Философия и наука. Роль философии в развитии науки

Философия и наука. Роль философии в развитии науки.

Вопрос о соотношении философии и науки подразумевает решение 2-х основных проблем:

1) Соотношение философии и науки в системе человеческого познания.

2) Ответ на вопрос: является ли философия наукой, или может быть она шире или принципиально иная.

История вопроса:

1) В Древней Греции - философия рассматривалась как всеобъемлющая наука. Аристотель говорит о философии как о «госпоже наук». Так как уровень теоретической зрелости отдельных наук был достаточно мал.

2) Затем науки стали выделяться из философии, но она оставалась органом, соединяющим результаты деятельности остальных наук, а также осуществляла прогнозирующие функции.

3) В XIX - XX вв. дискуссии по вопросу о соотношении философии и науки породили формулировки 2-х крайних позиций по этому вопросу.

а) с одной стороны, в силу развития науки, научный способ познания был объявлен господствующим произошла абсолютизация стиля и общего метода точных наук. Наука была объявлена высшей культурной ценностью и социально-гуманитарная и мировоззренческая проблематика стали отрицаться как не имеющие познавательного значения. Зрелая наука считалась сама по себе философией - такая позиция носила название - сциентизм;

б) на другом полюсе трактовки соотношения философии и науки находится позиция антисциентизма. Антисциентисты говорят о принципиальной ограниченности науки в решении коренных человеческих проблем. Наука воспринимается как враждебная человеку сила, которой отказано в положительном влиянии на культуру.

Наличие таких абсолютно противоположных мнений о соотношении философии и науки говорит об их тесной взаимосвязи и о безусловной научности философии.

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, и при этом является не только деятельностью по получению нового знания, но и результатом этой деятельности. Цели науки - объяснение, описание и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов. Наука, таким образом, стремится к логическому, теоретическому, максимально обобщенному знанию. Все вышесказанное можно отнести и к философии.

1) Научность философии выражается в том, что, во-первых, можно указать предмет философии - внешний мир и человек. По отношению к своему предмету философия оперирует анализом логически-понятийного типа это приближает философию к науке. Даже иррациональная философия строится с помощью логических средств.

Философия использует категории в своем анализе включает в себя научное содержание.

2) Как и наука, философия дает объективное знание, то есть позволяет изучать объект в его истиной сущности.

Основным возражением против объективности философского знания всегда было то, что философия исследует мир и человека не без человека, то есть объект в то же время является субъектом. Но совершенно так же прибор, с помощью которого наука познает окружающий мир, воздействует на объект изучения. Но возрастание активности субъекта не противоречит объективному знанию отвлечься от субъекта невозможно. А значит, необходимо просто расширить принцип объективности. И тогда - в системе философского знания существует определенный объект, определенная понятийная структура философия в этом смысле наука.

3) Философия, как и наука, есть деятельность - исследовательская. И хотя философия не пользуется экспериментом, но пользуется наблюдением, воображением, интуицией. И при этом является абстрактной логической деятельностью.

4) Философия может выступать в той функции, которая подобна науке - методологической функции. Она выступает как инструмент научного познания философия выполняет методологическую роль по отношению к науке.

5) Философия содержит логику, что тоже сближает ее с наукой.

Философия является не только мировоззрением, но и научным знанием и научной деятельностью. При этом философское мировоззрение логико-рассудочное, понятийно-категориальное, что и роднит ее с наукой. При этом философское мировоззрение логико-рассудочное, понятийно-категориальное, что и роднит ее с наукой. При этом если исключить научность из философии, то она станет эмоционально-образным мировоззрением, то есть по сути перестанет быть философией. Но при этом нельзя сводить философию к науке, отнимая у нее мировоззренческий характер, так как это приведет к нивелированию философии до уровня просто методологии науки, что сильно ограничит ее задачи и возможности.

1) Философия выполняет по отношению к науке функцию мировоззренческой интерпретации, а так же функцию методологии познания.

2) Философия выполняет важные интегрирующие функции по отношению к отдельным отраслям науки (так же, как математика, логика, кибернетика и информатика).

3) Философия выполняет функции прогноза общих принципов и тенденций развития.

4) Философия систематизирует и осмысливает познавательные приемы.5) Философия помогает обосновывать убеждения, подталкивает к переосмыслению отдельных позиций и помогает преобразовать стихийно сложившиеся у человека взгляды в более тщательно продуманное, обоснованное миропонимание.

Философия может помочь в лучшей ориентации как какой-либо конкретной науке, так и воспринимать окружающее в целом во всей его полноте и сложности.

Так что нельзя отрицать научность философского знания. Но надо признать, что оно выходит за рамки научного знания, и по сути своей является совершенно особой областью знания, стоящей как бы в центре среди других способов познания как одна из наиболее обобщающих.

Понятие научного мировоззрения

Научное мировоззрение – ориентирующиеся в своих построениях на конкретные науки как на одно из своих оснований, особенно на их содержание как материалы для обобщения и интерпретаций в рамках философской онтологии (всеобщей теории бытия). Сама наука в ее современном понимании как опытно (экспериментально) - теоретическое (математическое) изучение различных объектов и явлений действительности в целом мировоззрением не является, так как, во-первых, наука изучает саму объективную действительность, а не отношение человека к ней (а именно эта проблема является основным вопросом всякого мировоззрения), а, во-вторых, любое мировоззрение является центральным видом сознания, тогда как наука реализацией его когнитивной сферы, целью которой является получение знаний о свойствах и отношениях различных объектов самих по себе. Особенно большое значение для научного мировоззрения является его опора на знание, полученное в исторических, социальных и поведенческих науках, так как именно в них аккумулируются знания о реальных формах и механизмах отношения человека к действительности во всех сферах.

О методе научного познания

Метод научного познания существенным образом предполагает формирование некоторой теории, т.е. системы логических связей (здесь достаточно указать лишь на осознаваемость этих связей, как признак существования в них некоей логики) между объектами, сформированными в сознании как модельными (т.е. состоящими из набора логически идентифицируемых свойств). Сама по себе теория дает информацию о поведении системы этих модельных объектов при изменении каких-то их свойств. В случае, если приложения теории к решению практических задач не приводят к успеху при изменении только лишь свойств имеющихся объектов, или введением новых модельных объектов с тем же принципиальным набором свойств, тогда меняется теория: система связей и набор свойств. Каким образом происходит отбор существенных свойств, характеризующих модельный объект, насколько он тождествен реальности, и насколько модельна сама реальность --- вопрос отдельный, и решаемый в том или ином смысле соответствующими концепциями. Важно что моделирование объектов теории идет согласно некоему принципу разумности или оптимальности (с точки зрения постановки задачи), а сама научная теория существенно детерминистична. (Если речь идет о вероятностном подходе, то детерминизм проявляет себя как сама попытка определить хотя бы статистически не поддающиеся описанию имеющимся аппаратом системы.)

