История и этнология. Факты

Родиной Вуду принято считать о. Гаити, но корни этой культуры уходят в Западную Африку, откуда она и была завезена на Гаити, а затем и в другие места (Ямайка, Куба, Бразилия) рабами. Смешение традиционных верований народности Дагомеи (Западная Африка) и католических церемоний и привело к формированию этой религии, которую смело можно назвать продуктом работорговли. Это был своеобразный ответ рабов на те унижения, которые им пришлось пережить во время расцвета работорговли. Под страхом пыток и казни религия была запрещена местными властями, рабов насильно крестили как католиков, что и выразилось в обычаях и ритуалах религии, которую местное население держало в большом секрете.

Вуду можно назвать сложным мистическим видением мира, связывающим воедино человека, природу и сверхъестественные - то есть "надприродные", лежащие вне знакомой реальности - силы. Эта религия достаточно демократична, духовный мир здесь доступен каждому без каких-либо посредников. То, что в других религиях называется "одержанием", в Вуду является практической целью, достигаемой с помощью различных ритуалов. Как говорят об этом сами жители Гаити: "Католик идет в церковь, чтобы разговаривать о боге; вудуист танцует во дворе храма, чтобы стать богом".

С точки зрения Вуду, человек - совокупность нескольких тел, наложенных друг на друга, из которых обычному восприятию доступно только одно - физическое. Следующее - нечто вроде энергетического дубликата тела, позволяющего ему функционировать, "дух плоти". Он не является индивидуальным и после смерти медленно вытекает из тела, переходя к живущим в почве организмам - полностью этот процесс занимает 18 месяцев. То, что называется душой, по вудуистским представлениям состоит из двух компонентов - "маленький добрый ангел" и "большой добрый ангел". "Большой добрый ангел", подобно "духу плоти", является чисто энергетическим, но более тонким, и после смерти немедленно возвращается в бесконечный энергетический резервуар, питающий все живое. "Маленький добрый ангел" - индивидуализированная часть души, источник всего личного. Он способен легко отделяться от тела и возвращаться назад (это происходит во время сновидений, или сильного испуга, или во время "одержимости" - когда он временно замещается лоа (внешними духами). Именно "маленький добрый ангел" является мишенью магических операций и объектом магической защиты (в некоторых случаях маг может помещать его в специальный глиняный кувшин, канари, откуда тот продолжает одушевлять тело). Последний духовный компонент находится на небе и связан не с телом человека, а с его судьбой; это личная "звезда" - словом, то, что в Индии с удивительной меткостью называют кармой.

Приверженцы религии считают, что все вокруг пронизано незримой силой лоа, что роднит вуду с чисто шаманскими воззрениями. Лоа неисчислимы, как песок на морском берегу, и у каждого есть свой знак, имя и предназначение. В вудуистских ритуалах одно из основных мест занимает поклонение змию, заглатывающему собственный хвост - символу гармонии Вселенной и Вечности в древнем мире.

Как называют его гаитяне, Дамбалла Ведо, главный и обязательный элемент во всех таинствах вуду, потому что он есть начало и конец всех вещей - Океан Вечности, со всех сторон окружающий материальный мир; безбрежное пространство, из которого все вышло и к которому все рано или поздно вернется вновь. Всё это аспекты светлой стороны Вуду. Как любая религия, Вуду несёт в себе глубокие философские воззрения, основанные на поклонении природе и её стихиям.

Многие представления о вудуизме дошли до нас уже сильно искажёнными, создав общую картину ужаса и господства неизведанных, таинственных сил зла. Темная сторона таинств вуду получила широкую известность в цивилизованном мире, хотя среди приверженцев культа она занимает далеко не главенствующую позицию. Многое из того, что для цивилизованного человека считается неприемлемым, а иногда даже зловещим, в традиционном обществе оказывается вполне нормальным и повседневным. Мы живём совсем в ином мире, в мире морали и навязанных цивилизацией идеалов и нормативов, поэтому так сложно порой бывает западному человеку понять и оценить то, чем живут люди, одной ногой стоящие в первобытном обществе. Но, всё же, не бывает дыма без огня, и, безусловно, тёмная сторона культа Вуду существует. Здесь должное стоит отдать неимоверной духовной силе вудуистских колдунов, их власти над окружающим и, в первую очередь, их собственной непоколебимой вере в эту силу.

Пантеон лоа загробного мира очень велик, и для разных ритуалах прибегают к помощи тех или иных духов, отвечающих за определённые стихии и жизненные проявления.

Социальная лестница приверженцев культа Вуду состоит из множества ступеней, и, оказавшись на последних из них, верховные жрецы (мамбо и унганы), оказавшись отвергнутыми, изгнанными или верша месть, могут обращаться в «бокоров», так называемых жрецов чёрной магии. В общем-то в вудуизме это далеко не поощряется, и за «чёрные» дела бокорам обязательно должно прийти возмездие, но тем не менее, такие колдуны существуют, держа в страхе целые сёла и города.

Как правило, бокоры состоят в тайных обществах, и деятельность их в высшей степени секретна. В чёрную магию Вуду посвящены лишь немногие, и заниматься ей могут только верховные жрецы. Одной из таких особ был небезызвестный правитель острова Гаити – Франсуа Дювалье, который во всю использовал силу лоа загробного мира в ведении политики, как внешней, так и внутренней. Будучи бокором, папаша Дювалье имел целую армию, с помощью которой держал в страхе население всего острова. Это были одновременно и чёрные маги, и офицеры тайной полиции, и исполнители страшных приговоров. На Западе одним из самых известных аспектов чёрной магии Вуду является зомбификация, т.е. приведение человека в состояние зомби – управляемого биологического робота. Человек, словно, воскрешённый после смерти, лишался души и становился рабом своего хозяина (бокора).

Как выяснилось позже, и здесь не обошлось без вмешательства природы, которая в очередной раз подарила человеку вещество, способное некоторым образом влиять на жизненные функции. Так, жрец приготавливал зелье из определённых сортов африканских растений и жабьих желез, которое блокировало участки мозга, отвечающие за сердцебиение, дыхание, кровообращение, но странным образом оставалось нетронутым сознание. Так, человек мог находиться некоторое время в состоянии, похожем на смертельное, т.е. как бы умирал, а по прошествии некоторого времени, оживал, частично не помня своей прошлой жизни либо не помня таковой вообще. Но всё же, как ни старалась наука, повторить весь процесс зомбификации в лабораторных условиях не удалось, хотя были известны даже все составляющие этого магического зелья, отключающего жизненные рецепторы человека.

