Ирод Агриппа I. Примеры употребления слова агриппа в литературе


Портрет из сборника биографий
Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год)
Царь Иудеи
-44 года
Предшественник Ирод Филипп II
Преемник Ирод II
Рождение 10 до н. э. (-010 )
Смерть (0044 )
  • Кесария , Региональный совет Хоф-ха-Кармель , Хайфа [d] , Хайфский округ , Израиль
Род Иродиады
Отец Аристобул IV
Мать Кипра
Супруга Кипрос [d]
Дети 1. Друз
2.
3. Береника
4. Мариамна
5. Друзилла
Ирод Агриппа I на Викискладе

Биография

Агриппа Первый родился в 10 году до н. э. и воспитывался в Риме вместе с сыном императора Тиберия - Друзом. Внук Ирода Великого .

Он завёл дружбу с разными членами императорской семьи. Одним из них был Гай, более известный как Калигула , который стал императором в 37 году н. э. Вскоре тот провозгласил Агриппу царем Итуреи, Трахонитской области и Авилинеи. Позднее Калигула присоединил к владениям Агриппы Галилею и Перею.

Агриппа находился в Риме, когда в 41 году н. э. был убит Калигула. По некоторым сообщениям, Агриппа играл не последнюю роль в том, чтобы урегулировать последовавший за этим кризис. Он принимал непосредственное участие в переговорах между римским сенатом и Клавдием , ещё одним его влиятельным другом. В итоге Клавдия провозгласили императором, и так удалось предотвратить гражданскую войну. Чтобы отблагодарить Агриппу за его посредничество, Клавдий расширил его царские владения, даровав ему Иудею и Самарию, которые находились в подчинении римских прокураторов с 6 года н. э. Так Агриппа стал править такой же по размеру территорией, что и Ирод Великий. Столицей царства Агриппы был Иерусалим, где он снискал благосклонность религиозных руководителей. Говорят, он тщательно соблюдал иудейский закон и традиции, например ежедневно приносил в храме жертвы, читал народу Закон и исполнял «роль ревностного защитника иудейской веры». Но все его утверждения, что он служит Богу, были напрасны, потому что он устраивал гладиаторские бои и языческие представления в театре. По мнению некоторых, Агриппа был «коварным, легкомысленным, расточительным».

Сначала Агриппа перенёс разные превратности. Привыкший к расточительной жизни, он растратил состояние, доставшееся ему от матери, и был вынужден после смерти своего приятеля Друза (в 23 г.) вернуться в Иудею , разделённую тогда на несколько княжеств под правлением потомков Ирода в качестве римских ставленников, и принять у дяди своего Антипы, князя галилейского, подчинённую должность. Но он на этом посту долго не удержался. Впавши в неоплатные долги (он одной римской казне был должен 40000 динарий, за что чуть не попал в долговую башню), он решился вернуться в Рим, чтобы снова испытать там счастье.

Сначала счастье ему не улыбалось. По причине одного неосторожного отзыва о Тиберии он был брошен в темницу, где оставался до смерти Тиберия, но с восшествием на престол Гая Калигулы (37 г н. э.) звезда его засияла. Калигула не только возвратил ему свободу, но и осыпал милостями. Он возвратил ему царский сан и корону, наделил его бывшими владениями тетрарха Филиппа, Батанеей и Трахонеей, к которым впоследствии прибавил ещё земли изгнанного в 39 году Ирода Антипы Галилею и Перею, а преемник Калигулы, император Клавдий , возвратил ему также собственную Иудею и Самарию , так что при Агриппе Иудея была снова объединена и достигла прежнего своего размера.

Агриппа, став царём всей Иудеи, решил завоевать популярность у

Агриппа

Агриппа был одним из ведущих оккультистов XVI столетия. Его сочинения по магии и оккультизму оказали влияние на многие поколения оккультистов. Подобно Парацельсу, он намного опередил свое время, что сделало его среди современников весьма непопулярной фигурой. Большую часть жизни Агриппу преследовали церковные и светские власти.

Агриппа родился 14 сентября 1486 года в Неттесгейме, деревне к северу от Кельна. Образование он получил в Кельнском университете. Некоторые биографы говорят о том, что Агриппа происходил из знатной семьи, однако преобладающей является та точка зрения, что он сам выбрал для себя дворянское имя фон Неттесгейм, а имя Агриппа взял в честь Агриппины, матери Нерона, которая была родом из Кельна.

В молодости Агриппа весьма преуспевал в науках. Он освоил восемь языков и был неутомимым читателем. Особенно его привлекали алхимия и магия, он много времени проводил, изучая каббалу и герметическую литературу; его увлекла идея достижения духовного единства с Верховным Божеством.