С точки зрения поставленных здесь задач, все это означает следующее. Чтоб сформировать понятие счастья нужно, отобрав среди всех возможных тезисов, его описывающих (т.е. свойств и объектов) тот общий и необходимый минимум, который позволит с установлением соответствующих связей между ними, применить это понятие или, вернее,--- эту модель к сравнительному анализу имеющихся в обществе путей, ведущих к реализации этого понятия, для определенного типа индивида, в жизнь. (Нужно заметить, что здесь нет кажущейся тавтологии такого толка, что мы как бы определяем такое понятие, которое бы реализовалось; в этом случае было бы проще определить само понятие, как реализованное, что означало бы лишь формальное решение задачи, бессмысленное в своем практическом приложении. Нужно учесть, что есть несколько (в рассматриваемом приближении) путей реализации понятия, т.е. несколько "реализованных понятий", на основании которых нужно построить одно, частными случаями которого являлись бы эти реализации. Для этого уже нужна теория.) Первое означает, что мы должны "переопределить" понятие счастья, т.е. выразить его через другие, "более конкретные", элементы, с соответствующим взаимодействием (связями) между ними, а второе --- поставить всю эту систему в те условия, которыми определяется группа рассматриваемых приложений.

Диалектика и метафизика

Метафизика (от греч.) - после физики. Термин “метафизика” ввел систематизатор произведений Аристотеля Андроник Родосский (1 в. до н.э.)

В истории философии термин “метафизика” часто употребляют как синоним философии. В философии марксизма - как синоним антидиалектики.

Более точно определять метафизику как основные принципы философии, то есть наука о сверхчувственных принципах и началах бытия это наука о бытии онтология.

В античности: Сначала отчетливое разделение метафизики, науки и теологии отсутствует. Философский метод не отличается от научного. В античности метафизика - метафизика бытия.

В Средние века: Метафизика - высшая форма рационального познания бытия, вопрос о сущем остается основным, но он формулируется как “Что есть Бог?” подчинение метафизики сверхразумному знанию.

Богопознание = метафизика - познание высших родов сущего. Трактовка проблем соотношения свободы и необходимости, природы общих понятий.

Новое время: метафизика вышла из границ теологии сначала - этап пантеистической натурфилософии Возрождения - объект исследования - природа.

Метафизика испытывает значительное влияние естествознания.

Метафизика становится наукой о гносеологии (превращение метафизики в теорию познания). Метафизика рационализма находится в тесной связи с традиционной онтологией.

Метафизика эмпиризма (Бэкон) - против догматического введения в статус бытия различных понятий.

XVII век - рационализм Декарта, Лейбница, Спинозы - выражения метафизики.

XVIII век - кризис метафизики - в силу отъединения от метафизики ряда наук, критика со стороны скептицизма, сенсуализма, механистического материализма, Просвещения.

Немецкая классическая философия: окончательное разрушение старой метафизики.

Кант: критика догматической метафизики, но рассматривал ценность метафизики как науки, и считает метафизику завершением культуры человеческого разума.

Задача - изменение метода метафизики и определение сферы ее приложения. Кант разделяет рассудок и разум ошибка старой метафизики заключается в распространении деятельности рассудка за пределы возможного опыта. Метафизика возможна как систематическое знание, выведенное из чистого разума. Он же окончательно разрушает метафизику как онтологию и на первое место ставит вопрос познания метафизика - гносеология и является чисто априорным знанием (в том смысле, в котором метафизика была раньше).

Разделил метафизику на метафизику природы и метафизику нравов. В метафизике нравов противоречия чистого разума находят практическое разрешение. Размежевал метафизику и естествознание.

Фихте и Шеллинг: пытаются построить положительную метафизику. Они связывают мышление и бытие, метафизику и науку, разум и природу, истолковали диалектику разума не как теоретический тупик, а как движущую силу развития познания диалектика - неотъемлемое свойство истинного мышления.

Гегель: создает систему, в которой истина - это поступательное развитие разума, а противоречие - необходимый момент. Разум - носитель истинного познания, а диалектика - метод постижения противоречий и развития понятий. Рассудок - лишь необходимое, но не достаточное условие познания. Источник метафизики - рассудок первый противопоставил диалектику и метафизику. Основной вопрос философии Гегеля - о логике философия становится диалектической логикой.

Диалектический материализм Маркса и Энгельса: поддержал идущее от Гегеля противопоставление метафизики диалектике и жестко противопоставляет друг другу материю и сознание

Вторая половина XIX века: отрицательное отношение к метафизике вообще и также к гегелевскому варианту.

Антиметафизика:

 волюнтаризм Шопенгауэра (даже развивает философию жизни);

 религиозный иррационализм (Кьеркегор);

 материалистический антропологизм (Фейербах);

 позитивизм;

 неокантианство.

XX век: отстаивают позиции метафизики:

 неотомисты;

 реализм;

 феноменология;

 экзистенционализм;

 философия науки.

Например: неопозитивисты зачислили в метафизику и диалектику Гегеля, и Маркса, так как понимали метафизику как умозрительное конструирование, и ставят вопрос о природе научного познания.

Лингвистическая философия (Витгенштейн, Хайдеггер) - в центре внимания - философия языка, критика метафизики как типа западно-европейской культуры, пытается вернуться к “истокам”, то есть к метафизике в доплатоновской форме. Экзистенциализм - обращение к проблеме философии.

В конечном счете существуют 2 толкования содержания метафизики:

1) наивное - неудовлетворительный конкурент диалектики;

2) положительное - совокупность основополагающих принципов философии.

Диалектика: изначально - искусство вести споры (впервые - у Сократа). Слово “диалектика” впервые применил Сократ. Платон понимал под диалектикой диалог как логические операции расчленения и связывания понятий посредством вопросов и ответов.

В современном значении (близко к нему) впервые применил Гегель, хотя элементы диалектики были у многих философов.

Античность: наиболее ярко у Гераклита: мир, который находится в постоянном покое внутренне противоречив, мыслится в вечном становлении, движении, единстве противоположностей. Зенон Элейский: противоречивость понятия движения, Атомисты - Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций: появление любой вещи из атома - диалектический “скачок”.

Софисты: отрицательная диалектика (противоречия в мыслях и поиск истины в спорах).

Сократ: вопросно-ответная, разговорная теория диалектики.

Платон: диалектика - расчленение понятий на четко обособленные роды, поиск истины в вопросах и ответах, знание относительного и истинного сущного можно достигнуть с помощью сведения противоречивых частностей в цельное и общее. Диалектика категорий движения, покоя, различия, тождества, бытия, Бытие - активно самопротиворечивая координированная раздельность.

Аристотель: диалектику развивал в направлении познания реально существующего космоса. Диалектика не просто абсолютное знание а и знание только возможного или вероятного.

Стоики: углубление трактовки диалектики на основе тщательного анализа мыслительных и языковых категорий.

