Гессен сергей иосифович. Гессен, Сергей Иосифович — Электронная энциклопедия ТГУ

Образовательная концепция С. И. Гессена, являясь отражением его философских воззрений, предлагает конкретные пути решения многих глобальных философских проблем. Наиболее ярко и наглядно это проявляется в разработанной ученым «педагогике культуры». Педагогика, как наука, предметом которой является образование, трактуется С. И. Гессеном как осознание воспитания, «то есть этого всем нам бессознательно уже известного процесса». Ключевые понятия его философско-педагогической концепции -цели и ценности. Одни цели названы С. И. Гессеном условными. Это те «цели - данности», допускающие хоть иногда и очень отдаленное, но полное и окончательное разрешение. Другие цели - безусловные или «абсолютные». Это «цели в себе»: наука, искусство, нравственность, хозяйство и т. д. Такие цели - «культурные ценности» являются по существу «неисчерпаемыми заданиями», то есть «задачами высшего порядка, неисчерпаемыми по самому существу своему и открывающими для стремящегося к ним человечества путь бесконечного развития». С. И. Гессен развивает концепцию культуры как «деятельность, направленную на осуществление безусловных целей - заданий».

Рассматривая идентичность целей образования и целей культуры, С. И. Гессен выстраивает структуру образования, исходя из культурных ценностей: сколько культурных ценностей, столько должно быть и видов образования (нравственное, художественное, научное, религиозное, правовое, хозяйственное).

С. И. Гессен, осознавая кризисность состояния культуры, видит выход из него в обращении к общечеловеческим ценностям, ставшим основой его «педагогики культуры». Приобщение личности к высшим культурным ценностям через образование - вот тот путь, который поможет преодолеть кризис «критической эпохи». Особое место в педагогической концепции С. И. Гессена занимает проблема взаимоотношений внутренней свободы личности и внешней культуры. Развитие свободы в личности возможно через нравственное образование, задачи которого — отмена природного принуждения, «чеканка» темперамента в личность, воспитание внутренней силы свободы, что возможно «только через поставление личности сверхличных целей, в творческом устремлении, к которым растет ее устойчивая сила». На всех трех ступенях нравственного образования, а именно: аномия - гетерономия - автономия, реализующихся в таких формах деятельности, как игра - урок - творчество, следует избегать двух крайностей. Первая - преждевременное воспитание, в котором «предлагаемый ребенку внешний материал превосходит способность его усвоения, неизбежно воспитывает надломленных, безличных людей». Другая крайность - изолирование ребенка от культуры. Мудрое воспитание заключается в соразмерности внешнего материала внутренней способности ребенка к переработке этого материала. Искусство воспитателя - провести воспитанника между двумя крайностями.

Ценности (в терминологии С. И. Гессена - «цели-задания») в образовательной концепции преобразуются в конкретные задачи педагогической деятельности, ведущими среди которых можно считать развитие личности и приобщение к культурному процессу. Становление личности есть творческий процесс, где «оформляющим» началом выступает непрерывное и устойчивое действие человека. «Личность, - пишет С. И. Гессен, - есть рост, а для роста необходимо сохранение старого в новом». Основой последовательного и устойчивого действия человека должна стать единая задача, сформулированная ученым как «работа над сверхличными задачами», то есть осуществление «сверхличных» целей науки, искусства, права, религии, хозяйства через свободное творчество. Свобода, по мнению С. И. Гессена, есть «творчество нового, в мире дотоле He-существовавшего. Я свободен тогда, когда какую-нибудь трудную жизненную задачу, передо мной вставшую, разрешаю по-своему, так, как ее никто иной не смог бы разрешить». Анализируя свободное самоопределение личности, С. И. Гессен выводит ее основополагающую формулу: «будь свободен -> будь самим собой —> стремись к высшему, чем ты».

Творческое саморазвитие личности, по С. И. Гессену, может протекать в двух направлениях: первое направление «образовательное путешествие», или «духовное странствие», которое понимается С. И. Гессеном как «путешествие в стране духа, в мире человеческой культуры, в течение которого деятельность человека приобретает все более характер творческого призвания, а круг его общения последовательно расширяется, вбирая в себя в пределе не только все нынешнее поколение в его настоящей творческой борьбе, но и прошлое и даже будущее человечество». «Духовными путями сообщения», облегчающими человеку его образовательное странствие, являются библиотеки, музеи, выставки, лекции и доклады в научных и профессиональных обществах. Второе направление - университетское (вузовское) образование, где научное исследование должно являться основной формой деятельности. Это неразрывное единство преподавания и исследования.

