Философия душа циника группа в одноклассниках. Стоит ли подражать современным циникам? Современное понимание цинизма

Философия цинизма

Сикорский Олег Леонидович. Философия цинизма. Sikorsky Oleg Leonidovich. Philosophy of Cynism. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: философия, цинизм, кинизм, метафизика, этика, ценности, прагматизм, мир, человек, цивилизация, акциденция, реальность, фикция. KEY WORDS: philosophy, cynism, cynicism, metaphysics, ethics, values, pragmatism, world, human, civilization, accidentia, reality, fiction.

Нужно бежать в возлюбленнейшее отечество...

Каким же кораблем?

Августин

Кинизм и цинизм Происхождение термина "цинизм" связано с древнегреческой философской школой кинизма (др.-греч. c yon - собака), оформившейся к концу V - началу IV в. до н.э. Представители к инизма отвергали значимость денег, власти, почестей и прочих человеческих ценностей. Моральный идеал кини ков состоял в естественном образе жизни, аскетизме и индивидуальной добродетели. Практическая ориентированность кинизма , выражавшаяся в пропагандистском эпатаже и эксцентричных выходках, притягивала внимание к самому акту социального вызова. Оригинальное философское содержание не всегда попадало в поле зрения. К V в. н.э. кинизм уже ассоциировался с определенной линией поведения, пренебрежением общепринятыми взглядами и социальными нормами. В XIX в. негативистские аспекты кинической философии послужили основой для формирования понятия "цинизма" в значении скептического отношения к этическим и социальным ценностям. Однако, трезвый взгляд цинизма на современный мир интеллектуальных химер подтвердил свою эффективность. И, хотя, наше видение ближе к Платону в интерпретации Августина, чем к Диогену, мы выразили его под простым и устоявшимся заголовком - "Циник". Впрочем, социальные и культурные интенции, как и стиль изложения, вполне "киничны". Характерный лаконизм и афористичность "Циника", центробежное развертывание концепции в разобщенных текстах, провоцируют попытки упрощенной или искаженной трактовки отдельных идей. Что и побудило нас изложить аутентичные пояснения в виде наглядного обзора. Определение цинизма Исходной точкой ци низма является рационализированная схема экзистенции человека, исходя из которой, ему предлагается действовать в направлении прагматичных целей посредством наличного здравого смысла. Мир трактуется в качестве формализованной интеллектуально-этической проблемы с заданными параметрами, условиями и ресурсами. Имманентные человеку цель (благо) и средство (интеллект) определяют направление поиска оптимальной этической модели поведения в заданной ситуации. Начиная с логико-эмпирической идентификации разумной структуры мира, повествование "Циника" продвигается от опровержения искусственных феноменов массовой психики к анализу метафизических предпосылок нерелятивной этики. Итогом поиска является признание наивысшей прагматической достоверности трансцендентных моральных аксиом Священного Писания, которому придается значение некой "инструкции", герменевтического ключа. В этой точке цинизм выходит из замкнутого круга субъективного негативизм киников и продвигается к восприятию позитивных "подлинных ценностей". В практических целях. Итак, ц инизм - это философская парадигма, обосновывающая приоритет метафизических моральных ценностей перед релятивными смысловыми системами человеческой культуры. Онтология Цинизм не пытается интерпретировать природу мира, ограничиваясь констатацией очевидности его существования. В то же время, подчеркивается рациональная природа мира, которая подтверждается его невоспроизводимой организацией и логической упорядоченностью: "Разум человека всего лишь отражает упорядоченность внешнего мира" . Это является предпосылкой для вывода о наличии разумного назначения человека и аподиктической этики. Гносеология Гносеология цинизма агностична: "Человек не может понять смысл мира, потому что мир создан не человеком и не для него" . Но, констатируя непознаваемость мира в трансцендентальном смысле, цинизм настаивает на его адекватной познаваемости в мере, достаточной для прагматичного выполнения этических норм. При этом, ценностью обладает постижение вневременной ноуменальной реальности, которой противопоставляются ложные субъективные ценности человеческой культуры: "Люди не способны создавать реальные ценности и смыслы, поскольку не могут творить саму реальность, а лишь существуют в ней. Человек может только принять подлинные ценности или придумать свои" . Означенная дихотомия объективной метафизической реальности и субъективных рациональных конструкций четко соблюдается во всей системе цинизма . Опираясь на пролегомены трансцендентальной эстетики, цинизм утверждает, что индивидуальная картина мира детерминируется изначальным моральным выбором субъекта [`Цивилизация порока"]. Этика При помощи логической аргументации, сходной с известным "пари Паскаля", цинизм делает вывод о том, что в контексте разумной вероятности бесконечного воздаяния за зло, здравый смысл не предусматривает альтернативы соблюдению библейских норм. Мораль может иметь исключительно метафизическую природу и теряет всякий смысл вне контекста неотвратимости наказания, основанного на власти, не ограниченной временем и пространством. Ценность морали, произвольно формулируемой людьми, отрицается. Суть человеческой жизни проявляется в свободе, которая ограничена всего 10 Ветхозаветными Заповедями: "Исчерпывающий перечень запретов наряду с общедозволительным методом регулирования позволяют выявить еще одну ключевую ценность, читающуюся между строк Декалога. Одиннадцатая ценность - это СВОБОДА. Каждый вправе делать ВСЕ, что не предусмотрено 10 запретами " [`Аксиология свободы"]. Но, наилучшая модель поведения должна учитывать предназначение человека, запечатленное в его индивидуальной природе. Антропология Согласно цинизму , человечество не однородно по своему составу и подразделяется на три принципиально различных онтологических вида. "Подлинный человек", обладает наивысшей степенью идеальности, сочетающей пять элементов человечности: форму, интеллект, этику, эстетику и дух. Отсутствие всех или некоторых элементов человечности свидетельствует о принадлежности индивида к двум другим видам. В исторической перспективе соотношение между видами меняется за счет естественного уменьшения количества "подлинных людей", что влечет деградацию и доминирование в социуме систем фиктивных ценностей и дегуманизированных форм поведения [`Теория деградации"]. Разработанная цинизмом "теория акциденции" описывает механизм манифестации духовного содержания современных индивидов в артефактах материальной и духовной культуры [`Цивилизация порока"]. Искусственные ценностные и смысловые системы, созданные в рамках человеческой культуры рассматриваются цинизмом как ложные, которые противопоставляются "подлинным ценностям". С этих позиций цинизм выражает крайнее неприятие современных социальных установок и институтов: науки, образования, государства, права [`Химера государства"]. Цинизм и конец философии Как известно, все основные философские позиции были намечены к IV в. до н.э. С момента распространения Священного Писания поиски истины утратили насущную актуальность. Поскольку дальнейшее познание могло осуществляться в рамках экзегезы, в средние века активность философского поиска угасала. Но в новое время человечество отвергло обретенный смысл, и столкнулось с потребностью измышления альтернативного. Этим и занялась философия, которая вместо истины и добродетели сотворила лабиринты фальсифицируемости и плюрализма. А что же цинизм ? Цинизм говорит. Не надо умножать сущности. Здесь добро и зло, в конце смерть. "Вот тебе Родос, тут ты и прыгай!"

