Икона схождение святого духа на апостолов. Икона "Сошествие Святого Духа на апостолов" и её религиозное значение


Этот праздник - Пятидесятница, или День Святой Троицы - занимает одно из важных мест в годовом круге богослужения. Весь православный мир в этот день славит Пресвятую Троицу. Богослужение этого дня раскрывает догматическое учение о Святой Троице, икона которой и выносится в этот день для поклонения. Христианское учение говорит: Бог един в трех лицах; Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Дух Святой предвечно исходит от Бога-Отца и пребывает в Сыне, посылается в мир от Отца Сыном. По своему достоинству Он не ниже и не выше Отца и Сына, но равен Им («Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19)).

Следующий же после Троицы день посвящен Пресвятому Духу, его называют Духовным днем, или Духовым днем , и в молитвах к Святому Духу обращаются, как к Утешителю. Он явился апостолам и наполнил их сердца радостью. В этот день выносится икона «Сошествие Святого Духа на апостолов». Таким образом, празднику Пятидесятницы соответствуют две иконы. На Руси этот день еще называли зелеными святками, он был рубежом между весной и летом. Так исторически сплетались христианские праздники с древними славянскими традициями, становясь их неотъемлемой частью и духовной основой, принадлежащей общей русской культуре.

«Храни исповедание веры в Отца и Сына и Святого Духа...единое Божество и единую силу, которая обретает в Трех единично, и объемлет Трех раздельно, без различия в сущностях и естествах, не возрастает и не умаляется, через прибавления и убавления, повсюду равна, повсюду та же, как единая красота и единое величие неба» (св. Григорий Богослов).

Человеческий разум не может охватить великий смысл Троицы, лишь часть Божественного бытия дано знать человеку. Для разъяснения тайны Святой Троицы святые отцы указывали на человеческую душу, являющуюся образом Божьим. «Ум наш - образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) - образ Сына; дух - образ Святого Духа», - учит святитель Игнатий Брянчанинов. «Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа. Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем перебывает рожденной, сокровенной в уме. Ум без мысли существовать не может, и мысль - без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли. Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух. Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума».

Господь Иисус Христос в день Его Вознесения обратился к апостолам - своим ученикам с такими словами: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло его из вида их» (Деян. 1; 8-9). До того дня, обещанного Господом, оставалось немногим более десяти дней.

Священное писание о том сроке воспоминает так: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как дух давал им провещевать» (Деян. 2; 1-4).

У нас в эти дни в храмах и церквах стоит благоуханный запах свежескошенной травы, рассыпанной по полу, алтарная часть, приделы, трапезные украшены зеленью берез, других лиственных деревьях. Откуда этот обычай?

Пятидесятница уходит своей историей в ветхозаветные времена и связана с днем, когда на Синайской горе Моисей получал от Бога скрижали закона - тот день все так же расцветало и зеленело. В память о том ветхозаветные народы украшали свои храмы и дома свежей зеленью и цветами. Здесь можно видеть некоторую параллель между получением заповедей и сошествием Святого Духа, но в Новом Завете, в отличие от Моисея, апостолы получили более чем закон - им было дано божественное право быть крещенными, как был крещен Спаситель, но не водою, как крестил Его Иоанн Креститель, а Духом Святым и свидетельствовать от имени Его. И Сионская горница, где они собрались в назначенный день, так же была украшена зеленью трав, цветов и деревьев. И сегодня в наших храмах в День Святой Троицы от аромата зелени удивительно легко дышится, в душе вновь возникает молитвенное чувство причастности к чудесам Нового Завета и надежды, что Дух Святой с новой силой возгорится в душе каждого верующего и осенит того, кто к Вере еще не пришел.

Заведующий Иконопис-
ной школой Московской Духовной
Академии доцент архимандрит Лука
(Головков)

При упоминании икон Святой Троицы перед глазами встает знаменитое творение преподобного Андрея Рублева, написанное в XV столетии. Однако первое подобное изображение было обнаружено за много веков до этого. Об основных интерпретациях сюжета рассказывает заведующий Иконописной школой Московской Духовной Академии доцент архимандрит Лука (Головков).

От «Гостеприимства Авраама» к «Отечеству»

– Ваше Высокопреподобие, каково древнейшее изображение Триединого Божества?

– Этот сюжет появился в очень давнее время. В римских катакомбах обнаружено относящееся еще к III веку подобное изображение, которое тогда именовалось «Гостеприимство Авраама». При этом ангелы обликом несколько отличались от привычного сейчас вида: без крыльев и без нимбов. От ранневизантийского времени до нас дошли мозаики V-VI веков, где ангелы изображены уже с нимбами, но еще без крыльев. Они имеются в базиликах Санта-Мария-Маджоре в Риме и Сан-Витале в Равенне. Более привычная для нас иконография появляется в послеиконоборческий период. Один из ярких примеров – фреска в монастыре Откровения на острове Патмос. Причем там образ подписан «Святая Троица», что для греков нехарактерно. Конечно, в отличие от иконы преподобного Андрея Рублева, это изображение по-прежнему обладает многими бытовыми деталями.

