Философия в таблицах и схемах. Философия

Таблица 1

ГРАДАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ФИЛОСОФИИ

Направления и школы западной и русской философии

Примерная хронология

Представители

ДОФИЛОСОФСКАЯ СТАДИЯ

(до VII-VI вв. до н.э., Гомер, Гесиод и др.)

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (VII вв.до н.э.- V в.н.э.)

ДОСОКРАТИКИ

(натурфилософия)

До IV в. до н.э.

Фалес, Гераклит, Парменид, софисты, Эмпедокл, Анаксимен, Анаксимандр, Анаксагор, Пифагор и пифагорейцы и др.

АФИНСКАЯ ШКОЛА

V - IV вв.до н.э.

Сократ, Платон, Аристотель

ЭЛЛИНИЗМ (IV в. до н.э.- II в. н.э.):

IV - III в. до н.э.

Антисфен, Диоген Синопский и др.

эпикуреизм

IV – I в.до н.э.

Демокрит, Эпикур и др.

скептицизм

IV – I вв.дон.э.

Пиррон, Энесидем, Секст Эмпирик, Агриппа

стоицизм

III до н.э. - II в. н. э.

Зенон Китионский, Клеанф, Хрисипп, Панеций, Посидоний, Цицерон, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий

АТОМИЗМ

V в. до н.э - I в. н.э.

Левкипп, Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар

НЕОПЛАТОНИЗМ

III – V вв.н.э.

Аммоний Саккас, Плотин, Порфирий, Прокл

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (IV-XIV вв.)

АПОЛОГЕТИКА иПАТРИСТИКА

I-VIIIвв.н.э.

Тертуллиан, Ориген, Григорий Нисский, Василий Великий, Августин Блаженный, Максим Исповедник, Петр Ивер, Иоанн Дамаскин и др.

СХОЛАСТИКА (IX – XIV вв. н.э.):

Эриугена, Альберт Великий, Ансельм Кентерберийский, И. Росцеллин, Пьер Абеляр, Бонавентура, У.Оккам, Р.Бэкон, Иоанн Дунс Скотт, Фома Аквинский

Фома Аквинский (Аквинат)

Эриугена, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский

номинализм

И.Росцеллин, Пьер Абеляр.

оккамизм

Уильям Оккам

МИСТИЦИЗМ

Мейстер Экхарт

БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ (арабская) Ф-Я

Ибн Сина (Авиценна), Ибн

Рушд (Аверроэс), Маймонид, Газали, Фараби, О.Хайям и др.

ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ (РЕНЕССАНС) (XIV-XVI вв.)

ГУМАНИЗМ И НАТУРФИЛОСОФИЯ

Данте, Петрарка, Савонарола, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Н. Макиавелли, Т.Мор, Т.Кампанелла, М.Монтень, Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Дж. Бруно, Н.Коперник, И.Ньютон, Г.Галилей, Кеплер и др.

НОВОЕ ВРЕМЯ И ПРОСВЕЩЕНИЕ (XVII-XVIII вв.)

СЕНСУАЛИЗМ И ЭМПИРИЗМ

XVII – XVIII вв.

Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк, Блез Паскаль, Ж. Ламетри, Э. Кондильяк и др.

РАЦИОНАЛИЗМ

XVII – XVIII вв.

Р.Декарт,Б.Спиноза,Г.Лейбниц,И.Кант

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

Дж. Беркли, Д. Юм

СКЕПТИЦИЗМ И АГНОСТИЦИЗМ

Д.Юм, И.Кант

КУЛЬТ РАЗУМА

(Просвещение)

Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П.Гольбах, Ш. Монтескье, И.-В. Гёте, Гердер, Даламбер и др.

КУЛЬТ ЧУВСТВА

(Романтизм)

XVII – нач. XIX вв.

В. Шекспир, Ф. Шлегель, Ф. Шиллер, Байрон, Ф. Шлейермахер и др.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (XVIII-XIX вв.)

СУБЪЕКТИВНЫЙ И ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

И.Кант, И.Г.Фихте, Г.В.Ф. Гегель, Ф.В.Й.Шеллинг

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ

МАТЕРИАЛИЗМ

Л.Фейербах

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ

МАТЕРИАЛИЗМ

К.Маркс, Ф.Энгельс

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ

ФИЛОСОФИЯ (ХIХ – ХХ в.в.)

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ

ФИЛОСОФИЯ XIX в. – нач. XX в.

А.Шопенгауэр, О.Конт, Г.Спенсер, В.Дильтей, С.Кьеркегор, Ч.Пирс, Ф.Ницше, У.Джемс, Г.Коген, Э.Кассирер и др.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (волюнтаризм и философия жизни)

А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С.Кьеркегор

ПОЗИТИВИЗМ

О.Конт, Г.Спенсер, эмпириомонизм и др.

ПРАГМАТИЗМ

XIX в. – нач. XX в.

Ч.Пирс, У.Джемс, Дж.Дьюи

НЕОКАНТИАНСТВО

(Марбургская и Баденская шк.)

XIX в. – нач. XX в.

Г.Коген, П.Наторп, Э.Кассирер, Г.Риккерт В.Виндельбанд

ГЕРМЕНЕВТИКА

XIX в. – нач. XX в.

Ф.Шлейермахер, В.Дильтей

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ

ФИЛОСОФИЯ ХХ в.

Б.Рассел, Л.Витгенштейн З.Фрейд, К.Юнг, Э. Фромм, П. Рикёр, Ж.-П. Сартр, И.Лакатос, П.Фейерабенд,М.Фуко, Ж.Деррида, Ж.Делёз, Р.Рорти и др.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

М.Шелер, П.Тейяр де Шарден, Плеснер, Гелен и др.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

Ф.Ницше,А.Бергсон, О.Шпенглер, Х.Ортега-и-Гассет

АНАЛИТИЧЕСКАЯ

ФИЛОСОФИЯ

(неопозитивизм)

Л.Витгенштейн, О.Нейрат, Р.Карнап, Дж.Мур, Б.Рассел

ПСИХОАНАЛИЗ

(фрейдизм и неофрейдизм)

З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, Э. Фромм, В.Франкл, Карен Хорни и др.

