И боги горшки обжигают как понять. Не боги горшки обжигают

От грозных и огромных пифов

До тонких, выточенных скифов,

Амфоры, лекифы, фиалы,

Арибаллы и самый малый

Киликий, все - живое чудо:

В чертах разбитого сосуда,

Загадку смерти разреша,

Таится некая душа!

В. Брюсов, «Эгейские вазы»

Почти во всех книгах по античной культуре (в том числе и в этой) вы найдете иллюстрации, переснятые с греческих ваз. В каждом музее, где есть такие вазы, они бережно хранятся и выставляются на почетных местах. Под ними написаны красивые и непонятные слова: «кратер», «ойнохоя», «килик»… Нам кажется, что это вещи, которые делались только для красоты, как нынешние вазы. Но это не так. Перед нами - бытовая утварь, античный ширпотреб. Лишь немногие из этих сосудов были только украшением - например приношениями богам. Остальные служили своему хозяйственному назначению: иные в застолье, иные в кладовой. И даже не в богатых домах, а в домах среднего достатка. В богатых предпочитали сосуды металлические - они не бились. Но металл был дорог, дерева в Греции мало, а хорошей глины - много, особенно в Аттике, где изготовлялись самые лучшие вазы. Так в глиняных домах люди жили с глиняной посудой.

Очертания греческих ваз. В верхнем ряду - три кратера, амфора и гидрия-ведро. В нижнем ряду - пузатая пелика, кувшин-ойнохоя, блюдце-килик, маленький лекиф, кубок-канфар, черпак-киаф и чашка-скиф.


Красивые названия этих сосудов переводятся на русский язык очень легко. Пифос (пиф) - это глиняная бочка для хранения припасов; она была почти шарообразная (чтобы больше вместилось) и очень большая, именно в такой бочке жил нищий мудрец Диоген. Амфора - это бочонок поменьше и с ручками: не для хранения, а для перевозки и переноски вина и масла. Он строен, как человек; «устье», «шейка», «плечи», «тулово», «ножка» - называют археологи его части. Гидрия с тремя ручками - это ведро, в нем женщины на головах носили воду из колодца или родника в дом. Колоколообразный кратер - смеситель, в нем смешивали вино с водой по уже знакомому нам трезвому греческому обычаю. Жерло вулкана называется «кратер» за сходство с широким раструбом именно этого сосуда. Ойнохоя - кувшин с тремя устьицами, чтобы можно было наливать вино одновременно в три чаши. Киаф - черпак на длинной ручке, но он обычно делался не глиняный, а бронзовый, чтобы не разбивался в пьяных руках. Пили налитое вино чаще всего из блюдец, реже - из чашек или из кубков. Блюдце на ножке называлось «килик» («киликий» у Брюсова значит «маленький килик»). Чашка без ручки называлась «фиал» (отсюда нынешнее слово «пиала»); чашка с ручкой - «скиф»; кубок со вскинутыми, как крылья, фигурными ручками - «канфар» (жук); кубок, имеющий форму звериной морды, - «ритон». Это все - сосуды для пищи и питья. А для душистого масла, которым натирали тело, были другие, как наши флаконы: стройные лекифы в виде маленьких амфор и пузатые арибаллы в виде маленьких пифосов.

Все сосуды расписывались черным лаком по красно-рыжей обожженной глине. Более старая манера росписи была чернофигурная, более новая - краснофигурная. При чернофигурной фон оставался красным, фигуры покрывались черным, а по черному процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица. При краснофигурной росписи, наоборот, фон заливался черным, а фигуры оставлялись красными, и на них наносились черные линии, складок и прочие подробности. Это было и красивее и практичнее. Красивее, потому что по светлому можно было выписать больше мелочей: например, чернофигурные головы можно было изобразить лишь силуэтом в профиль, а краснофигурные - также и в фас. Практичнее, потому что когда весь фон черный, то больше поверхности покрыто водонепроницаемым лаком и сосуд лучше держит жидкость.

