История японских вееров. Японские веера в мире



Как и многие другие бумажные предметы, веера пришли в Японию из Китая. Вероятно, самые первые из них находились в употреблении у корейских принцев, приезжавших в Японию, а с VI–VII вв. бумажные и шелковые веера стали популярны и на островах. Постепенно ввезенные китайские веера приобрели новые формы и появились первые экземпляры этих аксессуаров, не похожие на материковых «предков».

К периоду Хэйан относится возникновение плоского веера утива , но окончательно его форма закрепилась лишь в ХIV в.Утива представляет собой веер-лепесток (опахало) , сделанный из цельного куска дерева или из проволочного каркаса, обтянутого шелком (сейчас встречаются утива и из картона).

Тонкие бамбуковые прутки создавали основу, к которой крепилась специальная бумага - васи. При этом количество ребер составляло 45, 64 или 80. Обычно с обеих сторон на бумагу наносился рисунок. Сюжеты рисунков были разные и зависели от традиций региона Японии, в котором веер был сделан. Форма утива могла быть овальной, напоминающей квадрат с закругленными углами или подобна полной луне. Веер был оснащен ручкой, сделанной из отдельного куска дерева.

Веер утива стал прототипом боевого веера гумбай (в переводе с японского «веер полководца»). Гумбай утива делали целиком из дерева или металла и покрывали лаком и специальным водоотталкивающим составом. Гумбай был очень серьезным оружием и часто применялся в бою, о чем свидетельствуют многочисленные исторические факты.

Однако чаще на поле боя или в личных сражениях использовался другой тип складного боевого веера – тэссен. Его носили при себе не только высокопоставленные военачальники, а и обычные самураи. Техника его применения была настолько разнообразна, что со временем превратилась в отдельное искусство – тэссен-дзюцу.

Все же основным предназначением военного веера (в частности, именно гумбая) было отдание приказаний на поле боя. Такой веер украшался красным кругом на желтом фоне, который символизировал солнце. На обратной стороне изображался такой же круг, но желтым цветом на красном фоне.

В период Эдо утива получили большое распространение и особенно полюбились в среде артистов, став, таким образом, определенной приметой нового, мирного образа жизни. Появились новые мотивы картин, выполненных на веерах, они становились все более сложными и изысканными. Веера в это время становятся неотъемлемым атрибутом среднего класса, актеров, гейш и борцов сумо. Их популярность способствовала и росту популярности вееров, которые выпускались в огромных количествах до самого конца ХIХ в.

Сегодня настоящие утива можно увидеть в руках все тех же категорий населения Японии, что и 200 лет назад. Их используют в качестве своеобразной визитной карточки сумотори и актеры, гейши и их ученицы - майко.

Веер утива считается чисто японским изобретением, в отличие от сэнсу.

Сэнсу имеет китайское происхождение . Он состоит из нескольких пластин, которые могут складываться и разворачиваться. Сэнсу в Японии использовался в основном в боевых искусствах. Таким веером в свернутом состоянии можно было наносить удары по голове, а в развернутом – по горлу, поскольку кромки таких вееров затачивались как можно острее.

В конце VIII в. популярной стала еще одна разновидность японских вееров - сэнсу. Их ребра делались из ценных пород древесины (сандала или японского кедра, реже - из бамбука) и оклеивались затем японской бумагой. В ХII в. они стали предметом реквизита придворных дам, чью утонченность и чувственность очень удачно подчеркивали изящные полукруглые очертания веера.

Отойдя от полной страстей жизни при дворе, многие аристократки становились монахинями храма Миэйдо, сохранив в своих руках сэнсу как одну из частей грешного мира, которые разрешалось держать в монастыре. Отсюда второе название некоторых разновидностей этого типа веера - «Миэйдо» . Кроме того, древние японские легенды гласили, что именно такие веера были в руках богов, и как гунбай были отличительным признаком полководцев , так и сэнсу стали своего рода признаком родовитости человека, в чьих руках находился этот веер. Позже это иерархическое значение было утрачено, и сэнсу стал одним из прелестных образцов декоративно-прикладного искусства и желанным сувениром к Новому году.


Одновременно с появлением в Японии зонтиков от солнца возник и новый вид веера- оги . Теперь так часто именуют и все остальные веера. Оги еще иногда называют «солнечным веером» из-за его легкости и внешнего вида, напоминающего часть солнечного диска с исходящими лучами. Оги применялся и применяется танцорами, популярен он и у гейш (которые порой используют его в традиционных танцах).