Чёрные маги Вуду, помимо зомбификации, могут создавать себе или другому человеку двойников, множество копий, «отпечатков». Душу попеременно переселяют в любое из созданных подобий, остальные при этом действуют, повинуясь воле хозяина, отыскать которого среди двойников просто невозможно. Какое-то время назад тайные службы различных стран (в основном США и СССР) были очень заинтересованы трюками вудуистских бокоров, видя в них перспективные способы создания биологического оружия. Было создано множество секретных лабораторий, но никакого успеха в этой области достигнуто не было. В итоге, тайны древности остаются тайнами, и многое объяснить с точки зрения современной науки просто невозможно. И Вуду, будучи сокровищницей этих тайн, всё также будет открываться только истинно ищущим, как и сотни лет назад.

Самые зловещие персонажи в религии вуду – бокоры, то есть колдуны, использующие чёрную магию. Это именно они способны оживить мертвеца, превратив его в зомби.

…Фигура в чёрном балахоне медленно плыла в сиянии свечей навстречу мне в предрассветном тумане. Вместо лица улыбался оскаленный сгнивший череп, в руках угадывалась свернувшаяся змея. Ситуация усугублялась тем, что дело происходило на кладбище. Немеющей рукой я потянулся за фотоаппаратом, но фигура отпрыгнула в сторону, зашипев.

Нельзя, – строго сказал сопровождающий. – Вспышкой ты можешь отпугнуть духа. Если «лоа» обидится, он больше никогда не придёт к «одержимому» – и тогда, чтобы его вызвать, придётся убить человека…

Пьют глоток крови для связи с…

…Примерно раз в неделю жители столицы Гаити города Порт-о-Пренс приходят на могилы родственников – «пообщаться» с умершими. Стоит всего лишь уснуть ночью в склепе – и духи предков обязательно явятся побеседовать. Правда, для этого необходима ритуальная маска в виде черепа: иначе мертвецы из других могил, опознав живого, попытаются забрать его жизнь. Даже «раскрученный» советской пропагандой «папа Док» (диктатор Франсуа Дювалье) – и тот регулярно ночевал на могиле императора Жан-Жака Дессалина: дух мёртвого монарха давал ему «ценные советы». Бред? Для нас – да. Однако в карибском государстве Гаити, где мир живых тесно переплетён с миром мёртвых, такое поведение считается нормальным.

Через год и одни сутки после смерти человека – дух покойника (вышеупомянутый «лоа») позволяется заключить в любой сосуд, – рассказывает мой проводник Люсьен. – После этого с ним можно «разговаривать» дома: обычно близкие устраивают церемонию с жертвоприношением, получая прямой контакт с загробным миром через «одержимых» – тех, в кого вселился дух мертвеца.

…Одержимость достигается легко. Сначала участники церемонии танцуют, убыстряя темп под стук барабанов. Потом отрывают голову курице и пьют её кровь. Дух умершего врывается в тело «одержимого» внезапно: люди падают и корчатся в конвульсиях – закатив глаза так, что видны только белки. Иногда курицы капризному духу мало: в зависимости от обстоятельств он может потребовать кровь телёнка и даже человека. Катаясь по полу, «одержимые» отвечают на вопросы, и, как правило, голосом покойника.

Моя тётя умерла от сердечного приступа, – объясняет Люсьен. – И не успела сказать, где хранила деньги. Мне тоже пришлось идти спать на её могилу: она явилась во сне и поведала – доллары зарыты в коробке в углу дома. Ты видишь – кладбища, даже в глухих деревнях, охраняются строже, чем банки? Многие пытаются похитить кости мертвецов: используя их с помощью особого ритуала, можно подчинить себе семью умершего.

Скелет в очках и цилиндре

…Вуду – средневековый мистический культ племён берега Западной Африки: на Гаити его завезли чёрные рабы, работавшие на сахарных плантациях. Со временем он перемешался с верованиями индейцев и католичеством, включив в себя магические ритуалы и колдовство. Коктейль получился немыслимый: чего стоят только продающиеся на вуду-рынках чёрные кресты, украшенные изображениями распятых младенцев и отрубленных голов. Поклонники вуду почитают «доброго бога» – Бон Дьё и «повелителя мёртвых» – Барона Субботу: его изображают в виде скелета в цилиндре и тёмных очках. Жрецы вуду – унган (мужчина) и мамбо (женщина), пройдя обряд посвящения, обязаны «работать» пожизненно: иначе Барон Суббота лично умертвит их. Особняком стоят бокоры – колдуны, использующие чёрную магию. Это именно они способны вызвать злого духа, оживить мертвеца, и наслать на человека болезнь. Или просто сказать: «Через три дня ты умрёшь», – после чего жертва умирает: столь велика вера в их могущество. В колдовстве бокоры используют матерчатых кукол: достаточно привязать к фигурке прядь волос или ноготь человека – установится связь с его энергетическим полем. Далее колдун втыкает иголки в глаза и живот куклы – для того чтобы вызвать тяжёлую болезнь «объекта».

У многих людей на поясе висит мешочек, куда они собирают собственные выпавшие волосы и стриженые ногти, – признаётся Люсьен. – Я тоже ношу такой: нельзя допустить, чтобы частицы твоего тела попали в руки бокоров. Я понимаю, тебе смешно, но у нас бизнесмены с европейским образованием пытаются устранять конкурентов при помощи вуду, а банкиры спрашивают совета у духов мертвецов по поводу курса доллара.

…Мне совсем не смешно. Фильмы про плотоядных зомби – детская забава по сравнению с тем, что можно увидеть на Гаити. Настоящее вуду куда страшнее киношного, ибо ты понимаешь – в реальности такие вещи попросту не могут существовать. Но – так или иначе – они существуют…

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Валерий Сары-Гузель, кандидат психологических наук: – Психология и современная медицина пока далеки от признания такого явления, как дистанционное воздействие на человека, практикуемое колдунами вуду. Но физикам оно известно и называется «взаимодействием квантово-коррелированных систем».