Первым местом службы Агриппы была должность придворного секретаря Максимилиана I, императора Священной Римской империи и короля Германии, который затем отправил Агриппу в Париж в качестве шпиона. Находясь на этой службе, которая должна была стать для него проверкой на пригодность к дальнейшей карьере, Агриппа ввязался в местные политические дрязги, был вынужден покинуть Париж и уйти с должности.

В возрасте двадцати четырех лет, уже имея обширные познания, Агриппа пишет трехтомный труд "De Occulta Philosophia" ("Об оккультной философии"), который явился суммой всего магического и оккультного знания того времени. Агриппа утверждал, что магия не имеет ничего общего с дьяволом или с волшебством, но зависит от естественных психических способностей, таких как интуиция. Он считал, что человек способен обрести это высшее могущество, исследуя гармонию природы.

Агриппа включил в свою теорию астрологию, гадание, магию чисел и учение о силе драгоценных и полудрагоценных камней. Астральное тело он описывал как "колесницу души" и говорил, что оно способно покидать физическое тело, подобно тому как свет покидает фонарь. Говорили, что Агриппа занимался некромантией для предсказания будущего и заклинал многих демонов.

После завершения книги "Об оккультной философии" прошло более двадцати лет, прежде чем она была напечатана. Тем временем Агриппа переживал в своей жизни одну бурю за другой. В 1509 году в университете Доле, Франция, ему присудили степень доктора богословия, и он стал читать лекции о Каббале. Он пытался заручиться покровительством дочери Максимилиана, Маргариты Гентской, посвятив ей свое сочинение "Благородство женщин", однако местное монашество обвинило его в ереси, и Агриппа был вынужден в том же году уехать в Англию.

Многие годы Агриппа путешествовал по всей Европе, основывая тайные общества и занимая много разных должностей, до тех пор, пока темперамент и оккультные воззрения не вынуждали его бежать на новое место. Он был постоянно не в ладах с церковью, поскольку считал большинство монахов невежественными и тупыми. Агриппе не повезло в браке: две его жены рано умерли, а третья довела его до эмоционального и финансового истощения.

В Лионе Агриппа стал личным врачом Луизы Савойской, королевы-матери французского короля Франциска I. Она сильно задерживала ему выплату жалованья, никуда не выпускала из Лиона и держала в постоянной бедности. В конце концов, он бросил это место и уехал в Мец, где вступился за одну женщину, которую обвиняли в том, что она ведьма. Главным обвинением было то, что мать этой женщины тоже сожгли в свое время как ведьму. Агриппа разрушил все доводы обвинителей тем теологическим аргументом, что человек отдаляется от Христа только своим собственным грехом, а не грехом другого человека. Как писал Реджинальд Скот (Reginald Scot) в своей книге "Обнаружение ведьм" (1584), Агриппа с триумфом "освободил женщину из кровавых когтей монахов, которые, вместе с обвинителями несчастной, были повинны в присвоении огромных денег, принадлежавших церкви Меца (sic!), о чем в то время никто еще не знал". Оскорбленный инквизитор попытался обвинить Агриппу в том, что он защищает еретиков и ведьм. После этого Агриппа сам подпал под обвинение в колдовстве и стал считаться врагом церкви.

Еще при жизни про Агриппу ходило множество легенд, согласно которым его считали черным магом. Говорили, что его всегда сопровождает некий спутник, принимающий вид большого черного пса (см. спутники ведьм), что Агриппа заклинал демонов и духов, иногда используя для этого магические зеркала. Также рассказывали, что, когда Агриппа путешествовал, он расплачивался с хозяевами постоялых дворов золотыми монетами, которые затем превращались в морские раковины. Агриппу ассоциировали с Фаустом, легендарным доктором, продавшим свою душу дьяволу.

В 1528 Агриппа стал историографом Маргариты Австрийской, наместницы Нидерландов. К этому времени Агриппа перестал верить в магию, признав ее пустой тратой времени. Теперь он говорил, что единственная вещь, достойная изучения, - это теология. Около 1530 года он опубликовал сочинение "De incertitudine et vanitate omnium scientiarum et artium" ("О недостоверности и тщете всех наук и искусств"), где выступил против всех наук и оккультизма, встав на ту точку зрения, что знание лишь дает человеку понять, сколь мало он на самом деле знает. Книга вызвала гнев короля, который на год упрятал Агриппу в тюрьму по обвинению в ереси.

Когда Агриппа вышел из тюрьмы, была напечатана его книга "Об оккультной философии", которая, казалось, противоречила всему, о чем он говорил в сочинении "О тщете наук и искусств". Столь явное несоответствие двух книг сильно поколебало репутацию Агриппы.