Относительно небольшое количество ребер, легкость в складывании и разворачивании, а также большая возможность для нанесения рисунка делают оги незаменимым для опытного артиста. Впрочем, в средние века оги, как и другие веера, был знаковым предметом и также служил признаком состоятельного положения и богатства. Использовался он, как и его собратья, в традиционных церемониях, его держали в руках важные чиновники и члены императорской семьи.

Веера являются неотъемлемой частью традиционного японского костюма, принадлежностью японского обихода и интерьера, удобным и красивым аксессуаром. Европейские моряки, побывав в Японии, стали привозить восточные веера в западные страны.

Ввезенные когда-то из Китая и Кореи, веера стали неотъемлемой принадлежностью сначала традиционного японского костюма, а затем и просто популярным предметом обихода, удобным и выразительным аксессуаром. Иезуиты, португальские и голландские моряки по достоинству оценили его, и вскоре веера появились в странах Запада, где, однако, лишенные исторической подпитки и необходимости в применении, не прижились и стали на несколько столетий лишь предметом роскоши в руках европейских барышень.

В наше время японские веера не утратили своей популярности и используются не только самим японцами, а и жителями всего мира как красивый и необычный предмет интерьера, сувенир или просто превосходный аксессуар.


Текст частично взят здесь:http://www.liveinternet.ru/users/3166127/profil

ЯПОНСКИЕ ВЕЕРА

Веера в японской культуре, боевых искусствах и оккультных практиках

При подготовке статьи спользованы материалы:
Мещеряков А.Н. "Книга японских символов", Москва 2003
David Avalon Hall “Marishiten. Buddhism and the warrior goddess” dissertation 9103711 in University of California, Berkeley, 1990

Под словом "веер" мы разумеем складывающийся предмет. Такой веер, завезенный в Европу XVII в., был предназначен для спасения модниц от театральной духоты. В русском языке слово "веер" впервые фиксируется в 1724 г. Однако первоначальный (китайский) веер не был складывающимся. Это был лист бумаги, шелка, вклеенный в бамбуковую круглую рамку. Несколько походил на ракетку для игры в пинг-понг. Самой ранней формой такого веера было опахало. В Китае такой веер (утива) известен по крайней мере 2000 лет.
Кстати и китайский иероглиф для веера 扇 - перья под крышей...

Посмотреть фотографии расписных японских вееров или почитать лирику Вы сможете и на многих других ресурсах в Сети, потому обращусь к более интересным моментам истории использования вееров в Японии.

В Японии веер появился не позднее VIII в., о чем и имеется письменное свидетельство: в 762 г. одному ветхому старику в виде особой милости было разрешено являться ко двору с посохом и веером. Помимо указанных целей, веер с металлической ручкой и металлической окантовкой (при этом сама лопатка делалась из покрытого лаком дерева) использовался военачальниками самураев для руководства сражениями. В настоящее время такими веерами пользуются судьи в борьбе сумо - веером судья указывает на победителя схватки. В средневековом эпосе "Сказание о доме Тайра" повествуется о том, как могущественный военачальник Тайра Киёмори, застигнутый на переправе темнотой, взмахом веера заставил солнце вновь подняться на небосклон. Веер, прикрепленный к древку, воткнутому в землю, указывал на местонахождение коня военачальника. Одна из многочисленных легенд о знаменитом полководце Такэда Сингэн (1521-1573) рассказывает, что с помощью взмаха веера Сингэн оборонился от теснивших его вражеских войск. В японских сказках вееру также отводится роль волшебной палочки. Веер - непременный атрибут демона тэнгу - гибрида собаки и птицы, длинноносого демона, который обитает на вершине дерева, обычно сосны. С помощью взмаха круглого вера тэнгу мог удлинять и укорачивать людские носы.

Кроме утива uchiwa 団扇, в Японии получил распространение и складной веер (ооги или сэнсу). Считается, что ооги был изобретен в Японии, а затем заимствован Китаем - редчайший для древности случай. Обычно поток технологической информации был направлен прямо в противоположную сторону. Складывающийся веер украшали живописью и стихами. В "Окагами" говорится, что "придворные делали разные веера и преподносили государю. Многие покрывали планки вееров золотым и серебряным лаком, некоторые инкрустировали планки вставками из золота и ароматического дерева дзин, пурпурного сандала, наносили резьбу, писали на несказанно красивой бумаге японские песни и китайские стихи, перерисовывали картинки с изображением знаменитых мест из книг..."

