроением, и знатием, и деянием, и поучением и утешением».

Снабженный патриаршими грамотами, блаженный Дионисий в конце 1381 г. возвратился в Россию. Он был в Новгороде и Пскове и успел сильно потрясти там тлетворную ересь стригольников. В это же время он установил общежитие в Псковском Снетогорском монастыре. К празднику Богоявления (1383 г.) прибыл он в Суздаль и затем был в Нижнем. В любимой Печерской обители своей оплакал он кончину великого старца Павла, подвижника учительного.

С грамотами и в сопровождении своего духовника, св. Феодора, Ростовского архиепископа, князь отправил св. Дионисия в Константинополь для поставления в сан митрополита. На пути из Константинополя Дионисий посетил Киев, но киевский князь Владимир Ольгердович, постоянный недруг великого князя Димитрия Иоанновича Донского , велел задержать и посадить под стражу святителя за то, что великий князь (Донской) изгнал из Москвы митрополита Киприана, долгое время проживавшего в Киеве. По отношению к Святой Церкви это означало, что произвол человеческий вводит с собой в св. Церковь только страдания и неустройства. По отношению к блаженному Дионисию это значило, что Господь еще раз, и уже в последний, подвергает его очистительным скорбям. Господь кого любит, - учит Св. Писание, - того наказывает: биет всякаго сына, о котором благоволит (Ев. 12, 6). «Благо мне, что я страдаю, дабы научиться уставам Твоим» (Пс. 118, 71), - исповедует священный певец. Блаженный Дионисий в пещерной келлии проводил время в молитве и сокрушении сердечном, «тако бысть в заточении и до смерти».

Св. Дионисий скончался 15 октября 1385 года и погребен в Аитониевой пещере Киевской лавры. Впоследствии частые неприятельские нашествия на Киев с 1638 по 1686 года истребили мощи свт. Дионисия с мощами других угодников Божиих. По древним памятникам, Дионисий называется чудотворцем.

В Синодике Нижегородско-Печерского монастыря сказано: «Преосвященный митрополит Дионисий, иже бысть архиепископ Суздальский, а прежде того был начальник Печерского монастыря, преставися 6893 (1385) года октября в 15-й день, а память его в 26-й день июня». В Нижегородском Печерском монастыре, в теплом Успенском соборе, на левой стороне в 1887 году устроен придел в честь свт. Дионисия. На храмовой иконе представлен вид древнего Ннжегородско-Печерского монастыря, который был разрушен обвалом горы в 1597 году. Святому Дионисию есть служба в рукописи. В общей службе Киево-Печерским преподобным молятся и святителю Дионисию.

Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский, в миру Давид, был пострижеником Киево-Печерской обители, откуда с местным благословением - иконой Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием - прибыл на Волгу. Недалеко от Нижнего Новгорода святой Дионисий выкопал пещеру и подвизался в полном безмолвии. К святому подвижнику постепенно стекалась братия, и он около 1335 года основал монастырь в честь Вознесения Господня . Учениками святого Дионисия были преподобные Евфимий Суздальский (память 1 апреля) и Макарий Желтоводский, Унженский (память 25 июля). В 1352 году святой старец послал двенадцать человек из своей братии в "верхние грады и страны, идеже Бог кого благословит" для духовного просвещения народа и основания новых обителей. Высокое благотворное влияние оказывала обитель святого Дионисия на жителей Нижнего Новгорода. В 1371 году святой постриг в монашество сорокалетнюю вдову князя Андрея Константиновича, по примеру которой приняли монашество многие "болярины: жены, и вдовицы, и девицы".

В 1374 году святой Дионисий был удостоен епископского сана. Годы его святительского служения падают на знаменательное время - Русь поднималась сбросить татарское иго. 31 марта 1375 года плененный жителями Нижнего Новгорода татарский военачальник, оказавшись на епископском дворе, выстрелил из лука в святителя Дионисия. Но Господь хранил Своего избранника - стрела задела лишь епископскую мантию. В 1377 году по благословению и, возможно, под редакцией святителя Дионисия иноком Лаврентием была составлена знаменитая Лаврентьевская летопись, вдохновлявшая Русь. на освободительную борьбу.

В 1379 году, оберегая честь первосвятительской кафедры, святитель Дионисий, один из всех епископов, собранных в Москве по повелению князя, выступил против избрания в митрополиты княжеского ставленника - печально известного архимандрита Митяя.