Человек может испытывать сильнейшую депрессию лишь потому, что его находящийся за тысячи километров родственник находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. И если, допустим, в адрес находящегося далеко человека сыпать проклятия, то это может отразиться не в лучшую сторону на его здоровье. Это подтверждено экспериментально.

К сожалению, психологи, биологи, врачи редко изучают квантовую физику, а физики работают обычно с неживыми объектами. Поэтому научных знаний в этой области пока очень мало».

Александр Байрамов, историк, преподаватель истфака МГУ им. М.В.Ломоносова:

Культ вуду – древнейший и достаточно примитивный обычай. Он основан на следовании закону подобия. Похожие традиции имели почти все первобытные народы – например, охотники, прежде чем отправиться за добычей, рисовали фигуру животного на земле и поражали её копьями и топорами. Считалось, что после этого на охоте им будет сопутствовать удача. Привороты, любовная магия основаны на всё том же законе подобия – действие как бы переносится с куклы или изображения на самого человека. И если в это верить, метод действительно работает.

P.S. Самая страшная религия в мире

Долгое время считалось, что самой страшной «действующей» религией в мире является Вуду, но как оказалось, есть кое-что и пострашней – это древняя религия Пало, которая в последние годы буквально возродилась в Конго и Венесуэле.

Религия Пало, или по-другому «Правила Конго», по большому счёту, синтез нескольких религиозных направлений проповедующих поклонение мертвецам и практикующих такую чёрную магию по сравнением с которой, Вуду просто детские шалости. Однако, своё начало Пало берёт не в Конго, а на Кубе и в Доминиканский Республике.

Проповедовали же данную религию африканские рабы выходцы из племени Банту (Центральная Африка). Сейчас именно там Пало сохранилась в первозданном виде и что интересно, современные «палеро» (так называют последователей Пало), имеют белую кожу.
В основе религии Пало лежат две идеи: поклонение духам предков и вера в силу природы. Казалось бы, совершенно безобидная концепция, но сразу перестаёшь так думать, как только увидишь алтарь Пало, называемый «нганга», наполненный кладбищенской землёй, палками (слово «пало» по-испански означает палку) и … костями недавно умерших людей.

Жрецы Пало делятся на «добрых» и «злых». «Злых жрецов» боятся не только сами Палермо, но и приверженцы других религий, в том числе и Вуду. Если эти всемогущие чёрные маги возьмутся кому-то навредить, то не стоит даже сомневаться – колдовство будет смертельным и никакой даже самый сильный экстрасенс ничего не сможет сделать, ну если только что сам последует за обречённым.

«Добрые жрецы» гадают и предсказывают, глядя в зеркало, прикрепленное к рогу быка или козла. Но особой популярностью для гадания пользуется порох – его делят на семь кучек и зажигают в определённой последовательности. Если возгорание пороха происходит в том же порядке что и поджигание, считается – духи дали положительный ответ на ваш вопрос. Ещё один способ гадания «добрых жрецов»: берётся совершенно белая тарелка. Этой тарелкой «жрец добра» дотрагивается до различных частей тела человека (так на тарелку переходит информация о клиенте) после этого тарелку держат над пламенем свечи и затем изучают узоры копоти (по типу гадания на кофейной гуще).

В конце проводят особый ритуал с использованием только что отделенных от мяса человеческих костей. Зрелище, надо сказать, не для слабонервных, «новички» и случайные зрители (хотя, вряд ли кто-то попадёт туда случайно, во всяком случае, не для жрецов) приходят в неописуемый ужас, говорят, что некоторые так от него и не оправляются.

Главным поставщиком «ритуальных костей Пало» стало кладбище Cementerio del sur в Каракосе. По кладбищу всё время рыщут страшные типы иногда вооружённые не только лопатами. Свежие могилы постоянно разрывают, а гробы вскрывают. Бывает, тела пропадают полностью, бывает только голова или тело, а бывает, что кости от плоти отделяют прямо на месте, плоть естественно оставляют, а кости уносят. Особой популярностью у «палеро» пользуются трупы молодых людей, особенно девушек.

Дело дошло до того, что на кладбище боятся заходить не только родственники покойных, но и охрана, призванная блюсти порядок на территории погоста, не отходит от ворот больше чем на сто метров. Всё это очень прискорбно, так как на Cementerio del sur хоронили не только простых граждан, но и многих известных людей. До того как сюда зачастили вандалы, туристы могли любоваться прекрасными скульптурами и великолепными крестами семейных склепов. Кладбище входило во все туристические путеводители, а пышностью и убранством Cementerio del sur сравнивали со знаменитым парижским кладбищем Пер-Лашез.

Новость отредактировал RammkindeR - 2-03-2012, 21:23


Одна из самых интересных афро-карибских религий - вуду. Многие из нас связывают это слово с мрачными колдунами, которые создают зомби, протыкают иглами куклы своих врагов, насылают зловещие проклятия. Такие представления во многом связаны с фильмами ужасов, которыми нас снабжает американская киноиндустрия.

То, что можно увидеть в подобных фильмах, соответствует действительному положению вещей менее, чем на один процент. В действительности, вуду - это в первую очередь религия, последователи которой почитают божественных духов и своих умерших предков, приносят им небольшие жертвоприношения, празднуют религиозные праздники и участвуют в церемониях.

Конечно, в рамках этой религии существует колдовство. Жрецы занимаются исцелением больных, снятием проклятий и т. п. Но также существуют и черные, злые колдуны, которые практикуют черную магию. Именно с ними следует связывать все то ужасное, что говорят и пишут о вуду. Вуду - это и религия, и колдовская система.

Давайте узнаем о ее истории подробнее …

Vodun - возникшая на Карибских островах (о.Гаити) религия, еще известная как Voodoo и Hoodoo. Корни религии уходят в Западную Африку, откуда привозились на Гаити рабы.

Слово vodun происходит от vodu, что означает «дух» или «божество» в переводе с языка Fon, одного из наречий Dahomey (Dahomey) (район Западной Африки), именно там и находится по приданию место обитания божеств vodun . лоа (loa).