В конце VIII в. популярной стала еще одна разновидность японских вееров — сэнсу. Их ребра делались из ценных пород древесины (сандала или японского кедра, реже — из бамбука) и оклеивались затем японской бумагой. В ХII в. они стали предметом реквизита придворных дам, чью утонченность и чувственность очень удачно подчеркивали изящные полукруглые очертания веера. Отойдя от полной страстей жизни при дворе, многие аристократки становились монахинями храма Миэйдо, сохранив в своих руках сэнсу как одну из частей грешного мира, которые разрешалось держать в монастыре. Отсюда второе название некоторых разновидностей этого типа веера — «Миэйдо». Кроме того, древние японские легенды гласили, что именно такие веера были в руках богов, и как гунбай были отличительным признаком полководцев, так и сэнсу стали своего рода признаком родовитости человека, в чьих руках находился этот веер. Позже это иерархическое значение было утрачено, и сэнсу стал одним из прелестных образцов декоративно-прикладного искусства и желанным сувениром к Новому году.

Из этой разновидности возник тэссен 鉄扇 - веер с железными ребрами с заточенными концами, выглядящий как обычный, но который в силу конструкции может быть использован и для обороны и для атаки.

На фото слева общий вид тэссена. На фото справа тэссен специально показан "в разборе" как бы "изнутри". Несмотря на наличие лезвий, техника их задействования достаточно мало развита в японских школах боевых искусств. В основном веер используется в сложенном состоянии как тяжелая дубинка.

Развитие боевых и сигнальных вееров шло и по другому пути. Например 采配 сайхай, образованный от синтоистских ритуальных принадлежностей.

Одновременно с появлением в Японии зонтиков от солнца возник и новый вид веера оги. Теперь так часто именуют и все остальные веера. Оги еще иногда называют «солнечным веером» из-за его легкости и внешнего вида, напоминающего часть солнечного диска с исходящими лучами. Оги применялся и применяется танцорами, популярен он и у гейш (которые порой используют его в традиционных танцах). Относительно небольшое количество ребер, легкость в складывании и разворачивании, а также большая возможность для нанесения рисунка делают оги незаменимым для опытного артиста. Впрочем, в средние века оги, как и другие веера, был знаковым предметом и также служил признаком состоятельного положения и богатства. Использовался он, как и его собратья, в традиционных церемониях, его держали в руках важные чиновники и члены императорской семьи.

Ввезенные когда-то из Китая и Кореи, веера стали неотъемлемой принадлежностью сначала традиционного японского костюма, а затем и просто популярным предметом обихода, удобным и выразительным аксессуаром. Иезуиты, португальские и голландские моряки по достоинству оценили его, и вскоре веера появились в странах Запада, где, однако, лишенные исторической подпитки и необходимости в применении, не прижились и стали на несколько столетий лишь предметом роскоши в руках европейских барышень.

Веера различных типов активно использовались в ритуальной практике.
Мариситэмбоо - метод «кнута» Мариситэн (кнут или анкуша - жезл погонщика слонов - один из важнейших символов индуистских и буддийских тантр. Из наставлений Шри Амритананданатхи (Учителя школы Шри Видья): «Цель практики в том чтобы разрушать структуры, создающие двойственность, и привести нас к Единению, Союзу - Йоге. Мы устанавливаем единство себя и мира. Один из путей это видеть весь мир сворачивающимся в нас. Другой - видеть себя расширяющимся до всего мира. Символ первого пути - паша - аркан, лассо - символ захвата и привлечения всего к себе. Символ второго Пути - анкуша санскр. a~Nkusha - жезл погонщика, который толкает все от нас. Нам нужны оба эти пути. Если мы будем практиковать только привлечение к себе, то мы свернем все в одну точку. Если мы будем только отталкивать все, то мы растянем мир до бесконечности. Нам нужен баланс этих двух методов, которые нам дает Богиня!»

В японских текстах, таких, например, как Ниппон Хэйхо Дзенсю (часть Генко кинэсю) данный метод называется методом кнута saku 策励 и вера uchiwa 団扇. В этой связи стоит упомянуть, что веер полководца 軍配団扇 gumbai uchiwa это один из инструментов специального раздела Хэйхо гунбай-дзюцу.