Агриппа уехал в Кельн, где его стал преследовать местная инквизиция. В конце концов его изгнали не только из Кельна, но и запретили въезжать в Германию вообще. Агриппа вернулся во Францию, но его неучтивые отзывы о своей прежней хозяйке, королеве-матери, вновь привели его в тюрьму.

После освобождения Агриппа едет в Гренобль, где умирает в 1535 году. Его сочинение "Об оккультной философии" внесло огромный вклад в развитие западной оккультной мысли, и у всех теоретиков позднейшего времени мы обнаруживаем систему Агриппы с более или менее заметными вариациями.

Труды:
De incertitudine et vanitate omnium scientiarum et artium, 1530.
De occulta philosophia, Koeln 1530-33, Lyon 1660.

Назад в раздел

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова агриппа

агриппа в словаре кроссвордиста

агриппа

Энциклопедический словарь, 1998 г.

агриппа

АГРИППА (Agrippa) (ок. 63-12 до н. э.) римский полководец, сподвижник Августа. Известен постройками в Риме (водопровод, Пантеон, термы) и в Галлии.

агриппа

АГРИППА (Agrippa) Неттесгеймский, Генрих Корнелий (1486-1535) немецкий гуманист, неоплатоник. В сочинении "О сокровенной философии" изложил учение о магии, основанное на представлении о взаимосвязи всех вещей.

Агриппа (имя)

Агри́ппа - мужское имя латинского происхождения. Производные формы: Агрипка, Грипа. Отчества: Агриппич, Агриппична.

Происходит от римского имени (преномена) . Плиний Старший утверждал что это древнее имя, ведущее со времен Республики, обозначало детей, родившихся вперед ногами

Агриппа (значения)

Агри́ппа :

  • Агриппа - мужское имя.
  • Агриппа - польский шляхетский герб.
  • Агриппа - ударный кратер в центральной экваториальной области видимой стороны Луны.

Агриппа (астроном)

В честь Агриппы в 1935 году назван лунный кратер, расположенный в Море Паров.

Агриппа (скептик)

Агри́ппа (; I в. н. э.) - древнегреческий философ- скептик , автор «5 основ воздержания» или тропов, в которых утверждается невозможность точных знаний.

Эти тропы приводит Секст Эмпирик в «Пирроновых положениях». Согласно Сексту Эмпирику, они характерны для позднего скептицизма:

  • Разноречивость - неопределённость в правилах общественной жизни или в воззрениях философов.
  • Удаление в бесконечность - все доказательства требуют дальнейшего доказывания, и так до бесконечности.
  • Относительность - все вещи изменяются, если меняются их отношения, или меняется точка зрения на них.
  • Предположительность - истина, которая утверждается, в сущности является гипотезой.
  • Взаимодоказуемость - утверждённая истина вовлечена в порочный круг.

Первый и третий тропы представляют собой резюме десяти первоначальных тропов воздержания в раннем скептицизме. Другие три определяют последующее развитие скептицизма.

Агриппа (герб)

Агри́ппа - польский шляхетский герб, разновидность герба Дембно.

Агриппа (лунный кратер)

Кратер Агриппа - ударный кратер в центральной экваториальной области видимой стороны Луны, расположенный на юго-восточной окраине Моря Паров. Название присвоено в честь древнегреческого астронома Агриппы, жившего в I веке нашей эры, и утверждено Международным астрономическим союзом в 1935 г. Образование кратера относится к эратосфенскому периоду.

Примеры употребления слова агриппа в литературе.

Вскоре после этого он вознаградил Агриппу всем царством, на которое последний мог претендовать по родственному праву, и прибавил ему еще области Трахонею и Авран, уступленные Августом Ироду,а также царство Лизания.

Но Агриппа , одинаково озабоченный судьбой как восставших, так и тех, против которых война была возбуждена, старавшийся сохранить для римлян иудеев, а для иудеев - их храм и столицу, понявший, наконец, что и емулично восстание не может принести никаких выгод, - послал иерусалимским жителям три тысячи конных солдат из Аврана, Батанеи и Трахонеи под командой Дария, начальника конницы, и главным предводительством Филиппа, сына Иакима.

Входит Цезарь и его военный совет: Агриппа , Долабелла, Меценат, Галл, Прокулей и другие.

В это время Агриппа , сын Аристобула,убитого своим отцом Иродом, отправился к Тиберию, чтобы обжаловать перед ним тетрарха Ирода.

Когда тот отклонил его жалобу, Агриппа все-таки остался в Риме и старался снискать себе милость римской знати, в особенности сына Германика, Гая, бывшего тогда еще частным лицом.