У амфор, кратеров, ойнохой расписывались бока, у блюдец-киликов - круглые донца. Вписать живое изображение в крут так, чтобы оно его заполняло равномерно и симметрично, очень нелегко. Греки умели это делать замечательно. Темой росписей были главным образом мифологические сцены (особенно в чернофигурную эпоху: поединки героев очень выразительны в черном профиле). Потом появились и сцены из комедий, и бытовые изображения - шествие, состязание, хоровод, школа, рынок, мастерская литейщика, - и, конечно, зарисовки застолий: расписывая килик, мастер с удовольствием изображал на нем веселых остробородых мужчин, которые, угловато раскинувшись на ложах, подносят к губам точно такие же килики. При фигурах надписывались имена, а иногда и реплики. Знаменитая ваза в петербургском Эрмитаже изображает мужчину, юношу и мальчика, показывающих взглядами и жестами на ласточку в небе и переговаривающихся надписями: «Смотри, ласточка!» - «Клянусь Гераклом, правда!» - «Скоро весна!»

А пословицы «Не боги горшки обжигают» у греков тем не менее почему-то не было.

Не так уж часто ищу я примеры позитивного мышления в недрах западноевропейской культуры. Чаще всего мне приходит на ум мудрость Востока - китайский даосизм, японский дзен, древние индийские джатаки... Но пришло время поучиться мудрости у Запада.

Понять смысл этой чудесной поговорки - значит понять саму суть западной культуры, ведь именно с фантастического рывка, сделанного греками древности, пошёл счет нашей современной цивилизации. Выходит так, что мы с Вами, всем, что у нас есть хорошего, обязаны именно этой поговорке.

Для того, чтобы повысить свою личную креативность, всегда надо подпитываться примерами из классической истории. Ведь почти вся история - это в общем-то история креативных личностей, не так ли? Не креативные люди в историю не попадут.

Когда-то греки были бедным, малочисленным народом (а точнее, сборной солянкой из разрозненных, враждующих племён). Они вели сумрачную, небогатую жизнь , во всём полагаясь на своих грозных богов. А фактически, они зависели от своих мощных и жестоких соседей - персов и египтян. Эти два древних мегагосударства были ярким образцом восточных деспотий - и они попортили много крови всем народам Древнего Мира. В Древнем Мире ещё не существовало такого понятия, как «восток-запад». Всё, что было тогда, было - Древний и жестокий к человеческой личности Восток.

И вот некогда (около 30 веков назад) в мире произошло чудо . Это чудо было самым настоящим, и его до сих пор не могут разгадать учёные - так и говорят они, в непохожей на себя манере: «Произошло чудо! И точка».

Что же то было за чудо? А получилось так, что проживающий в бассейне Эгейского моря, маленький, жалкий, не имеющий ни флота, ни армии, ни науки народец вдруг за какие-то 50-80 лет стал родоначальником великой культуры, которую мы теперь называем - Западноевропейская цивилизация. И основана она на признании индивидуальных прав человеческой личности. На признании мощи человеческого ума. На уважении к «Я».

За короткий промежуток времени эллины добились следующих фантастических результатов:

1. украли или купили разрозненные архаические знания египетских жрецов о Вселенной и превратили их в точные науки современного образца, позволяющие вычислять и предсказывать всё что угодно, на основе знания имеющихся законов природы;

2. построили маневренный флот и защитили его самым мощным оружием того времени - «греческим огнём»;

3. стали гегемонами всех известных морских путей того времени;

4. обогнали в международной торговле её традиционных лидеров - финикийских купцов и стали продавать всему миру свои товары;

5. ликвидировали неграмотность - каждый грек умел читать и писать;

6. разбили силами 1:10 (не в свою пользу) самую многочисленную и организованную военную машину того времени - армию персов. И, кстати, после этого вообще стёрли цивилизацию персов с лица земли.