Росписи, миниатюры и иконы этого сюжета имеются во многих местах – в Грузии, Сербии, Болгарии, в Ватопедском монастыре на Святой Горе Афон. Древнейшие подобные изображения на Руси – роспись Феофана Грека в новгородском храме Спаса-на-Ильине и золотая наводка на знаменитых Суздальских вратах. Сохранилась икона, приписываемая кисти собеседника преподобного Сергия – святителя Стефана Пермского, которая сейчас хранится в Вологодском музее, так называемая «Зырянская Троица». Но, конечно же, икона преподобного Андрея – самая известная. На ней детали, повествующие о том конкретном Богоявлении у дуба Мамврийского, минимизированы. На иконе присутствует палатка (жилище Авраама) и дуб, но они там условны, а на столе только одна чаша. Это не только и не столько изображение гостеприимства праотца Авраама, сколько указание на Предвечный Совет Троицы о спасении рода человеческого.

– На иконе преподобного Андрея Рублева два ангела изображены со склоненными главами к третьему. Какое именно это из Лиц Святой Троицы?

– Конечно же, в центре спасения – Господь наш Иисус Христос, в центре иконы Он и изображен. Об этом говорят одежды Ангела. На других иконах подобной композиции над головой центрального Ангела можно видеть крестчатый нимб – такой, какой обычно изображается у Христа. По последним исследованиям, такой нимб был и у центрального Ангела на рублевской «Троице», но до настоящего времени сохранились и недавно обнаружены лишь небольшие остатки. За центральным Ангелом изображен дуб Мамврийский, который призван напоминать и о древе познания Добра и Зла, и, разумеется, о Древе Крестном. Фигуры сидящих в центре и справа Ангелов обращены к левому Ангелу, облаченному в самые светлые одежды. Он прообразует собой Первую Ипостась Святой Троицы и благословляет чашу – так же, как это делает центральный Ангел. Ангел слева изображен под палаткой, что говорит о домостроительстве Божием. Ангел справа – в светло-зеленых одеждах, которые, конечно же, ассоциируются с Духом Святым, с праздником Троицы. Он находится под горкой, символизирующей горние обители. Кроме того, фигуры Ангелов, сидящих справа и слева, образуют будто чашу, в которой находится центральный Ангел. Это тоже указывает на искупительный подвиг Спасителя мира, Пречистого Тела и Крови Которого мы причащаемся из чаши. Указанием на это является голова жертвенного животного – агнца, нередко изображаемая в чаше.

– Существует еще одно распространенное изображение Святой Троицы, где Первое Лицо предстоит в виде старца – «ветхого днями», как описывает Бога в своем видении пророк Даниил, Второе Лицо – в виде отрока или юноши и Святой Дух – в образе голубя. Как давно бытует это изображение?

– Эта композиция, именуемая «Отечество», имеет сложную историю и множество интерпретаций. Древнейшее изображение сопрестолия или «Отечества» появляется в XII веке. Но изначально это изображение было воплощением Ветхого днями Сына Божия от Духа Святого. До XV-XVI столетия старец изображался с крестчатым нимбом, являя собой Вторую ипостась. Иконография «Ветхого днями» еще более древняя. Так изображали Иисуса Христа в VII веке.

Аллегории

– Что означает треугольный нимб, нередко встречающийся на подобных иконах над главой старца?

– Это, конечно, очень поздняя трактовка. В конце XVI века у старца появляется так называемый «софийный» нимб – красный ромб на синем четырехугольнике, и лишь в XVIII — XIX – треугольник как один из символов Святой Троицы.

– Иногда такой «софийный» нимб окружает все три фигуры, изображенные на иконе, а порой они бывают заключены в круг. Что это значит?

– Это указывает на святость, Божественную сущность Лиц Святой Троицы.

– Встречается еще треугольник с оком в центре, от которого исходят лучи. Это изображение, нередко встречающееся на иконах и в убранстве иконостасов преимущественно конца XVIII-начала XIX века, также указывает на Святую Троицу?

– Да, но пришло оно из масонства. Такая аллегория очень широко использовалась среди знати. Собственно, знать нередко в своем сознании совмещала православие и масонство. Масонские символы, которые эти люди переосмысливали в православном ключе, они рекомендовали изображать, заказывая иконы для храмов. Этот подход широко практиковался в период, когда масонство в России было популярно. В течение всего XIX века, постепенно отрываясь от своих исторических корней, данный символ получил распространение в церковном убранстве, причем не только в России, но и в других православных землях.

– Порой в сиянии славы, окружающей Святую Троицу, видны символы евангелистов – лев, телец, орел и ангел. Как давно существует подобная традиция?

– Предыстория достаточно древняя, подобные символические изображения евангелистов встречаются с V века. Изображение Господа во славе или «Ветхого днями» во славе, окруженного Небесными Силами, в числе коих и четверка крылатых животных, появилось на рубеже XIV-XV веков, а наиболее известный пример – икона «Спас в Силах».