Как нам относиться к цинизму?

Цинизм, как быть и стоит ли нам подражать современным циникам? Библейский взгляд на цинизм и почему с ним нужно бороться?

Не повлиял ли на вас цинизм?

«Циник - это тот, кто не видит в человеке хорошее, но всегда замечает плохое. Он похож на сову, которая превосходно видит в темноте и слепа на свету, которая охотится на мелких грызунов и не видит благородной дичи».

Это высказывание приписывают американскому проповеднику Генри Уорду Бичеру, жившему в XIX веке.

Многие согласятся, что его слова точно описывают дух современного циничного человека. Однако изначально слово «циник» , появившееся в Древней Греции, означало не только того, кто проявляет такую настроенность ума. Многие столетия оно указывало на принадлежность к определенной философской школе.

Как развивалась философия циников? Чему они учили? Хорошо ли христианину перенимать их черты?

Древние циники. Их появление и взгляды

Древняя Греция была местом дискуссий и споров. Ещё за несколько столетий до нашей эры, такие люди, как Сократ, Платон и Аристотель, , принесшие им славу. Их учения заметно повлияли на мышление людей, а их идеи до сих пор присущи культуре Запада.

Сократ (470-399 годы до н. э.) считал, что погоня за материальным благополучием и чувственные удовольствия не принесут подлинного счастья. Он
утверждал, что истинное счастье - в стремлении к добродетели.

В добродетели Сократ видел наивысшее благо. Чтобы достичь этой цели, он отказался от роскоши и пустых стремлений, потому что всё это, думал Сократ, было бы отвлечением. Он встал на путь воздержания и самоотречения, жил .

Он развил учение, известное как сократический метод. Большинство мыслителей выдвигали идею и приводили доводы в её подтверждение, Сократ же поступал иначе. Он выслушивал теории других философов и искал в их идеях слабые места. Такой подход поощрял критическое и презрительное отношение к другим.

Среди последователей Сократа был философ по имени Антисфен (445-365 годы до н. э.). Он и ряд других мыслителей пошли дальше Сократа, говоря, что благо заключается в добродетели и только в ней.

Чуждаясь всех и каждого, они относились к окружающим с большим презрением. Они стали известны как циники. Это название, возможно, происходит от греческого слова (кинико́с), которое описывало их не общительность и высокомерие. Оно означает «подобный собаке» .

Как их убеждения влияли на их жизнь?

Хотя какие-то стороны цинизма - например неприязнь к накопительству и потворству своим желаниям - сами по себе и похвальны, циники доходили в
своих взглядах до крайности. Об этом можно судить по жизни самого известного циника - философа Диогена.

Диоген родился в 412 году до н. э. в городе Синопе на Чёрном море. Вместе с отцом он переехал в Афины, где и познакомился с учениями циников.