7. Осознали себя единым народом;
8. сделали греческий язык языком культуры, на котором говорил и думал весь тогдашний цивилизованный мир;

9. Отказались от своих старых богов и придумали новую единую религию, ставшую главной мировой религией - христианство.

Правда, последние два пункта греки осуществили конечно не за те уникальные 50 лет, которые в науке считаются «волшебной точкой» грандиозного слома эпох.

Так почему же это всё-таки удалось древним грекам? За что такому маленькому народу такое большое счастье?

Существует ещё одна, важная для понимания поднятой нами темы греческая поговорка:

«Ничего слишком».

Великие греческие ораторы переосмыслили эту коротенькую народную мудрость, создав следующее крылатое выражение: «Я не нуждаюсь во многом и не хочу большего».

Но как же это всё можно связать: творческие успехи со скромностью, экспансию с жизненным минимализмом? Как можно «не желая большего», завоевать весь мир?

Ответ прост - да только так и можно!
Ошибка перфекционизма

Греки всегда были победителями, но никогда при этом не были перфекционистами. Им не давала быть перфекционистами сама природа.

О чём всегда думает настоящий перфекционист-невротик? Он думет о том, что все его успехи и способности - ничто, по сравнению с успехами и сособностями соседа. И от осознания этого, начинает себя загонять, растрачивая силы и эмоции в бесплодном соревновании.

У настоящего перфекциониста всегда - только видимость работы, видимость роста - на деле он просто паникует, суетится и бьётся в истерике. А это никогда не ведёт к победе. И ещё, главное - перфекционист никогда сам себя не уважает, не любит, не ценит...

Греки же, своё триумфальное шествие по мировой истории начали с первого простого шага - с уважения к самим себе.

Как же они это сделали? В чём реально было выражено это «уважение к себе»? А это весьма интересно!

Мы - не рабы!

Когда историки в один голос твердят о том, что рождение европейской цивилизации на бесплодных греческих островках - это необъяснимое наукой чудо, они всё-таки находят одно объяснение этому «чуду», правда считают его не совсем достаточным, для того, чтобы объяснить чудо ТАКОГО масштаба. А всё же, достаточен этот факт для того, чтобы объяснить рождение европейской цивилизации из ничего, или нет - судить Вам.

Дело в том, что великий и легендарный греческий политик («отец» политики как таковой) афинянин Солон дал своими реформами толчок к тому, чтобы всё это началось - строительство нации, победа над персами и вообще, всеобщий подъём. А точнее, свою роль сыграла всего одна реформа - отмена долгового рабства. До реформ Солона любого грека за невыплаченные долги продавали в рабство. А долги у греков имелись, так как земледельцы (а половина греков были, если не торговцами, то земледельцами) всегда берут кредит под следующий урожай. Урожаи же предсказать невозможно. Вот и не могут фермеры расплатиться с кредитом. И до реформы Солона такие греки-фермеры становились государственными рабами...

Но вдруг Солону пришла в голову мысль: «Грек не может становиться рабом, просто потому что он...грек!» Даже если он задолжал денег (хоть это и это очень важно), он всё равно не может становиться рабом!

И вот, когда эта мысль Солона дошла до каждого грека в виде нового политического курса, началась совсем другая культура, породившая ту самую великую эпоху. Учёные говорят, что в этот момент на греческих островах и в удалённых материковых колониях в один момент родилась нация и это была нация победителей. У них ещё к тому времени не было никакой материальной культуры, чтобы было что противопоставить персам. У них была духовная культура - сила, которую даёт самоуважение. И самоуважение это было прописано в законе, который никто не смел отменить по своей прихоти!

Уроки, которые нам необходимо извлечь

Итак, если мы хотим чего-то добиться в жизни, совершить прорыв (а любое развитие только так и происходит - скачкообразно) и хотим, чтобы этот наш прорыв позже назвали «уникальным, необъяснимым чудом», нам нужно держаться трёх постулатов, ведущих нас через тернии к звёздам:

1. Ничего слишком!
2. Я не нуждаюсь во многом и не хочу большего.