Те, которые открывали шествие сенаторов,неминуемо погибли бы еще прежде, чем Клавдий успел бы узнать о буйстве солдат, если бы Агриппа не поспешил к нему и не представил ему всю опасность положения.

В это время царь Агриппа уехал в Александрию, чтобы поздравить Александра, которому Нерон вверил Египет, послав его туда в качестве наместника.

Сам Агриппа сопровождал Цестия, чтобы указать ему маршрут и снабдить его съестными припасами.

Полководец, хотя был озлоблен против всего города за похищение лошадей, уступил, однако, этой просьбе, потому что видел, что и Агриппа сильно озабочен судьбой города.

Согану и Селевкию Агриппа в начале восстания привлек на свою сторону, Гамала же не сдавалась, так как она еще больше, чем Иотапата, могла надеяться на свое защищенное от природы местоположение.

Царь Агриппа , приблизившись в это время к стене с намерением завязать переговоры со стоявшими на ней людьми относительно передачи города, был ранен в правый локоть камнем, брошенным в него пращником.

В тех же видах вместе с Титом поехал и царь Агриппа , пожелавший тоже посетить Гальбу.

Молодой элегантный доктор Элеазар в убедительных выражениях потребовал, чтобы Агриппа первый подписал ультиматум Риму с предложением немедленно отозвать губернатора.

Один только еврейский царь Агриппа , старавшийся доказать Риму свою верность, выставил две тысячи человек кавалерии да еще три стрелковых полка и встал самолично во главе своих войск.

Царь Агриппа по всей стране собрал хлеб в скирды, без сомнения - для римлян.

Представитель позднейшего скептицизма, входящий в одну группу с Энесидемом и Секстом Эмпириком. Об А. известно только то, что он к 10 "тропам воздержания" (аргументам против возможности постижения истины) Энесидема прибавил еще 5 (Diog. L. IX 88). Эти же 5 тропов излагал и Секст Эмпирик ("Пирроновы положения", рус. пер., СПБ, 1913), к-рый, не называя самого А., говорил о младших скептиках. Первый – "о противоречии", когда из наличия противоречивых и несогласуемых мнений по к.-л. вопросу делается о необходимости вообще воздерживаться от суждения по данному вопросу. Второй троп – "об удалении в ", когда оказывается, что одно основывается на другом, другое – на третьем, третье – на четвертом и т.д. Третий троп – "об относительности" – сводится к утверждению того, что все существует не само по себе, а только в отношении познающего субъекта и потому не является чем-нибудь определенным. Четвертый троп – "о предположении", когда исходят из какого-нибудь недоказуемого предположения с целью избежать "удаления в бесконечность". Наконец, пятый троп – "о взаимной доказуемости" (в совр. терминологии "предвосхищение основания" – , см. Логические ошибки).

Этими пятью тропами Р. стремился доказать пессимистич. скептиков о необходимости воздержания от суждений, т.к. никакая мысль не представима без этих тропов. Ленин отмечал в них диалектич. , направленный против догматизма (см. В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 38, с. 296).

Лит.: Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 293–97; История философии, т. l, , 1940, с. 359–60; Рихтер Р., Скептицизм в философии..., т. 1 СПБ, 1910; Zеller E., Die Philosophie der Griechen, Tl 3, Abtl. 2, 5 Aufl., Lpz., 1923, S. 47–49.

А. Лосев. Москва.

(Agrippa) Н е т т е с х е й м с к и й (Генрих Корнелий Агриппа из Неттесхейма, деревни к С. от Кёльна) (14 сент. 1486 – 18 февр. 1535) – нем. гуманист. А. сочувствовал Реформации, хотя открыто не примкнул к протестантизму; вел энергичную полемику с монахами и подвергался за свое преследованиям духовенства. В 1519 А. выиграл женщины, обвинявшейся инквизицией в колдовстве. В соч. "О сокровенной философии" ("De occulla philosophie libri III"), написанном в юности и напечатанном впервые в 1531–33, А. попытался изложить учение о магии, основанное на представлении о всеобщей связи вещей. В соч. "О недостоверности и тщете всех наук и искусств" ("De incertitudine et vanitate omnium scientiarum et artium", 1530) A. подвергал критике тогдашние науки и "искусства" (в том числе лжемагию, или чернокнижие). Оба сочинения в 16 в. были внесены церковью в индекс запрещенных книг. Большой историко-культурный представляет переписка А. Противоречивая фигура А. была изображена В. Брюсовым в романе "Огненный ангел".

Соч.: Opera, t. l–2, Lyon, 1660.