Смешение традиционных верований народности Дагомеи и католических церемоний привели к формированию этой религии. На основе этого можно отнести данную религию к продукту работорговли. Это был своеобразный ответ рабов на те унижения, которые им пришлось пережить во время расцвета работорговли. Под страхом страшных пыток и казни религия была запрещена местными властями, рабов насильно крестили как католиков, что и выразилось обычаях и ритуалах религии, которую местное население держало в большом секрете. Конкретно это выразилось в том, что божества схожи по форме с католическими святыми; свои ритуалы те, кто исповедовал вуду, очень приблизили к католическим, стали использовать статуи, свечи, мощи, реликвии и тому подобное.

Впоследствии вместе с переселенцами религия vodun перекочевала на другие Карибские острова, наибольшее распространение она снискала на Ямайке и Тринидаде. Кроме того, на Кубе, в частности, она трансформировалась в религию Сантерия (Santeria), где вместо привнесенного французами католического начала, наряду с африканскими, встали испанские католические тенденции. Хотя, в принципе, все религии Карибского бассейна так или иначе схожи между собой, имея общие корни и отличаясь лишь в деталях.

Религия vodun в этом ряду занимает особое место, выделяясь по целому ряду характеристик. Будучи религией более чем гибкой, она трансформировалась при переходе от одного поколения к другому. Будучи гибридом завезенных извне религий и укоренившись на Гаити, vodun в свою очередь стала предметом «на вывоз» и стала потихоньку перемещаться на континент. Особую популярность она снискала в Новом Орлеане, в штате Майами и в Нью-Йоркском мегаполисе, повсюду порождая новые взгляды и убеждения, таким образом снискав по всему миру в общей сложности более пятидесяти миллионов последователей.

Вуду характеризуется прежде всего верой, что мир населен добрыми и злыми лоа, которые формируют всю сущность религии, и от них зависят здоровье и благосостояние всех людей. Приверженцы вуду полагают, что предметы служащие лоа, продлевают и выражают его. Лоа весьма активны в мире и часто овладевают верующими в течение всего ритуала. Только специальные люди такие, как белые колдуны унганы (houngan) и колдуньи мамбо (mambo), могут напрямую общаться с лоа. Во время обряда совершаются жертвоприношение и ритуальные танцы, затем унган впадают в транс и упрашивают лоа о помощи и покровительстве в житейских делах, о благосостоянии. Если лоа остаются довольны щедрыми подарками и обряд проведен правильно, в успешном его результате можно не сомневаться.

В отличие от остальных схожих религий, вуду имеет свои высокоупорядоченные взгляды в отношении «темной» стороны лоаи людей. Колдунов, использующих черную магию, именуют бокорами (bokor), они объединены в тайные общества. Они могут наслать на человека порчу, используя восковую куклу или оживить мертвеца полностью подчинив его себе, наслать на врага и тем самым смертельно запугать его. Последователи вуду в редких случаях обращаются к бокорам, и если это происходит, то недругам приходится не сладко.

Множество книг, в том числе и документальная литература, а так же некоторые кинофильмы неправильные представления об этой религии, сосредотачивая внимание на ложные направления, такие как каннибализм и прочее. Так о вуду в 1884 году в Европе узнали из книги миссионера С.Ст.Джона Гайти, описывающий отвратительные и весьма преувеличенные подробности о ритуалах этой религии, таких как поклонение дьяволу, жертвоприношение младенцев, каннибализм. С тех пор было снято несколько кинолент и написано немало книг утверждающих и преувеличивающих черные обряды этой религии.

Так вот., в 1860 году Ватикан вынужден был признать, что vodun является разновидностью католицизма, но сами гаитяне утверждают, что их религия древнее и глубже христианства, что она впитала в себя лучшее из всех религий прошлого и настоящего. Действительно, вуду очень сложно привязать к какой-то одной системе, потому что вуду. это и празднества в честь богини любви Эрзули (Erzulie) (под маской которой можно заметить черты египетской Изиды, и греческой Афродиты, и римской Венеры, и христианской Девы Марии), и одновременное поклонение змию Уроборосу, заглатывающему собственный хвост, - символу гармонии Вселенной и Вечности в древнем мире.

Уроборос, или, как называют его гаитяне, Дамбалла Ведо (Damballah Wedo), главный и обязательный элемент во всех таинствах вуду, потому что он есть начало и конец всех вещей; Океан Вечности, со всех сторон окружающий материальный мир; безбрежное пространство, из которого все вышло и к которому все рано или поздно вернется вновь.

Дамбалла - это источник Силы и местонахождение всех лоа. Приверженцы религии считают, что все вокруг пронизано незримой силой лоа, что роднит вуду с чисто шаманскими воззрениями как Старого, так и нового Света. Лоа неисчислимы, как песок на морском берегу, и у каждого естьсвой знак, имя и предназначение. Например, есть лоа - Легба (Legba) или Папа Легба (Papa Legba), который как Меркурий или греческий Гермес, является посредником между другими богами и связывает лоа с жрецами унган и мамбо, которые, в свою очередь, доносят ему волю народа через ритуальные танцы и песнопения.

В рамках этой религии существует и колдовство. Жрецы занимаются исцелением больных, снятием проклятий и т.п. Колдуны вуду практикуют черную магию, с чем и связана основная масса негативных представлений об этой религии.

Слово «вуду» имеет африканские корни. В переводе с языка африканского народа фон это слово означает «дух» или «божество». Есть несколько ответвлений этой религии, со схожими святыми и обрядами. То, что называется вуду на Гаити, в Бразилии называется сантерия, что дословно обозначает «вера в святых». В других странах Латинской Америки практикуется ещё один культ, аналог вуду, – макумба.
Вуду практикуется жителями Гаити, Кубы и некоторых частей Соединенных Штатов Америки. Всего последователей вуду (вудуистов) насчитывается около 50 млн.
Как духовная традиция вуду появилась на Гаити - острове Вест-Индии - во время французского колониального рабства. Африканцы разного этнического происхождения силой перевозились на Гаити в качестве сельскохозяйственных рабов.