Диоген стал учеником Антисфена и проникся цинической философией. Сократ жил просто, Антисфен - ещё проще. Диоген же вёл жизнь аскета. Чтобы
подчеркнуть пренебрежение к материальным благам, Диоген, по преданию, ненадолго поселился в бочке!

Утверждается, что Диоген, искавший наивысшего блага, среди бела дня ходил со светильником по Афинам, ища добродетельного человека. Тем самым он
привлекал к себе внимание и, как и другие циники, учил людей.

По преданию, Александр Македонский однажды спросил Диогена, чего бы тот желал больше всего. В ответ Диоген лишь попросил его отойти в сторону, чтобы не заслонять солнечный свет!

Диоген и другие циники нищенствовали. У них не было времени на поддержание нормальных человеческих отношений с окружающими, и они не признавали гражданских обязанностей. Должно быть, под влиянием сократического метода они стали относиться к другим с подчёркнутым неуважением.

Диоген прославился своей язвительностью. Циники заслужили репутацию «подобных собакам» , Диогена же самого прозвали псом. Он умер около 320
года до н. э. в возрасте примерно 90 лет. Над его могилой поставили мраморный памятник в виде пса.

Некоторые аспекты философии циников были переняты другими школами мыслителей. Однако позднее школа циников потеряла уважение из-за
эксцентричности Диогена и более поздних последователей этого учения. Со временем школа прекратила своё существование.

Стоит ли подражать современным циникам?

По словарю, цинизм - это «пренебрежительное отношение к нормам нравственности, благопристойности, к чему-л[ибо] пользующемуся всеобщим
признанием, уважением» .

Кроме того, циникам свойственно ругать всё и вся, придираться к другим, сомневаться в чьей-либо искренности и выражать своё сомнение насмешливыми и язвительными замечаниями. Всё это хотя и принято в окружающем нас мире, но . Обратите внимание на приведённые ниже библейские учения и принципы.

«Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается [«не всегда осуждает», СоП], и не вовек негодует» (Псалом 102:8, 9).

Христианам повелевается «подражать Богу» (Ефесянам 5:1). Если Всемогущий Бог, вместо того чтобы ругать всё и вся и придираться к другим, поступает
милостиво и даже много милостиво, то и христианам нужно стараться поступать так же.

Иисус Христос, в точности отражавший личность Иеговы Бога, «оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петра 2:21; Евреям 1:3, СоП).

Иногда Иисус обличал религиозную ложь и свидетельствовал о злых делах мира (Иоанна 7:7). Но в то же время он одобрительно отзывался об искренних людях.
Например, о Нафанаиле он сказал: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» (Иоанна 1:47).

Когда Иисус совершал чудеса, в каких-то случаях он обращал внимание на веру исцеляемых (Матфея 9:22). А когда дар одной женщины сочли чрезмерно
дорогостоящим, Иисус не отнёсся к её побуждениям цинично.

Он сказал: «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её» (Матфея 26:6-13). Своим последователям Иисус был надёжным и близким другом, он «до конца возлюбил их» (Иоанна 13:1).

Иисус, совершенный человек, легко мог найти повод придраться к несовершенным людям. Тем не менее вместо недоверия и придирчивости, он старался укреплять и придавать сил (Матфея 11:29, 30).

Бог любит своих служителей и доверяет им. Он лучше них знает пределы их возможностей. Однако Иегова Бог никогда не относится к своим служителям с
подозрительностью и не требует от них больше, чем они в состоянии сделать (Псалом 102:13, 14).

Более того, Бог ищет в людях хорошее, и, доверяя им, поручает обязанности и даёт власть своим преданным, хотя и несовершенным служителям (3 Царств 14:13; Псалом 81:6).

«Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его» (Иеремия 17:10). Иегова Бог в точности
знает, что в сердце человека. Мы нет. Поэтому нам нужно быть осторожными, чтобы не приписывать другим определённых мотивов.

Если мы позволим цинизму укорениться в нас и впоследствии подчинить себе наше мышление, то не исключено, что между нами и людьми возникнут
разногласия. Может нарушиться мир в общении с людьми.

Давайте поэтому следовать примеру Иисуса, который смотрел на учеников реалистично, но в то же время относился к ним положительно. Он стал для них (Иоанна 15:11-15).

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Луки 6:31). На практике этот совет Иисуса Христа можно применять по-разному.

Например, каждому нравится, когда с ним говорят по-доброму и с уважением. Поэтому и с другими нам нужно разговаривать любезно и уважительно. Даже обличая лжеучения религиозных руководителей, Иисус не говорил цинично (Матфея 23:13-36).

Как бороться с цинизмом?

Не раз испытав разочарование, можно легко поддаться влиянию цинизма. Бороться с этой склонностью нам поможет знание того, что Иегова Бог относится к своим несовершенным служителям с доверием.

Это поможет нам принимать людей такими, какие они есть, то есть помнить, что они несовершенные люди, которые стараются .