Визуализация. Океан, в центре которого гора. На горе зАмок, в замке трон kayoza в виде лотоса о четырех лепестках, на троне символ бондзи ma.
Затем бондзи трансформируется в веер (символ и атрибут Мариситэн) Затем из веера появляется сама Мариситэн со своим окружением.

Часть другой визуализации. ...потом на диске солнца визуализируются каньдзи ha 破 - разрушать и имя врага. Затем они изображаются, и по изображению наносится три удара специальным веером. Затем читается 1000 раз мантра Мариситэн, после окончания делается три щелчка пальцами...

В гумбай-дзюцу на веер наносились символы. Кроме изображения Мариситэн антропоморфного и в форме Ятагарасу (трехного ворона), Богиня также изображалась как бондзи сиддхам vaM окруженная двенадцатью лунами, представляющими годовой цикл (кит. Shih-erh-chih, яп. jUni shi) Второй круг состоял из 28 красных и белых точек, которые по одной гипотезе представляют 28 китайских знаков зодиака (кит. erh-shih-pa su, яп. nijU hasshuku), но как мне видится совершенно четко указывают на 28 лунных дней. Магия этого типа была широко разработана еще в Индии и Тибете, содержалась в указаниях Артха Шастры и Бансенсюкай, во многих тантрах Индии и Китая. Японские источники heihO hijutsu ikkansho, heihO reizuisho, genke kinesshU и многие другие описывают как методы предсказаний и астрологических вычислений с применением гунбай утива, так и воздействия на ситуацию.

На фото слева 軍配団扇 gunbai uchiwa для практики - красный диск солнца и бондзи (биджа-мантра). На фото справа веер с луной и солнцем. Такие веера по сей день используются как атрибут судьи в поединках сумо.

На иллюстрации ситуация, когда полководцу приходится использовать гунбай-утива уже не только для командования

Использовался веер и для церемониальных целей - император жаловал веера особо отличившимся придворным. Одним из самых популярных подарков был веер. Считалось, что он приносит счастье и процветание. Форма веера, казалось бы, мало подходит для игр. Тем не менее, в период Эдо японцы увлекались игрой с веерами. На поверхность стола ставилась мишень в виде дерева гинкго. В нее кидали раскрытым веером. По тому как упало дерево и в какой степени открытости оказался после этого веер, бросавший получал определенное количество очков.

Идея - веер сокрывает лицо, а значит и душу, находит свое выражение в том, что при встрече с человеком более высокопоставленным, чем ты сам, использование веера по его прямому назначению запрещалось правилами приличия: лицо подчиненного должно быть открыто всегда.

Веер является также непременным аксессуаром актера. В представлениях средневекового театра Но, который дожил и до сегодняшнего дня, каждый персонаж обладает присущим только ему веером. Если это китаец, у него в руках будет круглый веер утива. Веера с черными пластинками (их должно быть 15) предназначаются для мужских и женских ролей, со светлыми - для стариков и монахов.

Поскольку при обмахивании совершаются движения, направленные как к себе, так и от себя, в ритуалах веер используется с двоякой целью. С одной стороны он способен прогонять злых духов, а с другой - акцентированное движение веера к себе предназначено для вызывания божеств. Веер широко используется в ритуальных танцах, исполняемых в синтоистских святилищах. В связи с этим непременным атрибутом жреца является веер. Зафиксированы случаи, когда веер почитается за главную храмовую святыню, в которой обитает божество. Одним из терминов, обозначающих общину верующих, является именно веер. То есть скрепленные штифтом планки складывающегося веера символизируют единство его бамбуковых составляющих - членов религиозной общины Веер широко используется в ритуальных танцах, исполняемых в синтоистских святилищах. В связи с этим непременным атрибутом жреца является веер. Зафиксированы случаи, когда веер почитается за главную храмовую святыню, в которой обитает божество. Одним из терминов, обозначающих общину верующих, является именно веер. То есть скрепленные штифтом планки складывающегося веера символизируют единство его бамбуковых составляющих - членов религиозной общины.

В представлении японцев загробный мир управлялся буддами, а не синтоистскими божествами. Поэтому для удачного перерождения в буддийском раю следовало разорвать свои связи с божествами, хотя при жизни практически для каждого японца было (и остается) совершенно нормальным посещение как буддийских храмов, так и синтоистских святилищ. Кроме того, следовало предотвратить возврат духа покойного в мир живых и устроить так, чтобы душа усопшего полностью ушла из этого мира. В противном случае злые духи могли через наиболее близкие к нему вещи нанести ему непоправимый вред. Способов разрыва с богами и жизнью было несколько. Можно было вывернуть наизнанку одежду покойного. Можно было разбить его чашку. А можно было после смерти разломать веер и забросить его на крышу дома или же перекинуть через ее конек.