В том -же 1379 году святитель Дионисий уехал в Константинополь с протестом по поводу намерения избрать Митяя и по делу еретиков-стригольников. На греков святитель произвел сильное впечатление своей высокой духовной настроенностью и глубоким знанием Священного Писания. Патриарх Нил, называя святителя "воистину Божиим и духовным человеком", писал, что сам видел его "пост и милостыни, и бдение, и молитвы, и слезы, и вся благая ина". Из Константинополя святитель Дионисий прислал для соборов Суздаля и Нижнего Новгорода два списка с иконы Богоматери - Одигитрии. В 1382 году святитель получил от патриарха титул архиепископа. Вернувшись на Русь, святитель ездил в Псков и Новгород для борьбы с ересью стригольников. Вторично он посетил Константинополь в 1383 году для обсуждения с патриархом вопроса об управлении русской митрополией. В 1384 году святитель Дионисий был поставлен патриархом Нилом "митрополитом на Русь". Но по возвращении в Киев святитель был схвачен по приказанию киевского князя Владимира Ольгердовича и подвергнут заключению, в котором скончался 15 октября 1385 года. Погребен святитель в "киевской печере великого Антония". 26 июня память святителя Дионисия празднуется ради тезоименитства с преподобным Давидом Солунским, имя которого он носил в миру. В Синодике 1552 года Нижегородского Печерского монастыря святитель Дионисий назван "преподобным чудотворцем".


ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ДИОНИСИЯ,

АРХИЕПИСКОПА СУЗДАЛЬСКОГО

Дионисий, в мире Давид, родился на юге России, в Киевских пределах, в на-чале XIV столетия. Кто были его родители и где они жили — неизвестно. Обучившись грамоте, он с ранних лет посвятил себя подвигам иноческой жизни в Киево-Печерской лавре. Из любви к уединению он с благословения настоятеля обители удалялся с некоторыми из братии на север России, взявши с собой на память о Киево-Печерской лавре копию с чудотворной Киево-Пе--чер-ской иконы Божией Матери. На берегу Волги, ниже верст на пять от Ниж-него Новгорода, на месте, напоминавшем Киево-Печерскую лавру, Дионисий выкопал себе пещеру и поселился в ней. Сначала он жил здесь один отшель-ником, а потом, когда собра-лись к нему искатели безмолвия (около 1335 года) основал монастырь с храмом в честь Вознесения Господня. Обширным знанием правил веры и строгой подвижнической жизнью Дионисий приобрел себе все-общее уважение. Современ-ники видели в нем мужа кроткого, рассудительного, знающего Святое Писание, учительного, славного постничеством и исполненного любви ко всем. Под опыт-ным его руководством воспитались в иноческой жизни великие подвижники: прп. Евфимий Суздальский (1/14 апреля) и прп. Макарий Желтоводский, Унженский (25 июля/7 августа) и учительные старцы, каков был Павел Высокий (1/14 января). В 1352 году святой старец послал двенадцать человек из своей братии в «верхние грады и страны, идеже Бог кого благословит» для духовного просвещения народа и основания новых обителей.

С глубоким уважением к св. Дионисию относились нижегородские князья Кон--стантин Васильевич, много заботившийся о построении церквей, сыновья его Борис, Димитрий и Андрей Константиновичи и дорожили мудрыми его со-ветами и наставлениями, почему, приезжая к своему отцу, они посещали Печерский монастырь и делали значительные пожертвования в пользу обители. Супруга Андрея Константиновича Анастасия Ивановна, по совету св. Дионисия, основала в Нижнем Новгороде женский монастырь в честь Зачатия Пресвятой Девы в 1355 г., а по смерти своего мужа она под именем Вассы (см. 16/29 ап-ре-ля) была пострижена в иночество св. Дионисием в 1371 году. По примеру ее при-няли монашество многие «болярины: жены, и вдовицы, и девицы».

Находясь в близких отношениях к великим князьям, Дионисий лично был известен и всероссийским митрополитам. Его знал митрополит Феогност (см. 14/27 мар-та); свт. Алексий, Московский митрополит, нередко, во время сво-их странствований в Орду, посещал Нижний Новгород и, бывая в Печер-ском монастыре, высоко оценил благочестивую жизнь преподобного Дионисия, которого сначала посвя-тил в игумена, затем в архимандрита, а в 1374 году вызвал его в Москву для посвящения в сан епископа Суздальского и Нижегород-ского. По кончине святого Алексия преподобный Сергий, узнавший Дионисия еще в Печерском монастыре в 1365 году, предлагал великому князю Димитрию избрать Дионисия в митрополиты. Но великий князь Димитрий настоятельно хотел видеть митрополитом любимца своего Михаила (Митяя) и созвал епис-копов для его посвящения в Москве; только один из них, блаженный Дионисий, смело говорил князю: «Кто это учит тебя, государь, переменять закон по своему усмотрению? Не следует быть тому, чего желают от тебя и от нас!» Он убеждал князя, что по зависимости Русской Церкви от Цареградской поставление пер-восвятителя без воли вселен-ского патриарха будет незаконно. Великий князь должен был согласиться с мнением Дионисия, и Митяй отправился в Констан-тинополь, угрожая, что по возвращении лишит Дионисия сана и своими руками спорет скрижали с его мантии. Через несколько времени Дионисий отправился в Константинополь, но не по собственному произволу и не для того, чтобы испросить себе тем сан митрополита, а по вызову его вселенским патриархом Филофеем по церковным делам (по делу о стригольниках).