После случая, оставившего рану в душе, человек может потерять доверие к другим. Конечно, возлагать все надежды на несовершенных людей было бы
неблагоразумно (Псалом 145:3, 4).

Давайте поэтому проявлять любовь и сосредоточиваться на положительных качествах. Это поможет нам не быть циниками.

Смотрите полезное видео

Цинизм – это поведение, проявляющееся в откровенно негативном, презрительном, нигилистическом и пренебрежительном отношении к общественно принятым устоям, культурным ценностям, общепринятым нормам морали и нравственности, представлениям о приличиях, официальным догмам царящей идеологии. Циничное поведение выражается в демонстративном игнорировании отдельных моральных ценностей. Холодный цинизм – это также мировоззрение, заключающееся в восприятии этических норм в качестве ненужных для решения практических задач или избыточных. Циник отрицает такие поведенческие мотивы, как стыд, сочувствие, жалость, сострадание, поскольку они не соответствуют его личным интересам.

Цинизм значение слова

Слово цинизм изначально произошло от древнегреческого учения «киников», которые стремились к освобождению от условностей, естественности. Кроме того, они считали добродетелью презрение к ограничениям и условностям, предельное упрощение существования и быта. Наряду с этим киники стремились крайне ограничить собственные потребности, поскольку склонны следовать собственной природе. Освобождение от условностей и ограничений у киников заключалось в отчужденности от социума (семьи, государства), избавление от религиозных догмат и культурных норм, вплоть до отношения к невоспитанности, необразованности и безграмотности как благам. Вместе с тем киники почитали как благо верность и благодарность. Этические нормы киников требовали «отваживания от зла», другими словами разрыва с устоявшимися морально-нравственными нормами. Приверженцами философии киников были Кратет, Диоген Синопский. Они проповедовали пренебрежение к общепринятым морально-этическим догмам и ценностям. Сторонники описываемого ученья считали устоявшиеся морально-культурные нормы и ценности не целесообразными.

Цинизм значение его в наше время подразумевает поведение, выражающееся в презрительном, пренебрежительном, нередко наглом и бесстыдном отношении к чему-либо (например, нормам общепринятой морали).

Слово цинизм также означает нигилистическое отношение к культуре, религиозным догматам и этическим нормам.

Циничное поведение выражается открытой демонстрацией индивидом пренебрежительного отношения к устоявшимися правилам морали с целью достижения намеченных перед собой задач. Личность, исповедующую подобное поведение именуют циничной или называют «циником».

Для циничной личности главным является достижение ее персональных целей. Такая личность не остановиться практически не перед чем для получения желаемого.

Цинизм в жизни считается деструктивной формой поведенческой модели, одновременно с этим – это личностная позиция, базирующаяся на умышленном демонстративном презрении нравственных постулатов и норм поведения, устоявшихся в социуме.

Считается, что цинизм представляет собой либо порождение отчаяния, либо следствие безнаказанности. Проявляя себя через разочарованность, и неудовлетворенность, цинизм зачастую является механизмом защиты, охраняющим ранимую и чувствительную личность от грубости внешнего мира и несовершенства социума. В очередной раз ощущая душевную боль и переживая личный кризис вследствие утраченных иллюзорных идеалов, не имеющий под ногами иного фундамента, принимает решение полностью отречься от чувств, приносящих боль.

Вызывающие поступки циничных субъектов направлены, в большинстве своем, не против нравственных догм как таковых, а против шаблонности и конформизма. и бесчинство циников является своеобразным протестом против навязываемых им стандартов, стремлением выразить собственную индивидуальность. В ряде случаев за хулиганскими деяниями стоит эгоизм, чрезмерная гордыня и вседозволенность, которые являются огрехами воспитания.

В некоторых случаях можно дать положительное определение цинизма. Например, когда произошло крайне неприятное событие для личности, на которое она повлиять не в состоянии, также при отсутствии возможности контролировать это событие. Чтобы избежать расстройств, а также для сбережения внутренней целостности в этом случае описанный способ поведенческого реагирования может быть применен вполне оправданно, если подобное поведение не затронет интересов других индивидов.

В любом случае, цинизм в жизни считается пассивным способом решения проблемных ситуаций, который брать за привычку не рекомендуется по причине его не эффективности. Чтобы искоренить холодный цинизм в личности, необходимо культивировать в этой личности человечность, гуманность, сострадание к окружению.

Цинизм побеждается признанием духовных приоритетов более значимыми, нежели себялюбивые цели индивида.

Примеры цинизма

Определение цинизма можно дать следующее – это пренебрежительное отношение к общепринятой культуре на определенной территории или конкретной общности, к духовным и нравственным ценностям социума либо отдельного индивида. Проще говоря, цинизм в жизни является демонстративным проявлением неуважительного отношения одного субъекта к другому либо социальному окружению. То есть, цинизм можно назвать нравственным вандализмом.

Можно привести следующие примеры цинизма в литературе. Всем известно высказывание, что деньги не пахнут, которое предполагает допущение – цель оправдывает используемые средства для ее достижения.