Рисовались на веерах даже географические карты - такие веера брали с собой в дорогу путешественники. Также стоит отметить, что веер является атрибутом профессионала игры Го. У них есть интересная традиция писать на веерах девизы, цитаты и т.п.

Одним из самых популярных атрибутов учения фен-шуй является веер. Он выступает не только в качестве оригинального украшения, но и способа защиты от негативного воздействия. Перед тем как повесить его на стену, стоит узнать, о чем говорит конкретное расположение аксессуара и что на нем должно быть изображено.

Веер появился в Китае очень давно. Раньше им обмахивались представители сильного пола. Сегодня он считается сильным оберегом и эротическим символом.

Китайцы и японцы придают ему большое значение и вешают на стены комнат. Если использовать веер по фен-шуй, можно защитить жилище от отрицательной энергии, зависти и ненависти окружающих. Есть у него и другие чудесные свойства:

  • привлекает удачу в любви;
  • способствует развитию бизнеса;
  • укрепляет здоровье;
  • избавляет от усталости и депрессии.

Согласно китайской мифологии, веер принесла на землю богиня Ветра. Она спустилась с неба и подарила его людям для того, чтобы они больше не страдали. Если человеку нужна была помощь, стоило ему взмахнуть опахалом, и богиня приходила на выручку.

Считается, что вместе с воздушными потоками китайский веер несет благоприятную энергетику и дарит своему владельцу прилив сил. Его чудесные свойства активизируются при правильном использовании атрибута.

Зарядить энергией веер очень просто. Необходимо обмахиваться им в течение нескольких минут. После этого можно почувствовать бодрость и хорошее настроение. При каждом взмахе он будет привлекать энергию ци, которая способна оживить все на нашей планете. Ее потоки циркулируют в людях, животных и растениях, проходят через воздух и воду. Без нее не будет роста и существования.

Цвет и изображения на веере

Есть некоторые хитрости, которые позволяют достичь желаемого с помощью конкретных изображений на веере. Следует выбирать цвет предмета в зависимости от цели. Подробнее об этом расскажет таблица:

Рисунок на атрибуте способен внести коррективы в судьбу человека. Чаще всего на нем изображают следующие картины:

  1. Дракона. Притягивает карьерный рост и профессиональный успех.
  2. Сакуру или лотос. Являются и привлекают противоположный пол.
  3. Кедр. Оберегает от болезней и нормализует общее самочувствие, дарит прилив сил и ясность ума.
  4. Рыб. Привлекают финансы и .
  5. Павлина. Способствует рождению здорового ребенка.
  6. Журавлей. Продлевают жизнь и оберегают здоровье.
  7. Корабль. Притягивает удачу в работе.
  8. Любое изображение природы. Избавляет от усталости и хандры, дает хорошее настроение.
  9. Иероглифы. Выбираются в зависимости от потребностей. Это могут быть знаки любви, здоровья, семейного благополучия и т. д.
  10. Апельсины. Являются символом богатства и изобилия.

Популярны веера с изображением цветов, которые также несут символичный смысл:

  • роза говорит о чистоте помыслов, является символом страстной и крепкой любви;
  • тюльпан олицетворяет чистые и искренние чувства;
  • хризантема помогает рассеять сомнения, дарит покой;
  • нарцисс способствует великолепной карьере и профессиональному росту;
  • маки помогают в рождении ребенка;
  • подсолнухи отгоняют злых духов и являются символом жизни и здоровья.

Главное - веер должен нравиться владельцу по цвету и рисунку и вызывать эстетическое наслаждение. Но нельзя забывать о цветовой гамме интерьера. Часто кислотные цвета декора смотрятся нелепо и вызывающе. Лучше выбирать пастельные тона.

Тот, кто не нашел веер с нужным рисунком, может изобразить желаемый объект самостоятельно или приклеить его на опахало. Сила оберега от этого не уменьшится.

Какой веер выбрать?

Чаще всего в интерьере используют большой настенный веер. Однако можно повесить и небольшой атрибут даосской практики. Выбор размера зависит, в первую очередь, от габаритов комнаты. Не стоит вешать слишком большой веер в скромной спальне, иначе его сильные вибрации только ухудшат состояние домочадцев. В просторном помещении мощности опахала не хватит для насыщения положительной энергией.