В Царьграде Дионисий пробыл более года. Он употребил это время для пользы не только своей паствы, но и всей Русской Церкви. Для паствы своей послал он из Константинополя два точные списка с иконы Божией Матери Одигитрии, потом приобрел часть Животворящего Древа и мощи некоторых святых. Важнее же всего было то, что он объяснил патриарху опасность, в какой находится Русская Церковь от ереси стригольников, усилившейся во Пскове и Новгороде. Патриарх, лично узнав высокие достоинства Дионисия, почтил его саном архи-епископа, дел ему фелонь с крестами и стихарь с источ-никами. Если бы Дионисий желал высшей чести, при расположении к нему пат-риарха, он после несчастной смерти Митяя мог бы испросить себе сан мит-рополита. Но он не исках земной чести, а славы Божией желал. «Мы нашли его, — писал патриарх в грамоте, достойным всякой похвалы: видели пощение и слезы его, молитву и милостыню, все, чем обозначается духовный Божий человек; он присутствовал и на пятом Соборе, духовно беседовал с епископами о Священном Писании, причем показал ревность к вере и глубокое разумение священных правил. Потому и удостоен он почетного сана с возведением кафедры его на степень архиепископии, второй после Новгородской; даны ему стихарь с источниками и фелонь с четырьмя крестами и ликами евангелистов». В пат-ри-ар-шей грамоте по поводу возведения Дионисия в архиепископа свидетель-ст-вуется, что он (Дионисий) не самовольно отправился в Царьград, как бы сму-щаемым честолюбивыми замыслами испросить себе митрополичий сан, а предпринял дальнее и трудное путешествие пото-му, что «прежде бывший патриарх видети восхоте его... и приити повеле ему». В той же грамоте между прочим сказано: «Должни суть вси благороднии велиции князи Русстии чтити его, яко святителя Божия, и души их пользовати могуща, из глубины грехов-ныя извлещи, от всемирския злобы и сует, и прелести и смущения истерзати и изводите своим разумом, и духовным наставлением, и состроением, и знатием, и деянием, и поучением и утешением».

Снабженный патриаршими грамотами, блаженный Дионисий в конце 1381 г. возвратился в Россию. Он был в Новгороде и Пскове и успел сильно по-трясти там тлетворную ересь стригольников. В это же время он установил общежитие в Псковском Снетогорском монастыре. К празднику Богоявления (1383 г.) прибыл он в Суздаль и затем был в Нижнем. В любимой Печерской обители своей оплакал он кончину великого старца Павла, подвижника учи-тельного.

В 1383 году великий князь Димитрий Иоаннович Донской, недовольный митрополитами Пименом и Киприаном, поставленными помимо его ведома, увидал те-перь достоинства блаженного Дионисия и вызвал его в Москву.

С грамотами и в сопровождении своего духовника, св. Феодора, Ростовского архиепископа, князь отправил св. Дионисия в Константинополь для постав-ления в сан митрополита. На пути из Константинополя Дионисий посетил Киев, но киевский князь Владимир Ольгердовнч, постоянный недруг великого князя Димитрия Иоанновича Донского, велел задержать и посадить под стражу святителя за то, что великий князь (Донской) изгнал из Москвы митрополита Киприана, долгое время проживавшего в Киеве. По отношению к Святой Церкви это означало, что произвол человеческий вводит с собой в св. Церковь только страдания и неустройства. По отношению к блаженному Дионисию это значило, что Господь еще раз, и уже в последний, подвергает его очистительным скорбям. Господь кого любит , — учит Св. Писание, — того наказывает: биет всякаго сына, о котором благоволит (Ев. 12, 6). «Благо мне, что я страдаю, дабы научить-ся уставам Твоим» (Пс. 118, 71), — исповедует священный певец. Блаженный Дионисий в пещерной келлии проводил время в молитве и сокрушении сер-дечном, «тако бысть в заточении и до смерти».

Св. Дионисий скончался 15 октября 1385 года и погребен в Аитониевой пе-ще-ре Киевской лавры. Впоследствии частые неприятельские нашествия на Киев с 1638 по 1686 года истребили мощи свт. Дионисия с мощами других угодников Божиих. По древним памятникам, Дионисий называется чудотворцем.

В Синодике Нижегородско-Печерского монастыря сказано: «Преосвященный митрополит Дионисий, иже бысть архиепископ Суздальский, а прежде того был начальник Печерского монастыря, преставися 6893 (1385) года октября в 15-й день, а память его в 26-й день июня». В Нижегородском Печерском монастыре, в теплом Успенском соборе, на левой стороне в 1887 году устроен придел в честь свт. Дио-нисия. На храмовой иконе представлен вид древнего Ннжегородско-Печерского монастыря, который был разрушен обвалом горы в 1597 году. Святому Диони-сию есть служба в рукописи. В общей службе Киево-Печерским преподобным молятся и святителю Дионисию.

Loading...Loading...