Система воспитания, предложенная С. И. Гессеном в «Основах педагогики», опирается на следующие принципы: учет личностных особенностей ребенка; последовательнось в проведении воспитательных действий; организация силы и авторитет; учет физиологических и возрастных особенностей ребенка; трудовой принцип в воспитании; целостность умственного и физического воспитания.

С. И. Гессен разрабатывает теорию национального образования, основываясь на следующих положениях:

Говорить о национальном образовании, в сущности, так же неправильно, как говорить о личном образовании, ибо личность есть «естественный плод образования», направляющего человека к сверхличным целям при сохранении. им его внутренней свободы;

Национальное образование не есть особый вид образования, а есть просто хорошее образование;

Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным, и наоборот, подлинно национальным, действительно созидающим, а не разрушающим нацию будет только хорошо поставленное нравственное, научное и художественное образование, хотя бы оно и не заботилось специально о развитии национального чувства;

Нация, будучи органической частью единого человечества, существует как единство многообразия, как целостность, пронизывающая собой множество объединяемых ею частей, как живой синтез индивидуальных областей.

Основные педагогические сочинения: «Основы педагогики. Введение в прикладную философию», Берлин, 1923; «Идеи трудовой школы и лабораторный план», Прага, 1923; «Педагогика Платона и современность», Берлин, 1923; «Образовательная политика в Советской России», совместно с Н. Ганцем (на англ. яз.), Лондон, 1930; «О противоречиях и единстве воспитания. Задачи педагогики личности» (на польск. яз.), Львов-Варшава, 1939; «Русская педагогика в XX веке» (на серб, яз.), Белград, 1939; «Структура и содержание современной школы» (на польск. яз.), Варшава, 1947.

Sergius Hessen ; 16 августа , Усть-Сысольск - 2 июня , Лодзь) - русский философ -неокантианец, педагог , правовед, публицист, соредактор журнала «Логос» .

Биография

Родился в семье ссыльного юриста Иосифа Сауловича (впоследствии Владимировича) Гессена , который смог усыновить ребёнка только в 1894 году после принятия православия. Воспитывался отцом и приёмной матерью Анной Исааковной Блюменфельд .

С 1917 по 1921 год заведовал кафедрой педагогики на историко-филологическом факультете Томского государственного университета , в 1921 году вернулся в Петроград.

В 1922 году эмигрировал в Прагу. С 1935 года преподавал в Варшаве, а после войны - в Лодзи, где был профессором истории педагогики Университета Лодзи .

Философия

Гессен соединяет принципы трансцендентализма с диалектическим методом , позволяющим связать независимые группы понятий. Допуская плюрализм в систематике понятий, Гессен утверждает, что подлинная иерархия понятий необходимо должна быть синтезом монизма и плюрализма на основе предложенного им диалектического «метода полноты», в соответствии с которым синтез частного и общего есть конкретность понятий, а их взаимная разъединённость - абстрактность. Метод полноты позволяет преодолеть умаление конкретности и диалектически развернуть монизм в плюрализм. Эмпирический субъект - это лишь возможность личности, сама личность созидается только через работу над сверхличными задачами и через приобщение к миру «сверхличных» трансцендентальных ценностей. Свобода предполагается в силу независимости духовной основы личности от эмпирической сферы, поэтому начало свободы в человеке трансцендентально. Свобода обнаруживается не как эмпирический факт, а как цель, волевое намерение. В соответствии с этим можно выделить ценности, которые воплощают в себе цели или задания. Они выступают в качестве культурных ценностей, выражаясь в практически реализуемых ценностях человеческой жизни. Свободные действия несут безусловную новизну и не могут быть просчитаны эмпирически. Этика и право дают механизмы реализации свободы, которые воплощают практическую интуицию воли - волезрение.

На основе данного понимания личности Гессен создаёт собственную философию образования. Свобода - это основа взаимоотношений учителя и ученика и предполагает не выбор между наличными путями, а созидание нового пути, не существовавшего ранее даже в виде возможного выхода. Поэтому в образовании дисциплина реализуется через свободу, а свобода через закон долга. Задача обучения состоит в таком овладении методом, который открывает возможность его самостоятельного применения. Преподавание не должно сводиться к трансляции фактологических знаний, сказанное всегда должно указывать на нечто большее, на другое ещё не высказанное знание. Цель образования в приобщении личности к культурным ценностям, открывающим новые возможности её самореализации. В ряде работ Гессен также рассматривал проблемы нравственной философии, теории права, закономерности общественного развития.