На прилавках магазинов встречаются атрибуты с односторонним и двухсторонними рисунками. Для дома можно выбрать односторонний вариант. Две стороны с рисунком больше подойдут для опахала, которым пользуются по прямому назначению. Так, в случае упадка сил нужно обмахнуться им несколько раз, чтобы почувствовать облегчение и повысить тонус.

Картина с изображением веера не обладает свойствами отдельного атрибута. Она выполняет лишь декоративную функцию. То же самое касается зеркал в виде опахала.

Мнение эксперта

Мельник Дмитрий

Мастер фен-шуй

Важно обращать внимание на материал предмета. Он должен быть приятным на ощупь, а в самом полотне недопустимы просветы.

Где разместить веер?

Нужно понимать, что веер в доме является связующим звеном энергетических материй. Поэтому важно не навредить себе и близким и продумать его расположение. Лучше всего повесить его там, где ощущается застой энергии. Причем направлять опахало следует в тот угол, который нуждается в подзарядке.

Если это , нужно расположить его рядом с кроватью, но не над ней. Минимальное расстояние от спального места должно составлять один метр. Когда требуется добиться карьерного роста и успеха в делах, нужно разместить атрибут позади рабочего места так, чтобы веер был за спиной.

Хорошо вешать красный веер на юге или севере, а вот на западе жилища лучше его не размещать. Нужно выбирать сектор в зависимости от желаемой цели:

на юге находится сектор славы, там нужно повесить веер с изображением павлина или орла;

в секторе любовь-брак (восток) лучше располагать опахало с парными предметами;

на юго-востоке (богатство) можно повесить атрибут с изображением кедра или апельсина;

на севере (карьера) желательно вешать опахало с изображением птицы.

Повесить веер на стену очень легко. Обычно на нем уже имеются специальные завязки. Необходимо закреплять предмет вверх опахалом под углом 45 градусов. Нельзя направлять его строго вниз или вверх. Если не хочется загромождать стену, можно поставить его на полку или подставку.

Где нельзя размещать веер?

Есть места, где лучше не размещать веер. К ним относятся:

  1. Область над кроватью. Нельзя вешать опахало непосредственно над спальным местом, иначе обеспечены бессонница и кошмары.
  2. Стена перед рабочим столом. Веер в этом месте может стать причиной суматохи.
  3. Место напротив входной двери. Такое размещение предмета спровоцирует выход энергии из дома на улицу. Однако допустимо размещать здесь красный атрибут для привлечения удачи.

Нужно помнить, что веер не просто талисман. В зависимости от рисунка на нем, приносит двойную пользу своему владельцу. Главное - грамотно расположить атрибут фен-шуй и верить в его чудесные силы, а для этого следует обмахнуть им помещение три-четыре раза, чтобы задать динамику приятным изменениям.

Кроме распространенных видов единоборств, подобных кэндо или каратэ, здесь зародились достаточно экзотические. На одном из главенствующих мест стоит искусство владения боевым веером, или тэссэн-дзюцу, которое включает в себя комплексные элементы защиты и нападения при помощи такого специфического оружия.

Почитание веера в Японии

В Японии веер оставался одинаково любимым аксессуаром женщин и мужчин. Воины не могли с ним расстаться даже во время войны, поэтому изящный предмет перетерпел множество трансформаций. Веер из безобидной красочной безделушки превращается в грозное оружие, разящее врага подобно

С течением времени веера обрастают специфическими функциями, зависящими от предназначения. Поэтому возникли боевые, сигнальные и комбинированные конструкции, которыми можно было не только сражаться, но и обмахиваться. А для человека в военном обмундировании наличие веера превратилось не в прихоть, а в необходимость, особенно во время длительных походов под знойным солнцем.

Веер находился в наличии у командующих отрядами, а по рисунку на этом предмете судили о принадлежности подразделения к определенному клану. Веером во время боя подавали сигналы, благодаря которым можно без слов управлять действиями воинов. А для японской аристократии дорогой аксессуар был свидетельством ранга владельца, на нем отображали определенные узоры и цвета.