Лит.: Opсье Ж., Агриппа Неттесгеймский, знаменитый авантюрист XVI в.. пер. [с .], М., 1913; Prost Α., Les sciences et les arts occultes au XVI siècle. Corneille Agrippa, sa vie et ses oeuvres, v. 1–2, P., 1881–82.

В. Зубов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

АГРИППА

АГРИППА (Άγρίππα) (l в. до н. э.-1 в. н. э.)-античный философ-скептик (последователь Пиррона), которому традиционно приписывают пять скептических “тропов” воздержания от вынесения суждений: 1-й говорит о разногласиях между людьми, 2-й - о регрессе в бесконечность (положения, с помощью которых строится . сами должны быть доказаны), 3-й-об относительности истины, 4-й-о гипотетическом характере знания, 5-й-о круге в доказательстве.

Эти традиционно приписывают Агриппе вслед за Диогеном Лаэртием (К 79-88), но тот же Диоген не упоминает Агриппы в своем списке философов школы Пиррона, зато говорит о книге “Агриппа” некоего Апеллеса. Секст Эмпирик подробно описывает 5 скептических тропов, но об Агриппе не упоминает, приписывая их “младшим скептикам”. Все это является основанием для сомнения в историческом существовании скептика Агриппы.

Лит.: Секст Эмпирик . Три книги Пирроновых положений, I 164-177.-Соч. в 2 т., т. 2. 1976, с. 239-242. См. также лит. к ст. Скептицизм.

М. А. Солопова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "АГРИППА" в других словарях:

    Ы, муж. Стар. редк.Отч.: Агриппич, Агриппична.Производные: Агрипка; Грипа.Происхождение: (Римск. фамильное имя Agrippa.)Именины: 3 марта, 14 нояб. Словарь личных имён. Агриппа Родившийся вперед ногами (лат.) и римское родственное имя. 3 марта (18 … Словарь личных имен

    См. Ирод Агриппа … Библейская энциклопедия Брокгауза

    ИНА, от лат. aeger partus, трудные роды, или от греч. agra, охватывание, и pus, нога. а) Те дети, которые выходят из утробы матери вперед ногами. b) Собственные имена, которые давали римляне детям, родившимся как выше сказано. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка

    АГРИППА - АГРИППА (Ἀγρίππα) (1 в. до н. э./1 в. н. э.), философ скептик, последователь Энесидема. А. традиционно приписывают 5 скептических «тропов» (от греч. τρόπος способ, модус) воздержания от суждений. Согласно изложению у Диогена Лаэртия (IX 88… … Античная философия

    Сущ., кол во синонимов: 1 имя (1104) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Агриппа - АГРИППА, римскій полководецъ и флотоводецъ, другъ и зять Октавіана Августа. Родился въ 63 г. до Р. Х., умеръ въ 51 г. Какъ полководецъ А. извѣстенъ своими дѣйствіями въ Галліи и Германіи; какъ флотоводецъ онъ выдѣлился операціями въ междоусобной… … Военная энциклопедия

    Агриппа - Агриппа, Марк Випсаний … Морской биографический словарь

    Марк Юлий Агриппа … Википедия

    - (человек, который при своем рождении причиняет боль) (Деян.25:13) сын и преемник Ирода гонителя (Деян.12:1). Порций Фест, преемник Феликса по управлению Иудеею, прибыл в Кессарию, и в бытность его там в Кессарию прибыл также Агриппа (бывший… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    См. Випсаний Агриппа … Советская историческая энциклопедия

«Иди своей дорогой и обнажи свой меч»

Вряд ли найдётся практикующий Маг, который не знал бы этого труда, вдохновлявшего Гёте и , признанного одними «учебником Магии», а другими — лишь «игрой разума».

Труд «Об оккультной философии» (De Occulta Philosophia), который явился суммой всего магического и оккультного знания того времени, был написан молодым философом и Магом Генрихом Корнелием Агриппой фон Неттесгеймом в 1510 году, однако издан лишь в 1533 году, то есть через несколько лет после выхода в свет книги Агриппы «О тщете наук» («De vanitate scientiaram», 1530) – трактата, декларировавшего тщету всех наук, в том числе и оккультных.

Агриппа родился 14 сентября 1486 года в Кельне. Образование он получил в Кельнском университете. Некоторые биографы говорят о том, что Агриппа происходил из знатной семьи, однако преобладающей является та точка зрения, что он сам выбрал для себя дворянское имя фон Неттесгейм, назвав себя в честь основателя Кельна.

Будучи еще мальчиком, Агриппа стал секретарем императора Германии и Италии Максимилиана I. Когда ему исполнилось 12 лет, Максимилиан отправил мальчика учиться в Парижский университет. Там Агриппа вступил в орден Розенкрейцеров.