Когда рабы впервые были привезены на Гаити из Африки в 1503 году, их владельцы (сначала испанцы, затем французы) запрещали им практиковать народные религии, заставляя исповедовать католицизм. Но рабовладельцы не хотели посвящать своих рабов во все аспекты своей веры, так как они боялись, что рабы примут католическое учение и благодаря ему осознают, что они такие же полноценные люди, как их хозяева, и что рабство порочно. Поэтому рабы стали использовать католическую религию как «прикрытие» - приняв католических святых и другие атрибуты этой религии, они поклонялись своим народным божествам.

Рабы включили различные аспекты христианства в свои национальные традиции. Они находили много общего в католицизме и своей традиционной вере. Ведь обе религии поклоняются одному Высшему Богу и верят в существование сверхъестественных существ и жизни после смерти. Католическая месса связывалась с жертвоприношением крови, также общей была идея о помощи духовных существ (loa - у африканцев, святых - у католиков), которые действовали как посредники между Высшим Богом и людьми.

На Гаити вуду является официальной религией. Последователи гаитянского вуду верят в существование Бога-Создателя (Bondieu - Доброго Бога), Который не участвует в жизни Своих созданий, и духов (лоа), которые являются детьми Бога-Создателя и которым молятся и почитают как старших членов семьи. По верованиям вудуистов, в человеке живёт несколько душ. До рождения и после смерти он является гвинейским ангелом. Кроме того, в нём живёт посол Бога - совесть.

Население Гаити и, следовательно, его религия вуду происходит, в основном, из двух африканских регионов: Дагомеи (северное побережье Гвинейского залива в Западной Африке, где проживали племена йоруба, эве, фон и др., ныне территория Того, Бенина и Нигерии) и Конго (бассейн реки Конго и побережье Атлантического океана в западной части Центральной Африки). В обоих регионах проходил длительный процесс эволюции родоплеменных религий, вызванный тем фактом, что ни одна из местных традиций не считалась ортодоксальной, и все они были, таким образом, способны к гибкому приспособлению. Оба региона, особенно Конго, также имели длительный контакт с христианством. Население Конго считало себя христианами, в Дагомеи также присутствовало некоторое знание христианства. После того, как люди из этих регионов попали на Гаити, они стали развивать национальные общины, основанные на взаимной помощи и поддержке людей из их родных областей, а жизнь на плантациях вынудила людей из различных областей Африки жить близко друг к другу. Смесь христианства и вуду обеспечила связи между различными общинами.

Ключевой частью ритуалов вуду являются музыка и танцы. От зла спасают очистительные жертвоприношения и талисманы. В качестве святилища вудуисты выбирают обычное жилище (хунфор - святилище).

Основные атрибуты культа:митан (столб - «дорога богов») и чёрные свечи. Трое барабанщиков, выстукивая чёткий ритм, причём каждый свой, возвещают об открытии церемонии. После чего поётся песня-прошение, обращённая к лоа (искажённое французское «roi»)Легбе: «Папа Легба, отвори ворота. Папа Легба, отвори ворота и дай мне пройти. Отвори ворота, чтобы я смог возблагодарить лоа».

Танцуя вокруг столба-шеста, мамбо (колдунья), вместе со своей помощницей унси и помощником ла пласом, струйкой воды из кувшина создают вокруг шеста магический круг в честь Папы Легби и охранителя дома Огуна Феррея (Ogou Fer), дабы отогнать от себя и присутствующих злых духов. Унган или мамбо посыпает пол мукой и чертит веве (символы лоа). Затем обязательна экстатическая пляска (билонго) под звук барабанов. Женщины участвуют в церемонии в белых платьях, а мужчины в костюмах. Когда публика достаточно разогрелась, бокор пускает петуха, которому отрубают голову. После этого участники сантерии (церемонии) впадают в транс и на них нисходит благодать духов (лоа). Жертву подвешивают за ноги вниз головой и вспарывают живот ритуальным кинжалом.

Пантеон вуду чрезвычайно обширен и не поддаётся строгой классификации. В него включаются как собственно африканские божества, так и божества, заимствованные из других религий: католические святые, духи местного индейского населения и проч. Кроме того, в каждой общине жрецы могут организовывать поклонение собственным божествам местного значения, такими божествами часто становятся прежние руководители общины.

Тем не менее, можно попытаться выделить определённое количество наиболее значимых божеств в пантеоне вуду:
- Агве (Agwe) - дух воды, покровитель моряков и путешествующих по воде.
- Барон Суббота (Baron Samedi, Ghede) - дух смерти и загробного мира. Изображается в виде скелета (черепа) в цилиндре с сигаретой и черных очках. Одержимый им пьет ром.
- Барон Каррефур - дух несчастий, неудач и покровитель чёрной магии.
- Дамбала - дух, связанный со змеями (Святой Патрик).
- Легба (Legba) - дух дверей (Святой Петр, ибо по традиции Пётр изображался с ключами от Рая).
- Эрзули Фреда (Erzuli Freda- Дева Мария) - дух любви в виде прекрасной непорочной девы в наряде невесты. Её символ - сердце. Её цвета - красный и голубой.
- Симби - дух водных источников (пресных).
- Огун (Ogu) - дух огня и молний, бог железа и войны, покровитель кузнецов и воинов.
- Мама Бриджит - супруга Барона Субботы.
- Марасса (Marassa) - духи-близнецы.
- Мадемуазель Шарлот - покровительница молоденьких девушек.
- Собо (Sobo) - дух в виде французского генерала.
- Согбо (Sogbo) - дух молний.
- Ти-Жан-Петро (Ti-Jean-Petro) - злой дух в виде одноногого или хромого карлика, муж Ezili Danto.
- Эшу Рэй (Exu Rei) - управляющий духами Лоа. Ему подчиняются все живые и мёртвые.

В 1791 году на Гаити вспыхнуло восстание под предводительством вудуистов. К тому времени в западной части острова испанские власти сменились французскими. Воспользовавшись тем, что дух французов был сломлен поражением монархии во время Французской революции, вудуисты решили тоже начать свою борьбу. Восстание началось 14 августа в городке Буа-Кайман. После кровавого жертвоприношения верующие впали в религиозный транс и пошли уничтожать своих господ. Это было страшное время, настоящая резня, в которой не щадили ни женщин, ни детей. Чёрные в демоническом экстазе захватывали целые города, в которых к ним присоединялись все бывшие угнетённые. Восстание продолжалось до тех пор, пока в стране не осталось ни одного белого человека. И в 1804 году, после полной победы, Гаити стала независимой республикой, а религия вуду – официальной религией государства. До сих пор культа вуду придерживаются более восьмидесяти процентов населения. Понятно, что достигнутая таким кровавым путём независимость, не могла быть поддержана развитыми странами.