Неоплатонизм: диалектически трактуется основная иерархия бытия: единое, его числовая раздельность, качественная наполненность первочисел (идеи), переход идей в становление (возникновение мировой души и космоса).

Пантеизм - отождествление Бога и природы Бог из творца превращается в принцип самодвижения всего сущего.

Н. Кузанский: идеи диалектики в учении о вечности движения, в совпадении противоположностей, обо всем в каждом, о совпадении максимума и минимума и т.п.

Новое время

Декарт: идея о неоднородности пространства.

Спиноза: диалектическое понимание субстанции как причины самой себя, диалектика необходимости и свободы.

Лейбниц: диалектика в понятии о монадах и в идее о единстве пространства и времени, непрерывности связи прошлого и будущего.

Классическая немецкая философия

Впервые появляется целостная концепция диалектики.

Кант: Диалектика - средство разоблачения иллюзий чистого разума, желающего достигнуть цельного и абсолютного знания. Диалектика обнаруживает неминуемые противоречия разума, который устремлен к постижению абсолютной цельности. Диалектика обнаружила в разуме необходимую противоречивость.

Гегель - вершина диалектики: диалектика охватывает всю область действительности, начиная от логических категорий, переходя к природе и духу и кончая категориальной диалектикой исторического процесса. Диалектика содержит картину общих форм движения. Делит диалектику на 3 части (последовательные): бытие сущность понятие.

Развитие - переход от абстрактного к конкретному, переход явления из одного качественного состояния в другое на основе выявления и разрушения противоречия. Развитие = саморазвитие абсолютного духа. Каждая из ступеней развития имеет свой принцип - переход, рефлексия, собственно развитие.

Моделью развития служила не объективная реальность, а отражающее ее мышление порождение происходит лишь в лоне идеи (а не природы) односторонний взгляд.

Появляется диалектический материализм, претендующий на синтез принципа материализма на основе научного обобщения общественной практики, данных общественных наук и естествознания.

Философия 2-ой половины XIX века - отказ от диалектики.

XX век: в некоторых течениях - возрождение интереса к диалектике:

 неогегельянизм (Кортче и др.);

 экзистенциально-мистические версии диалектики (Ясперс и др.);

 экзистенциально-феноменологическая диалектика (Сартр) и др.

Россия: Диалектика “теокосмического единства” (Лосский, Франк) - от философии всеединства Соловьева. Антиномическая диалектика Булгакова и Флоренского, экзистенциальная диалектика Бердяева, парадоксальная диалектика Шестова.

Диалектика и метафизика исторически борются. Основной центр этой борьбы - интерпретация принципов развития.

Понятие науки в философии. Определения науки

Наука – это система постоянно развивающихся знаний о природе, обществе и мышлении.

Наука – результат специфической деятельности людей по производству знаний, то есть результат научного творчества

Наука – система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно истинных знаний и систематизации доступной человеку и обществу информации.

В целом наука – сложное общественное явление, имеющее многообразные связи с миром. Ее можно раскрыть с 4 основных сторон:

Теоретическая сторона – система объективного знания о существенных связях действительности.

Со стороны общественного разделения труда как вид общественной деятельности.

С точки зрения институциальной, как определенной организации. Лаборатории, институты. Для развития науки нужна ее организация.

Со стороны практической роли, общественной функции. Все 4 стороны тесно взаимосвязаны.

Наука – это динамичная система объективно истинных знаний о существенных связях действительности, получаемых и развиваемых в результате общественной деятельности и превращаемой в результате их применения в непосредственную практическую службу.

Учения о стихиях

Рождению античной философии предшествовал переход от родового общества к гражданскому обществу. Произошли коренные изменения, люди переходят от потребления к производству; также наблюдается переход от качевного образа жизни к оседлому, возникают города (с начало как крепости) где развиваются торговля и ремёсла. В городах совместно живут люди из разных родов. В связи с этим требуется новый порядок общественного устройства построенного не на родственных узах. Требуется новая идеология - философия которая представляет собой теоретически осмысленную, упорядоченную систему.

В античную эпоху люди ещё себя от природы не отделяли, ну и тем более не противопоставляли. Поэтому центром внимания античной философии является природа. Человек был подобием космоса (космос – греч. kosmos – вселенная, мир в целом, мир как целое, мир в котором живёт человек, мировой порядок) и всё что находили в космосе, находили и в человеке.

Гераклит Эфесский

Гераклит Эфесский- царского рода, его семья правила, а Гераклит отказался от власти и посвятил себя философии.

Гераклит в основе мира видел огонь как символ тепла, дающего жизнь, и как нечто неуловимое, изменчивое. Этот подход отражал общее болезненное восприятие изменчивости, присуще древнему человеку. Поэтому греки всерьез и основательно занимались поиском постоянной основы мира. Огонь – символ изменчивости, а изменчивость – метафора мира. Огонь, остывая, превращается в воздух; воздух, концентрируясь, – в воду; вода, уплотняясь, – в землю и так далее. «Все течет, все меняется», – говорил Гераклит. А самая энергичная стихия – огонь она первая.

Иногда учение о стихиях называют «наивным стихийным материализмом». Однако в этом учении заложены основы ранней физики как науки о природе, природных телах («физис» с греч. – тело) и превращениях. Позднее Аристотель назовет милетских философов физиками. Можно выделить следующие свойства стихий в учении милетцев: температура, плотность, давление и взаимопревращаемость.

Теория происхождения мира из различных стихийных явлений реализовалась и в более поздних научных теориях, жива она и сейчас. Так, в таблице Д.И. Менделеева первым элементом является водород, который был назван так Ломоносовым путем прямого перевода слова «гидрогениум» – «рождающий воду» – «водород». Чем ни учение Фалеса, ведь основой является вода? Подход Гераклита нашел широкое применение и обоснование в естествознании XX века в следующих концепциях:

1. Теория расширения вселенной, согласно которой 20-13 млрд. лет назад появилась Вселенная в результате Большого взрыва предельно концентрированного (сингулярного) вещества, который был спровоцирован выделением огромного количества энергии и повышением температуры. Затем Вселенная начала расширяться, и, теряя энергию, ее элементы затвердевали, остывали и конденсировались. Таким образом, началом Вселенной явился огонь.

2. Реликтовое излучение – космическое электромагнитное излучение, представляющее собой остаточную энергию Большого взрыва, произошедшего на ранних стадиях развития Вселенной. Это излучение наблюдается на волнах от нескольких мм. до десятков см. и во всех направлениях имеет одинаковую интенсивность и температуру 30 К.

3. Ученый-физик Фридман, развивая концепцию Большого взрыва и расширения Вселенной, пришел к выводу, что под действием силы тяготения процесс расширения прекратится и начнется противоположный ему процесс сужения Вселенной, который будет продолжаться до тех пор, пока Вселенная не вернется в свое исходное состояние.