Репутация мага утвердилась за Агриппой Неттесгеймским с юношеских лет. Уверяли, что в Англии он по просьбе придворного поэта показал ему в магическом зеркале образ умершей жены (преданием этим навеяна "Песнь последнего менестреля В. Скопа). Говорили, что он владеет тайной превращения неблагородных металлов в золото, что монеты, которыми он расплачивается в харчевнях, оказываются после его ухода конским навозом. Агриппе приписывалось также умение одновременно находиться в различных местах;

был будто бы зафиксирован случай, когда он в один и тот же час читал публичные лекции в двух разных городах. Одно время Агриппа служил в армии. За личную храбрость он был посвящен в рыцари и получил чин капитана. Но, по убеждению многих, победам своего войска он способствовал колдовством.

Окончив в 19 лет университет, Агриппа отправился странствовать по Европе. Во многих городах читал лекции по оккультизму и магии, изучал редкие манускрипты и книги, встречался с практикующими магами и получал все более глубокие степени посвящения в мистическом ордене Розенкрейцеров. Молодой Агриппа хорошо разбирался в кабалистике, особенно Гематрии — наиболее математизированной части. Изложение секретов кабалистики в университете города Дуля сделало его популярным: у него появилась масса поклонников, он получил степень доктора богословия.

Агриппа также был юристом (имел степень доктора «обоих прав», то есть гражданского и канонического), медиком, писателем (его литературный багаж, помимо больших и малых трактатов, «опытов», «рассуждении» и исследований на самые неожиданные темы, составляют памфлеты и поэтические произведения), теологом, инженером, историографом, военным, дипломатом, алхимиком. Он обладал прекрасными ораторскими навыками, хорошо рисовал, знал несколько языков (один из своих трактатов он лично перевел с латыни на французский).

Одним из достойнейших эпизодов биографии Агриппы является спасение им в 1519 году от костра старухи француженки, которая была объявлена инквизицией «ведьмой». Примечательно, что защитить бедную женщину этому неукротимому противнику схоластики удалось, лишь прибегнув к хитроумным схоластическим доводам и уловкам.

В 1523 году Агриппа стал врачом во Фрайбурге. Высокая репутация, завоеванная им, и рекомендации епископа Базасского позволили ему отправиться в следующем году во Францию, где он стал врачом матери Франциска I. Затем покровителем Агриппы стал Карл V, сделавший его своим историографом.

После нескольких столкновений с церковью известный маг отступил и переехал в Лондон. К этому времени у него уже созрел план обширного произведения — «Оккультной философии». Ученому было всего 24 года, когда он закончил этот знаменитый труд. Однако, по известным лишь ему одному причинам, издал его только за четыре года до смерти.

Из всех историй о необыкновенных способностях Агриппы, после их тщательного анализа, наибольшего доверия заслуживают его собственные рассказы о контактах с умершими и духами. Они позволяют предположить, что он был в большей степени одаренным медиумом, чем магом. Среди самых известных свидетельств обычно приводят случай, когда Агриппа в присутствии группы уважаемых людей вызвал самого Марка Туллия Цицерона, чтобы послушать одну из его знаменитых речей. Цицерон, послушный могущественным заклинаниям, явился, произнес свою речь и исчез, оставив аудиторию в слезах от сильного волнения.

Около 1530 года он опубликовал сочинение «О тщете наук и искусств», где выступил против всех наук и оккультизма, встав на ту точку зрения, что знание лишь дает человеку понять, сколь мало он на самом деле знает. Книга вызвала гнев короля, который на год упрятал Агриппу в тюрьму по обвинению в ереси. После выхода из тюрьмы, была напечатана его книга «Об оккультной философии», которая, казалось, противоречила всему, о чем он говорил в сочинении «О тщете наук и искусств». Столь явное несоответствие двух книг сильно поколебало репутацию Агриппы.

Поскольку до самого конца жизни Агриппа, несомненно, больше всего интересовался именно оккультными науками, считают, что такое решение – издать книгу о бессилии оккультных наук, прежде чем публиковать их свод в трактате «О тайной философии», – было своего рода средством самозащиты. Маги и астрологи часто прибегали к такому приему, чтобы в случае критики со стороны богословов иметь возможность сослаться на свои собственные «опровержения» крамольных взглядов. Впрочем, они, как правило, выступали лишь против превратного употребления тех или иных знаний, а не против своего собственного правильного с ними обращения.

Агриппа уехал в Кельн, где его стал преследовать местный инквизитор. В конце концов его изгнали не только из Кельна, но и запретили въезжать в Германию вообще. Агриппа вернулся во Францию, но его неучтивые отзывы о своей прежней хозяйке, королеве-матери, вновь привели его в тюрьму. После освобождения Агриппа едет в Гренобль, где умирает в 1535 году.