Поэтому Гаити долгое время находилось в экономической блокаде со стороны Америки и Европы. Но когда, наконец, гаитянские власти разрешили католическим священникам въезжать в страну, экономическая изоляция была снята.

Наиболее видной фигурой в истории американского вуду была Мэри Лаво (Marie Laveau), легендарная «Королева Вуду». Благодаря древним обрядам вуду она имела сильное влияние как среди обычного народа, так и среди аристократического дворянства, что почти невообразимо для черной женщины во времена рабства. Согласно легенде, один богатый джентльмен в Новом Орлеане в 1830 году был очень встревожен будущим своего сына, обвинявшегося в убийстве. Джентльмен обратился к местной женщине, известной за ее способность обеспечить сверхъестественную помощь в безнадежных ситуациях. Он предложил ей свой собственный дом на улице Святой Анны во Вьё Кер, если она сможет спасти его сына от несправедливости. В день суда Мэри, которая с детства была католичкой, посетила Собор Святого Луи. Она провела утро в молитве, держа три гвинейских перца во рту.

Затем она вошла в Кабильдо, здание суда, смежного с Собором. Мэри убедила уборщика позволить ей войти в пустой зал суда. После этого колдунья спрятала гвинейские перцы под стулом судьи и ушла. Через некоторое время состоялся суд. Спустя некоторое время после начала заседания джентльмен вышел из суда со своим сыном; молодой человек был признан невиновным и освобожден. Мэри Лаво немедленно стала известной в пределах всех классов общества Нового Орлеана, включая элиту - местных аристократов французского и испанского происхождения.

В 1881 году Мэри Лаво умерла и была похоронена на кладбище Святого Луи. Ее могила посещается приверженцами вуду и любопытными круглый год. Многие помещают на ее могиле небольшие жертвоприношения, а некоторые рисуют мелом на ее каменной могиле кресты. Многие полагают, что 23 июня, в канун дня святого Иоанна, дух Мэри поднимается из могилы. В этот день проводится захватывающий ритуал поклонения Королеве Вуду.

В России общее число приверженцев вуду невелико. Они, как правило, оказываются оторванными от основной традиции. В России имеется община вуду новоорлеанской традиции в Архангельске, поддерживающая связь с новоорлеанским Voodoo Spiritual Temple.

Легендарный сингл британцев The Prodigy, вошедший в число самых успешных записей группы. Клип, снятый на композицию «Voodoo People», содержит видеовставки реальных церемоний вуду:


23.11.2017 - 10:44

Когда работорговцы вели в Америку корабли с трюмами, полными перепуганных рабов, они и не подозревали, что везут вместе с невольниками черный ужас африканского континента – таинственную религию Вуду.

Африканский след

Религия вуду зародилась на африканском континенте

Даже немного ознакомившись с историей вуду, можно с уверенностью сказать, что это не набор разнообразных суеверий, не вид магической практики, а гармоничная религия со своим пантеоном, культом и философией, разве что связанная с магией более, чем прочие религии мира. Следует признать, что из всех мировых религий меньше всего нам известно именно о ней. Причем основным источником познаний выступают фильмы ужасов, где в кадре мрачные колдуны режут черных петухов, прокалывают иглами страхолюдных кукол и строем водят на злодейские дела отмороженных зомби. Вся эта экзотика на самом деле составляет лишь часть сути вуду. Чему же на самом деле поклоняются, во что верят вудуисты?

Верования вуду настолько древние, что время их возникновения определить невозможно. Но эта религия оказалась настолько живучей, что и в наши дни имеет статус государственной в ряде западноафриканских государств, таких, например, как Гана, Бенин, Нигерия, Конго.

В переводе с языка африканского народа фон, слово «вуду» ознчает «дух» или «божество». Издавна народы Африки жили (а многие живут и сегодня) по законам родового строя и верят в повсеместную одухотворенность природы, когда душой обладают все животные, растения, предметы и явления. При таком строе также принято почитать духов умерших предков, которые могут влиять на жизнь потомков. Смысл религии вуду состоит, таким образом, в налаживании общения с духами и достижения их расположения и помощи через различные практики, в первую очередь через взаимодействие с душами людей.

Человека же, с точки зрения вуду, составляют несколько компонентов, из которых обычному восприятию доступно лишь физическое тело. Следующее – «дух плоти» - нечто вроде энергетического дубликата тела, позволяющее ему функционировать. Сущность, называемая душой, по вудуистским верованиям, состоит из «Большого доброго ангела» и «Маленького доброго ангела». «Большой добрый ангел» является чисто энергетической частью и после смерти человека возвращается в общее энергетическое поле. «Маленький добрый ангел» - индивидуальная часть души, вместилище личной информации человека. Он легко отделяется от тела и затем возвращается назад (во время сна, сильного испуга либо одержимости, когда он временно замещается внешними духами лоа). Именно «Маленький добрый ангел» человека становится главной мишенью магических действий или магической защиты.

По сути дела, вуду связывает воедино человека, природу, то есть, окружающий его мир, и сверхъестественные силы, лежащие вне объективной реальности. Культ вуду демократичен, и духовные практики в нем доступны каждому без каких-либо посредников. «Одержимость», которая в других религиях считается редким, абстрактным явлением, в вуду есть сугубо практическая цель, достигаемая совершенно определенными ритуалами. «Католик идет в церковь, чтобы говорить о боге, а вудуист танцует во дворе храма, чтобы самому стать богом», - говорят о своей религии верующие.

Шаг через океан


Белые поголовно крестили чернокожих рабов

В начале XVI века вместе с тысячами чернокожих рабов вуду перекочевала на американский континент. Там с ней случился парадокс, больше нигде не встречающийся в истории мировых религий. Дело в том, что американские плантаторы категорически запрещали рабам иметь что-то свое, в том числе и верования. Рабов поголовно крестили, и всячески насаждали среди них христианство. Но как все запретное, вуду не исчезла, а перемешалась в головах несчастных негров с католичеством, переродившись в странный конгломерат язычества и христианства.