– Сидящий старец иногда опирается на фигурки ангелов с крыльями либо на красные круги, также имеющие крылья. Что это?
– Это одно из изображений Престолов – ангельских Сил. Вообще Бесплотные Силы с древних времен изображаются и непривычно, в том числе в таком нечеловекообразном виде. Образ колеса с крыльями свидетельствует о том, что эти ангельские силы готовы служить Господу, готовы к быстрому действию и исполнению Божественной воли.

Схождение Духа

– А что такое присутствующий на иконах Святой Троицы нередко увенчанный крестом шар, напоминающий царскую державу?

– Практика такого изображения очень поздняя. В русской иконописи она появилась во второй половине XVII века под западным влиянием. Это атрибутика западных монархий, символизирующая в данном случае Божественную власть над миром.

– Почему у Лиц Святой Троицы разные облачения?

– Христос изображается в традиционных для Себя одеждах: синем или зеленом гиматии (верхней одежде) и хитоне (рубахе красного цвета). Это связано с символикой Боговоплощения. Красный цвет указывает на то, что Господь принял плоть и нашу человеческую природу, а синий – цвет Неба, свидетельствующий о Божестве Христа. «Ветхий днями» изображается в белых одеждах, что отражает чистоту и Божественное сияние. На рублевской «Троице» левый Ангел также изображен в одежде цвета, близкому к белому.

– День Святой Троицы именуется также днем новозаветной Пятидесятницы, когда совершилось схождение Святого Духа на апостолов и Пресвятую Богородицу. Обычно икона Пятидесятницы, также нередко полагаемая на аналое в праздник, изображает сидящих полукругом учеников Христа (иногда среди них Пресвятая Богородица) и сходящего на каждого в виде языков пламени Святого Духа. Внизу под ними на темном фоне обычно изображается некая мужская фигура, увенчанная короной, и держащая в руках распростертый покров. Кто это?

– Вообще иконография сошествия Святого Духа сформировалась относительно поздно. До иконоборчества она имела только предысторию. Известно изображение этого новозаветного события в Евангелии от Раввулы (VIв.), но в другом иконографическом варианте. Сейчас мы видим вполне сформировавшуюся иконографию, которой, конечно, сопутствует вариативность. Во-первых, святые апостолы восседают на некоем седалище. Это знамение того, что они уже сопричастны вечности, облагодатствованы, и на них сходит Дух Святой в виде огненных языков. При этом с очень древних времен изображается именно Апостольская Церковь – то есть не просто двенадцать учеников Христа, а еще и святой апостол Павел, который, конечно же, не присутствовал в тот момент в горнице. Сверху восседают четыре евангелиста, два из которых – не из числа двенадцати ближайших учеников Спасителя, а апостолы от семидесяти – святые евангелисты Марк и Лука. Но Апостольская Церковь без них непредставима. Не изображается при этом ни Иуда Искариотский как уже отпавший, ни заменивший его по жребию Матфий, ни Иуда Иаков Младший.

Апостольская Церковь принимает дары Святого Духа, чтобы просветить светом Божественным всю вселенную. Эта вселенная символизировалась по-разному. В темном пространстве в подножии у апостолов иногда изображались народы, которые нужно просветить. Порой на иконах их даже подписывают – подобно перечислению в Деяниях Апостольских. Такие подписи имеются, например, в монастыре преподобного Луки в Греции и в соборе святого Марка в Венеции. В поздние времена в этом месте иконы чаще стали помещать аллегорическое изображение царственного Космоса – человека с короной на голове. Это целый мир, пребывающий во мраке и ожидающий просвещения Светом Божественным. Иногда – причем по недоразумению – Космос изображали с нимбом. Порой ниже этого темного пространства, но уже на светлом фоне помещались фигуры пророков, проповедавших о Пятидесятнице. О типологии этих иконографических изводов говорить можно долго. Главное же, что мы посоветуем христианину – видеть заложенный в них божественный смысл.

Беседовала Ольга Кирьянова

После изображения «Воскресение Христово» таким же ярким примером «Богословия в образе» является икона Пресвятой Троицы, написанная преподобным Андреем Рублевым. Празднование в честь Пресвятой Троицы совершается в День сошествия Святого Духа на апостолов, и это событие также имеет свою икону, именуемую «Пятидесятница».

В основе этого изображения лежит сказание книги Деяний святых апостолов (Деян. 2, 1-13), из которого нам известно, что в День Пятидесятницы апостолы были собраны вкупе в сионской горнице, и в 3-й час дня (по нашему времени в девятом часу утра) произошел шум с неба как бы от несущегося сильного ветра. Он наполнил весь дом, где были апостолы. Явились также огненные языки и почили по одному на каждом из апостолов. И исполнились все Святого Духа, и начали говорить на иных языках. Это привлекло внимание жителей Иерусалима, собрался народ и дивился страшному явлению.

Это событие с глубокой древности отмечалось торжественным празднованием как событие первостепенной важности, завершившее образование Церкви и чудесно утвердившее Таинство Священства.

Иконография этого праздника начала развиваться с VI века. Мы находим изображения Пятидесятницы в лицевых Евангелиях и Псалтирях, в древних сборниках различных рукописей, в мозаиках (например, Святой Софии в Константинополе или в венецианском соборе святого Марка IX-XIII вв.), во фресках соборов Афона, в древних храмах Киева, Новгорода и других церквах.