Смерть Агриппы дала повод для новой легенды. Согласно ей, Агриппа, почувствовав приближение конца, подозвал к постели лохматого пса Месье, костенеющими пальцами снял со своего любимца ошейник, испещренный кабалистическими знаками, и произнес: "Поди прочь, проклятый! От тебя все мои несчастья! « Собака будто бы, поджав хвост, кинулась из дома, подбежала к реке и утопилась.

Однако самая известная из легенд, связанных с Агриппой, повествует об одном несчастном юноше, который, попав в кабинет Агриппы, был там убит. Агриппа, живший тогда в Лувене, Бельгия, сдал этому молодому человеку комнату. Однажды, когда Агриппы не было в городе, юноша попросил жену мага дать ему ключи от кабинета мужа, где, как он сказал, ему нужно прочитать какие-то книги. Сначала жена Агриппы отказала ему, но юноша продолжал ее упрашивать до тех пор, покуда она не сдалась и не дала ему ключи. В кабинете юноша нашел книгу с магическими заклинаниями, которая лежала на столе Агриппы, и стал читать ее вслух. Неожиданно раздался стук в дверь и появился демон, который захотел узнать, зачем его вызывали. Молодой человек был так напуган, что не смог ничего ответить; тогда демон схватил его за горло и задушил.

Вернувшись домой, Агриппа к своему ужасу обнаружил в кабинете мертвое тело. Если бы он попытался обратиться к властям или вынести тело из дома, его могли бы обвинить в убийстве. Тогда он вызвал демона и заставил его оживить тело. Демон вернул юношу к жизни, а Агриппа отослал молодого человека сразу после этого пройтись по рыночной площади. Там этот юноша внезапно скончался, на этот раз, кажется, естественной смертью. Но на его теле нашли следы разложения, и Агриппу обвинили в убийстве. Так что он в очередной раз был вынужден бежать.

Теперь рассмотрим вкратце содержание труда, обессмертившего Агриппу. Сочинение Агриппы состоит из четырех книг. Первая книга посвящена естественной магии, или магии мира элементов; вторая – небесной магии, третья (и четвертая) – магии обрядов.

В первых двух главах первой книги Агриппа утверждает, что вселенная состоит из трех миров: мира элементов, небесного мира и умопостигаемого мира. Каждый из этих миров получает токи от мира, находящегося над ним. Миры взаимосвязаны и влияют один на другой. Таким образом, сила (virtus) Создателя нисходит через ангелов умопостигаемого мира к звездам небесного мира, а от них – к элементам и ко всем объектам, состоящим из элементов в дольнем мире: к животным, растениям, металлам, камням и т.д. Маги полагают, что мы можем пройти этот же путь в обратном направлении и низводить силы горнего мира к нам, манипулируя силами мира дольнего. Они пытаются исследовать свойства мира элементов при помощи медицины и натурфилософии, свойства небесного мира – с помощью астрологии и математики, а чтобы получить представление об умопостигаемом мире, они изучают священные обряды разных религий. Причем каждый предмет, вещество, химический процесс — все в трех мирах Вселенной имеет явные и скрытые свойства. Понять последние и научиться использовать их – значит, стать магом. В принципе, нет ничего невозможного. Познав тайны мироздания, маг может изменять направление молний, вызывать дождь, ходить по морю, двигать горы и т. п.

В заключительных главах первой книги идет речь о могуществе слов и имен, о свойствах собственных имен, о том, как составить заклинание, используя все имена и атрибуты звезды или божества. Последняя глава посвящена соотношению между буквами еврейского алфавита и знаками зодиака, планетами и элементами – соотношению, придающему еврейскому языку великую магическую силу. Другим алфавитам тоже свойственно такого рода соотношение, но его магический потенциал значительно ниже.

Вторая книга посвящена Гематрии, математическому обоснованию Магии. Математика играет огромную роль в магии, ибо все, что совершается посредством естественных сил, подчинено законам числа, веса и меры. С помощью одной только математики, без использования естественных сил, можно производить операции, аналогичные естественным, делать движущиеся и говорящие статуи и фигуры.

Буквы еврейского алфавита имеют численные значения, которые играют ведущую роль в магии чисел. Потом Агриппа приводит магические квадраты, то есть числа, организованные в квадрат (либо собственно числа, либо их еврейские буквенные эквиваленты), согласующиеся с планетарными числами и обладающие властью низводить на землю влияния тех планет, к которым они относятся.