Впрочем, если присмотреться, не так сильно они и отличаются. Обе религии поклоняются одному высшему божеству и верят в жизнь после смерти. Прихожане католической мессы ритуально употребляют тело и кровь Иисуса, что роднит ее с кровавыми жертвами вуду. Кроме того, явно походят друг на друга посредники между высшим божеством и верующими: святые у католиков и лоа у вудуистов. Таким образом, господа и их рабы верили по сути в одно и то же, только под разными названиями. Обновленная религия вуду позволила выходцам из Африки сохранить в душах частичку своего мира и хотя бы отчасти противостоять окружающему злу.

С незначительными различиями вуду стало частью культуры на Гаити и Кубе, в Бразилии, в Луизиане и существует там до сих пор почти без изменений. Не изменились ни сами божества вуду, ни служители их культа.

Жрецы и боги Вуду


Религия вуду имеет свой пантеон богов

Богом-создателем последователи вуду считают Нсамби или Бондьё – Доброго Бога. Сам он не участвует в жизни своих созданий – людей, вместо него это делают духи лоа, дети Бондьё. Духов почитают, как старших членов семьи, им молятся, у них просят совета и помощи. Сотворив мир людей, Бог отдалился от него, но продолжает наблюдать за ним и управлять всем, как истинный Создатель. Он не воплощается на Земле и не является непосредственным объектом культа Вуду. Зато, как считают вудуисты, все вокруг в человеческом мире пронизано силами лоа, именно с ними взаимодействуют верующие во время религиозных ритуалов. Воистину, имя духам лоа – легион, причем каждый имеет собственное имя и предназначение. Пытаться перечислить всех их невозможно, но среди них есть наиболее могущественные и почитаемые персонажи.

Первым следует назвать Папу Легба, к которому принято обращаться в начале вудуистской церемонии. Собственно, без Легбы и церемонии никакой не получилось бы, поскольку он является стражем, привратником между миром мертвых и миром живых. Если не воздать ему должное – двери между мирами не откроются, и лоа не услышат просьб и молитв людей. Образ Легбы – старый хромец с палкой, отчего людей, одержимых Легбой, легко узнать: все они с трудом двигаются, а некоторые могут лишь неподвижно лежать на земле, не в силах тронуться с места.

Еще один представитель лоа – Барон Самеди или Барон Суббота, ответственный за все, связанное со смертью, мертвыми, сексом и рождением детей. Обычно он изображается как скелет в одежде похоронных дел мастера (черный костюм и шляпа) с сигарой в зубах. Одержимые этим духом люди проявляют неумеренную склонность к алкоголю, курению и радостям плоти. Как духа, за чьей спиной всегда стоит Смерть, Барона особо почитают разнообразные бандиты и прочие асоциальные элементы.

Наиболее известная из лоа-женщин – Эрзули, богиня любви и красоты, отчасти родственная древнегреческой Афродите. Она управляет любовью, романтикой, роскошью и удачей (в том числе, в азартных играх), любит мужчин и охотно помогает им, но как истинная женщина, не слишком жалует себе подобных. Считается, что Эрзули часто бывает несправедлива к желаниям женщин, и они почти никогда не бывают одержимы этой богиней.

Напрямую общаться с лоа могут только специально подготовленные люди – колдуны унганы и колдуньи мамбо. Во время обряда совершаются жертвоприношения и ритуальные танцы, затем колдуны впадают в транс и принимаются упрашивать лоа о помощи и покровительстве. Если лоа остаются довольны оказанными им почестями, в благоприятном исходе обряда можно не сомневаться. Но, оказавшись по какой-то причине отвергнутыми, изгнанными или верша месть, унганы и мамбо становятся бокорами – исполнителями черной магии вуду.

Практики и ритуалы


Кукла вуду прячется недалеко от жертвы

Чтобы причинить человеку вред, бокору не обязательно даже к нему приближаться. К его услугам вольт – кукла, которая после магического обряда получает связь с определенной персоной. А после установления связи появляется возможность воздействовать через куклу на человека, которого она воплощает, с целью нанесения ему вреда. Для изготовления вольта обязательно используются фрагменты тела жертвы (ногти, волосы, слюна, кровь), а также принадлежащие ей небольшие вещицы. Изготовив куклу, бокор втыкает в нее иглы, режет ножом, жжет пламенем, и все эти действия должны через куклу влиять на здоровье жертвы. В итоге вольт прячется в любом месте недалеко от жертвы, чтобы воздействие было постоянным. Существует поверье, что самые сильные люди не способны долго оставаться в живых после такого колдовства. Бокоры редко действуют в одиночку. Обычно они состоят в тайных обществах, куда входят лишь избранные, наиболее могущественные черные маги.

Не обходили своим вниманием чародейство Вуду и политические деятели, его, например, с размахом использовал небезызвестный президент Гаити Франсуа Дювалье. «Папа Док» Дювалье имел целую армию обученных магов, которая держала в страхе весь остров. Люди из этой армии одновременно служили и офицерами тайной полиции и исполнителями страшных приговоров.

Излюбленным способом воздействия Дювалье на людей было зомбирование – то есть, превращение их в своеобразных управляемых биологических роботов. Считалось, что человека лишают жизни, а затем с помощью заклинаний воскрешают снова, после чего он теряет душу и становится рабом своего хозяина-бокора. Однако на самом деле бокор никого не убивает. Ему лишь нужно приготовить из определенных сортов растений зелье, блокирующее жизненные функции, но оставляющее нетронутым сознание. Потенциальный зомби, приняв зелье, как бы умирает, а затем оживает, не помня своей прошлой жизни, и становится послушной игрушкой в руках колдуна.

  • 2029 просмотров

Статус государственной религии Вуду имеет еще только в паре африканских стран, но ареал распространения этого магического искусства ими не ограничен. Но даже несмотря на то, что кто-то, возможно, в соседнем доме именно сейчас приносит в жертву петуха, большая часть человечества знает лишь о существовании каких-то там кукол, в которые втыкают иголки. Негусто для религии, которая успела побывать в статусе ответвления католицизма. Мы решили исправить положение и улучшить вашу информированность, составив краткий гид по зловещей магии Вуду.