Первоначальное, выражение по поводу отсутствия запаха у денежных средств было использовано императором Веспасианом в отношении недовольства своего сына налогообложением общественных отхожих мест. Высказывание «деньги не пахнут» подразумевает под собой несущественность путей, при помощи которых добываются денежные средства. Главное результат, а способы их добывания быть любые. Другими словами, когда индивид произносит фразу, что деньги не пахнут, он признает и осознанно оправдывает аморальность и даже незаконность используемых методов для достижения конечного результата или цели. Это и есть проявления цинизма.

Для циничного индивида не существует порядочных личностей априори. Циник отрицает наличие порядочных субъектов не вследствие того, что их не существует, а потому, что она сам является циником.

Классическим примером цинизма можно считать надпись на входных воротах, концентрационного лагеря, созданного фашистами, «Освенцим» – «Каждому – свое», поскольку данный лагерь предназначался для уничтожения людей определенной национальной принадлежности.

Наиболее яркие примеры цинизма в литературе – это, в первый черед, всем известный из детства персонаж Карлсон, все поведение которого было пропитано эгоизмом и цинизмом в отношение искренне привязавшегося к нему Малыша. Следующим не менее известным литературным героем является Остап Бендер, все действия которого просто пропитаны желанием получения личной выгоды. Трагедия его жизни заключалась именно в непомерном цинизме. Ведь по описанию Остап довольно симпатичная личность. Он предусмотрителен и прозорлив, энергичен, сообразителен, обладает интуицией. Если бы Остапу хватило жизненной мудрости направить свои достоинства в нужное русло, он смог бы сделать отличную карьеру. Однако вследствие непомерно циничного отношения к окружающим он предпочел скитаться, перебиваясь мелкими аферами и редкими заработками, в ожидании большого куша от судьбы. Его жизненное кредо заключается в одной фразе: «Побольше цинизма, ведь людям это нравится».

Еще одним известным литературным героем-циником был Евгений Базаров, отягощенный больным самолюбием и пристрастием к нигилизму, который порой доходил до откровенной глупости. Его цинизм имел две стороны, по мнению автора: цинизм чувств и мыслей и цинизм высказываний и манер. Независимость и развязность этого герой порой даже претит. Его цинизм – это откровенное пренебрежение людьми, высокомерие, за которым таится одиночество и чувство ненужности.

Проблема цинизма

Зачастую цинизм человека – это его концепция, теория жизни, которая защищает его от боли, страданий, риска. Зачастую циниками становятся интеллектуально развитые люди, использующие пренебрежительно-отрицающее поведение в качестве некоего философского ученья, посредством которого можно уцелеть, избавиться от душевных терзаний. Это ученье может быть любым, даже откровенно глупым, например, классифицировать весь женский пол по уничижительным категориям. Ключевое значение такой выдуманной теории заключается в ее способности все объяснить. Другими словами, концепция цинизма для циника – это фундамент, на котором базируется его защита.

Существуют социологические исследования, показывающие, что современное молодежное поколение испытывает огромный дефицит опор, базисов, рамок. Вследствие чего молодые люди пускаются на мучительные поиски таких рамок.

Итак, цинизм значение, которого для большинства людей высоко, именно вследствие его иллюзорной возможности защитить, появляется у субъектов на фоне терзаний души, которые они желали бы избежать. Эти терзания тесно связаны с утратой смыслового базиса, когда индивиды начинают ощущать бессмысленность или абсурдность всего происходящего. Люди превращаются в циников во избежание наихудшего варианта развития событий, которое может произойти. Они желают избежать так называемого экзистенциальной , вакуума, кризиса. То есть циники всеми силами стремятся избежать разочарования, . При помощи циничной модели поведения человек пытается защитить себя от жизненных разочарований и страданий.

Однако не следует расценивать цинизм по аналогии с другими известными механизмами психологической защиты. Определение цинизма отнюдь не положительно. Многие исследователи сравнивают данную поведенческую модель с , ведь индивид прикладывает массу усилий ради преодоления угрозы. Однако в действительности ему ничего не угрожает.

Парадокс циничного поведения заключается в обесценивании ряда ценностей, важных для остальных людей, таких как любовь, честность, верность искренность. Обесценивая ценности циник, как бы испытывает их прочность.

Циничная личность в действительности необязательно будет жестокой, но все моральные качества, культурные нормы, которые она лишает ценности, являются для нее болезненным местом. Индивид превращается в циника ситуационно, нездорово реагируя на «повреждение» именно в той области, против которой он демонстрирует яркое негативное отношение. Например, мужчина может отрицательно высказываться о слабой половине человечества, рассказывать несправедливые вещи о барышнях, но на самом деле он затаил злобу на одну единственную представительницу женской части населения, которая ранее его обидела. Таким поведением он сам непроизвольно себя выдает, демонстрируя, что именно в сфере взаимоотношений полов у него что-то пошло не так.