Пространное рассуждение о роли чисел в небесной магии сменяется еще более пространным рассуждением об образах в небесной магии, сопровождаемым длинными перечнями таких образов: образов планет, образов знаков зодиака – Агриппа даже решился напечатать образы тридцати шести гениев деканов. Агриппа дает перечень названий планет, а также планетных атрибутов и свойств, которые следует использовать, вызывая их.

„любой, кто хочет творить чудеса в этом дольнем мире“, должен вступать в контакт с Солнцем. Маг, стремящийся к совершенству, должен привлекать к себе токи Солнца всевозможными способами – молясь ему не только устами, но и набожной позой»

Тут же он объясняет основные принципы изготовления талисманов, снабженных планетарными образами.

Третья книга (и выделяемая из неё четвертая) начинается с подробного рассмотрения Имён Всевышнего и их значения. Он считает, что Сила истекает от божественных имен – через ангелов, выступающих в роли проводников.

Среди традиционных Имён Агриппа упоминает и знаменитое заклинание Абракадабра, и его значение для исцеления. Также Приводится несколько амулетов для исцелений.

Затем Агриппа рассуждает о языческих богах, считая их проявлениями природных Сил, исходящих от Всевышнего.

Следующая (15) глава Третьей книги Агриппа говорит о Служебных духах, что существуют три чина умопостигаемых существ, или демонов. (1) Наднебесные, имеющие дело только с божеством. (2) Небесные – демоны, относящиеся к знакам зодиака, деканам, планетам и другим звездам. Все они имеют имена и символы – первые используются в заклинаниях, вторые изображаются. (3) Демоны дольнего мира – такие, как демоны огня, воздуха, земли, воды.

Ангелы тоже делятся на три группы: серафимы, херувимы, престолы в наднебесном мире; господства, силы, власти – в небесном; начала, архангелы, ангелы – в земном мире. Еврейские ангельские чины соответствуют вышеуказанным. Мы видим далее названия еврейских чинов и еврейских ангелов в сопоставлении со сферами. Каббала выводит из Писаний множество других ангельских имен – например, имена семидесяти двух ангелов, несущих имя Бога. Каббалистическая магия Агриппы вполне традиционна — он говорит об ангельских Чинах и Именах всевышнего, движущих ими.

Тут же он говорит и о «злых духах», их падении и разновидностях.

«Есть несколько теологических школ, которые распределяют злых духов по девяти степеням, в противопоставление девяти ангельским орденам.»

Тут же он указывает, что

«природа духов не бестелесна, но, все же, что тела ангелов, и тела дьяволов не одинаковы. У одних нематериальные, но для дьяволов отчасти материальные, как тени, и объекты наказания, которые страдают от ударов, и могут быть сожжены в огне, в видимый пепел»

Для Агриппы Магия неотделима от религиозной практики. В последних главах он много говорит о религиозных обрядах и церемониях, о пышных ритуалах с музыкой, свечами и лампадами, колоколами, алтарями.

Наконец, в Четвертой книге Агриппа описывает способы находить имена гениев и добрых и злых духов, управляющих поднебесным миром.

«Многие маги, люди большой учености, хотели составлять эти таблицы, посредством латинского алфавита. С помощью тех же самых таблиц, согласно с именем целого отдела духов, или его проявления, можно найти имя доброго или злого духа таким же образом, как было изложено ранее; имя целого отдела духов или род его деятельности определяется по соответствующему светилу.»

Эти таблицы очень широко используются в церемониальной Магии, в том числе — и как дополнение, позволяющее управлять , поскольку Гении Агриппы бинерно соответствуют этим Духам.

Четвертая книга также говорит о некромантии, вызывании Элементалей, подготовке орудий и предметов, необходимых для магических операций и общих принципах составления Пантаклей.

Таким образом, «Тайная Философия» действительно представляет собой полный свод теоретических основ Магии. Не являясь гримуарной литературой, тем не менее, она энциклопедична и позволяет уточнить способы и пути реализации магических операций.

Агриппа верил, что магию создает высшая концентрация воли и воображения, что магия состоит в контроле сознания над телом; отвергнутый любовник и на самом деле, говорил Агриппа, может умереть от горя. Он считал, что человек способен обрести это высшее могущество, исследуя гармонию природы.

Согласно представлениям Агриппы, наивысший чин мага – это маг-жрец , исполняющий религиозные обряды и творящий религиозные чудеса. «Бракосочетание земли и неба» , творимое магом при помощи магии, и вызывание ангелов при помощи кабалы ведут к его апофеозу в качестве религиозного мага; его магическая власть в низших мирах органически связана с его высшей религиозной властью в умопостигаемом мире. Маг предстает у Агриппы отнюдь не в облике колдуна, но как священнодействующий мудрец и пророк.

Loading...Loading...