Семья

  • Жена (до 1936 года) - Нина Лазаревна Минор, дочь невропатолога Лазаря Соломоновича Минора , внучка казённого раввина Москвы Зелика (Соломона Алексеевича) Минора , племянница юриста и политического деятеля Осипа Соломоновича Минора . Депортирована в концентрационный лагерь Терезин в 1942 году , погибла в концлагере Малый Тростинец.
    • Сын - Евгений Сергеевич Гессен (1910-1945) - русский поэт, член содружества молодых поэтов «Скит»; погиб в Освенциме . Другой сын - польский славист Дмитрий Сергеевич Гессен (1916-2001) - участник Второй мировой войны , составитель «Большого польско-русского словаря» (М.: Русский язык, 1979) и посмертного собрания литературного наследия Соломона Барта (совместно с Лазарем Флейшманом , М.: Водолей, 2008).
  • Сводные братья (по отцу): журналист и публицист Владимир Иосифович (Осипович) Гессен (1901-1982), сотрудник редакции газеты «Новое русское слово»; переводчик Георгий Иосифович (Осипович) Гессен (1902-1971).

Основные труды

  • «Über Individuelle Kausalität: Studien Zum Transzendentalen Empirismus (Об индивидуальной причинности: исследования трансцендентального эмпиризма)», диссертация. Freiburg, 1909.
  • «Философия наказания» («Логос», 1912-1913)
  • «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» (1923)
  • «Монизм и плюрализм в системе понятий» (1928)
  • «Трагедия добродетели в „Братьях Карамазовых“ Достоевского» (1928)
  • «Проблема конституционного социализма» («Современные записки», 1924-1928)
  • Nicholas Hans, Sergius Hessen «Educational Policy in Soviet Russia». London: P. S. King & son, ltd., 1930.
  • «Leone Tolstoj». Volume 14 of Problemi della pedagogia , Avio, 1954.
  • // Новый Град. - 1931. - № 1. - С. 67-77
  • // Новый Град. - 1932. - № 3. - С. 60-71
  • // Новый Град. - 1932. - № 4. - С. 21-39
  • // Новый Град. - 1932. - № 5. - С. 56-67
  • // Путь. - 1932. - № 36. - С. 44-74
  • // Новый Град. - 1933. - № 6. - С. 42-59

Напишите отзыв о статье "Гессен, Сергей Иосифович"

Примечания

Ссылки

  • (рус.) . ТоВики . . - Страница с ТоВики. Проверено 24 мая 2012. .
  • (рус.) . Руниверс . . - Краткая библиографическая справка. Проверено 26 мая 2012. .
  • Сидорчук И. В., Ростовцев Е. А .

Отрывок, характеризующий Гессен, Сергей Иосифович

– Нельзя, нельзя! – проговорил оттуда испуганный голос. – Он стал ходить по комнате. Крики замолкли, еще прошло несколько секунд. Вдруг страшный крик – не ее крик, она не могла так кричать, – раздался в соседней комнате. Князь Андрей подбежал к двери; крик замолк, послышался крик ребенка.
«Зачем принесли туда ребенка? подумал в первую секунду князь Андрей. Ребенок? Какой?… Зачем там ребенок? Или это родился ребенок?» Когда он вдруг понял всё радостное значение этого крика, слезы задушили его, и он, облокотившись обеими руками на подоконник, всхлипывая, заплакал, как плачут дети. Дверь отворилась. Доктор, с засученными рукавами рубашки, без сюртука, бледный и с трясущейся челюстью, вышел из комнаты. Князь Андрей обратился к нему, но доктор растерянно взглянул на него и, ни слова не сказав, прошел мимо. Женщина выбежала и, увидав князя Андрея, замялась на пороге. Он вошел в комнату жены. Она мертвая лежала в том же положении, в котором он видел ее пять минут тому назад, и то же выражение, несмотря на остановившиеся глаза и на бледность щек, было на этом прелестном, детском личике с губкой, покрытой черными волосиками.
«Я вас всех люблю и никому дурного не делала, и что вы со мной сделали?» говорило ее прелестное, жалкое, мертвое лицо. В углу комнаты хрюкнуло и пискнуло что то маленькое, красное в белых трясущихся руках Марьи Богдановны.