ГЕРМЕНЕВТИКА

Г.Х.Гадамер

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ И ПЕРСОНАЛИЗМ

К.Ясперс, М.Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, С.де Бовуар, Г.Марсель, М.Бубер, Л. Шестов, Н.Бердяев, П. Рикёр, Ю.Хабермас, Э.Мунье и др.

ИНТУИТИВИЗМ

А.Бергсон, Н.Лосский

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, А.Шюц

КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ

К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд и др.

СТРУКТУРАЛИЗМ

К.Леви-Стросс, Ж.Лакан, Р.Барт, М.Фуко

ХРИСТИАНСКАЯ

ФИЛОСОФИЯ : XX в.

Неотомизм

Тейяр де Шарден, А.Швейцер, Э.А.Жильсон, П.Маритен и др.

Протестантизм

К.Барт, Р.Нибур, Р.Шолль, Д.Бонхёффер, Р.Бультман, П.Тиллих, Ю.Мольтман и др.

Религиозный персонализм

Н.Бердяев, Ж.Лакруа, Э.Мунье, Дж.Ройс и др.

Религиозный экзистенциализм

К.Ясперс, Г.Марсель, Н.Бердяев, Л.Шестов, М.Бубер

ПОСТМОДЕРНИЗМ

II-ая пол.ХХв. – н.в.

Ж.Деррида, Ж.Делёз, Ж.Батай, Р.Рорти,

Ж.-Ф.Лиотар, Ф.Гваттари, Э.Агацци, Ф.Фукуяма и др.

Безусловно, градацию огромного исторического наследия философии трудно осуществить точно (насколько возможна точность в философии), в ряде моментов она относительна и условна. Многие мыслители одновременно принадлежат к разным направлениям, их философия многопланова и структурно сложна. Тем не менее, такое распределение поможет лучше сориентироваться в истории философии и получить представление о её многообразии.

Таблица 2

АНТИЧНОСТЬ (7-6 вв. до н. э. – 5 в. н.э.)

и концепций

БОГ (теология)

Переход от мифологии к философии. Религиозная основа - политеизм . Монотеизм в зародыше, в философской форме как божественное «благо» (у Сократа, Платона, Аристотеля); «огнелогос» (у Гераклита, стоиков); «единое» (у неоплатоников).

ОНТОЛОГИЯ

(учение о бытии)

Основа мировоззрения – космоцентризм . Космос – главное понятие. Он система, порядок из хаоса, универсум. Управляется Логосом (космический закон, космический разум). Господствует целесообразность. Наивный, стихийный материализм в форме натурфилософии. Философский дуализм бытия (Аристотель, стоики). Идеализм (Сократ, Платон, неоплатоники).

АНТРОПОЛОГИЯ

(учение о человеке)

Человек – это микрокосм в общей системе бытия-космоса (макрокосма ). Распространен фатализм: («Живи согласно природе», «Согласного судьба ведет, несогласного – тащит»). Человек есть единство тела, души, воли. Он существо не просто природное, но и социальное («животное политическое» - Аристотель).

АКСИОЛОГИЯ

(учение о ценностях)

Высшее достижение человека – калокагатия как гармоническое единство внутреннего и внешнего, красоты и блага. Главная цель и образ жизни соответственно установке: а) стремление к счастью (эпикуреизм); б) мудрое достоинство и молчание, атараксия (стоики и скептики); в) свободная самодостаточность, анархизм (киники). Главные добродетели: мужество, справедливость, умеренность, любомудрие, невозмутимость. Создание этики как теории морали (Аристотель).

ГНОСЕОЛОГИЯ

(учение о познании)

Цель знания – формирование общих понятий. Деление знания на «знания-мнения», их относительность; и «знания-истины», они вне чувственного мира. Большинставо знаний – относительны (скептицизм). Основные гносеологические направления – сенсуализм (теория истечения чувственных образов Демокрита) и рационализм (интеллектуализм Платона – его теория «припоминания», Аристотель – создатель логики понятий, суждений, умозаключений).

СОЦИАЛЬНАЯ

ФИЛОСОФИЯ

Высшая форма бытия – государство. Соблюдение социальной иерархии: ремесленники, воины, мудрецы-правители – как образ идеального государства.

Разработка форм правления: тирания, олигархия, демократия – основные формы власти. История – циклически повторяемые стадии упадка и расцвета. Общая установка –телеология : движение к высшему благу.

Таблица 3.

Таблица 3.ЗАПАДНАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (2–14 вв.)

Главные составляющие (части) философии

и концепций

БОГ (теология)

Монотеизм. Философствование в вере: апологетика, патристика, схоластика. Философия – служанка богословия. Утверждение христианской догматики: Тертуллиан: «верую, даже если это абсурдно»; Августин Аврелий – «молот еретиков». Главная проблема – соотношение веры и разума , теологии и философии. Апологетика и патристика – приоритет веры над разумом, схоластика – гармонизация веры и разума (Фома Аквинский, теория двойственной истины).

ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии)

Основа мировоззрения – теоцентризм ,

креационизм и провиденциализм. Дуализм бытия: мир божий (небесный) – подлинное бытие и мир земной (сотворенный) – неподлинное.

АНТРОПОЛОГИЯ

(учение о человеке)

Тварность (вторичность по отношению к Творцу) человека «по образу и подобию» Бога. Наделение его разумом и свободой воли. Постулирование идеи грехопадения и земной греховности человека, но, одновременно, и бессмертия души . Проповедь аскетизма и смирения.