Мегарской школы (г. Мегары) в конце V – начале IV вв. до н.э.). Ее виднейшие представители – Левкипп и Демокрит – создали Атомистическое учение, получившее развитие в работах последователей – Эпикура и Лукреция (Тит Лукреций Кар). В противоположность милетцам полагал, что природа не однородная стихия, а дифференциальна: делится на множество частей, но при этом: не беспредельна; предел - это атом (от греч. atomos - неделимый). Демокрит утверждал: «Атомы настолько малы, что их невозможно ни потрогать, ни взвесить». Ссылаясь на своего учителя Левкиппа, он рассуждал так: «Почему должны существовать атомы? Всякую вещь можно разделить на части, а всякую часть – на еще более мелкие части и так далее. Если процесс деления не ограничен, тогда любой кусочек тела (вещества) должен состоять из бесконечного числа частей. Но тогда никакой кусочек вещества не смог бы образоваться, потому что для соединения бесконечного множества частиц необходимо бесконечно много времени, т.е. вечность, а значит, это невозможно никогда».

Таким образом, тела состоят все-таки из конечного числа частиц, и значит, есть мельчайшая неделимая частица, являющаяся основой всех вещей. Демокрит назвал эту частица атомом. Если же макротело есть результат суммирования огромного, но конечного числа элементов (атомов), то свойства тела должны быть присущи и каждому элементу тела, а эти свойства, в свою очередь, определяются: весом, размером, формой (фигурой, внешним видом).

Действительно, атом обладает всеми этими свойствами:

1) имеет атомный вес;

2) имеет размер (радиус внешней орбиты электронов);

3) атомы выглядят очень по-разному, особенно при взаимодействии с другими веществами, т.е. в соединениях.

По мысли Демокрита, атомы движутся в пространстве беспорядочно (хаотично). Эпикур же приписал движению атомов еще одно свойство – спонтанность. Оно означает, что атомы не просто движутся беспорядочно, но совершают самопроизвольные отклонения от прямолинейного движения, и если бы атомы не отклонялись, то все в природе «разлеглось бы слоями» и движение прекратилось бы. А мы видим обратное. Атом может двигаться самопроизвольно, может совершать скачки, а не двигаться прямолинейно. Эпикур обосновал свободу воли человека (если у атомов есть скачки то, что говорить о человеке, который состоит из огромного числа атомов). Человек - хозяин своей судьбы.

Демокрит утверждал, нет ничего случайного; все закономерно, поскольку это следствие. Случайностью мы называем то, что не можем объяснить. Эпикур говорит, что здесь не согласен с Демокритом. Любое событие это лишь следствие, следовательно, от нас ничего не зависит, а человек обладает свободой воли. Эпикур: ничего не должно быть через меру. Удовольствие может приносить беду (пища, вино слишком - это плохо). Болезнь - беда избегает излишеств и недостатков. «Не делай добра и зла, не стремись к богатству - избегай бедности».

Современная физика ушла далеко вперед. В концепции современного естествознания атом рассматривается как электромагнитная система, состоящая из квантов!

Учение о числах: Пифагор

Еще одна знаменитая загадка – квадратура круга. Пифагорейцы долго пытались выразить площадь круга через площади квадратов, вписанных в круг, но у них так ничего и не вышло из-за иррациональности числа Пи.

Кроме того, пифагорейцы открыли арифметическую и геометрическую последовательности чисел (прогрессии), определили понятия гармонии, симметрии (линейной и лучевой), Пифагор сформулировал принцип свойства количеств, согласно которому «целое больше суммы своих частей». Этот принцип означал, что в целом важны не только сами части, но также их порядок и последовательность. Порядок по Пифагору есть пространство, а последовательность – время. К такому же пониманию пространства и времени придет через много веков А. Эйнштейн. Основываясь на Принципе Пифагора, Людвиг фон Берталанфи впоследствии создаст общую теорию систем, в которой обоснует наличие и необходимость структуры у каждого целого. Собственно, именно благодаря данному принципу, учение Пифагора называют не просто «теорией чисел», а именно «философией чисел»!

Также в школе Пифагора занимались изучением семеричности. Ее суть состоит в том, что «семь» как магическое число определяет многие взаимосвязи в мире. Сам Пифагор написал трактат «Магическая семерка». Этот трактат в оригинале, к сожалению, не сохранился, но можно утверждать, что первые четыре раздела геометрии Евклида представляют собой пересказ этого трактата. Итак, все в мире подсинено семеричности:

 7 чудес Света; 7 мудрецов; 7 звезд в ковше Большой медведицы и столько же в Малой медведице; 7 нот; 7 идеальных тел в стереометрии (это тела, грани которых образованы правильными фигурами: тетраэдр, куб, пентаэдр, гексаэдр, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр); 7 лет составляет цикл жизни человека: 7 лет длится детство, 7 лет – отрочество, 7 лет – юность, 7 лет – молодость и т.д.; согласно современным исследованиям социопсихологов, человек одновременно может удержать в поле своего внимания 7 предметов.

Чем объяснить такое влияние и роль числа 7? Существует несколько версий на этот счет:

I. Семерка – след Лунного календаря в науке и жизни. Луна делает полный оборот за 28 суток, 7 суток – это четверть луны, неделя.

II. Версия самого Пифагора: мы живем в трехмерном пространстве (континиуме), где положение тела однозначно определяется семью точками. Данная система очень похожа на систему координат Декарта.

III. Современная версия (автор – Ю.П. Урманцев), основанная на комбинаторике: в комбинаторике максимально возможны 7 способов преобразования, на этом ее возможности исчерпываются. Поясним на примере обычных слов. Возьмем слово «РОМ» и попытаемся осуществить перестановки:

1-я перестановка: изменяем количество элементов – РОММ;

2-я перестановка: изменим качество одного из элементов – РОК;

3-я перестановка: изменим отношения (порядок) элементов – МОР;

4-я перестановка: 1-я + 2-я;

5-я перестановка: 1-я + 3-я;

6-я перестановка: 2-я + 3-я;

7-я перестановка: 1-я + 2-я + 3-я.

число (по Пифагору) это не просто число, а отношение чего-то к чему-то. Опр. число есть соотношение существования одного предмета в другом (т.е. мера, отношение) по Пифагору! Число- это образ, идея – из-за этого-то Пифагора назвали идеалистом. У числа нет своего тела, оно всегда воплощено в др. телах – короче число - это знак. 2. Число не является атрибутом существования данной вещи.

Учения об идеях: Платон

Платон (427-347 гг. до н.э.) – афинянин, ученик и последователь Сократа, пытавшийся проявлять себя в т.ч. и как государственный деятель (государство Платона), основатель Платоновской академии, которая просуществовала почти 1000 лет. В отличие от Сократа, Платон оказался очень «плодовит» и написал множество трудов, основной формой которых были диалоги. Платон страстен, противоречив, поражает силой мысли и стилем изложения. В его произведениях нет грани между философской идеей и художественным началом. Учение Платона комплексное. Платон опирается на идеи Парменида, но в противопоставлении бытия и небытия доходит до предела. По Платону весь мир состоит из идей (греч. «эйдос»), мир идей и есть первооснова мира. Существуют реальные факты, предметы, которые живут, изменяются и погибают, но остаются как идеи, а вот сами идеи вечны и неизменны. Таким образом, мир легко делится на «мир идей» и «мир реальный». Отсюда следует специфичность процесса познания в трактовке Платона.