Через два часа после этого князь Андрей тихими шагами вошел в кабинет к отцу. Старик всё уже знал. Он стоял у самой двери, и, как только она отворилась, старик молча старческими, жесткими руками, как тисками, обхватил шею сына и зарыдал как ребенок.

Через три дня отпевали маленькую княгиню, и, прощаясь с нею, князь Андрей взошел на ступени гроба. И в гробу было то же лицо, хотя и с закрытыми глазами. «Ах, что вы со мной сделали?» всё говорило оно, и князь Андрей почувствовал, что в душе его оторвалось что то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть. Он не мог плакать. Старик тоже вошел и поцеловал ее восковую ручку, спокойно и высоко лежащую на другой, и ему ее лицо сказало: «Ах, что и за что вы это со мной сделали?» И старик сердито отвернулся, увидав это лицо.

Еще через пять дней крестили молодого князя Николая Андреича. Мамушка подбородком придерживала пеленки, в то время, как гусиным перышком священник мазал сморщенные красные ладонки и ступеньки мальчика.
Крестный отец дед, боясь уронить, вздрагивая, носил младенца вокруг жестяной помятой купели и передавал его крестной матери, княжне Марье. Князь Андрей, замирая от страха, чтоб не утопили ребенка, сидел в другой комнате, ожидая окончания таинства. Он радостно взглянул на ребенка, когда ему вынесла его нянюшка, и одобрительно кивнул головой, когда нянюшка сообщила ему, что брошенный в купель вощечок с волосками не потонул, а поплыл по купели.

Участие Ростова в дуэли Долохова с Безуховым было замято стараниями старого графа, и Ростов вместо того, чтобы быть разжалованным, как он ожидал, был определен адъютантом к московскому генерал губернатору. Вследствие этого он не мог ехать в деревню со всем семейством, а оставался при своей новой должности всё лето в Москве. Долохов выздоровел, и Ростов особенно сдружился с ним в это время его выздоровления. Долохов больной лежал у матери, страстно и нежно любившей его. Старушка Марья Ивановна, полюбившая Ростова за его дружбу к Феде, часто говорила ему про своего сына.
– Да, граф, он слишком благороден и чист душою, – говаривала она, – для нашего нынешнего, развращенного света. Добродетели никто не любит, она всем глаза колет. Ну скажите, граф, справедливо это, честно это со стороны Безухова? А Федя по своему благородству любил его, и теперь никогда ничего дурного про него не говорит. В Петербурге эти шалости с квартальным там что то шутили, ведь они вместе делали? Что ж, Безухову ничего, а Федя все на своих плечах перенес! Ведь что он перенес! Положим, возвратили, да ведь как же и не возвратить? Я думаю таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много там было. Что ж теперь – эта дуэль! Есть ли чувство, честь у этих людей! Зная, что он единственный сын, вызвать на дуэль и стрелять так прямо! Хорошо, что Бог помиловал нас. И за что же? Ну кто же в наше время не имеет интриги? Что ж, коли он так ревнив? Я понимаю, ведь он прежде мог дать почувствовать, а то год ведь продолжалось. И что же, вызвал на дуэль, полагая, что Федя не будет драться, потому что он ему должен. Какая низость! Какая гадость! Я знаю, вы Федю поняли, мой милый граф, оттого то я вас душой люблю, верьте мне. Его редкие понимают. Это такая высокая, небесная душа!
Сам Долохов часто во время своего выздоровления говорил Ростову такие слова, которых никак нельзя было ожидать от него. – Меня считают злым человеком, я знаю, – говаривал он, – и пускай. Я никого знать не хочу кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли станут на дороге. У меня есть обожаемая, неоцененная мать, два три друга, ты в том числе, а на остальных я обращаю внимание только на столько, на сколько они полезны или вредны. И все почти вредны, в особенности женщины. Да, душа моя, – продолжал он, – мужчин я встречал любящих, благородных, возвышенных; но женщин, кроме продажных тварей – графинь или кухарок, всё равно – я не встречал еще. Я не встречал еще той небесной чистоты, преданности, которых я ищу в женщине. Ежели бы я нашел такую женщину, я бы жизнь отдал за нее. А эти!… – Он сделал презрительный жест. – И веришь ли мне, ежели я еще дорожу жизнью, то дорожу только потому, что надеюсь еще встретить такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило меня. Но ты не понимаешь этого.
– Нет, я очень понимаю, – отвечал Ростов, находившийся под влиянием своего нового друга.