Эти три правила, если ими руководствоваться в жизни, позволят Вам:

А) трезво оценить имеющиеся у Вас ресурсы,
б) испытать благодарность за то, что они Вам даны,
в) не переживать попусту из-за того, что у Вас нет большего числа ресурсов,

Г) спокойно двигаться вперёд, к своей цели

И, наконец,

Д) стать победителем, вопреки всем прогнозам скептиков, привыкших посыпать голову пеплом и требующих этого же от других.

И начинать так думать, и так жить, нужно с самого раннего детства. Ведь именно в детстве человек максимально подвержен заражению вирусом глупого перфекционизма, который при всех своих «благих порывах», на самом деле не даёт нам продвинуться ни на шаг, сковывая нас робостью, занижая нашу самооценку.

Поэтому, если у вас есть дети, прочитайте им следующее стихотворение, которое в шутливой и лаконичной форме итожит всё то, о чём я так долго рассказывала на материале истории первых веков нашей цивилизации. А если у Вас нет детей, то обратитесь к своему Внутреннему Ребёнку, хотя наш Внутренний Ребёнок и сам знает, где живёт истина, а где - самый визгливый из всех поросят...

Поросята

Весной поросята ходили гулять.
Счастливей не знал я семьи.
Хрю-хрю - говорила довольная мать,
А детки визжали: И-и!

Но самый визгливый из всех поросят
Сказал им: О, братья мои!
Все взрослые свиньи «Хрю-хрю» говорят,
Довольно визжать нам «И-и»!

Послушайте, братья, как я говорю!
Чем хуже я взрослой свиньи?
Бедняжка... Он думал, что скажет «Хрю-хрю»...
Но жалобно взвизгнул «И-и»...

С тех пор перестали малютки играть,
Не рылись в грязи и пыли,
И всё от того, что: не смели визжать!
А хрюкать они не могли...

Мой мальчик! Тебе эту песню дарю.
Рассчитывай силы свои.
И если сказать не умеешь Хрю-хрю,
Визжи, не стесняясь, И-и!

Память о мечте [Стихи и переводы] Пучкова Елена Олеговна

«Не боги, конечно, горшки обжигали…»

Не боги, конечно, горшки обжигали,

С Олимпа пошло разделенье труда.

Но боги горшечников не обижали,

И сами усердно трудились тогда.

Воители, судьи, певцы, костоправы

В обмен на горшки отдавали умы.

Они не гнушались почета и славы,

Но разве гнушаемся почестей мы?

– Юпитер, ты сердишься, значит, не прав ты!

Ну, как громовержец такое терпел?

Его одаряли всей горечью правды

Горшечник, кожевенник и винодел.

И смертная женщина Бога рожала

В страданьях, в неведенье и торжестве.

И даже сомнению не подлежало,

Что Бог и ремесленник – в кровном родстве.

И ныне, и присно с пером или плугом

В счастливой усталости избранных дел,

Мы все одинаково служим друг другу,

И каждому свой достается удел.

Из книги Высоцкий - две или три вещи, которые я о нем знаю автора Зимна Марлена

«Я, КОНЕЧНО, ВЕРНУСЬ…» После смерти Владимира Высоцкого многие из его друзей написали свои воспоминания о нем и опубликовали их. Это сделали его партнеры по сцене (Алла Демидова, Валерий Золотухин, Вениамин Смехов), друзья поэта периода его ранней юности (Игорь

Из книги Мой «Современник» автора Иванова Людмила Ивановна

И конечно – селедка под шубой! Селедку, снятую с костей (можно покупную, разделанную) режем на кусочки, выкладываем в селедочницу, следующий слой – кольца лука, выжать лимон на селедку и лук. На крупной терке натереть отварную картошку, потом – слой тертой отварной