АКСИОЛОГИЯ

(учение о ценностях)

Абсолютность божественных нравственных заповедей («Десять заповедей» в Ветхом Завете; «Нагорная проповедь» в Новом Завете). Вера, любовь к богу, надежда на спасение, смирение – высшие ценности. Также декларируются добрая воля и свобода совести, вера в духовное становление человека при приобщении его к божественной благодати (крещение, причастие, исповедь – основные нравственные ритуалы). Спор о природе и наличии добра и зла в мире – теория теодицеи .

ГНОСЕОЛОГИЯ

(учение о познании)

Бог – абсолютная, высшая истина: «Я есмь сущее» (Библия). Человеческие знания – лишь бесконечный путь к истине. Попытка получить абсолютное знание – гордыня, смертный грех, за который человечество уже несет наказание. Путь познания: на этапе апологетики и патристики – преимущественно, мистическое откровение, этап схоластики дополняется рационализмом (доказательства бытия Бога, спор об универсалиях, рассуждения о сущностях).

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Государство – воля Божия. Монарх – помазанник Божий (большое влияние власти церкви, папства, кардиналов). Общество стагнировано и традиционно. Законы монархичны и «неписаны». Понятия «исторического времени» еще нет. Господствует идея Апокалипсиса («второго пришествия Христа и конца света»).

Таблица 4

ВОЗРОЖДЕНИЕ И НОВОЕ ВРЕМЯ (15–18 вв.)

Главные составляющие (части) философии

и концепций

БОГ (теология)

Изменение идеи бога, отход от догматитическо- христианского вероучения. Переориентация с теологического (патристика и схоластика) постулирования бога на философское понимание: деизм и пантеизм. Секуляризация схоластической философии.

ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии)

Переход от геоцентрической парадигмы мироздания на гелиоцентрическую . Полицентризм: идея бесконечности Вселенной и множественности миров. Возрождение натурфилософии и натуроцентризма : множество учений о субстанции , её атрибутах и модусах. Деизм, пантеизм, материализм, идеализм как онтологические позиции.

АНТРОПОЛОГИЯ

(учение о человеке)

Становление мировоззренческого антро-поцентризма и гуманизма. Реабилитация телесного начала и ограничение аскетизма. Возрождение идеи ценности земной жизни и жизненного опыта, свободы человека в его устремлениях. Культчеловека-творца. Развитие веры в духовное преображение человека, в его творческие способности, в возможности морально-духовного совершенствования.

АКСИОЛОГИЯ

(учение о ценностях)

Моральный и нравственный дуализм : одновременно требование заповедей Священного Писания и пропагандирование эпикурейского отношения к жизни. Развитие теорий гедонизма, эвдемонизма, «разумного эгоизма». Главный акцент делается на искусство и эстетические начала бытия: новый толчок получают живопись, архитектура, театр, музыка, поэзия, технические идеи.

ГНОСЕОЛОГИЯ

(учение о познании)

Укрепление позиций разума. В центре внимания – познающий субъект: «Я мыслю – следовательно, существую» (Декарт). Становление наук (естествознание) и разработка методов познания как эмпиричеческого (индуктивные методы), так и теоретического (дедуктивные методы). Складываются основные гносеологические направления: сенсуализм, эмпиризм, рационализм. Зарождение и становление классической науки.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Создаются модели совершенного, справедливого общества (социальные утопии: Т.Мор, Т.Кампанелла и др.); теории государства как реализация идеи «общественного договора» (Гоббс, Руссо, Локк и др.). В поле внимания власть, мораль и политика, теория права (Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье и др.). Возникновение теорий исторического времени и общественного прогресса (Гердер, Тюрго, Вико). Реформация в Зап.Европе (16-17вв.) – переосмысление не только роли церкви, но и создание новых социальных и этических теорий.

Таблица 5

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И МАРКСИЗМ

(18 – 19 вв.)

Главные составляющие (части) философии

и концепций

Философское постулирование бога как высших морали, цели, разума (Кант, Фихте, Гегель) неявно присутствует; а также радикальный (Фейербах, Маркс, Энгельс) и воинствующий (Ленин, большевизм в целом) атеизм .

ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии)

Мировоззренческие основания: объективный идеализм (Гегель), субъективный идеализм (Фихте); материализм + субъективный идеализм (Кант); антропологический материализм (Фейербах); диалектический и исторический материализм (Маркс, Энгельс, Ленин).

АНТРОПОЛОГИЯ

(учение о человеке)

Человек – единство мира природы и мира свободы; единство тела, души и духа. Сущность человека – его познающий разум и добрая воля, свобода, творчество и нравственность, т.е. духовность. Марксизм делает акцент на социальной природе и сущности человека, практическом характере его бытия: «Человек есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс).

АКСИОЛОГИЯ

(учение о ценностях)

Учение о «категорическом императиве» - нравственном законе. Постулирование автономии морали как результата свободы воли. Долг, совесть, ответственность – основные нравственные понятия «практического разума». Человек как высшая ценность: он – цель, а не средство (Кант). Право, мораль, нравственность как исторические явления. Свобода – показатель общественного развития, реализация Духа во времени (Гегель, марксизм). Нравственные чувства (любовь), стремление человека к счастью – основа бытия, даны человеку от природы, они его сущность (Фейербах). Своеобразная философия искусства Шеллинга, которая вытекает из его философии природы. Именно в искусстве, считает он, преодолевается противоположность теоретического и нравственно-практического освоения мира, наступает гармония сознательной (человека) и бессознательной (природы) деятельности, устанавливаемая Абсолютом.