Платоновская теория познания

Познание – это воспоминания души о тех идеях, которые она знала в «мире идей», до того как перешла в «мир реальный». Это означает, что теория познания суть есть теория воспоминаний.

По Платону, мир по природе двойственен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Так, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева остается неизменной.

Мир идей Платона

Мир идей - вне пространства и вне времени. Этот мир принципиально неосязаемый, но он даже в большей степени реалистичен, чем мир чувственно воспринимаемых предметов.

Идеальность трактуется и в смысле совершенства все предметы чувственного мира не идеальны. Идеи - предел, к которым стремятся все предметы, но не достигают.

В мире идей есть предметы, которым нет аналогов в материальном мире (прямая, точка, другие математические понятия). Материальный мир - “тень” мира идей, он вторичен, объекты материального мира возникают и гибнут не могут быть истинно сущими. Пример: идея стола (вечная и неизменная) - отражается в разных видах в материальном мире.

Иерархия идей

Существует иерархия идей. Высшая - идея красоты и добра. Достижение их - вершина познания.

Итак, новое в философии Платона - сверхчувственность бытия. Бытие - мир идей, безличный Бог.

У него бытие плюралистично (у эллиатов оно едино и неизменно) Общее у них: сами идеи не изменяются. То есть Платон первый поставил вопрос о противоположности идеализма и материализма (хотя этих терминов не использует). Он первый сформулировал понятия идеального

Идеализм античной философии

Противники материализма рассуждали примерно следующим образом: "прежде чем появился этот дом, архитектор, имел в своем сознании понятие дома, идею этого дома, выбирая какой именно дом создаст он". Получается, что прежде чем появился этот дом, эта скамья - должны существовать образы вещей, понятия дома, скамьи. Но эти образы и идеи никто из людей не создавал, то они могут существовать только в разуме Бога-творца.

Вещи (и человека) – Первоэлементы – Атомы - Материя – Бог – творец

Такое представление о мироздании получило название - идеализма. Согласно идеализму, общие идеи первичны по отношению к материальным объектам, которые только их воплощения в веществе. Порожденный мир един, т. к. чувственно воспринимаемый, будучи устроен богом.

Но чем отличается идеализм от религии?

Идеализм как учение не совпадает с религией, поскольку он обосновывает существование Бога, высшего существа логическим приемом, выводя его необходимость из чувственно воспринимаемого факта существования упорядоченного мира. Но он довольно часто используется для поддержания религиозности, впрочем, точно так же, как и материализм для поддержания атеистических взглядов. Различие между этими концепциями заключается в том, что первая обосновывает, что Вселенная была сотворена Верховным Разумом, а вторая утверждает, что действием стихийных природных сил.

В объективном идеализме человеческой мышление осуществило рефлексию над той системой норм, которые регулируют процесс мышления. Предмет рассмотрения мышление. Первоначально этот поворот мог произойти только в объективном идеализме, который рассматривал нормы жизнедеятельности человека как противостоящему всему чувственному, внутри себя организованная реальность.

Так, решая вопрос о первопричине мира, опираясь на обоснованные знания, а не на веру сформировалась философия. Цель, которую поставила себя философия - обосновать с помощью разума закономерности развития мироздания актуализировало методологическую функцию философии. Напомню, что методология это учение об объективных способах и основаниях познания. Первые философы, наряду с вопросом о первопричине мира, решали вопрос о познаваемости человеческим разумом этого мира.

Решительный шаг в формировании философского мышления был сделан элеатами. Элеаты осознали логическое значение понятий, которые используют в рациональном постижении мира. Тем самым впервые приходят к постановке вопроса о природе мышления. Так вопрос о соотношении бытия и мышления становится предметом рефлексии.

В философском познании мира древними греками критерием достоверности утверждений, способом доказательств служила логическая убедительность. Этот метод познания греки назвали диалектикой. Диалектика в те времена означала искусство беседы, спора.

Софисты и Сократ

Философия науки как раздел философии. Взаимоотношения философии науки и других разделов философии.

Философия науки находится в многообразных отношениях с основными разделами философии и с другими специализированными философскими дисциплинами.

Разделы философии и специализированные философские дисциплины теснейшим образом взаимосвязаны и не существуют друг без друга. Тем не менее, их наличие сомнению не подлежит. Основания вычленения разделов философии и специализированных философских дисциплин разнородны, а именно: разделы философии и специализированные философские дисциплины отличаются друг от друга своими предметами, проблематикой, используемыми в них категориями, методологией.

Налицо взаимосвязь философии науки и гносеологии, эпистемологии (философского учения о познании). С одной стороны, философия науки невозможна без оперирования основными категориями гносеологии, как, например: познание, знание, субъект познания, объект познания, истина, заблуждение, методы и средства познания, уровни познания, формы знания. С другой стороны, философия науки конкретизирует и развивает общегносеологические концепции, даёт импульсы для развития этих концепций, требует уточнения и модификации давно сложившихся гносеологических категорий и концепций, поскольку наука, научное познание, а вместе с ними и философия науки, чрезвычайно динамичны.

Связь философии науки с разделом философии онтология . С одной стороны философия науки активно использует и конкретизирует, развивает категориальный аппарат онтологии, например: принцип детерминизма, принцип развития, категории необходимости и случайности, формы и содержания, сущности и явления, конечного и бесконечного, времени и пространства. С другой стороны, философия науки служит посредствующим звеном, передающим воздействия того, что называется научной картиной мира, на онтологические построения философов.

Связь философии науки с социальной философией . Наука уже на протяжении нескольких столетий является социальным институтом, играющим всё возрастающую роль в общественной жизни. Поэтому наука и её осмысление философией науки не могут не интересовать социальную философию. Социальная философия даёт концептуальную основу для обсуждения многих фундаментальных проблем философии науки: проблемы происхождения науки, проблематика взаимоотношений науки и других социальных институтов (системы образования, политических институтов, правовых институтов, религии и церкви…), вопросов взаимосвязи исследовательской деятельности с другими видами человеческой деятельности (с производственной деятельностью, прежде всего). Философия науки опирается также на результаты, полученные социальной философией, для рассмотрения развития и актуального состояния науки в широком социокультурном контексте, для анализа движущих сил развития науки, для выявления основных тенденций в развитии современной науки и т.п. Социальная философия, в свою очередь, активно использует опыт и достижения философии науки при исследовании других социальных институтов.