Проблема цинизма заключается в следующем. В первый черед, он превращает человеческого субъекта в черствое и бесчувственное существо. Он становится причиной одиночества человека и его изоляции.

Цинизм обнажает человеческой слабости, а не скрывает их. Он культивирует замкнутость, необщительность, ограниченность чувств, односторонность взаимодействия с социумом и внешним миром. Циничная личность духовно опускается и морально деградирует.

Исследования американских ученых доказали, что цинизм и бездушие вредны для здоровья, поскольку наиболее подвержены цинизму индивиды, страдающие затяжными и хроническим перенапряжением. Кроме того, лабораторные анализы крови испытуемых циников подтвердили их предрасположенность к недугам сердечнососудистой системы.

Для преодоления цинизма социологи рекомендуют, в первый черед, отыскать опору. Ведь циник – это разочаровавшийся в мире субъект, перешагнувший на «сторону зла» из-за отсутствия ценностей, на которые он смог бы опереться. Поэтому циникам рекомендуется научиться отвечать добром на все плохое, надеждой на отчаяние, верой на сомнения, сохранять человечность и способность к сопереживанию.

В поисках смысла [сборник] Десницкий Андрей Сергеевич

25. Киники и циники

25. Киники и циники

В древней Греции были такие философы, которых называли «киниками», буквально «собачьими». Так дразнили их противники, желая унизить - а те и не возражали. Чем плоха собака, если посудить здраво? Живет сама по себе, легко переносит трудности, не заботится о том, как она выглядит и что о ней подумают окружающие. Вот и они вели себя точно так же. Это из их числа был тот самый Диоген, которому для жилья вполне хватало большой глиняной бочки, и у которого, по преданию, нашлась только одна просьба к великому царю и завоевателю Александру Македонскому: отойти в сторону, чтобы не заслонять солнечный свет. Основателями школы были непосредственные ученики великого Сократа, и учение это пользовалось в свое время большой популярностью. Именно от киников ведут свое начало другие великие философы древности, стоики.

Но если в современном языке «стоическое поведение» - это едва ли не высшая похвала добродетельному и мужественному человеку, то вот киникам с именем не повезло. Название их школы, в котором только заменилась первая буква (это произошло из-за особенностей средневекового произношения латинских слов), стало обозначать одно из самых отвратительных явлений нашего мира - цинизм. Советский уголовный кодекс ужесточал наказание за преступление, совершенное «с особым цинизмом», даже не раскрывая этого понятия - дескать, и так всё ясно. Особый цинизм - это, по сути, откровенное пренебрежение нормами закона и нравственности. Не просто украл или нахулиганил, а сделал это на виду у всех, сознательно попирая любые нормы морали.

С тех пор это выражение пошло в народ и его употребляют уже как угодно - «особым цинизмом» могут отличаться действия не только преступников, но и чиновников, политиков, правоохранителей. Выборы и то у нас обычно проводятся с особым цинизмом, а уж о всяких приватизациях и «спорах хозяйствующих субъектов» и говорить нечего. Так и привыкают люди жить с ним, сами наращивают цинизм в качестве брони: ну да, мы так живем, и все так живут, а иначе не получается. С волками жить - по волчьи выть.

Но как же это благородные собаки превратились в бессовестных волков? На могиле Диогена была начертана надпись:

Пусть состарится медь под властью времени - всё же

Переживёт века слава твоя, Диоген:

Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,

Ты указал нам путь, легче которого нет.

Да ведь это звучит - с поправкой на гекзаметр - почти как тропарь преподобному! Диоген жил до Христа, но христианская аскетика, на самом деле, немало заимствовала у киников и стоиков.

О современном цинизме сказано было много, но лучше всех сказал, на мой взгляд, Оскар Уайлд. Циник - это человек, который всему знает цену, но не знает никаких ценностей (a man who knows the price of everything and the value of nothing). Этим-то он и отличается от киника. Пусть Диоген и другие философы-киники нечасто говорили о высших ценностях, но сама жизнь этих людей свидетельствовала об их приверженности добродетели и мудрости. Диоген отказался от всех земных благ именно ради них. Циник, напротив, идет самым коротким путем к тому, чтобы исполнить свои желания, не считаясь ни с чем, осознанно распихивая всех, кто вокруг. Потому он и опаснее человека, совершившего преступление под влиянием случайного порыва или особенных обстоятельств.

Но как становятся циниками? Путей, конечно, много, но я назову тот, который мне кажется самым характерным. Владимир Высоцкий пел несколько десятилетий назад: «я не люблю холодного цинизма, в восторженность не верю…» Это очень меткие слова. В России принято шарахаться из крайности в крайность: то мы строим коммунизм впереди планеты всей, то самый отъявленный капитализм, то у нас диктатура, то анархия… Восторженность и цинизм - тоже два полюса, две крайности. Человек восторженный всему верит и горит этой своей верой, он не в состоянии трезво оценить реальность, подменяет ее прекрасными идеями. Так у нас верили в коммунизм, в рынок, демократию… сегодня многие верят в особый духовный путь России, или в превосходство западного образа жизни, в кристальную чистоту русского православия или в неизбежность всемирного экуменизма - да какая разница. Главное, чтобы эта доверчивость была всеохватной, не знающей исключений.