ГНОСЕОЛОГИЯ

(учение о познании)

1.Познание – процесс субъектной активности, априорной заданности субъекта на познание (Кант, Фихте), где снимается классическая противопоставленность субъекта и объекта. 2. Познание как отражение самоосуществления Абсолютного Духа, как логическое развертывание его содержания через систему понятий и законов: от простого к сложному, от «ничто» к высшим формам – искусству, религии, философии (Гегель). 3. Познание как адекватное отражение объектов реального мира: «субъективный образ объективного мира», цель- получение объективной истины ; как постоянное приближение к абсолютному знанию: «от сущности 1-го к сущности n-го и далее порядка». Знание как единство относительных и абсолютных истин. Практика – критерий истины, основа и цель познания (марксизм). Общая методология – диалектика.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

История, по Гегелю – прогресс духа во времени, в осознании и обретении свободы и реализации нравственного закона. Общество в истории проходит ряд ступеней – семья, гражданское общество, государство. История как совокупность и смена разных культур: вавилонской, египетской, восточно-азиатской, германо-европейской. Последняя является высшей. Марксизм: теория исторического материализма – учение о смене общественно-экономических формаций (ОЭФ). Их пять, каждая ОЭФ совершеннее предыдущей по ряду параметров. Движение от низшей к высшей – цель и назначение истории. В целом характерен прогрессистско-формационный подход.

Следует обратить внимание, что схематизация философии – процесс очень сложный, здесь невозможно обойтись без значительного упрощения и потерь тех или иных положений и взглядов. Так как философия 19 – 20 вв. еще более сложная, разноплановая и неоднозначная в своих направлениях и позициях, автор не рискует продолжить далее, чтобы вместо истины не получить искажение, и тем не менее, считает, что такая трудоемкая работа была не напрасной. Компактное изложение основных позиций по отдельным предметным аспектам философии поможет лучше и быстрее сориентироваться в многообразном материале. Схемы можно использовать и как методологический материал для самостоятельной работы, например, можно дать такие задания: а) развернуть отдельные части; б) дополнить и уточнить позицию; в) подобрать соответствующую литературу, первоисточники и т.д.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ВОПРОСЫ

    Возникновение философии, её предмет и основные проблемы.

    Мировоззрение и философия. Сущность, структура и типы мировоззрения.

    Философское мировоззрение и житейское миропонимание.

    Специфика философии по отношению к мифологии и религии.

    Философия и наука. Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм в вопросе их взаимодействия. Философия науки.

    Философия и другие формы интеллектуально-духовной деятельности (идеология, искусство, мораль).

    Структура и части современного философского знания.

    Социальная роль и функции философии.

    Исторические типы философствования, этапы становления и развития философии.

    Философия Древнего Востока: направления, особенности.

    Античная философия, её основные направления и идеи.

    Специфика, разновидности и основные представители средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика.

    Философия эпохи Возрождения: пантеизм, антропоцентризм и гуманизм.

    Философия Нового времени и эпохи Просвещения: основная направленность, идеи и представители.

    Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах – их основные идеи.

    Философия марксизма: диалектический и исторический материализм.

    Западная философия 19 – 20 вв.: направления, представители, идеи (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ).

    Русская философия 19 – 20 вв.: крупнейшие мыслители, направления и идеи.

    Учение о бытии: понятие, структура, сферы бытия.

    Поиски оснований бытия, их многообразие. Характеристика онтологических оснований и понятие субстанции. Философский монизм, дуализм и плюрализм.

    Философский материализм и идеализм, их сущность и формы. Материя и Дух. Философские представления о материи: история и современность.

    Методологическая функция философии. Градация методов и их характеристика.

    Становление диалектики (Сократ, Гераклит, Гегель, марксизм)

    Диалектика как система: принципы, законы, категории.

    Проблема развития. Две концепции развития. Диалектика и метафизика как противоположные подходы к развитию.

    Современные методологии: представления о детерминизме. Синергетика. Концепция глобального эволюционизма.

    Гносеология, её предмет. Гносеологический оптимизм и гносеологический пессимизм: история и современность.

    Познание как процесс субъект-объектных отношений, их изменение в истории познания. Исторические типы рациональности.

    Пути, уровни, виды и формы познавательной деятельности, их характеристика.

    Возможности и границы познания: гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм, их позиции и аргументы.

    Сенсуализм, эмпиризм, рационализм и иррационализм в познании: сила и слабость их аргументов.

    Проблема истины. Истина как процесс. Истина и заблуждение: верификация, фальсификация, пролиферация как методы научного познания. Объективность, абсолютность и относительность в процессе познания.

    Понятие критерия истинности знания. Различные концепции истинности знания в философии и науке, их характеристика.

    Внерациональные формы познания: Истина и вера. Истина и интуиция. Истина и ценность. Истина и правда.

    Виды знания. Научное знание, его отличительные характеристики. Исторические этапы естественнонаучного знания. Современные проблемы познания и требования к знанию.

    Наука и техника. Понятие НТП и НТР. Философия и технические науки. Сциентизм и антисциентизм.

    Философская антропология: предмет, формирование. Природа и сущность человека: биосоциальное единство и духовно-нравственная сущность.

    Проблема сознания. Социальная сущность сознания. Сознание и язык.

    Сознание и бессознательное. Сознание и самосознание. Сознание и культура.

    Человек как индивид, индивидуальность и как личность: сравнительная характеристика. Философская позиция в их соотношении.

    Наиболее характерные концепции личности в философии 19 – 20 вв.: ницшеанство, психоанализ, марксизм, персонализм и экзистенциализм.

    Аксиология. Понятие ценности. Структура и иерархия ценностей. Высшие ценности.

    Личность и ценностные ориентации. Мораль и нравственность в системе ценностей, их основные категории.

    Свобода как реальная ценность и как понятие. Концепции свободы. Свобода, волюнтаризм, фатализм, конформизм.

    Внешняя и внутренняя свобода. Нравственная свобода, моральный выбор и ответственность.

    Философия о жизни, её смысле, смерти и бессмертии. Любовь как высшая гуманистическая ценность.

    Философия общества и исторического процесса, её проблематика. Философия и социология.

    Философия о единстве и многообразии исторического процесса: подходы и теории.