Эта икона изображает триклиний, сидящих в нем апостолов во главе с Апостолами Петром и Павлом. В руках апостолов книги и свитки, или они пишутся с благословляющими десницами. Сверху, с неба, на них опускаются лучи света, иногда с огненными языками, иногда пишутся одни языки пламени.

В центре триклиния находится подобие арки или усеченного эллипсиса, иногда же прямоугольник в виде двери, пространство внутри которых почти всегда темно (хотя есть редкие случаи, когда это пространство позолочено). Здесь помещаются толпы народа: те самые, которые перечислены в книге Деяний. Есть изображения, где толпы заменены двумя-тремя фигурами. Уже в IX веке для некоторых художников эта первоначальная арка с темным пространством внутри становится непонятной и признается как вход в сионскую горницу. Этим объясняется то, что на некоторых изображениях написаны двери, а на одной миниатюре из грузинской рукописи к двери даже приставлены две лестницы.

В древневизантийских образцах толпа народа пишется по-разному. Иногда в нее вводятся фигура царя и чернокожие люди, в рукописях же армяно-грузинских можно увидеть людей с песьими головами (эчмиадзинская рукопись XIII в.). Группа народа иногда имеет надпись «Племена, языцы».

Позже на месте этих народов появилась фигура царя с убрусом (платом) в руках и двенадцатью свитками. Эта фигура получила надпись «Космос» — «весь мир». То же самое мы видим позднее в греческих и русских памятниках XV-XVIII веков.

Несмотря на надпись, значение фигуры царя представляется неясным и вызывает различные толкования. Так, по одному предположению, здесь первоначально изображался пророк Иоиль, образ которого будто бы был с течением времени искажен позднейшими иконописцами, превратившими пророка в царя. В подтверждение этого мнения приводилось и само пророчество, помещенное в Деяниях: излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения, и также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего (Иоиль 2, 28-29). Такое объяснение давалось некоторыми афонскими монахами, не доверявшими компетенции иконописцев и толковавшими этот образ по своим соображениям, несмотря на надпись «Космос».

В венецианской гравюре 1818 года у головы фигуры царя сделана надпись «Пророк Иоиль». Но этот памятник относится к новейшей иконографии, когда вошло в силу свободное обращение с древними иконографическими формами и в их истолкование вошли субъективные понятия. Кроме того, эта западная гравюра была издана на турецком языке, сохранение старины в таком издании не было важным делом, поэтому гравюра и не может заслуживать доверия. Если гравер XIX века поставил над головой царя в короне надпись «Пророк Иоиль», то уже одно это разрушает веру в точность его иконографических познаний. Очевидно, он совсем не был знаком с одеждами, усвоенными пророкам Православием. Ссылка же на невежественность иконописцев, превративших древнюю фигуру пророка в царя, также не обоснованна.

Профессор Усов иконе «Пятидесятница» дает другое толкование. Он видит в ней заседание апостолов при избрании Апостола Матфия на место отпавшего Иуды, что происходило до Пятидесятницы. На этом собрании Апостол Петр в своей речи привел пророчество царя Давида. «Надлежало, — говорил он, — исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде... В книге же псалмов написано: да будет двор его пуст... достоинство его да приимет другой» (Деян. 1, 16, 20). Основываясь на этих словах, профессор Усов считает, что художник, изобразив царя Давида с убрусом в руках и двенадцатью жребиями, тем самым напомнил как о содержании речи Апостола Петра, так и о избрании Апостола Матфия. А то, что Давид отделен от апостолов аркой, показывает, говорит он, что Давид — не участник собора апостолов. То же, что он изображен в темном месте, означает его принадлежность к Ветхому, а не к Новому Завету. Но возникает вопрос: какая же связь между этим собором апостолов при избрании Апостола Матфия и Пятидесятницей? Профессор считает, что, во-первых, на предшествовавшем соборе апостолов было установлено Таинство Священства, а сошествие Святого Духа есть подтверждение этого права, то есть эта икона есть образное выражение Таинства Священства. Во-вторых, Давид написан здесь потому, что и он, и пророк Исайя предрекали Вознесение Господа Иисуса Христа, и, повторяя эти пророчества, Церковь поет в праздник Вознесения: «... Кто есть Сей?... Сей есть державный и Сильный, сей есть Сильный в брани... И почто Ему червлены ризы? Из Восора приходит еже есть (т.е. из) плоти... и послал еси нам Духа Святаго» (стихира на стих., 2-я). И еще: «Взыде Бог в воскликновении. Господь во гласе трубне... (Пс. 46, 6), еже вознести падший образ Адамов, и послати Духа Утешителя» (стихира на стих.). С этими выводами профессора Усова согласиться трудно. Связь между избранием Апостола Матфия и сошествием Святого Духа на апостолов установлена автором произвольно. Оба эти события в Деяниях апостолов стоят отдельно.