А потом наступает разочарование. Мир оказывается куда более сложным и неоднозначным, и примитивные схемы ничего больше не объясняют и никак не помогают. Можно, конечно, начать кропотливую работу над собственной картиной мира: менять примитивные представления на более точные и адекватные, учиться жить в этом сложном мире… Но можно поступить намного проще: объявить этот мир большим складом ресурсов, с которого можно получать всё, что хочется, «и не париться», как говорит молодежь. Вот суть поворота от восторженности к цинизму, остальное - детали.

Так происходит в нашей общественной жизни - у людей было слишком много поводов для разочарований. Нечто подобное случается и в жизни церковной: сначала человеку рассказывают много всего светлого и хорошего, он ждет встречи с ангелами и духоносными старцами, а потом… «нет, и в церкви всё не так, всё не так, как надо» - пел тот же Высоцкий. Можно пойти путем реализма: честно признавать существующие проблемы и делать что-то для их решения, а заодно и корректировать своё «как надо». Но это слишком сложно. И тогда человек может пойти по пути, который покажется ему легким, и тут, как обычно, диавол предлагает выбор. Можно сохранять свою восторженность, в корне отрицая любые проблемы - а можно стать циником. Жить внешне церковной жизнью, поскольку это приносит определенное положение в обществе, успокоенность, да и доход, если ты работаешь на эту организацию. А вот ценностей никаких не нужно - главное, знать цену каждого события, поступка и предмета.

Что же можно противопоставить цинизму? Если принять определение Уайлда, ответ, в общем-то, очевиден. Прививка от цинизма - это высшие ценности. Воспитывая ребенка, родители обычно стараются не просто объяснить ему, как добиться в жизни одного и избежать другого (как раз это циник прекрасно умеет), но и «что такое хорошо и что такое плохо». И когда тот же ребенок или даже взрослый человек приходит в церковь, ему тоже очень важно объяснить какие-то самые главные вещи, причем объяснить их в первую очередь. Не вываливать на него сразу гору информации: как следует одеваться, как обращаться к батюшке, что готовить в какой пост, через какое плечо и в какой момент службы передавать свечки, и так далее, и тому подобное. Нелепым выглядит и требование ко всем прихожанам немедленно заняться изучением церковнославянского языка, если они его еще не освоили.

Не то, чтобы все эти вещи были не нужны… они имеют свою цену, и немалую, и благо тому, кто их приобретет. Но горе тому, кто при этом не найдет в христианской жизни высших ценностей. Кто, условно говоря, придет в храм к постному уставу или плюсквамперфекту, а не ко Христу, кто будет искать внешнего эффекта, а не внутреннего преображения. Какое-то время, возможно даже, всю жизнь, человек может пребывать в состоянии искусственно подогреваемой восторженности, но дальше его с высокой долей вероятности ждет тот самый «особый цинизм». Только уже в церковных стенах, а это вдвойне отвратительно.

В Евангелии нет слова «циник», но те, кого мы бы назвали сегодня циниками, там есть. Это те самые книжники и фарисеи, с которыми так горячо спорил Христос - вспомним, как Он без единого упрека отпускал грехи мытарям и прелюбодейкам, и как жестко говорил с людьми, казалось бы, вполне приличными и очень даже набожными на свой лад. Они сначала интересовались этим новым Проповедником… но стоило им понять, что Его проповедь угрожает их положению в обществе - и они были готовы переступить через что угодно, лишь бы Его остановить. Фарисейство - новозаветная разновидность цинизма.

Конечно, не все фарисеи были таковы, вспомним хотя бы Иосифа Аримафейского или Савла - будущего апостола Павла. Их привело ко Христу живое нравственное чувство, те самые не задушенные ценности. Человек может заблуждаться, и заблуждаться очень серьезно, как тот же Савл, который яростно гнал христиан. Но если он ошибается искренне, если ему не безразлична Истина, то и он не безразличен Ей. И значит, всё еще возможно исправить. Для стопроцентного циника эта возможность закрыта: он уже всё понял, всё заранее взвесил и расчислил. И сам был взвешен и найден слишком легким, как Валтасар на своем пиру. Цинизм, по сути, это ад, который начинается уже здесь и сейчас - только человек еще этого не понял, он принимает его пламя за теплый огонек в камине, около которого так уютно греть озябшие руки…


На вопрос, что дала ему философия, Антисфен ответил: «Умение беседовать с самим собой». На вопрос, какая наука самая необходимая, он сказал: «Наука забывать ненужное». Узнав однажды, что Платон дурно отзывается о нём, он заметил: «Это удел царей — делать хорошее и слышать дурное».