Взаимосвязь философии науки и аксиологии (философского учения о ценностях). Это обусловлено тем, что долгое время в общественном мнении (его поддерживало и научное сообщество) преобладала точка зрения, согласно которой наука, научное познание являются ценностно нейтральными. Цель науки, с такой точки зрения, - это познание действительности такой, «какова она на самом деле». Целью науки является достижение адекватного знания о мире и человеке. Всё остальное, например, как, кем и в каких целях (во благо человека или во вред ему) это знание будет использовано, науку не интересует, полагали сторонники такой точки зрения. Теперь уже очевидны односторонность, ущербность, опасность такого подхода. В действительности наука никогда не была ценностно нейтральной в полном смысле этого слова. Наука создаётся людьми, ценностные ориентации и мотивы научно-исследовательской деятельности которых социокультурно обусловлены. Наука существует и развивается в социуме, который предъявляет к ней определённые требования и т.д. Пока наука была делом одиночек, пока она не была слишком дорогой в прямом смысле этого слова, пока влияние её на общественную и частную жизнь человека было относительно слабым, ещё можно было говорить о ценностной нейтральности науки. Да и тогда наука не была ценностно нейтральной, поскольку влияла на постановку и решение мировоззренческих проблем. И тогда она была под пристальным присмотром церкви и власть имущих. В наше время наука стала едва ли не основным источником богатства и власти, а также источником многих социальных проблем. Поэтому, значимость аксиологической, ценностной (этической, прежде всего) составляющей философии науки выросла чрезвычайно.

Тесная связь и взаимное влияние различных специализированных философских дисциплин .

Философия науки тесно связана с философией образования . Наличие таких проблем, которые являются предметом рассмотрения и философии науки, и философии образования. Это проблема соразмерного присутствия различных наук в содержании образования учебных заведений разного уровня, проблема классификации и взаимозависимости наук, проблема фундаментализации образования, проблема своеобразия современной научной картины мира и способов её представления в содержании современного образования…

Взаимоотношения философии науки и философии религии . Эти взаимоотношения могут быть прослежены по многим вопросам. Например, европейская наука 16 – 17 –ого веков формировалась в лоне культуры, пронизанной религией (христианством). В связи с этим возникают вопросы, интересные и философии науки, и философии религии: какие черты тогдашнего христианского вероучения способствовали формированию науки того типа, который сложился в указанный период; как взаимодействовали принципы христианского мировоззрения, и принципы формирующегося естествознания в творчестве творцов науки нового времени и т.п. Другой комплекс вопросов, требующий совместных усилий философии науки и философии религии, связан с проблемой разграничения предметов научного знания и религиозных представлений. Корректное разграничение этих предметов позволило бы избежать многих недоразумений в отношениях между наукой и религией.

Философия науки связана и с другими разделами философии (философской антропологией, философией истории, история философии), а также с другими специализированными философскими дисциплинами (философией техники, философией искусства, философией права, философией политики, философией языка, философией культуры).

Вопрос №6

Значение и роль философии: в системе духовной культуры мира разнопланово и заключается в следующем:

1. Обобщает имеющиеся знания о действительности.

2. Позволяет более достоверно предвидеть и прогнозировать течение различных процессов, возможные изменения и последствия (на основе знания философских законов, т.е. устойчивой связи предметов и явлений действительности). Например: процессы развития общества.

В настоящее время философия призвана осмыслить и прогнозировать важнейшие проблемы, ставшие перед человечеством в начале 21 века:

Сущность и перспективы научно-технического прогресса;

Формы организации социальной жизни и международного сотрудничества;

Экологические, демографические и другие глобальные проблемы современности.

3. Помогает человеку достовернее судить о том, что происходит в природе, в обществе;

4. Специалисту дает общетеоретические представления о мире и общенаучные методы его познания;

5. Политикам помогает более грамотно вести политику и развивать экономику.

При этом философия тесано взаимодействует с другими сферами культуры (с наукой, искусством, религией) и обогащает их.

Наука - это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.

Философия является учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

При рассмотрении вопроса о взаимоотношении науки и философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации:

Является ли философия наукой;

Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук;

Соотношение философии и вненаучного знания. Научного характера философии нельзя отрицать, она - наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.

Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует:

На первоначальные позиции ученого;

Его отношение к миру и познанию;

На его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.).

Связь искусства и философии многосторонняя: они могут быть связаны тем, что вырастают из одной культуры, они могут быть связаны тем, что проникают друг в друга -- искусство философствует, а философия становится искусством, они связаны и тем, что искусство постоянно входит в круг размышлений философии.

Искусство и философия -- важнейшие сферы культуры, которые, являясь формами самосознания культуры, занимают в логике культурных форм полярные места. Искусство вырастает на основе остенсивных форм культуры (форм демонстрации и непосредственного представления культурного содержания), а философия -- на ветви форм-принципов (форм, выражающих глубинные основания деятельности, дающих свободу человеку в отношении деятельности).

Искусство и философия основываются на очевидности и интуиции: для искусства -- это интуиция чувственного восприятия (априори аффективного, как назвал ее Дюфренн), для философии -- интеллектуальная интуиция (intuitus mentis, как назвал ее Декарт), очевидность, до которой доходит эйдетическая редукция.

Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: что есть добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного.

Но между ними есть и различия. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллиру к разуму. Философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире.

Средства науковедения, статистики. Носит комплексный характер – опирается на данные различных наук, используя научные методы исследования. При этом возникает проблема сочетания всех этих данных в единую дисциплину, целостного взгляда на науку. Науковедение без философии обойтись не может. Философия науки – фундментальная дисциплина о науке, связанной с философией.

3. Философия науки, ее объект, предмет, структура, научная и образовательная роль

Возможен фундаментальный подход к науке. Цель фундаментального исследования – установить, что собой представляет наука как целостное образование, научная деятельность как главный продукт. Кто выступает субъектом науки и что выступает объектом научного знания, что такое истинное знание, как истинное знание будет служить человеку?

Эти вопросы являются вопросами онтологии, эпистемологии, гносеологии, аксиологии – важнейших элементов философского знания, решение этих и подобных вопросов приводит к формированию философии науки. Философия науки - наука с точки зрения философии, опирающаяся на результаты исследований науки с точки зрения других видов знания (психологии, социологии, истории, антропологии и проч.).

Для изучения научного знания необходимо выделить, обособить познание, обособить феномен познания как таковой, сделать его объектом исследования. Философы отделили познавательную деятельность от других видов деятельности еще в античности. Философы впервые установили, что мир познается с помощью созерцания, чувств и мышления. Философская рефлексия – это размышления о себе самом. Формированию рефлексивной способности в философии способствовал антропологический поворот, совершенный Сократом и софистами.

Наука осуществляет познавательную деятельность, а философия науки – философскую рефлексию познавательной деятельности ученых. Специфика философского знания – она способна выступать в функции мировоззрения и служит важным дополнением любого конкретного знания.