Осенью семейство Ростовых вернулось в Москву. В начале зимы вернулся и Денисов и остановился у Ростовых. Это первое время зимы 1806 года, проведенное Николаем Ростовым в Москве, было одно из самых счастливых и веселых для него и для всего его семейства. Николай привлек с собой в дом родителей много молодых людей. Вера была двадцати летняя, красивая девица; Соня шестнадцати летняя девушка во всей прелести только что распустившегося цветка; Наташа полу барышня, полу девочка, то детски смешная, то девически обворожительная.
В доме Ростовых завелась в это время какая то особенная атмосфера любовности, как это бывает в доме, где очень милые и очень молодые девушки. Всякий молодой человек, приезжавший в дом Ростовых, глядя на эти молодые, восприимчивые, чему то (вероятно своему счастию) улыбающиеся, девические лица, на эту оживленную беготню, слушая этот непоследовательный, но ласковый ко всем, на всё готовый, исполненный надежды лепет женской молодежи, слушая эти непоследовательные звуки, то пенья, то музыки, испытывал одно и то же чувство готовности к любви и ожидания счастья, которое испытывала и сама молодежь дома Ростовых.
В числе молодых людей, введенных Ростовым, был одним из первых – Долохов, который понравился всем в доме, исключая Наташи. За Долохова она чуть не поссорилась с братом. Она настаивала на том, что он злой человек, что в дуэли с Безуховым Пьер был прав, а Долохов виноват, что он неприятен и неестествен.

«Неакадемическим» неокантианцем был также Сергей Иосифович Гессен (1887 - 1950). Он родился в г. Усть-Сысольске (в настоящее время Сыктывкар). Его отец И. В. Гессен (1865 - 1943) стал видным юристом, общественным и политическим деятелем, публицистом, членом руководства кадетской партии, издателем 22 томов «Архива русской революции». В гимназии С. И. Гессен увлекался марксизмом, атеистическими воззрениями и революционными настроениями. Опасаясь за будущее сына, отец в 1905 г. отпра- вил его за границу. В Гейдельбергском университете Гессен слушал лекции Виндельбанда и другого известного неокантианца Б. Ласка, а в университете Фрейбурга занимался под руководством Риккерта. В 1908 г. он завершает свою диссертацию «Об индивидуальной причинности», написанную в духе философии Риккерта, и в следующем году получает докторскую степень. В Германии начинается его дружба со Степуном и Яковенко и у них возникает идея создания «Логоса».
После возвращения в Россию Гессен редактирует «Логос»и публикует в нем свои статьи «Мистика и метафизика» (1910), «Философия наказания» (1912-1913) и несколько рецензий, переводит на русский язык произведения Бергсона и Риккерта, готовится к магистерскому экзамену на историко-философском факультете Петербургского университета и, сдав его в 1913 г., с 1914 г. начинает читать лекции в качестве приват-доцента. В 1916 г. на курсах для учителей Гессен прочел свой первый курс педагогики, которая станет в дальнейшем важнейшей областью в его теоретической деятельности.
После Февральской революции Гессен знакомится с Г. В. Плехановым и участвует в его издании «Единство». «Хотя я давно порвал с марксизмом, - вспоминал Гессен, - душой, однако, я всегда был на стороне социал-демократической группировки Плеханова («Единство»). Несмотря на мое кантианство, я, как и раньше, ощущал себя ближе правовому марксизму Плеханова, чем революционному соци- ализму». С осени 1917 по 1920 г. Гессен работает профессором Томского университета. Здесь он помимо занятий по философии разрабатывает свою систему педагогики. В 1920 г. он читает лекции по педагогике в Петроградском университете и Педагогическом институте им. А. И. Герцена.