    Понятие цивилизации и культуры, их различие и взаимодействие.

    Глобальные проблемы современности, их оценка и возможности разрешения. Будущее человечества.

    Понятие гражданского общества и правового государства, их состояние и перспективы в России.

Вконтакте

Одноклассники

Данная статья представляет собой часть 2-й главы книги Аблеева С. Р. «Философия в схемах таблицах» . Речь пойдет о периодах развития индийской философии.

Все схемы и таблицы из главы продублированы ниже в текстовом формате для удобства нуждающихся или для тех, у кого нет возможности просматривать изображения.

Таблица 15

ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Ведический период — до VI-V в. до н. э.

2. Классический период — VI в. до н. э. — первая пол. I тыс.

3. Постклассический (схоластический) период — Первая пол. I тыс. — XVIII в.

4. Период неоиндуизма, или новейшей индийской философии — XIX — XX вв.

Схема 16

ДРЕВНЯЯ ИНДИЙСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ И РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ОКАЗАВШАЯ ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ

  • Пураны
  • Брахманы
  • Итихасы
  • Араньяки
  • Эпические поэмы
  • Упанишады

Схема 17

ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ (ДАРШАНЫ)

1. АСТИКА (ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ) — признавали авторитет Вед и разделяли философские убеждения их авторов (Бог, Высшие Миры, душа, жизнь после смерти, карма, сансара, перевоплощения):

  • Санкхья (Капила)
  • Йога (Патанджали, Вьяса)
  • Веданта (Бадараяна, Вьяса)
  • Ньяя (Готама)
  • Вайшешика (Канада)
  • Миманса (Джаймини)

2. НАСТИКА (НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ) — не признавали авторитет Вед или выступали с критикой брахманизма.

  • Джайнизм (Махавира)
  • Буддизм (Гаутама Будда)
  • Чарвака (Брихаспати)
  • Адживика (Макхали Госала)

Таблица 18

НЕКОТОРЫЕ ВАЖНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Авидья — незнание, невежество, заблуждение относительно важнейших духовных истин.

Атман — высшее субъективное духовное начало Бытия, высшее духовное начало человека.

Брахман — высшая объективная Реальность; безличное Абсолютное начало Бытия.

Гуны — свойства материальной природы (саттва, раджас, тамас).

Джива — в широком смысле душа или искра жизни, монада, вселенское жизненное начало.

Дхарма — моральный закон; долг; духовное учение (существуют и др. значения).

Карма — закон причин и следствий; воздаяние; рок или судьба.

Лока — область; место; сфера; мир.

Майя — иллюзия; мираж; космическая сила, создающая объективный мир.

Мукти — освобождение от сансары и земной кармы.

Нирвана — высшее духовное состояние сознания, связанное с достижением сферы духовного бытия.

Пракрити — материальная природа, материальная субстанция.

Пуруша — духовная природа; духовная субстанция; Абсолютный Дух.

Сансара — круговорот постоянных перевоплощений души, вращение души в круге духовных и материальных миров.

Схема 19

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ (ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД: КОНЕЦ I ТЫС. ДО Н. Э. — XVIII В.)

1. ФИЛОСОФИЯ ИНДУИЗМА:

  • Адвайта-веданта (Шри-Шанкара)
  • Вишишт-адвайта (Рамануджа)
  • Вишнуизм (Мадхва, Чайтанья, Госвами, Баладэва)
  • Шиваизм
  • Шактизм

2. ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ (Вьяса, Мишра, Бходжараджа)

Разновидности классической индийской йоги:

  • Раджа-йога
  • Карма-йога
  • Джнани-йога
  • Бхакти-йога

3. ФИЛОСОФИЯ БУДДИЗМА

Религиозно-философские течения:

  • Хинаяна (Будхагхоша, Вусубандху)
  • Махаяна (Нагарджуна, Асвагоша)

Философские школы:

  • Вайбхашика (Вусубандху, Бхаданта, Дхарматрата)
  • Саутрантика (Кумаралабдха, Дхармоттара, Яшомитра)
  • Мадхъямика (Нагарджуна)
  • Иогачара (Асанга, Вусубандху)

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Вконтакте

Вконтакте

Одноклассники

Данная статья представляет собой 1 главу книги Аблеева С. Р. «Философия в таблицах» . Речь пойдет о понятии философии и ее социально-культурной роли.

Все схемы и таблицы из главы продублированы ниже в текстовом формате для удобства нуждающихся или для тех, у кого нет возможности просматривать изображения.

Схема 1

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

  • Чувственное мировосприятие
  • Приверженность традиции
  • Символизм и аллегоричность
  • Отсутствие рациональных понятий
  • Преобладание чувственного мировосприятия
  • «Вера» возводится в принцип
  • Система догматов
  • Разум занимает подчиненное положение
  • Рациональное мировосприятие
  • Разум становится выше веры
  • Формируются абстрактные понятия
  • Используются наблюдения, сравнения, анализ, выводы, доказательства.

Таблица 3

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

Какие представления о предмете философии имели те или иные философы или философские течения.

  1. Пифагор — «Любовь к мудрости» (фило-софия).
  2. Гераклит — Философ — человек, занимающийся исследованиями.
  3. Платон — Особая наука, направленная на познание вечного истинного бытия.
  4. Сократ — Средство познания Добра и Зла.
  5. Аристотель — Исследование причин и принципов вещей.
  6. Эпикур — Путь достижения счастья посредством разума.
  7. — Средство рационального познания и доказательства Бога. Средство разъяснения истин Священного писания.
  8. Гегель — Наука об Абсолютном Разуме, постигающем самого себя.
  9. Кант — Способ познания мира через абстрактные метафизические понятия.
  10. Учение «Живая Этика» — Средство познания мира, основанное на духовной интуиции и разуме. Средство духовного совершенствования человека и мира.