Объектом философии науки выступают:

1) Наука как исторически изменчивое единство ее важнейших элементов

2) Исторически изменяющиеся типы научной деятельности

3) Люди науки (философы древности, натурфилософы, схоласты, натуралисты классического периода)

4) Наука как знания, как институт (оборонная промышленность, образование, политика)

Задача философии науки: создать целостную, многостороннюю картину мира, выявить перспективы её будущего функционирования, связать понятия с сущностью человека. Сделать это можно изучая предпосылки науки (антропологические, социальные, психологические, аксиологические, лингвистические).

Философия науки исследует это при помощи философских понятий и категорий. Философии свойственно проблематизировать, искать неясные места в своем знании. Существуют вопросы философии, а не проблемы философии. В каждое время существует своя философия, категории. Тут и образуется предмет философии науки - наука через призму философии данной эпохи, её понятий, категорий, проблем.



Философия науки выделяет две основных науки:

1) Физика,

2) Математика.

Проблема статуса философии науки как научной дисциплины. Философия науки связана с философией и науковедением. Каково место философии науки по отношению к философии? «Философия науки – ядро философии» (И.Т. Касавин). Философия науки – это не ядро, а проекция философии на особую предметную область, частная философская дисциплина («История и философия науки», Лебедев).

Структура философии науки:

1) Наука как социокультурный феномен, как сознание и знание,

2) Философско-онтологические основания науки,

3) Возникновение науки и философии науки, основные стадии их эволюции,

4) Социокультурная динамика науки,

5) Философские проблемы областей научного знания.

Задачи философии науки:

1) Ученый получает мировоззрение, освещение своей деятельности,

2) Ученый получает понимание роли науки в современном обществе,

3) Защита науки от негативного отношения к ней,

4) Мировоззренческая и образовательная функция.

Гносеология – теория познания – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, условия его достоверности и истинности. Два направления в гносеологии – материализм и идеализм.

Онтология – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия

Аксиология – теория ценностей, учение о природе ценностей, их месте в реальности, взаимосвязи с социокультурными факторами и структурой личности.

Лекция 2. Социология науки. Социальные аспекты науки. Наука как социальный феномен. Наука глазами социолога.

1. Наука как деятельность

Социология – наука о человеческих отношениях, превращающих людей в единое целое. Единое целое – результат человеческой деятельности. Подойти к понятию деятельности можно с помощью следующих философских понятий.

Движение – неотъемлемое свойство всех существующих систем. Оно присуще и человеку как элементу социальной системы. Человек характеризуется деятельностью как элемент социальной системы. Это его самая важная форма активности. Человек – это единство телесного и духовного содержания. Деятельность протекает в двух направлениях: материальная (предметная) объективного плана, то есть взаимодействие с людьми, труд, политика, война и субъективного плана, то есть мышление и работа с понятиями.

Деятельность – процесс, в ходе которого человек по своим потребностям преобразует природу. При этом человек с точки зрения философии и социологии является субъектом, а часть осваиваемой природы – объектом. Человек также преобразует и сам себя. И человек, и преобразованная природа становятся социальной средой. В процессе деятельности происходит распредмечивание природы, то есть превращение ее в искусственную среду, предметы социального пространства. И процесс опредмечивания живых сил человека (Человек, построивший здание опредмечивает собственные силы). Человечество живет в искусственной среде ранее созданной.

Виды деятельности:

Труд – процесс орудийного взаимодействия человека с природой с целью получения общественно-полезного продукта.

Только человек способен совершенствовать орудия труда. Но опосредованные его результаты есть изменение природы, а также изменение самого человека.

Учение – процесс усвоения новым поколением общественно-исторического опыта в разных его формах в виде знании, умений и навыков.

Игра – форма самовыражения и утверждения человека через его открытость миру возможного поведения. Развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления. В игре человечество демонстрирует победу над чисто земными интересами, реализует человеческие стремления. Главное содержание является духовным. Занимает сквозное значение в искусстве, философии, науке, политике, военном знании, юриспруденции.

Структура деятельности:

Субъект – это тот, кто действует,

Объект – это то, что испытывает действие.

Отношения типа С-О (например, в ходе трудовой деятельности)

Отношения типа С-С (например, в ходе военной деятельности, игре, медицине)

Мотив – это то, что побуждает субъект к деятельности. Материальный или идеальный предмет, задающий личностный смысл деятельности.

Цель – образ результата, который мотивирует человеческую деятельность

Средства – процедуры, методы, условия, профессиональные качества

Действия – осознанные конкретные элементы деятельности человека

Операции – автоматизированные компоненты деятельности человека

Предмет – та часть объекта, которая осознанна субъектом через призму его задач, целей, средств и процедур

Формы деятельности – нечто надындивидуальное, ибо мы родившись застаем определенные формы деятельности и оставляем после себя определенные формы деятельности.

Форма деятельности определяется не генетикой, а социальными причинами, что называется социальной детерминацией форм человеческой деятельности. Человек не волен выбирать время, эпоху, страну. Человек живет ограниченное время, оказывается в определенных исторических условиях с устоявшимися формами деятельности. Необходимо овладеть частью форм деятельности. После обучения он становится субъектом, далее он либо укрепляет эти формы, либо пытается их изменить. Кроме деятельности есть надличностный компонент – знания , которые тоже социально детерминированы. Новые поколения наследуют сложные формы деятельности через накопление предшествующих знаний о мире. В традиционном обществе (доиндустриальном) знания передавались путем семейного неформального воспитания. Ясно и предопределено «кто кем будет», дети наследуют права и обязанности родителей. В современном европейском обществе трансляция знаний осуществляется методом универсального всеобщего образования. Фундаментализация знаний тут необходима. Возникает проблема – как соотносить общие и узкие знания? Отличие культуры Востока от Запада в том, что Европа первой выработалатспособ трансляции знания при помощи универсализации образования (с эпохи античности). Греки разработали логические нормы понятийного мышления, овладели способами теоретического познания действительности через анализ языка определили структуру универсалий, благодаря которым были получены первые философские категории, обладающие всеобщностью и универсальностью. В результате сформировалась научная точка зрения на мир.

Представления о мире стали упорядоченными через определенную систему категории, общих понятий.

Особенности научной деятельности:

Деятельность человека подразделяется на:

1) Внешнюю , осуществляемую при помощи орудий труда

2) Внутреннюю , то есть умственную деятельность (научная деятельность)

Цель научной деятельности – это порождение теоретических знаний о мире.

Исторически было предложено разделение деятельности на физический и умственный труд.

Любое теоретическое знание в конечном виде ведет к его практической реализации. Но в научном познании необходимо различать фундаментальную (с целью познания) и практическую направленность (удовлетворяющую материальную потребность человека). Существует пруд исполнительный и исполняющий (разделение между словом и делом). Ученые занимают высокое социальное положение в обществе. Научная деятельность направлена на получение новых знаний о мире в противоположность традиции. Западная культура признала позитивность отклонения от норм. Они полагались на мораль в собственной голове, а не на мораль родителей.