Точка отсчета

Распространением вне африканского континента Вуду обязана жадности европейских колонизаторов. Первых рабов из Африки европейские колонизаторы завезли на Гаити еще в 1503 году. Эту дату можно принять за начало распространения вуду по всему земному шару. Оторванным от родной земли и лишенным свободы африканцам приходилось играть по навязанным правилам, ведь католичество насаждалось среди рабов буквально огнем и сталью. Здесь впору сломаться, но чернокожие рабы нашли хитрый способ сохранить свои анимистические верования, облачив их в христианские одежды. Несмотря на то что рабы массово крестились, переходя в лоно католической церкви, за этим благообразным фасадом продолжали скрываться старые боги и устои, являясь, пожалуй, единственной отдушиной изнуренных рабов.

Культ под маской религии

Со временем католичество и африканская вера в старых богов сплавлялись в совершенно новую религию. Смесь языческого культа, христианской концепции единого бога-отца и самых разных обрывков африканской и европейских культур по прошествии веков превратилась в один из самых необычных религиозных феноменов - культ вуду.

Новые лица католических святых

Наибольшее распространение новый культ получил во французских колониях - Луизиане и Гаити. Здесь вуду обзавелся всеми атрибутами любой уважающей себя религии - церковью, устоями и собственными святыми. Но последователям культа все равно приходилось скрываться от колониальных властей, пока в 1804 году не грянула Гаитянская революция. После нее любая попытка миссионерской деятельности на острове заканчивалась смертью проповедника.

Лишь 60 лет спустя гаитянцы вспомнили, что без католичества не было бы и вуду, и вновь позволили представителям Ватикана прибывать на остров, но лишь с разрешения местных властей. То, что увидели прибывшие на Гаити пасторы, повергло их в шок. Католические святые практически утратили свой привычный облик, все больше напоминая низших богов вудуизма - лоа. Так, например, Дева Мария превратилась в покровительницу красоты Эрзули, а Святой Петр стал проводником между мирами Папой Легба.

Часть католической церкви

Ритуальные предпочтения гаитянцев мало отличались от обрядов их африканских предков. Музыка, экстатические танцы, жертвоприношения и магия. Впрочем, все это не помешало Ватикану признать в 1860 году вуду одной из разновидностей католицизма. Папа официально одобрил одержимость и ритуальные убийства животных.

Разделение обязанностей

Не мудрствуя лукаво, гаитянцы разделили свой пантеон на две неравные части: высшее божество (Бондьё) и всех остальных (лоа). Примечательна сама форма вербализации сакрального имени верховного бога: Бондьё - всего лишь замысловатая трансформация французского bon Dieu - «добрый бог». Бондьё никоим образом не влияет на жизнь своего народа - он создал мир и отошел от дел.

Сложнее дела обстоят с лоа (от французского loi - закон). Эти африканские божества и духи, надевшие на себя маски христианских святых, обладают невероятным могуществом. Вся концепция ритуальной магии культа вуду строится на взаимодействии с лоа. Духи бесчисленны, и каждый из них имеет свое собственное имя и предназначение. Обитают лоа в своем особом мире - Ле Гвинее.

Франсуа Дювалье, 1907–1971

Переоценить роль этого человека в истории развития вуду просто невозможно. Именно он долгое время был бессменным диктатором Гаити вплоть до самой свой смерти. Себя он называл Папа Док и представлялся самим Бароном Субботой. Ввел личную гвардию - воспетых в фольклоре тонтон-макутов, изображавших верных правителю мертвецов. Пытался убить президента Кеннеди при помощи восковой куклы, некоторые считают - преуспел.

Мария Лаво, 1794–1881

Еще задолго до Дювалье легенды складывались и о достойной дочери, а позже и матери целого ответвления вуду Марии Лаво. Эта неофициальная «королева вуду» Нового Орлеана и окрестностей прославилась в качестве одной из главных основательниц луизианского направления культа. Героиня бесчисленного множества легенд.

Как вызывают лоа?

Церемонии вуду могут проводиться в любом помещении, главное, чтобы там был установлен столб-митан, символизирующий дорогу, по которой духи спускаются в наш мир. Несмотря на то, что ритуалы вуду разнятся в зависимости от того, к какому духу хочет обратиться колдун, общим остается лишь одно - любые взаимоотношения с лоа требуют соблюдения определенных правил.

В первую очередь, необходимо начертить на земле символ вызываемого лоа. Под ритмичную пульсацию барабанов колдун танцем открывает магическую церемонию - сантерию. Постепенно к экстатическому действу присоединяются остальные участники церемонии.

Когда наступает определенный момент, колдун берет заранее приготовленного жертвенного петуха и обезглавливает его в качестве приношения духам. Однако даже это не гарантирует, что лоа соизволят явиться на церемонию - все зависит от личной магической силы бокора, от его опыта и степени посвящения.

Воскрешение мертвеца, которого не было

Термин «зомби» привезли на Гаити африканские рабы еще в начале XVIII века. Родина слова - полумистическое королевство черного континента Дагомея. На самом деле слово «зомби», выяснили исследователи, является искаженной формой «nzambi», что в переводе с африканского банту значит «душа мертвеца».

Долгое время обряд поднятия мертвых, свидетелями которого бывали и белые люди, считался одной из самых необъяснимых религиозных загадок. Так продолжалось бы и по сей день, если бы на помощь науке не пришел этнобиолог Дэвис Уэйд, сумевший провести несколько опасных экспериментов. Отважный ученый установил, что бродящие по Гаити «живые мертвецы» никогда не умирали. Секрет крылся в особом порошке, применяемом шаманами для создания зомби. С помощью особой смеси, содержащей тетродотоксин, бокор вводил человека в состояние глубокой комы и спокойно ждал, пока семья несчастного не похоронит тело. Спустя день после погребения колдун приходил на кладбище и выкапывал свежеиспеченного раба: кислородное голодание, помноженное на токсичное воздействие зелья, приводило к повреждению головного мозга жертвы - области, отвечающие за память и речь, попросту отмирали, и из могилы вставало существо, умеющее лишь выполнять команды колдуна.

Loading...Loading...