Притом пророчество Давида, которому автор отводит столь видное место в характеристике собора, было лишь поводом к нему, но не его сущностью, да и говорит оно о судьбе Иуды, а не о священстве. Из памятников древности известно, что пророчественный элемент вводится в иконографию лишь в тех случаях, когда между ним и его исполнением есть прямая связь, да и в этих случаях большей частью пророчество опускается. Кроме этого, в Евангелии Раввулы есть миниатюра избрания Апостола Матфия, и в нее художник не ввел пророка Давида, хотя повод к тому был прямой.

Другим же звеном, связующим личность царя Давида с сошествием Святого Духа, по мнению профессора Усова, есть Вознесение. Но хотя в песнопениях на Вознесение Господне Церковь и упоминает об обещании Христа вознесшегося послать Духа Утешителя, тем не менее совершенно ясно, что пророчество Давида относится только к Вознесению, а не к сошествию Святого Духа.

Есть еще более субъективное объяснение фигуры царя на иконе «Пятидесятница». Некто говорит: «Царь — Христос, обещавший апостолам быть с ними до скончания века; старческий возраст царя — равенство Сына Отцу; темное место — неведение о Его местопребывании; червленая риза — искупление людей Пречистой Кровью; венец — соцарствование Сына с Отцом и Святым Духом; убрус — чистота; свитки — апостолы».

Но и это замысловатое толкование так же, как и вышеприведенное, имеет искусственный характер.

Истинное объяснение должно основываться на свидетельстве древних памятников. Несомненно, что фигура царя позднейшего происхождения и появилась на месте древней толпы народов, как бы ее заменяя. С ней она имеет теснейшую связь, отсюда и должно идти объяснение. Книга Деяний рисует нам грандиозную картину собрания народов в День Пятидесятницы. Здесь должны были находиться люди разного звания и состояния. Переводя на образный язык искусства это обстоятельство, византийские художники вносили в толпу народа и фигуры царей, хотя их действительное присутствие при этом чудесном событии было одной догадкой. Значение этих групп определялось отчасти надписями, отчасти типами, отчасти костюмами. Но такие подробности вносились в исключительных случаях, когда позволяло место. В большинстве же случаев места для этого было недостаточно. Архитектурные формы триклиния, где произошло сошествие Святого Духа, не имели особого значения для художников, внимание которых было поглощено верхней частью композиции, низ был стилизован в форме полуэллипсиса. Это узкое пространство не позволяло вдаваться в подробности, и толпа народа также подверглась стилизации: сперва вместо нее остались два-три лица, наконец, одно — царь как представитель народа, заменявший собой целое царство и весь народ.

Этот прием обычен для византийской иконографии. В ней часто узкая часть круга вверху указывает на целое небо; одно-два дерева означают сад, фронтон — палаты, два-три Ангела — все Небесное воинство Ангелов. Художник сообщил этой одинокой фигуре царя спокойную, монументальную позу, а так как она заменяла собой целый мир, он для ясности сделал над ней надпись «Космос» (или «Весь мир»).

Итак, царь стал образом всего мира, погруженного во тьму неведения Бога. 12 свитков служат символами апостольской проповеди, которая получила в День Пятидесятницы высшее помазание и которая предназначена для всей Вселенной. Свитки помещены в убрусе как предмет священный, касаться которого обнаженными руками не следует.

В одной гравюре, близко стоящей к западному источнику (VII в.), в темной пещере, как на древних памятниках, написаны низверженный престол и толпа евреев в повязках на головах. Это явно говорит о том, что господство Ветхого Завета окончилось, подзаконная Церковь пала; настала новая эпоха — владычество Церкви Христовой, облеченной силой свыше.

В древних византийских изображениях Пятидесятницы Матерь Божия не изображалась среди апостолов; только в одном из памятников Она была введена в круг апостолов. В западных же изображениях почти с X века Она всегда является участницей этого события. С XVII века эта практика перешла и в греческую, и в русскую иконографию.

Святой евангелист Лука, не упоминая имени Матери Божией при описании сошествия Святого Духа, тем не менее пишет, что после Вознесения Господа Иисуса Христа все апостолы единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса (Деян. 1, 14). В одно из таких молитвенных собраний и произошло сошествие Святого Духа. Поэтому вполне возможно, что Матерь Божия присутствовала при этом событии, о чем говорит и одно из древних преданий. Преисполненная благодати, Она превознесена превыше Херувимов и Серафимов, и дары Святого Духа, излитые на апостолов, были дарованы и Ей, тем более, что и Она приняла на себя жребий апостольского служения и была в числе устроителей Церкви Христовой.

Может возникнуть еще один вопрос по поводу иконы «Сошествие Святого Духа». Почему на ней изображен Апостол Павел, не бывший среди апостолов в День Пятидесятницы. Можно сказать, что духовное озарение художника перенеслось в этом случае от реального исторического факта к видению в этом событии основания и утверждения Церкви Божией на земле, поэтому он и отвел одно из первых мест среди апостолов учителю языков — святому Апостолу Павлу. Книги и свитки в руках апостолов есть символы их церковного учительства; иногда они изображаются даже с пастырскими жезлами. Все они с нимбами вокруг голов — как удостоенные высшего озарения Святого Духа.