Продукты научной деятельности производятся единично, универсальны и неповторимы.

Э. Галуа, 1821г – решение проблемы решаемости алгебраических уравнений

Августа Ада Лавлейс (XIX) - написала комментарий переведенной статьи (с итальянского), что повлияло на современное программирование. Средствами научной деятельности выступают прежде всего методы мышления, такие как анализ, синтез и проч. Мотивация больших ученых сродни мотивации игры.

2. Субъект научной деятельности

Человек реализует в научной деятельности свободу, мечты дарования, способности, интересы.

Субъект научной деятельности – это ученый, его личность. Он должен удивляться миру и иметь волевые качества. Не существует вне научного сообщества, которое, в свою очередь, зависит от общества.

Субъект научной деятельности – носитель определенных профессиональных знаний, навыков, умений, способный совершать научную деятельность, продуцировать и наращивать новые достоверные теории и прикладное знание. Но это не просто работник науки, это человек, испытывающий потребность в изучении окружающего мира. Должен обладать способностью к творчеству. Правила её заменять не могут. Индивидуальная предрасположенность к науке проявляется рано исходя из биографий великих ученых. (К.Гаусс проявил математические дарования рано, в 3 года).

Вместе с тем, институт науки исторически меняет свой облик, меняется характер деятельности, а значит и субъект исторически меняется. Ранее все науки были «философиями». Пифагор, Фалес, Демокрит – скорее ученые. В Средневековье огромная роль принадлежала профессорам. Карл Линней учился в Швеции и жил в доме своего профессора. Любителями (дилетантами) закладывалась основа наук.

Основоположники:

Антони ван Левенгук - микробиолог,

Уильям Петти - врач, политэкономист,

Девид Рикардо – политэкономист,

Карл Вильгельм Ше еле – химик, аптекарь.

Слово «ученый», «scientist» появилось только в XIX в, ранее они называли себя виртуозами, натуралистами, натурфилософами, энтузиастами.

Гэмфри Дэви (учитель Фарадея) – «Элементы химической философии»,

Карл Линней – «Философия ботаники»,

Э.Ж. Сент-Шлер – «Философия анатомии».

Антуан Франсуа Фуркруа – «Химическая философия».

Дарвин по образованию священник, Пьер Ферма – почтовый чиновник. Возникновение науки как профессии возникает в XIX в. В Германии благодаря Либиху происходит развитие естествознания, в университетах – создание лабораторий. В XX в происходит индустриализация науки, ученый превращается в работника науки. Существует ранговая организация: руководители и их подчиненные (инженеры, техники, лаборанты, программисты). Формируются научные коллективы, ученые-гуманитарии, ученые в технических науках, ученые-естественники, ученые-математики.

3. Наука как социальный институт

Понятие социального института тесно связано с различной деятельностью.

Любая деятельность стремится к обособлению профессионализации. Возникают учреждения со своими санкциями, служащие учреждению. То есть социальный институт – это организация человеческой деятельности, достигшая уровня зрелости – состояния, когда есть обособление, упорядоченность, нормативность, практика санкций, регулирующие учреждения. Институт устанавливает порядок правил и стандартизирует порядок поведения («Институт кражи невест»)

Социальный институт науки – комплекс социальных взаимодействий, отношений людей и организаций, профессионально занимающихся научной деятельностью. Обладает устойчивой структурой, многообразием функций, наличием норм и правил поведения, обусловленных главной целью – производством новых знаний.

Каждая наука – это своего рода обрывок знания, а все науки в простом сложении – это сумма обрывков. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п.

Как пишет В.С. Соловьев «задача философии – не одна какая-то сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство».

В связи с этим возникает необходимость определения предмета философии и ее функций.

1. Предмет философии. Место философии в системе наук и культуре

Термин “философия ” возник из соединения двух греческих слов “phileo” - любовь и “sophia” - мудрость и означает любовь к мудрости.

Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.

Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их объема и многообразия и привели к дифференциации знаний, выражающейся в появлении разных наук. Разложение единого знания на отдельные науки, начавшееся еще в период античности, не означало исчезновения философии. Наоборот, появилась потребность в особом разделе знания, способном выступить в качестве средства интеграции знания, и способа выработки наиболее общих принципов и норм познавательной и преобразовательной деятельности людей. Постепенно философия сконцентрировала свое внимание на теоретизировании вокруг наиболееобщих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о целях и смысле существования общества и личности . На эти вопросы, возникающие в исторически конкретных условиях жизни, невозможно дать ответы, пригодные для всех времен и всех народов. Люди, ставящие мировоззренческие вопросы, стремились получить такие ответы на них, которые соответствовали их потребностям и уровню интеллектуального развития. Причем в разных исторических условиях меняется не только набор мировоззренческих вопросов, но и преобразуется сама их иерархия, а также характер желаемых ответов на них. Это закладывает основу для специфики в понимании предмета философии и в его содержание.

Следует учесть, что долгое время предмет философии многими учеными отождествлялся с предметом науки вообще, а знания, содержащиеся в рамках отдельных наук, рассматривались как компоненты философии. Такая ситуация сохранялась вплоть до ХVIII в. Однако на передний план философствования разные мыслители выделяли те грани предмета философии, которые были для них объектом первоочередного интереса. Нередко отдельные мыслители ограничивали предмет философского исследования лишь некоторыми, казавшимися им наиболее существенными частями. Иными словами, надо иметь в виду, что предмет философии, как и представления о нем формируется с развитием научного знания, т. е. сведения о нем складываются в ходе преобразования самой философии. Например, из истории философии известно, что в качестве предмета философии для первых древнегреческих философов выступал природный мир, позднее для Аристотеля в этом качестве выступил весь мир. Для эпикурейцев и поздних стоиков предмет философии главным образом очерчен кругом проблем, относящихся к человеку в мире. Христианские философы средневековья предмет философии сводили к взаимосвязи между человеком и Богом. В Новое время на передний план в структуре предмета философии выдвигаются проблемы познания, методологии. В эпоху просвещения для многих европейских философов предметом размышлений снова становится человек со всем множеством его отношений. В ХIХ - ХХ вв. многообразию школ и представлений в мировой философии соответствует и богатство представлений о характере ее предмета. В наши дни в качестве предмета философских размышлений выступает природный и социальный мир, а также человек в нем как многомерная и многоуровневая система во всем изобилии связей. Философия изучает наиболее общие стороны, свойства, тенденции развития мира, выявляет всеобщие принципы самоорганизации, существования и развития природы общества, человека и его мышления, раскрывает цели и смысл существования человека в мире. При этом современная философия свои выводы основывает на обобщении данных частных наук.

В предмет философии включается и рассмотрение вопросов о том, как возникает, развивается и преобразуется сама философия, как она взаимодействует с разными формами общественного сознания и практики.

Иными словами, в качестве предмета философии рассматривается вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.

Loading...Loading...