Циники (киники) не стремились к построению законченной философской теории. Являясь продолжателями и преемниками линии Сократа, главный упор они делали на практической стороне дела, отличаясь в этом от наиболее известного сократовского ученика — Платона. В той мере, в какой киники занимались теорией познания, они критиковали общие понятия (в частности, «идеи» Платона) как вредную выдумку, усложняющую непосредственное отношение к предмету.

В памяти последующих поколений от них остались не трактаты, которые они писали, а преимущественно истории и анекдоты. Наверное, все слышали про Диогена и бочку, в которой он жил. Знаменит также его ответ царю Александру Македонскому, пришедшему навестить философа, а в конце беседы спросившего, нет ли у того каких-либо просьб к нему или пожеланий. Диоген сказал: «Есть у меня одна просьба. Будь так добр, отойди в сторону и не заслоняй мне солнца».


Среди бела дня Диоген бродил с фонарём в руке и на недоумённые вопросы окружающих отвечал: «Ищу человека».


Главная цель учения циников (киников) заключалась в философском обосновании жизни за пределами общества — и проверка данного способа жизни на себе. Главные черты их учения — отрицание, отказ от традиций и переоценка ценностей.

Про Диогена рассказывают, что в молодости он отправился в Дельфы, чтобы посетить знаменитый храм на родине Аполлона, и там оракул посоветовал ему «сделать переоценку ценностей». По-гречески одно и то же слово ( nomisma ) означает «ходячую монету» и «общественное установление». Диоген сначала не понял истинный смысл этого изречения, однако впоследствии, будучи изгнанным за перечеканку монет, он осознал своё призвание в философии.

Диоген шёл в театр, когда все выходили оттуда навстречу ему. На вопрос, зачем он это делает, он сказал: «Именно так я и стараюсь поступать всю свою жизнь».

Диогену говорили: «Многие смеются на тобой». Он отвечал: «А над ними, быть может, смеются ослы; но как им нет дела до ослов, так и мне — до них».



Нигилизм циников носил революционный, очистительный характер. Краеугольным камнем его была сформулированная ещё софистами антитеза physis — nomos («природа» — «закон»). Nomos шире понятия «закон», это и человеческие установления, мнения, традиции, обычаи. От «природы» все люди равны, свободны, честны, справедливы, непритязательны, счастливы, а «закон» исказил «природу», внёс в жизнь неравенство, гнёт, зло, несправедливость. Всё, что исходит от природы — необходимо и есть благо, а что идёт от людских установлений — случайно и влечёт за собой зло. Само счастье состоит в том, чтобы «жить по природе». Поэтому циники (киники) всячески восхваляли «природу» и ни во что не ставили «закон»: ведь хорошие люди в законах не нуждаются, а дурные от законов лучше не становятся. Законы и государство разрушили изначальную гармонию, естественное счастье людей, они враждебны природе и добродетели.

На вопрос, в каком возрасте следует жениться, Диоген сказал: «Молодым ещё рано, старым уже поздно».

Ещё он говорил, что жёны должны быть общими: кто какую склонит, тот с той и живёт. Поэтому и сыновья должны быть общими.

Всякое общество состоит из отдельных людей, говорили они, поэтому чтобы вылечить общество, надо сначала взяться за лечение отдельных людей, из которых оно состоит. Их критика была не абстрактной и безличной, а конкретной.

Однажды царь Александр подошёл к нему и спросил: «Ты не боишься меня?» — «А что ты такое, — спросил в ответ Диоген, — зло или добро?» — «Добро», — сказал тот. «Кто же боится добра?»

Следуя примеруСократа, киники довели его приёмы до небывалого радикализма, окружив атмосферой парадокса, сенсации и уличного скандала. Платон даже называл Диогена «спятившим Сократом».

А Диоген говорил про Платона, что тот отличается не красноречием, а пусторечием. Возражая его учению о сущности вещей, он сказал: «Чашку вижу, а чашности — нет».

Однажды, топча циновку, Диоген воскликнул: «Топчу спесь Платона!»

Пытаясь понять, что такое человек и чем он отличается от животных, Платон предложил своим ученикам определение, имевшее большой успех: «Человек — это животное о двух ногах, лишённое перьев». Тогда Диоген принёс в рощу Академа ощипанного петуха и сказал: «Вот платоновский человек». После этого к определению были добавлены слова: «...и с широкими ногтями».



Если Сократ ещё демонстрировал уважение к наиболее общим заповедям традиционной патриотической морали, то циники (киники) обязывались жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Именно то положение человека, которое всегда считалось не только крайне бедственным, но и крайне унизительным, избирается ими как наилучшее. Диоген с удовольствием применяет к себе формулу страшного проклятия — "без общины, без дома, без отечества". Циники (киники) хотели быть "нагими и одинокими"; социальные связи и культурные навыки представлялись им чем-то наносным и даже лживым. Этот "туман" нужно развеять и обнажить человеческую сущность.

Диоген первым в истории назвал себя «космополитом», то есть «гражданином вселенной» (или — «мира»). Другой циник, Кратет, в одной из своих трагедий писал:

Отечество моё — не только дом родимый,

Loading...Loading...