Разновидности опасного аксессуара

  • Гунсэн - складной веер. Его использовали по предназначению, чтобы обмахиваться в зной. Внутренние спицы изготавливались из бронзы, дерева, латуни или другого металла. Покрытие и внешние спицы делали из железа. Такая конструкция обладала легкостью, но также была чрезвычайно крепкой. Воины предпочитали прятать веер гунсэн в область пояса или груди, но при втором варианте нельзя воспользоваться луком или мечом.
  • Тэссен - складной тип веера, внешние спицы которого изготовлены из пластин железа. На вид он напоминает обычный веер, но в сложенном состоянии используется вместо дубинки. Самураи могли вступить с таким оружием наперевес там, где запрещалось орудовать мечом. В школах фехтования учили вести бой с помощью тэссена. Боевым веером тессеном отводили в сторону летящие дротики и стрелы, метали его в сторону противника или использовали при переправе через реку.
  • Гунбай, гунпай или дансэн утива - твердый раскрытый веер значительных габаритов, изготовленный полностью из железа или дерева с включением металлических компонентов. С таким веером ходили знаменитые военачальники, им пользовались для отражения дротиков и стрел, также сигнализировали о способе ведения боя отрядам.

Преобразование веера в оружие

Деревянные веера были очень хрупкими, часто ломались, поэтому их стали мастерить из металлических спиц. Такие «железные веера» стали называть «тэссэн». Нет задокументированных свидетельств о том, кто первый придумал применить тэссен в качестве оружия.

Японское боевое искусство с применением такого аксессуара получило название «тэссен-дзюцу». Техника ведения боя и владения веером в тэссен-дзюцу напоминает кэндо, то есть тактику ведения боя на мечах. Но специфика использования веера отличается множеством особенных приемов, свойственных только этому виду боевых искусств.

Железный веер в сложенном виде используется для нападения, а в развернутом - в качестве защиты. По старинной легенде, такое оружие создал воин Минамото-но-Ётшинсуне, в бою победивший мифическое чудовище тэнгу, зажав наконечник его копья между пластинами веера.

С тех пор многие школы боевых искусств в обязательном порядке учили бойцов мастерству тэссен-дзюцу. Особенное развитие получило это боевое искусство в знаменитой школе Синкагэ-рю. В некоторых провинциях остались мастера, владеющие веерами, по аналогии с древними японскими боевыми искусствами по типу сумо, айкидо, кю-до, ябусамэ (стрельба сидя верхом на лошади по бегущей собаке из

Популярность тэссен-дзюцу

Тэссен-дзюцу получило распространение среди низших слоев общества, не имеющих права пользоваться мечом. Опытные бойцы достигали такого верха мастерства владением своим оружием, что могли справиться с несколькими противниками, вооруженными самурайскими мечами.

В одной старинной летописи рассказывается о происшествии в жизни мастера единоборств по имени Ганн-рю, который, благодаря искусному владению боевым веером, смог выйти победителем из противостояния с 10 противниками. При этом на нем не осталось ни одной царапины.

История боевого веера

На территории Японии развивались и модифицировались два вида веера. Один из них, знакомый каждому, складывали из пластинок и обтягивали плотной бумагой. Если его разложить, то конструкция принимает форму полукруга. На своей родине получает название "оги" или "сэнсу" (сен). В таком виде становится известным в Европе, где стал именоваться японским веером, хотя на родине считается крестьянским и используется для просеивания риса от шелухи.

Вторая разновидность имеет свою специфику и называется "дансэн" или "утива". Это веер округлой формы с жесткой ручкой. На древних картинках часто можно увидеть такой японский веер, чаще всего он изображается в руках знати. Происхождением обязан модернизации широкой палочки для правильной осанки - саку, которой держали подбородок и грудь во время церемоний. Позже палочка превратилась в веер, стала символизировать статус владельца.

Самурайский веер: описание

Каждый самурай имел личный оги. Веера изготавливали различных модификаций и называли гунсен или тэссен. Для его изготовления применяли тонкие полосы из железа, или же их вставляли только по краям веера. Весила такая конструкция от 200 до 500 грамм.

Веер из металла состоит из 8-10 металлических пластин с заточенными ребрами и краями. Единственной формы изготовления не существовало: маленький, большой, с узкими или широкими пластинами. Его носили по необходимости. Если приглашали на официальный прием, тэссен держали в сложенном виде за поясом, но также припрятывали в рукав или за голенище сапога.

Веера богато украшали, наносили инкрустации, изображали солнце и луну, животных, природу, сказочные существа, немного позднее наносят на них герб семьи или специальный знак отличия. Сверху покрывали водостойким лаком или золочением. Веер превратился в символ статуса обладателя. По тому, как оформлена кисточка, прикрепленная к рукояти, судили о степени знатности.