Изображение Святого Духа в виде голубя обычно в эту композицию не вводилось, так как прямых указаний на это в книге Деяний нет. Проявлением Святого Духа в День Пятидесятницы были языки пламени. Однако в западной средневековой живописи было положено начало изображению на этой иконе Святого Духа в виде голубя, что представляет собой явное уклонение от византийского иконописного Подлинника.

В своем дальнейшем развитии иконография этого праздника сильно изменилась. Вместо древнего триклиния, стали писать палаты. Центральное место на троне дано Богоматери, по ее сторонам группами или полукругом размещаются апостолы. Арка с «космосом» совсем исчезла. Стремление к исторической точности заставило исключить и Апостола Павла. Вместо стилизованного неба, появились облака и лучи с пламенем.

Иногда, вместо темной арки, в центре пишется тропарь праздника.

монахиня Иулиания (Соколова М.Н.)


Сошествие Святого Духа.

В основе этого изображения лежит сказание книги Деяний святых апостолов (Деян. 2, 1–13), из которого нам известно, что в День Пятидесятницы апостолы были собраны вкупе в сионской горнице, и в 3-й час дня (по нашему времени в девятом часу утра) произошел шум с неба как бы от несущегося сильного ветра. Он наполнил весь дом, где были апостолы. Явились также огненные языки и почили по одному на каждом из апостолов. И исполнились все Святого Духа, и начали говорить на иных языках. Это привлекло внимание жителей Иерусалима, собрался народ и дивился страшному явлению.

Это событие с глубокой древности отмечалось торжественным празднованием как событие первостепенной важности, завершившее образование Церкви и чудесно утвердившее Таинство Священства.

Иконография этого праздника начала развиваться с VI века. Мы находим изображения Пятидесятницы в лицевых Евангелиях и Псалтирях, в древних сборниках различных рукописей, в мозаиках (например, Святой Софии в Константинополе или в венецианском соборе святого Марка IX–XIII вв.), во фресках соборов Афона, в древних храмах Киева, Новгорода и других церквах.

Эта икона изображает триклиний, сидящих в нем апостолов во главе с Апостолами Петром и Павлом. В руках апостолов книги и свитки, или они пишутся с благословляющими десницами. Сверху, с неба, на них опускаются лучи света, иногда с огненными языками, иногда пишутся одни языки пламени.

В центре триклиния находится подобие арки или усеченного эллипсиса, иногда же прямоугольник в виде двери, пространство внутри которых почти всегда темно (хотя есть редкие случаи, когда это пространство позолочено). Здесь помещаются толпы народа: те самые, которые перечислены в книге Деяний. Есть изображения, где толпы заменены двумя-тремя фигурами. Уже в IX веке для некоторых художников эта первоначальная арка с темным пространством внутри становится непонятной и признается как вход в сионскую горницу. Этим объясняется то, что на некоторых изображениях написаны двери, а на одной миниатюре из грузинской рукописи к двери даже приставлены две лестницы.

В древневизантийских образцах толпа народа пишется по-разному. Иногда в нее вводятся фигура царя и чернокожие люди, в рукописях же армяно-грузинских можно увидеть людей с песьими головами (эчмиадзинская рукопись XIII в.). Группа народа иногда имеет надпись «Племена, языцы».

Позже на месте этих народов появилась фигура царя с убрусом (платом) в руках и двенадцатью свитками. Эта фигура получила надпись «Космос» - «весь мир». То же самое мы видим позднее в греческих и русских памятниках XV–XVIII веков.

Несмотря на надпись, значение фигуры царя представляется неясным и вызывает различные толкования. Так, по одному предположению, здесь первоначально изображался пророк Иоиль, образ которого будто бы был с течением времени искажен позднейшими иконописцами, превратившими пророка в царя. В подтверждение этого мнения приводилось и само пророчество, помещенное в Деяниях: излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения, и также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего (Иоиль 2, 28–29). Такое объяснение давалось некоторыми афонскими монахами, не доверявшими компетенции иконописцев и толковавшими этот образ по своим соображениям, несмотря на надпись «Космос».

В венецианской гравюре 1818 года у головы фигуры царя сделана надпись «Пророк Иоиль». Но этот памятник относится к новейшей иконографии, когда вошло в силу свободное обращение с древними иконографическими формами и в их истолкование вошли субъективные понятия. Кроме того, эта западная гравюра была издана на турецком языке, сохранение старины в таком издании не было важным делом, поэтому гравюра и не может заслуживать доверия. Если гравер XIX века поставил над головой царя в короне надпись «Пророк Иоиль», то уже одно это разрушает веру в точность его иконографических познаний. Очевидно, он совсем не был знаком с одеждами, усвоенными пророкам Православием. Ссылка же на невежественность иконописцев, превративших древнюю фигуру пророка в царя, также не обоснованна.