Схема 4

ВИДЫ ФИЛОСОФИИ (Часть 1)

1. ПО ОРИЕНТАЦИИ НА КОНКРЕТНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ТЕОРЕТИЗАЦИИ

  • Обыденная философия
  • Религиозная философия
  • Мистическая философия
  • Научная философия

2. ПО ОТКРЫТОСТИ И ДОСТУПНОСТИ

  • Эзотерическая философия
  • Экзотерическая философия

3. ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ

  • Философия Древнего мира
  • Философия Средневековья
  • Философия эпохи Возрождения
  • Философия Нового времени
  • Философия Новейшего времени

Схема 5

ВИДЫ ФИЛОСОФИИ (Часть 2)

КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ТРАДИЦИЙ И СИСТЕМ:

1. ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ

  • Восточная философия
  • Западная философия
  • Европейская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Арабская философия
  • Русская философия
  • И т. д.

2. ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСА О ПЕРВИЧНОСТИ ДУХОВНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО НАЧАЛА

  • Идеалистическая философия
  • Материалистическая философия

3. ПО ОРИЕНТАЦИИ НА КОНКРЕТНЫЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ, ТЕОРИИ, ИДЕИ, РЕЛИГИИ

  • Буддийская философия
  • Христианская философия
  • Исламская философия
  • Рационалистическая философия
  • Теологическая философия
  • Позитивистская философия
  • Атеистическая философия
  • И т. д.

Таблица 6

ТРАДИЦИОННЫЕ РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФИИ
(ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ)

1. ОНТОЛОГИЯ — учение о бытии.

2. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — учение о человеке.

3. ГНОСЕОЛОГИЯ (ЭПИСТЕМОЛОГИЯ) — учение о познании.

4. АКСИОЛОГИЯ — учение о ценностях.

5. ЛОГИКА — учение о законах мышления.

6. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ — учение о законах общественного развития.

7. ЭТИКА — учение о морали и нравственности.

8. ЭСТЕТИКА — учение о законах красоты.

9. ГЕРМЕНЕВТИКА — учение о смыслах.

10. ТЕОЛОГИЯ — учение о Боге.

Таблица 7

ОСНОВНЫЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ (ДИСЦИПЛИНЫ)
СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ НАУКИ

1. Метафизика
2. Философия природы
3. Философия человека
4. Философия познания
5. Этическая философия
6. Социальная философия
7. Философия истории
8. Философия культуры
9. Философия политики
10. Философия образования
11. Философия техники
12. Философия религии
13. Философия языка
14. Философия искусства
15. Логика
16. История философии
17. Футуристическая философия

Таблица 8


ОСНОВНОЙ ВОПРОС (ПРОБЛЕМА) ФИЛОСОФИИ
В ТРАКТОВКЕ РАЗЛИЧНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ

1. Древний мир — Новейшее время

Философское течение (школа): Буддизм (Гаутама Будда и др.)
Суть основного вопроса философии: Как избавиться от страданий, присущих земному бытию?

2. Древний мир — Новейшее время

Философское течение (школа): Ортодоксальная индийская философия (Капила, Патанджали, Вьяса Канада, Шанкара и др.)
Суть основного вопроса философии: Как избавиться от сансары (круговорота перерождений души), кармы (последствий своих поступков и мыслей), достичь мокши (освобождения от земного бытия) и бессмертия в духовных мирах?

3. Древний мир — Новейшее время

Философское течение (школа): Даосизм (Лао Цзы и др.)
Суть основного вопроса философии: Познание Дао и достижение бессмертия.

4. Древний мир

Философское течение (школа): Античные философские школы (Фалес, Пифагор, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Парменид, Демокрит, Платон, Аристотель и др.)
Суть основного вопроса философии: Что лежит в основе всех вещей? (Что есть истинное бытие?)

5. Средние века

Философское течение (школа): Христианская философия (Августин, Ориген, Василий Великий, Фома Аквинский).
Суть основного вопроса философии: Что есть Бог? Спасение души.

6. Средние века - Новейшее время

Философское течение (школа): Суфизм (Аль-Мисри, Аль-Мухасиби, Джунайд, Сухраварди, Ибн аль-Араби и др.)
Суть основного вопроса философии: Воссоединение с Богом

7. Средневековье и Возрождение

Философское течение (школа): Оккультная философия (Альберт Великий, Раймонд Луллий, Никола Фламмель, Якоб Беме, Парацельс, Евгений Филалет и др.)
Суть основного вопроса философии: Трансмутация сущности человека и достижение духовного бессмертия.

8. Новое время

Философское течение (школа): Эмпиризм, Рационализм (Бэкон, Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.)
Суть основного вопроса философии: Каков истинный метод научного и философского познания?

9. Новое время

Философское течение (школа): Кант
Суть основного вопроса философии: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

10. Новое время

Философское течение (школа): Гегель
Суть основного вопроса философии: Познание Абсолютного Духа и диалектической логики его развития.

11. Новое и Новейшее время

Философское течение (школа): Диалектический материализм (марксизм) (Маркс, Энгельс, Ленин и др.)
Суть основного вопроса философии: Соотношение материи и духа. Что первично: материя или дух? Способен ли дух познать материю?

12. Новейшее время

Философское течение (школа): Неопозитивизм (Шлик, Карнап, Нейрат, Рассел и др.)
Суть основного вопроса философии: Что есть истинное научное познание?

13. Новейшее время

Философское течение (школа): Лингвистическая философия (Витгенштейн, Хайдеггер и др.)
Суть основного вопроса философии: Проблема языка

14. Новейшее время

Философское течение (школа): Экзистенциализм (Камю, Сартр, Марсель, Ясперс и др.)
Суть основного вопроса философии: Проблема человека

15. Новейшее время

Философское течение (школа): Экзистенциализм (М. Хайдеггер)
Суть основного вопроса философии: Почему есть нечто, а не ничто?