Методика использования

Пользуются боевым тэссеном как в свернутом, так и в раскрытом виде. В сложенном состоянии используют подобно дубинке, а развернутый веер защищал от меча или Пластинки не удержат стрелу, но любой летящий предмет перенаправят в сторону. Рубящие и режущие удары наносили краями острых лезвий по незащищенным участкам тела противника: шее, лицу, по кистям рук, чтобы выбить оружие из рук или ослабить хватку. Если аксессуар находился в сложенном виде, то били ниже и выше колена, чтобы враг потерял равновесие, а раскрытым перекрывали видимость в ближнем бою.

Самураи высоких рангов часто использовали тэссен для самозащиты от противника ниже рангом, ведь пользоваться мечом можно было против достойного соперника. Существовало ограничение на ношение при себе меча в доме, часто запрещали ношение различного оружия, поэтому тэссен получил широкое распространение как прекрасное средство для защиты.

в близком бою

Боевым веером при бое с близкой дистанции противнику можно было закрыть обзор. Поэтому, кроме тэссена, пользовались еще одним видом оружия, часто брали с собой короткий меч танто (который иногда называют ножом, но это противоречит истине, ведь танто относится к коротким мечам). Для рассеивания внимания врага чередовали закрывание и раскрывание веера, что становилось дополнительной помехой для соперника и рассредоточивало его действия.

Тэссен в деле: истории из глубины веков

Известны забавные случаи из истории боевого веера. Самурай Мацумура Сокон считался великолепным мастером рукопашного боя. До сегуна дошла весть о мастерстве и подвигах самурая. Сегуну захотелось устроить представление перед подданными и лицезреть мастера в бою, поэтому он вызвал его к себе и предложил через 10 дней поучаствовать в военном празднике, где Мацумуре предстоит сразиться на арене с быком. Воин решил пойти на определенную хитрость, ведь он не чувствовал уверенности в исходе поединка с разъяренным животным. Он подкупил охрану, где бык стоял в стойле, и все 10 дней пробирался к животному, чтобы за перегородкой бить его боевым веером по морде. Процедура продолжалась, пока бык не падал обессиленный. Спустя пару от одного вида самурая опускалось на колени, чтобы снова не получать побои.

Наступило празднование. Огромное количество народа собралось на трибунах, съехались желающие посмотреть бой великого мастера даже из соседних провинций. Трибуны ревели в предвкушении зрелища, а быка уже выпустили на арену. Мацамура медленно вышел на засыпанную песком площадку, а в его руках был только самый обыкновенный веер. При виде самурая бык взвыл и рухнул перед ним на колени. Публика получила настоящий восторг от увиденного зрелища, а сегун - удовлетворение от подтверждения мастерство своего подданного.

Самозащита и тэссен

Боевым веером пользовались при настоящих схватках, в особенности когда правила запрещали обнажать самурайские мечи, например в доме повелителя. По правилам, когда приходится посещать дом или комнату старшего по рангу, самурай становится на колени и перед собой кладет веер. Касается татами ладонями и после совершает традиционный поклон.

Одному самураю надлежало явиться перед глаза своего господина, чтобы держать ответ за довольно серьезное прегрешение. Подчиненный догадывался, что его в любой момент могут убить, и всячески обдумывал дальнейшие действия. Подручные господина намеревались тяжеловесными створками раздвижной двери сломать ему шею, когда он на минуту остановится для ритуального поклона. Самурай выжил благодаря своей изворотливости. Чтобы не допустить движения дверей, он подсунул боевой веер в дверной желоб. При движении двери отскочили от него, а сам самурай остался невредимым. Господин остался в восторге от находчивости подчиненного, поэтому милостиво даровал прощение.

Боевые аксессуары остались в прошлом

После появления огнестрельного оружия о боевом веере и мече для участия в вооруженных конфликтах стали забывать. Он превратился исключительно в женский аксессуар. Практически ушло в прошлое искусство боя тэссен-дзюцу, и если в современной Японии еще можно отыскать любителей боя при помощи боевого веера для айкидо, кю-до и др. искусств, то это единицы. Нельзя говорить о массовом увлечении этим видом единоборств. Ведь такие тренировки с применением веера с заточенными металлическими краями чрезвычайно опасны, после них остаются глубокие порезы и шрамы.

Loading...Loading...