Профессор Усов иконе «Пятидесятница» дает другое толкование. Он видит в ней заседание апостолов при избрании Апостола Матфия на место отпавшего Иуды, что происходило до Пятидесятницы. На этом собрании Апостол Петр в своей речи привел пророчество царя Давида. «Надлежало, - говорил он, - исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде... В книге же псалмов написано: да будет двор его пуст... достоинство его да приимет другой» (Деян. 1, 16, 20). Основываясь на этих словах, профессор Усов считает, что художник, изобразив царя Давида с убрусом в руках и двенадцатью жребиями, тем самым напомнил как о содержании речи Апостола Петра, так и о избрании Апостола Матфия. А то, что Давид отделен от апостолов аркой, показывает, говорит он, что Давид - не участник собора апостолов. То же, что он изображен в темном месте, означает его принадлежность к Ветхому, а не к Новому Завету. Но возникает вопрос: какая же связь между этим собором апостолов при избрании Апостола Матфия и Пятидесятницей? Профессор считает, что, во-первых, на предшествовавшем соборе апостолов было установлено Таинство Священства, а сошествие Святого Духа есть подтверждение этого права, то есть эта икона есть образное выражение Таинства Священства. Во-вторых, Давид написан здесь потому, что и он, и пророк Исайя предрекали Вознесение Господа Иисуса Христа, и, повторяя эти пророчества, Церковь поет в праздник Вознесения: «... Кто есть Сей?... Сей есть державный и Сильный, сей есть Сильный в брани... И почто Ему червлены ризы? Из Восора приходит еже есть (т.е. из) плоти... и послал еси нам Духа Святаго» (стихира на стих., 2-я). И еще: «Взыде Бог в воскликновении. Господь во гласе трубне... (Пс. 46, 6), еже вознести падший образ Адамов, и послати Духа Утешителя» (стихира на стих.). С этими выводами профессора Усова согласиться трудно. Связь между избранием Апостола Матфия и сошествием Святого Духа на апостолов установлена автором произвольно. Оба эти события в Деяниях апостолов стоят отдельно.

Притом пророчество Давида, которому автор отводит столь видное место в характеристике собора, было лишь поводом к нему, но не его сущностью, да и говорит оно о судьбе Иуды, а не о священстве. Из памятников древности известно, что пророчественный элемент вводится в иконографию лишь в тех случаях, когда между ним и его исполнением есть прямая связь, да и в этих случаях большей частью пророчество опускается. Кроме этого, в Евангелии Раввулы есть миниатюра избрания Апостола Матфия, и в нее художник не ввел пророка Давида, хотя повод к тому был прямой.

Другим же звеном, связующим личность царя Давида с сошествием Святого Духа, по мнению профессора Усова, есть Вознесение. Но хотя в песнопениях на Вознесение Господне Церковь и упоминает об обещании Христа вознесшегося послать Духа Утешителя, тем не менее совершенно ясно, что пророчество Давида относится только к Вознесению, а не к сошествию Святого Духа.

Есть еще более субъективное объяснение фигуры царя на иконе «Пятидесятница». Некто говорит: «Царь - Христос, обещавший апостолам быть с ними до скончания века; старческий возраст царя - равенство Сына Отцу; темное место - неведение о Его местопребывании; червленая риза - искупление людей Пречистой Кровью; венец - соцарствование Сына с Отцом и Святым Духом; убрус - чистота; свитки - апостолы».

Но и это замысловатое толкование так же, как и вышеприведенное, имеет искусственный характер.

Истинное объяснение должно основываться на свидетельстве древних памятников. Несомненно, что фигура царя позднейшего происхождения и появилась на месте древней толпы народов, как бы ее заменяя. С ней она имеет теснейшую связь, отсюда и должно идти объяснение. Книга Деяний рисует нам грандиозную картину собрания народов в День Пятидесятницы. Здесь должны были находиться люди разного звания и состояния. Переводя на образный язык искусства это обстоятельство, византийские художники вносили в толпу народа и фигуры царей, хотя их действительное присутствие при этом чудесном событии было одной догадкой. Значение этих групп определялось отчасти надписями, отчасти типами, отчасти костюмами. Но такие подробности вносились в исключительных случаях, когда позволяло место. В большинстве же случаев места для этого было недостаточно. Архитектурные формы триклиния, где произошло сошествие Святого Духа, не имели особого значения для художников, внимание которых было поглощено верхней частью композиции, низ был стилизован в форме полуэллипсиса. Это узкое пространство не позволяло вдаваться в подробности, и толпа народа также подверглась стилизации: сперва вместо нее остались два-три лица, наконец, одно - царь как представитель народа, заменявший собой целое царство и весь народ.

Этот прием обычен для византийской иконографии. В ней часто узкая часть круга вверху указывает на целое небо; одно-два дерева означают сад, фронтон - палаты, два-три Ангела - все Небесное воинство Ангелов. Художник сообщил этой одинокой фигуре царя спокойную, монументальную позу, а так как она заменяла собой целый мир, он для ясности сделал над ней надпись «Космос» (или «Весь мир»).

Итак, царь стал образом всего мира, погруженного во тьму неведения Бога. 12 свитков служат символами апостольской проповеди, которая получила в День Пятидесятницы высшее помазание и которая предназначена для всей Вселенной. Свитки помещены в убрусе как предмет священный, касаться которого обнаженными руками не следует.

В одной гравюре, близко стоящей к западному источнику (VII в.), в темной пещере, как на древних памятниках, написаны низверженный престол и толпа евреев в повязках на головах. Это явно говорит о том, что господство Ветхого Завета окончилось, подзаконная Церковь пала; настала новая эпоха - владычество Церкви Христовой, облеченной силой свыше.