Из книги Колымские тетради автора Шаламов Варлам

Конечно, Оймякон Конечно, Оймякон Не звездное пространство. Космический закон Не будет столь пристрастным, Чтобы заставить нас Узнать температуру Далеких звездных масс, Обжечь земную шкуру. Далеко за луной, В окрестностях Сатурна, Там абсолютный ноль Земной

Из книги Одна на мосту: Стихотворения. Воспоминания. Письма автора Андерсен Ларисса Николаевна

И мне, конечно, не найти И мне, конечно, не найти Пургой завеянные тропы, Пургой закопанные трупы, Потерянные

Из книги Почти серьезно... [С иллюстрациями автора] автора Никулин Юрий Владимирович

«Люблю ли я жизнь? Ну конечно!..» Люблю ли я жизнь? Ну конечно! И как! Вот эти деревья, вот эта река - А больше всего я люблю синеву, И тучи, и дождик, и эту траву. Босыми ногами в зеленом ковре! Отнимутся ноги - я буду смотреть. Глаза помутятся - дотронусь рукой. Вот так -

Из книги «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!» автора Фейнман Ричард Филлипс

Не Боги горшки обжигают Об интересном трюке мне рассказал один артист (он видел его в варьете за границей). На сцену выходит конферансье во фраке и, объявив номер, поворачивается, чтобы уйти за занавес. И тут публика начинает смеяться. Оказывается, на спине фрака громадная

Из книги Мертвое «да» автора Штейгер Анатолий Сергеевич

«Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!» Когда я был студентом старших курсов МТИ, я очень любил этот институт. С моей точки зрения это было отличное место, и я хотел, конечно, делать там диплом. Но когда я пошел к профессору Слэтеру и рассказал ему о своих намерениях, он сказал:

Из книги Человек-дельфин автора Майоль Жак

Конечно, мистер Большой! Каждое лето я ездил через Соединенные Штаты на своей машине, пытаясь добраться до Тихого океана. Но по разным причинам я всегда где-то застревал - обычно в Лас-Вегасе.Особенно мне запомнился первый раз, потому что он мне пришелся по душе. Тогда, как

Из книги Главы государства российского. Выдающиеся правители, о которых должна знать вся страна автора Лубченков Юрий Николаевич

«Конечно, счастье только в малом…» Конечно, счастье только в малом… «Нам нужен мир». Не нужен. Ложь. Когда движением усталым Ты руки на плечи кладешь… И на лице твоем ни тени Того, что предвещает страсть. Но смесь заботы, грусти, лени… Зарыть лицо в твои колени, К твоим

Из книги Во все тяжкие [История главного антигероя] автора Тушин Вадим Тиберьевич

«Здесь главное конечно не постель…» Переживи, переживи Тютчев Здесь главное, конечно, не постель… Порука: никогда не снится твое тело. И, значит, не оно единственная цель… Об этом говорить нельзя, но наболело. Я бы не брал теперь твоей руки… Упорно не искал твоих

Из книги Леонардо да Винчи [Настоящая история гения] автора Алферова Марианна Владимировна

Однако Человек, конечно, пойдет дальше! По поводу этого первого погружения на 100 м уже исписано немало чернил. Еще и сегодня кое-кто оспаривает его спортивный аспект, ссылаясь на некоторые положения, установленные CMAS в 1972 г. Как бы там ни было, нужно признать, что глубина

Из книги Анекдоты и предания о Петре Великом [старая орфография] автора Феоктистов Иван Иванович

Разбитые горшки Весной 1702 года Петр, получив известие, что шведы с большими силами собираются в Белом море с целью напасть на Архангельск, сам поехал туда, чтобы принять меры для обороны города.Здесь однажды он осматривал барки, прибывшие из Холмогор с различными

Из книги «Медовая ловушка». История трех предательств автора Атаманенко Игорь Григорьевич