С конца 1920 г. Гессен живет за границей. В Берлине он пишет книгу «Основы педагогики», которая выходит там же в 1923 г. с подзаголовком «Введение в прикладную философию». С 1924 г. он находится в Праге, работая в Русском педагогическом институте и читая лекции в Русском народном университете, выступая также в различных европейских странах, сотрудничая в «Современных записках», где в нескольких номерах с 1924 по 1927 г. печатается его обширный труд «Проблемы правового социализма». В 1935 г., получив приглашение Свободного польского университета в Варшаве, Гессен переезжает в Польшу, где работает в области педагогики и философских проблем воспитания до конца своих дней, пережив ужасы Второй мировой войны.
По своим философским взглядам Гессен - сторонник неокантианства в его баденской разновидности, к который принадлежал его учитель Риккерт. Но из неокантианства Гессен взял прежде всего внимание к проблеме ценностей, которую он преломляет в решении правовых и педагогических вопросов. В статье «Мистика и метафизика» он, как и его неокантианские наставники, определяет саму философию как «науку о ценностях», а такую отрасль философии, как эстетику, в качестве «учения об эстетических ценностях»1. Но если в этой статье Гессен еще разделяет взгляд Риккерта на «дуализм ценности и бытия» и саму ценность определяет как «минимум трансцендентного бытия», то в статье «Философия наказания» ценность понимается более конкретно. Применяя понятие ценности к правовым вопросам, Гессен трактует ценность уже вполне посюсторонне. Полагая, что жизнь и сознание сами по себе безразличны к ценностям, он в то же время считает, что «без этой материальной основы ценности остаются висящими в воздухе значимостями». В своем труде «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» Гессен утверждает, что «мир не исчерпывается физической и психической действительностью, что кроме физического и психического в мире есть еще третье царство, царство ценностей и смысла, в котором наряду с формами знания пребывает в своей вечной заданности и свобода человека»2. По его убеждению, культурные ценности, к которым он относит науку, искусство, нравственность, религию, право, государственность, хозяйство, технику, «служа орудиями другого, они кроме того ценны и сами по себе. В этом только смысле мы и называем их ценностями абсолютными» (32). «Царство ценностей» для неокантианца- это духовная сфера: «совокупность культурных ценностей мы назовем старинным, несколько двусмысленным, но все же прекрасным именем Духа» (376). Ценности культуры являются «сверхиндивидуальными».
С теоретико-ценностной точки зрения рассматриваются Гессеном правовые явления. Для него преступление и наказание - не просто факты, но события, требующие уяснения «с точки зрения их (правового) смысла, значения, ценности». Такая ценностно-правовая позиция философа приводит его к отрицательному отношению к смертной казни, несовместимой, по его мнению, с «актом правосудия», ибо она уничтожает «правового субъекта», и поэтому «убийство приговоренного к смертной казни есть такое же преступление, как и убийство любого гражданина»3.
В теоретико-ценностном аспекте трактуются Гессеном и центральные педагогические проблемы. Подчеркивая «мысль об единстве
"Логос. 1910. Кн. 1.С. 133, 125.