В древних византийских изображениях Пятидесятницы Матерь Божия не изображалась среди апостолов; только в одном из памятников Она была введена в круг апостолов. В западных же изображениях почти с X века Она всегда является участницей этого события. С XVII века эта практика перешла и в греческую, и в русскую иконографию.

Святой евангелист Лука, не упоминая имени Матери Божией при описании сошествия Святого Духа, тем не менее пишет, что после Вознесения Господа Иисуса Христа все апостолы единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса (Деян. 1, 14). В одно из таких молитвенных собраний и произошло сошествие Святого Духа. Поэтому вполне возможно, что Матерь Божия присутствовала при этом событии, о чем говорит и одно из древних преданий. Преисполненная благодати, Она превознесена превыше Херувимов и Серафимов, и дары Святого Духа, излитые на апостолов, были дарованы и Ей, тем более, что и Она приняла на себя жребий апостольского служения и была в числе устроителей Церкви Христовой.

Может возникнуть еще один вопрос по поводу иконы «Сошествие Святого Духа». Почему на ней изображен Апостол Павел, не бывший среди апостолов в День Пятидесятницы. Можно сказать, что духовное озарение художника перенеслось в этом случае от реального исторического факта к видению в этом событии основания и утверждения Церкви Божией на земле, поэтому он и отвел одно из первых мест среди апостолов учителю языков - святому Апостолу Павлу. Книги и свитки в руках апостолов есть символы их церковного учительства; иногда они изображаются даже с пастырскими жезлами. Все они с нимбами вокруг голов - как удостоенные высшего озарения Святого Духа.

Изображение Святого Духа в виде голубя обычно в эту композицию не вводилось, так как прямых указаний на это в книге Деяний нет. Проявлением Святого Духа в День Пятидесятницы были языки пламени. Однако в западной средневековой живописи было положено начало изображению на этой иконе Святого Духа в виде голубя, что представляет собой явное уклонение от византийского иконописного Подлинника.

В своем дальнейшем развитии иконография этого праздника сильно изменилась. Вместо древнего триклиния, стали писать палаты. Центральное место на троне дано Богоматери, по ее сторонам группами или полукругом размещаются апостолы. Арка с «космосом» совсем исчезла. Стремление к исторической точности заставило исключить и Апостола Павла. Вместо стилизованного неба, появились облака и лучи с пламенем.

Иногда, вместо темной арки, в центре пишется тропарь праздника.

Монахиня Иулиания (Соколова М.Н.).

Самые ранние изображения сошествия Святого Духа на апостолов встречаются в лицевых Евангелиях VI века (Евангелие Рабулы), мозаиках и фресках. Традиционная иконография изображает Сионскую горницу, в которой собраны 12 апостолов и Божия Матерь, ожидающие исполнения обетования Господа Иисуса Христа о ниспослании Утешителя.

Пятидесятница. Современная греческая фреска

Пятидесятница. Печская патриархия, Сербия, XIV век

Пятидесятница. Мозаичный свод. Осиос Лукас (Греция), XII век

***

  • Все о празднике "Пятидесятница (День Святой Троицы)" - раздел публикаций, посвященный празднику
  • Святая Пятидесятница - Георгий Битбунов
  • Пятидесятница. Сошествие Святого Духа: иконы, мозаики и фрески - Православие.Ru
  • "Слово о догмате Святой Троицы" - святитель Григорий Богослов
  • Поучение на день Пятидесятницы - преподобный Феодор Студит
  • День Святой Троицы. Пятидесятница. Евангелие о сошествии Духа Святаго - святитель Николай Велимирович
  • День Святой Троицы. Пятидесятница . Толкование Евангелия - протоиерей Александр Шаргунов

***

Пятидесятница. Мозаичный свод, фрагмент. Осиос Лукас (Греция), XII век

Пятидесятница. Евангелие "Раввулы" - сирийский манускрипт, VI век

Пятидесятница. Икона. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, XV век

Сошествие Святого Духа. Невьянская икона, конец XVIII - начало XIX века

Пятидесятница. Эмаль. Николай Вердунский, 1181 год

Пятидесятница. Византийский икона, XV век

В древних образцах толпа народа пишется по-разному. Иногда в нее вводятся фигура царя и чернокожие люди, в рукописях же армяно-грузинских можно увидеть людей с песьими головами (вышеприведенная эчмиадзинская рукопись XIII в.). Группа народа иногда имеет надпись "Племена, языцы". Позже на месте этих народов появилась фигура царя с убрусом (платом) в руках и двенадцатью свитками. Эта фигура получила надпись "Космос" - "весь мир". То же самое мы видим позднее в греческих и русских памятниках XV–XVIII веков. Царь стал образом всего мира, погруженного во тьму неведения Бога. 12 свитков служат символами апостольской проповеди, которая получила в День Пятидесятницы высшее помазание и которая предназначена для всей Вселенной. Свитки помещены в убрусе как предмет священный, касаться которого обнаженными руками не следует.

Loading...Loading...