Эпилог Неужто все?! Нет, конечно! В июле 2012 года создатель «Во все тяжкие» Винс Гиллиган намекнул на возможный спин-офф сериал о Соле Гудмане.В апреле 2013 года было подтверждено, что Гиллиган и Гулд занимаются разработкой спин-офф сериала; последний написал сценарий серии, в

Из книги автора

И конечно же, вечный двигатель Средневековая наука годами искала конструкцию вечного двигателя.Мечта получать больше, нежели затратил, заставляла ученых долгое время проектировать машины, которые, как они надеялись, могли бы совершать работу, не получая при этом энергию

Из книги автора

XII. Разбитые горшки. Весною 1702 г. Петръ, получивъ изв?стіе о томъ, что шведы съ большими силами собираются въ Б?лое море съ ц?лію напасть на Архангельскъ, самъ по?халъ туда, чтобы принять м?ры для обороны этого города. Во время пребыванія зд?сь осматривалъ онъ однажды барки,

ФОТОГРАФИЯ: ВИКТОРИЯ ИЛЬИНА / FACEBOOK / INSTAGRAM

Как мы на решились?

К тому времени, когда моему сыну исполнилось два года, я стала специалистом по вопросам детской одежды.

Недорогая одежда, одежда класса люкс, из органических тканей, с оригинальным дизайном, сшитая вручную или произведенная в Китае. Пожалуй, я знала об этом все.

Именно тогда я познакомилась с двумя испанскими мамами с маленькими детьми, моими ровесницами. Обе они создавали отличную детскую одежду. За спиной у них не было больших капиталов, огромных производств. Небольшие мастерские, которые начинались с одного человека. С совсем простых вещей. Каждая из них шла по своему пути. Наступала на собственные грабли. Но то, что у них получалось, было по-настоящему прекрасно.

Это была не просто одежда, это была философия. Каждая вещь словно рассказывала историю из жизни. Наверное, я и сама не поняла тогда, насколько все это на меня подействовало.

В тот момент мне пришла в голову идея, казалось бы, вполне здравая. Не найдя ничего похожего, я задумалась о том, чтобы привезти их изделия в Россию.

«Ты знаешь, вот, решила заняться детской одеждой…»,

— сказала я своей подруге — известному дизайнеру. И не успела рассказать в чем, собственно, дело, как получила неожиданно бурное одобрение: «Наконец-то ты решилась. Какая прекрасная идея! У тебя обязательно получится».

Недоразумение прояснилось очень быстро. Подруга решила, что речь идет о создании собственной коллекции. Тогда, два года назад, идея показалась мне смехотворной. «Где я, а где собственная коллекция…», — с горечью ответила я. Забегая наперед, скажу, что торговым представителем я не стала. Поняла, что это совсем не мой путь. Тем более, что именно тогда появился чудесный проект «Наши Дети», который занимал все мое время, силы и вдохновение.
И неожиданно, именно этот проект и дал мне силы на то, чтобы горькое неверие превратилось в надежду…

Да-да, ведь в свое время казалось чудом, что такое количество людей в состоянии оценить сдержанную эстетику художественных детских фотографий на фоне засилия попсовых, зефирных снимков. Когда не самые простые тексты находили отклик в сердцах читателей. Сотни тысяч человек согласились с тем, что «настоящее» не значит «мрачное». А это значит, что красота всегда проложит себе путь.

Другим чудом стало знакомство с дизайнером Еленой Китаевой. Я увидела ее на фестивале в Москве. Казалось, она попала туда случайно. Ее стиль, дизайны и ткани казались инопланетными. Но об этом я расскажу в следующий раз.

А сегодня мне хочется сказать лишь одно. Начинать – всегда страшно. Обстоятельства почти всегда складываются так, словно мир хочет, чтобы вы отступились. Но я верю в то, что горшки обжигают не боги. А мы с вами. И у нас все получится.

Loading...Loading...