  1. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. С. 248-249. Далее ссылки на это издание даются в тексте.
  2. Логос. 1912-1913. Кн. 1-2. С. 228, 229.
психофизического организма, равноправными сторонами которого являются взаимно переплетающиеся душевные и телесные процессы», Гессен убежден в том, что «душа и тело человека в равной мере должны быть образованы в направлении культурных ценностей, по отношению к которым они, как чисто природный материал, подлежащий образованию, представляются равноценными сторонами единого и нераздельного целого. Весь человек в целом, а не одна только его часть или сторона, должен воспринять в себя ценности культуры, приобщиться к ним всем своим существом и в служении им преобразовать свой психофизический организм» (276).
Уже в первых своих философских работах Гессен проявил свой вкус к диалектике - стремление видеть противоречия и понимание единства противоположных начал в жизни и в ее осмыслении. В предисловии к «Основам педагогики» он относит себя к сторонникам той философии, которая «противоборство двух начал» превращает в «единство двух моментов», постигаемых друг через друга. И этот «вечный мотив философской мысли, мотив диалектики» Гессен находит уже у Платона, определявшего «философов как тех, кто пребывает «посреди обоих начал», в самой своей двойственности составляющих неразрывное единство» (21). Но он учитывает достижения и последующей диалектической мысли, особенно Гегеля. Поэтому Гессен не за противопоставление, а за синтез «разума и интуиции, монизма и плюрализма, рационализма и иррационализма» (там же), индивидуального и сверхиндивидуального в личности (см. 75), национального и общечеловеческого (см. 240-242). Отрицание понимается им не как «голое отрицание», а как отрицание во имя утверждения: «Чтобы быть самим собой, чтобы сохранить себя самого, отрицание должно крыть в себе положительный момент. Этот положительный момент в отрицании есть не что иное, как творчество, открывающееся нам как единство отрицания и утверждения, как будущее, сохраняющее в себе прошлое...» Поэтому «преодолеть прошлое через приобщение к вечному, составляющему его истинный смысл, - по Гессену, - и является подлинной задачей образования» (280).
Стремясь сочетать диалектику с неокантианством, Гессен применял диалектический метод для понимания самих ценностей. По словам его ученика - польского философа А. Валицкого, «диалектическое понимание» смысла ценности позволяло, по его мнению, соединить историзм с феноменологическим «вниканием в сущность предмета». «Согласно Гессену, - отмечает А. Валицкий, - диалектика была именно орудием борьбы с релятивизмом: в исторических переменах она позволяла видеть преемственность и постоянство; в том, что относительно, - отблеск абсолютных ценностей». И далее: «Ценности связаны между собой диалектически и пронизывают одна другую - в низших ценностях «просвечивают» высшие, а в высших ценностях низшие сохраняются как диалектический «момент».
Своеобразие философских воззрений Гессена состоит в том, что он конкретизировал неокантианский трансцендентализм, стремясь с его позиций разработать философскую антропологию и основанную на ней «философию воспитания», а также концепцию «правового социализма». Педагогику он рассматривал как часть «прикладной философии» и был убежден в том, что «самые отвлеченные философские вопросы имеют практическое жизненное значение» (20). Правда, само неокантианство Гессена претерпело значительную эволюцию. По его словам, он, «будучи учеником Риккерта и опосредованно Канта, все более развивался в направлении платонизма, стараясь разработать многоэтажную теорию реальности, увенчивающуюся теорией духовного бытия, а в дальнейшей перспективе даже визией «Царства Божьего». Однако об этой эволюции можно судить не по специальной разработке Гессеном философских проблем, а по его «прикладной философии».
Его книга «Основы педагогики. Введение в прикладную философию», изданная в Берлине в 1923 г., переиздана на родине автора в 1995 г. как учебное пособие для вузов и характеризуется издателями в качестве «одной из лучших книг этого столетия по педагогике». К сожалению, замысел Гессена создать капитальный труд «Философия воспитания» из-за начавшейся Второй мировой войны полностью не был осуществлен (часть этого труда в виде книги «О противоречиях и единстве воспитания» была издана по-польски в 1938 г.).
В западноевропейском неокантианстве возникла идея так называемого «этического социализма» - своеобразного соединения идеи социализма с кантовской этикой. Гессен в серии статей, опубликованных в парижском журнале «Современные записки» за 1925-1927 гг., обосновывает свою концепцию «правового социализма». «Правовой социализм», по Гессену, коренным образом отличается от большевистского коммунизма проникновением идеи права во все области хозяйственной, социальной, государственной и культурной жизни. Право определяется Гессеном как «одно из самых мощных и верных орудий Духа», и «именно признанием права и утверждением Духа отличается социализм от коммунизма». Правовой социализм, по утверж- дению Гессена, «означает не только освобождение труда, но и одухотворение через труд самих вещей, становящихся во все большей мере материальным поприщем человеческой свободы». Он пронизан идеалами демократии и гуманизма и является своеобразным предтечей идеи «социализма с человеческим лицом». Гессен работал над книгой о социализме, но рукопись этого труда была утрачена во время Варшавского восстания.
Как и другие русские мыслители, Гессен проявлял большой интерес к русской литературе, особенно к Достоевскому, в произведениях которого видел художественно выраженную философию и подлинный гуманизм. Подлинный же гуманизм, по воззрениям Гессена, предполагая «смирение перед Абсолютным» и осознание ограниченности человеческого разума в духе кантовской философии, означает умонастроение «любви, и притом не любви к дальнему, слишком часто оборачивающейся брезгливостью и ненавистью к ближнему, а любви к конкретному, к живому, к индивидуальному».