16. Древний мир — Новейшее время

Философское течение (школа): Философия, близкая эзотерической традиции (теософия, Учение Храма, Живая Этика и др.) (Махатмы, Блаватская, Ла Дью, Рерихи и др.)
Суть основного вопроса философии: Познание мира. Совершенствование человека и мира.

Таблица 9

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

  1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ — связана с формированием индивидуального или коллективного мировоззрения — системы общих представлений о мире и человеке.
  2. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ (ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ) — связана с познанием мира и человека.
  3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ — связана с разработкой общих принципов и методов познавательной и практической деятельности человека.
  4. ЛОГИЧЕСКАЯ — связана с осмыслением и формулированием общих законов рационального мышления.
  5. ЦЕННОСТНАЯ (АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ) — связана с осмыслением и обоснованием значимости духовных ценностей для человека и общества.
  6. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ — связана с обоснованием ценности человеческой личности, ее достоинства, прав и свобод.
  7. ЭВРИСТИЧЕСКАЯ — связана с проникновением интеллектуальной интуиции в область неведомого и направлением научного познания.
  8. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ — связана с изучением законом красоты и ее восприятия человеческим сознанием.
  9. ПРАКТИЧЕСКАЯ — связана с выработкой смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека.
  10. КУЛЬТУРОТРАНСЛИРУЮЩАЯ — связана с обобщением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества.

Таблица 10

ГЛАВНЫЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ

1. ОБЫДЕННАЯ (ЖИТЕЙСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ — познание опирается на чувственное восприятие, произвольные умозрения, связанные или несвязанные с объективным опытом и реальностью.

2. РЕЛИГИОЗНО-ДОГМАТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - познание опирается на положения Священного Писания и догматы церкви. Исходит из приоритета веры над знанием. Использует разум для толкования и доказательства предметов веры.

3. МИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - познание опирается на личный или исторический мистический (духовный) опыт, эмпирическое, рациональное и иррациональное познание, которые осмысливаются и истолковываются средствами разума.

5. НАУЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ:

  • ЭМПИРИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - познание опирается на объективный опыт, который осмысливается и истолковывается средствами разума.
  • РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - познание опирается на доводы разума, исходящие из интеллектуальной интуиции.
  • РАЦИОНАЛЬНО-ЭМПИРИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - познание опирается на объективный опыт, доводы разума и действие интуиции (а также другие виды иррационального познания), которые истолковываются средствами разума.

Таблица 11


ЧТО ФИЛОСОФИЯ МОЖЕТ ДАТЬ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ?
(ПРАКТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ)

  1. Ответить на наиболее фундаментальные вопросы о мире и человеке.
  2. Помочь осмыслить свое место в мире и смысл жизни.
  3. Обучить принципам «мудрой жизни» (т. е. жизни без иллюзий, без страданий, без заблуждения и т. д.).
  4. Укрепить внутренний духовный «стержень» и развить способность стойко преодолевать жизненные трудности.
  5. Научить синтетическому (философскому) стилю мышления, т. е. способности глубоко и всесторонне видеть любую проблему и плодотворно решать ее.
  6. Научить совершенствованию и раскрытию своих внутренних сил.
  7. Научить познанию будущего.

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Вконтакте

Учебное пособие «Философия в схемах и таблицах» по дисциплине: «Основы философии» выполняет следующие функции:

Повышает степень наглядности, делает доступным для студентов учебный материал;

Является источником информации, освобождая преподавателя от большого объема технической работы, что повышает его творческий уровень.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное образовательное бюджетное учреждение

Среднего профессионального образования

«Государственный медицинский колледж г. Братска»

(ОГОБУСПО «Государственный медицинский колледж г. Братска»)

ФИЛОСОФИЯ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ

Учебное пособие

По дисциплине: «Основы философии»

Специальность: «Лечебное дело», «Сестринское дело»,

«Фармация», «Стоматология ортопедическая»

Курс: I, II

Братск 2015 г.

Рассмотрен и одобрен на

заседании ЦМК Утвержден на заседании

Протокол заседания № _____ Методического совета колледжа

От «___»____________ 20___г. Протокол заседания № _______

Председатель _______________ от «___»______________20_____г.

Составил: преподаватель 1 категории А. Н Новикова

Рецензент: преподаватель высшей категории социальных наук Е. Н. Локтева

Пояснительная записка

Одним из приоритетных направлений улучшения качества обучения является создание учебных материалов нового поколения, применение инновационных технологий, отвечающих современным требованиям.

Учебное пособие «Философия в схемах и таблицах» по дисциплине: «Основы философии» выполняет следующие функции:

  • повышает степень наглядности, делает доступным для студентов учебный материал;
  • является источником информации, освобождая преподавателя от большого объема технической работы, что повышает его творческий уровень.

Учебное пособие составлено в соответствии с Рабочей программой по дисциплине: «Основы философии». Пособие разработано по всей дисциплине «Основы философии», помогает сформировать следующие знания и умения студентов:

  • представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
  • знания о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;
  • знания об условиях формирования личности, её свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды.

ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Тема 1.1: «Происхождение философии. Философия как наука»

Общее понятие мировоззрения и его основные виды

Функции философии

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни

РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ

ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Тема 1. 2: «Происхождение философии. Философия как наука»

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

Эпоха

Предмет изучения

Основная идея

1. Античность (Фалес, Гераклит и др.)

Микро-макро-космос

Гармония между человеком и космосом

Космоцентризм

2. Средневековье

(Ф. Аквинский и др.)

Человек - бог

Теологическая идея. Мир человека через бога

Теоцентризм

3. Возрождение и Просвещение (Дж. Бруно, Дж. Локк и др.)

Человек и общество

Гуманизм. Человек – гармония души и тела

Антропоцентризм

4. Философия Нового времени (Бэкон, Декарт и др.)

Человек и природа

Естественнонаучное освоение мира

Наукоцентризм

5. Немецкая классическая философия (Кант, Гегель и др.)