Сергей Иосифович Гессен (польск. Sergius Hessen; 16 августа 1887, Усть-Сысольск - 2 июня 1950, Лодзь) - русский философ-неокантианец, педагог, правовед, публицист, соредактор журнала «Логос».

Биография

Родился в семье ссыльного юриста Иосифа Сауловича (впоследствии Владимировича) Гессена, который смог усыновить ребёнка только в 1894 году после принятия православия. Воспитывался отцом и приёмной матерью Анной Исааковной Блюменфельд.

С 1917 по 1921 год заведовал кафедрой педагогики на историко-филологическом факультете Томского государственного университета, в 1921 году вернулся в Петроград.

В 1922 году эмигрировал в Прагу. С 1935 года преподавал в Варшаве, а после войны - в Лодзи, где был профессором истории педагогики Университета Лодзи.

Философия

Гессен соединяет принципы трансцендентализма с диалектическим методом, позволяющим связать независимые группы понятий. Допуская плюрализм в систематике понятий, Гессен утверждает, что подлинная иерархия понятий необходимо должна быть синтезом монизма и плюрализма на основе предложенного им диалектического «метода полноты», в соответствии с которым синтез частного и общего есть конкретность понятий, а их взаимная разъединённость - абстрактность. Метод полноты позволяет преодолеть умаление конкретности и диалектически развернуть монизм в плюрализм. Эмпирический субъект - это лишь возможность личности, сама личность созидается только через работу над сверхличными задачами и через приобщение к миру «сверхличных» трансцендентальных ценностей. Свобода предполагается в силу независимости духовной основы личности от эмпирической сферы, поэтому начало свободы в человеке трансцендентально. Свобода обнаруживается не как эмпирический факт, а как цель, волевое намерение. В соответствии с этим можно выделить ценности, которые воплощают в себе цели или задания. Они выступают в качестве культурных ценностей, выражаясь в практически реализуемых ценностях человеческой жизни. Свободные действия несут безусловную новизну и не могут быть просчитаны эмпирически. Этика и право дают механизмы реализации свободы, которые воплощают практическую интуицию воли - волезрение.

На основе данного понимания личности Гессен создаёт собственную философию образования. Свобода - это основа взаимоотношений учителя и ученика и предполагает не выбор между наличными путями, а созидание нового пути, не существовавшего ранее даже в виде возможного выхода. Поэтому в образовании дисциплина реализуется через свободу, а свобода через закон долга. Задача обучения состоит в таком овладении методом, который открывает возможность его самостоятельного применения. Преподавание не должно сводиться к трансляции фактологических знаний, сказанное всегда должно указывать на нечто большее, на другое ещё не высказанное знание. Цель образования в приобщении личности к культурным ценностям, открывающим новые возможности её самореализации. В ряде работ Гессен также рассматривал проблемы нравственной философии, теории права, закономерности общественного развития.

Семья

  • Жена (до 1936 года) - Нина Лазаревна Минор, дочь невропатолога Лазаря Соломоновича Минора, внучка казённого раввина Москвы Зелика (Соломона Алексеевича) Минора, племянница юриста и политического деятеля Осипа Соломоновича Минора. Депортирована в концентрационный лагерь Терезин в 1942 году, погибла в концлагере Малый Тростинец.
    • Сын - Евгений Сергеевич Гессен (1910-1945) - русский поэт, член содружества молодых поэтов «Скит»; погиб в Освенциме. Другой сын - польский славист Дмитрий Сергеевич Гессен (1916-2001) - участник Второй мировой войны, составитель «Большого польско-русского словаря» (М.: Русский язык, 1979) и посмертного собрания литературного наследия Соломона Барта (совместно с Лазарем Флейшманом, М.: Водолей, 2008).
  • Сводные братья (по отцу): журналист и публицист Владимир Иосифович (Осипович) Гессен (1901-1982), сотрудник редакции газеты «Новое русское слово»; переводчик Георгий Иосифович (Осипович) Гессен (1902-1971).

Основные труды

  • «ber Individuelle Kausalitt: Studien Zum Transzendentalen Empirismus (Об индивидуальной причинности: исследования трансцендентального эмпиризма)», диссертация. Freiburg, 1909.
  • «Философия наказания» («Логос», 1912-1913)
  • «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» (1923)
  • «Монизм и плюрализм в системе понятий» (1928)
  • «Трагедия добродетели в „Братьях Карамазовых“ Достоевского» (1928)
  • «Проблема конституционного социализма» («Современные записки», 1924-1928)
  • Nicholas Hans, Sergius Hessen «Educational Policy in Soviet Russia». London: P. S. King & son, ltd., 1930.
  • «Leone Tolstoj». Volume 14 of Problemi della pedagogia, Avio, 1954.
  • Пятилетка и школьная политика советской власти.// Новый Град. - 1931. - № 1. - С. 67-77
  • Современный кризис и перерождение капитализма.// Новый Град. - 1932. - № 3. - С. 60-71
  • Современный кризис и перерождение капитализма (окончание).// Новый Град. - 1932. - № 4. - С. 21-39
  • О пятилетке и проблеме хозяйственной автаркии.// Новый Град. - 1932. - № 5. - С. 56-67
  • Трагедия зла (философский образ Ставрогина).// Путь. - 1932. - № 36. - С. 44-74
  • Судьба коммунистического идеала образования.// Новый Град. - 1933. - № 6. - С. 42-59
Loading...Loading...