Творческий субъект и его деятельность

Творческая субъективность

6. Неклассическая философия (Ницше. Фрейд и др.)

Субъективно – объективный фактор

Идея свободы

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Даосизм – древнейшее философское учение Китая

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.1: «Философия Древнего Востока»

Философская школа Древнего Китая – конфуцианство

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.1: «Философия Древнего Востока»

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.2: «Развитие античной философии»

Краткая характеристика этапов (периодов) древнегреческой философии

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Нового времени»

Основные направления и характерные черты философии

эпохи Возрождения

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.3: «Философия эпохи Средневековья, Возрождения,

Нового времени»

Основные философские направления

Нового времени и Просвещения

Идолы Френсиса Бэкона

Идолы рода – ложные представления о Мире, которые присуще всему человеческому роду и являются результатом ограниченности ума и органов чувств человека.

Идолы пещеры – искаженные представления о действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира.

Идолы рынка и площади – ложные представления людей, порожденные неоднозначным употреблением слов.

Идолы театра – ложные представления о мире, заимствованные из различных философских школ.

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.4: «Немецкая классическая философия»

Философия марксизма

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2. 5: «Русская философия»

Общее понятие и характерные черты русской философии

Таблица 1. Четыре эпохи в философии

Таблица 2. Античная философия

Таблица 3. Средневековая философия

Таблица 4. Философия Нового времени

Примечание. В таблице в соответствии с избранной крупномасштабной классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика «Авторы основных философских концепций» применительно к эпохе Возрождения. Безусловно, такие возрожденческие философы, как Николай Ку-занский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают самых лестных оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпохи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштабности с творениями Декарта, Локка, Канта.

Таблица 5. Философия XX века

Таблица 6. Философия о человеке

Таблица 7. Философия об обществе

Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризуется в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистским.

Таблица 8. Три главные ценности

Примечание. Ценность - это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использования определенных философских методов.

Таблица 9. Философия о красоте

Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная ценность чувственно-эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрасному или возвышенному.

Таблица 10. Философия о добре

Таблица 11. Три концепции чувственного познания

Таблица 12. Что такое рациональное познание?

Таблица 13. Три современные концепции истины

Таблица 14. Что такое истина?

Таблица 15. Уровни научного исследования

Таблица 16. Три теоретических метода

Таблица 17. Философия языка

Таблица 18. Философия техники

Таблица 19. Философия природы

Таблица 20. Второй (неприродный) пол

Таблица 21. Две интерпретации образования

Из книги ИСТИНА в тезисах автора Мороз Юрий

Из книги История человеческой глупости автора Рат-Вег Иштван

ОМОЛАЖИВАЮЩИЙ КУРС КАЛИОСТРО Калиостро обычно не причисляют к алхимикам, хотя сам он и говорил, что владеет тайной элексира жизни. Но тайну он получил не как алхимик, а как великий копт, то есть глава ужасно глупой ложи свободных каменщиков, отправляющей древнеегипетские

Из книги Логика автора Шадрин Д А

Из книги Философия автора Канке Виктор Андреевич

1. Введение в курс логики В своем развитии человечество прошло длинный путь – от далеких времен, когда первым представителям нашего рода приходилось ютиться в пещерах, до городов, в которых живем мы и наши современники. Такой временной разрыв не повлиял на сущность

Из книги Основы философии автора Канке Виктор Андреевич

Из книги Размышляя о политике автора Пятигорский Александр Моисеевич

Приложение 100 вопросов на понимание курса философии К Введению1. Уступает ли философия науке в рациональности?2. Уступает ли философия искусству в образности?3. Уступает ли философия религии в нравственном отношении?4. Обладает ли философия практической

Из книги Око духа [Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира] автора Уилбер Кен

Из книги Петрици автора Панцхава Илья Диомидович

Приложение 4. Программа курса философии Тема 1. Что такое философия?Тема 2. Античная философияТема 3. Средневековая философияТема 4. Нововременная философияТема 5. Философия наших днейТема 6. Философия человека, общества и историиТема 7. Философия как аксиологияТема 8.

Из книги Том 25, ч.2 автора Энгельс Фридрих

Приложение 5. Примерное почасовое планирование кнрса философии (для вариантов I/II/

Из книги Избранные работы автора Наторп Пауль

Приложение 2. Замечания о личности в политической философии Сначала - о предмете. Здесь будет говориться о личности с точки зрения политической философии. Но почему политическая философия, а, скажем, не экономическая? Только самые наивные и малообразованные наши

Из книги Философские идеи Людвига Витгенштейна автора Грязнов Александр Феодосиевич

Из книги автора

ПРИЛОЖЕНИЕ ИОАНН ПЕТРИЦИ «РАССМОТРЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОКЛА ДИАДОХА» ПРЕДИСЛОВИЕНам следует познать сущность великих богословских теорий, но сперва надо уяснить идею настоящей книги. А ее идея заключается в следующем: во-первых, в том, чтобы выявить единое,

Из книги автора

II. Вексельный курс {Барометром движения денежного металла в международном масштабе является, как известно, вексельный курс. Если Англия должна уплатить Германии больше, чем Германия Англии, то в Лондоне повышается цена марки, выраженная в стерлингах, а в Гамбурге и

Из книги автора

Приложение. Задача эстетики и философии религии § 35. Задача и принцип эстетики Природа и нравственный мир – то, что есть, и то, что должно быть, – обнимают, по-видимому, собою все, что может быть предметом человеческого познания. И тем не менее лишь за их пределами лежит

Из книги автора

Приложение I. Людвиг Витгенштейн и философская мысль XX века (Материалы коллоквиума в рамках X Всесоюзной конференции по логике, методологии и философии науки. Минск, сентябрь 1990 г.) Программа Бюро коллоквиума: доктор философских наук Козлова М.С. доктор философских наук

Loading...Loading...